Древнерусские часы спасской башни. Кремлёвские куранты

На существование кремлёвских часов ещё в XVI в. указывает то свидетельство, что у Спасских, Тайницких и Троицких находились на службе часовники. В 1624 г. старые часы были проданы Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 г. на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками были установлены часы. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время. Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

В 1705 г. по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы, купленные им в Голландии. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов. Однако, голландские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 г. и вовсе пришли в полную негодность.

В 1763 г. в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 г. был специально приглашен немецкий мастер Фатц. В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 г. кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин».

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 гг. на русском заводе датских поданных братьев Иоганна и Николая Бутеноп. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 г.

Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 г.

2 ноября 1917 г. при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 г. по указанию Ленина („Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком“) кремлёвские куранты было решено восстановить. Для этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Он хорошо знал устройство курантов, так, как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. С большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 кг, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 г. с помощью сыновей Беренс смог запустить куранты. Художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа - «Вы жертвою пали…».

В 1932 г. был изготовлен новый циферблат - точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовано 28 кг золота. В качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 г. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 г. работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную.

С 1996 г. в полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера - мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 г. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 г.

Куранты занимают 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещается на 9-м этаже в специальной комнате и состоит из 4 заводных валов: один - для ведения стрелок, другой - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей и ещё один - для игры курантов. Циферблаты курантов диаметром 6,12 м выходят на четыре стороны башни. Высота римских цифр - 0,72 м, длина часовой стрелки - 2,97 м, минутной - 3,27 м. Кремлёвские часы в своем роде уникальные, являясь полностью механическими. Общий вес курантов - 25 т. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 кг. Точность хода достигается благодаря маятнику весом 32 кг. Часовой механизм соединен с музыкальным узлом, который расположен под шатром башни в открытом 10-м ярусе звонов и состоит из 9 четвертных колоколов и одного колокола, отбивающего полный час. Вес четвертных колоколов - около 320 кг, часового - 2 160 кг.

Бой часов производится при помощи молотка, соединённого с механизмом и каждым колоколом. Каждые 15, 30, 45 минут часа перезвон играется 1, 2 и 3 раза соответственно. В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, а затем большой колокол отбивает часы. Музыкальный механизм курантов состоит из программного медного цилиндра диаметром около двух метров, который вращает гиря весом более 200 кг. Он усеян дырочками и штифтами в соответствии с набранными мелодиями. Барабан при вращении заставляет штифты нажимать на клавиши, от которых тянутся тросы, связанные с колоколами на звоннице. Ритм исполнения мелодии колоколами сильно отстает от оригинала, поэтому узнать мелодии бывает проблематично. В полдень и полночь, 6 и 18 часов исполняется гимн Российской Федерации, в 3, 9, 15 и 21 час - мелодия хора «Славься» из оперы Глинки «Жизнь за царя». Сами мелодии отличаются по ритму исполнения, поэтому в первом случае исполняется одна первая строчка из гимна Александрова, во втором - две строчки из хора «Славься».

Заводятся часы 2 раза в сутки. Первоначально часы заводились вручную, но с 1937 г. их заводят с помощью трёх электромоторов.

Подавляющее большинство россиян считает,что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Но это не так.

Новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов,

то есть за 20 секунд до первого удара колокола.

А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года

Такое заблуждение было связано с тем, что россияне путали сигналы точного времени, передаваемые по радио (где начало шестого сигнала означало начало нового часа) с боем курантов Спасской башни.

Кремлёвские куранты установлены на Спасской башне Московского Кремля, занимают 8-10 ярусы и выходят на четыре стороны башни.

Диаметр циферблата - 6,12 метра, высота римских цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки 2,97 метра, минутной —-3,27 метра.

Всего на Спасской башне было трое часов

Первые часы на Спасской башне

На существование часов ещё в XVI веке указывает то свидетельство, что в 1585 году при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. В 1613—1614 годах упоминаются часовники ещё и при Никольских воротах. У Фроловских ворот в 1614 году часовником был Никифорка Никитин. В сентябре 1624 года старые боевые часы были проданы на вес Спасскому Ярославскому монастырю. Вместо них в 1625 году на Спасской башне под руководством английского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея русскими кузнецами-часовщиками Жданом, его сыном Шумилой Ждановым и внуком Алексеем Шумиловым были установлены часы. 13 колоколов для них отлил литейщик Кирилл Самойлов. Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галовеем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг, узнатный круг. Цифры обозначались славянскими буквами — буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.

"Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось"…

Середина циферблата покрывалась голубой лазурью, по голубому полю были разбросаны золотые и серебряные звёзды, изображения солнца и луны. Циферблатов было два: один в сторону Кремля, другой в сторону Китай-города.

Необычное устройство часов дало основание Самюэлю Коллинсу, английскому врачу на русской службе, ехидно заметить в письме к своему другу Роберту Бойлю:

У наших часов стрелка движется по направлению к цифре, в России же наоборот — цифры движутся по направлению к стрелке. Некий господин Галовей — весьма изобретательный человек — придумал циферблат такого рода. Объясняет он это следующим образом: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно»

Вторые часы на Спасской башне

В 1705 году по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Купленные Петром I в Голландии, они были доставлены из Амстердама в Москву на 30 подводах. Часы были переделаны на немецкий лад с циферблатом на 12 часов. Часы устанавливал часовой мастер Еким Гарнов (Garnault). Какую мелодию исполняли эти куранты — неизвестно. Однако, голландские часы недолго радовали москвичей своим перезвоном. Петровские часы часто ломались, а после грандиозного пожара 1737 года и вовсе пришли в полную негодность. Столица была перенесена в Петербург и с ремонтом главных часов первопрестольной не спешили. В 1763 году в здании Грановитой палаты были обнаружены большие английские курантовые часы. Для их установки на Спасскую башню в 1767 году был специально приглашен немецкий мастер Фатц (Фац). В течение трёх лет при помощи русского мастера Ивана Полянского часы были установлены. По воле иностранного мастера в 1770 году кремлёвские куранты заиграли немецкую песенку «Ах, мой милый Августин» и в течение некоторого времени эта мелодия звучала над Красной площадью. Это был единственный случай, когда куранты играли иностранную мелодию. Во время знаменитых пожаров 1812 года они были повреждены. После изгнания французов из Москвы куранты были обследованы. В феврале 1813 года часовщик Яков Лебедев написал в своем докладе, что механизм часов разрушен и предложил отремонтировать их своими коштом и материалами его рабочими людьми. Получив разрешение на проведение работ с условием, что он не испортит механизм Лебедев приступил к восстановлению. В 1815 году часы были запущены, а Яков Лебедев получил почетное звание часового мастера Спасских часов. Однако, время не щадило и эти кремлёвские куранты. В рапорте компании «Братья Бутеноп» и архитектора Тона от 1851 года значится:«Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость, осевшие деревянные полы, лестницы требуют непременной переделки,…дубовый фундамент под часами от долговремения сгнил.»

Третьи часы на Спасской башне

Современные куранты были изготовлены в 1851-52 годах на русском заводе датских подданных братьев Иоганна (Ивана) и Николая Бутенопов, компания которых была известна установкой башенных часов в куполе Большого Кремлевского дворца. Братья Бутенопы взялись за работу в декабре 1850 года. Ими были созданы новые часы, используя некоторые старые детали и все наработки часового дела того времени. Была проведена колоссальная работа. Старый дубовый корпус заменён на литой, чугунный. Мастера заменили колёса и шестерни, подобрали специальные сплавы, которые могли выдерживать значительные перепады температур и большую влажность. Куранты получили ход Грагама и маятник с системой термокомпенсации конструкции Гаррисона. Внешний вид кремлёвских часов не остался без внимания. Бутенопы установили новые циферблаты, железные, выходящие на четыре стороны, не забыв о стрелках, цифрах и часовых делениях. Специально отлитые медные цифры и минутные и пятиминутные деления были покрыты червонным золотом. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Работы были закончены в марте 1852 года. Иван Толстой, являвшийся придворным часовщиком, доложил, что «механизм означенных часов переделан вновь с должною отчетливостью и по правильному ходу и верности заслуживает полного одобрения».

Знаменитая мелодия колокольного перезвона курантов, которая отмечает наступление каждого часа и четверти, широко известная по всему миру, специально не сочинялась: она обусловлена исключительно самой конструкцией звонницы Спасской башни. Исполнение курантами определенной мелодии возложили на игральный вал, представляющий собой барабан с отверстиями и штифтами, связанные канатами с колоколами под шатром башни. Для более мелодичного звона и точного исполнения мелодии с Троицкой и Боровицкой башен сняли 24 колокола и установили их на Спасской, доведя общее количество до 48. Одновременно была проведена реставрация самой башни под руководством архитектора Герасимова. Металлические перекрытия, лестницы и постамент к ним были выполнены по рисункам талантливого русского архитектора Константина Тона, создавшего Храм Христа Спасителя. Вскоре встал вопрос о выборе мелодии для исполнения курантами. Композитор Верстовский и капельмейстер московских театров Штуцман помогли отобрать шестнадцать самых знакомых москвичам мелодий. Николай I велел оставить две, «чтобы часовые куранты разыгрывали утром - Преображенский марш Петровских времен, употребляемый для тихого шага, а вечером - молитву «Коль славен наш Господь в Сионе», обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». С этого времени куранты исполняли в 12 и 6 часов «Марш Преображенского Полка», а в 3 и 9 часов гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» Дмитрия Бортнянского, которые звучали над Красной площадью до самого 1917 года. Изначально на игральный вал курантов хотели набрать гимн Российской империи «Боже, Царя храни!», однако Николай I этого сделать не разрешил, заявив, что «куранты могут играть любые песни, кроме гимна». В 1913 году к 300-летию дома Романовых провели полномасштабную реставрацию внешнего вида курантов. Компания «Братья Бутеноп» продолжала поддерживать часовой механизм.

2 ноября 1917 года при штурме Кремля большевиками в часы попал снаряд, перебив одну из стрелок и повредив механизм вращения стрелок. Часы остановились почти на год. В 1918 году по указанию В. И. Ленина («Надо, чтобы эти часы заговорили нашим языком») кремлёвские куранты было решено восстановить. Сперва большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но те, оценив масштабы разрушений, запросили 240 тысяч золотом. После этого власти обратились к работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс хорошо знал устройство курантов, так как был сыном мастера из компании «Братья Бутеноп», принимавшего участие в их реконструкции. В условиях обстановки в Советской России 1918 года с большим трудом был изготовлен новый маятник весом 32 килограмма, взамен утраченного старого, который был свинцовым и позолоченным, отремонтирован механизм вращения стрелок, заделана пробоина в циферблате. К июлю 1918 года с помощью сыновей Владимира и Василия Николай Беренс смог запустить куранты. Однако, Беренсы не разбирались в музыкальном устройстве Спасских часов. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и в соответствии с пожеланием Ленина набрал на игральный вал курантов революционные мелодии. Часы стали исполнять в 12 часов «Интернационал», в 24 часа — «Вы жертвою пали…». В августе 1918 года комиссия Моссовета приняла работу, прослушав трижды каждую мелодию с Лобного места на Красной площади.

18 августа 1918 года в «Бюллетене» бюро печати ВЦИК было сообщено, что кремлёвские куранты отремонтированы и теперь они играют революционные гимны. Первым в 6 часов утра звучал «Интернационал», в 9 часов утра и в 15 часов - похоронный марш «Вы жертвою пали…» (в честь похороненных на Красной площади)

Через некоторое время произвели перенастройку и куранты стали исполнять в 12 часов мелодию «Интернационал», а в 24 часа — «Вы жертвою пали…»

В 1932 году был проведён ремонт внешнего облика часов. Был изготовлен новый циферблат — точная копия старого и заново позолочены обода, цифры и стрелки, израсходовав 28 килограммов золота. Кроме того, в качестве мелодии был оставлен только «Интернационал».

Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным.Изношенный механизм боя курантов, а также морозы сильно искажали звучание. Об этом ещё в 1850 году предупреждали братья Бутенопы: «проволоки, посредством которых должны приводиться в движение колокольные молотки, будучи слишком длинны, качаются; а зимою, от влияния морозов, сокращаются; от чего выражение музыкальных звуков бывает не чисто и неправильно».

Вследствие искажения мелодии уже в 1938 году куранты замолчали, став отбивать своим перезвоном и боем часы и четверти. В 1941 году специально для исполнения «Интернационала» смонтировали электро-механический привод, впоследствии демонтированный. В 1944 году по указанию И. В. Сталина пытались настроить куранты на исполнение уже нового принятого гимна на музыку Александрова. Но работа не увенчалась успехом.

Крупная реставрация курантов и всего механизма часов с их остановкой на 100 дней была проведена в 1974 году. Механизм был полностью разобран и отреставрирован с заменой старых деталей. С 1974 года работает система автосмазки деталей, которую до этого проводили вручную. Однако музыкальный механизм курантов так и остался не тронутым реставрацией.

В 1991 году Пленумом ЦК было принято решение о возобновлении работы кремлёвских курантов, однако выяснилось, что для исполнения гимна СССР не хватает трёх колоколов. К этой задаче вернулись в 1995 году. Новым гимном Российской Федерации планировали утвердить «Патриотическую песню» М. И. Глинки. В 1996 году во время инаугурации Б. Н. Ельцина куранты после традиционного перезвона и отбивания часов после 58 лет молчания вновь заиграли. Однако, за прошедшие годы на звоннице Спасской башни осталось всего 10 колоколов. В отсутствие нескольких колоколов, необходимых для исполнения гимна в дополнение к колоколам установили металлические била. В полдень и полночь, 6 утра и 6 вечера куранты стали исполнять «Патриотическую песню», а каждые 3 и 9 часов утра и вечера — мелодию хора «Славься» из оперы «Жизнь за царя» (Иван Сусанин) также М. И. Глинки.

Последнюю крупную реставрацию провели в 1999 году. Работы распланировали на полгода. Стрелки и цифры снова позолотили. Восстановили исторический облик верхних ярусов. К концу года провели и последнюю настройку боя курантов. Вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять государственный гимн Российской Федерации, официально утверждённый в 2000 году. Куранты стали исполнять государственный гимн России.

Интересно, что подавляющее большинство россиян считает, что Новый год наступает с первым или последним ударом колокола. Тогда как на самом деле, новый час, день и год начинаются с началом перезвона курантов, то есть за 20 секунд до первого удара колокола. А с 12 ударом колокола уже прошла ровно минута Нового года.

Точная дата установки часов не известна, но предполагается, что часы были установлены сразу после постройки башни в 1491 году архитектором Пьетро Антонио Соларио по повелению Ивана III. Документальное подтверждение о часах относится к 1585 году, когда у трех ворот Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовщики, за что получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду. По всей вероятности часы имели старорусский (византийский) счет времени. Тогдашние сутки, по принятому на Руси счету времени, подразделялись на «денные», от восхода до заката, и «нощные» часы. Каждые две недели длительность часов с изменением продолжительности дня и ночи постепенно изменялась. Были ли эти часы первыми или нет, точно не известно, но от них ведется отсчет.
После одного из пожаров в 1624 году часы были настолько сильно повреждены, что их продали как лом, на вес, Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей. На место проданных неисправных часов в 1625 году под руководством шотландского механика и часовых дел мастера Христофора Галовея были изготовлены новые, более крупные часы. Над изготовлением часов под руководством Галовея трудились вологодские крестьяне Вирачевы, колокола для «перечасья» лил Кирилл Самойлов, а зодчий Бажен Огурцов построил для них великолепный шатер, который стал украшением всего кремлевского ансамбля.
Диаметр циферблата новых часов, выходящего на две стороны, составлял около 5 м и был выкрашен в голубой цвет. Устройство часов было необычным: вращался циферблат, а не стрелки. Вес часов составлял 3400 кг. По свидетельству современников, это были: «...чудесные городские железные часы, знаменитые во всем свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен... более чем на 10 верст».
Первыми часовщиками были их создатели - отец и сын Вирачевы. Часовые мастера пользовались в Москве привилегиями, им платили большое жалование. Особенно ценилась работа тех, кто надзирал за башенными часами. В специальной инструкции говорилось: «У дела на Спасской башне в часовниках не пить и не бражничать, зернью и карты не играть и вином и табаком не торговать». После установки часы не единожды горели в пожарах, после чего снова восстанавливались. Однако простояли и прослужили людям часы Галовея на Спасской башне достаточно долго.

По указу Петра I в 1705 году вся страна перешла на единый суточный отсчет времени. Вернувшись после заграничных путешествий, он распорядился заменить механизм часов Спасской башни, купленными в Голландии часами с 12-ти часовым циферблатом. Новые кремлевские куранты отбивали часы и четверти, а кроме того отзванивали мелодию. Установкой приобретенных часов на башню, и переделкой циферблата руководил русский часовщик Еким Гарнов. Полная установка курантов была закончена в 1709 году. Для обслуживания голландских часов содержался целый штат часовщиков, большая часть которых была иностранцами.
Куранты ломались и восстанавливались многократно, а обслуживание часов осуществлялось халатно. Интерес к курантам пропал после перенесения Петром I столицы в Санкт-Петербург.
Вступив на престол и посетив Москву, императрица Екатерина II заинтересовалась Спасскими курантами, но часы к тому времени пришли уже в полную негодность. Попытки восстановить их не принесли успеха, и по приказу Екатерины II «большие английские часы-куранты», найденные в Грановитой палате, начали устанавливать на Спасской башне.
Для монтажа был приглашен немецкий мастер Фатц, и вместе с русским часовых дел мастером Иваном Полянским, в течение 3 лет, установка была завершена. В 1770 году куранты начали вызванивать австрийскую мелодию «Ах, мой милый Августин» поскольку она очень нравилась часовому мастеру, немцу по происхождению, обслуживающему часы. И почти год эта мелодия звучала над Красной площадью, а власти на это не обращали никакого внимания. Это был единственный случай за всю историю, когда куранты отзванивали иностранную мелодию.
В 1812 году москвичи спасли Спасскую башню от разрушения французскими войсками, но часы остановились. Спустя три года их починила группа мастеров во главе с часовщиком Яковом Лебедевым, за что ему было присвоено почетное звание – мастер Спасских часов. Установленные при Екатерине II часы успешно работали на протяжении восьмидесяти лет без капитального ремонта.
Однако после обследования в 1851 году братьями Иоганном и Николаем Бутенопов (датскими подданными) и архитектором Константином Тоном было установлено: «Спасские башенные часы находятся в критическом состоянии близкому к полному расстройству (железные шестерни и колеса износились, циферблаты обветшали, деревянные полы осели, дубовый фундамент под часами сгнил, лестница требует переделки)».

В 1851 году компания «Братья Бутеноп» взялась за исправление Спасских курантов. Была проведена масштабная работа. Под часы была отлита новая чугунная станина, на которой располагался механизм, колеса и шестерни были заменены, а для их изготовления подобраны специальные сплавы, которые могли выдерживать большую влажность и значительные перепады температур.
Внешнему виду Кремлевских часов было уделено особое внимание. Были изготовлены новые железные циферблаты черного цвета с позолоченными ободами, выходящими на 4 стороны. Были отлиты из меди цифры, а также минутные и пятиминутные деления. Железные стрелки обернуты медью и покрыты позолотой. Общий вес часов составлял 25 тонн. Диаметр каждого из четырех циферблатов свыше 6 метров; высота цифр – 72 сантиметра, длина часовой стрелки около 3 метров, минутной – на четверть метра длиннее. Оцифровка на циферблате была сделана в то время арабскими цифрами, а не цифрами римскими, как сейчас. Также был полностью переделан музыкальный узел. К старым часовым колоколам добавили колокола, снятые с других башен Кремля, доведя общее количество колоколов до 48 с целью более мелодичного перезвона и точного исполнения мелодий.
В 1913 году была проведена полномасштабная реставрация внешнего вида курантов, приуроченная к 300-летию дома Романовых. Компания «Братья Бутеноп» продолжала обслуживать часовой механизм.

В 1917 году во время артиллерийского обстрела при штурме Кремля часы на Спасской башне серьезно пострадали. Часы остановились, и практически год были неисправны. В 1918 году по указу В.И. Ленина было решено восстановить кремлевские куранты. В первую очередь большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но после озвученной сумы за починку, обратились к работающему в Кремле слесарю Николаю Беренсу. Беренс знал устройство курантов, так как отец его работал в компании, которая обслуживала куранты ранее. Вместе со своими сыновьями Беренс смог запустить часы к июлю 1918 года, отремонтировав механизм вращения стрелок, заделав пробоину в циферблате и изготовив новый маятник длиной около полутора метра и весом 32 килограмма. По указанию новой власти художник и музыкант Михаил Черемных разобрался в строе колоколов, партитуре курантов и набрал на игральный вал революционные мелодии.
В 1932 году был проведен ремонт внешнего облика и изготовлен новый циферблат, который был точной копией старого. На позолоту обода, цифр и стрелок было израсходовано 28 кг золота, а в качестве мелодии оставлен «Интернационал». По указанию И.В.Сталина исполнение траурного марша было отменено. Специальная комиссия признала звучание музыкального устройства курантов неудовлетворительным. Морозы и изношенность механизма сильно искажали звучание, вследствие чего в 1938 году было принято решение остановить музыкальный барабан и куранты замолчали, став отбивать часы и четверти.

В 1974 году проводилась крупная реставрация Спасской башни и курантов, часы были остановлены на 100 дней. За это время специалистами научно-исследовательского института часовой промышленности механизм часов был полностью разобран и отреставрирован, а старые детали заменены. Также была установлена система автоматической смазки деталей, которую ранее проводили вручную, было добавлено электронное управление часами. В 1996 году во время инаугурации Б.Н.Ельцина, куранты, молчавшие 58 лет, после традиционного перезвона и отбивания часов вновь заиграли.
Последняя крупная реставрационная работа проводилась в 1999 году. Работы велись пол года. Стрелки и цифры снова позолотили и восстановили исторический облик верхних ярусов. Были сделаны важные усовершенствования в работе и контроле за работой Кремлевских Курантов: был установлен специальный сверхчувствительный микрофон для более точного своевременного контроля за ходом часового механизма. Микрофон улавливает точность хода, на основании которого программное обеспечение помогает установить наличии проблем и быстро выявить, в каком узле механизма часов нарушен ритм. Так же во время реставрации провели перенастройку боя курантов, после которой вместо «Патриотической песни» куранты стали исполнять утвержденный государственный гимн Российской Федерации.

Куранты Спасской башни Московского Кремля - вероятно, самые известные башенные часы России. Сейчас, когда у каждого прохожего есть наручные часы или современный смартфон, они уже не играют особой роли в цели определения времени, но остаются узнаваемым символом Москвы и России.

Современные Кремлёвские куранты были изготовлены в 1851-1852 годах на фабрике братьев Иоганна и Николая Бутенопов - известных московских фабрикантов датского происхождения.

Стороннему наблюдателю они известны в виде 4 циферблатов - по одному на каждой стороне , но на самом деле представляют собой сложный и чётко отлаженный механизм. Циферблаты имеют лаконичный и контрастный внешний вид: на чёрной окружности в золотом обрамлении размещены позолоченные цифры и стрелки. Детали могут похвастаться внушительным размером: диаметр циферблатов составляет 6,12 метра, высота цифр - 0,72 метра, длина часовой стрелки - 2,97 метра, длина минутной стрелки - 3,27 метра. Общий вес курантов - 25 тонн.

Часы на Спасской башне умеют отбивать время и проигрывать мелодии (поэтому их и называют курантами). В 00:00, 06:00, 12:00 и 18:00 куранты исполняют гимн Российской Федерации, в 03:00, 09:00, 15:00 и 21:00 - мелодию хора "Славься" из оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя". В начале каждого часа куранты вызванивают 4 раза, после чего большой колокол отбивает часы. Кроме того, в 15, 30 и 45 минут каждого часа происходит перезвон - 1, 2 и 3 раза соответственно.

Устройство курантов

Кремлёвские часы полностью механические: движение стрелок на всех четырёх циферблатах происходит благодаря единому часовому механизму, который занимает 8-10 ярусы Спасской башни. Основной механизм размещён на 9 ярусе и включает 4 заводных вала: один - для ведения стрелок, второй - для боя часов, третий - для вызванивания четвертей, четвёртый - для игры курантов. Вал ведения минутной стрелки проходит сквозь пол на 8 ярус, где распределяется на 4 циферблата, позади каждого из которых находится отдельный механизм для передачи вращения от минутной стрелки к часовой. Механизм приводится в действие 3 гирями весом от 160 до 224 килограммов, точность хода обеспечивает 32-килограммовый маятник. Завод часов (подъём гирь) осуществляется дважды в сутки с помощью электродвигателей.

Бой часов осуществляется благодаря музыкальному узлу, расположенному под шатром башни. В звоннице расположен 1 большой колокол, отбивающий часы (2160 килограммов), и 9 четвертных колоколов (320 килограммов); бой происходит благодаря ударам молотка, соединённого с часовым механизмом. Мелодии курантов звучат благодаря музыкальному механизму: внутри башни расположен медный барабан, усеянный отверстиями и штифтами в соответствии с запрограммированными мелодиями. При вращении барабана штифты нажимают на клавиши, связанные с тросами, которые идут на звонницу; теоретически, на барабане можно запрограммировать любую мелодию, но ритм исполнения курантами будет отставать от оригинала.

История курантов

Впервые часы на Спасской башне могли появиться ещё в 16 веке: существуют документальные подтверждения, что в 1585 году при Спасских, Тайницких и Троицких воротах Кремля несли службу часовщики. О самих часах мало что известно, кроме того, что в 1624 году они были проданы на вес Спасо-Преображенскому монастырю в Ярославле; вес часов составил около 960 килограммов.

Вместо проданных часов на Спасскую башню уже в 1625 году установили новые, изготовленные по проекту механика и архитектора шотландского происхождения Христофора Галовея (Кристофера Галлоуэя). Часы отличались особо извращённым (во всяком случае, по современным меркам) строением: отсчитывали отдельно дневное и ночное время, обозначенное славянскими буквами и арабскими цифрами, при этом стилизованная под Солнце стрелка оставалась неподвижной - вращался сам циферблат. Количество дневных и ночных часов изменялось в зависимости от сезона. Цифры и буквы размером в аршин (~0,7 метра) были покрыты золотом, а середина циферблата - голубой глазурью; голубое поле было заполнено стилизованными золотыми и серебряными звёздами и содержало изображения Луны и Солнца. Циферблатов было 2: один в сторону Кремля, второй - к Китай-городу. С помощью специального механизма и 13 колоколов часы умели играть музыку - по факту это и были первые куранты Кремля.

Спустя год после установки часы Галовея сгорели при пожаре, но мастер их восстановил.

В 1705 году по указу Петра I часы были заменены на новые, купленные в Амстердаме: на этот раз часы были сделаны на немецкий лад, с обычным циферблатом на 12 часов. К сожалению, голландские часы часто ломались, а после пожара 1737 года пришли в негодность. Столицу перенесли в Петербург, и восстанавливать часы никто не стал.

В 1763 году в Грановитой палате (ВНЕЗАПНО!) обнаружили большие куранты английского производства, которые решили установить на Спасскую башню, для чего в 1767 году в Москву был приглашён немецкий мастер Фатц. В установке, которая заняла в общей сложности 3 года, участвовал также русский мастер Иван Полянский. В 1770 году часы пошли и заиграли; по воле немецкого мастера куранты были запрограммированы на проигрывание немецкой песенки "Ах, мой милый Августин". В 1812 году часы были повреждены пожаром и остановились, однако, в течение 2 лет были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым и работали вплоть до 1851 года, когда их потребовалось заменить ввиду крайней обветшалости.

В 1851-1852 году на заводе российских фабрикантов датского происхождения Иоганна и Николая Бутенопов были изготовлены современные куранты. Использовав некоторые старые детали и применив к ним самые передовые на тот момент технологии, братья создали новые часы: вместо старого дубового корпуса появился новый чугунный, колёса и шестерни были сделаны из специально подобранных сплавов, которые могут выдерживать перепады температуры и высокую влажность, появились новые циферблаты и стрелки. Для проигрывания курантами мелодий был установлен музыкальный механизм, включающий барабан с отверстиями и штифтами; чтобы мелодии отыгрывались более точно и насыщенно, на Спасскую башню установили 24 дополнительных колокола с и Боровицкой башен - общее количество колоколов на башне достигло 48. По выбору императора Николая I куранты стали исполнять "Марш Преображенского полка" и гимн "Коль славен наш Господь в Сионе".

Советская эпоха для курантов началась печально: в ноябре 1917 года при штурме Кремля большевиками часы были сильно повреждены снарядом, перебившим механизм вращения стрелок. В течение года Спасские часы стояли, пока в 1918 году Владимир Ленин не распорядился их восстановить. Для реконструкции курантов большевики обратились в фирму Павла Буре и Сергея Рогинского, но отказались от их услуг из-за высокой цены, и восстановить часы поручили работавшему в Кремле слесарю Николаю Беренсу, который был сыном мастера с завода Бутенопов и разбирался в их устройстве. Беренс привлёк к работе своих сыновей Владимира и Василия, и в тот же год они смогли запустить часы, однако, не разобрались в музыкальном устройстве курантов. Для работы с музыкальной частью пригласили художника и музыканта Михаила Черемных, который разобрался в строе колоколов и по желанию Ленина набрал на игральный вал курантов революционные гимны: теперь Кремлёвские куранты играли "Интернационал" и похоронный марш "Вы жертвою пали". В 1932 году часы отремонтировали, заменив старые циферблаты, стрелки и цифры на новые - в общей сложности на них ушло 28 килограммов золота; изменения коснулись и репертуара курантов: из мелодий оставили только "Интернационал". В 1938 году куранты замолчали из-за износа музыкального механизма, который теперь лишь отбивал часы и четверти; в 1941 специально для исполнения "Интернационала" был смонтирован электро-механический привод, который впоследствии был демонтирован, и куранты молчали вплоть до 1990-х годов. В 1974 году часы отреставрировали (для этого потребовалась их остановка на 100 дней), механизм был разобран и обновлён, но музыкальная его часть осталась нетронутой. В 1991 году советское правительство решило возобновить игру курантов, но оказалось, что на башне из 48 колоколов осталось всего 10, и для исполнения гимна СССР не хватает 3 колоколов; чуть позже идея полностью потеряла актуальность ввиду распада Советского Союза.

Возобновление работы курантов произошло в 1995 году: после 58 лет молчания они стали играть "Патриотическую песню" Михаила Глинки и мелодию хора "Славься" из оперы "Жизнь за царя" того же автора. Последняя крупная реставрация курантов прошла в 1999 году: внешний вид часов освежили, а вместо "Патриотической песни" была запрограммирована мелодия гимна Российской Федерации, утверждённого в 2000 году.

Таким образом, современные куранты - уже пятые по счёту часы, установленные на Спасской башне.

А ещё по Кремлёвским курантам в России принято встречать Новый Год: бой часов символизирует его наступление. Интересно, что большинство россиян уверены, что Новый Год начинается, когда куранты совершают первый или последний удар часового боя, но на самом деле это не так: он наступает , который предваряет часовой бой.

Кремлёвские куранты расположены на Московского Кремля. Добраться до башни можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Бой кремлевских курантов - мелодия, которую с детства знает каждый житель нашей страны. Кажется, что главные часы страны существовали всегда, а их звучание идет из глубины веков. Увы, это не так. Часы, расположенные на Спасской башне Кремля, как и их звучание, имеют множество предшественников.

Рождение легенды

Несмотря на то, что на протяжении столетий главными часами России являлись различные разновидности курантов, установленные на Спасской башне Московского кремля, первыми курантами в стране были не они. Более чем за сто лет до появления часов на Спасской башне, их предшественники уже отмеряли время в резиденции Великого князя Василия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Самое удивительное, что в то далекое время это был не просто циферблат со стрелками, а сложный механизм внешне выполненный, как фигура человека, каждый час бьющего специальным молотом в колокол. Если говорить о первых курантах на Фроловской (в наши дни Спасской) башни Московского кремля, то они появились сразу после ее постройки в 1491 году. Тем не менее, в летописях первое описание курантов появляется лишь спустя сто лет в 1585 году. Самое интересное, что башенные часы размещались не на одной как сегодня, а сразу на трех башнях Московского кремля: Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой. К сожалению, до наших дней не дошел внешний вид первых курантов Московского кремля. Сохранились только данные о весе часов, который составлял 960 килограмм. Когда часы пришли в негодность их продали в Ярославль за 48 рублей в качестве лома.

Вторые куранты: удивительные

Вторые куранты, которые появились на Спасской башне Московского кремля во время правления Михаила Федоровича Романова. Тем не менее, с точки зрения современного человека их и часами-то назвать было сложно. Для создания вторых курантов из Англии прибыл известный часовщик Христофор Головей. Его помощниками стали кузнец Ждан, его сын Шумило и внук Алексей. Внешне новые часы поражали воображение. Это был гигантский циферблат, олицетворявший собой небо. Стрелка у часов была только одна. Но вращалась не она, а сам циферблат, сколоченный из досок и выкрашенный в цвет неба. На его поверхности в хаотичном порядке были раскиданы желтые жестяные звезды. Кроме них на циферблате располагалось изображение Солнца, чей луч одновременно являлся единственной стрелкой часов и Луны. Вместо чисел на циферблате располагались буквы старославянского алфавита. Каждый час звонили колокола. Причем днем и ночью колокола курантов звонили по-разному, а сами часы умели отличать световой день от ночи. Например, летом в день солнцестояния, колокола часов били семнадцать раз дневную мелодию и семь раз ночную. Менялось соотношение светового дня к ночи, менялось и количество ночных и дневных мелодий колоколов. Разумеется, для точной работы часов, мастера, следящие за их работой, должны были точно знать соотношение дня и ночи в каждый конкретный день года. Для этого в их распоряжении имелись специальные таблички. Не удивительно, что иностранцы посещавшие Москву прозвали необычные куранты «Дивом мира». К сожалению, прослужили они всего около сорока лет, погибнув во время пожара 1626 года.

Третьи куранты: неудачные

Следующие часы для Спасской башни Московского кремля закупили при Петре I в Голландии. На этот раз на башне оказались обычные часы с классическим циферблатом, разбитым на двенадцать часов. Третьи куранты отбивали: час, четверть часа, а также играли нехитрую мелодию. Необходимо отметить, что замену курантов в Московском кремле Петр Iприурочил к переходу страны на новый суточный отсчет времени, принятый в Европе. Однако, голландский часовой механизм оказался крайне не надежным и часто ломался. Для его починки в кремле постоянно дежурила бригада иностранных часовщиков, но это помогало мало. Когда третьи куранты были разрушены вследствие пожара 1737 года, никто сильно не расстроился. Тем более к этому времени столица переехала в Санкт-Петербург, а император давно потерял интерес, как к Москве, так и к курантам, некогда установленным по его личному распоряжению.

Четвертые куранты: немецкая мелодия для русских часов

В следующий раз часы на Спасской башне были заменены по прихоти Екатерины II. Несмотря на то, что ее императорский двор находился в северной столице императрица не оставляла своим вниманием и Москву. Однажды после посещения города, она приказала установить новые куранты, которые, как оказалось, были давно куплены и пылились в Грановитой палате Московского кремля. Новые часы работали довольно сносно, но случился неприятный казус. После монтажа часов в 1770 году они неожиданно заиграли веселенькую австрийскую песенку «Ах, мой милый Августин». Скандал был жуткий. Тем не менее, часы не демонтировали, а лишь убрали мелодию. Даже после того, как в 1812 году в куранты попал снаряд, они были восстановлены часовщиком Яковом Лебедевым. Лишь в 1815 году, после того, как шестерни часов были признаны аварийными, куранты существенно модернизировали. Фактически был заменен весь механизм часов, отремонтированы полы в механическом зале, установлен новый маятник, заменен циферблат. С этого момента он стал черного цвета с арабскими цифрами. В качестве мелодии поставили мелодию гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» в 3 и 9 часов и марша лейб-гвардии Преображенского полка Петровских времен» в 12 и 6 часов. Так продолжалось вплоть до революции 1917 года.

Пятые куранты: современные

Первое время после установления Советской власти, руководству страны было не до курантов, которые встали, после того как в них во время революционных волнений попал снаряд. Тем не менее, после переезда правительства в Москву В.И. Ленин распорядился куранты восстановить. Увы, часовая компания, ранее обслуживавшая часы, заломила астрономическую сумму в золоте, и от ее услуг пришлось отказаться. Неожиданно свою помощь предложил обычный слесарь Николай Беренс, который вместе с отцом обслуживал механизм курантов до революции. Благодаря его усилиям, часы были отремонтированы и пошли вновь. Изменилась лишь мелодия, которую играли куранты. Теперь в 12 часов они исполняли «Интернационал», а в 24 часа - «Вы жертвою пали…». В 1932 году по распоряжению И.В. Сталина часы были в очередной раз модернизированы. В 1974 году часы остановили на 100 дней, чтобы привести в порядок и установить электронное управление. Сегодня начиная с 1999 года, куранты исполняют гимн России.