История жаркента. Маленькая родина: Жаркент — восточные ворота

Достопримечательности Жаркента.

«… для того чтобы писать историю,
нужно историческое удаление,
нужна перспектива, нужны точные имена,
даты, ряд запротоколенных и проверенных
свидетельских показаний»

Петр Краснов.

Экскурсии по Жаркенту.

Жаркент (каз. Жаркент - город в Казахстане, центр Панфиловского района Алматинской области. Расположен в 200 километрах к востоку от железнодорожной станции Сарыозек (что на линии Семипалатинск - Алматы) на шоссе Сарыозек - Хоргос, в 29 километрах от китайской границы.
Жаркент – «Город на обрыве» (каз.). Население – 33 000 чел. В городе есть швейная фабрика, завод строительных изделий, мясокомбинат. Через Жаркент проходит автомобильная дорога Алматы – Коргас (Хоргос) – Урумчи (СУАР КНР). Самая значительная достопримечательность – жаркентская мечеть, построенная в 1895 г. из тянь-шанской ели китайским архитектором Хон-Пиком. Общая площадь 26 х 54 метров квадратных. Минарет окружен 52 колоннами, интерьер украшен арабской вязью с использованием национального орнамента.
Старые названия: до 1942 – Джаркент, 1942 - 1991 г.г. – Панфилов, с 1991 года - Жаркент. Город Жаркент был основан в 1881 году, когда в результате Петербургского договора часть земель западной части Илийской долины осталась за Российской империей.
На месте старых уйгурских кишлаков, генералом Куропаткиным был основан новый город. В 1882 году, входил в Семиреченскую область. Жаркент (с 1942 года по 1991 год - город Панфилов) получил статус города в 1882 году в связи с определением юго-западной границы Российской империи и организацией здесь уездного центра.
Нынешнее название «Жаркент» было принято в 1991 году. Герб Джаркента утвержден 19 марта 1908 года вместе с другими гербами Семиреченской области. "В золотом щите на вершине горы марал натурального цвета. В вольной части герб Семиреченской области".
Город расположен в удобном географическом месте, на границе с КНР, поэтому имеются широкие возможности для дальнейшего совершенствования торговых отношений, развития туризма.
Имеющиеся в районе минеральные источники, по отзывам ученых, превосходят по качеству реализующую в торговой сети «минералку», даже «Боржоми». Современный Жаркент – центр Панфиловского района Алматинской области находится на юго-восточной части РК, на равнинной части Джунгарского Алатау, через него проходит автотрасса республиканского значения, которая соединяет город с областью, центром г. Талдыкорганом и южной столицей г. Алматы.
Отдаленность от Талдыкоргана – 290 км, от г. Алматы – 345 км и ближайшей железнодорожной станции Сары-Озек- 170 км, от новой железнодорожная станции Кундузды, растояние 20 км, от станции Алтынколь, растояние 30 км.
Общая площадь городского округа составляет 20607 га. Сельскохозяйственные угодья -18080 га, в том числе: поливная пашня 4487 га, пастбищных 13197 га, сенокосных угодий 422 га.
Приусадебные участки граждан составляют 906 га. Земля пригодна для выращивания зерновых, овощей, картофеля, фруктов, винограда, бахчевых и масляничных культур.
Жаркентский городской округ – район поливного земледелия, в течение календарного года обеспечен влагой. Благоприятные климатические и природные условия, его ландшафт позволяют населению города заниматься всеми видами сельскохозяйственного производства, виноградарством и плодоводством.
Территория города Жаркент составляет 47,25 кв.км. Численность жителей города Жаркент составляет 43119, Национальный состав: казахи – 33 %, русские – 0,7 %, уйгуры – 52 %, другие национальности – 0,8 %.
В городе проживают 6115 пенсионера. Общее количество дворов около 10000. За 2014 год родилось 1252 детей. В городе находится музей истории жаркентской милиции, из материалов которого можно узнать о знаменитой операции по ликвидации атамана Дутова и его окружения в начале прошлого века. Жаркент – это еще множество громких и важных для истории Семиречья имен.
Одной из достопримечательностей в Жаркенте является заброшенный дореволюционный острог, построенный в конце XIX века казачьим гарнизоном. У тюремной проходной - вросшая в землю дверь из досок толщиной в семь-восемь сантиметров с маленьким окошечком.
Одного взгляда на эту дверь достаточно, чтобы понять - это ворота тюрьмы. За воротами предстает мрачная картина: почерневшее от времени двухэтажное деревянное строение с отходящими в стороны одноэтажными крыльями, с чернеющими провалами не застекленных окон.
В советские времена в здании тюрьмы размещалось общежитие педагогического училища, а потом здание было заброшено. После приватизации здесь хотели сделать гостиницу, но, видимо, желающих провести ночку-другую в тюрьме пока не нашлось, и от идеи отказались.
Так и служит здание местом игр для окрестной детворы и объектом нечастого внимания туристов. В современном Жаркенте близость к Китаю чувствуется во всем: и в архитектуре коттеджей местных предпринимателей, в стиле ресторанов и кафе и, конечно, в кухне.
Историко-краеведческий музей в школе-интернате № 6 был основан полвека назад с обычного выставочного стенда в школьном коридоре, а точная дата открытия – 22 апреля 1970 года.
Это событие было приурочено, – к столетию великого пролетарского вождя Владимира Ленина. Хранителем музея был Даниил Важнин. Обычный школьный учитель преподавал детям географию, вел краеведческий кружок.
Он пережил и времена расцвета музея, когда экспозиция располагалась в отдельном школьном кабинете, а сам музей получил звание лучшего в республике школьного музея (было это в 1978 году), и перестройку, и полный развал советского строя (а вместе с ним и музея).
Не дожил Даниил Важнин до возрождения главной культурной ценности Жаркента. Несколько лет назад, а точнее, в 2008 году, благодаря стараниям директора школы Айтжамал Комбекова, дружного коллектива преподавателей и учеников было восстановлено разрушенное богатство.
Правда, восстановить музей удалось только в одной комнате сельской школы. Музейная комната в буквальном смысле забита до самого потолка стендами, семейными и районными реликвиями.
Приносят люди, дарят, рассказывают детям и внукам, а те пишут в своих тетрадках историю своей семьи, своей улицы – всего того из чего складывается та самая малая родина.
Казалось бы, искушенного городского зрителя в сельском музее удивить нечем. Но походишь вдоль стен, всмотришься в лица, вчитаешься в простые слова почетных грамот и писем, и в какой-то момент начинаешь понимать, что именно вот в таком сжатом пространстве-времени лучше и четче отпечатывается история Семиреченского края, да и республики в целом.
Вот в углу стоит солидный сундук, на нем – мудреный для современного человека арифмометр – пережившим эру калькуляторов уж точно «без пол-литра не понять». Рядом – печатная машинка советских времен «Ятрань» и видавший виды чайник, и личные вещи воина-интернационалиста Ерболсына Кончибаева, погибшего на афганской земле.
Вот на фото молодые ребята перед отправкой на фронт. На дворе 1941 год, они фотографируются, мало кто из них вернется в родные места… Восемь жаркентцев в самой кровопролитной войне прошлого века стали Героями Советского Союза.
В баночке живет семиреченский лягушкозуб. Трудно себе представить, что все эти документы, личные вещи, фотографии собраны благодаря усилиям простого школьного учителя.
Кстати, у этих искусно оформленных витрин выросло не одно поколение и каждый ребенок учится постигать культуру именно в своем родном музее. Поэтому-то и терять эти маленькие экспозиции обидно не меньше, чем, не дай Аллах, республиканский музей.
Еще один уникальный сундук можно увидеть в знаменитом архитектурно-художественном комплексе «Жаркентская мечеть». Он, по легенде, попал в эти места во времена Первой мировой войны.
Поверить в это можно, потому что изнутри сундук оклеен газетами, напечатанными еще в царской России. Я поверила вместе с жителями Жаркента в большую, если не сказать, великую историю этих мест.
А почему бы и нет? И не надо ничего придумывать, потому что история и правда интересная. Въезд в приграничный Жаркент до сих пор – строго по пропускам. Поэтому о жаркентской мечети многие алматинцы даже не знают.
Впечатления, которые производит мечеть, построенная в стиле китайской пагоды, остаются без преувеличения на долгие годы… Оказывается, было построено три подобных здания: храм в Шанхае, мечеть в Кульдже и мечеть в Жаркенте.
Храм в Шанхае был уничтожен, когда Китай стал строить социализм, мечеть в Кульдже сгорела. «За свою 116-летнюю историю жаркентская мечеть тоже пережила многое, но сохранилась!» – с этих слов начинает свою экскурсию нынешний настоятель мечети Шарипхан-кажы.
В 1910 году мечеть пережила сильнейшее землетрясение. Многие здания в городе превратились в развалины, а она выстояла, правда, получила некоторые повреждения. А в 1965 году по Жаркенту пронесся ураганный ветер, но сооружение устояло и перед этим природным катаклизмом. В разные годы здание использовалось под склады и зернохранилище, в нем жили люди, и с каждым годом оно все больше приходило в упадок.
Жаркентцы могли бы совсем потерять этот памятник старины, если бы в конце 70-х здесь не побывал первый секретарь ЦК КП республики Динмухамед Кунаев. После этого посещения в мечети начались реставрационные работы, памятник был взят под охрану государства.
А еще во дворе музейного комплекса растет большое ветвистое дерево с арабским названием «Сейда». Шарипхан-кажы утверждает, что все, кто к нему прикоснется, могут загадать желание, которое обязательно исполнится…
Возможно, это увлекательное прошлое и привлекает в Жаркент современных художников: мол, вдруг и меня посетит взращенная на парном молочке сельская муза? Единственное, что показалось странным в художественной галерее Жаркента, – это отсутствие работ художников, посвященных городской жизни.
Здесь в основном картины, которые вполне понятны даже годовалому ребенку: художники пишут романтичные пейзажи, окружающие любимый Жаркент. В основном выставляются местные художники.
Экспозиция меняется часто – раз в три месяца. Есть и своя изостудия, где с удовольствием занимаются не только юные жаркентцы, но и взрослые. Они учатся рисовать, изучают историю изобразительного искусства.
Спросите: нужно ли это им? Представьте себе, что да! Редко кто не из специалистов знает, кто написал «Черный квадрат» и что это вообще такое. А вот в Жаркенте знают! И, к слову, дети, которые посещают эту изостудию, не только несколько лет подряд участвуют в выездных арт-фестивалях в Алматы и Астане, но и помогают руководителю изостудии Шолпан Заманбековой по крупице собирать художественную историю этих мест, продолжая этот маленький подвиг – музей своего села. Кстати, художественная галерея носит имя Аблайхана Кастеева, который родился здесь, в ауле Чежин.
Напоследок еще раз пройдем по галереи и улыбнемся работам Аблайхана Кастеева «Чежин» и «На току». Эти полотна великого художника можно увидеть только здесь, в Жаркенте.
Многие из тех жаркентцев, с которыми удалось побеседовать, с радостью повторяли, что ходить в музей или галерею модно, как, впрочем, и знать историю родных мест. Яркий пример этих слов Курманжан Ахметкалиев.
По его инициативе на территории детского санатория «Коктал-арасан» открыт потрясающий парк скульптур. Персонажи любимых сказок приветствует каждого, кто пришел сюда. Многие из них сделаны руками Курманжана.
Вы подумаете, что он профессиональный скульптор? Нет, у него медицинское образование, он депутат местного маслихата, а в свободное время занят творчеством. В общем, просто увлеченный человек…

Свежий обзор

Продолжу публиковать книгу о Памятнике Советскому Воину-освободителю в Берлине. Первая часть была опубликована ранее — об . В этой части о самом мемориале и о войне.

Ансамбль необычайной выразительной силы

А теперь приглашаем вас посетить мемориальный ансамбль и поближе познакомиться с ним как в целом, так и с его отдельными элементами, взглянув на него глазами скульптора Е. В. Вучетича.

«С обеих сторон территория ограничивается транспортными магистралями: Пушкиналлеей и Ам Трептовер паркштрассе. Окружённый стеной могучих вековых платанов, будущий памятник полностью изолировался от этого района Берлина с его архитектурой, и это освобождало нас от необходимости считаться с ней. Входя на территорию парка, человек отключается от городской жизни и всецело подпадает под воздействие памятника.

Случайные записи

Просто куча фотографий из города. Не самые интересные, но думаю довольно красивые и они отражают почти все архитектурные аспекты этого небольшого курортного городка с давней, но почти несохранившейся историей.

Первое, что бросается в глаза на въезде в город Обзор со стороны Варны — сгоревший остов автобуса, который, говорят, очень давно тут стоит. И сразу начинает казаться, что тут какой-то постапокалипсис. А на самом деле очень милый балканский городок. Ну немного конечно испорчен XXI веком и туристическим бизнесом, но можно здесь найти и болгарскую традиционность.

Нынешний обзор старых фотографий Самары будет посвящен культуре и искусству. Ну и чуть-чуть про советскую торговлю и услуги. Ну и совсем чуть-чуть про дошкольные учреждения и медицину.

В городе четыре театра, филармония, киностудия, телецентр, десятки народных театров, Дворцов культуры и рабочих клубов. Государственный волжский народный хор прославил песни и пляски нашего раздольного края во всех уголках Родины и за ее пределами. Отделения творческих Союзов писателей, композиторов, художников, кинематографистов, архитекторов, Всероссийского театрального общества объединяют большие плодотворно работающие отряды деятелей культуры, литературы и искусства.

Наш последний день во Франции начался с путешествия в Довиль — курортный городок на берегу Ла Манша в Нормандии. От Кана до Довиля около 45 км, весь путь гид рассказывала о нравах бытовавших во времена оны во Франции, чтобы подвести базу к возникновению этого города-курорта. Так в конце 18 — начале 19 веков в обычае у мужского населения Франции было иметь жену из светских дам и любовницу из дам полусвета, а то и содержанку или куртизанку. Всех этих женщин он должен был содержать согласно их потребностям и статусу. В те времена стало модно вывозить на лето жен с детьми к морю, но это создавало неудобства для мужчин, обремененных отношениями с другими женщинами. Сейчас дорога от Парижа до Довиля по времени занимает 2 часа, а в 19 веке все было гораздо сложнее. Поэтому и возник курорт Довиль, совсем рядом с уже существовавшим городком Трувиль-сюр-Мер. Эти два курорта стали идеальным местом отдыха для знати, даже появилась пословица: "Жену — в Довиль, любовницу — в Трувиль", тем более, что все рядом, просто перейти через речку Тук. Вот, примерно, такую историю нам поведала гид, ну, может быть более красочно, чем я.

Ко Дню Победы начну публиковать книгу, выпущенную издательством «Штаатсферлаг Германской Демократической Республики» в Берлине в 1981 году. Книга эта подарена одному из ветеранов ВОВ администрацией АЗТМ примерно в те же года.

Называется книга полностью «Памятник советскому Воину-освободителю в Трептов-парке. Прошлое и настоящее». Авторы: Кружок «Юные историки» Дома юных пионеров берлинского городского района Трептов. Руководитель д-р Хорст Кёпштейн.

На суперобложке один абзац:

Памятник советскому Воину-освободителю в Трептов-парке — это свидетельство незабываемого героизма сынов и дочерей советского народа, отдавших свою жизнь в борьбе за освобождение человечества от гитлеровского фашизма. Он призывает и обязывает людей всех национальностей, не жалея собственных сил, бороться за сохранение мира на земле.

Следующим пунктом в нашем путешествии был город-порт Сен-Мало на берегу Ла Манша в устье реки Ранс. От аббатства Мон-Сен-Мишель этот городок расположен на расстоянии чуть больше 50 км, относится он к к региону Бретань, который занимает одноименный полуостров, отделяющий пролив Ла Манш от Бискайского залива. Предки бретонцев (кельты) обитали на Британских островах, начиная с 6 века их стали теснить англосаксы, и волей-неволей пришлось им покинуть родину. Поселившись на противоположном берегу Ла Манша, кельты назвали свое новое место жительства Малой Бретанью. Вместе с собой они переселили сюда и легендарных героев: короля Артура и Мерлина, Тристана и Изольду. Кроме легенд, бретонцы сохранили свою культуру и язык, который относится к бриттской подгруппе кельтских языков. Да и территорией Франции официально эта провинция стала лишь в 1532 году.

La Merveille, или в русской транскрипции Ла Мервей, в переводе означает "Чудо". Строительство этого монастырского комплекса началось с приходом монахов-бенедиктинцев. В начале 11 века их община насчитывала около 50 человек, а в середине 12 века достигло своего максимума за всю историю — 60 человек. На самой вершине скалы в 1022 году началось строительство большой церкви в романском стиле, и продолжалось до 1085 года. Вершина скалы не самое удачное место для строительства огромного сооружения, которое по канонам должно быть в форме латинского креста и длиной 80 м. Для этого не было достаточно большой площадки, поэтому архитекторы приняли решение вначале построить на склонах горы три крипты, которые бы служили основанием для хора церкви и крыльям трансепта или поперечного нефа. А западную сторону строения опереть на церковь Нотр-Дам-Су-Терр. К середине 12 века церковь была закончена, ее венчала башня, ставшая причиной пожаров, не учли строители, что башня на вершине горы среди моря будет привлекать к себе молнии.

Наше путешествие по Франции называлось "Атлантическое побережье Франции", но в первый день моря мы так и не увидели. Зато во второй день наш автобус отправился прямо к берегам Ла Манша, а точнее, к скалистому островку, возвышающемуся над бухтой и называемому Мон-Сен-Мишель(гора Святого Михаила). Правда, первоначально эта скала называлась Мон-Тумб (могильная гора). Возникновение аббатства посвященного архангелу Михаилу изложено в рукописи 10 века. Согласно этому тексту, в 708 году епископу Оберу из города Авранша во сне явился архангел Михаил и повелел построить на скале церковь в его честь. Обер, однако, не придал этому должного внимания и святому пришлось трижды являться к неверующему Оберу. Терпение архангела тоже не безгранично, в конце концов он ткнул перстом в череп упрямца. Говорят, что череп Обера с отверстием от прикосновения Михаила до сих пор хранится в музее Авранша. Таким образом, уразумев послание, он все-таки построил часовню на скале, и даже собрал кое-какие реликвии, чтобы утвердить культ Святого Михаила в этом месте.

Карты представлены корпорацией Google . Карты и фотографические изображения, предназначены только для личного, некоммерческого использования. Для просмотра карты используйте панель навигации или мышь.

Казахстана - фото, история, факты

Фотографии города Жаркент

Профиль города

Жаркент — город в Казахстане, центр Панфиловского района Алматинской области. Расположен в 200 км к востоку от железнодорожной станции Сарыозек, в 29 км от китайской границы.

Год основания города: 1882
Население: 42 518 человек (2013)
Часовой пояс: UTC+6
Телефонный код: +7 (72831)
Почтовый индекс: 041300-041305
Автомобильный код: 05 (до 2012 года - В)

Интересные факты

Город Жаркент является одним из исторических древних городов не только Республики Казахстан, но и постсоветского пространства. Он известен как город, через который проходил Великий Шелковый путь, как город торговых и ремесленных людей. В Жаркенте до сих пор сохранились купеческие дома, расцвет получил и базар, расположенный в центре города.

Утопающий в садах, цветниках, имеющий уникальные памятники культуры, Жаркент является одним из «ворот» нашей Республики. Через него проходит автотрасса, являющаяся связующим звеном с областью, Алматы и другими городами, а также являющая дорогой, ведущей в КНР, способствующая развитию с ним торговых отношений и туризма.

Мы продолжаем рассказывать нашим читателям о малых городах Казахстана и на этот раз отправляемся по маршруту Алматы - Жаркент. Чем же привлёк нас этот маленький приграничный городок? Что в нём такого особенного, чего нет в других городах? Об этом в нашем сегодняшнем репортаже. Ну что, поехали?

Город Жаркент расположен в Алматинской области и является районным центром Панфиловского района. Наш путь пролегает по трассе А2, Алматы - Хоргос, в народе именуемой «Кульджинка».

От Жаркента до китайской границы рукой подать — всего двадцать девять километров. А расстояние в триста двадцать шесть километров от Южной столицы на автомобиле мы преодолели за пять часов.


Природа в этих краях уникальна. На всём протяжении пути нашему взору предстаёт поистине живописная картина. За степью, покрытой низкорослой травой, возвышаются заснеженные вершины Заилийского Алатау, а вдоль рек произрастают заросли туранги — тополя разнолистного.

Ещё одно чудо природы, которое вы встретите на пути в Жаркент и которым мы можем по праву гордиться — ясеневая роща в низовьях реки Чарын. Эта роща уникальна тем, что согдианский ясень, растущий здесь, рос еще тогда, когда по Семиречью бродили ныне давно вымершие животные. Второе такое насаждение согдианского ясеня есть только в северной Америке.


По пути мы не смогли не остановиться, чтобы запечатлеть на фото этого маленького степного жителя. Любопытный зверёк был так заинтересован нами, что с удовольствием позировал перед фотокамерой.


Итак, мы в Жаркенте.

Население этого приграничного городка составляет 41 120 человек. 53% жителей — уйгуры, 38% — казахи, и оставшиеся 9% — русские и представители других национальностей.

Город гордится своими знаменитыми уроженцами, среди которых живописец и акварелист, народный художник Казахской ССР, основоположник казахского изобразительного искусства Абильхан Кастеев и известная казахстанская эстрадная певица Макпал Исабекова , а также участники группы «Дервиши» Дильмурат Бахаров и Ханзат Вилямов .

В Жаркенте живут пятеро ветеранов Великой Отечественной войны.

А ещё этот исторический городок привлекателен для работников киноиндустрии. Именно здесь снимались фильмы «Конец атамана» и «Транссибирский экспресс».


История Жаркента уходит вглубь веков. Когда-то город был одним из укрепленных пунктов на Великом Шёлковом пути, о чём свидетельствуют археологические находки. Историки утверждают, что именно в этих краях проходили битвы джунгар с казахами.

В 1881 году генералу Куропаткину было поручено найти место для создания русского уездного центра в этом краю. Так на месте старых уйгурских кишлаков и появился Джаркент, обретший статус города в 1892 году. Населяли город в основном казаки, охранявшие русские восточные границы от соседа из Поднебесной, и уйгуры — первые «челноки».


Огромное значение уделялось развитию этого города. Одним из первых здесь был построен пивоваренный завод, а также табачная фабрика. В этой местности были все условия для выращивания отменного табака. Маленькие частные лавки ломились от китайских и российских товаров, а местные ремесленники снабжали всем необходимым как путников, так и горожан.

С 1942 года до 1991-го город носил название Панфилов, а в 1991 году вновь был переименован в Жаркент.


Говоря об истории этого города, нельзя не рассказать о тех сооружениях, которые оставили нам его основатели.

Уникальным памятником архитектуры XIX века, а так же гордостью этого городка является Жаркентская мечеть. Строительство мечети началось в 1887 году и было окончено в 1892 году по проекту китайского зодчего Хон Пика . Роль главного спонсора и организатора строительства мечети взял на себя купец первой гильдии Вали Ахун Юлдашев .


Для осуществления грандиозного проекта собрали более сотни самых лучших мастеров со всего края. Для того чтобы во время строительства между разноязычными строителями было полное единство действий, артель обзавелась переводчиками, владевшими китайским и несколькими тюркскими языками.


Мы входим в огромный зал мечети, наполненный писком и стрёкотом. Кто это? Птицы?

И тут под потолком в полумраке мы видим целую колонию летучих мышей. Осмотревшись, понимаем, что эти серые крылатые существа здесь повсюду. Здесь они живут, размножаются, зимуют, их никто не выгоняет и не истребляет.

Удивителен тот факт, что благодаря летучим мышам это деревянное строение сохраняет свой первозданный вид. А знаете, почему? Да потому, что маленькие хранители Жаркентской мечети защищают место своего обитания от различных насекомых и личинки короеда.


За свою стодвадцатичетырёхлетнюю историю Жаркентская мечеть пережила многое, но всё же сохранилась. Во время сильного землетрясения в 1910 году рухнули обе декоративные башни. Пришлось закрыть лестничные клетки, ведущие на крышу.

С приходом советской власти это здание использовалось для разных нужд. Здесь были и склады, и зернохранилище, и казарма для пограничников, а в послевоенное время — кинотеатр и чайхана. Так с каждым годом мечеть всё больше приходила в упадок.


В 1949 году впервые было проведено глубокое исследование мечети, в результате которого это историческое сооружение было взято под охрану государства.

Во время реставрационных работ 1975-1978 годов было принято решение о создании государственного архитектурно-художественного комплекса «Жаркентская мечеть». И теперь ежегодно этим памятником архитектуры любуются тысячи туристов.


Основным строительным материалом мечети послужили брёвна тань-шанской ели, которые доставлялись сюда вплавь по реке Или. Примечательно то, что при строительстве не был использован ни один гвоздь.

Внутри сооружения насчитывается сто десять деревянных колонн, а снаружи их шестьдесят.


Во внутреннем и внешнем оформлении преобладают растительные мотивы, но также встречаются изображения птиц, рыб, реальных и фантастических животных, арабская вязь. Кое-где сохранились роспись давних времён, которой не коснулась кисть реставратора. Яркие краски совершенно не потускнели и не растрескались.


Молва гласит, что китайский архитектор прежде воздвиг у себя на родине прекрасное сооружение. Но ревнивые поклонники его таланта стали опасаться, как бы мастер не создал нечто похожее и в другом месте. И для того чтобы этого не случилось, они решили лишить архитектора жизни. После новостей о готовящемся «вознаграждении» единственным желанием Хон Пика было удалиться как можно подальше. Так китайский зодчий предстал перед очами Вали Ахуна Юлдашева, озабоченного поиском архитектора. Позже, по возвращении в Пекин, он все-таки был казнён.


Во дворе музейного комплекса возвышается огромный ветвистый карагач. Он ровесник города и свидетель всех событий. Существует поверье, что если прикоснуться к дереву и загадать желание, оно непременно сбудется.


И ещё одно историческое наследие Жаркента, о котором мы не смогли не упомянуть — православный храм Пророка Илии, построенный казаками в стиле Верненского собора.


Согласно архивным данным, вопрос о постройке храма в городе был поднят казачеством 12 августа 1882 года при содействии церковнослужителя Павла Белоярова , который возглавлял православную церковь в Китае, в городе Кульдже. На счету Белоярова имелось 4 000 рублей, и еще 5 000 рублей пожертвовал купец Сомов , но этих средств было недостаточно, поэтому постройка храма затянулась. И лишь спустя десять лет, в 1892 году, в Джаркенте наконец появилась своя русская православная церковь.


В 2017 году Пророко-Ильинскому храму исполнится сто двадцать пять лет. Сейчас, в связи с предстоящим событием, в нём ведутся наружные и внутренние реставрационные работы.


Строение полностью сложено из тянь-шанской ели. Во времена советского лихолетья церковь была закрыта и не использовалась по своему прямому назначению. Здесь было и зернохранилище, и спортзал педучилища, где велись уроки физкультуры и устраивались увеселительные мероприятия.


Лишь в 1991 году церковь была возвращена верующим. 17 мая 1992 года, ровно через сто лет после возведения храма, настоятелем был назначен священник Павел Иванов , ныне игумен Вианор, который служит здесь по сей день.


Этот храм уникален тем, что в нём имеются православные святыни — мощи священника Василия Колмыкова, иерея Жаркентского, и четырнадцати казаков, которые были зверски убиты большевиками. Большевики требовали, чтобы священник отрёкся от веры, и за это он принял мученическую смерть. В 2000 году Василий Колмыков был канонизирован.


В храме также есть частицы мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского, преподобномучеников Алматинских Серафима и Феогноста, священноисповедника Николая Могилевского. А к чудотворному старинному образу Матери Божьей, именуемому «Всех скорбящих радость» приезжают сотни людей, чтобы попросить об исцелении и избавлении от бесплодия.


Ну а мы вернёмся в современный Жаркент.

Жаркент — один из немногих малых городов, в которых вопрос, где прогуляться или отдохнуть, остро не стоит. В городе имеются современный Дом культуры, ночные клубы, дискотеки. Также есть два парка отдыха с аттракционами, в народе именуемые «детский» и «взрослый».

Славится своей уйгурской кухней большое количество кафе на любой кошелёк. А те, кто бывает в Жаркенте проездом, скупают в магазинах китайское пиво. Но предприимчивые продавцы в магазинах на выезде из города, видя, каким спросом пользуется этот янтарный напиток, «заряжают» цены по 350 тенге за бутылку. Так что не торопитесь переплачивать, ведь в посёлках, находящихся ближе к границе, это же пиво будет стоить 250 тенге.


Что касается социальной сферы: в городе действует детская поликлиника, стационарная больница, роддом, а также имеется четыре частных медицинских центра. В общем, лечиться есть где.

Здесь есть девять общеобразовательных школ и три колледжа: медицинский, юридический и экономический.

Нет проблем и с детскими садами. В городе три государственных детсада и пять частных. Так что 70% дошколят уже пристроены. А в скором времени по государственной программе «Балапан» откроются ещё десять частных садиков. Ну что же, неплохо!


Большое значение в Жаркенте уделяется спорту. Здесь хорошо развита греко-римская борьба. Среди жаркентских спортсменов в этом виде спорта есть даже чемпионы мира, Европы и Азии.


С благоустройством тут тоже всё в порядке. Ежегодно в городе асфальтируется более тридцати улиц, устанавливается уличное освещение.

Для верующих мусульман действует восемь мечетей — как в самом Жаркенте, так и в маленьких посёлках за его пределами.


Такой вид экологически чистого транспорта в Жаркенте можно увидеть повсюду.

Основное занятие местного населения — сельское хозяйство. Здесь выращивают кукурузу, бахчевые культуры. Многие горожане занимаются торговлей, ведь граница-то рядом. Работой заняты сотрудники бюджетной сферы — врачи и учителя. Для желающих начать собственный бизнес предоставляются кредиты свыше шести миллионов тенге от фонда «Даму». В городе действуют крахмалопаточный и мешкотарный заводы.

Если в других малых городах Казахстана в трудные девяностые был большой отток населения, то в Жаркенте сохранялась стабильность за счёт соседства с Китаем. Народ здесь всегда был занят торговлей.


С гостиницами в приграничном городе тоже проблем нет. Гостиничный бизнес тут развит прекрасно.

Мы же хотим порекомендовать вам один маленький, но очень комфортный отель под названием «Сәтті», в котором нам довелось заночевать. Отель расположен в самом центре Жаркента, недалеко от центральной проезжей улицы, по адресу: ул.Туркебаева, дом 44/1


Отель открылся совсем недавно. Уровень обслуживания просто замечательный. В уютных номерах есть всё для приятного времяпровождения. И цены по сравнению с другими гостиницами Жаркента вас приятно удивят. Двухкомнатный «люкс» в «Сәтті» стоит всего 9 000 тенге. В стоимость номера входит сытный и вкусный завтрак. Так что если вы планируете посетить Жаркент, заранее забронируйте номер в этом отеле. Запишите номера телефонов: 8 701 544 8354, 8 775 750 0672.


Всего в нескольких километрах от Жаркента на границе с Китаем создан крупный транспортно-логистический центр «Сухой порт» — часть свободной экономической зоны «Хоргос - Восточные ворота», общая площадь которой составляет 4 600 гектаров.

«Сухой порт» находится рядом со станцией Алтынколь и автомагистралью Западная Европа - Западный Китай.


Этот объект предназначен для обработки контейнеров и других транзитных грузопотоков железнодорожного и автомобильного транспорта. Порт будет состоять из нескольких терминалов.

Время обработки полного грузового состава составляет чуть больше часа. Таким образом, подтверждается, что главное качество работы «Сухого порта» это, несомненно, скорость.


Уникальный проект Казахстана «Сухой порт» расширит наши экономические связи со странами Юго-Восточной Азии и Евразийского континента, с Китаем и государствами Ближнего Востока.

С полным запуском проекта откроется около десяти тысяч рабочих мест. В настоящее время в поселке Нуркент ведутся работы по возведению жилого массива для работников «Сухого порта».


И ещё одно интересное место, которое просто нельзя не посетить, находясь в Жаркенте — Улкен Агаш. Расположено оно в двадцати минутах езды от города.

Тысячи туристов стремятся побывать здесь, а местные жители считают это место священным. Оно способно исцелять больных и исполнять желания тех, кто верит в его силу.


Улкен Агаш представляет собой огороженную забором карагачёвую рощу, в самом центре которой возвышается огромный карагач Аулие Агаш, что означает «священное дерево». Этому исполину более семисот лет. В обхвате его ствол достигает шести с половиной метров.


Точного представления о происхождении этого дерева нет. Одни утверждают, что именно в этом месте купец Бейбосын , водивший караваны по Великому Шёлковому пути, остановился на ночлег и воткнул свой посох в землю. Наутро, проснувшись, он с удивлением обнаружил, что посох пророс и превратился в молодое деревце. А некоторые приписывают это посоху другого владельца — некоего святого по имени Чамашруба , который остановился в этой роще на ночь по пути в Мекку.

Наверное, не столь важно, как могло появиться это дерево, а вот то, что оно обладает какой-то магической силой, возможно. Те, кто побывал здесь, утверждают, что если загадать желание, прижавшись к дереву, оно обязательно сбудется. В трещинах коры можно увидеть множество записок с желаниями, оставленных людьми.


Вокруг Аулие Агаш царит удивительная атмосфера. Само пребывание в священной роще даёт мощный заряд позитивной энергии. Это место как будто согревает человека изнутри и очищает от плохих мыслей. В тёплое время года ложбинки между корнями деревьев наполняются водой, которой также приписывают чудодейственные свойства. Если верить рассказам местных жителей, люди, страдавшие заболеваниями кожи, смогли излечиться от недугов с её помощью.

Со всех сторон в роще раздаётся скрип. Такое чувство, что карагачи ведут разговор друг с другом или приветствуют паломников. Поразительно то, что все они каким-то мистическим образом склонились к центру, словно преклоняя свои головы перед священным деревом.


Однако у молчаливого великана есть и враги. Так, по рассказам местных жителей, Аулие Агаш пытались сжечь какие-то исламские фанатики. Дерево пострадало, его крупные ветви и ствол обгорели, но всё-таки оно выжило.


Вот такой он, Жаркент, приграничный городок, основанный казаками и воплотивший в себе культуру Востока, Китая и России. Если вам ещё не доводилось побывать здесь, выберите пару дней для того, чтобы увидеть всё своими глазами.

Фотогалерея