Сообщение о басне крылова квартет. И.А.Крылов

Басня «Квартет» была написана в 1811 году. В основу этой басни положен оригинальный сюжет о зверях-музыкантах. Живущие в лесу Медведь, Осел, Козел и Мартышка решили организовать музыкальный квартет. Раздобыв инструменты и ноты, они попробовали играть, но ничего не получилось. Тогда Мартышке пришло в голову, что они неправильно сидят, отчего и музыка не выходит. По ее указаниям звери пересели, но толку от этого не было. Они попробовали занять другие места, но тоже не достигли нужного результата.

Долго несостоявшиеся музыканты спорили, пока на шум не прилетел Соловей. Звери попросили Соловья рассадить их правильно, чтобы музыка звучала красиво. На их просьбу Соловей ответил, что для исполнения музыки требуется умение и музыкальный слух. Он добавил, что как бы звери ни садились, настоящих музыкантов из них не получится.

Существуют две версии того, что послужило поводом для написания басни «Квартет». По одной версии в басне идет речь о четырех вельможах, которых не знали, как рассадить в четырех отделах Государственного Совета. В 1810 году князь Лопухин был назначен председателем департамента дел гражданских и духовных, Завадовский – председателем департамента законов, граф Аракчеев – департамента военного, бывший военный министр Мордвинов – департамента государственной экономии. Вот и появилось предание, что Крылов по этому случаю написал свой «Квартет», разумея под Мартышкой Мордвинова, под Ослом — Завадовского, под Козлом – Лопухина, а под Медведем – Аракчеева.

По другой версии, басня написана на открывшееся тогда литературное общество «Беседы любителей русского слова», которое было составлено из четырех департаментов, наподобие Государственного Совета, с председателями и попечителями в каждом из них. Крылов с трудом выдерживал заседания этого общества, на котором зачитывались длиннейшие и скучнейшие литературные произведения. Характеризуя атмосферу, царившую в обществе, он писал в басне: «А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь», намекая на литературные «таланты» участников общества.

В любом случае, эта басня ценна и поныне, она давно пережила то историческое событие, по поводу которого она была написана. Славный «Квартет» музыкантов, которые, как бы ни садились, «дерут, а толку нет», приходит на память всюду, где встречаются люди, берущиеся не за свое дело, или решившие поправить дело какой-нибудь внешней, показной реформой.

Зачастую самоуверенные люди, безусловно верящие в свои «таланты», полагают, что за какое бы дело они ни взялись, всё у них будет сделано в лучшем виде. Как в басне, достаточно приобрести инструменты, сесть под липки и можно «пленять своим искусством свет». А если что-то не выходит, то значит, виновата какая-то мелочь, типа неправильной посадки музыкантов.

Но, как говорится, от перемены мест слагаемых сумма (результат) не меняется. Как бы не менялись местами дилетанты, успеха не будет. Добиться успеха можно только через профессиональный, кропотливый труд.

Какие пороки высмеивает Крылов в басне «Квартет»?
Излишнюю самоуверенность, невежество, дилетантство, негибкость разума, глупость.

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет?-
Кричит Осел,- мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй,- говорят,- возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-


_____________

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней,-
Им отвечает Соловей,-
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь».

Анализ / мораль басни «Квартет» Крылова

Иван Андреевич Крылов разместил «Квартет» на страницах своих «Новых басен».

Басня написана в 1811 году. Ее автору в эту пору исполнилось 42 года, он продолжает работать в Императорской публичной библиотеке. Его известность как баснописца к тому времени была уже непререкаемой. Размер — разностопный ямб с затейливой рифмовкой, с преобладанием смежной. Ее можно назвать политической сатирой, хотя мораль сей басни – вечная и не связана с сиюминутным контекстом. Считается, что поводом к созданию произведения послужило реформирование Государственного совета, повлекшее за собой разделение на четыре департамента. Члены Совета не сразу освоили новый принцип работы, только в результате споров построили иерархию, удовлетворившую, наконец, всех. Еще одна версия, куда более близкая к занятиям самого И. Крылова – открытие общества «Беседа любителей русского слова», заседавшего обычно в доме Г. Державина. В его рядах также случались обиды по поводу распределения мест. Героев пятеро, самые колоритные из них, пожалуй, Мартышка (проказница) и Осел. Собственно, остальным участникам квартета слова так и не дали. Соловей же здесь – персонаж назидающий, выразитель авторской позиции. Название относится к ансамблю из 4 музыкантов. «Косолапый Мишка»: фольклорный эпитет и вполне себе антропоним (календарное, человеческое имя у животного). «Затеяли сыграть»: порыв был спонтанный. Играть было решено на вдохновении. В перечислительной градации обнаруживают себя известные музыкальные инструменты: бас, альт, скрипка. Концерт подразумевался без входных билетов, впоследствии был возможен и гастрольный тур. Итак, «дерут», а толку нет. Оказывается одного желания и старания недостаточно. Необходимо еще и правильно сесть. Первой об этом догадалась, естественно, Мартышка. Обращение «братцы» — еще один штрих к очеловечиванию героев. Рефрен «стой». Себя она скромно именует «примой» (главной), пересаживает «Мишеньку» и саму себя. «Запляшут лес и горы!»: оптимизм обезьянки перерастает не просто в олицетворение, а в беззастенчивую гиперболу. «На лад нейдет»: нет гармоничного звучания (здесь еще и устаревшая форма глагола). Затем осенило Осла. Он высаживает всех в ряд. Вновь рефрен «нейдет». Началась словесная перепалка. На шум явился Соловей. Звери просят его стать судьей в споре. Соловей милостиво соглашается. И вот его вердикт: надобно уменье и уши ваших понежней. То есть, он не просто отказал им в навыках, опыте, а именно в способностях. Значит, ансамбль изначально был обречен. Выходит, рассаживание не сделает из них музыкантов. В финале еще и предостережение не браться не за свое дело, трезво оценивать свои таланты.

В «Квартете» И. Крылова современники писателя видели сатиру на злобу дня.

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

Мораль басни "Квартет"

Чтоб музыкантом быть надобно уменье - эта мораль и мудрость являются истинными не только для музыки или другому творчеству.

Чтобы добиться успехов в любом начинании, необходимо обладать определенными способностями и врожденным талантом.

Никакие внешние данные - красивая одежда, украшения, дорогие инструменты и технические уловки не спасут, если не уметь сочинять музыку, играть на различных музыкальных инструментах, а также строить дома, шить, вязать и др.

А главное - талант, имеющийся от природы - это совсем не единственное, что является условием успеха, и неверно то, что некоторые полагают, что кроме таланта им больше ничего не понадобиться.

На самом деле - чтобы создать что-то необыкновенное, быть самым лучшим и достичь успеха, надо непрерывно над собой работать и прикладывать все силы и старание.

Цели: Обучающие:

    продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;.

    учить понимать глубину содержания произведения;

    формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;

    находить мораль в произведении;

7. развивать навыки беглого чтения;

Развивающие:

    содействовать развитию мыслительных операций:

    сравнение, анализ, синтез, систематизация;

    развивать творческое воображение, познавательную активность,

    работать над развитием разговорной речи.

Воспитательные:

    воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,

    формировать положительные качества,

    вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.

    пробуждать добрые чувства,

    воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Познавательные:

    осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

    находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

Регулятивные:

    принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

    выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,

    планируют свои действия для решения учебной задачи,

Коммуникативные:

    строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;

    участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ход урока

    Организационный момент.

Урок литературного чтения. Сегодня на уроке будем

Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

    Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня мы продолжим изучать творчество Ивана Андреевича Крылова и познакомимся еще с одной из его басен «Квартет».

Что такое квартет? (Ответы детей)

Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей.

Учитель. -А сейчас мы послушаем басню. (включается аудиозапись)

О чем эта басня? - Какая история описывается? (ответы детей)

Прочитайте теперь басню про себя и подчеркните незнакомые вам слова

Словарная работа после чтения; объяснение слов :

«квартет» – ансамбль из четырех музыкантов;

«бас» – музыкальный инструмент или голос с низким звучанием;

«альт» – музыкальный инструмент, немного больше скрипки;

«прима» – инструмент, исполняющий первую, т.е. ведущую партию;

«втора» – второй голос в музыкальной партии;

«свет» – высшее общество.

Учитель .Случайно ли автор выбрал таких героев?

Дети. – Автор выбрал таких героев не случайно: они не имеют никакого отношения к музыке.

    Они взялись не за свое дело, поэтому у них ничего не получилось.

Учитель. А теперь давайте посмотрим, как автор изображает это событие и героев.

    Чтение басни с анализом.

(Басня читается по частям)

1я часть. (От начала и заканчивая словами:

«Пленят своим искусством свет»)

Учитель. Можно ли здесь определить отношение автора к событию и к своим героям?

Дети. – Нет, здесь простое сообщение.

    И все у них есть для хорошей музыки: и ноты, и инструменты.

Учитель. А как вы поняли выражение:

«Пленять своим искусством свет»?

Дети. – Это значит очаровывать, увлекать. Это слова синонимы.

    Показать настоящее искусство.

Учитель. Прочитаем следующий отрывок.

2я часть (От слов: «Ударили в смычки…» и заканчивая словами: «У нас запляшут лес и горы»).

Учитель. Какой вам представилась мартышка?

Дети. – Она вертлявая, крикливая; («кричит»)

    Легкомысленная, – она делает выводы. Не вникая в суть дела.

    Самоуверенная: «У нас запляшут лес и горы»

    Не умеет играть на инструменте, а взяла на себя роль примы, т.е. ведущей партии.

    Давайте прочитаем слова мартышки выразительно.

Учитель. А как автор изображает Осла? Прочитайте в следующем отрывке.

(Дети читают следующую часть)

3я часть (От слов: «Расселись, начали Квартет» и заканчивая словами: «А все-таки квартет нейдет на лад»)

Дети. – Осел глупый.

    И тупой: уже после первой попытки сесть по-другому он должен был понять, что дело не в рассадке. Но до него это не дошло.

Учитель. А другие герои, Мишка и Козел, какие они?

Дети. – Они молчат…

    Но все равно, мне кажется, что они глупые и тупые: слушают советы и слепо им доверяются, не хотят вдуматься, напрячь мозги.

    Они ленивые тугодумы, – не хотят сами найти умный вывод из создавшейся ситуации, полагаются на других.

Учитель. Прочитайте басню до конца. 4я часть (От слов: «Вот пуще прежнего…» и до конца.)

Учитель. А теперь поговорим о заключительной части. Почему И. А. Крылов в судьи выбрал именно Соловья, а не другого героя?

Дети. – Потому что Соловей красиво поет.Он музыкален, знаток этого искусства. Мастер искусного пения.

Учитель. И как же он рассудил наших горе-музыкантов? Что необходимо для того, чтобы Квартет получился?

Дети. – Надо иметь музыкальный слух: «И уши ваших понежней».

    Этому искусству надо учиться: «Чтоб музыкантом быть, так надобно умение». «А вы друзья, как не садитесь, Все в музыканты не годитесь».

Учитель. Как же называются такие поучительные слова, в которых скрывается главный смысл басни? (мораль)

Учитель. В каких строках басни заключена мораль? Кто произносит эти слова? (соловей)

Учитель. А эти поучительные слова относятся только к музыкантам?

Дети. – Нет, они относятся ко всем людям.

    Эти слова о том, что, прежде чем взяться за новое дело, надо ему научиться.

    И иметь к нему призвание, способность.

Учитель. В этой басне много диалогов, поэтому ее можно прочитать по ролям. Давайте попробуем передать в чтении иронию, насмешку автора над бестолковой игрой “музыкантов”.

Каким тоном надо читать всю басню? (серьезным тоном, неторопливо, так как все звери очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и уменье).

Сколько героев в басне? (5 осел, козел, мартышка, мишка и соловей) У скольких есть слова?(у троих)

Чтение по ролям. у доски 4 человека читают. Несколько групп. Мартышка- Осел- Соловей- Автор-

Итог урока.Учитель. Давайте теперь сделаем вывод в нашей беседе по данной басне.

Чему учит нас данная басня И.А.Крылова?

Какие пороки людей высмеивал автор в этой басне?

Какие выражения вам запомнились из этой басни?

Что для вас было интересным на уроке?

Что поучительного для себя вы узнали на этом уроке?

Домашнее задание.

КВАРТЕТ

Проказница-Мартышка,
Осел,
Козел,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки,-
Пленять своим искусством свет.


Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!
Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»


Расселись, начали Квартет;
Он всё-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,
Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А всё-таки Квартет нейдет на лад.


Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:
«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть:
Скажи лишь, как нам сесть!» -
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней»,
Им отвечает Соловей:
«А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь».

Еще будучи совсем маленькими, мы уже любили слушать сказки, давали родителям книжки, чтобы они нам их читали перед сном. Нам очень нравилось знакомиться с интересными и поучительными историями и рассматривать красивые и яркие иллюстрации. Потом, когда мы уже научились читать самостоятельно, стали изучать литературу, в школе учили произведения известных авторов.

Что для человека значит книга?

Книги - это кладезь мудрости. Именно из них мы познаем окружающий мир, знакомимся с правилами поведения. Помните, как в детском стихотворении: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» По этому же принципу мы обучаемся и на других книгах.

Теперь мы уже стали совсем взрослыми, окончили школу, и кто-то решил связать свою сферу деятельности с русским языком и литературой. И вот мы заново проходим все те произведения, романы, стихотворения, басни, которые изучали в детстве. Только теперь их тщательно анализируем и определяем смысл написанного, размышляем над тем, что попытался донести до нас автор.

Кстати, о баснях. В этой статье мы поговорим с вами об известных произведениях. Конкретно нас интересует басня Крылова «Квартет».

Об авторе

Наверное, нет такого человека, который бы не знал, кто такой Иван Андреевич Крылов и какой вклад он внес в литературу. Его басни входят в программу обязательного изучения, находятся в составе первой половины девятнадцатого века.

Сам Крылов считал басни народным жанром. Он говорил, что читать их могут и дети, и слуги. Басни отражали мышление народа, написаны были в шутливой, афористической форме. Можно заметить, что большая часть из произведений автора создана на темы, которые он брал непосредственно из жизни.

История создания

Басня Крылова «Квартет» была создана неслучайно. Прочитав ее, мы видим, что четыре зверя решают сыграть квартет, но им это никак не удается. Поводом к написанию послужило желание автора осмеять государственный орган России, то есть Государственный Совет. Он был создан на год раньше, чем вышла басня Крылова «Квартет». Состоял Совет из четырех департаментов. В их главе находились вельможи Мордвинов, Лопухин, Завадовский и Аракчеев.

Анализ басни Крылова «Квартет»

Итак, мы уже выяснили, что в басне есть четыре персонажа, которых Крылов представил так: под Мартышкой он подразумевал Мордвинова, под Ослом - Завадовского, под Медведем - Аракчеева, под Козлом - Лопухина. Они не могли договориться между собой и поделить обязанности, поэтому решили поменяться местами. Басня Крылова «Квартет» представляет нам такую же картину. У зверей нет способностей, чтобы заниматься музыкой, однако они решили во что бы то ни стало «пленять искусством свет». Они считают себя опытными мастерами и профессионалами, хотя на деле собой ничего не представляют. От перемены местами ничего не меняется, и их также преследует неудача. Моралью этой басни являются слова соловья, которого звери позвали на подмогу. Он сказал, что для того чтобы заниматься каким-либо делом, нужно в первую очередь иметь какие-то знания и умения. А они (звери) в музыканты никак не годятся.

Басня Крылова «Квартет», текст которой читается очень легко, заканчивается следующими словами:

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней…»

В этих словах и заключается мораль.