Отношение к жизни смерти. Психологическое отношение к смерти

Наверное, только те, кто понимает, насколько хрупка жизнь, знают, насколько она драгоценна. Однажды, когда я участвовал в конференции, проходившей в Британии, Би-Би-Си брало интервью у ее участников. В это время они беседовали с действительно умирающей женщиной.

Она была в страхе, потому что в повседневной жизни не думала, что смерть реальна. Теперь она это знала. И она хотела сказать тем, кто переживет ее, только одно: относитесь к жизни и к смерти серьезно.

Относиться к жизни серьезно...

Была статья в одной газете об одном тибетском духовном учителе. Ему задали вопрос: «Не кажется ли это несправедливым, что за грехи в прошлых жизнях, о которых я ничего не знаю, я страдаю сегодня в этой жизни?» И учитель ответил: «А Вы, молодой человек, можете это отменить?» - «Нет».

- «Но у Вас есть хороший шанс следующую свою жизнь сделать нормальной, если в этой начнете нормально себя вести».

К этому можно было бы добавить: «Да, и эту жизнь сделать счастливой тоже в Ваших силах. Ведь...

Ночью, перед тем, как уснете, выполните эту 15-минутную медитацию. Это - медитация смерти. Ложитесь и расслабтесь. Чувствуйте, будто умираете и что не можете двигать телом, потому, что мертвы. Создайте ощущение, что вы исчезаете из тела.

Занимайтесь этим 10-15 минут и через неделю вы это почувствуете. Медитируя таким образом, засните. Не разрушайте этого. Пусть медитация превратиться в сон. И если сон вас одолеет, войдите в него.

Утром, в тот миг, когда вы чувствуете себя проснувшимся, не...

Странно, конечно, что представление о смерти как о "стране, из которой не возвращается ни один путешественник", так распространено среди нас и так прочно укоренилось в наших умах. Стоит лишь вспомнить, что во всех странах мира и во все времена, о которых мы хоть что-то знаем, путешественники постоянно возвращались из того мира, и нам становится весьма трудно объяснить популярность этого из ряда вон выходящего заблуждения.

Верно то, что эти поразительно ложные представления в большей степени...

Окончание.

Прикосновение к личной свободе, осознание ее, возникнет у вас только в том случае, если вы ощутите на себе временность существования, временность нынешней личности. Временность. Вы должны понять. Это та деталь, которая чаще всего упускается теми, кого интересуют духовные процессы.

Но факт остается фактом. Скорость познания зависит от уровня сознания, с которым мы приходим сюда. Каждый из нас несет нечто, что можно определить, как «потенциальность». В каждом из нас есть качества...

Понятие смерти стало волновать человека, с тех пор как он осознал себя Homo Sapiens, то есть человеком разумным, то есть стал хоронить своих умерших. Человек - это единственное живое существо, на земле знающее о смерти, но еще не осознающее ее значение в полной мере.

Смерть осознается только теми жизнями, которые обладают самосознанием, и к великому сожалению неверно понимается только человеческими существами.

Что там за завесой, если там другая жизнь или все заканчивается здесь? Эти...

Истинны оба. Когда я называю смерть величайшей из всех истин, я обращаю твое внимание на тот факт, что явление смерти обладает огромной реальностью в этой жизни - в том, что мы называем "жизнью" и понимаем под "жизнью"; в терминах человеческой личности, которая состоит из того, что я описываю как "я".

Эта личность умрет; то, что мы называем "жизнью", тоже умрет. Смерть неизбежна. Конечно, ты умрешь, и я умру, и эта жизнь тоже будет разрушена, обращена в пыль, стерта. Когда я называю смерть...

Нам не переставая задают такой вопрос о жизни в загробном мире: "Найдём ли мы наших друзей и узнаем ли их?". Конечно, да, потому что они изменятся не более, чем мы; отчего же их тогда не узнать? Привязанность остаётся, притягивая людей друг к другу, однако в астральном мире она становится крепче.

Правда и то, что если любимый человек покинул землю уже давно, он может уже подняться выше астрального плана. В этом случае нам нужно ждать, и мы достигнем этого уровня, чтобы присоединиться к нему...

Отношение к жизни и смерти

Отношение к смерти в карма-йоге выражается такой метафорой:

Неудержимо приближение смерти, словно прилив океана. Одни, слепцы, не замечая опасности, собирают на берегу ракушки и крабов, всё более углубляясь в пустыню моря, сами идут навстречу приливу; вторые движутся параллельно линии прилива, ходят по краю, гордясь своей смелостью, боясь, однако, даже повернуть голову в его сторону, заткнув уши и закрыв глаза; третьи спасаются бегством, оставляя на пути всё лишнее, но борьба чересчур неравна, стихия всё равно настигнет бегущего; четвёртые, мудрецы, спокойно вглядываются в надвигающуюся волну, не приближая, но и не отдаляя её: просто стоят на берегу, вглядываясь в неотвратимость.

Свами Анандакапила Сарасвати говорит:

«Карма-йога позволит вам полностью изменить своё отношение к жизни и смерти. Вы станете более духовны и бессмертны, когда ваша работа станет вашей жизнью. Что такое работа, если не жизнь? И что такое жизнь, если не работа? Мы работаем и живём. Если мы живём, мы работаем. Так или иначе все работают. Даже бродяга работает, переходя от одного мусорного бака к другому.

Если наша работа не даёт нам жизни, если наша работа для нас – смерть, то это значит, что жизнь – это смерть. Поэтому вопрос не в том, есть ли жизнь после смерти, – вопрос в том, есть ли жизнь после рождения, потому что после рождения есть работа. Если мы выполняем свою работу не как служение людям или Верховной Личности, эта работа не даст нам настоящей жизни. Если наша работа не преследует этой высшей цели, она будет просто подобна смерти. Это означает, что вся наша жизнь будет мёртвой.

Лучше отказаться от смерти – от мира кармических реакций – и начать духовную жизнь, обрести вечное счастье и вечную работу в служении.

Тем, кто хочет умереть, стать ничем, чтобы больше никогда не нужно было работать, не нравится идея служения, потому что для них работа – это смерть. Такие люди очень несчастливы. Им нужно отказаться от всех философий самоуничтожения, от всех материалистических философий и выйти на уровень карма-йоги. Только так можно обрести настоящую жизнь и настоящее счастье».

Из книги Жизнь. Любовь. Смех. автора Раджниш Бхагван Шри

ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ - Бхагван, важно ли иметь какое-либо отношение к жизни? Лучший способ упустить жизнь - это иметь к ней определенное отношение. Отношение возникает в уме, а жизнь существует вне ума. Отношения - это наши выдумки, наши предрассудки, наши фантазии. Жизнь не

Из книги Оранжевая книга - (Техники) автора Раджниш Бхагван Шри

МЕДИТАЦИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ Ночью, перед тем, как уснете, выполните эту 15-минутную медитацию. Это - медитация смерти. Ложитесь и расслабтесь. Чувствуйте, будто умираете и что не можете двигать телом, потому, что мертвы. Создайте ощущение, что вы исчезаете из тела. Занимайтесь

Из книги По ту сторону смерти автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ При обсуждении различных ложных народных или религиозных представлений о смерти я, естественно, часто ссылался на точку зрения теософов. Мы, теософы, можем рассматривать смерть только как имеющую гораздо меньшее значение для души человека, чем

Из книги Солнечный ветер автора Тихоплав Виталий Юрьевич

О жизни и смерти С точки зрения авторов книги, « жизнь – это взаимообусловленная совокупность бесконечно разнообразных форм движения материи, энергии, информации, реализуемая во Вселенной под управлением и контролем сознания при помощи времени и пространства как

Из книги Темная и светлая сторона реальности автора Зорин Петр Григорьевич

О жизни и смерти Жизнь каждого человека подчинена какой-либо доминирующей идее, отходящей, словно ветвь, от основного ствола Главной Доминанты - жизни и смерти. Но мы живем так, как будто бессмертны. В то же время мы с первого дня своего рождения постоянно умираем. Смерть

Из книги Жизнь после жизни автора Моуди Рэймонд

НОВОЕ ОТНОШЕНИЕ К СМЕРТИ Как и следовало ожидать, этот опыт оказывает глубокое влияние на отношение переживших его людей к физической смерти, особенно тех из них, которые не думали, что есть что-либо после смерти. В той или иной форме все эти люди высказывали одну и ту же

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Сокровенное знание. Теория и практика Агни Йоги автора Рерих Елена Ивановна

Кармическая обусловленность отдельных обстоятельств жизни и отношение к ним 19.07.37 «Осторожно обойдем осмоленные узлы судьбы и покроем течение кармы льдом понимания». Вам непонятно значение этих слов, но мне кажется оно таким ясным. Наша улучшенная сущность при встречах

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Отношение к смерти. Экстатическое состояние при переходе в мир иной] Конечно, меня очень радуют высказываемые Вами мысли и Ваше спокойное отношение при созерцании возможности, неизбежной для всех, смены физической оболочки. Поразительно наблюдать, как люди, уже лишенные

Из книги О заблуждениях и истине автора де Сен-Мартен Луи Клод

О праве жизни и смерти Когда же, совлеченный сего славного состояния, повержен был в состояние натуры, от которого произошло состояние общежительства, и скоро потом и состояние повреждения; тогда стал он быть в новом союзе вещей, где угрожали ему, и он должен был

Из книги Лечение. Как использовать молитвы, заговоры и народную медицину автора Багирова Галина

На грани жизни и смерти Галина не должна была выходить замуж, потому что разрешения сверху не было. Ей голос тогда сказал: «За все платить будешь», и она заплатила – операциями, муж умер. Женщина посвятила себя людям. Был период, когда она в день принимала от 60 до 100 человек.

Из книги Тайны мирового разума и ясновидение автора Мизун Юрий Гаврилович

От смерти к жизни

Из книги Философия мага автора Похабов Алексей

Ловушка Смерти и Танец Смерти в движении твоей жизни (Размышления после просмотра фильма «Схватка»)Когда ты начинаешь чувствовать смерть, то неизбежно начинаешь меняться. Странным образом, она начинает забирать все, что тяготит твое сознание. В Магии это

Из книги Криптограммы Востока (сборник) автора Рерих Елена Ивановна

Кармическая обусловленность отдельных обстоятельств жизни и отношение к ним «Осторожно обойдем осмоленные узлы судьбы и покроем течение кармы льдом понимания». Вам непонятно значение этих слов, но мне кажется оно таким ясным. Наша улучшенная сущность при встречах

Из книги Дальше, чем истина… автора Андреева Елена

Отношение к жизни и состояние здоровья. Немного о разных системах организма Инна, по матрице, данной тебе от рождения, у тебя есть склонность к фанатизму. То есть, если ты в какую-то идею веришь, ты воздвигаешь ее на пьедестал и боготворишь ее. Это не плохо. Это надо просто

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Отношение каббалы к жизни и смерти Вопрос: Смерть – это осознанный процесс? В подсознании нам это известно…Почему в подсознании? Если спросить каббалиста о смерти, он ответит, что смерть ощущается в нем как необходимая и неотъемлемая часть преобразований, через

Диссертация

Баканова, Анастасия Александровна

Ученая cтепень:

Кандидат психологических наук

Место защиты диссертации:

Санкт-Петербург

Код cпециальности ВАК:

Специальность:

Психология личности

Количество cтраниц:

Глава I. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИИ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ЖИЗНИ И СМЕРТИ

1.1. Проблемы жизни и смерти в философии.111.2. Понятия жизни и смерти в психологической науке и их историческое развитие.

1.2.1. Представление о жизни и смерти в психоаналитической концепции

1.2.2. Понимание жизни и смерти в экзистенциально-гуманистической парадигме.

1.3. Критическая ситуация как столкновение со смертью в отечественной и зарубежной психологии

1.3.1. Кризис в понимании зарубежных психологов .

1.3.1. Критические ситуации и их значение для становления личности в отечественной психологии.

1.4, Влияние на личность опыта столкновения со смертью.

Г л а в а П. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

2.1. Этапы исследования.

2.2. Характеристика обследованной выборки.

2.3. Организация, методы и методики изучения отношения личности к жизни и смерти в критических ситуациях.

Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОНОШЕНИЯ К ЖИЗНИ И СМЕРТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАжизни свободы.

3.1.1. Понимание жизни и смерти заключенными.

3.1.2. Взаимосвязь концепций жизни и смерти у заключенных по результатам корреляционного анализа.

3.1.3. Влияние критической ситуации лишения свободы на отношение заключенных к жизни и смерти по результатам факторного анализа

3.2. Особенности отношения военноелужащих, принимавших участие в боевых действиях, к жизни и смерти.

3.2.1. Понимание жизни и смерти участниками боевых действий

3.2.2. Взаимосвязь представлений о жизни и смерти у военнослужащих, прошедших "горячие точки", по результатам корреляционного анализа

3.2.3. Особенности критической ситуации участия в боевых действиях по результатам факторного анализа.

3.3. Особенности отношения к жизни и смерти женщинами с онкологическим заболеванием.

3.3.1. Понимание жизни и смерти онкологическими больными женщинами

3.3.2. Взаимосвязь отношения к жизни и смерти по результатам корреляционного анализа.!.

3.3.3. Особенности переживания критической ситуации онкологическими больными женщинами по результатам факторного анализа.

3.4. Сравнительный анализ общих и специфических особенностей отношения к жизни и смерти в различных критических ситуациях .

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях"

Человеческая мысль всегда пыталась проникнуть во все неизвестное и таинственное, но, по-видимому, самым неизведанным была и остается для человека смерть, которая пугает неопределенностью опыта и одновременно точностью знания о своей неизбежности. По мнению некоторых ученых (Ф. Ариес, М. Вовель, О. Тибо, Л.-В. Тома, П. Шаню), смерть -один из коренных параметров коллективного сознания и отношение к смерти может служить даже индикатором уровня развития цивилизации. Поэтому" изучение установок в отношении смерти, которые заслуживают внимания и сами по себе, может пролить свет и на установки людей в отношении к своей жизни и к основным ее ценностям.

Отношение людей к смерти менялось вместе с мировоззрением на протяжении хода всей истории человечества, что можно увидеть, обратившись к работам великих философов разных эпох. Эти отношения строились от понимания смерти как естественного продолжения и завершения жизни до полного их разрыва в сознании человека, разведения их как двух различных сущностей, их взаимоотрицания.

Проблема смерти в настоящее время исследуется не только философами, но и медиками, биологами, этнографами, археологами, историками литературы и даже физиками. Исследование проблемы жизни и смерти приобретает новый виток в связи с изменением духовной ситуации не только у нас в стране, но и во всем мире.

В настоящее время растет осознание того, что духовное измерение человеческого опыта является полноправной сферой исследования и изучения в рамках психологической науки. Современная психология предполагает формирование представления о психическом и духовном развитии личности в контексте транскультурального и многоуровневого подхода к решению тех проблем, которые встают перед человечеством на рубеже

XX и XXI века.

В этой связи особое место в системе психологического знания занимает экзистенциально-гуманистическая парадигма, которая рассматривает развитие и становление личности как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с самим собой, актуализации своих возможностей. Жизненный путь личности связан с прохождением различньрс Критических ситуаций, которые, по словам Э. Иоманс "можно обозначить кйк этапы разрушения, когда происходит ломка, отмирание или "позитивная дезинтеграция" некоторых наших естественных способов видения мира, познания себя и отношения к окружающему" .

Самыми сильными критическими ситуациями личности являются те, которые связаны с осознанием собственной смертности (неизлечимая болезнь, участие в боевых действиях и т.д.) или столкновения со смертью другого (переживание потери близкого человека). Однако в экзистенциально - гуманистической парадигме любые критические ситуации можно рассматривать как своеобразное "столкновение со смертью". Причем, смерть в данном контексте понимается как трансформирующий процесс, отказ от старых, привычных способов бытия и подбор, совершенствование новых более адекватных изменившимся условиям.

Критическая ситуация переживается личностью по-разному. С одной стороны, она может оказать разрушительное действие, повышая тревогу и депрессию, чувство беспомощности и безнадежности, что может привести к жизненному кризису. А с другой, - придать жизни смысл, сделать ее более полной и содержательной. В любом случае столкновение с критической ситуацией болезненно переживается личностью и изменяет ее отношение к жизни, смерти, себе и ценностям, что формирует различные жизненные стратегии, помогающие человеку выйти из критической ситуации. Все отмеченное выше позволяет говорить о необходимости пси хологической помощи лицам, находящимся в критической жизненной ситуации.

Однако анализ литературы показывает, что на современном этапе развития психологии, несмотря на социальную востребованность и практическую направленность, теория кризисов развита недостаточно - не разработана собственная система категорий, не прояснена связь используемых понятий с академическими психологическими представлениями, не выявлены пути и механизмы преодоления критических ситуаций, не изучена психология личности в критических ситуациях. Все выше сказанное позволяет говорить об актуальности данного диссертационного исследования, которое призвано восполнить некоторые пробелы в теоретическом и эмпирическом изучении проблемы отношения к жизни и смерти личности в критических ситуациях.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в групповой и индивидуальной психологической помощи клиентам, находящимся в критической жизненной ситуации или переживающих посттравматический стресс. Психотерапевтическая работа в этих направлениях требует наличия знаний о том, как понимается смерть и, соответственно, собственная жизнь в подобных состояниях, а также какие личностные ресурсы и жизненные стратегии задействуются для совладания с критическими ситуациями.

Материалы диссертации используются в лекционных курсах при подготовке практических психологов по психологическому консультированию, психологической помощи и коррекции, в виде спецкурса для магистрантов по психологии личности и индивидуальности, а также в психологическом тренинге для студентов-психологов.

Цель нашего исследования - выяснить отношение личности к жизни и смерти и их взаимосвязь в различных критических ситуациях.

Гипотеза заключается в предположении о том, что отношение личности к жизни и смерти включает в себя рациональные и эмоциональные компоненты, по-разному взаимодействующие в различных критических ситуациях, что определяет жизненные стратегии совладания с ними.

Частные гипотезы:

1. Рациональные и эмоциональные компоненты отношения к жизни и смерти имеют различную степень выраженности в критических ситуациях.

2. Отношение к жизни и смерти в различных критических ситуациях имеет как общие, так и специфические особенности.

1. Провести теоретический анализ философской и психологической литературы по предмету исследования.

2. Подобрать и разработать диагностические методики, адекватные цели и гипотезе исследования.

3. Выявить эмоциональные и рациональные компоненты отношения к жизни и смерти в критических ситуациях.

4. Изучить взаимосвязи между отношением к жизни и смерти в различных критических ситуациях - заключении в места лишения свободы, участия в боевых действиях и при онкологическом заболевании.

5. Определить общие и специфичные особенности отношения к жизни и смерти.

Объект исследования: мужчины 20 - 45 лет, заключенные в места лишения свободы (35 человек); женщины 35 - 60 лет с онкологическим заболеванием (36 человек); мужчины 18 - 25 лет, принимавшие участие в боевых действиях в "горячих точках" и получившие ранения (35 человек). Всего в исследовании принимало участие 106 человек.

Предметом исследования являются эмоциональные и рациональные компоненты отношения к жизни и смерти, их взаимосвязь и влияние на жизненные стратегии совладания с критическими ситуациями.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в построении эмпирической типологии жизненных стратегий совладания с критическими ситуациями. Личность структурирует эти ситуации по таким эмоциональным и рациональным компонентам отношения к жизни и смерти, как: отношение к жизни - принятие жизни, жизнь как рост, жизнь как потребление, непринятие жизни; онтологическая защищенность, принятие себя, ответственность, стремление к росту; отношение к смерти - принятие смерти, смерть как переход в другое состояние, смерть как абсолютный конец; непринятие смерти, страх; видение смысла - наличие и отсутствие смысла в жизни и смерти.

Такая типология позволяет выявить систему отношений личности к сещ/ бе, другим, жизни и смерти, а также определяет комплекс психологических характеристик, присущих личности в различных критических ситуациях и помогающих ей совладеть с ними.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступают; ведущие методологические принципы психологического детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, активности, системности, комплексности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова , Л.С. Выготский, В.Н. Панферов, С.Л. Рубинштейн ); представления о жизненном пути как индивидуальной системе решения таких экзистенциальных проблем, как жизнь - смерть, свобода - ответственность, одиночество - общение, смысл - бессмысленность жизни (Дж. Бьюдженталь , В. Франкл, Э. Фромм); личность как субъект жизненного пути и система субъектно-оценочных и избирательных отношений к действительности (К.А. Абульханова - Славская, Б.Г. Ананьев , Л.И. Анцыферова, Т.Б. Карцева, А.Ф. Лазурский , В.Н. Мясищев С.Л. Рубинштейн); совладание личности с критическими жизненными ситуациями; конструктивные и неконструктивные стратегии такого совладания (Л.И. Анцыферова , Р. Ассаджиоли, Б.С. Братусь, лоу, К. Роджерс, Н.В. Тарабрина , В. Франкл, Э. Фромм, Дж. Якобсон).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Отношение к жизни и смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце.

2. Взаимосвязь рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет 8 жизненных стратегий совладания с ними: "Стремление к росту", "Поиск смысла жизни", "Любовь к жизни", "Страх перед жизнью", "Захват жизни", "Страх изменений", "Самоуничижение" и "Гедонизм".

3. Критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации.

4. В совладании с критической ситуацией можно выделить два основных направления, связанных с отношением личности к этой ситуации -"Критическая ситуация как возможность роста" и "Критическая ситуация как страдание".

Диссертационное исследование выполнялось в течение 1995 - 2000 г.г. в следственном изоляторе № 6 Главного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (пос. Горелово Ломоносовского района Ленинградской области), в Военно-Медицинской Академии им. С.М. Кирова и в организации социально - психологической поддержки онкологических больных Ассоциации "Надежда".

Апробация результатов исследования: основные теоретические положения докладывались на научно-методических семинарах аспирантов, заседаниях кафедры психологической помощи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, в СНО Института биологии и психологии человека, а также через публикации и выступления на научно - практических, научно - методических и межвузовских конференциях (Царскосельские чтения - 1999; Ананьевские чтения - 1999, Психология и экология человека). Содержание диссертации использовалось в лекционных курсах по психологическому консультированию и в спецкурсе по психологии индивидуальности для студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А.И. Герцена. Результаты исследования были представлены на семинарах Международной школы консультирования, психотерапии и ведения групп при Институте психотерапии и консультирования "Гармония", на их основе была разработана программа психологического тренинга "В поисках себя: дар принимать изменения*, а также в индивидуальном психологическом консультировании. По теме исследования опубликовано 6 печатных работ.

Диссертация состоит из 3 глав, введения, заключение библиографии, приложений. В первой главе изложено философское и психологическое понимание проблем жизни и смерти, а также психологическая теория кризиса и критических ситуаций; вторая глава посвящена описанию методов и организации исследования; в третьей представлены результаты исследования и их анализ. Приложения содержат экспериментальные материалы, авторскую методик}" "Принятие" и Анкету на выявление отношения к жизни и смерти.

Заключение диссертации по теме "Психология личности", Баканова, Анастасия Александровна

Результаты исследования и сформулированные выше для каждой выборки стратегии позволили построить эмпирическую типологию жизненных стратегий совладания с критическими ситуациями (см. рис. 25).

Личность структурирует эти ситуации по таким эмоциональным и рациональным компонентам отношения к жизни и смерти, как: отношение к жизни - принятие жизни, жизнь как рост, жизнь как потребление, непринятие жизни; онтологическая защищенность, принятие себя, ответственность. стремление к росту; отношение к смерти - принятие смерти, смерть как переход в другое состояние, смерть как абсолютный конец; непринятие смерти, страх; видение смысла - наличие и отсутствие смысла в жизни и смерти.

Такая типология позволяет выявить систему отношений личности к себе, жизни и смерти, а также определяет комплекс психологических характеристик, присущих личности в различных критических ситуациях и помогающих ей совладеть с ними.

Жизненные стратегии совладания с критическими ситуациями

Смерть как перехода в другое состояние, принятие смерти

Наличие смысла

Смерть как конечность; непринятие смерти

Страх перед жизнью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем исследовании мы ставили цель выяснения психологической природы отношения личности к жизни и смерти в различных критических ситуациях. Это позволило бы определить жизненные стратегии совладания с ними, а также основные направления психологической помощи лицам, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях.

Исследование показало, что отношение личности к жизни и смерти представляет собой систему, основными эмоциональными и рациональными компонентами которой являются: степень принятия жизни и смерти, онтологическая защищенность, принятие себя, видение смысла, ответственность, стремление к росту, представление о смерти как переходе в другое состояние или как абсолютном конце.

Взаимосвязь рациональных и эмоциональных компонентов отношения к жизни и смерти в критических ситуациях определяет 8 жизненных стратегий совладания с ними (под стратегией мы понимаем систему отношений к жизни и смерти, выбранную личностью и направленную на преодоление критической ситуации): "Стремление к росту", "Поиск смысла жизни", "Любовь к жизни", "Страх перед жизнью", "Захват жизни". "Страх изменений", "Самоуничижение" и "Гедонизм". Стратегией, специфичной для заключенных, является "Гедонизм"; для онкологических больных - "Страх перед жизнью"; для военнослужащих - "Поиск смысла жизни" и "Захват жизни".

"Стремление к росту". Эта стратегия характеризуется пониманием жизни как постоянного роста, движения к целям и достижениям. Такое отношение к жизни связано с принятием ответственности за себя и близких людей: направленностью личности на заботу. Знание о собственной смертности способно усилить стремление личности к дальней

178 шему развитию, благодаря чему личность более склонна к принятию смерти и осознанному отношению к ней.

"Самоуничижение", В этой стратегии имеются такие особенности, как непринятие личностью себя и своей жизни, чувство онтологической незащищенности и отсутствие смысла в жизни. Смерть в данном случае воспринимается как своеобразное избавление от тягот земного существования, но при этом она вселяет чувство страха.

"Гедонизм". Этот вариант характеризуется потребительским отношением к жизни, при котором отрицается идея личностного роста и развития. Такой подход к жизни выражается в озабоченности собственным здоровьем, принятием болезней и страданий. Концепция смерти в этом случае может быть любой.

"Любовь к жизни". Для этой стратегии характерно воспринимать жизнь как высшую ценность, что связано с принятием себя, своего тела и жизненного пути. В результате этого значимость прошлого значительно повышается, а любые изменения воспринимаются как угроза стабильности, Смерть лишается смысла и понимается, скорее, как абсолютный конец.

"Захват жизни". Эта стратегия характеризуется чувством онтологической защищенности, а также сильной идентификацией с мужской ролью, что тесно связано с опытом непосредственного уничтожения противника. Такое мировоззрение влечет за собой отрицание смысла в смерти, а смысл жизни видится в эмоциональной насыщенности. Такая личность не видит смысла в росте и развитии.

"Поиск смысла жизни". Для этой стратегии характерным является неясные представления о собственной жизни, стремление найти ее глубинный смысл, Жизнь понимается здесь скорее как постоянный рост, а в смерти видится переход на другой уровень развития.

"Страх перед жизнью". Эта стратегия характеризуется наличием внутренних противоречий в структуре личности. Концепция смерти как перехода выступает в этом случае как психологическая защита.

"Страх изменений". В этой стратегии основными характеристиками являются забота о здоровье, высокий уровень контроля, непринятие настоящего, сосредоточение на стабильности жизни. Смерть понимается как абсолютный конец.

Исследование показало, что критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации. Нами выделены два таких отношения - "Критическая ситуация как возможность роста" и "Критическая ситуация как страдание".

В первом случае критическая ситуация воспринимается личностью как возможность более глубокого, аутентичного бытия и включает в себя такие компоненты; принятие судьбы, чувство онтологической защищенности, осмысленность жизни, ответственность, стремление к росту, принятие духовного и телесного аспекта своей личности, терпимость к изменчивости жизни, а также принятие чувств по отношению к смерти и веру в бессмертие души.

Во втором варианте критическая ситуация воспринимается как наказание или искупление и выражается в концентрации на своих страданиях - болезнях, старости, страхов, зла, беспомощности и одиночества. Такое отношение к жизни связано с представлениями о смерти как абсолютном конце и страхом по отношению к ней.

Критическая ситуация, таким образом, как ситуация столкновения с основными экзистенциальными категориями, предоставляет личности возможности как для роста, так и для "ухода в страдания", Выбор в этом

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Баканова, Анастасия Александровна, 2000 год

1. Абрамова Г.С., Юдич Ю.А. психология в медицине. М.: Кафедра М. -1998,

2. Абульханова Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль. - 1991.299 с,

3. Адаптация молодого воина к условиям воинской службы и профилактика дезадаптационных расстройств; Методическое руководство, М.; МО СССР . 1980.

4. Алферов ЮА, Козюля В.Г, Дезадаптация и стрессоустойчивость человека в преступной среде. Домодедово, 1996.

5. Ананьев Б.Г, Человек как предмет познания. Л.; Изд-во ЛГУ . 1968. -339 с.

6. Ананьев В.А, Введение в психологию здоровья. СПб,: Балтийская Педагогическая Академия. 1998.

7. Антология мировой философии, В 4-хт, Т.1 М,: Мысль, 1969,- 576 с

8. Антонов В.Ю. Метафизика страха и этика бессмертия. Саратов, 1994.

9. Анцыферова Л.И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысливание, преобразования ситуаций и психологическая защита /У

10. Психологический журнал. 1994. № 1.

11. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологииличности /7 Вопросы психологии, 1978, № 1.11 .Анцыферова Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности/7Психологический журнал. 1981, №2,

12. Анцыферова Л.И. Человек перед лицом жизни и смерти // Российский менталитет, Вопросы психологической теории и практики, М., 1997,

13. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 526 с.180случае зависит только от самой личности, что подтверждает основные идеи экзистенциально-гуманистического направления.

14. Примечательным оказался тот факт, что в критической ситуации выбор стратегии ее преодоления связан с принятием или отвержениемсмысла в происходящих событиях, а также отношением к жизни и смерти.

15. Говоря о специфических особенностях отношения к жизни и смерти в различных критических ситуациях, можно отметить следующее.

16. Критические ситуации изменяют отношение личности к жизни и смерти. Направление этих изменений будет зависеть от возможности личности интегрировать психотравмирующий опыт, связанный с критической ситуацией, а также от отношения к самой ситуации.

17. Принятие смерти выступает вероятным элементом личностногороста в критической ситуации.

18. Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи исследования решены.185

19. М.Ассаджиоли Р. Динамическая психология и психосинтез // В кн.:

20. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А. Бадхена, В JE. Кагана. М.: Смысл, 1997. 298 с. С,12 - 39,

21. Бабурин СВ., Баканова А.А, Психологическая помощь в острых кризисных ситуациях I Научно-методическая конференция, посвященная 190-летию СПГУВК / Тезисы докладов, СПб., 1999. - С, 262-264.

22. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И, Герцена, 1999, С, 207 - 209,

23. Бах Р. Чайка Джонатан Левингстон. Иллюзии. М.: София. 1999.224 с,

24. Бердяев Н.А, О назначении человека. М.: Республика, 1993, 382 с.186

25. Бердяев H.A. Смысл творчества: опыт оправдания человека. М.: Леман и Сахаров, 1916. 358 с,

26. Бородай Ю.М. Эротика, Смерть, Табу: трагедия человеческого сознания, М., 1996.

27. Браун Д. Психология Фрейда и постфрейдисты. М.: "Рэфл-бук".1997.

28. Бурлачук А.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. М.:

29. Рос. Пед, Агентство. 1988,

30. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. М.1999,

31. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. М.: Независимая фирма "Класс".-1998.

32. Василюк Ф.Е. Проблема критической ситуации. /У Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А,Е, Тарас, К.В. Сельче-нок. Мн.: Харвест, 1999. - 480 с.

33. Василюк Ф.Е, Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ , 1991. 200 с.31 .Водолазский Б.Ф, Психологические особенности личности осужденного. Омск. 1982.

34. Глоточкин АД, Пирожков В.Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. Лекция. М., 1968.

35. Гнездилов А,В, Некоторые аспекты психотерапевтической помощи вработе с умирающими больными // Юбилейный сборник научных р&* бот онкологического диспансера, СПб, 1996.

36. Гнездилов A.B. Путь на Голгофу: Очерки работы психотерапевта в онкологической клинике и хосписе, СПб.: Изд-во Петербург XXI век, 1995.- 136 с.

37. Головаха Е.И. Кроник А.А, Психологическое время личности. К.: Наукова думка, 1994. 207 с.187

38. Годфруа Ж. Что такое психология? М. 1992,

39. Гомер, Илиада. М.: Художественная литература, 1985. - 615 с,

40. Губин В.А., Ворохов А.Д. Армия и молодежь: социальнопсихологические и медицинские аспекты. Л, 1990.

41. Грейсон Б., Харрис Б. Советы переживающему предсмертное состояние /У В кн,: Духовный кризис, Статьи и исследования. М,: МТМ , 1995.-256 с, С. 208-219.

42. Гроф С. За пределами мозга. М,: Изд-во Трансперсонального института, 1993. 504 с.

43. Гроф С.5 Гроф К, Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. Н В кн.: Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ,1995,-256 с,

44. Гроф С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М., 1996.-246 с.

45. Гуревич П.С. Размышления о жизни и смерти // Психология смерти и умирания: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок , Мн,: Харвест, 1998.656 с, С, 608 626,

46. Гуревич П.С. Уйти, чтобы вернуться.// Наука и религия.№ 5, 1990.

47. Гуревич П.Я, История формирования образа смерти в философии и психологии //Философия и жизнь. № 4, 1991. М.: Изд-во "Знание".1991,

48. Гуревич П.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии.// Одиссей, Человек вистории. Исследования социальной истории и истории культуры. М.,1989,

49. Дворецкая Е.В. Проблема смерти в русской религиозной филосо-фии//Тема смерти в духовном опыте человечества: материалы международной конференции, Санкт-Петербург, 2-4 октября 1993 г.1. СПб.,1993,188

50. Деев В.Г. Изучение психологических особенностей осужденных, содержащихся в ИТУ , Рязань, 1975,

51. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. Т.1. М.: Мысль, 1986. 590 с.

52. Дроздов В.Н., Беридзе М.З., Разин П.С. Медицинские, социальнопсихологические, философские и религиозные аспекты смерти. Киров, 1992,51 .Дубровский Д.И. Смысл смерти и достоинство личности. // Философские науки, № 5, 1990.

53. Евграфов А.П., Романенко Н.М., Шмаров И.В. Изучение личности заключенного и организация индивидуальной работы с ним, М.,1964.

54. Египетская "Книга мертвых" // Наука и религия,№ 1-12, 1990,

55. Из книг мудрецов: Проза Древнего Китая. М.: Художественная литература, 1987, -351 с,

56. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.:

57. Специатьна* Литература, 1996. 454 с,

58. Исаев С А, Теология смерти. Очерки протестантского модернизма.

59. М.; Прогресс, 1991.-217 с.

60. Исупов К.Г. Русская философия смерти.// Смерть как феномен культуры, Сыктывкар, 1994,189

61. Йоманс Т. Введение в психологию духовного измерения /У В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред,

62. A.A. Бадхена, В.Е. Кагана . М.: Смысл, 1997. 298 с. С. 154 -196.

63. Йоманс Э. Самопомощь в мрачные периоды. //В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. A.A. Бадхена,

64. B.Е. Кагана. М,: Смысл. 1997, С. 108-136,

65. Калиновский П.П. Переход: Последняя болезнь, смерть и после. М.:1. Новости, 1991.-189 с.

66. Кардаш С. Измененные состояние сознания. Д.: Сталкер, 1998. -416 с.

67. Карцева Т.Б, Изменение образа "Я" в ситуациях жизненных перемен ¡1 Автореф. дис. . канд. психол . наук. М. 1989.

68. Кастанеда К, Учения дона Хуана: Сочинения, М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1999. - 704 с.

70. Кораблина Е.П, Становление личности женщины //Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Крылова , JI.A.

71. Коростылевой , СПб,: Изд-во СПбГУ, 1997. - 240 с. С, 174-185.

72. Кораблина Е.П., Акиндинова И.А., Баканова A.A., Родина А.М. Психологическая помощь и коррекция. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. 60 с.

73. Коротко» К.Г, Свет после Жизни. СПб., 1994, 236 с.

74. Коржова Е.Ю. Жизненные ситуации и стратегии поведения

75. Психологические проблемы самореализации личности /Под ред,

76. A.A. Крылова , JI.A. Коростылевой. СПб.: Изд-во СП6ГУ, 1997. - 240 с. С. 75 - 88.

77. Коупленд Н. Психология и солдат. М.: Воениздат, 1960. 135 с.190

78. Крук И.И. Метод цветовой символики в традиционной культуре белорусов, Ü Жизнь, Смерть, Бессмертие: материалы научной конференции. СПб. -1993.

79. Ксендзюк А, Тайна Карлоса Кастанеды, Анализ магического знаниядона Хуана: теория и практика. Одесса, Хаджибей, 1995. 480 с.

80. Кэсон Э., Томпсон В, Работа со стариками и умирающими // В кн.;

81. Психотерапия и духовные практики: Подход Запада и Востока к лечебному процессу. / Составитель В. Хохлов, Мн,: "Вида - Н", 1998. -320с. С. 296-311.

82. Лаврин А,П, Что такое смерть. //Психология смерти и умирания: Хрестоматия /Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест. 1998. - 656 с. С. 35 -182,

83. Лазарев Е. Призыв к бесстрашию./УНаука и религия. №10.1990.

84. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.81 .Левин Кто умирает? К.; София, 1996,- 352 с.

85. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО ). М.:1. Смысл, 1992. -15 с.

86. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Хрестоматия по патопсихологии , М., 1980,

87. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия.1. М. 1988,1?

88. Логинова H.A. Развитие личности и ее жизненный путь. /У Принципыразвития в психологии, М.; Наука. 1978. С, 156 - 212.

89. Льюис Д.Р. Энциклопедия представлений о жизни после смерти. Ростов на - Дону, 1996.

90. Маклаков А.Г., Чермянин C.B., Шустов Е.Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал. М., 1998. Т. 19. №2, с. 15 26.191

91. Мангасарян В.Н. От этики выживания к этике жизни.// Жизнь.

92. Смерть, Бессмертие; материалы научной конференции. СПб.Л 993.

93. Маслоу А. Психология бытия. М., 1997. - 304 с.

94. Материалисты Древней Греции. М.Д955.

95. Мерабишвили В,Н, Заболеваемость населения Санкт-Петербурга злокачественными новообразованиями Н Актуальные вопросы онкологии, СПб, -1996,

96. Минеев В.В., Нефедов В.П. От смерти к жизни. Красноярск. 1989.

97. Михайлов Л А, Михеев ГД Военная психология; учебное пособие,

98. Вып.1. Психология личности военнослужащего /Под ред. В.П. Соколина СПб.: Образование. 1993.

99. Михлин А.С., Пирожков В.Ф. Отношение к совершенному преступлению и характеристика личности осужденного. М.; Изд-во Политотдел ИТУ МВД СССР, 1971.

101. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рэфл бук, Ваклер, 1997. - 376 с.

102. Наказание и исправление преступников / Под ред, проф. Ю,М. Анто-няна: Пособие. М.: НИИ МВД РФ, 1992. - 392 с.980 смерти и бессмертии, /7 Философия и жизнь. М, № 4, 1991.

103. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела.

104. СПб,: Восточно-европейский институт психоанализа. 1997.

105. Петрова Л.Н. Преодоление страха в религиозном сознании. // Жизнь. Смерть. Бессмертие: материалы научной конференции, Спб.,1993.л

106. Поливанова К, К. Психологический анализ кризисов возрастного развития. И Вопросы психологии. № 1. 1994. С. 115 -119.

107. По ту сторону смерти. М.; Летавр, 1994.Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998.- 656 с,192

108. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Подред. А.А, Бадхена, В,Е, Кагана, М.; Смысл, 1997. 298 с.

109. Практикум по психодиагностики . Психодиагностические материалы. /Под ред, A.A. Бодалева . М,: Изд-во МГУ, 1988, 141 с

110. Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Шод ред. Д.Я. Райгородского Самара.; Издательский Дом "Бахрах", 1998-672 с.

111. Практическая психология / Под ред. М.К. Тутушкиной , М.; Изд-во Ассоциации строительных ВУЗов. СПб.: "Дидактика плюс". -1997.

112. Прямицин В.Н. Выход из кризиса как философская проблема. Ав-тореф. дисс. . к. филос. н. СПб., 1993. 22 с.

113. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. A.B. Брушлинского . М.: Изд-во "Институт психологии РАН ", 1997. - 576 с.

114. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.

115. Тарас, К.В. Сельченок , Мн,: Харвест, 1999, - 480 с,

116. Психосоматика. Взаимосвязь психики и здоровья: Хрестоматия. -Мн,: Харвест, 1999, 640 с,

117. Радищев А.Н. Избранные философские сочинения. М.: Политиздат, 1949. 559 с.

118. Ранк О. Страх жизни и страх смерти. СПб.: Питер. 1997. -178 с.

119. Реан А.А, Личность преступника как криминальнопсихологическая проблема./ Вопросы борьбы с преступностью. Материалы VI Международного конгресса, М., 1998,

120. Рейну отер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом . М,: Прогресс. 1993, -240 с.

121. Роджерс К. К науке о личности./ В кн.: История зарубежной психологии, Тексты. М, 1986.193

122. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика.1976,-416 с,

123. Рязанцев С. Философия смерти. СПб.: Спикс, 1994. 319 с.

124. Саймонтон К., Саймонтон С. Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни. СПб.: Питер. 1995.

125. Сартр Ж.-П, Экзистенциализм это гуманизм /Сумерки богов. М., 1989.

126. Светлов П,Я, О страхе смерти. /У Киевлянин, № 25,1901.

127. Светлов П.Я. О смысле смерти. /У Киевлянин. № 53. 1901.

128. Семичев С.Б, Теория кризисов и психопрофилактика // неврозы и невроподобные состояния. Труды ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева. Т.63,1983, С. 98- 104,

129. Социально-психологическое обеспечение боевой деятельности военнослужащих: Материалы социально-психологического исследования в зоне военного конфликта. СПб.: BMA им. С.М. Кирова. 1998.

130. Ташлыков В,А. Психология лечебного процесса. Л.: Медицина, 1984. 191 с.

131. Тома Л,- В. Смерть. М,: Педагогика, 1990. 87 с.

132. Уголовный Кодекс Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1996, 181 с.

133. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре //

134. Психология смерти и умирания: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок , Мн.: Харвест, 1998. - 656 с. С. 8 - 35.

135. Фигуры Танатоса, Символы смерти в культуре,СПб., 1991.

136. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: ПрогрессЛ 990. - 368 с.

137. Фрейд 3. Мы и смерть // Психология смерти и умирания: Хресто-матия/Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1998.- 656 с. С. 182 -198.

138. Фромм Э. Искусство любить, М,: Педагогика, 1990,-160 с.194

139. Харониан Ф. Подавление Высшего // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А, Бадхена, В,Е, Кагана. М.: Смысл, 1997. 298 с. С. 92 -107.

140. Хуземан Ф, Об образе и смысле смерти. М.: Энигма. - 1997.

141. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. - 608 с.

142. Хей Л. Исцели свою жизнь, свое тело. Силы внутри нас. Кишинев, 1996.

143. Цицерон. О старости; О дружбе; Об обязанностях. М.: Наука,1993, 245 с,

144. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смертии бессмертии. Древний мир эпоха Возрождения. М,: Республика, 1991.

145. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Философия XIX века. М.: Республика. 1995. 528 с.

146. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку, М.: Академия. -1997.

147. Шахнович М,М, Эпикурейское отношение к смерти и античное прикладное искусство.// Жизнь. Смерть. Бессмертие: материалы научной конференции. СПб., 1993,

148. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. М., 1964.

149. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1998. 606 с.

150. Шуте В. Глубокая простота. Основы социальной философии. СПб., 1993.X

151. Шуценберг А, Драма смертельно больного человека, пятнадцать лет работы с больным раком // Психодрама : вдохновение и техника. М.; Независимая фирма "Класс", -1997

152. Эриксон Э. Эго идентичность. М.: Педагогика. 1996. - 356 с195

153. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.

154. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия, М.; Независимая фирма "Класс". 1999. 685 с.

155. Angyal A, Neurosis and Treatment, N.Y.; Wiley, 1965.

156. Aries Ph. L"Homme devant la Mort.

157. Borst A. Zwei mittelalterliche Sterbefalle, /7 Mercur, 1980. Bd. 34, S, 1081 -1098.

158. Crisis; Intern, j. of suicide a, crisis studies/ Publ, under the auspices ofthe Intern, assoc. for suicide prevention (IASP).- Toronto etc.: Hogrefe &1. Huber publ, 1991.

159. Lifton R. Odson E. Living and dying. N.Y., 1974.

160. Lindemann E, Symptomatology and management of acute grief -Amer. Journ. of psychiatry, 1944, v. 101. №2.

161. Moos R„ Tsu V, D, The crisis of physical illness an overview // Coping with Phvsical Illness. N.Y. 1977. P. 152 210.

162. Reich W. The Function of the Orgasm: Sex-Economic Problems of Biological Energy. N.Y.: Farrar, Strauss & Giroux. 1961.

163. Sandvoss Ernst R, Gedanken uber den Tod von Heraklit bis Reinhold Messnor. Вейт, 1990.

164. Yacobson G, Programs and techniques of crises intervention // American handbook of psychiatry. N.Y. 1974. 825 p.т

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.


Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти

в различные исторические эпохи и в различных религиях


Введение.

1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.

2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия

в религиях мира.

Заключение.

Список используемой литературы.


Введение.

Жизнь и смерть - вечные темы духовной культуры человечества во всех ее подразделениях. О них размышляли пророки и основоположники религий, философы иморалисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно не задумался бы о смысле своегосуществования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и совсем юным людям, о чем говорят стихи и проза, драмы итрагедии, письма и дневники. Только раннее детство или старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.

По сути дела, речь идет о триаде: жизнь - смерть - бессмертие ,поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов.Наибольшее внимание здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в жизни иной, а сама человеческая жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того,чтобы он мог достойно подготовиться к смерти и бессмертию.

За небольшими исключениями у всех времен и народов высказывались о жизни достаточно негативно, Жизнь - страдание(Будда: Шопенгауэр и др.); жизнь сон (Платон, Паскаль); жизнь - бездна зла (Древний Египет); " Жизнь - борьба истранствие по чужбине" (Марк Аврелий); "Жизнь - это повесть глупца, рассказанная идиотом, полна шума и ярости, но лишенная смысла" (Шекспир);"Вся человеческая жизнь глубоко погружена в неправду" (Ницше) и т.п.

Об этом же говорят пословицы и поговорки разных народов типа "Жизнь - копейка". Ортега-и-Гассетопределил человека не как тело и не как дух, а как специфически человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь каждого человека драматична и трагична: какбы удачно не складывалась жизнь, как бы она не была длительна - конец ее неизбежен. Греческий мудрец Эпикур сказал так: "Приучай себя к мысли, чтосмерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем".

Смерть и потенциальное бессмертие - самая сильная приманка для философского ума, ибо все наши жизненные деладолжны, так или иначе, соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о жизни и смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знаетоб этом. Смерть вообще - расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо.

Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения наопределенном этапе развития, связанный с геномом.

Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие.Однако идеалом такого бессмертия является не существование амебы и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить вечно,находясь в постоянном расцвете сил. Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого великолепного мира, где кипит жизнь. Бытьвечным зрителем этой грандиозной картины Вселенной, не испытывать "насыщения днями" как библейскиепророки - может ли быть что-то более заманчивым?

Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть - пожалуй, единственное, перед чем все равны: бедные ибогатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и в наши дни постоянно делались и делаются попытки убедить мир, что есть люди,побывавшие "там" и вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуетсявера, необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, "смертию смерть поправ". Замечено, что мудрость человека часто выражается вспокойном отношении к жизни и смерти. Как сказал Махатма Ганди: "Мы не знаем, что лучше - жить или умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерновосхищаться жизнью, ни трепетать при мысли о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это идеальный вариант". А еще задолго до этого в"Бхагавадгите" сказано: "Воистину, смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О неизбежном - не скорби".

Вместе с тем, немало великих людей осознавали эту проблему в трагических тонах. Выдающийся отечественный биологИ.И. Мечников, размышлявший о возможности "воспитания инстинкта естественной смерти", писал о Л.Н.Толстом: "Когда Толстой, терзаемыйневозможностью решить эту задачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя, не может ли семейная любовь успокоить его душу, он тотчас увидел, что это -напрасная надежда. К чему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре очутятся в такомже критическом состоянии, как и их отец? Зачем мне любить их,растить и блюсти их? Для того же отчаяния, которое во мне, или для тупоумия? Любя их, я не могу скрывать от них истины, - всякий шаг ведет их к познаниюэтой истины. А истина - смерть".

1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия.

1. 1. Первое измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия - биологическое, ибо эти состояния являют посути дела различные стороны одного феномена. Давно уже была высказана гипотеза панспермии, постоянного наличия жизни и смерти во Вселенной, постоянного их воспроизводства в подходящих условиях. Известно определение Ф. Энгельса: "Жизнь естьспособ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этихтел", акцентирует космический аспект жизни.

Рождаются, живут и умирают звезды, туманности, планеты, кометы и другие космические тела, и в этом смысле неисчезает никто и ничто. Данный аспект наиболее разработан в восточной философии и мистических учениях, исходящих из принципиальной невозможности только разумомпонять смысл этого вселенского кругооборота. Материалистические концепции строятся на феномене самопорождения жизни и самопричинения, когда, по словам Ф.Энгельса, " с железной необходимостью" порождается жизнь и мыслящий дух в одном месте Вселенной, если в другом он исчезает.

Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым напланете, с ее биосферой, равно как и потенциально возможными формами жизни во Вселенной имеет огромное мировоззренческое значение.

Это идея святости жизни, права на жизнь для любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит кчислу вечных идеалов человечества. В пределе, вся Вселенная и Земля рассматриваются как живые существа, а вмешательство в еще плохо познанныезаконы их жизни черевато экологическим кризисом. Человек предстает как малая частица этой живой Вселенной, микрокосмос, вобравший в себя все богатствомакрокосмоса. Чувство " благоговения перед жизнью", ощущение своей причастности к удивительному миру живого в той или иной степени присуще любой мировоззренческойсистеме. Даже, если биологическая, телесная жизнь считается неподлинной, транзитной формой человеческого существования, то и в этих случаях(например, в христианстве) человеческая плоть может и должна обрести иное, цветущее состояние.

1.2. Второе измерение проблемы жизни, смерти и бессмертия связано с уяснением специфики человеческой жизни иее отличия от жизни всего живого. Уж более тридцати веков мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти этот водораздел. Чаще всегополагают, что все дело в осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирнозавершает свой путь, успев воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни. Человек же обречен на мучительные пожизненные раздумьяо смысле жизни или ее бессмысленности, изводит этим себя, а часто и других, и вынужден топить эти проклятые вопросы в вине или наркотиках. Отчасти это верно, но возникает вопрос: какбыть с фактом смерти новорожденного ребенка, который не успел еще ничего понять, или умственно отсталого человека, который не в состоянии ничегопонимать? Считать ли началом жизни человека момент зачатия (который невозможно точно определить в большинстве случаев) или момент рождения.

Известно, что умирающий Л.Н.Толстой, обращаясь к окружающим, сказал,

чтобы они обратили свои взоры на миллионы других людей, а не глядели на одного

льва. Безвестная, и никого не трогающая кроме матери смерть, смерть маленького существаот голода где-нибудь в Африке и пышные похороны всемирноизвестных лидеров перед лицом вечности не имеют различий. В этом смысле глубоко прав английскийпоэт Д.Донн, сказавший, что смерть каждого человека умаляет все человечество и поэтому "никогда не спрашивай, по кому звонит колокол, он звонит потебе".

Очевидно, что специфика жизни, смерти и бессмертия человека прямо связаны с разумом и его проявлениями, суспехами и достижениями человека в течение жизни, с оценкой его современниками и потомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте, бесспорно, трагична, нопри этом нет оснований считать, что их последующая жизнь, если бы она состоялась, дала бы миру нечто еще более гениальное. Здесь действует какая-тоне вполне ясная, но эмпирически очевидная закономерность, выражаемая христианским тезисом: "Бог прибирает в первую очередь лучших".

В этом смысле жизнь и смерть не охватывается категориями рационального познания, не укладывается в рамкижесткой детерминистической модели мира и человека. Рассуждать об этих понятиях хладнокровно можно до определенного предела. Он обусловлен личнойзаинтересованностью каждого человека и его способностью к интуитивному постижению предельных оснований человеческого бытия. В этом отношении каждыйподобен пловцу, прыгнувшему в волны среди открытого моря. Надеяться надо только на себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, Высший разум ит.д. Уникальность человека, неповторяемость личности проявляется здесь в высочайшей степени. Генетикиподсчитали, что вероятность появления на свет именно этого человека от данных родителей составляет один шанс на сто триллионов случаев. Если уж этосвершилось, то какое же поражающее воображение многообразие человеческих смыслов бытия предстает перед человеком, когда он задумывается о жизни исмерти?

1.3. Третье измерение этой проблемы связано с идеей обретения бессмертия, которая рано или поздностановится в центр внимания человека, особенно если он достиг зрелого возраста.

Выделяют несколько видов бессмертия, связанных с тем, что после человека остается его дело, дети, внуки и т.д.,продукты его деятельности и личные вещи, а также плоды духовного производства (идеи, образы и т.д.).

Первый вид бессмертия - в генах потомства , близок большинству людей. Кроме принципиальных противников бракаи семьи и женоненавистников, многие стремятся увековечить себя именно этим способом. Одним из мощных влечений человека является стремление увидеть своичерты в детях, внуках и правнуках. В королевских династиях Европы прослежена передача определенных признаков(например, носа у Габсбургов) на протяжении нескольких поколений. С этим связывается наследование не толькофизических признаков, но и нравственных принципов семейного занятия или ремесла и т.д. Историки установили, что многие выдающиеся деятели русской культуры 19 века находились в родстве (пусть и отдаленном) между собой. Один век включает в себя четыре поколения.

Таким образом, за две тысячи лет сменилось 80 поколений, и 80-й предок каждого из нас был современником ДревнегоРима, а 130-й - современником египетского фараона Рамзеса II.

Второй вид бессмертия - мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение. Опыт еще египетскихфараонов, практика современного бальзамирования (В.И. Ленин, Мао-Дзэдун др.) говорят о том, что в ряде цивилизаций это считается принятым. Достижениятехники конца XX века сделали возможным криогенезацию (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего оживят и вылечат ныненеизлечимые болезни. Такая фетишизация человеческой телесности характерна в основном для тоталитарных обществ, где геронтократия (власть стариков)становится основой стабильности государства.

Третий вид бессмертия - упование на "растворение" тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое "тело", в вечныйкругооборот материи. Это характерно для ряда восточных цивилизаций, особенно японской. К такому решению близка исламская модель отношения к жизни и смерти иразнообразные материалистические или точнее натуралистические концепции. Здесь речь идет об утрате личностных качеств и сохранению частиц бывшего тела,могущих войти в состав других организмов. Такой крайне абстрактный вид бессмертия неприемлем для большинства людей и эмоционально отвергается.

Четвертый путь в бессмертие связан с результатами жизненного творчества человека. Недаром членов различных академий награждаюттитулом "бессмертные". Научное открытие, создание гениального произведения литературы и искусства, указание пути человечеству в новой вере,творение философского текста, выдающаяся военная победа и демонстрация государственной мудрости - все это оставляет имя человека в памяти благородныхпотомков. Увековечиваются герои и пророки, страстотерпцы и святые, зодчие и изобретатели. Навечно сохраняются в памяти человечества и имена жесточайшихтиранов и величайших преступников. Это ставит вопрос о неоднозначности оценки масштабов личности человека. Создается впечатление, что чем большее количествочеловеческих жизней и сломанных человеческих судеб лежит на совести того или иного исторического персонажа, тембольше у него шансов попасть в историю и обрести там бессмертие. Способность влиять на жизнь сотен миллионов людей, "харизма" власти вызывает умногих состояние мистического ужаса, смешанного с почтением. О таких людях слагают легенды и предания, которые передаются от поколения к поколению.

Пятый путь в бессмертие связан с достижением различных состояний, которые наука называет "измененныесостояния сознания". В основном они являются продуктом системы психотренинга и медитации, принятой ввосточных религиях и цивилизациях. Тут возможны "прорыв" в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, экстаз ипросветление, мистическое ощущение причастности к Вечности.

Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его достижения, являются обратной сторонойпроблемы смысла жизни. Очевидно, эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки той илииной цивилизации.

2. Отношение к смерти, проблемы жизни, смерти и бессмертия в религиях мира.

Рассмотрим данные проблемы применительно к трем мировым религиям - христианству, исламу и буддизму ицивилизациям, на них основанным.

2.1. Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: " День смерти лучше днярождения" и новозаветной заповеди Христа "... я имею ключи от ада и смерти". Богочеловеческая сущностьхристианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение. Путь к нему открыт искупительной жертвойХриста через крест и воскресение. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и ставится как личность лицом к лицу с Богом, который тоже есть личность.

Таким образом, целью жизни человека является обожение, движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизньпревращается в сон, пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть только приготовление к жизни вечной, которая не за горами для каждого.Поэтому и сказано в Евангелии: "Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет сын Человеческий". Чтобы жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, "в пустую и глупую шутку", необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия,а переход в мир иной, где уже обитают мириады душ, добрых и злых и где каждая новая входит на радость или муку. По образному выражению одного из нравственныхиерархов: "Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром". Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она- не конец, а начало жизни вечной.

Иное понимание бессмертия христианство связало с образом "Вечного жида" Агасфера. Когдаизнемогающий под тяжестью креста Иисус шел на Голгофу и захотел отдохнуть, стоявший среди других Агасфер сказал: "Иди, иди", за что и былпокаран - ему навсегда было отказано в покое могилы. Из века в век обречен он скитаться по миру, дожидаясь второго пришествия Христа, который один можетлишить его постылого бессмертия.

Образ "горного" Иерусалима связан с отсутствием там болезни, смерти, голода, холода, нищеты, вражды,ненависти, злобы и прочих зол. Там жизнь без труда и радость без печали, здоровье без немощи и честь без опасности. Все в цветущей юности и возрасте Христаутешаются блаженством, вкушают плоды мира, любви, радости и веселья, причем "друг друга любят как себя". Евангелист Лука так определил сутьхристианского подхода к жизни и смерти: "Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у него все живы". Христианство категорически осуждаетсамоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть " в воле Божьей".

2.2. Другая мировая религия - ислам - исходит из факта сотворенностичеловека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. На вопрос человека: "Разве, когда я умру, я буду известен живым?", Аллахдает ответ: "Разве не вспомнит человек, что мы сотворили его раньше, а был он ничем?". В отличие от христианства, земная жизнь висламе расценивается высоко. Тем не менее, в Последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой,

поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точкизрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы.

Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение совершенно нового мира. О каждомчеловеке будет представлена "запись" деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествуетпринцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как этоимеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.

Описание рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешникиполучить по заслугам. Рай - это прекрасные "сады вечности, внизу которых текут реки из воды, молока и вина"; там же "чистые супруги", "полногрудые сверстницы", а также "черноокие и большеглазые, украшенные браслетами из золота и жемчуга". Сидящих на коврах и опирающихся на зеленыеподушки обходят "мальчики вечно юные", предлагающие на блюдах из золота "мясо птиц". Ад длягрешников - огонь и кипяток, гной и помои, плоды дерева "заккум", похожие на голову дьявола, а их удел - "вопли и рев". Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя,так как знание об этом только у него, а " что тебе дано знать, - может быть, час уже близок".

2.3. Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского имусульманского. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: "Бессмертен ли познавший истину илисмертен он?", а также: может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признается только один вид "дивногобессмертия" - нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов.

Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т.е. веру в то, что после смерти любоеживое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т.д.). Однако буддизм внес в учение брахманизмасущественные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия ("варны") обрядов, жертв и заклинаний модно достичь"хороших перерождений", т.е. стать раджей, брахманом, богатым купцом и т.д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежнымнесчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т.е. небытия.

Поскольку личность понимается как сумма драхм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следуетнелепость, бессмысленность цепи природных рождений. "Дхаммапада" утверждает, что "рождение вновь и вновь - горестно". Выходом являетсяпуть обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного "острова", находящегося в глубине сердцачеловека, где ""ничем не владеют" и "ничего не жаждут". Известный символ нирваны - угашение вечно трепещущего огня жизнихорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: "Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучшестолетнего существования человека, не видевшего высшей жизни".

Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения,указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к "высшей мудрости", достигнув которойсущество сможет выйти из "круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений.

Спокойное и умиротворенное отношение к жизни, смертии бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от злахарактерно и для других восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству; оно считаетсяне столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей, а только приводит крождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, "природа личности есть непрерывнаясмерть".

2.4. Концепции жизни, смерти и бессмертия, основанные на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру ичеловеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь - это все, а смерть -непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповедимучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.

Для верующего тут все ясно, а для неверующего возникает альтернатива трех возможных путей решения этой проблемы.

Первый путь - это принять мысль, которая подтверждается наукой и просто здравым рассудком, что в миреневозможно полное уничтожение даже элементарной частицы, и действуют законы сохранения. Сохраняется вещество, энергия и, как полагают, информация иорганизация сложных систем. Следовательно, частицы нашего "я" после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными.Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше "я". Более того, этот вид бессмертия обретается человеком в течениевсей жизни. Можно сказать в форме парадокса: мы живы только потому, что ежесекундно умираем. Ежедневно отмирают эритроциты в крови, клети эпителия,выпадают волосы и т.д. Поэтому зафиксировать жизнь и смерть как абсолютные противоположности в принципе невозможно нев действительности ни в мыслях. Это две стороны одной медали.

Второй путь - обретение бессмертия в делах человеческих, в плодах материального и духовногопроизводства, которые входят в копилку человечества. Для этого, прежде всего, нужна уверенность в том, что человечество бессмертно и идет космическоепредназначение в духе идей К.Э.Циолковского и других космистов. Если же для человечества реально самоуничтожение в термоядерной экологической катастрофе, атакже вследствие каких-то космических катаклизмов, то в этом случае вопрос остается открытым.

Третий путь к бессмертию, как правило, выбирают люди, масштаб деятельности которых не выходит за рамки ихдома и ближайшего окружения. Не ожидая вечного блаженства или вечных мук, не вдаваясь в "хитрости" разума, соединяющего микрокосмос (т.е. человека) с макрокосмосом, миллионы людей просто плывут в потоке жизни, ощущая себя, его частицей. Бессмертие для них -не в вечной памяти облагодетельствованного человечества, а в повседневных делах и заботах. "Веровать в бога не трудно.... Нет вы в человека уверуйте!"- Чехов написал это, вовсе не предполагая, что именно он, сам, станет примером такого типа отношения к жизни и смерти.

Заключение.

Современная танатология (учение о смерти) представляет собой одну из "горячих" точекестественнонаучного и гуманитарного знания. Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами.

Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожениючеловечества.

Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией наЗемле.

Почти полтора миллиарда жителей планеты живут в полной нищете и еще один миллиард приближается к отметке,полтора миллиарда землян лишены какой-либо медицинской помощи, миллиард людей не умеют читать и писать. В мире 700 миллионов безработных. Миллионы людей вовсех уголках земного шара страдают от расизма, агрессивного национализма.

Это приводит к выраженному обесцениванию человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другогочеловека. Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийств и насилия, а также самоубийств - это симптомы глобальной патологии человечества на рубежеXX - XXI вв. В то же время на рубеже 60-х годов в странах Запада появилась биоэтика - комплексная дисциплина, находящаяся на стыке философии, этики, биологии,медицины и ряда других дисциплин. Она явилась своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти.

Это совпало с ростом интереса к правам человека, в том числе и по отношению к телесному собственному идуховному бытию и реакции общества на угрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем человечества.

Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти (о чем писал З.Фрейд), то каждый имеет естественное,врожденное право не только жить, каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одной из особенностей XX в. является то, что гуманизм и гуманныеотношения между людьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то,что большинство людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием, производным от гуманизма.

Используемая литература .

1. Настольная книга атеиста. Издательство политической литературы.

Москва, 1975 г.

2. Философия. Учебное пособие для студентов. 1997 г.

3. Культурология. Учебное пособие и хрестоматия для студентов.

Проблемы жизни и смерти и отношение к смерти в различные исторические эпохи и в различных религиях Оглавление. Введение. 1. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. 2.