Духовная жизнь средневековой руси. Культурная и духовная жизнь Руси в XIV – XVв

К 14 веку в условиях раздробленности и влияние соседних народов развивались особенности в языке, обычаях, культуре народов разных частей Руси. 14-16 век связал с борьбой против Ордынского ига и формирование Российского централизованного государства вокруг Москвы. Литература представлена историческими песнями, где воспевалось победа на «Куликовском поле», героизм русских воинов. В «Задонщине» и «Сказание о Мамаевом побоище» повествует о победе над монголо-татарами. Афанасий Никитин, побывавший в Индии, оставил свои записки «Хождение за три моря», где повествует об обычаях и красотах этого края. Выдающиеся событие русской культуры стало книгопечатание. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу в России «Апостол», а позже «Букварь». В 16-ом веке создается энциклопедия патриархальных условий семейной жизни. Живопись всё больше стала отходить от церковных каналов. Феофан Грек в 14 в. расписывал храмы Новгорода и Москвы. С ним работал Андрей Рублев, известный «Троицой». Дианисий расписывал вологодский собор под Вологдой и другие. Ему присуще: яркость, праздничность, утонченность. Развитие архитектуры связано с крупным строительством в Москве, где воздвигаются стены Кремля, Архангельский благовещенский, Успенские соборы, грановитая палата, высилась колокольня Ивана великого. Высокого уровня достигло ремесло, особенно литейное дело. Андрей Чохов создал царь-пушку, которая весит 40 тон, а её калибр 89 см. В культуре 14-16 вв. всё больше появляется светских элементов, происходит своеобразное возвращение и возрождение русской культуры.

Вариант 3

Культура России в XIV – XVI в. в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества Стоглавый собор 1551 г. регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография - расположение фигур, использование определенного цвета и т.п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.

Общественно-политическая мысль проблемы того времени: о характере и сути государственной власти, о церкви, о месте России среди других стран и т.д.

Литературно-пубпицистическое и историческое сочинение "Сказание о великих князьях Владимирских". О том что русские князья потомки римского императора Августа, вернее его брата Пруса. И о том, что Владимир мономах получил от Византийских царей символы царской власти – шапку и драгоценные брамы-оплечья.

В церковной среде был выдвинут течис о Москве - "третьем Риме" Первый Рим “ вечный город”- погиб из-за ересей; “второй Рим”- Константинополь – из-за унии с католиками; “ третий Рим”- истенный хранитель христианства- Москва, которая будет существовать вечно.

И.С. Пересветов рассуждал о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, Вопросы, касающиеся родит и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражения в переписке Ивана VI и А. Курбского.

Летописание. П родолжало развиваться русское летописание.

"Летописец начала Царства", в котором описаны первые годы правления Ивана Грозного и доказывается необходимость установления царской власти на Руси. "Книга Степенная царского родословия". Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов, расположение и построение текста как бы символизирует нерушимость союза церкви и царя.

Никоновскую летопись . огромный летописный свод московских летописцев, своеобразная историческая энциклопедию XVI в(принадлежала патриарху Никону). содержит около 16 тыс. миниатюр - цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода ("лицо" - изображение).

Исторические повести в которых рассказывалось о событиях того времени. ("Казанское взятие", "О прихождении Стефана Батория на град Псков" и др .)

Хронографы. Свидетельствуют об обмирщении культуры "Домострой"(в переводе - домоводство), содержащая разнообразные (полезные сведения руководства как в духовной, так и в мирской жизни, автором которой считают Сильвестра.

Начало книгопечатания

1564 г. - первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга "Апостол". Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы - книги, изданные до 1564 г. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров н его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь - "Азбуку ". За весь-XVI в 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и вXVI, и в XVII в.

Архитектура строительство шатровых храмов Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенское , построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани

Строительство больших пятиглавых монастырских храмов типа Успенского собора в Москве. (Успенский собор в Тронце-Серхвевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Суздале, Дмитрове)Строительство небольших, каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, И посвящались. покровителю ремесла. Строительство каменных кремлей.

1. Культура и духовная жизнь Руси в XIV–XVI вв.

Монголо-татарское иго нанесло неповторимый удар по раз витию русской культуры. В различных сферах культуры наблюдается упадок. Со второй половины XIV века начался постепенный подъем русской культуры. Ведущей темой в культуре стала идея единства русской земли и борьба с иноземным игом.Для былинного эпоса характерно обращение к эпохе независимости. Формируется новый жанр устного народного творчества - историческая песня. Появление бумаги сделало доступным книги.Особое влияние на развитие русской литературы оказала Куликовская битва. Произведения, посвященные Куликовской битве: «Задонщина», «Сказание о мамаевом побоище» - были очень популярны на Руси.В начале XV века появился первый общерусский летописный свод - Троицкая летопись.Московские князья огромное внимание уделяли составлению летописей, что способствовало объединению земель.В середине XV века была составлена Всемирная история с кратки ми сведениями по истории Руси -русский хронограф.Итог: на Руси появляются многие произведения искусства, сюда переезжают жить и творить талантливые мастера из других стран.В XIV-XV веках большое развитие получила живопись.Мастера живописи: Феофан Грек (работал в Новгороде, Москве. Андрей Рублев (работал в Москве. Знаменитая икона «Троица»).Итог: манера письма двух талантливых мастеров оказала сильное влияние на последующие поколения русских художников.Каменное зодчество возрождалось очень медленно. Продолжали развиваться традиции областных архитектурных школ. В 13 67 году были возведены белокаменные стены Кремля, позже используется красный кирпич.В начале XV века строятся Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, церковь Троице-Сергиева монастыря и собор Андронникова монастыря в Москве.В конце XV - начале XVI веков был создан ансамбль Московского Кремля.Русская культура в конце XV - начале XVI развивается под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости.Разрабатывается официальная идеология Российского государства. В начале XVI века была выдвинута идея «Москва - третий Рим». Церковь идеологически обосновывает необходимость укрепления централизованного государства. Церковь яростно преследует ереси.Одним из самых распространенных жанров устного народного творчества стала историческая песня:Литературе того времени характерна публицистика в виде посланий и писем.Крупнейшим событием в истории русской культуры стало возникновение книгопечатания.В 1553 году началось издание книг в Москве.1564год Иван Федоров и Петр Мстиславец (издали первую печатную книгу «Апостол») Во второй половине XVI века в России было издано около 20 больших печатных книг.В 1560 году русские зодчие Барма и Постник закончили строительство храма Василия Блаженного (ослеплены). В церковном строительстве появился шатровый стиль.Живопись представлена росписью храмов и иконописью. Самым выдающимся мастером был Дионисий.Период конца XV-XVI веков характеризуется накоплением 1 теоретических и практических знаний в области математики и механики.Путешественник Афанасий Никитин собрал ценные географические сведения - «Хождение за три моря».Появляются карты территории Русского государства. Начинает развиваться литейное дело:

  1. стал действовать государственный Пушечный двор;
  2. мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку (вес 40 тонн).

Итог. Создание централизованного государства, яростная борьба с ересями и свободомыслием привели к жесткому контролю государства над всеми формами искусства



2. Участие России в Первой мировой войне: причины, роль Восточного фронта, последствия.

Первая мировая война 1914-1918 гг. длилась 4 года, 3 месяца и 10 дней, в ней участвовали 33 государства. Погибло и умерло от ран более 10 млн, ранено и искалечено более 20 млн человек. В ходе военных действий впервые участвовали танковые и химические войска, применялись авиация и подводный флот. Причины войны. Война 1914-1918 гг. была следствием резкого обострения противоречий между крупнейшими державами: в связи с попытками пересмотреть итоги завершившегося к началу XX в. колониального раздела мира, в связи с судьбой распадавшейся Османской империи и др. Повод: убийство наследника Австро-Венгерского престола в г.Сараеве.Основные участники: Антанта (Россия, Великобритания, Франция) и Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия).Кампания 1914г. на Восточном фронте. В начальный период войны 1-я и 2-я русские армии продвинулись на восточнопрусском направлении, но к середине сентября были вынуждены отступить. В Галиции был занят Львов и блокирована крепость Перемышль. Ситуация на Восточном фронте заставила немецкое командование перебросить часть войск с Западного фронта, что облегчило положение Франции и позволило ей отстоять Париж. Начались военные действия на Кавказе.Кампания 1915 г . на Восточном фронте. В 1915 г. Германия на Западном фронте перешла к позиционной войне, сконцентрировав все усилия на Восточном фронте. Цель состояла в том, чтобы разгромить русские армии и вывести Россию из войны. Последнее Германии и Австро-Венгрии не удалось, но Россия понесла серьезные потери, оставила Галицию, Польшу, Литву, часть Латвии и Белоруссии. Войска испытывали острую нехватку вооружений.Кампания 1916 г. на Восточном фронте. На Восточном фронте война приняла позиционный характер. Германия развернула широкое наступление на Западном фронте, его целью было взятие Парижа. По настойчивой просьбе союзников Россия активизировала свои действия в Галиции (наступление войск Юго-Западного фронта под командованием генерала А. А. Брусилова). Знаменитый брусиловский прорыв поставил на грань военного поражения Австро-Венгрию, заставил Германию снять войска с Западного фронта. Стратегическая ситуация в целом не изменилась. Война затягивалась, к началу 1917 г. потери русских армий составили 2 млн. убитыми и 5 млн. ранеными

КУЛЬТУРНАЯ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РУСИ В XIV XV в.

«…Культура есть истинное просветлённое познание. Культура есть научное и вдохновенно приближение к разрешению проблем человечества. Культура есть красота во всём её творческом величии. Культура есть точное знание вне предрассудков и суеверий. Культура есть утверждение добра – во всей его действенности . Культура есть песнь мирного труда в его бесконечном совершенствовании. Культура есть переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ народа. Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству. Культура воспринимает все открытия и улучшения жизни, ибо она живёт во всём мыслящем и сознательном. Культура защищает историческое достоинство народа».

(. Листы дневника)

Развитие древнерусского искусства, нарушенное в первой половине 13 века монгольским нашествием, изменило политическое и культурное значение отдельных городов. Разрушенный Батыем до основания Киев возрождался с трудом и уже утратил роль центра общерусского государства. Единая восточнославянская государственность распалась ещё за два века до чужеземного ига, а с падением Киева Южная Русь ослабела и была окончательно опустошена татарами. Однако татарское иго не сломило творческий дух русского народа а, наоборот, способствовало росту русского национального самосознания. Можно сказать, что ордынское господство явилось важным фактором становления отечественной политической культуры, и, прежде всего потому, что она изначально приобрела черты национально-освободительного характера. Интенсивное развитие искусства в Москве, Твери, Новгороде и других городах в 14 – 15 вв явилось своеобразным протестом против стремления татар утвердить своё политическое господство над русскими землями. Отечественная культура в средние века складывалась под воздействием ряда экстремальных факторов.

Во-первых, раздробленная Русь противопоставила Орде героизм народа.

Во-вторых, ордынский опыт покорения Руси, поумерив пыл завоевателей, привел к тому, что Орда не оккупировала Русь, а ввела ясачную зависимость, дополняемую набегами. Это давало возможность сохранять бытие национальной культуры, в том числе политической.

В-третьих, скотоводы-кочевники не смогли адаптироваться, в лесах. К тому же они были покорителями военными, но не культурными: их культура была уже и беднее, потому что уже и беднее была структура их деятельности.

Центрами же и борьбы за независимость, и формирования политической культуры, как известно, были города, а расстановка исторических сил ярко отражается процессом развития искусства. Раньше всего новый подъём художественной культуры начался в Новгороде, одном из немногих русских городов, не подвергшемуся монгольскому нашествию. Великий Новгород был политическим центром Новгородской феодальной республики. Здесь в 14 – 15 веках обострились противоречия между церковью, и городскими властями, требовавших пересмотра религиозных догматов с одной стороны, и с торгово-ремесленным людом с другой. В искусстве росло жизненное содержание, и повышалась эмоциональность образов, шли поиски новых средств художественного выражения. Широкое развитие получила архитектура. В Новгороде XIV-XV вв храмы возводят по заказу бояр, архиепископа , купцов, корпораций уличан, . Новгородские зодчие были выходцами из городской ремесленной среды и вносили в свои произведения живую творческую мысль и народные вкусы. Крупнейшим архитектурным сооружением, ставшим отправной точкой в развитии Новгородской храмовой архитектуры стало строительство церкви Николы на Липне. Это квадратная в плане, четырёхстолпная, почти кубическая одноглавая постройка. Такая форма церкви получила своё дальнейшее развитие и в других Новгородских храмах, возведённых в 14 веке. Однако в первой половине 14 века поиски нового ещё сосуществуют со старыми традициями.

Во второй половине 14 века с ростом экономического и политического могущества Новгорода широко развивается монументальное строительство. В эту пору складывается классический тип Новгородского храма, прекрасными образцами которого служат церкви Фёдора Стратилата на Ручье (1361) и Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Это крупные здания, резко выделявшиеся из окружающей деревянной застройки. Зодчие делают храмы подчёркнуто нарядными. Именитых заказчиков – новгородских бояр – интересует прежде всего внешний эффект .

Зодчество Пскова в 14 – 15веках начинает значительно отличаться от новгородской архитектуры, хотя до 14 века архитектура этих двух городов развивалась в одном русле, и можно было говорить о том, что псковская архитектура до 14 века целиком относилась к кругу новгородской. В 14 – 15 веках псковичи значительно чаще строили оборонительные, чем культовые сооружения. Вытянутая узкой полосой вдоль границ с Литвой и рыцарским Ливонским орденом, Псковская земля нуждалась в постоянном укреплении своих рубежей.

Одной из сильнейших каменных крепостей был Изборск, и сейчас поражающий суровым величием стен и башен. Расширялся и укреплялся и сам Псков. С 1393 по 1452 годы все деревянные сооружения центральной части города – древнего детинца, который псковичи называли Кромом, - были заменены каменными стенами.

В Новгороде, а так же в Пскове, начался и тот подъём древнерусской живописи, который привёл к её расцвету во второй половине 14 и в начале 15 веков.

Новгородская монументальная живопись 14 столетия характеризуется рядом особенностей, говорящих о ряде изменений в мировосприятии русских людей того времени, о расширении круга идей, которые стали достоянием искусства, о желании выразить живописными средствами новые чувства и переживания. Свободнее и непринужденнее строились композиции известных библейских и евангельских сцен, жизненнее становились образы святых, с гораздо большей решительностью и силой пробивались сквозь религиозную оболочку живые стремления и мысли, волновавшие человека той эпохи. Этот процесс был характерен не только для Новгородской живописи, но и для искусства Византии, Балкан и других областей Восточно-христианского мира. Только на Руси он приобрёл особые формы.

Первым живописным памятником нового стиля является роспись Михайловской церкви Сковородского монастыря (ок.1360г). В святых Сковородского монастыря нет прямолинейности образов, свойственной живописи 12 века. Они не приказывают, а раздумывают, не устрашают, а привлекают к себе. Новое впечатление достигается новыми средствами. Выражение глаз приобретает мягкость, незнакомую прошлому. Свободное движение, которое усиливается мягкими складками одежд, сами фигуры приобретают более стройные пропорции. Колорит становится более ярким.

Самым большим завоеванием живописи Новгорода стало более глубокое понимание человека. Здесь отразились важные идейные движения века.

Эти тенденции с особенной яркостью проявились в творчестве Феофана Грека. Он переселился на Русь из Византии. На Руси его искусство пустило глубокие корни и принесло плоды. Приехав в Новгород, Феофан обра­тился к изучению уже сложившей­ся там художественной традиции, он проник в дух фресок Нередицы, Старой Ладоги, Снетогорского мона­стыря, и его собственные росписи в церкви Спаса на Ильине в извест­ной мере эту традицию развивают, хотя очень по-новому и по-своему.

«Прекрасный мудрец, философ зело хитрый… среди иконописцев отменный живописец». Так сказал о Феофане Греке его современник, русский церковный писатель Епифаний Премудрый. Его кисти принадлежит роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Это – фрески в куполе Христос Пантократор, фигуры архангелов, с широко раскрытыми крыльями, шестикрылые серафимы, а в барабане между окнами – фигуры праотцев в рост.

Лица святых написаны размашистыми ударами кисти, белые блики легко и уверенно брошены поверх тёмного красно - коричневого тона. Складки одежды ломаются резкими углами. Образы предельно – лаконичны. Таков, например, Макарий Египетский, древний старец с длинными белыми волосами и бородой, тонким носом и впавшими щеками. Высоко поднятые брови сведены к переносице. Внутренняя сила образов Феофана, их страстная напряжённость и огромная духовная энергия, неповторимое разнообразие индивидуальных характеристик, нарушающих условности иконографии являются выражением живописного темперамента мастера.

Влияние Феофана Грека сказалось во многих произведениях монументальной живописи. Например во фресках Новгородской церкви Фёдора Стратилата на Ручье, расписанной в 70х-80х годах 14 века. Мастера, писавшие фрески этой церкви по всей вероятности прошедшие школу великого Грека, сумели блестяще использовать живописные приёмы своего учителя, и, в то же время, внести много нового в манеру своего письма. Краски производят впечатление лёгких и прозрачных. Смягчаются контрасты белых бликов и фона. Блики становятся более мягкими, они положены легко. Однако существует существенное отличие. Оно – в характере образов. Суровый пафос феофановских святых, мрачных, замкнутых в себе и одиноких уступает место более мягким и лиричным, или же более простым и конкретным образам и сценам.

Конец 14 – начало 15 века были временем нового подъёма национального самосознания. В литературе, посвящённой Куликовской битве («Задонщина»), оживают мотивы «Слова о полку Игореве». Ослабление Византии и установление турецкого владычества на Балканах совпало с ростом значения Московской Руси как крупнейшей силы славянского мира. Новгород и Псков, сопротивлявшиеся объединению всех русских земель под властью Москвы вынуждены были уступить.

Расцвет культуры и искусства в Московском княжестве наступает в конце 14 – начале 15 века. Удивительно, как за сто с небольшим лет Москва из небольшого бедного городка превращается в стольный град, объединивший к концу 15 века разрозненные княжества в единую державу.

Важным фактором, послужившим объединению Руси, было христианство. Еще до образования единого Московского царства оно фактически взяло на себя роль государственной религии. Церковь являлась институтом, обеспечивающим государственность.

В России, после принятия крещения святым Владимиром, был один главный архиерей , митрополит, который жил в Киеве и потому назывался Киевский и всея Руси. Он избирался обыкновенно из греков и посвящался в Константинополе. Как грек, иностранец, не могший свободно говорить по-русски, митрополит не мог принимать деятельного участия в делах, происходивших на Руси. С падением Киева митрополиты начали ездить на север и оставаться там подолгу, и наконец возникла необходимость сменить основную резиденцию. Выбор города – местопребвывания митрополита был вопросом важным, так как это обозначало возвышение выбранного города и княжества над всеми остальными. Особая важность этого вопроса была обусловлена ещё и в это время северные княжества вели ожесточённую борьбу за то, кому из них быть сильнее всех и покорить себе все другие княжества, а значит и собрать под своей властью все русские земли. Ведь князей было много, а митрополит один, и назывался он митрополитом всея Руси. В котором городе он станет жить, на тот город духовенство, а за ним и весь народ станет смотреть как на главный город всея Руси, а значит, и на князя этого города будут смотреть как на главного князя всея Руси. Да и митрополит будет помогать тому князю, в городе которого будет жить. Ещё когда Москва была маленьким незаметным городом святой Пётр - митрополит уговаривал Ивана Калиту построить в ней каменную церковь Успения Богородицы. Пётр говорил князю: «Если ты меня, сын, послушаешься, храм Пречистой Богородицы построишь и меня успокоишь в своём городе, то и сам прославишься больше других князей, и сыновья и внуки твои, и город этот славен будет, святители станут в нём жить, и подчинит он себе все остальные города». Святой Пётр скончался в Москве в 1326 году и был там погребён. И по его примеру последующие митрополиты жили в Москве. Другим князьям это не нравилось, и они старались всячески воспрепятствовать этому.

Укрепив Москву, Иван Калита стал великим князем и с этих пор Московское княжество окончательно усилилось перед остальными северными княжествами. Когда Калита умер в 1341 году, то ни один князь не мог спорить с его сыном Симеоном, который стал обращаться с князьями не по-старому, как с братьями, равными владельцами , но как с подчинёнными, и потому его прозвали Гордым.

Внук Симеона Дитрий, получивший, впоследствии, имя Донской за победу над татарами за водами реки Дон, вступил на княжий престол ещё в малолетстве. Не будь Москва в эти года сильным княжеством, вряд ли удержалась бы она в своей значимости перед другими княжествами. Были люди, которые умели воспользоваться этой силой и не дали упасть Москве при малолетнем князе. Одним из таких людей был митрополит Алексий, которого Симеон Гордый завещал своим боярам слушаться. Оказал большие услуги Москве во время малолетства князя Димитрия.

Духовным наставником русского народа был в эти годы святой преподобный Сергий Радонежский. «Он родился, когда вымирали последние старики, увидевшие свет около времени татарского разгрома Русской земли, и когда уже трудно было найти людей, которые бы этот разгром помнили. Но во всех русских нервах ещё до боли живо было впечатление ужаса, произведённого этим всенародным бедствием и постоянно подновлявшегося многократными местными нашествиями татар. Это было одно из тех народных бедствий, которое приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. Люди беспомощно опускали руки, умы теряли всякую бодрость и упругость и безнадёжно отдавались своему прискорбному положению, не находя и не ища никакого выхода» ()

«Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжело его унижение, но пробьёт урочный час, он соберёт свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу. ()

Таким человеком и стал святой пустынник Сергий Радонежский. Ещё в молодости, в 20-летнем возрасте, ушёл он в дремучий лес и начал жить там один, не видя лица человеческого. Однако слух о нём пронёсся повсюду и начали собираться к нему монахи, несмотря на то, что каждого встречал он словами: «Знайте прежде всего, что место это трудно, голодно и бедно; готовьтесь не к пище сытной, не к питью и веселью, но к трудам, печалям, напастям». Своими руками он строил кельи, сам носил дрова из лесу и колол их, носил воду из колодца и ставил у каждой кельи, сам готовил еду на всю братию, шил одежду, сапоги, служил всем как раб, не щадя не своих сил физических и не имея гордыни.

В то время, когда будущий Преподобный Сергий в дремучем лесу строил свою первую келью, в Устюге, у бедного соборного причетника родился сын, будущий просветитель Пермской земли св. Стефан.

Три великих человека – митрополит Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и св. Стефан своими деяниями положили начало политического и нравственного возрождения русской земли. Их связывали тесная дружба и взаимное уважение. Митрополит Алексий навещал Сергия в его обители, и советовался с ним, желая сделать его своим приемником. Проезжая мимо Сергиева монастыря св. Стефан Пермский окликнул друга, и на расстоянии 10 с лишним вёрст они обменялись братскими поклонами. Все эти три мужа делали одно общее дело – укрепление русского государства, над созданием которого по – своему трудились московские князья 14 века. Это дело было исполнением завета, данного великим святителем древней Руси, митрополитом Петром.

С укреплением Московского княжества и началом централизации единого государства жизнь на Руси стала спокойнее и пришла, наконец, тишина, давно не испытанная в русской земле. Впервые за сто лет рабства народ смог вздохнуть спокойно.

Князь Дмитрий, возмужав, стал, как и дед его, собирать Русскую землю и присоединять другие княжества к Москве. В1367 году он построил каменный кремль, а до тех пор Москва имела только деревянные стены. Меры эти были очень своевременны, так как вскоре Москве пришлось защищать собранную Русскую землю от многочисленных сильных врагов, нападавших с разных сторон. Западные русские земли вместе с Киевом принадлежали теперь литовскому князю Гедимину. Русь была разделена на две части: северо-восточную, собранную около Москвы под властью старинных князей, потомков святого Владимира, и юго-западную, подчинявшуюся князьям литовским. Литовские князья, желая расширить свои владения нападали на Московское княжество и уговаривали татарского хана помочь им покорить Москву.

В то время, когда Россия начала усиливаться, соединяясь в одно могущественное государство, татарская Орда начала, напротив, ослабевать, и стала распадаться на мелкие владения отдельных ханов. Пришла пора России освобождаться от татарского ига и Дмитрий это видел и считал возможным дело борьбы с татарами.

После долгих смут в Орде ханскою властью овладел Мамай, который очень сердился на великого князя Дмитрия за то, что тот, в своих войнах с другими князьями не обращал никакого внимания на его ярлыки.

В 1380 году Мамай, собрав большое войско, в союзе с литовским князем Ягайло русским князем Олегом Рязанским пошёл на Дмитрия. Время для Руси настало грозное. Митрополит Алексий уже умер, а нового митрополита ещё не было, так как в церкви происходили смуты. В это время Преподобный Сергий выступил во всей силе своего обаяния. Он смог поднять весь народ и вдохнуть в него несокрушимую веру в правоту дела, а, следовательно, и в победу. Мирный подвижник, чуждый всякому насилию, без колебания благословил князя и воинство на подвиг, на правое дело.

Перед выступлением великий князь поехал в Троице – Сергиев монастырь. Святой игумен благословил Дмитрия на войну, и обещал ему победу, хоть и не лёгкую. «Господь Бог тебе помощник. Ещё не пришло время тебе самому носить венец сей победы с вечным сном, прочим же многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечною памятью». Он отпустил в поход с князем двоих монахов, Александра Пересвета (бывшего боярина Брянского) и Андрея Ослябя (боярина Любецкого), которые ранее отличились в миру своим мужеством. Они доставили Дмитрию собственноручную грамоту Сергия. Сергий избрал этих иноков помощниками князю, чтобы они своим мужеством, как всецело отдавшие себя Богу, послужили примером его воинству.

Когда Дмитрий подошёл к Дону, его воеводы заколебались, переходить ли им Дон, или нет. «…Одни говорили: «Ступай, князь, за Дон», а другие: «Не ходи, потому, что врагов много, не одни татары, но и Литва и Рязанцы». Дмитрий послушался первых; послушался и грамоты святого Сергия, который писал ему: «Непременно, господин, ступай, поможет тебе Бог и святая Богородица». 8 сентября , утром, русские переправились за Дон и построились при устье реки Непрявды. Скоро показались татары; русские двинулись к ним навстречу и сошлись с ними на широком поле Куликовом. Началась битва, какой никогда ещё не бывало прежде: говорят, что кровь лилась как вода, лошади не могли ступать по трупам, ратники задыхались от тесноты» (ёв)

Предсказания великого старца сбылись. Большими потерями далась русскому воинству победа, но значение её было велико.

Искусство той эпохи – периода возвеличивания Москвы, Куликовского сражения отражало современные ему настроение и героический пафос. В Московском княжестве расцвет культуры и искусства наступает в конце 14 – начале 15 веков. Житейная икона «Архангел Михаил» живейшим образом отображала героические настроения народа. На ней представлен архангел Михаил – вождь небесного воинства, победитель сатаны. Его считали на Руси помощником в битвах и покровителем русских князей. Широко раскинув крылья, энергично повернувшись влево, архангел выхватил меч из ножен и угрожающе поднял его вверх; ярко – алый плащ спадает с плеч тяжёлыми складками. В клеймах , расположенных вокруг главного изображения, раскрывается тема подвига.

От конца 14 века сохранилось несколько превосходных икон, таких, как «Сошествие во ад», «Благовещение», «Праздники». Различные по колориту и манере исполнения, они вместе с тем пронизаны особым эмоциональным напряжением, воплотившемся в повышенной динамике поз, жестов, складок.

С 1395 года в Москве работал и Феофан Грек. С его именем связана икона «Донская Богоматерь». Голова Богоматери получает особую выразительность благодаря сильно акцентированному контуру длинной стройной шеи, который переходя в очертания щеки и виска, образует длинную линию. Движение головы ритмически отображается в резко изломанных, как бы взволнованных очертаниях золотой каймы мафория. Неповторима своеобразна не только традиционная иконографическая схема, но и колорит: обычный в иконах Богоматери тёмно – вишнёвый цвет мафория оживлен около лица ярко 0 васильковой полосой повязки. От этого контраста живопись лиц Марии и младенца, исполненная энергичными мазками красного, синего, зелёного, белого, становится особенно звучной. Так же, как и во фресках Феофана, блики используются не столько, чтобы правильно вылепить формы лица, сколько для предания чертам большей экспрессии. На оборотной стороне этой иконы – изображение успения Богоматери. И здесь сохранена в общих чертах традиционная иконографическая схема, но при этом так изменены композиционные акценты, что сцена получает необычное, драматическое истолкование. Тёмная фигура богоматери кажется небольшой, как будто сжавшейся, по контрасту с широким светлым ложем и огромной, вырастающей за ним охристо – золотой фигурой Христа. Мотив одиноко горящей у ложа свечи приобретает характер своеобразной поэтической метафоры, усиливающей тему смерти. Резкие движения апостолов, их сумрачные лица, яркий и вместе с тем траурный колорит усиливают напряжённое звучание иконы.

Летом 1405 года Феофан Грек выполняет совместно с двумя русскими мастерами – Прохором с Городца и Андреем Рублёвым роспись московского Благовещенского собора. Старый храм в последующие годы был заново перестроен и от собора сохранился только иконостас. Это – древнейший из сохранившихся древне – русских иконостасов. Возникновение высокого иконостаса стоит, по видимому, отнести к концу 14 века. Византийское искусство, которому Русь обязана большинством систем фресковых росписей и иконографических переводов отдельных сюжетов, не знает развитой формы иконостаса, и потому его создание считается достижением русского искусства.

Начиная с 15 века иконостас становится обязательной частью внутреннего убранства каждого храма. Он представляет собой целую систему поставленных в несколько рядов икон, образующих высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части храма. В центре иконостаса находились царские врата, ведущие в алтарь. Иконы располагались в строгом порядке. Вслед за нижним ярусом, где помещалась местная храмовая икона святого или праздника, которому посвящён данный храм, находился главный ряд, называвшийся деисусный чин. В центре его изображён сидящий на троне Христос. По сторонам от него стоят, склонив головы и молитвенно протянув руки Мария и Иоанн Предтеча. Это первоначальное ядро иконостаса. За Богоматерью следует архангел Михаил, за Предтечей – архангел Гавриил. Затем соответственно апостолы Пётр и Павел, и другие. Над этим главным ярусом следует ряд икон меньших по размеру – «Праздники», на которых изображены евангельские события, начиная с Благовещения и кончая успением Марии. Ещё выше помещался ряд икон, с изображением пророков. Над ними позднее стали располагать ряд икон с изображением праотцев.

В смысловом и живописном отношении иконостас представляет собой единую, логически построенную композицию и образное выражение главных догматов веры. Все фигуры иконостаса выступают величественными и внушительными силуэтами на светлом или золотом фоне.

В основе композиции иконостаса лежала идея иерархии, главенства и подчинения. Ещё с десятого века шли утвердившиеся каноны, то там, то здесь нарушаемые в творчестве отдельных художников.

Огромное значение в Древне – русской иконописи имел цвет. Как и вся она в целом со своим сюжетами и формами, цвет имел в ней несколько значений.

Прежде всего - изобразительное, буквальное. Цвет позволял художникам донести до зрителя то, что в иконах изображалось, и этим поднять их изобразительное значение. Цвет - это дополнительная характеристика вещей, по которой можно узнать людей, животных, деревья, горы и здания. В этом отношении икона не отличается от живописи нового времени. Впрочем, в иконописи в отличие от живописи не ставилась задача достоверной и точной передачи цвета предметов или красочного впечатления от них.

Иконописцу достаточно того, что по цвету можно узнать предмет. По темно-вишневому плащу-Богоматерь, по светло-малиновому-апостола Павла, по охристому-апостола Петра, по ярко-красному плащу - мучеников Георгия или Дмитрия, по огненно-красному фону-Илью Пророка, который живым поднялся в небесный эфир, и по тому же красному цвету-вечный огонь в аду, в котором Сатана царствует над осужденными грешниками.

Цвет-это в известной степени наиболее бросающийся в глаза внешний признак от­дельных предметов реального или воображаемого мира. Это опознавательный знак изображений. По узорчатым парчовым тканям в новгородской иконе „Бориса, Глеба и их отца Владимира" мы узнаем новгородских знатных купцов.

Однако иконописцы не всегда придерживались этого значения цвета. Они не могли удержаться от того, чтобы не отступить от него. В иконах есть краски, которые воспроизводят то, что в мире существует. Но есть и такие, которых нигде не сущест­вует и которые делают предметы неузнаваемыми, хотя и прекрасными. Белоснежные церковные постройки похожи на новгородские храмы, которые и теперь еще можно видеть на бере­гах Волхова. Многоцветные, разноцветные, расцвеченные здания-таких никогда нигде не существовало. Это диковинный сказочный цвет, это краски незримого града Китежа. И такого диковинного цвета могут быть самые различные предметы: таковы разноцветные классические

плащи и хитоны, фиолетовые горки, синие и розовые кони. Среди этого сказочного мира нет ничего странного и в ярко-алых херувимах, в красном свете свечи, в ярко-голубых отблесках, которые на горе Фавор падают от белоснежных риз Христа на одежды апостолов. В мире иконы все возможно. Этот мир радует ощущением свободы.

Одной из самых высоких задач русской иконописи было создание красочной симфонии из чистых, беспримесных и ничем не замутненных красок. Чистота и яркость красок в иконописи понималась как выражение освобождения от мрака, от бескрасочности, от беспросветности, как высокая цель, к которой стремилась каждая благочестивая душа.

Идеи, увлекшие передовых русских людей в годы освобождения от монголо – татарского ига и преодоления феодальной раздробленности и создания единого обще - русского государства нашли наиболее полное выражение в творчестве гениального русского художника – Андрея Рублёва. Его жизнь известна только в самых общих чертах. Он был иноком московского Андронникова монастыря, близко связанного с Троице – Сергиевой обителью. Возможно, он не был свидетелем Куликовской битвы, однако наверняка знал тех, кто принимал в ней участие. Годы творческого формирования Рублёва были наполнены радостью первой победы над татарами и перспективами грядущего окончательного освобождения Руси. Это в большей степени и определило характер его творчества.

Сотрудничая с Феофаном Греком при росписи Благовещенского собора, Рублёв не мог не испытывать влияния замечательного мастера. Властный, суровый, эмоционально – насыщенный живописный язык Феофана, необычность его смелых образов, нарушавших традиционные иконографические схемы, не могли не произвести глубокого впечатления на Рублёва. Тем не менее, он с самого начала выступает, как яркая и самостоятельная творческая индивидуальность.

К ранним произведениям Рублёва относятся миниатюры с изображением символов евангелистов в так называемом Евангелии Хитрово. Одна из лучших миниатюр изображает ангела с широко раскрытыми крыльями (символ евангелиста Матфея). В его руках – большая книга. Стройная фигура ангела вписана в золотой круг. Мягкое сочетание голубого цвета хитона с сиреневым плащом и золотым фоном свидетельствуют о выдающемся колористическом даровании художника.

В 1408 году Андрей Рублёв, Даниил Чёрный с помощниками расписывают Успенский собор во Владимире. Из всей этой росписи до нас дошли, главное фрески, расположенный на сводах, столбах и арках.

Оставшись в пределах традиционной иконографической схемы, Рублёв и его помощники лишили роспись средневекового аскетизма . Художник вносит своё новое в приёмы построения образа. Лёгкие, светлые мазки сдержанно, деликатно моделируют форму. Но главным художественным приёмом становится сильно акцентированная линия, выражающая движение, гибкая и обобщённая, сообщающая особую ритмичность фигурам.

Огромную роль играют движения рук и крыльев, поворот головы, наклон, мягкие очертания овала лица и причёски.

Кисти Рублёва, Даниила чёрного и их последователей приписывают так же Иконостасу Успенского Собора во Владимире.

К произведениям самого Рублёва, выполненным, очевидно, вскоре после фресок Успенского собора во Владимире созданные до иконы «Троица» относятся три сохранившиеся иконы поясного деисусного чина из Успенского собора на Городке в Звенигороде.

«Троица» Андрея Рублева - самое известное произведе­ние русской иконописи. В этом творении Рублева в наиболее чис­том виде выявилась вся много­гранность древнерусского искус­ства: философская глубина, рели­гиозная основа, символический характер образов, совершенство и неоднозначность живописной формы, композиции, ритма и цвета.

«Троица» Рублева была пло­дом подлинного и счастливого вдохновения. При первом взгля­де она покоряет несравненным обаянием. Но вдохновение озари­ло мастера лишь после того, как он прошел путь настойчивых ис­каний; видимо, он долго испыты­вал сердце и упражнял глаз, прежде чем взяться за кисть и излить свои чувства...

Старинная легенда рассказы­вает, как древнему старцу Ав­рааму явились три юноши и он вместе с супругой угощал их под сенью дуба мамврийского, втай­не догадываясь, что в них вопло­тились три лица «Троицы». В ос­нове этой легенды лежало убеж­дение, что божество недостижимо сознанию смертного и стано­вится ему доступным, лишь приобретая человеческие черты. Это убеждение направляло художников на создание образов, сотканных из жизненных впечат­лений и выражающих их пред­ставления о возвышенном и пре­красном.

У Рублева икона становится предметом философского, худо­жественного созерцания. На дру­гом полюсе русской культуры то­го времени икона - всего лишь предмет культа, наделенный ма­гической силой. Два - мира, два представления, две эстетики. Нужно не забывать этого антаго­низма, чтобы понять огромное, недооцененное современниками значение мастера.

В «Троице» Рублева представ­лены все те же стройные, пре­красные юноши, «аких можно найти во всех ее прообразах, но самые обстоятельства их появле­ния обойдены молчанием; мы вспоминаем о них лишь "потому, что не можем забыть сказания. Зато недосказанность эта прида­ет образам многогранный смысл, далеко уводящий за пределы мифа. Чем заняты три крылатых юноши? То ли вкушают пищу и один из них протягивает руку за чашей? Или ведут беседу - один повелительно говорит, другой внимает, третий покорно склоняет голову? Или все они просто заду­мались, унеслись в мир мечты, словно прислушиваясь к звукам неземной музыки? В фигурах сквозит и то, и другое, и третье, в иконе есть и действие, и беседа, и задумчивое состояние, и все же содержание ее нельзя объять не­сколькими словами. Что значит эта чаша на столе столовой жерт­венного животного? Не намек ли на то, что один из путников го­тов принести себя в жертву? Не потому ли и стол похож на ал­тарь? А посохи в руках крылатых существ - не знак ли странни­чества, которому один из них об­рек себя на земле?

Монголо – татарское нашествие приостановило развитие ремёсел. Такие виды прикладного искусства, как перегородчатая эмаль, чернь, зернь, резьба по камню, стеклоделие, исчезли на долгое время. Многие мастера были уведены в плен. В это время культурные связи с Византией и другими странами заглохли.

Как в архитектуре и в живописи, декоративно – прикладное искусство Новгорода и Пскова, избежавших татарского разорения, получило своё развитие, гораздо шире проявляя народное демократическое начало. Вместо отвлечённого умозрительно-символического в художественном изображении вступили в действие живая непосредственность чувства и в то же время материальность. Утеряла своё значение владимиро-суздальская система скульптуры, бывшая в основном космогонической. Теперь в скульптуре разрабатывались большие темы человеческого мира.

Хотя церковь по - прежнему не допускала применение круглой скульптуры, идея статуарности получала всё большую популярность. Она оказалась в 14 – 15 веках одной из главных пластических идей искусства. Сначала появились распятия с очень крупно, горельефно трактованной фигурой Христа, а потом и статуарные произведения. Вырезанная из дерева фигура Николы Можайского представляет собой почти круглую скульптуру. Статуя находилась над городскими воротами Можайска, святой считался его охранителем. Никола изображён с поднятым мечем в одной руке и моделью города - в другой. Образ выражает силу и величие народного заступника. Позднее он стал популярным в искусстве.

С середины 14 века, с началом нового подъёма национальной культуры оживает художественное ремесло. Быстро развивается мастерство ковки, скани, чеканки, украшающих как массивные изделия, так и вещи, изготовляемые по специальным заказам: оклады икон, переплёты книг, потиры и панагии.

Большой интерес представляет серебряный оклад Евангелия, созданного 1392 году по заказу боярина Фёдора Андреевича Кошки. В окружении тончайшего ажура гибких завитков сканного орнамента помещены массивные фигуры святых в килевидных арочках на фоне синей эмали. В центре композиции – Христос, сидящий на престоле, по углам оклада – евангелисты.

Таким образом оформлено не только это евангелие. Подобное оформление стало характерным для всех Евангелий вплоть до 16 века.

Предметы декоративно – прикладного искусства связаны были больше в сего с церковным обиходом. В богато украшенных окладах икон, евангелий, проявилось всё совершенство русской ювелирной техники того времени.

Москва 14 – 15 века – один из самых крупных городов, населённых ремесленниками разных специальностей. Золотые кресты, цепи, иконы, часто упоминаются в княжеских грамотах. Известны имена замечательных ювелиров этого времени – Парамона (Парамши) и Ивана Фомина. К выдающимся произведениям 15 века относится созданный им яшмовый потир в золотой сканой оправе с надписью: «А делал Иван Фомин». Формы, пропорции потира, гармония округлой плавной линии силуэта, ритмическая ясность членений несут печать высокой культуры эпохи Рублёва.

До высокого художественного уровня в это время поднимаются лицевое шитьё (изобразительное) и мелкая пластика. Главным центром создания этих произведений были монастыри и мастерски при великокняжеском дворе. Лицевое шитьё выполнялось чаще всего гладью, разноцветными шелками. Золото и серебро вводились до 16 века мало, и только в качестве цвета, обогащающего яркие и чистые краски.

Русская вышивальщица владела столь совершенной линией и цветом, имела такое тонкое чувство материала, что создавала произведения, не уступающие живописным. Разнообразными приёмами в зависимости от гладкой или шероховатой поверхности ткани достигался тончайший колористический эффект. Форма как бы лепилась стежками нитей, образующую изысканную, воздушную паутину узора.

Для Руси шитьё было одним из самых исконных видов художественного творчества. Из летописей известно, что в Киеве ещё в 11 веке была устроена школа шитья и тканья. Многовековые русские традиции шитья были настолько сильны, что пышные декоративные византийские ткани не оказали никакого влияния на искусство русских вышивальщиц. Их не увлекли ни приёмы, ни цветовая гамма иноземных образцов. Византийские композиции перерабатывались творчески. Рисунок для шитья чаще всего делали «знаменщик» или опытная вышивальщица. Пелены, покровы, плащаницы, «воздухи» повторяли иконописные изображения.

Художественного совершенства русское шитьё достигло в произведениях Московской школы. Известная пелена княгини Марии, вдовы Симеона Гордого, имеет в центре изображение нерукотворного спаса, по сторонам которого стоят Богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы и московские святители.

Выдающимся памятником раннемосковского шитья является покров, с изображением Сергия Радонежского (начало 15 века). Сергий изображён во весь рост в тёмно – фиолетовой монашеской мантии. Он держит свиток и другой рукой благословляет. В лице так много строгого и доброго, сильного и прекрасного, и, вместе с тем, живого, индивидуального, что есть предположение о портретности изображения.

Народные воззрения и художественные идеалы рублёвской эпохи отразились не только в шитье, но и в мелкой пластике.

Из дерева, кости, металла создавались произведения одновременно скульптурные и ювелирные. Развитие пластических качеств резной кости тесно соприкасалось с мастерством резьбы по дереву и камню. Выдающимся явлением в древнерусском искусстве предстаёт творчество замечательного русского мастера Амвросия, работавшего в Троице – Сергиевом монастыре и руководившего здесь мастерской.

Язык пластики в произведениях Амвросия настолько богат, образен, что может быть понят только в свете общих достижений художественной культуры того времени.

В 80х годах 15 века в основном завершается сложение Русского централизованного государства, исчезают последние остатки зависимости от монголо – татарских ханов. Москва стала столицей могучей русской державы, символом её силы и величия.

Использованная литература:

1.История русского искусства под редакцией Ракова.

2. М. Алпатов. Краски Древнерусской живописи.

3. Древнерусское искусство.

(. Краткая история искусствМ, «искусство», 1986)

4. Становление России в зеркале политической культуры

В. Трушков, доктор философских наук, профессор

5.История русской церкви. ()

6. ёв. Общедоступные чтения о русской истории

7.Знамя Преподобного Сергия Радонежского (сборник статей)

Русское народное творчество. Литература. Летописи.

1. С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

2. Устное народное творчество XIV-XV вв. - былины, песни, пословицы, сказки и пр. - отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества - исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни.

Фольклорных записей XVI в. не сохранилось, но о народных песнях, сказках упоминают документы, например Стоглав, соборные послания. В “Сказке о Барме-Ярыжке” простой человек добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства. В сказках “Умный мальчик-судья”, “Мудрая дева” прославляются ум и смекалка простого народа. Большое число сказок и песен идеализирует образ Ивана Грозного - борца с боярами и защитника бедных.

Летописные повести XVI в. также посвящены главной теме - борьбе русского народа с иноземными захватчиками. Наряду с изображением реальных событий они содержат элементы фольклора. Например, в “Сказании о царстве Казанском” говорится о взятии Казани русскими в 1552 году, но царь Иван IV изображается совершенно идеальным человеком. Вопреки литературным канонам автор повести прославляет героизм врагов-казанцев. В популярной повести “О прихождении Стефана Батория в Псков” рассказывается, как король “лютый зверь” обложил город со всех сторон, но Бог услышал молитвы псковичей, они отбили много атак, и поляки отступили от Пскова. Некоторые сказания рисуют родословную московских правителей от вавилонских, византийских и римских императоров. В них явственно прослеживается идея преемства власти московских князей от князей владимирских и киевских, обосновывается право московских князей на самодержавную форму правления.

3. В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести “Житие святого Александра Невского” князь изображен идеальным правителем; немало повестей посвящено князьям, погибшим в Орде. В конце XIV в. во многих произведениях говорится о борьбе с Ордой: “Задонщина”, “Тохтамышево разорение 1382 года” и др. Автор “Задонщины” образно сравнивает Куликовскую битву с походом князя Игоря против половцев (1185). В “Сказании о Мамаевом побоище” автор поэтически описывает саму битву.

В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторонников возвышения Москвы, описываются их подвиги. Русская литература затрагивает и вечную тему - любви к Богу и к ближнему. В конце XV в. на основе муромских сказаний возникает замечательное произведение “Повесть о Петре и Февронии”. Крестьянская девушка Феврония исцелила муромского князя Петра от тяжелой болезни, стала его супругой. Они претерпели много испытаний, но любили друг друга и умерли в один день.

4. В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополитов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания “меньших” людей против “больших”. В XIV-XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения.

Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в XVI в.

1. Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В XVI в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков. Первой русской ересью было стригольничество. Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и Пскове.

Стригольники критиковали недостойное поведение духовенства: пьянство, назначение на церковную должность за плату. Они не признавали некоторых православных таинств, например обряд причащения. По их убеждению, это противоречит разуму и является бессмысленным. В Новгороде состоялись казни еретиков-стригольников.

2. В конце XVa. новгородское низшее духовенство заявило, что не признает догмата о троичности Бога, отрицает священность икон и саму церковную организацию. Против них выступил игумен Иосиф Волоцкий (его сторонники стали называться иосифлянами). Он заявил, что еретиков надо заключать в тюрьмы и предавать лютой казни. В то же время так называемые нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что с еретиками надо полемизировать, а не расправляться, что их надо миловать. Борьба иосифлян с нестяжателями проходила не только по вопросу об отношении к церковным догмам: первые отстаивали их незыблемость и требовали жестокой расправы с еретиками, вторые допускали возможность полемики с инакомыслящими и их помилование. Борьба двух группировок в православной церкви отражала разные взгляды на великокняжескую власть. Иосифляне провозглашали великого князя наместником Бога на земле. Из этого круга церковников вышла теория “Москва - третий Рим”, обосновывавшая вселенские претензии Московской митрополии. Противоположная группировка утверждала, что Божья власть выше светской. Наконец, нестяжатели в отличие от иосифлян считали, что монахи должны существовать только “от своих трудных подвигов”, т. е. кормиться личным трудом, и отрицали необходимость монастырского землевладения как средства для поддержания всей обители. В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Многие были сожжены на костре.

В XVI в. церковь все более подчиняется княжеской светской власти. Продолжается борьба между иосифлянами и нестяжателями. Последние выступали против массовых казней, призывали церковь, монастыри отказаться от права владения крестьянами и землей. Но в 1531 г. руководители нестяжателей были осуждены церковным собором.

До нашего времени дошли сведения о деле боярина Матвея Башкина, который отпустил на волю своих холопов, считая, что Священное Писание запрещает порабощать людей. Сильвестру стало известно, что Башкин отрицает иконы, обряды, дело дошло до царя. Башкин был арестован, предан анафеме и казнен.

3. В XVI в. в России было много талантливых публицистов, среди них - Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбский и сам Иван Грозный. Федор Карпов, образованный человек, сокольничий, считал, что правители должны нести в мир правду, искоренять зло. Замечательным русским мыслителем XVI в. был Иван Пересветов, который в челобитных Ивану Грозному изложил свои политические взгляды. Он выступал сторонником сильной царской власти, централизации управления, призывал ограничить власть бояр и поддерживать дворян. Сильная царская власть, по его мнению, должна управлять на основе определенных законов. Талантливым писателем-публицистом был князь Андрей Курбский, который в 1564 г. бежал в Литву и обратился с тремя посланиями к Ивану Грозному, позже написал знаменитую “Историю о великом князе Московском”. Курбский - враг “лютости” царя, который не только не считается с теми, кто верой и правдой служил отечеству, но и подвергает страшным мукам, проливает их кровь. В ответных посланиях Грозный отстаивал незыблемость самодержавной власти, считая

бояр своими подданными, утверждал, что его власть Божественного происхождения и в своих действиях он ни перед кем не подотчетен. Послания Грозного в то же время пронизаны юмором и сарказмом, его литературный стиль отличается лаконичностью, яркостью художественных образов. По указанию царя создаются большие летописные своды - Воскресенская, Никоновская летописи со множеством документов. В них вошли специально отобранные и интерпретированные известия местных летописей. Один из списков Никоновской летописи представлял собой роскошный лицевой свод, который украсили 16 тысяч иллюстраций.

Живопись

1. Русская живопись в XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир - центральная тема русской живописи.

2. Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве - церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы “Деисус” в Благовещенском соборе.

3. В росписи Благовещенского собора участвовал и яркий представитель московской школы живописи Андрей Рублев. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешел в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Со своим другом Даниилом Черным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергиева и собора Спасо-Андроникова монастырей.

4. Самая известная работа Рублева - “Троица” (икона из Троицкого собора). На иконе изображены три прекрасных юноши -ангела. Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а число “8” означало “вечную жизнь”. Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства.

5. В XV в. на иконах помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых все чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены.

6. Из XVI в. до нас дошли фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью. Преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории.

7. Стоглавый собор (1551), как известно, оформил единый для всего государства пантеон святых, признав общерусскими около 50 “местночтимых” угодников. Это, в частности, отразилось на тематике икононаписания. Икона “Церковь воинствующая” воспевает взятие Казани, русскую армию, молодого царя. Не сохранились (но описаны) фрески Золотой палаты кремлевского дворца (1552). Здесь были изображены сюжеты:“Выбор веры князем Владимиром”, “Крещение киевлян”, “Венчание Владимира Мономаха”, композиции на темы Ветхого Завета. Особенно интересны росписи сводов: добро и зло, жизнь и смерть, времена года.

8. В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма”, они миниатюрны, тонки, изящны, праздничны. В этой манере работали Чирин, Савин.

Зодчество

1. Средневековое зодчество было тесно связано с княжеской властью. Только у богатого и сильного князя находились деньги, чтобы строить каменные храмы и укрепления. В конце XIV в. в Москве насчитывались тысячи домов, особенно выделялись хоромы великого князя, бояр, дворян, высшего духовенства. Они частью располагались в Кремле, частью - вокруг него и в подмосковных селах. Москва строилась по традиционному для средневекового русского города радиально-кольцевому принципу. К началу XV в. город занимал территорию внутри нынешнего Бульварного кольца, а в XVI в. - в границах современного Садового кольца. При Дмитрии Донском в 1367г. Кремль обнесли стеной из белого камня, а при Иване III были возведены стены из красного кирпича. В 1485 г. была заложена первая кремлевская башня - Тайницкая. Завершилось строительство кремлевских укреплений и башен к 1516 г., они существуют и поныне. Строительство велось под руководством итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевизе Миланце.

2. В 1475 г. итальянец Аристотель Фиораванти по приглашению Ивана III начал строить в Москве главный собор Российского государства - Успенский. За образец был взят Владимирский Успенский собор, но использовалась новая техника. В 1479 г. Успенский собор был закончен. Здесь находилась знаменитая икона Владимирской Божией Матери. Успенский собор воплотил в своих величавых формах мощь молодого Российского государства.

3. Псковские зодчие возвели замечательные церкви: Благовещения и Ризоположения. В 1481-1491 гг. архитекторы Руффо и Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. А в начале XVI в. возведен был Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей.

4. В XVI в. получает распространение строительство каменных церквей с шатровым завершением. Подлинным шедевром шатрового стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском(1532). она господствовала над местностью, была видна издалека, “чудна высотою и красотою” (построена в честь рождения будущего царя Ивана Грозного).

Выдающимся памятником этого периода является собор Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Он был построен в 1561 г. по приказу Ивана Грозного на Красной площади в честь взятия Казани. Строили его зодчие Барма и Постник Яковлев. Храм представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами, все они связаны между собой внутренними переходами и окружены обходной галереей. Ни один купол не повторяет другой. Все купола как бы сливаются в одно целое. Девятиглавый собор увенчан шатром. Внутри храм невелик. Интересен Софийский собор в Вологде, который является упрощенным подражанием Успенскому собору в Москве.

5. В XVI в. получает большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район - Китай-город, и третья линия каменных укреплений, протянувшаяся вокруг Белого города (Бульварное кольцо). Зодчий Федор Конь построил крупнейшую крепость - Смоленский кремль.

Просвещение, научные знания, книгопечатание в XVI в.

1. Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. В городах и деревнях появляются учителя - “мастера грамоты” - монахи и дьяки. Ученики осваивали сначала азбуку, потом часослов (молитвы), письмо, Псалтырь, счет до тысячи, сложение, вычитание. Обучение велось с розгой. Появились руководства по грамматике Максима Грека - “Начало грамоты греческой и русской”, “Беседа о учении грамоте”, “Азбуковник”. Первое пособие по арифметике - “Книга - Арифметика, цифирная мудрость”. Большое собрание рукописных книг имел Иван Грозный.

2. До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. С 1553г. начинается русское книгопечатание, возникает Московский печатный двор (Никольская улица). В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную печатную книгу “Апостол” (о деятельности учеников Христа). Затем последовали “Часослов” и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.

Федоров был также и редактором, делал свои переводы Священного Писания, за что его преследовали. Иван Федоров и Петр Мстиславец перебрались на Украину. Во Львове ими был издан первый русский печатный букварь с грамматикой. В Москве до конца XVI в. было издано 20 названий богословских книг. В деле просвещения был сделан большой шаг вперед.

3. Научные знания в XVI в. носили прикладной характер (исчисление налогов и т. п.). Митрополит Зосима составил пасхалии - специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других церковных праздников по годам. Сочинения “Шестокрыл”, “Космография” позволили вычислять лунные фазы, затмения Солнца, Луны. Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам, оружейникам. В Москве был организован Пушечный двор, где в 1586 г. Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку (40 т, длина 5 м). Солеварение, поташное производство, лечебное дело требовали знаний из химии, медицины, способов изготовления лекарств из трав. Большой популярностью пользовалась рукописная книга “Вертоград”, переведенная с немецкого языка. В ней содержались медицинские сведения, правила личной гигиены и ухода за больными. Но в целом практическая медицина еще во многом была связана со знахарством. Путешественники, дипломаты составляли карты. Выходили словари - “Се татарский язык”, “Толк языка половецкого”, “Славянские слова”. При строительстве Покровского собора использовались теоретические знания по механике, математике.

4. С именем протопопа Сильвестра связано оформление “Домостроя”. Это произведение относилось к литературе бытового жанра. Оно содержало целый кодекс житейских правил, который требовал беспрекословного подчинения мужу, отцу, хозяину и узаконивал наказания как основной метод воспитания. “Домострой” содержал также полезные советы в духе христианской морали. Здесь рассказывалось, когда надлежит поститься, какие кушанья и напитки употреблять. “Домострой” учил вежливости, правилам поведения в гостях и давал советы на бытовые темы: как просушивать платье или уберечься от долгов.

Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.

Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества - удар, оправиться от которого удалось лишь к серединœе XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV- XVI вв. отразились настроения эпохи - времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединœение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.

Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь (ʼʼсветло светлая и прекрасно украшеннаяʼʼ - слова из ʼʼПовести о погибели Русской землиʼʼ, не позднее 1246), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всœех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод - важное свидетельство прогресса в делœе объединœения страны. С завершением этого процесса летописание, подчинœенное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер.
Размещено на реф.рф
В царствование Ивана IV Грозного (70-е гᴦ. XVI в.) был составлен иллюстрированный ʼʼЛицевой летописный сводʼʼ в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр.
Размещено на реф.рф
В XIV-XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с ʼʼневернымиʼʼ. Складывается жанр исторической песни (ʼʼПесня о Щелканеʼʼ, о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. - казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-ца-ря. Победа в Куликовской битве 1380ᴦ. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются ʼʼСказание о Мамаевом побоищеʼʼ и вдохновенная ʼʼЗадонщинаʼʼ (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки ʼʼСлова о полку Игоревеʼʼ). Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томный свод ʼʼВеликих Четий-Минœейʼʼ. В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин (ʼʼХожение за три моряʼʼ). Уникальным литературным памятником остается ʼʼПовесть о Петре и Февронии Муромскихʼʼ - история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в серединœе XVI в. По-своему замечателœен ʼʼДомостройʼʼ, принадлежащий перу духовника Ивана Грозного Сильвестра - книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.

В конце XV-XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564-1577гᴦ. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. ʼʼ...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законыʼʼ, - внушает Курбский царю и слышит в ответ: ʼʼНеужели это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?ʼʼ Идея ʼʼсамодержавстваʼʼ царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в ʼʼБольшой челобитнойʼʼ (1549) Иван Пересве-тов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о ʼʼтретьем Римеʼʼ: ʼʼДва Рима (ʼʼвторой Римʼʼ - Константинополь, разоренный в 1453 ᴦ. - Авт.) пали, третий стоит, четвертому же - не быватьʼʼ (Филофей).

Отметим, что в 1564 ᴦ. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга - ʼʼАпостолʼʼ.

В зодчестве XIV-XVI вв. тенденции исторического развития Руси-России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII-XIV вв. возобновляется каменное строительство - в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов - легких, нарядных, светлых (Спас на Ильинœе). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителœем независимости, с которой столь успешно борется объеди-нительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепеннд, но последовательно. В 1367ᴦ. возводится белокаменный Кремль, в конце XV- начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелœем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для влади-миро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с другой работой итальянских мастеров - Грановитой палатой (1487-1489) - псковские мастера строят Благовещенский собор (1484-1489). Чуть позже всœе тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505-1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555- 1560 гᴦ. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой - шатром. Эта деталь дала название ʼʼшатровыйʼʼ архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с ʼʼвозмутительными новшествамиʼʼ, но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV-XV столетия - это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильинœе) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева (ʼʼТроицаʼʼ, ʼʼСпасʼʼ и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.

Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв." 2017, 2018.