Грамотная устная и письменная речь. Что и как читать? Как улучшить речь

Вы знаете, что главный работник в нашем языке - слово. Из слов строятся предложения. Наша речь состоит из слов и предложений. Беседы, рассказы, вопросы, споры, советы, даже песни, которые вы поёте и слушаете - это всё речь . Речь передаёт наши мысли. Общаясь друг с другом, и используя язык, вы совершаете речевое действие.

Говорят и слушают - это устная речь . В древности рот и губы называли устами, так появилось слово «устная» т. е. та, что произносится, звучит. Ещё ребята пишут и читают - это письменная речь , та, что записывается и читается. Устная речь передаётся звуками, письменная речь - знаками.

Что необходимо для письменной речи? Знать буквы и уметь читать и писать слова и предложения.

Что необходимо для устной речи? Понимать смысл слов и уметь рассказывать с помощью предложений.

Для чего нам нужна речь? Представьте человечка, который не умеет разговаривать, слушать, читать, писать. В его жизни нет книг, тетрадей, компьютера, друзей, одноклассников. Интересно так жить? Хотите оказаться на его месте? Думаю, что вряд ли. Так жить скучно и неинтересно.

Речь человека «растет» и «взрослеет» вместе с ним. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли, тем приятнее с ним общаться окружающим его людям, поэтому необходимо знакомиться с новыми словами, их значением, узнавать правила и законы, по которым строится правильная и красивая речь.

В далекие-далекие времена люди не умели писать и читать. Но умели сочинять прекрасные песни, сказки, загадки. И некоторые из них сохранились до наших дней. Как им это удавалось? Люди пересказывали их.

В старину всю информацию люди передавали из уст в уста. От бабушек и дедушек к детям, от детей - внукам, и так от поколения к поколению.

Прочитайте народную мудрость:

«Хорошую речь хорошо и слушать».

«От приветливых слов язык не отсохнет».

«Иное слово пропускай мимо ушей».

«Сперва подумай, а потом и скажи».

«Красно поле пшеном, а беседа умом».

Что же ценили наши предки? Прежде всего, речь грамотную и умную. В нашем языке существуют слова, с помощью которых можно дать речевую характеристику человеку: крикун, молчун, пустомеля, шутник, ворчун, спорщик, болтун. От вашей устной речи будет зависеть, как вас назовут.

Вот какой хотели бы слышать речь своих учеников учителя.

Речь должна быть понятной, обдуманной, богатой, культурной, грамотной, свободной, правильной, приятной, разборчивой.

А знаете ли вы, что в Древней Греции и Риме проходили даже состязания ораторов? Оратор - тот, кто выступает с речью, а также человек, владеющий искусством произносить речи.

Искусство ораторской речи всегда интересовало людей, вызывало восторг и преклонение. В ораторе видели наличие особой силы, которая может с помощью слов убедить в чём-то. В ораторе предполагали таинственные качества, которых нет в обыкновенном человеке. Вот почему ораторы становились государственными лидерами, великими учёными, мудрецами и героями.

У некоторых народов даже существовали боги и богини красноречия и убеждения, споров, которым поклонялись.

Искусство речи изучали в школах, в семьях, самостоятельно. Чему же учились в те далёкие времена?

Прежде всего, учились говорить и писать только то, что ведёт к добродетели и счастью людей, не болтать глупостей, не обманывать. Кроме того, учили собирать и накапливать знания. Учили тому, чтобы речь была понятной, выразительной. Наконец, необходимо было овладеть искусством каллиграфии - красивого и чистого письма - и владению своим голосом - его интонациями, паузами, силой голоса, темпом. Как вы думаете, в наше современное время стоит учиться этому же? Конечно.

К какой речи относятся эти правила? К устной. А как развивать письменную речь? На уроках русского языка надо учиться правильно составлять и записывать предложения, собирать из них тексты, рассказы. Учитесь подписывать поздравительные открытки, sмs-сообщения на мобильном телефоне. Но всегда помните: вашу письменную речь будут читать другие люди, поэтому её надо корректировать, то есть исправлять и улучшать.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар - умение говорить, общаться друг с другом при помощи слова. Этот дар важно использовать только для блага окружающих и себя. Старайтесь быть интересными собеседниками, хорошими слушателями, активными читателями. Язык - это то, что человек знает, речь - это то, что человек умеет. Совершенствуйте свою речь - устную и письменную.

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

В последнее время все больше людей говорят неправильно: не в той части слова ставят ударение, неверно употребляют в своей речи выражения. Такие ошибки очень уродуют речь. Некоторым может показаться, что неважно, как сказать, главное - чтобы тебя понимали. Но это далеко не так!

Да, можно ходить в грязной, дырявой и неглаженой одежде - но мы же этого не делаем. То же самое касается и нашей речи. Любому приятно красиво говорить самому и слышать грамотную и правильно оформленную речь из чужих уст. Всегда интересно пообщаться с начитанным и образованным человеком, который умеет изящно и лаконично выражать свои мысли.

Многие жалуются на то, что неправильная речь режет им слух. Собеседника, который говорит неграмотно, слушать неприятно. Более того, мнение безграмотного человека вряд ли кто воспримет серьезно. С невежественным и малообразованным человеком не хочется даже проводить какие бы то ни было споры и дискуссии.

Конечно, каждый вправе говорить так, как это нравится ему. Но не поспорить с тем фактом, что красивый и правильный разговорный язык ласкает слух. И нет ничего удивительного в том, что людям с богатым словарным запасом, грамотной и хорошо поставленной речью добиться успехов в жизни значительно проще. Тех людей, которые умеют ясно и четко выражать свои мысли, справедливо считают интеллектуально развитыми.

Как же сделать свою разговорную речь грамотной?

1. Следует много читать. У многих на книги сегодня не остается ни времени, ни желания. Большой процент населения между книгой и Интернетом выберут последнее. Но Интернет и телевидение не способны конкурировать с книгами. Только хорошей литературе под силу развить у человека речевую грамотность и пополнить его словарный запас.

Читая книги внимательно, человек не только получает необходимую информацию, но и улучшает свою разговорную речь, узнает новые слова, оттачивает свое правописание. Стоит помнить, что чтение книг лишь тогда принесет пользу, когда оно доставляет удовольствие и радость. Из-под палки невозможно ничему научиться.

2. Необходимо находить новые слова и использовать их в своей речи. Если вам встречается незнакомое слово, то обязательно следует узнать его значение и происхождение. Правильно употребляя новое слово в разговорной речи, мы быстрее его запоминаем, и в дальнейшем оно войдет в наш активный словарный запас. При этом не следует переполнять свою речь непонятными и сложными словами.

3. Не стоит пренебрегать словарями. Словари помогут разобраться не только с семантикой того или иного слова, но и с его происхождением. В словаре можно удостовериться в правильности ударения в словах и написании трудных и незнакомых выражений. Словари приходят на помощь и тогда, когда необходимо подобрать к слову синоним или антоним.

4. Не ленитесь писать и редактировать свои тексты. Здесь речь идет не о романах, а даже о простых смс сообщениях или высказываниях в скайпе или на форумах. Все, что бы вы ни писали, должно быть вами осмысленно и проанализировано. Всегда нужно стараться высказывать свои мысли коротко, ясно и четко.

5. Не игнорируйте развивающие игры. Кроссворды, ребусы, шарады, настольные словесные игры способны не только повысить уровень грамотности, но и развить интеллектуальные способности.

Возьмите эти советы себе на вооружение, и очень скоро ваша речь станет более красивой, грамотной и приятной на слух. Ваши собеседники непременно это оценят.

Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. В одной из прошлых статей я рассказывал про умение слушать и слышать, а сегодня приведу несколько простых советов о том, как сделать свою речь более грамотной .

2. Перестаньте материться

Нет, конечно же если ваши основные собеседники – это уличная гопота, то без мастерского жонглирования матерными словами не обойтись. Но при общении с нормальными людьми мат – это показатель низкого культурного уровня. Мало кому понравится общаться с человеком, который не может выразить свои эмоции грамотным русским языком.

3. Грубые жаргонизмы – ваш враг

Жаргонизмы и грамотная речь – это два почти несовместимых понятия. Почти – потому что жаргон бывает разный. Конечно, два системных администратора намного быстрее поймут друг друга, если будут использовать в своей речи “свитч”, а не “сетевой коммутатор”, но в остальных случаях вещи лучше называть своими именами. Особенно сильно раздражает полу-уголовный и “падонкаффский” сленг – это неприятно и неинтересно. Избавьте свою речь от этих вредных оборотов. Скажите как есть: “мы быстро добрались, т.к. нам повезло – на светофорах горел зеленый сигнал”, вместо “епта, мы ща ваще прочухали досюда по зелененькой”.

4. Краткость – сестра таланта

Если вы можете выразить суть вашей мысли в двух предложениях, то совершенно незачем “растекаться ею по древу”. Грамотная речь предполагает умение изъясняться кратко и по делу. Но будьте аккуратны, когда ситуация требует детального уточнения, лучше потратить несколько минут на дополнительные объяснения, чем оказаться непонятым. Изучите также правила культурного общения.

5. Варьируйте свою речь в зависимости от ситуации

Вашему начальнику вряд ли понравится. если его будут очно называть “Витек”, да и друг, на обращение “Вячеслав Леонидович…”, услышанное от вас, в лучшем случае покрутит пальцем у виска. Научитесь говорить с собеседником на “одном языке”, и общение будет более продуктивным.

6. Перестаньте постоянно извиняться

У многих людей есть привычка строить свои фразы заранее извиняющимся тоном. Им кажется, что так они быстрее вызовут расположение к себе. Это не верно. Уверенная, прямолинейная (в умеренных, конечно, пределах) речь подействует на собеседника намного лучше, чем “Мне не очень удобно просить, но, может быть вы согласитесь…” и т.п. Будьте увереннее и напористей.

7. Следите за отдачей

8. Пополняйте свой словарный запас

Читайте больше литературы (“дамские детективы” и бесплатные анекдоты” не в счет) и старайтесь выявлять какие-либо интересные речевые обороты или фразы, запоминайте их. Возьмите также за правило хотя бы пару раз в неделю открывать орфографический словарь и находить там неизвестные вам или мало используемые слова. Но будьте аккуратны с этим советом – используйте новые фразы только в необходимом контексте. Когда человек на вопрос “что ты делаешь сегодня вечером?”, отвечает: “Занимаюсь сиестой”, – это выглядит как минимум глупо (для тех, кто не в курсе, сиеста – это послеобеденный отдых”).

9. Изучайте специализированную литературу

Если же вы хотите не просто повысить грамотность своей речи, а стать по-настоящему искусным оратором, то без хорошей, специализированной литературы не обойтись. Какой? Лично мне в этом плане очень нравятся материалы Радислава Гандапаса – без лишний воды и действительно по делу. Также могу порекомендовать книгу “Секреты стилистики” от авторов И.Голуб и Д.Розенталя.

Все мы умеем разговаривать. Но всё же красиво и правильно излагают свои мысли далеко не все: одних слушать приятно, другие же не могут донести мысль до слушателя и привлечь внимание. А как обучиться грамотной речи? Это вполне возможно, если приложить усилия и действовать целенаправленно.

Зачем говорить грамотно?

Для чего нужна правильная речь? Вообще, разговор – это основной инструмент общения разумных людей, с его помощью они выражают свои мысли, передают и получают информацию, достигают целей, то есть, по сути, взаимодействуют между собой. Хотя, конечно, даже несвязные фразы вполне можно понять, но вот будут ли воспринимать серьёзного того, кто их произносит? Наверняка, нет.

Так зачем же нужна правильная речь?

  • Чтобы общаться и быть понятым. Если вы изъясняетесь чётко, то быстрее сможете донести свои мысли и получить ответы на вопросы.
  • Чтобы учиться и развиваться. В настоящее время ценятся образованные люди, и чтобы стать именно таким человеком и добиться восприятия себя как состоявшейся личности, нужно научиться правильно говорить.
  • Чтобы добиться успехов в профессиональной деятельности. Сотрудник, который не умеет грамотно говорить и излагать мысли, вряд ли построит карьеру, особенно в крупной организации. А вот умелый и талантливый оратор наверняка покажет себя с лучшей стороны и станет успешным.
  • Чтобы воспитывать подрастающее поколение. Дети впитывают всё, словно губки, и если родители нецензурно выражаются или не владеют навыками грамотной речи, то и ребёнок наверняка не научится правильно говорить.
  • Чтобы гордиться своим языком, ведь каждый красив по-своему.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения. Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор. Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

  • Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
  • Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
  • Содержание – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
  • Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
  • Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
  • Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.

Как научиться делать это правильно?

Если вы до сих пор не умеете говорить грамотно и красиво, то начинайте исправлять ситуацию как можно скорее. Вот увидите, это пойдёт вам на пользу.

Грамотная деловая речь является неотъемлемым атрибутом современного успешного человека. В серьезных компаниях кандидатов с низкой грамотностью отметают еще на стадии резюме. Хорошее владение русским языком для успешной карьеры не менее важно, чем знание иностранного. Нужно обладать знанием о том, как именно общаться с клиентами, коллегами и конкурентами, чтобы постоянно оставаться востребованным и воплощать в жизнь лучшие идеи и мечты. Безусловно, тема повышение грамотности русского языка очень актуальна и заслуживает самого пристального внимания.

Цель семинара: повышение навыков владения грамотной письменной и устной речью в профессиональной деятельности. Семинар учит не только грамотной письменной речи, но и устному языку. Слушатели разберут самые распространенные орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки речи.

Аудитория: семинар будет полезен всем взрослым людям, которые хотят грамотно, красиво и правильно говорить и писать любые тексты.

Программа семинара «Грамотная письменная и устная речь: повышение грамотности»

Типология функциональных стилей в русском языке и их общая характеристика. Официально-деловой стиль, его разновидности и особенности. Лексика, морфология и синтаксис в письменной и устной деловой речи.

Понятие речевой культуры и языковой нормы. Типичные ошибки, связанные с незнанием значений слов: нарушение лексической сочетаемости, речевая избыточность, речевая недостаточность и др. Специфика употребления разговорной лексики в профессиональной деятельности. Язык «интернет-общения» и опасность его употребления в деловой речи. Есть ли альтернативы?

Прописная и строчная буквы при обращении. Прописная и строчная буквы в наименованиях органов власти и управления; в наименованиях законодательных, нормативных и правовых актов; единицах административно-территориального деления; в названиях праздников и крупных памятных дат.

Правописание лексических аббревиатур и графических сокращений. Род и склонение аббревиатур. Правила употребления аббревиатур и графических сокращений в текстах официальных документов.

Особенности употребления предлогов, союзов и наречий. Конструкции с предлогами «в», «по», «с» и др. Родительный и винительный падеж при отрицании. Трудные формы множественного числа существительных. Единственное и множественное число сказуемого. Особенности употребления и склонения числительных.

Правописание не и ни со словами разных частей речи. Правописание наречий. Правописание н и нн в словах разных частей речи.

Простые и сложные предложения. Ошибки при построении сложных предложений. Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях. Пунктуация в конструкциях с составными подчинительными союзами. Пунктуация при оборотах с непервообразными предлогами. Пунктуация при вводных словах и словосочетаниях. Пунктуация при однородных членах предложения. Ошибки в сочетаниях однородных членов предложения.

Стоимость обучения

Услуги Полный пакет участия Эконом. пакет участия
Очное участие в семинаре X X
Возможность индивидуальной консультации X
Обеспечение питанием (кофе, обеды) X
Предоставление комплекта участника X X
Авторские методические раздаточные материалы X
Сертификат о прохождении обучения X X
Посттренинговая поддержка в течение полугода X
Возможность участия по гарантийному письму с постоплатой X
Стоимость обучения для юридических лиц 9000 7900
Стоимость обучения для физических лиц 7500 6000
Стоимость указана в рублях. НДС не облагается (применяется упрощенная система налогообложения (Информационное письмо (Форма № 26.2-7) от 11.10.2013 № 1235). Затраты списываются на себестоимость согласно 264 ст. НК РФ. При выборе полного пакета предоставляются скидки:
  • при участии двух и более сотрудников от одной организации;
  • при участии представителей ВУЗов, государственных организаций и органов государственной власти;
  • для физических лиц (оплата обучения за свой счёт).
Документ об обучении По окончанию обучения, после успешной сдачи итоговой аттестации, слушателям выдается Сертификат о пройденном обучении