Точка в реставрации усадьбы купца терентьева поставлена, но новая жизнь только начинается. Потомки купца терентьева рады второй жизни дома своего прапрадеда

Напротив театра Корша на Петровском переулке расположилось удивительное по красоте здание в стиле модерн. Конечно, оно имеет свою интересную историю.

Первоначально это был дом знаменитого архитектора О.И. Бове, он его построил для своей жены (1833 г.). Бове прожил в этом доме совсем недолго, в 1834 г. он умер.


Соседнее владение (дом 6) принадлежало князьям Трубецким. Авдотья Трубецкая, вдова погибшего в 1813 году под Лейпцигом Алексея Трубецкого, сочеталась браком с Осипом Бове - в то время уже известным архитектором, проектировавшим Большой театр, Манеж, Александровский сад... В его послужном списке 34 архитектурных ансамбля. Тем не менее, в свете брак сочли неравным: «Москва помешалась: художник, архитектор, камердинер - всё подходит, лишь бы выйти замуж». Княгиня утратила титул и стала просто «чиновницей седьмого класса», что, впрочем, не помешало счастью молодых. Осип Иванович в качестве приданого получил усадьбу «Архангельское», где выстроил одно из лучших своих творений - Церковь архангела Михаила, кирпичную, с белокаменными деталями, в стиле ампир. Авдотья родила ему четверых сыновей.
Кстати, дом 6 в стиле классицизма (конец 18 в.) в основании имеет палаты 17 в.

Дом неоднократно менял своих владельцев. Потом, в 1902 г. за его перестройку взялся не менее значительный архитектор И. А. Иванов-Шиц.
Если Бове, наверное, все знают - он восстанавливал Москву после пожара 1812 г., создал Манеж, Александровский сад с гротом, Большой театр, Театральную площадь, Триумфальные ворота, Первую Градскую больницу, то про архитектора Иванова-Шица сейчас немного расскажу.
Окончил Санкт-Петербургский Институт гражданских инженеров , был награжден золотой медалью за лучшие архитектурные проекты. После окончания учебы провел несколько месяцев в Германии, Австрии и Швейцарии, изучая современную архитектуру. Переехал в Москву и два года работал помощником городского архитектора. Строил преимущественно банковские и общественные здания. Выполняя очередной городской заказ, вошел в круг московских чиновников и благотворителей времён городского головы Н. А. Алексеева. Вновь путешествовал за границей с профессиональной целью. После возвращения стажировался у не менее знаменитого архитектора Кекушева и выработал свой узнаваемый стиль. Он довольно быстро отказался от вычурных кривых линий Ар Нуво и стал создавать здания довольно строгих форм, используя красивую отделку - камень, плитку, штукатурку.

Из примеров его работ:
Морозовская детская больница

Клуб Московского купеческого собрания (Театр "Ленком")

Главная Московская сберкасса

В советское время Иванов-Шиц реконструировал больницы, построил несколько крупных санаториев в Сочи, Барвихе. Ему доверили перестроить Большой Кремлёвский дворец под зал заседания Верховного Совета. Это один из немногих архитекторов старшего поколения, награжденный Орденом Ленина. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В этом здании, перестроенном в 1900-1902 г. есть намек на стиль роккоко (выпуклый, причудливый рисунок). В конце 19 в. в Европе появился интерес к символизму, стало модно отделывать вещи, здания "под древность". Заказчикам и посетителям, заказывавшим такую отделку, нравилось рассматривать украшения и размышлять, находя тайный смысл в женских головках и изображениях совы.

Здесь есть столь любимые московским модерном арочные оконные ниши, женские головки с распущенными волосами. Возможно, это сказочная дева Лорелея.

Вот как выглядел дом в 1908 г. Конечно два верхних этажа - поздняя надстройка 30-х гг.
Особняк потомственного почетного гражданина Николая Алексеевича Терентьева. Терентьев был богатым бакинским купцом. В доме царила необыкновенная роскошь - в газетах писали об обстановке, заказанной в Париже и стоившей сотни тысяч франков.
Терентьев был щедрым человеком. Например, он участвовал в постройке в Баку церкви Рождества пресвятой Богородицы (1895 г.), пожертвовал 3500 р. Для сравнения: тогда в день рабочий зарабатывал 50 копеек.

В 1911 г. в доме Терентьева открылась 1-я Всероссийская лига за равноправие женщин.

В середине 1920-х гг. в здании находилась посольство Мексики, а потом - редакция глянцевитого пропагандистского журнала "Советский Союз".

Является объектом культурного наследия.

Сейчас на доме красуется такая надпись. Я не знаю, сделал ли для страны Орлов С.Г. что-либо равноценное купцу Терентьеву, чтобы писать рядом свое имя. Подозреваю, что нет.

Ворота особняка:

Парадная лестница в особняке Терентьева:

Зеленая гостиная в особняке:

Биография Иванова-Шица -

Дом купца Терентьев а (г. Верхнеуральск, ул. Еремина, 39) - Объект культурного наследия регионального значения (н. XX в.).

Местонахождение: г. Верхнеуральск, ул. Еремина, 39

Купец первой гильдии Терентьев построил начале ХХ века в центре Верхнеуральска на перекрёстке нынешних улиц Ерёмина и Советская большой торговый дом в стиле модерна. В облике этого здания архитектору удалось достигнуть максимума того, что мог дать доиндустриальный уровень строительства, когда кирпичные стены здания были имитированы под монолитные и бетонные поверхности. Здание совместило торговые, складские и жилые функции. В плане оно представляет собой застроенную по периметру территорию с внутренним двором, куда можно въехать, для чего был предусмотрен специальный въезд, который закрывался воротами. Большинство построек имеют один этаж. Однако строения, распложенные вдоль городских улиц Ерёмина и Советская, выполнены в два этажа. Здесь на первом этаже функционировал магазин, что подчеркнуто большими прямоугольными окнами-витринами, а на втором размещались жилые помещения, в связи с чем, оконные проёмы имеют меньшую высоту. Оконные проемы первого и второго этажей без обрамлений.

Двухэтажное «Г»-образное в плане здание, со срезанным углом, оформляет перекресток ул. Еремина и Советской, располагаясь по «красным линиям» застройки. Здание на бутовом фундаменте, выстроено из кирпича, отштукатурено «под руст». Крыша скатная, с металлической кровлей.

Угол, выходящий на перекрёсток, срезан и выполнен в виде ризалита. Здесь предусмотрен главный вход в магазин. Для усиления активности входного узла архитектор на фасаде, обращённом на ул. Ерёмина, создал ещё два плоских ризалита, с размещением в них входами, но только в жилую часть дома. На втором этаже над этими входами архитектор разместил балконы, которые одновременно играют роль козырьков, хотя в центральном и угловом ризалитах на втором этаже установлены окна. Над входом же в жилую часть дома, что находится в левом ризалите, на втором этаже запроектирована балконная дверь с большим балконом, так же на металлических консолях. Этот ризалит завершается оригинальным куполом кубической формы с имитацией кровли «под лемех». На вершине купола была установлена декоративная скульптура.

В верхней части все ризалиты акцентированы плавно изогнутыми карнизами, опирающимися на кронштейны. Завершаются ризалиты небольшими аттиками. Под карнизами всех ризалитов выполнен оригинальный декор в стиле «модерн». Фасад выходящий на ул. Советская решен несколько проще и уж совсем без штукатурки и без декора решены остальные дворовые фасады дома торговли купца Терентьева.

В советский период на первом этаже дома находились: универмаг, магазин «Ветеран» и «Уцененные товары»; на втором размещалась торговая школа. В 1980-1990 гг. здесь располагалось торгово-кооперативное училище, контора ГорПО, швейный цех промкомбината.

Дом купца Терентьева интересный образец стиля модерн и по объемно-планировочному и по декоративному решению.

1999 год. Из архива ГНПЦ

2003 год

2014 год

Март 2018 года

Апрель 2018 года

Июнь 2018 года. Фото В. Колмогорова

Июнь 2018 года. Фото Ю. Латышева



Источник: Федосихин В.С., Лосев В.Д. Патриарх Южного Урала. Градостроительство и архитектура Верхнеуральска. 1734-1917. - Магнитогорск: Изд. МГТУ, 2006. С. 66-70.

Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 13.06.2002 г. № 560; Постановление Правительства Челябинской области от 24.04.2002 г. № 17

Александр Вернигоров (г. Верхнеуральск):

На верхнеуральском городском кладбище сохранился разрушенный мраморный памятник с надписью: « Господи прими дух его с миром. Здесь покоится тело раба Божьего Верхнеуральского купца Дмитрия Климентовича Терентьева», «Скончавшегося в г.Севастополе 19 февраля 1908 на 54 году от рождения». Терентьев - купец, еще известны его братья Василий, который занимался кожевенным товаром, и Петр. А также его дети Терентьевы Петр Дмитриевич и Иван Дмитриевич, а также дочь Мария Дмитриевна Попова, которая была замужем за подпоручиком. В Верхнеуральске был Торговый дом « Д.К.Терентьева с сыновьями», который занимался торговлей чаем и сахаром, и другими товарами. В газете «Верхнеуральский вестник» от 1 января 1912 напечатано объявление: «В магазине Торгового дома Д.К.Терентьева с сыновьями имеется большой выбор разного рода товаров, цены на каковые значительно понижены. Продажа турецких табаков и многих других товаров, в розницу по ценам оптовым. Получены свежие конфекты, карамель монпасье от лучших фабрикантов. Продается особенно дешево писчая бумага, тетради и все канцелярские принадлежности. На днях получится сибирская семга и свежая кетовая икра»(1).

Дмитрий Климентович Терентьев являлся золотопромышленником, имел участки в районе поселка Бородиновского (ОГВ 1900г.)

Терентьевы в товариществе с Разсохиным занимались винокуренным производством, владели мельницей и торговали мукой и хлебом. Иван Дмитриевич был членом присутствия по государственному налогу недвижимых имуществ(2). А в 1911 был избран гласным городской думы на новое четырехлетие (3). При этом братья Терентьевы застрахованного имущества имели в 1914 году немного: Иван на сумму 1,5 тысячи, а Петр на сумму 2,5 тысячи рублей (4). Иван Дмитриевич Терентьев в апреле 1917 пожертвовал 1000 рублей для выдачи нуждающимся безвозвратных ссуд на обсеменение полей (5). В 1910 году Мария Дмитриевна Попова (Терентьева) внесла через священника М.Д.Громогласова 1000 рублей на учреждение одной стипендии для бедного духовенства в Верхнеуральской женской прогимназии (6). В июне 1919 года 45 летний Иван Дмитриевич был кандидатом в гласные Верхнеуральской Городской Думы (7).

В Верхнеуральске на углу улицы Советской (бывшей Большой, Благовещенской) и Еремина (Владимирский переулок) сохранилось двухэтажное здание магазина Терентьевых.

Источники: (1) «Верхнеуральский вестник» №1 от 1.01.1912.
(2) Уральский торгово-промышленный адрес-календарь на 1915 год/ под ред. С.Н.Южакова и проф. П.Н.Милюкова.-Пермь: Издание С.С.Вершова.-С.261-271;
(3) «Верхнеуральский листок».-18 февраля 1911/ У горы Извоз. Верхнеуральск: все, что знаю./М.С.Фонотов.- Челябинск.АБРИС.2008.С.40;
(4) Отчет Верхнеуральского Городского общества взаимного от огня страхования за 1915 год./ Верхнеуральск. Тип. С.А. Попова. 1916.
(5) «Верхнеуралец», №3 21.04.1917.
(6) «Казак», Миасский завод, 1.12.1911, №1.
(7) «Уральский маяк».№62. 27.06.1919.

Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин осмотрел старинную усадьбу XIX века в Салехарде, в которой завершается пятилетняя реставрация. Как сообщили сайт в пресс-службе главы региона, после открытия комплекс будет использоваться как музейно-туристический объект, отражающий быт сибирского купеческого дома. В нем планируется проводить творческие встречи, гостиные и благотворительные вечера, как это было принято в купеческих домах.

Комплекс усадьбы купца Терентьева - это жилой дом, ворота, амбар 1898 года постройки. Он внесен в единый госреестр объектов культурного наследия народов России. Это одно из единичных сохранившихся усадебных хозяйств исторической части города на Полярном круге.

При реставрации амбара удалось почти полностью сохранить подлинные материалы (барочные доски), а в жилом доме спасти такие особенности, как историческая техника рубки, планировка помещений и ризалит, который украшал главный вход в здание в конце XIX века. Этой весной специалисты планируют завершить благоустройство придомовой территории.

«Работа по спасению исторического комплекса проведена колоссальная. Для Салехарда и ямальцев - это знаковый объект, восполняющий историю, душу старого города. Вы знаете, что в результате реставрационных работ в доме были обнаружены старинные иконы. После восстановления в Тобольске они вернутся в Салехард», - пояснил Дмитрий Кобылкин.

Пять икон были найдены в октябре 2014 года. Старинные образы Христа и Богородицы стояли в южной части дома между оконными проемами, прислоненные ликом к стене. Находки отличаются крупным форматом - относятся к алтарному типу. Подобные иконы достаточно редки, поскольку большинство из них не сохранились после революции из-за закрытий храмов и конфискации имущества.

Эксперты выяснили историю пяти икон, найденных замурованными в старом здании столицы Ямала

Образы выполнены в академической манере. Первоначально предполагалось, что иконы были выполнены по заказу ишимскими мастерами, но позже эту версию отвергли. Искусствоведы пришли к выводу, что пять икон датируются концом XIX века. Они были выполнены в 1894 году иконописцами мастерской Кожевникова в Екатеринбурге и предназначались для освящения храмов Петра и Павла в Обдорске. В город их привез епископ Тобольский и Сибирский Агафангел. Заключения сделаны искусствоведами из Тобольска и специалистами департамента культуры ЯНАО.

Первых гостей встретила усадьба купца Терентьева. Ворота на Ламбиных, 1 отворились перед средствами массовой информации. Журналистам провели театрализованную экскурсию. К публичному же посещению отреставрированный памятник будет готов завтра. Исторический адрес в самой старой части города вернул Обдорску утраченный облик 19 века. Все 5 лет, когда велась реставрация объекта истории и архитектуры, наша телерадиокомпания подробно рассказывала о ходе работ. Результатом которых теперь можно любоваться.

За этими воротами время остановилось лет 100 назад. Крепкое хозяйство обдорского купца Терентьева стоит до сих пор. Телега ждет, когда в нее впрягут лошадь, дворовая челядь уже при деле. Лучше всех устроился амбарный домовой - дело его нехитрое, а место теплое и сытное.

Амбар - единственный, сохранившийся в Обдорске купеческий лабаз, построенный из барочных досок. Именно с него 5 лет назад и началась реставрация всей усадьбы, результат которой - налицо. В доме ни одного предмета из дома Терентьевых не сохранилось, разве что несколько склянок и бумажных купюр, найденных во время реставрационных работ. Зато в точности восстановили планировку и размеры комнат, какими они были при первых своих хозяевах. Так ли прибрано и богато было все в доме предков - праправнук в точности не знает. Руслан Добриев, прямой потомок основателя усадьбы, по наследству дом не перенял, а вот деловая жила ему досталась. «У меня тоже есть некая деятельность предпринимательская. Даже родственники мои меня спрашивают, в кого ты такой пошел? Да, как в кого? Видимо, через многие поколения все-таки это отразилось именно на мне», - рассказывает праправнук купца Терентьева Руслан Добриев.

Если архитектурным и инженерным проектом занимались приглашенные из Тюмени специалисты, то уже внутренним убранством занимались новые хозяева - окружной дом ремесел. Новоселы утверждают, первым сюда заселился домовой. Ему и имя уже дали - ВЕНЬКА. «Когда работали, устанавливали все предметы, было слышно, что кто-то ходит по соседнему помещению, хотя там никого не было, но было видно, как кто-то стучит. Таких историй здесь очень много», - говорит и.о. директора окружного Дома ремесел Елена Такиева.

Кухня, спальня, рабочий кабинет, гостиная - четыре комнаты обставили антикварной мебелью и вещами 18 - 19 века. Особая гордость - две печки: голландка и русская. А в лавке торговля, надеются, что пойдет бойко.

Ламбиных, 1 - постройка 1899 года, старее ее в округе нет. И единственный архитектурный ансамбль, типичный для местного русского и зырянского старожильческого населения 19 века.

Позади 5 трудных лет работ восстановительных. За это время успели расселить прежних жильцов, расквартированных сюда еще в советское время, передать собственность от муниципалитета округу, заказать проект работ, разобрать постройки, собрать заново, заменив негодные к жизни материалы, и, наконец, обставить антикварной мебелью. Все расходы оплатил региональный бюджет. «У нас в черте Салехарда практически не сохранилось исторических зданий той эпохи, следующие - это здания советского периода начала 20 века, и поэтому, сохранить это было одной из главных задач, потому что если бы не спасли, то весь бы Обдорск ушел в небытие», - отмечает первый заместитель директора департамента культуры ЯНАО Елена Дубкова.

Исторический адрес по Ламбиных, 1 - новое украшение старой части города. Еще год назад этот тихий дворик был совершенно безликим. Теперь он вернул Обдорску утерянный облик. К публичному посещению памятник будет готов в пятницу. Ззавтра, в день открытых в день открытых дверей экскурсии бесплатные.

В Салехарде к концу этого года станет одним уникальным историческим объектом больше. В городе идет реставрация усадьбы 19 века, некогда принадлежавшей купцу Терентьеву. Это первый подобный объект в округе. Специалисты уже приступили к внутренним отделочным работам.
Стать хранителем будущего музея и по - настоящему его оживить - с таким неожиданным предложением к властям обратился праправнук купца - Иван Терентьев. О прошлом, настоящем и будущем необычной усадьбы репортаж Елены Лысиковой.

Иван Терентьев - праправнук купца М.О. Терентьева: «С бабушкой в детстве, когда проходили мимо этого дома, а в то время народ был запуган, - она тихонечко говорила - Ванюш, нашего прадеда дом».

Так из уст в уста эта история о происхождении фамилии и родового поместья дошла до наших дней. Но потомком настоящего купца, говорит Иван Тереньтев, он почувствовал себя, когда на месте старой дедовской усадьбы начались реставрационные работы.

Иван Терентьев - праправнук купца М.О. Терентьев: «Я обзвонил своих родственников - говорю - наконец -то правда восторжествовала, что вот дом прадеда будут восстанавливать - все были в шоке».

Совсем скоро история его пращура, пришедшего в Салехард из-за Уральских гор и ставшего одним из богатейших людей сибирского Севера станет доступной любому желающему. Усадьбе уготовано стать музеем. А пока он ее единственный хранитель. В начале 20-го века прапрадед Макар Терентьев имел огромные оленьи стада, торговал рыбой и пушниной. А во времена революции присоединился к мятежникам и пустился в бега.

Иван Терентьев - праправнук купца М.О. Терентьева: «В 1922 году его поймали и пожизненно в Тобольскую тюрьму, а в 1938 он скончался там».

Почти тогда же семью раскулаченного Терентьева расселили, а усадьба превратилась в обычную коммуналку. Над воссозданием ее прежнего облика сегодня трудятся специалисты и уже куплены утварь и предметы быта тех лет. Всего 54 единицы.
Прялка, бутыли, старинный сервант и даже люлька. Каждая вещь в усадьбе должна работать на атмосферу дома. Место каждой уже предопределено.

Сергей Лугинин - директор Дома ремесел г. Салехард: «Здесь будет кровать, здесь будут какие-то вещи, присущие женской светелке».

Сегодня хозяин здесь он - директор Дома ремесел, в том числе, следит за ходом строительных работ. Замечаний почти нет.

Виктор Добрынин - мастер отделочных работ: «Ответственность какая-то. Материал все-таки под старину. Не то, что современный».

Купеческие палаты пока пусты. Если не считать эти печи - русскую и голландку - в перспективе предметы гордости будущей усадьбы.

Сергей Лугигин - директор Дома ремесел г. Салехард: «Имея такую печь с изразцами, люди ходили с гордо поднятой головой».

Еще один атрибут состоятельности - входной ризалит или аттик и вовсе удалось сохранить в первоначальном виде.

Елена Дубкова - заместитель директора департамента культуры ЯНАО: «Здесь хотелось человеку, жившему здесь подчеркнуть свой статус купеческий и поэтому здесь такие элементы богатства были в том числе в сохранившейся входной группе».

Таких подлинных элементов в усадьбе осталось не много. Бороться реставраторам приходится за каждый. Сделать усадьбу по - настоящему живой и сохранить по -хозяйски - с таким неожиданным предложением планирует обратиться к властям Иван Терентьев. Возможно встреча с живым потомком купца могла бы и вправду привлечь в музей - усадьбу больше туристов.

Иван Терентьев - праправнук купца М.О. Терентьева: «Я бы с удовольствием занимался вплотную. Собирал бы свое древо. Приглашал людей, люди ходили все смотрели как в то время жили.Прямыми потомками являемся как никак».