Где сомалийские пираты. Они не любят ремонтировать свои автомобили

Не так давно сомалийские пираты захватили очередное судно: у берегов Нигерии взят на абордаж танкер "Каламос". Пираты убили помощника капитана, а остальных членов экипажа взяли в заложники. 42.TUT.BY узнал, почему пираты продолжают угрожать судам даже в современном мире.Почему в Сомали появились пираты?
Восточноафриканское государство Сомали существует только на бумаге. Считается, что на самом деле официальное правительство контролирует только центральные кварталы в паре городов, а остальная территория находится под контролем различных вооруженных группировок. Всего на территории государства насчитывается порядка 11 автономных образований.


Население этих автономий не горит особым желанием работать, да и трудиться особо негде, зато осталось много оружия со времен эфиопо-сомалийских войн и других конфликтов. Кроме того, рождаемость в Африке высока, а как прокормить детей, не работая, и куда податься молодежи?

Над тем, где раздобыть деньги, местное население размышляло недолго - мимо проходило много беззащитных судов, для захвата которых хватало утлой лодчонки и пары ржавых АК-47. Сначала пираты просто взимали плату "за проезд", а потом смекнули, что угнать судно и потребовать за него выкуп гораздо выгоднее.

Чем вооружены современные пираты?


В основном у пиратов можно обнаружить старые АК-47, АКМС, пулеметы РПК и М60, пользуются популярностью винтовки М16, а также Beretta и CIS SAR-80. Также на некоторых лодках можно встретить 12,7-мм пулемет Тип 54 (китайская копия ДШК).

Весьма популярны также гранатометы РПГ-7, один вид которых снижает волю к сопротивлению у гражданских моряков. Впрочем, спектр вооружения довольно широк - от оружия времен англо-бурской войны до самого современного, приобретенного на деньги, полученные за выкуп судов и заложников.

Сколько моряков стали жертвами пиратов?

Согласно данным из открытых источников, с 2005 по 2012 год более 3740 членов экипажей из 125 стран стали жертвами сомалийских пиратов, 97 из них погибли (в плену и когда отбивали штурм). Дело в том, что хранить оружие на борту гражданского судна согласно международным законам запрещено, поэтому отбиваться от вооруженных до зубов пиратов приходится буквально голыми руками.

В основном моряки пытаются отбиться от сомалийских флибустьеров с помощью брандспойтов или швыряя в них различные тяжелые предметы, при этом пираты поливают моряков свинцовым ливнем из автоматов и обстреливают из РПГ. Но когда суда нанимают частную военную охрану, пыл пиратов заметно остывает.

Кого боятся пираты?

Врагов у пиратов немного: в основном это русские, американские и индийские военные корабли, встречу с которыми переживают далеко не все пираты.
С российскими судами у пиратов как-то не складывается: например, моряки танкера "Московский университет" 22 часа без оружия держались против вооруженных до зубов пиратов. Когда судно было все-таки захвачено, через некоторое время на помощь подоспел спецназ с БПК "Маршал Шапошников", который взял танкер штурмом и освободил моряков.

Военные США тоже с пиратами не церемонятся. Так, после атаки на американский контейнеровоз Maersk Alabama пиратам удалось захватить только капитана - морякам удалось отбиться. За капитана пираты потребовали 2 миллиона долларов, однако вместо выкупа пиратов навестили "морские котики". Итог операции - капитан спасен, трое пиратов убиты, один взят в плен.

Индийские моряки вообще не церемонятся с пиратами, стреляя по любым похожим на пиратские лодкам с вооруженными людьми.

Французские власти - другое дело, они еще и выплачивают компенсацию за моральный ущерб пиратам, напавшим на их суда. Так, Европейский суд по правам человека обязал выплатить каждому из задержанных французскими военными пирату от двух до пяти тысяч евро за "моральный ущерб", а также возместить судебные издержки в размере от трех до девяти тысяч евро. Всего 70 тысяч евро.

В постановлении суда говорится, что французские военные, задержавшие пиратов более чем на 48 часов, допустили "нарушение их (пиратов) прав на свободу и безопасность". А то, что пленные были причастны к нападению на девять французских кораблей, суд не учел.

Сколько получают пираты?

Пиратство в Сомали - дело прибыльное. По данным журнала Forbes, доход работающего местного жителя вряд ли превышает 500 долларов в год. В то же время после получения выкупа за судно доля каждого пирата составляет 30-75 тысяч долларов, бонус в несколько тысяч долларов идет первому взобравшемуся на борт пирату.

По данным ряда источников, львиная доля от прибыли (80-90%) идет на политическое прикрытие: взятки чиновникам, политикам, религиозным лидерам и представителям местных преступных группировок, чтобы те способствовали и не мешали преступному бизнесу.

У пиратов даже есть собственная биржа, расположенная в городе Харадхере - ее создателем стал бывший пират Мохаммед. На бирже присутствует несколько десятков пиратских компаний. Участвовать в торгах на бирже может каждый желающий, в качестве вложений принимаются не только деньги, но и оружие, наркотики, снаряжение и другие полезные вещи.


Хорошо известен пример сомалийской женщины, вложившей все свое имущество - гранаты от РПГ - в акции одной из "надежных" пиратских компаний. Вскоре пираты захватили испанский тунцелов, и после получения за него выкупа женщине спустя 38 дней после вложения заплатили 75 тыс. долларов.

Почему сомалийские пираты существуют до сих пор?

Казалось бы, общеизвестно, куда пираты угоняют суда, где находятся их базы, но мировое сообщество не принимает практически никаких радикальных шагов, чтобы покончить с пиратством. Почему?

Версий довольно много, например, ходят слухи о заговоре страховых компаний - страхуют суда все судоходные фирмы, а захватывают пираты только единицы. К тому же с каждым новым захватом суммы страховых рисков только растут.

Впрочем, и бороться с пиратством непросто: побережье Сомали — это три тысячи километров, патрулировать которые довольно проблематично.


С пиратства кормится большая часть населения этой страны, в преступной схеме задействованы представители власти и религиозные лидеры. Поэтому, чтобы решить проблему, нужно прежде всего навести порядок в самом Сомали. А это уже огромные затраты, которые ни одна страна брать на себя не хочет.

Но все же ведущие мировые державы посылают периодически военные корабли для патрулирования неспокойных вод, и это приносит свои плоды — во время присутствия военных судов в акватории число нападений снижается.
Читать полностью:

Масштабы пиратства в регионе вынудили командование военно-морских сил разных стран применять к бандитам самые суровые меры. По некоторым данным, в 2012 году командиры боевых кораблей, дежуривших в водах Аденского залива, получили негласный приказ – топить пиратские судна без всякого предупреждения, а с выжившими бандитами не церемониться. Особенно отличились индийские моряки, которые убивали морских разбойников безо всякого сожаления. Так, в 2008 году фрегат ВМС Индии INS Tabar расстрелял из орудий захваченное бандитами таиландское судно. Как утверждали СМИ, вместе с пиратами погибли и члены экипажа. Спустя неделю после инцидента был обнаружен один из выживших тайцев, который подтвердил циркулировавшие слухи.

Военные суда в зону действия сомалийских пиратов направляла и Россия. В мае 2010 года весь мир облетела новость о дерзком захвате танкера «Московский университет» бандитской группой в размере 11 человек. На помощь пришли морские спецназовцы с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Прекрасно обученные военные после короткой перестрелки взяли судно под контроль и обезоружили разбойников. Отчет о дальнейшем развитии событий имеет несколько вариантов. В Минобороны России заявили, что пиратов посадили в надувную лодку, дали небольшой запас провизии и отправили по направлению к берегу. Однако туда они по каким-то причинам не добрались, погибнув в море. По другой версии, которая упорно тиражировалась в западных СМИ, морпехи расстреляли бандитов.

Для борьбы с пиратством использовались и частные военные компании. Одна из них – французская «Sicopex», состоящая из отставных офицеров армии Пятой республики, – с 2010 года несет службу на сомалийском побережье. Только за первые два года французы сумели ликвидировать более 300 корсаров, среди которых были и их командиры.

Кто такие пираты Сомали? Как зарождалась эта банда? На эти и другие вопросы мы ответим в статье. Сомалийскими пиратами являются современные вооружённые группировки, с целью выкупа захватывающие корабли у берегов Сомали. Они вооружены, как правило, гранатомётами и автоматическим оружием. Используют в качестве транспортных средств малотоннажные суда (моторные лодки, катера, рыболовецкие шхуны).

Организация

Пираты Сомали зачастую великолепно организованы, но подготовлены не очень хорошо. Территориальные воды Сомали имеют статус места дислокации военно-морских баз некоторых стран и межнациональных организаций, а также милитаризованных (полицейских, военных, гуманитарных) зон ответственности охраняющих, патрулирующих или проверяющих сторон. Для того чтобы обеспечить судоходству безопасность, район действия пиратов патрулируют силы ВМФ России, стран-членов НАТО, Индии и иных государств.

Состав группировок

Пираты Сомали - это молодые люди 20-35 лет из Путленда (самопровозглашённое государство на северо-востоке Сомали). По сведениям агентства ВВС, пираты подразделяются на такие категории лиц:

  • эксперты, работающие с техникой, в основном с GPS-аппаратурой;
  • местные рыбаки, понимающие толк в морских ситуациях;
  • бывшие военные, участвовавшие во внутренних битвах Сомали в составе местных союзов.

Ассоциация содействия морякам Западной Африки выяснила, что есть около пяти базовых пиратских банд, в которых имеется тысяча боевиков при оружии.

Появление пиратства

Как и почему возникли пираты Сомали? С 1991 года эта страна фактически прекратила своё существование в виде централизованного государства, разделившись на зоны действия местных властей. С тех пор финансовая система и централизованная экономика в ней не действуют.

Страна насыщена оружием. Благодаря этому нюансу совершенно не сложно создавать великолепно оснащённые рейдерские команды. Местное правительство (вернее, племенные лидеры и полевые командиры) либо участвует в пиратском промысле, либо закрывает на него глаза. Оно не заинтересовано в каких-либо противодействиях боевикам, так как те не оказывают никакого влияния на его межнациональный статус.

Каким образом начали проводить пираты Сомали захваты судов? Вблизи этой страны пролегают маршруты кораблей, направляющихся через из стран Азии и Персидского залива в Средиземноморье. Кроме того, здесь часто ходят суда, следующие в порты индийской ривьеры Африки или из них. Известно, что страны Европы и Азии достаточно часто заключают между собой торговые контракты. В итоге внушительный поток кораблей с ценными грузами превращается в массу объектов для вероятного захвата.

Пиратство в этой области планеты с 2004 года стало развиваться ускоренными темпами. Межнациональное морское бюро сообщило, что в сомалийских водах с начала 2008 года на транспортные суда совершено более 100 нападений. За этот период боевики смогли захватить 40 кораблей, 13 из них не освобождены до сих пор. В плену по сей день находится около 268 человек из различных стран.

С 10 по 16 ноября 2008 года в этом районе было реализовано 11 атак (три корабля были угнаны), и зарегистрированы четыре эпизода, в которых велась стрельба. Пираты всегда использовали довольно мощное стрелковое оружие и даже гранатомёты, но до сих пор от их рук не погиб ни один моряк. Возможно, это связано и с отвратительной подготовкой и с преднамеренной тактикой боевиков, которые понимают, что если прольётся кровь, их ждёт жёсткое преследование на берегу. Именно поэтому пираты по отношению к заложникам-морякам лояльны, а выкуп требуют у компаний и корпораций, владельцев грузов и кораблей.

Конечно же, охота на пиратов Сомали открыта. Межнациональные силы и спецназ стран, отправивших свои ВМФ в район инцидента, всё чаще открывают огонь на поражение. В 2010 году боевики обвинили спецназ России в казни 10 пиратов без суда и следствия. Этот казус произошёл после освобождения русского танкера.

В 2011 году, 22 февраля, ситуация изменилась: морские разбойники лишили жизни заложников США на пойманной яхте, которая преследовалась американским судном. Боевики открыли огонь по военному кораблю из РПГ, но промазали. После этого на яхте были убиты 4 гражданина США.

Межнациональная реакция

Когда началась борьба с пиратами Сомали? В 2008 году, 7 октября, принял постановление № 1838, которое разрешило государствам использовать ВВС и ВМС в этом противостоянии.

В 2008 году, 8 декабря, ЕС начал операцию «Атланта», а в январе 2009 года была создана оперативная смешанная группа № 151.

Первостепенное значение имеет постановление № 1816, принятое Советом Безопасности ООН в 2008 году. Именно оно устанавливает основы борьбы с пиратством у берегов Сомали.

Оперативники смогли задержать всего 500 боевиков, две трети из которых потом были отпущены. В 2010 году, в апреле, по инициативе России была принята резолюция Совета Безопасности ООН об эффективном уголовном преследовании за пиратство.

Первые морские бои

Известно, что медаль за борьбу с пиратами Сомали СКР «Неустрашимый» была вручена многим оперативникам. 2003 года морские бандиты напали на русский танкер «Монерон», выполнявший рейс в Кению из Саудовской Аравии. Семь пиратов на двух моторных лодках преследовали судно около часа, стреляя из гранатомётов и автоматов.

В 160 км от берегов Сомали 5 ноября 2005 года боевики атаковали круизный лайнер «Сиборн спирит», который следовал из Александрии на Сейшелы. Известно, что в 2005 году пираты организовали около 23 рейдов.

Бой с корсарами, в котором также принимало участие два корабля ВМС США (эсминец и ракетный крейсер) произошёл в 2006 году. Эта баталия считается первой морской схваткой XXI века. Необходимо добавить, что Всемирная продовольственная программа ООН зафрахтовала сухогруз «Розен», а в 2007 году его захватили пираты. В этом же году они задержали японский танкер.

Убытки 2011 года

В 2011 году морские разбойники из Сомали нанесли ущерб в 6,6-6,9 миллиарда долларов. Об этом можно прочесть в отчёте Oceans Beyond Piracy (проект американского фонда One Earth Future).

2012 год

Пираты Сомали фотографироваться обожают с трофеями. В Аравийском море в 2012 году, 10 мая, они взяли на абордаж греческий танкер «Смирни», идущий под флагом Либерии. Он транспортировал 135 тыс. тонн сырой нефти.

Европейцы впервые в 2012 году, 15 мая, обстреляли пиратов на землях Сомали. Они нанесли ракетный удар с воздуха: в операции участвовала авиация, размещённая на кораблях ВМС Европы, патрулирующих Командир объединённых сил Европы в регионе контр-адмирал Поттс Данкан заявил, что обстрел был точечным и среди местных жителей не было потерпевших. Из европейцев также никто не пострадал. К какой стране принадлежала авиация, не сообщили.

Благодаря действиям межнациональной коалиции с мая 2012 по май 2013 года морским грабителям не удалось поймать ни одного корабля. В ликвидации пиратства сыграла важную роль и операция спецотряда морской полиции Путленда. Силами этой организации были уничтожены наземные базы боевиков. После её создания корсарам пришлось уйти на Галмудугское побережье.

Экономические последствия

Ущерб от деятельности пиратов Сомали возрастает каждый год. Размеры выкупов существенно увеличились, они взаимосвязаны с размерами пойманных судов. Если ранее сумма не превышала 400-500 тыс. долларов, то сегодня она уже составляет около 5 миллионов.

Программа круиза

В 2009 году появились туры «Сомали». Пираты так допекли людей, что некоторые начали в Интернете рекламировать круизы вдоль берегов этой страны. Программа туристического путешествия за 2009 год стоила всего 1500 долларов. Организаторы предлагали безнаказанную охоту на пиратов из любимого оружия.

Они писали, что их судно будет плавать вдоль сомалийского поморья, ожидая нападения корсаров. Туристам предлагалось брать с собой оружие или арендовать его у организаторов круиза.

Судно должно было выйти из Момбаса (Нигерия) и идти вдоль берега Сомали до Джибути, где путешествие и заканчивалось. Сообщалось, что на корабле каждый путешественник может бесплатно получить сто трассирующих патронов. Предприимчивые гиды обещали туристам, что пираты нападут как минимум два раза. А если этого не случится, утверждали, что вернут половину стоимости круиза.

Пиратство у берегов Сомали и в Аденском заливе – общемировая проблема. Сегодня этот регион патрулируют корабли из нескольких флотов, чтобы держать пиратов в страхе. Но время от времени пиратам удается захватить какой-нибудь корабль.

Когда подобное происходит, получить корабль назад можно только после выплаты огромного выкупа, сумма которого может достигать нескольких миллионов долларов. Однако мы знаем об этих пиратах не так много, как нам кажется. Вот 10 неожиданных фактов о них.

10. Они не любят ремонтировать свои автомобили

Пираты сорят деньгами больше всех на Сомали. Они тратят свои деньги так опрометчиво, что быстро возвращаются к нищенскому образу жизни, от которого пытались убежать. Сегодня лучшие пиратские «боссы» жалуются, что в мгновение ока растратили миллион долларов.

Получив свою долю выкупа, пиратские боссы растрачивают ее на машины, женщин, вечеринки, алкоголь и кат. Более умные строят большие дома, хотя они все равно растрачивают деньги впустую, как и другие. В качестве автомобиля пираты выбирают Toyota Land Cruiser, который стоит около 30 000 долларов. Поскольку в Сомали топливо дорогое, еще 30 000 долларов они тратят на то, чтобы его заправлять.

Однако в Сомали пираты пользуются большим уважением, а самый быстрый способ потерять это уважение - починить поврежденный автомобиль. Если джип поврежден, пират покупает новый. При этом повреждение может быть совсем незначительным. Достаточно треснувшего лобового стекла или царапины, чтобы заменить автомобиль.

9. У пиратов есть собственная фондовая биржа, где покупают акции на угнанное судно


Фото: popsci.com

Пираты не всегда уверены в том, что им удастся угнать корабль. Даже когда они находят один, то не уверены, что смогут успешно подняться на борт. Поскольку было бы дорого финансировать серию нападений, которые могут оказаться безуспешными, пираты обратились за финансированием к сомалийской общественности. В наши дни пиратов финансируют инвесторы, которые покупают акции на пиратской фондовой бирже.

Фондовая биржа хорошо организована, на ней зарегистрировано более 72 пиратских групп (которые называются «морскими компаниями»). Заинтересованные инвесторы покупают акции и надеются, что их компания сорвет куш. Для приобретения акций не обязательно нужны наличные. Оружие, такое как автоматы АК-47 и гранатометы, также квалифицируется как валюта.

8. Пираты получают немного


Фото: reuters.com

Несмотря на огромные выкупы, которые могут доходить до нескольких миллионов долларов, простые пираты - те, кто выполняет опасную работу, плывя на лодках по бурному морю в поисках подходящего судна, куда можно взобраться и пострелять, получают от 30 000 до 75 000 долларов выкупа. Пираты, которые используют свое оружие или лестницу, получают дополнительные 10 000 долларов.

Самую крупную прибыль получают инвесторы, которые покупают акции на бирже. Когда выкуп получен, инвесторы и несколько других заинтересованных сторон забирают свою долю. Часть средств также выделяется общине на строительство и содержание школ и больниц. Пираты делят между собой оставшиеся деньги.

7. Они пытались захватить военные корабли


Фото: businessinsider.de

Пираты, вооруженные автоматами АК-47, прекрасно осознают, что им не сравниться с вооруженными до зубов военными кораблями, которые борются с пиратством у берегов Сомали. Но это не помешало им попытаться захватить эти военные корабли. В каждом из подобных случаев пираты ошибочно принимали такие корабли за грузовые.

Чтобы захватить корабль, пираты подбираются к нему под покровом темноты. Как только они подходят достаточно близко, начинают палить по кораблю и пытаются подняться на борт. Тем не менее, когда с корабля им отвечают из более серьезного оружия, пираты быстро понимают, что совершили ошибку. Они поджимают хвост и пытаются убраться восвояси, но это не так просто.

В апреле 2010 года сомалийские пираты подобрались и открыли стрельбу по военному кораблю США USS Ashland, приняв его за грузовое судно. С USS Ashland последовал ответ, в результате которого были убиты два пирата. Остальные были арестованы. Пленные пытались отрицать, что являются пиратами. Вместо этого они утверждали, что являются контрабандистами, и только что доставили людей в Йемен, но их корабль сломался. Они дрейфовали семь дней и стреляли по кораблю только для того, чтобы привлечь внимание экипажа.

В ходе другого случая в 2010 году несколько пиратов напали на корабль USS Nicholas, приняв его за грузовое судно. Поняв, что совершили ошибку, они попытались сбежать, но экипаж USS Nicholas открыл огонь по пиратам и направился за ними. Пятеро пиратов были арестованы. В том же году 13 пиратов были арестованы при попытке захвата голландского военного корабля HNLMS Tromp. Они кинулись прочь, когда поняли свою ошибку, но с корабля открыли ответный огонь.

В 2009 году во время попытки взобраться на борт пираты обстреляли 18-тонный французский флагман La Somme. Как обычно, они бросились врассыпную, но французы кинулись за ними. Пираты сдались без единого выстрела. В начале того же года они напали на другой французский военный корабль, приняв его за грузовой. В другом случае они по ошибке напали на немецкий корабль снабжения Spessart.

6. Как происходит угон


Фото: The Telegraph

Пиратство в Сомали - это незамысловатое дело, хотя оно может стать сложным. Перед выходом в море пираты находят инвесторов для финансирования своих нападений. Как мы уже упоминали, обычно это происходит на пиратской бирже. Затем они образуют две команды по 12 пиратов в каждой. Команда пираты отправляются на поиски корабля для угона на двух кораблях. Когда они обнаруживают подходящее , пираты под покровом темноты подкрадываются к нему, затем открывают огонь и пытаются подняться на борт. Первый пират, оказавшийся на борту захваченного корабля, получает бонус. Затем судно доставляют к побережью Сомали.

Когда корабль причаливает, команда А отправляется по другим делам, а команда Б берет на себя управление. Они сторожат корабль до окончания переговоров. Контроль за пришвартованным кораблем стоит денег. Экипаж нужно кормить. Здесь появляется другой бизнесмен. Он берет на себя расходы по уходу за экипажем в обмен на часть выкупа. Когда выкуп выплачивается, предприниматель получает свои инвестиции с процентами. Команда B получает 15 000 долларов за охрану судна. Основной инвестор похищения получает 30 процентов. Другие инвесторы получают деньги по своим акциям, а сообщество получает процент за «якорные права». Пираты, захватившие корабль, разделяют между собой остальное.

5. Как проходят переговоры


Фото: time.com

После высадки на корабль, пираты просматривают бортовые документы, чтобы найти владельцев. Информация передается переговорщику, который может находиться на судне или далеко внутри страны. Переговорщик, который обычно является доверенным лицом, связывается с судоходной компанией и объясняет ситуацию.

На переговорщиков со стороны пиратов обычно оказывается сильное давление, поскольку они должны обеспечить, чтобы пираты получили хороший выкуп, а судовладельцы не прекращали переговоров. Пираты не любят держать корабли слишком долго, а компаниям нужны их корабли для бизнеса. Поэтому они часто находят золотую середину. У пиратов есть также строгие требования, например, о том, что выкуп должен быть выплачен банкнотами номинальной стоимостью 50 или 100 долларов, напечатанными после 2000 года.

У нескольких судоходных компаний есть особый вид страховки для таких случаев - K&R. Поэтому они звонят своим страховщикам, которые связываются с компанией, предоставляющей такие услуги. Эта компания имеет дело с переговорщиком пиратов и обычно договаривается о выкупе без участия судовладельцев. Как только соглашение достигнуто, та же компания заключает контракт с частной охранной компанией, чтобы доставить выкуп.

На протяжении всего процесса переговоров судоходные компании поддерживают контакты со своими юристами, чтобы не нарушать никаких законов. За свою работу юристы получают около 300 000 долларов, в то время как ответственная компания получает всего 100 000. В целом, гарантия за судно стоит еще 1 млн. долларов, помимо выкупа. Судоходные компании часто компенсируют деньги за выкуп и все другие оплаченные расходы от страхования.

Однако пираты не освобождают судно и экипаж в момент получения выкупа. Сначала они подсчитывают деньги с помощью счетных машин и проверяют их на наличие фальшивых банкнот. Корабль и экипаж освобождают, когда убедятся, что все в порядке.

4. Сначала они защищали воды Сомали


Фото: time.com

Сомалийские пираты начинали свою деятельность не как пираты. После падения сомалийского правительства в 1991 году иностранные рыболовные траулеры беспрепятственно вторгались в сомалийские воды для промысла рыбы. Более бедным сомалийским рыбакам, в распоряжении которых были небольшие лодки и сети, приходилось наблюдать за сокращением улова.

Иногда с траулеров даже стреляли в рыбаков, когда те подходили слишком близко. В то же время другие иностранные суда сбрасывали радиоактивные отходы в сомалийские воды. Отходы часто проникали в прибрежные деревни, вызывая проблемы со здоровьем их жителей. В итоге рыбаки сформировали такие группы, как Национальная Добровольческая береговая охрана Сомали и Сомалийские морские пехотинцы (эти названия и сегодня используются пиратами) для защиты сомалийских вод.

Рыбаки часто захватывали эти суда в обмен на выкуп. Судовладельцы охотно платили выкуп, потому что они действовали незаконно. И они продолжали платить по мере того, как рыбаки повышали свои ставки. Поняв, что это хороший бизнес, рыбаки начали захватывать случайные суда у побережья Сомали. В наши дни пираты даже не являются бывшими рыбаками, это просто бедолаги, пытающиеся заработать на жизнь. Пиратство является крупнейшей отраслью Сомали совсем не просто так.

3. Они защищают рыболовные траулеры, ведущие незаконную деятельность



Фото: The Telegraph

Сомалийские пираты начинали с того, что преследовали суда, незаконно вторгшиеся в воды Сомали. В наши дни они сопровождают эти траулеры и позволяют им ловить столько рыбы, сколько те хотят. За охрану траулеры платят пиратам деньги.

Сомалийские пираты стали заниматься этим новым бизнесом в 2012 году, когда грузовые суда стали использовать вооруженную охрану. Многие из подобных траулеров хотят получить максимальную отдачу от потраченных денег, поэтому для вылова рыбы они часто незаконно используют сети. Больше всего это относится к кораблям из Ирана, Южной Кореи и Таиланда. Пираты выдали этим траулерам лицензии стоимостью сотни тысяч долларов.

По иронии судьбы сами сомалийские рыбаки не ловят рыбу в «плодородных» водах, где рыбачат траулеры, потому что пираты разворачивают рыбаков. Иногда пираты даже захватывают те же траулеры, которые они защищают, и требуют выкуп. Являются ли такие захваты результатом неудачных сделок, остается неизвестным.

2. Они стараются не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам



Фото: The Guardian

Учитывая, какое беззаконие творится в Сомали, если вы свяжетесь не с теми парнями, то навлечете на себя большие проблемы. Мы уже упоминали, что пиратство в Сомали внезапно прекратилось в 2012 году, когда грузовые суда начали использовать вооруженную охрану. Сомалийские пираты не захватывали ни одного судна вплоть до 2017 года, когда несколько пиратов захватили нефтяной танкер. Пираты едва начали обсуждать вопрос о выкупе, как вдруг отпустили корабль, не получив никаких денег. Судя по всему, нефтяной танкер Aris 13 перевозил для влиятельного сомалийского бизнесмена. В таком обществе, как Сомали, «влиятельный» означает, что правительство будет защищать ваши активы.

Морские силы Пунтленда (Puntland), полуавтономного района Сомали, сделали именно это, вступив в перестрелку с пиратами. Позже в переговоры между пиратами и морскими пехотинцами были вовлечены лидеры кланов. Переговоры закончились тем, что пираты покинули судно, не получив выкупа. По этой причине сомалийские пираты, как правило, стремятся не угонять суда, принадлежащие влиятельным сомалийским бизнесменам.

1. Страховые компании зарабатывают больше, чем пираты


Фото: boardofinnovation.com

Сомалийские пираты не являются крупнейшими бенефициарами от пиратства, несмотря на то, что получают миллионы долларов в виде выкупа. Инвесторы получают больше денег. Но и они не самые крупные бенефициары. Страховые компании – вот, кто получает больше всего. Они получают в 10 раз больше, чем пираты за год.

Доходы от сомалийского пиратства составляют 7-12 миллиардов долларов в год. В 2010 году они составили 9 миллиардов долларов. Сомалийские пираты и их инвесторы не получили и половины этих денег. Вместо этого они получили менее 2 процентов. В 2010 году пираты получили 148 миллионов долларов выкупа. В том же году, судовладельцы заплатили 1,85 млрд. долларов страховки от угонов и еще 1,4 миллиарда долларов потратили на оборудование для обеспечения безопасности.

Пираты Сомали продолжают нападать на международные судна в Аденском заливе, несмотря на многочисленные патрулирования и операции военно-морских сил. Например, на этих выходных пираты захватили немецкий танкер-химовоз Marida Marguerite с 22 членами экипажа, среди которых есть и один гражданин Украины. А на днях военный корабль РФ «Маршал Шапошников» освободил российский танкер «Московский университет», который также захватили африканские «корсары».

Сомалийский пиратов, которые с начала 2008 года заработали на выкупах 200 миллионов долларов, ловят все чаще и чаще и передают властям Кении, Йемена и Сомали. В этом выпуске собраны фотографии сомалийских пиратов, сделанные в прошлом году.

(Всего 30 фото)

1. Пираты уплывают от немецких военно-морских сил, когда фрегат «Райнланд-Пфальц» перехватил их в Аденском заливе побережья Сомали 3 марта 2009 года. Немецкие военно-морские силы задержали девять человек, пытавшихся напасть на немецкое торговое судно. (REUTERS/Bundeswehr)

2. На этом фото сомалийские пираты угоняют украинское грузовое судно «Фаина» 25 сентября 2008 года. В конечном счете пираты отпустили судно с грузом – 33 танками советской эпохи Т-72 и другим оружием – после выкупа в 3,2 миллиона долларов. (REUTERS/U.S. Naval Forces Central Command Public Affairs/Handout/Files)

3. Сомалийские пираты, удерживающие украинское торговое судно «Фаина», стоят на палубе после запроса ВМС США проверить состояние здоровья экипажа корабля в Индийском океане, у берегов Сомали. (AP Photo/U.S.Navy, Petty Officer Jason Zalasky)

4. Экипаж угнанного судна «Фаина» стоят на палубе под пристальным присмотром вооруженных пиратов 9 ноября 2009 года, после запроса ВМС США о состоянии здоровья экипажа. (HO/AFP/Getty Images)

5. Самолет «French Atlantic» пролетает над французским судном «Le Floreal» в Аденском заливе 10 января 2009 года. Корабль сопровождает датское судно с ценным грузом у берегов Джибути. (STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images)

6. Сомалийские пираты подняли руки вверх по приказу моряков ракетного крейсера «Vella Gulf» (CG 72) в Аденском заливе 11 февраля 2009 года. Группа военных из разных стран захватила семь пиратов в первой «антипиратской» операции. (REUTERS/Jason R. Zalasky/U.S. Navy/Handout)

7. Члены военной команды с ракетного крейсера «USS Vella Gulf» приближаются к сдавшимся пиратам в Аденском заливе 11 февраля 2009 года. «Vella Gulf» - флагман объединенной оперативной группы 151, которая проводит контрпиратские операции для обнаружения местонахождения пиратов в Аденском заливе. (Jason R. Zalasky/AFP/Getty Images)

8. Французский фрегат «Le Floreal» следит за датским грузовым судном «Пума» с ценным грузом 11 января 2009 года в Аденском заливе. (STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images)

9. ВМС США следят за торговым судном «Sirius Star» 9 января 2009 года после выплаты выкупа сомалийским пиратам, захватившим корабль. Пиратов можно увидеть на палубе и в командном пункте. (David B. Hudson/AFP/Getty Images)

10. Парашют с грузом, сброшенный небольшим самолетом, приземляется на палубу судна «Sirius Star» с выкупом сомалийским пиратам 9 января 2009 года. После этого сомалийские пираты освободили саудовский супертанкер за выкуп в 3 миллиона долларов. Однако пятеро пиратов утонули при попытке бегства с добычей. (REUTERS/David B. Hudson/U.S. Navy photo/Handout)

11. Член экипажа фрегаты «Le Floreal» на борту вертолета «Panther» смотрит на торговое судно во время операции 11 января 2009 года. (STEPHANE DE SAKUTIN/AFP/Getty Images)

12. Члены экипажа ракетного крейсера «Vella Gulf» приближаются к пиратам в Аденском заливе 12 февраля 2009 года. (Jason R. Zalasky/AFP/Getty Images)

13. Солдаты с французского фрегата «Le Floreal» арестовывают сомалийских пиратов в Аденском заливе 27 января 2009 года. Иностранные ВМС постоянно борются с наглыми группировками и бандами пиратов, угоняющих торговые судна на известных торговых путях. За семь подобных операций с конца апреля по 2008 по февраль 2009 года ВМС Франции захватили 57 пиратов. (HO/Reuters)

14. Пираты, арестованные солдатами ВМС Франции 4 января 2009 года в Аденском заливе. Жан де Вьенн перехватил 19 пиратов, пытавшихся захватить два грузовых судна – хорватское и панамское. (AP Photo/French Navy/French Defense Ministry/HO)

15. Немецкие солдаты приближаются к пиратам в Аденском заливе 3 марта 2009 года, после того как фрегат «Райнланд-Пфальц» (на заднем плане) подал сигнал бедствия. В сообщении говорилось, что судно обстреливают пираты из базук и автоматов. Затем фрегат выслал вертолет, который с помощью пулемета, прекратил попытку захвата, сделав несколько предупредительных выстрелов. Немецкие солдаты взошли на борт корабля и арестовали всех девятерых пиратов. (BUNDESWEHR/AFP/Getty Images)

16. ВМС Германии с фрегата «Райнланд-Пфальц» задержали пиратов в Аденском заливе, у берегов Сомали, 3 марта 2009 года. (REUTERS/Bundeswehr)

17. ВМС Франции передают сомалийского пирата в руки береговой охраны Пунтленда в северном портовом городе Босассо 29 января 2009 года. Всего французские ВМС передали властям Пуртленда девять пиратов. (REUTERS/Abdiqani Hassan)

18. Сомалийские пираты после ареста ВМС Франции в Аденском заливе 29 января 2009 года. (AP Photo)

19. Ржавый автомат Калашникова, конфискованный у пиратов, задержанных немецкими солдатами, 3 марта 2009 года. Немецкие ВМС задержали девять человек, пытавшихся захватить немецкое торговое судно. (REUTERS/Bundeswehr)

20. Сомалийские пираты, задержанные в Аденском заливе, были переданы властям Пунтленда 2 марта 2009 года. (REUTERS/Stringer)

21. Семь пиратов Сомали провожают в здание суда 6 марта 2009 года в портовом городе Момбаса в Кении. Ракетный крейсер «VSS Leyte Gulf» перехватил пиратов у побережья Сомали, пытавшихся попасть на борт торгового судна. (STRINGER/AFP/Getty Images)

22. Некоторые из восьми задержанных сомалийских пиратов в зале суда Момбасы 14 января 2009 года во время слушания их дела. Пиратов арестовали ранее в том же месяце британские ВМС на крейсере «Knight Wave», патрулировавшем воды Индийского океана. Первыми свои показания давали два британских офицера. Слушание длилось три дня. (AP Photo)

23. Деньги за выкуп летят на парашюте в море недалеко от украинского грузового судна «Фаина» 4 февраля 2009 года у берегов . Пираты покинули корабль только 5 февраля. (Michael R. McCormick/U.S. Navy via Getty Images)

24. Судно-тягач провожает корабль «Фаина» в порт Момбаса 12 февраля 2009 года после того, как его отпустили сомалийские пираты. Судно прибыло в Момбасу под споры о его «ценном» грузе – военных танках и боеприпасах. Хотя Кения всегда утверждала, что перевозка оружия осуществляется только для вооруженных сил, несколько экспертов и дипломатов региона утверждают, что на самом деле это оружие отправляется в Южный Судан. И это уже пятая перевозка подобного типа менее чем за два года. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

25. Советские танки Т-72 в корпусе корабля «Фаина» 13 февраля в Момбасе. (TONY KARUMBA/AFP/Getty Images)

26. Пираты ждут, пока их переведут в порт Момбасы в Кении 10 марта 2009 года, после того как немецкие ВМС передали их кенийской полиции. Частота нападений пиратов увеличивается с каждым годом: в январе и феврале 2009 года она составила 31, в то время как в 2008 году этот показатель составлял 111. (AP Photo)

27. Йеменская береговая охрана рядом с поврежденным японским танкером «Такаяма», на который напали пираты по прибытии в Йеменский порт. Половина членов экипажа корабля не умеет плавать, к тому же у них нет спасательных шлюпок. (KHALED FAZAA/AFP/Getty Images)

28. Немецкие солдаты приближаются к пиратам в Аденском заливе у берегов Сомали 3 марта 2009 года, после того как немецкий фрегат «Райнланд-Пфальц» получил сигнал бедствия от немецкого грузового корабля, сообщавшего, что их обстреливают пираты с базук и автоматов. (BUNDESWEHR/AFP/Getty Images)

29. Немецкие солдаты захватывают пиратов в Аденском заливе у берегов Сомали 3 марта 2009 года. (BUNDESWEHR/AFP/Getty Images)

30. Сомалийские пираты сидят в зале суда в кенийском прибрежном городе Момбаса 6 марта 2009 года. ВМС США передали семерых пиратов на суд в Кению, впервые после подписания двустороннего пакта, позволяющего американским ВМС ловить пиратов в открытом море. (REUTERS/Joseph Okanga)