Обучение школьника иностранным языкам. Иностранный язык в школе




«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Число изучающих немецкий язык в России всегда было и до сих пор остается значительным: сегодня это 2,3 миллиона из 15 миллионов по всему миру Однако немецкий язык как первый иностранный препод- даётся в российских школах всё реже и зачастую вытесняется английским: такова глобальная тенденция 20 века Все чаще немецкий язык преподдается в качестве второго иностранного. Однако не во всех учебных заведениях предлагаются несколько иностранных языков, так что этот подъем не компенсирует спад интереса к немец- кому языку как первому иностранному


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Вместе с тем в 21 веке именно многоязычие является ключом к успеху: в эпоху глобализации преуспевают тот человек и то общество, которые располагают большим количеством коммуникационных ресурсов и возможностей представлять и распространять собственные идеи Европейская реальность является в этом контексте интересным примером не только потому, что в ЕС пред- ставлено множество государственных языков, но и по- тому, что здесь многоязычие стало стандартом: в старших классах школ изучают как минимум два иностранных языка


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Тот, кто делает ставку только на английский язык, рис- кует столкнуться со сложностями в коммуникации в определенных ситуациях; он никогда не встретится с собеседником в его родном коммуникативном пространстве без посредника; он упускает шанс выделиться на общем фоне в силу превышения коммуникативной нор- мы Именно «немецкий плюс английский» является идеальной комбинацией для изучающих иностранные языки: благодаря особой языковой близости такое сочетание обеспечивает преимущества в учёбе и является залогом успеха




В интересах России добавить в образовательный портфель молодых граждан второй иностранный язык, обладающий значимостью в мире, поскольку этот шаг будет способствовать их конкурентоспособности при реализации планов, как своих собственных, так и страны Стратегическая цель настоящей рекламной кампании – введение двух обязательных для изучения иностранных языков в старших классах российских школ Изучение языка Германии – страны, являющейся стратегическим партнёром России в сфере модернизации – стало бы логичным выбором в качестве второго иностранного языка


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Поскольку решение об обязательном изучении двух иностранных языков в России принимается не на федеральном, а на региональном уровне, то заданная цель и кон- текст её реализации должны быть аргументировано представлены структурам и лицам, ответственным за принятие такого решения: Органам управления образованием на региональном и местном уровне Руководству школ Родителям и ученикам




Для каждой целевой группы необходимо подобрать свои аргументы, которые реализуются в трех компонентах рекламной кампании Слоганы, цветовые коды и «игра слов» трёх компонентов кампании связаны друг с другом и структурно формируют каждый элемент кампании Компоненты кампании раскрывают идею многоязычия, наглядно демонстрируя, что немецкий – помимо близости с английским языком – связан и с русским, и что имеется много возможностей постижения этой языковой связи






«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Немецкие слова в русской транслитерации: непривычное привлекает взгляд, вызывает любопытство, но с каждым следующим плакатом становится яснее: немецкий понятен сам по себе (или пусть с помощью английского) «Будь в теме! Учи немецкий!» Желтый компонент пробуждает эмоции


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Рекламный эффект описанных компонентов построен на их серийности: например, серия визуально связанных между собой плакатов с аналогичной игрой слов, расположенная на стене вдоль бесконечного эскалатора метро… Узнаваемость обеспечивается за счёт повторения логики компонентов во всех элементах. Так, фильм рассказывает о трёх попытках рекламирования немецкого языка в новостной передаче: сначала два диктора с серьёзным видом представляют сухие статистические факты о немецком языке и Гер- мании; затем они в более свободной манере рассказывают историю двух людей, успешная карьера которых обусловлена знанием немецкого; и, наконец, они «вживаются» в немец- кий язык, и это здорово!


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Рекламная кампания привлекает внимание за счёт интенсивности визуальной информации; и пробуждает затем через «необычность» формулировок желание заниматься немецким языком. При этом информация подается как бы «между прочим» и с известной долей самоиронии, чтобы прело- мить именно этот – типично немецкий – стереотип Концепция кампании нацелена, в первую очередь, на последовательное продолжительное воздействие, что обеспечивается за счет мер, действие которых продолжается и по истечению срока самой кампании






«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Партнерские программы - сотрудничество с представителями бизнеса Действующие на территории России немецкие компании поддерживают преподдавание немецкого языка в школе или университете в регионе, в котором они работают, поднимая тем самым свой имидж среди сотрудников и населения Варианты партнерской поддержки, например, помощь в оснащении классов, предоставление средств на приобретение учебных материалов, повышение квалификации пре- подавателей и школьный обмен, предложения по производственной практике компонуются командой рекламной кампании в модули и предоставляются партнерам в виде «пакета предложений»


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Рекламные комплекты «Немецкий как иностранный» Рассылка 200 комплектов преподдавателям немецкого языка для проведения ими рекламных акций на встречах с руководителями школ, с представителями органов в сфере образования и на родительских собраниях Предоставление различных информационных и рекламных материалов для показа, раздачи и декорирования помещений, в которых проводятся рекламные акции; подробной «инструкции» о том, как использовать эти материалы, руководства по аргументированию и ответам на вопросы (в дальнейшем тренинги для мультипликаторов рекламной про- граммы «Немецкий как иностранный»)


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Конкурсы «Учим немецкий играя» (от региональных туров и до финала в Москве) – неотъемлемый элемент кампании, включая раз- работку новых форматов (например, турниры в масштабе всей страны в формате видео моста или онлайн) Запуск «вирусной» рекламы в социальных сетях и премирование лучших роликов по темам: «Как немецкий язык сделал меня супер умным, супер богатыми супер красивым»; «Сколь- ко языков нужно человеку?» Конкурс для пользователей мобильных телефонов «Самое интересное немецкое слово в русском языке»; фотоконкурс «Моя Германия в России»


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Языковые фестивали и образовательные конференции Языковые фестивали в трёх крупнейших городах России как культурные мероприятия рекламной кампании. Уста- новка на молодёжь: весело – красочно – ярко Две взаимосвязанные конференции с участием авторитетных экспертов из России и Германии: «Модернизация – Образование – Коммуникации» в Москве (весна 2011 г.) «Русский язык в многоязычной Европе» в Германии (осень 2011 г.)


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» «Классические» рекламные акции Интенсивная банерная реклама в метро – на станциях и в поездах – сначала в Москве, Санкт-Петербурге и Новоси- бирске; в дальнейшем размещение рекламы в общественном транспорте в других городах Активное участие в региональных отраслевых выставках, представление нового стенда и промоматериалов реклам- ной кампании Размещение баннеров в интернете, покупка контекстной рекламы, реклама в печатных СМИ; размещение рекламного фильма на местных телеканалах, а также промо-роликов на радио и т.д. «Учи немецкий! Lern Deutsch!» Распространение в рамках акций рекламной кампании; путём прямой рассылки лицам, ответственным за принятие решений; в составе пакетов программы «Немецкий как иностранный»; в форме рекламных пожертвований, на отраслевых выставках и языковых фестивалях и т.д. Различные варианты типового дизайна информационный и учебный материал для декорирования и раздачи


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Информационные и учебные материалы Рекламные проспекты и кубики с аргументами DVD с фильмом «Новости о немецком» и CD «Goethe.zip» Дидактические и методические материалы и книга для чтения по теме «Немецкий плюс английский» Специальный выпуск журнала vitamin.de по теме «Многоязычие»


«Учи немецкий! Lern Deutsch!» Декорирование помещений и раздача материалов Плакаты и открытки (4 разных мотива по всем трем компонентам рекламной кампании) Наклейки, сумки, календари, значки, конфеты, блокноты, карандаши 3 коллажа с разными мотивами «Гер- мания в цифрах / словах / языках»


Из-за распространения английского языка и убеждённости многих родителей в том, что этот язык нужен их чадам как никакой другой, порой возникают разногласия между администрацией школы и родителями. Школы тоже можно понять, французский язык и так уже почти нигде не изучают, а учителя немецкого того и гляди останутся без работы. К тому же по нормам класс должен делиться на абсолютно равные группы.

- Распределение школьников по группам для изучения иностранных языков находится в компетенции образовательного учреждения, - говорит заместитель начальника Управления образования города Пскова Ирина Аксёнова. - Всё зависит от возможностей образовательного учреждения, наличия учителей и желания родителей. Для преодоления разногласий школы нашли возможность введения второго иностранного языка, который изучается с пятого класса. Конечно, все хотят изучать английский. Любые разногласия решаются в индивидуальном порядке, мы стараемся удовлетворять желания родителей.

В Управлении образования нам рассказали, что в этом году родители ещё не выражали недовольства. И если вы хотите, чтобы ваш ребёнок изучал какой-то конкретный язык, то лучше заявлять об этом на родительских собраниях, начиная с первого класса. А если вас не устроит итоговое распределение, то группу всегда можно поменять. Вопрос решается в индивидуальном порядке с администрацией учебного заведения.

А потянем?

Полиязычие - это, конечно, хорошо, но, по словам кандидата педагогических наук Инны Балюковой, нужно исходить из интересов детей, которые сегодня в школе и без того загружены сверх меры. Введение второго иностранного языка – не выход.

Это большая нагрузка на детей, которые и без того сильно устают, - считает она. У нас и так сейчас здоровых детей почти нет, у большинства наблюдаются нарушения психики.

Зачастую родители стремятся нанять ребёнку репетитора, едва только малыш начнёт говорить.

- Главное, чтобы первый язык был родным. До того, как ребёнок хорошо освоит родную речь, лучше его не перенапрягать, - утверждает доктор психологических наук Светлана Иванова. – Можно сорвать психику ребёнка и в дальнейшем получить серьёзные проблемы с речью. Но раз вводят второй иностранный язык, значит, усвоение в большинстве случаев идёт нормально, а в тех случаях, где возникают трудности, требуется индивидуальный подход, впрочем, как и во всём.

Также Светлана Павловна рассказала нам, что девочки лучше усваивают иностранные языки, чем мальчики, так как основные нервные центры у прекрасной половины человечества рассредоточены по всему мозгу, в отличие от мужской половины, которая сильна только одним каким-нибудь полушарием.

Эксклюзивное языкознание

При приёме на работу работодатель непременно спросит о владении иностранными языками. И английским сейчас никого не удивишь. А вот тот же немецкий, французский или же другие европейские языки очень даже в цене.

Каждая страна пытается сохранить свою идентичность и предпочитает разговаривать с иностранцами на своём языке, - говорит кандидат педагогических наук, декан факультета иностранных языков ПГПУ Галина Маслова. – И, несмотря на то, что идёт процесс глобализации, знать английский язык недостаточно, его даже вовсе не обязательно знать. И если человек стремится к налаживанию межкультурных связей с теми же Германией или Францией, то лучше учить именно их языки. Сейчас наиболее удачные образовательные обмены осуществляются не с англоговорящими странами, а с Францией и Германией. США далеко, а Великобритания блюдёт свои традиции и не бросается ни к кому с распростёртыми объятиями.

В Пскове сильны связи с Германией. У нас есть город-побратим Нойс, с которым мы регулярно обмениваемся школьниками. Кроме того, уже двенадцать лет в городе работает Русско-немецкий центр встреч, где осуществляется серьёзная языковая подготовка, отмечаются немецкие праздники, проводятся тренинги и семинары. На базе центра работают немецкий хор, детский музыкальный театр, молодёжный немецкий театр. Летом организовываются загородные лингвистические лагеря – всего не перечесть.

Так что хорошенько подумайте! Может быть, вы лишаете своего ребёнка в будущем очень многого, настаивая на том, чтобы он изучал именно английский язык.

Практические советы изучения иностранных языков

В наше время практически каждому человеку, чтобы достичь успеха в жизни, необходимо знать хотя бы один иностранный язык. Ни для кого не секрет, что владение иностранным языком нужно для успешной карьеры, в путешествиях за границей, для поступления в иностранный колледж или университет, наконец, просто для общения со своими друзьями и коллегами из других стран. Можно ли как-то облегчить, ускорить подчас непростой процесс изучения иностранных языков ? Специалисты Языковой школы BRITANNICA считают, что можно, и дают ряд полезных советов.

  1. Поставьте перед собой конкретную цель. Любое серьезное дело, которое требует усилий, затрат времени и денег, чтобы привести к желаемому результату должно иметь ЦЕЛЬ. Не является исключением и изучение иностранных языков . Прежде чем приступать к занятиям Вам для себя надо четко определить - ЗАЧЕМ? Вы хотите устроиться на работу в иностранную компанию в России или за границей, знание языка Вам требуется для продвижения по службе на Вашей теперешней работе, Вы собираетесь уехать жить в другую страну и готовитесь к собеседованию в посольстве, Вы много путешествуете или только собираетесь посетить другие страны и язык Вам нужен для общения за границей, Вам необходим международный сертификат, такой как TOEFL, IELTS и др. для поступления в иностранный университет или для того же посольства - вот далеко не полный перечень целей, которые любой человек мог бы поставить перед собой, придя к пониманию того, что ему необходимо изучать иностранный язык . Поэтому важно понять, что отсутствие цели часто сводит на нет все усилия по изучению иностранных языков , лишь потому, что эти усилия не мотивированны. А наличие цели придает Вашим усилиям в изучении иностранных языков мощнейшую мотивацию. Итак, первый важный момент - поставьте перед собой конкретную цель.
  2. Методика. Определившись с целью, пора задуматься о методике. В общем случае, если только это не подготовка к сдаче международного экзамена или, например, ЕГЭ правильный выбор - это коммуникативная методика, суть которой вкратце состоит в следующем: Вы сначала осваиваете и запоминаете речевые клише, а их грамматическую сущность осмысливаете позже. При этом выбор учебников - учебно-методических комплексов поручите специалистам - преподавателям и методическим работникам языковой школы, в которой Вы планируете изучать иностранный язык . О правилах выбора языковой школы немного позже. Скажем еще несколько слов о методике, итак, с оптимальной мы определились - это коммуникативная. Выбор учебников поручим специалистам. Но остается один важный вопрос - стоит ли ориентироваться на одного преподавателя или заниматься у разных? Наш совет - преподавателя время от времени нужно менять - это само по себе является эффективным средством в ускорении обучения.
  3. Изучать иностранный язык - все равно, что плыть в лодке против течения - отпусти весла и течение понесет тебя обратно, в исходную точку? Это на самом деле так. Поэтому правило «тише едешь - дальше будешь» в общем смысле к процессу качественного изучения иностранных языков очень подходит, если только это не цель, имеющая ограничение по времени (например, послезавтра интервью с иностранным работодателем или через полгода сдавать TOEFL). Поэтому мы рекомендуем следующий простой подход, опять же, подчеркиваем в общем смысле. «Собирайте» язык по словам, не торопись вперед. Не стремись объять необъятное. Всем известно, что это невозможно. Гораздо лучше выучить двадцать новых слов в неделю, но так, чтобы надолго, чем тысячу и тут же их забыть. Главное - уделять изучению иностранного языка специально отведенное время, т.е. регулярность. Пусть это будет всего 2 часа в неделю. Но это должно быть обязательно в Вашем расписании на неделю, без всяких исключений! И, поверьте нам, уже через месяц таких регулярных занятий Вы обнаружите значительный результат, который, станет для Вас еще одной мощной мотивацией в изучении иностранных языков .

А теперь несколько простых правил, которые помогут правильно выбрать языковую школу.

Во-первых, доверьтесь первому впечатлению, просто позвоните в школу, задайте несколько простых вопросов, которые Вас интересуют и послушайте, что, и в данный момент важно КАК вам ответят. Если с Вами разговаривают вежливо, отвечают на Ваши вопросы и не пытаются скрыть какую-либо важную для Вас информацию - смело идите и уже на месте смотрите, что это за организация.

Во-вторых, когда придете в офис языковой школы, даже еще раньше, перед тем как пойти туда - узнайте ее точный адрес, определите для себя, насколько удобно она расположена именно для Вас, посмотрите на карте, в конце концов. Как близко здание школы находится от остановки общественного транспорта, на которую вы будете приезжать посещая занятия, есть ли рядом со школой место для парковки автомобиля, если вы собираетесь приезжать туда на машине.

В-третьих, придя в офис школы, поинтересуйтесь предлагается ли перед тем как записаться пройти тестирование, оно платное или бесплатное, будет ли с Вами заключен договор на обучение, какова процедура оплаты услуг, и получите другую важную именно для Вас административную информацию. Оцените ее исходя из собственных критериев, и ответьте себе на вопрос - насколько комфортно мне будет здесь заниматься.

В-четвертых, поинтересуйтесь тем, какая методика используется в данной языковой школе (см. пункт 2 «Методика»), кто преподает в данной школе, в каком состоянии находятся классы, оборудованы ли они всем необходимым для проведения занятий, по каким учебникам будут проводиться занятия. И опять ответьте себе на вопрос - соответствует ли эта языковая школа моим представлениям о том, какой должна быть современная языковая школа (вооружитесь информацией из этой статьи).

В-пятых, задайте очень важный вопрос, он на самом деле очень важен, т.к. касается двух очень значительных вещей. Во-первых, вашего здоровья, во вторых законодательства. А вопрос очень простой - в учебном процессе используются оригиналы учебников или это будут копии. Теперь о том, как это касается вашего здоровья и законодательства. Все очень просто, занимаясь по копиям, какими бы расчудесными они не были, Вы портите свое зрение, задумайтесь на минуту - зачем Вам это. Занимаясь по копиям, вы становитесь соучастником нарушения авторских прав - пособником пиратов. Просто на секунду задумайтесь, зачем Вам это, если можно без всякого ущерба для здоровья и кошелька изучать иностранный язык используя для этого оригинальные, «фирменные» ученики и рабочие тетради.

Резюме: выбирайте ту языковую школу, которая Вам понравилась по первому впечатлению, где заниматься Вам будет комфортно, где преподают по современным методикам квалифицированные преподаватели, используя при этом оригинальные (не копии) учебные пособия.

И последнее - ИМЯ. Часто ли вам приходилось видеть объявления - «английский язык», «просто - английский язык». И ничего больше, у школы нет названия - NO NAME. Всякий раз имеет смысл задуматься, а стоит ли идти учиться в такое заведение.

Ну вот, как мы выяснили, изучать иностранный язык совсем нетрудно. Главное - цель и прилагать к этому целенаправленные усилия, получая от этого максимальное удовольствие. А теперь, друзья, за работу! Удачи!

Языковая школа BRITANNICA

г. Калуга, ул. Дзержинского, 35, офис 10

Я согласна, что немецкий теряет свои позиции в школах.

Я задаю родителям вопрос, могут ли они послать своего на языковые курсы ребёнка на Мальту, в США, в Англию? Я объясняю родителям (дети ещё маленькие),что только ученики, изучающие немецкий, могут поехать на БЕСПЛАТНЫЕ стажировки и в школьные годы и в студенчестве. И на несколько месяцев и на 1 год.

Для детей это шанс! И ещё - английским сейчас никого не удивишь, большая конкуренция среди тех, кто владеет английским. С нем. яз проще сдать вступительные экзамены в вуз.

Германия является крупнейшим партнёром России. В настоящее время на территории России 4500 немецких фирм и это число неуклонно растёт. Причём фирмы " идут" дальше на восток, за Урал и в Сибирь. Германия заинтересована в российских специалистах, владеющих немецким языком. Причём специальности можно выбирать разные -пищевое производство, химия, инженерные науки, автомобилестроение, станкостроение, полиграфия и т.д.

Список российских вузов, откуда посылают на БЕСПЛАТНЫЕ стажировки в Германию, очень большой!

Немцы- нация туристов, много путешествуют, Германия тоже привлекательна как объект туризма. В туристической отрасли немецкий пользуется спросом! Немцев к нам в Россию приезжает намного больше, чем англичан или американцев.

Преподаватели нем. языка проходят стажировки в Германии , следовательно, уже имеют более высокую квалификацию , чем учителя английского, среди которых далеко не все могут позволить себе поехать в США или в Англию, и свой английский они могут совершенствовать в Турции, Китае, Египте или других странах, где английский не является родным для населения.

Институт Гёте оказывает методическую помощь, помощь материалами - современные учебные фильмы, аудиодиски.

Да, конечно, английский язык- язык в компьютерной отрасли. Значит, надо изыскивать возможность и обучать детей ещё и английскому как второму (но не наоборот, психологи утверждают, что после немецкого английский учить намного легче , чем после английского немецкий).

Нужно делать стенды "Мы учим немецкий". И объяснять все плюсы немецкого. И вешать этот стенд НЕ В СВОЁМ КАБИНЕТЕ, который посещают ученики, УЖЕ изучающие немецкий, а НА ПЕРВОМ этаже школы, на самом видном месте- это информация для родителей.

И я обязательно говорю родителям: " Почему же Вы так недооцениваете своего ребёнка? Почему Вы думаете, что Ваш ребёнок настолько глуп, что без Вашей помощи не справится и не освоит немецкий?"