Петр и плотник предание читать. Предания как поэтическая автобиография народа

Предания - поэтическая автобиография народа. Предание - жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев. На фоне больших и малых исторических событий, народных движений вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Первый из них - Рюрик, родоначальник первой княжеской династии. Цикл сказаний посвящен Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого. Иван Грозный изображен в архаической традиции - в качестве жреца, мага, всесильного царя («Наказание реки Волги»). Веяние времени отражает тему его борьбы с колдовством («Сороки-ведьмы»).

Ранние предания о Петре Первом связаны с походами на Азов. Готовясь ко второму из них и взятию Азовской крепости, монарх отдает приказ о строительстве флота в Воронеже, а потом и сам работает на верфи («Петр и плотник», «Царь Петр и солдат»). В народной памяти запечатлены приезд Петра на Север в 1702 году, победа над шведами, Полтавская баталия («Петр Первый в Троицко-Сергиевском монастыре»). В каждом из преданий сказался настрой Петровской эпохи: раскованность в поведении героев, юмор в повествовании, изображение исторических событий на бытовом, а то и будничном фоне.

Там, где прошел Петр, навсегда осталась память о деятельном, нетерпеливом «осударе». Рядом с Петром встают те, чьими трудами мужала Россия, - землепашцы, рыбаки, мастеровые, солдаты.

По Н. Криничной

Вопросы и задания

  1. Вспомните, какие былички и предания были прочитаны вами в предыдущих классах.
  2. Что вы узнали о преданиях из статьи Н. Криничной? Перескажите ее.

Воцарение Ивана Грозного

Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь - сейчас весь народ на реку идет и свечи на руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится - тот и царь.

У одного барина был крепостной человек - Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!

А Иван ему на это:

Коли я, барин, в цари угожу, так тебе беспременно голову срублю!

Пошли через реку, опустили свечи - у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с этой поры за это его Грозным и прозвали.

Сороки-ведьмы

Когда царем в Москве был Иван Васильевич Грозный, то на Русской земле расплодилось всякой нечисти и безбожия многое множество. Долго горевал благочестивый царь о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете, чтобы меньше было зла, уничтожить колдуний и ведьм. Разослал он гонцов по царству с грамотами, чтобы не таили православные и высылали спешно к Москве, где есть ведьмы и переметчицы. По этому царскому наказу навезли со всех сторон старых баб и рассадили их по крепостям, с строгим караулом, чтобы не ушли. Тогда царь отдал приказ, чтобы всех привели на площадь. Собрались они в большом числе, стали в кучку, друг на дружку переглядываются и улыбаются. Вышел сам царь на площадь и велел обложить всех ведьм соломой. Когда навезли соломы и обложили кругом, он приказал запалить со всех сторон, чтобы уничтожить всякое колдовство на Руси, на своих глазах.

Охватило полымя ведьм - и они подняли визг, крик и мяуканье. Поднялся густой черный столб дыма, и полетели из него сороки, одна за другою - видимо-невидимо. Значит, все ведьмы-переметчицы обернулись в сорок и улетели и обманули царя в глаза.

Разгневался тогда Грозный-царь и послал им вслед проклятие:

Чтобы вам, - говорит, - отныне и до веку оставаться сороками!

Так все они и теперь летают сороками, питаются мясом и сырыми яйцами. До сих пор боятся они царского проклятия пуще острого ножа. Поэтому ни одна сорока никогда не долетает до Москвы ближе шестидесяти верст в округе.

Петр и плотник

Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.

Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.

Носи, - говорит, - да вспоминай, что науку царю преподал.

Вопросы

    Вы прочитали предания об Иване Грозном и Петре Первом. Какими предстают в «устной летописи» Иван Грозный и Петр Первый? На что обращает внимание народный сказитель?

Будьте внимательны к слову

  1. Как можно объяснить слова «предание», «летопись», «быличка»? Вспомните названия преданий, с которыми вы познакомились в 5-7 классах.
  2. Как вы понимаете словосочетания: «содержит сведения», «родоначальник первой княжеской династии», «цикл сказаний», «Петровская эпоха», «раскованность в поведении героев», «землепашцы, мастеровые»?
  3. Подготовьте к пересказу одно из преданий, сохранив особенности повествования.

Встал государь-царь Алексей Михайлович с ложи царской, облачился в одежду, вынал саблю из ножней и стал к дверям хрустальным: «Господи, повеждь, что написано у родителя моего, не могу в голову взять».

Как приходит тот секунд, государь-царь поднял саблю и хочет тому, кто отворит дверь, отрубить голову. Вдруг отворяет ворота - на пяту патриарх Никон. Государь обрадовался и не знает, что делать. Тут забыл он и родительское завещание и стал слушать Никона.

О государственных деятелях России

ПЕТР И ПЛОТНИК

Царь приезжал в Воронеж корабли строить, за то ему и памятник в Воронеже поставлен. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам рубил и пилил.

Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. И был среди них лучший из лучших мастер. Вот начали работать, работает с ними и Петр. А мастеру и невдомек, что с ним работает сам царь, думал: какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Петр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Петр быстро все перенял. А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:

Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку.

Снял со своей руки кольцо и отдал мастеру.

Носи, - говорит, - да вспоминай, что науку царю преподал.

ЦАРЬ ПЕТР И СОЛДАТ

Был царь Петр в Воронеже, и захотелось ему на охоту сходить. На охоте он приотстал. Идет по лесу, дорогу ищет, а навстречу ему солдат.

Откуда, служивый? - спрашивает Петр.

Да вот, батюшка, на побывку ходил. А ты кто будешь?

Да я дальний, - говорит Петр, - вот заблудился, помоги выбраться на дорогу.

Ладно. Идут они вместе, а Петр и пытает солдата, как ему живется, доволен ли службой.

Служить, - говорит солдат, - согласны; трудновато, да обтерпится, одно плохо: начальники - скоты и уж дюже круты, о солдатские спины палки ломают, зубы вышибают, а сам знаешь - солдат в неволе, что хлеб без соли, ешь, но не в охотку.

А вы, - говорит Петр, - царю бы жаловались.

До царя-то, - отвечает солдат, - далеко. Вот десять лет служу, а царя так и не видел.

Хорошо, - говорит ему Петр, - исполнится твое желание.

Спросил он у него полк и как зовут его, все записал. Приходит солдат к себе в казарму, а его требуют к царю.

Ну, - думает солдат, - пропала моя голова.

Привезли солдата и велели ему в сенях подождать, а потом и в горницу позвали. Входит солдат, а перед ним сам царь стоит, а с лица точь-в-точь как тот человек, что в лесу повстречал.

Вот, - говорит ему Петр, - ты и царя увидел. Правду ты мне сказал. Проверил я - большие у вас непорядки.

Наградил Петр солдата и отпустил.

ПЕТР ПЕРВЫЙ И ВЫТЕГОРЫ

Ну вот, Петр (…) отдыхал в трех километрах от Вытегры, значит; деревня Шестова там была.

Вероятно, умотали Петра и его свиту наши болота, наши леса - и Петр заснул, заснула его свита.

В это время у императора пропал камзол. Проснулся - он очень разгневался, как это так: украли камзол! Послал «искать, искать камзол!..».

Ну, пустились в розыски. Но наши северные деревни ведь очень небольшие. А в те времена, конечно, это было три-четыре дома, может быть, - и вся деревушка маленькая, северная, так что найти было это все легко.

Ну, и быстро нашли - воров нашли и камзол. Привели к императору, бросили к его ногам, значит, воров.

Что же, - говорит, - вы украли камзол? Казнить вас надо.

Ну, один наиболее смекалистый такой мужичок выступил вперед:

Великий государь, вели слово молвить.

Ну, говори.

Вот, мы украли у тебя камзол, хотели себе шапки сшить, нашим детям, нашим внукам, нашим правнукам, чтобы о тебе вечно помнить, что ты здесь был.

Видно, что от чисто русской такой смекалки этот ответ. Вот именно Петру понравился такой ответ:

Ладно, - говорит, - я камзол вам подарю. Но с этого время вы будете носить кличку-фамилию «камзольники».

Между прочим, знаете (вот это уже точно), я эту кличку сам испытал. В молодости-то приходилось ездить: вот со знакомыми там, значит, встретишься:

Ты откуда?

Да вот с Вытегры еду, в Вытегре и живу, живу, значит.

«Реформы и преобразования Петра I» - Преобразования Петра I. Гос. бюджет при Петре I. (Ревизион-коллегия). Выпуск золотых монет 1701г.: цесарские рубли и червонцы. Меркантилистская политика 1724г. Развитие промышленности. Валюта: серебряный талер и золотой червонец. Внешняя торговля при Петре I. Реформа денежной системы при Петре I. Военная реформа.

«Культура эпохи Петра» - Художественная культура. Арифметика Л. Магницкого. Реформа в области быта. Развитие образования потребовало издания учебников. Образование за границей боярских детей. Кунсткамера. В н.18 в. художественная культура приобрела светский характер и получила поддержку государства. План урока. Самым знаменитым учебником эпохи стала «Арифметика» Л.Магницкого.

«Правление Петра 1» - 3. Стрелецкий бунт 1682 г. Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия? Почему так случилось? Кто пострадал в результате восстания стрельцов? Измайлово. О, мощный властелин судьбы! Как развивалось увлечение Петра военным делом? 4) Регентство царевны Софьи (1682-1689). Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…» С.М. Соловьев.

«История Петра Первого» - Что считают «дедушкой русского флота»? Петр I – царь - реформатор. Вопросы для повторения: Был и кораблестроителем, плотником, кузнецом. Петр Великий. Как же был создан первый русский флот? От тяжелых условий тысячи людей умирали. Люблю тебя, Петра творенье… Ботик отремонтировали, и Петр начал учиться судовождению.

«Детство Петра» - Петр. 1657-1704гг. О, мощный властелин судьбы! Первые преобразования Петра. Мария Милославская. Стрелецкое восстание 1698г. Детство Петра. Генеалогическое древо. Свадьба Петра 1689г. Евдокия Лопухина. Двоецарствие: Петр и Иван. Алексей Михайлович. Великое посольство 1697-1698гг. 1662-1696гг. Медный всадник.

«Реформы Петра 1» - Заменила в 1724 г. подворное обложение. XIX в. Цели проведения петровских реформ: Проверка тестовых заданий. Россия при Петре 1 (первая четверть ХVIII века). Урок истории. 10 класс Реформы Петра I. Особенности проведения реформ: Облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста. Основные даты и события.