Биография некрасова когда родился. Некрасов, николай алексеевич - личная жизнь

Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву (ур. Брянская) — жену писателя Ивана Панаева.

Авдотья Панаева, привлекательная брюнетка, считалась одной из самых красивых женщин Петербурга того времени. Кроме этого, она была умна и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа Ивана Панаева.

С. Л. Левицкий. Фотопортрет Н. А. Некрасова

Её собственный литературный талант привлекал в кружок в доме Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Её мужа, писателя Панаева, характеризовали как повесу и гуляку.




Дом Краевского, в котором размещалась редакция журнала «Отечественные записки»,
а также находилась квартира Некрасова


Несмотря на это, его жена отличалась порядочностью, и Некрасову пришлось приложить немалые усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой замечательной женщины. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось.

Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.



Авдо́тья Я́ковлевна Пана́ева


Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи — Иваном Панаевым.

Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева. Всё это вызывало общественное осуждение — про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу.



Некрасов и Панаев.
Карикатура Н. А. Степанова. «Иллюстрированный альманах»,
запрещенный цензурой. 1848


В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Ей даже удалось от него забеременеть, а Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов — так называемый«Панаевский цикл» (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе).

Соавторству Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов, имевших большой успех. Несмотря на такой нестандартный образ жизни, эта троица оставалась единомышленниками и соратниками в деле возрождения и становления журнала «Современник»

В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и Николай Алексеевич. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые в дальнейшем привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях.

В 1862 году умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём Панаевой, этой эффектной брюнетке, Некрасов посвятил много своих пламенных стихов.

В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев. Жил он преимущественно в Париже вместе со своими спутницами — родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен (фр. Lefresne), с которой он познакомился ещё в Петербурге в 1863 году.




Н.А. Некрасов в период "Последних песен"
(картина Ивана Крамского, 1877-1878)


Селина была обычной актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре. Она отличалась живым нравом и лёгким характером. Лето 1866 года Селина провела в Карабихе. А весной 1867 года она отправилась за границу, как и в прошлый раз, вместе с Некрасовым и его сестрой Анной. Однако на этот раз она в Россию больше не вернулась.

Однако это не прервало их отношений — в 1869 году они встретились в Париже и весь август провели у моря в Диеппе. Некрасов остался очень доволен этой поездкой, поправив также и своё здоровье. Во время отдыха он чувствовал себя счастливым, причиной чему была и Селина, которая была ему по душе.



Селина Лефрен


Хотя её отношение к нему было ровным и даже чуть суховатым. Вернувшись, Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

Позже Некрасов познакомился с деревенской девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой, простой и необразованной. Ей было 23 года, ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя — Зина.

Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. Однако Некрасов всё же тосковал по своей прежней любви — Авдотье Панаевой — и одновременно любил и Зинаиду, и француженку Селину Лефрен, с которой у него был роман за границей.

Одно из самых своих знаменитых стихотворных произведений — «Три элегии» — он посвятил только Панаевой.
2
Следует также упомянуть о страсти Некрасова к игре в карты, которую можно назвать наследственной страстью семьи Некрасовых, начиная с прадеда Николая Некрасова — Якова Ивановича, «несметно богатого» рязанского помещика, который довольно быстро лишился своего богатства.

Впрочем, и вновь разбогател он достаточно быстро — одно время Яков был воеводой в Сибири. В результате страсти к игре его сыну Алексею досталось уже одно только рязанское имение. Женившись, он получил в качестве приданого село Грешнево. Но уже его сын, Сергей Алексеевич, заложив на срок ярославское Грешнево, лишился и его.

Алексей Сергеевич, когда рассказывал своему сыну Николаю, будущему поэту, славную родословную, резюмировал:

«Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед — две, дед (мой отец) — одну, я — ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю».

И только Николаю Алексеевичу первым удалось переломить судьбу. Он также любил играть в карты, но стал первым — не проигрывавшим. В то время, когда его предки проигрывали, — он один отыгрывал и отыграл очень много.

Счёт шёл на сотни тысяч. Так, ему весьма крупную сумму проиграл генерал-адъютант Александр Владимирович Адлерберг, известный государственный деятель, министр Императорского Двора и личный друг императора Александра II.

А министр финансов Александр Агеевич Абаза проиграл Некрасову больше миллиона франков. Николаю Алексеевичу Некрасову удалось вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство и которое было отобрано за долг его деда.

Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота. Псовая охота, которую обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, была гордостью Алексея Сергеевича.

Отец поэта давно простил своего отпрыска и не без ликования следил за его творческими и финансовыми успехами. И сын до самой смерти отца (в 1862 году) приезжал к нему в Грешнево каждый год. Некрасов посвятил псовой охоте весёлые стихи и даже одноимённую поэму «Псовая охота», воспевающую удаль, размах, красоту России и русской души.

В зрелом возрасте Некрасов пристрастился даже к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»).

Авдотья Панаева вспоминала, что, когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы — везлись дорогие вина, закуски и просто провизия. С собой даже брали повара. В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи — Савушка («сплошавший на сорок первом медведе») из «В деревне», Савелий из «Кому на Руси жить хорошо».

Также поэт любил охотиться на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи. Ходил он на охоту и с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, с которым они долгое время дружили и переписывались.

Некрасов в своём последнем послании Тургеневу за границу даже просил того купить ему в Лондоне или Париже ружьё Ланкастера за 500 рублей. Однако их переписке было суждено прерваться в 1861 году. Тургенев не ответил на письмо и ружья не купил, а на их многолетней дружбе был поставлен крест.

И причиной тому были не идейные или литературные разногласия. Гражданская жена Некрасова, Авдотья Панаева, ввязалась в тяжбу о наследстве бывшей жены поэта Николая Огарёва. Суд присудил Панаевой иск на 50 тысяч рублей. Некрасов оплатил эту сумму, сохранив честь Авдотьи Яковлевны, но тем самым его собственная репутация пошатнулась.

Тургенев выведал у самого Огарёва в Лондоне все хитросплетения тёмного дела, после чего порвал все отношения с Некрасовым. Некрасов-издатель разошёлся и с некоторыми другими старыми друзьями — Л. Н. Толстым, А. Н. Островским. В это время он и переключился на новую демократическую волну, исходившую из стана Чернышевского — Добролюбова.



Зинаида Николаевна Некрасова (1847-1914)
— супруга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова


Ставшая в 1870 году его поздней музой Фёкла Анисимовна, наречённая Некрасовым на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове — циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг.

Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова — чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь



Биография Николая Алексеевича Некрасова

Талантливый русский писатель Некрасов Николай Алексеевич родился 28 ноября 1821 г. в небольшом городке Немирово Подольской губернии в многодетной семье обедневшего дворянина Алексея Сергеевича Некрасова. Отец был поручиком егерского полка в Немирове. Мать - Александра Андреевна Закревская, полюбившая его против воли своих зажиточных родителей. Брак состоялся без их благословения. Но наперекор ожиданиям жены Некрасова, семейная жизнь супругов была несчастливой. Отец поэта отличался своей деспотичностью по отношению к своей жене и тринадцати детям. Имел много пагубных пристрастий, которые привели к обеднению семьи и нужде переехать в деревню Грешнева, родовое имение отца, в 1824 г., где и проходило несчастливое детство будущего прозаика и публициста.

В десятилетнем возрасте Николай Алексеевич поступил в Ярославскую гимназию. В это период он только начинал писать свои первые произведения. Однако из-за низкой успеваемости, конфликтов с руководством гимназии, которому не нравились сатирические стихи поэта, а также из-за желания отца отдать сына в военное училище мальчик проучился всего пять лет.

По воле отца в 1838 г. Некрасов приезжает в Петербург для вступления в местный полк. Но под влиянием своего товарища по гимназии Глушицким, он идет против воли отца и подает документы на поступление в Петербургский университет. Однако из-за постоянных поисков источников заработка, Некрасов не сдает успешно вступительные экзамены. В результате он стал посещать занятия на филологическом факультете, где проучился с 1839 по 1841 г.г.

Все это время Некрасов был в поисках хоть какого-то заработка, поскольку его отец перестал выделять ему денежные средства. Начинающий поэт брался за написание мало оплачиваемых сказок в стихах, статьей для различных изданий.

В начале 40-х г. Некрасову удается писать небольшие заметки в театральный журнал "Пантеон…", стать сотрудником журнала "Отечественных Записок".

В 1843 г. Некрасов сблизился с Белинским, который высоко оценил его творчество и поспособствовал раскрытию его таланта.

В 1845-1846 годах Некрасов издает два альманаха "Петербургский сборник" и "Физиология Петербурга".

В 1847 г. благодаря дару писать превосходные произведения Некрасову удается стать редактором и издателем журнала "Современник". Будучи талантливым организатором, он сумел привлечь в журнал таких литераторов как Герцена, Тургенева , Белинского, Гончарова и др.

В это время творчество Некрасова пропитано состраданием к простому народу, большинство его произведений посвящено тяжелой трудовой жизни людей: "Крестьянские дети" , "Железная дорога" , "Мороз, Красный нос", "Поэт и гражданин" , "Коробейники" , "Размышления у парадного подъезда" и др. Анализируя творчество писателя, можно прийти к выводу, что Некрасов в своих стихах затрагивал остросоциальные проблемы. Также, значительное место в своих произведениях поэт отвел роли женщины, ее нелегкой доле.

После закрытия "Современника" в 1866 г., Некрасову удается арендовать у Краевского "Отечественные Записки", заняв не менее высокую ступень чем "Современник".

Умер поэт 8 января 1878 в Петербурге, не преодолев многолетнюю тяжелую болезнь. Свидетельством великой утраты такого талантливого человека был манифест из нескольких тысяч человек, пришедших попрощаться с Некрасовым.

Кроме биографии Некрасова, ознакомьтесь также с другими материалами:

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

На рубеже 1830-1840-х годов в русской литературе происходит смена литературных эпох: после гибели Пушкина и Лермонтова русская поэзия вступает в новую пору развития, и на первый план в ней выходит поэзия Тютчева, Некрасова, Фета и большой группы новых поэтов. Конечно, эти изменения происходят не оттого, что новые поэты попросту заняли место своих великих предшественников, — пришло иное общественно-историческое время, нуждавшееся в своей поэзии. Необходимость художественного осмысления нового положения человека в мире и обществе проявилась в философской поэзии Тютчева, личная жизнь, переживания природы и любви стали содержанием лирики Фета. Некрасов в своей лирике с самого начала творчества сосредоточивается на общественной проблематике, и идейной доминантой его поэзии становится гражданский пафос.

Общественная направленность лирики Некрасова, острота её социальной тематики, сочувствие к русскому обездоленному человеку были предопределены самой жизнью поэта. Детство Некрасов провёл в деревне Грешнёво Ярославской губернии, в имении отца, небогатого дворянина, отставного поручика Алексея Сергеевича Некрасова. Любовь и светлые воспоминания о матери, Елене Андреевне, которые поэт пронёс через всю жизнь, отразились в его творчестве проникновенным вниманием к женской участи. Ещё с детства Некрасов узнал нужду, а поскольку отец, служивший исправником, часто брал мальчика с собой, разъезжая по делам, тот не раз оказывался свидетелем человеческих несчастий.

В семнадцатилетнем возрасте Некрасов, следуя воле отца, уехал в Петербург устраиваться на военную службу, однако вскоре ослушался и, несмотря на угрозу лишиться материальной поддержки, предпочёл литературную деятельность. Некрасов стал вольнослушателем на филологическом факультете Петербургского университета и в то же время искал способы заработать на жизнь. О той поре своей жизни Некрасов вспоминал как о самой трудной — это было время недоедания, постоянной нужды и заботы о завтрашнем дне. Некрасову во многом помогло сближение с В.Г. Белинским. Он стал постоянным членом литературного кружка Белинского, начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки». В 1840-е годы Некрасов, будучи энергичным, предприимчивым и талантливым человеком, был уже знаком со всем литературным обществом Петербурга. В числе его друзей и хороших знакомых были И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Д.В. Григорович, В.И. Даль, М.Е. Салтыков-Щедрин, И.И. Панаев и многие другие литераторы. О стремительности успеха Некрасова говорит тот факт, что уже в 1846 году вместе с И.И. Панаевым он выкупил знаменитый, организованный ещё А.С. Пушкиным журнал «Современник». Под новым руководством журнал стал центром литературной жизни Петербурга. Значительную роль в развитии «Современника» сыграл также Белинский, а позже — Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов.

Творческая и общественная деятельность Некрасова нашла воплощение в его литературных сочинениях, журналистике и издательской работе. Велико общественное значение журналов «Современник» и «Отечественные записки», издаваемых Некрасовым в течение тридцати лет, поскольку благодаря им русское общество знакомилось с лучшими современными произведениями, узнавало о новых писателях и критиках.

Однако истинным призванием Некрасова была поэзия. В двадцать лет он написал первый сборник стихотворений — «Мечты и звуки». Стихи этого сборника ещё незрелые, подражательные, в них нет самостоятельности, собственного поэтического голоса. Некрасов до такой степени был недоволен своим сборником, что позднее даже уничтожал изданные экземпляры. В ранние годы творчества у Некрасова был период, когда он пытался писать прозу, однако эти попытки были неудачными. Некрасову предстояло найти свою тему в поэзии, чтобы его поэтический талант мог проявиться в полной мере.

Тематика поэзии Некрасова оказалась очень широкой и разносторонней. Поначалу преобладали изображение страданий человека в большом городе, любовная лирика, элегии. Позже гражданская лирика поэта охватывает более глубокие темы, она обращается к жизни народа, особенно крестьянства, актуальным общественным вопросам. Таковы стихотворения «Несжатая полоса» (1854), «Школьник» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864). Общественная позиция поэта ярко проявилась в стихотворениях, написанных на смерть его соратников по деятельности: «Памяти Белинского» (1853), «На смерть Шевченко» (1861), «Памяти Добролюбова» (1864). Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова занимала особое место, и ярче всего она проявилась в стихотворении «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...», 1874). Глубокая нежность звучит в некрасовских стихотворениях о детях и женщинах, таких как «Песня Ерёмушке» (1859), «Крестьянские дети» (1861), «Мать» (1868). В поэмах «Саша» (1855), «Мороз, Красный нос» (1862-1864), «Русские женщины» (1871 — 1872) жизнь России показана с разных сторон, но в центре неизменно оказывается образ русской женщины: будь то женщина с высокими стремлениями, или крестьянка с трагической судьбой, или преданные жёны декабристов. В последний период творчества Некрасов работает над поэмой-эпопеей «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1876), в которой поэт создал грандиозную картину пореформенной России, запечатлевшую всё великое многообразие её жизни в богатой галерее образов крестьян, солдат, ремесленников, простого люда, помещиков, духовенства. Поэма впитала в себя русское народное творчество: песни, легенды, пословицы, сказочные элементы. В произведении преобладает сказовая форма повествования, русская разговорная речь. По художественной силе и идейному значению важны образы Савелия — богатыря святорусского, крестьянки Матрёны и народного заступника Гриши Добросклонова. В них воплощена главная идея творчества Некрасова, высказанная в песне, завершающей поэму «Кому на Руси жить хорошо»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка-Русь!..

Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 г . на Украине в местечке Немиров Подольской губернии в дворянской семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых.

1824–1832 гг. – жизнь в селе Грешнево Ярославской губернии

1838 г. – покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет. Отец лишает его средств к существованию.

1840 г. – первый подражательный сборник стихов "Мечты и звуки".

1843 г. – знакомство с В. Г. Белинским.

1845 г. – стихотворение "В дороге". Восторженный отзыв В.Г.Белинского.

1845–1846 гг. – издатель двух сборников писателей натуральной школы – "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник".

1847–1865 гг. – редактор и издатель журнала "Современник".

1853 г. – цикл "Последние элегии".

1856 г. – первый сборник "Стихотворения Н.Некрасова".

1861 г. – поэма "Коробейники". Выход второго издания "Стихотворений Н.Некрасова".

1862 г. – поэма "Рыцарь на час", стихотворения "Зеленый шум" , "В полном разгаре страда деревенская".
Приобретение усадьбы Карабиха близ Ярославля.

1868 г. – выход первого номера нового журнала Н.А.Некрасова "Отечественные записки" с поэмой "Кому на Руси жить хорошо".

1868 1877 гг. – совместно с М.Е.Салтыковым-Щедриным редактирует журнал "Отечественные записки".

1869 – появление в № 1 и № 2 "Отечественных записок" "Пролога" и первых трех глав "Кому на Руси жить хорошо".
Второе заграничное путешествие. Привлечение В. А. Зайцева к сотрудничеству в "Отечественных записках".

1870 – сближение с Феклой Анисимовной Викторовой – будущей женой поэта (Зина).
В № 2 "Отечественных записок" печатаются IV и V главы поэмы "Кому на Руси жить хорошо" , а в № 9 – поэма "Дедушка" с посвящением Зинаиде Николаевне.

1875 – избрание Некрасова товарищем председателя Литературного фонда. Работа над поэмой "Современники", появление первой части ("Юбиляры и триумфаторы") в № 8 "Отечественных записок". Начало последней болезни.

1876 – работа над четвертой частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо".
Стихотворения "Сеятелям", "Молебен", "Скоро стану добычею тления", "Зине".

1877 – в начале апреля – выход книги "Последние песни".
4 апреля – венчание на дому с Зинаидой Николаевной.
12 апреля – операция.
Начало июня – свидание с Тургеневым .
В августе – прощальное письмо от Чернышевского .
Декабрь – последние стихотворения ("О, Муза! Я у двери гроба").
Умер 27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г. – по новому стилю) в Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

16 октября 2014, 17:05

Честно говоря, о личности Некрасова, в отличие от его творчества, я мало что помню со школы, видимо из-за того, что в старших классах его (вроде бы) не проходили. Готовя пост, язаново открывала для себя Некрасова, поэтому, возможно, некоторые факты будут многим известны, а мне вот попались впервые.

♦ Некрасов был заядлым картежником. Азартным игроком он стал уже будучи взрослым человеком и знаменитым писателем. В детстве он играл с дворовыми. В 17 лет, оказавшишь в Петербурге без материальной поддержки отца (из-за того, что ослушался его и не пошел на военную службу в дворянском полку, предпочтя литературную карьеру). Денег у него не хватало не то что на игру, но даже на еду. Помог случай. На Некрасова обратил внимание Белинский и привел его в дом к литератору Панаеву. В доме литератора Ивана Панаева часто собирались известные и только начинающие литераторы, поэты, журналисты. В этом доме спорили Грановский и Тургенев, допоздна засиживался Виссарион Белинский, обедали Герцен и Гончаров и робко озирался на хозяйку дома молодой писатель Фёдор Достоевский. Николай Алексеевич не знал, как вести себя в этом обществе, был неловок, своими стихами шокировал присутствующих дам. После чтения стихов и обеда, гости решили развлечься и сели за преферанс. И вот тут-то новичок показал себя в полной красе, обыграв всех. Белинский был раздражен, встав из-за стола, он сказал: «С вами, батенька, играть опасно, без сапог нас оставите!»

♦ Годы бежали быстро, Некрасов уже руководил журналом «Современник». Надо отдать ему должное - журнал процветал под умелым руководством. Народники учили его поэмы наизусть. В личном плане дела тоже шли хорошо - Николай Алексеевич отбил жену у Панаева. Достаток его стал больше, поэт завел кучера и лакея.

♦ В пятидесятых годах он стал часто посещать Английский клуб и увлеченно играть. Панаева его предупреждала, что это занятие до добра не доведет, но Николай Алексеевич самоуверенно отвечал: «В чем другом у меня не хватает характера, а в картах я стоик! Не проиграюсь! Но теперь я играю с людьми, у которых нет длинных ногтей». И это замечание было сделано не просто так, потому что в жизни Некрасова был поучительный случай. Однажды у поэта обедал беллетрист Афанасьев-Чужбинский, он славился своими ухоженными длинными ногтями. Этот человек обвел Николая Алексеевича вокруг пальца. Пока ставки были маленькими, знаменитый поэт выигрывал. Но как только он увеличил ставку до двадцати пяти рублей, удача отвернулась от него, и за один час игры Некрасов потерял тысячу рублей. Проверяя карты после игры, хозяин обнаружил, что все они помечены острым ногтем. После этого случая Некрасов никогда не играл с людьми, имеющими острые, длинные ногти.

♦ Николай Алексеевич выработал даже свой кодекс игры:
- никогда не испытывать судьбу
- если в одной игре не везет, нужно переходить на другую
- расчетливого, умного игрока надо брать измором
- перед игрой надо посмотреть партнеру в глаза: если он взгляда не выдержит, игра ваша, но если выдержит, то больше тысячи не ставить
- играть только на деньги, которые отложены заранее, именно для игры.

♦ Некрасов ежегодно откладывал для игры до двадцати тысяч рублей, а затем, играя, увеличивал эту сумму в три раза. И только после этого начиналась большая игра. Но несмотря ни на что, Николай Алексеевич обладал удивительной работоспособностью, и это позволяло ему жить на широкую ногу. Надо признать, что не только гонорары составляли его доход. Некрасов был удачливым игроком. Его выигрыши достигали до ста тысяч серебром. Заботясь о народном счастье, он никогда не упускал и своего.

♦ Как все картежники, Николай Алексеевич верил в приметы, и это привело к несчастному случаю в его жизни. Обычно игроки считают плохой приметой одалживать деньги перед игрой. И надо же было случиться именно перед игрой Игнатию Пиотровскому, сотруднику «Современника», обратиться к Некрасову с просьбой выдать ему триста рублей в счет оклада. Николай Алексеевич отказал просителю. Пиотровский пытался уговорить Некрасова, он сказал, что если не получит этих денег, то пустит себе пулю в лоб. Но Николай Алексеевич был неумолим, а наутро он узнал о смерти Игнатия Пиотровского. Оказалось, что тот задолжал всего тысячу рублей, но ему грозила долговая тюрьма. Молодой человек предпочел смерть позору. Всю жизнь Некрасов помнил этот случай и мучительно переживал.

♦ Знаменитый поэт опровергал всем известную пословицу «кому не везет в карты, тому везет в любви». Несмотря на простоватую внешность и постоянные болезни, Некрасов отчаянно любил женщин. В юношестве он пользовался услугами горничных в доме своего отца. Затем, до встречи с Панаевой, пользовался услугами дешевых проституток.

Авдотья Яковлевна Панаева

♦ Иван Панаев был плохим семьянином. Он был кутила и прожигатель жизни, очень страстно любил женщин. Жену свою, Авдотью Яковлевну он поначалу любил и восхищался ее красотой, но был не в состоянии сохранить надолго супружескую верность. Авдотье он предоставил полную свободу. Но ее воспитание не позволяло ей решиться на измену. Пока в доме Панаева не появился молодой, амбициозный 22-летний поэт Николай Алесеевич Некрасов...

Авдотья была красивой девушкой: черноволосая, с чарующими огромными глазами и осиной талией мгновенно приковывала к себе взгляды мужчин бывавших в их доме. Она решительно отказывала всем, в том числе и новому гостю Николаю Некрасову. Он оказался настойчивее других. Но Панаева всячески отвергала его ухаживания, отстраняла от себя, не замечая, что тем самым сильнее разжигала страсть Некрасова. Летом 1846 года супружеская чета Панаевых проводила время в Казанской губернии в своем имении. С ними был и Некрасов. Здесь он окончательно сближается с Авдотьей. Ивану Панаеву до измены супруги не было никакого дела...

♦ Николай Некрасов был патологическим ревнивцем. Почти каждый их совместно прожитый день не обходился без скандала. Он был непостоянен, но столь же страстен. После обвинений и незаслуженных подозрений в адрес Авдотьи, он тут же остывал и мчался к ней мириться. Их отношения хорошо передает стихотворение "Мы с тобой бестолковые люди".

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир - и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...

В 1849 году Некрасов и Панаева ждут ребенка. У них рождается сын, но вскоре умирает после своего рождения. Панаева уезжает на лечение за границу. Некрасов очень сильно томится разлукой, пишет нежные письма Авдотье, и ужасно страдает от полученных от нее равнодушных ответов. Она возвращается и вместе с ней возвращается идиллия. Но она была непродолжительна.
У Некрасова снова вспышки яростной ревности и холодного отчуждения, которые сменяются сокрушительной страстью. Одолеваемый этими приступами он мог сильно оскорбить Авдотью, даже в присутствии посторонних. Она очень страдала, но терпела. Он часто сбегает от нее, но вновь возвращается. Его душа не находит покоя от любви и этой любовью он терзает Панаеву...Она сильно устала от жизни. Умер ее муж - Иван Панаев. Перед смертью попросил прощения за доставленные ей мучения и измены. Семьи не было, детей не было, красота уже начала увядать. Некрасов жил за границей и не звал ее к себе. Пятнадцать лет любви к нему закончились. Она находит в себе силы его забыть и выходит замуж за литературоведа Головачева. Вскоре у них рождается дочь.

♦ После долгих лет с Панаевой, Некрасов сходится с ветреной француженкой Селиной Лефрен. Промотав изрядную часть состояния Николя Алексеевича, она уехала в Париж. О французской актрисе Селине Лефрен-Потчер и ее романе с русским поэтом пишут мало – надо полагать, в силу того, что в творчестве Некрасова эта связь не оставила сколь-нибудь значительных следов. Лефрен было чуть за тридцать, она не отличалась особой красотой, но была обаятельна, остроумна, легка, пела, играла на рояле. Понимали они с Некрасовым друг друга плохо, так как он не владел французским, она только немного говорила по-русски. Часто о Лефрен говорят как о классической содержанке, пользовавшейся расположением мужчин для накопления небольшого капитала и отъезда на родину. Роман с француженкой начался на глазах у Авдотьи Яковлевны, глубоко оскорбленой тем, что Некрасов ничего не скрывал и, более того, низвел Панаеву до роли экономки. Интересно, что все близкие поэта - его сестры, племянницы, воспитанницы выделяли Панаеву из всех подруг Некрасова, говоря о том, что «обожали» ее. При Селине Лефрен все-таки сохранялся семейный уклад дома, но таких отношений с семьей Некрасова, как у Панаевой, у нее и близко не было. Селина имела в Париже маленького сына, кроме того, она часто жаловалась на плохой петербургский климат и, выехав с Некрасовым в Париж в 1867 году, больше в Россию не вернулась.

♦ Ему было в это время 48 лет, и очень скоро у Некрасова появилась первая и единственная законная жена - простолюдинка 19 лет от роду Фекла Викторова. Поэту страшно не нравилось ее имя, и Фекла стала Зиной, Зинаидой Николаевной. По словам родных поэта, Зина была похожа на сытенькую и чистенькую горничную, была малограмотной, шалела от петербургских магазинов, целовала Некрасову руки и учила наизусть его стихи. Очень упорно и целеустремленно она шла к тому, чтобы сделаться Некрасовой, и в возрасте 56 лет смертельно больной раком, похожий на скелет Некрасов обвенчался с Зиной, а через полгода ушел из жизни. По завещанию Зине досталось имение «Чудовская Лука» и имущество петербургской квартиры. По слухам, всё это она раздарила родственникам поэта, которые ее на порог потом не пускали и знать не желали. Фекла-Зина уехала на свою родину в Саратов, где жила очень замкнуто и скромно до самой смерти. Права на свои произведения поэт завещал сестре Анне Алексеевне Буткевич.

А теперь то, что мне показалось интереснее фактов об азартных играх и непростыой любовной линии. Мне кажется, нижеописанное характеризует Некрасова как человека больше, чем то, что было выше. Судите сами. (я постаралась сжать информацию, но сути это не меняет)

♦ Николай Алексеевич был и азартным охотником. Это было не просто увлечение, а настоящая страсть, которой он отдавался с головой. О его меткости ходили легенды. Поговаривали, что Некрасов из двустволки мог попасть в монету на лету, и в одиночку ходил на медведя. Некрасов на охоте

♦ Особенную любовь он питал к охотничьим собакам . Любовь эта появилась у Некрасова в раннем детстве, когда в тринадцать-четырнадцать лет он с отцом, завзятым охотником, уже гонял и травил зверя и, счастливо уставший, засыпал прямо в полях в обнимку с очередным Хватаем или Заветкой. Разумеется, как только у него появилась возможность, а это произошло уже в начале 1850-х годов, он сразу же завел не одну, а несколько легавых собак, породу в то время достаточно новую и модную. В приемную знаменитого журнала "Современник" к ничего не подозревавшему посетителю порой выбегало до десяти собак, практически не знавших тяжести хозяйской руки.
Собака породы пойнтер

Возглавлял эту компанию пойнтер Оскар , уже пожилой и проводивший большую часть времени на турецком диване хозяина. Выгуливал их, или как тогда это называлось "вываживал", по унылым петербургским улицам единственный лакей Некрасова Василий, который называл Оскара "капиталистом", поскольку был уверен, что хозяин непременно положит на имя собаки деньги в банк, как каждый вечер утверждал Некрасов.

В начале пятидесятых годов у Некрасова появился черный английский пойнтер Раппо , грудастый и несколько коротконогий, который совершенно, если можно так выразиться, сел поэту на шею, ибо был невозможно ленив. Он сделал его героем своего малоизвестного романа "Тонкий человек". Раппо оставил след не только в романе, но и в переписке Некрасова с Тургеневым.

И. С. Тургенев на охоте

Скоро Раппо погиб от обжорства, и в конце июня 1857 года Некрасов привез из Англии очень дорогого щенка крупно-крапчатого пойнтера, названного им Нелькой . Нелька доставила немало хлопот Некрасову в пути, умудрилась выпрыгнуть в окно поезда и повредить лапки. Всю дорогу Некрасов выносил его на воздух на руках, а в Дерпте повел в "скотоврачебную клинику". Однако Нелька держалась молодцом, что дало хозяину повод писать Тургеневу: "Славный характер у собаки! Нельзя ее не полюбить, жаль будет, если из нее ничего не выйдет..."

Пока же сучка подрастала и обещала много, Некрасов охотился с другими собаками, в том числе с пойнтером Фингалом . Некрасов всегда не мог нахвалиться умом и хорошим характером Фингалушки. Но главное, поэт запечатлел своего любимца и в стихотворении "На Волге", и в любимых до сих пор всеми "Крестьянских детях":
Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив. Что стали ребята смелей,
"Эй, воры идут! - закричал я Фингалу. -
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!"
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег - и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выделывать штуки,
Что публика с места сойти не могла...
Но точно удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей...
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.

Но не верному Фингалу суждено было стать последней и самой страстной любовью поэта. Через одиннадцать лет, уже став всенародно известным и весьма богатым человеком, он приобрел еще одного черного пойнтера, получившего имя Кадо . Некрасов не то что любил, он обожал своего несравненного Кадо, позволяя ему буквально все. На знаменитых обедах, устраиваемых для сотрудников "Отечественных записок" раз в месяц, Кадо разрешалось даже вскакивать на стол и прохаживаться по нему, выбирая с тарелок гостей кусочек полакомей, а потом лакать воду из хрустальных кувшинов. Разумеется, все терпели. Потом ему отдельно обязательно подавалась жареная куропатка, которую он преспокойно съедал на дорогом персидском ковре или трепал на шелковой диванной обивке. Аккуратист Гончаров приходил в ужас и каждый раз старался заметить, где именно остаются эти сальные пятна, чтобы не сесть на них, увы, Кадо ел везде и делал, что хотел. Любопытно, что Кадо никогда не лаял на приходивших к Некрасову гостей, за исключением лишь цензоров и Салтыкова-Щедрина. Вечно угрюмый и частенько не в меру грубый сатирик пользовался искренней нелюбовью пойнтера. И когда писатель приходил к Некрасову, то во избежание "инцидента" Кадо запирали в другой комнате. Однажды у Некрасова проходило совещание редакции, на котором присутствовал и Щедрин. Кадо в спешке и по неосмотрительности забыли запереть, и он, пользуясь счастливым случаем, пробрался в прихожую и, разыскав там шинель сатирика, отгрыз у нее полполы! В итоге Некрасову пришлось покупать пострадавшему новую шинель.
Но все же не незабвенному Кадо суждено было поставить точку в истории некрасовских собак. Уже больной, поэт нередко спускался в типографию своего журнала и вместе с ним всегда шел рядом пойнтер Кирюшка . Некрасов умер, собака осталась никому не нужной и по старой памяти прибежала в типографию. Там ее приютили, стали кормить, и скоро осиротевшая Кирюшка так привязалась к наборщикам, что ходила с ними везде да и умерла в той же типографии рядом с печатным станком, продолжающим печатать издания главного дела поэта.

И напоследок
Некрасов был довольно состоятельным человеком. Его отличал практичный подход к делам «Современника», который оказался финансово успешным проектом. Кроме того, у Некрасова была одна чудесная особенность - ему невероятно везло в карты, он много играл и много выигрывал. Поэт был всегда щедр по отношению к своим женщинам. Когда И.И.Панаев вложил деньги в «Современник», он никак не оформил это, но после его смерти Некрасов выплатил все деньги Панаевой. Также он помогал материально и Лефрен, и по завещанию оставил ей деньги. Говорят, что в пору начинавшегося романа с Зиной, Некрасов ездил в Париж к Селине Лефрен и жил там 3-4 недели, искренне прося ее о возвращении. Также практически одновременно он писал друзьям о тоске по Панаевой. Как бы то ни было, романов у Некрасова было много, но достойной его наследия и хорошо известной всем, кто любит поэта, «женщиной Некрасова», оказалась вовсе не законная его супруга, а Авдотья Яковлевна Панаева.

P.S. Жаль , не могу указать, на каком фоте какая из собак Некрасова...