Активных вам выходных, Максимова Наталия. Не делать ничего и по-настоящему отдохнуть

саша савина

За три летних месяца хочется успеть всё и сразу, но всегда есть риск потеряться в обилии планов и не успеть вообще ничего. Предлагаем десять идей, которые помогут сделать тёплые месяцы более насыщенными и интересными, - так что в конце августа не придётся с сожалением вздыхать о том, что лето прошло мимо вас.

Прочитать книги, на которые
не было времени


Многим с наступлением тёплой погоды легче приниматься за серьёзные книги - так что если у вас никак не доходили руки до «Улисса», хочется освежить в памяти «Братьев Карамазовых» или наконец приняться за «Purity» Джонатана Франзена, то сейчас самое время. Можно задаться целью прочитать определённое количество книг к первому сентября или устроить с друзьями книжный клуб и обмениваться мыслями о прочитанном. Самые сознательные могут, как в школе, составить себе список литературы на лето - целенаправленно заниматься по нему во взрослом возрасте будет гораздо приятнее. В конце концов, многие из нас именно так и представляют себе идеальное лето - солнечная погода, гамак и хорошая книга в руках.

Потренироваться на свежем воздухе


Лето - идеальный сезон, чтобы променять спортзал на бег вдоль набережных, занятия йогой в парке и на турниках во дворе. Заниматься спортом в одиночку не обязательно - можно совместить приятное с полезным и поиграть с друзьями в волейбол, бадминтон, теннис или покататься вместе на арендованном велосипеде по городу. Наука в этом случае на нашей стороне: данные исследований , что загрязнённый городской воздух не помеха тренировкам и заниматься спортом на улице полезно, даже если вы живёте в мегаполисе, где экологическая ситуация оставляет желать лучшего. Главное не забывайте пить достаточно воды.

Наладить режим


Летом как никогда приятно просыпаться рано - это ли не повод наконец-то режим сна? Стоит попробовать вставать в одно и то же время, отказаться от алкоголя и бодрящих напитков незадолго до сна, сделать выбор в пользу лёгкого ужина и отложить в сторону гаджеты перед тем, как лечь в постель. Можно позаботиться и о подходящем постельном белье: многие отдают в жару предпочтение шёлковому, которое нагревается не так быстро, как хлопковое или льняное. Во время отпуска тоже не стоит забываться: чтобы вернуться в рабочий режим максимально безболезненно, лучше заранее принять меры (например, перестать ложиться спать в пять утра и вставать в три часа дня).

Отдохнуть за городом


С годами поездку на дачу мы всё меньше воспринимаем как тяжёлую повинность и всё больше - как хороший способ отдохнуть. Если возможности поехать на дачу нет, отчаиваться не стоит: можно вместе с друзьями или родителями отправиться за город хотя бы на несколько часов. Необязательно готовить традиционные шашлыки (хотя и это хорошая ) - вместо этого можно устроить пикник, прогуляться по лесу, искупаться в реке или озере. И, в отличие от традиционной поездки на дачу, вам не придётся проводить часть выходных, пропалывая грядки и подстригая кусты, - вместо этого можно будет вдоволь наговориться друг с другом.

Разбить дома мини-огород


Ещё один совет для тех, у кого нет возможности наслаждаться плюсами дачной жизни. Лето прочно ассоциируется у нас со свежими овощами и фруктами: если возможности есть хрустящие огурцы, сорванные прямиком с дачной грядки, нет, можно разбить мини-огород на подоконнике или балконе. Проще всего в домашних условиях выращивать различные виды зелени, хотя в интернете полно советов о том, как вырастить на подоконнике практически любые овощи и ягоды - правда, в этом случае придётся приложить чуть больше усилий и быть готовым к тому, что с первого раза ничего не получится.

Научиться чему-то новому


За три летних месяца можно вполне успеть научиться чему-то новому - например, записавшись на интересные курсы, как , так и традиционные. То, на что зимой не хватает ни сил, ни времени, во время отпуска получится усвоить в два раза быстрее: так что у вас есть шанс не только подтянуть английский, но и, например, экспертом по криминалистике или разобраться в творчестве Шекспира. Лето, кажется, и само даёт поводы учиться новому: например, обилие сезонных фруктов и ягод - отличный повод отточить кулинарные навыки и научиться готовить разные виды варенья и компоты по бабушкиным рецептам. Главное - заниматься тем, что вам действительно интересно, рассчитывать свои силы и себя, если на какие-то занятия не получается выкроить время.

Заняться внутренним туризмом


Один из самых распространённых советов о том, как провести лето в городе, - посмотреть на город, где вы живёте, глазами туриста: сходить в музей или галерею и изучить местные достопримечательности. Вариант, требующий чуть больше усилий, - съездить на выходные в соседний город или посетить пригородную усадьбу. Такой способ провести уик-энд подойдёт тем, кто в силу причин не может поехать в отпуск в другие страны. Этот вариант обойдётся дешевле, чем выходные в одном из европейских городов, а впечатлений при правильном настрое будет не меньше: если подготовиться к поездке заранее, можно найти поблизости по-настоящему интересные места.

Обзавестись новым хобби


Если вы не хотите тратить летние вечера на то, чтобы запоем смотреть вышедшие недавно , стоит задуматься о новом хобби. Вариантов масса, и большинство из них не требует серьёзных вложений: можно, например, наблюдать за птицами, как в школе, собирать гербарий, фотографировать (хотя бы и на смартфон), рисовать, вязать, заниматься скрапбукингом, изучать созвездия или шить. Каждое из этих действий обладает медитативным эффектом и поможет расслабиться после долгого трудового дня. Хорошая погода в этом случае не помеха: ничто не мешает посидеть с мольбертом в парке.

Смотреть кино и слушать музыку
на свежем воздухе


Летом хочется проводить как можно больше времени вне дома - так что культурную программу тоже стоит перенести на улицу. Чтобы совместить приятное с полезным, можно сходить на один из многочисленных музыкальных фестивалей и уличных концертов, на кинопоказы, которые устраивают в больших парках, или на театральную постановку на свежем воздухе. Главное не забывайте одеваться по погоде, берите с собой дождевик на случай ливня, кофту для прохладной погоды и пользуйтесь санскрином в жару.

Не делать ничего и по-настоящему отдохнуть


Пожалуй, единственный совет, который не требует дополнительных пояснений. Для того чтобы хорошо провести каникулы, необязательно планировать каждую свободную минуту - иногда полезно просто расслабиться и позволить себе ненадолго забыть о делах. Всем нам время от времени нужны передышки, чтобы перезагрузиться, да и, в конце концов, когда ещё, если не летом, предаваться ничегонеделанию?

Никто не рождается с умением выступать перед огромной аудиторией. Но почти каждый может научиться этому. Навык публичных выступлений пригодится каждому, кто стремится добиться успеха — ведь презентовать что-либо приходится и офисному сотруднику, и предпринимателю, и основателю стартапа.

Заставить присутствующих в зале людей услышать и тем более запомнить вас невозможно. Но можно сделать презентацию такой, которую захотят услышать и не смогут забыть.

1. Будьте энергичны

Если для маленькой аудитории может подойти "разговорная" манера ведения презентации и камерная "домашняя" обстановка, где спикер втягивает слушателей в обсуждение и дискуссию, то с презентацией перед большой аудиторией такой подход не сработает. Выступая со сцены перед значительным количеством людей, помните: вы в большей степени актер, которому необходимо удержать внимание зала. При этом у слушателей полно возможностей отвлечься и заняться чем-то посторонним, уткнувшись в экран смартфона или ноутбука. Не дайте зрителям потерять интерес.

Будьте активным и энергичным. Работайте с интонациями, высотой голоса и темпом речи. Монотонный пересказ фактов моментально "усыпит" слушателей и убьет вашу презентацию.

2. Рассказывайте историю

Каждая хорошая презентация — это цельная история. А у хорошей истории есть начало, развитие сюжета и финал. Проблемы, о которых вы рассказываете, в истории становятся более "человечными" — доступными для понимания слушателей. Хорошая история наполнена эмоциями.

Даже если вы не считаете себя творческим человеком, вы вполне можете придумать историю для презентации. Классический подход "для людей, которые думают цифрами" — описать один день из жизни человека, который использует продукт, который вы презентуете. Расскажите, как он жил раньше — без вашего продукта — и как боролся с неудобствами. Как изменилась его жизнь сейчас?

Говорите об опыте и эмоциях, которые понятны слушателям. Технические характеристики оставьте для менеджеров и экспертов из вашей компании.

3. Научитесь структурировать

Свободное повествование и эмоциональная история — это замечательно. Но убедитесь, что ваша история логична, последовательна и обладает четкой структурой. Ваша речь должна быть разделена на "блоки", каждый из которых описывает тезис или отвечает на вопрос, который вы хотите поднять во время презентации. А последовательность блоков должна быть выстроена таким образом, чтобы развивать и раскрывать одну определенную тему — тему вашей презентации.

4. Знайте свою аудиторию

Сколько человек в зале? Кто и с какими темами выступает до и после вас? Какова общая тематика мероприятия? Насколько хорошо люди в зале знакомы с той темой, о которой собираетесь говорить вы?

Все эти вопросы стоит задать организаторам до выступления. Презентация — это в любом случае беседа с аудиторией. Если вы не знаете, кто все эти люди, чем они занимаются и как их заинтересовать — то как вы собираетесь подготовить для них запоминающуюся презентацию?

5. Будьте уникальны

На большинстве мероприятий вы — далеко не единственный спикер. И большая часть ваших "коллег" станут читать текст со слайдов ровным и монотонным голосом. В итоге к концу дня слушатели с трудом могут вспомнить, как выглядел тот или другой оратор, кто и что говорил на тему, которая перед мероприятием казалась очень интересной — все спикеры "сливаются" в один невнятный образ.

Хотите, чтобы ваша презентация запомнилась? Постарайтесь сделать так, чтобы запомнили вас — спикера. Но не стоит делать того, к чему вы совершенно не склонны. Если тема невеселая, а вас сложно назвать ироничным человеком — шутить со сцены не обязательно. Но найти интересные и оригинальные моменты, которые позволят вам выделиться из толпы и остаться в памяти слушателей необходимо.

6. KISS (keep it simple, stupid)

Цель презентации — донести до слушателей основную мысль, объяснить, кто вы и чем занимаетесь. Так что откажитесь от лишний деталей вроде рассказа о всех тонкостях работы вашей компании. Все, что нужно знать присутствующим на первом этапе: о какой проблеме вы говорите, почему она важна, как вы предлагаете ее решить, и все это — в контексте, актуальном не для вашей организации, а для слушателей.

Максимально упростите ваше сообщение. Считается, что человек может вспомнить только 3 ключевых мысли из десятиминутной презентации, так что постарайтесь уложиться в эти рамки. Ваша задача — запомниться, а не научить аудиторию всему и сразу.

7. Подводите итоги и делайте выводы

Один из подходов к проведению презентации — принцип повторения. "Скажите нам, о чем вы хотите нам рассказать, расскажите, а потом расскажите, о чем вы нам только что рассказали". Это может показаться очень скучным, но презентации именно так и работают. Если вы хотите, чтобы слушатели запомнили ключевую мысль, вам нужно повторить ее несколько раз, сформулировав максимально кратко и внятно.

8. Поработайте над оформлением

Маркированные списки — худшее, что можно придумать для оформления , если вы собираетесь делать презентацию для большой аудитории. Никто не хочет (и не будет) читать текст, набранный на слайдах мелким шрифтом. Лучше поставьте на слайд фото, которое привлечет внимание, пока вы будете озвучивать то, что собирались "набрать мелким шрифтом".

А значит, вам придется запомнить, какое изображение соответсвтует каждой из частей вашей презентации. Слова на слайдах — не "табу", вы можете добавить их в качестве пояснений. Но их должно быть мало, и они должны хорошо читаться.

Если вы волнуетесь и боитесь сбиться — подготовьте для себя карточки с напоминаниями и описанием каждого слайда. Не нужно писать на них весь текст — достаточно ключевых слов, которые помогут вам сориентироваться и вспомнить, о чем вы хотели рассказать в этом блоке. Чтение текста презентации "по бумажке" — не самый лучший способ запомниться аудитории и завоевать ее доверие.

9. Практикуйтесь

Отрепетируйте презентацию перед друзьями, коллегами или родными. Единственный реальный способ узнать, "сработает" ли ваша речь — проверить ее "на живых людях". Попросите вашу "тестовую группу" быть жесткими и беспощадно вас критиковать — лучше, если вы узнаете о недостатках презентации заранее, пока еще есть возможность что-то исправить и доработать.

10. Постарайтесь уложиться в отведенное время

Если на выступление вам отводится 6 минут — подготовьте презентацию, которая занимает 5 минут. На практике всегда случается что-нибудь, что украдет несколько десятков секунд, так что пятиминутная презентация может занять вдвое дольше. Если вам удалось уложиться в отведенное время — отлично!

Во время репетиции выступления пользуйтесь секундомером и убедитесь, что все лишние блоки, занимающие время, вы убрали самостоятельно. Иначе есть шансы на то, что вас прервут из-за нехватки времени, не дав закончить речь.

Над таймингом и манерой выступления вам придется поработать самостоятельно — никто не сможет прочитать речь за вас. А вот за помощью в оформлении и структурировании презентации, если в собственных талантах вы не уверены, можно обратиться к профессионалам — они помогут выстроить логичную структуру, а дизайн вашей презентации точно будет "на уровне".

Умение вести переговоры пригодится не только тем, кто занимает руководящие посты. Правильно построенная беседа может помочь в различных областях. Но главное в этом искусстве — не те слова, которые вы будете говорить, а то, как вы будете себя вести. В этой статье 12 советов о том, как провести разговор, чтобы сразу расположить к себе собеседника.

Шаг 1. Расслабьтесь

Напряженность порождает раздражительность, а раздражительность - главный враг продуктивной беседы. Исследования доказывают, что всего одна минута расслабления увеличивает активность головного мозга, что очень важно для ведения беседы и быстрого принятия решений.

Прежде чем начать разговор, сделайте следующее:

2. В течение 1,5 минут медленно дышите: вдох на 5 счётов, выдох на 5 счётов.

3. Теперь зевните пару раз и обратите внимание, расслабились ли вы? Оцените степень вашей расслабленности по 10-ти бальной шкале. Результат запишите.

4. Теперь нужно размять мышцы тела. Начните с лица: сморщите и напрягите все мышцы лица, а затем расправьте и расслабьте их. Аккуратно понаклоняйте голову из стороны в сторону и назад-вперед. Повращайте плечами. Напрягите руки и ноги, досчитайте до 10, расслабьтесь и встряхните их.

5. Несколько раз глубоко вздохните. Ваше состояние улучшилось?

Шаг 2. Сосредоточьте внимание на настоящем моменте

Когда вы расслабляетесь, вы сосредоточены на текущем моменте, не обращаете внимание на то, что творится вокруг. То же самое надо сделать во время беседы. Включите интуицию и вам удастся услышать все оттенки речи говорящего, которые передадут эмоциональное значение его слов, и вы сможете понять, в какой момент беседа свернёт с нужного вам пути.

Шаг 3. Чаще молчите

Умение молчать поможет вам уделить больше внимания тому, что говорят другие люди. Чтобы развить это мастерство, попробуйте упражнение «Колокол». На сайте по ссылке кликните «Ударить в колокол » и внимательно вслушивайтесь в звук, пока он не затихнет. Проделайте так несколько раз. Это поможет вам научиться сосредотачивать внимание и молчать, когда вы кого-то слушаете.

Шаг 4. Будьте позитивны

Прислушайтесь к своему настроению. Вы устали или бодро себя чувствуете, спокойны или встревожены? Спросите себя: оптимистично ли я настроен в преддверии этого разговора? Если у вас есть сомнения или тревоги - лучше отложить разговор. Если это сделать невозможно, то мысленно начните его, порепетируйте, это поможет вам подобрать слова и аргументы, которые помогут достичь цели.

Шаг 5. Подумайте о намерениях собеседника

Чтобы разговор был честным и сбалансированным, каждый должен быть открыт для него и ясно заявлять о своих ценностях, намерениях и целях. Если ваши намерения не совпадают с намерениями человека, с которым вы пытаетесь делать бизнес, - проблемы неизбежны. Попробуйте заранее выяснить, что хотел бы получить от сделки ваш собеседник. Но будьте аккуратны, ваш собеседник может тщательно скрывать свои цели и говорить то, что хотите услышать вы.

Шаг 6. До разговора подумайте о чём-то приятном

Вести беседу нужно с выражением доброты, понимания и интереса на лице. Но если на самом деле вы таких чувств не испытываете, поддельные эмоции будут выглядеть ужасно. Есть небольшой секрет: перед разговором подумайте о чём-то приятном, вспомните людей, которых вы любите и уважаете. Эти мысли придадут вашему взгляду мягкость, вызовут лёгкую полуулыбку, а такое выражение лица подсознательно вызовет чувство доверия к вам у вашего собеседника.

Шаг 7. Следите за невербальными сигналами

Всё время смотрите на человека, с которым разговариваете. Оставайтесь сосредоточенным и старайтесь не отвлекаться на посторонние мысли. Если собеседник что-то не договаривает или хочет вас обмануть, он, конечно, будет это тщательно скрывать, но на какую-то долю секунды он может забыться и выдать себя выражением лица или жестом. Конечно, вы сможете только узнать, что он вас обманывает, но, к сожалению, не сможете узнать о причине обмана.

Шаг 8. Будьте любезным собеседником

Начните беседу с комплимента, который задаст ей доброжелательный тон, и закончите комплиментом, выражающим вашу признательность собеседнику за разговор. Конечно, комплименты не должны звучать, как неприкрытая лесть. Поэтому задайте себе вопрос: что я действительно ценю в этом человеке?

Шаг 9. Добавьте голосу теплоты

Старайтесь говорить более низким голосом. На такой голос собеседник будет реагировать с большим доверием. Когда мы злимся, когда мы возбуждены или испуганы, наш голос непроизвольно звучит выше и резче, постоянно меняется его громкость и темп речи. Поэтому низкий голос будет сигнализировать собеседнику о вашем спокойствии и уверенности лидера.

Шаг 10. Говорите медленнее

Немного замедленная речь помогает людям лучше понимать вас, не напрягаясь, чтобы уловить каждое слово, это вызывает у них уважение к вам. Не так просто научиться говорить медленно, потому что с самого детства многие из нас тараторят. Но придётся постараться, потому что медленная речь успокаивает собеседника, в то время как быстрая вызывает раздражение.

Шаг 11. Краткость - сестра таланта

Разбейте свою речь на отрывки по 30 секунд или даже меньше. Не нужно строить невероятных предложений. Наш мозг способен хорошо усваивать информацию только микро-порциями. Произнесите одно-два предложения, а потом сделайте паузу, убедитесь, что человек вас понял. Если он молчит и не задаёт вопросов, можно продолжать, ещё одно-два предложения и пауза.

Шаг 12. Слушайте внимательно

Сосредоточьте свое внимание на собеседнике, для вас важно всё: его слова, их эмоциональная окраска, его жесты и выражение лица. Когда он делает паузу - отреагируйте на то, что он сказал. Не забывайте во время разговора прислушиваться и к своей интуиции.

И последний совет: , которая укрепляет нервную систему и помогает расслабиться, эта практика пригодится вам во время скучных бесед.

Мы с вами, дорогие во Христе братия и сестры, сейчас вступили в поприще Успенского поста.

И хотя Успенский пост – кратковременный пост, он весьма строгий. Поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам. В особенности в эти дни, оставшиеся до праздника Успения, надо обратить внимание на наш язык.

Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому прежде всего и обуздайте этого безудержного коня. Если мы его победим, удержимся от празднословия, преодолеем его упорство, то мы победим и все свое тело.

Из многих нам известных добродетелей преподобного Сергия автор его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие – как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады.

Благодаря своему кроткому слову преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Так, под благодатным влиянием его слова не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный приходил в Рязань. Тихие и кроткие слова старца смягчили сердце его, и он примирился с Московским князем Димитрием Донским. Поэтому слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему.

Наше слово – есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово – это самый образ Его существа, Единородный Сын Божий. У человека слово – не пустой звук, а тоже отпечаток и образ его духа. Если бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение.

Слово – дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово – проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все ниспровергнется в человеческом роде. Когда Господь хотел наказать за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку.

Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. За всякое праздное слово , – говорит Спаситель, – какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорбительные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе.

Произнесенное наше слово – оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием.

Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Невоздержанное, необдуманное слово гордого человека может вызвать раздражение. Немощного – соблазнить. Болтливого может привести к осуждению и клевете. У невоздержанного в слове человека, когда он находится в гневе, всегда сыпятся изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей – даже ближних, даже ни в чем неповинных. Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и на вся.

При довольстве, напротив, изливается бесчисленное количество хвастовства, самохвальства, самодовольства и превозношения. Апостол Иаков говорит: язык небольшой член, но много делает… Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 5, 8–12). А поэтому надо внимательно следить за тем, что мы говорим.

И о чем говорим. Наше слово должно быть только доброе, только к назиданию, только к прославлению имени Божиего. Именно к назиданию и созиданию душевного спасения ближнего. Во все времена люди обращали на это большое внимание. И хотя празднословие иногда люди и терпят ради развлечения, но все равно любящие празднословить теряют уважение в глазах людей. И древние мудрецы всегда, когда принимали к себе учеников, то не спешили, но предварительно испытывали их в продолжительном молчании и только тогда оставляли при себе. Настолько они внимательно относились к подбору, к приему своих учеников.

Слово доброе всегда приносит обильные плоды. Слово злое, гнилое всегда имеет и злые последствия. История Церкви знает много таких примеров: и примеры гибельных последствий праздного злого слова, и наоборот, примеры благотворного влияния доброго и кроткого слова. Так, например, недалеко от обители преподобного Венедикта, жившего в V веке, проживали две постницы, девственницы, которые постом и молитвою служили Богу. Но несмотря на эти свои подвиги, они имели один недостаток – были не воздержаны на язык. Любили укорять и пересуживать ближнего.

Преподобный Венедикт неоднократно делал им замечания и угрожал им: «я вас отлучу от причастия, если вы не исправитесь». Но они так и не исправились и в таком состоянии их застала смерть. Они умерли. Их как постниц, молитвенниц похоронили в притворе. Но благочестивые люди видели во время Литургии, когда диакон возглашал «оглашеннии, изыдите», они вставали из гробов и выходили из храма. Об этом было донесено преподобному, и он с сожалением принес о них молитву и Бескровную Жертву, и только после этого видения эти прекратились.

А вот другой пример утешительного назидания: благотворное влияние слова, которое исходит из кроткого благочестивого сердца, когда доброе слово смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенные. В дни святого Папы Льва гунны, – дикий, воинственный народ – предводительствуемые свирепым Аттилой, покорили всю Европу. На своем пути они разрушали, сожигали все, и без всякой жалости истребляли весь народ. Разрушив 500 городов Европы, они подошли к столице Римского государства – Риму. Весь народ был в страхе и смятении, не находя в себе силы сопротивляться этим полчищам.

Не устрашился только один Папа Лев. По повелению императора он вышел навстречу грозному завоевателю Аттиле, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. «Аттила, – обратился к нему Папа, – ты победил всю вселенную. Теперь мы тебя просим – победи самого себя. Не разрушай нашего города. Пощади нас». Эти убедительные кроткие слова сделали более, чем войско. Аттила ответил: «Твои слова тронули мое сердце. Не знаю, кто ты, человек или Ангел, но только спасением своим Рим обязан тебе. Старец, ты одною минутою, несколькими словами сделал более, чем мои многочисленные воины. Я признаю себя побежденным тобою». Вот примеры благотворного влияния кроткого и доброго слова, которое исходит из благочестивого сердца.

Поэтому, дорогие, когда вы почувствуете, что сердце ваше возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия – это самое лучшее средство к избежанию всех зол, неприятностей как в семейной жизни, так и в общественной. Воздерживаясь так от гнева, мы этим избежим многих ссор, часто, может быть, даже очень опасных и жестоких ссор, избежим продолжительной вражды. Так велико значение доброго, мягкого слова.

Повествуется, как один отшельник, живший в пустыне, когда к нему пришли разбойники с целью ограбить его и убить, исполненный любви, принес умывальницу и предложил им умыть ноги. И, устыженные таким его вниманием, любовью, разбойники отвратились от своего злого умысла, и вообще после этого раскаялись, и от своего грабежа и от злых своих дел отстали.

Вот другой пример благотворного влияния доброго, кроткого слова и худого слова. Однажды преподобный Макарий Великий шел со своим учеником в Нитрийскую гору. Ученика он послал впереди себя. И когда ученик шел, то встретился с ним один языческий жрец, который куда-то торопился, неся с собой бревно. Увидев его, этот инок закричал: «Демон, куда спешишь?» Рассерженный жрец избил инока так, что он еле живым остался. Продолжая путь далее, жрец повстречался со святым Макарием. Преподобный, когда увидел его, то издали поприветствовал: «Здравствуй, трудолюбец! здравствуй!»

Удивленный этим приветствием жрец спрашивает его: «За что ты меня так тепло приветствуешь?» Преподобный говорит: «Я вижу тебя трудящимся и куда-то спешащим. Поэтому и поприветствовал тебя». И тогда жрец сказал: «От твоего приветствия умирилось мое сердце. Я вижу, что ты великий служитель Божий. А вот впереди тебя шел чернец, который обругал меня, я избил его». И говорит преподобному: «Я не уйду от тебя, пока ты меня не сделаешь монахом». Тогда они пошли и, взяв тело избитого инока, принесли его в церковь.

Братия, увидев, что преподобный идет со жрецом, весьма удивились. Но через некоторое время этот жрец принял христианскую веру, затем постригся в монашество. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, оставили свое нечестие и приняли христианство. Вот по этому поводу некто из преподобных говорит: «слово гордое и злое и доброго человека ко злу склоняет. А слово смиренное и доброе и злого человека делает добрым».

Итак, дорогие братия и сестры, памятуя эти примеры, эти наставления, оставшиеся дни Успенского поста постараемся провести прежде всего не в многословии, а в воздержании языка от всяких лишних речей, памятуя народную пословицу: «слово – серебро, а молчание – золото». Эти дни мы должны провести в тихости, смирении, в кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви. Это будет самой лучшей жертвою для прославления Матери Божией, в честь Которой Святая Церковь и установила этот кратковременный, но строгий Успенский пост. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение (1-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и приятный пост, угодный Господу.

Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. ©Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Москва, 1999

Слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. Проповедь Архимандрита Кирилла (Павлова) в московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры о том, как провести Успенский пост.

Мы с вами, дорогие во Христе братия и сестры, сейчас вступили в поприще Успенского поста.

И хотя Успенский пост – кратковременный пост, он весьма строгий. Поэтому от нас требуется в эти дни большое внимание к себе и к своему поведению, к своим поступкам. В особенности в эти дни, оставшиеся до праздника Успения, надо обратить внимание на наш язык.

Мы ничем так много и часто не грешим, как своим невоздержанным языком. Поэтому прежде всего и обуздайте этого безудержного коня. Если мы его победим, удержимся от празднословия, преодолеем его упорство, то мы победим и все свое тело.

Из многих нам известных добродетелей преподобного Сергия автор его жития говорит еще об одной, особенно привлекавшей к нему уважение слушающих. Это его кроткие, умилительные слова и речи. Так, повествуется, что преподобный имел обычай каждую ночь дозором обходить келии братии и легким стуком в окно или дверь напоминать празднословящим, что для инока есть лучшее занятие – как проводить свободное время. И наутро осторожными намеками, прямо не обличая виновного, тихими и кроткими своими речами он вызывал у провинившихся раскаяние без всякой досады.

Благодаря своему кроткому слову преподобный вызывал из глубин людских сердец добрые чувства и располагал их к себе. Так, под благодатным влиянием его слова не устоял суровейший Рязанский князь Олег, для примирения которого преподобный приходил в Рязань. Тихие и кроткие слова старца смягчили сердце его, и он примирился с Московским князем Димитрием Донским. Поэтому слово имеет весьма большое значение. Слово – это дар Божий, который мы имеем от Господа. И поэтому нужно весьма осторожно относиться к нему.

Наше слово – есть отпечаток слова Божия. У Бога есть Слово, и у человека есть слово. У Бога Слово – это самый образ Его существа, Единородный Сын Божий. У человека слово – не пустой звук, а тоже отпечаток и образ его духа. Если бы наши слова собрать все воедино, то мы увидели бы свое собственное изображение.

Слово – дар Божий, которым наделен один только человек, чем он и отличается от прочих тварей Божиих. Слово – проводник наших чувств, желаний, мыслей, радости, печали. Словом держится союз и сила человеческого рода. Отымите слово, и все ниспровергнется в человеческом роде. Когда Господь хотел наказать за горделивый помысел древних людей, намеревающихся построить башню до небес, то прибег к очень простому средству: Он смешал их языки и тем самым разрушил их тщеславную попытку.

Поэтому слово имеет очень и очень великое значение в нашем человеческом обществе. Человека словом можно убить и принести величайшее зло и бедствие человеческому обществу. И словом можно воскресить человека и сохранить целые города и государства. За всякое праздное слово , – говорит Спаситель, – какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

Слово нам дано для назидания ближних, для совершенствования, для прославления имени Божия. А не для того, чтобы из наших уст исходили гнилые, праздные, суетные, оскорбительные речи. Поэтому крайняя осторожность и умеренность в словах во все времена почиталась не только как великая христианская добродетель, но и как самое лучшее средство сохранения мирной счастливой жизни в человеческом обществе.

Произнесенное наше слово – оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием.

Надо уметь владеть своим языком. Иметь воздержание в слове. Невоздержанное, необдуманное слово гордого человека может вызвать раздражение. Немощного – соблазнить. Болтливого может привести к осуждению и клевете. У невоздержанного в слове человека, когда он находится в гневе, всегда сыпятся изо рта бесчисленные всякие поношения, укоризны на людей – даже ближних, даже ни в чем неповинных. Невоздержанный в слове человек, оказавшись в беде, изливает целые потоки ропота и жалоб на всех и на вся.

При довольстве, напротив, изливается бесчисленное количество хвастовства, самохвальства, самодовольства и превозношения. Апостол Иаков говорит: язык небольшой член, но много делает… Он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? (Иак. 3, 5, 8–12). А поэтому надо внимательно следить за тем, что мы говорим.

И о чем говорим. Наше слово должно быть только доброе, только к назиданию, только к прославлению имени Божиего. Именно к назиданию и созиданию душевного спасения ближнего. Во все времена люди обращали на это большое внимание. И хотя празднословие иногда люди и терпят ради развлечения, но все равно любящие празднословить теряют уважение в глазах людей. И древние мудрецы всегда, когда принимали к себе учеников, то не спешили, но предварительно испытывали их в продолжительном молчании и только тогда оставляли при себе. Настолько они внимательно относились к подбору, к приему своих учеников.

Слово доброе всегда приносит обильные плоды. Слово злое, гнилое всегда имеет и злые последствия. История Церкви знает много таких примеров: и примеры гибельных последствий праздного злого слова, и наоборот, примеры благотворного влияния доброго и кроткого слова. Так, например, недалеко от обители преподобного Венедикта, жившего в V веке, проживали две постницы, девственницы, которые постом и молитвою служили Богу. Но несмотря на эти свои подвиги, они имели один недостаток – были не воздержаны на язык. Любили укорять и пересуживать ближнего.

Преподобный Венедикт неоднократно делал им замечания и угрожал им: «я вас отлучу от причастия, если вы не исправитесь». Но они так и не исправились и в таком состоянии их застала смерть. Они умерли. Их как постниц, молитвенниц похоронили в притворе. Но благочестивые люди видели во время Литургии, когда диакон возглашал «оглашеннии, изыдите», они вставали из гробов и выходили из храма. Об этом было донесено преподобному, и он с сожалением принес о них молитву и Бескровную Жертву, и только после этого видения эти прекратились.

А вот другой пример утешительного назидания: благотворное влияние слова, которое исходит из кроткого благочестивого сердца, когда доброе слово смиряет гордых и смягчает сердца ожесточенные. В дни святого Папы Льва гунны, – дикий, воинственный народ – предводительствуемые свирепым Аттилой, покорили всю Европу. На своем пути они разрушали, сожигали все, и без всякой жалости истребляли весь народ. Разрушив 500 городов Европы, они подошли к столице Римского государства – Риму. Весь народ был в страхе и смятении, не находя в себе силы сопротивляться этим полчищам.

Не устрашился только один Папа Лев. По повелению императора он вышел навстречу грозному завоевателю Аттиле, взяв с собою не воинское оружие, а оружие кроткого, доброго слова. «Аттила, – обратился к нему Папа, – ты победил всю вселенную. Теперь мы тебя просим – победи самого себя. Не разрушай нашего города. Пощади нас». Эти убедительные кроткие слова сделали более, чем войско. Аттила ответил: «Твои слова тронули мое сердце. Не знаю, кто ты, человек или Ангел, но только спасением своим Рим обязан тебе. Старец, ты одною минутою, несколькими словами сделал более, чем мои многочисленные воины. Я признаю себя побежденным тобою». Вот примеры благотворного влияния кроткого и доброго слова, которое исходит из благочестивого сердца.

Поэтому, дорогие, когда вы почувствуете, что сердце ваше возмущено каким-то огорчением, взволновано, удержите свое слово и не вступайте в ссору, а постарайтесь поспешить утолить гнев ласковым словом. И вы более сделаете, чем раздражением и досадой. Воздерживаться от многословия – это самое лучшее средство к избежанию всех зол, неприятностей как в семейной жизни, так и в общественной. Воздерживаясь так от гнева, мы этим избежим многих ссор, часто, может быть, даже очень опасных и жестоких ссор, избежим продолжительной вражды. Так велико значение доброго, мягкого слова.

Повествуется, как один отшельник, живший в пустыне, когда к нему пришли разбойники с целью ограбить его и убить, исполненный любви, принес умывальницу и предложил им умыть ноги. И, устыженные таким его вниманием, любовью, разбойники отвратились от своего злого умысла, и вообще после этого раскаялись, и от своего грабежа и от злых своих дел отстали.

Вот другой пример благотворного влияния доброго, кроткого слова и худого слова. Однажды преподобный Макарий Великий шел со своим учеником в Нитрийскую гору. Ученика он послал впереди себя. И когда ученик шел, то встретился с ним один языческий жрец, который куда-то торопился, неся с собой бревно. Увидев его, этот инок закричал: «Демон, куда спешишь?». Рассерженный жрец избил инока так, что он еле живым остался. Продолжая путь далее, жрец повстречался со святым Макарием. Преподобный, когда увидел его, то издали поприветствовал: «Здравствуй, трудолюбец! здравствуй!».

Удивленный этим приветствием жрец спрашивает его: «За что ты меня так тепло приветствуешь?» Преподобный говорит: «Я вижу тебя трудящимся и куда-то спешащим. Поэтому и поприветствовал тебя». И тогда жрец сказал: «От твоего приветствия умирилось мое сердце. Я вижу, что ты великий служитель Божий. А вот впереди тебя шел чернец, который обругал меня, я избил его». И говорит преподобному: «Я не уйду от тебя пока ты меня не сделаешь монахом». Тогда они пошли и, взяв тело избитого инока, принесли его в церковь.

Братия, увидев, что преподобный идет со жрецом, весьма удивились. Но через некоторое время этот жрец принял христианскую веру, затем постригся в монашество. И многие из почитавших его идолопоклонников, видя, что их жрец принял христианскую веру, оставили свое нечестие и приняли христианство. Вот поэтому поводу некто из преподобных говорит: «слово гордое и злое и доброго человека ко злу склоняет. А слово смиренное и доброе и злого человека делает добрым».

Итак, дорогие братия и сестры, памятуя эти примеры, эти наставления, оставшиеся дни Успенского поста постараемся провести прежде всего не в многословии, а в воздержании языка от всяких лишних речей, памятуя народную пословицу: «слово – серебро, а молчание – золото». Эти дни мы должны провести в тихости, смирении, в кротости, в снисходительности друг ко другу, в любви. Это будет самой лучшей жертвою для прославления Матери Божией, в честь Которой Святая Церковь и установила этот кратковременный, но строгий Успенский пост. Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение (1-я стихира на вечерни понедельника 1-й седмицы Великого поста). Вот истинный и приятный пост, угодный Господу.

Будем друг ко другу добры, внимательны. Не будем осуждать, клеветать, злословить. Станем хранить свои уста от всякого вида гнилости, помня, что слово – дар Божий. Будем свое слово употреблять только для славы имени Божиего и для назидания и пользы наших ближних. В чем да и поможет нам Господь Бог наш Иисус Христос, Которому слава и честь ныне и присно и во веки веков.

Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповеди. ©Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Москва, 1999