Колыбель цивилизации. Плодородный полумесяц Отрывок, характеризующий Плодородный полумесяц

Который, в свою очередь, делится на историческую Сирию и историческую Палестину . Занимает современные территории Ливана , Израиля , Сирии , Ирака , юго-востока Турции и северо-запада Иордании .

Плодородный полумесяц считается первым из центров, где в процессе Неолитической революции зародились земледелие и скотоводство , появившиеся в каменном веке . Также он является местом древнейших известных городских культур мира (Мураивет , Нагар). В - тыс. до н. э. здесь проживало более 10 % населения Земли.

Согласно последним исследованиям американских учёных, два ключевых фактора, управлявших процессом первичной колонизации Плодородного полумесяца, - засухи и способность людей бороться с ними .

География

Будучи местом обнаружения многочисленных останков и культурных артефактов древних и ранних современных людей (таких как, например, пещера Кебара в Израиле), охотников-собирателей позднего плейстоцена и полуоседлых охотников-собирателей эпипалеолита , эта область также является известнейшей благодаря археологическим раскопкам, связанным с зарождением сельского хозяйства . На территориях к западу от Иордана и верхнего течения Евфрата находятся первые известные неолитические земледельческие поселения (так называемый докерамический неолит (PPN)) , датируемые примерно 9000 годом до н. э., включая такие доисторические поселения, как Иерихон . Этот регион, наряду с Месопотамией (простирающейся к востоку от Плодородного полумесяца, между реками Тигр и Евфрат)), также был свидетелем появления ранних сложноустроенных человеческих сообществ в течение последующего бронзового века . В этом же регионе обнаружены ранние свидетельства зарождения в этом регионе письменности и формирования первых государств. За это его стали по праву именовать «колыбелью цивилизации ».

Исток обеих рек (Тигра и Евфрата) находится в Таврских горах , на территории нынешней Турции. Ежегодно земледельцам юга Месопотамии приходилось защищать свои поля от наводнений, и для спасения от них они строили дамбы , в то время как в северной Месопотамии сельское хозяйство было обеспечено за счет достаточно умеренных дождей.

См. также

Напишите отзыв о статье "Плодородный полумесяц"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Плодородный полумесяц

Борис в щегольском, адъютантском мундире, возмужавший, свежий и румяный, свободно вошел в гостиную и был отведен, как следовало, для приветствия к тетушке и снова присоединен к общему кружку.
Анна Павловна дала поцеловать ему свою сухую руку, познакомила его с некоторыми незнакомыми ему лицами и каждого шопотом определила ему.
– Le Prince Hyppolite Kouraguine – charmant jeune homme. M r Kroug charge d"affaires de Kopenhague – un esprit profond, и просто: М r Shittoff un homme de beaucoup de merite [Князь Ипполит Курагин, милый молодой человек. Г. Круг, Копенгагенский поверенный в делах, глубокий ум. Г. Шитов, весьма достойный человек] про того, который носил это наименование.
Борис за это время своей службы, благодаря заботам Анны Михайловны, собственным вкусам и свойствам своего сдержанного характера, успел поставить себя в самое выгодное положение по службе. Он находился адъютантом при весьма важном лице, имел весьма важное поручение в Пруссию и только что возвратился оттуда курьером. Он вполне усвоил себе ту понравившуюся ему в Ольмюце неписанную субординацию, по которой прапорщик мог стоять без сравнения выше генерала, и по которой, для успеха на службе, были нужны не усилия на службе, не труды, не храбрость, не постоянство, а нужно было только уменье обращаться с теми, которые вознаграждают за службу, – и он часто сам удивлялся своим быстрым успехам и тому, как другие могли не понимать этого. Вследствие этого открытия его, весь образ жизни его, все отношения с прежними знакомыми, все его планы на будущее – совершенно изменились. Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга. Сближался он и искал знакомств только с людьми, которые были выше его, и потому могли быть ему полезны. Он любил Петербург и презирал Москву. Воспоминание о доме Ростовых и о его детской любви к Наташе – было ему неприятно, и он с самого отъезда в армию ни разу не был у Ростовых. В гостиной Анны Павловны, в которой присутствовать он считал за важное повышение по службе, он теперь тотчас же понял свою роль и предоставил Анне Павловне воспользоваться тем интересом, который в нем заключался, внимательно наблюдая каждое лицо и оценивая выгоды и возможности сближения с каждым из них. Он сел на указанное ему место возле красивой Элен, и вслушивался в общий разговор.
– Vienne trouve les bases du traite propose tellement hors d"atteinte, qu"on ne saurait y parvenir meme par une continuite de succes les plus brillants, et elle met en doute les moyens qui pourraient nous les procurer. C"est la phrase authentique du cabinet de Vienne, – говорил датский charge d"affaires. [Вена находит основания предлагаемого договора до того невозможными, что достигнуть их нельзя даже рядом самых блестящих успехов: и она сомневается в средствах, которые могут их нам доставить. Это подлинная фраза венского кабинета, – сказал датский поверенный в делах.]
– C"est le doute qui est flatteur! – сказал l"homme a l"esprit profond, с тонкой улыбкой. [Сомнение лестно! – сказал глубокий ум,]
– Il faut distinguer entre le cabinet de Vienne et l"Empereur d"Autriche, – сказал МorteMariet. – L"Empereur d"Autriche n"a jamais pu penser a une chose pareille, ce n"est que le cabinet qui le dit. [Необходимо различать венский кабинет и австрийского императора. Австрийский император никогда не мог этого думать, это говорит только кабинет.]
– Eh, mon cher vicomte, – вмешалась Анна Павловна, – l"Urope (она почему то выговаривала l"Urope, как особенную тонкость французского языка, которую она могла себе позволить, говоря с французом) l"Urope ne sera jamais notre alliee sincere. [Ах, мой милый виконт, Европа никогда не будет нашей искренней союзницей.]
Вслед за этим Анна Павловна навела разговор на мужество и твердость прусского короля с тем, чтобы ввести в дело Бориса.
Борис внимательно слушал того, кто говорит, ожидая своего череда, но вместе с тем успевал несколько раз оглядываться на свою соседку, красавицу Элен, которая с улыбкой несколько раз встретилась глазами с красивым молодым адъютантом.
Весьма естественно, говоря о положении Пруссии, Анна Павловна попросила Бориса рассказать свое путешествие в Глогау и положение, в котором он нашел прусское войско. Борис, не торопясь, чистым и правильным французским языком, рассказал весьма много интересных подробностей о войсках, о дворе, во всё время своего рассказа старательно избегая заявления своего мнения насчет тех фактов, которые он передавал. На несколько времени Борис завладел общим вниманием, и Анна Павловна чувствовала, что ее угощенье новинкой было принято с удовольствием всеми гостями. Более всех внимания к рассказу Бориса выказала Элен. Она несколько раз спрашивала его о некоторых подробностях его поездки и, казалось, весьма была заинтересована положением прусской армии. Как только он кончил, она с своей обычной улыбкой обратилась к нему:
– Il faut absolument que vous veniez me voir, [Необходимо нужно, чтоб вы приехали повидаться со мною,] – сказала она ему таким тоном, как будто по некоторым соображениям, которые он не мог знать, это было совершенно необходимо.
– Mariedi entre les 8 et 9 heures. Vous me ferez grand plaisir. [Во вторник, между 8 и 9 часами. Вы мне сделаете большое удовольствие.] – Борис обещал исполнить ее желание и хотел вступить с ней в разговор, когда Анна Павловна отозвала его под предлогом тетушки, которая желала его cлышать.
– Вы ведь знаете ее мужа? – сказала Анна Павловна, закрыв глаза и грустным жестом указывая на Элен. – Ах, это такая несчастная и прелестная женщина! Не говорите при ней о нем, пожалуйста не говорите. Ей слишком тяжело!

Когда Борис и Анна Павловна вернулись к общему кружку, разговором в нем завладел князь Ипполит.
Он, выдвинувшись вперед на кресле, сказал: Le Roi de Prusse! [Прусский король!] и сказав это, засмеялся. Все обратились к нему: Le Roi de Prusse? – спросил Ипполит, опять засмеялся и опять спокойно и серьезно уселся в глубине своего кресла. Анна Павловна подождала его немного, но так как Ипполит решительно, казалось, не хотел больше говорить, она начала речь о том, как безбожный Бонапарт похитил в Потсдаме шпагу Фридриха Великого.
– C"est l"epee de Frederic le Grand, que je… [Это шпага Фридриха Великого, которую я…] – начала было она, но Ипполит перебил ее словами:
– Le Roi de Prusse… – и опять, как только к нему обратились, извинился и замолчал. Анна Павловна поморщилась. MorteMariet, приятель Ипполита, решительно обратился к нему:
– Voyons a qui en avez vous avec votre Roi de Prusse? [Ну так что ж о прусском короле?]
Ипполит засмеялся, как будто ему стыдно было своего смеха.
– Non, ce n"est rien, je voulais dire seulement… [Нет, ничего, я только хотел сказать…] (Он намерен был повторить шутку, которую он слышал в Вене, и которую он целый вечер собирался поместить.) Je voulais dire seulement, que nous avons tort de faire la guerre рour le roi de Prusse. [Я только хотел сказать, что мы напрасно воюем pour le roi de Prusse . (Непереводимая игра слов, имеющая значение: «по пустякам».)]
Борис осторожно улыбнулся так, что его улыбка могла быть отнесена к насмешке или к одобрению шутки, смотря по тому, как она будет принята. Все засмеялись.
– Il est tres mauvais, votre jeu de mot, tres spirituel, mais injuste, – грозя сморщенным пальчиком, сказала Анна Павловна. – Nous ne faisons pas la guerre pour le Roi de Prusse, mais pour les bons principes. Ah, le mechant, ce prince Hippolytel [Ваша игра слов не хороша, очень умна, но несправедлива; мы не воюем pour le roi de Prusse (т. e. по пустякам), а за добрые начала. Ах, какой он злой, этот князь Ипполит!] – сказала она.
Разговор не утихал целый вечер, обращаясь преимущественно около политических новостей. В конце вечера он особенно оживился, когда дело зашло о наградах, пожалованных государем.
– Ведь получил же в прошлом году NN табакерку с портретом, – говорил l"homme a l"esprit profond, [человек глубокого ума,] – почему же SS не может получить той же награды?
– Je vous demande pardon, une tabatiere avec le portrait de l"Empereur est une recompense, mais point une distinction, – сказал дипломат, un cadeau plutot. [Извините, табакерка с портретом Императора есть награда, а не отличие; скорее подарок.]

В статьях о Ближнем Востоке иногда проскальзывает выражение «плодородный полумесяц», которое вызывает недоумение у непосвященных. Что за полумесяц такой? Почему он столь плодородный? Давайте выясним, это интересно!

Земной полумесяц

Плодородный полумесяц - это территория, которую привыкли называть Ближним Востоком. Полумесяцем она названа по форме, действительно напоминающей ночное светило в половинной фазе. Относительно плодородия: это знаменитое место считается колыбелью всей мировой цивилизации, и практически родиной земледелия, зерновых культур и хлеба, как и знаменитая египетская долина Нила. Это местность с очень богатой почвой и обильными дождями в зимний период.

Еще одно название на слуху - «золотой треугольник». Часто эти оба наименования приписывают одной местности, но это неправильно. Да, и «плодородный полумесяц», и «золотой треугольник» - это названия территорий, очертаниями напоминающих эти фигуры. Но в отличие от первого, «золотой треугольник» - это местность соединения границ Таиланда, Лаоса и Бирмы. Прославлена она тем, что именно здесь зародился и процветал до ХХ века центра производства и распространения опиума. Разница в назначении обеих центров очевидна.

Географическое расположение

Географически эта территория занимает область Саудовской Аравии вдоль северного края Сирийской пустыни. Западный край омывается Средиземным морем, восточный упирается в горы Загрос. Занимает Ливан, Сирию, Ирак, Израиль, части Иордании и Турции. Полумесяц плодородных земель - это территория древних Месопотамии и Леванта.

Укрытие между горными хребтами, достаточное количество рек и болот, дождевой воды, расположение на пересечении путей из Африки в Азию - совокупность всех этих факторов привела к тому, что именно этой местности суждено было стать знаменитой родительницей хлебопашества, земледелия и животноводства.

Неолитическая революция

Весьма удачное географическое место привело к тому, что регион плодородного полумесяца стал очагом Так называют период перехода древних племен от собирательства к производству. Этот произошло не вдруг и не сразу, по чьему-либо замыслу. Процесс растянулся на многие сотни лет, но грандиозные перемены, грянувшие в жизни человечества, позволяют назвать его революционным.

Известно, что древние племена добывали себе пропитание, отбирая часть произведенного у природы. Пищу приносили охота, рыбалка и сбор готовых ягод, грибов, семян, фруктов. Постепенно опустошая территории, человек разумный заметил, что семена можно не просто собирать, а рассыпать специально для следующего урожая. Последствия этого занятия привели не просто к перемене образа жизни, а к поистине кардинальным изменениям в ходе истории. Производящее хозяйство - это основа жизнедеятельности всего нынешнего мирового существования.

История и земледелие

Первыми народами, которые попробовали сеять и производить, стали именно племена, заселяющие плодородный полумесяц. История называет основной причиной, вынудившей к этим действиям, резкое изменение климата после Ледового периода. Получилось так, что именно территория Месопотамии и Леванта осталась наиболее плодородной, в то время как египетский центр зарождения цивилизации испортился жарким и засушливым климатом.

Занятие земледелием привело к оседлому образу жизни племен, появились первые города. Обработка земли и урожая поощряли создание новых орудий труда, посуды для хранения, новых способов приготовления пищи. Параллельно стали развиваться гончарство, животноводство, ткачество. Появились мельницы и печи для выпечки хлеба. Плодородная земля производила урожая в излишке, который можно было обменивать на другие необходимые вещи. Так земледелие привело к развитию торговли.

От земледелия к животноводству

Первыми животными, которые поселились рядом с человеком, были собаки. Остальные виды диких соседей составляли для первобытных племен предмет охоты, и перспективу полакомиться мясом. С развитием земледелия стала забирать все больше времени, и мясо стали «заготавливать впрок», то есть отлавливать и содержать в загонах. Новые особи стали появляться уже в неволе.

Постепенно люди стали употреблять в пищу молоко, использовать помощь животных в работе на полях. Прирученные и уже не рассматривались только как пища. Они стали служить людям. Они постепенно меняли свои привычки, инстинкты и даже внешность и строение внутренних органов. Плодородный полумесяц стал родиной домашних коз, баранов, быков, лошадей. Даже кошка, которая, как известно, долго гуляла сама по себе, впервые примкнула к домашнему очагу именно в ближневосточном селении.

Жизненные злаки

Почему основной культурой плодородного полумесяца стали злаки? Дикие прародители пшеницы, ячменя, чечевицы произрастали между разнотравья на обширных площадях планеты. Исключительность территории древней Месопотамии в том, что именно здесь климат и почва оказались наиболее плодородными для их размножения и выращивания методом посева.

Первыми «прирученными» злаками стали пшеница и ячмень. Их посевы существовали здесь уже в конце IX века до н. э. Кем бы ни был Создатель человека, он позаботился о достойной пище для него! Меняются времена и вкусы, исчезают некоторые виды растений и появляются новые, а выращивание которых началось на «плодородном полумесяце», остаются самым ценным пищевым продуктом всех времен и народов.

Зерновые содержат почти весь комплекс необходимых для человеческого организма витаминов группы В. Клетчатка злаковых помогает в борьбе с вредным холестерином. Хлеб и каши - продукты, которые быстро насыщая организм, не приносят вреда и способствуют накоплению энергии. Зерно - источник магния, селена, фолиевой кислоты. Словом, злаки содержат все элементы, необходимые для здоровой деятельности живого организма.

Несколько фактов о хлебе

Рецептов выпечки хлеба нет числа. Разные народы изготавливают его по-разному. Схожесть одна - основой любого хлеба служит зерно. Нужно ли говорить, что родиной первого испеченного хлеба стал плодородный полумесяц.

  • Первому хлебу больше 30 тысяч лет. Это были пресные лепешки из растолченного зерна, испеченные на горячих камнях.
  • Самый древний вид хлеба - ближневосточная пита.
  • Дрожжевой хлеб пекли уже в Древнем Египте.
  • Во всех народов хлебу придают магическую силу и способность укреплять. Используют его во многих религиозных обрядах.
  • Больше всего хлеба едят в Турции.
  • Хлеб - основа рациона 99% жителей Земного шара.

Археология с определенностью утверждает, что поросшие травой склоны холмов «Плодородного полумесяца» (предгорья Ливанско-Таврско-Загросской горной цепи) включали в себя зону, где совершались первые попытки производства продуктов питания и первые шаги по освоению оседло-земледельческого образа жизни. Эту зону характеризует уникальная концентрация важнейших пригодных для культивирования растений (прежде всего пшеницы и ячменя) и одомашнивания животных (особенно овец, коз, свиней, крупного рогатого скота и ослов), составивших основу рациона питания в той хозяйственной модели, которой было суждено стать культурной традицией Запада.

Известно, что эта холмистая зона была издавна населена собирателями эпохи плейстоцена. Последовательный ряд ее обитателей в древнем каменном веке отражен в археологических материалах из пещер Сирийско-Палестинской области и Иракского Курдистана и завершается различными кремневыми индустриями, освоившими производство орудий из пластин и микролитов. Из них к числу наиболее полно исследованных индустрий позднего палеолита принадлежат кебарская в Северной Палестине и зарзийская в Курдистане.

Установлено, что люди, изготовлявшие орудия зарзийского типа, селились как на открытых стоянках, так и в пещерах. При этом точно известно, что культурный комплекс, сменивший в Курдистане зарзийскую традицию, происходит с открытых стоянок, таких, как Карим-Шахир, Малефаат и Зави-Чеми, и указывает примерно на 8700 до н.э. Существенно важно, что эта традиция страше того времени (ок. 8100 до н.э.), которым сейчас принято датировать рубеж между позднеледниковым и послеледниковым периодами в северных областях Европы и в Северной Америке.

В Северной Палестине и Сирии кебарскую индустрию сменяет (по археологическим данным, т.е., возможно) натуфийская культура, свидетельства которой можно найти как в пещерных, так и в открытых памятниках.

Сегодня принято считать, что каримшахирско-натуфийский комплекс можно соотнести с начальным этапом процессов доместикации и окультуривания животных и растений. Если это верно, то названный комплекс связан с принципиально новым явлением: это не основанное на собирательстве приспособление к послеледниковым природным условиям, которое происходило во всех других регионах, но рывок в новое качество, имевший в дальнейшем значительные культурные последствия. Обнаруженные на памятниках каримшахирского и натуфийского круга кости, по определению зоологов, принадлежат домашним собакам; и хотя остатки культурных растений пока не обнаружены, достаточно характерны находки кремневых вкладышей для серпов и каменных терочников, явно служивших для растирания зерен. Эти памятники каримшахирско-натуфийского круга свидетельствуют о попытках возведения примитивных круглых сооружений на каменном основании, на них найдено также множество изящных мелких изделий из кости и камня.

Интерпретация данных о начальной фазе земледелия всегда будет представлять особую трудность для археолога. Появление в связи с возникновением нового – производящего – хозяйства многочисленных новых форм орудий и новых ремесел, как и заведомо домашних видов животных и культурных растений, происходило постепенно.

Становление и распространение оседлого образа жизни, основанного на выращивании растений, а затем и разведении животных, обнаруживается в поселениях Палестины, Сирии и юго-востока Турции IX–VIII тыс. до н.э. Несколько позже он фиксируется на севере Ирака и в горах Загроса. Постепенно от круглых в плане жилищ переходят к прямоугольным, причем в основаниях иногда сооружаются небольшие помещения, возможно хранилища; жилые помещения располагались над ними. На ряде поселений (Иерихон, Невали-Чори) найдены постройки обрядового назначения. Характерный признак культур раннего неолита – особое обращение с черепами умерших, черты лиц которых «реконструировали» с помощью специальной массы, а также изготовление каменных и глиняных фигур, вероятно мифологизированных предков. VI тыс. до н.э. – время повсеместного распространения в Передней и отчасти Центральной Азии важного индикатора исторических и культурных процессов – керамических сосудов. Уже в неолите производят первые эксперименты по обработке самородной меди и даже ее плавке.

Яркий памятник неолита Западной Азии – поселение Чатал-Гуюк в Турции, где были раскопаны дома с многочисленными и разнообразными многоцветными стенописями и рельефными изображениями животных и мифологических покровителей в виде женских существ, погребения с необычайно для этого времени богатым инвентарем, разнообразные изделия, свидетельствующие об отдаленных обменных связях.

ПЛОДОРОДНЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ (англ. Fer-tile Crescent) - историко-географический регион на Ближнем Востоке: от предгорий Эш-Шара через Палестину, предгорья Ливана и Антиливана, через Южный Тавр и Иракский Курдистан до Южного Загроса.

С юга плодородный полумесяц ог-ра-ни-чен Си-рий-ской и се-ве-ро-ара-вий-ски-ми пус-ты-ня-ми, рав-ни-на-ми Ме-со-по-та-мии , с юго-за-па-да - Си-най-ским полуостровом, с за-па-да - Сре-ди-земным морем, с се-ве-ра - Тав-ром и Ар-мян-ским на-горь-ем, с вос-то-ка - хреб-та-ми За-гро-са. Тер-мин «Плодородный полумесяц» впер-вые поя-вил-ся в ра-бо-те американского егип-то-ло-га Дж.Г. Бре-сти-да «Древ-ние па-мят-ни-ки Егип-та» («Ancient records of Egypt», vol. 1-5, 1906-1907 годы).

Плодородный полумесяц - од-на из основных зон, где про-изо-шёл пе-ре-ход от при-сваи-ваю-щей к про-из-во-дя-щей эко-но-ми-ке (смотреть Жи-вот-но-вод-ст-во, Зем-ле-де-лие). Имен-но в плодородный полумесяц бы-ло по-ло-же-но на-ча-ло раз-ви-тию тех сельско-хозяйственных тра-ди-ций, на ос-но-ве ко-то-рых сло-жи-лись ци-ви-ли-за-ции Ближ-не-го и Среднего Вос-то-ка, Северной Аф-ри-ки, Ев-ро-пы. На-ря-ду с Не-оли-ти-че-ской ре-во-лю-ци-ей , плодородный полумесяц - од-но из ба-зо-вых по-ня-тий для ис-сле-до-ва-ния ста-нов-ле-ния про-из-во-дя-ще-го хо-зяй-ст-ва.

Вни-ма-ние учё-ных к плодородному полумесяцу свя-за-но с по-ис-ка-ми тех мест, где впер-вые поя-ви-лось зем-ле-де-лие. В 1880-х годах швейцарский бо-та-ник А. де Кан-доль, соз-да-тель од-ной из пер-вых на-учных кон-цеп-ций о про-ис-хо-ж-де-нии куль-тур-ных рас-те-ний, пред-по-ло-жил, что зем-ле-де-лие за-ро-ж-да-лось не на рав-нин-ных при-реч-ных уча-ст-ках, а в пред-гор-ных рай-онах. Пол-ве-ка спус-тя экс-пе-ди-ции Н.И. Ва-ви-ло-вапо-ка-за-ли, что имен-но в пред-гор-ных рай-онах стран тро-пи-ков, суб-тро-пи-ков и уме-рен-но-го поя-са на-блю-да-ет-ся наи-боль-шее раз-но-об-ра-зие пред-ко-вых ви-дов куль-тур-ных рас-тений. Н.И. Ва-ви-лов от-нёс тер-ри-то-рию плодородного полумесяца к пер-вич-ным оча-гам зем-ле-де-лия. В 1920-е годы Г. Чайлд об-ра-тил вни-ма-ние на ар-хео-ло-гические па-мят-ни-ки Ближ-не-го Вос-то-ка как ве-ро-ят-но-го цен-тра про-ис-хо-ж-де-ния про-из-во-дя-щей эко-но-ми-ки, от-ку-да она рас-про-стра-ни-лась и на Ев-ро-пу. С конца 1940-х годов Р. Брейд-ву-дом бы-ли ини-ции-ро-ва-ны ком-плекс-ные и сис-те-ма-тические ис-сле-до-ва-ния не-оли-тических па-мят-ни-ков в зо-не плодородного полумесяца. Для южных пред-го-рий Тав-ра и За-гро-са он ввёл по-ня-тие «хол-ми-стые флан-ги» (английский Hilly Flanks), пред-по-ло-жив, что имен-но там сле-ду-ет ис-кать ис-то-ки про-из-во-дя-ще-го хо-зяй-ст-ва. Эти ра-бо-ты бы-ли под-дер-жа-ны и про-дол-же-ны Х. Чам-бель, М. Оз-до-га-ном (Тур-ция); К. Кень-он (Ве-ли-ко-бри-та-ния); Ж. Ко-ве-ном, Д. Стор-дёр (Фран-ция); Н.О. Ба-де-ром, Н.Я. Мер-пер-том, Р.М. Мун-чае-вым (Рос-сия); Х. Ха-упт-ман-ном, К. Шмид-том (Гер-ма-ния); М. Ро-зен-бер-гом, Г. Рол-леф-со-ном (США); С.К. Коз-лов-ским, Р.Ф. Ма-зу-ров-ским (Поль-ша); О. Бар-Йо-зе-фом (Из-ра-иль) и другие. В изу-че-нии ар-хео-ло-гических па-мят-ни-ков плодородного полумесяца боль-шое вни-ма-ние уде-ля-ет-ся при-вле-че-нию дан-ных па-лео-кли-ма-то-ло-гии, гео-ло-гии, па-лео-бо-та-ни-ки, па-лео-зоо-ло-гии и других дис-ци-п-лин.

На-чи-ная с ран-не-го го-ло-це-на, в эпо-ху по-те-п-ле-ния и ув-лаж-не-ния кли-ма-та, тер-ри-то-рии плодородного полумесяца на-хо-ди-лись на сты-ке ле-сов и сте-пей. Пе-ре-се-че-ние не-сколь-ких при-род-но-кли-ма-тических зон, на-ли-чие сейс-ми-че-ски ак-тив-ных раз-ло-мов спо-соб-ст-во-ва-ли му-та-ци-ям, гиб-ри-ди-за-ции жи-вот-ных и рас-те-ний, что при-во-ди-ло к их по-вы-шен-но-му ви-до-во-му мно-го-об-ра-зию. Это при-вле-ка-ло эпи-па-ле-о-ли-тических охот-ни-ков и со-би-ра-те-лей, соз-да-ва-ло пред-по-сыл-ки для по-яв-ле-ния у них осед-ло-сти, де-мо-гра-фического рос-та.

Не-ко-то-рые из ви-дов жи-вот-ных и рас-те-ний пред-го-рий Тав-ра и За-гро-са под-хо-ди-ли для до-ме-сти-ка-ции, в ча-ст-но-сти ди-кие пред-ки ко-ров, коз, овец, сви-ней, пше-ни-цы - дву-зер-нян-ки и од-но-зер-нян-ки, яч-ме-ня, льна, ну-та, го-ро-ха, че-че-ви-цы, горь-кой ви-ки, фис-та-шек и другие. Кли-мат в зо-не плодородного полумесяца XII-IX тысяч лет на-зад от-ли-чал-ся жар-ким ле-том и срав-ни-тель-но мяг-кой влаж-ной зи-мой. Зим-ние до-ж-ди, при-но-ся-щие до 92% го-до-вых осад-ков, да-ва-ли воз-мож-ность раз-ви-тия не-по-лив-но-го зем-ле-де-лия. Всё это соз-да-ва-ло пред-по-сыл-ки для по-ис-ка ме-ст-ным на-се-ле-ни-ем но-вых эко-но-мических (про-из-во-дя-щая эко-но-ми-ка; в плодородном полумесяце пред-став-ле-ны все эта-пы до-ме-сти-ка-ции на-чи-ная с са-мых ран-них) и со-ци-аль-но-по-ли-тического (ие-рар-хического об-ще-ст-ва) стра-те-гий раз-ви-тия. При этом охо-та и со-би-ра-тель-ст-во по-зво-ля-ли под-дер-жи-вать не-об-хо-ди-мый уро-вень су-ще-ст-во-ва-ния боль-ших групп лю-дей в дли-тель-ный пе-ре-ход-ный пе-ри-од.

Про-цесс пе-ре-хо-да к про-из-во-дя-щей эко-но-ми-ке про-сле-жен в не-сколь-ких оча-гах на тер-ри-то-рии плодородного полумесяца: на ма-те-риа-ле ря-да куль-тур Ле-ван-та (западный фланг плодородного полумесяца; Ие-ри-хон, Ке-ба-ра, Му-рей-бит, на-ту-фий-ская куль-ту-ра, Хи-ам-ский пе-ри-од), Северной Ме-со-по-та-мии (центральная часть плодородного полумесяца; Не-ва-лы-Чо-ри, Нем-рик, «Ур-фа», Хал-лан-Че-ми, Чай-о-ню) и в пред-горь-ях За-гро-са, на гра-ни-це современного Северо-Восточного Ира-ка и Северо-Западного Ира-на (восточный фланг плодородного полумесяца; зар-зий-ская куль-ту-ра, Зе-ви-Че-ми-Ша-ни-дар, Ка-рим-Ша-хир, Чога-Го-лан, Гандж- Да-ре).

С ут-вер-жде-ни-ем про-из-вод-ст-ва пи-щи в зо-не плодородного полумесяца по-сле-до-вав-ший за этим де-мо-гра-фический ска-чок, кли-ма-тические ко-ле-ба-ния спо-соб-ст-во-ва-ли ми-гра-ци-ям и другим фор-мам рас-про-стра-не-ния не-оли-ти-за-ции (смотреть в статье Не-олит) в рай-оны, под-хо-дя-щие по сво-им при-род-но-кли-ма-тическим ха-рак-те-ри-сти-кам (Центральная и Южная Ме-со-по-та-мия, Иран и юго-за-пад Средней Азии, За-кав-ка-зье, Еги-пет, Ана-то-лия, ост-ро-ва Восточного Сре-ди-зем-но-мо-рья, Юго-Восточная Ев-ро-па и другие). Окон-ча-тель-но но-вый об-раз жиз-ни ут-вер-жда-ет-ся с изо-бре-те-ни-ем ис-кус-ст-вен-но-го оро-ше-ния вдоль ру-сел круп-ных рек за пре-де-ла-ми плодородного полумесяца (конец VI-го - IV-е тысячелетие до нашей эры), что при-ве-ло к даль-ней-ше-му про-грес-су про-из-вод-ст-ва, рос-ту на-се-ле-ния, ус-лож-не-нию об-щественных струк-тур, идео-ло-гических сис-тем и, в ко-неч-ном ито-ге, соз-да-нию пер-вых го-ро-дов и го-су-дарств. На-се-ле-ние плодородного полумесяца, где бла-го-при-ят-ные ус-ло-вия не тре-бо-ва-ли для вы-жи-ва-ния ин-тен-си-фи-ка-ции эко-но-мического и об-щественного раз-ви-тия, ос-та-лось на пе-ри-фе-рии этих про-цес-сов.

Сельское хозяйство на Ближнем Востоке зародилось в так называемом Плодородном полумесяце – области, протянувшейся широкой дугой от Персидского залива вдоль северного края Сирийской пустыни к Палестине и границе Египта.

Цивилизацию породил хлеб. Когда его стало много, люди получили верный источник питания. И только тогда смогли создать высокую культуру. Но чтобы получить достаточно хлеба, они должны были сплотиться в устойчивые большие общины. А от общин недалеко и до городов… На заре цивилизации, на закате первобытности человечество развивалось по старой русской пословице: «Хлеб всему голова». Древнейший очаг земледелия сложился на Ближнем Востоке. Ни долина Нила, ни междуречье Тигра и Евфрата, которые по праву считаются центрами первых цивилизаций, первоначально не входили в эту зону. В эти страны земледелие было принесено извне, с территорий, которые при первых фараонах Египта стали уже окраиной цивилизованного мира.

Окончание ледникового периода – по мнению большинства историков – около 12 тыс.лет назад: на территории Евразии установился климат, близкий к современному. Большую часть Ближнего Востока заняла сухая степь или пустыня, и лишь на севере, в широкой полосе от гор Леванта и Тавра на западе до гор Загроса на востоке воды было достаточно. Здесь тучи, зацепившись за вершины гор, изливались дождями, обильно орошая склоны гор. Горные потоки сливались в большие реки, величайшими из которых стали Тигр и Евфрат. В их междуречье воды было больше чем нужно, междуречье стало страной озёр и болот, обильных рыбой, дичью, но малопригодной для жизни человека. Самыми удобными для охотников и собирателей той эпохи стали склоны гор, покрытые густыми лесами, с зелеными полянами и лугами.

Дикие злаки стали рано привлекать внимание древних охотников, о чём говорят находки специальных кремнёвых ножей, использовавшихся для сбора диких растений. Область Плодородного полумесяца обладала ещё одним преимуществом, имевшим важное значение для жизни наших предков. Горы были богаты обсидианом – вулканическим стеклом, сыгравшим роль главного материала для производства наконечников стрел, дротиков и копий, с которыми древние охотники выходили на охоту, а также изготовления ножей для сбора диких злаков и обработки шкур.

Со временем местные жители стали сознательно сеять в удобных местах ячмень и пшеницу, разбрасывая зёрна на полянах и лугах. Так постепенно были заложены основы земледелия.

Эта эпоха лучше всего изучена на примере древней натуфийской культуры в Палестине. Она датируется 10 тысячелетием до н.э. и названа по сухому руслу реки Натуф, вдоль которого открыты первые поселения этой культуры. Местные жители обитали в маленьких посёлках, окруженные каменными стенами. Жилищем им служили круглые хижины или пещеры в скалах, в центре которых располагался очаг. Их хозяйство ещё мало отличалось от быта охотников предшествующих эпох. В слоях натуфийских поселений археологи находят кости только диких животных: газели, благородного оленя, косули, лошади, осла, быков. Единственным домашним животным здесь всё ещё была собака.

Однако помимо охоты в их хозяйстве появились и совершенно новые черты, признаки принципиально иного образа жизни. Среди обычных для того времени предметов обнаружено более тысячи пластин особой, нехарактерной для охотничьих культур формы. Они служили накладными лезвиями первобытных серпов. Кроме того, здесь найдены костяные мотыжки, а также специальные орудия для дробления зерна в виде базальтовых пестов и таких же каменных ступок. Не ограничиваясь этим, жители натуфийских поселений выдалбливали глубокие круглые ямки в скале, которые служили в качестве приспособлений для размола зёрен.

В одной из пещер на горе Кармел, в гроте Эль-Вад, сохранились погребения. Судя по одежде погребённых, натуфийцы носили головные уборы в виде диадемы, щедро унизанные украшениями из трубчатых раковин. На шее у них красовались замысловатые ожерелья из взаимно чередующихся раковин и попарно расположенных клыков оленя. Полоски из раковин украшали и одежду натуфийцев. Следы сильного износа зубов у представителей натуфйской культуры исследователи объясняют попаданием песка в муку во время помола зерна.

У первых «земледельцев» существовало своеобразное искусство, во многом напоминавшее искусство предшествующей эпохи. Натуфийцы украшали свои изделия резными фигурами животных, например, рукоять одного костяного орудия, из которой вырастает фигура козлёнка, поднявшего голову. Есть и образцы круглой скульптуры. Из куска кальцита, например, вырезана голова человека с низким лбом, резко очерченным ртом и большими миндалевидными глазами.

Обитатели натуфийских поселков одними из первых начали собирать дикие злаки, но уже в следующем тысячелетии собирательство диких растений стало сопровождаться сеянием хлебных злаков вне их естественной среды обитания. Дикая пшеница, растущая в предгорьях Тавра и Загроса была найдена на поселениях 9 тысячелетия до н.э. в Северной Сирии, в сотнях км к югу и востоку от тех мест. Дикие растения стали «домашними»: первые хлебные злаки полностью «одомашненного» типа появляются в странах Плодородного полумесяца на рубеже 9-8 тысячелетий до н.э. Они найдены в Иорданской долине, на крупном поселении древних земледельцев Иерихон, выросшем из небольшого посёлка охотников и собирателей натуфийской культуры.

К 7 тысячелетию до н.э. пшеница и ячмень стали выращиваться на территории от Анат (современная Турция) до нынешнего Пакистана. Земледелие вышло за пределы Плодородного полумесяца, начался новый этап его победного шествия.

Земледелие изменило весь образ жизни общин в странах Плодородного полумесяца. Росли посёлки, постепенно превращаясь из небольшой группы соломенных хижин в почти города с ровными рядами глинобитных домов, центральной площадью, зданиями общественных строений и святилищ. Крупные селения первых земледельцев известны на всём Ближнем Востоке от Балкан и Малой Азии до гор Загроса и Иранского нагорья. Первым среди таких «протогородов», как называют их учёные, по праву считается Иерихон, оставивший глубокий след в истории многих поколений . Его остатки (ныне городище Тель-эс-Султан) расположены в Палестине, на территории современной Иордании, в 22 км к северо-востоку от Иерусалима. В истории человечества Иерихон прославился из-за библейского рассказа, согласно которому стены этого города обрушились после его осады израильтянами во главе с Иисусом Навином. В библии говорится, что вокруг городских стен семь раз обнесли Ковчег Завета, а священники при этом трубили в трубы. Когда город обходили седьмой раз, израильтяне издали громкий крик, «и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошёл в город, каждый со своей стороны, и взяли город». Поиски легендарного Иерихона начались ещё в 19 веке, и после работ многочисленных экспедиций были открыты руины древнего города. Когда археологи под руководством Кэтлин Кенайонс в 1950 году углубились ещё ниже обрушившейся стены, стало ясно, что этот город не только древнее библейских событий, происходивших в 13 в.д.н.э. , но и один из самых древних городов на земле.

Древнейшее поселение на месте Иерихона относится ещё ко времени натуфийской культуры, а в 7 тысячелетии до н.э. этот посёлок вырос уже до внушительных размеров – 1,6 га – и был обнесён каменными стенами длиной 800 м с массивной башней посередине. Высота стен достигала 4 м, а их толщина – 3 м. диаметр и высота башни составляли 9 м. внутри стен располагались дома из сырцового кирпича на деревянных подпорках, святилища, улицы. Население городка занималось земледелием и скотоводством. Археологи нашли там орудия для сбора урожая. Жители Иерихона разводили овец и коз. Мясо домашних животных в рационе горожан окончательно вытеснило мясо диких газелей, основного объекта охоты их предков.

К открытиям, сделанным в 1950 году в древнем Иерихоне, относятся раскрашенные головы из необожжённой глины, налепленной на человеческие черепа. Носы и другие характерные детали лица были проработаны так тщательно, что у исследователей не оставалось сомнение в их сходстве с обликом реальных людей. Учёные предположили, что эти черепа принадлежали знатным членам иерихонской общины, почитание которых продолжалось и после их смерти. Мощные стены и культ вождей отличали

Иерихон от других раннеземледельческих посёлков той эпохи. Возможно, это было вызвано тем, что расположенный среди сухих степей в плодородном оазисе у постоянного источника воды, Иерихон был окружён племенами, продолжавшими жить по-старому – охотой и собирательством. Процветающий посёлок мог рассматриваться ими как объект для нападений и грабежа. Поэтому жители превратили Иерихон в неприступную крепость.