Картотека по логопедии на тему: Упражнения по дифференциации звуков: Ж\Ш, С\Ш, З\Ж. Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков Ж-З

Дифференциация звуков [з — ж] в прямых слогах

ЗА — ЖА ЖА — ЗА

ЗУ — ЖУ ЖУ — ЗУ

ЗЫ — ЖИ ЖИ — ЗЫ

ЗО — ЖО ЖО — ЗО

Дифференциация звуков [з — ж] в словах

Зыбкий — жидкий узы — ужи вязать — бежать лоза — ложа

Везу — вяжу лизать — лежать залей — жалей разок — рожок

Козы — кожи базар — пожар зовёт — живёт грозу — грожу

Розы — ножи мазут — мажут заря — жарят возы — вожжи

Лиза — лыжа дерзать — держать зал — жал

Дифференциация звуков [з — ж] в словах, звуки З — Ж в одном слове

Ж из нь, з аж игать, з аж им, з аж ать, з аж ёг, воз мож но, из неж енный, з аж ужж ать,

ж елез о, з аж игалка, з алеж и, з абеж ал, з адерж ал, з аслуж ил,з акруж ить, з аж арить, воз лож у, ж елтиз на, з аж арит, з аряж ать, з аж елтеть, з аж арил.

Дифференциация звуков [з — ж] в словосочетаниях

З абавный ёж ик, кож аная уз да, з ваный уж ин, бумаж ная коз а, ж идкий маз ут, з абытый ж акет, тяж ёлый воз .

Важ ный муз ыкант, из мятая кож а, книж ный магаз ин, Ж енин з накомый, неж ные нез абудки, неж ные мимоз ы, ж елезный з амок.

Вяз аный ж акет, важ ное з адание, вяз аные манж еты, из огнутая ж есть, юж ный, з акат, з атяж ной дож дь, з накомый худож ник.

Дифференциация звуков [з — ж] в предложениях

Зоя звонит Жанне. Бизон — дикое животное. Надежда чистит зубы. Зоя покупает книжку.

Жанна показывает Зое жука. Мама зовёт Зою ужинать. Жанна загадывает загадки Жене. Коза бежит к луже. Зоя надевает кожаный пиджак. Над мимозами жужжат жуки. У Жени — забавный зайчонок. В вазе — бумажные мимозы.

Дети идут в книжный магазин. На пижаме у Жени — медузы. Звонок звенит, а жук жужжит. У магазина — Женя и Зоя. Зоя бежит за бумажным змеем. Этой осенью идут затяжные дожди. Нежные незабудки цветут у дома. У избы стоит стожок сена.

У Зои живут ежи и ужи. Зоя каждый день поит козу водой. У Жени — заводной зайка, у Жанны — заводной жук.

Дифференциация звуков [з — ж] в стихах и чистоговорках

Зелёная жаба

С забавным жуком

Забыли к зиме

Подыскать себе дом.

Зайка забавный

У Жени живёт,

Женя не знает

С зайкой забот

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Знает загадки каждый ёжик,

Жуку и змее загадать их может.

Загадки о вазе, бизоне, уже,

О ежевике и о еже.

Дифференциация звуков [з — ж] в текстах

ЖИВОТНЫЕ В ПУСТЫНЕ

Животные пустыни знают, что та-кое зной и жажда. Всю жизнь живут они в песках. Эти животные иногда даже забывают, что такое дождик. Тяжко им там жить.

КТО ХОЗЯИН?

У Жоры и Захара жила собака. Звали её Жук. Жора и Захар подобрали Жука со сломанной лапой. Они ухаживали за ним. Жук выздоровел. Жора и Захар каждый день спорили: кто хозяин Жука?

Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди. Вдруг на Жука напали овчарки. Жора закричал и залез на дерево. А Захар не убежал, он взял палку и защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал овчарок. Жора теперь не спорил, кто хозяин Жука.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алифанова E . A ., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с.
2. Спивак Е .Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. Речевой материал для атоматизации и
дифференциации звуков у детей 5 — 7 лет / Е.Н. Спивак. — М.: Издательство ГНОМ иД, 2007. — 48 с.
3. Интернет ресурсы.

Тема занятия: Дифференциация звуков З – Ж.

    Закрепление навыка различения и правильного употребления в речи звуков З – Ж.

    Формирование навыка языкового анализа и синтеза: а) звукобуквенного анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры; б) анализа и синтеза предложений.

    Развитие фонематического восприятия, внимания, мелкой моторики.

    Формирование стремления добиваться результата, доводить начатое дело до конца.

Оборудование: картинки с изображением жука и комара, карточки с буквами З и Ж, слоговая таблица (слайды), мяч, карточки с заданиями.

1. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня нам с вами предстоит проделать большую работу. А чтобы нам хорошо работалось, начнем занятие с упражнений звукотерапии.

Звук «У» - вызывает колебания в гортани, укрепляет уверенность в своих силах.

Звук «А» - заставляет вибрировать грудь, помогает всему организму настроиться на работу, при этом углубляется дыхание и усиливается приток кислорода к мозгу.

Звук «И» - помогает просветлить голову, убрать из нее дурные и ненужные мысли. Одновременно этот звук помогает прочистить глаза, нос, уши.

Звук «Н» - заставляет вибрировать головной мозг, лечит его болезни. Он также активизирует правое полушарие мозга, что усиливает интуитивные и творческие способности.

Созвучие «РЭ» - помогает снять стрессы, страхи, даже заикание.

А сейчас, сядут те, кого я назову ласково.

Я предлагаю вам определить наше настроение. Я прошу вас взять карточки с пустым кругом и нарисовать в этом круге лицо человечка, которое зависит от вашего настроения (радостное, печальное, сердитое, безразличное).

Повторение: игра «Шестой лишний» - на слайде № 1 написаны слова, прочитать, определить какое слово является лишним и почему?

Кошка, мышка, шишка, с апоги , ромашка, пушка.

2.Работа по теме:

1.Игра «Жуки и комары».

Сейчас мы с вами закроем глазки и представим, что наступило лето и мы отправились в лес. Хорошо там, только комары мешают. Летают вокруг и звенят: ЗЗЗ… Как комары звенят? – ЗЗЗ…

Отогнали комаров ветками и пошли на полянку. А там много – много красивых цветов. Жуки летают, жужжат: ЖЖЖ… Как жуки жужжат? – ЖЖЖ…

А теперь разделимся на две группы: одни будут комарами, а другие жуками. Комары живут здесь – первый ряд. Жуки живут здесь – второй ряд. Когда я скажу: «Комары полетели», комары будут «летать» и звенеть. Когда я скажу: «Жуки полетели», комары молчат, а жуки «летают» и жужжат.

Молодцы, отлично! Я вам покажу картинки с изображением комара и жука, а вы назовите мне звуки (громко, тихо), которые соответствуют этим картинкам. (Жук жужжит. Комар звенит.)

Скажите мне, пожалуйста, чем похожи эти звуки? (согласные – есть преграда – язык, звонкие – проверяем, закрыв уши руками;).

А чем они отличаются? (Когда произносим звук «Ж», то кончик языка поднимается к верху, а когда произносим звук «З», то кончик языка находится внизу; воздушная струя, которая проходит по языку, при звуке З – холодная, при звуке Ж – теплая)

Показ букв «З» и «Ж».

Характеристика звука З – согласный, звонкий.

Характеристика звука ж – согласный, звонкий.

2. Дифференциация в слогах.

Долго летали Комар и Жук. Устали так, что не могут и звука произнести, ни одного слога прочитать. Давайте мы им поможем – чтение слогов по слоговой таблице (слайд № 2). Читаем тихо, громко, с изменением ударения.

За – жа жа – за за – за – жа аза – ажа зва - жва

Зо – жо жо – зо жо – жо – зо озо – ожо збо - жбо

Зу – жу жу – зу жу – зу – жу ызы – ыжи зды - жды

Физминутка. Дыхательная гимнастика.

Вдох – выдох.

Вдох увеличен, выдох.

Вдох, выдох увеличен.

Вдох, выдох.

3.игра «Добавлялки» с мячом.

Добавьте слог ЗА или ЖА, чтобы слово зазвучало правильно.

Бере …за ва…за

Лы…жа лу…жа

Ко…за зано…за

Ко…жа стра…жа

4.Пальчиковая гимнастика.

«Ходит цапля по болоту» - с пуговицами.

«Гусенок» - с прищепкой.

Массаж для пальцев: лы - жа, ко – жу - ра, за – но - за, га – ра - жи, мо – ро - зы.

    работа на карточках.

    Букву З подчеркнуть одной чертой, букву Ж – двумя.

УЖИ ЗАБОТА ПИЖАМА

ЗАГАДКА УЖИН УЗОР

ЖАРИТЬ КОЖА ЖИРАФЫ

Подчеркнуть букву З одной чертой, букву Ж – двумя.

ЖЕЛЕЗО ЗАРЖАВЕЛ

ЗАДВИЖКА ЗАЖАРИТЬ

ЗАЖИГАЛКА ЖИЗНЬ

УЕЗЖАТЬ ЗАЖЕЧЬ

6. Игра «Собери слово»: собрать слово из отдельных букв, прочитать его, определить «звенит» или «жужжит» слово.

7. игра «Составь предложение», составить предложение из предложенных слов.

Комары и Жуки хорошо потрудились, проделали большую, очень важную работу.

О чем же мы сегодня говорили?

Какие звуки сравнивали?

Чем они похожи и чем отличаются?

1. Читай целыми словами:

- ёж – уж - ужи – лужи – лужа – луза – лоза – коза – кожа – корж – морж – мороз
- жара – жаба – жбан – звал – знал – зной - злой – зола – жила – жить – жизнь – жезл
- лезу – лежу – гляжу – взгляд – лязг – визг – зигзаг – загнул – заснул –жасмин – ужасно
– грузил – кружил – дружил – Дружок – друзья – груздь – пружина – снежинка –слезинка

2. Прочитай слова, добавляя слоги:

ЗА, ЖА: сту _, гро _ , Ли _ , лу _ , ба _ , _ ба, _ бры, _ вод, _ бор, _ пах, _ рил, _ гадка;
ЗУ, ЖУ: ви _ , ве _ , бу _ , жуж _ , ска _ , _ бры, _ ки, _ равль, _ рчит, _ бной, _чка;
ЗИ, ЖИ: _ ма, _ вут, _ раф, _ лет, пока _ , приве _ , ма _, лы _ , е _ , пол _.

3. Прочитай слова, вставляя буквы З, Ж:

а) _ нать, _ дать, _алеть, _ алить, _мурки, Мур _ ик, де _ урный, кру _ ева, пи _ ама,
ре _ ина, _ ёлтый, _елёный, поле _ ный, сне _ ный, бере _ но, бере _ а;

б) _ и _ нь, _ а _ да, _ а _ им, _ еле _ о, _ ве _ да, _ а _ игать, _ ано _ а, во _ мо _ но,
_ емчу _ ина, _ акру _ ил, _ а _ евал, _ а _ венел, _ алю _ и, _ у _ _ т.

4. Вставьте пропущенные буквы Ж или З в слова.

Подчеркните на каждой строчке "лишнее" слово.

Автра, _ атва, дру _ ья, во _ ы
са _ а, пры _ ок, гво _ дика, кру _ ить
_ амер _ ать, _ ано _ а, _ авя _ ать, _ у _ елица
_ еле _ о, _ ар _ авел, ра _ дра _ ение, _ а _ ила

5. Зачеркни цифру, соответствующую месту заданного звука в слове.

6. Измени слова по образцу: дрожал – задрожал

жарил, жевал, зеленел, жёг, звонил, брезжил, журчал, звучал, жужжал, визжал.

7. Подумай, как правильно расставить слоги, чтобы получились слова:

9. Разгадай кроссворд.

По горизонтали: 1. предмет мебели. 4. Орган речи и средство общения. 5. Два берёзовых коня по снегам несут меня (загадка). 8. Детёныш лошади. 10. степная птица. 11. Кустарник с цветками в виде жёлтых шариков.

По вертикали: 2. Капустница – бабочка, а божья коровка - … 3. Садовый колючий кустарник с зелёными ягодами. 6. Неядовитая змея. 7. Африканская полосатая лошадь. 9.В нём можно увидеть своё отражение.

10. Подбери к прилагательным существительные.

Составь словосочетания.


11. Внимательно прочитай словосочетания.

Найди ошибки.


12. Закончи каждую строчку подходящим словом.


13. Составь словосочетания.

Поставь ударение в именах существительных.


14. Прочитай предложения, вставляя пропущенные буквы.

Дру _ ья поу _ инали _ асветло. Ко _ лёнок _ алобно _ аблеял. _ адро _ али _ айки, увидев волка на лу _ айке. В _ арослях е _ евики _ или е _ и. Де _ урный
_ апомнил _ рнал. Вечером на _ аводе _ а _ игают про _ екторы.

15. Закончи предложения, добавляя слова с буквами З, Ж, подходящими по смыслу.

а) Женя нашёл зелёного … Зина вырастила в саду … В зоопарке живут … и … . Зимой можно бегать на …

б) На воротах гаража висит (какой?) замок. В воздухе кружились (какие?) хлопья. Коза и корова (какие?) животные. Серёжа подарил Лизе (какие?) хризантемы.

в) Жанна (что сделала?) варежки дома. В овраге (что делает?) ручеёк. Над кустами жасмина (что делают?) шмели. На вечернем небе (что сделали?) яркие звёзды.

II. Добавьте слоги «ЗА» или «ЖА».

III. Добавьте слоги «ЗЫ» или «ЖИ».

IV. Четко произносить слова парами.

V. Четко произносить слова.

Жизнь, железо, желтизна, залежи, зажать, забежать, задержать, задолжать, заржать, заряжать, заслужить, закружить, жалюзи, жезл, зажигалка, зажим, заложник, возможно, раздражение, разоружение.

VI. Четко произносить словосочетания.

зимняя одежда

забежать домой

зелёная жаба

ржавые гвозди

зимняя стужа

нежная зелень

бумажный змей

зал ожидания

книжный магазин

жёлтый зонт

заветное желание

железный гвоздь

важное задание

снежные заносы

железный замок

железная лопата

многоэтажное здание

Жорин зайка

зелёный жук

жёлтый фазан

зелёный лужок

навозный жук

лыжная мазь

знак уважения

змеиное жало

полезное животное

снежная зима

жидкий мазут

влажная земля

забавный ёжик

зелёная лужайка

заряженное ружьё

VII. Четко произносить предложения.

Жеребёнок забежал во двор и заржал.

Захар заряжает ружьё.

Я зажал в руке железный гвоздик.

Пёс лежал и лизал лапу.

Заседали в полдень зайки возле лужи на лужайке.

Женя резал ржаной хлеб.

Завизжала железная пила, застучал тяжёлый молоток.

Зелёный мотылёк сел на жёлтый стебелёк.

Ёжик лакал молоко языком.

Ножи лежат в тазу.

На небе зажглись звёзды.

Роза зажигает свет.

В магазине покупают одежду.

Зоя живёт возле завода.

Женя и Зоя ужинают.

Зоя уже давно ждёт Зину.

У Зои живой заяц.

Коза жуёт сено.

Нельзя обижать животных.

Рыжики и грузди лежат в корзине.

Возле лужи – зелёная жаба.

Зелёные жуки зажужжали над розами.

У Зои жёлтый резиновый зайка.

Зина зажигает газовую плиту.

Дядя Жора режет железо.

У змеи жало.

Возле дома зелёная лужайка.

На земле лежит железная лопата.

Зелёный жук звонко жужжит.

Ежи – полезные животные.

Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

У Лизы новые лыжи.

В зоопарке живёт зебра.

В дождь надо брать зонт.

Зубры живут в заповедниках.

Ёжик живёт в норе, а у зайца нет жилья.

У Жени заноза.

Зоя осторожно вынула занозу.

Ёжик ползёт в овражек.

Звонкое пение стрижей заполняет воздух.

Тяжело нагружены возы.

Зимой рано зажигают огни.

Эта пружина заржавела.

Зине нужна узенькая резинка.

Мы побежали к ближнему озеру.

Протяжно запел рожок.

Уже замёрзли лужи.

Захар поймал жабу.

Дикие козы живут в горах.

Зоя взяла ножик.

Зина надела вязаный жакет.

Во время дождя нужен зонт.

В джунглях живут обезьяны.

Зоя легко скользит на лыжах.

По зеленой траве ползут ужи.

В живом уголке живёт заяц.

У Зины в корзине ежевика.

VIII. Четко произносить пословицы. Выучить.

Конь бежит – земля дрожит.

Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.

IX. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к а.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

X. Выучить.

Заводной зайка

Зайка забавный

У Жени живёт.

Женя не знает

С зайкой забот.

Зайке не нужен

Ни обед, ни ужин.

Весна

Золотым весенним днём

Звонко песню мы поём.

А в траве жужжат жуки,

Лезут звери из норы.

Зайка вылез из кустов,

Прыгать он всегда готов.

Выползает скользкий уж,

Жабы прыгают из луж.

Шмель

Я бежал, бежал, бежал.

Зверь за мной жужжал, жужжал.

Я лежал, лежал, лежал.

Зверь жужжал, жужжал, жужжал.

Я махнул ему рукой

На лужайку за рекой.

И помчался он сквозь чащу,

Сделав плавный разворот,

Словно маленький жужжащий

Золотистый вертолёт.

Мусса Гали

Где застёжки?

Летом в клетке зоопарка

Медвежонку очень жарко.

Хорошо в жару такую

Снять одежду меховую.

Ищет он застёжку,

Чтобы снять одёжку.

О. Кригер

Считалка

Мы со звуком З играем.

Слово к слову подбираем:

Зал, забор, замок.

Жетон…

– Выходи из круга вон!

Мы со звуком Ж играем,

Слово к слову подбираем:

Жаба, жук, жираф.

Бизон…

– Выходи из круга вон!

И. Лопухина

XI. Пересказывать.

Ежи

В лесу большие ели. Под ними жили ежи. Ежи делали на зиму запасы. Не страшна ежам зима.

Вопросы:

1. Кто жил под елями?

2. Что делали ежи?

Зайка

У Жоры папа охотник. Он принес Жоре зайца. Зайчик жил у Жоры всю зиму. Жора кормил зайца овощами. Один раз зайка убежал в сад. Жора поймал зайку и отнес в живой уголок.

Вопросы:

1. Кого принес папа Жоре?

2. Как ухаживал Жора за зайчиком?

3. Что случилось с зайчиком?

4. Куда отнес Жора зайца?

Весна

Наступила долгожданная весна. Засверкало солнце. Зажурчали ручейки. Оживает трава. На деревьях зазеленели первые листочки. Проснулись от зимней спячки медведи и ежи. На лесных полянах появился нежный цветок – это подснежник.

Жучка

У нас есть собака Жучка. Жучка сторожит двор. Раз во двор забежал ёжик. Жучка залаяла на ежа. Ёжик испугался и убежал.

Жук

Мама и Жанна загорали на пляже. Вдруг на зонт приземлился жук. У жука бронзовая спинка и зелёный животик. Жанна взяла жука и отнесла на зелёную лужайку.

За земляникой

Женя и Зина ходили в лес за земляникой. У них были кузовки. Но земляники в лесу было мало. Возле берёзы Женя заметил ежа. Ёжик не побежал, а свернулся клубком. Женя положил кузовок на землю. Он позвал Зину. Они захотели взять ежа. Зина стала держать кузовок. Женя взял палку и закатил ежа в кузовок.

Побежали Женя и Зина домой. Вместо земляники у них живой ёжик. Дома они дали ёжику молока. Зина хотела оставить ежа. Но Женя отдал его в живой уголок. Там уже был один ёжик. Вдвоём ежам веселее.


№ 1 Звуки З-Ж

  1. Слоги: за-жа, зо-жо, зу-жу, зы-жи, зла-жла, зло-жло, узл-ужл, изл-ижл, жа-за-за, зо-жо-зо, зы-зы-жи, жу-зу-зу.
  2. Слова-паронимы: ужи - узы, кожа - коза, жал - зал, жевать - зевать, залей - жалей, везу - вяжу, разок - рожок, называть - наживать, лоза - ложа, лежать - лизать.
  3. Четвёртый лишний: Зайка, замок, жаба, зубы (жаба). Жук, ёжик, одежда, фазан (фазан). Зонт, пижама, гвоздика, незабудка (пижама). Ваза, ежевика, ужи, ножи (ваза).
  4. Образование существит. с уменьшит.-ласкат. суффиксами: снег - снежок, стог - стожок, сапог - сапожок, флаг - флажок, утюг - утюжок, луг - лужок, глаз - глазок, глазик, воз - возок, обоз - обозик, таз - тазик, Камаз - Камазик, Автоваз - Автовазик.

№ 2 Звуки З-Ж

  1. Выделение звуков «З»,»Ж» и проговаривание слов: заяц, жуки, жаба, живот, желудь, зовут, жеребец, зимовать, жареный, зяблик, жуткий, жонглёр, зоркий, жуткий, жвачка, зрачок, свежий, название, пожарный, лизать, одежда, гражданин, здание, тормоза, пижама, загадка
  2. Закончи слово слогом ЗА или ЖА: сту(жа), гро(за), лы(жи), Ли(за), бар(жа), лу(жа).
  3. Слова: железо, зажигалка, жажда, зажим, жизнь, зажал, заложник, жемчужина, закрутила, зазевала, жижа, звезда, заноза, возможно, желтизна, задолжать, заржать, заслужить, закружить, жалюзи, завизжать, жезл.
  4. Добавь звук «З»или «Ж»: .аба, .автра, .айка, .акет, .абры, .атва, .апах, .убы, .мурки, .абор, .уравль.

№ 4 Звуки З-Ж

  1. Словосочетания: ждать поезд, забыть пижаму, жгут валежник, выложил узор, окружил заботой, сторожил зерно, заметил пожар, забыл зонт, жаворонок запел, вымазаться в саже, запах жасмина, побежать назад, забежать за здание.
  2. Предложения: Во время дождя нужен зонт. В джунглях живут обезьяны. По зелёной траве ползут ужи. в живом уголке живет заяц. У Зины в корзине ежевика. В зале ожидания Зоя увидела Жанну. Таёжный посёлок занесло снегом. На земле лежит железная лопата. Зажглась лампа под зеленым абажуром. Зоя поставила жасмин в вазу. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Женя загадал сложную загадку. Завизжала железная пила, застучал тяжелый молоток. Женя резал ржаной хлеб.

№ 5 Звуки З-Ж

Стихи : Не знали медвежата, что колются ежата,

И давай с ежатами играть, как с медвежатами.

Вдруг медвежата в слёзы: - Ёжики - занозы,

Испугались ёжики, несут щипцы и ножики.

И давай по штучке вынимать колючки.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Кушать хочется, да лень ворочаться.

Вот и ждёт рыжий кот - может миска подползёт.

Вот сегодня день хороший, запушило путь порошей.

Лыжи катятся, хрустят, и снежинки шелестят,

Эй, быстрее, ноги-лыжи, к той опушке ближе, ближе!

Обижается свинья: «Не грязнуля вовсе я!

Знать пора бы всем, что лужи мне

Целебной ванной служат!»

№ 6 Звуки З-Ж

Встретил ёжика бычок и лизнул его в бочок,

Но, лизнув его, бычок уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся: - В рот не суй, что попадётся!

Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не могу держать в руках, пусть сидит в кармашке.

Лапок шесть, а глаза два, трещинка на спинке.

Вот хорошая трава, на - поешь травинку!

Ах, упал, упал из рук! Нос измазал пылью!

Улетел зеленый жук, улетел на крыльях!

Мы не заметили жука и рамы зимние закрыли,

А он живет и жив пока, жужжит в окне, расправив крылья…

И я зову на помощь маму: - Там жук живёт! Раскроем раму!

№ 7 Звуки З-Ж

Рассказы: Вдоль линии железной дороги стоят высокие зелёные ёлки. «Зелёный пояс» загораживает путь от снежных заносов. Ежегодно железнодорожники высаживают много молодых саженцев. Каждый год сажают множество ёлок, акаций, тополей. Саженцы железнодорожники заранее готовят в своих питомниках.

Жасмин.

В саду цвел жасмин. Сережа перелез через забор и стал рвать жасмин. Где-то вдали залаяла собака. Сережа испугался, бросил жасмин и побежал. Когда он перелезал через забор, он очень торопился и занозил руку. Сережа больше никогда не рвал чужой жасмин и не лазил через забор.