Культура речи юриста. ЗК РФ - Земельный кодекс РФ

А.И.Р. - А.И. Рожанский

А.И.У. - А.И. Урусов

А.Ф.К. - А.Ф. Кони

В.В.Ш. - В.В. Шапочников

В.Д.С. - В.Д. Спасович

В.И.Ж. - В.И. Жуковский

В.И.Ц. - В.И. Царев

Г.М.Ш. - Г.М. Шафир

И.М.К. - И.М. Кисенишский

К.К.А. - К.К. Арсеньев

К.Ф.Х. - К.Ф. Хартулари

М.Б.Ч. - М.Б. Черняк

М.Г.К. - М.Г. Казаринов

М.Л.Ш. - М.Л. Шифман

М.С.Д. - М.С. Драбкин

М.Ф.Г. - М.Ф. Громницкий

Н.И.Х. - Н.И. Холев

Н.П.К. - Н.П. Карабчевский

Н.П.Кан - Н.П. Кан

Н.П.Ш. - Н.П. Шубинский

О.В.Д. - О.В. Дервиз

О.С.П. - О.С. Перцов

П.А.А. - П.А. Александров

П.А.Д. - П.А. Дроздов

П.Н.О. - П.Н. Обнинский

С.А.А. - С.А. Андреевский

Ф.Н.П. - Ф.Н. Плевако

Я.И.Г. - Я.И. Горнштейн

Я.С.К. - Я.С. Киселев

ВВЕДЕНИЕ

Мало сказать: нужна ясность; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать без усилий. Оратор может рассчитывать на их воображение, но не на их ум и проницательность.

П. Сергеич. Искусство речи на суде

…нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами.

А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры

…для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать.

А. П. Чехов. Хорошая новость

Воздействие на чувства является естественной принадлежностью красноречия в уголовном процессе, и само название судебного оратора едва ли может подойти к тому, кто говорит исключительно для ума.

K.П. Луцкий. Судебное красноречие

Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и людям, работающим со словом, нельзя без любовного отношения к слову, без живого чувства языка.

Г.А. Золотова. Слово и штамп

Книга написана лингвистом. Много раз я спрашивала себя, имею ли право давать юристам какие-либо советы по подготовке и произнесению судебных речей. И пришла к убеждению, что имею. 15-летний опыт участия в судебных процессах в качестве народного заседателя Красноярского краевого суда и многолетний опыт чтения студентам юридического факультета Красноярского госуниверситета собственного курса «Культура речи юриста» дают мне это право.

Целью курса «Культура речи юриста» было воспитание языкового вкуса будущих юристов, развитие коммуникативных навыков. Разработка программы и методов преподавания шла путем поисков. Были неудачи, были успехи. «Учебником» по данному курсу была практическая деятельность юристов: посещали со студентами судебные процессы, анализировали судебные речи дореволюционных судебных ораторов, современных прокуроров и адвокатов; читали и анализировали процессуальные акты, делали выводы. Проводили конференции с работниками прокуратуры и следственных органов, с судьями. Студенты выполняли курсовые, даже дипломные работы, хотя курс не был профилирующим; выступали с докладами на научных студенческих конференциях в городах Красноярске, Перми, Казани, Москве. В результате большой работы был накоплен материал для учебного пособия «Культура речи юриста» в двух частях, вышедшего в 1994 г. в издательстве Красноярского госуниверситета. В 1995 г. в московском издательстве «БЕК» вышло учебное пособие «Культура судебной речи». В 1997 г. в том же издательстве было издано учебное пособие «Профессиональная речь юриста». В 1999 г. в издательстве «Юристъ» вышло второе издание учебного пособия «Культура судебной речи» под названием «Основы судебного красноречия (Риторика для юристов)».

О судебном ораторском искусстве имеется довольно значительная литература, написанная в дореволюционный, советский и постсоветский периоды. Главное внимание в работах, написанных юристами, с полным основанием уделяется раскрытию правовых и процессуальных вопросов. В советский период использованию в судебной речи риторических структур и приемов не придавалось значения. Они считались делом второстепенным, почти ненужным. Культурно-речевой аспект судебной речи рассматривался юристами в общих чертах. Публичному говорению, судебному красноречию в учебном процессе на юридических факультетах университетов не уделялось должного внимания. Юристами справедливо отмечалось, что «учат студентов многому, но вот как подготовиться к процессу, как построить речь, ораторскому искусству не учат! Артистов учат, как вести себя на сцене, как правильно говорить, а студентов-юристов - нет» .

Но в работах, написанных в постсоветские годы, ставится вопрос о том, что убедительная речь должна строиться «…по всем правилам ораторского искусства»: «Одна из причин неубедительности речей государственных обвинителей в суде с участием присяжных заседателей (впрочем, как и в обычном суде) заключается в том, что они при разработке и произнесении своих речей не придают должного значения ораторскому искусству» .

Подзаголовок данной книги Риторика для юристов определяет ее направленность. Эта книга - о риторике в суде: об убедительной и эффективной речи, об искусстве говорить хорошо и логично, об искусстве украшения речи, об искусстве речевого воздействия. Об этом расскажет каждая тема книги. Не вдаваясь глубоко в правовые и процессуальные вопросы, мы будем говорить о форме судебной речи , о том, какие риторические фигуры и приемы делают речь логичной, воздействующей, этичной. То есть будем говорить о речевом мастерстве выступающего в суде юриста. «Если у вас неудачная форма изложения, то есть то, как вы говорите, то уже не имеет значения, что вы говорите, потому что все равно вас не будут слушать», - пишут американские юристы .

В пособии впервые сформулировано определение понятия судебного красноречия . Судебная речь рассматривается с точки зрения ее особенностей как жанра публичной речи, с точки зрения ее убедительности, композиции, этических основ и устности; продемонстрировано, что выбор языковых средств связан с темой речи; даются рекомендации по использованию языковых средств, способствующих логичности и экспрессивности судебного выступления; а также предлагаются ораторские приемы, которые помогут приобрести отдельные навыки в подготовке и произнесении судебных речей. Приводятся многие правила риторики, позволяющие молодому, начинающему оратору овладеть основами судоговорения.

В пособии приведено большое количество цитат из работ юристов о судебной речи для того, чтобы показать, что вопросы судебного красноречия волновали и волнуют юристов; что мои выводы из исследований о судебной речи совпадают с мнениями ученых-юристов и подтверждаются ими. Кроме того, точки зрения дореволюционных, советских и современных юристов обобщаются, сопоставляются, систематизируются, что позволит студентам познакомиться с литературой и на основе этого составить собственное мнение по многим вопросам.

Изложение учебного материала ведется с учетом требований к судебному красноречию в условиях реформированной судебной системы. В качестве иллюстраций использованы тексты судебных речей выдающихся дореволюционных судебных ораторов, прокуроров и адвокатов советского и постсоветского периодов. Цель пособия - содействовать развитию коммуникативных умений юриста в практике публичных выступлений.

По каждой теме, предлагаемой в учебном пособии, даны необходимые лингвистические термины, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы и примерный план практического занятия. К пособию прилагаются тексты судебных речей. В речи, записанной на магнитную пленку, знаки препинания не поставлены; речевые сегменты отделены друг от друга наклонными линиями. Фамилии красноярских судебных ораторов не названы из этических соображений.

Язык как система реализуется только в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение - быть средством общения. Речь - это последовательность единиц языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями передаваемой информации.


Речь - визитная карточка юриста

Речь - это не только средство выражения мыслей и чувств. Это показатель нашего интеллекта, постоянная реклама наших способностей, нашей работы над собой. По тому, как мы говорим, наши собеседники делают вывод, кто мы такие, так как речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает его личность. Речь - это своеобразный паспорт человека, который точно указывает, в какой среде общается говорящий, как он относится к людям и родному языку, каков его культурный уровень. К.Г. Паустовский даже писал, что «по отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности».

От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное влияние на слушателей. Ведь речь может быть доходчивой - неясной, правильной - небрежной, уместной - неуместной, логичной - нелогичной, выразительной - сухой, богатой - бедной, самобытной - штампованной, убедительной - неубедительной.

В. Шекспир предупреждал молодых: «Следите за своей речью, от нее зависит ваше будущее». Действительно, если человек владеет речью, если умеет говорить доходчиво, логично и убедительно, - он легко устанавливает контакты с людьми, уверенно чувствует себя во всех жизненных ситуациях; у него удачно складывается карьера; он добивается успехов во всех своих делах. Он всегда лидер, всегда - ведущий.

Человеку же, не умеющему говорить грамотно и убедительно, суждено быть во всем только ведомым. Жить ему намного труднее: он чувствует себя скованным, ущербным; почти всегда терпит поражения; у него гораздо меньше друзей, да и карьера складывается непросто… Поэтому необходимо учиться культуре речи. А что это такое?

Культура речи понимается как умение использовать в конкретной ситуации такие языковые средства, которые позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении коммуникативных задач. Это употребление единственно нужных слов и грамматических конструкций в каждом конкретном случае.

Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления, сознательной любовью к языку и уважением к себе как к личности. Однажды писатель Корней Иванович Чуковский на коряво сформулированный вопрос, «как повысить качество своего языка», ответил: «Нет ничего проще. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта».

Основной критерий культуры речи - нормативность, которая понимается как точность, правильность, чистота речи. Это умение точно, в соответствии с нормами литературного языка выражать мысли, без употребления жаргонных, диалектных и просторечных слов.

Высшим уровнем культуры речи является речевое мастерство, заключающееся в умении ясно (доходчиво), логично и убедительно раскрывать мысли, в богатстве словаря и разнообразии грамматических конструкций. Важно передать информацию не только грамотно, но и экспрессивно; не штампованными, надоевшими словами, а по-своему, самобытно, индивидуализировано. Речевое мастерство включает в себя умение найти наиболее точное, значит, наиболее подходящее для конкретной ситуации и стилистически оправданное средство языка. Речевое искусство предполагает и умение пользоваться риторическими приемами, способствующими эмоциональному, психологическому воздействию.

Важно ли для юриста независимо от его специализации владеть культурой речи? Безусловно, важно. Для юриста умение хорошо говорить - это прямая профессиональная необходимость. Почему?

Прежде всего потому, что профессия юриста требует не только профессионального мастерства, но и широкого общего образования. По глубокому убеждению А.Ф. Кони, «юрист должен быть человеком, у которого общее образование идет впереди специального». И независимо от его коммуникативной роли - составляет ли он законопроекты, ведет дознание, оформляет гражданские сделки, выносит приговоры, защищает права подсудимых, следит за законностью судебных решений, занимается научной работой - он правовед, разъясняющий гражданам нормы права.

Юрист ежедневно имеет дело с самыми разнообразными явлениями жизни, и эти явления он должен правильно оценить, принять по ним нужное решение и убедить обращающихся к нему в правильности своей точки зрения.

Кроме того, юристу приходится сталкиваться с людьми разных профессий и различного культурного уровня. И в каждом случае необходимо находить нужный тон и слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли. Нарушение юристом языковых норм (например, употребление просторечных форм не ложи, хотишь и др.) может вызвать отрицательную реакцию или недоверие со стороны слушателей; пропадает уважение к юристу, появляется неуверенность в его знаниях.

К сожалению, речевая культура некоторых даже ученых-юристов оставляет желать лучшего. Например, рассуждая о языке права, о том, что «язык, как и право, - явление культуры», что «право развивает и обогащает культуру», автор одной из монографий небрежно обращается с лингвистическими терминами: вместо термина лексика (словарный состав языка) употребляет лексикология (раздел языкознания, изучающий словарный состав языка); вместо термина синтагма (сочетание двух языковых единиц) - термин синтагматика (совокупность правил и закономерностей, определяющих отношения между единицами в речевой цепи); искажает лингвистические термины: полисемичность (надо: полисемия), синонимирование (надо: синонимы). В качестве готовых юридических стандартов приводит ошибочное соединение слов назначить дело слушанием. Почему такое неуважение к языку - основному профессиональному оружию юристов? К тому инструменту, с помощью которого передаются все нормы права. Разве такой язык может обогатить культуру?

Нет, формулируя и оберегая нормы права, юрист не может не охранять нормы родного языка. Этого требует и высокий статус права.

Крайне важно, чтобы общение в правовой сфере соответствовало требованиям правовой культуры, одной из составных частей которой ученые-юристы считают культуру речи . От уровня культуры речи во многом зависит престиж органов правосудия, выполнение юристом его высокой общественной функции.

Кроме того, большинству юристов приходится читать лекции на правовые темы или выступать в суде в качестве обвинителя или защитника, представителя гражданского истца или ответчика. А для этого важно владеть навыками публичной речи. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, В.Д. Спасович, В.И. Жуковский, Н.П. Карабчевский, Н.И. Холев, К.Ф. Хартулари, С.А. Андреевский, А.И. Урусов, М.Г. Казаринов оставили нам прекрасные образцы ораторского мастерства. Высокий рейтинг многих современных судебных ораторов определяется тем впечатлением общей культуры и интеллигентности, которое создают их выступления, безукоризненное владение литературным языком, умение точно, ясно, правильно и логично выразить мысль. Это обязательное условие успешной самопрезентации судебного оратора.


Специфика языка права

Но можно ли говорить о культуре речи юриста, если его профессиональная речь звучит в сугубо официальной обстановке, если язык права довольно специфичен? В нем, например, много терминов, имеющих особое юридическое значение, таких, как кодекс, контрабанда, сделка, показания, приговор, алиби, улика, амнистия, конфискация и др. В качестве терминов используются некоторые разговорные слова, например: промотание, попрошайничество, оговор; устаревшие: деяние, сокрытие; отглагольные существительные, не характерные для общего употребления: поставление, отобрание, недонесение, вменение, приискание, перенаём, душеприказчик. Большинство многозначных слов обозначает особые юридические понятия. Так, возбудить - начать производство уголовного дела; склонить - заставить совершить преступление; смягчить - сделать наказание менее суровым и строгим; статья - определенный раздел, параграф в юридическом документе; организатор - инициатор преступления; погашение - прекращение срока судимости; привод - принудительное доставление кого-либо в органы расследования; мотив - побудительная причина, основание преступных действий; показать - дать показания при допросе; эпизод - часть преступных действий и др. Наблюдаются своеобразные словосочетания, не употребляющиеся за пределами правовой сферы общения, например: применить меры, противная сторона, виновная связь, добросовестное заблуждение, применение давности, увольнение от должности, осудить к лишению свободы, ненадлежащая сторона и др.

В речи юриста много готовых стандартных выражений - «юридических формул»: рассмотрев материалы дела, вменить в вину, заключить сделку, возместить ущерб, в установленном законом порядке, положения настоящего договора, из хулиганских побуждений, доверительное управление, государственная пошлина, безвестно отсутствующий, неделимая вещь, наследник по закону, расторжение брака, меры пресечения, принятие к своему производству .


Понятие культуры речи юриста

Что входит в понятие культуры речи юриста?

Следует помнить, что речь имеет две формы: письменную и устную. Письменная речь осуществляется, как правило, в официальных ситуациях; она рассчитана на предварительное обдумывание, значит, требует предельной точности, строгого соблюдения норм литературного языка. С учетом задач уголовного и гражданского судопроизводства культуру письменной речи юриста можно определить как выбор и организацию языковых средств, которые соответствуют официальной ситуации и требованиям УПК и ГПК РФ и адекватно отражают устанавливаемые по делу фактические данные. В процессуальных актах оптимальными являются средства официально-делового стиля, в котором используется большое количество готовых, стандартных выражений - клише.

Культура речи юриста предполагает также знание норм устных публичных выступлений. В выступлениях прокурора и адвоката на суде отражаются те же факты, что и в процессуальных документах по конкретному делу, поэтому судебные ораторы нередко используют конструкции, уместные лишь в письменной официально-деловой речи. А публичная речь требует богатства словаря, художественной выразительности! Ведь она обращена непосредственно к живым людям! Поэтому культура публичной речи - это такое мотивированное использование языкового материала, которое является оптимальным для данной ситуации и содержания речи. Речь должна быть такой, чтобы она привлекала внимание, наилучшим образом содействовала убеждению. Прочитайте обвинительную речь А.Ф. Кони по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем; защитительные речи - П.А. Александрова по делу В. Засулич, С.А. Андреевского по делу Мироновича, Н.И. Холева по делу Максименко, Я.С. Киселева по делу Бердникова, отвечающие этим требованиям.

О культуре устной судебной речи следует говорить и потому, что на суде каждое слово не только несет информацию, но и оказывает большое психологическое воздействие, например: Наказание - это не только кара, это возможность искупить вину, исправиться, перевоспитаться. Не однажды приходилось наблюдать, как под воздействием убедительной речи прокурора, анализирующего и оценивающего преступные действия подсудимого, подсудимый все ниже и ниже опускает голову, иногда плачет. И наоборот, слушая речь адвоката, выражающего мысль, что его подзащитный еще не потерянный человек, что у него много положительных качеств, подсудимый поднимает голову, лицо его светлеет. Он понимает, что ему верят.

Недостаточно грамотно составленное обвинительное заключение (которое обязательно оглашается в судебном процессе), а также штампованная, сухая, неинтересная и неубедительная речь прокурора (нередко читающего текст обвинительного заключения вместо произнесения речи) или адвоката не способствуют выполнению судом его высокой функции. Допущенная судебным оратором речевая ошибка дискредитирует его как представителя органов правосудия.

Если ошибка осталась незамеченной, то юрист, человек с высшим образованием, консультант граждан, оказывается проводником речевого бескультурья. Таким образом, речевая культура не личное дело каждого юриста. Вопросы культуры речи поднимаются самой жизнью, практической необходимостью. Уважительное отношение к языку, чистая, правильная, богатая речь юриста - это в определенной мере показатель его уважения к нашим законам.

Грамотный оратор не скажет: Читая дело / у меня / в общем-то / никаких сомнений / не вызвало о том / что в действиях Сазонова / будем говорить / есть состав преступления //. Действительно грамотного судебного оратора отличает глубина и ясность мысли, логичность и аргументированность речи, умение находить в каждом конкретном случае нужные, точные слова для передачи мыслей, умение грамотно оформлять высказывания. Мастер слова сможет передать психическое состояние подсудимого (что в современных судебных речах делается, к сожалению, крайне редко), сумеет вызвать у судей сочувствие или справедливое негативное отношение к нему.

На научно-практической конференции по вопросам повышения эффективности поддержания государственного обвинения отмечалось, что именно государственный обвинитель представляет прокуратуру в глазах народа, по его работе люди судят о прокуратуре в целом. И мнение во многом зависит от того, как прокурор умеет говорить. О необходимости владеть богатствами русского языка писал А.Ф.Кони: «Пусть не мысль ваша ищет слова… пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном ее распоряжении». Юристу важно владеть нормами публичной речи, ораторским мастерством, для того чтобы ясно, точно, логично, уверенно и убедительно, экспрессивно выражать мысли. Это одно из решающих условий повышения эффективности судебных прений.

Примечания:

Язык - это система фонетических, лексических, грамматических единиц, являющаяся средством общения людей и выражения мыслей, чувств, волеизъявлений.

См.: Подголин Е.Е. Культура следственных действий: Учеб. пособие. Волгоград, 1978. С. 4-6.

Подробно об этом см.: Ивакина Н. Дело производством прекратить! (см. Приложение 2).

Подробно об этом см. с. 126-128 данного пособия, а также: Ивакина Н.Н. Профессиональная речь юриста. М., 1997

Профессиональная речь юриста’

Учебное пособие

Издательство

НОРМА

Москва, 2010

УДК 800.8.86:34(075.8) ББК 67.7я73 И17

Надежда Николаевна Ивакина - по образованию филолог. Окончи­ла историко-филологический факультет Красноярского пединститута. В течение 17 лет работала старшим преподавателем кафедры русского языка Красноярского государственного университета; 15 лет была на­родным заседателем Красноярского краевого суда. Разработала собст­венный курс «Культура речи юриста» и читала его студентам юридиче­ского факультета. В юридических журналах и филологических сборни­ках опубликовала ряд статей о языке права и юридических документов.

Рецензенты:

    С. Барабаш - доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Сибирского федерального университета;

    Е. Корноухов - доктор юридических наук, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук высшей школы;

Н. Г. Стойко - кандидат юридических наук, доцент кафедры уго­ловного процесса Сибирского федерального университета;

О. В. Фельде - доктор филологических наук, профессор, чл.-корр. Сибирской академии наук высшей школы, завкафедрой общего язы­кознания Красноярского государственного педагогического универси­тета им. В. П. Астафьева, руководитель Регионального лингвистиче­ского центра Приенисейской Сибири.

Ивакина Н. Н.

И17 Профессиональная речь юриста: учеб. пособие /

Н. Н. Ивакина. - М. : Норма, 2010. - 448 с.

ISBN978-5-468-00137-0 (в пер.)

Каждый юрист найдет здесь нужный для себя материал: о язы­ке закона и функциях языка права, об особенностях языка права,

о точности словоупотребления в письменной и устной речи, о композиции процессуальных актов, об изобразительных средст­вах в устной публичной речи, об оформлении научных работ.

В пособии анализируются ошибки, типичные для профес­сиональной речи юристов, и предлагаются варианты их исправ­ления.

Для студентов юридических вузов и факультетов, а также юристов - практических работников, желающих повысить культуру письменной и устной речи.

УДК 800.8.86:34(075.8) ББК 67.7я73

© Ивакина Н. Н., 2008 ISBN 978-5-468-00137-0 © ООО «Издательство НОРМА», 2008

Введение 15

Язык в профессиональной деятельности юриста 15

Функции языка права 15

Культура речи юриста 17

Юристы и лингвисты о языке юриспруденции 25

Лингвистические термины 29

Вопросы для самопроверки 30

Примерный план практического занятия 30

Часть 1. Функциональные разновидности юридической речи

Раздел 1. Разновидности письменной юридической речи 35

Тема 1. Официально-деловой стиль 35

Функции 36

Стилевые и языковые черты 37

Композиция юридических документов 42

Лингвистические термины 48

Вопросы для самопроверки 48

Примерный план практического занятия 49

Тема 2. Научный стиль 52

Функции и стилевые черты 52

Языковые характеристики 53

Подстили научного стиля 56

Оформление курсовых, дипломных работ 57

Лингвистические термины 62

Вопросы для самопроверки 62

Примерный план практического занятия 63

Раздел 2. Разновидности устной юридической речи 73

Тема 1. Устная монологическая речь юриста 73

Понятие ораторского искусства 73

Публичная лекция на правовую тему 75

Судебная речь 84

Лингвистические термины 90

Вопросы для самопроверки 90

Примерный план практического занятия 91

Тема 2. Устная диалогическая речь в официальной обстановке....96 Стилевые и языковые характеристики разговорной речи...97

Разговорные структуры в речи юриста 98

Вопросы для самопроверки 101

Задания 102

Часть 2. Функционирование языковых единиц в речи юриста

Раздел 1. Точность словоупотребления 105

Тема 1. Значение слова 105

Лексическое значение слова 105

Точность словоупотребления в речи юриста 109

Сочетаемость слов 111

Речевые ошибки, связанные с неточным выбором слова...114

Лингвистические термины 120

Вопросы для самопроверки 120

Примерный план практического занятия 120

Тема 2. Многозначные слова и омонимы 128

Понятие полисемии 128

Типы полисемии 129

Многозначные слова в речи юристов 130

Сочетаемость многозначных слов 132

Ошибки, связанные с употреблением многозначных слов 133

Омонимы 134

Лингвистические термины 136

Вопросы для самопроверки 136

Примерный план практического занятия 137

Тема 3. Стилистически окрашенная лексика 140

Функционально-стилевая окраска лексики 140

Экспрессивно-эмоционально окрашенная лексика 143

Стилистически окрашенная лексика в речи юриста 146

Лингвистические термины 147

Вопросы для самопроверки 147

Примерный план практического занятия 148

Тема 4. Синонимы 150

Типы синонимов 151

Функции синонимов в речи юристов 152

Ошибки в выборе синонимов 156

Вопросы для самопроверки 157

Примерный план практического занятия 158

Тема 5. Антонимы 160

Понятие антонимов 160

Функции антонимов в речи юриста 161

Вопросы для самопроверки 163

Примерный план практического занятия 163

Тема 6. Паронимы 165

Понятие паронимов. Паронимия 165

Паронимы в речи юриста 167

Парономазия 171

Вопросы для самопроверки 172

Примерный план практического занятия 172

Причины лексического заимствования 175

Заимствования из отдельных языков 177

Освоение иноязычной лексики 179

Иноязычная лексика в речи юриста 180

Вопросы для самопроверки 182

Примерный план практического занятия 183

Тема 8. Профессиональная юридическая лексика 186

Юристы о языке закона 186

Терминология права 188

Характеристики термина 190

Многозначные слова в функции терминов 197

Некоторые источники терминов права 200

Недочеты в терминологии права 202

Лингвистические термины 205

Вопросы для самопроверки 206

Примерный план практического занятия 206

Раздел 2. Точность употребления устойчивых словосочетаний 214

Тема 1. Фразеологические единицы в речи юриста 214

Понятие фразеологического оборота. Его характеристики 214 Использование юристами фразеологических оборотов 216

Ошибки в употреблении фразеологических оборотов 218

Лингвистические термины 219

Вопросы для самопроверки 219

Примерный план практического занятия 220

Тема 2. Юридические клише и штампы 222

Понятие речевого клише и штампа 222

Различение юридических клише и штампов 227

Состав юридических клише 231

Оценочные структуры в тексте закона 233

Клише в судебной речи 236

Лингвистические термины 238

Вопросы для самопроверки 239

Примерный план практического занятия 239

Раздел 3. Точность употребления морфологических единиц 246

Тема 1. Употребление форм имен существительных 246

Склонение фамилий 248

Варианты падежных окончаний имен существительных...250

Вопросы для самопроверки 253

Примерный план практического занятия 254

Тема 2. Употребление форм имен прилагательных 256

Синонимия полных и кратких форм

имен прилагательных 256

Синонимия форм степеней сравнения

имен прилагательных 258

Синонимические формы кратких имен прилагательных...259

Лингвистические термины 259

Вопросы для самопроверки 259

Примерный план практического занятия 260

Тема 3. Употребление имен числительных 262

Трудности в употреблении

количественных числительных 262

Трудности в употреблении

собирательных числительных 264

Лингвистические термины 266

Вопросы для самопроверки 266

Примерный план практического занятия 266

Тема 4. Употребление местоимений 268

Употребление личных местоимений 269

Употребление местоимений себя и свой 270

Синонимия определительных местоимений 271

Лингвистические термины 272

Вопросы для самопроверки 272

Примерный план практического занятия 273

Тема 5. Употребление форм глагола 276

Синонимия форм наклонений 276

Синонимия форм времени 278

Синонимия личных форм глаголов 279

Трудности употребления некоторых форм глаголов 280

Синонимия форм причастий и деепричастий 284

Лингвистические термины 285

Вопросы для самопроверки 285

Примерный план практического занятия 285

Раздел 4. Точность употребления синтаксических единиц 289

Тема 1. Функции порядка слов 289

Актуальное членение предложения 289

Прямой порядок слов 291

Расположение членов простого предложения 293

Обратный порядок слов 298

Лингвистические термины 301

Вопросы для самопроверки 302

Примерный план практического занятия 302

Тема 2. Варианты форм согласования 307

Согласование сказуемого с подлежащим 307

Согласование определения с определяемым словом 310

Вопросы для самопроверки 310

Примерный план практического занятия 311

Тема 3. Варианты форм управления 314

Управление предложное и беспредложное 314

Синонимия предлогов 315

Управление при переходных глаголах с отрицанием 316

Формы управления в языке права 317

Управление при однородных членах предложения 320

Вопросы для самопроверки 321

Примерный план практического занятия 321

Тема 4. Предложения с однородными членами 324

Функции однородных членов в тексте закона

и юридических документов 325

Однородные члены предложения в судебной речи 329

Ошибки в использовании

однородных членов предложения 330

Вопросы для самопроверки 333

Примерный план практического занятия 333

Тема 5. Параллельные синтаксические конструкции 337

Функции параллельных синтаксических конструкций

в речи юриста 338

Употребление причастных оборотов 341

Употребление деепричастных оборотов 344

Конструкции с отглагольными существительными 347

Лингвистические термины 348

Вопросы для самопроверки 348

Примерный план практического занятия 349

Тема 6. Употребление сложных предложений 355

Сложные предложения в тексте закона 355

Сложные предложения в процессуальных актах

и гражданско-правовых документах 358

Ошибки в сложных предложениях 359

Лингвистические термины 364

Вопросы для самопроверки 364

Примерный план практического занятия 364

Заключение 369

Литература 371

Приложения 383

словные сокращения

А. И. К. - А. И. Кулешова М. М. Т. -

А. И. Р. - А. И. Рожанский М. У. Г. -

А. И. У. - А. И. Урусов М. Ф. X. -

А. И. Ц. - А. И. Цубин Н. В. В. -

А. С. Э. - А. С. Экмекчи Н. В. К. -

    Ф. К. - А. Ф. Кони Н. И. X. -

    В. Ш. - В. В. Шапочников Н. П. К. -

В. Г. Д. - В. Г. Даев Н. П. Кан

В. Д. Г. - В. Д. Гольдинер О. В. Д. -

В. Д. С. - В. Д. Спасович О. С. П. -

В. И. Ц. - В. И. Царев П. А. А. -

В. И. Ш. - В. И. Шингарев П. А. Др. -

В. JI . Р. - В. J 1. Россельс Р. А. Р. -

Г. А. Б. - Г. А. Бородин С. А. А. -

Г. М. Ш. - Г. М. Шафир Ф. Д. И. -

И. 3. Ф. - И. 3. Фурер Ф. Н. П. -

И. М. К. - И. М. Кисенишский Ю. И. JI . - К. Ф. X. - К. Ф. Хартулари Я. И. Г. -

М. Б. Ч. - М. Б. Черняк Я. С. К. -

М. Г. К. - М. Г. Казаринов

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс РФ

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ

ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс РФ

ЖК РФ - Жилищный кодекс РФ

ЗК РФ - Земельный кодекс РФ

КоАП РФ - Кодекс РФ об административных правонарушениях

НК РФ - Налоговый кодекс РФ

СК РФ - Семейный кодекс РФ

ТК РФ - Таможенный кодекс РФ

ТрК РФ - Трудовой кодекс РФ

УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс РФ

УК РФ - Уголовный кодекс РФ

УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс РФ

Задумайтесь, почему мы с благоговением

произносим имена старых русских юристов?

Почему часто вспоминаем их?

В. М. Савицкий

...Нам нужно возродить старую русскую

юридическую школу -

подготовку людей высококвалифицированных, глубоко

интел­лигентных.

А. Б. Венгеров

...Нам не обойтись без высокой

гумани­тарной культуры юриста. Без культуры

нет права и нет правоведа.

И. И. Карпец (Из разговора за «круглым столом»

в редакции газеты «Неделя»)

Как музыканту нельзя без музыкального слуха, так и

людям, работающим со словом, нельзя без любовного

отношения кслову, без живого чувства языка.

Г. А. Золотова. Слово и штамп

Основы судебного красноречия (риторика для юристов). Ивакина Н.Н.

М.: Юристъ, 2007. - 46 4 с.

Данная работа является вторым изданием учебного пособия по курсу "Судебное ораторское искусство" и адресована студентам юридических факультетов вузов и техникумов, а также юристам - практическим работникам.

В пособии рассматриваются назначение и характерные особенности судебной речи как жанра ораторского искусства, способы и методы аргументации, речевые средства логичности и воздействия судебной речи, этика речевого поведения судебного оратора. Даются рекомендации по выбору и употреблению языковых средств и предупреждению речевых ошибок.

Пособие переработано и дополнено с учетом реформы судебной системы и состояния судебного красноречия в России. Во втором издании доработаны и систематизированы основные темы курса.

Молодым специалистам пособие поможет приобрести определенные умения и навыки в подготовке и произнесении судебной речи, в управлении вниманием судебной аудитории; опытным юристам поможет избавиться от некоторых ошибок.

Формат: doc / zip

Размер: 644Кб

Скачать:

RGhost

Оглавление
Условные сокращения
ВВЕДЕНИЕ
Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ
1. Понятие судебного красноречия
2. Речевая культура юриста
3. Качества воздействующей речи
Тема 2. СУДЕБНАЯ РЕЧЬ - ЖАНР ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА
1. Из истории судебного красноречия
2. Назначение судебной речи
3. Отличительные черты судебной речи
4. Диалогизированный монолог
Тема 3. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНОЙ РЕЧИ
1. Убедительность судебной речи
2. Логические ошибки в речи
3. Языковые средства, создающие логичность речи
Тема 4. КОМПОЗИЦИЯ СУДЕБНОЙ РЕЧИ
1. Логическая структура судебной речи
2. Лингвистический аспект композиции
Тема 5. СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Экспрессивность судебной речи
2. Средства эмоционального воздействия
Тема 6. ТЕХНИКА РЕЧИ - СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
1. Интонационно-выразительные средства
2. Произношение
3. Благозвучие
4. Ударение
Тема 7. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУДЕБНЫХ ПРЕНИЙ
1. Судебная этика
2. Этикет судебного оратора
3. Этика речевого поведения оратора
Тема 8. УСТНЫЙ ХАРАКТЕР СУДЕБНОЙ РЕЧИ
1. Спонтанность судебной речи
2. Разговорные конструкции в судебной речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
Словари
Приложение 1
СУДЕБНЫЕ РЕЧИ ИЗВЕСТНЫХ ЮРИСТОВ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
СУДЕБНЫЕ РЕЧИ СОВРЕМЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И АДВОКАТОВ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Приложение 2
Сноски