Старый гений подготовить рассуждение на тему.

В ранних романтических рассказах Мак-
сим Горький выразил свое отношение к жиз-
ни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои
многих из этих рассказов - так называе-
мые.босяки. Писатель изображает их людь-
ми смелыми, сильными душой. Главное для
них - это свобода, которую босяки, как и все
мы, понимают по-своему. Они страстно меч-
тают о какой-то особой жизни, далекой от
обыденности. Но найти ее не могут, поэтому
уходят бродяжничать, спиваются, кончают
жизнь самоубийством.
Один из таких людей изображен в рас-
сказе «Челкаш». Челкаш - «старый травле-
ный волк, хорошо знакомый гаванскому лю-
ду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор».
В нем чувствуется что-то опасное, холодное
и хищное: «Даже и здесь, среди сотен таких
же, как он, резких босяцких фигур, он сразу
обращал на себя внимание своим сходством
с степным ястребом, своей хищной худобой
и этой прицеливающейся походкой, плавной
и покойной с виду, но внутренне возбужден-
ной и зоркой, как лёт той хищной птицы, ко-
торую он напоминал».
Челкаша устраивает жизнь, которую он
ведет: он сам себе хозяин, а «впереди ему
улыбался солидный заработок, требуя немно-
го труда и много ловкости». Главное, что он
ценит в жизни - это свобода. Свобода от лю-
дей, труда, каких-либо обязанностей.
Его антиподом является крестьянский па-
рень Гаврила, который случайно стал по-
мощником вора и контрабандиста Челкаша.
У Гаврилы свои представления о свободе:
«Гуляй, как хошь. Бога только помни». Чел-
каша он считает темным и опасным чело-
веком, совершенно лишним и бесполезным.
«Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…» - го-
ворит ^он. Наверное, в подобных словах есть
доля правды, потому что они выводят из се-
бя Челкаша, он воспринимает их как оскорб-
ление. Вот как он реагирует на слова Гаври-
лы «больно ты закомурист… темен ты…»: «он
кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесен-
ного ему этим молоденьким теленком, кото-
рого он во время разговора с ним презирал,
а теперь сразу возненавидел за то, что у не-
го такие чистые голубые глаза, здоровое за-
горелое лицо, короткие крепкие руки, за то,
что он имеет где-то там деревню, дом в ней,
за то, что его приглашает в зятья зажиточ-
ный мужик».
Между тем Челкаш и Гаврила имеют об-
щее социальное происхождение: оба они из
крестьян. Но Челкаш давно порвал с дере-
венской средой, он «чувствовал себя… выбро-
шенным навсегда из того порядка жизни, в
котором выработалась та кровь, что течет в
его жилах». Тем не менее, многие особеннос-
ти крестьянской психологии хорошо понятны
Челкашу. Привязанность к земле и хозяйст-
ву, даже скупость. «А жаден ты!.. Нехоро-
шо… Впрочем, что же? Крестьянин…» - под-
мечает Челкаш.
По-разному герои относятся к труду. Ес-
ли Гаврила мечтает о деньгах для того,.что-
бы вложить их «в землю», то Челкаш никак
не может понять, в чем радость крестьян-
ского труда. Он упорно спрашивает у Гав-
рилы: «Ну, скажи мне, - заговорил Чел-
каш, - придешь ты в деревню, женишься,
начнешь землю копать, хлеб сеять, жена де-
тей народит, кормов не будет хватать; ну,
будешь ты всю жизнь из кожи лезть… Ну,
и что? Много в этом смаку?» Смысл жизни
для него в другом.
Вольная босяцкая жизнь, просторное и
могучее море очищают Челкаша от страсти к
деньгам. Он глубоко презирает Гаврилу за
его жадность, стяжательство.
Горький показывает мучительную борьбу
в душе религиозного деревенского парня, ко-
торая завершается победой неодолимой силы
денег. Когда Гаврила узнает, в какое дело
втянул его Челкаш, он мечтает сбежать, бо-
ится «душу загубить на всю жизнь». Но по-
сле вопроса Челкаша: «Ну ежели бы две ра-
дужных?» (двести рублей) настроение парня
меняется. Он уже готов согласиться на новое
воровство и пожертвовать спасением души:
«Да ведь, может… и не загубишь! - улыб-
нулся Гаврила. - Не загубишь, а человеком
на всю жизнь сделаешься».
Следующий поворот сюжета убеждает
нас в том, что ради денег Гаврила действи-
тельно готов на все. За украденную ману-
фактуру Челкаш получил 540 рублей. И Га-
врила всерьез замышляет убийство напар-
ника. В этот момент вор и гуляка Челкаш
вызывает большую симпатию автора и чита-
телей, «На! Жри… - крикнул он, дрожа от
возбуждения, острой жалости и ненависти к
этому жадному рабу. И, бросив деньги, он
почувствовал себя героем». Не удивительно.
Челкаш понимает, что духовно он выше и чи-
ще, чем тот, кто называл его лишним, ненуж-
ным на земле человеком.
Мечта Гаврилы осуществляется. «Потом
Гаврила снял свой мокрый картуз, перекрес-
тился, посмотрел на деньги, зажатые в ладо-
ни, свободно и глубоко вздохнул, спрятал их
за пазуху и широкими, твердыми шагами
пошел берегом в Сторону, противоположную
той, где скрылся Челкаш». Эта, казалось бы,
незначительная деталь говорит о многом. Во-
первых, поступок Челкаша не изменил миро-
воззрение крестьянского парня. Во-вторых,
Гавриле и Челкашу действительно не по пути,
слишком по-разному они смотрят на жизнь.
И действительно, «…вор, гуляка, оторванный
от всего родного, никогда не будет таким
жадным, низким, не помнящим себя. Никог-
да не станет таким!..»
Хотя со времени написания рассказа
«Челкаш» прошло более ста лет, он не поте-
рял своего значения и в наше время. Эконо-
мический кризис, обнищание большинства
населения, падение престижа нравственных
ценностей - все это привело к тому, что
многие л,юди считают деньги самым глав-
ным в жизни, и для них неважно, каким спо-
собом они добыты. Преодолеть психологию
стяжательства не просто, но тот, кто сможет
это сделать, станет выше, чище и духовно
богаче.

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое то могущественное родство или свойство». Поэтому то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Кто виноват в страданиях героини?

Творчество Н. С. Лескова занимает особое место в русской литературе. Писатель всегда мастерски показывал своеобразие национального характера, порой затрагивая горькую правду повседневной жизни. В своих произведениях он надеялся на торжество добра и изменения к лучшему. Эта же параллель просматривается и в рассказе «Старый гений». Главная героиня – маленькая старушка-помещица , имеющая небольшое состояние. По натуре она настолько добра и проста, что согласилась заложить свое единственный домик, с целью помочь одному великосветскому и как ей казалось порядочному франту . В доме, помимо старушки, проживала также ее больная дочь с маленькой внучкой.

Когда франт не стал выплачивать долг, старушка решилась поехать в Петербург и обратиться в суд. Там дело благополучно решилось в её пользу, однако никто не желал связываться с непорядочным франтом, так как у того были какие-то влиятельные связи и он мог даже учинить какую-нибудь неприятность тем, кто докучает. В высших инстанциях также отказались помогать старушке, сказали, ищите сами, а коли найдете, тогда чек ему и вручим. Франт, тем временем, наделав немало долгов, решил уехать со своей новой дамой сердца из Петербурга. Старушку это обстоятельство еще больше напугало, так как поджимали сроки, и дом вот-вот будет выставлен на продажу. В конце концов, нашелся один человек, который согласился помочь в этом нелегком деле за пятьсот рублей.

Он о себе мало рассказывал, чин не называл, рекомендаций не имел и просил называть его Иван Иваныч . Несмотря на некую таинственность чиновника, старушка ему доверилась, заняла у знакомого пятьсот рублей, и дело приняло новый оборот. Иван Иваныч оказался человеком неглупым и даже по-своему гениальным. Он нанял другого человека для исполнения плана и все вместе они отправились на вокзал, откуда собирался уезжать франт. Там «серб сражатель», которого нанял Иван Иваныч, намеренно вступил в драку с франтом, чтобы их задержала полиция. Так, должнику и вручили чек на пятнадцать тысяч рублей. Дом старушки был спасен, а злодей наказан.

Если судить о том, кто виноват в сложившейся ситуации, то можно подумать вначале, что есть доля вины старушки. Ведь это она по простоте душевной поверила малознакомому франту, всего лишь потому, что знавала когда-то его мать. Однако есть доля вины и системы правосудия. Несмотря на то, что дело было решено в пользу старушки-помещицы, ни низшие, ни высшие инстанции не смогли до конца решить эту проблему, не желая связываться с каким-то мелким франтом из знатной семьи. Невольно напрашивается вопрос, если такой пустяковый и очевидный вопрос не мог быть решен, то, каково же людям было жить при таком бесправии? На мой взгляд, своим рассказом автор хотел показать пореформенное время, когда чиновников любых рангов не заботила судьба людей.

КТО ВИНОВАТ В СТРАДАНИЯХ ГЕРОИНИ? (ПО РАССКАЗУ Н.С. ЛЕСКОВА «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»)

Творчество Н.С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое-то могущественное родство или свойство». Поэтому-то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н.С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н.С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.