Логопедический массаж по методике дьяковой. Дьякова Е.А
Дьякова Елена Александровна
профессор
президент Международного Института Речевой Патологии
член Международной ассоциации плавной речи,
член Международного комитета орофациальных миофункциональных наук,
действительный член Ассоциации практических психологов Гипнарт
В 1985 году Елена Александровна Дьякова с отличием окончила дефектологический факультет Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В.И. Ленина по специальности «Логопедия».
Елена Александровна имеет стаж педагогической работы — 32 года, стаж логопедической работы — 25 лет. Защитила диссертацию по теме: «Монологическое высказывание взрослых заикающихся» . После окончания института работала в должности логопеда «Лаборатории функциональных и других видов патологии речи» Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, а также в Центре патологии речи и нейрореабилитации. С 1996 г. работала в должности доцента кафедры специальной педагогики и психологии Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области.
Е.А. Дьякова является автором целого ряда собственных логопедических методик и технологий.
Еленой Александровной разработан метод логопедического массажа, использование которого значительно повышает эффективность коррекционной работы с лицами, страдающими речевой патологией. Автор учебного пособия «Логопедический массаж» (2003, М., Академия) регулярно проводит мастер-классы и семинары по обучению логопедов своему методу.
Елена Александровна — автор ряда педагогических технологий в области преодоления такого тяжелого речевого расстройства, как заикание. Оригинальная программа «Двухнедельной коррекционной работы с родителями, чьи дети начали заикаться, дает высокий результат, так как ею разработан новый подход к коррекции речевых нарушений при дизартрии, с использованием мануальных техник.
Ее научные интересы нашли свое отражение в многочисленных научных и учебно-методических работах, в нескольких учебниках и учебно-методических пособиях по речевой патологии для логопедов и родителей.
Теоретические и практические рекомендации автора по преодолению заикания, а также его профилактике и правильному речевому развитию детей дошкольного возраста применяют логопеды-практики, воспитатели специальных и массовых детских садов, учителя общеобразовательных школ, а также родители, имеющие заикающихся детей. Особый интерес представляет учебное видеопособие для молодых родителей «Развитие речи у дошкольников», в котором даются практические советы родителям по речевому развитию и профилактике заикания у детей.
Многие работы Елены Александровны Дьяковой отмечены наградами и дипломами. Учебник «Логопедия. Заикание» для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» награжден дипломом II степени на конкурсе «Лучший учебник года». С мая 2003 г публикуется практическое пособие для логопедов «Логопедический массаж» имеющее гриф УМО, которое пользуется большой популярностью не только среди логопедов и медицинских работников, но также и среди родителей, имеющих детей с речевой патологией.
Е.А. Дьякова принимает активное участие в научных конференциях и конгрессах, посвященных проблемам языка, речи, речевой патологии, дизартрии и заикания, как в России так и за рубежом. Она принимала участие в более чем 20 конгрессах и симпозиумах, в том числе в Германии, Бельгии, Дании, Франции, Португалии, Великобритании, Хорватии, США и др.
Елена Александровна ведет большую работу по повышению профессиональных знаний и уровня методической подготовленности логопедов в рамках курсов повышения квалификации. Ею разработаны оригинальные авторские курсы для логопедов: «Актуальные логопедические технологии, диагностики и коррекции заикания и дизартрии», «Логопедический массаж», «Семь способов помочь заикающемуся ребенку», «Точечный массаж в логопедической практике» и др. Мастер-классы и семинары проводятся автором постоянно в течение более 10 лет в России, Великобритании и США.
Елена Александровна ведет большую консультативную работу и оказывает логопедическую помощь детям, подросткам и взрослым, страдающим дизартрией, заиканием и другими речевыми расстройствами. Оказывает практическую помощь специальным учреждениям, постоянно проводит консультации для логопедов, а также для родителей, имеющих детей с речевой патологией.
Все дети разные, а, следовательно, и развивается каждый из них по-своему. Например, чей-то ребенок сразу научился говорить без каких-либо проблем, другой же малыш испытывает серьезные затруднения с произношением звуков и слов, отставая в речевом развитии, ну, а третий и вовсе отказывается произносить свои первые слова. Причинами подобного явления могут быть различные физические аномалии, психологические проблемы, заболевания или родовые травмы.
В любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. Нарушения речи, как правило, сами не проходят. Для их устранения необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом, который подскажет оптимальный метод лечения. На сегодняшний день одним из таких действенных способов является логопедический массаж для детей, который помогает и при рядовом заикании, и при более сложных дефектах.
Что такое логопедический массаж?
Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.
Логопедический массаж бывает нескольких видов:
- Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
- Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
- Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
- Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов - зондов.
Кому необходим логопедический массаж?
Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, - это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. В этом случае подойдет как логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы Архиповой и Дьяковой.
Другое не менее распространенное заболевание - это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.
Как делать логопедический массаж?
Любой логопедический массаж стоит доверять лишь квалифицированному врачу, так как в только этом случае эффективность процедуры, а также ее полная безопасность для здоровья ребенка, будут гарантированы. Для каждого нарушения развития речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц. Некоторые из них подходят и для домашнего использования. Например:
- При самостоятельном логопедическом массаже губ выполняются легкие поглаживания и пощипывания губок ребенка;
- При самостоятельном логопедическом массаже языка следует воспользоваться электрической зубной щеткой и с ее помощью воздействовать на кончик языка и его центральную часть;
- При самостоятельном массаже ручек ребенка следует использовать ласковые массирующие движения каждого пальчика.
Помните, что точные рекомендации по логопедическому массажу лица ребенка должен давать только квалифицированный специалист! Именно он должен подобрать верную методику и обучить ей родителей! Единственное, что вы можете выполнять без страха, что навредите своему малышу, - это нежное поглаживание и ласковое растирание каждого пальчика. Начинать в этом случае обязательно с мизинчика и заканчивать большим пальцем, который, как известно, отвечает стимуляцию работы головного мозга.
Логопедический массаж по методу Е. В. Новиковой
еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, врач-логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.
Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.
Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.
Профессор кафедры логопедии Елена Архипова
предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.
Сеансы логопедического массажа по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру должен проводить врач, поскольку к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП или заикании.
Логопедический массаж по методу
Е. А. Дьяковой
- это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.
Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.
Противопоказания к проведению логопедического массажа
Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:
- инфекционные или соматические заболевания;
- конъюнктивит;
- воспалительные процессы;
- высыпания на коже;
- герпес;
- увеличение лимфатических узлов;
- повышенное внутричерепное давление;
- стоматит или гингивит.
Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.
Итог
В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так, к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше, чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для новорожденных.
Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками. А потому не пугайтесь, что ваш малыш не хочет произносить свое первое «агу»! Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся исправить!
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)
Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТ У Т РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ INTERNATIONAL INSTITUTE OF SPEECH PATHOLOGY Е.А. ДЬЯКОВА КРИТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 1