Усадьба валуево и её владельцы. История усадьбы валуево Свадьба деревянной лодки поселок валуево московская область

В живописном месте юго-западной части ближнего Подмосковья, на берегу реки Ликовы (Ликовки) среди заливных лугов расположилась усадьба Валуево . Находившееся здесь ранее село поначалу было вотчиной одного боярского рода - сподвижников московских князей XIV в. Родоначальником дворян Валуевых был воевода великого князя Дмитрия Донского - Т. Окатьевич, который погиб на Куликовом поле. Прозвище «валуй» (лентяй) он получил за свой характер. Собственно, это прозвище и дало начало фамилии Валуевых.

Граф кардинально изменил Валуево, особенно парадный двор, на котором к 90-м гг. XVIII в. появились двухэтажные кирпичные флигели , имевшие зеркальную планировку и объединенные сквозными галереями-колоннадами, в которых разместились кухня и крепостной театр. Непосредственно перед флигелями к началу XIX в. были сооружены «службы» и две компактные постройки в форме каре - конный и скотный дворы. В начале XIX в. при въезде в усадьбу были построены два одноэтажных здания с мезонинами - контора и дом управляющего. Главный вход в господский дом украшали каменные львы; внутри он был украшен многочисленными каминами, лепными карнизами, множеством колонн.

Изменился и парк. Рядом с церковью для церковного причта возвели три одноэтажных дома, которые в результате составили самостоятельный ансамбль. А на берегу реки появился садовый павильон Охотничий домик , напоминающий Концертный зал, возведенный Д. Кваренги в Царском Селе. Новым украшением парка стал Прибрежный грот - искусственная пещера, выполненная под «дикий камень», с боковыми лестницами и тремя арочными входами. Парк был разбит на пейзажную английскую часть с романтичными «руинными» композициями и еще одним гротом, на этот раз из крупных валунов, и регулярную. Со временем усадебный парк полностью превратился в пейзажный. Главный дом с парадным двором является ядром усадьбы, а на другой стороне от дома развернут парк с каскадами прудов и «затеями».

В 1810-1811 гг. сооружается новый господский дом - большое двухэтажное с бельведером здание, фасады которого были обработаны «под камень». Однако оно сильно пострадало уже на следующий год после завершения строительства - в 1812 г. его разорили французы. А в Москве во время большого пожара сгорело знаменитое собрание графа.

А. И. Мусин-Пушкин формировал научную и культурную среду своей эпохи. Активный собиратель монет, медалей, рукописей, книг, произведений живописи, в которых были подлинники Рафаэля, Леонардо да Винчи, Б. Мурильо, он буквально притягивал к себе людей. На лето в Валуево съезжались многочисленные родственники. Любимым местом всех гостей были террасно-каскадные пруды . Тишина, сплетенные кроны деревьев, уединение вблизи водной глади прудов - все создавало ощущение покоя и гармонии.

После смерти хозяина имение унаследовал граф Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин - декабрист, член Северного общества; после 1825 г. он был понижен в звании и провел полгода в Петропавловской крепости. В 1831 г. он выходит в отставку и переселяется на постоянное жительство в Москву. В Валуево приезжает редко, в основном с женой - Эмилией Шернваль фон Валлен. Несмотря на редкость их приездов, кое-какие архитектурные изменения в Валуеве все же происходили. При новых хозяевах на парадном дворе в стиле псевдоготики были выстроены круглые угловые башни, украшенные белокаменным декором. В Валуеве бывали поэты Е. Баратынский, А. С. Пушкин, В. А. Жуковский и историк Н. М. Карамзин. В 30-е гг. XIX в. в имении были устроены еще новые каскады прудов - Красный, Золотой, Темный.

С середины XIX в. Валуевым владеют князь Владимир Борисович Святополк-Четвертинский и его сыновья - Борис и Сергей. А в 1863 г. имение у них приобретает почетный гражданин, купец первой гильдии Д. С. Лепешкин, разбогатевший на переработке хлопка и известный своей благотворительностью. Новый хозяин произвел небольшую реконструкцию усадебного ансамбля: выстроил новые ворота, украшенные оленями, поставил перед входом в главный дом уже металлических львов, пристроил к зданию балконы. Появились в имении баня и водонапорная башня. Ограда парадного двора, металлические решетки и ворота относятся к 1880 г. К этому же времени относится и здание оранжереи , которое имеет ордерные формы. Кирпичные углы здания выполнены в виде ниш. Д. С. Лепешкин основал в Валуеве лечебницу.

После революции 1917 г. в усадьбе разместился сначала санаторий, в 1920 г. - первый Дом отдыха для московских рабочих, а на сегодняшний момент - снова санаторий, который очень известен в России (лечебница Глав-мосстроя).

Из того, что сохранилось от усадебного ансамбля до наших дней, интерес представляет главный дом - деревянный, стоящий на кирпичном подклете. В плане дом - прямоугольный, с выступами; венчает здание 8-гранный бельведер. Фасад украшен портиком и балконом второго этажа, углы отделаны пилястрами. Некоторые элементы главного дома встречаются также в Охотничьем павильоне и в оранжереях, где росли редкие растения и множество цветов.

Храм-павильон Охотничий домик находится в западной части усадебного комплекса и представляет собой живописное, нарядное здание с четырехколонным античным портиком, великолепными проемами окон и нишами, придававшими ему художественность и изысканность.

В этой усадьбе, на центральной клумбе парка, знаменитый режиссер Сергей Бондарчук снимал сцену смерти Пети Ростова для фильма по роману великого русского писателя Л. Н. Толстого «Война и мир». Кроме него на территории Валуева снимался и другой любимый народом фильм - «Гусарская баллада».

Основу сохранившегося парка составляют липовые аллеи (деревья в них достигают высоты 30 м) и заросли плакучей березы и белой ивы. Есть здесь и гигантские пихты (38 м), лиственницы, сосны, голубые ели, конские каштаны и прекрасные высокие белые тополя. В целом можно сказать, что усадебный дворцово-парковый ансамбль в Валуеве, возведенный в стиле классицизма, решен в едином смысловом ключе; ему свойственны общий архитектурный замысел, принцип симметрии, цельность и гармония форм.

В структуру ансамбля входила также старинная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (XVII в.), которая, к сожалению, не сохранилась, так как была сильно повреждена в годы Великой Отечественной войны. В 1965 г. ее разобрали.

Усадьба Валуево (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Московские вельможи императорской эпохи не скупились на загородные имения: вокруг златоглавой было множество роскошных усадеб и летних резиденций. До наших дней дошли лишь несколько десятков - часть сгорела в огне революции, другие были разграблены, обветшали или изменились до неузнаваемости в процессе национализации. Усадьбу Валуево эта участь обошла стороной, и сегодня ее внешний вид удивительно точно совпадает с изображениями дореволюционных лет. Она построена в стиле классицизм неизвестным архитектором и поражает своей гармоничностью, приятной глазу симметрией и целостностью ансамбля. Имение расположено на берегу реки Ликовы, к которой ведет пологий спуск приусадебного парка, а вокруг хозяйского дома стоят флигели и вспомогательные постройки: Валуево - редкий пример цельного, богатого, прекрасно сохранившегося дворянского гнезда.

Немного истории

Первым известным хозяином этой вотчины был дьякон Григорий Валуев, в честь которого в начале 17 века и назвали имение. Целое столетие Валуево оставалось не более чем земельным наделом, и первые усадебные постройки появились там лишь в 1759 г., когда поместье приобрел гофмаршал Д. А. Шепелев. Однако архитектурный ансамбль, сохранившийся до нашего времени, был возведен при следующем владельце - графе А. И. Мусине-Пушкине - на рубеже 18-19 веков. Усадьба сменила еще несколько хозяев, прежде чем ее национализировали с приходом советской власти в 1920 г. и переделали в дом отдыха.

Что посмотреть

К парадным воротам имения ведет подъездная аллея, с которой открывается панорамный вид на дом, флигели и парадный двор. Резные ворота украшены двумя скульптурами скачущих оленей - этот мотив не встречается больше ни в одной подмосковной усадьбе. Строгий, статный хозяйский дом в два этажа находится в центре архитектурного ансамбля, напротив него - небольшой фонтан и мраморные львы-сторожи. По бокам от дома симметрично расположены флигели, соединенные с ним открытыми колоннадами. В конце 18 века они служили кухней и крепостным театром. Сохранились также здания конного и скотного дворов, писчая контора и дом управляющего, украшенные легкими мезонинами.

Внутреннее убранство особняка сохранилось лишь частично: нетронутыми остались мраморные камины, лепнина и некоторые скульптуры. За домом разбит приусадебный парк с тремя прудами, в глубине которого стоит красивый охотничий домик. В настоящее время на территории усадьбы находится клинический санаторий и комплекс для проведения торжественных мероприятий.

Практическая информация

Адрес: Московская обл., п. Валуево. Координаты: 55.5712, 37.3685.

Как добраться: на личном транспорте - 7 км от МКАД по Киевскому шоссе до развязки «Московский/Валуево», далее 4,5 км по улице Атласова и Валуевскому шоссе до ворот усадьбы. На общественном транспорте - от станции метро «Саларьево» автобусом № 420 до остановки «Валуево».

Вход на территорию усадьбы - 100 RUB, если вы не являетесь пациентом санатория. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Господский дом подмосковной усадьбы Валуево соединён галереями с двумя флигелями. В правом находился театр, в левом - кухня. Неизвестный архитектор. Начало XIX века.

К усадьбе Валуево можно проехать от Киевского шоссе.

Граф Пётр Андреевич Толстой (1645-1729), один из владельцев усадьбы Валуево.

Парадный въезд в усадьбу украшен скульптурами оленей.

Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). При нём был создан основной архитектурный ансамбль усадьбы.

Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин (1798-1854).

«Охотничий домик» напоминает музыкальный павильон в Царском Селе.

Графиня Э. К. Мусина-Пушкина (1810-1846). Акварель В. И. Гау. 1840 год. Хранится в Государственном Русском музее.

Княгиня Наталия Алексеевна Волконская (1784-1829), дочь графа А. И. Мусина-Пушкина. Акварель неизвестного художника находится в Рыбинском историко-художественном музее.

Каскадный пруд.

Среди некогда окружавших Москву старинных дворянских усадеб одной из наиболее сохранившихся считается Валуево. На территории усадьбы, расположенной по берегам небольших тихих речек - Сосенки и Ликовы, в 28 км от центра Москвы и в 10 км от МКАД по Киевскому шоссе, уже около 50 лет работает клинический санаторий Главмосстроя. Назван он, как и сама усадьба, «Валуево».

Парадный въезд, господский дом и некоторые другие дошедшие до наших дней постройки были сооружены в начале XIX века. Однако территория, на которой расположена усадьба, имеет более давнюю историю.

Ещё в XIV веке селения Валуево, Мешково и Акатово входили в состав больших владений дворянского рода Валуевых. Родоначальником был воевода Дмитрия Донского, великого князя московского, Тимофей Васильевич Окатьевич, погибший на Куликовом поле в 1380 году. Деда, Тимофея Васильевича звали Окатием Валуём (гриб или лентяй, бездельник). От этого прозвища образовались фамилия и название владения. Вотчину внук наследовал от своего отца Василия - боярина великого князя Симеона Гордого. Потомки Тимофея Васильевича верой и правдой служили Отечеству: участвовали в Ливонской войне, в Астраханском походе, сражались против Лжедмитрия.

В XVII веке усадьбой владели родственники Валуевых - князья Мещерские. В книге Чудова монастыря 1676 года имелся документ, в котором вотчина Мещерских впервые названа селом Валуевом.

В 1719 году Мещерские продали Валуево одному из самых влиятельных царедворцев того времени Петру Андреевичу Толстому (1645-1729), который служил с 1682 года при дворе стольником. В 1697 году Пётр I в числе «волонтёров» направил его в Италию для изучения морского дела. В конце 1701 года Пётр Андреевич назначен посланником в Константинополь, затем исполнял разные дипломатические поручения.

В 1717 году Толстой оказал царю важную услугу: посланный в Неаполь, где в то время скрывался царевич Алексей со своей возлюбленной Ефросиньей, он склонил сына Петра к возвращению в Россию. Затем принимал деятельное участие в суде над царевичем Алексеем. Царь наградил Толстого поместьями и поставил во главе Тайной канцелярии. Дело царевича Алексея сблизило Петра Андреевича с императрицей Екатериной I, в день коронации которой он получил титул графа. После смерти Петра I Толстой вместе с Меншиковым энергично содействовали воцарению Екатерины I. А когда императрица умерла, Толстой разошёлся с Меншиковым во мнении по вопросу о преемнике. Александр Данилович мечтал женить Петра II на своей дочери Марии. Но Толстой понимал, что воцарение внука Петра I грозит ему наказанием за расправу над отцом будущего царя (Алексеем), поэтому стоял за воздвижение на престол одной из дочерей Петра I. 25 мая 1727 года Меншиков обручил свою дочь с Петром II, и 82-летний Толстой, лишённый титула, всех чинов и состояния, отправился в ссылку в Соловецкий монастырь. Умер он на Соловках в возрасте 84 лет.

Валуево же, в период владения им П. А. Толстым, согласно моде того времени было украшено регулярным парком, который даёт представление о садовых планировках конца XVIII века с их как бы естественно образовавшимися дорожками и куртинами.

После смерти владельца Валуево и другие многочисленные вотчины наследовала вдова его старшего сына Прасковья Михайловна Толстая, урождённая Трое-курова, которая, не желая обременять себя хозяйственными проблемами, тут же разделила доставшиеся ей имения между детьми. Валуево перешло к старшему сыну Василию Ивановичу Толстому, впоследствии ставшему действительным статским советником. Ему было суждено оказаться последним владельцем этого имения из рода Толстых, вскоре вернувших себе графский титул.

В 1742 году Василий Иванович продал Валуево за 45 000 рублей супругам Шепелевым - Дмитрию Андреевичу, генерал-аншефу и обер-гофмаршалу, строителю Санкт-Петербургского Зимнего дворца, и его жене Дарье Ивановне, урождённой Глюк. При них в Валуеве рядом со старой деревянной церковью была сооружена новая, каменная.

В 1768 году Валуево по завещанию Дарьи Ивановны Шепелевой унаследовала её племянница Мария Родионовна Кошелева. Она была составительницей и хозяйкой части фамильной портретной галереи, ныне находящейся в экспозиции Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника города Рыбинска.

Детей у Кошелевой не было, их заменила любимая племянница Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина, урождённая княжна Волконская (1754-1829), принадлежавшая к одной из самых знатных и богатых московских семей. Ей Кошелева завещала своё подмосковное Валуево и большой московский дом на Разгуляе. Так имение перешло во владение рода Мусиных-Пушкиных.

Из всех владельцев подмосковной усадьбы самым знаменитым был граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1744-1817). Графское достоинство он получил от императора Павла I в апреле 1797 года. Алексей Иванович Мусин-Пушкин - один из тех выдающихся деятелей века русского Просвещения, которые формировали культурную среду своего времени. Возглавив Академию художеств, он, по оценке академиков, стал «ревнительным попечителем о состоянии наук и художеств». Среди ближайших друзей графа - Н. М. Карамзин, Н. Н. Бантыш-Каменский. Мусина-Пушкина привлекало изучение русской старины, его библиотека имела выдающийся статус. В 1772 году, путешествуя по Европе, он посетил Германию, Францию, Голландию, Испанию и Италию, где, интересуясь историческими памятниками и произведениями искусства, имел возможность ознакомиться со многими частными коллекциями. По возвращении в Россию граф начинает активную собирательскую деятельность. Его интересуют книги и древние рукописи, монеты и медали. Основная часть коллекции и картины размещались в московском доме на Разгуляе, а также в родовом поместье Иловна Ярославской губернии.

В 1788 году при упразднении Спасо-Ярославского монастыря Мусин-Пушкин приобрёл его архив. В приложенных документах отмечено: «за ветхостью и согниением». В большой пачке старых материалов находилась жемчужина XIV века - «Повесть о полку Игореве». Вскоре после приобретения «материала» Алексей Иванович Мусин-Пушкин готовит текст «Слова...», стремясь истолковать наиболее непонятные слова оригинала, и с этого текста делаются копии, одна из которых - специально для императрицы Екатерины II. «В Екатерининской копии, - пишет академик Д. С. Лихачёв, - ясно ощущается, что над текстом работал учёный, давший тексту своё толкование, расставивший знаки препинания, прописные буквы и т.д.».

В 1800 году в Москве в Смоленской типографии тиражом 1200 экземпляров отпечатана «Героическая песнь о походе на половцев удельного князя Новгорода-Северского Игоря Святославовича, писанная старинным русским языком в исходе XIII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие». Книгу быстро раскупали, многие экземпляры были преподнесены «высочайшим особам», близким друзьям владельца рукописи. А сама рукопись находилась в доме на Разгуляе. А. И. Мусин-Пушкин давно уже подумывал о том, чтобы передать своё бесценное собрание на хранение государству. Об этом он просил в письме, отправленном в Петербург, но высочайшее решение на просьбу графа всё не приходило.

Наступил 1812 год. В конце лета граф уезжает с семьёй в ярославское имение Иловна, чтобы собрать ополчение из своих крестьян. В «Правилах на составление временного ополчения для изгнания врагов из Отечества» А. И. Мусин-Пушкин подробно объясняет задачи ополченцев, а снаряжение их берёт на свой счёт. Граф сообщает, что обоих сыновей отдаёт на алтарь Отечества. Старший ушёл воевать простым офицером в петербургское ополчение и уже отличился: награждён золотой шпагой с надписью «За храбрость». Младший находился за 300 вёрст от дома на лечении, но по возвращении на родину он будет зачислен в ярославское ополчение. В своём московском доме на Разгуляе граф предпринял некоторые меры предосторожности: часть коллекций и, конечно, рукописи, среди них и список «Слова...», спрятал в самую надёжную из кладовых, вход в неё велел замуровать.

В день вступления французов в Москву в городе начался пожар. Дом на Разгуляе облюбовали французские солдаты. Кто-то из слуг, оставленных в доме для охраны, показал замурованный подвальный тайник. Спрятанные Мусиным-Пушкиным коллекции были разграблены. Французы искали сокровища, а рукописи разбросали. Все документы погибли во время случившегося вскоре пожара.

Наполеоновское нашествие нанесло Алексею Ивановичу ещё одну незаживающую рану: в самом конце войны, в марте 1813 года, под городом Люнебургом погиб майор Александр Алексеевич Мусин-Пушкин (1789-1813), который, как мечтал граф, должен был продолжить его труды на ниве отечественной культуры. Тяжело переживала вся семья гибель Александра. Свалившиеся несчастья неузнаваемо изменили Алексея Ивановича: не осталось и следа от его радушия и весёлости, он стал замкнутым и нелюдимым.

В подмосковной усадьбе Валуево в Отечественную войну 1812 года побывали части французской армии, отступавшие из Москвы по Старой Калужской дороге. В это время или чуть позже была повреждена Покровская церковь, окончательно разобранная в 1965 году. Теперь на этом месте установлен памятный знак.

Уже тяжело больной после пережитых потрясений, А. И. Мусин-Пушкин прожил последние годы в Валуеве, продолжая собирать книги и рукописи.

Умер Алексей Иванович в 1817 году в восстановленном после пожара доме на Разгуляе, а похоронен, как было завещано, в родовом имении Илове Ярославской области, К сожалению, могила Мусина-Пушкина не сохранилась; над ней разлилось Рыбинское водохранилище.

Алексей Иванович Мусин-Пушкин уделял большое внимание обустройству Валуева. При нём здесь был создан основной архитектурный ансамбль поместья. Усадебный комплекс, сформировавшийся к концу 1810 года, в плане строго симметричен. Парадный въезд оформлен двумя пилонами, украшенными скульптурами оленей, появившимися здесь в 60-х годах XIX века, и лёгкой чугунной решёткой. На углах ограды высятся две круглые башни, выполненные в псевдоготическом стиле и украшенные белокаменным декором (возможно, сооружённые при В. А. Мусине-Пушкине). Далее взору открывается панорама, в центре которой располагается главный дом, соединённый галереями с двумя флигелями: в правом размещался театр, в левом - кухня. Деревянный господский дом стоит на кирпичном сводчатом подклете. Стены здания оштукатурены под камень, что было достаточно распространено в то время. Фасад украшен шестиколонным ионическим портиком, внутри которого на уровне второго этажа устроен балкон. Углы здания обработаны пилястрами. Дом «охраняют» металлические львы, появившиеся здесь в 60-х годах XIX века. Тройные окна первого этажа украшают портики. Небольшой бельведер, венчающий дом, вносит определённую законченность в это превосходное создание неизвестного нам архитектора.

Внутренняя планировка дома традиционная. Со стороны фасадного двора дверь вела в вестибюль, из которого можно было попасть в парадный зал. По сторонам от него шли анфилады комнат - гостиная, приёмная и кабинет. На втором этаже располагались спальня и детские комнаты.

По воспоминаниям современников, комнаты главного усадебного дома украшала портретная галерея членов семьи Мусиных-Пушкиных, их родственников, знакомых, членов царской фамилии - всего более 60 портретов.

Среди знаменитой графской коллекции, собранной им во время путешествий, - бронза, фарфор, хрусталь, мебель. Здесь находилась часть огромной библиотеки.

Очень удачно выбрано место для парковых павильонов - высокий холм, откуда видна вся окрестность.

Одно из самых прекрасных зданий Валуева - павильон «Охотничий домик». Он несколько напоминает царскосельский музыкальный павильон, выстроенный по проекту Кваренги. Освещался домик через тройные окна, обращённые на север и юг. Внутри находились зал и две небольшие комнаты. В настоящее время «Охотничий домик» основательно перестроен.

Рядом с ним располагается грот, облицованный ракушечником. Посередине реки Липовки был насыпан островок, к которому вела лестница. На островке располагалась беседка (не сохранилась).

В 30-е годы XIX века в усадьбе сформировались каскадные пруды. С помощью системы насосов вода подавалась наверх к специальному резервуару, из которого стекала через пруды к реке. Каскад состоял из трёх прудов: верхнего - Красного, среднего - Золотого и нижнего - Тёмного. Пруды сохранились, и до сих пор в глади их вод отражаются цветовые гаммы деревьев и голубые просторы небес.

Облик парковой части усадьбы дополняла скульптура. Известно, что цветочную клумбу перед парком украшали четыре скульптуры, изображавшие времена года.

При графе Мусине-Пушкине Валуево отличалось особой нарядностью. Екатерина Алексеевна Мусина-Пушкина была гостеприимной хозяйкой. В Валуево съезжались многие родственники и друзья. Сюда приезжали соседи из ближних имений - семьи Вяземских, Четвертинских, Гагариных. Гостями Валуева были: Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, Е. А. Боратынский. Усадьбу посещал и А. С. Пушкин.

После смерти А. И. Мусина-Пушкина имение наследовал его сын Владимир Алексеевич Мусин-Пушкин (1798-1854), который имел репутацию умного и отзывчивого человека. Владимир родился в Москве, воспитывался в иезуитском пансионе в Петербурге, в 1810 году поступил в пажеский корпус, потом учился в Московском училище для колонновожатых. Далее - служба в лейб-гвардии Измайловском полку.

Женат был на Эмилии Карловне Шернваль фон Валлон (1810-1846), дочери Выборгского губернатора, шведа, состоявшего на русской службе. Супруги имели двух сыновей: Алексея (1831-1889) и Владимира (1832-1865). Среди обожателей Э. К. Мусиной-Пушкиной мы находим имена А. С. Пушкина, князя П. А. Вяземского и позднее - М. Ю. Лермонтова. Последний, видимо, увлёкся белокурой красавицей и «следовал за нею всюду, как тень» (В. Соллогуб), но взаимности не имел. Поэт посвятил ей мадригал «Э. К. Мусиной-Пушкиной»:

Графиня Эмилия -
Белее, чем лилия,
Стройней её талии
На свете не встретится,
И небо Италии
В глазах её светится,
Но сердце Эмилии,
Подобно Бастилии.

Судьба Эмилии Карловны была незавидной. Пристрастие к игре в карты её мужа было таково, что однажды он проиграл крупную сумму. Об этом говорила вся Москва. Дело удалось уладить, однако жить в Москве Мусиным-Пушкиным уже не позволяли средства, и они покинули город. Характеризуя Эмилию Карловну, её современница, А. О. Смирнова-Россет, пишет: «Она была очень умна и непритворно добра, как Аврора. Она имела белокурые волосы, синие глаза и чёрные брови. В деревне она ухаживала за тифозными больными, сама заразилась и умерла». Графиня умерла в 36 лет. Поступок этой женщины поставил её в один ряд с жёнами декабристов, последовавшими за мужьями в Сибирь. Она тоже была женой декабриста, избежавшего, правда, серьёзного наказания.

С 1825 года В. А. Мусин-Пушкин служил в Могилёве адъютантом главнокомандующего 1-й армии Ф. В. Остен-Сакена (1752-1837), а вторым адъютантом был П. П. Титов. Главнокомандующий вместе с Мусиным-Пушкиным прибыл на неделю в Москву для смотра. Здесь Владимир Алексеевич вступил в Северное общество. Однако, как показали материалы следствия, «истинных целей общества не знал». На следствии Мусин-Пушкин скажет: «Я был принят в Северное общество двоюродным братом моим Бородинского пехотного полка полковником М. М. Нарышкиным в начале августа месяца прошлого года в Москве». Нарышкин поставил перед Мусиным-Пушкиным и Титовым конкретную задачу: немедленно создать в Могилёве две управы Северного общества. Созданная в ноябре 1925 года могилёвская управа оказалась бездеятельной и после поражения восстания в Петербурге перестала существовать.

Мусин-Пушкин был внесён в утверждённый царём список подлежащих суду. Но в окончательном приговоре Верховного уголовного суда над государственными преступниками отнесён к 11-му разряду (лишение чинов с записью в солдаты). Николай I проявил монаршую милость к некоторым из осуждённых по этому разряду. Среди облагодетельствованных царём был и Мусин-Пушкин. Разжалование заменили увольнением из гвардии и переводом тем же чином (что считалось по тогдашним правилам большим понижением) в Петровский пехотный полк. Прослужив четыре года в захолустье, Мусин-Пушкин тем же чином был уволен в отставку.

Одним из немногих светлых событий в годы, когда тянул он казавшуюся ему бесконечной армейскую лямку, стала неожиданная поездка по казённой надобности на Кавказ. Здесь В. А. Мусин-Пушкин встретился с А. С. Пушкиным. Эта встреча вошла в строки произведения Пушкина «Путешествие в Арзрум»: «Наконец... благополучно прибыл в Новочеркасск, где нашёл гр. Вл. Пушкина, тоже едущего в Тифлис. Я сердечно ему обрадовался, и мы согласились путешествовать вместе». Александр Пушкин, давно знакомый со своим дальним родственником, ещё не раз упомянет его в письмах к Наталии Николаевне из Москвы в Петербург.

В 1831 году после отставки у графа взяли подписку об обязательстве жить в Москве и не выезжать за границу. Разрешалось только посещать свою подмосковную усадьбу Валуево. Однако вскоре графа освободили от надзора. Умер он в 1854 году.

Брат Владимира Иван Алексеевич Мусин-Пушкин в 1822 году женился на московской красавице Марии Александровне Урусовой, в которую влюбился А. С. Пушкин. Об увлечении графиней говорит пушкинское послание «Где море тёплою волной». Замужней женщине не позволительно было оказывать знаки внимания, поэтому откровенных признаний в любви в этом стихотворении нет. Поэт более восхищается природой Италии, откуда совсем недавно вернулась Мария Алексеевна:

Кто знает край, где небо блещет
Неизъяснимой синевой,
Где море тёплою волной
Вокруг развалин тихо плещет;
Где вечный лавр и кипарис
На воле гордо разрослись;
Где пел Торквато величавый,
Где и теперь во мгле ночной
Адриатической волной
Повторены его октавы...
......
Ты, вдохновенный Рафаэль,
Постигни прелесть неземную,
Постигни радость в небесах,
Пиши Марию нам другую,
С другим младенцем на руках.

Через два года после смерти мужа, в 1838 году, Мария Алексеевна вышла замуж за лицейского друга А. С. Пушкина Александра Михайловича Горчакова. Вместе они прожили 15 лет.

К середине XIX века всё имение уже числилось за детьми графини Э. К. Мусиной-Пушкиной - Алексеем (1831-1889) и Владимиром (1832-1865) Владимировичами.

В 1856 году Валуево у них купил владелец соседней усадьбы Филимонки князь Владимир Борисович Четвертинский (Святополк-Четвертинский). В Филимонках при нём началось строительство монументального двухэтажного храма. К сожалению, о деятельности В. Б. Четвертинского в Валуеве известно мало, да и принадлежала усадьба ему недолго. После смерти владельца имение наследовали его сыновья князья Борис и Сергей. В то время они ещё не достигли совершеннолетия, поэтому всеми хозяйственными делами по Валуеву ведал их опекун и родственник действительный тайный советник Эммануил Дмитриевич Нарышкин (1813-1902), имевший придворное звание обер-гофмаршала.

В пореформенное время 1861 года Валуево разделило судьбу многих дворянских имений, сменивших хозяев и перешедших в купеческие руки. В 1863 году имeниe у Четвертинских приобрел «потомственный почётный гражданин и кавалер, купец I гильдии» Дмитрий Семёнович Лепёшкин - владелец Товарищества Вознесенской мануфактуры Д. Лепёшкина и сыновей, находившейся в Дмитровском уезде Московской губернии, и Никольской писчебумажной фабрики. Благодаря огромным доходам Лепёшкин неоднократно делал значительные пожертвования на благотворительные цели.

По описи, приложенной к купчей, подлежали продаже главный трёхэтажный корпус и флигели - два двухэтажных и один одноэтажный. Общая площадь владений составляла 5607 квадратных саженей. Во владении имелись сад, пруд, который через несколько лет засыпали, и огороды, долгое время сдававшиеся в аренду.

При Д. С. Лепёшкине Валуево было бережно реконструировано. На парадный двор вели новые ворота. К дому пристроили дополнительные балконы и небольшие симметричные одноэтажные объёмы, расширившие здание в обе стороны. В парке возвели водонапорную башню и баню, перестроили с сохранением ордерных форм оранжерею. Все новые сооружения выполнены с большим тактом и не нарушают общего ансамбля усадьбы. Новое шоссе соединило усадьбу со станцией Одинцово Московско-Смоленской железной дороги.

В 1885 году Лепёшкин основал в своём имении лечебницу, функционировавшую в тёплое время года, с мая до первых чисел октября. В отличие от аналогичных медицинских учреждений, валуевская лечебница была хорошо оборудована.

В 1892 году после смерти Дмитрия Семёновича Валуево перешло к его вдове Агриппине (Аграфене) Николаевне, урождённой Шапошниковой, которая также была активной благотворительницей.

Во время Гражданской войны в 1918-1920 годы Валуево национализировали, мебель и предметы утвари из господского дома вывезли. В усадьбе устроили санаторий, а затем дом отдыха. С 1960 года вплоть до настоящего времени бывшую усадьбу занимает санаторий «Валуево». В 1962-1964 годах произведён реставрационный ремонт, в ходе которого многие постройки приспособили под санаторные нужды.

Русские усадьбы часто привлекали внимание кинематографистов красотой и просторами пейзажей. В конце 1970-х годов в Валуево приезжала съёмочная группа фильма «Мой ласковый и нежный зверь» во главе с режиссёром Э. Лотяну. В группу входили художник Б. Л. Бланк, оператор А. А. Петрицкий, артисты О. Янковский, К. Лавров, Г. Беляева, Л. Марков и другие. Картина вышла на экраны Советского Союза в 1978 году и сразу привлекла внимание зрителей не только своей сюжетной стороной и участием именитых артистов, но и прекрасной музыкой, которую к этому фильму написал композитор Е. Дога. Удивительной природой Валуева проникнут вальс, в мелодии которого слышатся шум вековых деревьев, и журчащая вода каскадных прудов, и пение птиц, и эхо голосов владельцев усадьбы.

Покровское-Валуево (в прошлом Настасьино ) - хорошо сохранившаяся подмосковная усадьба учёного вельможи А. И. Мусина-Пушкина. Лежит у берега речки Ликовы в посёлке Валуево бывшего Ленинского района Московской области (территория «Новой Москвы»). Основные постройки, возведённые на рубеже XVIII и XIX веков, заняты санаторием «Валуево».

История

Село обязано своим названием знатному роду Валуевых, один из представителей которого, дьяк Григорий Валуев, владел этими местами в начале XVII века. До 1861 г. в документах селение проходило под названием «Настасьино, Покровское тож». В конце XVII века им владели князья Мещерские.

В 1742 г. наследники П. А. Толстого продали Настасьино генерал-аншефу Д. А. Шепелеву, который распорядился выстроить деревянный одноэтажный особняк и каменную усадебную церковь во имя Покрова Богородицы (снесена в 1930-е гг.). По завещанию поместье унаследовала отставная фрейлина Мария Кошелева, передавшая его в руки своей племянницы, княжны Екатерины Волконской, а замужестве графини Мусиной-Пушкиной.

Хозяйка усадьбы, графиня Е. А. Мусина-Пушкина, на портрете Боровиковского

Компактный, гармоничный и цельный усадебный ансамбль был создан в Настасьине на рубеже XVIII и XIX веков по воле Екатерины Мусиной-Пушкиной и её супруга, графа Алексея Ивановича. Родительские имения графа - Иловна и Борисоглеб с ценной картинной галереей - находились далеко от Москвы, в Мологском уезде. В Настасьине же его хлебосольная жена обустроила для себя «подмосковную» с крепостным театром, где летом собирала вокруг себя детей и внуков, а также московских знакомых. Обычными гостями были помещики-соседи - Четвертинские из Филимонок, Вяземские из Остафьево, Гагарины из Ясенево. Устраивались часто танцы, шарады и все веселились от души.

Следующий владелец, декабрист Владимир Мусин-Пушкин, был в Покровском редким гостем, хотя имеются указания, что он принимал здесь Пушкина и Баратынского. Из-за пристрастия к карточной игре и трат на наряды жены, красавицы Эмилии Карловны, он безнадёжно запутался в долгах. В 1856 г. Валуевскую волость выкупил князь Владимир Четвертинский, сын известного в московском обществе князя Бориса Антоновича, хозяина соседнего имения Филимонки. После смерти князя Владимира имение унаследовала его сестра Вера Борисовна.

Вслед за отменой крепостного права старинные дворянские усадьбы стали переходить в руки представителей нарождающейся буржуазии. Валуево не было исключением из этого правила. Начиная с 1880-х гг. имение приспосабливает под собственные вкусы и нужды купец первой гильдии Д. С. Лепёшкин. Его иждивением была построена водонапорная башня, пристроены балконы, обновлена ограда, а прежние въездные ворота были заменены более помпезными - с фигурами глядящих друг на друга оленей.

В 1920 г. национализированная усадьба была передана для организации «дома отдыха для московских рабочих». Ведомственный санаторий, входивший в структуру Главмосстроя, поддерживал территорию в образцовом порядке. В 1960-х годах здесь снимались кинофильмы «Гусарская баллада» и «Война и мир», в 1970-х - «Мой ласковый и нежный зверь». По состоянию на 2012 год территория находится в ведении ОАО «Клинический санаторий Главмосстроя „Валуево“».

Архитектура

Усадьба в начале XX...

И в начале XXI века

Главенствующее положение в усадебно-парковом ансамбле занимает двухэтажный деревянный господский дом (1810-11 гг.) с шестиколонными ионическими портиками, над которым парит гранёный бельведер со шпилем. Дом поставлен на подклет с кирпичными сводами. В интерьере сохранились камины искусственного мрамора, фрагменты скульптурного убранства, колонны и лепнина, наборный паркет. Парадный вход оформлен в виде лестницы, по краям которой были установлены металлические фигуры львов (сейчас на их месте находятся крашеные копии, предположительно гипсовые).

По сторонам симметрично расположены низкие флигели самого конца XVIII века, также двухэтажные, служившие в первое время кухней и крепостным театром. Они соединены с господским домом открытыми колоннадами. Боковые стороны курдонёра образуют одноэтажные здания конного и скотного дворов, построенные в одно время с флигелями. К ограде примыкают ещё две небольшие постройки с мезонинами - это бывшая усадебная контора и дом управляющего.

Круглые краснокирпичные башни ограды в стиле русской готики были возведены позже остальных построек, после покупки усадьбы Лепёшкиным. От церкви XVIII века сохранились только домики церковного причта.

Ландшафтный парк

За усадебным домом полого спускается к берегу реки Ликовки просторный липовый парк с тремя прудами - Красным, Золотым и Тёмным. Из парковых павильонов уцелели валунный грот с тремя арочными входами (на берегу верхнего пруда) и Охотничий домик над другим гротом - очевидно, копия кваренгиевского музыкального павильона в Царском Селе.

(Россия, Москва, поселение Филимонковское, поселок Валуево)

Как добраться? Проезд общественным транспортом: от ст. метро «Юго-западная» автобусами № 611, 611с и 272. 309 и 304 надо просить чтобы остановились у Московского. 593 идет прямо в Московский. От Московского до Валуево 420 и 39. От метро «Ясенево» ходит 894 маршрутка.

Усадьба недоступна для посещения, на её территории располагается ведомственный санаторий

Находится южнее аэропорта «Внуково», за посёлком «Московский» по Киевскому направлению. Первым известным владельцем Валуева в начале XVII века был дьяк Григорий Валуев, по имени которого вотчина и получила своё название. Затем имением владели князья Мещерские, в 1719 году его приобрёл П.А. Толстой, а в 1759 г. Д.А. Шепелев. Усадебный ансамбль Валуева начал формироваться как раз при гофмаршале Шепелеве. В 1770 г. новым хозяином усадьбы стал граф А.И. Мусин-Пушкин (1744—1817) — известный архиограф, историк и коллекционер.

  1. Дом-дворец
  2. Флигели
  3. Службы
  4. Контора
  5. Оранжерея
  6. Дом управляющего
  7. «Охотничий домик»
  8. Водонапорная башня
  9. Конный двор
  10. Скотный двор
  11. Водокачка
  12. Прачечная
  13. Башни ограды

При нём на рубеже XVIII — XIX вв. был создан небольшой, но яркий ансамбль стиля классицизма, отличающийся большой целостностью и гармоничностью. Это превосходное произведение неизвестного архитектора на редкость совершенно. Ядро усадьбы — главный дом с флигелями, корпуса конного и скотного дворов и служебные здания по сторонам главного входа. Усадебный дом соединён с флигелями колоннадами. Этот мотив охотно разрабатывали европейские и русские зодчие. Архитектура валуевского дома получила парадное и монументальное звучание, так необходимое загородной резиденции важного вельможи. На склоне, спускающемуся к речке Ликовке был разбит большой липовый парк с каскадом прудов, гротами и павильонами.
В 1856 г. Валуево приобрела княгиня В.Б. Святополк — Четвертинская, а в 1880 — е годы имение перешло к Лепёшкиным. При новых владельцах были заново выстроены парадные ворота, возведена водонапорная башня, некоторые службы и круглые башни ограды. Эти постройки не нарушили архитектурного единства уже сложившегося усадебного комплекса. А парадный въезд, оформленный двумя массивными пилонами, со скульптурами оленей — стал визитной карточкой Валуева. Сейчас усадьба приведена в образцовый порядок, на её территории разместился ведомственный санаторий.





Персоналии

Граф А.И. МУСИН-ПУШКИН , 1744-1817, сын гвардии капитана Ивана Яковлевича, женатого на Наталии Михайловна Приклонской, родился 16 Марта 1744 г.; по выходе из Артиллерийского училища служил до 1772 г. адъютантом при князе Г. Г. Орлове, благодаря чему рано сделался известен Екатерине II. Служба в артиллерии не мешала ему с любовью заниматься наукой и литературой. В 1775 г., по возвращении из путешествия по Европе, во время которого он вел «Записки» и особенно интересовался искусством, Мусин-Пушкин сделан церемониймейстером; в 1789 г. назначен начальником «гимназии чужестранных единоверцев», а в 1790 г. избран в члены Российской академии за объяснение терминов: «думный дьяк» и «думный дворянин». Покупка им книг и бумаг известного Крекшина положила начало его знаменитой библиотеки» рукописей. Собирая всякие древности, записывая исторические известия и анекдоты, Мусин-Пушкин скоро сделался владельцем таких редкостей, как монеты князей св. Владимира и Ярослава, Тмутораканский камень с надписью 1068 г. (хранится в Эрмитаже), исчезнувшая летопись князя Кривоборского и единственная рукопись «Слова о полку Игореве». Болтин писал, что Мусин-Пушкин, «будучи крайний древностей наших любитель, великим трудом и иждивением, а больше по счастью, по пословице»: на ловца и зверь бежит, собрал много книг, весьма редких и достойных уважения от знающих в таких вещах цену». Сама Екатерина II знакома была с его собранием и подарила ему нисколько харатейных книг и летописей, «кои самой ей читать было трудно». Однако, расположение Императрицы, прямой характер и облечение «вредной галломании», причинили ему не мало неприятностей со стороны придворных завистников и интриганов. В 1791 г. Мусин-Пушкин был назначен обер-прокурором Святейшего Синода, что еще более способствовало увеличение его книгохранилища, так как он вошел «в короткое обращение и знакомство с духовными особами». Со вступлением на престол Павла I он оставил Синод, где снискал общее уважение и любовь за свое, по выражению митрополита Гавриила (Петрова), «благорасположение к наблюдению истины». В 1797 г. Государь пожаловал ему 1000 душ, но он просил разделить их между его подчиненными; тогда Павел возвел Мусина-Пушкина 5 Апреля 1797 г. в графское достоинство. В 1799 г., выйдя в отставку, граф Пушкин поселился в Москве, среди своих любимых древностей и рукописей, в своем громадном доме» на Разгуляе. Здесь он издал в 1800 г. «Слово о полку Игореве» (l-e издание, заменяющее теперь рукопись) и в 1810 г. - исследование о «Холопьем городке» на р. Мологе. (Раньше им изданы были, вместе с «приятелями» Елагиным и Болтиным, в 1792 г. «Русская правда» и в 1795 г.- «Поучение Владимира Мономаха».) Накануне 1812 г. друг графа, Н. Н. Бантыш-Каменский, убедил его пожертвовать свое собрание в библиотеку Архива Коллегии Иностранных дел. Однако, трудно было ему сразу расстаться с своим сокровищем, и он, по собственному его выражению, «похвального намеренья своего исполнить не успел». Редкостная библиотека вся погибла в 1812 г. в пламени Московского пожара. Только драгоценный Лаврентьевский список Несторовой летописи, поднесенный графом Александру I, уцелел в Публичной библиотеке. Старик граф был страшно потрясен; к довершению удара, 21 Марта 1815 г., под Люнебургом был убит 24-летний его сын, Александр, которого он «готовил « к занятиям историей. После этого, по свидетельству Калайдовича, до конца дней «пасмурный взор его одушевлялся только в беседе любителей Отечественной истории... Граф Мусин-Пушкин скончался 1 Февраля 1817 г. в Москве; отпевание в церкви Богоявления в Елохове совершал архиепископ Московский Августин; погребен он в своем имении, в селе Иломны, Моложского уезда. «Приязнью его пользовались: Карамзин, Болтин, Бантыш-Каменский..., «ум, доблести и знаменитые услуги его просвещению чтила великая Екатерина».

(С миниатюры,- принадлежащей Л. Г. Лукутиной, в Москве)

Графиня Е.А. МУСИНА-ПУШКИНА , 1754-1829, дочь генерал-майора князя Алексея Никитича Волконского от брака с Маргаритой Родионовной Кошелевой, родилась 6 Октября 1754 года; 27 лет, 6 Мая 1781 г., она вышла замуж за богатого человека, Алексея Ивановича Мусина-Пушкина (р. 16 Марта 1744 г.), позднее действительного тайного советника, обер-прокурора Святейшего Синода, графа (с 1797 г.), известного любителя русской старины, так сказать, первого русского ученого археолога. 1 Февраля 1817 г. графиня Мусина-Пушкина овдовела, её многочисленную семью, состоявшую из 8 человек детей; сыновья, графы: Иван (р. 31 Октября 1783, ум. 12 Июня 1836; гофмейстер), Александр (р. 1788, ум. 25 Марта 1815 г.; любимец отца, который хогел видеть в нем своего преемника по занятиям русской историей, быль смертельно ранен при Люнебурге), Владимир (р. 51 Марта 1798, ум. 1854; быль арестован по делу декабристов), и дочери, графини: Мария (р. 7 Июня 1782; за А. 3. Хитрово), Наталия (р. 1784, ум. 1829; за князем Д. М. Волконским), Екатерина (р. 4 Октября 1786; за князем В. П. Оболенским), СОФЬЯ (р. 1792; за князем И. Л. Шаховским) и Варвара (р. 1796, ум. 1829; за князем Н. И. Трубецким).
Графиня Е. А. Мусина-Пушкина скончалась в Москве 17 Ноября 1829 года; отпевали ее в приходской церкви Богоявления в Елохове, а погребена рядом с мужем в своем Моложском имении, селе Иломны, Ярославской губернии.
По словам Булгакова, считавшего графиню Мусину-Пушкину «одной из первейших знакомых своей молодости она была женщиной расчетливой, склонной к различным финансовым операциям, умевшей пользоваться нужными ей людьми, отличалась обходительностью и страстно любила поиграть в карты. По поводу её кончины А. Я. Булгаков писал брату, возвратившись с её похорон, где был «весь город», начиная с генерал-губернатора князя Д. В. Голицына: «Грусть была непритворная: Царство ей небесное! Пожила довольно для женщины, была любима, уважаема в семье; несмотря на удар, могла говорит, была покойна, и сказывают, что последние её слова были, когда лили ей лекарство в рот: «Меня кормят, как галчонка!» Стало, дух её был покоен, ежели шутила... Да и ежели правду говорить, так в чем можно упрекнуть покойницу? В одной скупости, но и эта не мешала ей принимать весь город, жить домом, делать добро... Она нас любила, как ближних своих; пережила всех своих сверстниц и скончалась 77 лет».

(С миниатюры, принадлежащей А. 3. Хитрово, в С-Петербурге)

Усадебный парк

Валуево. Усадьба Валуево - характерный образец сравнительно небольшой подмосковной усадьбы конца XVIII и начала XIX в. В настоящее время на данной территории общей площадью около 60 га находятся санаторий и профилакторий, имеется также плодовый сад в 9,5 га. Усадьба создана в 1800 г. известным библиофилом и археологом, издателем «Слова о полку Игореве» А. И. Мусиным-Пушкиным. Последним владельцем усадьбы был купец Лепешкин, который произвел достройки и ремонт старых зданий. С прежних времен сохранился дом, построенный в 1810-1811 гг., с флигелями, корпуса конного и скотного дворов. Два служебных флигеля по сторонам главного въезда, образующих большой парадный двор, составляли ранее центральное ядро усадьбы. По другую сторону дома раскинулся обширный пейзажный парк с каскадом прудов и гротами. Парк разбит в конце XVIII в. на высоком берегу р. Ликовки (приток Десны). Рельеф местности пересеченный. Часть парка, примыкавшая к дому, сначала носила регулярный характер и лишь в XIX в. была преобразована в ландшафтный парк с зеленым партером. О прежней планировке напоминают периметральные аллеи. В парке регулярный классический стиль сочетается с пейзажным. В нем находится садовый павильон или «Охотничий домик», выстроенный в XVIII в. и расширенный в начале XIX в. Старая оранжерея сильно перестроена.

При обследовании парка найдено 14 видов интродуцированных растений, среди них шесть видов хвойных: пихта сибирская (высота 34 м, диаметр ствола 48 см), лиственница сибирская (высота 12 м, диаметр ствола 8 см), сосна румелийская (высота 25 м, диаметр ствола 42 см), сосна кедровая сибирская (высота 13 м, диаметр ствола 41 см), туя западная (высота 10 м, диаметр ствола 23 см) и молодые деревья ели колючей с голубой хвоей (высота 5 м, диаметр ствола 6 см). Лиственные иптродуценты растут часто отдельными экземплярами: клен остролистный шаровидной формы (высота 4 м, диаметр ствола 12 см), клен Шведлера (высота 9 м, диаметр ствола 15 см), конский каштан обыкновенный (высота 7 м, диаметр ствола 8 см); реже - группами: тополь белый (высота 29 м, диаметр ствола 40 см); или большими куртинами: сирень обыкновенная (высота 8 м). Местная флора включает восемь видов, в том числе два хвойных и шесть лиственных. Наиболее интересны аллеи из липы мелколистной (высота 33 м, диаметр ствола 62 см), большие группы клена остролистного (высота 22 м, диаметр ствола 41 см), береза плакучая (высота 27 м, диаметр ствола 63 см), ива белая (высота 29 м, диаметр ствола 48 см), другие растения представлены часто единичными экземплярами. Состояние всех растений и уход хорошие.
Следует убрать больные старые деревья. Рекомендуется поработать над улучшением ассортимента, провести подсадку молодых деревьев на месте удаленных старых растений. Необходимо сохранение старых ценных древесных интродуцентов, названных выше, в качестве маточников. Особой защиты и сохранения заслуживают старые деревья сосны румелийской, столь редкой в других насаждениях, и сосны кедровой сибирской.