Идея элегии море. Анализ стихотворения "Море" Жуковского В.А

Он был поэтом, переводчиком, учителем царевича, писал баллады и т.п.

Это литературное направление

Ученики записывают определение романтизма и его основные черты.

Элегия – это лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

Это жанровая форма лирики. Выявилась и определилась в Древней Греции в VI веке до н. э. В новой европейской литературе становится выражением философских размышлений, грустных раздумий, скорби.

Чувство тревоги, то не похоже на элегию, ведь речь идет о море, а это стихия

Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. В спокойной морской глади отражается чистая лазурь неба, «облака золотые», блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее

В ней образ моря наделен человеческими чертами: оно живо, дышит, наполнено «смятенной любовью» и «тревожною думой». Романтический образ светлого, гармоничного мира воплощен в образе неба. Море и небо духовно близки. Когда небо «в присутствии чистом», то и море чисто, оно отражает летящие по небу «облака золотые» и радостно блещет «звездами его». А когда по небу бегут «темные тучи», желающие отнять чистое небо у лазурного моря, оно, подобно воину, идет в бой.

Различное состояние моря передают разнообразные поэтические средства. Важнейшим средством романтизации морской стихии у Жуковского служит развернутая метафора -олицетворение. Море очеловечивается, то есть автор создает и зримый, и одновременно наделенный способностью мыслить и чувствовать облик моря: «Ты живо; ты дышишь…».

Изображая морскую стихию, он прежде всего рисует человеческую душу, ее переменчивые эмоциональные состояния. В душе моря скрыта «глубокая тайна». Оно только внешне «лазурно» и «безмолвно», но его внутренний мир терзают страсти. Прикованное к земле, оно подобно узнику, заключенному в темницу, а силы жить дает ему «далекое, светлое небо», которое «из земныя неволи» тянет море к себе. Море, как и человек, стремится к высокому, светлому, прекрасному. Но при этом остается связанным с мирскими, земными проявлениями жизни, ее низкими, темными страстями.

Немалую роль в представлении о море как об одушевленном существе играют эпитеты, передающие относительно спокойное море: «безмолвное», «лазурное», наполненное «смятенной любовью», «тревожной думой», скрывающее «глубокую тайну», дышащее «напряженной грудью», оно «радостно блещет» (здесь эпитет выражен наречием), полное «таинственной, сладостной» жизни. Следует объяснить, что эпитет «таинственный» (лирический герой очарован таинственной бездной моря) указывает на стремление поэта подчеркнуть сложное, неуловимое переживание, неопределенность, невыразимость впечатлений. Художественные определения неба «далекое, светлое» (море спокойно, когда небо такое) характеризуют не только признаки самой стихии, но обозначают мечту, идеал, отчего вся картина становится символической. Дважды повторяющийся эпитет «чистый» (в первом случае выражен наречием) подчеркивает внешний облик моря, полностью зависящего от состояния, в котором находится небо («Ты чисто в присутствии чистом его…»).

Иные эмоции передают эпитеты, когда море неспокойно: оно окутано «враждебной мглой», вздымает «испуганны волны». Для передачи смены состояния моря используются и глаголы: «дышишь», «льешься», «ласкаешь», «блещешь» (когда море безмятежно); глаголы «бьешься», «воешь», «рвешь», «терзаешь», «вздымаешь» (когда на море стихия)

Изменения картины моря передаются при помощи звукописных образов. Вначале безмолвное, море обретает голос, когда темные тучи отнимают у него ясное небо. Он звучит грозно, море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Обилие глагольной лексики усиливает динамику этого фрагмента, делает море не просто живым существом, а активным поборником темных сил.

Композиционно стихотворение «Море» можно разделить на три части, которые различаются не только содержанием, но также интонацией, ритмической структурой стиха. Первая часть (1 — 4-е четверостишия) – умиротворенное, спокойное, безмятежное море. В присутствии чистого неба обыкновенно и море бывает чисто. Оно льется лазурью неба, горит его «вечерним и утренним светом», ласкает его облака, блещет его звездами.

Эта часть неторопливая, размеренная, ритм здесь плавный, мелодичный, завораживающий. При этом первое и третье четверостишия осложняются характерной для поэзии романтизма вопросительной интонацией, повышающей эмоциональное напряжение.

Вторая часть (пятое четверостишие) показывает море в бурю. «Темные тучи» пытаются отнять у него небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Значит, тучи – не часть неба, они ему не принадлежат, если собираются отторгнуть «ясное небо» у моря.

Интонация резко повышается, ритм убыстряется, особенно в двух последних строчках. Поэт показывает характер водной стихии: море грозно, бушует, оно в состоянии разъяренности, непокорности.

Третья часть (шестое – седьмое четверостишия) – море после бури. Тучи уходят, но оно долго не может успокоиться от охвативших его чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво: оно все равно скрывает «смятенье» и, как бы боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него. Тональность понижается, хотя в ней ощущаются тревожные ноты, ритм становится более плавным.

Литературное

Направление, жанр

Размер

Материалы к С3

Василий Андреевич Жуковский «Море»

Романтизм

элегия

амфибрахий

Главной темой элегии «Море» является изображение двух миров - моря и неба. Так автор воплощает в своём произведении идею романтического двоемирия. Как известно , мир для романтиков делится на две части: «здесь» и «там». «Там» и «здесь» - это антитеза (противопоставление), эти категории соотносятся как идеал и действительность. Презираемое «здесь» - это современная действительность, где торжествует зло и несправедливость. «Там» - некая поэтическая действительность, которую романтики противопоставляли реальной действительности.

«Светлана»

Романтизм

Баллада(лиро-эпическое произведение)

Основные темы баллады «Светлана» - тема воз­мездия и тема счастья . В центре произведения - гада­ние в крещенскую ночь и страшный сон, разрешив­шийся благополучно.

Созданная по мотивам произведения Бюргера, «Светлана», безусловно, может считаться оригинальным творением Жуковского. В «Светлане» используется традиционный для романтической поэзии сюжет. К одинокой невесте после долгой разлуки возвращается жених. Он приглашает деву в дальний путь и она пускается в странное путешествие. Тёмная ночь, свет луны, пустынное кладбище, зловещи слова жениха - всё предвещает какой-то страшный конец. В финале выясняется, что жених - это оживший, чтобы забрать с собой в могилу невесту, мертвец, и дева погибает вместе с ним. Используя романтический сюжет, автор создаёт национальное творение, близкое к фольклору. Безнадёжная мистика превращается в страшный сон, и на первое место выходит жизнеутверждающее начало.

Тест по творчеству В.А. Жуковского

В1. К какому жанру относится стихотворение В. А. Жуковского «Море»?

В2. Какие стихотворные размеры использует В. А. Жуковский в стихотворении «Море»?

В3. На чем построена композиция стихотворения В. А. Жуковского «Море»?

В4. Как называется в литературоведении стилистический прием, заключающийся в повторении однородных согласных звуков в стихотворной строке:
Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

В5. Как называется художественный прием, который использует В.А. Жуковский, изображая море «живым», «дышащим», наполненным «тревожной думой», рассказывая о безудержной стихии , которая «бьется», «воет», «рвет и терзает враждебную мглу»?

В6. Противопоставление каких двух миров является главной темой стихотворения В. А. Жуковского «Море»?

В7. Как называется творческий метод и литературное направление, которые нашли воплощение в балладе В.А. Жуковского «Светлана»?

В8. Вольным переводом какого произведения являются баллады В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана»?

В9. К какому празднику приурочены события баллады В. А. Жуковского «Светлана»?

В10. К какому виду гадания прибегает Светлана?

В11. Какие два цвета преобладают в балладе?

B1

элегия

B2

четырёхстопныйамфибрахийибелыйстих

B3

изображениеморскойстихии

B4

аллитерация

B5

олицетворение

B6

мореинебо

B7

романтизм

B8

ЛенораГАБюргера

B9

святки

B10

узеркала

B11

чёрныйибелый

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Ласкаешь его облака золотые

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье ,

(В.А. Жуковский)

В8. К какому роду литературы относится произведение?

В9. Укажите номер(-а) строки (строк) (порядковое числительное в именительном падеже), в которой(-ых) поэт использует градацию.

В10. Какой тип мироощущения свойственен лирическому герою В.А.Жуковского?

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первых четырёх строках данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

1) олицетворение

2) инверсия

3) эпитет

4) сравнение

5) синекдоха

В12. Море и небо - многозначные образы, связующие собой разные пласты художественного мира элегии. Они являются знаком устремлённости души к высшим началам, формируют систему соответствий (море - душа человека; небо - «Мировая душа») и т.д. Как принято называть такие образы?

С3.

С4.

В8. Лирика

В9. Девятнадцатая, двадцатая

В10. Романтический

В11.312

В12. Символы

С3. Как решена в данном стихотворении проблема романтического «двоемирия»?

Размышляя над поставленным в задании вопросом, отметьте, что для В.А.Жуковского ключевой элегический мотив произведения связан с системой «двоемирия». Покажите, что этот мотив наиболее устойчиво реализуется в системе субъективного пейзажа, поэтому в стихотворении создаётся романтическая антитеза «здесь» и «там». Объясните, что с понятием «здесь» у В.А.Жуковского связаны представления о покое, блаженстве, счастье. Поэтому отношение между земным и небесным приобретает в стихотворении форму последовательного дуализма (двоемирия). Наделяя природу тайнами, раскрывая через картину природы беспредельную глубину человеческой души, поэт передаёт неудовлетворённость существующим и страстное стремление к идеалу, без которого невозможна человеческая жизнь.

Подводя итоги вашим размышлениям, сделайте вывод о том, что романтическая антитеза «здесь» и «там» позволяет автору стихотворения укрупнить масштаб изображаемого и показать внутренний мир человека во всём величии и красоте.

С4. Кто из русских поэтов создал образ моря и в чём эти произведения сопоставимы с приведённом здесь стихотворением?

Отвечая на этот вопрос, укажите, что образ моря - один из традиционных образов русской лирики. Покажите, что эстетический и смысловой потенциал этого образа использовали А.С.Пушкин («К морю»), М.Ю.Лермонтов («Парус»), Ф.И.Тютчев («Море и утёс») и многие другие отечественные поэты.

Пушкин высоко оценил элегию своего литературного наставника, и она стала реминисцентным источником его собственного стихотворения. Как и у В.А.Жуковского, море у А.С.Пушкина - живое существо , его мысли и чувства понятны лирическому герою.

Отметьте, что художественные наработки автора знаменитой элегии и М.Ю.Лермонтов. В своём стихотворении «Парус» он применяет двухуровневый принцип структурирования художественного пространства (море-небо) и повторяет образный ряд (море - «струя светлей лазури»).

Завершите ваши наблюдения кратким выводом о непреходящей эстетической ценности созданного в элегии В.А.Жуковского образа моря и закономерности художественного развития этого образа поэтами - современниками.

Море

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье ,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

(В.А. Жуковский)

В7. Назовите жанр произведения В.А.Жуковского «Море».

В8. Каким приёмом, состоящим в придании неживому объекту свойств живого, пользуется автор для создания образа моря?

В9. Изображение моря даётся при помощи выразительных, эмоционально окрашенных определений (например, «безмолвное» море, «испуганны» волны, «тревожная» дума). Как называются такие определения?

В10. Картине спокойного моря в ясную погоду автор противопоставляет изображение взволнованного, бушующего моря. Как называется в литературоведении приём контрастного сопоставления образов?

В11. Как называется повтор одинаковых синтаксических элементов в начале смежных конструкций (например, «ты чисто в присутствии чистом его: / Ты льёшься его светозарной лазурью»)?

В12. Назовите стихотворный размер, которым написано произведение В.А.Жуковского «Море».

С3.

С4.

В7. Элегия

В8. Олицетворение

В9. Эпитет

В10. Антитеза

В11. Анафора

В12. Амфибрахий

С3. Какими поэтическими средствами в стихотворении Жуковского создаётся заглавный образ?

Море у Жуковского - это живое существо со своей загадочной судьбой. Лирический герой вслушивается в дыхание моря, пытаясь угадать его «тревожные думы». Однако море остаётся безучастным к герою. В элегии Жуковского важна антитеза неба и моря. Отражая солнечные лучи, звёзды неба, море становится его двойником на земле. Небо магически притягивает к себе из «земной неволи» стремящееся на волю море. Поэт описывает море в импрессионистической манере: это миг почти неуловимого колебания, дрожи, мерцания, и поэтому так важны для него глаголы, передающие тревожное движение моря: «бьёшься», «вздымаешь», «дрожишь». Жуковский использует не насыщенные, яркие цвета, а экзотические, индивидуально осмысленные тона: в стихотворении мы видим «лазурное море», «светозарную лазурь» неба, «золотые облака». Равномерному биению волн соответствует и использованный поэтом размер - четырёхстопный амфибрахий.

С4. В каких произведениях русских поэтов 19 века представлен образ моря и в чём сходство и различие приёмов, при помощи которых этот образ создан?

Море - свободное, непредсказуемое, таинственное - в максимальной степени соответствует представлениям художника о гордой и независимой душе романтического героя. Русские поэты-романтики неоднократно обращались в своих стихах к образу моря, и среди наиболее ярких и художественно значимых произведений следует назвать «К морю» А.С.Пушкина и «Парус» Лермонтова. Важнейшим приёмом создания образа моря становится олицетворение. И у Жуковского, и у Пушкина лирический герой обращается к морю на ты - но элегия первого так и остаётся монологом (море безмолвствует), а у Пушкина в стихотворении разворачивается диалог, доверительный (в буквальном смысле слова: герой доверяет морю «заветный умысел» побега) разговор друзей: «Как друга рокот заунывный , / Как зов его в прощальный час, / Твой грустный шум, твой шум призывный / Услышал я в последний раз». По силе духовных устремлений лирический герой Пушкина равен «свободной стихии» - герой же Жуковского остаётся лишь внимательным наблюдателем. В стихотворении Лермонтова на первый план выдвигается парус - символ мятежной, ищущей свободы души. Он готов соперничать со стихией моря: его воля к свободе и жажда подлинной жизни безграничны. Море в этом стихотворении уступает главенствующее место парусу: именно на него переносятся те неукротимость, мощь, порыв, которыми наделено море у Пушкина и Жуковского; «мятежным» у Лермонтова становится парус, а штормящее море становится активным фоном, на котором развёртывается поэтический сюжет

Вот в светлице стол накрыт

Белой пеленою;

И на том столе стоит

Зеркало с свечою;

Два прибора на столе.

«Загадай, Светлана;

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой:

Стукнет в двери милый твой

Легкою рукою;

Упадет с дверей запор;

Сядет он за свой прибор

Ужинать с тобою».

Вот красавица одна;

К зеркалу садится;

С тайной робостью она

В зеркало глядится;

Темно в зеркале; кругом

Мертвое молчанье;

Свечка трепетным огнем

Чуть лиет сиянье...

Робость в ней волнует грудь,

Страшно ей назад взглянуть,

Страх туманит очи...

С треском пыхнул огонек,

Крикнул жалобно сверчок,

Вестник полуночи.

Подпершися локотком,

Чуть Светлана дышит...

Вот... легохонько замком

Кто-то стукнул, слышит;

Робко в зеркало глядит:

За ее плечами

Кто-то, чудилось, блестит

Яркими глазами...

Занялся от страха дух...

Вдруг в ее влетает слух

Тихий, легкий шепот:

«Я с тобой, моя краса;

Укротились небеса;

Твой услышан ропот!»

Оглянулась... милый к ней

Простирает руки.

«Радость, свет моих очей,

Нет для нас разлуки.

Едем! Поп уж в церкви ждет

С дьяконом, дьячками;

Хор венчальну песнь поет;

Храм блестит свечами».

Был в ответ умильный взор;

Идут на широкий двор,

В ворота тесовы;

У ворот их санки ждут;

С нетерпенья кони рвут

Повода шелковы.

Сели... кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут... пусто все вокруг;

Степь в очах Светланы;

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит;

Робко дева говорит:

«Что ты смолкнул, милый?»

Ни полслова ей в ответ:

Он глядит на лунный свет,

Бледен и унылый.

(В.А. Жуковский)

В1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

В2. К какому направлению русской литературы первой половины 19 века относится творчество Жуковского?

В3 . Как называются образные определения, использованные Жуковским: «белой пеленою», «в чистом стекле», «лёгкою рукою», «яркими глазами», «туманный круг»?

В4. Как называется композиционный элемент, изображения природы в литературном произведении:

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

В5. Определите стихотворный размер, которым написано произведение.

С1. С помощью каких изобразительных средств в представленном фрагменте создаётся образ героини и какой именно она предстаёт?

С2. Как в данном произведении Жуковского воплощается тема судьбы и в каких последующих произведениях русской литературы эта тема будет ведущей?

С какой целью В.А. Жуковский вносит русские фольклорные мотивы в традиционный балладный сюжет? (по балладе «Светлана»)

Василия Андреевича Жуковского недаром называют «литератур­ным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма». Он пе­реводил баллады западноевропейских романтиков Гете, Шиллера Вальтера Скотта, но при этом отмечал: «Переводчик в прозе есть раб переводчик в стихах - соперник». Главную задачу поэт видел в том, чтобы создать русскую балладу. Именно поэтому могла возникнуть необходимость вернуться к уже использованному ранее литературно­му материалу, как это случилось с балладой «Светлана». Известно, что ей предшествовал вольный перевод баллады немецкого поэта Г.-А. Бюргера «Ленора», который вышел в 1808 году под названием «Людмила». Трагическая концовка баллады (гибель Людмилы) отчет­ливо выражает идею обреченности человека, бессильного в борьбе с роком.

Замысел показать героиню баллады «с русскою душой» был реа­лизован в «Светлане», написанной в 1808-1812 годах. Здесь поэт гораздо дальше отходит от немецкого оригинала, внося в произведе­ние национально-русский колорит. Действие разворачивается в «кре­щенский вечерок», издавна считавшийся на Руси временем чудес. Баллада полна примет русского быта, традиций и верований: гадание на башмачке, «подблюдные» песни, гадание со свечой и зеркалом. При этом поэт сохраняет традиционную атрибутику баллады: дейст­вие происходит в полночь, фантастический путь с мертвым женихом сопровождается тревожными предзнаменованиями («Черный вран, свистя крылом, / Вьется над санями»), атмосфера мрачной таинствен­ности («Тускло светится луна / В сумраке тумана...») усиливается упоминанием о смерти (по дороге в Божьем храме Светлана видит «на средине черный гроб»). Все это подготавливает фантасти­ческую сцену в избушке: «...под белым полотном / Мертвый шевелится».

Создавая психологически достоверный образ русской девушки, Жуковский подчеркивает, что в ней народные представления сочета­ются с религиозными. Светлана не ропщет на судьбу , сохраняет глу­бокую веру в Божью милость, молитва укрепляет ее в трудную мину­ту, а образ «белоснежного голубка» символизирует высшие силы, охраняющие верующего человека. Вот почему «страшная» баллада оборачивается сказкой, где торжествует свет и добро, а ужасная встреча с мертвым женихом оказывается сном. А потом, как в сказке, происходит настоящее чудо: жених Светланы возвращается целым и невредимым, и все заканчивается веселой свадьбой.

Вероятно, такая концовка связана и с тем, что «Светлана» посвя­щена племяннице Жуковского Александре Протасовой (Воейковой) и была преподнесена ей в качестве свадебного подарка. Может быть, еще и потому поэт вновь обратился к знакомому сюжету, что хотел вложить в балладу напутствие выходящей замуж девушке: «Лучший друг нам в жизни сей - / Вера в Провиденье».

Но главное то, что в балладе «Светлана» Жуковский действитель­но сумел выполнить задачу - воплотить национально-русский харак­тер. Впоследствии он стал основой для создания таких образов под­линно русских героинь, как Татьяна Ларина, Наташа Ростова и многих других.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

К отцу, весь издрогнув, малютка приник;

Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"

"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:

Он в темной короне, с густой бородой".

"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися; младенец, ко мне;

Веселого много в моей стороне;

Цветы бирюзовы, жемчужны струи;

Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:

Он золото, перлы и радость сулит".

"О нет, мой младенец, ослышался ты:

То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:

Мне, вижу, кивают из темных ветвей".

"О нет, все спокойно в ночной глубине:

То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой".

"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;

Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок подгоняет, ездок доскакал...

В руках его мертвый младенец лежал.

(В.А. Жуковский)

В1 . Как называется литературное направление, возникшее в России в начале XIX века, к которому традиционно относят поэтическое творчество В.А. Жуковского?

В2. Определите жанр произведения В.А. Жуковского «Лесной царь».

В3 . Известно, что многие произведения В.А. Жуковского являются переводами зарубежных авторов. Кому принадлежит оригинал этого произведения?

В4 . Какая русская поэтесса посвятила балладе В.А. Жуковского статью «Два «Лесных царя» », сделав вывод о том, что «лучше перевести … чем это сделал Жуковский, - нельзя»?

В5 . Как называется тип речевого общения, использованный поэтом в данном произведении?

В6. Укажите название средства художественной изобразительности, которое в стихотворении «Лесной царь» позволяет В.А. Жуковскому создать у читателя эмоциональное восприятие предметов: «тёмная корона», «цветы бирюзовы.

С1. Почему в поэзии В.А. Жуковского часто звучит тема «потустороннего» мира?

С2. Какие русские поэты обращались к подобной тематике?

В1. Романтизм

В2. Баллада

В3. Гёте

В4. Цветаева

В5. Диалог

В6. Эпитет

Сочинение по стихотворению В.А.Жуковского «Море».

Василий Жуковский

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Пристальным было внимание поэтов и к величавому, вечно меняющемуся морю.

Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости В.А. Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение особо выделял А.С. Пушкин, написавший двумя годами позднее элегию с тем же названием. В подзаголовке автор сам его обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно такой и является элегия «Море».

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Стихотворение представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», ведь для романтика мир природы – это тайна, которую он пытается разгадать.

В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно.

Сочинение по стихотворению В.А.Жуковского «Море».

Анализ стихотворения В.А.Жуковского «Море».

Василий Жуковский

МОРЕ

Элегия

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя -

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

1822

Примерный план анализа лирического произведения

  1. Кем и когда написано стихотворение?
  2. Какие жизненные события легли в его основу. Центральная тема стихотворения. Многоплановость.
  3. Жанровые особенности стихотворения (элегия, баллада, исповедь, размышление, обращение к ……. и т д.). Тематическое разнообразие лирики (пейзажная, философская, любовная, вольнолюбивая и др.)
  4. Главные образы или картины, созданные в стихотворении.
  5. Внутреннее построение стихотворения, его лирический герой. (Лирический герой хоть и отражает личные переживания и ощущения автора, но это не вполне поэт. Это внутренний образ – переживание, в котором отражается духовный мир человека, характерные черты людей определенного времени, класса, их идеалы).
  6. Основные интонации стихотворения, чувства поэта и лирического героя.
  7. Особенности построения: единое целое, деление на части, главки, строфы; соединение образов, картин стержневой линией, мотивом, лейтмотивом, чувством поэта или лирического героя.
  8. Средства поэтического языка (изобразительные средства языка, особенности лексики). Звуковая и ритмическая организация лирического текста, с помощью которых создаются картины, образы, передаются мысли и чувства поэта или его лирического героя – внутреннего повествователя. Художественные средства: аллегория, метафора, гипербола, гротеск, сравнение, эпитет, оценочная лексика, антитеза, символ, деталь. Особенности лексики: бытовая, народная, разговорная, приподнятая, торжественная, высокая и т. д.). Некоторые композиционные приемы: пейзаж, деталь портрета, бытовая деталь, образ-символ, диалог, монолог, звуки, звукопись, цветовая гамма, свет, музыкальность, традиционные элементы композиции и т. д. Синтаксис: многоточие, восклицания, риторические вопросы, способ стихосложения.
  9. Смысл названия стихотворения. Адресат поэтического послания. Если возможно – идея стихотворения
  10. Значение стихотворения для его современников, для сегодняшнего читателя. Общечеловеческая значимость стихотворения.

Тема “Человек и природа” всегда была глубоко органична для отечественной поэзии. Она неизменно ставила рядом с человеком всё многообразие природы и открывала ему глаза на “трепет жизни”, на мудрую целесообразность, величие и гармонию, красоту родной земли. Природа всегда оставалась для творца источником прекрасного и вдохновляющего. Пристальным было внимание поэтов и к величавому, вечно меняющемуся морю.

Элегия В.А. Жуковского “Море” – одна из лучших и известных элегий поэта. Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости В.А. Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотворение особо выделял А.С. Пушкин, написавший двумя годами позднее элегию с тем же названием. В подзаголовке автор сам его обозначает – элегия, излюбленный жанр поэта. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность выразить личные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно такой и является элегия «Море».

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием и белым стихом, которые позволили Жуковскому имитировать безмолвие моря, движение волн, колыхание морской поверхности. Море – новый для поэта образ. Жуковский изображает его в спокойном состоянии, в бурю, после неё.

Все три картины великолепны. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и облака золотые, и блеск звёзд. В бурю море бьётся, вздымает волны, шум которых замечательно передан Жуковским при помощи аллитераций:

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь, ты терзаешь враждебную мглу...

Создаётся полная иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Трёхсложные стопы в приведённых строках разделены паузами, передающими мерные удары волн.

Но как бы ни было прекрасно море, не только его красота занимает мысли поэта. Стихотворение представляет собой не просто поэтическую картину морской стихии, а «пейзаж души», ведь для романтика мир природы – это тайна, которую он пытается разгадать.

В тексте идет перекличка природного и человеческого – состояния лирического героя. Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником. Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода относительна. Душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Поэт обращается к морю с вопросами, словно к человеку: “Что движет твоё необъятное лоно? Чем дышит твоя напряжённая грудь?” Море остаётся загадкой для него. Раздумья приводят его к мысли о сходстве жизни земной и жизни морской стихии. Море из “земныя неволи” тянется к небу, чтобы обрести желанную свободу. Только там, в вышине, всё прекрасно и вечно.

Всё в этой элегии было новым: художественный образ, философское звучание, отнюдь не элегическое настроение. Сохранился лишь привычный для Жуковского образ неба, всегда знаменовавший собой бесконечность в его произведениях.

В эту бесконечность он пристально вглядывался и замечал всё: движение световых потоков, переливы красок, поведение солнца и луны. В “Море” появляются две бесконечности – небесная и морская. Для определения одной из них поэт пользуется словом, которое потом станет любимым у Тютчева, – “бездна”.

По мнению Г.Н. Поспелова, жизнь моря в элегии Жуковского “осмысливается в свете религиозного идеала, стремления к потустороннему”. Это стремление связано с развитием личностного сознания, всеобщей неудовлетворённостью окружающим миром.

По материалам Интернета


Проводить анализ стихотворений можно различными способами. Некоторые преподаватели требуют от учеников высказать собственную позицию и размышлять. Для других важнее оказывается поиск в тексте различных художественно-выразительных приемов. Поэтому и планы у различных педагогов выглядят по-разному. Предлагаем ознакомиться с общими подходами к анализу «Моря» Жуковского.

План

Чтобы анализ стихотворного текста был полным, следует придерживаться определенного плана. Часто учителя сами диктуют ученикам последовательность пунктов, если же этого не произошло, рекомендуется придерживаться такого плана:

  • Общие сведения о стихотворении: дата создания, история и интересные факты написания, место в творческом пути автора. При раскрытии данного пункта необходимо быть кратким.
  • Основная тема. Чему посвящен текст, каков смысл его названия. Основные идеи произведения, мысли автора.
  • Описание лирического сюжета. Не стоит полностью пересказывать в прозе то, что писатель изложил стихами, достаточно наметить важные для анализа моменты.
  • Особенности композиции. Как построение текста работает на раскрытие авторского замысла: возможно, имеет место кольцевая композиция, противопоставление, сравнение одного явления с другим.
  • Лирический герой. Какие поэтические приемы использует автор, чтобы раскрыть его образ.
  • Другие персонажи, их место и роль в общем замысле.
  • Авторская позиция. Раскрывая этот пункт, не стоит стремиться «ответить правильно», гораздо интереснее высказать собственные суждения.
  • Рифмовка, размер, ритм. Здесь важно уметь использовать свои знания литературных терминов.
  • Особенности поэтической лексики и синтаксиса. Используемые поэтом приемы художественной выразительности.
  • Восприятие стихотворения современниками автора и в наши дни.

Данного плана будем придерживаться при анализе элегии «Море» Жуковского - одного из наиболее известных текстов поэта.

Общая информация о стихотворении

Жуковский - поэт-романтик, именно его считал своим главным учителем Пушкин. Творчество этого автора стало важнейшим этапом в развитии романтизма как литературного направления, в его лирике нашли отражение личностные переживания, появилась интимность, а главным героем стал человек - чувствующий, переживающий.

К числу шедевров относится элегия «Море», созданная в 1822 году. Интересно, что сам образ бескрайнего моря для творчества Жуковского был нов, но именно он подводит своеобразный итог романтическим исканиям поэта. Литературоведы полагают, что текст посвящен возлюбленной поэта, Марии Протасовой, чувства к которой были глубоки и взаимны, но реальность сурово вторглась в романтику - родители Марии были против такого неравного брака, и девушка не решилась идти им наперекор.

Известно, что элегия была очень высоко оценена Пушкиным, который несколькими годами позднее написал собственный поэтический текст с похожим названием.

Основная тема и идея

Анализ «Моря» Жуковского по плану следует продолжить определением тематики стихотворения. Так, если прочесть строки, становится ясно, что посвящено оно лазурному морю. Оно безмолвно, но думает тревожную думу.

В тексте присутствует и сам Жуковский - поэт представил себя в образе неба, которое создает гармоничный чувственный союз с морем, но никогда не сможет объединиться с ним.

Лирический сюжет

При анализе элегии «Море» Жуковского очень важно наметить основные этапы развития лирического сюжета. Сначала поэт рисует перед читателями обычное море, безмолвное и лазурное, которым любуется лирический герой. Постепенно стихия приобретает черты живого существа: дышит, наполнено «тревожной думой», «смятенной любовью».

Далее возникает образ неба, другой прекрасной и свободной стихии, к которой тянется море. Затем поэт образно и ярко рисует разлуку, от которой море рвет и терзает «враждебную мглу». Но увы, расставание неизбежно, и с ним приходится смириться. Однако чувствам не прикажешь, оттого в завершении текста особенно сильно звучат печальные нотки.

Жуковский пишет о том, что отказывается от борьбы за счастье, как небо никогда не сможет дотянуться до морской глади.

Специфика композиции

Следующий этап анализа стихотворения В. Жуковского «Море» - описание его композиции. Для этого следует еще раз внимательно перечитать текст, выделяя в нем части. Сразу бросается в глаза, что море перед нами рисуется в трех своих состояниях:

  • Спокойствие морской глади. Безмолвное море.
  • Состояние в бурю.
  • После бури. Обманчивый покой.

Лирический герой тщательно следит за всеми изменениями, которые происходят со стихией, именно эти перемены и движут развитием сюжета. При анализе «Моря» Жуковского важно показать, зачем используется такая композиция. За счет нее поэту удается создать динамичность образа, поэтому море у него имеет меняющийся характер.

  • Итак, первая часть элегии - зарисовка спокойного и прекрасного моря, которое не волнуют страсти. Небо в этом фрагменте также чисто и прекрасно.
  • Вторая структурная часть - состояние моря в тот момент, когда тучи закрывают небо своей черной пеленой, начинается буря. И море отвечает ей, начинает «биться» и «рваться», наполняется тревогой и испугом. Грозна в этот момент стихия, но не все догадываются, что море страдает. Тайна становится понятной - всесильная стихия, как и все живое, не может в полной мере распоряжаться своей судьбой, оно в плену обстоятельств.
  • Наконец, третья часть - небо вновь спокойно и море, кажется, тоже, но это лишь видимость. В его душе по-прежнему бушуют тщательно скрываемые страсти.

Подобная композиция направлена на воплощение авторского замысла - показать, что даже стихия не может быть полностью свободной.

Лирический герой

В анализе «Моря» Жуковского очень важно раскрыть основные черты лирического героя. Он тонко улавливает все оттенки настроения великолепной стихии и догадывается, что под его видимым спокойствием бушуют страсти.

Лирический герой не просто восхищается стихией, но и очеловечивает ее: море кажется живым созданием, которое скрывает за своей обманчивой гладью целую гамму чувств. Именно поэтому звучат мотивы сравнения моря с влюбленной женщиной, которая оберегает тайны своего сердца от посторонних. Некоторые исследователи полагают, что в образе стихии поэт воплотил черты своей потерянной возлюбленной, Марии Протасовой.

Авторская позиция

Жуковский - поэт-романтик, поэтому в его элегии в борьбе мглы и морской стихии победу одерживает последняя. Но поэт показывает, что не все так просто, страсти продолжают бушевать в глубине вод, когда поверхность спокойная и гладкая.

Ритм и рифма

Следующий этап анализ стихотворения-элегии «Море» Жуковского по плану - выявление особенностей рифмы и ритма. Чтобы создать особое звучание, поэт использует белый стих - некоторые строки между собой не рифмуются. Размер стиха - четырехстопный амфибрахий. Для того чтобы нарисовать перед читателем яркую картину бури, во второй части поэт мастерски пользуется аллитерацией - повтором одинаковых согласных звуков в стоящих рядом словах. Это усиливает ощущение набегающих волн.

Приемы художественной выразительности, синтаксис и лексика

Жанром «Моря» Жуковского, анализ которого мы проводим, является элегия. Это грустный поэтический жанр, нередко наполненный тоской, скорбью и разочарованием. Именно он был присущ и романтизму как литературному течению, и лирике В. Жуковского. В тексте нашли выражение глубоко личностные переживания поэта, рассказать о которых автору помогло использование следующих приемов художественной выразительности:

  • Эпитеты - это главный прием, их в небольшом тексте довольно много: «лазурное море», «безмолвное море», «глубокая тайна», «враждебная мгла». Они помогают автору емко и образно показать состояние стихии.
  • Рефрен - «безмолвное море, лазурное море» - помогает автору подчеркнуть основную мысль текста, показать, что стихия двойственна, что ее истинное состояние скрыто.
  • Анафора - «ты» - создает ритм и мелодику стиха.
  • Использование синтаксического повтора.

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

Вывод

Мы провели анализ элегии «Море» Жуковского по плану, теперь необходимо описать значение этого поэтического текста. Для современников поэта стихотворение стало своеобразным гимном романтизма, поэтому многие поэты впоследствии обращались к образу величавой стихии. Не утратило оно значение и в наши дни.

Чтение и анализ стиха «Море» Жуковского позволяют погрузиться во внутренний мир поэта и понять его мысли и переживания.