Вторая сигнальная система по павлову примеры. Учение павлова о двух сигнальных системах действительности

Ввел понятия первой и второй сигнальных систем, выражающих различные способы психического отражения действительности. Первая сигнальная система имеется и у животных и у человека.

Деятельность этой системы проявляется в рефлексах, формирующихся на любые раздражения внешней и внутренней среды, за исключением смыслового содержания слова. Сигналами 1-й сигнальной системы являются запах, цвет, форма, температура, вкус предметов и т.д. Эти сигналы воздействуют на рецепторы анализаторов, от которых в головной мозг поступают нервные импульсы. И человек и животные в результате деятельности 1-й сигнальной системы осуществляют анализ и синтез этих нервных импульсов.

Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности.

Характерными чертами условных рефлексов 1-й сигнальной системы являются:

1) конкретность сигнала (то или иное явление окружающей действительности);

2) подкрепление безусловным раздражителем (пищевым, оборонительным, половым);

3) биологическая природа достигаемого приспособления (к наилучшему питанию, обороне, размножению).

У человека в процессе его социального развития, в результате коллективной трудовой деятельности появилась, по словам И.П. Павлова, «чрезвычайная прибавка» к механизмам работы мозга. Ею стала 2-я сигнальная система, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью слова и речи. Вторая сигнальная система тесно связана с сознанием и абстрактным мышлением человека.

Сигналами 2-й сигнальной системы являются слова устной и письменной речи, а также - формулы и символы, рисунки, жесты, мимика. Деятельность 2-й сигнальной системы проявляется, главным образом, в речевых условных рефлексах. Сигнальное значение слова для человека заключается не в простом звукосочетании, а в его смысловом содержании (в отличие от дрессированных животных. Причём смысловое значение слова, например апельсин, не зависит от звучания этого понятия на рзличных языках.

Слово для человека является таким же и даже более сильным физиологическим раздражителем, как предметы и явления окружающего мира. Вторая сигнальная система является всеобъемлющей, способной заменять и обобщать все раздражители 1-й сигнальной системы. Сигналы 1-й сигнальной системы, поступающие из различных частей тела и окружающей среды, непрерывно взаимодействуют с сигналами 2-й сигнальной системы. При этом образуются условные рефлексы второго и более высших порядков.

Вторая сигнальная система составляет физиологическую основу абстрактного речевого мышления , присущего только человеку. Абстрактное мышление позволяет человеку отвлекаться от конкретных предметов и явлений окружающего мира, мыслить словами, заменяющими эти предметы, словесно сопоставлять и обобщать их в виде понятий и умозаключений. В осуществлении функций 2-й сигнальной системы принимают участие структуры правого и левого полушарий головного мозга.


Человек, как и животные, рождается только с безусловными рефлексами . В процесс роста и развития и у человека и у животных происходит формирование условных рефлексов 1-й сигнальной системы. У человека процесс развития ВНД на этом не заканчивается и на базе 1-й сигнальной системы формируются условные рефлексы 2-й сигнальной системы. Они начинают формироваться, когда ребенок начинает говорить и познавать окружающий мир. Условные рефлексы у него на словесные раздражители появляются лишь во второй половине первого года жизни. Следовательно, поведение человека складывается из безусловных рефлексов, условных рефлексов 1-й сигнальной системы и условных рефлексов 2-й сигнальной системы.

В физиологических условиях 2-я сигнальная система несколько притормаживает активность 1-й сигнальной системы. С появлением 2-й сигнальной системы возникает новая форма нервной деятельности - отвлечение и обобщение множества сигналов, поступающих в мозг. Это обусловливает высокую степень адаптации человека к окружающей среде. Вторая сигнальная система является высшим регулятором различных форм поведения человека в окружающем мире.

Характерными чертами условных рефлексов 2-й сигнальной системы являются:

1) распространение сигнального значения слов на все смежные, похожие факты и явления, т.е. всё более широкое обобщение понятий и отвлечение от конкретных частностей (человек идёт, поезд тоже идёт, часы идут, дождь идёт и т.п.);

2) одномоментность формирования и перестройки временных нервных связей. Например, можно объяснить приезжему, как найти нужный ему дом, и человек, никогда не бывший в этом городе, прямо придет к месту назначения Животное же, чтобы найти правильный путь в лабиринте, сделает множество проб и ошибок.

3) Отображение во второй сигнальной системе временных связей, образованных в первой, и наоборот. Например, если у человека выработать условный рефлекс вставания на звук звонка, а затем вместо включения звонка сказать слово «звонок», то человек встанет. Или же, если словами описывать вид и вкус любимого человеком кушанья, то у человека начнет выделяться слюна.

4) Чем более абстрактно и отвлеченно понятие, выраженное словом, тем слабее связь этого словесного сигнала с конкретным сигналом 1-й сигнальной системы.

5) Более высокая утомляемость и подверженность внешним влияниям рефлексов второй сигнальной системы по сравнению с первой.

Взаимодействие двух сигнальных систем выражается в явлении избирательной иррадиации нервных процессов между двумя системами. Оно обусловлено наличием связей между сенсорными зонами коры больших полушарий, воспринимающими стимулы и нервными структурами, обозначающими эти стимулы словами. Между двумя сигнальными системами существует также иррадиация торможения. Выработка дифференцировки к сигнальному стимулу может быть воспроизведена и при замене дифференцировочного раздражителя его словесным обозначением.

В процессе онтогенеза взаимодействие двух сигнальных систем проходит через несколько стадий. Первоначально условные рефлексы ребенка реализуются на уровне первой сигнальной системы: непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и двигательными реакциями. Во втором полугодии ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями, следовательно, добавляются условные связи «словесный раздражитель - непосредственная реакция». К концу первого года жизни (после 8 месяцев) ребенок уже начинает подражать речи взрослого так, как это делают приматы, используя отдельные звуки для обозначения предметов, происходящих событий, а также своего состояния.

Позже ребенок начинает произносить отдельные слова. Сначала они не связаны с каким-либо предметом. В возрасте 1,5-2 лет часто одним словом обозначается не только предмет, но и действия и связанные с ним переживания. Лишь позже происходит дифференциация слов на категории, обозначающие предметы, действия, чувства. Появляется новый тип связей: непосредственный раздражитель - словесная реакция.

На втором году жизни словарный запас ребенка увеличивается до 200 слов и более. Он уже может объединять слова в простейшие речевые цепи и строить предложения. К концу третьего года словарный запас достигает 500-700 слов. Словесные реакции вызываются не только непосредственными раздражителями, но и словами. Появляется новый тип связей: словесный раздражитель - словесная реакция.

С развитием речи у ребенка в возрасте 2-3 лет усложняется интегративная деятельность мозга: появляются условные рефлексы на отношения величин, весов, расстояний, окраски предметов. В возрасте 3-4 лет вырабатываются различные двигательные и некоторые речевые стереотипы.

Восприятие и анализ сигналов, поступающих от рецепторов сенсорных органов и вызывающее определённую ответную реакцию организма, является общим свойством всех представителей царства Animalia. Вместе с тем у человека в процессе трудовой деятельности и социального развития появился, развился и усовершенствовался дополнительный механизм выработки условных рефлексов, связанный со словесными сигналами, объединёнными в речь. Он заключается в восприятии и анализе слов в качестве условных раздражителей. И.П. Павлов, изучая рефлекторные связи, ввёл понятие «сигнальные системы», разделяя их на общую для животных и человека первую сигнальную систему и специфичную только для человека вторую.

Первая сигнальная система - непосредственные ощущения и восприятия - составляет основу ВНД и сводится к совокупности условных и безусловных рефлексов на непосредственные раздражители. У человека она отличается большей скоростью распространения и концентрации нервного процесса, его подвижностью, что обеспечивает быстроту переключения и образования условных рефлексов. Было установлено, что животные лучше различают отдельные раздражители, в то время как человек - их комбинации.

Вторая сигнальная система сформировалась у человека на основе первой как система речевых сигналов (произносимых, слышимых, видимых), слов. В словах содержится обобщение сигналов первой сигнальной системы. Процесс обобщения словом вырабатывается в ходе формирования условных рефлексов при групповой деятельности человека.

Говоря об особенностях высшей нервной деятельности человека, Н.Н Данилова цитирует слова И.П. Павлова: «Специфика высшей нервной деятельности человека возникла в результате нового способа взаимодействия с внешним миром, который стал возможен при трудовой деятельности людей и который выразился в речи. Речь возникла как средство общения между людьми в процессе труда. Ее развитие привело к возникновению языка» .

Таким образом, рассматривая эволюцию второй сигнальной системы, можно выстроить следующую логическую цепочку: предметы и явления объективного мира - их восприятие сенсорными системами - соответствующая реакция организма - стремление преобразовать окружающую действительность для удовлетворения потребностей - объединение усилий нескольких членов группы для получения более эффективного результата - необходимость общаться для скоординированности действий - возникновение слов - объединение их в речь - образование языка как системы обобщённого отражения действительности, понятной всем членам данной группы людей.

Качественное отличие связей второй сигнальной системы от первой состоит в том, что слово, хотя и является реальным физическим раздражителем (слуховым, зрительным, кинестетическим), отражает не конкретные, а наиболее существенные, основные свойства и отношения предметов и явлений. Именно слово обеспечивает возможность обобщенного и отвлеченного отражения действительности, которое формируется только в процессе общения, т.е. определяется как биологическими, и социальными факторами.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. У человека все восприятия, представления и большинство ощущений обозначаются словом. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему. Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью. Любое обучение и любая творческая деятельность связаны с развитием и совершенствованием второй сигнальной системы.

В процессе онтогенеза выделяют несколько фаз развития совместной деятельности двух сигнальных систем. Первоначально (с грудного возраста) «…условные рефлексы осуществляются на уровне первой сигнальной системы. т. е. непосредственный раздражитель вступает в связь с непосредственными вегетативными и соматическими реакциями» . Условные рефлексы на словесные раздражители появляются лишь во второй половине года жизни, по мере созревания мозга и формирования новых и все более сложных ассоциативно-временных связей. Слово обычно сочетается с другими непосредственными раздражителями, и в результате оно становится одним из компонентов комплекса: «Превращение слова … в «сигнал сигналов» происходит в конце второго года жизни» .

Таким образом, можно отметить, что вторая сигнальная система развивается у человека на основе первой и формируется только в процессе его социализации. С возникновением языка у человека появилась новая система раздражителей в виде слов, обозначающих различные предметы, явления окружающего мира и их отношения. Способность понимать, а потом и произносить слова развивается у человека с детских лет в процессе его развития в результате ассоциации определенных сочетаний звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Присоединяясь к непосредственному образу предмета или явления, слово выделяет его существенные признаки, анализируя и обобщая его качества; тем самым оно переводит смысл данного образа в систему значений, понятную как самому говорящему, так и любому слушателю. «Через слово человек может получать знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Система словесных символов расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире» .

Объединённые в особые знаковые системы - языки - слова стали мощнейшим стимулом и регулятором человеческого поведения. В настоящее время известно более 2500 живых развивающихся языков. Языковые знания, в отличие от безусловных рефлексов, не передаются по наследству. Однако у человека имеются генетические предпосылки к усвоению языка и общению с помощью речи. Они заложены в особенностях его центральной нервной системы, речевого аппарата, гортани. Усвоение языка происходит в результате обучения; поэтому факт того, какой язык усвоит человек как родной, зависит от среды, в которой он живет, и условий его воспитания.

Язык реализуется и осуществляется в речи - процессе говорения, протекающем во времени и облекающимся в звуковую или письменную форму. Данный речевой процесс имеет несколько функций, каждая из которых влияет на высшую нервную деятельность человека. При коммуникативной функции (общении между людьми) осуществляется либо указание на какой-либо предмет или явление (т.е. привлечение к нему внимания собеседника), либо побуждение слушателя к какому-либо действию. Регулирующая функция речи реализует себя в высших психических функциях -- сознательных формах психической деятельности. Программирующая функция выражается в построении смысловых схем речевого высказывания, грамматических структур предложений, в переходе от замысла к внешнему развернутому высказыванию, т.е. производит «внутреннее программирование», осуществляемое с помощью внутренней речи .

Таким образом, в человеческой речи выражаются общие черты и качества окружающего мира, представленные во всём многообразии конкретных явлений и ощущений, и поэтому значение речи для становления человеческого мышления огромно. Выработанная в процессе эволюции система словесных символов расширила возможности приспособления человека к окружающей среде, возможности его ориентации в природном и социальном мире.

Подводя итог сказанному выше, следует отметить, что человеку свойственны два вида работы мозга. Первый обусловливает превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма, имеющий отношение к системе конкретных, непосредственных, чувственных образов действительности. Второй вид работы мозга отвечает за функцию, имеющую дело со словесными символами («сигналами сигналов»), относящийся к системе обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

Особенность интегративной деятельности нервной системы человека осуществляется не только на основе непосредственных ощущений и впечатлений, но и путем оперирования словами. При этом слово выступает не только как средство выражения мысли, а также перестраивает мышление и интеллектуальные функции человека, так как сама мысль совершается и формируется только с помощью слова.

нервный рефлекс сознание человек

Заключение

Особенностью высшей нервной деятельности человека является параллельное существование двух сигнальных систем: «У человека в отличие от животных существуют две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия» .

Замещение вызывающего реакцию ощущения словом возникает у человека в процессе его общественно-трудовой деятельности, причём слово является также средством познания окружающей действительности, обобщенного и опосредованного отражения существенных ее свойств. В словах, в языке выражается уже не конкретное, а отвлечённое мышление, в языке оно формируется, без него не может существовать.

Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, т.к. слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течение многих лет.

Первая и вторая сигнальные системы взаимосвязаны. Вторая функционирует благодаря информации, которая поступает от первой сигнальной системы, трансформируя ее в специфические понятия. Действие слова в качестве условного раздражителя может иметь такую же силу, как непосредственный первосигнальный раздражитель, причём сигнальное значение слова определяется его смысловым восприятием. Таким образом, под влиянием слова находятся не только психические, но и физиологические процессы. Это лежит в основе внушения и самовнушения.

У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой, причём степень этого преобладания неодинакова, что даёт основание разделить людей на три типа:

1) мыслительный;

2) художественный;

3) средний (смешанный).

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы); непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах. К художественному типу относятся люди с меньшим преобладанием второй сигнальной системы над первой. Им присущи живость, яркость конкретных образов (художники, писатели, артисты, конструкторы, изобретатели и др.). Средний, или смешанный, тип людей занимает промежуточное положение между двумя первыми. У людей с чрезмерным развитием первой сигнальной системы, как правило, слабо развита склонность к абстрагированию, теоретизации. Однако чрезмерное преобладание второй сигнальной системы, граничащее с отрывом ее от первой сигнальной системы, также является нежелательным качеством человека.

Особенностью ВНД человека является также осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание - основная функция человеческого мозга; само мышление неразрывно связано с этой следующей, второй ступенью в развитии высшей нервной деятельности, свойственной только человеку. Отражая действительность в логических формах мышления, т. е. восходя от ощущений, впечатлений и конкретно-чувственных представлений к абстрактным общим понятиям, человек выделяет существенное в предметах и явлениях. С помощью трёх присущих ему особенностей - сознания, мышления и речи - он полнее и глубже раскрывает действительную сущность объективного и субъективного мира.

Таким образом, хотя в основе высшей нервной деятельности и животных, и человека лежат общие механизмы, именно указанные выше особенности сделали Homo sapiens сегодняшним венцом эволюции.

Все закономерности условно рефлекторной деятельности являются общими для высших животных и человека. И у человека вырабатываются условные рефлексы на различные сигналы внешнего мира или внутреннего состояния организма, если только различные раздражения экстеро- или интерорецепторов сочетаются с какими-либо раздражениями, вызывающими безусловные или условные рефлексы. И у человека при соответствующих условиях возникает внешнее (безусловное) или внутреннее (условное) торможение. И у человека наблюдается иррадиация и концентрация возбуждения и торможения, индукция, динамическая стереотипия и другие характерные проявления условнорефлекторной деятельности.

Общими и для животных и для человека являются анализ и синтез непосредственных сигналов внешнего мира, составляющих первую сигнальную систему действительности.

По этому поводу И. П. Павлов говорил: «Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, так и от пашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это - первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».

У человека в процессе его социального развития, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система , связанная со словесной сигнализацией, с речью. Эта высокосовершепная система сигнализации состоит в восприятии слов - произносимых (вслух или про себя), слышимых или видимых (при чтении). Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и качественно изменило высшую нервную деятельность человека.

Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность больших полушарий. «Если наши ощущения и представления,- говорил И. П. Павлов,- относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше лишнее специально человеческое высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпиризм, а наконец, и науку - орудие высшей ориентировки человека в окружающем мире и в себе самом».

Словесными сигналами человек обозначает все то, что он воспринимает при помощи своих рецепторов. Слово как «сигнал сигналов» дает возможность отвлечься от конкретных предметов и явлений. Развитие словесной сигнализации сделало возможным обобщение и отвлечение, находящие свое выражение в понятиях человека. «Всякое слово (речь) уже обобщает.

Чувства показывают реальность; мысль и слово - общее». Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений, в которых находится индивидуум с окружающей его общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились у людей в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована.

Вне общества - без общения с другими людьми - вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи и не умели говорить. Известно также, что люди, в молодом возрасте изолированные на десятки лет от общества других людей, забывали речь; вторая сигнальная система у них переставала функционировать.

Учение о высшей нервной деятельности дало возможность раскрыть закономерности функционирования второй сигнальной системы. Оказалось, что основные законы возбуждения и торможения являются общими и для первой и для второй сигнальных систем. Возбуждение любого пункта коры больших полушарий у человека приводится в связь с зонами восприятия речи и ее выражения, т. е. с сенсорными и моторными центрами речи. Доказательства этому даны в опытах А. Г. Иванова-Смоленского и его сотрудников на детях.

После образования условного рефлекса на какой-либо звуковой или световой сигнал, например, на звук звонка или вспыхивание красной лампы, словесное обозначение условного сигнала, т. е. слова «звонок», «красный цвет», вызывают сразу без предварительного сочетания с безусловным раздражителем условный рефлекс. При обратных условиях опыта, когда условный рефлекс был выработан на словесный сигнал, т. е. когда условным раздражителем являлись слова «звонок» или «красная лампа», условный рефлекс наблюдался при первом же применении в качестве раздражителя звука звонка или вспыхивания красной лампы, которые не сочетались никогда ранее с безусловным раздражением.

В некоторых опытах Л. И. Котляревского безусловным раздражителем было затемнение глаза, вызывавшее расширение зрачка. Условным раздражителем при этом был звонок. После выработки условного рефлекса иа звук звонка достаточно было произнести слово «звонок», как появлялся условный рефлекс. Более того, если сам испытуемый произносил это слово, то также возникал условный рефлекс сужения или расширения зрачка. Такие же явления наблюдались, если безусловным раздражителем было надавливание на глазное яблоко, вызывавшее рефлекторное урежение сердечной деятельности.

Механизм подобных условнорефлекторных реакции связан с тем, что в процессе обучения речи, задолго до опытов, возникли временные связи между корковыми пунктами, воспринимающими сигналы от различных предметов, и центрами речи, воспринимающими словесные обозначения предметов. Таким образом, центры речи включаются в образование временных связей в коре мозга человека. Во всех описанных опытах мы встречаемся с явлением элективной иррадиации, заключающейся в том, что возбуждения из первой сигнальной системы передаются во вторую и обратно. Элективная иррадиация является существенно новым физиологическим принципом, проявляющимся в деятельности второй сигнальной системы и характеризующим се соотношение с первой.

Слово воспринимается человеком не только как отдельный звук или сумма звуков, а как определенное понятие, т. е. воспринимается его смысловое значение. Это доказывают опыты Л. А. Шварц, которая, выработав условный рефлекс на какое-либо слово, например, «тропинка», затем заменяла его синонимом, например, словом «дорожка». Слово-синоним вызывало точно такую же условнорефлекториую реакцию, как и то слово, на которое был выработан условный рефлекс. Аналогичное явление наблюдалось при замене русского слова, служившего условным раздражителем, тем же по смыслу словом на иностранном языке, знакомом испытуемому. Существенно важно, что «нейтральные» слова, т. е. те, на которые не был образован условный рефлекс, ие вызывали реакции. Близкое по звучанию слово, например слово «дым» при условном рефлексе на слово «дом», вызывало рефлекс только в первое время. Очень быстро на такие слова образовывалась дифференцировка и они переставали вызывать условные рефлексы.

Между различными участками коры мозга и центрами, принимающими участие в актах чтения и письма, в процессе обучения также образуются связи. Именно поэтому после выработки условного рефлекса на звук звонка надпись «звонок» вызывает у человека, умеющего читать, условнорефлекторную реакцию.

Речевые сигналы в опытах на человеке с успехом могут быть применены как подкрепление условного раздражителя. Для этой цели условный раздражитель, например звук звонка, сопровождается словесной инструкцией - приказом: «нажмите на ключ», «встаньте», «отдерните руку» и т. п. В результате ряда сочетаний условного раздражителя со словесной инструкцией образуется (в нашем примере - на звук звонка) условный рефлекс, характер которого соответствует инструкции. Слово является мощным подкреплением, на базе которого могут быть образованы весьма прочные условные рефлексы.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга. У человека все восприятия и представления и большая часть ощущений словесно обозначаются. Из этого следует, что возбуждения первой сигнальной системы, вызываемые конкретными сигналами от предметов и явлений окружающего мира, передаются во вторую сигнальную систему.

Обособленное функционирование первой сигнальной системы без участия второй (за исключением случаев патологии) возможно только у ребенка до овладения им речью.

В процессе эволюции на этапе развития вида Homo sapiens произошло качественное видоизменение системы сигнализации. Обусловлено это появлением второй сигнальной системы – речи. В первой сигнальной системе все формы поведения, средства взаимного общения, базируются на непосредственном восприятии натуральных, конкретных раздражителей - конкретно-чувственное восприятие. При этом вначале формируется ощущение отдельных свойств предметов, явлений (форма, размеры предметов, последовательность явлений). На следующем этапе нервные механизмы ощущений усложняются, возникают более сложные формы отражения - восприятия. И только за счет второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий, представлений.

Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Животные оперируют лишь образами, выработанными условными рефлексами. За счет второй сигнальной системы человек оперирует не только образами, но и связанными с ними мыслями, содержащими смысловую информацию. Раздражители второй сигнальной системы в значительной степени опосредованы мыслительной деятельностью человека. Одни и те же явления могут быть выражены с помощью различных звукосочетаний и на разных языках, но словесные сигналы совмещают в себе два свойства: смысловое (содержание) и физическое (звучание в устной речи, очертание букв и слов - в письменной). С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа к понятию, представлению, т.е. от первой сигнальной системы ко второй.

У животных биологическое значение сигналов зависит от последующего подкрепления. У людей, сигнальное значение слова определяется всем коллективным опытом. Информация, содержащаяся в самих словах, связана с абстрактными понятиями, служит основой мыслительной деятельности. Речь дает человеку огромные преимущества в его познавательной и трудовой деятельности. В отсутствие такого информационного изоморфизма становится невозможным использование этой формы межличностного общения. Люди, перестают понимать друг друга, если они пользуются разными языками, недоступными всем участвующим в общении лицам. Такое же взаимное непонимание может быть тогда, если в одни и те же речевые сигналы закладывается разное смысловое содержание.

Человеческий мозг в процессе развития его второй сигнальной системы приобрел замечательное свойство, позволяющее человеку действовать разумно и достаточно рационально в условиях вероятностного, «размытого» окружения, значительной информационной неопределенности. Это свойство основано на способности, оперировать «размытой» логикой в отличие от формальной логики и классической математики, имеющим дело только с точными причинно-следственными отношениями. Развитие высших отделов мозга приводит не только к развитию принципиально новой формы восприятия, но к возникновению принципиально новой формы мыслительной деятельности. Человеческий мозг оперирует «размытыми», неточными терминами, понятиями (иногда одно и то же понятие может быть обозначено разными словами. Например: вода, родник, ручей, пруд и т.д., т.е. в данном случае везде речь идет о воде). По-видимому, постоянная практика использования языка с его вероятностным отношением между знаком и обознчаемым им явлением или предметом послужила прекрасной тренировкой для человеческого ума в манипулировании нечеткими понятиями. Именно «размытая» логика мыслительной деятельности человека, основанная на функции второй сигнальной системы, обеспечивает ему возможность эвристического решения многих сложных проблем, которые невозможно решать обычными алгоритмическими методами.

Функция речи осуществляется определенными структурам коры большого мозга. Двигательный центр устной речи, известный как центр Брока, расположен у основания нижней фронтальной извилины. При повреждении этого участка мозга наблюдаются расстройства двигательных реакций, обеспечивающих устную речь. Акустический центр речи (центр Вернике) находится в области задней трети верхней височной извилины и в прилегающей части - надкраевой извилине (gyrus supramarginalis). Повреждение этих областей приводит к потере способности понимать смысл услышанных слов. Оптический центр речи расположен в угловой извилине (gyrus angularis), поражение этого участка мозга лишает возможности узнавать написанное.

Межполушарная асимметрия.

Левое полушарие ответственно за развитие отвлеченного логического мышления, связанного с преимущественной обработкой информации на уровне второй сигнальной системы. Правое полушарие обеспечивает восприятие и переработку информации преимущественно на уровне первой сигнальной системы.

О роли левого и правого полушарий мозга в обеспечении сознания (его разновидностей) и речи с точки зрения нейронной активности, лежащей в его основе, имеется лишь очень простая и неудовлетворительная схема. Для нормального сознания необходим какой-то промежуточный уровень активности ЦНС. Сознание невозможно как при чрезмерной активности нейронов (например, эпилептический припадок), так и при низкой активности (глубокий наркоз). Нормальное проявление сознания требует взаимодействия между структурами коры и подкорки, по-видимому, с участием ретикулярной формации ствола мозга. Новые сведения о структурных основах сознания получены при наблюдениях над больными, у которых по медицинским показаниям было произведено рассечение мозолистого тела и передней спайки. У таких людей с «расщепленным» мозгом связь между полушариями отсутствует, и каждая половина мозга независимо друг от друга выполняет свою функцию. Поскольку многие восходящие и нисходящие пути перекрещиваются по средней линии, левое полушарие отвечает за соматосенсорные и двигательные функции правой половины тела и наоборот. В норме происходит перекрест зрительных нервов, слуховые пути перекрещиваются частично.

Поведение и умственные способности больных, перенесших такую операцию, внешне не изменяется. Психологические тесты показали, что функции обоих полушарий существенно различаются: когда в правой половине поля зрения предъявляется какой-либо предмет (ручка, часы и т.п.), больной с «расщепленным» мозгом способен назвать его или отобрать среди других предметов правой рукой. В ответ на написанное слово он может или прочесть его вслух, или написать, или выбрать правой рукой предмет, соответствующий данному слову. Эти действия ничем не отличаются от действий здоровых людей. Если предмет предъявлен в левой половине поля зрения, то больной с расщепленным мозгом, хотя и способен взять его левой рукой, но назвать не может. Слово, предъявленное в левое поле зрения, больной не может прочесть вслух. Отсюда вывод: изолированное левое полушарие и субъективно (со стороны больного), и объективно – с учетом наблюдаемого поведения – так же эффективно обеспечивает владение письменной и устной речью, как и нерасщепленный мозг, т.е. это полушарие можно считать главным нейронным субстратом названных функций и у нормальных людей. Изолированное правое полушарие не обеспечивает устную или письменную речь, однако, оно способно к зрительному и тактильному распознаванию форм, абстрактному мышлению и в определенной степени к пониманию речи. В норме левое и правое полушария постоянно обмениваются информацией. Левое полушарие, по-видимому, играет роль интерпретатора причин. Оно анализирует сигналы, возникающие во всех областях коры и подкорковых структур. Если какая-то двигательная, скрытая эмоциональная или вегетативная реакция не совпадает с мотивацией или ожидаемым результатом, то левое полушарие строит предположения-гипотезы относительно причин такого расхождения, пока не будет достигнут результат реакции корректируются, видоизменяются, чтобы получить ожидаемый результат. Одним из основных принципов функционирования полушарий большого мозга является асимметрия, которая обладает двумя условиями: а) асимметричной локализацией нервного аппарата второй сигнальной системы и б) доминированием правой руки, являющегося проявлением мощных адаптивных поведенческих реакций человека. Левое полушарие у человека имеет главенствующее значение в поведении, в мыслительных процессах, в творческой деятельности с преобладанием форм абстрактного мышления. Современная нейро- и психофизиология считают, что левое полушарие выполняет вербальные символические, а правое - обеспечивает и реализует пространственные, образные функции. В этом проявляется асимметрия мозга в психической деятельности. Установлено, что правое полушарие быстрее обрабатывает информацию, чем левое. Результаты пространственного зрительного анализа раздражителей в правом полушарии передаются в левое полушарие и центр речи. Здесь происходит анализ смыслового значения раздражителя и формирование осознанного восприятия. Человек с преобладанием правого полушария предрасположен к созерцательности и воспоминаниям, он тонко и глубоко чувствует и переживает, но медлителен и мало разговорчив. Доминирование левого полушария ассоциируется с большим словарным запасом, активным его использованием; высокая двигательная активность, целеустремленность, предвидение, прогнозирование. В правом полушарии преобладают процессы синтеза, в левом - анализа. Последовательность аналитико-синтетической деятельности мозга происходит так: сначала правое полушарие (от синтеза к анализу) оперативно оценивает ситуацию, затем левое полушарие (от анализа к синтезу) вторично формирует представление и разрабатывает стратегию поведения. Взаимодействие полушарий происходит через мозолистое тело.

Следует, однако, отметить, что нарушения функции второй сигнальной системы обычно наблюдаются и при поражении многих других структур коры и подкорковых образований. Функционирование второй сигнальной системы определяется работой целостного мозга. Среди наиболее распространенных нарушений функции второй сигнальной системы различают агнозию - потерю свойства узнавания слов (зрительная агнозия наступает при поражении затылочной зоны, слуховая агнозия - при повреждении височных зон коры большого мозга), афазию - нарушение речи, аграфию - нарушение письма, амнезию - забывание слов.

Слово как основной элемент второй сигнальной системы превращается в сигнал сигналов в результате процесса обучения и общения ребенка со взрослыми. Слово как сигнал сигналов, стало той исключительной особенностью высшей нервной деятельности, которая обеспечивает необходимые условия прогрессивного развития человеческого индивидуума. Вторая сигнальная система развивается у ребенка в результате ассоциации определенных звуков - слов устной речи. Пользуясь языком, ребенок меняет способ познания. Обучение уже не требует обязательного собственного чувственного опыта, оно может происходить опосредованно с помощью языка; чувства и действия уступают место слову.

В качестве комплексного сигнального раздражителя слово начинает формироваться во второй половине первого года жизни ребенка. По мере роста и развития ребенка, пополнения его жизненного опыта расширяется и углубляется содержание используемых им слов. Основная тенденция развития слова заключается в том, что оно обобщает большое количество первичных сигналов и, отвлекаясь от их конкретного разнообразия, делает заключенное в нем понятие все более абстрактным.

Развитие второй сигнальной системы по Иванову-Смоленскому проходит ряд этапов:

1-й этап по принципу Н–Н – непосредственное воздействие – непосредственная реакция (например, рефлекс положения при кормлении);

2-й этап С–Н – словесный раздражитель – непосредственная реакция. Начинает формироваться в 5-6 месяцев, когда на произносимое слово (например, мама) вызывает появление определенной двигательной реакции;

3-й этап Н–С – непосредственный раздражитель – словесная реакция, когда ребенок начинает произносить слова, отдельные предложения (появление мамы - ребенок произносит «мама», называет игрушку – «мишка» и т.д.);

4-й этап С-С – словесный раздражитель – словесная реакция, т.е. ребенок уже имеет определенный словарный запас и начинает речевое общение. В последующем в процессе жизни каждого человека вторая сигнальная система продолжает развиваться.

Вторая сигнальная система

У человека есть первая и вторая сигнальные системы, у животных – только первая. Представление о сигнальных системах человека и животных обосновал И.П.Павлов. Поскольку существующие определения сигнальных систем отличаются друг от друга, предлагаем наш вариант.

Первая сигнальная система – это система организма, обеспечивающая формирование конкретного (непосредственного) представления об окружающей действительности и приспособительных реакций посредством условных связей. Сигналами первой сигнальной системы являются предметы, явления и их отдельные свойства (запах, цвет, форма и т.п.). Например, появление запаха пищи может свидетельствовать о наличии поблизости столовой.

Вторая сигнальная система это система организма, обеспечивающая формирование обобщенного представления об окружающей действительности с помощью языка человека.

Язык человека – средство общения людей друг с другом, главной формой которого является письменная и устная речь, а также – формулы и символы, рисунки, жесты, мимика.

Речь – форма общения людей друг с другом с помощью сигналов (слов), обеспечивающая мышление человека. Речь может быть внутренней, являющейся необходимой формой процесса мышления, и внешней (письменная и устная), с помощью которой человек сообщает свои мысли другим людям.

Таким образом, сигналом второй сигнальной системы является язык человека, с помощью которого осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятиям, представлениям второй сигнальной системы. Главной формой языка является речь, сигналами которой являются слова. Причем смысловое содержание слова, например стол, не зависит от звучания этого понятия на различных языках. Высшие формы абстракции в сигнальных системах мозга обычно ассоциируются с актом художественной творческой деятельности человека, где продукт творчества выступает также как одна из форм языка.

Первая сигнальная система свойственна животным и человеку, однако благодаря тесному взаимодействию (у человека) со второй сигнальной системой, она качественно отличается от таковой у животных и несет на себе отпечаток культурно-исторических влияний. Первая сигнальная система обеспечивает конкретно-чувственное отражение окружающей действительности. При этом вначале в организме формируется ощущение отдельных свойств предметов и явлений, воспринимаемых соответствующими рецепторными образованиями и ведущими к более сложной форме отражения – восприятию.

У животных тоже имеется язык – это язык сигналов, но словесные сигналы человека отличаются от условных сигналов животных. Во-первых, их действие зависит не столько от физических особенностей, сколько от смысловых, т.е. слово действует своим смысловым содержанием. Во-вторых, язык человека и, в первую очередь, речь позволяют передавать знания предков их потомкам, что качественно отличает человека от животных, способствуя накоплению знаний об окружающей природе и безмерно повышая власть человека над окружающим миром. Вся кора большого мозга имеет отношение к обеим сигнальным системам, которые тесно взаимодействуют между собой: вторая сигнальная система в своей деятельности в определенной степени зависит от функционирования первой сигнальной системы, так как через первую во вторую поступает необходимая информация.

Структуру языка и его сущность составляют его грамматический строй и основной словарный запас. В антропогенезе язык сформировался как форма общения в процессе охоты на диких зверей, защиты при их нападении, сооружения жилища, поиска пещеры и т.д. Вначале это были отдельные звуки в виде сигналов, например об опасности, как у животных. В процессе труда возникла необходимость обращения друг к другу. Отдельные звуки превращались в более сложные сигналы, из которых впоследствии сформировались слова и фразы.

Этапы развития познавательной способности ребенка связаны с развитием обобщающей функции слова.

Начальный период (возраст 1,5 – 2 года) связан с сенсомоторной активностью.