Как определяется сложное предложение. Типы предложений (простые и сложные)
Предложение - одно из основных понятий русского языка, изучением его занимается синтаксис. Не секрет, что общаются люди между собой именно этими единицами. Логически законченные предложения - основа устной и письменной речи. Разновидностей этой синтаксической единицы очень много, особый динамизм и в то же время богатство повествованию придают развернутые конструкции. Задание состоящее из нескольких частей - не редкость на устных и письменных экзаменах. Главное в этом вопросе - знать типы сложного предложения и знаки препинания в них.
Сложное предложение: определение и виды
Предложение - как основная структурная единица человеческой речи - обладает рядом специфических признаков, по которым можно его отличить от словосочетания или просто набора слов. Любое предложение содержит в себе высказывание. Это может быть сообщение фактов, вопрос или побуждение к действию. Предложение обязательно имеет грамматическую основу. Данные лексические единицы всегда интонационно законченные.
Предложения подразделяются на две большие группы: простые и сложные. строится по количеству предикативных основ. Например:
- Утром выпал снег. Предложение простое с одной грамматической основой: снег (подлежащее) выпал (сказуемое).
- Утром выпал снег, и вся земля словно покрылась пушистым покрывалом. В данном примере наблюдаем сложное предложение. Первая грамматическая основа - снег (подлежащее), выпал (сказуемое); вторая - земля (подлежащее), покрылась (сказуемое).
Типы сложного предложения различают в зависимости от того, как соединяются входящие в его состав. Они могут быть сложносочиненными, сложноподчиненными или бессоюзными. Разберем эти виды сложных предложений с примерами.
Сложносочиненное предложение
Используются для связи частей сложносочиненного предложения. Стоит отметить, что части в таком предложении равноправны: от одной к другой вопрос не задается.
Примеры
Часы пробили три ночи, но домочадцы не спали. Это сложносочиненное предложение, его части соединены сочинительным союзом "но" и при помощи интонации. Грамматические основы: часы (подлежащее) пробили (сказуемое); вторая - домочадцы (подлежащее) не спали (сказуемое).
Ночь надвигалась, и звезды становились все ярче. Здесь две грамматические основы: ночь (подлежащее) надвигалась (сказуемое); вторая - звезды (подлежащее), становились ярче (сказуемое). Соединены простые предложения при помощи сочинительного союза и, а также интонационно.
Союзы в сложносочиненном предложении
Так как для связи предложений внутри сложносочиненного используются сочинительные союзы, эти синтаксические единицы будут делиться на:
1. Предложения с соединительными союзами (и, да, да и, а (и), тоже, также). Как правило, эти союзы используются для обозначения событий во времени (одновременность или последовательность). Часто при них стоят обстоятельства, указывающие на время. Например:
Туча разрослась величиной в небо, и через несколько минут начался проливной дождь. Соединительный союз и усиливается обстоятельством времени (через несколько минут).
2. Предложения с (а, но, да, зато и др.). В них два события противопоставляются одно другому. Например:
В этом году мы не были на море, зато родители были довольны помощью на огороде.
Кроме того, в подобных предложениях функцию противительного союза может взять на себя частица.
Например: Мы успели вскочить в последний вагон, Андрей же остался на перроне.
3. Предложения с разделительными союзами (либо, или, то-то и др.) Показывают, что возможно одно из перечисленных событий или явлений. Например:
То ли сорока стрекочет, то ли кузнечики цокают.
Знаки препинания в сложносочиненных предложениях
Правило пунктуации в сложносочиненном предложении следующее: между простыми предложениями ставится запятая. Например:
Еле держатся листочки на деревьях, и порывы ветра уносят их, укладывая ковром. Грамматические основы сложного предложения такие: листочки (подлежащее) держатся (сказуемое); порывы (подлежащее) уносят (сказуемое).
У данного правила есть один нюанс: когда обе части относятся к общему члену (дополнению или обстоятельству) - запятая не нужна. Например:
В летнюю пору людям нужно движение и не нужна хандра. Обстоятельство в пору относится как к первой части с грамматической основой нужно (сказуемое) движение (подлежащее), так и ко второй, основа которой - хандра (подлежащее) не нужна (сказуемое).
Землю окутал белоснежным покрывалом снег и подсушил мороз. Здесь обе части имеют общее дополнение - землю. Грамматические основы такие: первая - снег (подлежащее) окутал (сказуемое); вторая - мороз (подлежащее) подсушил (сказуемое).
Также представляет сложность отличие сложносочиненных предложений от простых с однородными сказуемыми. Чтобы определить, какие предложения сложные, достаточно выделить предикативную основу (или основы). Разберем два примера:
- Стоял солнечный зимний день, и местами в лесу виднелись красные ягоды рябины. Это предложение сложносочиненное. Докажем это: прослеживаются две грамматические основы: день (подлежащее) стоял (сказуемое), вторая - виднелись (сказуемое) ягоды (подлежащее).
- Красные ягоды рябины виднелись в лесу и блестели на солнце яркими гроздьями. Данное предложение простое, оно лишь осложнено однородными сказуемыми. Разберем грамматическую основу. Подлежащее - ягоды, однородные сказуемые - виднелись, блестели; запятая не требуется.
Сложноподчиненное предложение: определение и строение
Еще одно сложное предложение с союзной связью - сложноподчиненное. Такие предложения состоят из неравноправных частей: главного простого предложения и присоединенных к нему одного или нескольких придаточных. Последние отвечают на вопросы от основных и второстепенных членов главного предложения, в их составе есть подчинительный союз. Соединяются части между собой с помощью подчинительных союзов. Структурно придаточные предложения возможны в начале, середине или в конце главного. Разберем примеры:
Мы пойдем гулять, когда перестанет идти ливневый дождь. Это предложение сложноподчиненное. Главная часть имеет грамматическую основу: мы (подлежащее) пойдем гулять (сказуемое); грамматическая основа придаточного предложения - дождь (подлежащее) перестанет идти. Здесь придаточное предложение стоит после главного.
Чтобы ты мог красноречиво изъясняться, нужно читать много литературы. Данное сложноподчиненное предложение имеет в составе главную и придаточную части. Основа главной - нужно читать (сказуемое); основа придаточной - ты (подлежащее) мог изъясняться (сказуемое). В этом сложном предложении придаточная часть стоит перед главной.
Мы были удивлены, когда нам объявили результаты экзамена, и встревожены предстоящими испытаниями. В данном примере придаточное предложение «разрывает» главное. Грамматические основы: мы (подлежащее) были удивлены, встревожены (сказуемое) - в главной части; объявили (сказуемое) - в придаточной части.
Подчинительные союзы и союзные слова: как различать?
Не всегда для соединения простых предложений в составе сложноподчиненного используются союзы, иногда их роль выполняют так называемые союзные слова - омонимичные им местоимения. Главное отличие в том, что союзы используются исключительно для того, чтобы присоединить части предложения друг к другу, они не являются членами предложения.
Другое дело - союзные слова.
Их роль выполняют относительные местоимения, соответственно, такие лексические единицы будут являться членами предложения.
Вот признаки, по которым можно отличить подчинительные союзы от союзных слов:
- Чаще всего союз в предложении можно опустить, не теряя смысла. Мама сказала, что пора идти спать. Изменим, предложение, опустив союз: Мама сказала: «Пора идти спать».
- Союз всегда можно заменить другим союзом. Например: Когда (Если) много читаешь - память становится лучше. заменяется только другим союзным словом, либо словом из главного предложения, от которого мы задаем вопрос к придаточному. Вспомним годы, которые (что) мы провели в Неаполе. Союзное слово которые можно заменить дополнением годы из главного предложения (Вспомни годы: те годы мы провели в Неаполе ).
Придаточное предложение
Придаточные предложения могут присоединяться к главному по-разному, это зависит от того, какую часть главного предложения они поясняют. Они могут относиться к одному слову, к словосочетанию либо ко всему главному предложению.
Чтобы понять, какой тип присоединения в конкретном случае - необходимо задать вопрос и проанализировать, от какой части главного предложения он поставлен.
Выделяют несколько типов придаточных предложений: их разграничение зависит от значения и вопроса, который мы задаем от главной части к второстепенной. Подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные или обстоятельственные - такие придаточные предложения бывают.
Кроме того, лексически придаточное предложение может иметь несколько значений (быть многозначным). Например: Это замечательно, когда можно просто идти по улице, ни о чем не думая. Значение придаточного - и условие, и время.
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Выделяются следующие типы сложного предложения с подчинительной связью и несколькими придаточными: с однородным, неоднородным и последовательным подчинением. Разграничение это зависит от того, как задается вопрос.
- При однородном подчинении все придаточные относятся к одному и тому же слову из главного. Например: Я желаю поведать о том, что добро побеждает зло, что существуют принцы и принцессы, что волшебство окружает нас повсюду. Все три придаточные предложения поясняют одно слово из главного - поведать.
- Неоднородное (параллельное) подчинение имеет место в том случае, если придаточные отвечают на различные вопросы. Например: Когда мы пойдем в поход, друзья станут помогать друг другу, хотя им самим будет нелегко. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).
- Последовательное подчинение. Вопрос в подобных предложениях задается по цепочке, от одного предложения к другому. Например: Только тот увидит красоту души, кто не смотрит на внешность, знает, что цена слов и поступков очень высока. К главному предложению присоединяются придаточные: к первому задаем вопрос кто? , ко второму - что?
Пунктуация в сложноподчиненном предложении
Части сложноподчиненного предложения отделяются друг от друга запятой. Она ставится перед союзом. Многочленные сложные предложения с подчинительной связью могут не иметь запятой. Это происходит в случае, если употреблены однородные придаточные предложения, соединенные неповторяющимися союзами и, или. Например:
Я сказала, что сегодня прекрасный день и что солнце уже давно взошло. Здесь однородные придаточные предложения с основами день (подлежащее) прекрасный (сказуемое), солнце (подлежащее) взошло (сказуемое). Между ними запятая не требуется.
Бессоюзное предложение
В русском языке существуют такие предложения, где соединение между частями происходит только с помощью интонации и смысловых связей. Такие предложения называются бессоюзными. Прошел дождь, с деревьев опали последние листья. В этом сложном бессоюзном предложении две части с грамматическими основами: у первой - дождь (подлежащее) прошел (сказуемое); у второй - опали (сказуемое) листья (подлежащее).
Помимо интонации и смысла, связь между частями осуществляется их порядком и видовременными характеристиками глаголов-сказуемых и их наклонением. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).
Виды бессоюзных предложений
Бессоюзные предложения бывают двух типов: однородного и неоднородного состава.
Первые - такие, где сказуемые имеют, как правило, одинаковую форму; их значение - сопоставление, противопоставление либо последовательность действий. По строению они напоминают сложносочиненные, просто у бессоюзных однородных опущен союз. Например:
Началась осень, небо покрылось свинцовыми тучами. Сравним: Началась осень, и небо покрылось свинцовыми тучами.
Бессоюзные с неоднородным составом больше тяготеют к сложноподчиненным. Как правило, такие многочленные сложные предложения имеют одну часть, где заключен основной смысл высказывания. Например:
Я люблю зиму: красиво одевается природа, наступают волшебные праздники, самое время доставать лыжи и коньки. При наличии бессоюзной связи и равноправии частей основной смысл все же содержится в первой, а последующие его раскрывают.
Пунктуация в бессоюзном предложении
Бессоюзная связь предполагает, что знаки в сложном предложении такого рода будут вариативными. Постановка запятой, двоеточия, точки с запятой или тире будет зависеть от смысла. Для наглядности приведем таблицу:
Знак препинания |
Способ проверки | Примеры |
|
Обозначают действия, происходящие одновременно либо последовательно | По смыслу | Бабушка накрывает на стол, мама готовит ужин, а папа с детьми приводит в порядок квартиру. |
|
Противопоставление | Противительные союзы (а, но) | Я терплю - она негодует. |
|
В первом предложении указано условие или временной промежуток | Союзы когда или если | ||
Второе предложение содержит следствие из первого | Союз так что | Открыли двери - свежий воздух наполнил всю комнату. |
|
Двоеточие | Во втором предложении содержится причина | Союз потому что | Я люблю белые ночи: можно гулять до упаду. |
Второе предложение - разъяснение первого | Союз а именно | Все были готовы к родительскому дню: дети выучили стихотворения, вожатые сделали отчеты, персонал провел генеральную уборку. |
|
Второе предложение - дополнение первого | Союз что | Я уверена: вы никогда меня не предадите. |
Когда одна из частей осложнена какими-либо конструкциями - используем точку с запятой. Например:
Напевая песенку, Марат шагал по лужам; рядом бежали дети, радостные и веселые. Здесь первая часть осложнена а вторая - обособленным определением.
Составить предложение с бессоюзной связью просто: главное - ориентироваться на смысл.
Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них
Нередко типы сложного предложения сосредоточены в одной синтаксической конструкции, то есть присутствует и союзная, и бессоюзная связь между разными частями. Это сложные предложения с различными видами связи.
Разберем примеры.
Хотя он еще дремал, но вокруг шла бурная деятельность домочадцев: они шныряли из комнаты в комнату, разговаривали, бранились. Первая часть - подчинительная связь, вторая - сочинительная, третья - бессоюзная.
Мне известна простая истина: вы перестанете ссориться, когда каждый научится слушать и понимать. Связь первой и второй частей бессоюзная, далее - подчинительная.
Как правило, подобные предложения представляют собой два блока, которые соединены сочинительными союзами или вовсе бессоюзно. Внутри каждого блока может содержаться по несколько простых предложений с подчинительной или сочинительной связью.
На вопрос как определить сложное предложение или простое???? заданный автором хромосомы
лучший ответ это ДВА ПРИМЕРА:
Ответ от Tamara.
[гуру]
Ответ от Европеоидный
[эксперт]
сложное если несколько грамматических основ.
Ответ от Мария Алексеева
[гуру]
две самостоятельные основы предложения. если между ними поставить точку, а смысл не поменяется - это сложное. мама готовила ужин,. а папа смотрел телек.
Ответ от Простосердечный
[гуру]
у сложного предложения несколько подлежащих и сказуемых, а в простом только одно
Ответ от Айгерим самиева
[новичек]
если предложение состоит из нескольких основ после каждой из которых ставится запитая то это предложение сложное
например:
яблоко упало на землю, а лиса погналась за ним
Ответ от Ilya xaxa
[активный]
ДВА ПРИМЕРА:
1"Дождь прошёл, снова засияло солнце, а в лесу защебетали птицы".Это СЛОЖНОЕ предлож., оно состоит из 3-х простых предложений. Речь идёт и о дожде, и о солнце, и о птицах. (3 грамматические основы)
2."Ребята встретились недалеко от школы и двинулись в поход до вечера". Это простое, здесь речь идёт только о ребятах- одна грамматическая основа.
Ответ от светлана [ВЛАДИМИРОВНА] посполитак
[новичек]
здравствуйте.
я готова ответить на вопрос есть два прризнака если одна грамматическая основа катя пошла гулять о ком говориться о кате это простое предложение.
катя, маша и настя они пошли гулять тоесть там несколько грамматических основ катя, маша, настя и или 3 предложение простых =это называется сложное
Ответ от Даша Ковалёва
[новичек]
ДВА ПРИМЕРА:
1"Дождь прошёл, снова засияло солнце, а в лесу защебетали птицы".Это СЛОЖНОЕ предлож., оно состоит из 3-х простых предложений. Речь идёт и о дожде, и о солнце, и о птицах. (3 грамматические основы)
2."Ребята встретились недалеко от школы и двинулись в поход до вечера". Это простое, здесь речь идёт только о ребятах- одна грамматическая основа.
Ответ от Ёофия Гуненко
[новичек]
В просто предложении одно сказуемое и одно подлежащее например: Утята крякают возле болота это предложение простое: Кто? Что? Утята, утята что делают.? крякают. А сложное предложение это когда два подлежащих и два сказуемого например: Ваня моет пол, а Катя протирает пыль: Кто что? Ваня, Ваня что делает моет, Кто что? Катя, Катя что делает? Протирает
Ответ от Прикол
[гуру]
Хз аллилуя
Ответ от Денис Скурыгин
[новичек]
фигнчя
Ответ от Александр Факелов
[новичек]
простое-подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. сложное-несколько подлежащих или сказуемых, обособленных причастным или деепричастным оборотом, прямой речью.. да учебник почитай а не в ответах зависай-3-й класс или 5-й. что с образованием то у вас? тоже нужен репетитор, чтобы учебник почитать?
В статье подробно изложено, что такое простые и сложные предложения. Еще вы узнаете, чем они отличаются друг от друга
Предложением называется ведомая единица, которая выполняет коммуникативную функцию. Таким образом высказываются люди, чтобы передать ту или иную информацию, побудить к действию либо задать вопрос. Все слова между собой в предложениях связаны. Основой в предложениях служит подлежащее, сказуемое, именно эти члены предложения представляют ядро. По количеству этих структурных ядер и судят, какое это предложение — простое или же сложное.
Простое и сложное предложение: правило, виды, схемы
Простое — это такое предложение, в котором есть подлежащее, сказуемое, либо есть один главный член.
Ядро, в котором имеются подлежащее, сказуемое — считается двусоставным . Пример:
- Они веселились.
- Она была умной.
- На небе туча — темная, объемная.
Простое предложение, где есть основной член — считается односоставным .
Эти предложения делятся на группы:
- Неопределенно-личные. Пример: Нас вызвали к руководителю.
- Обобщенно-личные. Пример: Вечно вас не дождешься!
- Безличные. Пример: За окном смеркалось.
- Определенно-личное. Пример: Стою и пою.
- Инфинитивные. Пример: Сидеть! Тебе уже ехать.
- Назывные. Пример: День. Здание. Театр.
- Неполные. Пример: Вы наденете вот это — красное.
Сложные предложения — включают в свой состав несколько простых. Их подразделяют на следующие подгруппы:
- Сложносочиненные — в них могут входить несколько простых предложений. Чаще всего они связаны друг с другом сочинительными союзами: да, но, и, однако, или, зато, либо, ни, не то и т.п. Пример: Дождь поморосил, и появилось солнце.
- Сложноподчиненные — это те предложения, в которых одна часть несамостоятельная в смысловом образе, грамматическом отношении. Они связаны между собой с помощью союзных, подчинительных слов (когда, чтобы, если, хотя, пока, который). Пример: Катерина не ответила, потому что задумалась.
- Бессоюзные — это те предложения, в состав которых входят несколько простых. Они имеют самостоятельное значение, совершенно не зависят друг от друга. Пример: Светило солнышко, цвели вишни, пели птицы.
Предложения: простые, сложные. Отличия
Чем отличается простое предложение от сложного: сравнение
Как уже упоминалось, простом предложение — одно главное ядро, в сложном два главных члена и более.
Пример простого:
- Из теплой страны, преодолев несколько тысяч километров, к своим гнездам, что пустовали всю зиму, прилетели шумные грачи.
ВАЖНО : Простые предложения бывают неосложненные, осложненные, распространенные, нераспространенные, односоставные, двусоставные. Об этом уже упоминалось выше.
В отличие от простых — в сложных предложениях имеется две или же больше грамматических основы. Как правило, такие предложения бывают союзные, бессоюзные, сложные, сложноподчиненные, сложносочиненные, смешанные.
- бессоюзные: Вышло солнце, запели звонкие птицы
- сложноподчиненные: Я не могу понять, что с тобой делать
- сложносочиненное: Небо затянули тучи, и с востока дул ветер
- смешанное: Ветер гнул верхушку ореха, и там, где он рос, тени двигались, как живые.
Что в простых, что в сложных могут использоваться вводные слова, однородные члены, обособленные, неделимые слова. Единственное отличие предложений — использование нескольких основ в сложных предложениях.
Только по такому различию и определяют, какое это предложение.
ВАЖНО : Не спутайте простое предложение со сложным, если оно двусоставное.
- двусоставное, простое: Мобильный звонит без устали
- односоставное, простое: Пишу и думаю о другом
Эти предложения иногда входят в состав сложных.
Сколько может быть простых предложений в сложном?
Как такового правила о количестве грамматических основ в составе сложного не существует. Однако чаще всего в него входят от трех до четырех грамматических основ. Иначе оно будет перегруженным.
Употребление союзов в простом и сложном предложении: правило
Именно союзы являются самыми часто встречающимися в предложениях словами. И не все знают, как употреблять их правильно, точнее ставить знаки препинания. Для этого существуют правила, которые рассмотрим далее.
Знаки препинания, тире, двоеточие, запятая в простом и сложном предложении: как правильно поставить?
Сложно новичкам определить, какой знак ставить перед союзом запятую, двоеточие, тире. Перед сочинительными союзами такими, как -да-, -но-, -а-, -и- ставится запятая.
В простых предложениях между подлежащим, сказуемым может ставиться тире.
Двоеточие ставится при перечислениях. Ниже смотрите схему употребления союза -и- в разных предложениях.
Примеры построения сложного предложения из 2 и 3 простых предложений
Из обычных двух-трех простых предложений можно построить одно сложное.
- Скоро наступит зима, дни стали короткими.
- Вчера днем светило солнце, а с наступлением ночи температура упала до трех градусов.
- Дождь прошел, и появилась радуга.
- Яркое солнышко только еще вставало из-за горизонта, но лучи уже касались верхушек деревьев.
При правописании простые предложения в сложном разделяются запятыми, союзы же соединяют их.
Предложение с прямой речью, деепричастным оборотом: простое или сложное?
Предложения с прямой речью — это чаще сложные предложения, где употребляются слова автора и прямая речь.
- Девушка с грустью сказала: «Завтра я уезжаю».
- «Я иду в магазин» — еще раз повторила она.
- «Я завтра — сказала она — поеду домой».
Деепричастные обороты употребляют в простых предложениях, они обозначают добавочное действие.
- Оценивая картину, посмотрите на яркие тона переднего плана.
- Хорошо отдыхать на пляже летом, смотреть на голубое небо, думая о приятном.
- Кот, увидев малыша, убежал.
- Девушка, мечтая о замужестве, смотрела в окно.
Деепричастные обороты
После изучения материала, вы с легкостью будете определять, где простое, где сложное предложение. Как правильно употреблять знаки препинания в них. И, в каких предложениях употребляют прямую речь, а в каких деепричастные обороты.
Видео: Простые, сложные предложения
Конспект урока по русскому языка
Программа: Школа России
Класс: 4
Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс; Часть 1
Тема:
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: формирование умения отличать сложное предложение от простого предложение с однородными членами предложения
Образовательные:
совершенствовать у обучающихся знания о простых и сложных предложениях.;
совершенствовать навык определения однородных членов предложения;
Анализировать свою деятельность.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, память;
Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;
Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассника.
Воспитательные:
Воспитывать умение сотрудничать;
Воспитывать чувство ответственности за дело, аккуратности, добросовестности, чувства долга;
Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.
УУД:
Познавательные:
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
Оценивание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Учитывать разные мнения;
Контролировать свои действия и действия других людей.
Личностные:
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.
Основные ресурсы: учебник;
Дополнительные ресурсы: методическое пособие, презентация. Форма работы на уроке: фронтальная групповая и индивидуальная.
Ход урока:
Этап урока,цель
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организация начала занятия
Цель: подготовка учащихся к работе на занятии
а) Приветствие
У: -Здравствуйте! Ребята. Давите друг другу улыбнемся и начнем урок
б) Запись числа, классная работа
Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
Двадцать пятное сентября. Классная работа.
У: Кто записал ставим ручку на локоток.
в) минутка чистописания
У: Давайте с вами проведём минутку чистописания. А перед тем как начать вспомним, для чего же нам нужна эта минутка?
А) приветствие учителя, одноклассников. Настрой на работу.
Б) запись числа, классной работы.
В) выполнение минутки чистописания в соответствии с требованиями
Словарная работа
Цель: закрепление навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащение словарного запаса
У: Знакомит учащихся с новыми словарными словами.
- Каждый урок русского языка мы знакомимся со словами и сих правильным написанием.
– Сегодня новое словарное слово мы узнаем, соединив верно буквы, (салйд) которые являются орфограммами в следующих существительных:
клю ч , б е реза, со л нце, д о бро, уло в , сев е р, сро к .
Написать слово на доске.
– Получилось слово «человек». В этом слове две непроверяемые безударные гласные «е» и «о», парная согласная «к»
– Человек – это живое существо, но и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного?
– Прочитайте пословицу на доске: «Человека ценят не по словам, а по делам». (слайд)
У: Объясните значение этой пословицы?
Д: выделяют орфограммы
Д: комментированная запись
– Человек умеет говорить, мыслить, трудиться.
Актуализация полученных знаний
Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового
У: На прошлом уроке мы отличали простые предложения от сложных, учились ставить в них знаки препинания.
У: На дом Вам было задано выучить правило.
У: К доске выходит рассказать правило 1 _____________.
У: Хорошо, попробуй применить это правило на первом предложении.
(дети записывают предложение в тетрадь, один ученик работает у доски)
У: Это предложение простое или сложно? Почему сложно? Можно ли разделить одно сложное предложение на простые?
У: Выдели грамматическую основу. Выдели границы простых предложений с помощью квадратных скобок.
У: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.
У: Хорошо, садись (______)
У: К доске выходит рассказывать правило 2)_____________
У: Попробуй применить правило к следующему предложению.
У: Подчеркни грамматическую основу, расставь запятые, обозначь границы простых предложений в составе сложного.
У: Хорошо, садись (_________)
Работа с правилом.
Д:
1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.
2) Добро будет вознаграждено, и справедливость восторжествует.
Подготовка к основному этапу занятия
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели.
А) Переход к теме урока
У: Ребята, посмотрите на последнее предложение.
У: можем ли мы сделать из этого сложного предложения просто?
У: Какие простые предложения у нас получатся?
У: А чем отличается простое предложение от сложного?
Б)Название темы (обязательно)!
У: Как вы думаете. Какая же тема нашего урока?
Тема: Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?
Тема урока вывешивается на доску (приложение 1)
В)Постановка цели урока (дети)
– Определите цели урока, используя опорные слова:**
Мы познакомимся с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня на уроке мы научимся отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.
Г)Мотивация
А для чего нам это нужно?
А) Переход к теме урока
Д: да.
Д: 1) Добро будет вознаграждено. 2) Справедливость восторжествует.
Д: В сложном предложении две и более грамматических основ, в простом предложении только одна грамматическая основа.
Дети предполагают тему урока, учитель корректирует и объявляет тему урока.
Усвоение новых знаний и способов действий
Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
1 .Поиск путей решения проблемы:
У: Давайте вспомним что такое однородные члены предложения и когда ставится между ними запятая (приложение 2)
У: записываем упражнение 54
У: Прочитайте. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами.
2,3,5) У: какие здесь однородные члены предложения? (застучали, зашлепали)
У: Почему они являются однородными членами предложения?
(потому что отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.)
У: Почему между ними ставиться запятая? (потому что их связывает интонация перечисления)
У: Подчеркните грамматическую основу.
1, 4, 6) У: Все ли пустые предложения мы выписали?
У: Давайте теперь выпишем сложные предложения.
У: Объясните постановку запятых.
Дети вспоминают что такое однородные члены предложения и когда между ними ставиться запятая.
Упражнение 54
Простые
2) Крупные капли дождя застучали, зашевелили листьями.
3) Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-од коры жуков и личинок.
5) Сова охотится не днем, а ночью.
Сложные
1) Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей
4) Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.
6) Утро было морозное, но лужи не замерзли.
Первичное проверка понимания
Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представление и их коррекция
Устно.
У: Упражнение 53 выполняем устно.
У: Прочитайте, Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.
1) Ветер на море гуляет и кораблик обгоняет.
У: Пропущена ли здесь запятая?
У: Почему нет?
У: Простое это предложение или нет?
Работа с упражнением
Д: нет, не пропущена. Потому что здесь два однородных члена предложения гуляет и подгоняет соединены одиночным союзом и.
Д: Простое, потому что в нем одна грамматическая основа.
Закрепление знаний и способов действия
Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
У: Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного?
У: Когда ставятся запятые перед однородными членами предложения?
У: Когда ставиться запятая в сложных предложениях?
Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.
1)Для того чтобы отличить простое предложение от сложного нужно выделить грамматическую основу, если в предложении 2 и более грамматических основ, то это предложение сложно.
Рефлексия
Цель: мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения.
Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Просмотрите классную работу и поставьте на полях себе оценку за урок.
Оценивание своей деятельности на уроке.
Информация о домашнем задании
Цель: обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения д/з
– Выполнить задание 53 в рабочей тетради;
Учебник 56 . Прочитай, озаглавь текст. Найди в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Подчеркни в них грамматическую основу.
Запись домашнего задания.
Оценка работы класса
Цель: оценка деятельности учащихся
Дети, а затем учителем называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся отметки с коментраием- обоснованием
Оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников
Приложение 2
Однородные члены предложения
В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову . Такие члены предложения называются однородными.
Запятая между однородными членами ставится :
1) Если однородные члены соединены интонацией перечисления
О, О, О.
Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки
2) Если однородные члены сведены союзами а, но:
О, а О.
О, но О.
3) Если союз И повторяется, то запятая ставится
И О, И О.
И мама, И папа вчера ходили в магазин
Не лесть, а честь украшает дружбу.
Снег выпал, но растаял.
Запятая между однородными членами не ставится , если два однородных члена соединены союзом и :
О и О.
Тихая и теплая заря занималась над землей.
- Читаем предложение полностью.
- Находим основу (или основы предложения). Читайте, что такое .
- Если основа в предложении одна → предложение простое.
- Если основ две (или более) → предложение сложное.
Примеры. Бежит тропинка полевая то под откос, то вновь на бугорок. (Основа одна (Что?) тропинка (тропинка (что делает?) бежит → предложение простое .
Встаёт солнце 1 , и вместе с солнечным светом оживают лесные поляны 2 .
Основ две : в первом предложении речь идет о солнце (Что?) солнце (солнце (что делает?) встаёт). Во втором предложении говорится о полянах (Что?) поляны (поляны что делают?) оживают). Предложение сложное.
То есть определение простое перед нами предложение или сложное, заключается как раз в умении найти в предложении его основу или несколько основ.
Определение грамматической основы предложения
Начнем с того, что в любом предложении есть его смысловой и грамматический центр — это и есть его грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
Самый распространенный вариант основы — это тот случай, когда подлежащее выражено именительным падежом существительного (или местоимения), а сказуемое — глаголом.Примеры: Земля вращается вокруг Солнца. Кто-то стучит в дверь.
Дело в том, что основа предложения «может быть сконструирована» практически из любых частей речи, не всегда из существительного и глагола. В таких случаях определить грамматическую основу, а значит, простое или сложное предложение, несколько сложнее.
Подлежащим может быть не только существительное или местоимение. Примеры:
- Счастливые часов не наблюдают. (Здесь подлежащее в форме имени прилагательного)
- Отдыхающие собрались на веранде. (Здесь в форме причастия)
- Семеро одного не ждут. (Здесь в форме числительного)
- Учиться — всегда пригодится. (Уже выражено неопределенной формой глагола)
- На солнышке Полкан с Барбосом грелись. (И даже словосочетанием)
Сказуемое тоже не всегда выражено глаголом. Примеры:
Некоторые из способов выражения сказуемого
- Я хочу заниматься спортом. (Сказуемое составное глагольное, т.е. оно состоит из двух глаголов, один их которых стоит в неопределенной форме)
- Книга — это волшебница . (Сказуемое выражено именем существительным)
- Моя сестра будет врачом . Сказуемое составное именное, т.е. главная его часть выражена именем существительным + связка быть )
Отсюда становится ясно, что для правильного определения, сложное или простое перед нами предложение, нужно тренироваться в нахождении основы в предложении, уметь быстро определять его главные члены.
Важно! При этом важно различать (и ни в коем случае не смешивать их! ) члены предложения и части речи . (Части речи «работают» в предложении каким-то из членов предложения)
Однородные члены предложения. Как это мешает?
Ситуацию с определением типа предложения могут осложнять однородные сказуемые в одном из простых предложений. А то и в обоих предложениях в составе сложного!
Сравните. 1) Осень наступила 1 , и полили дожди ². 2) Шумели и метались ветры 1 , и лили дожди. 2
Первое сложное предложение имеет две обычные основы , а во втором первое предложение осложнено двумя однородными сказуемыми . Чтобы не ошибиться, нужно внимательно смотреть, к какому подлежащему относится каждое из сказуемых: ветры (что делали?) шумели и метались. А дожди (что делали?) лили. Значит, первые два сказуемых относятся к основе первого предложения, а третье — к основе второго предложения. А всё предложение будет сложным.
Сложные предложения, в составе которых есть односоставные
Сложность представляют также такие предложения, в которых одно из них может иметь основу, состоящую только из одного члена предложения. С ними надо быть особенно внимательными.
Пример: Осень наступила 1 , и сразу похолодало. 2
Предложение сложное, в нем две основы, но вторая основа состоит только из сказуемого .