Приемы установления контакта с аудиторией. Контакт оратора с аудиторией

Взаимодействие и взаимопонимание слушателей с говорящим – важные критерии данного типа отношений людей: без них эффективность выступления практически отсутствует, потому что нет единства оратора и его аудитории.

Для говорящего важно знать, как поддержать интерес аудитории, как заставить ее проникнуться вопросом, о котором он говорит, как повлиять на понимание и усвоение материала людьми из зала. Поэтому к лектору предъявляется ряд требований, соблюдение которых необходимо для эффективного взаимодействия с залом. Нужно понимать и психологию группы слушателей.

Ораторское искусство – умение произнести речь так, чтобы она оказала желаемый эффект на публику. Оратор должен владеть высокой степенью мастерства при беседе с людьми, а также уметь профессионально обращаться со словом.

Это требуется потому, что человек, находящийся в центре внимания аудитории, оценивается своими слушателями. Рассматривают люди в зале всё: начиная от внешнего вида человека, его стиля и до личных качеств. Успех имеет тот оратор, который учитывает это при построении выступления.

Оратор, чтобы его можно было назвать профессиональным, должен быть:

  • эрудированным;
  • высокоинтеллектуальным;
  • опрятным, притягивающим внимание.

Выступающий человек должен грамотно говорить, хорошо разбираться в теме, о которой говорит, так как его компетентность проверяется через вопросы публики.

Оратор

«Оратор» — многозначное слово. Слово может быть определено, как:

  1. человек, который выступает с публичной речью;
  2. человек, имеющий дар красноречия.

Для говорящего перед аудиторией лектора существует ряд важных критериев, без которых выступление может быть малоэффективным.

Требования к оратору

Чтобы оратор был успешен у слушателей, во-первых, он должен быть опрятно и хорошо одет. Желательно, чтобы одежда не содержала ярких деталей и не была пестрых расцветок или необычных фасонов. Нужно всегда следить за чистотой вещей.

Во-вторых, важны личностные и поведенческие качества говорящего. Лектор не должен совершать лишних движений механического характера, так как это отвлекает аудиторию. Имеет значение поза выступающего: лектор должен стоять уверенно. Неуверенность или лишние раскачивания могут отрицательно повлиять на отношение публики.

В-третьих, нужно поддерживать зрительный контакт с аудиторией: во время доклада не отвлекаться на посторонние вещи, не оглядываться, не смотреть в окно. Главное – нужно заинтересованно смотреть на аудиторию, так как лекторы, смотрящие на слушателей отсутствующим взглядом, обычно воспринимаются сложнее. Охватывать взглядом сразу весь зал не нужно, достаточно переводить взгляд с одной части зала на другую.

Желательно, чтобы говорящий не читал материал с листка, а воспроизводил его по памяти, так как тогда восприятие материала публикой заметно улучшается.

Установление контакта оратора со слушателями

Важнейший фактор любой публичной речи – установление контакта со слушателями. Если его нет, эффективность выступления практически отсутствует.

Обратная связь выступающего со слушателями представляет общность эмоционального состояния публики с лектором. Важно также взаимопонимание и интеллектуальное сопереживание – единство мысли говорящего человека с ходом мышления публики.

Мыслительный процесс должен развиваться одновременно у оратора и у аудитории: только тогда слушающие смогут полностью осознать то, что говорит выступающий человек.

Также нужно, чтобы речь вызывала похожие чувства у говорящего и слушающих. Это следствие отношения самого оратора к предмету речи. Эмоциональный ответ аудитории будет присутствовать, если говорящий:

  • искренне заинтересован предметом повествования;
  • преподносит материал доступно;
  • убежден в достоверности, важности излагаемой информации;
  • уважает слушателей, признает в них партнеров.

Можно легко установить степень контакта – насколько оратор и его аудитория взаимодействуют. Обычно во время выступления в зале тихо. Однако эта тишина является вежливой или рабочей.

В одной аудитории люди реагирует на слова оратора, выражают свое отношение к словам говорящего, боятся пропустить каждое слово. Об этом говорят их эмоциональные ответы на шутки, обращения, а также поза (обычно она бывает сосредоточенной).

В другом зале люди могут не слушать оратора, даже если внешне там также тихо. В такой общности слушатели не хотят мешать оратору, думая о своих заботах и делах.

Поэтому тишина не является критерием оценки степени контакта выступающего с залом.

Как добиться взаимопонимания со слушателями

К основным факторам взаимопонимания относят:

  • реакция слушателей на речь оратора (смех, возгласы, аплодисменты);
  • уверенность оратора в собственной речи (умеющий построить контакт со слушателями человек говорят четко, уверенно);
  • актуальность преподносимой информации (ее новизна, понятность, важность, интерес);
  • личность говорящего (имеет значение репутация оратора, степень его эрудированности и привлекательности, важно также, принципиальный ли он).

Часто говорящему удается установить контакт только с долей зала. Данное внимание людей становится постоянным или переменным, устойчивым или неустойчивым. Всё зависит от специфики обсуждаемого вопроса, степени его актуальности и уровня подготовки публики.

Для установки взаимопонимания с залом (когда оратор и аудитория едины) говорящий должен учитывать социальный статус и уровень развития аудитории.

Аудитория

Слушатели занимают ключевое положение в построении ораторского искусства и речи.

При этом выступающий человек должен учитывать, что в самом начале его выступления слушатели не становятся аудиторией. Чтобы это произошло, он должен создать особую атмосферу, которая будет поддерживать людей в одном эмоциональном состоянии. Чем сплоченнее оратор и его аудитория, тем легче будет удержать ее внимание.

Важно, чтобы оратора слушало большинство людей по отношению к общему числу присутствующих.

Признаки аудитории

Сложившаяся аудиторная общность имеет ряд особых признаков, к которым относят:

  • однородность;
  • количественный состав присутствующих;
  • чувство общности;
  • мотив действия.

Однородность включает социальные факторы слушателей – их пол, возраст, статус, образование и профессиональные умения. Часто имеет значение и количество людей в зале.

Если оратор воспроизводит материал в маленькой общности, часто может наблюдаться отсутствие единства мнений. На фоне этого возникают дискуссии, которые обычно отсутствуют при разговоре с многочисленной публикой. При этом в маленькой аудитории для поддержания дискуссии и диалога оратор должен хорошо ориентироваться в области предмета, о котором он говорит.

Чувство общности – важный признак аудитории. Появляется тогда, когда в зале возникает определенный эмоциональный настрой (например, зал может начать аплодировать оратору или, наоборот, качать головой в знак неодобрения). В такой аудитории у каждого есть собственное мнение, личное восприятие, имеющее отношение к общественному мнению – человек учитывает общий фон зала в эмоциональном плане.

Мотив действия слушателей

Данная характеристика имеет значение при оценке публики как особой общности. Приходя на определенное выступление, люди преследуют какую-либо важную для них цель.

Различают три таких предпосылки:

  • момент интеллектуально-познавательного плана (человек приходит, потому что ему понятен предмет повествования);
  • момент морального плана (человек обязан присутствовать на данной речи в приказном порядке);
  • момент эмоционально-эстетического плана (человеку неважно, о чем идет речь, ему приятно слушать выступающего оратора).

Из этих черт складываются мотив и настроение каждого отдельного слушателя. Оратор должен это учитывать.

Как воздействовать на аудиторию

Существует несколько приемов, которые могут помочь управлять публикой более эффективно. К ним можно отнести:

  • уважение к ценностям слушателей (выступающий должен учитывать мнение публики при выступлении, проявлять интерес к их вопросам, тогда основные моменты выступления будут восприняты лучше);
  • единство, когда оратор и аудитория похожи (можно добиться соответствия даже в плане стиля: это способствует лучшему восприятию текста);
  • ощущение настроения людей в зале оратором (чтобы прочувствовать слушателей, выступающий должен задавать им вопросы, отвечать на корректные возгласы из зала);
  • итоги, решения и выводы кратко преподносятся слушателям в момент, когда они заинтересовались обсуждаемым вопросом: тогда эффективность выступления будет намного выше;
  • перерывы (человек не может держать внимание дольше 30 минут. Чтобы слушатели не уставали, через равные промежутки времени оратор должен делать короткие перерывы, в ходе которых происходит диалог с залом, обмен мнениями или приведение личного опыта в вопросе).

Важно визуализировать текст посредством презентаций с аудио. Это поможет слушателям лучше воспринимать материал.

Выступление перед публикой всегда требует тщательной подготовки не только в плане ознакомления с материалом. Выступающему также нужно хорошо знать психологию публики, ее предпочтения, социальный статус присутствующих, чтобы построить свое поведение правильно. Только тогда речь может быть воспринята слушателями максимально полно.

Самое высшее проявление мастерства публичного выступления - это контакт со слушателями, то есть общность психического состояния оратора и аудитории. Эта общность возникает на основе совместной мыслительной деятельности, сходных эмоциональных переживаний. Отношение говорящего к предмету речи, его заинтересованность, убежденность вызывают у слушателей ответную реакцию. Как гласит пословица, слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает. Главные показатели взаимопонимания между коммуникантами - положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты), «рабочая» тишина в зале. Контакт - величина переменная. Он может быть полным (со всей аудиторией) и неполным, устойчивым и неустойчивым в разные фрагменты произнесения речи.

Чтобы завоевать аудиторию, надо установить с ней и постоянно поддерживать, зрительный контакт. Выступающий обычно медленно обводит взглядом слушателей.

Перед началом речи выдерживают небольшую психологическую паузу - 5 - 7 секунд.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

    Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

    Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

    Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: «Почему?», что стимулирует их познавательную активность.

    Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

    Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

    Показ практической значимости информации.

    Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

    Краткое отступление от темы дает возможность слушателям «отдохнуть».

    Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием «тихий голос»).

Действенным средством контакта являются специальные слова и выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое мнение?). Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть «барьер», служат объединению говорящего со слушателями.

§3 Поза, жесты, мимика оратора

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

    Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы «Говорит, что воду цедит».

    Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).

    Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

    Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость... Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони, «лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

Балтийская Государственная Академия

Рыбопромыслового Флота

Кафедра общественных наук.

Реферат по предмету Культура речи.

Тема реферата:

Оратор и аудитория. Приёмы установления контактов.

Реферат написал:Стрельников Александр Алексеевич

Реферат проверила:Чуксина

Калининград 2001
Оглавление:

1. Оратор и аудитория

Типы ораторов...............................................................................................................3

Подготовка и проведение публичного выступления(докоммуникативный, коммуникативный, посткоммуникативный этапы)..................................................3

Культура произнесения речи перед аудиторией......................................................11

2. Приёмы установления контакта с аудиторией

Лексико - синтаксические приёмы............................................................................13

Позы, жесты, мимика..................................................................................................15

1. Оратор и аудитория.

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

Типы ораторов

С. Ф. Иванова в работе «Специфика публичной речи» (М. , 1978) выявила индивидуальные речевые типы:

1) Рационально - логический. Ораторы этого типа склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и ораторы во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

2) Эмоционально - интуитивный. Представители этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

3) Философский. Ораторы - «философы» более или менее эмоциональны, склонны к анализу, иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскрывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Их общая черта - стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Подготовка и проведение публичного выступления.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5этапов:

1. Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

2. Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

3. Словесное выражение", литературная обработка речи;

4. Заучивание, запоминание текста;

5. Произнесение.

Как видно из вышенаписанного, 4 из 5 этапов в деятельности оратора отводятся на подготовку речи. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и он сам об этом говорил: "Я, граждане афинские, признаю и не стану отрицать, что продумал и разучил свою речь, насколько это было возможно".

Для современного оратора трудолюбие Демосфена не просто поучительно. Оно говорит о том, что ораторскоекрасноречие в лучшем значении этого слова не посещает ленивых.

Сегодня в ораторской деятельности выделяют 3 основных этапа: докоммникативный, коммуникативный и посткоммуникативный. Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:

Докоммуникативный этап.

Определение темы и цели выступления.

Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели.

Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание. При разработке повестки для совещаний необходимо особое внимание обращать на формулировку тем докладов и сообщений. Темы должны ориентировать людей на участие в обсуждении конкретных проблем. Поэтому целесообразно "расшифровывать" пункт повестки дня "Разное", "О разном" - человек будет иметь возможность заранее подготовить и продумать свое выступление. Некоторые речи не имеют названий: приветственная, митинговая и другие.

Приступая к разработке текста, необходимо определить цель выступления. Говорящий должен ясно представлять, какой реакции он добивается. Основные цели публичного монолога - сообщение и воздействие. Немаловажным фактом в процессе подготовки речи является постановка сверхзадачи и задач, которые помогут воплотить её .Оратор может поставить задачу информировать слушателей, дать определенные сведения.

Оценка аудитории и обстановки.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое...), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Знание своих слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое значение при обсуждении какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон...

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика - наука о временной и пространственной организации общения - описывает следующие способы:

Способ Схематическое изображение Комментарии
Аудиторное размещение Отделяет оратора от аудитории. Обратная связь затруднена. Большое число участников
"Конференция" Официально. По субординации. Может вызвать конфронтацию, противостояние мнений
"Подкова" Способствует взаимодействию. Доступный визуальный контакт. Хорошие возможности контроля
V - образное расположение Позволяет создать обстановку сотрудничества между общающимися при ведущей роли оратора
"Круглый стол" Объединяет людей, демократизирует обстановку обсуждения проблем.
"Кабаре" Для работы маленькими группами. Возможны трудности фокусирования внимания

Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая. . Необходимо чувствовать аудиторию и уметь корректировать свою речь в зависимости от ее реакции. Оратор должен иметь широкий круг знаний по многим вопросам, и уметь вести дискуссию на любую тему.

Контакт с аудиторией – важнейшая составляющая ораторского искусства, важнейший момент общения, эмоциональное соприкосновение оратора и его слушателей.

Два оратора (два лектора) могут говорить одно и то же, но слушать одного интересно, а другого – скучно, даже невозможно.

Контакт с аудиторией необходим а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).

Контакт с аудиторией начинается с начальной паузы (перед началом выступления, пока люди не сосредоточились). Ошибкой оратора будет одергивать аудиторию, требовать тишины, делать замечания опоздавшим.

Мощное средство контакта с аудиторией – зрительный контакт . Время от времени надо смотреть в глаза слушателям, тогда аудитория чувствует заботу о себе, а оратор видит, интересно ли, не пора ли завершать.

Распространенные ошибки ораторов: 1) смотреть поверх голов; 2) смотреть в упор на одного и того же человека; 3) смотреть только в текст доклада.

Контакт с аудиторией восстанавливается с помощью мастерства изложения материла, это: 1) вопросы к аудитории (тогда аудитория оживляется, принимая участие в обсуждении), 2) интригование (Об этом я скажу чуть позже, Сейчас я расскажу удивительный факт… ), 3) так называемые зацепки (автобиографический рассказ, анекдот, интересный факт, легенда), 4) небольшие отступления от темы.

Чтобы выступление «получилось», необходимо настроиться на аудиторию. Вот некоторые рекомендации:

1. Установите, отвечает ли содержание вашей речи ее интересам. При несоответствии постарайтесь "навести мосты взаимопонимания".

2. Держитесь во время выступления уверенно, демонст­рируя твердую убежденность в своих словах. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, убеди­тесь в том, что она готова к восприятию ваших слов.

3. Начи­найте говорить только после того, как установится ти­шина. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная, а в случае необходимости - и более длительная пауза.

4. Вступительные слова не должны быть громкими. Это поможет лучше контролировать ход выступления и привлечь внимание аудитории.

5. Следите за четкостью речи. Не следует произносить ее ни слишком быстро, ни монотонно.

6. Во время выступления ваш взгляд должен быть направ­лен на слушателей. Не избегайте взглядов, направленных на вас, не смотрите в одну точку.

7. Наблюдайте за реакцией ауди­тории. Если вы заметили, что только что сказанные вами слова вызвали оживление слушателей, постарайтесь развить затрону­тую тему. Это поможет завоевать аудиторию и вызвать ее одо­брение.


8. Переходите к изложению главного вопроса после того, как удастся добиться положительной реакции слушателей.

9. Сохраняйте самоконтроль на всем протяжении выступле­ния. Не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

10. Не вступайте в дискуссию, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Они не должны выводить вас из равновесия. Скажите, что после выступления вы охотно от­ветите на любой вопрос. Этим вы выиграете время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе дальнейшего выступления дискуссионные вопросы могут быть сняты.

11. В критические моменты выступления необходимо говорить особенно убежденно, уверенно, артикулируя каждое слово.

12. Нелицеприятные для аудитории моменты выступления следует подкреплять очевидными примерами. Не забудьте подчеркнуть, что насущная необходимость заставляет вас затронуть подобную тему.

13. Полезно бывает сгладить остроту несколькими комп­лиментами слушателям. Если заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, потом повысьте голос.

14. Обобщающие выводы должны быть логично связаны с со­держанием речи. Заканчивая выступление, не забудьте побла­годарить присутствующих за внимание.

Настраивают аудиторию против выступающего и разрушают контакт и энергетику зала высокомерие, менторский тон, презрение, выказывание превосходства, спор со слушателями, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий, враждебные выпады в адрес аудитории.

Каждый день, общаясь с людьми, мы не просто выдаем информацию, но и создаем контакт . Мы приветствуем друг друга, обращаемся по имени, говорим комплименты, прощаемся. Каждый это делает по-своему, уникально. По таким мелочам мы даже можем узнавать своих друзей и близких как по визитной карточке. Именно эти особенности делают общение живым. В публичном выступлении тоже должна быть жизнь! Необходимо все эти «дополняющие» речь детали, включать и в разговор с аудиторией. Пусть они станут Вашей особенностью, тем, почему вас будут узнавать.

Необходимо также помнить, что хотя Вам кристально ясна тема выступления и мысль, которую Вы хотите донести, слушающие люди, могут быть не столь осведомлены о предмете или понимать его по-своему. Если Вы хотите избежать непонимания со стороны слушателей и донести выступление до каждого слушателя, оно должно подаваться так, чтобы его удобно было воспринимать.

Для этого нужно выполнять несколько простых правил:

1. Давайте обзор темы в начале выступления.

2. В ходе изложения подводите итоги после каждого раздела выступления

3. В конце выступления напомните слушателям главную мысль каждого раздела вашей темы.

Особым способом взаимодействия с аудиторией, создания атмосферы доверия является «присоединение» к аудитории . Предложите слушателям «вместе поразмышлять» над поставленным Вами вопросом, проведите их по линии вашей логики и в результате они лучше воспримут Вашу позицию, проникнутся Вашей идеей. К тому же можно представлять свою позицию методом «от противного» , презентуя оппозиционную точку зрения и в ходе изложения опровергая ее. Важным умением хорошего оратора является диалог с аудиторией . Он обеспечивается риторическими вопросами и постановкой вопросительных предложений.

При подготовке выступления необходимо позаботиться также и о выразительности речи. Она достигается употреблением особых риторических фигур и тропов. Во многих пособиях по риторике приводятся целые перечни таких выражений. Однако, употребляя их, не стоит забывать о том, что выступление, построенное на одних только украшениях речи, останется пустым, и это будет заметно слушателям, особенно по прошествии какого-то времени после Вашего выступления. Сейчас витиеватые выражения уже не пользуются популярностью, а больше ценится простота и доступность слова в сочетании со значительным смыслом речи.

Важнейшим качеством оратора является чувство юмора. Без юмора выступление часто становится скучным и, особенно если оно занимает много времени, вызывает снижение внимания слушателей, а, значит, будет проведено впустую.

Есть несколько характеристик подходящего для выступления юмора:

· Юмор должен соответствовать аудитории

· Он не должен быть низкопробным.

· Юмор должен быть свежим. Старая шутка «сыграет с вами плохую шутку».

Шутка в адрес аудитории , даже если Вам она кажется доброй и необидной, вызовет противостояние слушателей, и дальнейшее убеждение станет невозможным. Помните, что юмор - как хирургический скальпель: не делайте опасных движений. Хотя и требуется виртуальное мастерство для включения юмора в свое выступление, заготавливать шутки заранее не рекомендуется. Они лишь испортят созданную Вами атмосферу, создав ощущение «сделанности» и неискренности. Проверить свое чувство юмора и мастерство шутки можно на знакомых до выступления. Еще один способ проверки шутки на качество предложил Л. Браун. Он советует представить свою шутку напечатанной слово в слово в газете, да еще и подписанной Вашим именем на следующее утро после выступления. Ну как, прошла шутка проверку?

Шутки шутками, но также как ваше выступление не может быть построено только на украшениях, оно не должно быть создано исключительно из шуток. Всегда помните, для чего Вы выступаете и что хотите рассказать людям, которые пришли послушать Вас.

Давайте перечислим наиболее важные моменты:

· Добавьте жизнь в Ваше выступление , обращайтесь с аудиторией как с приятным собеседником: поприветствуйте, сделайте комплимент, обращайтесь к ней и не забудьте попрощаться. Делайте это именно Вашим, уникальным способом.

· Излагайте слушателям структуру Вашего выступления , резюмируйте важные разделы и подводите итоги.

· «Присоединяйтесь» к аудитории и выстраивайте диалог с ней.

· Уделите внимание выразительности речи , не забывая о смысле выступления.

· Научитесь использовать юмор для оживления вашей речи.

Выполняя эти простые советы, Вы сделаете выступление убедительным и запоминающимся, а слушателям доставите большое удовольствие.