Что такое трансцендентность, или почему мы не можем познать самих себя. Трансцендентность - это что? Понятия трансцендентности и трансцендентальности Трансцендентный значение

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДЕДУКЦИЯ КАТЕГОРИЙ (нем. Transzendentale Deduk- tion der Kategorien) - ключевой раздел «Критики чистого разума» И. Канта. Главная задача дедукции - обосновать правомерность априорного применения категорий (элементарных понятий чистого рассудка) к предметам и показать их возможность в качестве принципов априорного синтетического познания. Необходимость трансцендентальной дедукции категорий была осознана Кантом за 10 лет до выхода «Критики», в 1771 г. Центральный аргумент трансцендентальной дедукции категорий впервые был сформулирован в рукописных набросках 1775 г.

Трансцендентное

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ, трансцендирование, трансценденция (от лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) - один из основополагающих терминов философии и теологии; латинский термин восходит к Августину, однако, благодаря более поздним переводам на латынь (М. Фичино, Б. Кордиер и др.) ряда древнегреческих терминов Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита как трансцендентного, история понятия уходит в античную философию.

Трансцендентный

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (от лат. transcendere - выходить за пределы) - выходящий за пределы любого возможного человеческого опыта, находящийся по ту сторону теоретического познания; это не столько предмет знания, сколько веры. Понятие, широко используемое Кантом, но сложившееся еще в средневековой схоластике.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 384.

Трансцендентное и трансцендентальное

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ (лат. transcendens - перешагивающий, выходящий за пределы) - термины схоластической философии, фиксирующие специфику трактовки теизмом бытия Бога как непостижимого при помощи человеческих способностей и имманентно человеческого (см. о трансценденталиях: Бог, Теизм) и получившие впоследствии широкое употребление в классической и неклассической философии благодаря Канту.

Трансцендентный

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ (TRANSCENDANT). В классическом смысле слова - внешний и высший по отношению к миру. В этом смысле трансцендентным является Бог, и, пожалуй, только он. У Канта - внешний по отношению к опыту и недоступный опыту. У Гуссерля и феноменологов - внешний по отношению к сознанию, которое стремится к этому внешнему и «взрывается». Именно в этом смысле Сартр говорит о трансцендентности эго: «Я» не является частью сознания, это всего лишь один из объектов сознания; оно существует не в сознании, но ради сознания; не «внутри», а «вне, в мире».

трансцендирование, трансценденция (от лат. transcendens – перешагавающий, выходящий за пределы) – один из основополагающих терминов философии и теологии; латинский термин восходит к Августину, однако, благодаря более поздним переводам на латынь (М.Фичино, Б.Кордиер и др.) ряда древнегреческих терминов Платона, Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита как трансцендентного, история понятия уходит в античную философию. В ней свое завершение оно нашло в неоплатонизме, в котором трансцендентное применяется двойственно: трансцендентное как более высокая ступень бытия в отношении к подчиненной ей ступени, переход к которой есть трансцендирование, и абсолютно трансцендентное в отношении ко всему бытию в целом (единое).

Первое из приведенных значений встречается у Августина, который говорит о самотрансцендировании: «Пришли мы к душе нашей и вышли из нее (transcendimus), чтобы достичь страны неиссякаемой полноты» (Августин А. Исповедь. М., 1991, с. 228), чтобы соприкоснуться с Богом. Душа достигает, однако, не находящегося по ту сторону бытия единого, а только бытия в собственном смысле, поскольку Бог является субстанцией, трансцендентной всему, что сотворено и изменчиво. Второе значение встречается у Псевдо-Дионисия Ареопагита и в учении Николая Кузанского о совпадении противоположностей в едином, трансцендирующем все наше мышление. Максимум и минимум Кузанец берет как «трансцендентные пределы с абсолютной значимостью: возвышаясь над всем определившимся в количество объема или силы, они заключают в своей абсолютной простоте все» (Николай Кузанский. Об ученом незнании.– Соч. в 2-х т., т. 1. М., 1979, с. 55). Совпадающие в едином противоположности являются трансцендентными понятиями в абсолютном значении и могут мыслиться только в выхождении за границы всякого рационального понимания. После Кузанца неоплатонический смысл трансцендентного почти не встречается и на первый план выходит противопоставление трансцендентного (выходящего за границы чего-либо) и имманентного (находящегося в границах).

В докантовской философии понятие трансцендентного развивалось в рамках средневекового учения о трансценденталиях (см. также Трансцендентальное ); наиболее существен для трансцендентного теологический аспект этого учения. Уже Псевдо-Дионисий Ареопагит говорит о сущем, едином, истинном и благом как о божественных именах. Фома Аквинский неоднократно обсуждает трансценденталии в связи с божественными свойствами.

И. Кант отрицает тождественность трансцендентального и трансцендентного и определяет трансцендентное как то, что выходит за пределы возможного опыта, устраняет границы возможного опыта и повелевает их переступить, как то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка. Указанное кантовское различение было воспринято в дальнейшем многими философами, хотя самим Кантом оно соблюдалось не всегда строго, особенно в трансцендентальной диалектике.

И.Г.Фихте противопоставляет трансцендентное имманентному, понимая под первым выхождение науки за свои границы и принятие существования вещей вне сознания. Ф.Шлейермахер трансцендентным называет нечто, что выдается за рамки обычного мышления. Э.Гартман напрямую связывает свое понимание трансцендентного с трансцендентальным: «Имманентное, поскольку оно мыслится относящимся к трансцендентному, называется «трансцендентальным»» (Hartmann Ε. von. Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus. В., 1875, S. XV). Г.Риккерт также называет исследование, которое занимается трансцендентным и его значением для объективности, трансцендентальным. На тесную связь трансцендентного и трансцендентального указывает и X.Файхингер: «Трансцендентное может иметь два значения: то, что переступает объем опыта, и то, что лежит за рамками его содержания. Первое является познанием сверхчувственного, второе – познанием из чистого разума, следовательно, познанием a priori» (Vaihinger H. Kommentar zu Kants Kritik der reinen, Vernunft, Bd. 1(2). Aalen, 1970, S. 468).

Э.Гуссерль рассматривает трансцендентное как коррелят трансцендентального; к собственному смыслу мира принадлежит, по Гуссерлю, трансцендентность как ирреальная включенность в Я. М.Хайдеггер связывает трансцендентальное познание «с перешагиванием (трансценденцией) чистого разума к сущему» (Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997, с. 9), а проблему, образующую трансцендентность, называет трансцендентальной. Существо трансценденции делает возможным трансцендентальные способности нашей души. По Хайдеггеру, «бытие есть transcendens просто. Трансценденция бытия присутствия особенная, поскольку в ней лежит возможность и необходимость радикальнейшей инди-видуации. Всякое размыкание бытия как transcendens’a есть трансцендентальное познание» (Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997, с. 38).

У К.Ясперса трансцендирование является связью способов бытия и разных его уровней; в трансцендировании происходит возрождение человеческой сущности. Трансценденция выступает как коррелят экзистенции. Бытие, которое нас объемлет, «есть трансценденция, т.е. бытие, которое для нас нечто совершенно другое, в которое мы не входим, но на котором мы основаны и к которому относимся» (Ясперс К. Философская вера. – В кн.: Он же. Смысл и назначение истории. М., 1994, с. 425); «трансценденция – это бытие, которое никогда не станет миром, но которое как бы говорит через бытие в мире» (там же, с. 426). Трансценденция же над всем миром или до всего мира – это Бог. Э.Левинас попытался восстановить значение абсолютно трансцендентного как бесконечного, находящегося по ту сторону бытия, категорий бытия, тотальности и опыта. В то же время Левинас использовал понятие трансценденции в этике для обозначения ответственности за другого, отношения к другому.

Сочинения:

2. Николай Кузанский. Об ученом незнании. – Соч. в 2 т., т. 1. М., 1979;

4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб., 1998;

5. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997;

6. Он же. Кант и проблема метафизики. М., 1997;

7. Ясперс К. Философская вера. – В кн.: Он же. Смысл и назначение истории. М., 1994;

8. Schleiermacher F. Dialektik. Darmstadt, 1976;

9. Hartmann E. von. Kritische Grundlegung des transzendentalen Realismus. В., 1875;

10. Vaihinger I. Kommentar zu Kants Kritik der reinen Vernunft, Bd. 1(2). Aalen, 1970;

11. Levinas E. Dieu et la philosophie. – De Dieu qui vient à l’idée. P., 1982;

12. Idem. Totalité et infini. Essai sur l’extériorité. Den Haag, 1974.

Литература:

1. Historisches Wörterbuch der Philosophie, Bd. 10, hg. von I.Ritter und K.Gründer. Basel, 1998;

2. Transzendenz. Zu einem Grundwort der klassischen Metaphysik. Hg. von L.Honnefelder/W. Schlüßer. Paderborn. – W, 1992;

3. Honnefelder L. Transzendent oder transzendental: über die Möglichkeit von Metaphysik. – Philosophisches Jahrbuch, 1985, N 92;

4. Knittermeyer H. Transszendent und Transszendental. – Festschrift für Paul Natorp zum 70. Geburtstage. В.–Lpz., 1924;

5. Lehmann K. Transzendenz. – Rahner K/, Darlap A. (Hg.). Sacramentum mundi 1969, 4;

6. Ingarden R. Die vier Begriffe der Transzendenz und das Problem des Idealismus bei Husserl. – Analecta husserliana 1971, 1;

7. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. М., 1997.

См. также лит. к ст. Трансцендентальное , Трансценденталии .

Трансцендентность - это основная категория в философии Иммануила Канта. Так немецкий философ обозначал нечто превосходное, недоступное для опытного познания. Схожим по значению понятием является трансцендентальность - совокупность частей из разных пределов. В нашей статье можно найти доступное объяснение каждой из этих категорий.

Понятие трансцендентности

При слове "трансцендентность" у большинства людей возникает ассоциация с медитацией или эзотерическими учениями. Это что-то бессознательное, не доступное эмпирическому восприятию. Однако история понятия уходит корнями не в восточную, а в немецкую философию. Например, латинское слово "transcendens" обозначает что-то превосходящее бытовое сознание, разрушающее пределы.

Трансцендентность - это понятие, истоки которого можно найти в философии неоплатонизма. Античный разработал учение о Едином - всеобщем и всеблагом начале, которое невозможно понять с помощью чувств или мысли. Идею Плотина подхватил и попытался развить немецкий мыслитель Иммануил Кант. Его трансцендентальная философия до сих пор считается одной из самых важных в мировой науке.

Трансценденция

Иммануил Кант разработал теорию "вещей в себе", которые существуют независимо от сознания человека, а потому остаются непознаваемыми. Эти предметы не воздействуют на органы и чувств, а потому не могут быть применены на практике. Трансцендентность - это характерное состояние "вещей в себе".

Ниже: Плотин - основоположник школы неоплатонизма.

Окружающие нас вещи имманентны. Вселенная, Бог или душа трансцендентны. Имманентность является состоянием, противоположным трансцендентности. Это неотъемлемая внутренняя связь объекта с его качеством.

Кант вводит понятие трансценденции. Это возможность воспринимать потустороннее, осознавать неосознаваемое. Мыслитель полагал, что умирающий человек достигал трансценденции. Осуществлялся переход из имманентного мира в божественное пространство, не осознаваемое простыми органами чувств.

Виды познания

Главный научный труд Канта называется В нем философ размышляет о возможностях человеческого познания. Как далеко мы можем зайти в своих суждениях? Доступно ли человеку осмысление чего-то особого, недоступного остальному миру? В попытках найти ответы Кант делит познание на научное и синтетическое.

Научное мышление основано на суждениях. Человек не выходит дальше, чем за рамки анализа отдельных предикатов (понятий). Такой метод мышления не может расширить познание. Поэтому Кант обращается к мышлению, не имеющему аналитических рамок. Его объектом является синтетическое суждение. Единственно возможный способ познать субъект - это интуиция.

Ограниченное научное мышление объективно и необходимо, но свободное синтетическое познание - случайно и субъективно. Оба метода непригодны. Кант формирует новый вид познания - априорный. Он сочетает в себе синтетичность и необходимость.

Особенность философии Канта заключается в активном развитии старой античной темы. Немецкий мыслитель пытается решить вопрос о возможностях и границах человеческого познания. Он берет все лучшее из двух известных ему типов мышления и формирует суждение совершенно новое, доколе никому неизвестное. Это суждение становится предметом научных изысканий Канта.

Вещи в себе и для нас

Иммануил Кант являлся основоположником немецкой классической философии - эпохи наиболее важной для науки. Начинал мыслитель с осмысления вещей. Он поделил все мировые сущности на "вещи в себе" и "вещи для нас". То, что "в себе", недоступно и непознаваемо для людей. Это мир объективных идей. "Вещи для нас" раскрываются людьми в процессе познания.

Обе группы сущностей неразрывно связаны. "Вещи для нас" невозможно познать без влияния сверхприродных элементов. Более того, все доступные человеку вещи - это только видимость, иллюзия чего-то большего и объективного. Превращение "вещей в себе" в "сущности для нас" есть основа знаменитого диалектического материализма.

Неопознанность, сверхприродность, сущность "вещей в себе" - все это синонимы трансцендентности. Но как с рассматриваемым понятием связана антиномичность? Попробуем разобраться.

Антиномии

Что мешает человеку в познании? Философы-материалисты говорили об элементах бытия и окружающего мира. Иммануил Кант посчитал такие причины слишком тривиальными, а потому высказал свою теорию. Трудности познания заключаются не в объекте, окружающей действительности, а в субъекте - самом человеке.

Человек, рассуждающий о мировом и всеобщем, неизбежно попадет в плен противоречий - антиномий. Причем противоречащие суждения могут быть либо оба доказуемы, либо недоступны для понимания и анализа. Преодолеть антиномичность разума можно и нужно. В этом Кант видит основную задачу своей философии.

Как решить антиномии? Немецкий мыслитель начинает рассуждать о долге и этике. Разум находится под давлением воли и нравственности, а потому все ответы должны прийти внеопытным путем (априорным).

Трансцендентность и трансцендентальность

Трансцендентальность в философии Канта представляет собой совокупность априорных условий и формальных предпосылок познания. Элементы трансцендентального находятся в трансцендентном: части составляют целое.

Суждения, похожие на кантианские, можно наблюдать и в схоластической философии - средневековых религиозных учениях. Тогда мыслители говорили об аспектах бытия, выходящих за пределы привычного человеку существования. Такие аспекты нельзя проверить эмпирическими методами, применить на практике или проанализировать. Они вообще недоступны человеку.

Сны Как присниться другому человеку Сон как построение чертога памяти Сны во время беременности Этот человек снится многим людям Снять сон на видео Кто транслирует сновидения? Сон 20 часов Сонник: незнакомые люди Качество сна Депривация сна - борьба с депрессией Зачем нам снятся сны Сонник, приснился бывший парень Ужасы ошибок определения реальности Если Вам приснился странный сон Как запомнить сон Толкование снов - тест Роршаха Сонный паралич Сбудется ли сон Почему сны сбываются Сбудется ли сон Как сделать чтобы приснился любимый Сон про зомби Суть снов К чему снятся волосы К чему снится умершая бабушка Сон черепаха Осознанный сон Карлос Кастанеда аудиокнига Электрическая стимуляция осознанных сновидений Видеть во сне сон Осознанные сновидения для борьбы с беспокойством Как попасть в сон другого человека Совместные осознанные сновидения Выход в астрал Тотем сна. Фильм Начало Проверка техник продления осознанного сновидения Увеличение продолжительности осознанных сновидений Первое осознанное сновидение Соединение снов в единое пространство Метод спонтанного осознания во время сна Техники вхождения в осознанное сновидение Практику ОС можно разделить на несколько моментов Выделим практическую часть из описания опыта Память, воображение, сны Картографирование сновидений. Чертоги памяти Шаманизм Не включается свет во сне Познание неизвестного Карлос Кастанеда аудиокнига Познание неизвестного Сериал Охотники за сновидениями Управление сном Ночной дозор Хакеров сновидений Газета Оракул про Хакеров сновидений Реальность Как управлять реальностью Другие формы жизни: камни трованты Аномальная зона Прейзера (США) Каньон реки Бешенка Способности Открытие третьего глаза, дальновидение Телепатия - передача мыслей Комитет по защите людей с аномальными способностями Экстрасенсорное восприятие Какой командой подключается телепатия? Развитие дара ясновидения Дар ясновидения Предвидение будущего интуиция Предвидение будущего Паранормальное Полтергейст в доме Как избавится от призрака Продам душу Суккубы и инкубы Мафлок. Кто такие мафлоки Душит домовой Душа после смерти Душа управляет роботом История от Колобмо «Сатана или гипноз» Мышление Методы запоминания Свойства памяти человека Развитие памяти школьников Программирование человека Сила воображения Визуальное мышление Слои личности Я Притча о двух компьютерах Притча о двух компьютерах. Встреча 2 Разница между не-думанием и думанием без слов Сон как построение чертога памяти Развитие памяти у школьников Методы запоминания Программирование человека Свойства памяти человека Сила воображения Визуальное мышление Слои личности Не-думание и думание без слов Разное Приметы и суеверия, кто показывает нам знаки Шаманская болезнь Электроэнцефалография головного мозга (ЭЭГ) Энтеогены. Кактус Пейот Истинный основатель Буддизма Трансгрессия и трансгрессор Трансгрессия и дежавю Магический посох (жезл) Гадание на картах Таро Значение слова Трансцендентность Вымышленная искусственная реальность Один из Асгарда и Ева Технология спаивания русского народа Денежная удавка. Рублики и Бобрики Бесконечная лестница Удивительный Криштиан и его шары Практика сны Практика Я вчера умер Поговорить с умершим Сон про крылья Инопланетяне и захват мира Во сне мне сообщили адрес сайта Слишком реальный сон Знакомство с Коломбо Сон: Реальность какая-то размытая Сон: двое людей и удар в челюсть Рассказ о выходе из тела Практика депривации сна Зачем нужен сон Время Что такое дежавю? Случай дежавю предсказание будущего Почему скорость света постоянна? Скорость света и парадоксы Можно ли обойти скорость света? Пространственно-временная пузырчатость реальности Эзотеричка Завтра наступит вчера Часть 1. Госучреждение Часть 2. Человек со стертой памятью Часть 3. Невада 1964 Часть 4. Ящик Пандоры Часть 5. Остров Зеленый Часть 6. Сновидения Часть 7. Вспомни будущее