Как определяется сложное предложение. Типы предложений (простые и сложные)

Предложение - одно из основных понятий русского языка, изучением его занимается синтаксис. Не секрет, что общаются люди между собой именно этими единицами. Логически законченные предложения - основа устной и письменной речи. Разновидностей этой синтаксической единицы очень много, особый динамизм и в то же время богатство повествованию придают развернутые конструкции. Задание состоящее из нескольких частей - не редкость на устных и письменных экзаменах. Главное в этом вопросе - знать типы сложного предложения и знаки препинания в них.

Сложное предложение: определение и виды

Предложение - как основная структурная единица человеческой речи - обладает рядом специфических признаков, по которым можно его отличить от словосочетания или просто набора слов. Любое предложение содержит в себе высказывание. Это может быть сообщение фактов, вопрос или побуждение к действию. Предложение обязательно имеет грамматическую основу. Данные лексические единицы всегда интонационно законченные.

Предложения подразделяются на две большие группы: простые и сложные. строится по количеству предикативных основ. Например:

  1. Утром выпал снег. Предложение простое с одной грамматической основой: снег (подлежащее) выпал (сказуемое).
  2. Утром выпал снег, и вся земля словно покрылась пушистым покрывалом. В данном примере наблюдаем сложное предложение. Первая грамматическая основа - снег (подлежащее), выпал (сказуемое); вторая - земля (подлежащее), покрылась (сказуемое).

Типы сложного предложения различают в зависимости от того, как соединяются входящие в его состав. Они могут быть сложносочиненными, сложноподчиненными или бессоюзными. Разберем эти виды сложных предложений с примерами.

Сложносочиненное предложение

Используются для связи частей сложносочиненного предложения. Стоит отметить, что части в таком предложении равноправны: от одной к другой вопрос не задается.

Примеры

Часы пробили три ночи, но домочадцы не спали. Это сложносочиненное предложение, его части соединены сочинительным союзом "но" и при помощи интонации. Грамматические основы: часы (подлежащее) пробили (сказуемое); вторая - домочадцы (подлежащее) не спали (сказуемое).

Ночь надвигалась, и звезды становились все ярче. Здесь две грамматические основы: ночь (подлежащее) надвигалась (сказуемое); вторая - звезды (подлежащее), становились ярче (сказуемое). Соединены простые предложения при помощи сочинительного союза и, а также интонационно.

Союзы в сложносочиненном предложении

Так как для связи предложений внутри сложносочиненного используются сочинительные союзы, эти синтаксические единицы будут делиться на:

1. Предложения с соединительными союзами (и, да, да и, а (и), тоже, также). Как правило, эти союзы используются для обозначения событий во времени (одновременность или последовательность). Часто при них стоят обстоятельства, указывающие на время. Например:

Туча разрослась величиной в небо, и через несколько минут начался проливной дождь. Соединительный союз и усиливается обстоятельством времени (через несколько минут).

2. Предложения с (а, но, да, зато и др.). В них два события противопоставляются одно другому. Например:

В этом году мы не были на море, зато родители были довольны помощью на огороде.

Кроме того, в подобных предложениях функцию противительного союза может взять на себя частица.

Например: Мы успели вскочить в последний вагон, Андрей же остался на перроне.

3. Предложения с разделительными союзами (либо, или, то-то и др.) Показывают, что возможно одно из перечисленных событий или явлений. Например:

То ли сорока стрекочет, то ли кузнечики цокают.

Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

Правило пунктуации в сложносочиненном предложении следующее: между простыми предложениями ставится запятая. Например:

Еле держатся листочки на деревьях, и порывы ветра уносят их, укладывая ковром. Грамматические основы сложного предложения такие: листочки (подлежащее) держатся (сказуемое); порывы (подлежащее) уносят (сказуемое).

У данного правила есть один нюанс: когда обе части относятся к общему члену (дополнению или обстоятельству) - запятая не нужна. Например:

В летнюю пору людям нужно движение и не нужна хандра. Обстоятельство в пору относится как к первой части с грамматической основой нужно (сказуемое) движение (подлежащее), так и ко второй, основа которой - хандра (подлежащее) не нужна (сказуемое).

Землю окутал белоснежным покрывалом снег и подсушил мороз. Здесь обе части имеют общее дополнение - землю. Грамматические основы такие: первая - снег (подлежащее) окутал (сказуемое); вторая - мороз (подлежащее) подсушил (сказуемое).

Также представляет сложность отличие сложносочиненных предложений от простых с однородными сказуемыми. Чтобы определить, какие предложения сложные, достаточно выделить предикативную основу (или основы). Разберем два примера:

  1. Стоял солнечный зимний день, и местами в лесу виднелись красные ягоды рябины. Это предложение сложносочиненное. Докажем это: прослеживаются две грамматические основы: день (подлежащее) стоял (сказуемое), вторая - виднелись (сказуемое) ягоды (подлежащее).
  2. Красные ягоды рябины виднелись в лесу и блестели на солнце яркими гроздьями. Данное предложение простое, оно лишь осложнено однородными сказуемыми. Разберем грамматическую основу. Подлежащее - ягоды, однородные сказуемые - виднелись, блестели; запятая не требуется.

Сложноподчиненное предложение: определение и строение

Еще одно сложное предложение с союзной связью - сложноподчиненное. Такие предложения состоят из неравноправных частей: главного простого предложения и присоединенных к нему одного или нескольких придаточных. Последние отвечают на вопросы от основных и второстепенных членов главного предложения, в их составе есть подчинительный союз. Соединяются части между собой с помощью подчинительных союзов. Структурно придаточные предложения возможны в начале, середине или в конце главного. Разберем примеры:

Мы пойдем гулять, когда перестанет идти ливневый дождь. Это предложение сложноподчиненное. Главная часть имеет грамматическую основу: мы (подлежащее) пойдем гулять (сказуемое); грамматическая основа придаточного предложения - дождь (подлежащее) перестанет идти. Здесь придаточное предложение стоит после главного.

Чтобы ты мог красноречиво изъясняться, нужно читать много литературы. Данное сложноподчиненное предложение имеет в составе главную и придаточную части. Основа главной - нужно читать (сказуемое); основа придаточной - ты (подлежащее) мог изъясняться (сказуемое). В этом сложном предложении придаточная часть стоит перед главной.

Мы были удивлены, когда нам объявили результаты экзамена, и встревожены предстоящими испытаниями. В данном примере придаточное предложение «разрывает» главное. Грамматические основы: мы (подлежащее) были удивлены, встревожены (сказуемое) - в главной части; объявили (сказуемое) - в придаточной части.

Подчинительные союзы и союзные слова: как различать?

Не всегда для соединения простых предложений в составе сложноподчиненного используются союзы, иногда их роль выполняют так называемые союзные слова - омонимичные им местоимения. Главное отличие в том, что союзы используются исключительно для того, чтобы присоединить части предложения друг к другу, они не являются членами предложения.

Другое дело - союзные слова.

Их роль выполняют относительные местоимения, соответственно, такие лексические единицы будут являться членами предложения.

Вот признаки, по которым можно отличить подчинительные союзы от союзных слов:

  1. Чаще всего союз в предложении можно опустить, не теряя смысла. Мама сказала, что пора идти спать. Изменим, предложение, опустив союз: Мама сказала: «Пора идти спать».
  2. Союз всегда можно заменить другим союзом. Например: Когда (Если) много читаешь - память становится лучше. заменяется только другим союзным словом, либо словом из главного предложения, от которого мы задаем вопрос к придаточному. Вспомним годы, которые (что) мы провели в Неаполе. Союзное слово которые можно заменить дополнением годы из главного предложения (Вспомни годы: те годы мы провели в Неаполе ).

Придаточное предложение

Придаточные предложения могут присоединяться к главному по-разному, это зависит от того, какую часть главного предложения они поясняют. Они могут относиться к одному слову, к словосочетанию либо ко всему главному предложению.

Чтобы понять, какой тип присоединения в конкретном случае - необходимо задать вопрос и проанализировать, от какой части главного предложения он поставлен.

Выделяют несколько типов придаточных предложений: их разграничение зависит от значения и вопроса, который мы задаем от главной части к второстепенной. Подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные или обстоятельственные - такие придаточные предложения бывают.

Кроме того, лексически придаточное предложение может иметь несколько значений (быть многозначным). Например: Это замечательно, когда можно просто идти по улице, ни о чем не думая. Значение придаточного - и условие, и время.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Выделяются следующие типы сложного предложения с подчинительной связью и несколькими придаточными: с однородным, неоднородным и последовательным подчинением. Разграничение это зависит от того, как задается вопрос.

  • При однородном подчинении все придаточные относятся к одному и тому же слову из главного. Например: Я желаю поведать о том, что добро побеждает зло, что существуют принцы и принцессы, что волшебство окружает нас повсюду. Все три придаточные предложения поясняют одно слово из главного - поведать.
  • Неоднородное (параллельное) подчинение имеет место в том случае, если придаточные отвечают на различные вопросы. Например: Когда мы пойдем в поход, друзья станут помогать друг другу, хотя им самим будет нелегко. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).
  • Последовательное подчинение. Вопрос в подобных предложениях задается по цепочке, от одного предложения к другому. Например: Только тот увидит красоту души, кто не смотрит на внешность, знает, что цена слов и поступков очень высока. К главному предложению присоединяются придаточные: к первому задаем вопрос кто? , ко второму - что?

Пунктуация в сложноподчиненном предложении

Части сложноподчиненного предложения отделяются друг от друга запятой. Она ставится перед союзом. Многочленные сложные предложения с подчинительной связью могут не иметь запятой. Это происходит в случае, если употреблены однородные придаточные предложения, соединенные неповторяющимися союзами и, или. Например:

Я сказала, что сегодня прекрасный день и что солнце уже давно взошло. Здесь однородные придаточные предложения с основами день (подлежащее) прекрасный (сказуемое), солнце (подлежащее) взошло (сказуемое). Между ними запятая не требуется.

Бессоюзное предложение

В русском языке существуют такие предложения, где соединение между частями происходит только с помощью интонации и смысловых связей. Такие предложения называются бессоюзными. Прошел дождь, с деревьев опали последние листья. В этом сложном бессоюзном предложении две части с грамматическими основами: у первой - дождь (подлежащее) прошел (сказуемое); у второй - опали (сказуемое) листья (подлежащее).

Помимо интонации и смысла, связь между частями осуществляется их порядком и видовременными характеристиками глаголов-сказуемых и их наклонением. Здесь два придаточных предложения отвечают на вопросы когда? (первое), и не смотря на что? (второе).

Виды бессоюзных предложений

Бессоюзные предложения бывают двух типов: однородного и неоднородного состава.

Первые - такие, где сказуемые имеют, как правило, одинаковую форму; их значение - сопоставление, противопоставление либо последовательность действий. По строению они напоминают сложносочиненные, просто у бессоюзных однородных опущен союз. Например:

Началась осень, небо покрылось свинцовыми тучами. Сравним: Началась осень, и небо покрылось свинцовыми тучами.

Бессоюзные с неоднородным составом больше тяготеют к сложноподчиненным. Как правило, такие многочленные сложные предложения имеют одну часть, где заключен основной смысл высказывания. Например:

Я люблю зиму: красиво одевается природа, наступают волшебные праздники, самое время доставать лыжи и коньки. При наличии бессоюзной связи и равноправии частей основной смысл все же содержится в первой, а последующие его раскрывают.

Пунктуация в бессоюзном предложении

Бессоюзная связь предполагает, что знаки в сложном предложении такого рода будут вариативными. Постановка запятой, двоеточия, точки с запятой или тире будет зависеть от смысла. Для наглядности приведем таблицу:

Знак препинания

Способ проверки

Примеры

Обозначают действия, происходящие одновременно либо последовательно

По смыслу

Бабушка накрывает на стол, мама готовит ужин, а папа с детьми приводит в порядок квартиру.

Противопоставление

Противительные союзы (а, но)

Я терплю - она негодует.

В первом предложении указано условие или временной промежуток

Союзы когда или если

Второе предложение содержит следствие из первого

Союз так что

Открыли двери - свежий воздух наполнил всю комнату.

Двоеточие

Во втором предложении содержится причина

Союз потому что

Я люблю белые ночи: можно гулять до упаду.

Второе предложение - разъяснение первого

Союз а именно

Все были готовы к родительскому дню: дети выучили стихотворения, вожатые сделали отчеты, персонал провел генеральную уборку.

Второе предложение - дополнение первого

Союз что

Я уверена: вы никогда меня не предадите.

Когда одна из частей осложнена какими-либо конструкциями - используем точку с запятой. Например:

Напевая песенку, Марат шагал по лужам; рядом бежали дети, радостные и веселые. Здесь первая часть осложнена а вторая - обособленным определением.

Составить предложение с бессоюзной связью просто: главное - ориентироваться на смысл.

Сложные предложения с разными видами связи и пунктуация в них

Нередко типы сложного предложения сосредоточены в одной синтаксической конструкции, то есть присутствует и союзная, и бессоюзная связь между разными частями. Это сложные предложения с различными видами связи.

Разберем примеры.

Хотя он еще дремал, но вокруг шла бурная деятельность домочадцев: они шныряли из комнаты в комнату, разговаривали, бранились. Первая часть - подчинительная связь, вторая - сочинительная, третья - бессоюзная.

Мне известна простая истина: вы перестанете ссориться, когда каждый научится слушать и понимать. Связь первой и второй частей бессоюзная, далее - подчинительная.

Как правило, подобные предложения представляют собой два блока, которые соединены сочинительными союзами или вовсе бессоюзно. Внутри каждого блока может содержаться по несколько простых предложений с подчинительной или сочинительной связью.

На вопрос как определить сложное предложение или простое???? заданный автором хромосомы лучший ответ это ДВА ПРИМЕРА:


Ответ от Tamara. [гуру]


Ответ от Европеоидный [эксперт]
сложное если несколько грамматических основ.


Ответ от Мария Алексеева [гуру]
две самостоятельные основы предложения. если между ними поставить точку, а смысл не поменяется - это сложное. мама готовила ужин,. а папа смотрел телек.


Ответ от Простосердечный [гуру]
у сложного предложения несколько подлежащих и сказуемых, а в простом только одно


Ответ от Айгерим самиева [новичек]
если предложение состоит из нескольких основ после каждой из которых ставится запитая то это предложение сложное
например:
яблоко упало на землю, а лиса погналась за ним


Ответ от Ilya xaxa [активный]
ДВА ПРИМЕРА:
1"Дождь прошёл, снова засияло солнце, а в лесу защебетали птицы".Это СЛОЖНОЕ предлож., оно состоит из 3-х простых предложений. Речь идёт и о дожде, и о солнце, и о птицах. (3 грамматические основы)
2."Ребята встретились недалеко от школы и двинулись в поход до вечера". Это простое, здесь речь идёт только о ребятах- одна грамматическая основа.


Ответ от светлана [ВЛАДИМИРОВНА] посполитак [новичек]
здравствуйте.
я готова ответить на вопрос есть два прризнака если одна грамматическая основа катя пошла гулять о ком говориться о кате это простое предложение.
катя, маша и настя они пошли гулять тоесть там несколько грамматических основ катя, маша, настя и или 3 предложение простых =это называется сложное


Ответ от Даша Ковалёва [новичек]
ДВА ПРИМЕРА:
1"Дождь прошёл, снова засияло солнце, а в лесу защебетали птицы".Это СЛОЖНОЕ предлож., оно состоит из 3-х простых предложений. Речь идёт и о дожде, и о солнце, и о птицах. (3 грамматические основы)
2."Ребята встретились недалеко от школы и двинулись в поход до вечера". Это простое, здесь речь идёт только о ребятах- одна грамматическая основа.


Ответ от Ёофия Гуненко [новичек]
В просто предложении одно сказуемое и одно подлежащее например: Утята крякают возле болота это предложение простое: Кто? Что? Утята, утята что делают.? крякают. А сложное предложение это когда два подлежащих и два сказуемого например: Ваня моет пол, а Катя протирает пыль: Кто что? Ваня, Ваня что делает моет, Кто что? Катя, Катя что делает? Протирает


Ответ от Прикол [гуру]
Хз аллилуя



Ответ от Денис Скурыгин [новичек]
фигнчя


Ответ от Александр Факелов [новичек]
простое-подлежащее и сказуемое и второстепенные члены предложения. сложное-несколько подлежащих или сказуемых, обособленных причастным или деепричастным оборотом, прямой речью.. да учебник почитай а не в ответах зависай-3-й класс или 5-й. что с образованием то у вас? тоже нужен репетитор, чтобы учебник почитать?

В статье подробно изложено, что такое простые и сложные предложения. Еще вы узнаете, чем они отличаются друг от друга

Предложением называется ведомая единица, которая выполняет коммуникативную функцию. Таким образом высказываются люди, чтобы передать ту или иную информацию, побудить к действию либо задать вопрос. Все слова между собой в предложениях связаны. Основой в предложениях служит подлежащее, сказуемое, именно эти члены предложения представляют ядро. По количеству этих структурных ядер и судят, какое это предложение — простое или же сложное.

Простое и сложное предложение: правило, виды, схемы

Простое — это такое предложение, в котором есть подлежащее, сказуемое, либо есть один главный член.

Ядро, в котором имеются подлежащее, сказуемое — считается двусоставным . Пример:

  • Они веселились.
  • Она была умной.
  • На небе туча — темная, объемная.

Простое предложение, где есть основной член — считается односоставным .

Эти предложения делятся на группы:

  • Неопределенно-личные. Пример: Нас вызвали к руководителю.
  • Обобщенно-личные. Пример: Вечно вас не дождешься!
  • Безличные. Пример: За окном смеркалось.
  • Определенно-личное. Пример: Стою и пою.
  • Инфинитивные. Пример: Сидеть! Тебе уже ехать.
  • Назывные. Пример: День. Здание. Театр.
  • Неполные. Пример: Вы наденете вот это — красное.

Сложные предложения — включают в свой состав несколько простых. Их подразделяют на следующие подгруппы:

  • Сложносочиненные — в них могут входить несколько простых предложений. Чаще всего они связаны друг с другом сочинительными союзами: да, но, и, однако, или, зато, либо, ни, не то и т.п. Пример: Дождь поморосил, и появилось солнце.
  • Сложноподчиненные — это те предложения, в которых одна часть несамостоятельная в смысловом образе, грамматическом отношении. Они связаны между собой с помощью союзных, подчинительных слов (когда, чтобы, если, хотя, пока, который). Пример: Катерина не ответила, потому что задумалась.
  • Бессоюзные — это те предложения, в состав которых входят несколько простых. Они имеют самостоятельное значение, совершенно не зависят друг от друга. Пример: Светило солнышко, цвели вишни, пели птицы.


Предложения: простые, сложные. Отличия

Чем отличается простое предложение от сложного: сравнение

Как уже упоминалось, простом предложение — одно главное ядро, в сложном два главных члена и более.

Пример простого:

  • Из теплой страны, преодолев несколько тысяч километров, к своим гнездам, что пустовали всю зиму, прилетели шумные грачи.


ВАЖНО : Простые предложения бывают неосложненные, осложненные, распространенные, нераспространенные, односоставные, двусоставные. Об этом уже упоминалось выше.



В отличие от простых — в сложных предложениях имеется две или же больше грамматических основы. Как правило, такие предложения бывают союзные, бессоюзные, сложные, сложноподчиненные, сложносочиненные, смешанные.

  • бессоюзные: Вышло солнце, запели звонкие птицы
  • сложноподчиненные: Я не могу понять, что с тобой делать
  • сложносочиненное: Небо затянули тучи, и с востока дул ветер
  • смешанное: Ветер гнул верхушку ореха, и там, где он рос, тени двигались, как живые.

Что в простых, что в сложных могут использоваться вводные слова, однородные члены, обособленные, неделимые слова. Единственное отличие предложений — использование нескольких основ в сложных предложениях.

Только по такому различию и определяют, какое это предложение.

ВАЖНО : Не спутайте простое предложение со сложным, если оно двусоставное.

  • двусоставное, простое: Мобильный звонит без устали
  • односоставное, простое: Пишу и думаю о другом

Эти предложения иногда входят в состав сложных.

Сколько может быть простых предложений в сложном?

Как такового правила о количестве грамматических основ в составе сложного не существует. Однако чаще всего в него входят от трех до четырех грамматических основ. Иначе оно будет перегруженным.



Употребление союзов в простом и сложном предложении: правило

Именно союзы являются самыми часто встречающимися в предложениях словами. И не все знают, как употреблять их правильно, точнее ставить знаки препинания. Для этого существуют правила, которые рассмотрим далее.

Знаки препинания, тире, двоеточие, запятая в простом и сложном предложении: как правильно поставить?

Сложно новичкам определить, какой знак ставить перед союзом запятую, двоеточие, тире. Перед сочинительными союзами такими, как -да-, -но-, -а-, -и- ставится запятая.

В простых предложениях между подлежащим, сказуемым может ставиться тире.

Двоеточие ставится при перечислениях. Ниже смотрите схему употребления союза -и- в разных предложениях.



Примеры построения сложного предложения из 2 и 3 простых предложений

Из обычных двух-трех простых предложений можно построить одно сложное.

  • Скоро наступит зима, дни стали короткими.
  • Вчера днем светило солнце, а с наступлением ночи температура упала до трех градусов.
  • Дождь прошел, и появилась радуга.
  • Яркое солнышко только еще вставало из-за горизонта, но лучи уже касались верхушек деревьев.

При правописании простые предложения в сложном разделяются запятыми, союзы же соединяют их.

Предложение с прямой речью, деепричастным оборотом: простое или сложное?

Предложения с прямой речью — это чаще сложные предложения, где употребляются слова автора и прямая речь.

  • Девушка с грустью сказала: «Завтра я уезжаю».
  • «Я иду в магазин» — еще раз повторила она.
  • «Я завтра — сказала она — поеду домой».

Деепричастные обороты употребляют в простых предложениях, они обозначают добавочное действие.

  • Оценивая картину, посмотрите на яркие тона переднего плана.
  • Хорошо отдыхать на пляже летом, смотреть на голубое небо, думая о приятном.
  • Кот, увидев малыша, убежал.
  • Девушка, мечтая о замужестве, смотрела в окно.


Деепричастные обороты

После изучения материала, вы с легкостью будете определять, где простое, где сложное предложение. Как правильно употреблять знаки препинания в них. И, в каких предложениях употребляют прямую речь, а в каких деепричастные обороты.

Видео: Простые, сложные предложения

Конспект урока по русскому языка

Программа: Школа России

Класс: 4

Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс; Часть 1

Тема:

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: формирование умения отличать сложное предложение от простого предложение с однородными членами предложения

Образовательные:

    совершенствовать у обучающихся знания о простых и сложных предложениях.;

    совершенствовать навык определения однородных членов предложения;

    Анализировать свою деятельность.

Развивающие:

    Развивать логическое мышление, память;

    Развивать умение выбирать главное и обобщать, систематизировать материал;

    Развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу одноклассника.

Воспитательные:

    Воспитывать умение сотрудничать;

    Воспитывать чувство ответственности за дело, аккуратности, добросовестности, чувства долга;

    Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

УУД:

Познавательные:

    Осуществлять поиск необходимой информации для выполнение учебных заданий с использованием учебной литературы;

    Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    Преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область.

Регулятивные:

    Принимать и сохранять учебную задачу;

    Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

    Оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Учитывать разные мнения;

    Контролировать свои действия и действия других людей.

Личностные:

    Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

    Учебно-познавательный интерес к новому учебному действию и способами решения новой частной задачи;

    Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.

Основные ресурсы: учебник;

Дополнительные ресурсы: методическое пособие, презентация. Форма работы на уроке: фронтальная групповая и индивидуальная.

Ход урока:

Этап урока,

цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организация начала занятия

Цель: подготовка учащихся к работе на занятии

а) Приветствие

У: -Здравствуйте! Ребята. Давите друг другу улыбнемся и начнем урок

б) Запись числа, классная работа

Открываем тетради. Записываем число, классная работа.

Двадцать пятное сентября. Классная работа.

У: Кто записал ставим ручку на локоток.

в) минутка чистописания

У: Давайте с вами проведём минутку чистописания. А перед тем как начать вспомним, для чего же нам нужна эта минутка?

А) приветствие учителя, одноклассников. Настрой на работу.

Б) запись числа, классной работы.

В) выполнение минутки чистописания в соответствии с требованиями

    Словарная работа

Цель: закрепление навыка правописания слов с непроверяемыми орфограммами, обогащение словарного запаса

У: Знакомит учащихся с новыми словарными словами.

- Каждый урок русского языка мы знакомимся со словами и сих правильным написанием.

Сегодня новое словарное слово мы узнаем, соединив верно буквы, (салйд) которые являются орфограммами в следующих существительных:

клю ч , б е реза, со л нце, д о бро, уло в , сев е р, сро к .

Написать слово на доске.

Получилось слово «человек». В этом слове две непроверяемые безударные гласные «е» и «о», парная согласная «к»

Человек – это живое существо, но и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного?

Прочитайте пословицу на доске: «Человека ценят не по словам, а по делам». (слайд)

У: Объясните значение этой пословицы?

Д: выделяют орфограммы

Д: комментированная запись

Человек умеет говорить, мыслить, трудиться.

    Актуализация полученных знаний

Цель: воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового

У: На прошлом уроке мы отличали простые предложения от сложных, учились ставить в них знаки препинания.

У: На дом Вам было задано выучить правило.

У: К доске выходит рассказать правило 1 _____________.

У: Хорошо, попробуй применить это правило на первом предложении.

(дети записывают предложение в тетрадь, один ученик работает у доски)

У: Это предложение простое или сложно? Почему сложно? Можно ли разделить одно сложное предложение на простые?

У: Выдели грамматическую основу. Выдели границы простых предложений с помощью квадратных скобок.

У: Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая.

У: Хорошо, садись (______)

У: К доске выходит рассказывать правило 2)_____________

У: Попробуй применить правило к следующему предложению.

У: Подчеркни грамматическую основу, расставь запятые, обозначь границы простых предложений в составе сложного.

У: Хорошо, садись (_________)

Работа с правилом.

Д:

1) Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

2) Добро будет вознаграждено, и справедливость восторжествует.

    Подготовка к основному этапу занятия

Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели.

А) Переход к теме урока

У: Ребята, посмотрите на последнее предложение.

У: можем ли мы сделать из этого сложного предложения просто?

У: Какие простые предложения у нас получатся?

У: А чем отличается простое предложение от сложного?

Б)Название темы (обязательно)!

У: Как вы думаете. Какая же тема нашего урока?

Тема: Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?

Тема урока вывешивается на доску (приложение 1)

В)Постановка цели урока (дети)

Определите цели урока, используя опорные слова:**

Мы познакомимся с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

Сегодня на уроке мы научимся отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами.

Г)Мотивация

А для чего нам это нужно?

А) Переход к теме урока

Д: да.

Д: 1) Добро будет вознаграждено. 2) Справедливость восторжествует.

Д: В сложном предложении две и более грамматических основ, в простом предложении только одна грамматическая основа.

Дети предполагают тему урока, учитель корректирует и объявляет тему урока.

    Усвоение новых знаний и способов действий

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

1 .Поиск путей решения проблемы:

У: Давайте вспомним что такое однородные члены предложения и когда ставится между ними запятая (приложение 2)

У: записываем упражнение 54

У: Прочитайте. Выпишите сначала простые предложения с однородными членами.

2,3,5) У: какие здесь однородные члены предложения? (застучали, зашлепали)

У: Почему они являются однородными членами предложения?

(потому что отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.)

У: Почему между ними ставиться запятая? (потому что их связывает интонация перечисления)

У: Подчеркните грамматическую основу.

1, 4, 6) У: Все ли пустые предложения мы выписали?

У: Давайте теперь выпишем сложные предложения.

У: Объясните постановку запятых.

Дети вспоминают что такое однородные члены предложения и когда между ними ставиться запятая.

Упражнение 54

Простые

2) Крупные капли дождя застучали, зашевелили листьями.

3) Острым клювом дятел долбит деревья и добывает из-од коры жуков и личинок.

5) Сова охотится не днем, а ночью.

Сложные

1) Прокричала иволга, щёлкнул в кустах соловей

4) Повар готовил обед, а собаки лежали у двери кухни.

6) Утро было морозное, но лужи не замерзли.

    Первичное проверка понимания

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представление и их коррекция

Устно.

У: Упражнение 53 выполняем устно.

У: Прочитайте, Где пропущены запятые? Объясните свой ответ.

1) Ветер на море гуляет и кораблик обгоняет.

У: Пропущена ли здесь запятая?

У: Почему нет?

У: Простое это предложение или нет?

Работа с упражнением

Д: нет, не пропущена. Потому что здесь два однородных члена предложения гуляет и подгоняет соединены одиночным союзом и.

Д: Простое, потому что в нем одна грамматическая основа.

    Закрепление знаний и способов действия

Цель: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

У: Как отличить простое предложение с однородными членами от сложного?

У: Когда ставятся запятые перед однородными членами предложения?

У: Когда ставиться запятая в сложных предложениях?

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

1)Для того чтобы отличить простое предложение от сложного нужно выделить грамматическую основу, если в предложении 2 и более грамматических основ, то это предложение сложно.

    Рефлексия

Цель: мобилизовать учащихся на рефлексию своего поведения.

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Что нового узнали на уроке?

Просмотрите классную работу и поставьте на полях себе оценку за урок.

Оценивание своей деятельности на уроке.

    Информация о домашнем задании

Цель: обеспечить понимания цели, содержания и способов выполнения д/з

Выполнить задание 53 в рабочей тетради;

Учебник 56 . Прочитай, озаглавь текст. Найди в тексте простые предложения с однородными членами и сложные предложения. Подчеркни в них грамматическую основу.

Запись домашнего задания.

    Оценка работы класса

Цель: оценка деятельности учащихся

Дети, а затем учителем называются конкретные ученики, кто активно работал, ставятся отметки с коментраием- обоснованием

Оценивание собственной деятельности и деятельности одноклассников

Приложение 2

Однородные члены предложения

В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову . Такие члены предложения называются однородными.

Запятая между однородными членами ставится :

1) Если однородные члены соединены интонацией перечисления

О, О, О.

Улетают на юг стрижи, зяблики, жаворонки

2) Если однородные члены сведены союзами а, но:

О, а О.

О, но О.

3) Если союз И повторяется, то запятая ставится

И О, И О.

И мама, И папа вчера ходили в магазин

Не лесть, а честь украшает дружбу.

Снег выпал, но растаял.

Запятая между однородными членами не ставится , если два однородных члена соединены союзом и :

О и О.

Тихая и теплая заря занималась над землей.

  • Читаем предложение полностью.
  • Находим основу (или основы предложения). Читайте, что такое .
  • Если основа в предложении одна → предложение простое.
  • Если основ две (или более) → предложение сложное.

Примеры. Бежит тропинка полевая то под откос, то вновь на бугорок. (Основа одна (Что?) тропинка (тропинка (что делает?) бежит → предложение простое .

Встаёт солнце 1 , и вместе с солнечным светом оживают лесные поляны 2 .

Основ две : в первом предложении речь идет о солнце (Что?) солнце (солнце (что делает?) встаёт). Во втором предложении говорится о полянах (Что?) поляны (поляны что делают?) оживают). Предложение сложное.

То есть определение простое перед нами предложение или сложное, заключается как раз в умении найти в предложении его основу или несколько основ.

Определение грамматической основы предложения

Начнем с того, что в любом предложении есть его смысловой и грамматический центр — это и есть его грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

Самый распространенный вариант основы — это тот случай, когда подлежащее выражено именительным падежом существительного (или местоимения), а сказуемое — глаголом.Примеры: Земля вращается вокруг Солнца. Кто-то стучит в дверь.

Дело в том, что основа предложения «может быть сконструирована» практически из любых частей речи, не всегда из существительного и глагола. В таких случаях определить грамматическую основу, а значит, простое или сложное предложение, несколько сложнее.

Подлежащим может быть не только существительное или местоимение. Примеры:

  • Счастливые часов не наблюдают. (Здесь подлежащее в форме имени прилагательного)
  • Отдыхающие собрались на веранде. (Здесь в форме причастия)
  • Семеро одного не ждут. (Здесь в форме числительного)
  • Учиться — всегда пригодится. (Уже выражено неопределенной формой глагола)
  • На солнышке Полкан с Барбосом грелись. (И даже словосочетанием)

Сказуемое тоже не всегда выражено глаголом. Примеры:

Некоторые из способов выражения сказуемого

  • Я хочу заниматься спортом. (Сказуемое составное глагольное, т.е. оно состоит из двух глаголов, один их которых стоит в неопределенной форме)
  • Книга — это волшебница . (Сказуемое выражено именем существительным)
  • Моя сестра будет врачом . Сказуемое составное именное, т.е. главная его часть выражена именем существительным + связка быть )

Отсюда становится ясно, что для правильного определения, сложное или простое перед нами предложение, нужно тренироваться в нахождении основы в предложении, уметь быстро определять его главные члены.

Важно! При этом важно различать (и ни в коем случае не смешивать их! ) члены предложения и части речи . (Части речи «работают» в предложении каким-то из членов предложения)

Однородные члены предложения. Как это мешает?

Ситуацию с определением типа предложения могут осложнять однородные сказуемые в одном из простых предложений. А то и в обоих предложениях в составе сложного!

Сравните. 1) Осень наступила 1 , и полили дожди ². 2) Шумели и метались ветры 1 , и лили дожди. 2

Первое сложное предложение имеет две обычные основы , а во втором первое предложение осложнено двумя однородными сказуемыми . Чтобы не ошибиться, нужно внимательно смотреть, к какому подлежащему относится каждое из сказуемых: ветры (что делали?) шумели и метались. А дожди (что делали?) лили. Значит, первые два сказуемых относятся к основе первого предложения, а третье — к основе второго предложения. А всё предложение будет сложным.

Сложные предложения, в составе которых есть односоставные

Сложность представляют также такие предложения, в которых одно из них может иметь основу, состоящую только из одного члена предложения. С ними надо быть особенно внимательными.

Пример: Осень наступила 1 , и сразу похолодало. 2

Предложение сложное, в нем две основы, но вторая основа состоит только из сказуемого .