Одна из крупнейших техногенных катастроф в России. Провалы в Березниках

По официальным данным, предоставленным пресс-службой администрации города, в Березниках шесть провалов. Всего на территории Верхнекамского месторождения калийный и магниевых солей восемь провалов — вместе с самым первым, 1986 года, случившимся на березниковском калийном рудоуправлении (БКРУ) №3 и провалом в Соликамске.

У провалов в Березниках есть «имена», которые дают им местные жители.

«Дальний родственник», 1986 год

Провал образовался в лесу, севернее солеотвала. В 1988 году глубина составляла 105 м, в 1992 — 74 м, в 2000 году — 52 м. В районе провала установлены измерительные приборы по наблюдениям за оседанием земной поверхности. После этогопровала в Березниках с 1993 по 2005 год было зафиксировано несколько сотен техногенных землетрясений силой от 2 до 5 баллов. Горным институтом был сделан прогноз: с 2003 года ожидается рост подземных подвижек с пиком в 2006 году.

«Большой брат», 2007 год

Провал образовался 28 июля 2007 года в результате аварии на руднике Первого Березниковского калийного рудоуправления. В октябре 2006 года на одном из участков БКРУ-1 было обнаружено увеличение притока рассола. После неудачной попытки возобновить работы руководством компании было принято решение затопить рудник. 28 октября 2006 года откачка рассолов была прекращена, люди были выведены на поверхность.

Размеры провала, по последним данным, 446 на 339 м. Размеры стабильны и не изменяются с июля 2009 года.


«Малыш», 2010 год

25 ноября 2010 года на станции Березники, которая расположена над затопленным БРУ-1, произошёл новый провал. В результате был прекращён транзит через станцию Березники. В 2011 году провал был засыпан, но восстановить работу станции не удалось, продолжались осыпания грунта. РЖД и государство потратили в совокупности порядка 12 млрд рублей на строительство обходных железнодорожных путей.

«Кроха», 2011 год

4 декабря 2011 года севернее здания административно-бытового корпуса березниковского шахтостроительного управления произошёл новый провал размером 10 на 15 метров. Сейчас его размеры составляют 135 на 144 метров.

«Гимназист» («Пятачок», «Блинчик»), 2015 год

17 февраля 2015 года в районе бывшей школы № 26 обнаружена воронка на земной поверхности диаметром 5 метров. Это шестой провал на шахтных полях Верхнекамского месторождения калийных и магиневых солей и пятый на территории Березников. Директор Горного института УрО РАН Александр Барях заявил, что, возможно, оседание пойдёт в сторону площади Решетова у проходной БКПРУ-1 ОАО «Уралкалий» и что прогнозируются ещё две опасных зоны, за городом: у деревни Зырянка и дальше. На 25 февраля 2015 года размеры воронки составляли 6 на 7,5 м. В 2018 году, по последним данным, размеры провала, прозванного «Блинчик» (так как образовался под Масленицу), «Гимназист» (так как рядом со школой), «Пятачок (так как пятый в Березниках), составляют 27 на 30 метров.

«Котя», 2017 год, 2018 год

Провал образовался в зоне панелей переходного периода (в районе улицы Котовского на окраине города). Процессы в этой зоне развиваются в соответствии с прогнозами ученых Горного института УрО РАН и ОАО «Галургия» , сделанными в 2014 году. Локальный прогиб земной поверхности здесь образовался в 2015 году. В 2017 году была выявлена воронка около расселенного частного дома № 33 по улице Котовского. Ее размеры сейчас составляют 10 на 17 метров. 18 апреля 2018 года рядом с этой воронкой образовалась воронка размерами 4,5 на 7,5 метров и глубиной около 3,5 метра. По мнению ученых, данная воронка является продолжением процессов, характерных для образовавшейся мульды сдвижения, и совпадает с прогнозами ученых, сделанными в 2014 году. То есть эти воронки — часть одного провала. Данная зона была огорожена в 2015 году, дома расселены, доступ посторонних запрещен.

Кроме березниковских провалов, есть еще «Дачник» («Скрудж» , так как Соликамское рудоуправление), который образовался в 2014 году в Соликамске.

Нельзя не сказать

В долгой провальной истории есть несколько фактов, мимо которых нельзя пройти, нельзя сделать вид, что этого не было, хотя руководству страны, Пермского края, города Березники и предприятия это удается.

Но без этих моментов картина провалов была бы не полной.

«Это наша корова»

2001 год. Первый заместитель губернатора Пермской области Анатолий Темкин в 2001 году рассказывал «Независимой газете»: «По данным сейсмических исследований, с 2003 года ожидается рост подземных подвижек с их пиком в 2006 году. Так что для предотвращения возможной трагедии остается максимум пять лет ». «Уралкалий» и власти Прикамья обвиняли власти страны в невыполнении обязательств по закладке пустот под городом. Темкин пояснял «Независимой газете», что правительство страны готово выделить средства федерального бюджета, но в обмен на пакет акций ОАО «Уралкалий» . А пермские власти на такие условия не пойдут, категорично говорил Темкин:

Анатолий Темкин, бывший первый заместитель губернатора Пермской области, в интервью «Независимой газете»:

— Пустоты под Березниками нарабатывались десятилетиями — в то время когда «Уралкалий», как и все другие предприятия, был государственным. И количество пустот, наработанных уже после приватизации этого предприятия, на порядок ниже того, которое было наработано в годы СССР. Очень жаль, что федеральные чиновники заняли такую позицию в отношении нас. Получается так, что все бремя по финансированию работ ложится на нас и «Уралкалий». Будем решать, как финансировать закладку шахт из областного и местных бюджетов.

Все «попытки выбить деньги из федерального бюджета », по данным руководства края и «Уралкалия», «завершились неудачей ». Как сообщил местным журналистам тогда еще вице-мэр Березников Игорь Папков , министр по делам ГО и ЧС Сергей Шойгу на просьбу березниковцев ответил так: «Когда случится, тогда поможем ». Это самое «случится» не заставило себя ждать.

Таким образом, руководители предприятия, города, края, руководители профильных ведомств и министерств на уровне страны знали о том, что будет. Также они знали, о том, что происходит недозакладка пустот, о том, что в 2006 году возможна трагедия. Но никто ее не предотвратил.

Рост доходов Дмитрия Рыболовлева

Доходы «Уралкалия» из-за провалов не уменьшались, а росли. Собрания акционеров проводились не для того, чтобы обсудить, сколько средств потратит предприятие на ликвидацию негативных последствий аварий и провалов, а для выплаты дивидендов.

Так, 2 ноября 2006 года совет директоров ОАО «Уралкалий» принял решение о созыве внеочередного собрания акционеров, на котором было решено выплатить дивиденды по результатам 9 месяцев 2006 года. 130 млн долларов (90% от прибыли компании) были выплачены. На тот момент Дмитрий Рыболовлев контролировал не менее 80% акций, то есть получил около 100 млн долларов.
В то же время из краевого бюджета было выделено 250 миллионов рублей (9,8 млн. долларов), которые были выделены на расселение жителей 29 домов, попавших в аварийную зону. Плюс минфин РФ выдал краю кредит в размере 700 млн рублей (25 млн долларов).

По итогам 2007 года Рыболовлев поднялся с 17 на 14 место в рейтинге российских миллиардеров, по версии журнала «Финанс», а чистая прибыль «Уралкалия» выросла в 2,3 раза. Та же тенденция наблюдалась и в 2008 году. За полгода чистая прибыль увеличилась в 3,6 раза и составила 13,795 млрд рублей. 8,498 млрд из них было решено пустить на дивиденды (на внеочередном собрании акционеров). 65,6% акций компании принадлежали Madura Holding (контролировалось Рыболовлевым), значит, олигарх накануне кризиса получил около 5,5 млрд рублей (более 215 млн долларов).

В июне 2008 года Рыболовлев купил у Дональда Трампа -старшего виллу в Палм-Бич во Флориде за 100 млн. долларов. В 2010 году Рыболовлев приобрел шедевры мирового искусства, потратив 2 млрд долларов, роскошные объекты недвижимости в Европе, в Дубае и в США, потратив 1 млрд долларов, футбольный клуб Монако (200 млн долларов за покупку), яхты, самолеты AIRBUS 319 и Falcon. Его дочь оказалась владелицей самой дорогой квартиры Нью-Йорка (апартаменты на Манхэттене площадью примерно 626 кв. м за 88 млн. долларов). В 2013 году Рыболовлев купил у внучки Аристотеля Онассиса два острова в Ионическом море -Скорпиос и Спарти за 100 млн долларов.

Тот самый акт

2008 год. Комиссия Сечина . Правительство РФ решило провести дополнительное расследование причин аварии на руднике. Выяснить степень вины недропользователя было одной из задач. Почему через два года понадобилась еще одна проверка? Во-первых, предыдущие заключения о причинах аварии и провала делали специалисты «Галургии», тесно связанной с «Уралкалием». Особого доверия к ним не было. Во-вторых, правительственную комиссию «по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника ОАО «Уралкалий» в 2006 году возглавлял министр природных ресурсов Юрий Трутнев. Он вообще сыграл не последнюю роль в защите «Уралкалия» — так, комиссия, которую он возглавлял причинами аварии назвала «комплекс техногенных и геологических факторов ». Сам Трутнев заявил, что у «Уралкалия» есть «этическая ответственность ».

Нет, не только этическая. И это подтвердила новая комиссия, созданная по поручению вице-премьера правительства РФ Игоря Сечина .


Результатом работы экспертов стал «Акт расследования причин аварии, произошедшей на первом Березниковском руднике ОАО «Уралкалий» в период с 17 по 28 октября 2006 года». Информацию из этого Акта опубликовали далеко не все пермские СМИ. Документ свидетельствует, что при желании государство легко могло бы не то что обанкротить, а попросту национализировать предприятие в виде компенсации за нанесенный ущерб. А сам «Уралкалий» мог избежать аварии, если бы «провел глубинные исследования », если бы «провел работы, направленные на предотвращение аварии ».

Из заключения комиссии следует, причина аварии — аномалия геологического строения, сопряженная с технологическими факторами. Аномалия геологического строения выявлена в результате углубленных исследований. На них потребовалось в сложных послеаварийных условиях (ноябрь 2006) менее двух недель! Комиссия приходит к выводу, что недропользователь не проводил углубленные исследования для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогноза опасных ситуаций. Причем не проводил эти обязательные исследования даже на особо важных и создающих повышенный риск участках. Хотя финансовая возможность проводить данные исследования у «Уралкалия» была.

Из «Акта расследования причин аварии, произошедшей на Первом Березниковском руднике ОАО «Уралкалий» в период с 17 по 28 октября 2006 года»:

«Недропользователю было известно о факторах повышенного риска, которые могут привести к возникновению аварии и (или) увеличивают необходимость проведения углубленных исследований — о двухпластовой отработке, наличии незаложенных камер, существовании железной дороги, отсутствии под ней охранного целика, отсутствии зон смягчения ».
Должностные лица недропользователя и ОАО «Галургия» , опрошеные членами комиссии, говорили, что для предотвращения аварии необходимо было увеличить объем научных исследований.

Генеральный директор ОАО «Галургия» Аркадий Гринберг на вопрос о том, произведена ли институтом в период с 2000 года по дату аварии оценка реализованных мер охраны при превышении степени нагружения целиков, ответил, что после 2000 года оценка реализованных мер охраны не проводилась, так как заданий от заказчика не поступало.

Также комиссия выяснила, что недропользователем корректировки в нормативные документы не вносились, тем самым достаточные меры по предотвращению аварии, не принимались.

Все свободны! И снова заняты

2012 год. Роспуск правительственной комиссии Юрием Трутневым . Минприроды РФ опубликовало проект распоряжения о ликвидации правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии на руднике БРУ-1 в Березниках Пермского края. Правительственная комиссия начала работать в Березниках в 2007 году. В Березники систематически наносили визиты представители федерального и регионального правительств. Но незадолго до своей отставки министр природных ресурсов и председатель комиссии Юрий Трутнев высказал мнение о нецелесообразности ее дальнейшей работы.

2013 год. Вновь была создана правительственная комиссия, ее председателем стал заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович .


Комиссию хотели упразднить летом 2018 года, но в начале августа 2018 года министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин и губернатор Пермского края Максим Решетников договорились о возобновлении работы правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии в Березниках. Чиновники пришли в выводу, что для эффективного решения задач по ликвидации последствий аварии необходимо возобновить работу комиссии по аварии в Березниках. В состав комиссии входит 24 человека, а её председателем является Аркадий Дворкович . По итогам прошлого заседания комиссии в мае 2017 года, Пермский край получил госсубсидию в размере 1,25 млрд рублей на переселение березниковцев из зоны техногенной аварии.

Оригинал взят у leksandrych в На волосок от провала.

Часть вторая. Бесконечная история.

Даже странно, что я раньше не писал о березниковских провалах - казалось бы, о чём ещё-то писать, если ты живёшь здесь, в непосредственной близости от событий? Дело, пожалуй, в том, что я люблю давать законченную картину, а не часть процесса с неясным окончанием. История же с затоплением Первого березниковского калийного рудника конца не имеет, хотя и началась она более шести лет назад, в октябре 2006 года. Я не возьмусь описывать все процессы, происходившие за это время в городе - вопрос это объёмный и очень сложный - а ограничусь непосредственно припровальной территорией и своей любимой железной дорогой - она пострадала от потопа, пожалуй, более всех остальных "участников процесса". Сегодня я попытаюсь рассказать и проиллюстрировать всё с самого начала, дать картинку в движении. Я уже не могу опираться только на свои фотоматериалы (хотя в тексте они будут) - прилегающая к провалам территория охраняется, снимать в окрестностях непросто. Да и масштаб дырок в земле хорошо виден только с воздуха. Почти весь материал взят с самой длинной ветки березниковского форума , на сегодня там 852 страницы. Итак, приступим.

Октябрь 2006 года. Пермский край, Березники. В старейшей калийной шахте города Первого калийного рудоуправления ОАО "Уралкалий" в одной из старых выработок появляется вода. Потребовалось несколько дней, чтобы выяснить - вода в руднике просачивается сверху, из слоя надсолевых грунтовых вод. Спустя ещё неделю, 28.10.06 принято решение о прекращении борьбы за рудник - опыт подобной аварии уже был , и он подсказывал, что активные действия, а в частности попытка воду откачать только усугубляют положение. Соль растворяется водой, посему остановить процесс затопления соляной шахты ещё никому в мире не удавалось. Начался длительный процесс затопления выработок (сразу забегу вперёд и скажу, что растянулся он более чем на три года).
Чтобы понять, почему большинство березниковцев весьма нервно отнеслась к затоплению давайте взглянем вот на такую карту.

Это ничто иное, как наложение границ выработок на городскую карту. Как видите, положение довольно грустное. Затопленные выработки протянулись под всем городом, исключая только северную - не саму развитую - его часть. Березники - уникальный город, нигде больше огромное шахтное поле не сочетается с многоэтажной жилой застройкой (до 12 этажей), Что и определило все его нынешние проблемы, они - с закладкой, потопом или без них - всё равно бы вылезли со временем. Соседний Соликамск тоже стоит над соляной шахтой, даже ещё более старой чем Первый калийный, но там площадь жилой застройки несоизмеримо меньше, а главное - 9-этажные дома вынесены в отдельную зону, под которой выработок никогда не будет. И последняя разница - соликамская шахта всё ещё пребывает в сухом состоянии.
Вся лирика, что выше, относится к шахтному полю целиком. Теперь то, что относится непосредственно к месту пробоя водозащитной толщи. Вода, поступая в шахту через пробой, промывает в соли полость, рано или поздно, в зависимости от темпов затопления, полость эта обрушивается, образуя провал. Примерная территория пробоя, а значит и провалоопасная зона была вычислена очень быстро, вот она.

Место будущего провала-2, 2004.

Эта территория, непосредственно примыкающая к промплощадке рудника. Одна беда - здесь же проходят главные пути ст. Березники, на тот момент - единственный железнодорожный выезд из Соликамска и Березников. Ещё одна карта - не обращайте пока внимания на сиреневые линии, все они появились позднее.

Все березниковские предприятия, кроме загородных рудников "Уралкалия", и Соликамск оказывались под угрозой внезапного обрыва связи с "большой землёй". Надо было срочно что-нибудь предпринять. Решение созрело быстро - небольшая 500-метровая ж/д петля по периметру опасной зоны. В декабре 2006 года ветку построили. До лета следующего года она простояла без дела, зато потом пригодилась.

А что с пассажирским сообщением? На момент начала затопления из Березников ходило несколько электричек - в Яйву, Кизел и Углеуральскую, из Соликамска - одна пара электричек до Чусовской и пдс в Екатеринбург. Сразу же после выяснения контуров опасной зоны пдс и электрички перенесли на станцию Березники-Сортировочная. На схеме выше вы можете легко её найти, находится она в двадцати километрах от города. В былые времена электричка добиралась до Сортировки за полчаса. Специально пущенным автобусам требовался час. На самом деле, Сортировка не была безальтернативным решением - можно было организовать сообщение со станции Калийная, которая находится куда ближе к Березникам, чем Сортировка. Но к 2006му году Калийная благодаря длительному воздействию, а точнее бездействию, оказывается совершенно неготова к принятию большого потока пассажиров - пешеходный мост пришёл в аварийное состояние и разрушен, вокзал закрыт, а подход с автобусной остановки перекрыт забором. При желании все эти проблемы можно было бы решить, но в итоге никаких действий по приведению Калийной в порядок предпринято не было ни в 2006м, ни во все последующие года.
Итак, ни в 2006м, ни в начале следующего, 2007 года никаких происшествий в опасной зоне у рудника не происходило. Железная дорога исправно пропускала грузовые поезда, обходная бездействовала, рудник медленно заполнялся водой. Гром грянул 28 июля 2007 - в опасной зоне образовался провал, 50х70 метров и глубиной 15. По общей индексации березниковских провалов он получает номер 2 вслед за провалом-1986. Провал кажется на фотографии не таким и большим, но приглядитесь - здание рядом с ним, АБК фабрики технической соли - это трёхэтажная постройка.

Выброс газа из провала-2.

Процесс затопления, а значит и подземного промыва, поэтому совершенно естественно провал стал расти. Снимки от 13 августа. На переднем плане можно разглядеть обходную-1 и старый пятипутный парк. После образования провала старые пути начали разбирать.

С лета, несмотря на провал, начали пускать пассажирские элементы из Березников в Соликамск. Что тут только не ходило. Лето 2007 - РА1, 2008 - ТЭМ2 с пасс. вагоном, 2009 - ВЛ11 с ним же, 2010 - ЭД4, РА1. Летом 2010 недолгое время проходила РА2. После Малыша пасс. трафик на Соликамск был упразднён.
Хотя в целом развитие провала шло в рамках прогноза, всё-таки держать сообщение на тонкой ниточке всего в ста метрах от неподдающейся никакому контролю дыры становится страшно. В сентябре рядом со старым обходом начинают строить новый, уже двухкилометровой длины, на моих схемах он обозначен как обходная-2. Заметно, что новый обход отодвинулся в самом узком месте от старого всего на тридцать метров - дальше отойти мешают ТЭЦ10 и всё ещё работающая на промплощадке рудника фабрика приготовления рассолов. Так как в бущудем и ТЭЦ, и фабрику планируют закрывать, строительство более крупного обхода отодвигается в будущее - при необходимости закрытие объектов можно будет и форсировать. К декабрю обходную-2 пустили в строй.

Вместе с обходной-2 строят непонятную петлю в лесу к югу от города, то что обозначено у меня как "обход МК-24". Я, честно говоря, так и не понял, что же именно он обходит и от каких угроз страхует железную дорогу. Тем не менее, обход МК-24 был построен и пущен в декабре 2008.

К поздней осени 2007-го следует отнести и решение о проектировании и строительстве 53-километровой обходной ветки Яйва-Чашкино, тот обход, который я называю НУБАМ. Многие, в том числе и я, посчитали тогда этот проект чрезмерным - для обхода локальной проблемы всего-то парой сотен метров шириной строилась огромная и дорогая обходная петля, с на первый вгляд избычточным запасом. Тем не менее, последующие события показали, что ставка на НУБАМ была верным и своевременным решением, но об этом потом. Скажу только о маршруте НУБАМа - столь длинная дистанция потребовалась для того чтобы обойти не только затопленный рудник, но и все действующие и будущие горные отводы калийных шахт, то есть соль под НУБАМом никогда добываться не будет. А значит, для дороги исключены любые проблемы, связанные с геологией недр. Очень серьёзные и почти нерешаемые традиционными средствами проблемы.
Провал, между тем, продолжает расти. 1 ноября 2007.

23 ноября 2007. В дальней части провала можно разглядеть "американские горки" - плети нартовской ветки. В отличии от главных путей их не стали разбирать, просто обрезали с разных сторон опасной зоны.

20 января 2008. Старый парк уже целиком обрезан провалом. Видны опоры кс обоих провальных веток, некоторое время они работали параллельно, затем провальную-1 разобрали.

Начало НУБАМа. В марте 2008 организуется база строительства в Яйве, проектные работы для ускорения ведутся одновременно с разворачиванием земляных работ. Начинается полуторалетняя стройка 53км обхода.

Летом 2008 опять форсируются работы по сооружению третьего провального ж.д. обхода, но дальше земляных работ в районе Зырянки они не пошли. Провал расти почти перестал, и от дорогостоящей времянки (пришлось бы прокапывать весь зырянский холм, сносить множество капитальных сооружений на промплощадке БКРУ-1 и закрывать ТЭЦ-10) решено отказаться.

Больших изменений в пасс. трафике не происходит. Опять пускают летний одновагонный "поезд" в Соликамск. Электрички без лишнего шума переводят на отстой в Калийную - в Шишах просто негде обернуть два электропоезда разом. Электрички ходят из Калийной по сей день. Ни вокзала, ни перрона там уже не осталось, переходный мост снесли в 2007 году, до электрички приходится идти в обход по путям. Но это всё равно удобней, чем садиться в Шишах.
8 июня 2008. Панорамный вид на припровальную зону, в центре снимка - трасса разобраной обходной-1

А вода продолжает прибывать.

27 декабря 2008. Вид со стороны Зырянки, южный подход к провалу-2. Прямо уходит тупиковый путь к разобранной обходной-1, справа - обходная-2.

Январь 2009. Панорамные виды с севера периметра провала-2. Вода уже совсем высоко.

Апрель 2009. Вода заполняет чашу провала целиком и выплёскивается наружу, затопляя прилегающую территорию. Процесс затопления рудника завершён, провал стабилизируется и почти перестаёт расти. Его нынешний размер - 380х360 метров.

20 июля 2009. Заполненный водой провал можно было бы принять за естественное озеро, если бы не руины фабрики рядом.

НУБАМ пускается в декабре 2009, по уже сложившейся в Березниках традиции - с опережением, накануне Нового Года - 20 числа. 11 января 2010 на НУБАМ из Сортировочной переводят свердловский пдс. Как и до 2006 года, отправляться он будет со станции Березники, правда, уходить будет не на юг, а на север. Также в качестве эксперимента через НУБАМ пускают пару электропоездов Кизел-Соликамск. В январе 2010 я побывал на соликамском примыкании , а затем и на электричке проехался . НУБАМовская электричка просуществовала недолго - до Соликамска она ходила почти пустой, и уже весной её отменили.
5 апреля происходит неожиданное - на НУБАМе из-за выброса пути сходит с рельс вагон-зак . Дикое форсирование стройки даёт о себе знать. Весь НУБАМ закрывают для проведения профилактических работ. Но что делать со свердловским ПДСом? Решение остаётся только одно - поезд без лишнего шума пускают по старому пути - на Калийную, мимо провала по 2й обходной. Сложная ситуация с НУБАМом помогла преодолеть многолетнюю осторожность. Поезда ходили мимо провала целую неделю, потом движение по большому обходу восстановилось.
Провал-2 29 апреля 2010.

2 мая 2010. Как в былые допотопные времена, в пассажирском парке ст. Березники стоит свердловский пдс и соликамская электричка.

Вид с пассажирского перрона в сторону провала-2. Даже на такой фотографии можно разглядеть понижение рельефа - пути явно уходят вниз. А ведь впереди сортировочная горка, никаких понижений быть не должно. Здесь, возле горочной диспетчерской, уже несколько лет до этого шли ускоренные просадки, на которые до поры до времени никто не обращал внимания.

Опять, уже в который раз, показалось что всё уладилось, устаканилось. Худо-бедно, но поезда ходят, железная дорога работает, провал почти не проваливается и выглядит безобидным озерком. Спокойная жизнь закончилась поздней осенью. Ранним утром 25 ноября 2010 года в восьмистах метрах от провала-2, прямо под главным путём появилась небольшая ямка. Новый провал, третий по счёту, названный в народе Малышом, сперва действительно был небольшим - влез в него только один хоппер из проходящего по путям состава. Но это было только начало.

Малыш почти добил станцию. Свердловский ПДС опять возвращается в Шиши (только в мае 2011 его переводят в Соликамск - логичное решение, которое можно было принять и сразу), пригородные вертушки до Соликамска отменяют. Станцию вновь "обрезают" - новая линия отреза проходит на 700 метров севернее старой, все пути на станции становятся тупиковыми. Сквозной проезд на Калийную перестаёт существовать, становится ясно, насколько вовремя построили НУБАМ, он в тех условиях просто спас ситуацию. Причём, о возможности новых провалов рядом со старым знающие люди предупреждали ещё в 2006. Грунтовые воды, в течении трёх лет сливающиеся через пробой водозащитной толщи в рудник, напромывали полости в покровной соли, вообще вся подземная гидрология рядом с провалом изменилась, превратив окрестности в весьма неустойчивую и опасную территорию.
30 ноября 2010, провал-3.

21 яваря 2011. Колонна тупиков на линии отреза-2.

Даже странно, что я раньше не писал о березниковских провалах — казалось бы, о чём ещё-то писать, если ты живёшь здесь, в непосредственной близости от событий? Дело, пожалуй, в том, что я люблю давать законченную картину, а не часть процесса с неясным окончанием. История же с затоплением Первого березниковского калийного рудника конца не имеет, хотя и началась она более шести лет назад, в октябре 2006 года. Я не возьмусь описывать все процессы, происходившие за это время в городе — вопрос это объёмный и очень сложный — а ограничусь непосредственно припровальной территорией и своей любимой железной дорогой — она пострадала от потопа, пожалуй, более всех остальных «участников процесса». Сегодня я попытаюсь рассказать и проиллюстрировать всё с самого начала, дать картинку в движении. Я уже не могу опираться только на свои фотоматериалы (хотя в тексте они будут) — прилегающая к провалам территория охраняется, снимать в окрестностях непросто. Да и масштаб дырок в земле хорошо виден только с воздуха. Почти весь материал взят с самой длинной ветки березниковского форума , на сегодня там 852 страницы. Итак, приступим.

Октябрь 2006 года. Пермский край, Березники. В старейшей калийной шахте города Первого калийного рудоуправления ОАО «Уралкалий» в одной из старых выработок появляется вода. Потребовалось несколько дней, чтобы выяснить — вода в руднике просачивается сверху, из слоя надсолевых грунтовых вод. Спустя ещё неделю, 28.10.06 принято решение о прекращении борьбы за рудник — опыт подобной аварии уже был , и он подсказывал, что активные действия, а в частности попытка воду откачать только усугубляют положение. Соль растворяется водой, посему остановить процесс затопления соляной шахты ещё никому в мире не удавалось. Начался длительный процесс затопления выработок (сразу забегу вперёд и скажу, что растянулся он более чем на три года).
Чтобы понять, почему большинство березниковцев весьма нервно отнеслась к затоплению давайте взглянем вот на такую карту.

Это ни что иное, как наложение границ выработок на городскую карту. Как видите, положение довольно грустное. Затопленные выработки протянулись под всем городом, исключая только северную — не саму развитую — его часть. Березники — уникальный город, нигде больше огромное шахтное поле не сочетается с многоэтажной жилой застройкой (до 12 этажей), Что и определило все его нынешние проблемы, они — с закладкой, потопом или без них — всё равно бы вылезли со временем. Соседний Соликамск тоже стоит над соляной шахтой, даже ещё более старой чем Первый калийный, но там площадь жилой застройки несоизмеримо меньше, а главное — 9-этажные дома вынесены в отдельную зону, под которой выработок никогда не будет. И последняя разница — соликамская шахта всё ещё пребывает в сухом состоянии.
Вся лирика, что выше, относится к шахтному полю целиком. Теперь то, что относится непосредственно к месту пробоя водозащитной толщи. Вода, поступая в шахту через пробой, промывает в соли полость, рано или поздно, в зависимости от темпов затопления, полость эта обрушивается, образуя провал. Примерная территория пробоя, а значит и провалоопасная зона была вычислена очень быстро, вот она.

Место будущего провала-2, 2004.

Эта территория, непосредственно примыкающая к промплощадке рудника. Одна беда — здесь же проходят главные пути ст. Березники, на тот момент — единственный железнодорожный выезд из Соликамска и Березников. Ещё одна карта — не обращайте пока внимания на сиреневые линии, все они появились позднее.

Все березниковские предприятия, кроме загородных рудников «Уралкалия», и Соликамск оказывались под угрозой внезапного обрыва связи с «большой землёй». Надо было срочно что-нибудь предпринять. Решение созрело быстро — небольшая 500-метровая ж/д петля по периметру опасной зоны. В декабре 2006 года ветку построили. До лета следующего года она простояла без дела, зато потом пригодилась.

А что с пассажирским сообщением? На момент начала затопления из Березников ходило несколько электричек — в Яйву, Кизел и Углеуральскую, из Соликамска — одна пара электричек до Чусовской и пдс в Екатеринбург. Сразу же после выяснения контуров опасной зоны пдс и электрички перенесли на станцию Березники-Сортировочная. На схеме выше вы можете легко её найти, находится она в двадцати километрах от города. В былые времена электричка добиралась до Сортировки за полчаса. Специально пущенным автобусам требовался час. На самом деле, Сортировка не была безальтернативным решением — можно было организовать сообщение со станции Калийная, которая находится куда ближе к Березникам, чем Сортировка. Но к 2006му году Калийная благодаря длительному воздействию, а точнее бездействию, оказывается совершенно неготова к принятию большого потока пассажиров — пешеходный мост пришёл в аварийное состояние и разрушен, вокзал закрыт, а подход с автобусной остановки перекрыт забором. При желании все эти проблемы можно было бы решить, но в итоге никаких действий по приведению Калийной в порядок предпринято не было ни в 2006м, ни во все последующие года.
Итак, ни в 2006м, ни в начале следующего, 2007 года никаких происшествий в опасной зоне у рудника не происходило. Железная дорога исправно пропускала грузовые поезда, обходная бездействовала, рудник медленно заполнялся водой. Гром грянул 28 июля 2007 — в опасной зоне образовался провал, 50х70 метров и глубиной 15. По общей индексации березниковских провалов он получает номер 2 вслед за провалом-1986. Провал кажется на фотографии не таким и большим, но приглядитесь — здание рядом с ним, АБК фабрики технической соли — это трёхэтажная постройка.

Выброс газа из провала-2.


Процесс затопления, а значит и подземного промыва, поэтому совершенно естественно провал стал расти. Снимки от 13 августа. На переднем плане можно разглядеть обходную-1 и старый пятипутный парк. После образования провала старые пути начали разбирать.

С лета, несмотря на провал, начали пускать пассажирские элементы из Березников в Соликамск. Что тут только не ходило. Лето 2007 — РА1, 2008 — ТЭМ2 с пасс. вагоном, 2009 — ВЛ11 с ним же, 2010 — ЭД4, РА1. Летом 2010 недолгое время проходила РА2. После Малыша пасс. трафик на Соликамск был упразднён.
Хотя в целом развитие провала шло в рамках прогноза, всё-таки держать сообщение на тонкой ниточке всего в ста метрах от неподдающейся никакому контролю дыры становится страшно. В сентябре рядом со старым обходом начинают строить новый, уже двухкилометровой длины, на моих схемах он обозначен как обходная-2. Заметно, что новый обход отодвинулся в самом узком месте от старого всего на тридцать метров — дальше отойти мешают ТЭЦ10 и всё ещё работающая на промплощадке рудника фабрика приготовления рассолов. Так как в бущудем и ТЭЦ, и фабрику планируют закрывать, строительство более крупного обхода отодвигается в будущее — при необходимости закрытие объектов можно будет и форсировать. К декабрю обходную-2 пустили в строй.

Вместе с обходной-2 строят непонятную петлю в лесу к югу от города, то что обозначено у меня как «обход МК-24». Я, честно говоря, так и не понял, что же именно он обходит и от каких угроз страхует железную дорогу. Тем не менее, обход МК-24 был построен и пущен в декабре 2008.

К поздней осени 2007-го следует отнести и решение о проектировании и строительстве 53-километровой обходной ветки Яйва-Чашкино, тот обход, который я называю НУБАМ. Многие, в том числе и я, посчитали тогда этот проект чрезмерным — для обхода локальной проблемы всего-то парой сотен метров шириной строилась огромная и дорогая обходная петля, с на первый вгляд избычточным запасом. Тем не менее, последующие события показали, что ставка на НУБАМ была верным и своевременным решением, но об этом потом. Скажу только о маршруте НУБАМа — столь длинная дистанция потребовалась для того чтобы обойти не только затопленный рудник, но и все действующие и будущие горные отводы калийных шахт, то есть соль под НУБАМом никогда добываться не будет. А значит, для дороги исключены любые проблемы, связанные с геологией недр. Очень серьёзные и почти нерешаемые традиционными средствами проблемы.
Провал, между тем, продолжает расти. 1 ноября 2007.

23 ноября 2007. В дальней части провала можно разглядеть «американские горки» — плети нартовской ветки. В отличии от главных путей их не стали разбирать, просто обрезали с разных сторон опасной зоны.

20 января 2008. Старый парк уже целиком обрезан провалом. Видны опоры кс обоих провальных веток, некоторое время они работали параллельно, затем провальную-1 разобрали.

Начало НУБАМа. В марте 2008 организуется база строительства в Яйве, проектные работы для ускорения ведутся одновременно с разворачиванием земляных работ. Начинается полуторалетняя стройка 53км обхода.

Летом 2008 опять форсируются работы по сооружению третьего провального ж.д. обхода, но дальше земляных работ в районе Зырянки они не пошли. Провал расти почти перестал, и от дорогостоящей времянки (пришлось бы прокапывать весь зырянский холм, сносить множество капитальных сооружений на промплощадке БКРУ-1 и закрывать ТЭЦ-10) решено отказаться.

Больших изменений в пасс. трафике не происходит. Опять пускают летний одновагонный «поезд» в Соликамск. Электрички без лишнего шума переводят на отстой в Калийную — в Шишах просто негде обернуть два электропоезда разом. Электрички ходят из Калийной по сей день. Ни вокзала, ни перрона там уже не осталось, переходный мост снесли в 2007 году, до электрички приходится идти в обход по путям. Но это всё равно удобней, чем садиться в Шишах.
8 июня 2008. Панорамный вид на припровальную зону, в центре снимка — трасса разобраной обходной-1

А вода продолжает прибывать.

27 декабря 2008. Вид со стороны Зырянки, южный подход к провалу-2. Прямо уходит тупиковый путь к разобранной обходной-1, справа — обходная-2.

Январь 2009. Панорамные виды с севера периметра провала-2. Вода уже совсем высоко.

Апрель 2009. Вода заполняет чашу провала целиком и выплёскивается наружу, затопляя прилегающую территорию. Процесс затопления рудника завершён, провал стабилизируется и почти перестаёт расти. Его нынешний размер — 380х360 метров.

20 июля 2009. Заполненный водой провал можно было бы принять за естественное озеро, если бы не руины фабрики рядом.

НУБАМ пускается в декабре 2009, по уже сложившейся в Березниках традиции — с опережением, накануне Нового Года — 20 числа. 11 января 2010 на НУБАМ из Сортировочной переводят свердловский пдс. Как и до 2006 года, отправляться он будет со станции Березники, правда, уходить будет не на юг, а на север. Также в качестве эксперимента через НУБАМ пускают пару электропоездов Кизел-Соликамск. В январе 2010 я побывал на соликамском примыкании , а затем и на электричке проехался . НУБАМовская электричка просуществовала недолго — до Соликамска она ходила почти пустой, и уже весной её отменили.
5 апреля происходит неожиданное — на НУБАМе из-за выброса пути сходит с рельс вагон-зак . Дикое форсирование стройки даёт о себе знать. Весь НУБАМ закрывают для проведения профилактических работ. Но что делать со свердловским ПДСом? Решение остаётся только одно — поезд без лишнего шума пускают по старому пути — на Калийную, мимо провала по 2й обходной. Сложная ситуация с НУБАМом помогла преодолеть многолетнюю осторожность. Поезда ходили мимо провала целую неделю, потом движение по большому обходу восстановилось.
Провал-2 29 апреля 2010.

2 мая 2010. Как в былые допотопные времена, в пассажирском парке ст. Березники стоит свердловский пдс и соликамская электричка.

Вид с пассажирского перрона в сторону провала-2. Даже на такой фотографии можно разглядеть понижение рельефа — пути явно уходят вниз. А ведь впереди сортировочная горка, никаких понижений быть не должно. Здесь, возле горочной диспетчерской, уже несколько лет до этого шли ускоренные просадки, на которые до поры до времени никто не обращал внимания.

Опять, уже в который раз, показалось что всё уладилось, устаканилось. Худо-бедно, но поезда ходят, железная дорога работает, провал почти не проваливается и выглядит безобидным озерком. Спокойная жизнь закончилась поздней осенью. Ранним утром 25 ноября 2010 года в восьмистах метрах от провала-2, прямо под главным путём появилась небольшая ямка. Новый провал, третий по счёту, названный в народе Малышом, сперва действительно был небольшим — влез в него только один хоппер из проходящего по путям состава. Но это было только начало.

Малыш почти добил станцию. Свердловский ПДС опять возвращается в Шиши (только в мае 2011 его переводят в Соликамск — логичное решение, которое можно было принять и сразу), пригородные вертушки до Соликамска отменяют. Станцию вновь «обрезают» — новая линия отреза проходит на 700 метров севернее старой, все пути на станции становятся тупиковыми. Сквозной проезд на Калийную перестаёт существовать, становится ясно, насколько вовремя построили НУБАМ, он в тех условиях просто спас ситуацию. Причём, о возможности новых провалов рядом со старым знающие люди предупреждали ещё в 2006. Грунтовые воды, в течении трёх лет сливающиеся через пробой водозащитной толщи в рудник, напромывали полости в покровной соли, вообще вся подземная гидрология рядом с провалом изменилась, превратив окрестности в весьма неустойчивую и опасную территорию.
30 ноября 2010, провал-3.

21 яваря 2011. Колонна тупиков на линии отреза-2.

Признаюсь, что даже представления не имел о таком явлении, как техногенные провалы и проседания грунта такого масштаба, когда на огромной площади образуются дыры в земной коре глубиной до 100 метров.

Хотите посмотреть как это выглядит вживую?


Вот и мне стало любопытно, когда местные пермские блогеры собрали тур и пригласили меня составить им компанию в обследовании провалов. Попасть сюда практически невозможно, поэтому не воспользоваться ситуацией было попросту глупо.

Все это было законно и организовано совместно с администрацией края и само собой везде нам был зеленый свет, так как территории оцеплены, охраняются и тут ведется круглосуточный мониторинг за состоянием движения земной коры.

Чтобы вы понимали, Березники это не какое-то там российское захолустье, это мощнейший промышленный центр Пермского края. Уникально место своими запасами калийно-магниевых солей. То, что вы видите - остановленная из-за техногенной катастрофы часть предприятия-гиганта Уралкалий.

После осмотра основного провала мы отправились в центр мониторинга таких зон.

А зон таких немало, вот тут на мониторе в прямом эфире можно наблюдать за состоянием провалов. К сожалению, они затронули не только промышленную, но и жилую зону, поскольку часть жилой застройки расположена над шахтами.

Это не было сюрпризом, поскольку о проседаниях грунта и опасности обрушения домов ученые впервые заговорили ещё в середине 1970-х годов прошлого века, а в 1986 году в результате аварии была затоплена шахта третьего рудоуправления (БКПРУ-3).

В лесу тогда образовался первый провал, который постепенно заполнился водой. А когда затопили рудник БРУ-1, пошло движение уже на город и следующий провал образовался на промплощадке в 2007-м, в 2010 образовался третий, уже на ж/д путях неподалеку от станции Березники-Пассажирские, что нарушило ж/д сообщение с городом.

Сперва были попытки восстановить грунт, однако они не увенчались успехом и сейчас все зоны провалов превращаются в территорию отчуждения с повышенным контролем. Современные приборы мониторинга позволяют заранее узнавать опасные зоны и с большой долей вероятности прогнозировать новые провалы и воронки. Пока ошибок в прогнозах не было.

Жить в таких районах было бы небезопасно и власти приняли решение переселять жителей данных территорий в новые районы. Первая попытка переселения была предпринята в 2010 году.

Именно для этих целей построили новый микрорайон Усольский-2. Однако по халатности дома построили из очень дешевых материалов, которые не отвечали современным строительным нормам. И теперь 89 домов превратились в поселок-призрак, не пригодный для проживания.

В 2014 году решили начать заново, уже на новой площадке. А в январе 2015 г. ОАО «Корпорация развития Пермского края» разыграло самый крупный контракт по застройке правого берега города Березники для переселения жителей аварийных домов. Так приступили к возведению ЖК "Любимов".

На этот раз дело доведут до конца, поскольку всё это взял под личный контроль ВРИО Губернатора Пермского края Максим Решетников.

Новые современные дома будут отвечать всем требованиям для комфортного проживания.

Помимо этого, будет функционировать вся необходимая для жизни инфраструктура: школа, детский сад, поликлиника и торговый центр. Уже налажено транспортное сообщение с предприятиями региона и городом.

А новые квартиры будут сдаваться уже с отделкой.

Чтобы обеспечить новый микрорайон теплом на местной теплоцентрали были увеличены мощности.

Сюда мы тоже успели заглянуть.

А после отправились на самое крупное предприятие по производству титана - завод АВИСМА. Тут производят практически весь титан, используемый в мировой авиационной промышленности.

Первый раз удалось побывать в плавильном цеху. Конечно, меня не могли не поразить масштабы производства.

Летом 2007 года в городе Березники, Пермского края произошли так называемые провалы грунта. Грунтовые воды, проникшие в выработанные стволы калийных рудников, растворили окружающие породы. К лету 2008 года провал достиг диаметра 350 м. и глубины около 100. В данном посте вы увидите рассказ ликвидатора последствий.

Пост адресован инженерам, специалистам, организаторам производства а так же тем кто умеет думать и делать выводы. Много и часто мы критикуем чиновников и власти. Иногда огульно и без знания темы. В этом посте я хочу обстоятельно разобрать одну ситуацию, которая даст представление об уровне подготовки, опыта и ответственности за принятые решения, очень высоких уровней власти. По существовавшим в СССР правилам, выработанные пустоты должны были заполняться пустой породой, чтобы не допускать обводнения. Вода, проникшая в ограниченное пространство, очень скоро становится перенасыщенным рассолом и перестает растворять соль.

Но, грянул капитализм. Тампонирование шахт дело весьма затратное. А Главные задачи? Обогащайтесь кто как может! Прибыль превыше всего! Посему, даешь на гора больше породы! Во благо владельцев предприятия!

Пустоты возникшие под землей заполнились водой. Которая медленно но верно начала растворять твердую соляную породу. Природа не терпит пустоты. И в эту пустоту, вернее жидкость, все это и провалилось.

По этому поводу, возникла правительственная комиссия под предводительством тогдашнего министра природных ресурсов и бывшего губернатора Пермского края Трутнева Ю.П. И вот вам первый фортель. Комиссия установила, что катастрофа вызвана не техногенными а природными факторами. Не понятно? Объясняю. За техногенные катастрофы и ЧС, а также устранение их последствий несет ответственность «техноген», т.е. предприятие деятельность которого принесла ущерб окружающей среде и населению.

В данном случае это Уралкалий. А при природных катастрофах за все платит бюджет. То есть мы, население. Почему комиссия не увидела того что лежит на поверхности? Как мне потом рассказали, министр «охраны природных ресурсов» того времени, Трутнев Ю.П. был бонифацием. Не блин.. этим.. бенефисом! Да нет мля…! Во! Вспомнил – бенефициарием Уралкалия! (Ребята, спецы, объясните мне что это за зверь, плиз.) Т.е. на хрена тратить «бенефициарные» деньги за ликвидацию последствий, если можно обойтись государевой казной? Правда, через несколько лет с Уралкалия все затраты взыскали. Но это отдельная история.

Комиссией (вы её увидите) в ряду других, было принято решение о строительстве объектов жилого фонда, в объемах и сроках необходимых для переселения граждан проживающих в строениях находящихся в зоне возможных обрушений. (Как я это выговорил?!)

Причем, переселению подвергались только семьи и люди проживающие в городском жилом фонде на условиях социального найма. Проще — в неприватизированных квартирах. Приватизаторы к тому времени получили компенсации за утерянное жилье и благополучно приобрели новое. В безопасных районах.

Решение было направлено в правительство Пермского Края – обеспечить!

Правительство Пермского края поручило это дело Управлению капитального строительства Пермского края. В котором тогда работал автор или по нашему ТС.

Итак, мне была дана команда – выполнить программу «3 по 20». На мое возражение почто я предпочитаю 3 по 150, мне разъяснили. Что программа «3 по 20» подразумевает следующее — до 20 ноября 2007 года, необходимо построить 20 тысяч кв. метров жилья, по цене 20 тысяч рублей за км. метр. На дворе июнь 2007 года.

Итак, задача. Определить место (территорию) строительства. Тип сооружений, этажность, привязать к местности и существующим сетям и т.д. и т.п. , спецы поймут.

Напомню, в то время, до кризиса, строительные компании очень вкусно жили. Жилье разлеталось по цене от 30 до 100 тыров за квадрат!

После многочисленных и бесполезных попыток привлечь Пермские предприятия к программе «3 по 20», было решено бросить клич по всей нашей матери, в смысле РФ.

Попытка потерпела фиаско.

Принимая во внимание сроки и количество (ключевая фраза) возводимого жилья и после того как серьезные строительные компании, «даже обсуждать не стали», правительственная комиссия приняла решение — строить «быстровозводимое, малоэтажное жильё»!

Опять клич по стране! Кто смогет? Я сам и мои помошники обзвонили почти сотню компаний! После выслушивания всех условий, в 6 случаях из 10 удивились и отказались. В одном послали на… В другом послали в … В восьмом переспросили «Вы куда звоните?!…» В девятом попросили время на подумать, в десятом – положили трубку.

Но! По наводке тогдашнего Министра МЧС Шойгу С.К., нас вывели на Вологду. Бывший завод ДОРМАШ. В то время производилась его реконструкция под предприятие быстровозводимого жилья. Меня туда командировали на тему проверки дееспособности предприятия. Был. Видел. Знаю. Великолепно! Они к тому времени в зонах ЧС уже построили более 50 000 кв метров жилья! Завидую белой завистью! Строго. Четко. Можно отдельный пост замесить! Но! На предложение «3 по 20» задумались…

7 ведущих специалистов завода в течении 6 часов просчитывали ситуацию. Ответ однозначный – построим но… Только конструкции выше отметки 0. Т.е., сети, фундаменты и благоустройство ваши. Остальное «Под ключ» изобразим!

С тем вернулся в Пермь. Доложили губернатору. И занялись выбором площадки.

К тому времени, власти Березников определили два возможных места строительства.

Оба в Усолье. Понимая, что 20 000 кв. метров при малоэтажной застройке быстровозводимым жильем это минимум 50 строений, выбрали участок №1.

Каюсь, принимал участие в присутствии ответственных лиц.

Следующий этап – проектирование.

Проектировщики, заваленные вкусной работой по проектированию жилья и других объектов, ваще не хотели с нами связываться. Не знаю как и чем, но институт привлекли. А он сразу сказал — давайте геологию. Спецы поймут. Начали искать геологов. А те завалены работой и — раньше чем через полгода на нашу поляну ни ногой! Капитализм мля! И нам по фуй техногенная катастрофа!

Август блин. Власти, понимая что управлять процессом не в состоянии, где то в архивах нашли геологию выполненную еще Минсельхозом СССР в 50 — х годах. И впарили её проектному институту как приложение к техническому заданию.

Вид на участок №1.

Участок №2 располагался за этими многоэтажками. Проезд к нему существовал только по внутридомовым территориям. Да и территория с гулькин хрен. Поэтому он всерьез не рассматривался

Процесс пошел.

Как говорили раньше – работали с калек. (Калька – полупрозрачная бумага на которой тушью изображались чертежи. После чего изображение переводили на светочувствительную бумагу.) Рабочие чертежи приходили по два, три листа. Частенько с явными недоработками.

Тем не менее- вперёд! Для начала занялись дорогами. Поскольку вся территория площадки глина – межквартальные проезды устраивались по взрослому.

Как только на дороге появилось твердое покрытие – она превратилась в улицу. А какая улица без названия? Себя любимых не забыли. (На табличке надпись – ул. Строителей)

В середине августа приходит новая указилка – площадь быстровозводимого жилья должна составлять 50 000 кв. м.!!!

К концу августа были определены подрядчики по застройке 4-х кварталов быстровозводимого жилья. Все не местные.

1 – Вологодский завод Дормаш. 40 домов. «Вологодский квартал»

2 – ООО «Радослав» г.Переславль-Залесский 20 домов.

3 – ООО «РостНРесурс» г.Ростов 20 домов.

4 – ООО « Строительная энергетическая компания» г. Смоленск 20 домов.

А вот и первая свая. Вологодский квартал.

По условиям контракта Дормаш строил только дома, на готовых фундаментах. Т.е. – запроектировать и построить фундаменты должен был кто то другой. К этому делу привлекли Пермские предприятия. Проектировщики получив чертежи конструкций готовых домов от Дормаша и геологические изыскания Минсельхоза СССР из архивов, раскинули мозгами. Трест №14 впрягся в фундаменты.

И тут первое потрясение! (моё) Фундамент для легковозводимых облегченных конструкций опирается на 38 восьмиметровых свай!!

По сваям – монолитный железобетонный ростверк!!! На мой вопрос – НА ФУЯ?!!!

Проектировщик ответил – «Буду спать спокойнее. Точно знаю, что выдержит!» Вот тогда я и задал первый вопрос на «большом» совещании. Вернее не вопрос а мнение – несущие и прочностные характеристики, а следовательно и стоимость фундаментов неоправданно завышены. Необходимо оптимизировать проектное решение. Ответ – сроки сжаты, перепроектировать некогда, решение принято, работай и не выступай.

По стенам подвала – монолитный железобетонный пояс!!! Я потом за рюмкой чая вспомнил предмет который назывался – «Механика грунтов. Основания и фундаменты.»

Пересчитал несущую способность фундаментов Вологодского квартала. Короче так…

Данная конструкция в этих грунтах влегкую выдержит пятиэтажное кирпичное здание с толщиной стен 640 мм. и железобетонными перекрытиями!

Строительство велось более чем на 10 зданиях одновременно с прокладкой сетей. На внутриквартальной площадке яблоку было негде упасть!

И вот следующая беда! Уровень грунтовых вод оказался на полтора метра выше чем в отчетах геологов полувековой давности! Как потом выяснилось – «горизонт грунтовых вод может существенно меняться при изменении гидрогеологических условий…»

Вода стояла во всех подвалах Вологодского квартала… Сколько потом было копий сломано! Пришлось и дренажи прокладывать и погружные насосы в подвалы устанавливать.

Во всех колодцах и тепловых камерах… Просто торопились мля! Нормальную геологию проделать некогда было! Рычагов воздействия на предприятия у чиновников нет! Привлечь военных не догадались. Результат – проект по устаревшим изысканиям, строительство по проекту. Кто виноват что вода в подвалах? Правильно строители! Не буду скрывать, камрады. Меня по этим объектам больше пяти раз в органы приглашали. Все таки полтора ярда бюджетных средствов псу под хвост! После моих и других пояснений дела закрывали. Если дочитаете посты до конца, поймете почему.

Итак Вологодский квартал. Забегая вперед скажу. Только в нем были дома введенные в эксплуатацию в 2007 году. Все остальные малоэтажки закисли до 2009 года.

Стеновые панели и панели перекрытий привозились из Вологды автотранспортом, упакованные в полиэтилен, в готовом к монтажу виде.

Монтаж вели рабочие завода. Организация работ на уровне.

Малый вес конструкций позволял смонтировать все панели с одной стоянки автокрана.

Вот собранный «кубик».

Все кровельные конструкции металлические.

На этом снимке к «кубику» «приделаны» лоджии. Кровля – по металлической обрешетке профнастил.

Наружные стены по термопрофилю обшиваются профнастилом. Как в старину – дом построен без единого гвоздя! Одни саморезы.

На внутриквартальной площадке можно было увидеть строительство домов во всех стадиях одновременно. От фундамента до кровли.

Стыки панелей заделывались фольгированными влаго и звукоизоляционными материалами. Поверхности стен ЦСП.

Отделочные работы как всегда и везде. Шпатлевка, клей, обои, краска. Прошу заметить, не молдаване или таджики. Вологодские бабы. Дай им Бог здоровья!

Вид на Вологодский квартал с башенного крана. Помимо двухэтажек строился и девятиэтажный крупнопанельный дом. Но это другая история.

Помимо всего прочего, протягивались магистральные сети водо и теплоснабжения. Теплотрасса питающая все постройки.

Внутриквартальная теплосеть.

Магистральный водовод, из за обилия и высокого уровня грунтовых вод, укладывался с большими приключениями.

Несмотря на «игрушечность» домов, сети устраивались по взрослому. Возле каждого дома тепловая камера, колодцы водоснабжения и канализации.

А вот электроснабжение зарядили воздушкой.

Поскольку объект был весьма резонансным, сильные мира сего не обделяли нас своим вниманием. Одним из первых был визит губернатора Пермского края Чиркунова О.А.. Надо сказать пиараст он знатный. Т.е. знает толк в пиаре. К его приезду оформили щиты «наглядной агитации» — кто чё строит. Ждемс.

Думаете это фотошоп?

Хрен вам! Это губер прилетел!

Пробежав мимо «дадзыбао»… (1 минута)

Выслушал рассказ о конструктивных особенностях возводимых конструкций. Поприсутствовал при монтаже панели перекрытия. (5 минут)

Проверив руками на прочность перекрытие подвала в Ростовском квартале… (3 минуты)

И немного пообщавшись с прессой (20 минут)

Губер улетел на синем вертолете.

Ну а мы.. в смысле штаб строительства, остались (крайний слева – ваш покорный слуга)

Внимание! Проекты застройки кварталов, конструктив зданий рассматривались и утверждались на уровне правительственной комиссии. Мне, как представителю заказчика, отводилась роль контролера за соблюдением соответствия между чертежами и реально сооруженными конструкциями. Переславский квартал.

Это был шок. Дома из упаковки телевизоров! То что вы видите, это конструкции домов.

Несущие панели здания выполнены из пенополистирола (по русски пенопласт) с интегрированными (встроенными) алюминиевыми профилями. Я не шучу. Та фуйня которую несут работяги, является несущей и ограждающей конструкцией! В момент установки первой панели, я наивный, в журнал производства работ внес запись – «Производство работ приостановить, до особого распоряжения».

Обзвонил всех к кому имел доступ. «Господа, творим херню!» На что получил ответ. Проект утвержден на самом верху. Твой номер 16, следи за процессом и не мешай работать серьезным людям. В журнале работ написал «Продолжать производство работ в соответствии с проектом.»

Несмотря на мои потуги и призывы к разуму, строительство переславского квартала продолжалось.

Вид сооружений а так же запах ими производимый ничего кроме рвотного рефлекса не вызывал

Прокладка электропроводки и межэтажное перекрытие.

На все эти коробки от бытовой техники, монтировались деревянные конструкции кровли.

Пребывая в переславском квартале, чувствовал себя изображением на картинах Сальвадора Дали. Сюр! Этого не должно быть! Но оно, сука, есть! И ты должен с этим смириться.

Склад несущих конструкций. ЛЕГО для взрослых мля!

Пришло известие – едет ревиз… ээ… барин… Не мля – министры! Поляну подготовили.

А вот и кортеж. Кстати, охрана разогнала все рядом стоящие авто опасаясь теракта. Убрали всех посторонних зевак. И никто из них не знал про мой наградной ствол. Который спокойно пребывал в моей поясной кобуре.

А вот и барин. Тогдашний министр по развитию инфроструктуры РФ – Яковлев. Просим любить и не жаловаться.

Еще до его прибытия, министер охраны природных ресурсов Трутнев осмотрел постройки.

И вот они встретились.

Шагая впереди своры репортеров, с присоеденившимся к ним губером…

Министры вошли в сооружаемый объект. Вологодский дом.

Внимание! Министры осмотрели и услышали все о конструкции домов и применяемых материалах в переславском квартале.

Министер Яковлев осмотрел ростовский дом.

Выходя из ростовского квартала, министры живо делились впечатлениями.

По итогам визита, было проведено интервью… не… совещание. Камрады, партийные совещания времен СССР – с этой показухой рядом не стояли.

Немного пообщавшись с прессой министры нас покинули.

Ну а мы продолжаем. Кстати,я сижу на месте Яков…, вернее он на моем месте сидел

Ну а переславские дома обшили сайдингом…

Ну вот так они выглядят законченные строительством. Символичная фотография. Экскаватор с гидроклином на фоне постройки…

Теперь Ростовский квартал.

Перекрытие техподполья производилось составными двутаврами. Верхняя и нижняя полка – деревянный брус, вертикальная – кусок плиты USB.(древесноволокнистая клеянная плита – по русски)

Сверху все это зашивается той же плитой.

Теперь конструкция. Несущими элементами зданий является обрезная доска сечением 50 на 250 мм.. Пространство между ними заполняет пенопласт!

Укуси меня ондатра! Как я ненавидел эти сооружения!

Тем не менее, срок и объемы установлены – выполняем.

Кровельные конструкции деревянные. Якобы обработанные антисептиком и антипереном. (первый против гниения и насекомых, второй против огня)

В последствии все сооружение обшивается плитой USB.

По плите натягивается менбрана и обшивается пластиковым сайдингом.

Вот так выглядит ростовский дом.

Угадайте, зачем погрузчик в море грязи отсыпает песком дорожку!

И моются дорожные плиты?

Правильно – к нам пожаловала правительственная комиссия! На трех вертушках! Маленькая точка в небе – вертолет на котором летят Трутнев и губер.

Суровым правительственным комиссионерам были выданы сапоги и зонты.

Трутнев оценил качество отделки квартир в Вологодском квартале.

Пробежался по переславлю.

Оценил состояние ростовских домов.

После чего правительственная комиссия удалилась на заседание посвященное подведению итогов ликвидации последствий.