Как обучают скорочтению? Плюсы и минусы скорочтения. Скорочтение вредно

Скорочтение - модно или полезно?

Статья о плюсах и минусах скорочтения - о том, стоит ли учиться быстро читать и как эта скорость поможет студенту в освоении материала во время учёбы в вузе.

Обучение в вузах всегда связано с освоением большого количества материалов по различным дисциплинам. Совершенно недостаточно их просто найти. Всегда необходимо изучить и переработать найденное. Если на поиски материала может уйти совсем не много времени (например, при использовании электронных библиотек), то на ознакомление и переработку тратится гораздо больше усилий.

Кстати, с прочтением большого количества книг сталкиваются не только студенты, но и школьники , и взрослые. Школьникам необходимо читать литературу по программе и готовиться к экзаменам. Среди взрослых сейчас считается модным чтение книг по саморазвитию. А некоторые просто любят книги. Получается, что недостаточно просто научиться читать. Зачастую читать необходимо много и качественно, с усвоением материала.

В связи с этим в последнее время набирают популярность современные курсы по скорочтению, которые позволяют увеличить скорость изучения материала с пониманием смысла. А первые, простые курсы быстрого чтения появились в США в 20-е годы прошлого века.

В основе техники лежит особенность нашего зрительного восприятия. Заключается она в том, что глаз останавливается не на каждом знаке, а 3-4 раза при прочтении одной строки. Следует отметить, что скорость чтения взрослого человека колеблется в пределах 120-180 слов в минуту. Тогда как при скорочтении этот показатель может увеличиться до 600-800, а порой и более чем 1000 слов в минуту. Кроме того, быстрое чтение тесно связано с развитием памяти.

Нужно ли студентам нарабатывать такой навык? Каким образом это нужно делать: самостоятельно или всё-таки на курсах?

Для начала давайте определимся, в чём же суть этого процесса.

Скорочтение - это способность быстрого восприятия текстовой информации с помощью использования различных приёмов. Как говорилось выше, скорость чтения в таком процессе увеличивается многократно. Степень понимания текста при правильном их применении не снижается, а, наоборот, возрастает.

Самостоятельно применять техники скорочтения, без подключения специалиста , можно. Только в этом случае лучше использовать элементы скорочтения для такого типа литературы, которая включает достаточно большой объём информации для изучения, но не подразумевает усвоения важных деталей.

Более того, есть люди, которые вполне успешно пользуются приёмами и техниками быстрого чтения на интуитивном уровне.

Итак, напомним, при чтении наш глаз способен останавливаться не на каждом знаке, а лишь 3-4 раза во время чтения строки. Именно поэтому мы имеем возможность понимать смысл написанного, даже если буквы в слове меняются местами (при условии, что первая и последняя остаются на месте).

Какие же техники используются для ускорения чтения?

Подавление внутреннего проговаривания

Эта техника позволяет воспринимать слова по их написанию. В этом процессе не задействовано звуковое распознавание слова.

Устранение перечитывания

Расширение восприятия поля зрения

При освоении этой техники начинающими используются газеты, в которых текст написан в несколько колонок. Нужно тренироваться останавливать взгляд на строке один раз.

Усиление внимания на чтении

Для этого необходимо отсутствие внутреннего диалога, а также полное отключение от воздействия внешних раздражителей и реакции на них.

Просматривание

Суть техники заключается в поиске ключевых слов и тезисов текста. Это, пожалуй, самое сложное в освоении скорочтения.

Можно смело утверждать, что скорочтение - полезный навык. Осваивать его самостоятельно имеет смысл, только если Вы чётко понимаете свои задачи. Чтобы высокая скорость чтения не сказывалась отрицательно на восприятии текста, необходимо подключать более тонкие техники, которые тренируют с помощью грамотного специалиста по скорочтению . Так или иначе - навык скорочтения приобретается во время обучения , нужно его только правильно оттачивать!

Ольга, PR-менеджер «ИнПро»

Здесь можно оставить комментарий

Задать вопрос или отправить заявку на наши услуги

Отправка запроса ни к чему не обязывает, это бесплатно. Будем рады помочь!

Стоит понимать, что собственно скорочтение - лишь один из бонусов, которые можно приобрести, обучаясь в такой школе. В первую очередь вам постараются увеличить объем памяти, умение быстро воспринимать прочитанный материал, а лишь потом будут учить быстро читать. Правда, как отметила руководитель самарского филиала школы скорочтения Л.Л. Васильевой Е.Самарская , бывают случаи, когда в некоторых школах идет гонка за количеством знаков, в ущерб пониманию прочитанного. При этом в расчет принимаются запятые, точки, тире - то есть, по сути, идет «накрутка» знаков.

Как отмечает Е.Самарская, очень важно, чтобы преподаватель в школе скорочтения имел филологическое образование, в идеале - имел также квалификацию логопеда. «Психологи, социальные педагоги, другие специалисты, не имеют таких знаний языка, не «чувствуют» его так, чтобы в должной мере научить слушателей», - рассуждает она.

Еще одним немаловажным маркером качественного образования, по ее мнению, является количество занятий, которые необходимо посетить. «За короткий срок невозможно дать качественные знания, но, правда, нужно учитывать методики, которые предусматривают большой объем домашних заданий, - добавляет она. - В целом, без тщательной подготовки домашних заданий скорочтению нельзя научится. В этом главная проблема. Обычно для работы требуется лишь полчаса в день, но и их бывает сложно найти как взрослым людям, которые начинают обучение, так и родителям для занятий с детьми». Впрочем, Е.Самарская отмечает, что в ее практике не было случаев, когда невозможно было обучить быстрому чтению. «Результат всегда был, - говорит она. - Но он всегда лучше у тех, кто выполняет все наши рекомендации и домашние задания».

А куда жаловаться, если уровень получаемых вами услуг очень низок? Большинство школ, которые работают в Самаре, действуют на основании франшизы и относятся к крупным федеральным сетям школ скорочтения. Соответственно, туда и следует направлять свои жалобы.

Что проходят на занятиях?

Разумеется, для детей и взрослых занятия проводятся по разным системам. Собственно скорочтение начинают преподавать уже подросткам. Конечная цель занятий - повышение техники чтения в 2-5 раз с полным пониманием и запоминанием прочитанного.

На самом деле секреты просты - их цитирует множество сайтов, которые легко найти в Интернете. Одним из главных «секретов» является отказ от мысленного проговаривания каждого слова, а также от возвращения взглядом к прежде прочитанному. Также специалисты рекомендуют развивать перефирическое зрение, чтобы сразу «охватить» взглядом больший объем текста, не заострять внимание на служебных словах, а также перед прочтением текста, изучить оглавление, чтобы сразу выяснить главное содержание книги. Кстати, для тренировки переферического зрения очень полезны так называемые Таблицы Шульте, которые также можно найти в Интернете, с подробным объяснением, как по ним заниматься.

Занятия с дошкольниками представляют собой подготовительные курсы, причем большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и образной памяти. С детьми 7-11 лет преподаватели занимаются изучением синонимов, антонимов, пословиц, поговорок, скороговорок, анаграмм, ребусов, загадок, шарад.

Недешевое удовольствие

В интернет-школе скорочтения и развития памяти Д. Городниченкова продолжительность курса для детей - 24 часа. При этом родители обязаны присутствовать на первом и последнем занятии, чтобы вместе с педагогами протестировать ребенка. Кроме этого, родителям предоставляют специальные компьютерные программы, по которым можно заниматься дома с ребенком. Стоит такая программа 12,7 тыс. рублей, но «только сейчас» есть возможность приобрести по акции - за 6,8 тыс. рублей.

А вот для взрослых курс обойдется в 13,6 тыс. рублей. Стоит также учитывать, что немалая часть занятий проводится при помощи интернет-программ, то есть придется самоорганизовываться. Зато, если в процессе занятий возникнут проблемы, можно рассчитывать на помощь не только преподавателя, но и психолога (его услуги входят в стоимость). И, кстати, если все занятия были добросовестно пройдены, а улучшения не наступили, деньги вернут - пообещали в школе.

Недавние выпускники довольны

Стоит заметить, что отзывы на результаты обучения в школах в основном положительные, хотя речь идет лишь о тех, кто обучался сравнительно недавно, и еще не успел позабыть то, чему обучился.

«Мы попали в «Школу скорочтения, развития памяти Васильевой Л.Л.» благодаря моим знакомым, дети которых там занимались до этого. И, что особенно мне понравилось, детки, не умеющие читать, на выходе с курса имели хорошее беглое чтение с грамотным пересказом», - рассказывает С. Сомова .

«Обучение проходит в несколько этапов, на которых развиваются отдельные виды памяти, - рассказывает самарец М.Корицкий. - Результатов достиг: тексты читаются действительно быстрее, даже если сравнивать в ситуациях, когда с другим человеком одновременно читаешь одну и ту же страницу, память стала работать более эффективно, стало проще запоминать нужную информацию».

Полезные советы по развитию скорочтения включают в себя подчеркивание всего, что вам кажется важным, и пересказ текста по памяти, который сразу позволит связать все прочитанные факты воедино и надолго запомнить текст.

Когда речь заходит о повальном внедрении «Скорочтения», нарастает внутренний протест: «Зачем это нужно?». Да. Возможен такой инструмент добывания информации, когда необходимо «перемолотить» горы словесной руды в поисках нужной информации. Но как можно «просмотреть» Пушкина, …, (добавьте сами)? А удовольствие от переживания действа любимой книги, что, уже никому не требуется? Станем просто «СКАНЕРАМИ»?!

Один из показателей культурного уровня человека – доскональное владение хотя бы одним языком, - родным. Я имею ввиду ни что иное, как элементарную грамотность. Для освоения грамматики просто необходимо побуквенное прочтение, хотя бы первые 20 лет жизни, когда идет формирование базы знаний. За это время человек многократно видит НАЧЕРТАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ СЛОВА (!), запоминает его и, после, пишет уже «автоматом» правильно. Следовательно – нужно больше читать, медленно, запоминая не только содержание, но и правописание, орфографию.

Вот история про соседа - 9-летнем возрасте «прогрессивная» мама отвела его за руку на платные курсы скорочтени я для детей (!). Мало того, что сегодня 25- летний парень абсолютно неграмотен, у него, к тому же, устойчивая «аллергия к письму» - он ручку без содрогания взять не может. Как говорила моя учительница русского языка: «Все очень было бы смешно, когда бы не было так грустно».

В этой связи, если бы я имел возможность, то на обложке вашей книги и в первой строке каждого выпуска вашего проекта просто обязал бы автора (редактора) написать нижеследующее:

Господа оппоненты и оптимисты! Вы, наверное, слишком быстро читаете, пропуская смысл повествования? Я не призывал к категорическому отвержению. Я настораживаю от бездумного, неумелого использования инструмента познания – «Скорочтение». Разберитесь в сути «процесса», и сами поймете, где возникает проблема. Для начала выдержка из всем нам знакомого проекта:

[Сергей Михайлов]
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом удачи.

Я понял подвох, таившийся в тексте письма, только тогда, когда прочитал половину письма, споткнувшись на непонятном слове. Здорово этот пример показывает возможности мозга, правда? Вы думаете, что вы читаете буквы, ан нет, мозг смотрит на слово и пытается его понять сразу!

Почему бы не приучить себя смотреть на каждое третье слово в тексте, тогда скорость чтения должна возрасти втрое. Вы возразите, что мозгу будет трудно справиться с поставленной задачей, на это я могу возразить, что вы не подозреваете о мощи мозга и преуменьшаете его возможности…». "Скорочтение, память, диалектика". Выпуск от 30-09-2003.

Почему не сразу обнаруживается «подвох»? Так устроено наше мировосприятие. Мозг старается компенсировать недостающую, либо искаженную информацию, «достраиванием» (собственной работой; синтезом) логической структуры «потока» до какой-либо осознаваемой законченности. Принцип аналогий и ассоциаций, положенный в основу обработки информации в мыслительном аппарате человека, организация его памяти - тому причина.

Тот же эффект достигается если четверть слов в предложении вообще опустить. Сознание все равно с определенной достоверностью угадает смысл излагаемого. Вот и получается, что если с грамматикой ("НАЧЕРТАТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОМ каждого отдельного СЛОВА") были проблемы, то «Скорочтение» их ни коим образом не решит, а, напротив, только усугубит. Не обученный как следует правописанию мозг, ошибок просто не замечает.

"Скорочтение" - инструмент извлечения полезной информации из многочисленной словесной руды. Вот я и призываю, как и всякий инструмент, использовать его по назначению. Не будете же вы кувалдой ремонтировать наручные часы, да и гвозди микроскопом забивать весьма неудобно. Скорочтение не вредно, даже полезно в определенной ситуации, но заниматься им нужно с определенного возраста. Мало ведь кому придет в голову трехлетнего ребенка нагружать штангой или усаживать за руль гоночного автомобиля. Просто человек должен проходить все образовательные ступени последовательно. Другой вопрос, в каком темпе это делается. Если же малыш в полтора года, благодаря методике Лищука, несколько лет назад описанному в моем проекте, бегло читает на русском и украинском, то кто может сказать, что это плохо? Прочтите внимательно эту статью. Ведь этого результата можно достигнуть, когда ребенок не просто просматривает текст, а ясно видит "НАЧЕРТАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ каждого отдельного СЛОВА" на карточке еще в восьмимесячном возрасте. Он еще не понимает, что существует грамматика, но ряд правильно написанных "закорючек" постепенно (медленно) связывается в его сознании с конкретным предметом, образом и понятием. Вот в чем изюминка и большая разница между методиками. Нет сомнений, что взрослый человек способен "тренировать мышцы", "накачивая" скорость, быстрее воспринимая уже давно знакомые "НАЧЕРТАНИЯ", а вот ребенка подобным тренингом можно просто "покалечить".

Я за то, что заниматься этим можно только после того, как грамматика перестает быть для человека проблемой (не зависимо от возраста; ну хоть с пяти лет; тесты нужно пройти), он быстро и без ошибок пишет и желательно ручкой, потому что ручная работа развивает мозг, - этот факт уже давно доказан наукой. Я за эволюцию. Революция, в данном случае даст тот же эффект как и в социальном развитии общества, а это, большинство из нас уже проходили, - "покалеченных", к сожалению, больше, чем хотелось бы.

Умение быстро читать (скорочтение) афишируется в определенной среде человечества, желающей получать много информации очень быстро. Казалось бы — научись этому делу, используя тренировки — и дело в шляпе. Теперь, обладая навыками скорочтения вы сможете стать обладателем энциклопедических знаний, да и просто интеллектуальн развитым человеком. Все это произойдет за небольшой промежуток времени. Но не все так просто…

Особенности чтения у человека имеют определенные ограничительные возможности и сам процесс чтения у всех людей одинаков. Происходит все примерно так: вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу. Таким образом в процессе нормального чтения происходит несколько видов необходимых задержек. В итоге получаем, что средний читатель осиливает около 200 слов в минуту .

Особенности техники скорочтения

Вся суть скорчтения заключается в том, что оно сокращает продолжительность задержек и их количество , за счёт чего и увеличивается общая скорость чтения.

Среди основных техник скорочтения обычно выделяют четвёрку наиболее распространённых.

  1. При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
  2. При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
  3. При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники - снижение нагрузки на глаза.
  4. При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.

Почему скорочтение не дает той пользы, на которую рассчитывают

Виной всему человеческие возможности. Анатомические и возможности мозга. Восприятие информации при чтении завист от анатомических возможностей глаз. Так вот, острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются, если вы стараетесь сразу охватить большой обен знаковой информации. Буковки и слова просто начинают сливаться, когда зрение слишком напряжено.

Вы можете натренировать себя и увидеть хоть 1000 слов за одну минуту, но оперативная память человеческогомозга тоже имеет предел: при скорчтении вы просто не будете усваивать, а тем более хорошо запоминать прочтенный материал. Увы. И это подтверждают исследования ученых. Например, это утверждают ученые-исследователи из группы когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) - одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.

Нужно ли использовать методы скорочтения и когда

Несмотря на недостатки скорочтения, оно имеет положительные стороны. Использовать его можно при изучении материалов, котороые не требуют глубокой мыслительной деятельности и тщательного запоминания содержания текста. Например новости из почти (газетной или электронной) — вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали.

Постоянная практика чтения позволяет нам усваивать и запоминать новые слова — увеличивать словарный запас. В свою очередь, этот запас позволяет, без ущерба для усвоения прочитанного, быстрее изучать материал, тем самым увеличивая скорость чтения.

А вы практикуете скорочтение? Можете ли опровергнуть (или подтвердить) результаты исследований ученых?