Коммуникативный стресс. Профессиональный стресс и методы борьбы с ним Вид стресса связанный с реальными коммуникативными проблемами

Демонстрировать свое превосходство.

Обвинять.

Игнорировать интересы участвующих в коллективной деятельности деловых партнеров.

Позволять себе видеть ситуацию только со своей стороны.

Уменьшать имеющиеся заслуги партнеров и не преувеличивать свои собственные заслуги.

Задевать «болевые» точки коллег в работающей команде, их слабые и уязвимые места.

Обрушивать на своих сотрудников слишком много претензий.

Ставить ультиматумы такого типа: «Если Вы не сделаете это, отношения с Вами у меня будут разорваны».

Глава 7. Профессиональный стресс

7.1. Понятие о профессиональном стрессе

Профессиональный стресс - это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Основная цель этой статьи дать понимание о природе и механизмах стресса, причинах, его вызывающих, о физиологических и психологических проявлениях стресса.

Слово «стресс», также как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови, даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке жизненного уклада? Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - «вот это и есть стресс».

Стресс - это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю.


КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ
:

1. Информационный стресс . При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности - то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной илипредполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.

3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.

Существует целый ряд событий, которые вызывают сильные эмоциональные переживания. Эти переживания не всегда проходят бесследно. По данным западных психологов, около 80% попавших в ситуацию психологической травмы выходят из нее без последствий для собственного организма, остальные 20% нуждаются в различных видах профессиональной помощи.

Очень важно определить ранние признаки стрессового состояния, которые сопровождают, а иногда и предвещают симптомы, принимающие со временем все более серьезную угрозу для нашего организма. К сожалению, люди часто игнорируют эти ранние признаки, что повышает риск серьезных заболеваний.

Некоторые из признаков раннего предупреждения говорят об изменении физического состояния организма. Это повышение частоты дыхания (гипервентиляция легких), хроническая усталость, изжога или тошнота. Другие сигналы свидетельствуют о снижении эмоционального фона: чаще это изменение в поведении (человек больше ест, чаще курит, злоупотребляет алкоголем). Третьи касаются изменений психологического состояния человека: он становится более раздражительным, резким, нетерпимым или наоборот - подавленным и замкнутым.


ПРИЗНАКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА

Физиологические признаки стресса Признаки изменений в поведении Психологические признаки стресса
* головная боль;
* тошнота;
* изжога;
* миалгия;
* высокое давление;
* сухость во рту, резь в глазах;
* неуклюжесть движений и скованность мышц;
* дрожь и озноб;
* повышенная потливость;
* прерывистое и неглубокое дыхание.
* Появление грубости в общении с родными и друзьями. Человек «срывает зло» на своих близких.
* Замкнутость. Человек становится угрюмым, мрачным и молчаливым.
* В состоянии повышенной возбудимости человек начинает много есть.
* Или наоборот, у него пропадает аппетит.
* Взаимосвязь стресса и злоупотребления спиртными напитками объясняется теми же причинами, что и склонность к перееданию.
* Для некоторых характерен синдром «трудоголизма»: суматошная активность, напряженная работа отвлекает от стресса, направляя активность в другое русло, создает ощущение контроля над конкретной ситуацией.
* «Хроническая усталость», (один из основных симптомов стресса у педагогов).
* Наиболее быстрой реакцией на стресс является неосознанное курение. К тому моменту, когда человек поймет, что стресс наступил, количество выкуриваемых за день сигарет может удвоиться.
* Больше всего докучают окружающим такие психосоматические сигналы, как постукивание пальцами рук по столу или ногами по полу, дрожание коленок и т.п.
* «Сомнамбулическое отключение от реального мира». Уставший от эмоционального перенапряжения человек, «засыпает на ходу».
* Человек становится ужасно рассеянным: слушает, но не слышит, смотрит, но не замечает.
* Мимика тоже может оказаться сигналом надвигающегося стресса. Человек начинает кусать губы, морщить нос или часто сглатывать слюну. Спазм, похожий на тик растягивает губы в усмешке.
* Воздействие стресса на сексуальное поведение.
* Чрезмерная трата денег.
Оборонительная позиция .

«Появление этого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе. Он не должен быть слабым, не должен поддаваться давлению стресса. Иногда такая позиция - не более чем игра на публику, а иногда - убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию» Депрессия. Депрессия обычно проявляется появлением раздражительности. В стрессовой ситуации человек чувствует, что теряет контроль над событиями, происходящими с ним. Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать внимание. Человек становится неряшливым, рассеянным, принимает необдуманные решения.

Высокомерно-пренебрежительное поведение .

Человек становится деспотичным, любое несогласие воспринимается как попытка унизить его достоинство.
Несамостоятельность. В стрессовом состоянии человек может утратить способность к выполнению некоторых своих функций.

Потеря деловых качеств.

Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное - его исполнить.


Профессиональный стресс
. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом.
Стрессу в той или иной мере подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда.

Стрессоры скорее привносятся в работу, а не появляются в результате.
Вид взаимодействия со стрессорами на работе также является личностной характеристикой (то есть разные люди по разному переживают стрессы). К таким характеристикам можно отнести:

Гендерные различия . Как правило, женщины больше жалуются на стрессы, чем мужчины. Результаты исследований говорят о том, что работающие женщины чаще, чем их коллеги-мужчины страдают от таких последствий стрессов, как головные боли, нервозность, депрессия, нарушение сна и аппетита. Женщины также говорят о том, что производственные стрессы заставляют их больше курить, пить и употреблять наркотики. Однако у женщин есть и одно преимущество: они гораздо чаще, чем мужчины, для борьбы с последствиями стрессов прибегают к социальной поддержке

Личность типа А . После того как психологи стали контролировать традиционные факторы риска (например: кровяное давление, уровень холестерина, историю семьи), выяснилось, что риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний у людей А - типа в два раза выше, чем у людей Б - типа. Личностям типа А присущи две основные особенности: чрезвычайно высокая соревновательность и постоянное ощущение цейтнота. Люди, относящиеся к этому типу, отличаются также исключительной амбициозностью и агрессивностью, они всегда стремятся к достижениям, бегут, что называется, впереди паровоза, сами загоняют себя в жесткие временные рамки и не позволяют себе отступать от намеченных целей. Исследовались механизмы, создающие у представителей А - типа итоговые напряжения. В соответствии с одной из гипотез люди А - типа ненамеренно сами «подставляют» себя в ситуации, где влияние стрессоров на них будет усиленным, например: сами выбирают работу с высоким уровнем требований; таким образом, связь личностных характеристик и уровня напряжения опосредуется рабочими стрессорами. Люди типа А, как правило, - экстраверты, обладающие ярко выраженным чувством собственного достоинства. Они с головой уходят в работу и испытывают большую потребность в достижениях и во власти; они нетерпеливы, раздражительны, враждебны, склонны к соперничеству, чрезмерно поглощены работой, стремятся к достижениям и сосредоточенны на соблюдении сроков выполнения работы и первенстве любой ценой.

Негативная аффективность . Люди с высокой негативной аффективностью:
- чаще испытывают дискомфорт и неудовлетворенность;
- больше склонны к самоанализу и чаще фиксируются на своих неудачах и недостатках;
- чаще обращают внимание на негативные стороны мира, и поэтому
относятся к себе хуже и меньше удовлетворены собой и жизнью в целом. Они сами могут создавать больше стрессоров. Так, например, они чаще вступают в конфликты, в результате чего в силу могут вступать дополнительные объективные стрессоры.
Такие люди весьма склонны чувствовать себя несчастными и неудовлетворенными жизнью вообще, а не только тем, что происходит с ними на работе. Они сосредоточены на негативных сторонах того, что с ними происходит, и «зацикливаются» на своих неудачах, слабостях и недостатках.

Локус контроля . Это склонность человека описывать события или как находящиеся под личным (внутренним) контролем, или под контролем внешних факторов, таких как судьба, случай и удача. Человек с ярко выраженным внутренним локусом контроля, убежден в своей способности влиять на силы и события, определяющие их жизнь. Люди с ярко выраженным внешним локусом контроля уверены в том, что их жизнь зависит от других и определяется такими не зависящими от них обстоятельствами.
Установлено, что люди с внутренним локусом контроля менее подвержены стрессам, чем их коллеги с внешним локусом контроля, выполняющие ту же работу.

Образование и социальный статус . Поскольку профессия и образование непосредственно связаны с доходом человека, то можно ожидать, что эти факторы связаны с психологическим и физическим здоровьем. Люди, лучше владеющие специальностью, как правило, считают свою работу менее стрессовой, нежели те, кто уступает им в квалификации.

Выносливость . Люди, о которых принято говорить, что они выносливы, имеют установки, делающие их менее восприимчивыми к стрессам. Выносливые люди убеждены в своей способности контролировать события собственной жизни и влиять на них. Они с головой уходят в работу и в свои иные интересы, а перемены для них - не столько источник опасности, сколько возбуждающая их возможность испытать свои силы. Выносливость может смягчить влияние стрессов, ибо от нее зависит, как люди оценивают и интерпретируют события, происходящие в их жизни, и приобретаемый ими опыт.

Самоэффективность . Это уверенность человека в том, что он решит стоящую перед ним задачу, т. е. то, насколько адекватными, эффективными и компетентными мы ощущаем себя перед лицом тех требований, которые предъявляет к нам жизнь. Людей, уверенных в своей эффективности, стрессы волнуют меньше, чем тех, кто не уверен в себе.

Самоуважение . Когда же говорят о самоуважении (отражает наше отношение к самим себе) работающего человека вместо этого термина используют другой - самоуважение, основанное на полном служебном соответствии. Люди с ярко выраженным чувством самоуважения, основанным на полном служебном соответствии, ощущают себя профессионально адекватными и видят в себе важных, эффективных и стоящих сотрудников своей организации. Результаты исследований говорят о том, что люди, обладающие этим чувством, более устойчивы к воздействию стрессоров. Люди, не обладающие им, либо обладающие лишь в незначительной степени, более подвержены влиянию ролевых конфликтов (основных производственных стрессоров) и болезненнее реагируют на недостаточную поддержку со стороны руководителей. Они также более пассивны в том, что касается сопротивления стрессу и его преодоления.

Профессиональный стресс. Факторы стресса. Работоспособность. Функциональные состояния. Адаптационный период. Условия деятельности (нормальные, особые, экстремальные, сверхэкстремальные). Влияние профессионализма личности на деятельность в стрессовой ситуации.

Теории и модели профессионального стресса. Общая модель профессионального стресса.

Проблема десинхроноза.

Профессиональный стресс – напряженное состояние работающего человека, возникающее у него при достаточно длительном, более или менее интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное непосредственно с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

В случаях информационных перегрузок, когда человек не справляется с возникшей перед ним задачей, не успевает принимать важные решения в условиях, прежде всего, острого ограничения во времени, возникает информационный стресс. Причем, как мы понимаем, напряженность еще может усилиться, если принятие решения, выполнение ответственного задания связаны с высокой степенью ответственности, или происходит при недостатке необходимой информации, частом или внезапном изменении заданий, требований, информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс может переживаться тогда, когда разрушаются внутренние установки, личностные ценности человека, связанные с его профессией, работой, должностью. Эмоциональный стресс возникает при наличии реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, непонимания, недоверия, несправедливости, в случаях противоречий или разрыва деловых [личных] отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством (это уже приближение к коммуникативному стрессу).

Коммуникативный стресс , связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, незнании [специальных] приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Если попытаться отследить динамику профессионального стресса, то можно определить следующие стадии развития стрессового состояния:

нарастание напряженности (I);

– собственно стресс (II);

– снижение внутренней напряженности (III).

Уточним: продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек заводится практически мгновенно, в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение (до сброса, вспышки, приступа) накапливается в течение нескольких дней, недель или даже месяцев. Состояние и поведение человека при стрессе резко меняется и часто на противоположное. Об этом человеке иногда говорят: он потерял свое лицо или он потерял самообладание : спокойный и сдержанный неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким, живой, подвижный и общительный человек может стать мрачным, замкнутым и заторможенным. На этой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях… И хотя на первой стадии стресс еще остается более или менее конструктивным и может в некоторых случаях даже повысить успешность профессиональной деятельности, постепенно ослабевает самоконтроль, и человек теряет способность сознательно и разумно регулировать собственное поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового со стояния начинается тогда, когда происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). Деструктивный стресс разрушительно действует на психику. Человек может осознавать свои действия или довольно плохо, или не полностью. Часто потом говорят, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие стресс, впоследствии сожалеют о своем поведении, поступках, делах. Вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна: от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы, человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и задумывается о себе и своих поступках, переживает чувство вины, кается…

Мы знаем: пройдет какое-то время, и стресс может опять повториться. У каждого свое время, свой интервал, своя, индивидуальная форма поведения в стрессовом состояния. Свой сценарий стрессового поведения , выражающийся (помимо прочего) в частоте и форме проявления стрессовых реакций: одни в стрессе чуть ли не каждый день (но в небольших дозах – не слишком агрессивны и не портят отношения с окружающими), другие – несколько раз в год, но сильно, при этом снижая самоконтроль в общении – могут неожиданно «взорваться» и накричать на окружающих, родных и близких, сделать кому-то больно, подать заявление об уходе, разорвать отчет и т. п. Однако стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека – важной и такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека; на самого себя, на окружающих. Стрессовый сценарий запускается автоматически: достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий – и как будто против воли «включается» стрессовый механизм и начинает раскручиваться. Человек конфликтует из-за мелочей. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, близких и их отношения к нему, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти никогда не обращал внимание.

Здесь-то и встает главный вопрос: может ли работник, специалист, научиться регулировать собственное состояние и поведение в условиях профессионального стресса и перестроить свой стрессовый сценарий? Ответ вполне понятен – в профессиональной деятельности более успешны люди, умеющие владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции, знающие свои сильные и слабые стороны, умеющие вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить или заморозить свои внутренние порывы и сохранить самообладание.

В принципе есть и несколько правил [саморегуляции в условиях профессионального стресса]:

– полезно понаблюдать за самим собой;

– успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно будет замечено начало вступления полосы стресса и потери самоконтроля;

– необходимы поиски способов остановки самого себя (пауза в общении с сотрудниками, помолчать несколько молчание, выход из комнаты, кабинета и пр., смена занятия);

– серьезно задуматься и попытаться понять, что помогает снять напряжение, что больше радует, чем занимаетесь с увлечением – отсюда: стараться чаще выкраивать немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

В нашей профессиональной деятельности мы часто сталкиваемся с таким явлением, как раздражительность. Основная причина ее – это, конечно, усталость вследствие производственных перегрузок. Причиной хронической раздражительности на работе может выступить, и привычка постоянно общаться «на повышенных тонах». Кроме того, раздражительность проявляется и из-за внутренней неуверенности в себе – пониженная/заниженная самооценка. Тревожность, неудовлетворенность работой или должностью часто тоже вызывают раздражительность при общении. В свою очередь, повышенная раздражительность легко переходит в коммуникативную агрессию – специфическую форму выражения тяжелых, негативных состояний. Коммуникативная агрессия в условиях профессиональной деятельности проявляется в стремлении унизить в подавить соперника в конкурентной борьбе, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, в желании исключить данного человека из коммуникативных контактов. При помощи агрессии работник может защищаться от реального или мнимого нападения, демонстрировать силу и самоутверждаться, организовывать для себе психологическую разрядку, особенно если накапливается неудовлетворенность работой или служебным положением. Коммуникативная агрессия может быть физической или вербальной (словесной), прямой или косвенной (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы), ситуативной (спонтанные вспышки слепой ярости), направленной на другого (обвинение другого), аутонаправленной (самообвинение).

Вообще, конечно, понятно, что человек чувствует себя спокойным и удовлетворенным, если в общении с деловыми партнерами соблюдается принцип справедливости: сколько он отдает в общении, столько же должен получать. При недооценке личностного и эмоционального вклада в процесс общения человек испытывает чувство обиды и стремится всеми возможными способами восстановить справедливость/равновесие. И наоборот, при переоценке активности во взаимодействии испытывает чувство вины, не менее тяжелое, чем обида, и снова стремится восстановить справедливость равновесие. Чувствительность к справедливости в деловом и межличностном общении имеют все, только одни стремятся больше отдавать (альтруисты), а другие больше брать (эгоисты). Довольно часто альтруисты больше вкладывают в общение потому, что получают от этого коммуникативное удовлетворение. При помощи таких «коммуникативных вкладов » они укрепляют чувство собственного достоинства и повышают самооценку. Эгоисты стремятся что-то получить от нужного человека, не прикладывая к этому никаких усилий или затратив минимальные усилия. Чтобы принцип справедливости в процессе делового общения не нарушался, необходимо правильно выбрать психологическую единицу своего вклада в общение. И тут сразу приходит на ум золотое правило этики : «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Или иначе: «Не делайте другим того, чего не хотите себе». Чтобы не попасть в стресс, связанный с проблемами делового общения, вероятно, необходимо помнить одно главное условие: быть терпеливым к разным людям и сохранять самообладание в трудных ситуациях. Терпеливый человек опирается на свой профессиональный и жизненный опыт, показывающий, что деловых партнеров без недостатков не бывает. Он знает свои недостатки, поэтому спокойно и терпеливо относится к недостаткам окружающих людей. Вероятно, стоит помнить правила:

– внутренне решиться заботиться о самом себе, своем спокойствии;

– не брать всю вину на себя;

– не винить партнера;

– дать время себе и партнеру, коллеге обдумать решение…

– научиться отказывать.

При формулирования отказа текст, произносимый отказывающим человеком, содержит три основные части: фразу, содержащую положительное содержание (положительную оценку собеседника, отношений или ситуации); фразу, содержащую отрицательное содержание (формулировку отказа я его объективных причин); фразу, содержащую опять положительное содержание (положительный прогноз относительно того, что когда-то в будущем помощь партнеру может быть оказана, потому что является важным факт сохранения хороших отношений).

Приведенная формула отказа является эффективной, потому что построена на основе психологических законов восприятия и общения – человек акцентирует внимание и эмоционально реагирует на начало и конец общения, лучше запоминает именно начало и окончание разговора, а содержание середины несколько «смазывается», не несет для него особой эмоциональной нагрузки и часто воспринимается более спокойно. Особенно, если эта середина «пронизана» объективными причинами, вызвавшими отказ.

А теперь – о манипулировании. Часто о нем говорят в медицине, когда врач осуществляет медицинские манипуляции на теле пациента , чтобы вылечить его. О манипулировании говорят в кукольном театре, когда актер вручную манипулирует куклами, привязанными на ниточках. Куклы повторяют облик человека, но не имеют внутреннего духовного содержания: у них нет собственных желании, направляющих их активность. Манипулируют с предметами фокусники в цирке…

А у нас в качестве активного субъекта выступает человек. О манипулировании, имея в виду особый род человеческого взаимодействия, говорят всегда лишь с негативным оттенком, предполагая что-то уничижительное, обидное, снижающее статус человека и разрушающее его человеческое достоинство. Цели манипулятора просты и очевидны:

– корысть (деньги, связи), стремление использовать силы и жизненное время другого человека;

– самоутверждение.

Критериями, свидетельствующими о том, что манипулирование действительно имеет место, выступают ситуации:

– когда один человек запугивает другого и стремится вызвать в нем переживания страха;

– когда манипулятор заставляет другого человека переживать вину и раскаяние в то время, когда тот ни в чем не виноват;

– когда кто-то пытается сделать так, чтобы другой почувствовал подавленность, неуверенность в себе, снижение самооценки;

– когда первый вызывает в другом чувство навязанного долга.

В роли «жертвы» часто выступает открытый и добрый человек, который [долго] не может поверить в то, что его используют. И то, что такие люди «добыча» для манипулятора, еще не причина того, что им нужно освобождаться от своей доброты и становиться злыми и закрытыми. Доброта приносит человеку радость: он счастлив, когда может кому-то помочь, он умеет искренне радоваться и преданно любить. Темные и тяжелые чувства посещают его очень редко, душа его светла и легка. С возрастом он становится красивее: его лицо светится, глаза лучатся…

Манипулятивное общение – общение скрытое и «замаскированное». Обычно манипулятор объясняет свои действия стремлением заботиться не о себе, а о другом человеке. Поэтому если другой открыто говорит о том, что. он понимает истинные цели манипулятора, ситуация общения между ними кардинально меняется. Манипулятор начнет стремиться учитывать интересы и желания своего партнера или вовсе прекратит свои попытки. Вполне возможно, что он захочет уйти (что воспринимается партнером, как освобождение из плена).

Отметим еще и так называемый, условный стресс несовпадения по темпу общения. Люди часто бывают недовольны друг другом, если один излишне медлителен, а второй излишне поспешен. Перед сверхмедлительными и сверхторопливыми стоит одна и та же задача: изменить темп общения в сторону усреднения. Иначе: те, кто общается слишком медленно, должны стремиться к возможному ускорению в выражении своих мыслей и чувств. А те, кто общается слишком торопливо, должны стараться замедлять себя в разговорах с другими людьми…

Большая часть родителей формирует у нас в детстве программу на успех. Называя детей талантливыми и способными, ругая даже за «четверку», они дают установку: вуз – престижная работа – высокая должность – стремительная карьера и потрясающая зарплата – все блага мира… Трудности и проблемы возникают тогда, когда нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, который он планирует (по родительской программе). Например, он хочет быть известным художником или писателем, но не имеет художественных или литературных способностей. Стремится к руководящей должности, но не умеет эффективно общаться с людьми. Отсюда – тяжелые переживания, вплоть до нервных срывов и депрессий, начинаются тогда, когда слишком высокий уровень притязаний, связанный с усвоенной в детстве установкой только на успех и достижения, не обеспечивается внутренними ресурсами человека – его возможностями и способностями. Правда, могут быть и другие, внешние преграды: непризнание таланта обществом, несоответствие историческому времени, неблагоприятные обстоятельства жизни. К депрессии и личностному разрушению, к тяжелому стрессу приводит внутренний, психологический механизм самооценки, имеющийся у каждого человека – он отождествляет (идентифицирует) себя с результатами своей жизни и деятельности. Он не умеет понять, что сам по себе, вне зависимости от успеха и достижений, – ценность, как может быть ценной и уникальной любая человеческая личность. А так важно уметь чувствовать, что независимо от должности, которую занимает человек, независимо от заработка, его любят и ценят близкие, родные и друзья.

А стресс, вызванный боязнью сделать ошибку ? Страх ошибки появляется, когда человек имеет слишком сильную внутреннюю установку только на успех и когда существуют запреты или карательные санкции в случае ошибки (уменьшение зарплаты или премии, увольнение и т. д). Как это ни покажется странным, наиболее сильный стресс человек переживает в именно тогда, когда стремится быть только успешным и удачливым. Боязнь ошибки блокирует творческие способности: испытывается внутренняя скованность и напряжение, появляется повышенный самоконтроль и излишне жесткая схема слежения за собственными действиями. В результате человек сам снижает свой потенциал. Страх сделать, ошибку заставляет человека избегать всего нового, в определенном смысле делает его излишне консервативным. Человек строит защиты везде и повсюду и даже там, где в этом нет объективной необходимости.

Профессиональная деятельность многих мужчин в женщин часто бывает похожа на отчаянный бег по дорожкам конкуренции: в окружающих людях они видят именно конкурентов, даже в друзьях и близких; их сопровождает страх оказаться несостоятельными и проиграть в конкурентной борьбе. Они болезненно реагируют на малейшие детали, проскальзывающие в обычных разговорах, ревнуя к успеху даже тех людей, которых не знают. Наконец, они боятся быть естественными, и для того, чтобы их считали успешными в преуспевающими, ведут себя неестественно, приукрашивая себя и свою жизнь. На «алтарь конкуренции» часто кладется все: силы, здоровье, отказ от радостей жизни, друзей, любви, а подчас и от рождения детей. Человек, отдающий себя конкурентной «гонке», начинает жить «не своей жизнью»: он выбирает работу не по склонности, а в соответствии с престижем, его окружают только «нужные» люди, а на друзей не хватает ни времени, ни сил. И часто наступает не только стресс – появляется реальная психологическая, эмоциональная зависимость, аддикция, известная ученым как «работоголизм».

Обычно считается, что стресс возникает при неблагоприятных условиях. И это действительно так. Но негативные условия – не единственный источник стресса – интенсивный стресс может испытываться и тогда, когда пришел крупный успех, для достижения которого было затрачено много усилий и много времени. Стресс, настигающий человека в момент наивысшего успеха, выражается в том, что после свершения значимого события часто наступает состояние пустоты, ненужности того, что осуществилось. После достижения значимой цели может возникнуть резкое понижение жизненного тонуса – развиваются апатия, безразличие, становится непонятно, зачем столько времени и сил было отдано всему этому? Ожидалось, что придет огромное счастье, но, в основном, все остается по-прежнему – отсюда разочарование в себе, в людях, в жизни вообще. В таком эмоциональном состоянии человеку кажется, что он не получил всего того, что заслужил тяжким трудом, а теперь не может воспользоваться его плодами – и вот они – депрессия, уныние, болезнь, стресс. Может быть, для того, чтобы не попасть в стресс, связанный с успехом, необходимо не выкладываться до конца и не надрываться для достижения даже самой значимой цели? А в момент достижения не останавливаться и планировать свою жизнь дальше? Помнить, что пустота после успеха – это лишь освобождение для того, чтобы наполниться чем-то новым? Вероятно, сразу же, практически на следующий день, стоит переключиться на другую деятельность и начать что-то новое. И, главное: оставаться активным и направить свою энергию на достижение новой цели.

Осталось добавить о суровых, но вполне понятных взаимоотношениях между стрессом и деньгами: стресс возникает и в тех случаях, когда подарки судьбы обрушиваются неожиданно, когда человек к этому не готов, и, особенно когда это связано с большими деньгами. Замечено, что крупный лотерейный выигрыш или неожиданное наследство в большинстве случаев приносят отнюдь не пользу… Личность часто теряет ориентиры привычной жизни, начинает метаться, совершает странные и неожиданные поступки, тратит огромное количество денег впустую и т. д. Проблема денег и связанных с ними переживаний неоднозначна. «Все зло от больших денег», – эта формула права [когда большие деньги приходят неожиданно]. А многие замечают: не приносят счастья деньги, заработанные не собственным реальным трудом. Существует своеобразная «философия денег», которая пока не всем известна в России, потому что большие деньги и искусство обращения с ними – проблемы, с которыми здесь столкнулись недавно. Так, известно, что у каждого человека есть своя индивидуальная «граница» – запрограммированное для него количество денег или богатства. Для одного достаточно купить квартиру, дачу, машину, а дальнейшее наращивание состояния «блокируется» возникающими преградами и неудачами. Для другого даже покупка острова еще далеко не предел. Бывает, что неприятные события, связанные с деньгами, могут казаться неожиданными только для самого человека, а на самом деле они являются прямым следствием объективных закономерностей. Хотя частенько с деньгами связывается только положительное, и совершенно забывается об отрицательных последствиях высокого материального благополучия или богатства. Итак, деньги дают свободу, власть, уверенность в себе, расширяют возможности, обеспечивают высокий уровень жизни. Положение в обществе, хорошее образование, достойное медицинское обслуживание, круг общения, путешествия, удобства, вкусная еда, одежда – это далеко не полный перечень всего того, что можно приобрести, имея солидные деньги. Но деньги связаны и с переживаниями стрессового характера: возникает безудержное желание их не только потратить, но и преумножить. Идя на риск, вкладывая деньги в сомнительные предприятия, человек мостит себе дорогу к тяжелому стрессу, если теряет свои сбережения. Но даже если деньги на месте, всегда остается страхом их потерять.

Результаты изучения профессионального (рабочего) стресса, его причин и проявлений, механизмов купирования и преодоления и других вопросов сегодня еще недостаточно раскрывают такие аспекты этой проблемы, которые связаны со спецификой современных видов деятельности, отражающей характер развития технического и технологического, электронного и компьютерного оснащения практически всех сфер производства. Характер информационного взаимодействия человека и техники, высокая ответственность и сложность и ряд других особенностей обусловливают не только возможность развития у специалистов состояния стресса, но и специфические источники его формирования (помимо прочих организационных, физических, социальных факторов), связанные с информационной (умственной) рабочей нагрузкой, процессами преобразования информации, содержанием сообщений и с другими факторами соответствующих профессий.

Профессиональный стресс можно попытаться определить как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход позволяет выделить следующее:

1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;

2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;

3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений;

4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений

Главным в исследованиях профессионального стресса сегодня является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов профессиональной деятельности. Так, существует гипотеза о том, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. «Активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть и профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требованиями с отдаленной по времени реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику .

Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса, вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида.

Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения .

Согласно другой модели источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели и согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов .

Общая модель профессионального стресса отражает содержание и характер взаимосвязи основных компонентов. В целом, факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками . Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы .

Представители когнитивного подхода считают, что рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта инициирует активность одного из управляющих контуров, обеспечивающих уменьшение рассогласования. Первый контур включает такие стратегии, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или приобретение новых навыков (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации – они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены на снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур). Последнее возможно только для тех видов трудовой деятельности, где высок уровень субъективного контроля. Все эти три варианта регуляции стресса характеризуются различными уровнями затрат ресурсов . В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) – стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например, более целесообразного планирования или лучшей организации труда. В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность связана с активной поведенческой адаптацией и включает высокие субъективные усилия, активацию и компенсаторную регуляцию деятельности. При этом напряженность и усилия не тождественны .

Разработка концепции профессионального стресса как проблемной ситуации подразумевает рассмотрение двух базовых компонентов: ориентацию и контроль (управление), которые, в свою очередь, также могут быть разделены на отдельные компоненты:

ориентация включает процесс идентификации проблемы (сканирование характеристик проблемы, ее определение, субъективные оценки и целеполагание) и процесс формирования стратегий решения проблемы;

– в контроле можно выделить реализацию деятельности по решению проблемы и приобретение новых адаптационных навыков.

Если результатом ориентировки будут неудачи в идентификации проблемы и ошибки в формировании стратегий решения проблемной ситуации, то неизбежно возникновение стрессогенного состояния и сопровождающего его чувства беспокойства, беспомощности и неопределенности. Ошибки контроля, обусловленные чрезмерными усилиями или обратной связью от предшествующих ошибок контроля, возвращают индивида на фазу идентификации проблемы или провоцируют компенсаторную деятельность. В обоих случаях проблемная ситуация не получает своего разрешения.

Сопоставление различных теорий и концепций профессионального стресса свидетельствует о том, что они отражают две позиции: с одной стороны, процессуальную и регулятивную, с другой стороны – предметную и коррелятивную (причинно-следственную). Эти два аспекта тесно между собой связаны – любая профессиональная деятельность может порождать психологические причины развития стресса или отражение в психологическом статусе и в поведении эффектов неблагоприятного воздействия факторов физической и социальной среды, так же как любой психологический стресс внутри-личностной и межличностной природы находит свое отражение в поведенческой, в том числе и рабочей, активности человека.

И еще такая сложнейшая [и рядом стоящая] проблема – десинхроноз .

Можно ли декретом правительства заставить Солнце всходить или заходить на час, два, три раньше? В стране, где, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного ко Дню российской науки (8 февраля 2011 года), треть населения считает, что Солнце вертится вокруг Земли, многие вполне допускают такую ситуацию. Однако государственные эксперименты со временем отнюдь не безобидны для нашего здоровья. В свете сообщений о скором (весной 2014 года) принятии указов о переходах на зимнее и летнее время, становится все неуютнее..


Практически все живое на Земле находится под влиянием суточного цикла: обращение планеты вокруг собственной оси определяет интенсивность солнечного излучения и силу притяжения. В суточном цикле живые организмы ориентируются на восход и заход Солнца, на момент максимального возвышения Солнца над горизонтом, то есть истинный (астрономический) полдень. Эти те же события послужили опорными точками для расчета шкалы времени. Поворот планеты на 15 градусов соответствует временному промежутку в один час. Земля «нарезана» на 24 дольки в 15 градусов, каждая из которых составляет один часовой пояс. Полдень на часах в каждом поясе должен совпадать с моментом истинного (астрономического) полдня. Точка отсчета для поясного деления, Гринвичский меридиан, условна. Солнечное поясное время – самое правильное не только с астрономической, но и с физиологической точки зрения. Естественный суточный ритм человеческой жизни складывался тысячелетиями, однако до сих пор бытует мнение, что его можно произвольно менять. Это мнение питает распространенная, но необоснованная уверенность в том, что человек – царь природы и может самовольно распоряжаться и ею, и самим собой как частью природы. Например, легко и быстро адаптироваться к произвольно выбранному временному режиму без учета естественного ритма вращения Земли. Серьезные советские ученые, такие, как, например, академик Опарин в 1963 году заявляли, что теперь биологические закономерности отошли на задний план , что социальная форма движения более совершенна, чем биологическая, что человеческое общество – это система не адаптирующаяся, а самоперестраивающаяся, преобразующая действительность в соответствии со своими нуждами. Теорией дело не ограничилось. Постановлением Совета народных комиссаров от 16 июня 1930 года время в СССР стало опережать поясное на один час. С 1 апреля 1981 года на территории СССР ввели летнее время, опережающее поясное уже на два часа, то есть еще на час по сравнению с декретным. Россия, которая простирается с востока на запад на 170 градусов, занимает 11,3 часовых пояса. Однако бывший президент РФ Дмитрий Медведев своим указом с 28 марта 2010 года два пояса упразднил. Самара и Удмуртия перешли на московское время, а Камчатка и Чукотка – на магаданское. А в 2011 году он же, в ответ на просьбы ученых и общественности отменить «летнее» время, отменил «зимнее»…

Исследования совершенно ясно показывают, что отклонения ритмов труда и отдыха, сна и бодрствования от солнечного поясного времени приводит к стрессам и десинхронозам, то есть рассогласованию внутренних ритмов организма с суточными ритмами.

Вот статистика скорой помощи Новосибирска в период перевода стрелок на «летнее» время за последние три года: число вызовов к больным с гипертоническими кризами и инфарктами миокарда в первые пять суток после перевода стрелок по сравнению с предыдущей пятидневкой увеличилось на 11,7 %, количество суицидов – на 66 %. В третью пятидневку после перевода стрелок число вызовов по поводу несчастных случаев было на 19,2 % больше, чем в течение пяти суток до этого события. По данным ГИБДД за 2011 год, за 15 дней после перевода стрелок в Новосибирске произошло на 41 % больше ДТП, в которых пострадали люди, чем за тот же срок до введения «летнего» времени.

Реакция части людей на перевод часов вполне укладывается в картину позитивной стресс-реакции, которую Селье назвал эустрессом. Люди не ощущают стрессирующей нагрузки , которую создает перевод стрелок, и поддерживают свое нормальное самочувствие за счет ресурсов организма. Более того, включение дополнительного энергетического обеспечения организма ощущается как прилив сил. Но лишь до тех пор, пока есть эти ресурсы, а к тому времени, когда они будут исчерпаны, медицинская помощь уже станет малоэффективной. А люди со сниженным адаптивным потенциалом? До перехода на «летнее» время они жаловались на повышенную утомляемость и слабость. После перевода стрелок у них наблюдается торможение функций центральной нервной системы и снижение умственной работоспособности; достоверное повышение частоты сердечных сокращений и артериального давления. Они жалуются на беспокойный сон, слабость, ухудшение аппетита, усталость во второй половине дня. Другими словами, ослабленные или переутомленные люди отвечают на переход к «летнему» времени негативной стресс-реакцией (дистресс по Селье).

У представителей обеих групп людей увеличиваются показатели психоэмоционального стресса, возрастает конфликтность, ухудшается успеваемость. И в норму показатели приходят спустя примерно две недели после введения «летнего» времени. Обратный перевод стрелок – на «зимнее» время – вызывает примерно недельное напряжение психофизиологических показателей. Разве это не говорит о преимуществах жизни по «солнечному» времени?

О вреде регулярных переводов стрелок российские ученые заявляли неоднократно. Так, еще в 2001 году участники совместного заседания бюро отделения профилактической медицины, отделения медико-биологических наук, отделения клинической медицины и президиума Сибирского отделения РАМН приняли решение о том, что переходы на «летнее» и «зимнее» время не соответствуют биологическим ритмам человека и могут приводить к нарушениям физиологических функций. В обращении в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации (№ 11-1/22 от 09.04.2001) президент РАМН академик В.И.Покровский подчеркнул: «Результаты ряда научных исследований и социологических опросов показывают, что при переходе на новое время (дважды в течение года) у большинства детей и лиц пожилого возраста отмечаются нежелательные сдвиги в деятельности организма – стресс-реакции, нарушения режима сна, ухудшение самочувствия, нарушения в деятельности сердечно-сосудистой, иммунной и других систем, обменных процессов».

Введение круглогодичного «летнего» времени заставит работающих людей просыпаться на два часа раньше существующего поясного времени, т. к. на один час мы уже «сдвинуты» декретом 1930 года. Иными словами, многим придется вскакивать в четыре часа утра по Солнцу. А между пятым и шестым часами предутреннего времени (солнечного) наступает четвертая фаза сна, необходимая, прежде всего, для восстановления функции центральной нервной системы. Если человек поднялся раньше, страдает его мозг – главный регулятор всех наших внутренних процессов. На первых порах это приводит к плохому самочувствию и головной боли, к тревоге, депрессии, внутреннему напряжению, недомоганиям, позднее – к неврозам и другим заболеваниям. Этого не понимают люди, желающие жить по «летнему» времени. Им бы хотелось возвращаться домой засветло. Но, смещая время захода Солнца, они смещают и время восхода, и если даже летом подъем в четыре утра по солнечному времени не способствует хорошему самочувствию, то зимой такая нагрузка на организм становится серьезным стрессом. В темное время суток, между полуночью и четырьмя часами утра, гипофиз интенсивно синтезирует и выбрасывает в кровь гормон мелатонин, который контролирует качественный сон и восстановление утомленных за день внутренних органов. Если человек вынужден работать ночью и отдыхать днем, то полного восстановления жизнеобеспечивающих органов и систем не происходит, поскольку у людей, бодрствующих ночью, синтез мелатонина резко уменьшается. И с каждым днем накапливается хроническое утомление, недовосстановленные органы ускоренно стареют, начинают болеть, развиваются атеросклероз, раковые заболевания, сокращается продолжительность жизни. Насильственное пробуждение очень ранним темным зимним утром сокращает продукцию мелатонина и приведет к тем же последствиям, что и ночное бодрствование. Но не только переход на «летнее» время или отмена «зимнего» времени могут стать причиной десинхроноза и биологически негативного стресса. К такому результату приведет любая попытка заставить человека жить по времени, не соответствующему суточному ритму планеты. Биоритмы человека, которые в течение сотен тысяч лет подстраивались под вращение Земли, не способны полностью приспособиться к навязанным ритмам, противоречащим законам природы .

Каждый день мы сталкиваемся с проблемами, которые не дают нам сосредоточиться и отвлечься от повседневности. Работа предлагает все больше заданий, семья предъявляет претензии, клиенты жалуются, а внутри растет недовольство и страх по отношению к себе и к окружающим людям. Это самый распространенный стресс – коммуникативный.

Человек не может обходиться без общения. Однако в большинстве профессий это необходимость, должностная обязанность, основная часть работы. Проходит время, и мы замечаем, что все труднее понимать собеседника. Это касается и начинающих сотрудников, которым еще сложно ладить с людьми, и школьников, студентов, которые пришли в новую коммуникационную среду. Для них - это неизбежное последствие, с которым нельзя мириться.

Причины коммуникативного стресса

  1. Длительное общение и сложные ситуации. Это касается людей, которые постоянно работают с «трудными» клиентами, когда должность обязывает сохранять вежливость и невозможно достойно ответить на грубое обращение.
  2. Отсутствие необходимых знаний. Работа с людьми требует хорошей подготовки, но отсутствие знаний приводит нас в тупик, заставляет чувствовать себя «в хвосте», теряться при незнании ответа на вопрос. Таким образом, у человека возникает стресс, связанный с общением.
  3. Несоответствие работе.
  4. Лишнее общение тоже вызывает стресс. возникает, потому что вы не можете вовремя остановить собеседника, сказать «нет» и поэтому выслушиваете его проблемы, жизненные ситуации и много ненужной информации.
  5. Отсутствие помощи. Пожалуй, это сама распространенная причина, когда вы не можете обратиться за советом к кому-то или боитесь это сделать. Ситуация продолжает усугубляться и может привести к плачевным результатам: срыву, перенапряжению, конфликтам, постоянному раздражению.

Как преодолеть стресс, связанный с общением

Первый и самый важный факт - признать то, что у вас . Коммуникативный или нет - это не имеет значения. Главное, что вы четко понимаете проблему и готовы действовать в направлении ее решения.

Существуют методики по «профилактике» общения с людьми. Одна из них называется «Вы - врач». Часто при выслушивании очередной жалобы от клиента или пациента мы говорим себе: «Я выдержу, я смогу это вытерпеть». Это ложная позиция. Представьте себе, что вы - врач, а он не может обижаться, оскорблять человека в ответ. Врач внимательно его выслушает, проявит сопереживание и постарается решить проблему. Пассивное состояние только усугубит стресс, тогда как активное даст положительную динамику. Ваше участие не останется незамеченным.

Кроме применения методик, необходимо уметь отвлекаться. Занятия спортом (бег, плавание, тренажеры), долгие прогулки, общение с близкими друзьями, хорошая комедия: все это призвано излечить самый сложный стресс - коммуникативный. Представляйте себе, что мир вокруг наполнен красками, он разноцветный и красивый. Это тоже легкая и полезная методика по гармонизации внутреннего состояния. Уделяйте больше времени себе и не забывайте, что не стоит прятаться от проблемы. Встречайте ее с гордо поднятой головой, чтобы победить!

Основные виды профессионального стресса

Соотнося проблемы стресса с условиями работы в организации, Н.В. Самоукина пишет: «Профессиональный стресс - это напряжённое состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью» (Самоукина,1999). Н.В. Самоукина выделяет основные виды профессионального стресса (дистресса)

1) Информационный стресс - возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности здания. Часто информационный стресс сопровождается неопределённостью ситуации (или недостоверной информацией о ситуации) и быстрой перменой информационных параметров.

2) Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.) Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

3) Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособноси контролировать себя, в неумении тактично отказать в чём-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Выделяются также стрессовые сценарии и различные варианты проявления стресса в труде. При этом многое зависит от индивидуальных особенностей работника. Варианты стрессовых сценариев, выделенные по разным основаниям. В зависимости от частоты и силы проявления: кто-то «стрессует» каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно. В зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя (работник обвиняет самого себя), на коллег и начальников (работник винит других работников). В зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: в основном стрессовый сценарий запускается почти автоматически (по внешне незначительному поводу), но возможно и длительное «вызревание» стресса с последующим достаточно быстрым его «раскручиванием». Самоукина предлагает довольно интересные техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса. Основные правила поведения в условиях стресса: наблюдать за самим собой; искать способы «остановки» самого себя (типа «сделать паузу в общении»); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); задуматься над тем, что помогает снять напряжение, о том, что радует.

Причины возникновения стресса

Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения. Особый интерес представляет профессиональный стресс достижения. Главная проблема здесь - несоответствие уровня ожиданий реальным возможностям (ресурсам) человека. Также интересен стресс, вызванный страхом сделать ошибку. Страх ошибки часто «блокирует» творческие способности человека. Человек постепенно начинает отказываться от всего нового и рискованного. В итоге человек вообще начинает «бояться жить». Достаточно распространённым является профессиональный стресс конкуренции. Часто в окружающих (в коллегах) человек видит своих «конкурентов». Проблема таких людей в том, что они имеют «только одну цель» - карьеру, успех в конкуренции (сами себя обворовывают, т.к. жизнь и человеческие отношения - намного богаче). Таким людям предлагается совет: желательно выбирать друзей и любимых не в конкурентной среде. «Ловушка конкуренции» выражается в том, что многие не отдают себе отчёта, ради чего вообще эта конкуренция, что их ждёт там, на «вершине», часто - это разочарование, зависть и одиночество.

Отдельно выделяется профессиональный стресс успеха. «Как ни странно, интенсивный стресс работник может испытывать и тогда, когда достигает крупного успеха…», отмечает Н.В. Самоукина. Нередко после крупного достижения наступает состояние «обессмысливания» того, что осуществилось. Особую проблему представляет проблема зарабатывания денег и сопутствующий этому профессиональный стресс. Замечено, что крупный выигрыш или неожиданное наследство приносят не радость, а ещё большие проблемы. Проблемы начинаются тогда, когда оказывается, что все-таки не всё можно купить за деньги, и тогда человек опасаясь неудач с такими «покупками», сам стремиться оградить себя от настоящих чувств и подлинных человеческих отношений, что усугубляет его личностную деградацию.

Зарубежный подход к стрессу в труде

В современных зарубежных подходах к исследованию стресса в труде предпринимаются попытки по-новому осмыслить это явление. С. Касл отмечает, что в настоящее время внимание к теме стресса в труде несколько уступает таким проблемам как качество трудовой жизни, безработица, факторы риска и др. В частности Касл выделяет основные направления концептуализации стресса в трудовой деятельности:

Создание перечней стрессогенных условий среды.

Обновление понятий «стресс» с помощью других понятий: стресс как напряженное усилие, необходимое для поддержание основных функций на требуемом уровне; стресс как «информирование» об угрозе утраты или повреждения; стресс как фрустрация или угроза, которая не может быть устранена; стресс как непредсказуемость будущего.

Определение «стресса» в терминах некоторых «базовых» поведенческих характеристик, например: отсутствие адекватной реакции, что влечёт за собой нежелательные (негативные) последствия; новые, слишком интенсивные, быстро меняющиеся или непредсказуемве ситуации; мотивы, определяющие поведение в специфических ситуациях, такие как мотив достижения и др. (то, что ведёт к перенапряжению).

Попытки предать ещё большую чёткость понятию «стресс» с целью сделать его пригодным для прогностической оценки гипотез и построения теории.

В целом можно выделить две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде». В более узкой трактовке стресс - это завышенные требования среды к наличным возможностям субъекта, то есть перегрузка, сверх-стимуляция и т.п. В более широкой трактовке стресс - это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек - среда», которая включает не только приведённое выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде. Другими словами, не использование человеком возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция. Проблема контроля и предотвращения стресса в труде связана не столько с тем, чтобы непременно «бороться» со стрессом, сколько в грамотном и ответственном управлении стрессами и снижении вероятности перерастания стресса в дистресс. В этом смысле проблема стресса в труде близка к проблеме конфликтов в трудовой деятельности, Ведь известно, что так же, как и стресс, конфликт может быть полезен и даже необходим для развития организации и конкретных сотрудников этой организации. И уже применительно к конфликту в организации, проблема также состоит в том, чтобы направить энергию этого конфликта в позитивное русло развития самой организации и личности работников.