Краткий рассказ бежин луг тургенев. Бежин луг

Главный герой произведения, он же рассказчик, в один из погожих июльских дней отправляется на охоту. На обратном пути герой понимает, что заблудился и не может найти дорогу домой. Остановившись на ночлег на лугу в компании крестьянских мальчишек, рассказчик, притворившись спящим, наблюдает за детьми, слушает их разговоры. Внезапно один из мальчиков устремляется вслед за залаявшими собаками и, спустя время, возвращается с ними. В конце повествования рассказчик говорит о трагической смерти мальчика в этом же году.

Главная мысль рассказа – духовная красота русского крестьянства. На примере крестьянских детей с их предрассудками и суевериями, с одной стороны, и безрассудной смелостью, с другой, автор через описание внешности детей, через отношение к их рассказам раскрывает перед читателями поэтический мир народных примет и сказок о разной «нечистой силе», гармонично дополняя его картинами живой природы.

Читать краткое содержание Бежин луг Тургенева

Главный герой произведения, он же является рассказчиком, отправляется на охоту за тетеревами в Тульской губернии. Погода выдалась чудесной, стоит погожий июльский день, охота прошла удачно, рассказчик настрелял много дичи. Вечером, в прекрасном расположении духа, он со своей усталой собакой возвращается домой, но вскоре понимает, что заблудился. Между тем надвигается ночь. Рассказчик забредает в какой-то незнакомый осинник, а потом оказывается в какой-то распаханной лощине.

Так и не найдя дорогу домой, рассказчик решает идти наудачу по звездам и случайно оказывается на Бежином лугу неподалеку от реки. Рассказчик замечает у подножия холма костер и людей. Навстречу ему с лаем устремляются две собаки. Подойдя ближе, он видит, что у костра сидят деревенские ребятишки. Уставший, он решает заночевать у костра вместе с этими мальчишками, пришедшими с табуном лошадей и двумя собаками в ночное. Рассказчик притворяется спящим и исподволь наблюдает за сидящими у костра детьми, дает описание их внешности, прислушивается к их разговорам.

Мальчиков пятеро: Федя, Костя, Павлуша, Илюша и Ваня. Федя – мальчик четырнадцати лет, самый старший из детей, судя по одежде и манере поведения, является выходцем из богатой семьи. С ребятами поехал, видимо, ради забавы. Павлуша – мальчик примерно двенадцати лет, он сразу понравился рассказчику, несмотря на довольно простую внешность: с черными волосами, нескладным телом, тусклым лицом, но в целом произвел впечатление человека с неким внутренним стержнем.

Илюша было двенадцать лет, горбоносый, с подслеповатым лицом, но знающий много народных примет, поверий, историй о нечистой силе. Костя – мальчик лет десяти и самый младший – Ваня лет семи, который практически всю ночь спит под рогожей и не принимает участия в разговоре.

Первым приступает к рассказу Илюша. Он вспоминает, как ночевал с другими ребятами на бумажной фабрике и они слышали там домового. Детям казалось, будто ночью над их головами кто-то ходил, стучал, кашлял. Потом некто спустился к ним по лестнице, распахнул двери. Они никого так и не увидели, но все равно очень испугались.

Следующую историю рассказывает своим товарищам Костя – о плотнике Гавриле и его встрече с русалкой. Гаврила ходил в лес за орехами, но заблудился и решил дождаться наступления утра в лесу. Проснулся Гаврила от того, что кто-то его звал. Открыв глаза, он увидел сидящую на ветвях русалку, которая звала его к себе. Как только мужчина осенил себя крестным знамением, русалка начала плакать. Она пожелала Гавриле, чтоб он также горевал до конца своих дней, как она сейчас. После этой встречи Гаврила стал всегда ходить невеселым.

Затем Илюша заводит разговор о происшествии на плотине, том гиблом месте, где был похоронен утопленник. Мальчик Илюша рассказывает о случае, когда приказчик отправил местного псаря Ермилу на почту, возвращался тот уже ночью. На могиле утопленника Ермила заметил красивого белого барашка и решил взять его себе. Сев на лошадь и продолжив свой путь, Ермила вдруг заметил, что барашек смотрит на него буквально человеческими глазами. Ермила стал ласково гладить барашка, но тот внезапно оскалил зубы и стал его передразнивать.

Разговор мальчиков внезапно прерывается собачьим лаем. Павлуша, вскочив на коня, исчезает в темноте. Затем возвращается с собаками, сказав, что, вероятно, они почуяли волка, но бояться не стоит. Затем дети продолжают беседу. Илюша рассказывает о встречах жителей Варнавиц с покойным барином. Тот искал разрыв-траву, чтобы избавиться от давления могилы. Костя удивился, что можно видеть покойника в обычный день, а не в родительскую субботу. Но Илюша утверждает, что это возможно. Также Илюша рассказывает о народном поверье: если в родительскую субботу сесть на церковную паперть и смотреть на проходящих мимо, то можно узнать, кто умрет в скором времени. Далее он повествует о некой бабе Ульяне, которая именно в такой день увидела себя со стороны, бредущую мимо церковной паперти. Далее дети говорят о солнечном затмении, потом разговор переходит на леших.

Затем Павлуша идет на реку за водой, а дети в его отсутствие говорят о водяном, вспоминают утопленника Васю, тот случайно утонул, играя на берегу, о его бедной матери. А Павлуша, вернувшись, рассказал друзьям, будто ему послышалось, как кто-то Васиным голосом звал его из-под воды. Илюша со страхом замечает, что это плохая примета.

Поговорив некоторое время, дети засыпают. Наутро рассказчик прощается с детьми. Затем он с прискорбием сообщает о трагической гибели так понравившемся ему Павлуши в этом же году. Мальчик разбился, упав с лошади.

Очень кратко Бежин луг

В 1847 – 1851 г.г. Иван Тургенев написал цикл рассказов «Записки охотника», в состав которого вошел «Бежин луг». Суть рассказа заключается в том, что в центре сюжета ребята, которые пошли в ночное пасти табун лошадей. Чтобы время проходило незаметно и не хотелось спать, мальчишки рассказывают различные «страшные» истории: о домовом, о встрече плотника Гаврилы с русалкой, об Акулине, которую «испортил водяной». В финале рассказа один из ребят – Павел, погибает, упав с лошади. А виной его смерти стал голос утопленника.

Главная мысль рассказа Бежин луг Тургенева

Главная мысль классического произведения «Бежин луг» в том, что Тургенев Иван Сергеевич, показывает способность видеть красоту в привычном. Показывает, что, оказывается, человек способен ценить красоту природы. Обращает внимание читателя на незримую связь между природой и человеком. И, самое важное, подчеркивает мысль, что люди разные по возрасту, уровню развития, воспитанию способны вести продуктивный диалог.

Бежин луг Тургенев краткое содержание

Тургенев, он же рассказчик, в один из июльских дней охотился на тетеревов. Это происходило в Тульской губернии.
Охотник настрелял достаточно дичи и вечером уставший, но довольный возвращался домой. Сумерки спустились быстро и Тургенев немного заплутал. Сначала он долго шел вдоль осинового леса, затем неожиданно очутился в лощине. Понимая, что идет не совсем туда, рассказчик решил ориентироваться по звездам и в конце концов вышел к ровной местности, которую в Тульской губернии называли Бежин луг. Эту равнину огибала речушка, недалеко от которой Иван Сергеевич заметил костер, а вокруг него фигуры людей.

Чтобы немного отдохнуть, рассказчик принял решение подойти к людям. Когда он подошел ближе, то увидел крестьянских ребят, которые были в ночном, то есть пасли табун лошадей.

Иван Сергеевич попросил разрешения переночевать с ними. Ребятишки согласились. Тогда рассказчик прилег у костра и стал внимательно слушать их истории, в то же время любуясь природой.

Нужно сказать, что ребятишек было пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

Иван Сергеевич тщательно описывает внешность каждого мальчишки. У Феди были «красивые и тонкие черты лица». Павлуша был неуклюжим, с рябым лицом. Лицо Ильи «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». У Кости делает акцент на задумчивых и печальных глазах. Ваня был самым маленьким среди ребят и спал, укрывшись рогожкой.
Тургенев сделал вид, что дремлет, а сам слушал неспешный разговор мальчишек.

Первым рассказывал Илья о том, что ему как-то пришлось заночевать на бумажной фабрике. Именно в ту ночь он слышал домового. Он говорит, что там непонятно кто ходил, стучал, а потом распахнул двери в помещение, где спали ребята.

Можно подвести итог его рассказу, процитировав Тургенева: «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает».

Следом за Ильей стал рассказывать Костя историю о плотнике по имени Гаврила. Этот Гаврила пошел собирать лесные орехи, но с ним случилась оказия – он заблудился. Тогда Гаврила принял решение заночевать в лесу, и именно в это время стали с ним происходить необъяснимые события. Во-первых, Гавриле стало чудиться, что его кто-то зовет. Он решил посмотреть, кто же это и увидел русалку, сидящую на дереве. Тогда, как православный человек Гаврила наложил крестное знамение, а русалка в ответ рассмеялась, потом расплакалась и сказала: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». На том она исчезла, а Гаврила перестал даже улыбаться с той поры.
Ночь тем временем спускалась все ниже, и с реки послышался звук, похожий на стон и вой одновременно. Тогда Илья помянул Бога.

Наконец ребята успокоились и продолжили беседу.

Снова стал рассказывать Илья о плотине на реке, которую прорвало недавно, но важной темой его рассказа стал утопленник, похороненный недалеко от нее.

Главный герой его рассказа – Ермил, которого отправили на почту, но он по какой-то причине припозднился и, переходя плотину, увидел на могиле утопленника белого барашка. Ермила взял барашка с собой. Пока он его вез, то заметил, что животное смотрит преданно в глаза. Решил он его погладить, ласковые слова говорить, а баран-то зубы оскалил да по человечьи его слова повторил…

Неожиданно забеспокоились собаки, и мальчишки предположили, что к табуну подкрался волк. Павел тогда принял решение бежать, посмотреть, что там происходит. В конце концов выяснилось, что табуну ничто не угрожает.
Беседа мальчиков мерно потекла дальше.

Илья вспомнил, что в местечке Варнавицы, часто стали видеть давно умершего барина по той причине, что могила «сильно на него давила». Костя высказал свое удивление, что покойника видят не только в родительский день. Тогда ему пояснили, что в Радоницу можно узнать, кто скоро преставится. Для этого сесть надо на паперть и смотреть на прохожих. Например, бабушка Ульяна таким образом увидела саму себя.

Мальчишки ненадолго замолчали. В это время над ними пролетел голубок белый.

В это время со стороны речки раздался пронзительный крик цапли. Вот тогда-то пришло время вспомнить о лешем. О том, что леший не может кричать, что он нем как рыба, а только «в ладоши хлопает да трещит».

Павел пошел к речке набрать водицы. В этот момент ребятишки обсуждали тот факт, что в таком случае водяной может человека схватить да в свое царство подводное утащить. К слову помянули Акулину-дурочку, которую «водяной испортил». Привели в пример мальчонку по имени Вася, который утонул по неосторожности. Павел к этому времени вернулся к костру и поведал мальчикам, что когда он черпал воду, его кто-то голосом Васятки звал.

Близилось утро, и разговор мальчиков постепенно прекратился.

Иван Тургенев проснулся рано, собрался, кивнул Павлу на прощание и пошел вдоль речки к дому.

Повествование рассказчик завершает таким замечанием: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

  • Краткое содержание Распутин Пожар

    Главный герой повести Иван Петрович пришёл уставший домой, услышал крики “ Пожар! Пожар!” и побежал на помощь, оказалось, что загорелись складские помещения.

  • Краткое содержание Голубая чашка Гайдара
  • Краткое содержание Лунный камень Коллинз

    Многие века в индийском храме стояла священная статуя Бога Луны, во лбу которой сверкал желтым цветом красивейший алмаз. По древней легенде, если драгоценный камень покинет обитель, он принесет своему владельцу несчастья

  • Бывают такие литературные произведения, относительно которых неуместно звучат слова «краткое содержание». «Бежин луг» Тургенева - одно из них. Если сравнивать этот рассказ с живописным полотном мастера, то вы не увидите там плотных мазков насыщенной масляной краски, тщательно «выписанных» деталей. Все прозрачно, мимолетно, как сама жизнь.

    Не случайно таких изменяющихся, взрослеющих персонажей подобрал в свой рассказ Иван Тургенев. «Бежин луг» - это и вольница, и огромный мир детства для мальчишек: Вани (7 лет), Ильюши (12 лет), Кости (10 лет), Павлуши (12 лет) и Феди (14 лет). Отдельными штрихами мастера индивидуализирует Иван Сергеевич ребят: Федя - стройный, красивый мальчик из зажиточной семьи; Павлуша - с обычной внешностью, но с ощутимой внутренней силой; подслеповатый и горбоносый Ильюша закомплексован и ведомый по своей сути; Костя - задумчивый и печальный; Ваня же, самый маленький, устав, засыпает, не участвуя в разговоре.

    Писатель - безусловно, фаталист, поэтому он создает романтическое ощущение неповторимости и необратимости этого летнего вечера. Ведь мальчишки вырастут, станут другими. Не в этой ли грации «рисунка на песке» таит рассказ свое краткое содержание?! «Бежин луг» Тургенева запечатлел словами охотника, волей случая подслушавшего детский разговор у костра, эту ночь, отблески пламени, одухотворенные лица маленьких рассказчиков, развевающиеся на ветру гривы коней, звезды, догорающие у них в зрачках. Позже впечатление мимолетности, «акварельности», усилится от того, что, читая мини-эпилог рассказа, мы узнаем - Павел вскоре убьется, упав с лошади.

    Проследуем же за замыслом рассказа, представив его краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева начинается с того, что рассказчик «от автора», охотясь под Тулой в Чернском уезде, заблудился и к вечеру вышел на степной простор. Он увидел вышеперечисленных ребят, выведших ночью коней пастись в степь (в ночное). Мальчишки рассказывали разные наивно-таинственные истории. Ильюша - о домовом, которого слышал, ночуя на бумажной фабрике. Костя - о встрече плотника Гаврилы с русалкой. Ильюша - инфернальные «страшилки» про псаря Ермила и про бабу Ульяну. Ильюша - о Тришке, являющемся при солнечном затмении. Все это мальчишкам кажется загадочным и значительным. Уже под самое утро, проговорив ночь, они пытаются определить разницу между лешим и водяным. Костя повествует о мальчике, которого утащил водяной. Только под утро ребята засыпают. Формально вышеперечисленной последовательностью историй автор определяет краткое содержание. «Бежин луг» Тургенева, таким образом, предстает своеобразной поэмой в прозе - о природе, о детстве, а в широком смысле - о красоте Родины.

    Возвратимся же к аналогии рассказа Тургенева с акварелью, - легкой, мимолетной и потому - прекрасной. Произведение не несет в себе документальности. В нем нет аналитических рассуждений. Но оно, безусловно, несет в себе настроение. Взрослый читатель наверняка ощутит тоску о том, что детство прошло, и он находится уже далеко от бесхитростных и чистых мальчишечьих грез и фантазий, о том, что не укрыться ему ночью степной ковыльной травой, не вскочить посреди ночи на коня и не помчаться по степи навстречу ветру вслед за мальчишками. Ему станет грустно от того, что детство ушло, словно растаявший под утренними лучами солнца ночной туман.

    Про рассказ Тургенева «Бежин луг», наверное, можно сказать словами великого Пушкина, что в нем пронзительно чувствуется «русский дух». И в описании ночной степи, и в приглушенном разговоре мальчишек неуловимо и по-тургеневски гармонично «Русью пахнет». Примерно так же о Тургеневе писал Салтыков-Щедрин, заметивший, что после знакомства с произведениями Ивана Сергеевича «легко верится», «легко дышится», жизнь кажется гармоничней и совершеннее.

    Рассказ Тургенева «Бежин луг» — это произведение, что вошло в цикл «Записки охотника». Написан он был в 1851 году. Если говорить о произведении Тургенева «Бежин луг» и его жанре, то здесь можно выделить такое направление, как реализм с некоторыми чертами романтизма, при этом здесь явно прослеживается так называемый жанр «страшной истории». Почему здесь речь о страшной истории? Достаточно ознакомиться с работой Тургенева «Бежин луг » и его кратким содержанием, чтобы понять, все произведение наполнено мистическими рассказами, где автор прибегает к народным поверьям, легендам, описывая различную нечисть.

    Так произведения Тургенева «Бежин луг» начинается тем, что автор, он же повествователь и охотник, отправившись на охоту, заблудился. Когда искал дорогу обратно, он набрел на мальчиков, что сидели у костра, охраняя табун лошадей. К ним и попросился автор на ночлег. Притворившись спящим, он стал слушать рассказы юных ребят, чей возраст варьировался от 14 до 7 лет. Эти рассказы были страшными. Мальчики делились историями о домовом, что жил на бумажной фабрике, о плотнике Гавриле, которому повстречалась ночью русалка и которая звала его к себе. Также ребята вспомнили об утопленнике, что был похоронен у плотины.

    Когда собаки с лаем бросились в темноту, Павел побежал за ними, так как думал, что это волки подкрались к лошадям, но все обошлось.

    Вернувшись, ребята продолжили рассказывать истории, так мы узнаем о покойном барине, на которого давила могила, о старушке, которая на родительский день увидела в проходящей женщине себя, а это означало, что в этом году она умрет. Ребята увлеченно разговорились и затронули тему лешего и водяного. В разговоре ребята вспомнили ребенка, которого утащил водяной под воду. Так мальчишки проговорили до рассвета и только к утру уснули.

    Сам охотник проснулся рано-утром, попрощавшись с Павлушей, он покинул ребят. Жалко только, что рассказ заканчивается не на веселой ноте. Ведь автор говорит о том, что в этом году Павел покинул этот мир, разбившись на лошади.

    Тургенев бежин луг герои

    Продолжая свое сочинение по Тургеневу «Бежин луг» и анализируя его, хочется выделить мальчиков в произведении Тургенева «Бежин луг», которые и есть героями данного рассказа.

    Так автор нас знакомит с Павлушой, которому было около 12. Он был смелым, ведь не побоялся побежать вновь, дабы посмотреть на лошадей, когда залаяли собаки. Он был смелым, храбрым и при этом не хвастался, ведь, когда помчал на волка, ничуть этим не выхвалялся. Не показывал своего страха, как в случае, когда он услышал голос покойника. Он только слушает и лишь однажды поделился реальным случаем о небесном предвидении. Жизнь его была недолгой, так как разбился мальчик, упав с лошади.
    Федя был самым старшим. Ему было 14. По одеждам можно говорить о том, что был он из богатой семьи. Табун решил охранять ради развлечения. В разговоре с парнями он постоянно задает вопросы, важничает, деловит. Он слушает истории, но своим видом показывает, что не верит ни слову.

    Еще один герой – это Илюша, что имел незначительную внешность, это крестьянский мальчик из бедной семьи.

    Очень кратко Заблудившийся охотник в ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и рассказывают друг другу страшные истории о леших, русалках, домовых и прочей нечисти.

    Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии. Повествование ведётся от первого лица. Деление пересказа на главы - условное.

    «Прекрасный июльский день»

    Летние дни, когда погода установится, - прекрасны. Утро - ясное, лучезарное. К полудню небо покрывается лёгкими золотисто-серыми облачками, из которых изредка сеется мелкий тёплый дождик. Перед вечерней зарёй облачка исчезают, а солнце закатывается так же спокойно, как и взошло на небо.

    Охотник заблудился

    Именно в такой день рассказчик охотился на тетеревов.

    Рассказчик - мужчина с ружьём, сумкой для дичи и собакой; имя его в рассказе не упоминается

    Под вечер он возвращался домой и неожиданно заблудился.

    Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Рассказчик наконец узнал местность - в округе её называли Бежиным лугом.

    У костра в ночном

    Прямо под обрывом в темноте горели два костра, у которых пятеро крестьянских ребятишек с двумя собаками стерегли лошадей. Днём жара и мухи с оводами не давали лошадям покоя, поэтому летом их пасли по ночам.

    Усталый охотник спустился к кострам, сказал, что заблудился и попросился переночевать. Он лёг под кустик неподалёку, притворился спящим и прислушался, о чём говорят ребятишки.

    Мальчики варили картошку и рассказывали истории о нечистой силе.

    Ильюша

    Больше всего историй рассказал двенадца­тилетний Ильюша с горбоносым, вытянутым и подслеповатым лицом, на котором застыло туповато-озабоченное выражение.

    Ильюша - 12 лет, горбоносый, вытянутое лицо, жёлтые волосы, одет опрятно, работает на бумажной фабрике; суеверен и боязлив, верит в сверхъесте­ственное

    Одет мальчик был чисто и опрятно, но бедно. Многодетная семья Ильюши , видимо, была небогата, поэтому мальчик вместе с двумя своими братьями с раннего детства работал на бумажной фабрике. Ильюша «лучше других знал все сельские поверья» и искренне в них верил.

    Домовой на бумажной фабрике

    Первая история была о том, как приказчик велел Ильюше с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

    Говорящий барашек на могиле утопленника

    Потом Ильюша рассказал о прорванной плотине, нечистом месте, где когда-то похоронили утопленника. Однажды послал приказчик псаря на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил псарь забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало псарю, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

    Покойный барин, ищущий разрыв-травы

    Затем Ильюша рассказал о встреченном на той же плотине покойном барине. Покойник искал на «нечистом месте» разрыв-травы и жаловался, что могила на него давит.

    Родительская суббота

    Ильюша был уверен, что «покойников во всяк час видеть можно», а в родительскую субботу можно узнать, кто умрёт в этом году, надо только сесть на паперть, да на церковную дорогу смотреть - кто мимо пройдёт, того и ждёт смерть. Он рассказал о бабе, которая решила узнать, кто помрёт в этом году, пошла в родительскую субботу на паперть и узнала в проходящей мимо женщине себя.

    Солнечное затмение и Тришка

    Когда разговор зашёл о произошедшем недавно «небесном предвиденьи» - солнечном затмении, Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения. Удивителен этот Тришка умением освобождаться от любых оков и выходить из любой тюрьмы.

    Павлуша

    Затем Павлуша тоже вспомнил о солнечном затмении.

    Павлуша - 12 лет; сероглазый, большеголовый и приземистый, одет бедно; смел, пытается объяснить непонятное, решительный и любозна­тельный

    Когда солнце исчезло, крестьяне перепугались, а барская стряпуха все горшки в печи перебила, считая, что пришёл конец света, и щи есть некому будет. Все верили, что «белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят».

    Пошли крестьяне в поле Тришку встречать. Вдруг видят - идёт человек «мудрёный» со странной головой. Все бросились прятаться, а это оказался не Тришка, а деревенский бочар, который купил новый жбан и надел его на голову, чтобы легче было нести. Развеселил мальчиков Павлушин рассказ.

    Вдруг в самый разгар беседы залаяли и кинулись прочь собаки. Павлуша бросился за ними. Вернувшись, он сказал, что собаки почуяли волка.

    Костя

    Костя , маленький, тщедушный, очень бедно одетый и пугливый мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взглядом, рассказал две истории.

    Костя - 10 лет, худой и малорослый, плохо одет; трусишка, боится непонятного, способен на сочувствие, верит рассказам Ильюши

    Встреча плотника с русалкой

    Первая - о плотнике, который заблудился в лесу и наткнулся на русалку. Она сидела на ветке дерева, звала его к себе и смеялась. Плотник взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно, а потом прокляла его - будет плотник горевать до конца своих дней. С тех пор он невесёлый и ходит.

    Водяной, утащивший мальчика на дно

    Вторая Костина история была о мальчике, которого водяной утащил под воду, а его мать сошла от горя с ума.

    Федя

    Старший из мальчиков, Федя , стройный, красивый подросток лет четырнадцати, принадлежал, судя по одежде, к богатой семье и был в этой компании «запевалой» - к друзьям относился покрови­тель­ственно, но по-доброму, изредка перебивал их с добродушной насмешкой.

    Федя - 14 лет, красив, хорошо одет; как старший, к друзьям относится покрови­тель­ственно, но по-доброму, немногословен

    Федя вспомнил о живущей в его деревне женщине, которую бросил любовник. Пошла она топиться, а водяной утащил её на дно, и там «испортил». Женщину вытащили, но в себя она не пришла, так дурочкой и осталась.

    Ваня

    Самый младший, семилетний мальчонка Ваня , всю ночь продремал под рогожкой «и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую головку».

    Ваня - 7 лет, русый, кудрявый и большеглазый; искрений, мечтательный и добрый, любит природу; дремлет в течение всего разговора

    Утро

    Остальных ребятишек сон сморил, когда погасли костры. Охотник тоже задремал. От костров он ушёл, когда «утро зачиналось». Попрощаться охотнику удалось только с Павлушей - тот проснулся, когда он уходил.

    Эпилог

    Рассказчик с сожалением сообщает, что в том же году «славный парень» Павел погиб - разбился, упав с лошади.

    К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

    История создания

    Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

    В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

    Анализ произведения

    Сюжет

    Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

    В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

    Герои и характеристики

    С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

    По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

    Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

    Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

    Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

    Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

    Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

    Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.