Логопедический массаж по методике дьяковой. Дьякова Е.А

Дьякова Елена Александровна

профессор

президент Международного Института Речевой Патологии

член Международной ассоциации плавной речи,

член Международного комитета орофациальных миофункциональных наук,

действительный член Ассоциации практических психологов Гипнарт

В 1985 году Елена Александровна Дьякова с отличием окончила дефектологический факультет Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического института им. В.И. Ленина по специальности «Логопедия».

Елена Александровна имеет стаж педагогической работы — 32 года, стаж логопедической работы — 25 лет. Защитила диссертацию по теме: «Монологическое высказывание взрослых заикающихся» . После окончания института работала в должности логопеда «Лаборатории функциональных и других видов патологии речи» Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, а также в Центре патологии речи и нейрореабилитации. С 1996 г. работала в должности доцента кафедры специальной педагогики и психологии Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области.

Е.А. Дьякова является автором целого ряда собственных логопедических методик и технологий.
Еленой Александровной разработан метод логопедического массажа, использование которого значительно повышает эффективность коррекционной работы с лицами, страдающими речевой патологией. Автор учебного пособия «Логопедический массаж» (2003, М., Академия) регулярно проводит мастер-классы и семинары по обучению логопедов своему методу.

Елена Александровна — автор ряда педагогических технологий в области преодоления такого тяжелого речевого расстройства, как заикание. Оригинальная программа «Двухнедельной коррекционной работы с родителями, чьи дети начали заикаться, дает высокий результат, так как ею разработан новый подход к коррекции речевых нарушений при дизартрии, с использованием мануальных техник.

Ее научные интересы нашли свое отражение в многочисленных научных и учебно-методических работах, в нескольких учебниках и учебно-методических пособиях по речевой патологии для логопедов и родителей.

Теоретические и практические рекомендации автора по преодолению заикания, а также его профилактике и правильному речевому развитию детей дошкольного возраста применяют логопеды-практики, воспитатели специальных и массовых детских садов, учителя общеобразовательных школ, а также родители, имеющие заикающихся детей. Особый интерес представляет учебное видеопособие для молодых родителей «Развитие речи у дошкольников», в котором даются практические советы родителям по речевому развитию и профилактике заикания у детей.

Многие работы Елены Александровны Дьяковой отмечены наградами и дипломами. Учебник «Логопедия. Заикание» для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» награжден дипломом II степени на конкурсе «Лучший учебник года». С мая 2003 г публикуется практическое пособие для логопедов «Логопедический массаж» имеющее гриф УМО, которое пользуется большой популярностью не только среди логопедов и медицинских работников, но также и среди родителей, имеющих детей с речевой патологией.

Е.А. Дьякова принимает активное участие в научных конференциях и конгрессах, посвященных проблемам языка, речи, речевой патологии, дизартрии и заикания, как в России так и за рубежом. Она принимала участие в более чем 20 конгрессах и симпозиумах, в том числе в Германии, Бельгии, Дании, Франции, Португалии, Великобритании, Хорватии, США и др.

Елена Александровна ведет большую работу по повышению профессиональных знаний и уровня методической подготовленности логопедов в рамках курсов повышения квалификации. Ею разработаны оригинальные авторские курсы для логопедов: «Актуальные логопедические технологии, диагностики и коррекции заикания и дизартрии», «Логопедический массаж», «Семь способов помочь заикающемуся ребенку», «Точечный массаж в логопедической практике» и др. Мастер-классы и семинары проводятся автором постоянно в течение более 10 лет в России, Великобритании и США.

Елена Александровна ведет большую консультативную работу и оказывает логопедическую помощь детям, подросткам и взрослым, страдающим дизартрией, заиканием и другими речевыми расстройствами. Оказывает практическую помощь специальным учреждениям, постоянно проводит консультации для логопедов, а также для родителей, имеющих детей с речевой патологией.

Все дети разные, а, следовательно, и развивается каждый из них по-своему. Например, чей-то ребенок сразу научился говорить без каких-либо проблем, другой же малыш испытывает серьезные затруднения с произношением звуков и слов, отставая в речевом развитии, ну, а третий и вовсе отказывается произносить свои первые слова. Причинами подобного явления могут быть различные физические аномалии, психологические проблемы, заболевания или родовые травмы.

В любом случае пускать ситуацию на самотек не стоит. Нарушения речи, как правило, сами не проходят. Для их устранения необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом, который подскажет оптимальный метод лечения. На сегодняшний день одним из таких действенных способов является логопедический массаж для детей, который помогает и при рядовом заикании, и при более сложных дефектах.

Что такое логопедический массаж?

Логопедический массаж является методом коррекционно-педагогического воздействия и часто применяется при нарушениях речевого развития. Несмотря на то, что данный способ устранения дефектов произношения не является традиционным и обязательным, он уже доказал свою состоятельность и эффективность. Причем такая процедура может быть и частью комплексной реабилитации, и самостоятельным видом лечения.

Логопедический массаж бывает нескольких видов:

  • Классический массаж. Ему свойственны стандартные массажные приемы: поглаживание и растирание, разминание и вибрация;
  • Сегментарно-рефлекторный массаж. Приемы те же, что и в классическом варианте, но выполняется он согласно сегментарному делению на зоны. То есть для решения логопедических проблем массаж выполняется в области воротниковой зоны, шейного отдела, лица и волосяной части головы;
  • Точечный массаж. Как следует из названия, этот способ воздействует только на биологически активные точки. Основная масса этих точек расположена в области волосяной части головы;
  • Зондовый массаж. Метод логопедического массажа, разработанный Новиковой Е.В., выполняется при помощи специальных инструментов - зондов.

Кому необходим логопедический массаж?

Самое распространенное заболевание, требующее серьезной коррекции у логопеда, - это дизартрия. При этом заболевании наблюдается затрудненность произношения, которая вызвана поражениями заднелобных, а также подкорковых отделов головного мозга. Поэтому у ребенка наблюдаются серьезные проблемы с артикуляцией, которые не могут решиться без вмешательства врача. В этом случае подойдет как логопедический массаж при дизартрии по методу Новиковой, так и способы Архиповой и Дьяковой.

Другое не менее распространенное заболевание - это ДЦП, при котором тонус всех мышц повышен, что затрудняет не только передвижение, но и общение. Кроме того, нарушение развития речи может быть следствием родовой травмы или врожденного дефекта строения органов полости рта, губ, языка. И если последние лечатся чаще всего хирургическим путем, то логопедическому массажу практически всегда под силу устранить все остальные причины задержки развития речи.

Как делать логопедический массаж?

Любой логопедический массаж стоит доверять лишь квалифицированному врачу, так как в только этом случае эффективность процедуры, а также ее полная безопасность для здоровья ребенка, будут гарантированы. Для каждого нарушения развития речи есть свои специальные упражнения, направленные на то, чтобы активизировать ту или иную группу мышц. Некоторые из них подходят и для домашнего использования. Например:

  • При самостоятельном логопедическом массаже губ выполняются легкие поглаживания и пощипывания губок ребенка;
  • При самостоятельном логопедическом массаже языка следует воспользоваться электрической зубной щеткой и с ее помощью воздействовать на кончик языка и его центральную часть;
  • При самостоятельном массаже ручек ребенка следует использовать ласковые массирующие движения каждого пальчика.

Помните, что точные рекомендации по логопедическому массажу лица ребенка должен давать только квалифицированный специалист! Именно он должен подобрать верную методику и обучить ей родителей! Единственное, что вы можете выполнять без страха, что навредите своему малышу, - это нежное поглаживание и ласковое растирание каждого пальчика. Начинать в этом случае обязательно с мизинчика и заканчивать большим пальцем, который, как известно, отвечает стимуляцию работы головного мозга.

Логопедический массаж по методу Е. В. Новиковой


еще называют зондовым, так как для его проведения требуется использование специальных приспособлений, разработанных автором методики. При этом каждый зонд из комплекта уникален и выполняет свою функцию. Используя эти приспособления в определенной очередности, врач-логопед может эффективно воздействовать только на те участки и области, которые нуждаются в коррекции.

Также во время сеанса логопедического массажа при заикании или иной причине задержки речевого развития специалист варьирует силу нажатий в области языка, щек, мягкого неба, губ, мимических и жевательных мышц. Все это создает оптимальные условия для речевого развития ребенка. Метод Новиковой также помогает справиться и с более серьезными дефектами речи, которые вызваны дизартрией или ДЦП.

Стоит отметить, что зондовый массаж практически безболезненный. Только у ребенка с повышенным тонусом мышц возможен некоторый дискомфорт. Именно поэтому очень важно, чтобы малыш перед сеансом занял наиболее комфортную позу, которая позволит ему максимально расслабиться.


Профессор кафедры логопедии Елена Архипова
предложила свою методику логопедического массажа, который предназначен для коррекции серьезных речевых расстройств. Этот метод подразумевает дифференцированное воздействие на мышцы лица и полости рта в зависимости от заболевания. Такой логопедический массаж показан при дизартрии, а также детям с ДЦП.

Сеансы логопедического массажа по методу Архиповой проводят курсами от 10 до 20 ежедневных занятий. Между курсами также стараются не делать длительных перерывов, так как это может негативно отразится на полученных результатах. Процедуру должен проводить врач, поскольку к каждому ребенку необходим индивидуальный подход. Ведь приемы логопедического массажа при дизартрии будут значительно отличаться от способов воздействия при ДЦП или заикании.

Логопедический массаж по методу Е. А. Дьяковой - это систематизированные знания различных мировых светил в области логопедии. Именно ею был разработан учебник, по которому по сей день учатся будущие специалисты логопеды-дефектологи. А потому можно смело сказать, что метод Е. А. Дьяковой позволяет скорректировать различные речевые нарушения у ребенка, в том числе и достаточно тяжелые.

Например, такой логопедический массаж помогает улучшить артикуляцию при ДЦП, повышенном тонусе мышц, дизартрии, а также заикании. После каждой процедуры улучшается кровоснабжение мышц лица и речевых органов, что постепенно оказывает влияние на артикуляцию и мимику.

Противопоказания к проведению логопедического массажа

Рекомендованный специалистом логопедический массаж при дизартрии или других речевых нарушениях, к сожалению, может иметь ряд противопоказаний, которые необходимо учитывать. Ни в коем случае нельзя проводить процедуру, если у ребенка наблюдаются:

  • инфекционные или соматические заболевания;
  • конъюнктивит;
  • воспалительные процессы;
  • высыпания на коже;
  • герпес;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • стоматит или гингивит.

Именно поэтому перед началом проведения лечебного массажа необходимо заключение не только невропатолога, но и педиатра.

Итог

В заключение хотелось бы добавить, что любой из методов логопедического массажа помогает достичь существенного прогресса даже при тяжелых формах нарушения речи. Однако начинать процедуры желательно в рекомендованный педиатром и невропатологом срок. Так, к примеру, по системе Новиковой не стоит заниматься с младенцем раньше, чем он дорастет до полугода, так как ни один зонд не предназначен для новорожденных.

Если же отдавать предпочтение логопедическому массажу Архиповой или Дьяковой, то можно начинать заниматься даже с двухмесячными крошками. А потому не пугайтесь, что ваш малыш не хочет произносить свое первое «агу»! Обращайтесь к специалистам, с их помощью вам все обязательно удастся исправить!



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТ У Т РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ INTERNATIONAL INSTITUTE OF SPEECH PATHOLOGY Е.А. ДЬЯКОВА КРИТИЧЕСКИХ ОШИБОК В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ МАССАЖЕ © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 1

p. 2

СОДЕРЖАНИЕ Вступление............................................................................................ 3 Ошибка № 1. Не подготовлены руки логопеда.... 13 Ошибка № 2. Выбор средств для проведения массажа........................................................ 20 Ошибка № 3. Отсутствие предварительной диагностики.......................................... 26 Ошибка № 4. Поза ребенка во время массажа.... 29 Ошибка № 5. Последовательность массажных движений............................................................... 35 Ошибка № 6. Отсутствие адаптации к массажу................................................................. 36 Ошибка № 7. Боль........................................................................ 37 Ошибка № 8. Психологическое состояние логопеда...................................................................... 38 Ошибка № 9. Положение рук и техника выполнения массажных движений.... 40 Ошибка № 10. Массаж и постановка звуков разделены по времени........................................... 45 Ошибка № 11. Нарушение правил дезинфекции................................................................. 46 Ошибка № 12. Больной ребенок...................................... 47 Все права защищены. Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации, без письменного разрешения правообладателя. 2 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 3

Кому адресована эта книга: логопедам и дефектологам, а также всем специалистам, практикующим логопедический массаж; специалистам, которые хотели бы обучиться логопедическому массажу; родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже. ВСТУПЛЕНИЕ К сожалению, в последнее время появилось очень много курсов по логопедическому массажу, на которых проводится недостаточно квалифицированное обучение данной технологии. Это приводит к тому, что логопеды, формально имеющие сертификат по логопедическому массажу, не могут выполнять его правильно, с учетом всех тонкостей и специфики, которой можно обучиться только на практических курсах, где не только проводится «постановка рук», но и отрабатывается каждое специфическое движение, с учетом показаний и противопоказаний. Однако обучение логопедическому массажу в ряде случаев проводится либо теоретически с использованием демонстрации видео, либо дистанционно, либо слушателей обучают по довольной упрощенной программе. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 3

p. 4

К сожалению, я начала получать ряд откликов с вопросами, почему использование тех или иных приемов массажа не приносит ожидаемого результата, особенно если логопед, прошедший «упрощенный» курс, пытается сравнить свои результаты с результатами специалиста, прошедшего обучение на моих мастер-классах. Мы выясняем причину, и оказывается, что данный логопед был обучен массажу неправильно, без учета важных приемов, с нарушением техники безопасности и основных принципов использования логопедического массажа. Я не удивлюсь, что те логопеды, которые решили пройти такое «скоростное» обучение по принципу «быстро и дешево», могут нанести вред ребенку, поскольку, как правило, не имеют понятия о специфике выполнения крайне тонких движений в полости рта, нарушая при этом все правила техники безопасности выполнения этих приемов. Я могу это наблюдать и по многочисленным видео, представленным в «ютубе», где ряд «специалистов» пытается показать приемы, которые на самом деле являются бесполезными, а в некоторых случаях и опасными для ребенка. Понятно, что каждый метод, как бы высокоэффективно он не действовал, имеет свои четкие показания и противопоказания. Любой метод, попадающий в руки псевдоспециалиста или псевдоучителя либо перестает работать, либо может нанести вред пациенту. 4 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 5

Логопедический массаж - это достаточно сложная технология, и она не ограничивается лишь набором определенных движений, по принципу «1-2-3 - и готово». Массаж требует очень серьезного обучения, длительной тренировки, знаний в диагностике и постоянного прохождения курсов, которые дают возможность логопеду совершенствовать навыки использования этой технологии. Данное руководство является результатом анализа материалов, представленных в интернете, в «ютубе», где я могу наблюдать конкретные ошибки, которые допускаются при проведении логопедического массажа. Конечно, «12 ошибок» - это далеко не всё, о чем можно было бы говорить, однако это наиболее распространенные ошибки, которых можно легко избежать, если о них знать. Надеюсь мои советы будут полезны всем, кто использует логопедический массаж в своей практике, а также родителям, чьи дети нуждаются в логопедическом массаже, чтобы ознакомиться с основной «техникой безопасности» при работе с вашим ребенком. Хотела бы выразить признательность логопеду Елене Степановой за помощь в подготовке данного руководства. Ваша Елена Александровна © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 5

p. 6

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫШЕЧНУЮ СИСТЕМУ Логопедический массаж является одним из наиболее эффективных методов: коррекции произносительной стороны речи, что включает в себя звукопроизношение, голосовую функцию, речевое дыхание, интонацию, темпо-ритмическую сторону речи; запуска и формирования механизмов, связанных с осуществлением кормления ребенка (сосания, глотания, жевания); формирования кинестетических ощущений при диспраксиях и апраксиях; профилактики нарушений речи у детей 1-2 года жизни; возможности коррекции зубо-челюстной системы и неправильного прикуса; коррекции проблем, связанных с нарушения сна (апнея, храп); коррекции проблем, связанных с нарушением работы височно-нижнечелюстного сустава; коррекции эстетических проблем, связанных с возрастными изменениями лица; нормализации эмоционального состояния. 6 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 7

Основным воздействием логопедического массажа является воздействие на мышцы и кожные покровы шеи, лица и полости рта. Это в первую очередь: мышцы лица: группа жевательных мышц; мышцы окружности рта, щек, скуловые мышцы; мышцы полости рта: язык, мягкое небо, мышцы дна полости рта, а также слизистая оболочка в области десен, твердого неба; мышцы шеи, в том числе и мышцы, связанные с работой голосового аппарата. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 7

p. 8

Важным моментом в физиологическом воздействии массажа является нормализация эмоционального состояния, которое может меняться в зависимости от техники массажных движений. Другой важной характеристикой физиологического воздействия массажа является активизация различных областей не только периферической, но и центральной нервной системы. Полость рта снабжается нервными окончаниями пяти пар черепно-мозговых нервов (напомню, что их всего 12). Они обеспечивают осуществление: Чувствительности: тактильной, температурной и болевой как кожных покровов лица, так и полости рта (тройничный нерв). Вкусовых ощущений (лицевой нерв). Двигательной функции языка, мягкого неба, т.е. функций сосания, глотания, жевания и звукопроизношения (подъязычный, языкоглоточный, блуждающий и ветки лицевого нервов). Кинестетических ощущений от совершаемых движений (нижние отделы премоторной и постмоторной извилины ее нижней трети доминантного полушария коры головного мозга). Нельзя забывать также и о тонких перцептивных ощущениях со слизистой оболочки, которым выстлана вся полость рта. 8 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 9

Через эту богатейшую систему иннервации, полость рта связана практически со всеми отделами мозга, в том числе и с корой головного мозга. На самом деле, ни одна область человеческого тела не имеет такого мощного «выхода наружу»: во-первых в область ствола головного мозга, где находятся ядра черепно-мозговых нервов, а во-вторых через достаточно объемное представительство в коре больших полушарий. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 9

p. 10

В частности, тройничный нерв обладает исключительно богатой системой связей. В ядрах тройничного нерва содержится большое количество интернейронов, на которые проецируется значительная часть афферентного потока, что позволяет осуществлять сложные взаимодействия с другими стволовыми структурами, а также лимбической и мозжечковой системами и оказывать мощное активирующее воздействие на кору мозга. Благодаря этому, воздействие на слизистую полости рта и кожные покровы лица способно вызвать существенные положительные изменения как в эмоциональном состоянии человека, так и состоянии центральной нервной системы в целом. 10 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 11

Вот почему правильно и грамотно выполненный массаж оказывает воздействие не только на улучшение речи, но и функцию произвольного внимания, памяти, и в целом состояния высших корковых функций. Хотя это воздействие не прямое, а опосредованное, но позитивные изменения в состоянии ребенка, как правило, отмечаются всегда. ДЛЯ КОГО И ДЛЯ ЧЕГО НАПИСАНА ЭТА КНИГА Теперь поговорим о том, что в первую очередь может мешать достигать высокого и достаточно быстрого положительного результата логопедам, использующим логопедический массаж. Это может касаться как очень простых и, я бы даже сказала, очевидных, но достаточно важных моментов для грамотного использования данной технологии. Итак, поговорим об основных ошибках которые могут: затруднять получение результата, приводить к отсутствию результата и даже приводить к негативным последствиям! © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 11

p. 12

Вот почему наряду с логопедами, я рекомендовала бы прочитать эту книгу и родителям, чтобы знать чего НЕ должно быть в технологии массажа, и что должно быть обязательно. Поскольку именно родители приглашают логопеда для работы с ребенком, и в данном случае родители должны быть осведомлены в достаточной мере о следующих наиболее важных моментах: технике безопасности или правиле «не навреди»; как должен быть организован массаж, чтобы он был эффективным для вашего ребенка. Итак, 12 критических ошибок в логопедическом массаже 12 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 13

ОШИБКА № 1. НЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ РУКИ ЛОГОПЕДА К сожалению, приходится наблюдать в интернете и на «ютубе» большое количество роликов, которые у меня вызывают ужас. длинные ногти 1 С длинными ногтями невозможно выполнить целый ряд очень важных движений, которые направлены на коррекцию тонких мышечных структур. Выполнение целого ряда движений требует опору на кончики пальцев, и при наличии длинных ногтей это сделать невозможно, т.е. эти движения фактически исключены из массажа. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 13

p. 14

2 Это возможность травматизма. Дети не лежат спокойно. Это не манекены. Одно неловкое движение или поворот головы ребенка может повлечь за собой попадание в глаз, травматизацию кожных покровов, тем более, что у многих детей они очень ранимые с близкой сосудистой сеткой. 3 С длинными ногтями полностью исключается воздействие в полости рта, поскольку слизистая рта очень тонкая, ранимая, снабжена большим количеством кровеносных сосудов и болевых рецепторов. Точечное воздействие кончиками пальцев внутри полости рта, а особенно на языке становится невозможным. 14 © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com

p. 15

4 Под ногтями могут скапливается чешуйки поверхностных кожных покровов, которые становятся впоследствии источником инфекции, так как тщательно очистить длинную выступающую ногтевую пластинку крайне сложно. (Представьте себе хирурга или зубного врача с длинными ногтями и ярким маникюром! Представили? Захотите пойти к такому «специалисту?) 5 При покрытии лаком необходимо избегать ярких цветов, и если уж вы покрываете коротко остриженные ногти лаком, цвет должен быть приближен к телесному. Это уже чисто профессиональная этика. © Е.А. Дьякова, 2013 http://www.logoped-diakova.ru International Institute of Speech Pathology http://www.iiosp.com 15