Обстановка в мире на грани войны. Безумные действия сша и нато ставят мир на грань войны

Война в Сирии, которую ожидают со дня на день, может закончиться Третьей мировой, о чем говорят как эксперты, так и древние пророчества. Причем уже сейчас ясно, что в заявленную как трехдневная бомбардировка с целью не допустить использования химического оружия против мирного населения операцию, могут втянуться 20 стран.

«Если американцы пойдут на наземную операцию, вполне может быть в войну ввяжется и Россия. Тогда это точно будет Третья мировая, — сказал российский военный эксперт Виктор Баранец. — Безусловно, на стороне Сирии выступит Иран, готовый выставить несколько миллионов штыков, а тогда может ввязаться и Израиль. В целом все будет очень серьезно».

Сразу несколько пророчеств гласит, что конец света будет спровоцирован войной в Сирии. Так, знаменитая ясновидящая Ванга неоднократно говорила о грядущем глобальном изменении в мире, правда, не называя точной даты. «Скоро ли придет это время? Нет, не скоро. Еще Сирия не пала! Сирия рухнет к ногам победителя, но победитель окажется не тот! Одна Россия спасется. Существует древнее индийское (арийское) учение. Оно распространится по всему миру. О нем напечатают новые книги, и их будут читать повсюду на Земле. Это будет Огненная Библия. Придет день, и все религии исчезнут! Новое учение придет из России. Она первая очистится».

В Откровении Ивана Богослова «Апокалипсис» так описываются события, предшествующие концу света и второму пришествию Иисуса Христа: «Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрат». Четыре ангела, освобожденных при реке Евфрат, — это могут быть Турция, Сирия, Ирак и Иран, по территории которых протекает эта река.

Согласно писанию другого пророка Исаии, Дамаск превратиться в грудою развалин: «Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин. Города Ароерские будут покинуты, — останутся для стад, которые будут отдыхать там, и некому будет пугать их. Не станет твердыни Ефремовой и царства Дамасского с остальною Сириею; с ними будет то же, что со славою сынов Израиля, говорит Господь Саваоф».

Сейчас вопрос о бомбардировке пробуксовывает в Конгрессе США. Но не исключено, что к данной теме американцы вернутся через несколько недель или месяцев.

«Обама не раз давал понять, что не верит Асаду. Американцы могут потребовать вывоза и уничтожения химзапасов Сирии, а на это Дамаск не пойдет. Эскалация конфликта вновь может произойти», — отметил российский политолог Сергей Марков.

Есть выход из кризиса

Появился шанс избежать бомбардировки Сирии и, соответственно, возможной Третьей мировой войны. Барак Обама согласился с предложением России не нападать на Сирию в том случае, если Дамаск передаст химоружие под международный контроль. Дамаск вроде бы не против.

«Это предложение было заранее согласовано и оно очень выгодно сирийской стороне, поскольку угроза атаки на химсклады боевиков была очень реальной, — отметил «Сегодня» российский востоковед Саид Гафуров, который в понедельник встречался с главой МИД Сирии. — Химзапасы останутся в Сирии, но будут под контролем международных экспертов. Сирии даже выгодно рассекретить эти склады, поскольку они существуют не столько для использования этого оружия, сколько для запугивания потенциального противника — Израиля. Одновременно такой выход из кризиса выгоден Обаме — Конгресс не даст ему разрешение на бомбардировку и каким-то образом президенту придется отказаться от своих военных планов».

Третья мировая — стратегия США

В 1938 году Англия и Франция своими руками подтолкнули Гитлера к войне, позволив ему оккупировать Чехословакию и санкционировав аншлюс Австрии. А ведь тогда наступление коричневой чумы можно было остановить. Прояви Лондон и Париж больше решимости, Европа не лежала бы через 7 лет в руинах и не было 70 миллионов погибших. На европейском пепелище выросла новая глобальная империя — США. Северная Америка получила огромный финансовый доход как от Второй мировой войны, так и от послевоенного восстановления Европы и смогла полностью восстановиться от последствий Великой депрессии.

Сейчас мы находимся в начальной фазе глобального кризиса, который может продлиться лет десять, и схожего, а возможно, и более сильного, чем депрессия постигшая мир в 20-30 годы прошлого столетия. Но уже сейчас США готовятся к преодолению кризиса.

Соединенные Штаты создают одновременно условия как для процесса реиндустриализации -, восстановления в полном технологическом цикле североамериканской промышленности, так и для появления врага с которым, после окончания кризиса, можно было бы развязать новую мировую войну, способную дать США ещё более 100 лет поступательного экономического развития.

За последние 10 лет американцы сделали существенный шаг в развитии своего топливно-энергетического комплекса, что повлияло на изменение политики США на Ближнем Востоке. Если ещё 10 лет назад Белый дом, проводя военные интервенции, преследовал цель контроля за комфортным для себя уровнем цен на нефть, то теперь США заинтересованы только в одном — в увеличении разницы котировок между биржевыми сортами нефти Brent, торгующейся в Европе и WTI, котирующейся на североамериканском рынке. США выгоден рост котировок Brent, поскольку это позволяет относительно Европы и Азии понизить производственные издержки на территории Америки без сокращения стоимости рабочей силы.

С изменением целей изменилась и политика. Америка не стремится создавать в арабском мире подконтрольные режимы, чьей задачей являлось бы обеспечение бесперебойных поставок нефти и газа. Теперь США оставляют после себя хаос гражданской войны, смерть и разрушения.

США подожгли весь Ближний Восток и северную Африку — котировки нефти марки Brent сохраняются на уровне выше 110$ за баррель, в Европе и в Китае идёт сокращение производства. Однако если мы посмотрим на страны, по которым за последнее время пронеслась так называемая арабская весна, то увидим, что во всех этих странах сформировались светские националистические режимы.

Несмотря на специфические для европейцев условия, развитие национальных государств на Ближнем Востоке и в северной Африке схоже с развитием национальных государств в Европе с конца 19 века и вплоть до начала Второй мировой войны. После крушения континентальных империй, вызванного последствиями первой мировой войны, в Европе образовались националистические государства. Во многих из них соблюдались права национальных меньшинств и религиозных конфессий. Примерно такая же ситуация была в Ливии и в Египте и пока ещё сохраняется в Сирии. Кстати, Иран, можно сказать, идёт путём Испании времён правления генерала Франко.

Усиление национальных государств неизбежно приводит к формированию элиты, кровно и финансово заинтересованной в сохранении и обогащении своего национального государства. И даже если члены элиты были вскормлены иностранными государствами, сами эти элиты начинаю отстаивать национальные интересы, часто идущие в разрез с интересами бывших спонсоров.

Для Ирана, Сирии, Египта и Ливии европейский рынок является единственным, куда можно поставлять нефть и газ с низкими транспортными издержками. Что для Европы означает более низкую цену на энергоносители. Но это идёт в разрез с планами США по новой индустриализации. Неслучайно, волнения в Сирии начались аккурат после того, как между Сирией, Ираном и Ираком были достигнуты договорённости о прокладке газопровода, по которому иранский газ, предназначенный для Европы должен был поставляться на сирийские терминалы СПГ.

В 30-е годы прошлого столетия в Европе, не без влияния нацистской Германии и фашистской Италии, с молчаливого попустительства Франции и Великобритании, элиты новых национальных государств за короткий срок нивелировали демократические институты, установив пронацистские или профашистские режимы. Постепенно начались гонения на национальные и религиозные меньшинства. Такие организации как «Братья мусульмане», исповедующие радикальные формы ислама, можно отнести, согласно европейской традиции, к религиозным профашистским организациям. «Братьев мусульман», пытающихся установить радикальные религиозные режимы в арабском мире, спонсируют ближайшие союзники США Катар, Иордания и Саудовская Аравия — страны мягко говоря, не отличающиеся ни демократией, ни религиозной терпимостью. На их фоне Иран можно назвать государством, делающим огромные успехи в демократизации и в развитии светского общества.

После посеянного США хаоса на Ближнем Востоке в арабском мире могут сформироваться радикальные религиозные режимы, которые будут объединены в один огромный халифат. Как у Третьего рейха, у этого халифата будут тесные связи с финансовым миром США. Как и в случае с нацистской Германией, многие североамериканские банкиры и промышленники заинтересованы в создании такого халифата.

Пока американская экономика выходит из кризиса и в США развивается новая робототехническая индустрия, религиозно экстремистский халифат сможет накопить достаточное количество вооружения, чтобы вести полномасштабную войну. В это же время в Европе, оказавшийся в глубоком кризисе, создастся социально-политическая ситуация, при которой возможно появление новой авторитарной империи. При этом роль чужаков, на которых можно будет списать все беды, и, прежде всего, дорогую нефть, будут выполнять мусульмане или арабы. Мировая война станет неизбежной. Поводом, возможно, станет теракт на территории Европы, который будет ответным шагом на депортацию мусульман или организацию концентрационных лагерей для террористов-арабов.

Третья мировая война принесёт разрушения в таких колоссальных размерах, что США смогут более 100 лет планомерно развиваться без социальных потрясений на своей территории. Не говоря уже о той прибыли, которую американцы планируют получить с самой войны.

В этой связи понятно нежелание Европы и главного союзника США Великобритании ввязываться войну с Сирией. Блок НАТО так же решил отстраниться от сирийской авантюры. Но, в принципе, США отказ альянса только на руку. При описанном выше сценарии НАТО американцам не нужно, ибо они попытаются вести третью мировую войну чужими руками, вступив в неё на последнем этапе, как это было в первую и во Вторую мировые войны. Североатлантический блок же может преждевременно, и, вполне возможно, не на нужной стороне, вовлечь американцев в бойню. Скорее всего, НАТО ждёт судьба ООН, с которой США уже давно не считается и использует её как инструмент продвижения исключительно своих интересов.

Никогда ещё интересы США и Европы не были столь противоположны, чем сейчас. Однако как в 30-е годы 20-го века Франция и Великобритания были больше напуганы химерой коммунистической угрозы, чем очевидными фактами приготовления Гитлера к войне, так и сейчас Европа предпочитает скорее видеть угрозу в России, чем признать очевидный факт — США перестали быть гарантом европейской безопасности и становятся силой, толкающей Европу и мир к третьей мировой войне.

По материалам сми

Включая возможные действия западных спецслужб или конфликт с международной криминальной группировкой, однако следствие в британском Солсбери не обременено доказательствами. После шумного театрализованного представления в костюмах химзащиты виноватыми назначены более ста российских дипломатов , которые покидают Соединенные Штаты, Канаду, Великобританию, два десятка других европейских стран и штаб-квартиру НАТО.

Антироссийские санкции США и ЕС, депортации сотрудников российских посольств в странах Североатлантического альянса — военных атташе — являются, по сути, гибридной агрессией. Коллективный Запад решил навалиться на Россию силой, рассчитывая на численное превосходство и забывая о ядерном статусе избранной "жертвы".

Как водится, предлог для широкомасштабного конфликта не имеет большого значения, важнее лояльность и боеготовность вассалов. При этом "сжигаются мосты" — сегодня и на перспективу. Из механизмов дипломатического обеспечения международной военной безопасности "вырубаются" структурные подразделения, которые невозможно восстановить в одночасье.

Военные атташе — не просто дипломаты, это специалисты с большим опытом военной службы и профильным энциклопедическим образованием, которые способны решать военные проблемы мирным путем. Вместе с конкретными людьми из посольств России, а затем из посольств всех неадекватно реагирующих на "дело Скрипаля" стран, исчезают высокая компетентность, отлаженное взаимодействие и преемственность. Важнейшие участки обнажаются, как минимум, на месяцы. И это очень опасно.

Простой пример: если завтра в российском секторе Арктики, например, аварийно всплывет американская атомная субмарина, ей никто не поможет, экипаж может погибнуть в огне. И все потому, что в Вашингтоне и в Москве отсутствуют военно-морские атташе, и некому компетентно "разрулить" нештатную военно-политическую ситуацию.

Подобных вариантов может быть множество, исход один — катастрофа (локальная или глобальная).

Требуется кризис

Запад спешно избавляется от российских военных атташе, призванных укреплять международную стабильность. Напряжение в военно-политической сфере закономерно растет. Симметричный ответ Москвы неизбежен.

А что потом? Вероятно, за видимым горизонтом существует сложное и длительное продолжение военно-политической комбинации с непредсказуемыми материальными издержками или человеческими потерями.

События складываются в логическую цепочку. Бесконечное расширение Североатлантического альянса и прием туда трех стран Балтии, которые имеют ценность лишь как передовые площадки базирования войск альянса перед решающим броском на Восток. Разжигание региональных конфликтов по периметру российских границ и попытки изолировать Москву на международной арене. Подозрительная возня Пентагона в Грузии, Молдове и на Украине. Инициированное американцами двухпроцентное относительно ВВП перевооружение стран НАТО. Продвижение идеи военного Шенгена в Европе. Все это — элементы "сдерживания", а по сути силового решения "российской проблемы".

На этом фоне министр обороны Соединенных Штатов Джеймс Мэттис в очередной раз заявляет : "Россия не желает быть партнером Европы", а отравление семьи Скрипалей — попытка подорвать единство Запада . Другой американский генерал в отставке, Джек Кин заочно его дополняет : "Высылка дипломатов не остановит агрессию Путина". Радикальный рецепт благополучия для ЕС имеется: больше оружия. Иначе нельзя, европейцы без американских военачальников со своими проблемами (а также источниками энергоснабжения) не разберутся.

Безусловно, вооруженные силы являются эффективным внешнеполитическим инструментом любого государства, но когда в геополитику врываются генералы , и порядка, и живых людей на планете становится меньше (к примеру, Мэттис участвовал в операции "Несокрушимая свобода" в Афганистане).

Очевидно, проблема в том, что за четверть века в Вашингтоне привыкли к миру вне конфронтации супердержав и подзабыли о принципах ядерного сдерживания. Не случайно американское аналитическое издание The National Interest пишет : "Возможно, американскому внешнеполитическому истеблишменту действительно потребуется новая версия кубинского кризиса 1962 года для того, чтобы полностью осознать, насколько опасной может быть конфронтация с соперничающей ядерной великой державой".

Если завтра война

Россия не первый год отвоевывает полноправное членство в ряду государств, определяющих судьбы мира. И все же после Югославии и до недавнего времени обходилось без бомбардировок Европы (или США).

Недавно к американцам пришло осознание: "Мы скатываемся к войне с Россией", значит, стало совсем горячо. Напряженность между двумя ядерными державами настолько велика, что американские аналитики прямо говорят о высокой вероятности вооруженного столкновения между Москвой и Вашингтоном, причем с использованием оружия массового поражения.

Между тем, американские сухопутные войска, по заявлению Пентагона , смогут обеспечить победу "в любое время и в любом месте" только через 10 лет.

На европейских союзников особо полагаться не стоит, ведь некоторые из них летают от ворот до ворот, как мяч на футбольном поле (история стран Варшавского договора — тому пример). И еще: "дело Скрипаля" позволило оценить пределы евроатлантической солидарности. Семь стран ЕС воздержались (Бельгия, Греция, Ирландия, Люксембург, Мальта, Португалия, Словакия), а четыре (Австрия, Болгария, Словения, Кипр) прямо заявили о несогласии с позицией Великобритании и США по изгнанию российских дипломатов.

Нестыковки в "деле" очевидны даже на Западе , и почти 160 стран мира ждут от Лондона и Вашингтона реальных доказательств вины РФ. Или извинений, в ожидании которых Россия создала группировки носителей крылатых ракет большой дальности на каждом стратегическом направлении.

Это очень здорово — бегать по выжженным пустошам, отбиваться от рейдеров, продавать всякое награбленное добро . Здорово, когда это происходит за монитором в комнате с центральным отоплением, забитым едой холодильником и теплой постелью, ждущей окончания очередного сеанса игры в Fallout.

Во всех остальных случаях это вовсе не здорово.

Помните: несколько раз в человеческой истории мы все стояли всего в одном шаге от претворения этого кошмара в жизнь.

Раз и навсегда!

После Второй мировой войны, когда СССР и США получили в свое распоряжение мощные ядерные боеприпасы и эффективные средства их доставки до противника, мир столкнулся с невиданной доселе угрозой тотального уничтожения всего живого; возможность ведения войны с применением ядерного оружия рассматривалась обеими сторонами абсолютно всерьез.

Ядерному оружию отводилась решающая роль в предстоящем крупномасштабном военном конфликте. Оно рассматривалось обеими странами не только как надежное средство сдерживания друг друга, но и как способ раз и навсегда разрешить все идеологические и политические противоречия. В качестве основной концепции рассматривалась возможность , при которой обе стороны нанесли бы массированное поражение друг другу ядерными боеприпасами, как по военным, так и гражданским целям. Вся военная мысль была направлена на то, чтобы обеспечить массированную атаку в максимально сжатые сроки, что обеспечит преимущество стороне-агрессору.

Теперь, благодаря многочисленным научным исследованиям, мы знаем, что масштабный конфликт с применением ядерного вооружения обеспечил бы , и никакого преимущества страна, нанесшая удар первой, не получила бы.

Эффект «ядерной зимы», когда облака сажи и пепла закроют солнце, радиоактивное заражение плодородных земель и пресной воды, многомиллионные прямые жертвы и волна эпидемий и голода сделали бы невозможной дальнейшую жизнь на планете Земля. В случае развязывания полномасштабной Третьей мировой войны человеческой цивилизации пришел бы конец без всяких оговорок.

Всегда готов!

Если ты хочешь победить, то первоочередной задачей является обнаружение ядерного нападения противника. Для этого существуют надгоризонтные радиолокационные станции дальнего обнаружения и космические спутники, фиксирующие запуск межконтинентальных баллистических ракет (МБР) практически из любой точки земного шара. В командных центрах данные от множества источников анализируются в автоматическом режиме, вычисляется траектория МБР, и на основании этого принимается решение о дальнейших действиях.

Система управления ядерным вооружением построена таким образом, чтобы минимизировать возможность человеческой и аппаратной ошибки. Многоступенчатая система защиты, множество условий подтверждения запуска призваны исключить вероятность случайного или злонамеренного запуска каким-нибудь сумасшедшим офицером-ракетчиком.

В то же время, эта система должна обеспечить максимально быстрый ответный удар в случае нападения противника. Для этого и создавались полуавтоматические и автоматические системы управления ядерным оружием.

Если подлые диверсанты проберутся во все командные пункты одновременно и в стиле ниндзя перережут глотки офицерам, отвечающим за запуск ракет ответного удара, или офицеры откажутся жать кнопки, исходя из гуманистических соображений (ну это-то совсем невозможно, как мы полагаем!), даже тогда ответ не заставит себя ждать.

Заработают «машины судного дня», которые в автоматическом режиме отправят все человечество в пламя ядерного ада. Эти системы сконструированы таким образом, чтобы в автоматическом режиме (или с минимальным участием человека) принять решение о соответствующем ответном ударе в сжатые сроки. Но при этом они сохраняют некоторую вероятность ошибки, которая может привести к необратимым последствиям. Их существование, безусловно, чудовищно аморально и нарушает первый закон Айзека Азимова: «робот или автоматическая система не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред». Эти машины как раз и предназначены для причинения катастрофического вреда человечеству.

Однако их существование — это суровая реальность, с которой мы вынуждены мириться. С другой стороны, именно наличие такой гарантии ответного удара сдерживает страны-обладательницы ядерного оружия от развязывания этой бессмысленной катастрофической бойни.

СССР — «Периметр»

В СССР и современной России «машина судного дня» носит название «Периметр». Ее разработка была начата в 1974 году в самый разгар холодной войны. Основу системы составляет командно-аналитический компьютерный центр, оценивающий все исходные данные и принимающий решение об ответном ударе. Это сложный аппаратно-программный комплекс, принимающий во внимание сразу множество факторов: сейсмическая и радиационная активность, атмосферное давление, интенсивность радиообмена на военных частотах, контролирует телеметрию с постов наблюдения РВСН и данные системы предупреждения о ракетном нападении.

К примеру, при обнаружении мощного электромагнитного и радиоактивного излучения система сопоставляет их с данными о сейсмической активности, и если они совпадают — делает однозначный вывод о том, что был нанесен ядерный удар. В таком случае «Периметр» может действовать автоматически, если это предусмотрено установленным уровнем опасности.

Другой вариант предусматривает, что высшее руководство страны, получив информацию о ядерной атаке, переводит «Периметр» в боевой режим и начинает проверять информацию.

Если через строго установленное время не последует отмены по причине гибели руководства или его нерешительности, то «Периметр» самостоятельно инициирует ответный удар.

Второй частью системы являются командные баллистические ракеты (УР-100У), которые оснащены передатчиками специальных кодов. В случае принятия решения об автоматизированном «ударе возмездия» эти ракеты взлетают над Россией и рассылают команду на пуск всем штатным средствам доставки ядерного вооружения: пусковым установкам межконтинентальных баллистических ракет, подводным лодкам, подвижным комплексам и бомбардировщикам. Те из них, что подготовлены для работы в автономном режиме, просто запускают свою программу. В их управляющие блоки уже заложены данные о целях и пути доставки. Далее участия человека не требуется — апокалипсис обеспечен в автоматическом режиме.

Доподлинно выяснить, действует ли «Периметр» по сей день, нам не удалось. В интервью «Комсомольской правде» командующий Ракетными Войсками Стратегического Назначения Сергей Каракаев заметил, что « ». Правда это или дезинформация нам неизвестно, но, определенно, существование такой системы и в сегодняшней России никого бы не удивило.

США — «ECRS» и «Зеркало»

О создании подобной автоматической системы в США не известно (да и о «Периметре» мы знать ничего не должны были, если бы не один из ее создателей, эмигрировавший в США). В Америке существовал аналог командных ракет — проект Emergency Rocket Communications System (ERCS). Они были поставлены на боевое дежурство в 1963 году и представляли собой обыкновенные МБР, оснащенные приемо-передающими устройствами, и в случае необходимости запускались в околоземное пространство, обеспечивая связь в случае поражения традиционных систем сообщения между командными центрами и средствами доставки ядерных боеприпасов. ERCS сняли с дежурства в начале 1991 года.

Помимо этих ракет в США действовала и другая система, обеспечивающая надежное управление военными силами даже после поражения наземных командных пунктов в результате ядерного удара или действий диверсантов — операция «Зеркало».

С 1961 года уже в течение 30 лет в воздухе непрерывно, 24 часа в сутки (за всю историю была пауза только в 8 часов) находились два воздушных командных пункта Стратегического Авиационного Командования. На борту каждого самолета находился весь необходимый персонал для управления ядерными силами США во главе с генералом армии или адмиралом флота. Они были оснащены всем необходимым оборудованием и связью для немедленного перехвата управления стратегическими силами в случае чрезвычайной ситуации. Сейчас эта программа приостановлена, и похожая система действует в рамках миссии TACAMO, а воздушные командные пункты в количестве четырех штук дежурят в полной готовности к вылету на авиабазах в разных частях страны.

В США действует система DEFCON, представляющая собой шкалу боеготовности вооруженных сил в зависимости от грозящей опасности.

Она имеет пять стадий от 5 до 1, где 5 — это нормальная мирная обстановка, а единица — наивысшая опасность, означающая, что США находятся в условиях полномасштабной войны. В зависимости от значения этой шкалы, боевые части, в том числе и ракетные войска стратегического назначения, получают различный набор стандартных инструкций, и чем ближе DEFCON к единице — тем жестче эти предписания.

DEFCON 1 объявлялся только один раз в истории, да и то в тренировочных целях во время учений 1983 года «Опытный лучник» в Западной Европе. А вот в состоянии DEFCON 2 США пребывали на всем протяжении Карибского кризиса. После терактов 11 сентября 2001 года в США был объявлен DEFCON 3.

И все эти несовершенные системы, обслуживаемые еще более несовершенными людьми, не раз давали сбои.

Куба, теплое море, пляжи, кокосовые пальмы, ром, красивые девушки и молодой коммунистический режим Фиделя Кастро — просто идиллия, если бы не 40 советских ракет средней дальности, несущих ядерные боеголовки.

В начале 1960-х СССР во главе с Никитой Хрущевым оказался в непростой ситуации. По периметру его границ разместились американские военные базы со стратегическими бомбардировщиками, в Великобритании, Италии и Турции развернуты ракеты средней дальности «Юпитер», которые могли достать до всех жизненно важных центров Советского Союза и стереть в порошок военную и гражданскую промышленность страны в течение часа. Ответить было нечем, пока на Кубе не победила социалистическая революция.

Тогда и родилась авантюрная операция «Анадырь» — советское руководство решило разместить свои ракеты прямо под боком у США.

Первые ракеты завезли на Кубу в сентябре 1962 года, сразу после того, как президент США Джон Кеннеди ввел временный запрет на разведывательные полеты над «Островом Свободы», чтобы не допустить эскалации напряженности в отношениях с СССР. К октябрю советская военная группировка уже располагала на Кубе 16 пусковыми установками ракет Р-14 и 24 пусковыми установками для Р-12. Все они могли нести ядерные заряды мощностью до 2 мегатонн. Дивизионы баллистических ракет развернули на западе острова вблизи Сан-Кристобаля и в центре Кубы у порта Касильда. Р-12 могла долететь прямо до Капитолия и Белого Дома в Вашингтоне, а Р-14 покрывали практически всю континентальную территорию США, кроме Аляски.

14 октября американский самолет-разведчик U-2 сделал первые снимки советских ракет на Кубе, утром 16 октября их увидел Кеннеди, события стали развиваться с молниеносной быстротой.

Американцы объявили о морской блокаде острова, советы заявили, что будут ее игнорировать. В США началась переброска войск во Флориду и подготовка к полномасштабному вторжению на Кубу, в СССР войска приведены в состояние повышенной боеготовности: отменены все отпуска, дембелям запрещено покидать места службы, несмотря на приказ о демобилизации.

Совсем горячо стало 27 октября, когда советские зенитчики на Кубе сбили американский U-2 (пилот погиб), а также обстреляли два американских самолета-разведчика RF-8A («Крусейдер»), повредив один из них. «Ястребы» из генштаба США убеждали Кеннеди отдать приказ о начале военной операции, но он медлил, надеясь на мирное разрешение конфликта. Если бы началась война, то она не ограничилась бы только кубинским театром военных действий, но распространилась бы и в Европе, где особенно жестко сталкивались интересы двух противоборствующих систем. И было сосредоточено большое количество ядерного оружия.

В ночь с 27 на 28 октября по заданию президента США его брат Роберт Кеннеди встретился с советским послом Анатолием Добрыниным и предложил достойные условия в обмен на вывод советских ракет с Кубы.

Утром на заседании Президиума Центрального Комитета КПСС Хрущев обсудил с партийными бонзами эти предложения и отдал приказ о выводе ракет. В обмен на это США прекратили блокаду Кубы и дали гарантии ненападения на режим Кастро, а также сняли с боевого дежурства ракеты «Юпитер» в Турции, которые особенно раздражали советское руководство.

Мир облегченно выдохнул, тотальное взаимоуничтожение откладывалось на неопределенный срок. После того как вершители судеб мира поняли, какая сила сосредоточена в их руках, наконец-то запустился процесс сначала ограничения, а затем и сокращения ядерных вооружений, но к своей цели он не пришел до сих пор.

Когда Карибский кризис, казалось бы, остался уже позади, и все выдохнули с облегчением, дежурный офицер на Окинавской ракетной базе Уильям Бассет во время ежедневного планового обмена сообщений со штабом получил приказ о ракетной атаке СССР, Кореи и Китая. Общий арсенал базы составляли 32 ракеты Mace B, каждая из которых несла ядерную боеголовку мощностью в 1,1 мегатонны.

Они были нацелены на Пекин, Пхеньян, Ханой и Владивосток.

Бассет усомнился в том, что это был реальный приказ: три из четырех целей находились за пределами СССР, который формально оставался основным потенциальным противником на данный момент.

К тому же уровень угрозы обозначался на уровне DEFCON 2, а команда к ракетной атаке могла поступить, согласно инструкциям, только при DEFCON 1. Он немедленно отменил все приготовления к запуску на подчиняющихся ему пусковых установках. Но один из младших командиров — молодой лейтенант — отказался подчиниться «неправомерному» приказу. Тогда Бассет направил к нему двух вооруженных солдат, приказав застрелить лейтенанта, если он не прекратит кочевряжиться.

После этого капитан Бассет связался с вышестоящим командованием и заявил, что получил искаженное сообщение по телетайпу. Инструкции отправили повторно, и в них снова содержался приказ о запуске ракет по СССР.

Тогда Бассет открытым текстом заявил: «Либо повышайте уровень угрозы до DEFCON 1, либо отменяйте приказ об атаке!». Тут начальники переполошились. Внимательно проверив отправленные ранее инструкции, они обнаружили ошибку и сразу же отменили отданный приказ о ракетной атаке. После инцидента было проведено расследование, и офицера командования, передавшего по ошибке ложное сообщение, понизили в звании.

Не самое серьезное наказание для человека, едва не уничтожившего весь мир. Эта история стала известна совсем недавно, Бассет уже умер и так и не успел получить никакого признания за свой смелый поступок.

Отношения СССР со странами Запада в середине 50-х - начале 60-х годов. После смерти Сталина представители партийной верхушки, в частности Г. М. Маленков, пришли к выводу о недопустимости ядерной войны, которая чревата смертельной опасностью для всего человечества. Советское руководство, сохранив курс на поддержку коммунистических и «антиимпериалистических» сил, предприняло ряд шагов, направленных на нормализацию отношений с Западом.
Летом 1955 г. в Женеве состоялась первая после Потсдамской конференции встреча глав государств и правительств СССР, США, Англии и Франции. Советская делегация, которую возглавлял Н. С. Хрущев, выступила с проектом договора о коллективной безопасности в Европе. Американский президент Д. Эйзенхауэр предложил первоначально решить вопрос об объединении Германии, к чему советская сторона не была готова. В результате попытка заключить соглашение между двумя блоками оказалась неудачной. Однако женевские переговоры доказали саму возможность достижения компромисса между Западом и Востоком. Своеобразным следствием «духа Женевы», установившегося в международных отношениях, стал вывод советских и американских войск из Австрии, установление дипломатических отношений между
СССР и ФРГ, подписание советско-японской декларации, предусматривавшей прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. В 1958 г. между Советским Союзом и Соединенными Штатами было заключено соглашение о сотрудничестве в области культуры и экономики.
В ходе «мирного наступления» СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил и ликвидации военных баз на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он внес в ООН предложения приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе от применения атомного оружия, о последовательном сокращении вооруженных сил противоборствующих блоков. В 1958 г. СССР в одностороннем порядке временно прекратил ядерные испытания.
Однако на главном направлении международных отношений - между СССР и США - добиться серьезных сдвигов не удалось. Первый в истории визит главы советского правительства в США, состоявшийся в 1959 г., не ознаменовался подписанием каких-либо серьезных документов в области ограничения вооружений. Достижению долговременных договоренностей препятствовало отсутствие доверия между сверхдержавами. При этом СССР и США безжалостно расправлялись с неугодными им политическими силами в странах, находившихся в сфере их влияния (участие Советской Армии в подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии, свержение американскими войсками правительства в Доминиканской республике).
В мае I960 г. советско-американские отношения были омрачены появлением в воздушном пространстве СССР американского самолета-разведчика, который был сбит силами ПВО. Черту под кратковременной эпохой потепления международных отношений подвел Берлинский кризис 1961 года. Он разразился после неудачи советско-американской встречи в верхах в Вене, когда президент Дж. Кеннеди отказался рассматривать предложения па статусу Берлина.
19 августа 1961 г. с согласия Москвы правительство Восточной Германии воздвигло бетонную стену, отгородившую Западный Берлин от территории ГДР. Этими действиями нарушались решения Потсдамской конференции, предусматривавшие свободу передвижения по городу. Намечая ответные меры, США рассматривали вероятность военного конфликта с СССР. Американскими военными планировался прорыв танковых колонн к Берлину с территории ФРГ. Одновременно атомной бомбардировке могла подвергнуться одна из советских военных баз, находившихся в ГДР. В грядущем конфликте США рассчитывали на превосходство своих ядерных сил. Однако протесты западногерманских политиков, опасавшихся превращения страны в театр ядерной войны, предотвратили худший вариант развития событий.
Карибский кризис. В 50-х годах США и СССР интенсивно наращивали ядерные вооружения. Наряду с бомбардировщиками дальнего радиуса действия носителями ядерных боеголовок стали межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), способные через космическое пространство достичь любой точки на территории противника. Ракетами с ядерными боеголовками были вооружены и подводные лодки, способные нанести удар из глубин Мирового океана. Продолжавшаяся гонка ракетно-ядерных вооружений имела два важнейших последствия. С одной стороны, она привела к накоплению каждой из сверхдержав ядерного потенциала, способного неоднократно уничтожить противника. С другой стороны, угроза применения ядерного оружия устанавливала предел действий обычных средств и вооружений, предотвращала возможность эскалации вооруженного конфликта. Впервые «ядерный фактор» сказался во время Корейской войны. В еще большей степени он заявил о себе в ходе Карибского кризиса 1962 года.
Кризис стал итогом целой цепи событий, произошедших задолго до октября 1962 года. В 1957 г. американцы разместили на территории Греции и Турции ракеты средней дальности типа «Юпитер». Это создавало для СССР новое «окно уязвимости» благодаря малому - по сравнению с межконтинентальными ракетами - времени подлета «Юпитеров» к промышленным центрам юга Европейской части страны. Предпринимая ответные действия, советское руководство воспользовалось ситуацией, сложившейся после победы на Кубе в 1959 г. революционных сил во главе с Ф. Кастро. Новое кубинское правительство национализировало собственность американских компаний, что больно ударило по интересам США. Администрация Дж. Кеннеди оказала на Кубу мощный нажим, апофеозом которого стала подготовка высадки на «остров Свободы» десанта противников Кастро (закончившаяся неудачей). Кубинский руководитель обратился за помощью к СССР. На Кубе тайно было размещено несколько стартовых позиций советских ракет средней дальности с ядерными боеголовками.
Руководство Соединенных Штатов узнало о случившемся из данных аэрофотосъемки. Территория Америки оказалась уязвимой для удара: малое подлетное время советских ракет не давало возможности осуществить запуск ракет-перехватчиков. В октябре 1962 г. президент США объявил об установлении морской блокады Кубы: все суда, идущие к острову, должны были досматриваться американскими военными. Кроме того, Кеннеди потребовал в кратчайшие сроки демонтировать и вывести советские ракеты.
Советские суда, идущие к Кубе, сопровождались силами ВМФ, в том числе и подводными лодками, оснащенными ядерным оружием. Столкновение двух флотов казалось практически неизбежным, что привело бы к крупномасштабной войне между СССР и США. Вооруженные силы обоих государств были приведены в состояние полной боевой готовности.
В этой ситуации ядерные боеголовки сыграли роль сдерживающего фактора. В руководящих кругах сверхдержав возобладало мнение о том, что обмен ударами будет иметь необратимые последствия. Американские эксперты и политики указывали на то, что применение Советским Союзом своего ядерного оружия будет катастрофическим для США даже в случае упреждающего удара со стороны американцев. «У нас не хватит бульдозеров, чтобы убирать трупы», - заявил один видный американский политик. Благоразумие взяло верх - Хрущев и Кеннеди сумели заключить соглашение. В обмен на обязательство Соединенных Штатов не нападать на Кубу Советский Союз убрал с острова свои ракеты. Американцы, в свою очередь, демонтировали «Юпитеры», находившиеся вблизи границ СССР.
Карибский кризис заставил сверхдержавы и другие государства, обладавшие ядерным оружием, приступить к ограничению гонки ракетно-ядерных вооружений. В 1963 г. был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. В 1968 г. СССР, США и Великобритания заключили договор о нераспространении ядерного оружия. Эти договоренности стали одним из важнейших факторов, способствовавших наступлению в дальнейшем периода разрядки международной напряженности.
Борьба за влияние в «третьем мире». В 50-60-х годах продолжалось острое соперничество сверхдержав за влияние в «третьем мире». США и СССР оказывали военно-политическую и экономическую помощь, которая прочно привязывала страну-получателя к стране-донору. Стремительный развал колониальной системы создавал Советскому Союзу благоприятные условия для активизации своей деятельности в «третьем мире».
В 1957-1964 гг. руководство СССР подписало свыше 20 различных соглашений о сотрудничестве с развивающимися странами. Военно-политическая и экономическая поддержка оказывалась прежде всего тем государствам, которые заявляли о своей «антиимпериалистической» позиции на международной арене или о выборе «социалистической ориентации» в качестве приоритета внутреннего развития. Крупномасштабная помощь, тяжким бременем ложившаяся на советскую экономику, в ряде случаев составляла значительную часть бюджета союзников СССР (в Индии - 15%, в Объединенной Арабской Республике - до 50% средств, направляемых на экономическое развитие).
Еще одним важным инструментом влияния сверхдержав в «третьем мире» были поставки оружия, участие в региональных конфликтах военных советников или воинских контингентов. Поля сражений исполняли роль военных полигонов для испытания новых систем оружия. При этом СССР и США прикрывали свои геополитические интересы идеологическими маневрами вроде «помощи развивающимся странам и борьбы с силами международного империализма» или «защиты сво-бодного рынка и ценностей демократии». Вместе с тем лидеры стран «третьего мира» зачастую использовали антисоветскую или антиамериканскую риторику в целях, весьма далеких от тех, которые провозглашались на словах. Заключая военный союз со странами западного или восточного блока и получая от «партнера» экономическую и военно-техническую помощь, они рассчитывали решать в свою пользу местные политические, религиозные или этнические конфликты.
Война во Вьетнаме. В 1954 г. был осуществлен раздел Вьетнама, освободившегося после тяжелой многолетней борьбы от власти французских колонизаторов. В северной части страны утвердился просоветский режим, в южной - проамериканский. В Южном Вьетнаме против американских войск и их местных союзников военные действия вели «вьетконговцы», которым помогали их северные соратники и китайцы. Американцы постепенно стали наращивать свое военное присутствие во Вьетнаме. Подыскивая повод для широкомасштабных бомбардировок и наступательных операций сухопутных войск, они спровоцировали в 1964 г. так называемый «Тонкинский инцидент»: представители США заявили, что их корабли якобы были атакованы в Тонкинском заливе северовьетнамскими катерами.
После этого американские войска стали принимать непосредственное участие в военных действиях. Авиация США подвергла территорию Северного Вьетнама «ковровым» бомбардировкам. За годы Вьетнамской войны (1964-1973) американские пилоты сбросили 7,8 млн. т бомб, зажигательных и отравляющих веществ. Были стерты с лица земли 80% вьетнамских городов и провинциальных центров. Из Советского Союза Вьетнам получил новейшие зенитные комплексы, боевые расчеты кото-рых составляли в основном советские солдаты и офицеры. В боях принимали участие и советские летчики. За первые пять лет войны американцы потеряли более 3 тыс. боевых самолетов. Несмотря на то что к концу 1960-х гг. численность находившихся во Вьетнаме войск Соединенных Штатов достигла полумиллиона человек, добиться перелома в ходе боевых действий им не удалось.
Вьетнамская война, унесшая жизни многих тысяч молодых людей, вызвала настоящий раскол в американском обществе. В США развернулось мощное антивоенное движение, поддержанное во всем мире. Победивший на президентских выборах 1968 г. Р. Никсон поспешил объявить о постепенном выводе американских войск из Вьетнама.
«Вьетнамизация» войны - то есть передача южновьетнамской армии основных функций по борьбе с противником - в конечном итоге привела к поражению США. Согласно Парижским соглашениям 1973 г. американцы были вынуждены вывести из Вьетнама все свои войска. В 1975 г. южновьетнамский режим пал, объединились северная и южная части расколотой прежде страны. Поражение во Вьетнамской войне привело к падению международного престижа Соединенных Штатов и послужило причиной того, что американское руководство начало искать пути разрядки международной напряженности. В американском обществе сформировался стойкий «вьетнамский синдром» - нежелание участвовать в каком-либо региональном конфликте.

Конкуренция России с Западом, в первую очередь с США, может привести стороны к ограниченному или полномасштабному военному конфликту. Такой вывод сделан в обнародованном 29 июня докладе Центра стратегических разработок (ЦСР). Не менее апокалиптические сценарии звучали и на открывшихся сегодня в Москве ежегодных Примаковских чтениях: форуме, в котором принимают участие политики, дипломаты и эксперты из разных стран мира.

Например, директор Центра международной безопасности ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, академик Алексей Арбатов обратил внимание участников форума на новые системы вооружений, которые сегодня разрабатывают и развёртывают Россия, США и Китай: «Эти системы размывают традиционную границу между ядерным и обычным, между наступательным и оборонительным оружием, между оружием регионального характера и оружием глобального назначения. В этих условиях любой локальный конфликт, любой инцидент может привести к молниеносной эскалации вооружённого противостояния до масштабов самых катастрофических. Напряжённость, которая существует между Россией и НАТО в Восточной Европе, ситуация в Сирии создают в этом плане дополнительные риски. Я напомню: впервые в истории Россия и США открыто ведут военные операции в одной и той же стране, — в Сирии — не являясь военными союзниками и не имея полного согласия относительно того, кто наши общие враги и кто наши общие друзья. И в будущем такие ситуации могут воспроизводиться: в Ливии, в Афганистане и других районах».

По словам Арбатова, развитие военных технологий влечёт за собой новые и весьма опасные стратегические концепции. «Прежде всего, это концепция, которая сейчас присутствует в военных стратегиях США, России и Китая и подразумевает избирательное применение стратегических ядерных сил. Появилась опасная идея, что после 25 лет глубоких сокращений ядерных вооружений (а они сократились в 5-6 раз, если не на порядок) ядерная война якобы перестала быть катастрофичной, что она может быть средством политики и управления кризисами. В результате риск конфликта с последующей эскалацией вырастает в квадрате».

«Если рухнет Договор по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД), а следом за ним — Договор СНВ-3, то мы окажемся в ситуации ядерного хаоса, — считает эксперт. — Нам предстоит многоканальная гонка вооружений, более опасная, чем во времена холодной войны. Потому что наряду с гонкой по наступательным ядерным вооружениям будет гонка по наступательным и оборонительным стратегическим вооружениям в неядерном оснащении, будет соревнование в развитии космических систем и средств кибервойны. Хуже того: такая гонка вооружений будет многосторонней в отличие от периода холодной войны. Ведь помимо России и США, в ней будут участвовать Китай, возможно — Индия и Пакистан, Израиль, Северная и Южная Кореи. На фоне такой нестабильности могут возникнуть новые ядерные государства: Иран, Япония, Саудовская Аравия и другие. В конечном итоге ядерное оружие с неизбежностью окажется в руках террористов, которые раз и навсегда покончат с ядерным сдерживанием как гарантией поддержания мира».

В кулуарах форума академик Арбатов ответил на вопросы АиФ.ru.

Виталий Цепляев, АиФ.ru: Алексей Георгиевич, не преувеличена ли угроза вооружённого столкновения между Россией и США? Ведь даже в годы холодной войны стороны сумели избежать худшего сценария.

Алексей Арбатов: Возможность военного конфликта между СССР и США существовала много десятилетий и неоднократно подводила обе стороны к грани войны. Вспомним Карибский кризис, кризис 1983 года, связанный с размещением американских ракет средней дальности в Европе. На этом горьком и тяжёлом опыте стороны наконец-то поняли, что необходимо принять меры для предотвращения глобальной катастрофы: не надо забывать, что ядерная война между двумя державами неизбежно приведёт к гибели всего человечества. Тогда Москва и Вашингтон научились это делать. И само окончание холодной войны стало логическим продолжением того взаимопонимания.

Однако несколько лет назад между нами возникла новая напряжённость. Но проблема в том, что старые страхи и старые методы снижения конфликтности позабыты, ушли те люди, которые этим занимались. Эмоции, взаимные претензии, недоверие достигли очень высокого уровня. А нового механизма, который бы позволял избежать катастрофического развития событий, пока не возникло, и сегодня приходится заново изобретать этот велосипед. И здесь надо бы спешить: ранее заключённые соглашения рушатся одно за другим. Взять конвенцию от 1972 года о предотвращении инцидентов на море и в воздухе: о ней уже никто не вспоминает. Было соглашение 1989 года о предотвращении опасных инцидентов, и оно тоже забыто, я думаю, сегодняшние военные и политики даже не знают о том, что было написано в том документе.

— Насколько реально выйти сегодня на новые договорённости?

— Пока мы находимся в подвешенном состоянии. Вдобавок сталкиваются две большие внешнеполитические тенденции: Россия «встаёт с колен» и хочет доказать, что больше не позволит с собой обращаться так, как это было в девяностые годы. Но и Америка в каком-то смысле тоже встаёт с колен. Она на них, по правде говоря, никогда особо не стояла, но Трамп считает иначе. Он пытается доказать, что «империя возрождается и наносит ответный удар», что Америка не позволит нигде себя потеснить и останется первой на планете. Лобовое столкновение двух этих тенденций очень опасно.

На мой взгляд, сегодня на первое место в повестке российско-американских отношений — и чем скорее, тем лучше — должен быть поставлен вопрос о спасении режима контроля над ядерным оружием. Другие проблемы — Сирия, Украина — разрешить будет сложнее, там противоречия глубже, а вот здесь можно достичь быстрых результатов. Как минимум надо спасти РСМД и заключить новый договор по стратегическим наступательным вооружениям (СНВ). Благо у нас есть опыт разрешения противоречий даже в самых острых ситуациях. Вспомним, что первый фундаментальный договор по СНВ был достигнут в годы войны во Вьетнаме, вскоре после того, как американская авиация бомбила Ханой. Договор о РСМД был заключён на фоне войны в Афганистане, в 1987 г., договор о сокращении наступательных потенциалов от 2002 г. — вскоре после операции НАТО в Югославии. То есть когда наши страны осознают важность контроля над вооружениями, они могут находить компромисс, даже имея очень острые противоречия в других сферах. Более того, если мы сейчас сосредоточимся на этой теме и совершим быстрый прорыв, то и в других областях наши отношения будут продвигаться легче.