Этапы эволюции человека. Основные этапы эволюции человека Историческое прошлое людей

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков. Процесс эволюции человека очень длительный, основные его этапы представлены в схеме.

Основные этапы антропогенеза (эволюция предков человека)

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции.

Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см 3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см 3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см 3 .

Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см 3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неоантропы и человек разумный

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа . На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социально-экономическими законами.

Человеческие рассы

Ныне живущее человечество распадается на ряд групп, называемых расами.
Человеческие расы
- это исторически сложившиеся территориальные общности людей, обладающие единством происхождения и сходством морфологических признаков, а также наследственными физическими признаками: строением лица, пропорциями тела, цветом кожи, формой и цветом волос.

По этим признакам современное человечество делится на три основные расы: европеоидную , негроидную и монголоидную . Каждая из них имеет свои морфологические особенности, но все это внешние, второстепенные признаки.

Особенности, составляющие человеческую сущность, такие, как сознание, трудовая деятельность, речь, способность познавать и подчинять природу, едины у всех рас, что опровергает утверждения идеологов-расистов о «высших» нациях и расах.

Дети негров, воспитанные вместе с европейцами, не уступали им по уму и одаренности. Известно, что центры цивилизации 3-2 тыс. лет до нашей эры были в Азии и Африке, а Европа в это время пребывала в состоянии варварства. Следовательно, уровень культуры зависит не от биологических особенностей, а от общественно-экономических условий, в которых живут народы.

Таким образом, утверждения реакционных ученых о превосходстве одних рас и неполноценности других беспочвенны и лженаучны. Они созданы для оправдания захватнических войн, грабежа колоний н расовой дискриминации.

Расы человека нельзя смешивать с такими социальными объединениями, как народность и нация, которые образовались не по биологическому принципу, а на основе устойчивости обшей речи, территории, экономической и культурной жизни, образовавшихся исторически.

Человек в истории своего развития вышел из подчинения биологическим законам естественного отбора, его приспособление к жизни в разных условиях происходит путем активной их переделки. Однако эти условия в какой-то мере все же оказывают определенное влияние на организм человека.

Результаты такого влияния видны на ряде примеров: в особенностях пищеварительных процессов у оленеводов Заполярья, потребляющих много мяса, у жителей Юго-Восточной Азии, пищевой рацион которых состоит в основном из риса; в увеличенном количестве эритроцитов в крови горцев по сравнению с кровью обитателей равнин; в пигментации кожи жителей тропиков, отличающих их от белизны покровов северян и т. д.

После завершения формирования современного человека действие естественного отбора не прекратилось полностью. В результате этого в ряде регионов земного шара у человека выработалась устойчивость к некоторым заболеваниям. Так, у европейцев корь протекает намного легче, чем у народов Полинезии, которые столкнулись с этой инфекцией только после колонизации их островов переселенцами из Европы.

В Центральной Азии у человека редко встречается группа крови 0, но выше частотность группы В. Выяснилось, что это связано с эпидемией чумы, имевшей место в прошлом. Все эти факты доказывают, что в человеческом обществе существует биологический отбор, на основе чего сформировались человеческие расы, народности, нации. Но все возрастающая независимость человека от окружающей среды почти приостановила биологическую эволюцию.

Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования . Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

Теория креационизма , самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.

Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).

Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Этапы эволюции человека

При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения.

Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему способствовал отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.

Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.

Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.

В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным .

Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.

разумный новый (Homo sapiens sapiens), т.е. человек современного типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад. Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря своим способностям 15- 10 тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.

Антропогенез (греч. anthropos человек, génesis происхождение), часть биологической эволюции , которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид , человекообразных

обезьян и плацентарных млекопитающих . Это процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека , первоначального развития его трудовой деятельности , речи , а также общества .

Этапы эволюции человека

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных - дриопитеков.

По данным палеонтологических находок (ископаемых остатков), около 30 млн. лет назад на Земле появились древние приматы парапитеки, жившие на открытых пространствах и на деревьях. Их челюсти и зубы были подобны челюстям и зубам человекообразных обезьян. Парапитеки дали начало современным гиббонам и орангутангам, а также вымершей ветви дриопитеков. Последние в своем развитии разделились на три линии: одна из них привела к современной горилле, другая - к шимпанзе, а третья - к австралопитеку, а от него - к человеку. Родство дриопитека с человеком установлено на основе изучения строения его челюсти и зубов, обнаруженных в 1856 г. во Франции. Важнейшим этапом на пути превращения обезьяноподобных животных в древнейших людей было появление прямохождения. В связи с изменением климата и изреживанием лесов наступил переход от древесного к наземному образу жизни; чтобы лучше обозревать местность, где у предков человека было много врагов, им приходилось вставать на задние конечности. В дальнейшем естественный отбор развил и закрепил прямохождение, и, как следствие этого, руки освободились от функций опоры и передвижения. Так возникли австралопитеки - род, к которому относятся гоминиды (семейство людей) .

Австралопитеки

Австралопитеки - высокоразвитые двуногие приматы, использовавшие предметы естественного происхождения в качестве орудий (следовательно, австралопитеков еще нельзя считать людьми). Костные остатки австралопитеков впервые обнаружены в 1924 г. в Южной Африке. Они были ростом с шимпанзе и массой около 50 кг, объем мозга достигал 500 см3 - по этому признаку австралопитек стоит ближе к человеку, чем любая из ископаемых и современных обезьян.

Строение тазовых костей и положение головы было сходно с таковыми человека, что свидетельствует о выпрямленном положении тела. Они жили около 9 млн. лет тому назад в открытых степях и питались растительной и животной пищей. Орудиями их труда были камни, кости, палки, челюсти без следов искусственной обработки.

Человек умелый

Не обладая узкой специализацией общего строения, австралопитеки дали начало более прогрессивной форме, получившей название Homo habilis - человек умелый. Костные остатки его были обнаружены в 1959 г. в Танзании. Возраст их определен примерно в 2 млн. лет. Рост этого существа достигал 150 см. объем головного мозга был на 100 см3 больше, чем у австралопитеков, зубы человеческого типа, фаланги пальцев как у человека, сплющены.

Хотя в нем сочетались признаки, как обезьян, так и человека, переход этого существа к изготовлению галечных орудий (хорошо выделанных каменных) свидетельствует о появлении у него трудовой деятельности. Они могли ловить животных, бросать камни и совершать другие действия. Кучи костей, находящиеся вместе с ископаемыми остатками человека умелого, свидетельству ют о том, что мясо стало постоянной частью их диеты. Эти гоминиды пользовались грубыми каменными орудиями труда.

Человек прямоходящий

Homo erectus - человек прямоходящий. вид, от которого, как полагают, произошел современный человек. Его возраст 1,5 млн. лет. Его челюсти, зубы и надбровные дуги все еще оставались массивными, но объем головного мозга у некоторых индивидуумов был таким же, как у современного человека.

Некоторые кости Homo erectus найдены в пещерах, что позволяет предполагать о его постоянном жилище. Кроме костей животных и довольно хорошо выделанных каменных орудий, в некоторых пещерах обнаружены кучи древесного угля и обгоревшие кости, так что, по-видимому, в это время австралопитеки уже научились добывать огонь.

Эта стадия эволюции гоминид совпадает с заселением выходцами из Африки других более холодных областей. Выдержать холодные зимы, не выработав сложных видов поведения или технических навыков, было бы невозможно. Ученые предполагают, что дочеловеческий мозг Homo erectus был способен находить социальные и технические решения (огонь, одежда, запас нищи и совместное проживание в пещерах) проблем, связанных с необходимостью выжить в зимнюю стужу.

Таким образом, все ископаемые гоминиды, особенно австралопитеки, рассматриваются как предшественники человека.

Эволюция физических особенностей первых людей, включая современного человека, охватывает три этапа: древнейшие люди, или архантропы ; древние люди, или палеоантропы ; современные люди, или неоантропы .

Архантропы

Первый представитель архантропов - питекантроп (японский человек) - обезьяночеловек, прямоходящий. Его кости обнаружены на о. Ява (Индонезия) в 1891 г. Первоначально его возраст определяли равным 1 млн. лет, но, согласно более точной современной оценке, ему немногим больше 400 тыс. лет. Рост питекантропа составлял около 170 см, объем черепной коробки - 900 см3 . Несколько позже существовал синантроп (китайский человек). Многочисленные его остатки найдены в периоде 1927 по 1963 гг. в пещере близ Пекина. Это существо использовало огонь и изготовляло каменные орудия. К этой группе древнейших людей относят еще и гейдельбергского человека.

Палеоантропы

Палеоантропы - неандертальцы появились на смену архантропам. 250-100 тыс. лет тому назад они были широко расселены на территории Европы. Африки. Передней и Южной Азии. Неандертальцы изготовляли разнообразные каменные орудия: ручные рубила, скребла, остроконечники; пользовались огнем, грубой одеждой. Объем их мозга выросло 1400 см3 .

Особенности строения нижней челюсти показывают, что у них была зачаточная речь. Они жили группами по 50-100 особей и во время наступления ледников использовали пещеры, выгоняя из них диких зверей.

Неоантропы и человек разумный

Неандертальцев сменили люди современного типа - кроманьонцы - или неоантропы. Они появились около 50 тыс. лет тому назад (костные остатки их найдены в 1868 г. во Франции). Кроманьонцы образуют единственный род н вид Homo Sapiens – человек разумный. У них полностью сгладились обезьяньи черты, на нижней челюсти имелся характерный подбородочный выступ, указывающий на их способность к членораздельной речи, а по искусству изготовления разнообразных орудий из камня, кости и рога кроманьонцы ушли далеко вперед по сравнению с неандертальцами.

Они приручили животных и начали осваивать земледелие, что позволило избавиться от голода и добывать разнообразную пищу. В отличие от предшественников эволюция кроманьонцев проходила под большим влиянием социальных факторов (сплочение коллектива, взаимная поддержка, совершенствование трудовой деятельности, более высокий уровень мышления).

Возникновение кроманьонцев - завершающий этап формирования человека современного типа. На смену первобытному человеческому стаду пришел первый родовой строй, завершивший становление человеческого общества, дальнейший прогресс которого стал определяться социальноэкономическими законами.

18) Доказательства происхождения человека от животных. Атавизмы и рудименты у человека.

К ним традиционно относят сравнительно-анатомические, эмбриологические, физиологобиохимические, молекулярно-генетические, палеонтологические.

1. Сравнительно-анатомические.

Общий план строения тела человека сходен со строением тела хордовых животных. Скелет состоит из тех же отделов, что и у других млекопитающих. Полость тела разделена диафрагмой на брюшной и грудной отделы. Нервная система трубчатого типа. В среднем ухе расположены три слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), имеются ушные раковины и связанные с ними ушные мышцы. В коже человека, как и других млекопитающих, имеются млечные, сальные и потовые железы. Кровеносная система замкнута, есть четырехкамерное сердце. Подтверждением животного происхождения человека служит наличие у него рудиментов и атавизмов.

2. Эмбриологические.

В эмбриогенезе человека наблюдаются основные стадии развития, характерные для позвоночных животных (дробление, бластула, гаструла и т.д.) На ранних стадиях эмбрионального развития у зародыша человека появляются признаки, характерные для низших позвоночных: хорда, жаберные щели в полости глотки, полая нервная трубка, двусторонняя симметрия в строении тела, гладкая поверхность головного мозга. Дальнейшее развитие зародыша проявляет черты, характерные для млекопитающих: несколько пар сосков, наличие волос на поверхности тела, как у всех млекопитающих (кроме однопроходных и сумчатых), развитие детеныша внутри тела матери и питание плода через плаценту.

3. Физиолого-биохимические.

У человека и человекообразных обезьян очень близка структура гемоглобина и других белков организма. Наблюдается сходство в группах крови. Кровь карликового шимпанзе (бонобо) соответствующей группы можно переливать и человеку. Имеется у человека и антиген резус-фактор крови (впервые он был выявлен у макаки резус). Человекообразные обезьяны близки к человеку по продолжительности беременности, срокам полового созревания.

4. Молекулярно-генетические.

У всех человекообразных обезьян диплоидное число хромосом 2 n = 48. У человека 2 n = 46 (установлено, что хромосома 2 у человека образована слиянием двух хромосом, гомологичных таковым у шимпанзе). Имеется высокая степень гомологии по первичной структуре генов (более 90% генов человека и шимпанзе сходны между собой).

5. Палеонтологические.

Найдены многочисленные ископаемые остатки (отдельные кости, зубы, фрагменты скелета, орудия и др.), позволяющие составить эволюционный ряд предковых форм современного человека и объяснить основные направления их эволюции.

Отличие человека от животных

Возникшие в ходе эволюции наследственные изменения под контролем естественного отбора способствовали появлению у человека прямохождения, освобождению рук, развитию и увеличению мозгового черепа, и уменьшению его лицевой части. Одновременно у человека вырабатывалась потребность в систематическом изготовлении орудий труда, что способствовало усовершенствованию строения и функции руки, головного мозга, речевого аппарата, мыслительной деятельности и возникновению речи. Существенную роль на развитие головного мозга и руки оказало бинокулярное (стереоскопическое) цветовое зрение, которое имелось у предков человека.

Атавизмы и рудименты у человека.

Рудиментами называются органы, утратившие своё основное значение в процессе эволюционного развития организма.

Многие рудиментарные органы не являются совершенно бесполезными и выполняют какие-нибудь второстепенные функции с помощью структур, очевидно предназначенных для более сложных целей.

Атавизмом называется появление у особи признаков, свойственных отдаленным предкам, но отсутствующих у ближайших.

Появление атавизмов объясняется тем, что гены, отвечающие за данный признак, сохранились в ДНК, но не функционируют, так как подавляются действием других генов.

Рудименты у человека:

хвостовые позвонки;

у некоторых людей имеется рудиментарная хвостовая мышца extensor coccygis, идентичная мышцам, двигающим хвост у других млекопитающих. Она прикрепляется к копчику, но, поскольку копчик у человека практически не может двигаться, эта мышца для человека бесполезна;

волосяной покров туловища;

специальные мышцы arrectores pilorum, которые у наших предков служили для "поднятия шерсти дыбом" (это полезно для терморегуляции, а также помогает животным выглядеть крупнее - для устрашения хищников и конкурентов). У людей сокращение этих мышц приводит к "гусиной коже", что едва ли может иметь какое-то адаптивное значение;

три ушные мышцы, которые позволяли нашим предкам шевелить ушами. Встречаются люди, умеющие пользоваться этими мышцами. Это помогает животным с большими ушными раковинами определять направление на источник звука, но у человека данная способность может использоваться только для забавы;

морганиевы желудочки гортани;

червеобразный отросток слепой кишки (аппендикс). Многолетние наблюдения показали, что удаление аппендикса не оказывает значимого влияния на продолжительность жизни и здоровье людей, если не считать того, что после этой операции люди в среднем чуть реже болеют колитом;

хватательный рефлекс у новорожденных (детенышам обезьян он помогает держаться за шерсть матери);

икота: это рефлекторное движение мы унаследовали от своих далеких предков - амфибий. У головастика данный рефлекс позволяет быстро пропустить порцию воды через жаберные щели. И у человека, и у головастика этот рефлекс контролируется одним и тем же отделом мозга и может быть подавлен одними и теми же средствами (например, вдыханием углекислого газа или расправлением грудной клетки);

лануго: волосяной покров, развивающийся у человеческого эмбриона почти на всем теле, кроме ладоней и ступней, и исчезающий незадолго до рождения (недоношенные дети иногда рождаются с лануго).

Примеры атавизмов:

хвостовидный придаток у человека;

сплошной волосяной покров на теле человека;

добавочные пары молочных желез;

19 . Старение организма. Теории старения. Гериатрия и геронтология.

Старость представляет собой стадию индивидуального развития, по достижении которой в организме наблюдаются закономерные изменения в физическом состоянии, внешнем виде, эмоциональной сфере.Старческие изменения становятся очевидными и нарастают в пострепродуктивном периоде онтогенеза. Однако начало угасания репродуктивной функции или даже ее полная утрата не могут служить нижней границей старости. Действительно, менопауза у женщин, заключающаяся в прекращении выхода зрелых яйцеклеток из яичника и соответственно прекращении месячных кровотечений, определяет окончание репродуктивного периода жизни. Вместе с тем к моменту достижения менопаузы большинство функций и внешних признаков далеко не достигают состояния, характерного для старых людей. С другой стороны, многие изменения, которые мы связываем со старостью, начинаются до снижения репродуктивной функции. Это относится как к физическим признакам (поседение волос, развитие дальнозоркости), так и к функциям различных органов. К примеру, у мужчин снижение выделения мужских половых гормонов половыми железами и повышение выделения гонадотропных гормонов гипофизом, что характерно для старого организма, начинается примерно от 25 лет.

Различают хронологический и биологический (физиологический) возраст.

Согласно современной классификации, основанной на оценке многих средних показателей состояния организма, людей, хронологический возраст которых достиг 60-74 лет, называют пожилыми, 75-89 лет -старыми, свыше 90 лет - долгожителями. Точное определение биологического возраста затруднено тем, что отдельные признаки старости проявляются в разном хронологическом возрасте и характеризуются различной скоростью нарастания. Кроме того, возрастные изменения даже одного признака подвержены значительным половым и индивидуальным колебаниям.

Рассмотрим такой признак, как упругость (эластичность) кожи. Один и тот же биологический возраст достигается в этом случае женщиной примерно в 30 лет, а мужчиной - в 80. Именно поэтому прежде всего женщинам необходим грамотный и постоянный уход за кожей. С целью определения биологического возраста, что необходимо для суждения о скорости старения, используют батареи тестов, проводя совокупную оценку одновременно многих признаков, закономерно изменяющихся в процессе жизни.

Основу таких батарей составляют сложные функциональные показатели, состояние которых зависит от согласованной деятельности нескольких систем организма. Простые тесты обычно бывают менее информативными. Например, скорость распространения нервного импульса, которая зависит от состояния нервного волокна, снижается в возрастном интервале 20-90 лет на 10%, тогда как жизненная емкость легких, определяемая координированной работой дыхательной, нервной и мышечной систем,-на 50%.

Состояние старости достигается благодаря изменениям, составляющим содержание процесса старения. Этот процесс захватывает все уровни структурной организации особи - молекулярный, субклеточный, клеточный, тканевой, органный. Суммарный результат многочисленных частных проявлений старения на уровне целостного организма заключается в нарастающем с возрастом снижении жизнеспособности особи, уменьшении эффективности приспособительных, гомеостатических механизмов. Показано, например, что молодые крысы после погружения в ледяную воду на 3 мин восстанавливают температуру тела примерно за 1 ч. Животным среднего возраста на это требуется 1,5 ч, а старым - около 2 ч.

В целом старение приводит к прогрессивному повышению вероятности смерти. Таким образом, биологический смысл старения заключается в том, что оно делает неизбежной смерть организма. Последняя же представляет собой универсальный способ ограничить участие многоклеточного организма в размножении. Без смерти не было бы смены поколений - одного из главных условий эволюционного процесса.

Возрастные изменения в процессе старения не во всех случаях заключаются в снижении приспособляемости организма. У человека и высших позвоночных в процессе жизни приобретается опыт, вырабатывается умение избегать потенциально опасных ситуаций. Интересна в этом плане и система иммунитета. Хотя ее эффективность после достижения организмом состояния зрелости в целом снижается, благодаря «иммунологической памяти» по отношению к некоторым инфекциям старые особи могут оказаться более защищенными, чем молодые.

ГИПОТЕЗЫ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ МЕХАНИЗМЫ СТАРЕНИЯ

Геронтология знает не менее 500 гипотез, объясняющих и первопричину, и механизмы старения организма. Подавляющее большинство их не выдержало проверки временем и представляет чисто исторический интерес. К ним, в частности, относятся гипотезы, связывающие старение с расходованием особого вещества клеточных ядер, страхом смерти, утратой некоторых невосполняемых веществ, получаемых организмом в момент оплодотворения, самоотравлением продуктами жизнедеятельности, токсичностью продуктов, образуемых под действием микрофлоры толстого кишечника. Гипотезы, представляющие научную ценность в наши дни, соответствуют одному из двух главных направлений.

Некоторые авторы рассматривают старение как стохастический процесс возрастного накопления «ошибок», неизбежно случающихся в ходе обычных процессов жизнедеятельности, а также повреждений биологических механизмов под действием внутренних (спонтанные мутации) или внешних (ионизирующее облучение) факторов. Стохастичность обусловливается случайным характером изменений во времени и локализации в организме. В различных вариантах гипотез данного направления первостепенная роль отводится разным внутриклеточным структурам, от первичного повреждения которых зависят функциональные расстройства на клеточном, тканевом и органном уровнях. Прежде всего это генетический аппарат клеток (гипотеза соматических мутаций). Многие исследователи связывают начальные изменения старения организма с изменениями строения и, следовательно, физико-химических и биологических свойств макромолекул: ДНК, РНК, белков хроматина, цитоплазматических и ядерных белков, ферментов. Особо выделяют также липиды клеточных мембран, часто являющиеся мишенью для свободных радикалов. Сбои в работе рецепторов, в частности клеточных оболочек, нарушают эффективность регуляторных механизмов, что приводит к рассогласованию процессов жизнедеятельности.

К рассматриваемому направлению относятся также гипотезы, усматривающие первооснову старения в нарастающем с возрастом износе структур в диапазоне от макромолекул до организма в целом, приводящем в конце концов к состоянию, не совместимому с жизнью. Такое представление, однако, слишком прямолинейно.

Напомним, что возникновению и накоплению мутационных изменений в ДНК противостоят природные антимутационные механизмы, а вредные последствия образования свободных радикалов

снижаются благодаря функционированию антиоксидантных механизмов. Таким образом, если «концепция износа» биологических структур правильно отражает сущность старения, то итог в виде большей или меньшей скорости старческих изменений возраста, в котором у разных людей эти изменения становятся очевидными, является следствием наложения разрушительных и защитных процессов. В этом случае гипотеза износа с неизбежностью включает в

себя такие факторы, как генетическая предрасположенность, условия и даже образ жизни, от которых, как мы видели, зависит скорость старения.

Второе направление представлено генетическими или программными гипотезами, согласно которым процесс старения находится под прямым генетическим контролем. Указанный контроль, согласно одним взглядам, осуществляется с помощью специальных генов. По другим взглядам, он связан с наличием специальных генетических программ, как это имеет место в отношении других стадий онтогенеза, например эмбриональной.

В пользу запрограммированности старения приводят доказательства, многие из которых уже рассмотрены в разд. 8.6.1. Обычно также ссылаются на наличие в природе видов, у которых вслед за размножением бурно нарастают изменения, приводящие животных к гибели. Типичный пример - тихоокеанские лососи (нерка, горбуша), погибающие после нереста. Пусковой механизм в этом случае связан с изменением режима секреции половых гормонов, что следует рассматривать как особенность генетической программы индивидуального развития лососевых, отражающей их экологию, а не как универсальный механизм старения.

Примечательно, что кастрированная горбуша не нерестится и живет в 2-3 раза дольше. Именно в эти дополнительные годы жизни следует ожидать появления признаков старения в клетках и тканях. Некоторые программные гипотезы основаны на допущении, что в организме функционируют биологические часы, в соответствии с которыми происходят возрастные изменения. Роль «часов» приписывают, в частности, вилочковой железе, прекращающей функционирование при переходе организма в зрелый возраст. Еще один кандидат - это нервная система, особенно некоторые ее отделы (гипоталамус, симпатическая нервная система), главным функциональным элементом которой являются первично стареющие нервные клетки. Допустим, что прекращение в определенном возрасте функций тимуса, что, несомненно, находится под генетическим контролем, является сигналом начала старения организма. Это, однако, не означает генетического контроля процесса старения. В отсутствие тимуса ослабляется иммунологический контроль за аутоиммунными процессами. Но для того чтобы эти процессы пошли, необходимы либо мутантные лимфоциты (повреждения ДНК), либо белки с измененной структурой и антигенными свойствами.

Геронтология и гериатрия

Геронтология (от греч. gerontos - старец) - раздел биологии и медицины, изучающий закономерности старения живых существ, в том числе человека. К основным направлениям геронтологии относятся изучение основных причин, механизмов и условий старения, поиск эффективных средств увеличения продолжительности жизни и продления периода активной трудоспособности.

Гериатрия (от греч. iatreia - лечение) - область клинической медицины, изучающая диагностику, лечение и профилактику заболеваний людей пожилого и старческого возраста.

Становление человека как биологического вида проходило через четыре основных этапа эволюции в пределах семейства гоминид: предшественник человека (протоантроп); древнейший человек (архантроп); древний человек (палеоантроп); человек современного типа (неоантроп).

Дриопитеки - древнейшие предки человека. Примерно 25 млн. лет назад от высших узконосых обезьян (гоминоидов) отдели­лись две ветви, которые привели к образованию двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангу­тан, шимпанзе), и гоминид, давших начало возникновению че­ловека. Фактическое основание для выделения гоминидов как наибо­лее раннего предка человека - это большое сходство в строении и функциях понгид и человека. Предполагается, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших в миоцене примерно 25-30 млн. лет назад. Способность человеческой руки вращаться во все сто­роны благодаря шаровидному суставу плечевой кости могла воз­никнуть только у древесной формы, а не у бегающих по земле четвероногих животных. Древесная жизнь способствовала совершенствованию слож­ных и тонко координированных движений, столь характерных для обезьян, обитающих на деревьях. Хорошо развитая хвата­тельная функция кисти явилась предпосылкой к манипулиро­ванию предметами и превращению ее в руку человека.

Наиболее древним представителем эволюционной линии гоминид многие ученые считают рамапитека.

Стадия протоантропа. Представи­теля нового вида назвали «зинджантроп» (в переводе с арабского - «человек Восточной Африки») и предложил объеди­нить всех трех предшественников человека в один род австра­лопитековых.



Коренные и предкоренные зубы зинджантропа имели особен­ности строения, характерные для гоминид, и свидетельствовали о питании растительной пищей. Однако зинджантроп употреб­лял и мясную пищу, что подтверждалось строением резцов и клыков, а также обилием найденных на его стоянке костей разных животных и грубо обработанных орудий, которыми он, несомненно, пользовался при охоте и разделывании добычи. Австралопитеки отчетливо сочетали в себе признаки обезьяны и человека. Таз и нижние конечности их похожи на таз и ноги человека, что свидетельствует о передвижении австралопите­ков на двух ногах. Рост их составлял около 150 см, масса 50 кг.

Стадия архантропа. Были найдены останки еще одного существа. Вначале его назвали «презинджантропом». Строение костей верхней конечности презинджантропа свидетельствовало о хорошо развитой хватательной функции, а нижних - о пол­ном приспособлении к прямохождению. Кривизна нижней че­люсти свидетельствовала о возможном овладении зачатками речи. Все это были свидетельства несомненной целенаправленной деятельности и ему дали название «человеком умелым» и выделили его в новый вид - Homo habilis. По многим признакам он был ближе к современному человеку. Следующим звеном на пути эволюции архантропа принято считать древнейших людей типа питекантропа (1 -1,3 млн. лет). Термин «питекантроп» (обезьяночеловек) ввел Э. Геккель для характеристики промежуточного звена между обезьяной и чело­веком. Среди характерных черт новой находки выделялось значительное развитие мозга (800-1200 см3), что представляло собой огромный скачок на пути эволюции к современному человеку. В то же время у яванского человека отмечались такие примитивные признаки, как низкий лоб, малая высота черепа и его массивность, сильно развитые надбровные валики.

Переход к прямохождению сопровождался двумя круп­нейшими ароморфозами в эволюции человека.1), прямохождение освободило переднюю конечность для превращения ее в орган трудовой деятельности.2), благодаря верти­кальному положению тела значительно возрос объем восприни­маемой информации, что обусловило вместе с трудовой деятель­ностью быстрое развитие мозга и способность к групповому адаптивному поведению. Н. erectus овладел искусством изготовления орудий из камней и палок (галечная культура), научился пользоваться огнем и вареной пищей. На стадии архантропа начинается широкий биологический прогресс гоминид - распространение по разным частям света и диффе­ренциация на отдельные внутривидовые формы.

Стадия палеоантропа (неандертальца). Неандерталец явля­ется промежуточным звеном между Homo erectus или другими, неизвестными видами архантропов и современным человеком. Мозг неандертальца уже достигал объема 1200- 1400 см3. Характерными же его признаками были уплощенная черепная коробка, выступающие вперед челюсти, отсутствие подбородка, огромные надглаз­ничные валики и очень большие глазницы. Для стадии неандертальца характерна высо­коразвитая палеолитическая куль­тура.

Стадия неоантропа (чел совр типа). По-видимому, неандертальский человек представлял собой полиморфный вид, из к-го мог формироваться в разных участках его ареала человек современного типа. Вопрос о том, в каком месте земного шара сформировался вид Homo sapiens, составляет предмет дискуссии между сторон никами моноцентризма и полицентризма. Моноцентристы считают, что неоантроп возник в одной области и произошел от одной группы палеоантропов (принцип монофилии). По мнению полицентристов, каждая раса современного человека имела своего предка палеоан­тропа и приобрела черты современного человека конвергентно и независимо от других рас (принцип полифилии). Неоантроп (кроманьонец) характеризовался значительным развитием отделов мозга, связанных с трудовой деятельностью и речью, в частности большими размерами височной доли, а также переднего отдела лобной доли, ответственного за контролируемое поведение, необходимое в условиях общественной жизни. Становление человека разумного отмечено двумя очень важ­ными моментами: - завершается формирование устойчивого, характерного для вида Homo sapiens морфоло­гического типа, - низкий уровень и темп развития ору­дийной деят-ти у палеоантропов сменился у неоантропа быстрым ростом культуры. С возникновением устойчивого мор­фологического типа современного человека его биологическая эволюция постепенно затухала и сменялась социальным раз­витием.

75. Современный взгляд на синтетическую теорию эволюции. Новые эволюционные концепции .

Критика синтетической теории эволюции. Синтетическая теория эволюции не вызывает сомнений у большинства биологов: считается, что процесс эволюции в целом удовлетворительно объясняется этой теорией. В качестве одного из наиболее часто критикуемых общих положений синтетической теории эволюции можно привести ее подход к объяснению вторичного сходства, то есть одинаковых морфологических и функциональных признаков, которые не были унаследованы, а возникли независимо в разных линиях эволюции организмов. По неодарвинизму, все признаки живых существ полностью определяются генотипом и характером отбора. Поэтому параллелизм(вторичное сходство родственных существ) объясняется тем, что организмы унаследовали большое количество одинаковых генов от своего недавнего предка, а происхождение конвергентных признаков целиком приписывается действию отбора. Вместе с тем, хорошо известно, что черты сходства, развивающиеся в достаточно удалённых линиях, часто бывают неадаптивны и поэтому не могут быть правдоподобно объяснены ни естественным отбором, ни общим наследованием. Независимое возникновение одинаковых генов и их сочетаний заведомо исключается, поскольку мутации и рекомбинация - случайные процессы. В ответ на такую критику сторонники синтетической теории могут возразить, что представления С. С. Четверикова и Р. Фишера о полной случайности мутаций в настоящее время значительно пересмотрены. Мутации случайны лишь по отношению к среде обитания, но не к существующей организации генома. Сейчас представляется вполне естественным, что разные участки ДНКобладают различной устойчивостью; соответственно, одни мутации будут возникать чаще, другие - реже. Кроме того, наборнуклеотидов весьма ограничен. Следовательно, существует вероятность независимого (и притом вполне случайного, беспричинного) появления одинаковых мутаций. Эти и другие факторы обуславливают значительную вторичную повторяемость в структуре ДНК и могут объяснять происхождение неадаптивного сходства с позиций неодарвинизма как случайного выбора из ограниченного числа возможностей. Другой пример - критика СТЭ сторонниками мутационной эволюции - связан с концепцией пунктуализма или «прерывистого равновесия». Пунктуализм основан на простом палеонтологическом наблюдении: продолжительность стазиса на несколько порядков превышает длительность перехода из одного фенотипического состояния в другое. Судя по имеющимся данным, это правило в общем справедливо для всей ископаемой истории многоклеточных животных и имеет достаточное количество подтверждений. Авторы пунктуализма противопоставляют свой взгляд градуализму - представлению Дарвина о постепенной эволюции путем мелких изменений - и считают прерывистое равновесие достаточным поводом для отрицания всей синтетической теории. Столь радикальный подход вызвал дискуссию вокруг концепции прерывистого равновесия, длящуюся уже 30 лет. Большинство авторов сходится на том, что между понятиями «постепенная» и «прерывистая» имеется лишь количественная разница: длительный процесс предстает мгновенным событием, будучи изображен на сжатой временной шкале. Поэтому пунктуализм и градуализм следует рассматривать как дополнительные понятия. Кроме того, сторонники синтетической теории справедливо отмечают, что прерывистое равновесие не создает для них дополнительных трудностей: длительный стазис можно объяснять действием стабилизирующего отбора (под действием стабильных, относительно неизменных условий существования), а быстрое изменение - теорией смещающегося равновесия С. Райта для малых популяций, при резких изменениях условий существования и/или в случае прохождения вида или какой-либо его изолированной части, популяции, через бутылочное горлышко.

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности - одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

Этапы развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию - развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд ("Оральная стадия"). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру - доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: "доверие-недоверие".

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует "Анальной стадии" по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия - ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности "Я сам", важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.


Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют "Возраст игры", по Фрейду - "Фаллическая стадия", период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий - игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: "Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер - Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду - "Латентный период". Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: "Я то, чему могу научиться". Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация - принадлежность к неформальным группам и более того - наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство - любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя - "Блажен, кто смолоду был молод…" (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает "кризис среднего возраста", появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.


Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость - это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни - так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.


6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности - этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру - в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают "человека" лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.


2. Уровень обывателя

Второй уровень - уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа - потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, - начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому "балуют" себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом - причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности - уровень "начальника". При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения - желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня - очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода - это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа - духовное совершенствование, саморазвитие.


4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом "блаженного". Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства - ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации - это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.


5. Этап мудреца

Следующий период называют "этап мудреца". Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период - преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение - "мудрый не по годам".

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление - это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее - всего лишь иллюзия. Проявления - успокоение, созерцание жизни, "всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно". Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь - это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни - они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.


Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, - используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.