Какой средний балл по русскому егэ. Средний балл егэ по годам

Вот уже восемь лет как всем выпускникам приходится сдавать ЕГЭ , а критика экзамена не умолкает. ЕГЭ винят во всех бедах российского образования, забывая о том, что экзамен - это просто инструмент, микроскоп, который показывает все недостатки и пробелы в знаниях школьников. И лишь последние два-три года этот микроскоп стал работать нормально, а масштабы списывания и жульничества упали в разы.

И, как и положено правильно настроенному инструменту, ЕГЭ высветил серьезные проблемы в нашем образовании, с которыми, к сожалению, сами ученики поделать ничего не могут.

Мне удалось принять участие в масштабном исследовании Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, которое посвящено результатам Единого госэкзамена. Мы собрали данные о средних баллах по русскому языку и математике практически для всех регионов страны с 2009 по 2016 год, и проанализировали, где баллы выше и с чем это может быть связано.

БОЛЬШЕ ДЕНЕГ - ВЫШЕ БАЛЛ?

Разница в результатах ЕГЭ между регионами - огромная. Например, столичные школьники сдали профильную математику в 2015 году, в среднем, на 13 баллов лучше, чем выпускники из Бурятии . В Пермском крае оценки на ЕГЭ по русскому стабильно баллов на 5 выше, чем в соседней республике Коми . А хуже всего экзамен сдает не Северный Кавказ , как принято считать, а Дальний Восток.

Оказывается, результаты ЕГЭ напрямую связаны с состоянием экономики. Чем беднее регион, с учетом цен и стоимости жизни в нем - тем ниже баллы! С одной стороны, у людей меньше денег на репетиторов или подготовительные курсы для своих детей. С другой стороны, в таких регионах школы получают меньше финансирования.

Просто выровнять уровень финансирования школ недостаточно, чтобы выравнять шансы детей, - говорит Ольга Лазарева , доцент департамента прикладной экономики НИУ ВШЭ. - Большое неравенство доходов населения в регионе также негативно сказывается на баллах ЕГЭ, даже при одинаковом финансировании.


Получается, что оценки детей связаны с тем, где им посчастливилось родиться и учиться. Экономика определяет баллы ЕГЭ по математике на четверть, а по русскому языку - на треть! Детям в одних регионах получить высокие баллы куда сложнее, чем в других.

ШКОЛА РЕШАЕТ

В теории, такой экономический барьер можно преодолеть - просто надо найти ребенку хорошую школу и хороших педагогов. И в самом деле: уровень учителей и школы объясняют еще треть оценки по русскому и математике. Например, в тех регионах, где учителей с высшим образованием больше, выпускники сдают экзамены на 4-5 баллов лучше.

Но на практике получается замкнутый круг - хорошие учителя идут туда, где лучше платят. Те же подмосковные педагоги, кто может, пытаются устроиться на работу в столицу. А учителя из областей, граничащих с Московской, устраиваются в подмосковные школы.

Как показывает исследование PISA 2012 года, в регионах, где больше зарплаты педагогов, у учителей выше мотивация, энтузиазм и стремление к достижениям. Соответственно, там, где ниже зарплаты - меньше и баллы ЕГЭ. А ведь на зарплаты учителей как раз и тратится львиная доля школьного бюджета.

ПРЕСТИЖНЫЕ ВУЗЫ - ДЛЯ ГЕНИЕВ И МОСКВИЧЕЙ?

Выходит, что оценки выпускников сильно связаны с экономикой региона, финансированием и другими характеристиками школ. Ученики из Республики Алтай получают 70 баллов, а москвичи на таком же самом экзамене - 80-85. А ведь при поступлении в вузы счет идет на десятые доли балла.

Такая ситуация усложняет дорогу в хорошие университеты способным ребятам из глубинки. Да, ЕГЭ упростил современным ломоносовым путь в МГУ . Но он не может снять окончательно все барьеры. При этом по результатам ЕГЭ оценивают не только детей, но и самих педагогов. А ведь все эти факторы - и экономика, и состав учителей - то, на что ни школьники, ни их учителя не могут повлиять. Это все равно, что штрафовать улитку за последнее место в забеге на время.

Нельзя возлагать всю ответственность за решение этой проблемы на сам экзамен или учителей, - уверен Андрей Захаров , заведующий Международной лабораторией анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. - Выравнивание образовательных возможностей - это задача государственной политики.

ОФИЦИАЛЬНО

Сергей Кравцов, руководитель Рособрнадзора:

Результаты ЕГЭ, а также баллы ГИА и данные Всероссийских проверочных работ дают нам более полную картину о качестве образования в стране. Мы с Министерством образвоания и науки разработали алгоритм использования результатов всех оценочных работ для системы подготовки учителей - для педвузов и институтов повышения квалификации. Сейчас мы сделали первый шаг в диагностике качества образования, и важно сделать следующий.

Кроме того, мы проводим специальные акции и программы по работе с разными регионами. Мы анализируем не только то, что помешало школьникам набрать минимальный балл, но и какие проблемы возникли у высокобалльников. И в течение всего учебного года наши эксперты приезжают в школы, работают с учителями и помогают детям добиваться более высоких результатов.

Госэкзамен, открой личико

Александр МИЛКУС

Когда Рособрнадзором (ведомством, которое отвечает за проведение ЕГЭ в целом по стране) руководила Любовь Глебова , были засекречены результаты сдачи экзаменов регионами. Объяснение - чтобы у губернаторов не было соблазна «накрутить» результаты экзамена, чтобы показать, как здорово у них в регионе развивают образование.

Во время руководства Рособрнадзором Сергеем Кравцовым (он и сейчас на посту) засекретили и данные о том, как сдают Единый школы. По сходной причине - чтобы директора не вынимали у детей душу, требуя выдающихся результатов, а потом ими махали перед носом коллег.

Исследователи, подготовившие материалы, о котором мы сегодня рассказываем, кропотливо собирали данные из открытых источников, практически «просеивая» региональные новостные сайты.

Вопрос: плохо или хорошо, что официальные данные ЕГЭ засекречены? То, что местные власти и администрации образовательных учреждений не прочь использовать Госэкзамен для самоутверждения и именно поэтому у них эту возможность нужно отобрать - аргумент слабый. Если уж смогли организовать проведение экзамена без массовых списываний, подлогов и другого мошенничества, нужно бы сделать и второй шаг. Показать народу кто чего стоит: в какой школе качество образования выше, какой регион экономит на обучении своих детей. Конкуренция (честная и справедливая) в образовании еще никогда никому не мешала. Глядишь, найдутся и деньги для лучшего финансирования школ, и с курсов переподготовки учителей удастся стряхнуть сонную паутину, и заработают программы по поддержке отстающих образовательных учреждений (они ведь разработаны и некоторые регионы ими успешно пользуются).

Систему образования нельзя приводить в чувство под ковром. Под ним только блох хорошо ловить.

А КАК У НИХ?

В Италии южане глупее северян

Такая проблема есть не только в России , но и в других странах.

Например, в Италии вовсю бьют тревогу: разница в знаниях учеников из северных и южных областей составляет несколько лет обучения! Масла в огонь подливают и постоянно прибывающие мигранты - без знания языка их детям сложно учиться. А когда таких ребят много, это часто тормозит весь класс. Так что государство разрабатывает специальные программы поддержки для школ в южных областях, и выделяет учителям в них дополнительные гранты и субсидии.

Похожая ситуация с неравенством и в Китае . Разница между школами в Гонконге и в тибетских деревушках - даже не годы, а целая вечность. Поэтому в китайских университетах ввели специальные коэффициенты для абитуриентов из удаленных регионов. Для поступления на одну и ту же специальность выпускнику из Шанхая надо набрать на вступительных экзаменах 700 баллов, а его сверстнику из северных провинций достаточно будет и 600.

Однако, полностью проблему это не решило. Таким «льготникам» далеко не всегда хватает знаний, чтобы удержаться в вузе. Так что поступить в университет недостаточно, гораздо важнее, то, сможет ли студент научиться там чему-нибудь.

По русскому языку — обязательного и самого массового экзамена. Сами школьники могли узнать свои баллы еще 8 июня, используя паспортные данные.

Русский язык показал хорошие результаты. Средний тестовый балл составил 65,8, что на 3,3 выше, чем в 2014 году.

Количество стобалльников в ведомстве не называют, пояснив, что их работы перепроверяются. Известно, что число учеников, набравших от 80 до 100 баллов, увеличилось на 5% по сравнению с 2014 годом. Не сообщается пока и количество не сдавших русский язык. Те, кто не набрал минимальный балл, смогут пересдать в резервный день — 22 июня и в сентябре в случае, если они покажут удовлетворительные знания на втором обязательном предмете — математике.

Министр образования связал улучшение экзаменов с двумя факторами. «Первый состоит в том, что в этом году изменилась модель экзамена, в нем не использовались задания с выбором ответа, когда можно угадать правильный ответ. И в этом смысле экзамен приблизился к традициям преподавания русского языка и литературы в наших школах, где главным упражнением является непосредственно работа с текстом — написание, говорение, исправление ошибок и т.д», — пояснил министр.

Второй фактор — это сочинение, которое все одиннадцатиклассники писали в декабре в этом учебном году. «Понятно, что при подготовке к сочинению школьники дополнительно изучили большое количество классических произведений литературы, и это тоже внесло свой вклад в успешность сдачи экзамена и по русскому языку, и по литературе», — сказал министр. Он добавил, что в этом году не было утечек билетов в интернет, не было ЕГЭ-туризма, и в целом количество нарушений сократилось.
«В этом году примерно в три раза меньше нарушений на пунктах проведения экзаменов, чем в прошлом году», — отметил Ливанов.

Регионы хотят соревноваться

В не раз подчеркивали, что не намерены обнародовать анализ сдачи ЕГЭ по регионам и, в частности, говорить, где выпускники показали лучшие или худшие результаты. Однако местные органы образования публикуют свои результаты. «Это было бы соревнование, но везде свои условия, отличные друг от друга», — пояснил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Впрочем, во многих российских регионах свободно выкладывают свои результаты, которые также говорят о позитивном процессе. В Красноярском и Ставропольском краях средний балл увеличился с 62,9 до 65. В Пензенской области средний балл вырос с 60,9 до 64,7, в Кировской области — с 67 до 70 баллов, в Пермском крае — с 67 до 71 балла. В Татарстане средний балл вырос с 65,8 до 69. В Волгоградской области средний балл чуть ниже — 62,3, хотя все равно больше на два балла, чем в 2014 году.

Среди лидеров в литературе (средний балл — 56) находятся Самарская область (65,8), Брянская область (65) и Чувашия (63,91). На другом конце списка, в частности, находятся Якутия (48,7), Коми (55,1) и Татарстан (53,84). По географии (средний балл 53) хорошие показатели у Татарстана (67,33), Оренбургской области (65) и Ненецкого АО (64). Внизу списка можно увидеть Забайкальский край (46,79) и Сахалинскую область (48). Некоторые регионы обнародовали лишь часть информации без среднего балла.

Только Дагестан на фоне заявлений с высокими цифрами не побоялся обнародовать статистику.

Как оказалось, средние показатели по русскому языку в Дагестане составили 46 баллов. Об этом ТАСС сообщила пресс-секретарь министерства образования и науки республики Патимат Мусабекова. Впрочем, это на три балла лучше, чем данные прошлого года. Больше 13% учеников (2938 человек) не смогли набрать минимальное количество баллов. Известны также показатели и по предыдущим экзаменам — по литературе дагестанские выпускники набрали 37 баллов (средний балл по России — 56). Год назад эта цифра оказалась на уровне 32,2 балла. А географию в среднем ребята написали на 35 баллов (средний балл по России — 53).

Индикатор роста уровня выпускников Дагестана — количество заданий, на которые они успели ответить.

Замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал в ходе ЕГЭ по обществознанию, что в этом году при написании экзамена по литературе, русскому языку и математике 85% дагестанских школьников приступили к выполнению заданий второй, самостоятельной части, тогда как в прошлом году это сделали лишь 20% сдающих ЕГЭ. «Я сейчас говорю не о качестве написания этой части работы, а о том, что ребята приступили к ее выполнению, что уже хороший факт», — подчеркнул Музаев.

Существенно меньше стало меток о телефонах, шпаргалках и разговорах в аудитории, которые ставили онлайн-наблюдатели. В прошлом году на первом экзамене наблюдатели отслеживали онлайн только 30% аудиторий и тогда поставили 700 меток о нарушениях. В этом году картинка из 80% аудиторий передавалась в интернет, и при этом в первый день экзамена было порядка 140 меток.

Сергей Кравцов пояснил, что на Северном Кавказе была проведена серьезная работа. Там состоялся форум русского языка и литературы, шло планомерное повышение квалификации учителей школ, где были показаны невысокие результаты. Все это дало свои результаты.

Скандалы, аварии, избиения и таинственная буква Z

С начала кампании ЕГЭ-2015 уже аннулировано 537 работ, из них 328 за использование мобильных телефонов, а 209 — за шпаргалки. Еще около 2 тыс. телефонов были изъяты на входе после прохода выпускником через рамки металлоискателей. Как пояснил Кравцов, большинство школьников хотели проверить, работают ли металлоискатели. «Так вот, работают», — подчеркнул он. Наказывать этих учеников не будут.

Для двух групп выпускников написание ЕГЭ началось с аварии.

28 мая бензовоз врезался в школьный автобус с учениками из подмосковного Красногорска. А 8 июня в Амурской области в автобус со школьниками врезалась иномарка. В обоих случаях детей пересадили на другой транспорт и отправили писать экзамены. О том, повлиял ли шок от аварии на результаты ЕГЭ, чиновники не говорят. «Случаи анализируются на предмет их причин. К счастью, обошлось без жертв. Все будет сделано для того, чтобы эти случаи не повторились», — сказал в четверг министр образования РФ.

В Дагестане прокуратура внезапно заявила о тысяче нарушений. Сообщалось, что на работах не была проставлена некая буква Z. В Рособрнадзоре пояснили, что речь идет о знаке, который перечеркивает оставшееся пустое пространство под текстом. «Это техническое неисполнение регламента, и было бы некорректным выставлять его как нарушение», — пояснил замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев.

А в Чечне мать одного из школьников сообщила, что ее сына, 16-летнего Адлана Астамирова, избил силовик в пункте проведения экзамена.

Об этом женщина рассказала изданию «Кавказский узел». Инцидент произошел в селе Закан-Юрт. Молодой человек сдал работу и вышел в коридор. По одной версии, он задержался там, ожидая друга, и силовик потребовал покинуть помещение, по другой, его не хотели выпускать на улицу. Как пишет издание, школьника избивали семь человек. В итоге у него сломан нос и треснула челюсть. Официально от представителей Чечни не было комментариев этого происшествия.

В Рособрнадзоре в курсе произошедшего, но не считают, что избиение школьника связано с ЕГЭ. «Более подробно, конечно, нужно спросить у коллег в Чеченской Республике. С самим ЕГЭ, по моей информации, это не связано. Может, это некое хулиганство, и соответствующие меры были приняты. Насколько я знаю, ситуация там сейчас урегулирована и все в нормальном режиме», — отметил Кравцов.

Результаты второго обязательного в этом году экзамена — ЕГЭ по математике станут известны на следующей неделе.

В этом году ЕГЭ сдавали более 750 000 тысяч школьников по всей территории РФ. 650 000 тысяч человек являются выпускниками нынешнего года. У школьников, которые не преодолели минимальный порог для сдачи экзамена по профильным предметам, будет возможность пересдать предмет в 2018 году: либо в резервный день, либо в начале учебного года. Выбранные предметы можно будет пересдать только на следующий год.

В этом году количество аннулированных работ значительно уменьшилась. За весь период ЕГЭ с экзаменов удалили около 400 человек, более половины из них пытались воспользоваться мобильным телефоном.

Результаты ЕГЭ в 2018 году

Сравнительно с прошлым годом средний балл по русскому языку незначительно повысился. Средний балл в 2018 году – 70,9. Русский язык является профильным предметом и обязательным экзаменом — его сдавали более 650 000 тысяч выпускников. Около 4000 человек сдали ЕГЭ на 100 баллов, а 0,6% не смогли перейти требуемый порог.

С каждым годом количество выпускников, которые не смогли преодолеть требуемый порог, сокращается. Рособрнадзор считает, что это достойные показатели, ведь знание русское языка поможет поступить в хороший вуз и пригодится в дальнейшей карьере.

В 2018 году средний результат по математике вырос практически до 50 баллов. Сравнительно с прошлым годом результаты повысились на 2,5 балла. Значительно уменьшилось количество выпускников, не сдавших экзамен. 150 человек набрали максимальное количество баллов.

Математика является профильным предметов, около 450 000 тысяч человек принимали участие в ЕГЭ. Около 420 000 тысяч людей являлись выпускниками нынешнего года.

Результаты ЕГЭ по истории остались на прежнем уровне. Средний балл в 2018 году – 60 баллов. Экзамен сдавали 130 000 тысяч человек, на 1,5 больше, чем в 2017 году. 260 человек набрали максимальное количество баллов, а 9% не смогли сдать экзамен.

Результаты ЕГЭ по химии в этом году оказались неутешительными. Средний балл в 2018 году – 60. Около 15% выпускников не смогли перейти минимальный порог для сдачи экзамена. Около 94 000 человек выбрали химию в этом году, это на 11 000 больше, чем в 2017 году. Около 40% выпускников набрали 60-100 баллов.

ЕГЭ по таким предметам как история и химия прошло 4 июня 2018 года. Досрочный экзамен по этим предметам проходил 26 марта.

Принимали участие в экзамене по истории более 130000 человек. Сдача проходила в 2860 заведениях. Экзамен по истории состоит из двух разделов, в каждой части по 25 заданий. На сдачу экзамена дается 3 часа 50 минут. Никаких материалов, которые могут чем-то помочь, нельзя использовать. Минимальный проходной балл должен составлять 32 балла для дальнейшего поступления в вуз. 20% сдающих экзамен – это выпускники прошлых годов.

Экзамен по химии написало более 94000 человек. Сдача проходила в 2651 заведениях. Экзамен состоит из двух разделов: по 35 заданий в каждой. На выполнение заданий дается 3 часа 30 минут. На экзамене есть возможность пользоваться калькулятором. Минимальный проходной балл – 36 баллов. 14% сдающих экзамен – это выпускники прошлых годов.

За прохождением экзаменов очень тщательно следят: в каждой аудитории есть видеокамеры, а также проверяющие, руководитель Рособрнадзора и охранники с металлоискателем.

Давно прошли те времена, когда за экзамен получали отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Уже более десяти лет единый государственный экзамен – обязательная форма тестирования выпускников, в которой не предполагается оценки по пятибалльной шкале. Теперь она складывается из подсчета баллов, сумма которых определяется заранее конкретизированными критериями. Кроме того, они пересчитываются во вторичной системе: максимум здесь составляет 100. Итог такого единого для каждого ученика теста зависит от качества знаний и общей подготовки, куда входят усидчивость, внимательность, умение сопоставлять факты и рассуждать о них системно, логическое мышление и т.п.

Подсчет рейтинга

Статистика результатов обычно проводится в рамках всей страны, отдельного региона, определенного города или школы. Ее ведет Министерство образования и Рособрнадзор, чтобы определить степень владения тем или иным предметом и динамику изменений с периодом времени.

Самым сложной для сдачи по-прежнему остается математика. С 2015 г. были введены 2 ступени: базовый и профильный уровень, последний из которых до сих пор вызывает значительные затруднения. Тем не менее в этом году средний показатель вырос на 2,5 пункта (стал около 50), и уменьшилось число детей, не справившихся с заданиями.

С 2011 по 2018 гг. средний балл изменялся так:

Русский язык – прирост с 61 до 70,9.

Такое повышение характерно только для этой дисциплины. Со временем становится все меньше учеников, которым не удалось преодолеть требуемый порог. Такая динамика может только радовать, поскольку владение родной речью и знание ее основ и правил еще никому не приносило вреда, это важная составляющая и в учебе, и в профессии, и в развитии личности.

По остальным значения варьируются каждый год, присутствует чередование роста и падения:

Обществознание – с 56 до 62,5;
Физика – с 45 до 53;
История – с 46 до 56,9;
Биология – с 52 до 58,6;
Химия – с 54 до 67,8;
Английский – с 61 до 70,1;
Информатика – с 54 до 63,1;
Литература – с 51 до 59,7;
География – с 53 до 57,3.

Зачем знать средний показатель

Все старшеклассники знают, что недостаточно сдать ЕГЭ просто так. Чтобы стать студентом в будущем, нужно набрать некоторую сумму баллов. Еще более актуальным это становится, если планируется поступление на бюджетное отделение, где конкурс на место ощутимо выше.

Уже на этапе подготовки к выпускным испытаниям узнайте по ЕГЭ для поступления на бюджет в выбранный вуз. Так вы будете ориентироваться на эту своеобразную точку. Возможно, начнете готовиться более усиленно. Это поможет верно нацелиться на будущее, избежать ложных надежд и разочарований.

Существует понятие проходной отметки в высшем учебном заведении. Это минимальная сумма, про которой абитуриент может быть зачислен. Это всегда официальная информация, которая находится в открытом доступе и публикуется на сайте образовательного учреждения. Целесообразно будет предварительно ознакомиться с ней и сделать выводы. По такому же принципу рассчитывается коэффициент по ЕГЭ: общий результат делится на количество сданных экзаменов.

Учитывайте, что, если вы планируете поступать в столичный , обладающий особой престижностью, коэффициент будет высоким. Если он больше 80, можно претендовать на зачисление практически в любой университет страны, в самые «статусные» берут абитуриентов с итогом выше 90, от 60 до 80 – в региональные, которые ничем не хуже остальных и также дают качественное образование.

Специальности, на которые можно рассчитывать в зависимости от личных «достижений»:

75-80 – юриспруденция, экономика, политология, журналистика;
75 – международные отношения, зарубежная лингвистика;
70-75 – философия, филология, медицина, дизайн;
65-70 – педагогика, психология, химико-биологические специальности;
до 60 – транспорт, сельское хозяйство, пищевые технологии;
до 55 – морское дело, лесничество, металлургия.

В 2018 г. была предложена примерная шкала зависимости итогов выпускных испытаний и требований, предъявляемых при зачислении:

Единый государственный экзамен по русскому языку является обязательным экзаменом. Всего в основном периоде ЕГЭ по русскому языку в 2017 г. приняли участие 616 590 человек (в 2016 г. – 658 392 человека; в 2015 г. – 672 407 человек).

Результаты ЕГЭ по русскому языку 2017 г. в целом сопоставимы с результатами ЕГЭ прошлых лет.

На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по русскому языку был в 2017 году .

Скачать документ.

Таблица 1

Средний балл ЕГЭ по русскому языку 2015 - 2017 годы

Год Средний тестовый балл Диапазон тестовых баллов
0–20 21–40 41–60 61–80 81–100
2017 69,06 0,43% 2,62% 23,61% 48,30% 25,04%
2016 68,5 0,82% 3,40% 24,45% 45,75% 25,58%
2015 66,16 1,69% 4,79% 26,98% 46,75% 19,80%

Осталась неизменной по сравнению с 2016 г. доля экзаменуемых, набравших по результатам экзамена 100 баллов, – 0,5%. Стабильной остается и доля высокобалльников: 25,5% в 2016 г. и 25% в 2017 г.

В 2017 г. на 0,5% уменьшилась доля выпускников, не преодолевших минимальный порог (не получивших минимальный (24) тестовый балл): с 0,99% (2016 г.) до 0,54% (2017 г.). К основным причинам снижения доли таких участников по русскому языку можно отнести успешную реализацию системы мер Рособрнадзора по повышению качества преподавания русского языка в субъектах Российской Федерации. Данные об изменении числа и доли 100-балльников в 2015–2017 гг. приведены в табл. 2.

Таблица 2

Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий позволяет выявить основные проблемы в подготовке экзаменуемых по русскому языку. Как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие достаточной практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве написания сочинения-рассуждения. Наибольшие трудности выпускники испытывают, применяя пунктуационные и орфографические нормы в письменной речи.

На сайте "Учат в школе" представлена интересная статья Средний балл ЕГЭ 2017 по русскому языку , на основе других данных из интернета.