Лечение стертой дизартрии у детей. Стертая дизартрия

Дизартрия, если рассматривать с сугубо медицинской точки зрения – это нарушение в работе речевого аппарата.

Конкретное заболевание обуславливается наличием повреждений неврологического характера, в том числе — и коры головного мозга человека.

В основе данного нарушения лежит блокировка (частичная парализация) мышц речевого аппарата.

Разберемся, что такое легкая дизартрия, симптомы и методы лечения I степени псевдобульбарной формы нарушения, которая нередко именуется как стертая.

Терминология — формы и стадии нарушения

Выделяют несколько основных форм детской , в зависимости от расположения очага имеющегося нарушения:

  1. . Поражение большого количества нервных окончаний, что, в свою очередь, приводит к сковыванию определенных групп мышц, которые отвечают и влияют непосредственно на артикуляцию. Особенности — нарушение мимики.
  2. . Повреждение и дисфункция некоторых участков головного мозга, что приводит к парализации речевого аппарата. Характерный признак – монотонность произношения.
  3. Корковая . Одностороннее повреждение коры мозга, с нарушением некоторых структур. Главный симптом – нарушение произношения части слогов, а общая структура речи сохраняется.
  4. Мозжечковая . Нарушения речи в результате повреждений мозжечка. Характеризуется нестабильностью структуры речи ребенка – тональность и громкость постоянно изменяются.
  5. Подкорковая . Поражается часть головного мозга, отвечающая за нормальное формирование речи. Особенность – невнятность и смазанность произношения.
  6. Смешанная . Является следствием разнообразных травм ребенка возрастной группы до 2-х лет. Как особенность – сложение нескольких факторов, влияющих на формирование дизартрии.

Различают четыре степени дизартрической патологии, которые делятся согласно выраженности и тяжести :

  1. Степень I – стертая дизартрия. Зачастую выявляется в 5-ти летнем возрасте. Основные симптомы могут быть сходными с симптоматикой иных заболеваний нервной системы. Особенно заметно смешение звуков и подмена одних – другими. Большинство детей опускают часть звуков при произношении длинных слов.
  2. Степень II . Может характеризоваться достаточно ясной речью, но дефекты произношения особенно явны. Восприятие слов ребенка требует некоторых усилий.
  3. Степень III . Усугубление речи доходит до того момента, что посторонние люди практически не могут воспринять смысл слов, произносимых ребенком.
  4. Степень IV . Искажение речи достигает тех пределов, что даже близкие родственники не могут воспринять произносимое с первого раза. Кроме прочего, речь может отсутствовать вовсе.

Стертая дизартрия – переломный момент в развитии конкретного типажа неврологических патологий. Является наиболее легкой формой , своевременное выявление которой гарантирует полное излечение и возможность ребенка в дальнейшем вести нормальный стиль жизни.

Конкретный термин «стертая дизартрия», был впервые предложен доктором Токаревой, которая четко характеризовала проявления I степени дизартрии, как «стертые, в собственном проявлении, симптомы псевдобульбарной дизартрии».

Отличается особой трудностью при преодолении проблем с произношением. Дети, страдающие от конкретного типажа заболевания, произносят подавляющую часть звуков верно, но речевой поток ребенка слабо автоматизирован и отсутствует четкость дифференциации звуков.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и прогресс заболевания, возникают еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Зачастую, они таковы:

  • недостаток кислорода у развивающегося плода;
  • сильные токсикозы и гестозы;
  • невропатия или поражение почек;
  • вирусные заболевания I-II триместра;
  • родовые травмы;
  • слабость либо чрезмерная активность родовой деятельности матери;

Важно заметить проявления стертой дизартрии в как можно более раннем возрасте, так как успешное и полное ее излечение возможно лишь при обнаружении до 5-ти лет.

Лечение при обнаружении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями в психическом развитии ребенка. Также сложности возникают из-за того, что тело отчасти сформировано и наиболее активная стадия его роста завершена.

Особенности клинической картины

Причинами возникновения конкретной формы дизартрии является поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения и, как следствие – дальнейший прогресс болезни и поражение коры головного мозга.

При стертой форме дизартрии нарушения могут касаться нервов глазодвигательной системы, что приводит к второстепенному признаку в виде косоглазия.

Стертая дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • вялость речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык пациента практически неподвижны, при выполнении упражнений, относящихся к артикуляции, проявляется слабость выраженности;
  • заметны дрожание голоса и языка при гиперкризах, которые проявляются по причине напряжения лицевых мышц;
  • происходит искажение губ, что препятствует верному выполнению упражнений;
  • тонус лицевых мышц ослаблен, а контроль – занижен, как следствие — избыток отделяемой слюны.

Проявлениями, которые сопутствуют стертой дизартрии, можно указать:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная беспричинная утомляемость;
  • нарушение равновесия;
  • неспособность к имитации элементарных упражнений;
  • сложность ориентации в пространстве.

Условная классификация больных

Условно всех детей, с подтвержденным диагнозом стертая дизартрия можно разделить на три группы, исходя из того – какая именно функция нарушена:

  • дети, которые неспособны четко разделять звуки и воспроизводить интонации, единственно верные в той или иной ситуации. Сопровождается нарушениями пространственного восприятия;
  • пациенты с нарушениями восприятия звуковых моментов и неспособностью к четкому разделению звуков и воспроизведению требуемых интонаций. В речи могут присутствовать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные нарушения при раздельном произношении и восприятии звуков, интонаций, также присутствуют сложности при сложении слов и словоформ.

Диагностические критерии и методики

Определить присутствие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха при определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо своевременно заметить какие-либо нарушения и отправиться с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр у врача состоит из следующих этапов:

  • исследование и проверка присутствующих ;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверка работоспособности мышц лица, в частности – мимических;
  • проверка письменных способностей детей, старше 5-ти лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и прочего.

Выявив некоторые дефекты, относящиеся к заболеваниям невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для того, чтобы точно определить болезнь и стадию проводится комплекс медицинских мероприятий. При диагностике невролог направляет пациента на такие вспомогательные исследования:

  • исследование проводимости нервных импульсов.

Основываясь на полученных данных и опираясь на результаты дополнительных проверок невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Коррекция и лечение

Лечение проводится на основании поставленного диагноза, в случае стертой дизартрии, при адекватных методах коррекции обычно имеет место благоприятный прогноз, но требуется определить – нет ли еще каких либо сопутствующих невралгических заболеваний и нарушений.

Обязательные методы ее коррекции при стертой дизартрии:

  • обучение физиологически верному дыханию;
  • дыхательная гимнастика, направленная на речевое развитие и усиление голосовых связок;
  • массаж мышц речевого аппарата и дополнительные упражнения по развитию разговорного навыка;
  • назначение упражнений, направленных на развитие мелкой моторики, дети с подобным заболеванием часто имеют проблемы с каллиграфией;
  • корректировка произношения и развитие выразительной речи;
  • увеличение разговорной активности;
  • выполнение упражнений на развитие памяти и внимания.

Медикаментозное лечение

В качестве дополнительных назначений, иногда используют некоторые группы препаратов и , основное воздействие которых направлено на стимуляцию активности мозга, улучшение памяти и повышение уровня внимания.

В медикаментозное лечение при легкой форме дизартрии входят следующие препараты:

  • снимающие сосудистые спазмы – ;
  • – Энцефабол, Пантокальцин, прочие;
  • метаболические – Актовегин, Церебролизин, прочие;
  • седативные – Тенотен, Ново-пассит.

Профилактические меры

В качестве профилактических мер для предотвращения конкретного заболевания, требуется обратить самое пристальное внимание на период беременности и процесс родов.

Если своевременно предупредить гипоксию плода и уберечь ребенка от повреждений головы в процессе рождения, а также — в первые годы после, то дизартрия маловероятна.

Для полного исключения стертой дизартрии, родителям требуется:

  • регулярно посещать с ребенком логопеда , — если в возрасте года нет «агуканья», если в два года совсем не разговаривает, если до 3-х лет словарный запас слишком беден или нет произношения простых звуков, если в 3-5 лет нет четкости произношения или речь сильно отличается от речи сверстников – это повод для неотложного визита к логопеду;
  • разговаривать с ребенком и привить ему интерес к разговору;
  • вместе с ребенком тренировать речь – учить скороговорки;
  • оберегать ребенка от соприкосновения и попадания в организм токсических веществ ;
  • вести профилактику – шапка в холодный период обязательна, своевременное лечение простуд и ЛОР-заболеваний, регулярные визиты и лечение стоматолога.

При проявлении начальных симптомов дизартрии, необходимо посетить врача, не откладывая визит в больницу на потом. В случае своевременного обращения, все назначения и терапия могут быть ограничены кратким курсом медикаментозного лечения первопричины, то есть – нарушений в работе головного мозга, и направлением в специальную группу детей в детском саду. Обычно, в подобных группах проводят все необходимое обучение и коррекцию речи.

Очень часто у современных детей встречается патологии в произношении определенных слов. Проблема этого кроется в нарушениях нервного обеспечения речевого аппарата. При не полном (ограниченном) движении губ, языка и мягкого неба развивается затруднение в речи.

Это явление называется дизартрия. Причины дизартрии у детей могут быть очень различными, а сама патология конечно лучше поддается коррекции при первых ее проявлениях.

Дизартрия имеет несколько форм, которые отличаются друг от друга локализацией поражения:

  • Мозжечковая . У ребенка наблюдается изменение в громкости речи, он может тянуть слова. Причина – поражение мозжечка или мозга.
  • Бульбарная . Наблюдается нарушение речи и проблемы с глотанием. Причиной может быть поражение мышц, которые несут ответственность за артикуляцию. Возможен паралич языкоглоточного, подъязычного, лицевого, тройничного или блуждающего нерва.
  • Псевдобульбарная . Речь без эмоциональной окраски, причина – неправильная работа корко-ядерных путей.
  • Холодовая . Проблемы с речью возникают только в те моменты, когда температура воздуха повышается или понижается. Ее провоцирует нервно-мышечный синдром.
  • Корковая . Ребенок не меняет структуру слов, однако, слоги произносит неправильно. Возможной причиной является нарушение функциональности коры головного мозга, которое приводит к проблемам в работе мышц, принимающих участие в произношении слов.
  • Экстрапирамидная (подкорковая) . Речь невнятная, большинство звуков произносится назально. Проблема в подкорковых узлах.
  • Паркинсоническая . Замедленная, не совсем понятная речь. Наблюдается у больных паркинсонизмом.
  • Стертая . Ребенок не может произносить шипящие и свистящие звуки.

Это неврологическая классификация патологии. По выраженности дизартрия тоже имеет классификацию, она называется логопедической:

  • 1 степень – дефекты выявляются только при специализированном исследовании. Стертая форма дизартрии относится именно к этой степени.
  • 2 степень – речь понять можно, однако, все слышат ее дефекты.
  • 3 степень – только родители и близкие знакомые могут понять что говорит ребенок, все остальные понимают речь ребенка частично.
  • 4 степень – речь не может понять никто, либо она отсутствует вовсе.

Причины стертой дизартрии

Стертая дизартрия у детей – это барьерный момент при развитии какой-то конкретной патологии неврологического характера. Как правило, ее позиционируют как самую легкую форму псевдобульбарной. Если патология диагностируется и лечится на ранних этапах, то есть гарантия полного излечения от этого недуга.

Причины, которые могут вызвать данную патологию появляются у ребенка еще внутриутробно или при рождении, заключаются они в следующем:

  • гипоксия плода;
  • серьезные гестозы и токсикозы у матери;
  • почечные поражения или невропатия;
  • мать переболела вирусным заболеванием в начале беременности;
  • чрезмерная активность или, наоборот, слабость родовой деятельности;
  • родовая травма;
  • различные нейроинфекции.

Очень важно начать лечить патологию до 5 лет, так как только до этого возраста ее можно полностью устранить и обеспечить ребенку нормальное произношение всех слов. Лечение после 5 лет будет осложняться не только сформированным восприятием ребенка, но и нарушениями психического характера. В зрелом возрасте лечение патологии осложняется тем, что тело уже сформировано и активная стадия роста уже закончилась.

Клиническая картина

Симптомы стертой дизартрии развиваются на трех уровнях – артикуляционном, мелкой моторики и общей моторики. Ее можно распознать по следующим признакам:

  1. Ребенок быстро утомляется, активность, как правило снижена, движения ограничены. Малыш не может балансировать на одной ноге, плохо имитирует движения, практически не способен повторять элементарные физкультурные упражнения.
  2. Могут наблюдаться проблемы с обучением навыков самообслуживания, ребенок испытывает сложности в рисовании, а также в работе с мелкими предметами. В некоторых случаях может проявляться трудность в определении пространственного расположения предметов.
  3. Речь вялая, при этом язык и губы малоактивны, может наблюдаться парез мышц. Артикуляционные упражнения также даются ребенку с большим трудом. Кроме того, патология сопровождается изменением языка и его дрожанием – по этому признаку можно определить, что дизартрия стертая. Дизартрия может сопровождаться дрожанием голоса, такое явление наблюдается при условии, что мышцы лица напряжены. Нередко проявляется апраксия – затруднения при движении артикуляционного аппарата, при выполнении логопедических упражнений могут искривляться губы. Если у ребенка отмечается повышенное слюноотделение, то это указывает на слабый тонус мышц и проблемы с их управлением.

Перечисленные симптомы могут иметь сходство с другой патологией – дислалией – проблемы с произношением звуков. Но главным отличием этих патологий является правильное произношение отдельных звуков. При стертой дизартрии свистящие и шипящие или совсем не произносятся, или произносятся неправильно.

Врачи условно делят детей, у который имеется стертая дизартрия, на три группы:

  1. Дети с проблемами отличия звуков. Речевой аппарат в этом случае развит хорошо, а патология проявляется в том, что ребенку трудно произносить предлоги.
  2. На фоне патологии развивается расстройство фонематического слуха, при этом в речи ребенка имеются как грамматические, так и лексические ошибки.
  3. Недоразвитие фонематического восприятия, слоговые структуры строятся с трудом.

В связи с тем, что при стертой дизартрии детям сложно выражать свои мысли, у них может возникнуть расстройство восприятия, что может привести к различным психическим отклонениям.

Диагностика проблемы

Обследование пациентов со стертой дизартрии осуществляется не только логопедом, но и неврологом. Неврологическое обследование напрямую зависит от того какой клинический диагноз имеется у пациента. Очень важным и информационным обследованием является электрофизиологическое исследование – электронейрография, электроэнецефалография и прочие. Также показано МРТ головного мозга.

При логопедическом обследовании проводится оценка нарушения речи. Кроме того, специалист изучает строение артикуляционного аппарата и прочих показателей.

Если исследование проводится в уже зрелом возрасте, то проводят исследование письменной речи – переписывание текста, чтение, написание текстов под диктовку и прочие.

При диагностике очень важно дифференцировать патологию от дислалии, моторной алалии и от моторной афазии. Много информации по поводу дифференциации и диагностики патологии имеется в книге Архипова Е. Ф. «Стертая дизартрия у детей».

Коррекция патологии

Так как дизартрия не является отдельным заболеванием и часто наблюдается при патологиях нервной системы, все лечебные мероприятия должны иметь четкую схему. В нее должны входить как лечение основной патологии, так и логопедическая коррекция дизартрии. При этом обязательно должно учитываться состояние пациента и его возраст.

Методы лечения недуга комплексные, как правило, они состоят из следующих пунктов:

  • коррекция логопедического характера;
  • медикаментозные средства;
  • массаж;
  • гимнастика для дыхательных центров.

Все медикаментозные средства назначаются психоневрологом, однако, каких-то специализированных средств для лечения дизартрии не существует, поэтом специалист назначает препараты, которые способны лишь устранить симптоматику и облегчить состояние пациента. Чаще всего прописываются:

  • Магне В6;
  • препараты, снимающие сосудистые спазмы – Пантогам.

В особо тяжелых случаях назначаются:

  • препараты для сосудов – Циннаризин, Инстенон, Кавинтон и прочие;
  • ноотропные средства – Энцефабол, Пантокальцин;
  • средства для метаболизма – Актовегин, Церебролизин;
  • успокоительные – Тенотен, Персен.

Неплохой эффект дают Церебркурин, Пирацетам.

Что касается логопедической коррекции, то она основана на всестороннем развитии речи – это и фонематический слух, и словарь, и грамматическое построение.

Чтобы лучше развивать восприятие на слух, улучшить память и внимание, а также благотворно повлиять на дыхание, общую моторику и артикуляцию применяется специальная гимнастика. Она очень важна, так как дети с диагнозом дизартрия обычно испытывают большие затруднения в освоении навыков письменной речи. Речь идет о дыхательной гимнастике Стрельниковой, которая отлично регулирует речевое дыхание и помогает сделать речь более плавной.

Дыхательные упражнения побираются для каждого пациента разные, в зависимости от степени и типа дизартрии, но суть гимнастки состоит в резком дыхании носом, именно на этом будет акцентироваться внимание пациента. Носовые вдохи делаются естественно и без определенного ритма, таким образом гимнастика охватывает все части тела и провоцирует усиленную потребность организма в кислороде.

Лечение дизартрии начинают проводить в стационаре, а затем пациент может долечиваться амбулаторно. Целью лечения является устранение первопричины, которая вызвала патологию, курс лечения обычно составляет около полугода.

Лечебная физкультура имеет большое значение, так как все виды упражнений в этом случае направлены на общую моторику. Показан массаж, который должен проводиться осторожно, чтобы не спровоцировать дополнительный мышечный спазм.

Последствия, прогнозы, профилактика

Каких-то ярких и серьезных последствий и осложнений дизартрия не имеет. С прогрессированием патологии может развиться анартрия, в результате которой больной не сможет вообще произносить звуки. К тому же патология сопровождается сильным психологическим дискомфортом, который может отрицательно сказаться на психологическом состоянии пациента.

Что касается прогнозов, то принимая во внимание полиморфичность заболевания, то лучше всего подается логопедической коррекции именно стертая форма недуга. Если говорить о формах, которые провоцируют мозговые нарушения, то как правило, такие патологии лечению практически не поддаются и остаются на всю жизнь. Прогноз целиком и полностью зависит от формы заболевания, степени ее развития, возраста пациента, терпения и соблюдения всех врачебных рекомендаций.

Профилактических мероприятий по поводу дизартрии конечно нет. Однако, если при вынашивании ребенка, мать переболела инфекционными заболеваниями, были родовые травмы или прочие проблемы, которые могут спровоцировать дизартрию, необходимо более внимательно следить за психофизиологическим развитием ребенка. Кроме того, желательно не допускать патологического влияния психологических или физических факторов.

С детьми, которые имеют высокий риск развития дизартрии необходимо больше разговаривать, отвечать на их гуление, стимулировать лепет. Очень важно в раннем возрасте развивать хватательные движения, давать детям игрушки разной формы – в общем стараться развивать мелкую моторику.

Дизартрия представляет собой такого типа патологию, развитие которой обусловлено органическим поражением центральной нервной системы. Дизартрия, симптомы которой отличаются от иных форм, касающихся произношения, проявляется в виде нарушения у больного полностью речи, а не нарушения, отмечаемого в произношении отдельных типов звуков.

Общее описание

Данного типа нарушение возникает по причине недостаточности иннервации речевого аппарата, которая, в свою очередь, достигается за счет поражения соответствующих отделов мозга – подкорковых и заднелобных. У пациентов отмечается ограниченность в подвижности органов воспроизведения речи (губы, язык и мягкое нёбо), ввиду чего усложняется артикуляция (артикуляция определяется как совместно проводимая речевыми органами работа, в результате которой обеспечивается возможность произношения звуков в речи).

Дизартрия у взрослых проявляется без сопутствующих форм распада речевой системы (т.е. нарушение слухового восприятия речи, нарушение письма и чтения). Дизартрия у детей зачастую становится причиной нарушений, связанных с воспроизведением слов, что, в свою очередь, приводит к нарушению чтения и к нарушению письма, в некоторых случаях актуальность приобретает общее недоразвитие речи. При произношении звуков отмечается их нечеткость и «смазанность», что касается особенностей голоса, то при этом заболевании он может проявляться как в крайне слабой форме воспроизведения, так и, наоборот, в очень резкой. В речи отсутствует характерная для нее плавность, дыхание в ритме сбивается, изменениям подвергается и темп речи, который то замедлен, то ускорен.

В зависимости от клинико-психологической характеристики, дети с дизартрией определены в неоднородного типа группу, причем в ней нет взаимосвязи тяжести проявления этой патологии со степенью выраженности психопатических форм отклонений. Следует отметить, что дизартрия, равно как и тяжелые ее формы, проявляться может даже у детей при сохраненном у них интеллектом, в то время как ее легкие проявления могут проявляться и у этой группы детей, и у детей, для которых актуальны нарушения интеллектуального развития.

В зависимости от особенностей, выделенных в каждом конкретном случае для психофизического развития детей с дизартрией, клинико-психологическая характеристика основывается на следующем разделении пациентов на группы:

  • дизартрия, проявляющаяся у детей с нормальным уровнем психофизического развития;
  • дизартрия у детей при гидроцефалии;
  • проявление дизартрии у детей при олигофрении;
  • дизартрия при ДЦП;
  • проявление дизартрии у детей при ЗПР (т.е. при задержке психического развития);
  • дизартрия у детей при ММД (минимальная форма мозговой дисфункции).

Последний вариант, связанный с минимальной формой дисфункции при дизартрии у детей, проявляется достаточно часто, отмечается он в коллективах среди детей, обучающихся в специализированных дошкольных и школьных учреждениях. В этом случае к недостаточности речи добавляются также нарушения памяти, внимания, волевой и эмоциональной сферы, интеллектуальной деятельности, легкие формы двигательных расстройств, замедленность формирования определенных корковых функций высшего порядка.

Проявление двигательных нарушений преимущественно отмечается в рамках более поздних сроков формирования у пациентов двигательных функций, в особенности таких из них как развитие самостоятельной возможности сидения, ползания, хождения, захвата пальцами предметов с последующей манипуляцией ими и пр.

Нарушения эмоциональные и волевые заключаются в проявлении повышенной степени эмоциональной возбудимости, а также в общей истощаемости, характеризующей состояние нервной системы. В период первого года жизни отмечается беспокойность детей, им требуется постоянное внимание, также они плаксивы. Актуальны нарушения аппетита и сна, имеется предрасположенность к диатезу, расстройствам ЖКТ, а также к срыгиванию и к рвоте. Зачастую детей характеризует повышенная метеозависимость.

В период дошкольного возраста отмечается двигательная беспокойность, склонность к повышенной раздражительности и переменчивости настроений, суетливость, дети непослушны и грубы. Усиление двигательного беспокойства происходит в ситуации, когда ребенок переутомлен, вплоть до истероидных реакций.

И хотя у детей не появляются выраженные формы парезов и параличей, моторика их преимущественно неловкая, отмечается и недостаточность ее координации. Помимо этого актуальны проблемы с неловкостью в реализации навыков, касающихся самообслуживания, отставанием от сверстников по части точности и ловкости в выполнении движений. Готовность руки в отношении письма также развивается с задержкой, по этой причине длительное время отсутствует практический интерес к ручной деятельности (лепка, рисование и пр.), у них плохой почерк (школьный возраст). Выраженный характер имеют нарушения, связанные с интеллектуальной деятельностью, что проявляется в пониженной умственной работоспособности, пониженном внимании и в нарушениях памяти.

Дизартрия: причины

В целом дизартрия является проблемой глобального масштаба, потому как распространение ее, как мы отметили, приходится полностью на функцию речи, а не на отдельные элементы в ней. Соответственно, рассматривается в таком случае органическое поражение, которому подверглась ЦНС, за счет чего для ребенка актуальна резкая ограниченность в движении мускулатуры.

В качестве наиболее существенного варианта рассматривается поражение мозга, на фоне которого и развивается дизартрия. Зачастую причиной этого становится перенесение матерью какого-либо инфекционного заболевания в период беременности, а также серьезной формы токсикоза. В рамках беременности помимо этого рассматриваются такие варианты воздействия, ведущие к дизартрии, как патологическое развитие плаценты, стремительные или, наоборот, затяжные роды. При родах актуальны такие виды травм как рождение при асфиксии, кровоизлияние в мозг, черепно-мозговая травма и пр.

Помимо этого учитывается в качестве возможного фактора, спровоцировавшего заболевание, перенесение ребенком инфекционных болезней, поражающих мозг и его оболочки (менингит, менингоэнцефалит и пр.).

Следует отдельно отметить, что помимо связи с другого типа патологиями, дизартрия может выступать и в качестве симптома детского церебрального паралича (ДЦП). В этом случае причины связи изучены недостаточным образом. Относительно недавно придерживались теории о том, что ДЦП является результатом родовой травмы, однако в рамках проводимых исследований выяснилось, что порядка в 80% случаев данная патология имеет врожденный характер, соответственно, развивается ДЦП внутриутробно. На процессе родовой деятельности эта патология может сказаться, кроме того, актуальная патология родовой деятельности может спровоцировать усугубление первопричины.

Классификация дизартрии

В зависимости от степени выраженности дизартрия может проявляться в нескольких разновидностях форм:

  • стертая дизартрия – симптоматика (речевые, психологические и неврологические проявления) имеет, соответственно, стертый вид, что нередко дает основания спутать дизартрию с таким нарушением как дислалия (данное нарушение проявляется в том, что дети, имея нормальный слух и при сохранности у них речевого аппарата, имеют проблему, связанную со звукопроизношением); отличие одного варианта от другого заключается в наличии при дизартрии очаговой формы неврологической микросимптоматики;
  • выраженная дизартрия – в данной форме ребенок использует речь, но она при этом характеризуется как малопонятная и нечленораздельная; звукопроизношение нарушено, нарушения проявляются также в интонационной выразительности, в голосе и в дыхании;
  • анартрия – эта форма выраженности дизартрии сопровождается абсолютным отсутствием у ребенка возможности произносить речь.

В зависимости от конкретной области локализации дизартрия может сопровождаться периферическим или центральным параличом. При периферическом параличе поражению подвергается, соответственно, периферический двигательный нейрон в сочетании с его связями с мышцами. При центральном параличе поражению подвергается центральный двигательный нейрон, а также связи, существующие между ним и периферическим нейроном. При периферическом параличе у больных снижены или полностью отсутствуют рефлексы и мышечный тонус, помимо этого актуальна атрофия мышц. Что касается центрального паралича, то развивается он, как отмечено, за счет поражения центрального двигательного нейрона, причем поражение это возникает в рамках любого его участка (т.е. это может быть спинной мозг, ствол головного мозга, кора головного мозга (двигательная зона)).

Периферический паралич в основном отражается на совершении непроизвольных и произвольных движений, паралич центральный – в основном лишь на движениях произвольных. Периферический паралич сопровождается нарушением диффузного масштаба по части артикуляционной моторики, а центральный паралич определяет нарушение в тонких дифференцированных движениях. Отличия существуют и в особенностях мышечного тонуса: центральный паралич сопровождается преобладанием повышенного мышечного тонуса (что определяется как его спастичность); периферический паралич характеризуется практическим отсутствием тонуса.

Относительно звучания при периферическом параличе определяется сведение артикуляции гласных к звуку нейтрального характера, а звонких согласных и гласных – к глухому. В таком случае рассматривается бульбарная дизартрия. Бульбарная форма патологии нередко сочетается с появлением у пациентов расстройств глотания. Кроме того, бульбарная дизартрия также является одним из симптомов патологии – бульбарного синдрома. Что касается центрального паралича, который определяет такую форму нарушения как псевдобульбарная дизартрия, то в его случае артикуляция гласных сдвигается назад, звучание согласных может быть как приглушенным, так и звонким. Речь у больных становится монотонной. Данная форма заболевания также может выступать в качестве симптома, относясь, на этот раз, к такой патологии, как псевдобульбарный синдром.

Помимо бульбарной и псевдобульбарной формы заболевания, существует корковая дизартрия , обуславливается она тем, что поражению подлежат отделы мозга, непосредственным образом связанные с функциями тех мышц, которые принимают прямое участие в процессах артикуляции. Особенность этой формы заболевания заключается в расстройстве произнесения, касающегося слогов, при котором, между тем, сохраняется правильная структура произносимого слова.

Следующая форма заболевания – мозжечковая дизартрия. Обуславливается она тем, что поражению подвергается мозжечок (не исключается и поражение проводящих путей). Характеризуется мозжечковая дизартрия тем, что речь при ней становится скандированной и растянутой, модуляция подлежит нарушению, меняется и громкость.

Экстрапирамидная дизартрия (или подкорковая, гиперкинетическая дизартрия) проявляется на фоне поражения, затрагивающего подкорковые узлы в сочетании с их нервными связями. В данном случае отмечается смазанность и невнятность речи, также отмечается ее носовой оттенок. Резким образом нарушена просодика речи (т.е. интонационно-выразительная ее окраска), темп речи.

Следующий вид дизартрии – паркинсоническая дизартрия , диагностируется она при паркинсонизме. Основные особенности заключаются в невыразительности и замедленности речи, а также в общем нарушении голосовой модуляции. Лечение в данном случае подразумевает под собой необходимость в терапии, направленной в адрес заболевания, являющегося в этом случае основным.

И, наконец, экстрапирамидная дизартрия и холодовая дизартрия. В первом случае развитие заболевания обуславливается актуальностью поражения стриопаллидарной системы, во втором нарушение является симптомом, возникающим при миастеническом синдроме и, собственно, при миастении. Останавливаясь на холодовой дизартрии можно выделить ее особенности, которые заключаются в появлении затруднений, связанных с артикуляцией в результате нахождения в условиях пониженной температуры, а также при разговоре на улице. Лечение холодовой дизартрии требует изначального лечения заболевания, являющегося при ней основным. Примечательно, что именно это нарушение нередко является единственным симптомом, указывающим на актуальность для больного скрытой формы течения заболевания в виде миопатии или врожденной недиагностированной его формы.

Дизартрия: симптомы

Дизартрия на различных уровнях ее проявления характеризуется нарушением передачи импульсов от коры мозга к ядрам области черепно-мозговых нервов. Учитывая эту особенность, не происходит поступления к мышцам соответствующих нервных импульсов (а это мышцы артикуляторные, голосовые и дыхательные), вследствие чего нарушению подлежит функция основного типа тех черепно-мозговых нервов, которые непосредственным образом относятся к речи (блуждающий, подъязычный, лицевой, тройничный и языкоглоточный).

За счет тройничного нерва обеспечивается иннервация нижней части лица и жевательных мышц, поражение этого нерва определяет актуальность возникновения трудностей, связанных с открыванием/закрыванием рта, а также с движениями, осуществляемыми нижними челюстями, с глотанием и жеванием.

За счет подъязычного нерва обеспечивается иннервация мускулатуры, сосредоточенная в области двух находящихся спереди третей языка. Соответственно, при поражении лицевого нерва возникают определенные нарушения по части подвижности языка, помимо этого возникают трудности в его удержании в определенном заданном положении.

Иннервация мимической лицевой мускулатуры обеспечивается, соответственно, лицевым нервом. Поражение этого нерва приводит к маскообразному и амимичному лицу, а также к появлению трудностей, связанных с зажмуриванием глаз, попытками надуть щеки или нахмурить брови.

Иннервация задней трети языка обеспечивается языкоглоточным нервом, помимо этого он иннервирует мягкое нёбо и глоточные мышцы. В случае поражения этого нерва голос обретает носовой оттенок, глоточный рефлекс снижается, маленький язычок отклоняется в сторону.

Что касается блуждающего нерва, то им иннервируются мышцы глотки, мягкого нёба, гортани, дыхательной мускулатуры и голосовых складок. При поражении блуждающего нерва мышцы глотки и гортани начинают работать неполноценно, нарушению подлежат и функции дыхания.

В рамках раннего периода проявления дизартрии при этих нарушениях у детей грудного возраста отмечаются следующие симптомы: паретичность мышц приводит к затруднению грудного вскармливания (прикладывание к груди осуществляется к 3-7 суткам, то есть поздно), характерно поперхивание, частое срыгивание и вялость сосания.

Ранний этап развития детей может сопровождаться в этом случае отсутствием лепета, те же звуки, которые появляются, звучат гнусаво. С задержкой дети произносят и первые слова (в основном в 2-2,5 года), последующее развитие их речи сопровождается неправильностью произношения почти всех видов звуков.

Дизартрия также может сопровождаться артикулярной апраксией, под чем подразумевается нарушение в процессе произвольно выполнимых движений артикуляционными органами. Причиной возникновения артикуляторной апраксии может выступать недостаточность у детей в артикулярной мускулатуре кинестетических ощущений.

У нарушений, связанных со звукопроизношением, и возникших на фоне артикулярной апраксии, имеются две основные особенности, заключаются они в следующем:

  • изменению и искажению подлежат звуки, находящиеся в непосредственной близости друг с другом в области их артикуляции;
  • возникающие нарушения звукопроизношения характеризуются собственным непостоянством, соответственно, это определяет случаи, при которых ребенок может произносить те или иные звуки и в правильном варианте, и в варианте неправильном.

Артикуляторная апраксия может проявляться в двух вариантах:

  • артикулярная кинестетическая апраксия – непосредственным образом связана с патологией в области теменных отделов мозга, что, в свою очередь, сопровождается возникновением трудностей по части нахождения отдельного варианта артикуляторной позы;
  • артикулярная кинетическая апраксия – обуславливается возникновением патологии в области премоторных отделов головного мозга, проявляется это в форме нарушения динамической организации в артикуляторных движениях, из-за чего затрудняется возможность перехода от одного звука к другому.

Кроме того, симптомы дизартрии сопровождаются различными повторами слогов и звуков, их вставками, перестановками и пропусками. В физическом плане дети неуклюжи, нередко спотыкается и падает, актуальны затруднения, связанные с выполнением физических упражнений (заметно это в частности при сравнении с другими детьми). Из-за нарушения мелкой моторики рук у детей возникают проблемы со шнуровкой, с застегиванием пуговиц и пр.

Стертая дизартрия: симптомы

На данной форме заболевания хотелось бы остановиться в отдельности, хотя бы по той причине, что она не только является одной из форм дизартрии, но и находится, так сказать, в смежном состоянии при рассмотрении дизартрии и дислалии. Внешние проявления этой формы позволяют ей быть сопоставимой с дислалией, однако наличие у нее собственного и специфического механизма, характеризующего ее как отдельное нарушение, определяет некоторое отстранение от этой связи, потому как заключается оно в трудности его преодоления.

Как нами уже отмечено, стертая дизартрия выступает в качестве одного из вариантов форм дизартрии, при котором возникают нарушения, связанные со звукопроизношением и с просодической стороной в речи. Возникают эти нарушения на фоне актуальности очаговой формы неврологической микросимптоматики.

  • Неречевая симптоматика стертой формы дизартрии

Неврологический статус определяет, как мы уже выделили ранее, актуальную неврологическую микросимптоматику, она, в свою очередь, проявляется в виде синдромов с сопутствующим поражением ЦНС, а это:

Стертые формы парезов (форма ослабления произвольных движений);

Слабовыраженные формы гиперкинезов (автоматические движения насильственного характера, возникающие в результате сокращения мышц, осуществляемого непроизвольным образом), проявляющиеся в лицевой мимической мускулатуре;

Изменения мышечного тонуса;

Появление тех или иных форм патологических рефлексов и пр.

Подавляющим образом черепно-мозговые нервы поражаются из-за подъязычного нерва, в результате чего проявляется определенная ограниченность в движениях языка (вперед, вниз, в стороны и вверх), неудобство занятия им определенного положения, слабость в половине языка, пассивность в его кончике, повышенное слюнотечение и пр.

Некоторые случаи течения стертой формы дизартрии сопровождаются поражением иного типа. Так, в частности, речь идет о поражении, касающемся глазодвигательных нервов, что, в свою очередь, проявляется в виде одностороннего птоза, косоглазия. Тяжелые варианты расстройств языкоглоточного, блуждающего и тройничного нерва при стертой форме дизартрии преимущественно отсутствуют. Между тем, нередко у детей можно наблюдать сглаживание носогубных складок в одностороннем варианте проявления, что происходит из-за состояния асимметрии, возникающего со стороны лицевых нервов. Помимо этого возможным вариантом рассматривается недостаточность мышечного тонуса области мягкого неба, что, в свою очередь, приводит к появлению в голосе гнусавости.

Со стороны рефлекторной сферы также проявляется своя симптоматика, заключаться она может в появлении у больных патологических видов рефлексов. Вегетативная нервная система определяет появление таких симптомов, как потливость стоп, потливость ладоней и пр.

В речевой моторике определяется истощаемость и низкое качество выполняемых движений, что касается в частности недостаточной плавности, точности и неполного ее объема. Ярче всего моторная симптоматика проявляется в результате выполнения сложного типа движений, при которых ими необходимо четко управлять, обеспечивая при этом правильность по части пространственно-временной их организации.

Собственные особенности имеются и со стороны психического статуса в рамках стертой формы дизартрии. Проявляются они в недостаточности определенных психических процессов, что касается в частности памяти, внимания, зрительной и слуховой форм восприятия, мыслительных операций. Познавательная активность также у детей подлежит снижению.

  • Речевая симптоматика стертой формы дизартрии

В данном случае, как можно предположить, нарушения отмечаются по части звукопроизношения: звуки искажаются, исключаются, заменяются. Дети стремятся упростить по максимуму артикуляцию, заменяя, таким образом, сложные звуки на простые (по части свойственным им артикуляционно-акустическим особенностям). Чаще всего искажению подлежат свистящие и шипящие, а также переднеязычные звуки.

Актуальны и просодические нарушения, при которых отмечается маловыразительность и монотонность речи, пониженный (в большинстве случаев) и ускоренный/замедленный тембр. Голос в основном у детей тихий. Довершением этой симптоматики выступает присоединение нарушений, касающихся фонематического слуха (под этим термином определяется способность к выделению, различению, воспроизведению звуков речи, то есть это не что иное, как речевой слух). Такие нарушения в основном по характеру вторичны, потому как собственная речь в ее «смазанном» варианте не определяет возможности формирования адекватного слухового восприятия и соответствующего контроля.

Лечение

Лечение дизартрии определяет необходимость комплексного подхода к обеспечению должного лечебно-педагогического воздействия. Коррекция дизартрии производится в комплексе с лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Важная роль отводится всестороннему развитию речи (фонематический слух, грамматический строй, словарь), потому как у детей с дизартрией в рамках школьного обучения возникают трудности по части усвоения письменной речи. В идеале детям с данным заболеванием следует обучаться в специальных логопедических группах (детский сад) и в речевых школах (соответственно, в школьные годы). Относительно прогноза по дизартрии у детей нет четко определенного результата.

Основная цель, которой придерживаются в лечении этого заболевания, заключается в реализации мер, ориентированных на достижение результатов, при которых речь ребенка будет понятна окружающим. Коррекция речи при этом заболевания осуществляется логопедом.

Нарушение при произношении слов из-за проблем с иннервацией речевого аппарата сегодня встречается довольно часто. Ограниченность в движении губ, мягкого неба и языка приводит к затруднению речи или дизартрии .

Причины возникновения болезни разнообразны. Поэтому необходимо при первых же признаках провести диагностику, начать лечение.

Формы дизартрии

Формы этой детской патологии зависят от того, какое место подверглось поражению:

  • Бульбарная — подъязычный, тройничный, лицевой, блуждающий и языкоглоточный нерв парализован. В результате этого происходит поражение мышц, отвечающих за артикуляцию. Сопутствующим фактором этой формы становится проблема с глотанием.
  • Псевдобульбарная – нарушение в работе корко-ядерных проводящих путей. Главным признаком аномалии становится монотонная речь. Псевдобульбарная дизартрия имеет три степени – легкая, средняя, тяжелая.
  • Мозжечковая – поражение малого мозга или мозжечка делает речь тягучей с меняющейся громкостью.
  • Корковая – из-за повреждения коры головного мозга нарушается работа мышц, участвующих в произношении слов. При этой форме болезни структура слов остается без изменений, но произношение слогов изменяется.
  • Подкорковая или экстрапирамидная возникает в связи с нарушением в подкорковых узлах. Смазанная, невнятная речь с назализацией относится к главным симптомам.
  • Стертая дизартрия выражается нарушением произношения свистящих и шипящих звуков. Является патологией, связанной с микрооргоническим поражением головного мозга невыраженной этимологии.
  • Холодовая проявляется при нервно-мышечном (миастеническом синдроме). Речевые проблемы проявляются у ребенка в момент, если он находится в месте, где температура, повышенная или пониженная.
  • Паркинсоническая дизартрия развивается у больных паркинсонизмом. Речь становится невнятной, замедленной.

Задай вопрос врачу о своей ситуации

Степени

Помимо неврологической классификации патологии, есть еще логопедическая .

Она основывается на понимании речи ребенка окружающими и имеет несколько степеней:

  • К I степени относится стертая форма дизартрии. Дефекты могут быть выявлены только путем специального исследования.
  • При II степени речь остается понятной, но ее дефекты заметны всем.
  • Речь детей с III степенью понятна только родителям, знакомым. Посторонние понимают частично, то, о чем говорит малыш.
  • При IV степени речь ребенка полностью отсутствует или ее не могут понять даже родители.

Важно! Разные формы дизартрии начинают проявляться по-разному. Поэтому каждый конкретный случай требует индивидуальное лечение и подход.

Диагностика дизартрии

Все главные формы дизартрии имеют очаговое поражение мозга с неврологическими признаками.

Для правильного диагноза необходимо провести специальное неврологическое обследование:

  • Электроэнцефалографию;
  • Электромиографию;
  • Электронейрографию;
  • Магнитную стимуляцию трансканальную;

Страдающий дизартрией ребенок имеет нарушение техники речи, а не ее праксические функции. Это значит, что малыш, несмотря на дефекты, логически выражает свои мысли, понимает услышанное или написанное.

При дизартрии проводится дифференциальный диагноз .

Основан он на общем обследовании с учетом:

  • нарушений речевых или неречевых;
  • психоневрологического состояния и возраста ребенка.

Важно! На сегодняшний день созданы способы для определения дизартрии на ранних сроках.

Дизартрия чаще всего проявляется наличием псевдобульбарных симптомов. Признаки заметны даже у новорожденного.

Симптоматика этого вида проявляется:

  • Слабым криком или его отсутствием.
  • Сосательный рефлекс нарушен – младенец захлебывается, из носа может вытекать молоко.
  • Малыш плохо сглатывает или вообще не может глотать, синеет.

При тяжелой форме болезни ребенок не берет грудь. Его кормление осуществляется при помощи зонда.

С возрастом у детей, страдающих дизартрией, наблюдается:

  • Частичная артикуляция, стабильный дефект произношения.
  • Язык в ротовой полости расположен неправильно.
  • Проблемы с речевым дыханием и задержка в развитии речи.

По этим признакам специалисты могут поставить диагноз. Для проведения дифференциальной диагностики были выделены основные признаки.

К ним относятся:

  • Проблемы с артикуляцией — тремор языка, неполное загибание кончика языка вверх;
  • Присутствие синкинезии – при движении языка происходит движение пальцев на руках;
  • Просодические расстройства;
  • Произношение замедленно;
  • Проблемы с удержанием артикуляции;
  • В переключении произношения возникают трудности;
  • Устойчивые нарушения с произношением звуков и в автоматизации поставленных звуков.

Для вынесения правильного диагноза прибегают к функциональным пробам . Логопед может попросить малыша открыть рот и высунуть. Его следует неподвижно удержать посередине рта.

Вместе с этим, ребенку демонстрируют разные передвигаемые предметы в боковом направлении. Он должен следить за ними, не забывая удерживать язык в нужном положении. Если язык малыша совершает движение одновременно с глазами, то это говорит о наличии дизартрии .

Во время обследования специалист:

  • Уделяет внимание произношению в момент покоя, при общих движениях и в момент мимики.
  • Также учитывается объем движения, темп, наличие рефлекторных содружественных движений конечностей.
  • А также точность , плавность и соразмерность при переключении.

При диагностике письменной речи выполняются задания:

  • по списыванию текста;
  • по написанию диктанта;
  • чтению отрывков и понимания прочитанного.

Важно! При вынесении диагноза следует проводить разграничение дизартрии от моторной алалии, афазии и дислалии.

Лечение

Главное направление в лечении дизартрии – это развить у малыша правильную речь, которая не будет мешать общению и обучению в дальнейшем навыкам чтения и письма.

Для терапии дизартрии специалист назначает комплексное лечение . Оно сочетает в себе медикаменты, занятия с логопедом и реабилитацию.

Медикаментозное лечение

Медикаментозное лечение проводится с применением ноотропов. Они специфически влияют на функции мозга, умственную деятельность, улучшают память. Стимулируют интеллектуальную деятельность и познавательные функции ребенка.

К таким лекарствам относятся:

  • Гопантеновая кислота или пантогам;
  • Энцефабол;
  • Церебролизин;
  • Глицин;
  • Семакс;
  • Фенибутс;
  • Кортексин.

Логопедическая работа с дизартрией и методы коррекции

Логопедическое лечение строится на специально подобранных занятиях. Специалистом составляется речевая карта, в которой содержатся данные диагностики, план коррекции, описание упражнений.

Логопеды при работе с такими детьми обращают внимание на всестороннее развитие речи ребенка:

  • грамматический строй;
  • фонетический слух;
  • словарный запас.

Специалистами, при занятиях, используются компьютерные тренажеры, программы, способные справиться с проблемой.

Важно! Логопедические занятия осуществляются в группе или индивидуально. Есть специализированные группы, детские сады, школы.

Реабилитация при дизартрии включает в себя:

  • акупрессуры;
  • точечный и сегментарно-рефлекторный массаж;
  • гирудотерапию;
  • иглоукалывание;

На занятиях по коррекции дефекта проводится развитие:

  • мелкой моторики – гимнастика для пальчиков;
  • моторика речевого аппарата – артикуляционная гимнастика и логопедический массаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • голосовые упражнения;
  • исправление и закрепление нарушенного звукопроизношения;
  • развитие речевой коммуникации и выразительной речи.

В зависимости от степени тяжести и вида дизартрии различаются способы работы по коррекции.

Основные этапы работы:

  • развитие мышечного тонуса речевого аппарата при помощи массажа;
  • формирование правильного произношения путем специальных упражнений;
  • при помощи уже поставленных звуков проводится обучение правильной артикуляции.

Важно! Нетрадиционные формы лечения дизартрии – дельфинотерапия, пескотерапия, изотерапия имеют положительные результаты.

Упражнения

При лечении заболевания нужно тренировать дыхательную систему. Для этого можно делать упражнения по методу А. Стрельниковой . Они представляют собой резкие вздохи при наклоне и выдохи при выпрямлении.

Хороший результат дают самостоятельные занятия. После консультации у специалистов, можно проводить лечение в домашних условиях.

Несложные упражнения по коррекции и развитие речи можно делать поочередно:


  1. Щеки и губы надуть;
  2. Поочередно раздувать щеки;
  3. Втягивать щеки между зубов;
  4. Имитировать сосательные движения;
  5. Делать вибрацию губами.
  • Гимнастика для нижней челюсти:
  1. Щелкая зубами открывать и закрывать рот;
  2. Взрослый пытается вытащить изо рта ребенка, зажатый в зубах бинт. Можно использовать леденец на палочке. Чем меньше он станет в размере, тем сложнее будет выполнить задание.
  • Упражнение для языка:
  1. Положить кусковой сахар за щеку малыша и попросить его рассосать;
  2. Облизывание губ.

Скороговорки, потешки помогают развить звукопроизношение.

Прогноз дизартрии

Своевременная диагностика и вовремя начатая терапия по коррекции дизартрии может дать хорошие результаты. Немаловажно в борьбе с недугом усердие самого пациента и его близких. Особенно эффективно это при стертой дизартрии .

Детям с тяжелой формой заболевания можно слегка улучшить речевые функции.

Профилактика расстройства произношения у детей с перинатальными поражениями заключается в медико-педагогической работе на ранних стадиях. Также следует ограждать малыша от травм, токсических воздействий и нейроинфекций.

Поддержка ребенка больного дизартрией родными и близкими людьми имеет немаловажное значение. Малышу необходимо сформировать стимул для самостоятельных упражнений и занятий. Для этого его необходимо хвалить при любых результатах. Это придаст ребенку уверенность в себе.

Важно! Ребенок должен всегда чувствовать любовь от родных людей, не зависимо ни от чего.