Чем отличается объект изучения от предмета. Объект и предмет исследования: примеры и определение понятий

Перед тем как приступить к исследованию необходимо определить объект и предмет исследования. Объект - определенное явление, которое становится полем исследовательской деятельности. Предмет - более детализированная характеристика объекта , рассматривающая определенные его стороны в заданных условиях

Объект исследования

Чаще всего при написании исследоватльской работы проблемы возникают с формулировкой предмета, объект исследования определить гораздо проще. Объект - это область, явление, сфера знаний, процесс, в рамках которых будет осуществляться исследование. Иными словами, это часть реальности, которую исследователь будет изучать. Объект может иметь не только научная работа, но и любая другая деятельность или научное направление. Например, в социологии объектом является общество, в психологии - психика человека, в медицине - человек.
Объект исследования должен быть тесно взаимосвязан с темой исследовательской работы, его характеристики и определения должны быть рассмотрены и изучены в ходе исследования. Объект, как можно понять из этого названия, всегда существует объективно, вне зависимости от исследователя и точки зрения.

Предмет исследования

Предмет исследования - более детализированное и узкое понятие, которое обязательно должно быть частью объекта и не может выходить за его рамки. Предмет - конкретная проблема в выбранном поле деятельности, рассмотренная под определенным углом в определенных условиях. Исследовательская работа не может изучать сразу весь объект исследования, она рассматривает его с каких-либо сторон, выявляет его характеристики и свойства. В зависимости от этих особенностей и определяют предмет исследования.

Например, дом как объект исследования может рассматриваться под разными углами: архитектор может изучать его структуру и архитектурный стиль, строитель будет выявлять соответствие грунта выбранному типу фундамента и инженерные характеристики, экономист будет рассматривать сметы, а человеку, проживающему в этом доме, интересна планировка и качество жилья. В зависимости от точки зрения на объект выделяется предмет исследования.

Предмет исследования не всегда существует объективно, он может представлять собой отношения, взаимосвязи, условия, причинно-следственные связи. Он может находиться только в голове исследователя и зависит от его знаний об объекте. Например, если изучается влияние музыки на рост растений, то объектом в таком случае будут растения, а предметом - зависимость их роста от определенной музыки.

В психологии предметом выступают закономерности психики в различных условиях и ее влияние на поведение и жизнедеятельность человека. В медицине предмет - это биологическая система человека, его физиология, рассмотренная при участии категорий здоровья и болезни.

Примеры объекта и предмета исследования

Объект исследования: Предмет исследования:
магнит свойства магнитов
гора Чатырдаг легенды и мифы о горе Чатырдаг
тригонометрические уравнения и их системы способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах
учащиеся и преподаватели школы зависимость от гаджетов
социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
глаз свойства и структура глаза как оптического инструмента
микроклимат учебных помещений условия микроклимата в учебных помещениях
магнитное поле магнитное поле в школьных учебных кабинетах

Прежде чем приступить к какому-либо виду научной работы, нужно определиться с тем, что представляют собой объект и предмет исследования. Понятия эти некоторым образом взаимосвязаны и открывают общее направление дальнейшего поиска.

Любой вид научной или учебной деятельности, будь то просто курсовая работа или научная статья, социологические или маркетинговые исследования, предполагает описание этих элементов. Без определения того, что составляет объект и предмет исследования, претендовать на основательность проведённой работы вряд ли стоит.

Введение

В этом разделе предполагается обязанность автора сформировать общее представление о том, что представляют собой рассматриваемые понятия. Для этого он должен сначала познакомиться с одноимённой составляющей, которая предваряет любое серьёзное исследование или научную работу.

Теперь все по порядку.

Что же собой представляет объект исследования?

В общем виде это то, что предполагается изучать. В качестве объекта может выступать что угодно: предметы материального мира, процессы, явления, различные феномены, и даже просто слова. Все зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь, и что именно он намерен рассматривать в процессе познания окружающей нас реальности.

Вторая составляющая (то есть предмет) позволяет конкретизировать объект и выяснить, какая из его сторон подлежит изучению. Иными словами, он помогает уточнить, что именно интересует исследователя в той или иной выбранной сфере. Здесь следует помнить о том, что предмет всегда находится в рамках объекта и призван отражать какое-либо его качество или сторону. Это могут быть свойства, признаки, отношения, какие-либо аспекты или новые условия существования.

Роль и значение введения

Говоря об исследованиях, проводимых студентами в ходе учебного процесса, таких как курсовая, дипломная или магистерская, следует вспомнить, что все они начинаются с введения. Именно в нём содержится упоминание о том, что является объектом и предметом той или иной работы. Как правило, введение предваряет пояснительную записку. Оно знакомит читателя с тем, что именно рассматривается в работе, какие стороны изучаются, и как проводится исследование.

Введение имеет чёткую структуру, и все его элементы взаимосвязаны. Например, исходя из темы, формулируется цель работы. За ней следуют задания, которые формируются на основании плана, раскрывающего суть изучаемой проблемы. Также представлены здесь объект и предмет исследования. Они, как уже было сказано, находятся в тесной взаимосвязи и на основе этого должны определяться. Опираясь на тему, автор формулирует объект, на основании которого, конкретизируя, представляет предмет.

Философские истоки

Для того чтобы четко уяснить себе суть рассматриваемых понятий, нужно обратиться к науке, которая может сформировать о них целостное представление, а также раскроет форму их взаимосвязи. Речь идёт о философии, которая позволяет проанализировать объект и предмет исследования, исходя из категорий единичного и общего.

Известно, что любая вещь, процесс или явление имеет ряд характерных, присущих только ему особенностей. Например, деревья берёза, сосна, тополь или дуб имеют свои особенные, индивидуальные качества. Это и есть единичное, или частное. Но вместе с тем любое отдельное входит в состав чего-то общего. И дуб, и берёза, и сосна, и тополь - все они имеют общие качества, что позволяет объединить их одним понятием «деревья». То есть всё, что существует в этом мире, кроме своих индивидуальных признаков, вместе с тем обладает также характеристиками, присущими и другим предметам, процессам, явлениям или индивидам. Это позволяет их объединять в группы и выделять общие качества.

Объект и предмет как общее и частное

Все вышесказанное в полной мере относится к исследуемым понятиям. Соотношение между ними наиболее ярко выражается посредством философских категорий «единичное» и «общее». Или, иными словами, объект и предмет, и соотносятся они как общее и частное. Первый отображает свойства, присущие некоторой совокупности. Поэтому, для того чтобы определить объект, нужно путём обобщения выяснить, к какой группе или классу материальных предметов, явлений, процессов относится то, что подлежит изучению. Это позволит правильно описать его.

Сформулировать предмет проще, ведь он находится в рамках объекта и, как правило, содержится в названии темы исследования. Здесь уже определяются индивидуальные, частные характеристики или стороны явления, процесса и т. д. Иными словами, происходит конкретизация объекта - выяснение того, какая именно из его сторон (или которое из свойств) интересует исследователя. В качестве предмета может выступать как один, так и несколько аспектов - углов зрения, под которыми изучается тот или иной объект.

Функциональный аспект

Дополнить постижение изучаемых понятий может рассмотрение того, как они реализуют себя в познавательном процессе. Объект и предмет выполняют здесь разные функции. Первый фиксирует сам факт существования исследуемого явления или процесса, законов его развития, свойств и взаимосвязей. Второй определяет рамки, в которых изучается объект. Последний направлен на то, чтобы как можно более полно отразить существенные стороны, рассматривая их с разных точек зрения. Детальное и многогранное отражение объективных сторон в знании формирует глубину его научного содержания. В задачи предмета входит фиксирование тех законов, свойств и связей, которые уже присутствуют в науке и сформированы в виде логических форм.

Социологические исследования

Наиболее яркое представление о рассматриваемых понятиях можно получить, опираясь на примеры различных наук.

Так, объект и предмет социологического исследования приводятся в его программе. Она также содержит и ряд других элементов. Первым в программе определяется объект. В социологии им является общество как некоторая структура, состоящая из множества элементов. Все они упорядочены и находятся в строгой взаимосвязи. Эта система представляет собой единое целое.

Здесь следует вспомнить о том, что общество выступает объектом исследования и других наук: философии, истории, психологии, политологии. То есть изучается оно с разных сторон и конкретизируется с помощью предмета исследования, в качестве которого в социологии выступают связи, отношения и свойства, имеющие социальный характер. Лучше это проследить на примере. Если целью исследования является определение причин низкой успеваемости в начальных классах школы, то объектом здесь будет часть общества, социальная группа, включающая учеников 1-3 классов. В рамках этой совокупности и будет находиться предмет. В этом случае он опирается на установление связи между педагогическим и методическим мастерством учителя, эффективностью всей системы начального школьного образования в целом.

Как правильно сформулировать объект и предмет

И напоследок несколько рекомендаций о том, как лучше представить объект и предмет исследования в своей работе. В качестве примера приведём такую дисциплину, как макроэкономика. Объектом её исследования выступает экономика, рассматриваемая как единое целое. Исходя из этого, предметом исследования макроэкономики является изучение таких явлений и процессов, которые имеют отношение ко всем её отраслям. Здесь она функционирует как единый организм и характеризуется показателями подъёма, спада, безработицы или инфляции.

Если автору предстоит курсовая работа, то сразу нужно постараться для себя определить, насколько узкой или широкой является тема. В первом случае объект выбрать просто, а во втором - сложнее, хотя, все зависит от творческих способностей.

Например, тема звучит так: «Формы самостоятельной работы при изучении правоведения». Здесь объект очевиден. Им будет выступать самостоятельная работа учащихся. С предметом ещё проще. Он будет конкретизироваться за счёт второй части темы. Итак, предмет - формы самостоятельной работы учащихся, которые используются при изучении правоведения.

Объект науки - определенная область реальности (природной или социальной), на которую направлен процесс научного познания...

Предмет науки - наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоретической или практической).

Разделение объекта и предмета в науке имеет принципиальное значение. Так, например, население Земли является объектом изучения многих наук – тут и психология, и политология, и география, и демография, и языкознание, однако, например, для демографии предметом является воспроизводство населения – остальное же изучается только опосредованно, в случае, если оно влияет на воспроизводство. Итак, разделение предмет – объект позволяет при помощи разных наук изучать одну и ту же часть реального мира.

Пример: предмет исследования - кожа, объект исследования - человек.

Предмет – это то, что исследуется, а объект – это то, у кого (чего) исследуется.

Объект исследования - это то или что исследуется, а предмет - то, что конкретно исследуется в данном объекте. Например, - тема: "Особенности физического развития детей 5-летнего возраста". Объект исследования - дети 5-летноего возраста, предмет – физическое развитие.

Объект исследования может изучаться под различными углами зрения. Разработка программы исследования как раз и направлена на фиксацию определенного угла зрения, под которым может рассматриваться объект. При выполнении конкретной научной работы выделяют определенные стороны, свойства, характеристики, особенности объекта, которые представляют интерес в плане изучения данной проблемы. Иными словами, выделяется предмет исследования.



Предмет исследования - эта та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целост­ный объект, выделяя при этом наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Предмет исследования - наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, особенности, характеристики, проявления объекта, подлежащие изучению. В одном объекте можно выделить несколько предметов исследования, в зависимости от научно-познавательных и практических целей.

Человек - объект. Для психолога предмет - это его поведение, Для врача - физиологическое состояние, а для патологоанатома - предмет уже совершенно другой, хотя человек может быть и тот же самый, просто врач не справился.

Предмет чаще всего совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию (при условии, что название темы соответствует содержанию работы).

Предметом исследова­ния могут выступать:

· прогнозирование чего-либо;

· совершенствование или развитие сестринского процесса;

· формы и методы деятельности медсестры;

· диагностика какого-либо процесса (заболевания);

· пути, средства, факторы, условия совершенствова­ния ухода за пациентом;

· характер психологических требований и взаимодействий между медперсоналом и пациентами;

· особенности и тенденции развития науки и практи­ки;

· особенности и тенденции развития взаимоотношений между участниками лечебно-диагностической деятельности или сестринского процесса.

Из всего вышесказанного следует, что объектом вы­ступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.

Например:

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: студенты I курса Ижевского медицинского колледжа.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: рацион питания студентов.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Изучение рациона питания студентов Ижевского медицинского колледжа.

Гипотеза исследования. Гипотеза исследования – предположительный ответ на возникающий вопрос, разработанный на основе всестороннего изучения теории и практики состояния проблемы. Это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-то процессов или явлений, методами экспериментального исследования. Различают научные и статистические гипотезы. Научные гипотезы формулиру­ются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза - это утверждение в отно­шении неизвестного параметра, сформированное на языке математической статистики (гипотеза о различии или гипо­теза о сходстве).

Для курсовой работы, как правило, характерно вы­движение статистической гипотезы, а для ВКР - научной.

Например, статистическая гипотеза будет зву­чать так:

В современном мире увеличилось количество людей с патологией желудочно-кишечного тракта. Приоритетной проблемой гастроэнтерологической патологии является абдоминальная боль.

Длительная работа за компьютером утомляет глаза и снижает остроту зрения в большей степени у студентов с нарушением зрения.

Например, научная гипотеза будет звучать так:

включение в реабилитационный процесс (та­ких-то) методов и приемов будет способствовать ....

формирование ценностных ориентаций медсестёр возможно при условии ....

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Она носит вероятностный, а не достоверный характер. В исследовательской работе могут быть несколько гипотез одновременно.

Обычно выделяются следующие типы гипотез:

Сравнительные:

- * и * имеют сходство по следующим признакам***:

И * отличаются по признакам***:

Аналитические:

Имеют следующую структуру*:

Наиболее важными показателями (характеристиками. формами, следствиями, причинами, аспектами, ценностями и т. д.) *являются ***

- *устроено так*.

Дедуктивные:

Характерной особенностью заболеваемости * начала 21 века является*.

Наблюдаемый феномен * является частным случаем

- *не является*

Специфика проявления * в * заключается в* .

- * представляет собой частный случай*.

Классификационные:

- Изучаемые явления имеют следующую типологию: *.

Ряд исследуемых фактов (феноменов) укладывается в следующую схему (родо-видовую классификацию): * .

Основанием для классификации данных явлений служит.

Задачи связи и отношения:

- *связано (связан, связаны, связана) с * .

Влияние * на * опосредовано (происходит через*).

- * влияет на * таким образом: * (вариант: * зависит от*).

- Некоторые * имеют (не имеют) отношение к *.

Причинно-следственные (как частный случай предыдущего):

- Если применить * и *, то получим *.

- * поведение * являетсяследствием влияния *.

Замена * на * приведет к *.

- * влияет на *. - * обусловлено действием *.- Влияние* на * происходит опосредованно, через фактор *.

Оценочные:

- Использование аппарата * вместо аппарата * в диагностике заболевания * позволит повысить эффективность лечения.

Использование аппарата * вместо аппарата * для измерения * в условиях * позволит точнее производить диагностику *,

Данное описание более полное (актуальное, надежное, научное и т.д.), чем *

- * должно (не должно) быть * (или не *).

- * эффективно для * в условиях *.

Преимущество * перед * состоит в том, что *.

Алгоритмические:

- Последовательность манипуляций должна строиться так: *.

Программа обработки данных * должна включать в себя *.

Есть необходимость изменить алгоритм так: *.

Введение в технологию (алгоритм) предлагаемой манипуляции (действия, средства) * позволит изменить результат в требуемую сторону.

Системные:

- Структурными единицами (составными частями) * являются *.

- * будет развиваться (двигаться, строиться) в направлении *.

Системообразующим элементом в изучаемом процессе будет *.

Индуктивные (обобщения):

- Механизм (принцип действия) * устроен так: *.

Выявленные признаки (факторы, элементы, аспекты и т.д.) укладываются в следующую закономерность *.

На основании полученных данных (на основании анализа проблемы) можно утверждать,
- Все * являются *. .
Технологические:

Для получения требуемого результата * использовать лучше, чем *.

Технология * может строиться так: *.

Технология * должна включать в себя * (это м.б. инструмент или средство, этап, действие, операция и т.д.).

Технология * не соответствует условиям (требованиям, представлениям и т.д.).

К гипотезе предъявляются следующие основные требования: а) гипотеза не должна содержать, понятий, которые не уточнены; б) должна быть проверяема при помощи имеющихся методик: в) она должна быть сформулирована на четком грамотном языке; г) соответствовать предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; д) обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них.

Так в исследовательской работе на тему «Донорство: история и современность» можно дать такую формулировку гипотезы»: Дальнейшее развитие донорства в современных условиях на территории Кировской области возможно только в том случае, если законодательство закрепит более широкие конкретные социальные льготы донорам.

Обычно в ходе исследования гипотеза должна проверяться. Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезы подтверждают или опровергают. Проверка выдвинутой гипотезы может проходить разными путями. Так для проверки гипотезы о развитии донорства необходимо проведение социологического опроса, в ходе которого большинство опрашиваемых высказались бы за расширение социальных льгот.

В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, третьи отбрасываются, превращаются в заблуждения, если проверка даст отрицательный результат. Выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой, даже в том случае, если эти результаты были отрицательными.

Для того чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Характеристики исследования Вопросы для проверки характеристик
ПРОБЛЕМА Что надо изучить из того, что ранее не было изучено?
ТЕМА Как это назвать?
АКТУАЛЬНОСТЬ Почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?
ЦЕЛЬ Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит?
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ Что рассматривается?
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?
ГИПОТЕЗА Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие?
ЗАДАЧИ Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Методы исследования . После выдвижения рабочей гипотезы необходимо определить методы исследования, которые будут способ­ствовать подтверждению или опровержению выдвинутой гипотезы. Методы исследования включают в себя теоретиче­ские, эмпирические и методы математической обработки данных.

· Теоретические методы исследования: анализ источников научной информации (монографий, избранных трудов, статей, авторефератов, учебных пособий, учебни­ков и т.д.), обобщение, сравнение, классификация, систе­матизация, схематизация, проектирование, моделирование и др.

· Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью, экспертные оценки, тестирование, психолого-педагогический эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности и т.д.

· Методы математической обработки данных , при помощи которых проводится количественная обработка полученных результатов исследования.

Методы исследования во введении просто перечисляются.

Например:

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, схематизация, анкетирование.

Метод исследования - это способ достижения цели исследования. Методы исследования делятся на теоретические (сравнение, моделирование, классификация, систематизация) и эмпирические (изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью).

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Особую роль в исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

Собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.

Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания. Они служат средством сбора научных фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и

выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом , он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование . С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое ; медиана - показатель середины; степень рассеивания - дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др. Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Итак, К эмпирическим методам можно отнести:

метод наблюдения, базирующийся на фиксации и регистрации параметров и показателей свойств изучаемого объекта исследования;

метод измерения, позволяющий дать определенными единицами измерения численную оценку исследуемого свойства объекта;

метод сравнения, позволяющий определить различия или общность исследуемого объекта с аналогом (эталоном, образцом и т.п. - в зависимости от цели исследования);

метод эксперимента, основанный на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях. Условия могут натурные или моделированные. Данный метод предполагает, как правило, использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения.

Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:

метод абстрагирования, основанный на мысленном отвлечении от несущественных свойств исследуемого объекта и изучение в дальнейшем наиболее важных его сторон на модели (замещающей реальный объект исследования);

метод анализа и синтеза, основанный на использовании при исследовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, отношения (анализ) и соединения в единое целое отдельных его элементов (синтез). Например, применительно к исследованию процессов в СУ анализ позволяет подразделить его на операции, выявить в нем связи и отношения, а синтез дает возможность соединить все операции, связи и отношения и составить технологическую схему;

метод индукции и дедукции, основанный на получении результатов исследования на базе процесса познания от частного к общему (индукция) и от общего к частному (дедукция);

метод моделирования, использующий при исследовании объекта его модели, отражающие структуру, связи, отношения и т.п. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект.

Практическая значимость курсовой работы. Оценка результатов исследования по этому параметру указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в лечебно-диагностический процесс, сестринский процесс и т.д.

В данной части введения необходимо отметить, где была использована ваша работа и (или) где может быть использована, для какого контингента читателей будет интересна.

Примеры научного аппарата курсовой работы:

1. Тема: «Особенности восстановительного процесса в послеоперационный период у пациентов с различными типами восприятия своей болезни».

Цель : выявить особенности процесса выздоровления в послеоперационный период хирургических больных с различными типами восприятия своей болезни.

Объект : больные хирургического отделения Северной городской клинической больницы г. Кирова с различными типами восприятия своей болезни в количестве 90 чел.

Предмет : Процесс выздоровления хирургических больных в послеоперационный период.

Задачи :

1. Изучить типы восприятия своей болезни у послеоперационных больных.

2. Провести анализ информации по проблеме особенностей процесса выздоровления послеоперационных больных с различным восприятием своей болезни.

3. Провести мониторинг выздоровления пациентов с различными типами восприятия своей болезни Северной городской клинической больницы г. Кирова.

Методы: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, тестирование, анализ амбулаторных карт, математическая обработка результатов.

Гипотеза : при адаптивных вариантах восприятия болезни восстановление организма в послеоперационный период будет проходить легче и быстрее, а при дезадаптивных и интерпсихических вариантах более длительное время сохраняются болезненные симптомы и психическое напряжение.

Пожалуй, наиболее важными элементами исследовательс-кой деятельности можно считать объект и предмет исследова-ния. В настоящее время существует множество самых разнооб-разных подходов к определению данных понятий. Для того что-бы рассмотреть основные из них, обратимся к справочной лите-ратуре.

«Объект. 1. То, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, внешний мир, мате-риальная действительность.

2. Явление, предмет, на который направлена какая-нибудь деятельность. Объект изучения».

«Предмет. 1. Всякое материальное явление, вещь.

2. То, на что направлена мысль, что составляет его содержание или на что направлено какое-то действие».

Н. Е. Яценко полагает , что «Объект - 1. В философии - всякое явление, существующее независимо от человеческого сознания. 2. В широком смысле - предмет, явление, которые человек стремится познать и на которые направлена его дея-тельность». «Предмет - 1. Всякое материальное явление, вещь. 2. То, на что направлена мысль, действие или чувство».

Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать рабочие определения понятий «объект » и «предмет исследования ».

Объект - это процесс или явление, порождающие проблем-ную ситуацию и взятые исследователем для изучения. Объект - это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело.

Объекты исследования могут быть как материальными, так и нематериальными по своей природе. Их независимость от со-знания заключается не в том, что они являются обязательно вещественными или энергетическими образованиями (они мо-гут быть и явлениями психической жизни, духовной культуры), а в том, что они существуют вне зависимости от того, известно или неизвестно о них что-либо людям. Следует различать акту-альные (или реальные) и потенциальные объекты исследования.

Актуальными объектами исследования являются все вещи, предметы, свойства и отношения, включенные в человеческую практику, в культуру того или иного народа.

Потенциальные объекты исследования, напротив, явления еще не вошедшие в культуру, знания о которых весьма расплывчаты и предполо-жительны, отражают не природу существующей действитель-ности как таковой, но такие формы её вероятного бытия, воз-можность которых допускается уже накопленным опытом и культурой. В связи с этим наряду с действительными объекта-ми возникает мир виртуальных объектов. К нему относятся все те объекты, которые в своей совокупности образуют духовную культуру общества.


В отличие от объектов предметом исследования отдельных наук являются не целостные природные и социальные явления, а отдельные их стороны и свойства, отдельные их «проекции» в человеческое сознание.

Предмет - это то, что находится в рам-ках, в границах объекта.

Предмет исследования - это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.

Это отчетливо обнаруживается при рассмотрении суще-ствующих в той или иной области классификаций наук. Можно сказать, что отдельные научные дисциплины (и, соответствен-но, отдельные учебные предметы среднего и высшего образова-ния) заняты изучением отдельных «срезов» исследуемых объектов.

В биологии - морфология и физиология , систематика и эво-люционная теория и др.

В изучении общественной жизни - эко-номика, политика, социология.

В изучении языка - лингвисти-ка , фонетика, синтаксис и др.

Многообразие возможных «сре-зов» исследования объектов порождает многопредметность на-учного знания. Каждый из предметов создает свой понятийный аппарат, свои специфические методы исследования, свой язык.

Предмет исследования чаще всего совпадает с определе-нием его темы или очень близок к нему.

Объект и предмет ис-следования как научные категории соотносятся как общее и ча-стное.

Необходимо подчеркнуть , что объект и предмет исследо-вания, так же как и его цели и задачи, зависят не только от выб-ранной темы, но и от замысла исследователя.

Различение объекта и предмета - это чисто гносеологичес-кая проблема . Возникает она всегда там, где по каким-то при-чинам перестает работать методологическое требование об ис-пользовании строго определенных понятий, и всегда там, где предмет науки, к которой относится данная деятельность, еще не выделен и не обоснован.

Различие между объектом и предметом возникло в связи с исследованиями в области гносеологии. Изучая объективный мир, те или иные стороны его, человек вырабатывает объектив-ные знания об окружающей реальности. Каждый последующий исследователь, прежде чем приступить к изучению некоторого реального объекта, обязан изучать имеющуюся в обществе со-вокупность знаний, представляющих этот объект. В этом слу-чае совокупность знаний становится предметом изучения.

Устанавливая сходства и различия между отдельными объектами реального мира, человек фактически выделяет от-дельные объекты, определяет их как предметы, как потенци-альные предметы для своей деятельности, для изучения. В этом случае предметы также являются объективной реальностью, ибо их существование не зависит от человека.

От человека за-висит лишь сам момент выделения объекта. Но, выделив объект, человек превращает его в предмет деятельности. Это - особен-ность человека превращать объект - в предмет своей деятельно-сти. Выделенные из объективной реальности отдельные объек-ты становятся предметами деятельности человека, и каждый из этих предметов при соответствующих условиях может стать предметом, специальным предметом специфической науки.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным - предмет исследования, в котором вы-деляется определенное свойство объекта исследования. Неко-торые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отож-дествляют предмет и объект исследования.

Иногда объект и предмет исследования определяются прак-тически одинаково, однако такой подход представляется не вполне корректным.

Определив предмет и объект исследования, ученый должен дать им всестороннюю характеристику и в процессе научной работы постоянно иметь их в виду, формулируя цели, задачи, методы, а главное окончательные выводы по результатам ис-следования.

Итак, объект исследования в нашем случае - это:

Какие-либо организации, либо их объединения (трест , корпорация , холдинг , отрасль и др.), имеющие систему управления (СУ),

- отдельные системы и подсистемы , которые образуются в данной организации в процессе её функционирования (со-циальные, экономические, технические, организационные, произ-водственные, научные, политические, культурные, кадровые и др.),

- совокупность элементов , из которых состоят эти системы и подсистемы, т.е. это то, что требует наличия систе-мы управления (СУ).

- структуры организаций (порядок взаимосвязей элементов);

- внутренняя и внешняя среда , в которой функционирует данная организация;

Например, при исследовании ОАО «Молот» объектом являет-ся непосредственно само ОАО, а при исследовании СУ жилищно-коммунальным хозяйством города объектом становится рассмат-риваемый город.

Внутренняя среда может характеризоваться составом элементов объекта исследования :

- ресурсных (материально-техническая база, включающая предметы и средства труда, трудовые ресурсы, инфор-мация, финансовые ресурсы),

- организационных (технология, мето-ды и системы управления, организационная структура),

- результатов функционирования объекта, например, в виде продуктов и услуг.

Состояние внутренней среды объекта может оцениваться также ее потенциалом. Информация о внутренней среде необходима иссле-дователям для уточнения целей организации (в том числе социаль-ных), определения внутренних возможностей и потенциала, на ко-торые организация может рассчитывать в конкурентной борьбе.

Внешняя среда включает окружение исследуемого объекта, т.е. все то, что не входит непосредственно в него, но с ним взаимодействует и на него влияет.

Выделяют как минимум два уровня внеш-ней среды :

- микросреда - ближайшее окружение, непосредственно влияющие на объект (среда прямого воздействия, т.е. поставщики, акционеры, трудовые ресурсы, законы, структуры государственно-го регулирования, профсоюзы, потребители, конкуренты) и

- макро-среда - дальнее окружение, косвенно влияющее на объект (среда косвенного воздействия, т.е. факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия, но опосредованно влияют на функционирование объекта исследования - состояние экономики, НТП, социальные, культурные, политические изменения, группо-вые интересы внешних структур, изменения в других странах, влияющих на предприятие, и т.п.).

Внешнюю среду могут характеризовать:

- взаимосвязанность фак-торов внешней среды,

- уровень взаимосвязи , с которой изменение одного фактора воздействует на другие;

- сложность , определяемая числом внешних факторов, на которые объект исследования может реагировать;

- подвижность - относительная быстрота изменения внешней среды объекта;

- неопределенность - функция количества и относительной точности информации по конкретному фактору внешней среды; нестабильность - частота изменений.

Очевидно, что исследователям необходимо объективно выявлять воздействие на организацию факторов как внутренней, так и внеш-ней среды и адекватно их учитывать.

Итак , предмет исследования в нашем случае - это то, на что направ-ленно внимание исследователя и что является содержанием научного изучения, рассмотре-ния, познания и разрешения .

Предметами исследования могут быть проблемы, задачи и вопросы, возникающие при построении, функ-ционировании и совершенствовании СУ , при использовании в них соответствующих методов, принципов, процессов, отношений, эле-ментов, подсистем и прочих составляющих системы.

В частности, могут исследоваться вопросы, связанные с реализацией общих функций управленческого цикла : прогнозирования, планирова-ния, организовывания, координирования, регулирования, мотивирования, контроля, вопросы, связанные с процессом разработки, принятия и реализации управленческих решений и т.п.

Например, при изучении СУ ОАО «Молот» предметом иссле-дования являются процессы и отношения в СУ ОАО.

В рамках нашего учебного курса объектом исследования является система управления , а предметомиссле-дования - про-блемы , возникающие в этой системе.

Прежде чем приступить к какому-либо виду научной работы, нужно определиться с тем, что представляют собой объект и предмет исследования. Понятия эти некоторым образом взаимосвязаны и открывают общее направление дальнейшего поиска.

Любой вид научной или учебной деятельности, будь то просто курсовая работа или научная статья, социологические или маркетинговые исследования, предполагает описание этих элементов. Без определения того, что составляет объект и предмет исследования, претендовать на основательность проведённой работы вряд ли стоит.

Введение

В этом разделе предполагается обязанность автора сформировать общее представление о том, что представляют собой рассматриваемые понятия. Для этого он должен сначала познакомиться с одноимённой составляющей, которая предваряет любое серьёзное исследование или научную работу.

Теперь все по порядку.

Что же собой представляет объект исследования?

В общем виде это то, что предполагается изучать. В качестве объекта может выступать что угодно: предметы материального мира, процессы, явления, различные феномены, и даже просто слова. Все зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь, и что именно он намерен рассматривать в процессе познания окружающей нас реальности.

Вторая составляющая (то есть предмет) позволяет конкретизировать объект и выяснить, какая из его сторон подлежит изучению. Иными словами, он помогает уточнить, что именно интересует исследователя в той или иной выбранной сфере. Здесь следует помнить о том, что предмет всегда находится в рамках объекта и призван отражать какое-либо его качество или сторону. Это могут быть свойства, признаки, отношения, какие-либо аспекты или новые условия существования.

Роль и значение введения

Говоря об исследованиях, проводимых студентами в ходе учебного процесса, таких как курсовая, дипломная или магистерская, следует вспомнить, что все они начинаются с введения. Именно в нём содержится упоминание о том, что является объектом и предметом той или иной работы. Как правило, введение предваряет пояснительную записку. Оно знакомит читателя с тем, что именно рассматривается в работе, какие стороны изучаются, и как проводится исследование.

Введение имеет чёткую структуру, и все его элементы взаимосвязаны. Например, исходя из темы, формулируется цель работы. За ней следуют задания, которые формируются на основании плана, раскрывающего суть изучаемой проблемы. Также представлены здесь объект и предмет исследования. Они, как уже было сказано, находятся в тесной взаимосвязи и на основе этого должны определяться. Опираясь на тему, автор формулирует объект, на основании которого, конкретизируя, представляет предмет.

Философские истоки

Для того чтобы четко уяснить себе суть рассматриваемых понятий, нужно обратиться к науке, которая может сформировать о них целостное представление, а также раскроет форму их взаимосвязи. Речь идёт о философии, которая позволяет проанализировать объект и предмет исследования, исходя из категорий единичного и общего.

Известно, что любая вещь, процесс или явление имеет ряд характерных, присущих только ему особенностей. Например, деревья берёза, сосна, тополь или дуб имеют свои особенные, индивидуальные качества. Это и есть единичное, или частное. Но вместе с тем любое отдельное входит в состав чего-то общего. И дуб, и берёза, и сосна, и тополь - все они имеют общие качества, что позволяет объединить их одним понятием «деревья». То есть всё, что существует в этом мире, кроме своих индивидуальных признаков, вместе с тем обладает также характеристиками, присущими и другим предметам, процессам, явлениям или индивидам. Это позволяет их объединять в группы и выделять общие качества.

Объект и предмет как общее и частное

Все вышесказанное в полной мере относится к исследуемым понятиям. Соотношение между ними наиболее ярко выражается посредством философских категорий «единичное» и «общее». Или, иными словами, объект и предмет, и соотносятся они как общее и частное. Первый отображает свойства, присущие некоторой совокупности. Поэтому, для того чтобы определить объект, нужно путём обобщения выяснить, к какой группе или классу материальных предметов, явлений, процессов относится то, что подлежит изучению. Это позволит правильно описать его.

Сформулировать предмет проще, ведь он находится в рамках объекта и, как правило, содержится в названии темы исследования. Здесь уже определяются индивидуальные, частные характеристики или стороны явления, процесса и т. д. Иными словами, происходит конкретизация объекта - выяснение того, какая именно из его сторон (или которое из свойств) интересует исследователя. В качестве предмета может выступать как один, так и несколько аспектов - углов зрения, под которыми изучается тот или иной объект.

Функциональный аспект

Дополнить постижение изучаемых понятий может рассмотрение того, как они реализуют себя в познавательном процессе. Объект и предмет выполняют здесь разные функции. Первый фиксирует сам факт существования исследуемого явления или процесса, законов его развития, свойств и взаимосвязей. Второй определяет рамки, в которых изучается объект. Последний направлен на то, чтобы как можно более полно отразить существенные стороны, рассматривая их с разных точек зрения. Детальное и многогранное отражение объективных сторон в знании формирует глубину его научного содержания. В задачи предмета входит фиксирование тех законов, свойств и связей, которые уже присутствуют в науке и сформированы в виде логических форм.

Социологические исследования

Наиболее яркое представление о рассматриваемых понятиях можно получить, опираясь на примеры различных наук.

Так, объект и предмет социологического исследования приводятся в его программе. Она также содержит и ряд других элементов. Первым в программе определяется объект. В социологии им является общество как некоторая структура, состоящая из множества элементов. Все они упорядочены и находятся в строгой взаимосвязи. Эта система представляет собой единое целое.

Здесь следует вспомнить о том, что общество выступает объектом исследования и других наук: философии, истории, психологии, политологии. То есть изучается оно с разных сторон и конкретизируется с помощью предмета исследования, в качестве которого в социологии выступают связи, отношения и свойства, имеющие социальный характер. Лучше это проследить на примере. Если целью исследования является определение причин низкой успеваемости в начальных классах школы, то объектом здесь будет часть общества, социальная группа, включающая учеников 1-3 классов. В рамках этой совокупности и будет находиться предмет. В этом случае он опирается на установление связи между педагогическим и методическим мастерством учителя, эффективностью всей системы начального школьного образования в целом.

Как правильно сформулировать объект и предмет

И напоследок несколько рекомендаций о том, как лучше представить объект и предмет исследования в своей работе. В качестве примера приведём такую дисциплину, как макроэкономика. Объектом её исследования выступает экономика, рассматриваемая как единое целое. Исходя из этого, предметом исследования макроэкономики является изучение таких явлений и процессов, которые имеют отношение ко всем её отраслям. Здесь она функционирует как единый организм и характеризуется показателями подъёма, спада, безработицы или инфляции.

Если автору предстоит курсовая работа, то сразу нужно постараться для себя определить, насколько узкой или широкой является тема. В первом случае объект выбрать просто, а во втором - сложнее, хотя, все зависит от творческих способностей.

Например, тема звучит так: «Формы самостоятельной работы при изучении правоведения». Здесь объект очевиден. Им будет выступать самостоятельная работа учащихся. С предметом ещё проще. Он будет конкретизироваться за счёт второй части темы. Итак, предмет - формы самостоятельной работы учащихся, которые используются при изучении правоведения.