Почему человеческий прогресс умер? Афоризмы и цитаты про прогресс.

Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс

Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Виды прогресса в обществе

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях , позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Мыслители Точки зрения на критерии прогресса
Ж.Кондорсе Развитие разума человека
Вольтер Развитие просвещения, торжество разума человека.
Ш.Монтескье Улучшение законодательства стран
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей.
Г.Гегель Зрелость свободы общества.
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов Распространение просвещения, развитие знаний.
К.Маркс Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог , хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения , не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Регресс

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс (от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего

Хронические заболевания.

  • Падение нравственности, образованности, культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми, декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения.

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

В. И. Корниенко

ГУМАНИТАРНЫЙ ПРОГРЕСС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

В статье предпринята попытка определить сущность, функции и основные направления развития гуманитарного прогресса в истории человечества. Определяются совпадение и несовпадение понятий «гуманизм» и «гуманитаризм». Выявляется ряд опасностей в форме антигуманитарных тенденций, постоянно возникающих в обществе. Подчеркивается особое значение гуманитарного прогресса в современном мире, который, по сути, принимает формы глобального конвергентного социального прогресса.

В эволюции человеческого сообщества можно выделить одно из важных направлений его развития, которому присущи признаки прогресса. Это направление можно обозначить как гуманитарный прогресс человечества. Он пробивал себе дорогу в человеческой истории, может быть, не так заметно, как другие направления социального прогресса, но так же верно и неуклонно. Каждый шаг в освоении человеком окружающего мира был возможен лишь благодаря еще одному шагу в постижении человеком своей природы. Можно констатировать наличие глобального гуманитарного процесса в мировой истории, который в значительной степени оказывает влияние на различные аспекты эволюции человеческого сообщества.

Гуманитарный прогресс - это процесс выявления многообразной в своих проявлениях человеческой природы и ее связей с окружающим миром. Это познание человеком собственной сущности, опыт его самореализации и самоограничения, который проявляется в самых разных сторонах его жизнедеятельности. Наличие гуманитарного прогресса в обществе позволяет человеку уходить от деструктивных проявлений своей природы, одновременно открывая перед ним ряд внутренних конструктивных возможностей. Осознание и освоение такого рода возможностей дает человеку новые перспективы реализации его собственной природы, в частности, дальнейшей эволюции сознания и деятельности, конструирования новых социальных отношений, развития культуры и так далее. В гуманитарном прогрессе человек является не только представителем отдельного этноса, нации, а существом, обладающим общечеловеческой природой, к которому применимы единые гуманитарные критерии. Еще одним аспектом гуманитарного прогресса является возможность выявления новых сторон человеческой природы с их последующим конструктивным использованием или, наоборот, жестким самоограничением.

В целом, гуманитарный прогресс, выступая как часть социального прогресса, выступает как процесс расширения человеческой свободы, одновременно ограничивая ее там, где она способна перевести человеческое общество в режим самоуничтожения.

Результаты гуманитарного прогресса в том или ином обществе можно рассматривать с двух позиций: во-первых, с антропоцентричной, подразумевающей применение гуманистических критериев для оценки положения человека в обще-

стве; во-вторых, с социоцентриной то™ зрешя, подразумевающей реализадию

^ МоиГЗшть ряд наиболее ванных функций гуманитарного процесса:

Процесс познания человеком собственной сущности и форм ее проявле-

НИЙ В -Создание условий для актуализации и развития различных аспектов человеческой природы; ___пттатт„й „„

Наложение запретов и подавление ряда деструктивных проявлении человеческой сущности;

Создание гуманитарного пространства и гуманитарных структур, то есть

гуманитарной сферы общественной жизни;

Формирование системы гуманитарных принципов, лежащих в основе общества, .

Запрет социальных феноменов, представляющих опасность для оощества;

распространение гуманитарных знаний, необходимых для развития гуманитарного сознания в обществе;

Создание эффективных социальных технологий на базе гуманитарного

знания; „

Создание новых и воспроизводство старых гуманитарных ценностей в

обществе;

Прогноз гуманитарного развития общества;

Использование гуманитарных критериев для формирования социального будущего.

Гуманитарное знание является, вероятно, одной из самых ранних форм человеческого знания, так как именно на его базе возникает человеческое общество. Сама природа такого знания весьма специфична. Оно имеет настолько всепроникающий характер, что в той или иной степени гуманитарное знание растворено в каждом явлении общественной жизни. Подобный характер гуманитарного знания не позволяет рационально объяснить его противоречивую природу. Проблема осложняется тем, что приток гуманитарных знаний в обществе идет постоянно, во многом благодаря усложнению различных проявлений человеческой сущности. На самых различных уровнях социальной реальности происходит поиск новых возможностей и свойств человеческой природы, что по сути и обуславливает общий прогресс человечества.

Важнейшим типом интеллекта, поставляющим гуманитарные знания, которые во многом способствуют гармонизации социальных отношений и вносят гуманитарную составляющую в отношения между человеком и природой, является гуманитарный или социогуманитарный интеллект. Представляется, что гуманитарная составляющая была в той или иной степени присуща всем историческим типам человеческого интеллекта.

Гуманитарный интеллект, осуществляющий гуманитарное познание, постоянно поставляет и транслирует в той или иной форме продукты своего познания в социальную реальность. Эти социогуманитарные знания становятся неотъемлемой частью человеческой жизни, люди с высоким уровнем гуманитарного интеллекта в ^особых формах концентрируют эти знания и используют их практически в своей деятельности, правда, эти процессы в истории зачастую были связаны с самыми различными сложностями, а порой и с опасностями1. Продукты такого познания применяются в самых разных областях человеческой жизни и, в конечном счете, становятся достоянием культуры.

^ В любой культуре всегда существует многообразие различных направлений гуманитарного познания, которые занимаются изучением различных аспектов проявлений человеческой природы в тех или иных сферах общественной жизни. Это не только личностный уровень социальной реальности, но и комплекс наук, которые занимаются изучением человека и общества; искусство, религия, театр, музыка, литература, фольклор и так далее. В. И. Вернадский отмечал такую тенденцию в обществе: «Непрерывно растет количество гуманитарных наук, число которых практически бесконечно, ибо <.. .> нет границ бесконечным формам, проявлениям живой личности.. ,»2.

В мифологии нашли свое обоснование различные антропоморфные, первичные представления человека о самом себе, о собственной человеческой природе и особенностях ее проявления. Уже здесь возникают проблемы ее разумного ограничения, использования творческого потенциала человеческой природы, ее связей с более высокими уровнями природного бытия.

В традиционных религиозных учениях всегда существовали и постоянно развивались системы гуманитарных ценностей, внешне различные, но имеющие внутри себя общечеловеческое содержание. Несмотря на частые утверждения о богоподобии человека, его образы, созданные в тех или иных религиозных учениях, содержали целый ряд реальных представлений о его натуре. Анализ таких религиозных систем выявляет значительный объем знаний о сущности человека: о путях его самореализации в этом мире, о смысле жизни и смерти, а кроме того, содержит комплексы регламентаций, ограничений и запретов на социально опасные человеческие действия. Такого рода знания о природе человека, ее проявлениях в обществе, первоначально возникая в форме примитивных представлений, постепенно принимают все более сложные формы, существуя и взаимодействуя в культуре с другими компонентами гуманитарного процесса. Зачастую именно из религиозных учений, их новых интерпретаций и толкований вырастают социальные идеалы свободы, справедливости и достоинства человека, которые подпитывают общий гуманитарный прогресс человеческого сообщества. Несмотря на ряд противоречий, обусловленных различиями в логике развития религиозных и гуманитарных процессов, без вклада религий невозможно представить общую картину гуманитарной эволюции человечества.

Но лишь в философии гуманитарный компонент проявляет себя в полную силу, рассматривая человека и его природу наряду с материальной реальностью как важнейшие объекты философской рефлексии. Именно в философии различные тенденции гуманитарного прогресса проявляют себя в наибольшей степени, поднимаясь на мировоззренческую высоту и обретая свой неповторимый смысл. Укрепленный мировоззренческим философским основанием гуманитарный интеллект теперь оказывает значительное влияние на естественнотехнические науки, которые получают в своем развитии осознанные гуманитарные ориентиры.

То есть, в разных направлениях гуманитарного познания используются различные методы и способы постижения сущности человека. Впоследствии ряд принципов и особенностей, на которых базируется человеческая природа, выявленные гуманитарным познанием, становятся достоянием интеллектуального потенциала всего общества и во многом определяют его общие гуманитарные перспективы развития. Если при стечении определенных обстоятельств гуманитарная перспектива конкретного общества утрачивается, то это грозит ему целым рядом кризисов, задержкой социального развития или даже социальной катастрофой.

Ядром гуманитарного прогресса является комплекс гуманистических идей и ценностей, которые на определенном этапе развития в особой форме проявили себя в европейской культуре. Гуманизм, возникший как комплекс идей о человеческой природе в эпоху Возрождения, был еще одной попыткой перенести идеал отношения к человеку в действительность. Но социальная реальность всегда является конкретной в своем развитии и не предполагает полной реализации абстрактных идеалов в своем пространстве. Гуманизм возникает на определенной стадии развития гуманитарного прогресса как новый синтез идей о человеке и его природе, как результат предшествующего духовного развития, перешедший в новое качество. Он появляется как осознанный компонент сущности гуманитарного прогресса, имплицитно уже присутствующий в нем и сконцентрировавший в себе, в виде идеала, все лучшее, что до этого существовало в комплексе европейских учений о человеке4.

Несмотря на их сходство и близость, гуманитаризм и гуманизм как особые подходы к исследованию человеческой сущности отличаются между собой. Гуманитарный подход предполагает всесторонний объективный анализ человеческой природы с учетом всех ее известных как положительных, так и отрицательных свойств, и их применение в процессе социального развития5. Безусловно, что человек здесь также выступает как самоцель и самоценность, но его сущность не идеализируется. Гуманистический подход предполагает изначальный анализ человека с позиций любви и надежды, уже заранее отметая все сомнения относительно его богоподобной, то есть, идеализированной природы. Этот момент идеализации человеческой сущности, может быть, и является оправданным в самых высоких обобщениях. Но применительно к конкретным, особенно опасным проявлениям человеческой природы в социальной реальности, этот подход показал свою неэффективность.

В силу этих принципиальных особенностей, между этими двумя подходами к пониманию сущности человека, существуют и неоднозначные отношения. Представляется, что гуманизм не должен уводить гуманитарный прогресс в утопическую реальность, переходя рамки реальности социальной. Он может и должен выступать только в форме гуманистических ценностей и идеалов, указывая основные направления гуманитарного прогресса. Но если он превращается в социальный соблазн, на достижение которого ориентированы гуманитарные процессы, то возникает реальная опасность утраты их внутренней сути, и в конечном счете - их вырождения в свою противоположность.

В человеческой культуре тенденциям гуманитаризации всегда противостоят антигуманитарные тенденции, и, вероятно, именно поэтому гуманиташый про-

альное развитие. Лишь обращение к собственно чело ция и гуманитаризация социальной жизни помогали

руктивные тенденции.

человеческому началу, гуманиза-гали людям преодолеть эти дест-

Несмотря на то, что гуманизм, безусловно, является ядром гуманитарного прогресса, этот прогресс имеет собственную логику развития и постоянно усложняется по мере усложнения самого человеческого общества. В связи с этим в нем зарождаются и развиваются собственно гуманитарные ценности. Это" целый комплекс динамично меняющихся ценностей, которые порождаются самой жизнью общества во всем ее многообразии. Гуманитарные ценности лежат в основании любого человеческого общества, так как без них принципиально невозможна никакая социальная жизнь. Они возникают и развиваются вместе с человеческим обществом и формируют ряд принципов, без которых не может произойти самореализация человеческой природы в социальной реальности.

В культуре каждого человеческого общества происходит сложная эволюция его гуманитарного потенциала, на него в той или иной степени оказывает влияние как внутреннее социальное и культурное многообразие, так и влияние гуманитарных ценностей из других культур. Обмен такими ценностями всегда являлся необходимым компонентом в диалоге различных культур. Попадая из одного гуманитарного пространства в другое в форме традиций, обычаев, ритуалов, они преломлялись в нем особым образом, порождая целый комплекс новых гуманитарных представлений. Примером этого может быть процесс утверждения идеала ненасилия в самых различных культурах8.

Ряд гуманитарных ценностей возникал в процессе общения разных человеческих сообществ между собой. Они основывались на несходстве традиций, обычаев, культур и так далее и, одновременно, на признании самоценности других представителей, человеческого рода, на терпимости к людям из других обществ. Разумеется, что часто в этом общении, антигуманитарные тенденции брали верх и гуманитарные ценности человеческой толерантности отходили на задний план. Но войны и конфликты не длятся бесконечно, поэтому приходилось снова, на базе гуманитарных ценностей, заключать мир и заново выстраивать иерархию гуманитарных ценностей, необходимых для торговли, культурного общения и других форм взаимодействия.

Во время культурного диалога ряд ценностей, которые могут принимать форму обычая, традиции, либо социальной технологии, сначала на уровне подражания, затем с целью прагматического использования, проникает в ценностное ядро конкретной культуры, трансформируя его ценностную иерархию, и значительно влияя на гуманитарную эволюцию общества в целом. Критерии такого гуманитарного прогресса в каждом обществе могут быть чрезвычайно различны. Они должны принимать во внимание особую историческую судьбу данного общества, его природное и социальное окружение, особенности мировосприятия, культуры и так далее. Тем не менее, гуманитарный прогресс, как неотъемлемая составляющая социального прогресса, идет в любом обществе, пробивая себе дорогу как некое общечеловеческое начало. И именно на базе гуманитарного прогресса, который происходит во всех человеческих обществах, и формируются общечеловеческие ценности9.

По мере формирования взаимозависимого мира начинает оформляться и своеобразный общечеловеческий гуманитарный фонд, в который каждая культура, по мере вовлечения в общемировые процессы, привносила свои гуманитарные ценности. Это сложный и противоречивый исторический процесс, имеющий свою логику, подъемы и спады. Но существует и обратный процесс движения ценностей. Общечеловеческие ценности, в свою очередь, проникая в ткань других куль-

тур и адаптируясь там, оказывают влияние на существующую в них систему ценностей, придавая данному обществу новый импульс в гуманитарном развитии.

Гуманитарный прогресс как одна из составляющих социального прогресса в целом, оказывает значительное влияние на развитие общества. Такое влияние идет по нескольким направлениям, и по мере усложнения человеческого общества расширяется и проникает в самые различные сферы общественной жизни. Это объективный процесс, так как само усложнение общества принципиально невозможно без гуманитарного прогресса. Многие внутренние кризисы того или иного общества порождены невозможностью решать возникшие проблемы на базе старых представлений о человеке. Они могут быть разрешены только тогда, когда будут задействованы вновь открытые ресурсы человеческой природы. Общества, которые в силу ряда обстоятельств не сумели сделать новый шаг по пути гуманитарного прогресса, так и не смогли разрешить возникшие перед ними проблемы и просто перестали существовать в истории. Антигуманные тенденции в них, не сдерживаемые гуманитарными нормами и запретами, начинают стремительно развиваться, используя различные ресурсы человеческой природы, и, в конце концов, приводят общество к распаду, а людей к самоистреблению10.

Достижения гуманитарного прогресса особым образом развиваются и сосуществуют в культуре, оказывая влияние практически на все стороны социальной жизни. Каковы представления о человеке, о возможностях его самореализации, какие формы эта самореализация принимает и как это связано с общей эволюцией культуры и социальной реальности данного общества, во многом зависит от характера и интенсивности гуманитарного прогресса в нем, в частности, от функционирования гуманитарных структур. Гуманитарные структуры с помощью гуманитарного интеллекта выступают как накопители, хранители и трансляторы гуманитарных ценностей, во многом являясь важнейшим компонентом человеческой культуры. В отсутствие достаточного количества таких структур прогресс в гуманитарной области может задерживаться или развиваться крайне неравномерно. К примеру, А. А. Гусейнов говорит о создании в Европе целой системы институтов и процедур, которые призваны блокировать деструктивное поведение человеческой природы в обществе11.

Человеческая культура не может существовать без функционирования гуманитарных структур, которые способствуют развитию гуманитарных процессов и тенденций, и постоянно производят и воспроизводят гуманитарные ценности. Именно внутри культуры сталкиваются старые и новые гуманитарные ценности, гуманитарные и антигуманитарные тенденции, и их борьба придает новую динамику социальному и культурному развитию.

В мировой истории гуманитарный прогресс все больше приобретает черты глобального конвергентного социального процесса, который переводит единство мирового исторического процесса на качественно новый уровень. Общечеловеческие гуманистические и гуманитарные ценности выступают как постоянно расширяющееся основание, на базе которого происходит усиление связей и отношен и между народами и культурами. В человеческом сообществе, которое объеди-ЦеЛ°е’ не®3^ежно происходит селекция ценностей, на базе кото-шнит^ные пеГнп?°е Динение-Разные культуры привносят в него свои гу-тэеобпазуются и тпя«’ ^°Т0^ые в пР0Цессе Длительных контактов постепенно сти Вновь вознитптшр ^°РМИРУЮТСЯ в обЩезначимые наднациональные ценно-

на ускорение гуманитатпверсальные по своей сути ценности оказывают влияние на ускорение гуманитарного прогресса в различных обществах.

Именно на основе общечеловеческих гуманитарных ценностей строится новое здание человеческого общества, где, преодолевая национальный эгоизм, люди начинают осознавать свое единство и свою общую ответственность за будущее человечества. Несмотря на всю свою противоречивость и даже порой драматизм, этот процесс постепенно набирает силу в рамках мирового сообщества. В сложном современном мире все больше осознается необходимость приоритета системы гуманитарных ценностей над всеми остальными, и целенаправленного формирования глобального гуманитарного сознания.

Казалось бы, что все более расширяющееся многообразие человечества невозможно объединить в единое целое, но существует ряд общемировых глобальных тенденций, которые оказываются в состоянии справиться с этой задачей, и самой важной из них является стремление создать условия для наиболее полной реализации человеческой природы. Именно оно ориентирует многочисленные народы и культуры не на взаимное уничтожение, хотя и эти антигуманные тенденции всегда имеют место в современной истории, а на сотрудничество и на поиск общеприемлемых решений глобальных проблем. Все большая открытость мира заставляет многие страны ориентироваться на гуманитарные формы поведения, и пусть это поведение иногда чисто условно и предназначено лишь для того, чтобы замаскировать далекие от гуманитарных идеалов интересы и цели, тем не менее, общая устремленность к гуманитарным ценностям в целом превращает это движение в единый гуманитарный поток.

Правда, все более полное раскрытие возможностей человеческой природы связано и с большими опасностями - как для отдельных обществ, так и для человечества в целом. Всегда проявляются такие черты человеческой сущности, которые напрямую противоречат гуманитарным ценностям, что может значительно повлиять на эволюцию человеческого сообщества по пути гуманитарного прогресса. Ряд других возможностей, нейтральных на первый взгляд, при соответствующих условиях также могут стать опасными для людей конкретного общества, а могут принять и глобальные масштабы. И лишь при условии развития и достижения достаточного уровня общечеловеческого гуманитарного сознания возможна нейтрализация или минимизация опасности распространения антигуманных тенденций в современном мире.

Примечания

1 См.: Бернал, Дж.Наука в истории общества / Дж. Бернал. -М.: Изд-во иностр. лит., 1956. - С. 532.

2 Вернадский, В. И. Философские мысли натуралиста / В. И. Вернадский. - М.: Наука, 1988.-С. 127-128.

3 См.: Моисеев, Н. Н. Оправдание единства / Н. Н. Моисеев // Философия и социология науки и техники: ежегодник. 1988-1989. - М.: Наука, 1989. - С. 112.

4 См.: Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. - С. 102-ЮЗ.

5 См.: Гелен, А. О систематике антропологии / А. Гелен II Проблема человека в западной философии. - М.: Прогресс, 1988. - С. 197.

6 См.: Лоренс, К. Агрессия (так называемое Зло) / К. Лоренс // Вопр. философии. - 1992.-№3.- С. 27-28.

7 См.: Гусейнов, А. А. Понятие насилия / А. А. Гусейнов // Философия, наука, цивилизация. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - С. 307.

8 См.: Семлен, Ж. Выход из насилия / Ж. Семлен // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М.: Прогресс, 1990. - С. 82-83.

9 См.: Гжегорчик, А. Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия / А. Гжегорчик // Вопр. философии. - 1992. -№ 3. - С. 60-62.

10 См.: Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: Республика, 1994. - С. 259-260.

11 См.: Гусейнов, А. А. Этика ненасилия / А. А. Гусейнов // Вопр. философии.-1992.-№3.-С. 76.

В истории.

Достижения в медицине помогли спасти миллионы жизней, а технологии продолжают все больше сближать нас.

Вот как много поменялось всего в нашей жизни за последние годы.


Прогресс человека

1. Средняя продолжительность жизни за последние 50 лет увеличилась больше, чем за предыдущие 200 000 лет человеческого существования. В 1950 году средняя продолжительность жизни составляла 47 лет, а в 2011 году - 70 лет .

2. В 1990 году у 1-го миллиона людей в мире был мобильный телефон. Сейчас в свободном обращении находится около 5-6 миллиардов мобильных телефонов .

7. Мы сейчас живем в самый мирный период истории человечества. В 1940-х годах, каждые 300 из 100 000 людей умирали в результате войны. Сейчас эта цифра - меньше 1-го человека.

8. С 1990 по 2013 год материнская смертность во всем мире упала на 50 процентов.

Технический прогресс

9. Объем информации в Интернете составляет 1,2 зеттабайт (1,3 триллиона гигабайт). Это равнозначно 75 миллиардам полностью загруженных iPad на 16 Гб. Если их всех сложить, они дотянулись бы на 545 км в высоту. Только в 2009 году это число выросло на 62 процента.

10. Ни один человек не выиграл шахматный турнир против высокотехничного компьютера с 2005 года .

11. Благодаря атомной и возобновляемой энергии удалось предотвратить 1,8 миллионов смертей между 1971 и 2009 годом в результате меньшего загрязнения воздуха от использования каменного угля.

12. В 2001 году в мире было убито больше 557 000 людей . К 2008 году, это число упало до 289 000.

13. Каждые 2 минуты мы делаем столько фотографий, сколько сделали все люди в 19-м веке. Только в 2014 году человечество сделало 880 миллиардов фотографий . Это по 123 фотографии на каждого мужчину, женщину и ребенка на Земле.

14. Каждую минуту мы загружаем 100 часов видео на YouTube . Это 16 лет истории человечества каждый день.

15. За 66 лет мы прошли путь, начиная от первого управляемого полета человека до высадки на Луну.

16. Люди создадут больше информации в форме данных в ближайшие 2 дня , чем было создано за всю историю до 2003 года.

17. Если бы вы купили вычислительную мощность, находящуюся внутри iPhone 5S , в 1991 году, это бы стоило вам 3,56 миллиона долларов.

18. Этот жесткий диск, которому 32 года, весит больше 11 кг и хранит 20 Мб данных . Современная карта памяти в 23 000 раз легче и хранит в 3200 раз больше данных.

Прогресс общества

19. Начиная с 20-го века, количество часов, которое человек в среднем проводит на работе, уменьшилось вдвое , несмотря на увеличение зарплаты и продуктивности.

20. Безграмотность в мире уменьшилась вдвое с 1970 по сегодняшний день. С 2000 по 2012 год число детей, не посещающих школу, во всем мире уменьшилось почти вдвое со 100 миллионов до 58 миллионов .

21. Между 1990 и 2010 годом процент детей, которые умирали, не достигнув 5-летнего возраста , уменьшился в два раза.

22. С 1990 по 2010 год число смертей от кори уменьшилось на 71 процент . Около 1 миллиона жизней удалось спасти благодаря вакцине от кори.

23. В 1981 году 52 процента населения мира жило в крайней нищете. К 2010 году, это число уменьшилось на 21 процент, и это на 721 миллион меньше людей, живущих за чертой бедности .

24. С 1961 года количество производимой продукции увеличилось на 25 процентов. Около 2-х процентов населения сейчас производит больше еды, чтобы накормить каждого человека на Земле 2800 калориями в день .

25. Между 1991 и 2010 годом смертность от рака уменьшилась на 20 процентов , это 10 процентов в десятилетие.

ПРОГРЕСС,

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Нобелевская лекция

Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!

Глубокоуважаемые дамы и господа!

Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова главная мысль, которую я хочу отразить в этой лекции.

Я глубоко благодарен за присуждение мне высокой, волнующей награды - Нобелевской премии Мира - и за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами. Я с особенным удовлетворением воспринял формулировку Комитета, в которой подчеркнута роль защиты прав человека как единственного прочного основания для подлинного и долговечного международного сотрудничества. Эта мысль кажется мне очень важной. Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым - основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав. Таким образом я защищаю тезис о первичном, определяющем значении гражданских и политических прав в формировании судеб человечества. Эта точка зрения существенно отличается от широко распространенных марксистских, а также от технократических концепций, согласно которым определяющее значение имеют именно материальные факторы, социальные и экономические права. (Сказанное не означает, конечно, что я в какой-либо мере отрицаю значение материальных условий жизни людей.)

Все эти тезисы я собираюсь отразить в лекции и особо остановиться на некоторых конкретных проблемах нарушения прав человека, решение которых представляется мне необходимым и срочным.

В соответствии с этим планом выбрано название лекции: «Мир, прогресс, права человека». Это, конечно, сознательная параллель к названию моей статьи 1968 года «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе», во многом близкой по своей направленности, по содержащимся в ней предостережениям.

Имеется много признаков того, что начиная со второй половины XX века человечество вступило в особо ответственный, критический период своей истории.

Создано ракетно-термоядерное оружие, способное в принципе уничтожить все человечество, - это самая большая опасность современности. Благодаря экономическим, промышленным и научным достижениям несравненно более опасными стали также так называемые обычные виды вооружения, не говоря уже о химическом и бактериологическом оружии.

Несомненно, успехи промышленного и технологического прогресса являются главным фактором преодоления нищеты, голода и болезней; но они одновременно приводят к угрожающим изменениям в окружающей среде, к истощению ресурсов. Человечество таким образом столкнулось с грозной экологической опасностью.

Быстрые изменения традиционных форм жизни привели к неуправляемому демографическому взрыву, особенно мощному в развивающихся странах третьего мира. Рост населения создает необычайно трудные экономические, социальные и психологические проблемы уже сейчас и неотвратимо угрожает гораздо более серьезными опасностями в будущем. Во многих странах, в особенности в Азии, Африке, Латинской Америке, недостаток продовольствия продолжает оставаться постоянным фактором жизни сотен миллионов людей, обреченных с момента рождения на нищенское полуголодное существование. При этом прогнозы на будущее, несмотря на несомненные успехи «зеленой революции», являются тревожными, а по мнению многих специалистов - трагическими.

Но и в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них - тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления - рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т. п. Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угрожая лишить) многих людей ставших уже привычными изобилия, удобства и комфорта.

Однако наиболее существенную, определяющую роль в проблематике современного мира играет глобальная политическая поляризация человечества, разделившая его на так называемый первый мир (условно назовем его «западный»), второй (социалистический), третий (развивающиеся страны). Два крупнейших социалистических государства фактически стали враждующими тоталитарными империями с непомерной властью единственной партии и государства над всеми сторонами жизни своих граждан и с огромным экспансионистским потенциалом, стремящимся подчинить своему влиянию обширные районы земного шара. При этом одно из этих государств - КНР - находится пока на относительно низком уровне экономического развития, а другое - СССР, - используя уникальные природные ресурсы, пройдя через десятилетия неслыханных бедствий и перенапряжения всех сил народа, достигло в настоящее время огромной военной мощи и относительно высокого (хотя и одностороннего) экономического развития. Но и в СССР уровень материальной жизни населения низок, а уровень гражданских свобод ниже даже, чем в малых социалистических странах. Очень сложные общемировые проблемы связаны также с «третьим миром», с его относительной экономической пассивностью, сочетающейся с растущей международной политической активностью.

Эта поляризация многократно усиливает и без того очень серьезные опасности, нависшие над миром, - опасности термоядерной гибели, голода, отравления среды, истощения ресурсов, перенаселения, дегуманизации. Обсуждая весь этот комплекс неотложных проблем и противоречий, следует прежде всего сказать, что, по моему убеждению, любые попытки замедлить темп научно-технического прогресса, повернуть вспять урбанизацию, призывы к изоляционизму, патриархальности, к возрождению на основе обращения к здоровым национальным традициям прошлых столетий - нереалистичны. Прогресс неизбежен, его прекращение означало бы гибель цивилизации.

Еще не так давно люди не знали минеральных удобрений, машинной обработки земли, ядохимикатов, интенсивных методов земледелия. Есть голоса, призывающие вернуться к более традиционным и, возможно, более безопасным формам земледелия. Но возможно ли осуществить это в мире, где и сейчас сотни миллионов людей страдают от голода? Несомненно, наоборот, необходима дальнейшая интенсификация и распространение ее на весь мир, на все развивающиеся страны. Нельзя отказаться от все более широкого применения достижений медицины и от расширения исследований во всех ее отраслях, в том числе и в таких, как бактериология и вирусология, нейрофизиология, генетика человека и генохирургия, несмотря на потенциальные опасности злоупотребления и нежелательных социальных последствий некоторых из этих исследований. То же относится к исследованиям в области создания систем имитации интеллекта, к исследованиям в области управления массовым поведением людей, к созданию единых общемировых систем связи, систем сбора и хранения информации и т. п. Совершенно очевидно, что в руках безответственных бюрократических, действующих под покровом секретности учреждений - все эти исследования могут оказаться необыкновенно опасными, но в то же время они могут стать крайне важными и необходимыми для человечества, если их осуществлять под контролем гласности, обсуждения, научного социального анализа. Нельзя отказаться от все более широкого использования искусственных материалов, синтетической пищи, от модернизации всех сторон быта людей. Нельзя отказаться от возрастающей автоматизации и укрупнения промышленного производства, несмотря на связанные с этим социальные проблемы.

Нельзя отказаться от строительства все более мощных тепловых и атомных электростанций, от исследований в области управляемой термоядерной реакции, поскольку энергетика - одна из основ цивилизации. Я позволю себе вспомнить в этой связи, что 25 лет назад мне, вместе с моим учителем, лауреатом Нобелевской премии по физике Игорем Евгеньевичем Таммом, довелось стоять у начала исследований управляемой термоядерной реакции в нашей стране. Сейчас эти работы приобрели огромный размах, исследуются самые различные направления, от классических схем магнитной термоизоляции до методов с использованием лазеров.

Нельзя отказаться от расширения работ по освоению околоземного космоса и по исследованию дальнего космоса, в том числе от попыток приема сигналов от внеземных цивилизаций, - шансы на успех таких попыток, вероятно, малы, но зато последствия успеха могут быть грандиозными.

Я назвал только некоторые примеры, их можно умножить. В действительности все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации, - прогресс неделим. Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы. Недооценка этих факторов, особенно распространенная в социалистических странах, возможно под влиянием вульгарных идеологических догм официальной философии, может привести к извращению путей прогресса или даже к его прекращению, к застою. Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума. Важнейшая проблема охраны среды - один из примеров, где особенно ясна роль гласности, открытости общества, свободы убеждений. Только частичная либерализация, наступившая в нашей стране после смерти Сталина, сделала возможными памятные всем нам публичные дискуссии первой половины шестидесятых годов по этой проблеме, но эффективное ее решение требует дальнейшего усиления общественного и международного контроля. Военные применения достижений науки, разоружение и контроль над ним - другая столь же критическая область, где международное доверие зависит от гласности и открытости общества. Упомянутый пример управления массовым поведением людей, при своей внешней экзотичности, тоже вполне актуален уже сейчас.

Свобода убеждений, наличие просвещенного общественного мнения, плюралистический характер системы образования, свобода печати и других средств информации - всего этого сильно не хватает в социалистических странах вследствие присущего им экономического, политического и идеологического монизма. Между тем эти условия жизненно необходимы не только во избежание злоупотреблений прогрессом, вольных и по неведению, но и для его поддержания. В особенности важно, что только в атмосфере интеллектуальной свободы возможна эффективная система образования и творческой преемственности поколений. Наоборот, интеллектуальная несвобода, власть унылой бюрократии, конформизм, разрушая сначала гуманитарные области знания, литературу и искусство, неизбежно приводят затем к общему интеллектуальному упадку, бюрократизации и формализации всей системы образования, к упадку научных исследований, исчезновению атмосферы творческого поиска, к застою и распаду.

Прежде чем перейти к обсуждению проблем разоружения, я хочу воспользоваться возможностью и еще раз напомнить некоторые свои предложения общего характера. Это прежде всего идея создания под эгидой ООН Международного консультативного комитета по вопросам разоружения, прав человека и охраны среды. Комитету, согласно моей мысли, должно быть предоставлено право получения обязательных ответов от всех правительств на его запросы и рекомендации. Такой комитет явился бы важным рабочим органом для обеспечения общемировых дискуссий и гласности по самым важным проблемам, от которых зависит будущее человечества. Я жду поддержки и обсуждения этой идеи.

Я также хочу подчеркнуть, что я считаю особенно важным более широкое использование войск ООН для купирования международных и межнациональных вооруженных конфликтов. Я очень высоко оцениваю возможную и необходимую роль ООН, считая ее одной из главных надежд человечества на лучшее будущее. Последние годы - трудные, критические для этой организации. Я писал об этом в книге «О стране и мире»; уже после ее выхода в свет заслуживающим сожаления событием было принятие Генеральной Ассамблеей (причем почти без обсуждения по существу) резолюции, объявившей сионизм формой расизма и расовой дискриминации. Все беспристрастные люди знают, что сионизм - это идеология национального возрождения еврейского народа после двух тысяч лет рассеяния и что эта идеология не направлена против других народов. Принятие подобной резолюции, по моему мнению, нанесло удар престижу ООН. Несмотря на подобные факты, часто порождаемые отсутствием чувства ответственности перед человечеством у руководителей некоторых более молодых членов ООН, я все же верю, что рано или поздно ООН сумеет играть в жизни человечества достойную роль, в соответствии с целями Устава.

Перехожу к одной из центральных проблем современности - к разоружению. Я подробно изложил свою позицию в книге «О стране и мире». Необходимо укрепление международного доверия, совершенный контроль на местах силами международных инспекционных групп. Все это невозможно без расширения разрядки на область идеологии, без увеличения открытости общества. В этой же книге я подчеркнул необходимость международных соглашений об ограничении поставок оружия другим государствам, прекращение новых разработок систем оружия по специальным соглашениям, соглашение о запрещении секретных работ, устранение факторов стратегической неустойчивости, в частности запрещение разделяющихся боеголовок.

Как же я представляю себе идеальное общемировое соглашение о разоружении в техническом плане?

Я думаю, что такому соглашению должно предшествовать официальное (не обязательно сразу открытое) заявление об объеме всех видов военного потенциала (от запасов термоядерных зарядов до прогнозов контингентов военнообязанных), с указанием примерной условной разбивки по районам потенциальной конфронтации. Соглашение должно предусматривать в качестве первого этапа ликвидацию преимуществ одной стороны над другой отдельно для каждого стратегического района и для каждого вида военного потенциала (конечно, это только схема, от которой неизбежны некоторые отклонения). Таким образом, будет исключено, во-первых, что соглашение в одном стратегическом районе (скажем, в Европе) будет использовано для усиления военных позиций в другом районе (скажем, на советско-китайской границе), и, во-вторых, исключены возможные несправедливости из-за трудности количественно сопоставить значимость разных видов потенциала (например, трудно сказать, скольким зенитным установкам ПРО эквивалентен один крейсер, и т. п.). Следующим этапом сокращения вооружений должно явиться пропорциональное сокращение одновременно для всех стран и всех стратегических районов. Такая формула «сбалансированного» двухэтапного сокращения вооружений обеспечит непрерывающуюся безопасность каждой страны, непрерывное равновесие сил в каждом районе потенциальной конфронтации и одновременно радикальное решение экономических и социальных проблем, порождаемых милитаризацией. На протяжении многих десятилетий варианты подобного подхода выдвигаются многими экспертами и государственными деятелями, однако до сих пор успех очень незначителен. Но я надеюсь, что сейчас, когда человечеству реально угрожает гибель в огне термоядерных взрывов, разум людей не допустит этого исхода. Радикальное сбалансированное разоружение действительно необходимо и возможно как часть многостороннего и сложного процесса разрешения грозных, неотложных мировых проблем. Та новая фаза межгосударственных отношений, которая получила название разрядки, или детанта, и, вероятно, имеет своим кульминационным пунктом совещание в Хельсинки, в принципе открывает определенные возможности продвижения в этом направлении.

Заключительный акт совещания в Хельсинки в особенности привлекает наше внимание тем, что в нем впервые официально отражен тот комплексный подход к решению проблем международной безопасности, который представляется единственно возможным; в акте содержатся глубокие формулировки о связи международной безопасности с защитой прав человека, свободы информации и свободы передвижения и важные обязательства стран-участниц, гарантирующие эти права. Очевидно, конечно, что речь идет не о гарантированном результате, а именно о новых возможностях, которые могут быть реализованы лишь в результате длительной планомерной работы, с единой и последовательной позицией всех стран-участниц, в особенности демократических стран.

Это относится, в частности, к проблеме прав человека, которой посвящена последняя часть лекции. В нашей стране, о которой я теперь буду говорить преимущественно, за месяцы, прошедшие после совещания в Хельсинки, вообще не произошло сколько-нибудь существенного улучшения в этом направлении; в отдельных же вопросах замечаются даже попытки сторонников жесткого курса «завинтить гайки».

Все в том же состоянии находятся важные проблемы международного информационного обмена, свободы выбора страны проживания, поездок для учения, работы, лечения, просто туризма. Чтобы конкретизировать это утверждение, я сейчас приведу некоторые примеры - не в порядке их важности и не стремясь к полноте.

Вы все знаете лучше, чем я, что дети, скажем, из Дании могут сесть на велосипеды и весело доехать до Адриатики. Никто не увидит в них «малолетних шпионов». Но советские дети этого не могут! Вы сами можете мысленно развить этот пример (и все нижеследующие) на множество аналогичных ситуаций.

Вы знаете, что Генеральная Ассамблея под давлением социалистических стран приняла решение, ограничивающее свободу телевизионного вещания со спутников. Я думаю, что сейчас, после Хельсинки, есть все основания для его пересмотра. Для миллионов советских граждан это очень важно и интересно.

В СССР качество протезов для инвалидов крайне низкое. Но ни один советский инвалид, даже имея вызов от иностранной фирмы, не может выехать по этому вызову за границу.

В советских газетных киосках нельзя купить некоммунистические зарубежные газеты, да и коммунистические продаются далеко не каждый номер. Даже такие информационные журналы, как «Америка», крайне дефицитны и продаются в ничтожном числе киосков, расходятся же мгновенно и обычно с «нагрузкой» неходовых изданий.

Каждый желающий эмигрировать из СССР должен иметь вызов от близких родственников. Для многих это неразрешимая проблема, например для 300 тысяч немцев, желающих уехать в ФРГ (к тому же квота на выезд составляет для немцев всего 5 тысяч человек в год, то есть выезд распланирован на 60 лет!). За этим - огромная трагедия. Особенно трагично положение лиц, желающих соединиться с родственниками в социалистических странах, - за них некому заступиться, и произвол властей не знает пределов.

Свобода передвижения, выбора места работы и жительства продолжает нарушаться для миллионов колхозников, продолжает нарушаться для сотен тысяч крымских татар, 30 лет назад с огромными жестокостями выселенных из Крыма и до сих пор лишенных права вернуться на родную землю.

Заключительный акт совещания в Хельсинки вновь подтвердил принципы свободы убеждений. Но требуется большая и упорная борьба, чтобы эти положения акта имели не только декларативное значение. В СССР многие тысячи людей преследуются сегодня за убеждения в судебном и внесудебном порядке - за религиозные верования и желание воспитывать своих детей в религиозном духе; за чтение и распространение (часто простое ознакомление одного-двух человек) нежелательной властям литературы, обычно абсолютно легальной по демократическим нормам, например религиозной; за попытку покинуть страну; особенно важна в моральном плане проблема преследования лиц, страдающих за защиту других жертв несправедливости, за стремление к гласности, в частности за распространение информации о судах, о преследованиях за убеждения, об условиях мест заключения.

Невыносима мысль, что сейчас, когда мы собрались для праздничной церемонии в этом зале, сотни и тысячи узников совести страдают от тяжелого многолетнего голода, от почти полного отсутствия в пище белков и витаминов, от отсутствия лекарств (витамины и лекарства запрещено пересылать в места заключения), от непосильной работы, дрожат от холода, сырости и истощения в полутемных карцерах, вынуждены вести непрестанную борьбу за свое человеческое достоинство, за убеждения, против машины «перевоспитания» , а фактически слома их души. Особенности системы мест заключения тщательно скрываются, десятки людей страдают за ее разоблачение - это лучшее доказательство реальности обвинений в ее адрес. Наше чувство человеческого достоинства требует немедленного изменения этой системы для всех заключенных, как бы они ни были виновны. Но что сказать о муках невинных? Самое же страшное - ад спецпсихбольниц Днепропетровска, Сычевки, Благовещенска, Казани, Черняховска, Орла, Ленинграда, Ташкента…

Я не могу сегодня рассказывать конкретные судебные дела, конкретные судьбы. Есть большая литература (я обращаю здесь ваше внимание на издания издательства «Хроника-пресс» в Нью-Йорке, перепечатывающего, в частности, советский самиздатский журнал «Хроника текущих событий» и издающего аналогичный информационный бюллетень). Я просто назову здесь, в этом зале, имена некоторых известных мне узников. Как уже вы слышали вчера, я прошу вас считать, что все узники совести, все политзаключенные моей страны разделяют со мной честь Нобелевской премии Мира.

Вот некоторые известные мне имена: Плющ, Буковский, Глузман, Мороз, Мария Семенова, Надежда Светличная, Стефания Шабатура, Ирина Калинец-Стасив, Ирина Сеник, Нийоле Садунайте, Анаит Карапетян, Осипов, Кронид Любарский, Шумук, Винс, Румачик, Хаустов, Суперфин, Паулайтис, Симутис, Караванский, Валерий Марченко, Шухевич, Павленков, Черноглаз, Абанькин, Сусленский, Мешенер, Светличный, Сафронов, Роде, Шакиров, Хейфец, Афанасьев, Мо-Хун, Бутман, Лукьяненко, Огурцов, Сергиенко, Антонюк, Лупынос, Рубан, Плахотнюк, Ковгар, Белов, Игрунов, Солдатов, Мяттик, Юшкевич, Кийренд, Здоровый, Товмасян, Шахвердян, Загробян, Айрикян, Маркосян, Аршакян, Мираускас, Стус, Сверстюк, Кандыба, Убожко, Романюк, Воробьев, Гель, Пронюк, Гладко, Мальчевский, Гражис, Пришляк, Сапеляк, Калинец, Супрей, Вальдман, Демидов, Берничук, Шовковый, Горбачев, Верхов, Турик, Жукаускас, Сенькив, Гринькив, Навасардян, Саартс, Юрий Вудка, Пуце, Давыдов, Болонкин, Лисовой, Петров, Чекалин, Городецкий, Черновол, Балахонов, Бондарь, Калиниченко, Коломин, Плумпа, Яугялис, Федосеев, Осадчий, Будулак-Шарыгин, Макаренко, Малкин, Штерн, Лазарь Любарский, Фельдман, Ройтбурт, Школьник, Мурженко, Федоров, Дымшиц, Кузнецов, Менделевич, Альтман, Пэнсон, Хнох, Вульф Залмансон, Израиль Залмансон и многие, многие другие. В несправедливой ссылке - Анатолий Марченко, Нашпиц, Цитленок. Ожидают суда - Мустафа Джемилев, Ковалев, Твердохлебов. Я не мог назвать всех известных мне узников за неимением места, еще больше я не знаю или не имею под рукой справки. Но я всех подразумеваю мысленно и всех не названных явно прошу извинить меня. За каждым названным и не названным именем - трудная и героическая человеческая судьба, годы страданий, годы борьбы за человеческое достоинство.

Кардинальное решение проблемы преследования за убеждения - освобождение на основе международного соглашения, возможно - решения Генеральной Ассамблеи ООН, всех политзаключенных, всех узников совести в тюрьмах, лагерях и психиатрических больницах. В этом предложении нет никакого вмешательства во внутренние дела какой-либо страны, - ведь оно в равной мере распространяется на все страны, на СССР, Индонезию, Чили, ЮАР, Испанию, Бразилию, на все другие страны, и потому, что защита прав человека провозглашена Всеобщей декларацией ООН международным, а не внутренним делом. Ради этой великой цели нельзя жалеть сил, как бы ни был долог путь, - а что он долог, это мы видели во время последней сессии ООН. США на этой сессии внесли предложение о политической амнистии, но затем сняли его после попытки ряда стран чересчур (по мнению делегации США) расширить рамки амнистии. Я сожалею о происшедшем. Но снять проблему нельзя. И я глубоко убежден, что лучше освободить некоторое число людей, в чем-то виновных, чем держать в заключении и истязать тысячи невинных.

Не отказываясь от кардинального решения, сегодня мы должны бороться за каждого человека в отдельности, против каждого случая несправедливости, нарушения прав человека - от этого зависит слишком многое в нашем будущем. Стремясь к защите прав людей, мы должны выступать, по моему убеждению, в первую очередь как защитники невинных жертв существующих в разных странах режимов, без требования сокрушения и тотального осуждения этих режимов. Нужны реформы, а не революции. Нужно гибкое, плюралистическое и терпимое общество, воплощающее в себе дух поиска, обсуждения и свободного, недогматического использования достижений всех социальных систем. Что это - разрядка? конвергенция? - дело не в словах, а в нашей решимости создать лучшее, более доброе общество, лучший мировой порядок.

Тысячелетия назад человеческие племена проходили суровый отбор на выживаемость, и в этой борьбе было важно не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени. Сегодня все человечество в целом держит подобный же экзамен. В бесконечном пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более разумные, более «удачные», чем наша. Я защищаю также космологическую гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в основных своих чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том числе более «удачные», должны существовать бесконечное число раз на «предыдущих» и «последующих» к нашему миру листах книги Вселенной. Но все это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия бессознательного существования материи, осуществить требования Разума и создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой нами Цели.

Из книги Словарь тактической реальности. Культурная интеллигенция и социальный контроль автора Беккер Конрад

ЦИФРОВЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Цифровые права человека - это расширение и применение универсальных прав человека к потребностям общества, основанного на информации. Информационное Общество все более и более нуждается в развитых информационных и коммуникационных технологиях,

Из книги СССР и Запад в одной лодке [Сборник статей] автора Амальрик Андрей

Движение за права человека в СССР Почти двенадцать лет в СССР существует феномен, известный сначала под именем Демократического движения, а сейчас - Движения за права человека.В широком смысле слова к Демократическому движению можно отнести всех - вне зависимости от их

Из книги К барьеру! 2009 № 02 автора Газета Дуэль

ПРИНЕСЛИ «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» Война всегда беспощадна. Особенно к детям. В Ираке после вторжения войск западной коалиции в 2003 году и последующих военных действий без крова и опеки остались более трех миллионов детей. Сколько за шесть лет погибло маленьких иракцев, не скажет

Из книги Апология капитализма автора Рэнд Айн

Права человека Если мы хотим защищать свободное общество, то есть капитализм, нужно понимать, что его неотъемлемое основание - принцип личных прав. Если мы стремимся отстаивать личные права, мы должны понимать, что капитализм - единственная система, которая может

Из книги Спасение доллара - война автора Стариков Николай Викторович

2.4. Хоккеист Сукинс и права человека Наша сборная заслуженно стала чемпионом мира по хоккею. Мы за нее очень рады. Но говорить будем не о блестящей игре нашей ледовой дружины, а совсем о других вещах. Хотя и имеющих к прошедшему чемпионату непосредственное отношение. Речь…

Из книги Письма, заявления, интервью. 70-е годы автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Из книги Россия. История успеха. Перед потопом автора Горянин Александр Борисович

1. Права человека в допетровской Руси Московская (в самом широком смысле слова) Русь уже триста лет остается изрядно оклеветанной, преодолевается эта инерция с огромным трудом. Обнадеживает одно: стоит серьезному исследователю углубиться в конкретный вопрос, тут же

Из книги Суждения автора Шартье Эмиль-Огюст

Права человека В Лиге защиты прав собаки однажды разгорелся спор о правах человека. «Вопрос в том, - сказал пудель, - чем обусловлена роль домашнего животного, которую у нас на глазах вот уже столько веков исполняет человек, - то ли его природа изначально ущербна, то ли в

Из книги Тайное общество Ичкерия автора Йорданов Марат

Права человека и чеченский кризис Политический кризис, прокатившийся в августовские дни 1991 года по огромному Советскому Союзу в результате действий ГКЧП, особенно остро проявился здесь, поскольку власти республики стали на сторону «чрезвычайщиков».Это вызвало

Из книги Капитализм: Незнакомый идеал автора Рэнд Айн

25. Права человека Айн РэндТот, кто хочет защищать свободное общество - то есть капитализм, - должен понимать, что его главная основа - принцип личных прав. Тот, кто хочет поддерживать права личности, должен понимать, что капитализм - единственная система, которая может

Из книги Нобелевская лекция «Мир, прогресс, права человека» автора Сахаров Андрей Дмитриевич

А.Д. Сахаров НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ «МИР, ПРОГРЕСС, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» 1 декабря 1975 г. Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета! Глубокоуважаемые дамы и господа!Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из

Из книги Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления автора Сахаров Андрей Дмитриевич

Андрей Сахаров МИР, ПРОГРЕСС, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА «Отойти от края пропасти всемирной катастрофы, сохранить цивилизацию и саму жизнь на планете - настоятельная необходимость современного этапа мировой истории. Это, как я убежден, возможно лишь в результате глубоких

Из книги Разруха в головах. Информационная война против России автора Беляев Дмитрий Павлович

МИД РФ: США нарушают права человека Если во время военной интервенции в Ливии наши СМИ зачастую несли какую-то околесицу (равно как и НТВ, когда принадлежало Гусинскому, называло чеченских террористов «борцами за свободу»), а некоторые политические деятели даже

Из книги Тревога и надежда автора Сахаров Андрей Дмитриевич

НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ "МИР, ПРОГРЕСС, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета!Глубокоуважаемые дамы и господа!Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими. Такова

Из книги Собрание сочинений. Тревога и надежда (статьи, письма, выступления, интервью). Том 1. 1958-1986 автора Сахаров Андрей Дмитриевич

НОБЕЛЕВСКАЯ ЛЕКЦИЯ «МИР, ПРОГРЕСС, ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» 1 декабря 1975 г.Глубокоуважаемые члены Нобелевского комитета! Глубокоуважаемые дамы и господа!Мир, прогресс, права человека - эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая

Из книги Россия - страна нормальных людей автора Слезин Валерий Борисович

Глава 9 Прогресс и воспитание человека Человек имеет биологическую сущность, т. е. он должен подчиняться биологическим поведенческим законам, иначе он вымрет. Основным таким законом является жизнь в своем обществе, стае, семье, среди своего народа. Почему это так важно?

Философские концепции исторического процесса

Сегодня, по мнению Фрэнсиса Фукуямы, мы живем в период «конца истории» и это весьма распространенное мнение. Но когда-то философия, да и наука, были настроены более оптимистично, представляя исторический процесс в виде поступательного непрерывного процесса, ведущего к развитию. Вокруг идеи прогресса выстраивались системы мысли и одной из таких систем стала теория Жана Антуана де Кондорсе. Concepture публикует первую статью из курса «Философские концепции исторического процесса».

Как подобает всякому благородному мужу из XVIII века, маркиз де Кондорсе обладает достойным полным именем - Мари Жан Антуан Николя де Карита, маркиз де Кондорсе. Родился в небольшой коммуне Рибмон, входящей в департамент Эна на севере Франции, в 1743 году.

Большую часть своей жизни Кондорсе активно занимался политической деятельностью, по философско-мировоззренческим позициям был близок к энциклопедистам-просветителям: сотрудничал с Дени Дидро и Жаном Д’Аламбером, крепко дружил с Вольтером и Тюрго и даже написал биографии обоих.

В 1791 году стал президентом Национального Конвента Франции и 15 февраля 1793 года внёс на рассмотрение законодательного органа проект французской конституции, основанный на либерально-гуманистических идеях; по идеологическому составу возглавляемой Кондорсе конституционной комиссии проект назывался жирондистским. Однако проект был отвергнут, вскоре конституция была практически полностью переработана якобинцами и после проведения плебисцита 24 июня 1793 принята с историческим названием Монтаньярская конституция или Конституция I года.

Осенью этого же года во Франции началась Эпоха Террора якобинцев во главе с Робеспьером. Кондорсе как сторонник жирондистов оказался в опале, в том числе из-за своего крайне неприятного якобинцам послания к народу, которое он опубликовал после отклонения проекта конституции жирондистов.

В марте 1794 года Кондорсе покидает дом вдовы скульптора Верне, в котором он несколько месяцев скрывался от ареста; через некоторое время его задерживают и направляют в тюрьму Бург-ля-Рень, в застенках которой Кондорсе принимает яд, избегая таким образом чрезвычайно популярного в эпохуla Terreur гильотирования.

Возвращаясь к деятельности Кондорсе, не связанной с политикой, стоит отметить, что большую часть своей научной жизни он занимался математикой, попутно применив её методологию к электоральному процессу и сформировав известный Парадокс Кондорсе. Уже в 26 лет он был избран во Французскую академию наук за математические заслуги. Однако наиболее значимый вклад в науку он сделал в рамках философии истории: идея о безостановочном прогрессе человеческого ума была изложена в одном из его последних и фундаментальных трудов - «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума», который он написал в последний год своей жизни, скрываясь в уже упомянутом доме Верне.

Но, давайте наконец коснемся теории непрерывного прогресса. Кондорсе полагал, что развитие человечества зиждется, прежде всего, на индивидуальной свободе и равенстве каждого человека, и всеобъемлющая гуманизация, в том числе гуманизация регулирующих общество и жизнь индивидов юридических законов, - один из важнейших критериев прогресса. Однако сам прогресс происходит посредством развития не индивидуального, а коллективного разума, впитывающего в себя достижения человечества на определённом историческом этапе.

В исторической картине человечества Кондорсе выделил десять эпох, использовав как основу для периодизации не привычный принцип хронологии, а включение в общественную жизнь нового процесса или фактора, который, по его мнению, каждый раз выводил прогресс разума на качественно новый уровень, на вышестоящую ступень на лестнице развития. При этом всего восемь эпох являются историческими и основываются на констатации определённого генерального события или процесса.

Эпоха №1

Образование племен

Соединение людей из групп людей, в том числе семейных, в племена в ходе развития производства и распределения труда, изобретения орудий труда и зарождения астрономии. В этой эпохе Кондорсе отмечает образование групп людей, которые считались хранителями научных основ и религиозных церемоний, в качестве фактора, ускоряющего просвещение и распространяющего заблуждения одновременно. На лицо своего рода диалектика, ведущая к равновесному поступательному развитию.

Эпоха №2

Переход от пастушеского состояния к земледелию

Развитие навыков в кормлении и разведении домашних животных и увеличение численности племён; освоение земледелия, которое становится основным и наиболее насыщенным источником существования человечества, его главным занятием. В то же время в эту эпоху появляется рабство и политическое неравенство взрослых людей, развивается искусство управления человеческим разумом посредством введения его перманентное состояние страха и наивности.

Эпоха №3

Прогресс земледельческих народов

Производство человека совершенствуется, общественные отношения с появлением института собственности усложняются, что вызывает необходимость в более проработанном законодательстве. Создаются новые формы государственного устройства, впоследствии выросшие в республики; зарождается класс наследственного дворянства и вместе с ними происходит генезис феодализма. В науках происходит медленный, но верный прогресс: к наблюдению природы добавляется изучение общества и человека, развивается астрономия.

Также в эту эпоху возникла и развивалась письменность, однако жрецы, владевшие большей частью умов, использовали язык для мифологизации действительности, сковывая разум народа в прочные цепи предрассудков.

Эпоха №4

Прогресс человеческого разума в Греции

В Греции науки не обладали элитарным статусом, поэтому у жрецов не было гносеологической монополии: они занимались обрядами богослужения, а все люди пользовались равным правом осуществлять познание. Данное обстоятельство и позволило грекам приобрести независимость прогресса человеческого разума, тем самым существенно его ускорив.

Однако вместе с развитием геометрии, политики и астрономии, осуществлённым философами, познание плутало в поисках тайн происхождения мира и человека. Греки стремились унифицировать природу, упростить бесконечно сложные явления до одного генерального закона; в онтологических изысканиях они уходили в абстракции и отодвигали реальность на второй план - данное явление, по мнению Кондорсе, в определённой степени тормозило прогресс. Кроме того, даже в самых совершенных планах государственного устройства не находилось места рабам, их всегда оставляли за скобками развивающегося человечества.

Эпоха №5

Прогресс наук

После обширной деятельности разума Аристотеля стало общепринятым делить и разграничивать объекты познания, пределы научных изысканий. Под самой философией понимался определённый перечень: онтология, метафизика, диалектика (стоит отметить, что диалектика тоже, в свою очередь, делилась на части, но в аристотелевской системе представляла собой в основном логику) и мораль. Также весьма активно развивалась физика и различные области искусств.

Однако блеск философии впоследствии исчез вместе со свободой, поскольку перенявшим на европейской арене пальму первенства воинственным римлянам просвещение и вопросы бытия казались далеко не первичными. Успешные занятия философией и науками не могли иметь места в римском беспокойном деспотическом режиме, но в Риме родилась и в течение нескольких веков успешно развивалась юриспруденция, что имело огромное значение для развития человеческого разума и общественного устройства в дальнейшем.

Эпоха №6:

Упадок просвещения

Глубокий мрак ночи - невежество, жестокость, теологические бредни и суеверные обманы; Европа сдавлена между тиранией духовенства и военным деспотизмом; основные свойства законодательства - запутанность и варварство.

Однако ввиду быстрого и глубокого упадка свет разума в Европе в конце этой эпохи появляется, чтобы больше никогда не погаснуть. На Востоке же упадок протекал более медленно, но и прогресс человеческого разума оттого происходил с меньшими темпами.

Эпоха №7

Возрождение наук

Жадность и нетерпимость духовенства и фанатичная воинственность полководцев не могли помешать духу свободы прогрессировать тайно. Возникало целое сословие мирных людей, отвергавших закостеневшие суеверия. Как ни парадоксально, большую пользу человеческому разуму принесла основанная на аристотелевской логике схоластика: с безусловной опорой на религиозные тексты она совершенно не способствовала открытию каких-либо истин, однако успешно закаляла рассуждающие о философских вопросах умы.

Также в эту эпоху были сделаны ключевые для дальнейшего мирового прогресса изобретения: европейцы познали свойство магнитной стрелки, освоили компас - и человек смог объять взором весь земной шар и невиданно развить торговлю; смесь серы с воспламеняющимся веществом открыла секрет пороха, перевернув военное искусство и сделав войну менее жестокой, - просвещённые народы перестали бояться варваров с их слепой храбростью.

Эпоха №8

Книгопечатание

Многие люди, концентрирующие в своих руках бразды политического и духовного правления, не подозревали всеобъемлющего значения идеи печати текста; иначе, как указывает Кондорсе, духовенство и короли объединились бы, чтобы задушить врага, которому предстояло сорвать маску с одних и развенчать других.

Революционным следствием появления книгопечатания выразилось в том, что просвещение стало предметом повсеместной и деятельной торговли; народное образование было освобождено от политических и религиозных цепей. Человеческий разум многократно преумножил свои силы и приобрёл оружие против невежества. Науки стали развиваться удивительно быстро: в особенности математика, физика и астрономия, а любое заблуждение разрушалось, не успев возникнуть и укорениться в умах людей. Человеческий разум ещё не был свободен, но он уже осознал, что создан для свободы.

Эпоха №9

Французская республика

Данная являлась настоящим для Кондорсе, эпохой, когда человеческий разум окончательно разбил свои цепи и приобрёл свободу.

Эпоха № 10

Будущее человечества

Тот путь, что ждёт развивающийся разум человечества впереди, на более высоких ступенях бесконечной лестницы. Выделение десятой эпохи можно считать достаточно условным, поскольку представляется затруднительным предугадать ключевые факторы, которые будут существенным катализатором прогресса в будущем. Также маловероятно, что одна эпоха охватит все предстоящие достижения человеческого разума, тем более с учётом неумолимого действия закона ускорения истории.

Кроме того, идея регресса отвергается Кондорсе как невозможная и несовместимая с человеческой разумной сущностью; при определённых факторах может случиться стагнация либо чрезвычайно медленное продвижение, но движение вспять никогда не произойдёт.

Как уже было упомянуто, в совокупности с тем, что один из основных критериев прогресса - свобода индивида, рассматривался тезис о всеобщем формальном равенстве: независимо от нации, социального положения, пола. Разум у всех является одинаковым. Обсуждение вопроса о тождественности прав и свобод женщины и мужчины Кондорсе считал излишним, поскольку идея подлинного всеобщего равенства поглощает в том числе и гендерный вопрос.

В то же время фактическое неравенство, которое возникает вследствие объективно складывающихся жизненных условий в виде различных способностей и возможностей индивидов, должно иметь место как одно из основ эффективного социального производства и перераспределения.

Сам же механизм поступательного движения прогресса состоит из двух основных элементов.

Принцип №1

Научная деятельность, связанная с наблюдениями, открытиями, умозаключениями, - информация, получаемая эмпирическим и рациональным путём. Один из главных методологических инструментов лежит в области математики, поскольку математические методы являются наиболее точными и вследствие этого максимально универсальными. Ведь совершенно не случайно Кондорсе небезуспешно обосновывал и объяснял общественные процессы с помощью математики, чем изначально и приобрёл известность.

Безусловно, физико-математический приоритет не должен оставлять без внимания исторические науки. Ответы на многие вопросы о тенденциях и особенностях дальнейшего развития можно получить посредством анализа прогресса человеческого разума, развернувшегося во всеобщей истории. Собственно, в рассуждениях о будущем Кондорсе даёт положительные ответы на вопросы о распространении прогресса на все народы мира и освобождении каждого человека от предрассудков в своём поведении, опираясь именно на историю различных наций.

Принцип №2

Перманентная борьба общественного сознания с философскими, политическими, религиозными и иными предрассудками, которые угнетают науку, разум и свободу человека и в своих, как правило, низменных целях сводят прогресс к минимуму. Человеческий разум неизбежно должен бороться с данными деструктивными явлениями, а образование и просвещение должно распространяться на максимально широкий круг людей.

В следствие выше сказанного, вполне закономерным представляется вопрос о том, есть ли конец у данного поступательного движения, является ли лестница Кондорсе в своей конечности лестницей Иакова? Ответ даётся отрицательный. Как уже отмечалось, у человеческого разума отсутствуют пределы, и единственный относительно осязаемый результат - это признание, установление и закрепление естественных прав и свобод индивида в наиболее полном объёме. Движение же человеческого разума вперёд является бесконечным.

Возможно вы не знали:

Прогресс направление развития от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Идея прогресса вошла в науку как секуляризованная версия христианской веры в провидение.

Парадокс Кондорсе заключается в том, что при наличии более двух альтернатив и более двух избирателей коллективная ранжировка альтернатив может быть цикличной (не транзитивна), даже если ранжировки всех избирателей не являются цикличными (транзитивны). Таким образом, волеизъявления разных групп избирателей, каждая из кот

Якобинцы участники Якобинского клуба (фр. Club des Jacobins; Jacobins; Société des Jacobins, Amis de la Liberté et de l’Égalité), французского политического клуба эпохи Великой французской революции. Самое известное и влиятельное политическое движение революции, связанное с определением радикального эгалитаризма, республиканизма и применения насилия в достижении целей, приведших к созданию революционного правительства 1793-1794 годов.

Жирондисты политическая партия эпохи Великой Французской революции.Своё название (заменяемое иногда именем la Gironde «Жиронда»), партия получила от департамента Жиронда (с главным городом Бордо), избравшего в октябре 1791 в Законодательное собрание депутатами местных адвокатов Верньо, Гюаде, Жансонне, Гранжнёва и молодого купца Дюко, кружок которых и был первоначальным ядром партии. К ней скоро примкнули Бриссо с своей группой (бриссотинцы), Ролан, Кондорсе, Фоше, Инар и другие.