Разоблачение клеветы на Анну Вырубову. Самодержавная Русь

Эдвард Радзинский

Распутин: жизнь и смерть

ПРОЛОГ. ОХОТА ЗА ДОКУМЕНТАМИ

Накануне Рождества Христова, 19 декабря* 1916 года (в том последнем декабре Романовской империи) в Петрограде** на речке Малая Невка всплыл труп - покрытый ледяной коркой, с изуродованным лицом. Поражали руки - связанные руки были подняты. Будто там, подо льдом, избитый и простреленный человек все еще жил, все пытался освободиться от пут…

Как напишет в отчете полиция, множество людей с флягами, кувшинами и ведрами устремились в те дни к реке. Они черпали воду, где еще недавно плавало страшное тело, они словно надеялись зачерпнуть с водой и дьявольскую, неправдоподобную силу этого таинственного человека, о котором знала вся Россия.

Я всегда опасался писать о нем. И не только потому, что в теме есть привкус вульгарности: Распутин - один из самых популярных мифов массовой культуры XX века. Опасался, потому что не понимал его, хотя прочел о нем множество книг. Многие написаны были весьма добросовестно, но под пером исследователей исчезало главное - его тайна.

Его лицо (запечатленное на множестве фотографий) довольно одинаково описывается людьми, встречавшимися с ним: об-* Все даты в книге даны по старому стилю. (Э. Р.) ** До 1914 года - Санкт-Петербург. ветренное, опаленное солнцем морщинистое лицо пожилого русского крестьянина - узкое, с крупным бугристым носом, полными плотоядными губами и длинной бородой. Волосы разделены на пробор и начесаны на лоб, чтобы скрыть (по словам его дочери) странную шишку высоко на лбу, напоминающую зачаток рога… Его глаза, также одинаково описанные разными свидетелями, притягивают даже на фотографиях. «Этот мгновенно загорающийся магнетический взгляд светлых глаз, в которых смотрит не один зрачок, а весь глаз"* (Жуковская); „глубоко сидящие глаза… долго выдержать его глаза невозможно“ (Джанумова); „гипнотическая сила, которая светилась в его необыкновенных глазах“ (Хвостов)…

Но далее начинается тайна: очевидцы описывают совершенно разное. В свое время я не без удовольствия выписал все эти противоречия: «высокий», «невысокий», «по-крестьянски опрятный», «грязный и неряшливый», «худой», «коренастый с широкими плечами»… Певица Беллинг, много раз видевшая Распутина, пишет о его «гнилых зубах и зловонном дыхании». А писательница Жуковская, весьма близко его знавшая, сообщает: «Зубы были у него безукоризненные и все до одного целы, а дыхание совершенно свежее… белые хлебные зубы, - крепкие, точно звериные… „ „Рот был очень велик, но вместо зубов в нем виделись какие-то черные корешки“, - пишет его секретарь Симанович. «Крепкие белые зубы“ увидел у Распутина его почитатель Сазонов…

Он зыбок, он странно меняется. Очень точно сказала о нем великая княгиня Ольга, сестра последнего царя: «Он менялся, как хамелеон». О том же пишут и другие: «Когда вспомнишь эту его диковинную особенность мгновенно изменяться… сейчас сидел простой, неграмотный мужичок, грубоватый, почесывающийся, и язык у него еле шевелится, и слова ползут неповоротливо… и вдруг превращается он во вдохновенного пророка… и… новый скачок перевертыша, и с диким звериным сладострастием скрипят белые зубы, из-за тяжелой завесы морщин бесстыд-* Здесь и далее во всех цитируемых документах, дневниках, письмах, воспоминаниях и т. п. сохраняется стиль, орфография и пунктуация оригиналов. Курсив в цитатах мой. (Э. Р.) но кивает какой-то хищный, безудержный, как молодой зверь… и вот уже… на месте распоясанного охальника сидит серый сибирский странник, тридцать лет ищущий Бога по земле», - вспоминала Жуковская.

Но главная его тайна, которую я никак не мог понять, - это ослепление Царской Семьи.

«Старец» - так называла Распутина императрица Александра Федоровна. Но как она, прочитавшая множество книг о православии, знавшая жития знаменитых старцев, могла называть «старцем» мужика, погрязшего в блуде и пьянстве? Она не верила рассказам о нем? Не верила - кому? Придворным? Это понятно. Отчетам полиции? И это объяснимо. Не верила Романовской семье? Матери мужа-царя не верила? Это объяснить труднее, однако все-таки можно. Но как она могла не верить своей сестре? Любимой и воистину святой старшей сестре Элле, с которой была так близка? А может быть, она попросту не хотела верить?

А сам царь? Почему он соглашался с ослепленной женой? Неужели все дело было в том, что Распутин спасал их больного сына? И этого достаточно, чтобы возникло восторженное поклонение, точнее - обожествление? Чтобы возник пугающий симбиоз: религиознейшая семья, однолюбы царь и царица, их чистые дочери - и рядом похотливый мужик, чьи проделки были притчей во языцех? Неужели здоровье ребенка заставило их молчаливо согласиться на уничтожение престижа династии, на неминуемую катастрофу, о которой им все без исключения твердили? Согласиться забыть свой долг перед страной?

Тогда поймем и пожалеем добрых и несчастных родителей. Но как относиться к властителям - виновникам катастрофы, постигшей Россию в 1917 году и унесшей не только их жизни, не только жизнь их мальчика, но жизни миллионов их подданных?

Или была какая-то совсем иная причина их удивительной веры в этого человека? Совсем иное объяснение его поступков?

В начале века, когда всплыл страшный труп, все было так ясно: Распутин - слуга Антихриста. Так говорила тогда и верующая, и неверующая Россия… чтобы спустя 80 лет вновь задавать себе вопрос: кто же он все-таки был - Григорий Ефимович Распутин?

ТЮРЕМНЫЙ «БАЛ»

Я давно понял: только когда найду «То Дело» - смогу попытаться ответить на этот вопрос. Я знал, что «То Дело» должно существовать.

В 70-х годах, когда я писал книгу о Николае II, мне, естественно, приходилось обращаться к бумагам Чрезвычайной комиссии Временного правительства.

В марте 1917 года, после победы Февральской революции, в казематах Петропавловской крепости стало многолюдно. Сюда, в камеры русской Бастилии, где при царе сидели политические преступники, были доставлены те, кто их туда сажал. Люди, еще недавно вершившие судьбы России - бывшие премьер-министры Штюрмер и Голицын, министр внутренних дел Протопопов, руководитель департамента полиции Белецкий и сменивший его на этом посту Васильев, министр двора престарелый граф Фредерике, председатель Государственного Совета Щегловитов, дворцовый комендант Воейков, ближайшая подруга царицы Вырубова, и прочие, и прочие, - собрались в крепостных камерах, вечно сырых от наводнений. Как напоминало это общество недавние балы в Зимнем дворце…

4 марта 1917 года Временным правительством была образована «Чрезвычайная следственная комиссия по расследованию противозаконных действий министров и прочих должностных лиц царского режима». И теперь в Зимнем дворце, куда столь недавно министры являлись в орденах и лентах, заседал Президиум Комиссии, а следователи выезжали вести допросы в Петропавловскую крепость. Протоколы обрабатывал первый поэт России - Александр Блок. В своих записных книжках он описал и атмосферу допросов, и Зимний дворец с пустым тронным залом, «где вся материя со стен была содрана, а трон убран, потому что солдаты хотели его сломать».

Протоколы допросов готовились к изданию - вся страна должна была узнать, что же творилось там - за кулисами режима, в таинственном Царском Селе. И одним из главных вопросов, на который должна была ответить Комиссия, был вопрос о деятельности полуграмотного русского мужика Григория Распутина.

«13-Я ЧАСТЬ»

Президиум Комиссии и 27 ее следственных частей с марта 1917 года и вплоть до Октябрьского переворота вели непрерывные допросы своих блестящих заключенных.

Особая следственная часть, имевшая выразительный номер 13, специально занималась «обследованием деятельности темных сил». На политическом жаргоне того времени «темными силами» именовались Распутин, царица и приближенные к ним лица. Влияние Распутина на бывшего царя - вот что было основным содержанием работы 13-й части. Во главе ее стоял Ф. П. Симеон - бывший председатель Харьковской судебной палаты. Допросы вели однофамильцы Владимир и Тихон Рудневы и Григорий Гирчич, следователи, прикомандированные к Комиссии из провинциальных судов (тут идея была: провинциальные следователи не связаны с находившейся под следствием столичной правящей верхушкой).

А потом грянул переворот, и захватившие власть большевики покончили с Временным правительством. И вчерашние министры отправились в те же камеры Петропавловской крепости. Там их не без юмора встретили царские министры, которых они так недавно туда посадили…

Прекратили большевики и деятельность Чрезвычайной комиссии. Но часть допросов важнейших царских министров все же решили опубликовать к 10-летию революции. Издание должно было «показать маразм царской власти», которой руководил невежественный развратный мужик Григорий Распутин.

К тому времени обрабатывавший стенограммы допросов Александр Блок уже умер (но успел увидеть, как «мировая революция превратилась в грудную жабу»). Издание осуществил один из самых видных деятелей Комиссии П. Щеголев. До революции он был редактором знаменитого журнала «Былое». Этот печатный орган «совсем революционного настроения» не раз закрывался царскими властями. Лев Толстой говорил: «Если бы я был молод, то после чтения „Былого“ я взял бы в обе руки по револьверу»… При царе Щеголев успел побывать и в камере Петропавловской крепости, где впоследствии сам допрашивал посадивших его туда. Но после прихода большевиков вчерашний неподкупный Щеголев весьма переменился - стал послушным помощником новой власти, выступал экспертом на процессах, устроенных большевиками.

Семь маленьких томиков «Протоколов Чрезвычайной следственной комиссии» - вот и все, что было опубликовано Щеголевым из огромного материала допросов. Эти томики и стали на долгие годы главной документальной основой всех книг, написанных о Распутине.

ИСЧЕЗНУВШЕЕ «ДЕЛО»

Только спустя почти четыре десятка лет к ним прибавился еще один поразительный документ о Распутине, и тоже из материалов Комиссии.

В 1964 году вышел сенсационный номер журнала «Вопросы истории», и его жадно читали тогда не только специалисты. Там впервые начали печатать «Постановление следователя Чрезвычайной комиссии Ф. Симеона о деятельности Распутина и его приближенных лиц и влиянии их на Николая Второго в области управления государством», хранившееся прежде в секретной части Архива Октябрьской революции (ныне Государственный архив Российской Федерации). Это постановление и было итогом работы 13-й части.

Я прочел этот номер позже, когда начал работать над книгой о Николае II. Содержание «Постановления» произвело ошеломляющее впечатление. В нем Симеон щедро цитировал показания лиц из ближайшего окружения Распутина: его издателя Филиппова; его друга Сазонова, на квартире которого проживал Распутин и с женой которого он находился в самых тесных отношениях; знаменитой Марии Головиной - верной обожательницы Распутина, ставшей невольной причиной его гибели; петербургских кокоток, с которыми мужик был связан нежными узами; и так далее…

Но в изданных Щеголевым «Протоколах» все эти показания отсутствовали. Ибо это были показания людей, любивших Распутина, чья точка зрения была неприемлема для Щеголева.

Впрочем, вырванные цитаты, которые приводил в своем отчете Симеон, мало что меняли. В «Постановлении» он старательно защищал ту же идею, которую проводил Щеголев в своей публикации: рисовал все тот же образ развратного мужика, обезумевшего от пьянства и вседозволенности, который руководил и Царской Семьей, и согласившимися прислуживать фавориту коррумпированными министрами.

Было ли это всей правдой показаний, полученных в 13-й части? Я имел право усомниться, ибо к тому времени уже знал о непримиримых разногласиях внутри Комиссии. Один из следователей, Владимир Руднев, демонстративно покинувший Комиссию, уже в эмиграции написал о причинах своего ухода: «В августе 17 года я подал прошение об отчислении меня, ввиду попыток председателя Комиссии Муравьева побудить меня явно к пристрастным действиям».

И я отправился в архив, чтобы целиком прочесть показания, которые так пристрастно цитировал Симеон. Каково же было мое изумление, когда в фонде Чрезвычайной комиссии я их не нашел.

Эти документы исчезли.

Итак, исчезли показания ближайших друзей Распутина. А ведь в них-то, возможно, и было самое интересное! Ведь эти показания давали люди, видевшие его каждый день, те, кто согласились в силу каких-то причин преданно служить ему. В них могла быть разгадка - подлинный портрет, который я для себя уже назвал «Живой Распутин»…

Эти исчезнувшие показания и стали для меня «Тем Делом». Так началась моя охота за документами.

ПИСАТЕЛЬ ГРИГОРИЙ РАСПУТИН

В архиве я нашел довольно скудный «фонд Распутина». В нем были знаменитые телеграммы, которые он посылал царю и царице. Заботливо сохраняемые ими вплоть до революции, они были изъяты Чрезвычайной комиссией и впоследствии неоднократно публиковались в разных изданиях.

И там же я нашел некие загадочные и никогда не печатавшиеся телеграммы, посланные Распутину за подписью «Душка». Эти телеграммы (к которым мы еще вернемся) проливают особый свет на отношения Распутина и царицы…

Там же хранились и произведения самого Распутина - и самое сильное, самое таинственное, так и не изданное при его жизни «Житие опытного странника». И еще три (опубликованных прижизненно): «Великие торжества в Киеве» (во время этих торжеств был убит премьер Столыпин), «Благочестивые размышления» (сборник поучений) и «Мои мысли и размышления» (рассказ о поездке в Иерусалим). Разумеется, малограмотный Распутин сам их не писал. Он говорил, а некто за ним записывал (и с любовью записывал!). Мы еще вернемся к удивительному соавтору (точнее - соавторше) Распутина…

Изданные сочинения после революции были изъяты из библиотек и переправлены в закрытые хранилища. Они цитировались в книгах иностранных авторов о Распутине. Но его сильная, народная русская речь меркнет при переводе. Переводить его должен поэт.

Можно представить обольщение, которое испытывали слышавшие эту речь, видевшие «пронзительные волчьи глаза»… И опасные прикосновения его «электрических» рук - он часто дотрагивался до собеседников во время поучений…

ФАЛЬШИВЫЕ ДНЕВНИКИ

И тогда же в архиве я нашел «Дневник Распутина». С подзаголовком: «писанный под его диктовку Крамер Л. П. „ Неопубликованный дневник Распутина! Это было счастье! Но восторг погас быстро. Многие истории и их герои в этом дневнике совпадали с тем, что я уже прочел в щеголевских „Протоколах“. И все, что доказывала тогда большевистская историческая наука: разврат «старца“, продажность высшего петербургского общества, жалкий тупой царь - все старательно было собрано в дневнике.

Вот Распутин поучает царя - стучит кулаком, объясняет глупому самодержцу загадку русского народа: «Ты как учить мужика думаешь? Через жопу?.. Жопу ему драть хочешь, а в голове у него такая злоба вырастет… „ И далее поясняет: „С царями… (так Распутин называет императорскую чету. - Э. Р.) не разумом надо, а духом… Они разума не понимают, а духа боятся“… Повелевает он и покорной царицей: решил Распутин заключить мир с немцами, и она благоговейно становится перед ним на колени, обещает немедля сделать… И конечно же - разврат с „прогнившей аристократией“: «Повезла мама (царица. - Э. Р.) меня к Кусихе (баронессе Кусовой - Э. Р.) в Павловск… Там еще генеральша была… Липучие они обе, как мухи… Сама ко мне липнет, а все боится, как бы не узнали“.

Да, это была всего лишь идеологическая подделка. Недаром в подзаголовок «писанный под его диктовку» позже кем-то было стыдливо вставлено слово «якобы» - «якобы писанный под его диктовку».

В 1927 году на страницах журнала «Минувшее» начал печататься «Дневник Вырубовой». Вся страна с упоением читала этот дневник, раскрывавший интимные подробности «разложения режима, так недавно правившего Россией».

Правда, очень скоро поползли слухи, что Вырубова тут была совершенно ни при чем. Авторами занимательной подделки называли двух знаменитостей: все того же издателя «Протоколов Чрезвычайной комиссии» Щеголева и известного писателя Алексея Толстого («красного графа», как часто его звали).

До этого Щеголев и Толстой уже успели вдвоем сочинить нечто похожее. Это была пьеса «Заговор императрицы» - о попытке Распутина произвести дворцовый переворот и сделать правительницей страны Александру Федоровну. Пьеса имела «анафемский успех» в Москве и Ленинграде, шла там одновременно в шести театрах.

И в 1927 году, когда праздновалась десятая годовщина падения царского режима, мощная идеологическая кампания по дискредитации царизма не смогла обойтись без Щеголева и «красного графа» (и они - без нее). Это был типичный социальный заказ: Щеголев предоставил материалы, Толстой написал - так появился лжевырубовский дневник. И огромный его успех, видимо, подсказал новую работу - «Дневник Распутина» должен был стать продолжением «Дневника Вырубовой». Однако благодаря общительному (и часто пьяному) «красному графу» история фальшивки перестала быть тайной, так что об издании «продолжения» нечего было и думать. И, возможно, тогда ценивший литературные мистификации Щеголев и отдал «Дневник Распутина» в архив - пусть полежит до лучших времен…

И подделка осталась пылиться в архиве.

НЕДРЕМЛЮЩЕЕ ОКО ПОЛИЦИИ

Но, пожалуй, самыми забавными документами о Распутине, которые я прочел тогда в архиве, были тома донесений агентов полиции, наблюдавших за ним. Эти «агенты наружного наблюдения» должны были ежедневно писать отчеты обо всех передвижениях Распутина по городу, опознавать и описывать его бесчисленных посетителей (которые тут же попадали, как в капкан, под надзор полиции). Отмечались любые отлучки Распутина из квартиры, время его возвращений, адреса визитов и встречи по дороге. Ни один государственный деятель того времени не имел такого подробного «жизнеописания», как полуграмотный мужик Григорий Распутин…

Но находящиеся в архиве тома - всего лишь жалкие остатки. Часть полицейских документов погибла во время Февральской революции, когда горели охранные отделения, часть уничтожили сами высокие чиновники, ибо они тоже посещали Распутина, и он бывал у них. Министр внутренних дел Хвостов показал в Чрезвычайной комиссии: «При оставлении мной должности Штюрмер (премьер-министр. - Э. Р.) брал к себе документы, особенно о Распутине… главный интерес был к ним. Все тут же сожглось»…

Но и оставшиеся донесения раскрывают безумную мозаику распутинских дней - посещения ресторанов и цыганских хоров, встречи с министрами и политическими деятелями, пикантные сцены на кухне, подсмотренные агентами из-за отсутствия занавесок, мешанина его посетителей: кокотки, княгини, банкиры, дельцы, набожные почитательницы… Все фиксируют агенты: имена, время прибытия и ухода дам (подчас после ночи с мужиком)…

ЕЩЕ ОДИН ДНЕВНИК

Но исчезнувшее «То Дело» не выходило у меня из головы.

После начала перестройки я возобновил поиски. В начале 90-х тщетно искал его в Петербурге.

В Историческом архиве, расположившемся в роскошных зданиях бывших Сената и Синода (куда столь многих назначил простой мужик), из распутинских документов сохранилась только маленькая ученическая тетрадочка с портретом Пушкина и надписью «Девник» (то бишь «Дневник»). В свое время обнаружение этой тетрадочки вызвало волну статей в крупнейших газетах мира: найден дневник Распутина! На самом же деле наш герой заносил в эту тетрадочку (чудовищными каракулями) свои поучения. Название «Дневник» он, видимо, дал для важности, зная, что и царь, и царица ведут дневники.

И наконец в бывшем Музее Революции, помещавшемся в особняке балерины Кшесинской, я увидел еще одну сенсацию последнего времени: обнаруженные в 90-х годах фотографии из следственного дела об убийстве Распутина. Это вид двора Юсуповского дворца, по которому в декабрьскую ночь 1916 года бежал Распутин, пытаясь спастись от своих убийц, и фотографии его трупа, вытащенного из реки, - изувеченного лица с запекшейся кровью и обнаженного тела с пулевыми отверстиями.

Сам протокол вскрытия тела еще в 30-е годы хранился в Военно-медицинской академии, но вдруг таинственно исчез. Впрочем, тогда исчезали не только документы. Вскоре исчезли и многие сотрудники, которые видели этот акт, - было время террора… Правда, осталось официальное свидетельство о сожжении трупа Распутина после Февральской революции.

Все это было интересно, но… никаких следов пропавших документов из 13-й части - следов «Того Дела» - я по-прежнему не нашел.

«БОЛЬШАЯ ГРУДА ПЕПЛА»

В начале 90-х годов вышла моя книга о Николае II. Не обладая достаточным количеством материалов, я писал в ней о Распутине мало и осторожно. Тогда же на телевидении появилась моя передача «Загадки истории». После выхода книги на меня обрушился поток писем с просьбами сделать передачу о Распутине. И я решился снять историю его гибели.

Я попытался найти для передачи хоть какие-нибудь новые свидетельства о нем - помимо бесконечно цитируемых и переходящих из одной книги о Распутине в другую. Тогда я и вспомнил о рукописи, которую студентом видел в Архиве литературы и искусства. Это были воспоминания Веры Александровны Жуковской, молодой писательницы (родственницы знаменитого ученого Н. Е. Жуковского), о ее встречах с Распутиным. Однако эротика этих воспоминаний, весьма напоминавшая романы Арцыбашева, заставляла подозревать, что все это - литературный вымысел. Желание проверить подлинность фактов в рукописи заставило меня вспомнить о «Том Деле»…

Ибо, как писала Жуковская, попасть к «старцу» ей помог Александр Степанович Пругавин, знаменитый знаток русского сектантства. Более того, она утверждала, что впоследствии сама приводила Пругавина к Распутину. Как легко можно было проверить достоверность ее истории! Ведь показания Пругавина о Распутине цитировались в постановлении Симеона, значит, они были и в «Том Деле»… Я должен был его найти!

Работая над передачей, я, естественно, думал и о бумагах Вырубовой. Несколько ее допросов опубликованы в щеголевских «Протоколах», но их должно было быть куда больше. Ибо, как отмечал следователь Руднев, 13-я часть «обратила особое внимание» на деятельность ближайшей подруги царицы и главной почитательницы «старца».

После гибели Распутина Вырубова жила вместе с Царской Семьей в Александровском дворце. В конце февраля 1917 года, когда восставшая толпа уже заполнила улицы столицы, наследник и великие княжны заболели корью. Заразившись от них, Подруга лежала в жару, без сознания. Очнулась она уже в осажденном дворце, безнадежно тонувшем в море революции. Света не было, лифт не работал, царица металась между больными. Но едва оправившись, Вырубова начала жечь свои бумаги…

В конце марта Вырубову арестовали. Она предстала перед Чрезвычайной комиссией. В опубликованных показаниях на вопрос следователя: «Почему вы сожгли целый ряд документов?» она ответила: «Я почти ничего не жгла… сожгла только несколько последних писем императрицы, не хотела, чтобы они попали в посторонние руки».

Я хотел в это поверить. Может быть, действительно, главное ей удалось спрятать? Ведь не сожгла она впоследствии письма царственной подруги из тобольского заточения, несмотря на все призывы Аликс уничтожить их! И возможно, унесла она драгоценные документы с собой в ту ночь, когда ей удалось бежать из красной России по опасному льду Финского залива.

Вырубова - одна из очень немногих, кто был близок к Царской Семье и уцелел. Она прожила до 1964 года и благополучно умерла в Финляндии. Естественно, я отправился туда.

В Хельсинкском Национальном архиве мне показали ее полицейское досье. Там была запись допроса Вырубовой, произведенного финскими властями в городе Териоки - в карантине для беженцев. Финны понимали всю важность ее показаний. Как сказано в деле, «показания направлены премьер-министру и президенту».

Но ничего нового Вырубова финнам не сообщила. Ее ответы были добросовестным повторением ее же показаний Чрезвычайной комиссии: «Нет, царица не была в связи с Распутиным» и так далее… В досье были также бесконечные прошения о гражданстве, но ей, «большой почитательнице Распутина», финны постоянно отказывали. Мотив - «занималась политической деятельностью». В 1934 году за нее тщетно просил бывший царский кавалергард, ставший финским маршалом, барон Маннергейм. Но лишь спустя пять лет, когда он стал всемогущим лидером страны, его рекомендация возымела действие.

В Финляндии она стала «тайной монахиней» (с правом жить дома, а не в монастыре, из-за инвалидности - ее изуродованной ноги). Я связался с монастырем, где приняла она тайный постриг, но и там ничего не обнаружил. Вырубова доживала свой век одиноко, почти ни с кем не общаясь. Я было подумал, что она дала некий обет молчания, но это оказалось не так…

В 1937 году, остро нуждаясь в деньгах, она пыталась издать новую редакцию своих воспоминаний и даже заключила контракт с финским издательством. Но пока писала, началась война. Когда-то Первая мировая разрушила империю и жизнь могущественной Подруги «царей», теперь Вторая разрушила надежды изгнанницы получить немного денег… Воспоминания о царе и царице России, воевавшей с Германией, оказались «не ко времени» в Финляндии - союзнице Гитлера. А после войны, когда НКВД хозяйничал в Финляндии и эмигрантов почти открыто вывозили в СССР, Подруга, вероятно, попросту боялась напоминать о себе. Только в 1953 году - в год смерти Сталина - она передала в издательство законченную книгу. Но и тогда ее не напечатали - видимо, рукопись не показалась издателю новой по сравнению с прошлым изданием.

В начале 80-х, уже после смерти Вырубовой и ее финского издателя, его дочь, разбирая бумаги отца, нашла конверт с фотографиями. На нем было написано: «Фото Анны Вырубовой с ее подписями на обороте». Нашла она и рукопись ее воспоминаний. В 1984-м книга была издана. Она не стала событием, ибо в ней, повторюсь, не было нового. Но фотографии в книге - поражают. Особенно одна, где Александра Федоровна сидит в шезлонге на фоне Царскосельского парка… Какая грусть, какое безнадежное лицо у императрицы…

Прочтя эти мемуары, я окончательно понял: никаких документов Вырубова с собой не вывезла. Неужели она действительно все сожгла в Зимнем дворце? Я тогда еще не знал, что «То Дело» (которое я вскоре увижу!) даст мне разгадку.

«То Дело»: «Комендант Александровского дворца подполковник Коровиченко в присутствии дежурного офицера и члена исполкома Царскосельского гарнизона произвели осмотр помещений, которые занимала в Царскосельском дворце Анна Александровна Вырубова… В камине спальни госпожи Вырубовой найдена большая груда пепла от сожженных бумаг».

Из показаний Александра Оамерга, «исполнявшего должность скорохода при бывшем высочайшем дворе»: «Лакеи передавали мне, что 3 или 4 марта в камине ее (Вырубовой. - Э. Р.) комнаты они нашли большую кучу пепла от сожженных бумаг. Судя по количеству пепла, можно думать, что было сожжено очень много бумаг»

В отличие от предусмотрительной Подруги, царица, к великому счастью, не смогла сжечь большинство писем, ибо в них была ее любовь - бессмертная любовь к «дорогому Ники». Письма, которыми обменивались Аликс и Ники в дни войны, сохранились. И в них бесконечно упоминался Распутин. Если до 1914 года о его отношениях с Царской Семьей можно судить по показаниям свидетелей, то с первого дня войны о своих отношениях с Распутиным заговорят сами «цари».

Но комментировать эти письма мне помогла еще одна свидетельница…

Хозяйка маленького домика, затерянного в Канаде, сухонькая старушка, одетая в грубую черную юбку, потертый свитер и тяжелые коричневые туфли, когда-то владела дворцами, ей прислуживали десятки лакеев. Она умерла в 1960 году - как и Вырубова, сумела перешагнуть середину века. На ее похоронах в православном соборе в Торонто собрались остатки первой - величественной - русской эмиграции. От умершей остались старая мебель и огромный портрет Александра III, напоминавший о былом.

Это была великая княгиня Ольга, родная сестра последнего русского царя Николая II, младшая дочь Александра III. Ее память поразила журналистку, записавшую ее мемуары. Я пользовался этими воспоминаниями - еще одним голосом навсегда исчезнувшей России.

ВОСКРЕСЕНИЕ РАСПУТИНА В НОВОЙ РОССИИ

Но «Того Дела» я и тогда не нашел… Однако в 90-х годах выплыли из небытия документы о Распутине, хранившиеся в Тобольском и Тюменском архивах. Были найдены метрические книги Богородицкой церкви, по которым стало, наконец, возможно установить точную дату его рождения. В Тюменском архиве нашлись «Дело Тобольской духовной консистории о хлыстовстве Григория Распутина» и «Дело о покушении на убийство Григория Распутина».

Я благодарю оба этих архива, переправивших мне ксерокопии хранившихся у них бесценных документов.

В последние годы Григорий Распутин начал «воскресать» в России. И в этом «воскрешении» немалая заслуга самого Распутина, вернее, его сочинений. В годы перестройки они вновь явились на свет, были напечатаны и произвели огромное впечатление: прекрасный народный язык, исчезнувший в годы «новояза», и великие библейские истины, забытые в стране, где незнание Библии было почти всеобщим, завораживали.

Новая «распутиниана» началась со справедливого ощущения, что образ Распутина, созданный в течение нашего столетия, - политическая легенда. И показания, опубликованные Щеголевым в «Протоколах Чрезвычайной комиссии», - это в основном тенденциозно подобранные показания его врагов. И в документах, клеймящих Распутина, есть множество несовпадений…

Но «восстановление справедливости» вылилось в нашу любимую «легенду наоборот»: «святой черт» Григорий стал «святым старцем» Григорием!

Русские мифы о демонах и святых… сколько их в XX веке: «кровавый Николай» - «святой Николай»; «святой Ленин» - «кровавый Ленин»; «отец и учитель» Сталин - «монстр» Сталин… И все эти новые исследования о Распутине закончились излюбленной версией о «жидомасонах»: «масонами был создан миф о Распутине - миф, имеющий целью очернить, дискредитировать Россию, ее духовное начало».

Года четыре назад Эдуард Володарский дал мне почитать первый вариант «Распутина». И у нас с продюсером «Марс Медиа» Рубеном Дишдишяном состоялся разговор, во время которого я сказал: «Начинать такое кино без актера невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова, тогда можно пробовать».

Пока на закрытии Московского международного кинофестиваля показывали французскую картину «Распутин » с Жераром Депардье , в Санкт-Петербурге продолжались съемки российской телеистории с таким же названием. В роли Григория Распутина вместо Депардье предстает Владимир Машков , в режиссерском кресле находится любитель исторического материала Андрей Малюков , сценарий числится за Эдуардом Володарским и Ильей Тилькиным , продюсер - Рубен Дишдишян .

На протяжении восьми серий следователь Генрих Николаевич Свиттен (Андрей Смоляков) ведет допросы свидетелей по делу убийства Распутина. У тех, кто был знаком с этим «малограмотным сибирским мужиком с темным прошлым», сумевшим подчинить своему влиянию двор и царскую семью (Ингеборга Дапкунайте и Валерий Дегтярь), есть собственные версии относительно его удивительной «карьеры». Одни старца называют волшебником и целителем, другие - шпионом, третьи - любовником императрицы. Наконец, Свиттена поражают воспоминания главного фигуранта дела - Феликса Юсупова (Владимир Кошевой), который утверждает, что старик обладал «сверхъестественной силой, какую можно встретить лишь раз в сотню лет».

Снимают российского «Распутина» с размахом и пиететом. На площадке дежурит исторический консультант Павел Корнаков, который отслеживает все, начиная с правильности костюма и заканчивая точностью в соблюдении этикета. В основе сценария лежат достоверные воспоминания современников Распутина, в том числе реальный отчет следователя Руднева, ставшего прототипом героя Свиттена. Съемочной площадкой пока выступает Санкт-Петербург. В «Распутине» можно будет увидеть канал Грибоедова, Дворцовую площадь, Стрелку Васильевского острова и интерьеры знаменитых дворцов. Затем кинематографисты переедут в Новгород и там будут снимать эпизоды сибирской жизни Распутина. После перерыва в несколько месяцев, в январе 2014-го, процесс завершится досъемкой зимней натуры. На телевизионных экранах «Распутин» появится не раньше осени будущего года.

В эксклюзивном интервью режиссер Андрей Малюков рассказал, почему кинематографистов так привлекает личность Распутина, каким «великий старец» предстанет в его картине и как долго искали актера на главную роль.

Как вы думаете, почему в последнее время настолько возрос интерес к персоне Григория Распутина? Сначала французы сняли фильм с Жераром Депардье, теперь вы с Владимиром Машковым, а на подходе американцы с Леонардо ДиКаприо .

Мы не знаем, существовали или нет Калиостро, граф Дракула. Кто-то говорит, что да, кто-то утверждает, что все это вымысел. А Григорий Распутин - реальная историческая фигура. При этом вроде было о нем известно все: и где родился, и сколько лет было, и как прожил, и как убили. Но в то же время ничего не известно. Доказать какой-то постулат, мол, это было именно так, невозможно. Поэтому многое приходится принимать на веру. Знаете сколько о Распутине написано? Тонны! Всего не перечитать! Что любопытно, каждый пишет про какого-то другого человека. Сличить, идентифицировать невозможно. Он загадка, и поэтому к нему такой интерес. Сейчас спроси кого-нибудь за пределами нашей страны: «„Кто такой Распутин?“ Да как же! Вон ресторан! Вон магазин!» Очень популярная фигура. И, кстати, этот интерес появился не сейчас. Про него много уже снято, а будет еще больше.

В свое время «Агония» меня потрясла. После нее сильное послевкусие. Это мощнейший, страстный, яростный фильм, потрясающая актерская работа Алексея Петренко. Но Элем делал картину в совершенно конкретную историческую эпоху и не мог ее снять иначе. А как это раскрывается? Все, что сопряжено с императором и его окружением, нельзя хвалить ни при каких условиях. И Климов пытался через Распутина компенсировать недосказанность в отношении императора. Кстати, впоследствии Алексей Петренко всенародно покаялся за то, что так сыграл эту роль. В своем фильме я постараюсь по страсти не особенно проигрывать «Агонии», но в то же время быть объективным. Очень важно, с какими руками, глазами и сердцем берешься за эту тему. Важно не потерять все, что дает материал, но и не пережать в какую-то определенную сторону.

С каким сердцем беретесь вы?

Прошу прощения, что сам себе здесь противоречу, но мне интересно посмотреть на Распутина с точки зрения правды. Ведь получилось так, что при жизни про него чего только не насочиняли! И произошло это по одной простой причине: высказать всероссийскому императору все, что хотелось, было невозможно, это преследовалось уголовно. Поэтому накопившееся, всю эту черноту и грязь, выливали на Распутина, потому что на него можно. Когда же начинаешь перебирать, как бусинки, факты, выясняется, что ничего из придуманного о «великом старце» и в помине не было.

В российской истории фигура со знаком плюс - это Ломоносов. Пришел парнем откуда-то с севера и достиг неимоверных высот. Но он не занимался политикой, поэтому его не трогали. А вот с Григорием Ефимовичем иначе. Он тоже пришел из Сибири, из села Покровского, из тех нефтяных мест, откуда произрастает сегодняшнее богатство нашей казны. И он тоже не хотел заниматься политикой, просто его поступки приписывались к политике. Да, у него существовало много двойников - людей, выдававших себя за Распутина. И они что-то там такое натворили. Но про самого Распутина ничего подобного не известно. И если отшелушить и оставить в чистом остатке то, что он реально сделал, выясняется, что это был человек, искренне болевший за Российскую империю, за царя, за царицу, категорически выступавший против войны, считая, что в России всего достаточно, что это великая, могучая и огромная страна. Вот его посыл. А тем, кому хотелось войны, тем, кто ненавидел Россию, не любил императора и императрицу, он казался исчадием ада. А по сухому остатку это был человек с большим знаком плюс. И с такой трагической судьбой…

В российской истории фигура со знаком плюс - это Ломоносов

Значит ли это, что в своей картине вы хотите развенчать все мифы, существующие о Распутине?

Мифов было безумное количество, и каждый из них опирался на свою доказательную базу. Чтобы развенчать все их, потребуется много времени, наших восьми серий не хватит. Да и мы перед собой не ставим такую задачу. Наша история распадается на две параллельные линии - на Распутина и следователя Свиттена, которому Керенский поручает разобраться в убийстве старца и найти доказательства всех его «грехов». Но за время расследования этого уголовного преступления Свиттен от ярой ненависти к Григорию Ефимовичу приходит к тому, что требует от Керенского привлечь убийц к суду. Ему не удается найти ничего такого, что он мог бы положить в обвинение Распутину.

Следователь Свиттен - вымышленный персонаж?

Да, мы его придумали целиком и полностью. Точнее, его придумал Эдик Володарский, а когда его не стало, нам пришлось доводить сценарий до конца. Но надо сказать, что у Свиттена есть прототип, реальная историческая персона.

Какими документами при подготовке сценария вы пользовались? Может быть, удалось найти какие-то уникальные источники?

Документов много, и они все известны. И есть историки, которые этим занимаются, и мы с ними общаемся. На нашей площадке постоянно находится исторический консультант. Также есть человек, который консультирует нас с точки зрения православия. И это очень важно, поскольку к фигуре Распутина у церкви, точнее, у ее иерархов, непростое отношение. Среди отдельных священнослужителей, с которыми мне доводилось общаться, он вызывает большую, глубокую и искреннюю симпатию. Но это в народе, а на официальном уроне все иначе. Может быть, благодаря нашему фильму как-то удастся эту ситуацию изменить.

Изменилось ли ваше отношение к персоне Распутина за время работы над фильмом?

состоялся разговор, во время которого я сказал: «Начинать такое кино без актера невозможно. Если вам удастся вытащить из Америки Володю Машкова , тогда можно пробовать» . Я все время в работе, знаю нашу актерскую братию и понимаю, что не так много людей, которые могли бы такое сыграть. И про Машкова сразу подумал.

Володя сегодняшний и тогдашний - это два разных Машкова

Продюсеру удалось Володю вытащить в Москву, и мы снова встретились в кабинете у Рубена. Машков заинтересовался ролью, а сейчас просто горит ей. Я на него иногда с осторожностью смотрю. Он шутит: «Во мне подселенец» . Энергия, которая из него исходит, велика, и, к счастью, она передается в кадр. «Распутин» - уже третья моя картина с Володей, мы друг друга знаем и, надеюсь, чувствуем. Помню, я был уже маститым режиссером, когда пришел в институт и увидел его в студенческой работе. И должен сказать, что с тех пор он сильно развился и продвинулся вперед. Володя сегодняшний и тогдашний - это два разных Машкова. Он постигает профессию до конца, вычерпывает до донышка. Не могу поклясться, что у нас с ним бесконфликтная жизнь. Бывает, что спорим, ссоримся, орем друг на друга. Но потом, оторвавшись, продолжаем работать гармонично.

Впрочем, у нас все актеры в «Распутине» превосходные: Катя Климова , которая играет Вырубову (Анна Вырубова была фрейлиной и ближайшей подругой Александры Федоровны и горячей почитательницей Распутина - Прим. КиноПоиска ), Ингеборга Дапкунайте - царица Александра Федоровна. Катя тоже снимается во всех моих картинах, я ее как талисманчик с собой таскаю. Про Ингеборгу думал, рассчитывал, надеялся - и случилось. В «Распутине» главной проблемой как раз оказалось желание свести всех наших замечательных актеров на одной площадке. Но нам удалось и это.

Дмитрий Павлович - великий князь, двоюродный брат Николая II, любовник Феликса Юсупова.

Евреинов Николай Николаевич - театральный деятель, литератор.

Елизавета Федоровна (Элла) - великая княгиня, старшая сестра императрицы Александры Федоровны.

Жевахов Николай Давидович - князь, камер-юнкер, и.о. товарища обер-прокурора Св. Синода.

Илиодор - см. Труфанов.

Иоанн Кронштадтский (Сергеев Иоанн Ильич) - настоятель Андреевского собора в Кронштадте, церковный проповедник и писатель.

Ковалевский П. - публицист.

Ковыль-Бобыль Иван - публицист.

Коковцов Владимир Николаевич - граф, министр финансов, после убийства П. А. Столыпина был назначен премьер-министром (до 1914 года).

Лахтина Ольга Владимировна - жена действительного статского советника, поклонница Распутина.

Мария Федоровна - жена Александра III, мать Николая II, вдовствующая императрица.

Милица Николаевна - великая княгиня, дочь черногорского князя Негоша, жена великого князя Петра Николаевича.

Николай Николаевич - великий князь, дядя Николая Второго.

Палеолог Морис - посол Франции в России.

Протопопов Александр Дмитриевич - последний министр внутренних дел царской России.

Пуришкевич Владимир Митрофанович - крупный землевладелец, депутат II, III и IV Государственной Думы, основатель Союза русского народа и «Палаты Михаила Архангела».

Родзянко Михаил Владимирович - крупный землевладелец, председатель III и IV Государственной Думы. Был одним из тех, кто объяснял Николаю II необходимость дарования конституции во имя сохранения монархии.

Руднев Владимир Михайлович - товарищ прокурора Ека-теринославского окружного суда, в марте 1917-го включен в Чрезвычайную следственную комиссию с поручением «обследовать источник безответственного влияния при дворе».

Симанович Арон Семенович - купец первой гильдии, ювелир, личный секретарь Распутина.

Труфанов Сергей Михайлович (иеромонах Илиодор) - начинал как многообещающий проповедник и ревнитель веры. В 1912 году публично отрекся от «Бога, Веры и Церкви».

Феофан (Василий Быстров) - епископ, ректор Петербургской духовной академии и одно время духовник императрицы Александры Федоровны.

Филипп - французский авантюрист.

Юсупов-Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович - князь, наследник богатейшего состояния в России, муж Ирины Александровны, дочери великого князя Александра Михайловича, племянницы Николая II.

Имеющиеся в тексте неправильности в написании автором имен, фамилий и должностей не оговариваются.

Матрена Распутина

Распутин. Почему?

Я - дочь Григория Ефимовича Распутина.

Крещена Матреной, домашние звали меня Марией.

Отец - Марочкой.

Сейчас мне 48 лет.

Почти столько же, сколько было отцу, когда его увел из дома страшный человек - Феликс Юсупов.

Я помню все и никогда не пыталась забыть ничего из происходившего со мной или моей семьей (как бы ни рассчитывали на это недруги).

Я не цепляюсь за воспоминания, как это делают те, кто склонен смаковать свои несчастья.

Я просто живу ими.

Я очень люблю своего отца.

Так же сильно, как другие его ненавидят.

Мне не под силу заставить других любить его.

Я к этому и не стремлюсь, как не стремился отец.

Как и он, хочу только понимания.

Но, боюсь, - и это чрезмерно, когда речь идет о Распутине.

Однажды я уже принималась писать об отце, полагая, совершенно искренне, в этом свой долг перед его памятью и даже своей совестью.

К сожалению, я тогда не вполне еще отстранилась от происшедшего с моей семьей, чтобы противостоять желаниям советчиков, вдруг объявившихся рядом со мной. Записки, давно уже вышедшие под моим именем, меньше всего похожи на те, которые хотелось бы написать. Тогда был взят чужой тон. И сейчас мне если и не стыдно, то грустно от этого.

И все равно я ни за что не хотела приниматься за обреченный труд - новые записки.

Но кто скажет заранее, как сложится, наверное ошибется.

Отец говорил (и это часто откликалось в моей жизни): «Нет никакой напрасности».

Четырнадцать лет назад ко мне в дом пришла (по рекомендации) одна русская дама. Правда, в отношении ее надо было бы сказать - одна бывшая советская дама. Тогда часто можно было встретить русских-советских, из перемещенных лиц. В сущности, беженцев, как и я. Она пришла посмотреть на дочь Распутина. И не скрывала своего любопытства, которое другой на моем месте принял бы за неприличность.

Я никогда не делала тайны из обстоятельств своей частной жизни. Все знают, к примеру, - чтобы прокормиться после смерти мужа, я была какое-то время танцовщицей. Словом, меня смутить трудно.

Пришедшая не была мне неприятна, и я охотно отвечала на вопросы. Боже мой, какая же у нее в голове была каша!

Так бы и остался этот вечер обычным в своем роде, если бы под конец его гостья не протянула мне тонюсенькую книжицу без обложки, по виду - зачитанную.

Я приняла подарок, не ожидая подвоха. И что же я увидела - «Сказка наших дней о старце Григории и русской истории», начальными строками которой были: «Мы расскажем эту сказку и про Гришку, и про Сашку».

От негодования я чуть не задохнулась. У меня в доме - и такое! Я было собралась указать на дверь, но гостья опередила меня словами, перевернувшими все:

Вы хотите, чтобы от вашего отца осталось только это? - Дама выразительно посмотрела на книжицу.

Я тут же, разумеется, расплакалась, понимая, как она права, что судит обо мне так, и понимая свое бессилие что-либо изменить.

Так мне казалось в ту минуту.

Кое-как проводив гостью, я отправилась спать. В голове крутилась одна фраза: «Не хочу!». Так бывает, когда в полузабытьи пытаешься ухватиться за обрывок какого-то смысла, ускользавшего раньше. Что - «не хочу»? Чтобы от жизни отца остался пасквиль, или не хочу сделать так, чтобы остался не только он?

Не в силах заснуть, я встала. Я поняла, чего хотела.

Для начала дочитала до конца принесенную мне с таким явным умыслом книжицу.

Приведу только один, не самый гнусный отрывок.

Между тем почтенный Гриша

Забирался выше, выше,

Был он малый крепких правил,

Уважать себя заставил,

От девиц не знал отбою

И доволен был собою.

С Гришкой спорят иерархи,

Рассуждают о монархе,

И вещает Джиоконда

Из столичного бомонда:

«Vous savez, простой мужик,

А такой приятный лик».

В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца - в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых русских (и вообще европейцев), получившим этот орден.

Биография

Семья

Всеволод Фёдорович Руднев родился 19 (31) августа 1855 года в семье дворян Тульской губернии. Местом его рождения стал город-крепость Динамюнде (ныне Даугавгрива, микрорайон города Риги в Латвии), в котором его отец служил командиром Рижской брандвахты.

Его предки с 1616 года владели небольшим имением у деревни Яцкой Ясенецкого стана Венёвского уезда (ныне Новомосковский район Тульской области). Предком Всеволода Фёдоровича был рядовой матрос Семён Руднев, отличившийся в бою под Азовом и за храбрость получивший по указу Петра Первого офицерский чин.

Отец Всеволода Фёдоровича Фёдор Николаевич Руднев был героем русско-турецкой войны 1828-1829 годов, участвовал в сражениях на Черном, Средиземном и Адриатическом морях, в блокаде Дарданелл и Константинополя. В 1857 году он вышел в отставку с чином капитана 1-го ранга и жил на пенсию с семьей в деревне Яцкой Тульской губернии, в небольшом флигеле.

Мать Всеволода Фёдоровича, Александра Петровна, после смерти мужа в 1864 году переехала с детьми в город Любань Петербургской губернии, где определила сына в местную гимназию.

Учёба и служба

15 сентября 1872 года, успешно выдержав экзамены, В. Ф. Руднев поступил в Петербурге в Морское училище, единственное в то время учебное заведение в России, готовившее офицеров Военно-Морского Флота. По распоряжению управляющего морским министерством Всеволод Руднев в честь боевых заслуг его отца, покойного капитана 1-го ранга Ф. Н. Руднева был принят на казенное обеспечение.

С 1 мая 1873 года В. Ф. Руднев зачисляется на действительную службу. В 1873-1875 годов в летние месяцы ходит в учебные плавания по Балтийскому морю. 1 мая 1876 года его производят в старшие унтер-офицеры. Блестяще выдержав выпускные экзамены и получив Нахимовскую премию, В. Ф. Руднев 1 мая 1876 года был произведен в гардемарины. Молодой моряк получает назначение на учебный фрегат "Петропавловск", и с 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года находится в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход, во время которого приходилось выполнять обязанности рядового матроса, нести офицерскую вахту, на практике осваивать морское дело.

Командир "Петропавловска" в итоге дает гардемарину отличную аттестацию, и 30 августа 1877 года Всеволод Фёдорович Руднев получает первый офицерский чин мичмана, а в сентябре назначается на годичные курсы во флотскую стрелковую роту, куда направлялись лучшие молодые офицеры.

16 апреля 1880 года приказом главного командира Кронштадтского порта мичман Всеволод Фёдорович Руднев отправляется в новое заграничное плавание. Он назначается на крейсер "Африка", направлявшийся на Дальний Восток, а затем совершивший кругосветное плавание.

6 октября 1880 года Всеволод Фёдорович становится командиром 7-й роты экипажа крейсера, а затем назначается старшим артиллерийским офицером корабля, с производством 1 января 1882 года в лейтенанты. По возвращении из плавания ему была объявлена благодарность и вручен орден. Об этом поучительном и трудном плавании Всеволод Фёдорович рассказал в дальнейшем в своей книге "Кругосветное путешествие крейсера "Африка" в 1880-1883 гг." (Спб., 1909).

В 1884 и 1885 годах В. Ф. Руднев находится в плаваниях по Балтийскому морю, в 1886 году - в заграничном плавании, а в 1887 году - снова на Балтике. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.

В этом же году Всеволод Фёдорович Руднев женится на Марии Николаевне Шван, дочери героя обороны Севастополя капитана 1-го ранга Н. К. Швана.

С 1 августа 1889 года он снова отправляется в заграничное плавание на крейсере "Адмирал Корнилов", в январе 1890 года участвует в маневрах Тихоокеанского флота, становится старшим офицером корабля и 4 декабря 1890 года возвращается в Кронштадт. В 1891 году В. Ф. Руднев командует миноносцем "Котлин", портовым пароходом "Работник", а затем назначается старшим офицером броненосца "Гап-гут".

28 марта 1893 года В. Ф. Руднев получает чин капитана 2-го ранга, а в декабре назначается старшим офицером эскадренного броненосца "Император Николай I", который шёл на соединение с отрядом русских кораблей в Грецию. На броненосце "Император Николай I" держал свой флаг контр-адмирал С. О. Макаров, командовавший Средиземноморской эскадрой. После года пребывания в водах Греции броненосец уходит в кругосветное плавание (с 1 января по 9 декабря 1895 года). По завершении кругосветного плавания В. Ф. Руднев прибывает в Кронштадт, где назначается командиром броненосца береговой обороны "Адмирал Грейг", а позже - миноносца "Выборг".

В декабре 1897 года В. Ф. Руднев назначается командиром канонерской лодки "Гремящий", которая 1 марта 1898 года уходит в кругосветное плавание, длившееся по 15 мая 1899 года. Это было первое самостоятельное кругосветное плавание Руднева на сравнительно небольшом корабле, и он провел его успешно. 31 августа 1899 года В. Ф. Руднев назначается командиром броненосца береговой обороны "Чародейка". В начале июня 1900 года он принял в городе Эльбипге (Германия) построенный для России эскадренный миноносец "Скат" и, несмотря на плохую погоду и неисправность компаса, благополучно привел его в Кронштадт.

В 1900 году В. Ф. Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт - Артуре, где размещалась база 1-й Тихоокеанской эскадры, составлявшей основные силы Русского флота на Дальнем Востоке. И хотя назначение не пришлось Рудневу по душе, он энергично включился в работу. При его участии в Порт-Артуре был перестроен и расширен сухой док, проводились дноуглубительные работы на внутреннем рейде, порт был полностью электрифицирован, укреплялась береговая оборона. В декабре 1901 года В. Ф. Руднев был произведен в капитаны 1-го ранга.

Весной 1902 года во время холерной эпидемии Руднев, как член городской санитарной комиссии и санитарный попечитель участка морского ведомства, принимает энергичные меры, в результате которых эпидемия была быстро ликвидирована. С июля 1902 года Руднев по совместительству исполняет обязанности помощника директора лоции и маяков Желтого моря и активно участвует в гидрографических исследованиях, в результате которых были внесены поправки в лоцию и карты.

Командир крейсера "Варяг"

В декабре 1902 года приказом по морскому министерству В. Ф. Руднев был назначен командиром крейсера "Варяг" . К этому времени он приобрел большой опыт морской службы, проходил ее в общей сложности на семнадцати кораблях, из которых командовал девятью, бывал в кругосветных плаваниях и дальних походах.

крейсер "Варяг" по тем временам считался одним из лучших кораблей русского флота. Вместе с тем крейсер "Варяг" имел ряд серьезных недостатков. По существу, это был экспериментальный корабль с рядом непроверенных технических новшеств. Построенный на американском заводе фирмы "В. Крамп и К°" в Филадельфии по заказу русского адмиралтейства, он в 1899 году был спущен на воду, в 1901 году вошел в строй русского флота и прибыл в Кронштадт.

25 февраля 1902 года "Варяг" вошел в состав Порт-Артурской эскадры. В. Ф. Руднев вступил в командование крейсером 1 марта 1903 года.

В декабре 1903 г. крейсер «Варяг» по приказу царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адмирала Е. И. Алексеева был направлен из базы русского флота в Порт-Артуре в нейтральный корейский порт Чемульпо для охраны русской дипломатической миссии в столице Кореи Сеуле и выполнения обязанностей старшего стационера на рейде. В подчинение В. Ф. Руднева также поступил другой русский корабль – канонерская лодка «Кореец».

Последний бой "Варяга"

26 января 1904 года японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг", мореходная канонерская лодка "Кореец" и товарно-пассажирский пароход "Сунгари", а также иностранные военные корабли - английский крейсер Talbot, французский Pascal, итальянский Elba и американская канонерская лодка Vicksburg.

Рано утром 27 января (9 февраля) 1904 года, в первый день Русско-японской войны 1904-1905 годов, Крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», были блокированы японской эскадрой на нейтральном рейде в порту Чемульпо.

Контр-адмирал Уриу направил командирам находившихся в Чемульпо военных кораблей нейтральных стран послания с просьбой покинуть рейд в связи с возможными действиями против «Варяга» и «Корейца». В. Ф. Руднев принимает решение прорываться из залива. Он объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России: "Безусловно, - сказал он, - мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никакого вопроса о сдаче не может быть. Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте свои обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю..." В ответ прогремело дружное троекратное "Ура!", все заняли свои боевые места.

В неравном бою на рейде Чемульпо с превосходящими силами врага командир «Варяга» действовал решительно, личным примером воодушевлял экипаж крейсера. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры, проявляя чудеса храбрости, вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В. Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем.

Русским морякам удалось потопить японский миноносец и повредить три крейсера. «Варяг», получив ряд пробоин, возвратился к якорной стоянке в Чемульпо чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Но оценив подавляющее превосходство противника и полученные крейсером повреждения В. Ф. Руднев отдает приказ затопить «Варяг» и взорвать «Кореец», чтобы они не достались врагу. Командир "Варяга" В. Ф. Руднев последним покинул борт своего корабля.

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командир корабля и офицеры были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, нижние чины - Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил чин флигель-адъютанта.

Окончание службы и последние годы жизни

10 июня 1904 года В. Ф. Руднев был назначен командиром 14-го флотского экипажа и строившегося в Петербурге эскадренного броненосца "Андрей Первозванный".

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.

В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район).

7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.

После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Николай Всеволодович передал в областной краеведческий музей значительную часть личных вещей своего отца, которые затем были переданы в музей В. Ф. Руднева в селе Савино.

Руднев и филателия

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателистом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок. В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году, когда был затоплен «Варяг», по другой - часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца.

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 2135), посвящённая В. Ф. Рудневу (художник - И. Дубасов).

22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА (ИТЦ «Марка») № 4182).

7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

Память о Всеволоде Фёдоровиче Рудневе и крейсере «Варяг»

Через 50 лет после подвига у Чемульпо оставшиеся в живых моряки «Варяга» были созваны распоряжением правительства Советского Союза в Москве на торжества по этому случаю. Н. Г. Кузнецов, главком, адмирал флота, вручил пятнадцати героям медали «За отвагу». Позднее ещё 139 ветеранов с «Варяга» и «Корейца» правительство наградило орденами и медалями.

30 сентября 1956 года в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера «Варяг» В. Ф. Рудневу.

9 февраля 2000 года в деревне Русятино Заокского района Тульской области был открыт музей контр-адмирала В. Ф. Руднева, созданный научными сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицеров облвоенкомата.

К 100-летию подвига крейсера «Варяг» 9 февраля 2004 года в селе Савино в специально построенном здании был открыт новый музей В. Ф. Руднева, филиал ГУК ТО «Объединение „Тульский областной историко-архитектурный и литературный музеи“».

23 февраля 2012 г. Указом губернатора Тульской области от 23 февраля 2012 года № 12 Рудневу Всеволоду Федоровичу за выдающиеся заслуги перед страной, героизм и самоотверженность присвоено почетное звание «Почетный гражданин Тульской области» (посмертно).

В Москве есть улица Адмирала Руднева.

В Липецке есть переулок Руднева.

В Новомосковске Тульской области на ул. Комсомольская есть памятник Рудневу. В День Военно-Морского Флота возлагаются цветы.

Во Владивостоке есть улица Руднева.

В Хабаровске есть улица Руднева.

В Японском море в заливе Петра Великого есть бухта Руднева и одноимённый посёлок на её берегу.

Образ в искусстве и медиа (книги, кино, сериалы, музыка, игры и т.п.)

Подвиг экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» вдохновил создателей нескольких песен. Но известность получили только две. Первая - «Варяг» («Плещут холодные волны…»; музыка Ф. Богородского, стихи Я. Репнинского). Вторая - самая популярная - «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» («Наверх, вы, товарищи, все по местам…»; музыка А. С. Турищева, стихи Рудольфа Грейнца в переводе с немецкого Евгении Студенской).

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».

Литература и источники

Труды В. Ф. Руднева

Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. - СПб.: тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1907. - 24 с + 2 вкл. л. ил. То же: Репр. воспр. изд. 1907 г. - Тула: Гриф и К, 2003. - 24 с. (Воспоминания написаны от третьего лица и подкрепляются выдержками из различных боевых донесений.)

Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 годах. - СПб.: тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1909 [на обл. 1912]. - 169 с.

Словари и энциклопедии

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл. - М, 1969. - Т.12. - Стб. 243-244.

Руднев Всеволод Фёдорович // БСЭ.- 3-е изд. - М., 1977. - Т.22. - С. 349-350.

Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. военная энцикл. - М., 1979. - Т.7. - С. 156.

Руднев Всеволод Фёдорович // Тульский биогр. слов. - Тула, 1996. - Т.2. - С. 145-146. - Библиогр. в конце ст.

Другие источники

Боть В. И. Командир легендарного крейсера: Всеволод Федорович Руднев (1855-1913) // Гордость земли Тульской. - Тула, 1982. - Т. 1. - С. 221-228.

Боть В. И. Наш земляк В. Ф. Руднев // Под сенью Муз. - 1995. - № 8. - С. 3.

Боть В. И. Героический подвиг крейсера «Варяг» // Тульские епархиальные ведомости. - 2004. - № 1. - С. 2.

Надеждин С. Командир легендарного крейсера // Заокский вестник - 2000. - 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.

Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: [Ист.-биогр. очерк о жизни и деятельности контр-адмирала В. Ф. Руднева, командира крейсера «Варяг»]. - Тула: Кн. изд-во, 1960. - 247 с.: ил.

Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904 г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула». - Тула, 1996. - С. 23-26. - Библиогр. в примеч.

Чернов Ю. И. В. Ф. Руднев и подвиг крейсера «Варяг»: (по воспомин. участника боя Д. Я. Белоусова) // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф. - Тула, 1997. - С. 37-43.

Шикман А. П. Руднев Всеволод Фёдорович // Деятели отечественной истории:Биогр. слов.-справ. / А. П. Шикман - М, 1997. - Кн. 2. - С. 231-232.

Иванов В. В. К 100-летию Русско-японской войны 1904-1905 гг. Боевые награды российских героев войны 1904-1905 гг.

Публикации, посвящённые увековечиванию памяти «Варяга»

100 лет подвигу «Варяга»: Сенсационные находки подводной экспедиции телеканала «Россия» // Военно-ист. журн.- 2004. - № 4. - С. 44.

Бессмертный «Варяг» / Подгот. С. Макин // Наука и религия. - 2004. - № 3. - С. 26-30: ил.

Большаков В. Не сдается наш гордый «Варяг» // Тул. известия. - 2001. - 3 февр. (О поисковой работе по восстановлению истории рода Рудневых; о В. Ф. Рудневе, о памятнике ему в д. Яцкой Новомосковского р-на, где находилось родовое имение Рудневых.)

Уклеин В. Н. У могилы легендарного командора // От Тулы до Поленова: О зодчестве и зодчих / В. Н. Уклеин. - Тула, 1981. - С.78-80.

Библиография

130 лет со дня рождения (1855-1913) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1985 год: Указ. лит. - Тула, 1985. - С. 22. - Библиогр.: 7 назв.

Боть В. И. 135 лет со дня рождения (1855) В. Ф. Руднева // Тульский край. Памятные даты на 1990 год: Указ. лит. - Тула, 1989. - Библиогр.: с. 33-34.

Боть В. И. 100 лет (1904) героическому подвигу крейсера «Варяг» // Тульский край. Памятные даты на 2004 год. - Тула, 2003. - С.73-78. - Библиогр.: 34 назв.

Попович В. А. Кипящее море под нами: К 100 летию героической гибели крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». // Советская Россия. - 2004. - 15 янв. - С. 12-15

В. Ф. Руднев - контр-адмирал, командир легендарного крейсера «Варяг»: (К 110-летию со дня рождения) // Календарь знаменательных и памятных дат по Тульской области на 1965 год. - Тула, 1965. - С.48-49, фото. - Библиогр.: 7 назв.

В своё время ему, как грамотному и требовательному руководителю, не раз безуспешно предлагали сменить прокурорскую деятельность на партийную или судебную. Однако своё призвание Николай Петрович видел в охране законности и восстановлении справедливости именно на прокурорском посту. По его твёрдому убеждению, достойным прокурором сможет стать не просто профессионал своего дела, а тот, кто относится к людям по-человечески. Везде, где довелось ему служить, он старался создать коллектив единомышленников. Ну а все, кому довелось пообщаться с Николаем Рудневым, отзываются о нём как о простом, доступном человеке с отменным чувством юмора.

Сибирская закалка

Бывший прокурор Орловской области, 13 лет успешно проработавший в этой ответственной должности, родом из Сибири. После окончания сельской школы Николай работал трактористом и шофёром. Были в его трудовой биографии и система профтехобразования, и автомотоклуб ДОСААФ, во время работы в котором перспективному молодому сотруднику предложили попробовать свои силы на юридическом поприще, которое и стало для Руднева настоящим призванием.

Николай Петрович начинал работать в органах прокуратуры простым следователем, что стало для него отличной школой.

Хорошо, что я начинал работать именно следователем, - признаётся Руднев. - Мне потом легче было работать по поддержанию гособвинения в суде.

Кстати, за первое раскрытое им дело молодой следователь схлопотал выговор от прокурора Новосибирской области. Неизвестные обокрали сельский магазин, похитив из него вещи, продукты и деньги. Сотрудники милиции быстро нашли вора, которым оказался 16-летний подросток.

По своей неопытности я принял сообщение милиционеров о несовершеннолетнем преступнике за чистую монету, - вспоминает Николай Петрович. - Спрашиваю у этого пацана, куда он спрятал украденное добро. Тот отвечает, что кинул в реку. Вызвали водолазов, сели в лодку, но ничего в указанном им месте на дне Оби не нашли. В итоге я оформил на парня заключительное обвинение, дело передали в суд, воришка был осуждён. А через некоторое время начались аналогичные кражи в других магазинах. Как потом выяснилось, тот подросток никакой кражи не совершал. Его запугали и заставили взять вину на себя милиционеры, которых потом самих привлекли к ответственности. Настоящих воров вскоре нашли, парня немедленно освободили из мест лишения свободы, а мне за допущенный промах, в результате которого пострадал невиновный человек, влепили справедливый выговор. С тех пор я на всю жизнь себе уяснил, что некоторые нерадивые сотрудники милиции ради улучшения показателей раскрываемости могли пойти на что угодно: на отказ в приёме заявления о совершении преступления, на отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение без законных оснований.

Из следовательской работы в Сибири Рудневу запомнился небывалый, дикий случай, который поверг в шок не только население округи, но и видавших виды сотрудников правоохранительных органов. В деревенской силосной яме было найдено истерзанное тельце пятилетнего мальчика с выколотыми глазами. Как удалось установить следствию, убийство совершили другие малолетние дети, настолько заигравшиеся в войну с немцами, что буквально запытали невинного ребёнка до смерти...

Орловские будни

Назначение на Орловщину Николай Руднев получил в 1992 году. Как он считает, не случайно. Ровно сто лет до этого события, в 1892 году, в Болховском уезде Орловской губернии родился его отец Пётр Николаевич, переехавший потом с родителями в далёкую Сибирь, но до конца жизни тепло вспоминавший родные места.

В лихие девяностые главному прокурору Орловщины пришлось непросто. При Ельцине многие прежние советские законы уже не действовали, а новая законодательная база ещё не была сформирована. Плюс ко всему в некогда спокойной области появились свои организованные преступные группировки - попросту говоря, банды. Одни «специализировались» на разбойных нападениях на автобусы с «челноками», другие - на убийстве таксистов. Нередки были и бандитские разборки между ОПГ. В такой сложной криминальной обстановке прокурор Руднев поставил вопрос о координации деятельности всех правоохранительных органов области для усиления борьбы с преступностью. И эта сплочённая деятельность орловских силовиков принесла свои плоды - через несколько лет с местными бандами было покончено.

Особенно меня возмутила мать главаря одной из банд Моисеева, воспитатель детсада, прятавшая автоматы и другое оружие у себя на работе, - вспоминает Николай Петрович. - Её осудили за пособничество бандитам. Самого Моисеева, осуждённого на десять лет лишения свободы, потом досрочно освободили без законных на то оснований. Но по протесту областной прокуратуры преступник был вновь возвращён в места не столь отдалённые.

За годы службы в органах прокуратуры Николаю Рудневу не раз приходилось выступать в суде в роли гособвинителя по наиболее сложным, резонансным уголовным делам. Однажды он попросил суд вынести смертный приговор молодому мужчине, хладнокровно расстрелявшему из охотничьего ружья пять человек на улице сибирского городка. Кровавое преступление было совершено среди бела дня на глазах детей. Суд согласился с мнением прокурора и приговорил убийцу к высшей мере наказания. Приговор был приведён в исполнение.

Я человек не жестокий, но жёсткий по отношению к преступникам, - говорит о себе Николай Петрович. - Убеждён, что в нашей стране необходимо восстановить смертную казнь за терроризм и серийные убийства. Если человек не видит другого смысла своей жизни, кроме как убивать ни в чём не повинных людей, его самого необходимо ликвидировать по решению суда, чтобы избежать новых жертв.

При рассмотрении жалоб, заявлений и иных обращений граждан прокурор Руднев всегда старался быть объективным и справедливым. По его словам, в советское время люди жаловались на нарушения трудового законодательства, особенно в части незаконного увольнения или понижения в должности, а также на необоснованные действия сотрудников правоохранительных органов. В постсоветское время валом повалили жалобы на невыплату или задержку зарплат и различные нарушения в сфере ЖКХ. Сейчас количество обращений в прокуратуру области доходит до 18 тысяч в год, что говорит и о том, что законы у нас ещё нарушаются сплошь и рядом, и о том, что люди надеются восстановить справедливость с помощью «ока государева».

Опыт и знания Руднева пригодились ему в преподавательской деятельности в ОГУ. Студенты на его занятиях основательно усваивают сухую юридическую теорию, которую Николай Петрович обязательно подкрепляет яркими примерами из собственной практики. К молодым людям он относится по-отцовски. Кстати, все трое детей Николая Руднева - дочь и два сына - успешно служат в правоохранительных органах. А ещё он гордится четырьмя внучками и очень мечтает о внуке, будущем продолжателе славной русской фамилии.

Справка

Н.П. Руднев родился в 1941 г. в Здвинском районе Новосибирской области в семье председателя колхоза. После окончания в 1965 г. Ачинского индустриального техникума работал мастером производственного обучения в СПТУ, затем преподавателем, завучем и руководителем автомотоклуба системы ДОСААФ. Высшее юридическое образование получил заочно в Томском госуниверситете (филиал в г. Барнауле). С 1970 по 2005 год служил в органах прокуратуры на различных должностях. Был прокурором Каргатского района Новосибирской области, прокурором г. Бердска, зампрокурора Новосибирской области, прокурором Волгоградской области. С 1992 по 2005 год работал прокурором Орловской области. Сейчас преподаёт в ОГУ им. И. С. Тургенева, заведует кафедрой уголовного права и уголовного процесса юридического факультета.

За заслуги в укреплениизаконности и правопорядка, большой вклад в дело воспитанияпрокурорско-следственных кадров государственный советник юстиции 2-го классаНиколай Руднев награждён ведомственной медалью Руденко. Эта авторитетнаянаграда учреждена Генпрокуратурой России в марте 2015 год в связи с 70-летнимюбилеем Международного военного трибунала в Нюрнберге, в целях увековеченияпамяти главного гособвинителя от СССР на Нюрнбергском судебном процессе надглавными нацистскими военными преступниками Романа Руденко, а также дляпоощрения лучших прокурорских работников. Николай Петрович лично встречался сРуденко и считает, что современным прокурорам есть чему поучиться умноголетнего бессменного Генерального прокурора СССР.