Что такое железный занавес в истории. Железный занавес


- вставной автопортрет - художник изображен в группе персонажей какого-либо сюжета,
- представительский (символический) автопортрет - художник изображает себя в образе
исторического лица или религиозного персонажа,
- групповой портрет - художник изображен с членами своей семьи или другими реальными
лицами.
- отдельный или естественный автопортрет - художник изображен один.

Естественный автопортрет в свою очередь может быть:
- профессиональный - художник изображен за работой,
ь- личностный - раскрывающим моральные и психологические черты автора,
- эротический.

Большинство автопортретов было исполнено при помощи одного или нескольких зеркал, что диктует
их основную технологическую особенно¬сть - перевернутость изображения.
Характерная особенность автопортрета заключается, прежде всего, в том, что художник «говорит»
со зрителем от первого лица. Это своего рода его живописный монолог.

Мастер Аврам. Врата Софийского собора в Новгороде.

Возникновения автопортрета непосредственно связано с развитием портретной живописи как таковой.
Древнейшими из сохранившихся автопортретов можно считать изображения художников в древнеегипетской
живописи и скульптуре. Считается, что портретное изображение скульптора фараона Эхнатона датируемое
приблизительно 1365 годом до нашей эры является автопортретом.
Встречаются автопортреты и в древнегреческой вазописи. А Плутарх упоминает, что древнегреческий
скульптор Фидий изобразил себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи
Афины в Парфеноне.
В эпоху средневековья также встречаются скульптурные автопортреты – принадлежащие скульпторам
XIV века Авраму в Новгороде и Петеру Парлержу в соборе Святого Вита в Праге.

Петер Парлерж. Автопортрет. Скульптура трифория собора св. Вита в Праге. XIV в.

Итальянский художник Джотто ди Бондоне (1267-1337 гг.) включил себя в цикл «выдающихся людей» в
росписи в церкви Кастель Нуово в Неаполе.
Но подлинное рождение портретной живописи как самостоятельного жанра, а вместе с ней и автопортрета
происходит в Эпоху Возрождения.
Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на библейские и
мифологические темы (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Б. Гоццоли, Лука Синьорелли). Так
Мазаччо изобразил себя в качестве одного из апостолов в росписи часовни Бранкаччи. А Беноццо Гоццоли
рисует себя в «Шествии волхвов», а чтобы не возникало сомнений в том, что это именно он подписывает
свое имя на шляпе. Сандро Боттичелли сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Сандро Боттичелли. Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов».

Доминико Гирландайо. Автопортрет. Деталь фрески «Изгнание Иоакима из храма».
Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.

Томазо Мазаччо. Автопортрет. Фрагмент фрески в церкви Санта Мария дель Кармине, Пиза. 1426 г.

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая
за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются
автопортреты в многофигурных композициях»
-
так характеризует автопортрет Раннего Возрождения искусствовед В. Н. Гращенков.

Лука Синьорелли. Автопортрет. Деталь фрески «Падение антихриста».
Капелла Сан Бризио Кафедрального собора Орвето, Орвето. 1499-1502 гг.

В искусстве Высокого Возрождения автопортрет свидетельствовал о возросшем общественном положении художника.

Рафаэль Санти. Автопортрет. 1506 г.

Идеал прекрасной и гармоничной личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510 г.), безграничное могущество
мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1512 г.) – таковы ключевые образы
Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г.

Живописцы Позднего Возрождения раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности.
Таковы автопортреты Тинторетто и Тициана.

Якопо Тинторетто. Автопортрет. Деталь. ок. 1588-90 гг.

На «Автопортрете с Орацио и Марко Вечелио» изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко.
Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Тициан. Автопортрет. Ок. 1566 г.

Паоло Веронезе изображает себя под видом одетого в белое скрипача в картине
«Брак в Кане Галилейской» (1562 г).

Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Брак в Кане Галилейской».

Паоло Веронезе. Автопортрет, деталь картины «Пир в доме Левия». 1573 г.

Полагают, что Микеланджело придал сходство с собственным лицом изображению содранной со святого
Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Страшный суд. Фреска из Сикстинской капеллы.
Фрагмент. (предполагаемый автопортрет Микеланджело).

Пармиджанино. «Автопортрет в выпуклом зеркале». 1524 г.

Зыбок и изменчив «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино.

Микеланджело да Караваджо. «Медуза». 1598-1599 гг.

Откровенно эпатажна «Медуза» Караваджо (1598-1599 гг.), где художник придаёт автопортретные черты
отрубленной голове Горгоны.

Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо).

Якопо Понтормо. Автопортрет. 1515 г.

Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете
Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене.
Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк».

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с цветком.

портрет, в котором художник изображает сам себя, обычно используя для этого зеркало. Особенность автопортрета прежде всего в том, что он «говорит» со зрителем от первого лица – о времени и о себе; это монолог художника: сокровенная исповедь или активное утверждение своего творческого кредо, самоирония или спокойное повествование. Предание об одном из первых автопортретных изображений дошло до нас из античности: древнегреческого скульптора Фидия обвинили в кощунстве за то, что он посмел изобразить себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины. Известны лишь единичные примеры скульптурных автопортретов (автопортрет чешского архитектора и скульптора П. Парлера в соборе Св. Вита в Праге, 14 в.). Подавляющее большинство автопортретных изображений – живописные или графические произведения.

Эпоха Возрождения – время пробуждения личностного самосознания – стала временем рождения портрета (а вместе с ним и автопортрета) как самостоятельного жанра. Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на темы Священной истории или мифологии (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли). В пестрой толпе людей, изображенных в их картинах, выделяется один, пристально смотрящий прямо на зрителя, – это сам художник, участник и свидетель события. Идеал прекрасной и гармонической личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1514) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения. Позднее Возрождение – время утраты светлых идеалов – рождает образы могучие и трагические (автопортрет Микеланджело в «Страшном суде» на стене Сикстинской капеллы, 1535–41), зыбкие и изменчивые («Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино, ок. 1524 г.) и откровенно эпатажные («Медуза» Караваджо, 1598–99, где художник придает автопортретные черты отрубленной голове Горгоны). Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене. Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк». Великий немецкий мастер А. Дюрер одним из первых создал целую галерею автопортретов (самый известный, 1500 г., написан в иконографии образов Христа).

В 17 в. появляется новая автопортретная тема – художник за работой («Мастерская художника», или «Аллегория живописи», Я. Вермера Делфтского, ок. 1675). В «Менинах» Веласкеса (1656) эта тема перерастает в подлинный гимн живописи, ее безграничным возможностям. Сокровенными беседами с самим собой стали автопортреты для Рембрандта, создавшего более 100 своих изображений. Стремление познать душу человека в ее динамике, изменчивости унаследовали от Рембрандта и развили в своем искусстве мастера романтизма (Т. Жерико, Э. Делакруа, О. А. Кипренский, К. П. Брюллов). Автопортретное начало пронизывает творчество П. А. Федотова. Черты художника можно узнать в героях многих его картин и рисунков. Автопортреты передвижников (В. Г. Перова, И. Н. Крамского) властно взывают к гражданской совести зрителя. Рубеж 19–20 вв. – время яркого расцвета автопортрета. Работы М. А. Врубеля, В. А. Серова, М. В. Нестерова, И. И. Машкова, К. С. Малевича и др. отражают сложную картину художественной жизни этого времени, напряженные поиски нового живописного языка, созвучного эпохе.



План:

    Введение
  • 1 Автопортрет в изобразительном искусстве
    • 1.1 Виды автопортрета
    • 1.2 Идентификация автопортретов
  • 2 История
    • 2.1 Античность
    • 2.2 Эпоха Возрождения
    • 2.3 Барокко
    • 2.4 Постимпрессионисты
  • 3 Фотопортреты
  • 4 Диагностика по автопортрету
  • 5 Литература
    • 5.1 Искусствоведение
    • 5.2 Психология самовосприятия
    • 5.3 Автопортреты в неврологии
    • 5.4 Автопортреты в литературе
  • Примечания

Введение

Автопортрет Рембрандта, приблизительно 1655

Автопортре́т - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д.

Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола. Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями, оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники неврологии.


1. Автопортрет в изобразительном искусстве

1.1. Виды автопортрета

Искусствовед Васильева-Шляпина выделяет два основных вида автопортрета: профессиональный , то есть тот, на котором художник изображен за работой, и личностный , раскрывающий моральные и психологические черты. Она также предлагает более детальную классификацию: 1) «вставной автопортрет» - художник изображен в группе персонажей какого-то сюжета; 2) «представительский, или символический, автопортрет» - художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного героя; 3) «групповой портрет» - художник изображен с членами семьи или другими реальными лицами; 4) «отдельный или естественный автопортрет» - художник изображен один.


1.2. Идентификация автопортретов

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются автопортреты в многофигурных композициях», указывает Гращенков в своем исследовании, посвященном Раннему Возрождению .

2. История

2.1. Античность

Изображения художников за работой встречаются в древнеегипетской живописи, а также на древнегреческих вазах. Одно из первых упоминаний об автопортрете конкретного художника встречается у древнегреческого философа и биографа Плутарха (ок. 45 - ок. 127), который пишет о том, что живший за несколько веков до него древнегреческий скульптор Фидий (ок. 490 до н. э. - ок. 430 до н. э.) включил самого себя в число персонажей композиции «Битва амазонок» в Парфеноне. Битва греков с амазонками была высечена на щите статуи Афины, а также на западной стене храма.


2.2. Эпоха Возрождения

Предположительный автопортрет Леонардо да Винчи

Итальянский художник и архитектор Джотто (1267-1337) включил себя в цикл «знаменитых людей» в неаполитанской кастели.

Итальянский живописец Мазаччо (1401-1428) изобразил себя одним из апостолов в росписи капеллы Бранкаччи.

Тосканский художник Боттичелли (1447-1515) сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Наиболее известное изображение Леонардо да Винчи (1452-1519) многие исследователи считают поздним и единственным автопортретом. Однако, другие искусствоведы полагают, что принадлежность этой работы Леонардо полностью не доказана. Существует версия, впервые высказанная писателем Мережковским, что Леонардо положил в основу знаменитой картины «Мона Лиза» собственный автопортрет.

Изображали себя и Рафаэль (1483-1520), и Микеланджело Буонарроти (1475-1564). Полагают, что Микеланджело придал сходство собственному лицу изображению содранной со святого Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Тициан (1477-1576) выполнил «Автопортрет с Орацио и Марко Вечелио», который, по мнению критиков, имеет глубокое философское содержание. На полотне изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко. Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер (1471-1528). Первый (рисунок серебряным карандашом) был создан, когда художнику было тринадцать лет. Двадцатидвухлетний Дюрер изображен также на Автопортрете с гвоздикой (1493, Лувр). Мадридский Автопортрете (1498, Прадо) изображает Дюрера человеком солидного достатка, добившимся признания. На следующем автопортрете художник изобразил себя в образе Христа (Мюнхен, Старая Пинакотека).


2.3. Барокко

Большое количество автопортретов написал Рембрандт (1606-1669). Художнику одно время приписывалось около 90 картин, содержащих его собственное изображение. Однако, как показал анализ, 20 «автопортретов» на самом деле были выполнены другими художниками. Отвергнут был, например, «автопортрет», приобретенный Штутгартской галереей в 1962 году. Недавно был обнаружен самый маленький автопортрет Рембрандта, составляющий восемь дюймов в высоту и около семи дюймов в ширину.


2.4. Постимпрессионисты

Автопортрет Ван Гога Голова забинтована, так как художник сам себе отрезал часть уха.

Ван Гог написал более двадцати автопортретов, причем всего за два года.

Среди рекордсменов по количеству автопортретов Фрида Кало. Она писала саму себя 55 раз.


3. Фотопортреты

Роберт Корнелиус. Автопортрет.
Дагеротип, 1839. Первый в истории отчётливый снимок человеческого лица.

Автопортрет Елеазара Лангмана

Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов: фотографирование своего отражения в зеркале, и фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке.

Известна работа Е.Лангмана, сфотографировавшего свое отражение на поверхности никелированного чайника.


4. Диагностика по автопортрету

Автопортрет Эгона Шиле, запечатлевший мастурбацию

Автопортреты художников, страдавших теми или иными заболеваниями, дают медикам уникальную возможность для исследования самовосприятия у людей с психологическими, психиатрическими или неврологическими нарушениями.

Российский сексолог Кон в своей статье о мастурбации отмечает , что привычка мастурбировать запечатлена в произведениях искусства, в частности живописи. Так австрийский художник Эгон Шиле изобразил себя за этим занятием на одном из автопортретов. Кон считает, что художник передает этой картиной не удовольствие от мастурбации, а чувство одиночества. Творчество Шиле анализируют и другие исследователи сексуальности, в частности исследователи педофилии.


5. Литература

5.1. Искусствоведение

  • Г. Л. Васильева-Шляпина. Автопортретный жанр в мировом изобразительном искусстве. Вестник КрасГУ. (PDF).

5.2. Психология самовосприятия

  • Wegner DM (2003) The mind’s self-portrait. Ann N Y Acad Sci 1001: 212-225. Автопортрет личности. Психология и нейронауки приближаются к пониманию разума и сознания. Между тем, каждый человеческий разум содержит автопортрет, содержащий самооценку мыслительных процессов. Этот автопортрет полагает, что действия человека управляются мыслями и, таким образом, тело управляется сознанием. Автопортрет приводит к убеждению, что мы сознательно желаем что-то делать. Исследования показывают, что такой автопортрет является карикатурой на функции мозга, но в то же время он является основой ощущения авторства и ответственности за собственные действия.
  • И. С. Кон ОТКРЫТИЕ «Я» (Историко-психологический этюд), журнал «Новый Мир» 1977, N8. Позднее автор вернулся к этой теме в своей книге «В поисках себя (личность и ее самосознание)», М., Политиздат, 1984 .

5.3. Автопортреты в неврологии

  • Tielsch AH, Allen PJ (2005) Listen to them draw: screening children in primary care through the use of human figure drawings. Pediatr Nurs 31(4): 320-327. Посмотрите, как они рисуют: диагностика детей по рисункам людей. Этот обзор литературы фокусируется на методе рисования людей в качестве метода диагностики. Детские рисунки могут распознать умственные расстройства. Авторы описывают использование автопортретов для диагностики эмоциональных расстройств у детей от 6 до 12 лет. Хотя эта методика не позволяет поставить окончательный диагноз, она полезна для распознавания проблем.
  • Morin C, Pradat-Diehl P, Robain G, Bensalah Y, Perrigot M (2003) Stroke hemiplegia and specular image: lessons from self-portraits. Int J Aging Hum Dev 56(1): 1-41. Гемиплегия после инсульта и зеркальное изображение: уроки, почерпнутые из автопортретов. Больные с гемиплегией имеют разнообразные проблемы самовосприятия, которые обусловлены неврологическими поражениями представления тела, либо психологическими проблемами с восприятием собственного я.

Зачем художники создают автопортреты? Во–первых, это отличный способ получше познакомиться с собственным «я» и выразить себя, во–вторых - отточить мастерство, когда рядом нет модели.
Что перевешивает на чаше весов истории? Ведь некоторые портреты так и остались иллюстрациями к биографии, в то время как другие стали знаковыми шедеврами.

1. Леонардо да Винчи. Туринский автопортрет

Считается, что художник выполнил его в 60–летнем возрасте. Штриховка выполнена тонкими линиями слева направо - это характерный почерк да Винчи. Работа нарисована сангиной (материал, напоминающий красно–коричневый уголь) на бумаге. Идентификация проведена в XIX веке: рисунок соспоставили с портретом Платона на фреске Рафаэля «Афинская школа», прототипом для которого был Леонардо.
Тем не менее, некоторые искусствоведы продолжают доказывать, что туринский автопортрет - всего лишь качественная подделка под да Винчи. Однако железных фактов в поддержку своего мнения они не предоставили.
Где хранится: Королевская библиотека в Турине.
Кстати, существует теория, что великую Мону Лизу Леонардо да Винчи срисовал с себя, предав собственным чертам мягкости. К такому мнению ученые склоняются, сравнивая красавицу из Лувра с туринским автопортретом.

2. Автопортрет Дюрера

Сохранилось 17 автопортретов немецкого мастера Ренессанса, однако самым популярным является тот, что датирован 1500–м годом.


Лицу преданы божественные, иконографические черты. Художнику на время написания было 28 лет. В то время портреты «фас» в Европе были редкостью. В Италии их практически полностью сменили работы с поворотом головы в три четверти.
К слову, Дюрер одним из первых дал толчок к переоценке статуса художника. В то время в Германии рисунок считался ремеслом, и ставить автографы на работах было не принято. Дюрер всегда подписывал картины полным именем. Кроме того, он является первым европейским художником, написавшим автобиографию, и крупнейшим мастером ксилографии.
Где хранится: Старая пинакотека Мюнхена.

3. Караваджо. Предполагаемый автопортрет в образе Бахуса


Гений реализма всю жизнь рисовал автопортреты: его черты можно узнать в лице казненного на картине «Давид с головой Голиафа», в проходном персонаже на картине «Мученичество апостола Матфея», и даже в лике медузы Горгоны. Но в главной роли он предстает только в образе Бахуса!

Где хранится: Галерея Боргезе, Рим

4. Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой

Написан в Арле на пике развития психологического расстройства. Картина была нарисована через несколько дней после того, как Ван Гог поссорился с другом Гогеном, запустил ему в голову стаканом, а после в приступе гнева отрезал сам себе мочку уха.
Где хранится: Частная коллекция Ниархоса, Чикаго

5. Поль Гоген. Автопортрет художника на фоне желтого Христа

Один из главных представителей постимпрессионизма и отец символизма нередко рисовал себя - как и его товарищ Ван Гог. Самые популярные автопортреты: с палитрой (1893 г), в шляпе (1893 г) и с «желтым Христом» (1889−1890 гг.). На последней за спиной мастера находится любимая работа, давшая начало символизму.
Где хранится: Музей д‘Орсе, Париж

6. Пьер Огюст Ренуар. Последний автопортрет

Потрясающий импрессионист, автор новаторского для своего времени портрета актрисы Жанны Самари, прожил долгую жизнь и на старости влюбился в юную натурщицу (об этом снят фильм «Ренуар. Последняя любовь»). На последнем автопортрете (1910 г.) живописец выглядит абсолютно счастливым. На тот момент ему было без малого 70 лет.
Где хранится: частная коллекция

7. Автопортрет Модильяни

Работы художника отличаются самобытным авторским стилем - его невозможно спутать не с кем. Как ни странно, ловелас и покоритель сердец редко рисовал себя. Широко известен только один портрет, выполненный в 1919 году, меньше чем за год до смерти автора.
Где хранится: музей современных искусств в Сан–Пауло, Бразилия

8. Френсис Бэкон, Автопортрет № 1

Среди десятков автопортретов этот - чуть ли не единственный, у которого есть туловище. Интересно, что оно «позаимствовано» у другого художника, Люсьена Фрейда (к такому выводу пришли исследователи аукциона Сhristie’s).
Этот коллега - излюбленная модель Бэкона. На сегодня триптих «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» является самым дорогим произведением искусства из когда–либо проданных. Рекорд установлен в ноябре 2013 года на Сhristie’s: работа ушла с молотка за 142,4 млн долларов.

Где хранится: центр Помпиду

9. Автопортрет Рембрандта

Написан в 1640 году, в зените славы, когда знатные богатые голландцы буквально заваливали художника заказами. Рембрандт решил увековечить собственную состоятельность и признание: на картине он сидит в чинной позе, одетый в дорогие платья. Этой работой автор хотел поставить себя в одну линию с Дюрером, Тицианом и Рафаэлем, которых очень уважал. В целом в своих картинах он нередко «соревновался» с Тицианом: брал типичные для коллеги сюжеты и переигрывал в своем стиле.
Где хранится: Национальная галерея, Лондон
В автопортрете 1640 года повторена классическая позы персонажей Дюрера и Тициана: все они правой рукой опираются на парапет. Согласно рентгенограмме, первоначально на парапете была левая рука Рембрандта.

10. Пабло Пикассо. Автопортрет в голубой период

Испанец рисовал себя на протяжении всей жизни. Сущствуют десятки автопортретов Пикассо - от крайне реалистичных до тех, что идеально вписываются в каноны кубизма. Интересно, что на самом известном автопортрете «голубого» периода художник меньше всего похож на себя.
Где хранится: Музей Пикассо, Барселона

Лекция «Психотерапия в искусстве. Искусство в психотерапии» (часть первая)

Автопортреты велик людей искусства

В действенности арт-терапии уже никто не сомневается.

Терапия искусством считает, что создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними.

С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время рациональной психотерапии.

АТ положительно влияет на лечение не только серьезных, психических расстройств, но так же становится неотъемлемой частью любых тренингов и семинаров по личностному росту.

Я хочу рассказать о роли автопортрет в психологии и развитии личности. И представить автопортретирование как метод психотерапии, в частности гештальттерапии.

АП является методом такого направления, как Маскотерапия, который был создан врачом - психиатром Гагиком Микаэловичем Назлояном.

За время существования метода специалисты помогли тысячам людей с такими расстройствами, как шизофрения, органические болезни головного мозга, эпилепсия, неврозы, реактивные состояния, психосоматические расстройства и другие.

Назлоян Г.М. применял этот метод в психиатрии, Кравченко С.А. успешно адаптировал маскотерапию к психологической диагностике, консультированию и психотерапии отдельной личности и группы людей, я к тому же вижу очень гармоничную адаптацию метода Автопортрета в гештальттерапии.

Сначала немного истории Автопортрета:

Автопортрет - совершенно особый творческий продукт. Будь он завершен или же виде набросков, АП всегда вызывает особый интерес у исследователей творчества.

Серия автопортретов написанных в разные годы, может составить впечатление о жизни художника, отразить важные вехи и поворотные моменты. Они становятся своеобразными мемуарами.

Такой жанр как автопортрет появляется лишь в 16-м веке. Художники смогли не только изображать религиозные сюжеты но и запечатлевать свое собственное лицо и отражать на автопортретах свои глубинные переживания.

Сама потребность создавать собственные портреты, это возможность овладения собственной биографией, жизнью, судьбой.

Первым в истории германской (а по большому счету — и всей европейской) живописи Альбрехт Дюрер начал писать автопортреты. Рассмотренные в хронологической последовательности, они составляют уникальную историю человеческого познания себя, природы и Бога.

Альбрехт Дюрер (1471-1528) писал свои автопортреты с самой юности.

Один из самых ранних был написан в 13 лет, позже была сделана приписка: «Таким я нарисовал себя по зеркалу в 1484г., когда был еще ребенком». 13-летний Дюрер не мог видеть никаких образцов, как не мог предполагать, что когда-то именно благодаря ему в европейском искусстве утвердится такой жанр — автопортрет.

С интересом естествоиспытателя, столь характерным для эпохи Ренессанса, Альбрехт просто фиксировал заинтересовавший его объект — собственное лицо — и не пытался себя украсить, героизировать или принарядить (как станет поступать, повзрослев).

В юношеских портретах искусствоведы прочитывают «озабоченность, взволнованность, неуверенность в себе». В них уже очевидна эмоциональная особенность, которая сохранится и во всех дальнейших автопортретах художника: ни на одном из них он не изобразил себя радостным или хотя бы с тенью с улыбки. Отчасти это было данью живописной традиции (в средневековой живописи никто не смеется), отчасти же отражало характер самого Дюрера.

В данном случае, заинтересованность в самом себе, поиск своего отражение и сущности в зеркале характеризует дальнейшее творчество Дюрера: его новаторство и неординарность техник, психологизм и индивидуальность его портретов.

«Автопортрет с остролистом» Это первый из автортретов Дюрера, написанных маслом. Всего их известно три: первый — луврский, второй хранится в Прадо (Мадрид), а третий и самый знаменитый — в Старой пинакотеке Мюнхена.

Дюреру здесь 22 года. Впервые в автопортрете его задачей оказывается не познать самого себя, а показать себя другим, как бы «предъявить» свои внешность и личность миру.

«Дюрер великолепный»: автопортрет из «Прадо» «Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер». Между двумя автопортретами — этим и предыдущим — прошло всего пять лет, и это были очень важные годы в биографии Дюрера.

В эти пять лет Дюрер не только женился, но и прославился, не только возмужал, но и успел осознать себя большим художником,

универсальной личностью, для которой стали тесны рамки родного города, так как теперь Дюреру нужен весь мир. В этом автопортрете из Прадо, в самом взгляде Дюрера, в его спокойной и уверенной позе и в том, как его руки опираются на парапет, ощущается особое, осознанное достоинство.

Новый автопортрет — это своего рода декларация, что Дюрер больше не ремесленник (а в родном Нюрнберге художников всё еще продолжают считать представителями ремесленного сословия) — он художник, а значит, божий избранник.

Дюрер больше не согласен считает себя ремесленником-провинциалом, ограниченным условностями времени и пространства.

Автопортрет в одежде, отделанной мехом («Автопортрет в возрасте 28-ми лет», «Автопортрет в шубе»).

Эту же тенденцию рассматривать художника не как простого ремесленника, а как универсальную личность, Дюрер доводит до логического предела в картине, которая впоследствии станет самым знаменитым из его автопортретов.

Мелкими буковками сделана надпись: „Таким нарисовал себя я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет вечными красками“».

Впервые Дюрер изображает себя не в трехчетвертном развороте, а строго фронтально — так не принято было писать светские портреты, только святых.

Рисунок Дюрера с запрокинутой головой мёртвого Иисуса некоторые небезосновательно считаютавтопортетом.

Рассказывают, в «возрасте Христа» или около того Дюрер очень сильно заболел и был при смерти. Несколько дней его трясла лихорадка, Дюрер лежал измождённый, с пересохшими губами и запавшими глазами.

В тот момент все думали, что набожный художник пошлёт за священником. Но он потребовал принести небольшое зеркало, поставил его себе на грудь и, едва-едва находя силы приподнимать голову, долго всматривался в своё отражение. Это напугало близких Дюрера: возможно, они подумали, что под влиянием болезни он помешался, ибо никому еще не приходило в голову на смертном одре любоваться собою в зеркале. Когда Дюрер поправился, на основании увиденного он сделал этот рисунок.

Фрида Кало

Автор стремится проанализировать и осмыслить свое прошлое, понять значимость тех или иных событий - и делать это не для трансляции миру, а именно для себя. Примером такого типа жизнеописания служат многочисленные автопортреты Фриды Кало (1907-1954). В этих работах отражено творческое понимание и переживание своего жизненного опыта.

Фрида Кало не только яркая художница, большинство работ которой - автопортреты, но и первая латиноамериканка, ставшая завсегдатаем кабинетов психоаналитиков.

Как в этой удивительной женщине уживалась боль и красота, так и на ее картинах, которые, как правило, посвящены событиям жизни художницы, реальность переплетена с символами.

Ее автопортреты, описание удивительной и сложной жизни, в которое художница вкладывала все многообразие своих переживаний и противоречий.

Рисовать она начала в 18 лет, после того как попала в жуткую аварию. Ее тело было сильно разбито: поврежден позвоночник, сломаны тазовые кости, ключица, ребра, только на одной ноге было одиннадцать переломов. Жизнь Фриды весела на волоске, но юная девушка смогла победить, и в этом, как ни странно, ей помогло рисование. Ещё в больничной палате перед ней ставили большое зеркало и Фрида рисовала себя.

Практически на всех автопортретах Фрида Кало изображала себя серьёзной, мрачной, словно застывшей и холодной с суровым непроницаемым лицом, однако все эмоции и душевные переживания художницы можно почувствовать в окружающих её деталях и фигурах. Каждая из картин хранит в себе те чувства, которые переживала Фрида в определенный момент времени.

С помощью автопортрета она словно пыталась разобраться в себе, раскрыть свой внутренний мир, освободиться от бушевавших внутри неё страстей.

Фрида терзалась постоянными и сильнейшими болями практически всю свою жизнь. И это переживание символично воплощено в ее автопортретах.

Понимание себя, детальный анализ своего тела и судьбы, метко и лаконичны переданы в фоне ее картин.

В автопортретах проносится вся жизнь - катастрофа на дороге, годы больниц, замужество с Диего Ривера, увлеченность творческим осмысление своей судьбы, исследование самой себя, переживания измен мужа, значимые встречи, невозможность иметь детей, все более и более сложные операции, обреченность постоянно быть в клетке корсета, страсть, поглощенность красотой. Насыщенность жизненными событиями, сильнейшими эмоциональными переживаниями передана в многогранной серии автопортретов - отражении судьбы Фриды Кало.

Винсент Ван Гог

Многочисленны автопортрета Винсента Ван Гога. Кроме «харизматичного» автопортрета с отрезанным ухом, художник оставил более двух десятков собственных портретов, каждый из которых характерен именно для определенного периода жизни автора и отражает течение душевной болезни.

Прежде всего, хотелось бы отметить некоторую «зацикленность» этих работ. Ван Гог упорно обращается к одним и тем же ракурса - полупрофиль с правой или левой стороны, и одним и тем же аксессуарам - шляпа и трубка.

Возможно, этот факт сопоставим с письмами Ван Гога к брату Тео, в которых он жалуется на предчувствие происходящих перемен в себе, страшится наступающей болезни. И в этом смысле его автопортреты - то есть фиксирование своего образа на неком носителе - служило своеобразном средством связи с реальностью, удерживало художника, не давало разрушиться его представлениям о самом себе.

Ван Гог Автопортреты
Ведь именно на фоне незначительных, вроде бы, со стороны, атрибутов складывается жизнь, а память использует их как ориентиры или зацепочки. И описывая кому-либо незнакомого человека, мы характеризуем его с помощью его привычек, мелочей вроде трубки или предпочтения шляп другим головным уборам.

Винсент Ван Гог Автопортреты
Так и Ван Гог на грани безумия, осознавая свою болезнь, стремится не потерять хотя бы себя, со своими привычками и особенностями. Он сохраняет в автопортретах свои привычки и те черточки, по которым можно было бы судить о нем.

Ясперс, резюмируя свой анализ творчества Ван Гога, пишет: «Граница развития приходится на начало 1888 года, что совпадает с началом психоза. Работы, оказавшие столь большое влияние на нас и на наше время, относятся к 1888—1890 годам. В это время было написано больше картин, чем во все предшествующие годы» . Но за эти годы было написано и самое большое количество автопортретов.

Почему именно в кризисные моменты страха перед надвигающимся помешательством художник обращается к изображению себя? Вероятный ответ - в стремлении утвердить свою здоровую, контролируемую и настоящую сущность. Ван Гог боялся потеряться в болезни, потерять образ своего «Я». Сравнивая свои автопортреты, он успокаивается их сходством. В его руках оказывается иллюзия владения своим рассудком и самим собой.
«В общем, моя работа принадлежит тебе. - пишет он брату. - Я вложил в нее мою жизнь, и половина моего рассудка ушла в нее…». Но он держит в руках свой автопортрет и может ощущать себя целым, единым, не разрушенным.

А.С. Пушкин

Особое место в рисунках Пушкина занимают его автопортреты. «Он сделал с себя в три раза больше изображений, чем все его современники, вместе взятые», - отмечал Эфрос (более 60 автопортретов).

А.М. Эфрос подходил к автопортретам Пушкина как «автобиографии в рисунках»
«Его внимание к своему облику было настойчиво, и оно полно огромного смысла», считал критик

Так, Эфрос выделял два вида пушкинских автопортретов - во время работы над своим внешним обликом (к нему относятся изображения себя с усами, без усов, с бакенбардами, которые затем появлялись в наружности поэта несколькими годами позже) либо - внутренним миром.

По мнению Эфроса, «автопортреты Пушкина имеют огромную документальную ценность. Это наиболее надёжные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика». Соглашается с Эфросом и Лия Певзнер, полагавшая, что портретные рисунки самого Пушкина - «не просто документ минувшего», но и «часть биографии поэта»

Анализ автопортретной графики поэта у критика неизменно сопряжён с тщательным исследованием его биографии, скрупулезной работой с архивными данными.

Эфрос не просто сопоставляет самоизображения гения с содержанием созданных рядом с ними строк, но изучает сам жизненный период поэта и связанные с ним настроения и, лишь отталкиваясь от этого, делает попытку психологического объяснения появления автопортрета и его графических особенностей, весьма удачную.

Так, в ходе своего исследования, он выясняет, что первое пушкинское изображение себя возникает не ранее, как «с роковой даты, с 1820 года, принёсшего ему первую катастрофу». Таким образом, до своей первой ссылки.

Пушкин, изображавший многочисленные профили актрис, гвардейцев и сотоварищей, не запечатлевает собственную наружность.

Внимание к внешнему миру преобладало над вниманием к себе. Настойчивая мысль о себе появляется в период южной ссылки, когда поэт «стал для себя главным предметом волнений».

Этот настойчивый интерес к собственной личности продолжается вплоть до 1831 года, до женитьбы поэта и, по мнению Эфроса, является по сути дела «графической исповедью» и эти самоизображения всегда «сугубо интимны» .

За автопортретированием стоит желание повлиять на реальность, историю своей жизни и особенности своего внутреннего мира.

Литература:

  1. Вчерашняя Анна Дюрер: Автопортреты, как познание человека
  2. Статья Автопортреты А.С. Пушкина в критике А.М. Эфроса
  3. Эфрос А.М. Автопортреты Пушкина
  4. Эфрос А.М. Мастера разных эпох.
  5. Шалина О. С. Взаимосвязь самооценки и переживания зеркального образа

Это вступительная часть лекции «Психотерапия в искусстве. Искусство в психотерапии»