Бронепоезд зеленый призрак. "Зелёный призрак" Севастополя (11 фото)

Война - тяжелая работа! Не только для живого солдата, но и для неодушевленной техники. Для танков, кораблей, пушек, самолетов, которые и строятся только для того, чтобы помочь воину защитить свою жизнь и Родину. Еще на уроках истории нам говорили, что в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. свое мужество, героизм и самоотдачу показало огромное количество русских солдат и простых граждан от ребенка до старика. Но, если вдуматься, что есть люди без оружия и техники? Техники, на протяжении войны также служившей верой и правдой делу защиты Родины от врага. Трудно сосчитать количество таких бронированных солдат той страшной войны. Как раз об одном из "стальных героев" и пойдет наш разговор. Это бронепоезд "Железняков".

Бронепоезда отлично показали себя еще в годы Гражданской Войны в России. Они были средством передвижения для людей и перевозки оружия, осуществляли огневую поддержку и конвоирование, служили госпиталями и доставляли войскам продукты. Когда в 1941 году на Советский Союз напали фашисты, с ходу захватив много наших городов, и дефицит военной техники оказался очевидным фактом, было решено вновь принять бронепоезда на вооружение. Осенью 1941 года на корабельном заводе в Севастополе был построен бронепоезд "Железняков", на которого командованием возлагались большие надежды. И надо сказать, что надежды эти он впоследствии полностью оправдал.

Поскольку Севастополь - портовый город, то на боевую службу на бронепоезде был набран экипаж из матросов Черноморского флота. Основой бронепоезда послужили обычные железнодорожные платформы, на которые с помощью электрической сварки рабочие приварили бронелисты и дополнительно укрепили бетоном. Тянул весь состав локомотив повышенной мощности. Вооружен "Железняков" был, что называется - "до зубов": четыре корабельных артиллерийских орудия, шесть минометов, четырнадцать пулеметов. Первым командиром бронированного состава был поставлен капитан Г.Саакян и 7 ноября 1942 года бронепоезд приступил к выполнению своей первой боевой задачи. На протяжении всей службы "Железняков" выполнил более ста сорока боевых рейдов. Он поддерживал огнем пушек и пулеметов нашу пехоту, вступал в открытый бой с танками, подавлял артбатареи немцев, сбивал их самолеты. Всегда находясь на переднем крае атаки, бронепоезд наносил огромный урон неприятельским силам, сея страшную панику в стане врага. Немцам ничего не оставалось, как начать охоту за бронированным гигантом, которого они за быстроту и неуловимость окрестили "Зеленым призраком". Название было как раз в точку. Немецкие летчики на протяжении долгих месяцев тщетно пытались выследить бронепоезд и уничтожить его. Каждый раз тяжелый, но юркий состав укрывался в туннелях, только еще сильнее зля противника.

Однако, летом 1942 года бронепоезд все таки попал в засаду. В ходе последних и самых тяжелых боев за Севастополь фашисты обрушили над составом своды Троицкого туннеля, но оставшиеся в живых матросы "Зеленого призрака", взяв в руки пулеметы с бронепоезда, самоотверженно сражались с противником до последней капли крови еще несколько дней. К сожалению, им не удалось отбить атаку и состав попал в руки врага. Немцы привели его в рабочее состояние и назвали "Огейн". Теперь уже немецкий бронепоезд воевал с Советской армией до тех пор, пока в 1944 году при отступлении из города, фашисты не подорвали его на территории вокзала.

Когда закончилась война, паровоз, водивший "Зеленого призрака", восстановили и он стал служить мирным целям. Сейчас он превращен в небольшой музей - одну из достопримечательностей города Севастополя. Мемориальная доска с фотографиями тех далеких времен, которую установили рядом с паровозом, рассказывает нам о былых подвигах и славных победах бронированных героев.


Бронепоезд «Железняков» в период обороны Севастополя 1941-42 годов стал кошмаром для немцев, прозвавших его «Зеленым призраком». Для советских людей он стал легендой, примером удачи тщательного расчета боевых операций и отчаянного героизма экипажа.




Недалеко от севастопольского автовокзала, на площади Ревякина стоит памятник самому известному крымскому паровозу, герою Великой Отечественной войны бронепоезду «Железнякову». Ни один турист не проходит мимо, не сделав несколько снимков этого колоритного состава из паровоза Эл-2500 с надписью «Смерть фашизму!» и орудийного транспортера ТМ-1-180 оснащенного внушительной пушкой Б-1-П. Самые некультурные гости города тут же начинают лазить по крыше и механизмам паровоза, не замечая табличек: «Паровоз-ветеран войны и труда. Передан навечно городу-герою Севастополю Крымскими железнодорожниками» и «Паровоз легендарного бронепоезда «Железняков», принимавшего активное участие в героической обороне Севастополя 1941-1942 гг». Ведь ветеран войны и труда, хоть он и паровоз, заслуживает особого уважения.




Необходимо уточнить, что памятник «Железнякову» - это не сам легендарный бронепоезд, а однотипный паровоз с транспортером, который к истории поезда-героя отношения не имеет. Историческая достоверность в его облике не соблюдена, но памятник выполняет свою роль, являясь постоянным напоминанием о легендарном «Зеленом призраке».



Всего во время наступления на Крым 11-й армии Манштейна в строй было введено 7 бронепоездов. На полуострове ощущался сильный дефицит бронетехники, а потому в спешном порядке в железнодорожных мастерских и цехах судоремонтных заводов строились знакомые со времен гражданской войны сухопутные броненосцы. В ход шли остатки корабельной брони и бывшее в наличии оружие. К сожалению, все крымские бронепоезда были быстро ликвидированы фашистами, одному только «Железнякову» удалось длительный период вести боевые действия - с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.



Бронепоезд №5 Береговой обороны Главной базы Черноморского флота «Железняков» был введен в строй 4 ноября в уже осажденном Севастополе, на церемонии его открытия был командующий ЧФ и члены военного Совета. Строили бронепоезд работники Севастопольского морского завода при активной помощи уцелевших моряков из экипажей других бронесоставов. Использовались платформы для 60-тонных вагонов, на которые наварили стальные листы и укрепили их армированным бетоном, получив композитную броню. Из оружия было установлено 15 пулеметов, 5 орудий калибра 76 мм, а на специальной площадке расположились 8 минометов. Также был добавлен второй локомотив, что позволило существенно повысить маневренность состава.



Первое боевое задание «Железняков» выполнил 7 ноября в районе деревни Дуванкой (ныне Верхнесадовое): была подавлена батарея и обстреляна неприятельская пехота.


Успешное выживание севастопольского бронепоезда зависело от многих факторов. Его команда умело использовала при маневрировании местный ландшафт с множеством узких оврагов, скал и тоннелей. «Железняков» молниеносно наносил удары по целям, которые разведывала морская пехота, и исчезал, прежде чем его успевала пристрелять вражеская артиллерия или выследить бомбардировщики. «Зеленым призраком» немцы его прозвали за необычайно эффективную камуфляжную раскраску, которую экипаж непрерывно менял, искажая очертания бронепоезда до неузнаваемости, добиваясь его визуальной неотличимости от местности. Также успех операций «Железнякова» обеспечивала дрезина, проверявшая и ремонтировавшая пути.


Во время отражения второго штурма Севастополя 17 декабря бронепоезд поддерживал защитников города, выезжая навстречу наступающим немецким войскам, ведя огонь из минометов и 12-и пулеметов. Прикрытие поезда осуществлялось автоматчиками из 8-й бригады морских пехотинцев. Восстановительная бригада под руководством дорожного мастера Никитина ремонтировала полотно круглосуточно, зачастую под обстрелом.


В конце 1941 года «Железняков» побывал в севастопольском тылу на ремонте и перевооружении. Поставили три новых пулемета, одно старое 76-мм орудие заменили на две новых автоматических пушки, а четыре 82-мм миномета заменили тремя 130-мм полковыми минометами.


Едва не был уничтожен «зеленый призрак» в ходе боев за Мекензиевы горы. Тяжелая артиллерия немцев разбомбила путь прямо перед бронепоездом, с откоса слетели балластные площадки, а одна из бронеплощадок сошла с рельс. Магистральный локомотив был выведен из строя осколками снаряда, а у второго не хватало мощности для того чтобы затащить на рельсы бронеплощадку. Героический поступок совершил Евгений Матюш - помощник машиниста, он полез в закиданную сырым углем топку и поливаемый тут же испаряющейся водой сделал ремонт. Состав был спасен, а Матюш тут же потерял сознание от многочисленных ожогов.


После того как 22 декабря станция Мекензиевы горы была захвачена противником, бронепоезд совершил дерзкое нападение на нее. Буквально ворвавшись на станцию «Железняков» практически в упор стал расстреливать технику и живую силу неприятеля. Также бронепоезд участвовал в отчаянной операции по доставке на 30-ю батарею новых стволов взамен изношенных.


Существенно повредить неуловимый состав фашистам удалось 29 декабря во время авианалета, погибли многие члены экипажа, но уцелевшие смогли отстреляться, используя пулеметы как зенитные орудия. Таким же образом, с помощью 18-и пулеметных стволов 1 января 1942 года было сбито два вражеских истребителя.


Неудивительно, что фашисты ненавидели «Железнякова», ведь только за зимний период 1942 года бронепоезд уничтожил около 1500 солдат противника, 3 автомашины, 10 повозок с грузом, 6 блиндажей, 9 дзотов, 13 пулеметных гнезд, тяжелую батарею. В середине июня бронепоезд вывел из строя 3 немецких танка, вступив в бой с колонной бронетехники.


К концу июня 1942 года «Железняков» остался единственной мощной артиллерийской единицей на Северной стороне Севастополя, с его стволов буквально слазила краска, так они были раскалены от стрельбы. За бронепоездом велась охота с помощью десятков самолетов противника.


26 июня «Зеленый призрак» дал свой последний бой - против него было 50 бомбардировщиков. Один из входов в Троицкий тоннель был обвален массированной бомбежкой, вторую платформу завалило, но поезд вырвался из тоннеля и открыл огонь по врагам. Полностью блокировать бронепоезд удалось только на следующий день, засыпав второй вход в тоннель. Остатки экипажа дрались до 3 июля. Так закончилась история советского «Железнякова»…


…И началась история немецкого бронепоезда «Ойген». Фашисты раскопали легендарный состав, починили его и использовали, оснастив гаубицами калибра 105 мм. «Ойген» был взорван немцами в 1944 году во время наступления советских войск.


По легенде паровоз «Железнякова» - «Ойгена» после войны был отремонтирован и еще долго водил поезда по Крыму. 24 октября 1967 года его доставила из Джанкоя в Севастополь бывшая фронтовая бригада, в которой был машинист М.Галанин, кочегар В.Иванов и тот самый помощник машиниста Е.Матюш.

«Зеленый Призрак» идет в атаку за рельсами June 11th, 2017

Почти 75 лет назад, 15 июня 1942 года состоялся один из самых, пожалуй, необычных боев в мировой истории с участием бронепоезда. Защищавшему Севастополь бронепоезду «Железняков», прозванному немцами «Зеленым призраком», пришлось атаковать только для того, чтобы добыть рельсы для восстановления пути.




Экипаж бронеплощадки б.п. «Железняков» ведет огонь по противнику. Май 1942 года.

Вот как об этом вспоминал один из участников этого боя, старшина группы пулеметчиков «Железнякова» Николай Иванович Александров: «15 июня командующий приказал бронепоезду обстрелять скопление танков в лощине кордона Мекензи. Комендоры Кочетова и Буценко зарядили орудия бронебойно-зажигательными.

Выйдя из-за поворота, «Железняков» с расстояния четырехсот метров открыл огонь по танковой колонне. Вспыхнули два головных танка. Задымила и машина, замыкавшая колонну.

Танки начали беспорядочную стрельбу. Продвинуться вперед или назад они не могли - дорогу преграждали подбитые машины, а свернуть в сторону не давали крутые скаты выемки. «Железняков» бил и бил из всех пушек и минометов. Мы, пулеметчики, тем временем косили немцев, выскакивавших из люков танков.

На выручку своим танкистам поспешила фашистская авиация. Нам не очень-то хочется связываться с нею, тем более что и снарядов осталось маловато. Берем курс к тоннелю.


Зенитчики бронепоезда «Железняков» у 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов ДШК (пулеметы установлены на морских тумбах).

Но бомбардировщики пытаются не упустить добычу. Бомбы рвутся совсем рядом. На бронеплощадках появились убитые и раненые.

Подносчику снарядов Володе Дмитриенко оторвало руку. Ксения Каренина и Саша Нечаев тут же, на ходу, оказывают первую помощь. Вместо раненого Нечаев сам стал на подачу.

Бронепоезд, отстреливаясь от самолетов, полным ходом шел в укрытие. И вдруг на пути встал огромный столб дыма. Бомба разрушила полотно.

Ведя непрерывный огонь по «юнкерсам», бронепоезд маневрирует на уцелевшем отрезке пути. Ремонтная группа тем временем меняет рельсы и шпалы. С балластной платформы сгружены все запасные рельсы. Но их не хватает. Где взять? Головенко вспомнил, что рельсы есть около станции Мекензиевы горы. Но там уже враг...

Доложили командиру.

— Полный вперед! — приказывает командир. Бронепоезд, как метеор, влетел на станцию, открыл огонь из всех видов оружия. Пока мы вели бой, железнодорожники под командой Головенко и Андреева на руках перенесли два звена рельсов. Мчимся назад. За несколько минут путь исправили, и бронепоезд нырнул в укрытие. Только втянулись в тоннель, тяжелой бомбой завалило вход. Дождавшись ночи, бронепоезд вышел с другого конца тоннеля. И пока саперы расчищали вход, мы выходили в рейды на другие участки».

Изготовленный в ноябре 1941 года бронепоезд «Железняков», названный в честь героя гражданской войны, обладал серьезной огневой мощью. На бронеплощадках установили пять 100-миллиметровых орудий, 15 пулеметов. Была специальная площадка с 8 минометами.

В конце 1941 года место четырех 82-миллиметровых минометов поставили три 120-миллиметровых и 3 новых пулемета. Помимо бронепаровоза состав имел дополнительный мощный локомотив. Экипаж «Железнякова» был укомплектован моряками. В 1941 году бронепоезда Красной Армии, на которые до войны возлагались большие надежды, оказались весьма уязвимыми под ударами господствовавшей в воздухе немецкой авиации. Но моряки из экипажа «Железнякова» нашли способы эффективного использования своего бронепоезда и в таких условиях. Закамуфлирован бронепоезд был так умело, что обнаружить его с воздуха было очень непросто. После короткого, но мощного пушечного и минометного удара по целям, заранее разведанным, «Железняков» быстро уходил на участки, где железная дорога проходила в узких вырубленных в скалах выемках, или в тоннели, до того, как немцы успевали пристреляться артиллерией или поднять авиацию.

К бронепоезду была прикомандирована специальная восстановительная бригада, которая под огнем противника восстанавливала поврежденное железнодорожное полотно.

Действуя таким образом, «Железняков» произвел более 140 боевых выходов.

Погиб 28 июня 1942 года под рухнувшими во время очередного авианалета сводами Троицкого тоннеля.


Бронепоезд Железняков. Снимок сделан после взятия Севастополя немцами.


Эл-2500, бронепоезд Железняков, Севастополь

См.также:

Recent Posts from This Journal


  • БЫЛ ЛИ ГЕНОЦИД РУССКОГО НАРОДА В СССР?

    Самое яркое политическое шоу 2019 года! Первые клубные дебаты SVTV. Тема: «Был ли геноцид русского народа в Советском Союзе?» Дебатируют русский…


  • М.В ПОПОВ VS Б.В. ЮЛИН - Фашизм на экспорт

    Дебаты на тему "Фашизм на экспорт" между профессором Поповым и военным историком Юлиным Проголосовать о том кто победил по вашему…


  • Маленькая девочка плачет по СССР: В Советском Союзе все было настоящее


  • Тупики капиталистической экономики

    Кризис - самое время избавляться от иллюзий, рожденных в период стабильности, когда казалось, что все действительное разумно, а все…


  • Насилие (над женщинами и детьми) и общественная безопасность. Антон Беляев

    Антон Беляев, специалист по математическому моделированию в области общественной безопасности и проектирования производств, бывший участник…

  • Бронепоезд «Железняков» — бронепоезд № 5 Береговой обороны Главной базы ЧФ «Железняков», прозванный немцами «Зеленый призрак», построен 4 ноября 1941-го на Севастопольском морском заводе. Бронепоезду удалось вести боевые действия - с 7 ноября 1941 года по 28 июня 1942 года, совершив 140 рейдов и нанося существенный урон противнику.

    На небольшой территории осажденного Севастополя бронепоезд мог «выжить» только благодаря скорости и скрытности. Каждый рейд «Железнякова» тщательно планировался. Перед бронепоездом на позицию всегда выходила дрезина, проверяющая состояние железнодорожных путей.

    Немцы предприняли немало попыток подавить бронепоезд. Железнодорожное полотно было пристреляно тяжёлой артиллерией, а над дорогой постоянно дежурил самолёт корректировщик. Но ни артиллерии, ни авиации всё же не удалось нанести серьёзный урон бронепоезду. По свидетельствам пленных, немецкие солдаты назвали неуловимый бронепоезд «зеленым призраком».

    В 1941-1942 годах бронепоезд произвел более 140 боевых выходов. Только с 7 января до 1 марта 1942 года «Железняков», по данным командования Севастопольским оборонительным районам, уничтожил девять дзотов, тринадцать пулеметных гнезд, шесть блиндажей, одну тяжелую батарею, три самолета, три автомашины, десять повозок с грузом, до полутора тысяч солдат и офицеров противника.

    15 июня 1942 года «Железняков» вступил в бой с колонной немецких танков, подбив не менее 3 бронированных машин.

    21 июня отходящие к Севастопольской бухте защитники города подорвали на Северной стороне всю оставшуюся артиллерию. Мощной артиллерийской единицей остался только бронепоезд, который теперь базировался в Троицком тоннеле. «Железняков» обстреливал немецкие части на Северной стороне до тех пор, пока на стволах орудий не начинала гореть краска.

    Немецкая авиация несколько раз обрушивала вход в тоннель. 26 июня 1942 года более 50 бомбардировщиков противника нанесли мощный удар по Троицкому тоннелю. Многотонная глыба обрушилась на 2-ю бронеплатформу. Часть экипажа удалось вытащить через десантные люки в полу вагона, затем рельсы лопнули, и приваленная глыбами бронеплощадка оказалась прижатой ко дну тоннеля.

    28 июня 1942 года, немецкая авиация обрушила последний выход из тоннеля. Бронепоезд погиб, но его экипаж еще сражался, установив несколько минометов в районе ГРЭС. Остатки экипажа дрались до 3 июля.

    Терентьев Андрей

    Бронепоезд "Железняков" в рейде.

    «Зелёный призрак» - такое прозвище в гитлеровских войсках получил грозный бронепоезд «Железняков», действовавший в Севастопольском оборонительном районе в период второй обороны города с ноября 1941 года по июнь 1942 года.

    Свежа ещё была в памяти бойцов и командиров практика использования бронепоездов в годы гражданской войны. Эти «сухопутные броненосцы» были способны наносить немалый урон противнику и в отсутствии бронетанковой техники успешно выполняли её задачи по поддержке огнём своих войск. Весьма результативно использовали такие бронированные составы и в Великую Отечественную войну. Одним из таких стал бронепоезд «Железняков», применявшийся в качестве подвижной батареи в условиях оборонительных боёв.

    Как и в годы гражданской войны, когда наибольшим потенциалом по постройке бронепоездов обладали судостроительные верфи и железнодорожные мастерские, за постройку «Железнякова» взялись рабочие Севастопольского морского завода. В мастерских завода, расположенного в городе-базе Черноморского флота, не было недостатка в материалах для постройки бронепоездов: стали, броне, вооружении. Имелись и квалифицированные специалисты. Работами по постройке бронепоезда руководил инженер Калинин. Наряду с мастерами завода в работах участвовал и будущий экипаж «крейсера на колёсах».

    Бронеплощадки "Железнякова". Видны башенные орудия и пулемёты.

    Бронеплощадки соорудили на основе обычных железнодорожных 60-ти тонных платформ. При бронировании использовали комбинацию стали и бетона. На платформы установили пять корабельных 76-ти миллиметровых орудий. Помимо этого на борту имелись 15 пулемётов, 4 из которых были крупнокалиберными. В составе бронепоезда находилась и площадка с восемью 82-х миллиметровыми миномётами, изготовленными в Севастопольских механических мастерских. Позже, в конце ноября 1941 года, четыре 82-мм миномёта на второй бронеплощадке заменили на три 120-ти миллиметровые и добавили ещё пулемётов, доведя их количество до 18-ти.

    В экипаж бронепоезда набирали преимущественно флотских специалистов. Многие из них побывали в боях, обороняли Одессу. Часть личного состава была взята с разбитого в столкновении с немцами бронепоезда «Орджоникидзевец». Первым командиром нового боевого подразделения назначили капитана Саакяна. После его ранения эту должность занял лейтенант Чайковский, а позже командование принял капитан Харченко.

    Командир "Железнякова" капитан М.Ф. Харченко

    К началу ноября 1941 года бронепоезд был полностью готов. Ему дали имя «Железняков» в честь легендарного героя гражданской войны матроса Анатолия Железнякова.

    7 ноября состоялось боевое крещение. «Железняков» совершил огневой налёт на скопление гитлеровских войск в районе деревни Дуванкой (нынешнее Верхнесадовое) за Камышловским мостом. Первый выход показал высокую боевую готовность экипажа и материальной части.

    В основном зона ответственности «Железнякова» находилась в районе Мекензиевых гор, но периодически они делали рейды и в Балаклавскую долину, действуя в направлении Федюхиных высот и деревни Камары (современное Оборонное). Открывать огонь, поражая технику и живую силу противника, экипажу бронепоезда приходилось и с закрытых огневых позиций, и в непосредственной близости от неприятеля прямой наводкой. Для ведения огня часто использовались стационарные огневые позиции в скальных выемках в районе деревни Камышлы. С закрытых позиций чаще всего «работали» днём, а ночью совершали огневые налёты.

    Руководство часто меняло места стоянок бронепоезда, укрывая состав в тоннелях, оставаясь неуловимыми для авиации врага. Во время затишья в боях личный состав обновлял маскировку на бронеплощадках и паровозе, проводили техобслуживание и ремонт вооружения и подвижного состава.

    После одного из наиболее удачных и дерзких рейдов на захваченную немцами станцию Мекензиевы горы противник начал охоту за грозным бронепоездом. Места стоянок постоянно бомбила авиация, выходы из тоннелей были пристрелены вражеской артиллерией. Постоянно разрушались железнодорожные пути, возникали завалы. Личный состав бронепоезда и бригады железнодорожников уже не справлялись с работами по очистке и ремонту путей, поэтому им в помощь придали сапёрный батальон.

    "Зелёный призрак" в рейде. Окрестности Севастополя.

    Действия бронепоезда «Железняков» были очень эффективны. В течение почти всей обороны Севастополя в условиях позиционной обороны «Железняков» совершил более 140 рейдов. Из имеющихся данных только в период с 7 января по 1 марта 1942 года бронепоезд совершил 70 боевых рейдов и уничтожил: 9 ДОТ, 13 пулемётных гнёзд, 1 тяжёлую батарею, 3 автомобиля, 3 самолёта, порядка 1500 солдат и офицеров противника. В списке несомненных заслуг экипажа бронепоезда – проведение операции по доставке на 30-ю береговую батарею новых стволов, часть маршрута которой проходила фактически по линии боестолкновения с немецкими войсками. Именно за результативность огня и неуловимость бронепоезд «Железняков» у врага получил прозвище «Зеленый призрак».

    Во время третьего штурма Севастополя бронепоезд действовал поблизости от своей базы в Троицком тоннеле. 26 июня во время авианалёта часть тоннеля обрушилась, завалив вторую бронеплощадку укрывавшегося там бронепоезда. Оставшиеся платформы покидали укрытие и вели борьбу до тех пор, пока не оказались окончательно заблокированы в тоннеле на следующий день. Тогда экипаж снимает уцелевшее вооружение и продолжает сражаться в пешем строю, занимая оборону у Севастопольской ГРЭС. Часть бойцов находится на позициях у входа в Троицкий тоннель, защищая укрывающихся там гражданских. В течение этих последних дней обороны Севастополя большинство бойцов-«железняковцев» погибло или попало в плен.