Краткое содержание произведения распутина живи и помни. Жизнь Настены в доме мужа

Живи и помни

Случилось так, что в последний военный год в далёкое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростёртыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьём понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года её замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надежность. "Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тётки в работницах гнуть спину на чужую семью...

Настена кинулась в замужество как в воду - без лишних раздумий: все равно придётся выходить, без этого мало кто обходится - чего же тянуть? И что ждёт её в новой семье и чужой деревне, представляла плохо. А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже. "Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребёнка, но детей нет".

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба - уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя. "Лишь однажды, когда Андрей, попрекая её, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно ещё, кто из них причина - она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил её до полусмерти". А когда....

Название играет решающую роль. В повести Распутина "Живи и помни", краткое содержание которой неспособно в полной мере отразить ее суть, название следует рассматривать как вечный урок, который должен навсегда запомниться человеку, получившему его. Действие повести развивается в 1945 году в небольшой деревушке под названием Атамановка.

Несмотря на столь неоднозначное название, жители деревни уже давно вели тихий и размеренный образ жизни. Но все изменилось в тот день, когда в деревню пришла Великая Отечественная война. Основная тема произведения - смерть людей, сражающихся за собственное будущее, за свои семьи и друзей. В повести "Живи и помни" краткое описание жителей Атамановки заслуживает отдельного внимания.

В Атамановке происходит центральное событие рассказа - предательство, совершенное Андреем Гуськовым. Как только началась война, он вместе со своими односельчанами отправился воевать за свою Родину. На протяжении всей Великой Отечественной войны Андрей неоднократно был ранен и получил несколько контузий. В конце концов, он просто сломался, услышав после очередного ранения и ожидания отпуска вердикт - "на фронт". Андрей принял решение сбежать домой. Себя он оправдывает усталостью, которая накопилась за три года участия в боях. Произведение "Живи и помни", краткое содержание которого позволяет получить полную информацию о ее героях, во всех деталях рассказывает о том, какая судьба ждет героя.

Повесть не имеет какого-либо детективного сюжета, в ней сравнительно небольшое количество героев, однако все это помогает усилить психологическую нагрузку произведения. Автор создает образ главного героя, который обладает средним развитием как умственным, так и духовным. Гуськов - хороший исполнитель, который ушел на войну с целью скорее победить и вернуться домой, к родителям и своей Настене. Повесть "Живи и помни" входит в цикл рассказов, посвященных Великой Отечественной войне, и поэтому ее определенно стоит прочесть.

Однако судьба не давала ему вернуться домой, все время находились какие-то поводы для этого, и в конце концов Андрей сломался, попросту устав дожидаться возвращения. В итоге он решается пойти против системы и автоматически становится преступником. Ранее он не допускал того, что может стать дезертиром, но желание увидеть своих близких, узнать, что с ними, пересилило как раз в тот момент, когда он не получил долгожданный отпуск. Повесть Н. Распутина "Живи и помни", краткое содержание которой излагается в этой статье, предоставляет читателю возможность на месте Андрея.

Как только Гуськов прибыл домой, он сразу же понял, насколько низок и отвратителен был его поступок. До Андрея дошло, что он поступил ужасно и теперь будет вынужден постоянно прятаться от всего мира. Однако все его поступки, его дезертирство не привело ни к чему - Андрей погибает.

Главная трагедия произведения заключается в том, что гибнет не только главный герой, но и его беременная супруга. Настена - женщина, способная пойти на любые жертвы ради того, чтобы ее любимый человек вернулся домой целым и невредимым. Она - невинная жертва, которая готова принять вину за ошибку своего супруга на себя, отчаянно любя его.

В конце концов Настена устает жить вдали от всех и начинает сходить с ума, ей кажется, что все вокруг нее - не настоящее, что все это она придумала. Автор не стал описывать гибель женщины, заменив это образными метафорами, которых вполне достаточно для того, чтобы понять, что произошло.

В школах до сих пор изучается великолепное произведение "Живи и помни", краткое содержание которого всегда поможет читателю быть в курсе дела. В 2008 году по книге В. Распутина режиссером Александром Прошкиным был снят одноименный фильм, кадры из которого использованы для иллюстрации статьи.

Григорий Ефимович Распутин

«Живи и помни»

Случилось так, что в последний военный год в далёкое село на Ангаре тайком с войны возвращается местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встретят с распростёртыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Его супруга Настена хотя и боится себе в этом признаться, но чутьём понимает, что муж вернулся, есть тому несколько примет. Любит ли она его? Вышла замуж Настена не по любви, четыре года её замужества не были такими уж счастливыми, но она очень предана своему мужику, поскольку, рано оставшись без родителей, она впервые в жизни обрела в его доме защиту и надёжность. «Сговорились они быстро: Настену подстегнуло и то, что надоело ей жить у тётки в работницах гнуть спину на чужую семью…»

Настена кинулась в замужество как в воду — без лишних раздумий: все равно придётся выходить, без этого мало кто обходится — чего же тянуть? И что ждёт её в новой семье и чужой деревне, представляла плохо. А получилось так, что из работниц она попала в работницы, только двор другой, хозяйство покрупней да спрос построже. «Может, отношение к ней в новой семье было бы получше, если бы она родила ребёнка, но детей нет».

Бездетность и заставляла Настену терпеть все. С детства слышала она, что полая без ребятишек баба — уже и не баба, а только полбабы. Так к началу войны ничего из усилий Настены и Андрея не выходит. Виноватой Настена считает себя. «Лишь однажды, когда Андрей, попрекая её, сказал что-то уж совсем невыносимое, она с обиды ответила, что неизвестно ещё, кто из них причина — она или он, других мужиков она не пробовала. Он избил её до полусмерти». А когда Андрея забирают на войну, Настена даже немножко рада, что она остаётся одна без ребятишек, не так, как в других семьях. Письма с фронта от Андрея приходят регулярно, потом из госпиталя, куда он попадает по ранению тоже, может, и в отпуск скоро приедет; и вдруг долго вестей нет, только однажды заходят в избу председатель сельсовета и милиционер и просят показать переписку. «Больше ничего он о себе не сообщал?» — «Нет… А че такое с им? Где он?» — «Вот и мы хотим выяснить, где он».

Когда в семейной бане Гуськовых исчезает топор, одна лишь Настена думает, а не вернулся ли муж: «Кому чужому придёт в голову заглядывать под половицу?» И на всякий случай она оставляет в бане хлеб, а однажды даже топит баню и встречает в ней того, кого ожидает увидеть. Возвращение супруга становится её тайной и воспринимается ею как крест. «Верила Настена, что в судьбе Андрея с тех пор, как он ушёл из дома, каким-то краем есть и её участие, верила и боялась, что жила она, наверно, для одной себя, вот и дождалась: на, Настена, бери, да никому не показывай».

С готовностью она приходит мужу на помощь, готова лгать и красть для него, готова принять на себя вину за преступление, в котором не виновата. В замужестве приходится принимать и плохое, и хорошее: «Мы с тобой сходились на совместную жизнь. Когда все хорошо, легко быть вместе, когда плохо — вот для чего люди сходятся».

В душе Настены поселяется задор и кураж — до конца выполнить свой женский долг, она самоотверженно помогает мужу, особенно когда понимает, что носит под сердцем его ребёнка. Встречи с мужем в зимовье за рекой, долгие скорбные разговоры о безвыходности их положения, тяжёлая работа дома, поселившаяся неискренность в отношениях с сельчанами — Настена на все готова, понимая неотвратимость своей судьбы. И хотя любовь к мужу для неё больше долг, она тянет свою жизненную лямку с недюжинной мужской силой.

Андрей не убийца, не предатель, а всего-навсего дезертир, сбежавший из госпиталя, откуда его, толком не подлечив, собирались отправить на фронт. Настроившись на отпуск после четырёхлетнего отсутствия дома, он не может отказаться от мысли о возвращении. Как человек деревенский, не городской и не военный, он уже в госпитале оказывается в ситуации, из которой одно спасение — побег. Так у него все сложилось, могло сложиться иначе, будь он потвёрже на ногах, но реальность такова, что в миру, в селе его, в стране его ему прощения не будет. Осознав это, он хочет тянуть до последнего, не думая о родителях, жене и тем более о будущем ребёнке. Глубоко личное, что связывает Настену с Андреем, вступает в противоречие с их жизненным укладом. Настена не может поднять глаза на тех женщин, что получают похоронки, не может радоваться, как радовалась бы прежде при возвращении с войны соседских мужиков. На деревенском празднике по поводу победы она вспоминает об Андрее с неожиданной злостью: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе». Беглый муж поставил перед Настеной трудный и неразрешимый вопрос: с кем ей быть? Она осуждает Андрея, особенно сейчас, когда кончается война и когда кажется, что и он бы остался жив и невредим, как все, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступает: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказаться от него, петухом вскочив на забор: я не я и вина не моя, или идти вместе с ним до конца. Хоть на плаху. Недаром сказано: кому на ком жениться, тот в того и родится.

Заметив беременность Настены, бывшие её подруги начинают над ней посмеиваться, а свекровь и вовсе выгоняет из дома. «Непросто было без конца выдерживать на себе хваткие и судные взгляды людей — любопытные, подозрительные, злые». Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматывается, бесстрашие её превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Они-то и подталкивают её к самоубийству, влекут в воды Ангары, мерцающей, как из жуткой и красивой сказки реки: «Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть».

В своем произведении «Живи и помни» Григорий Распутин рассказывает о судьбе одной девушки Насти, которая является героиней рассказа. Она вышла замуж за некого Андрея Гуськова, в которого не была влюблена. Подалась в замужество лишь потому, что хотела сбежать от своей тетушки, которая заставляла ее много работать. Но и в чужом дворе ей пришлось нелегко. Девушка из работницы снова превратилась в работницу, только в этот раз ей попалось большое хозяйство. Бог не посылал им с мужем детей, как бы они не старались. Все в деревне стали обсуждать семью Гуськовых, а во всем происходящем Настена винила лишь себя. Она была верна своему мужу. И вот однажды Андрей избил ее до полусмерти, потому что та упрекнула его, что он виноват в том, что у них нет детишек.

Наступила война. Андрея забирают на фронт, а Настена остается дома по хозяйству. Она даже радуется от того, что у нее нет детей, ведь их нужно было кормить, а еды в такое тяжелое время не хватало. Девушка очень ждала писем от Андрея, которые получала регулярно с фронта и с госпиталя, куда он попал с ранением. Но вот однажды, к ней наведались председатель сельсовета и милиционер, с просьбой показать всю переписку со своим мужем. Посмотрев письма, они ушли, ничего не объяснив. А в это время Андрей Гуськов сбежал с госпиталя и уже считался дезертиром. Он знает, что его поймет и примет лишь его Настена. Девушка заподозрила, что муж вернулся лишь тогда, когда с бани пропадает топор. Тогда она оставила там хлеб, а однажды когда топила баню, увидала своего возлюбленного. С того момента, это стало ее секретом и воспринимается ею как крест. Настена ради него стала всем врать и красть, чтобы остаться в глазах мужа хорошей женой.

В душе героини поселяется задор и кураж, а также она все-таки забеременела и готова на все ради мужа. Она знала, что ее Андрей не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя потому что, не вылечив его до конца, военные собирались отправить обратно на фронт.

Так он наплевал на чувства своих родных, жены и даже страны. Андрей знает, что его могут обвинить в совершенном поступке и даже приговорить к смерти, но все же скрывается. И ему не стыдно, что о нем говорят плохо. А вот Настене наоборот, становится плохо. Она не может глядеть в глаза женщин, которые не дождались своих мужей с войны, но все-таки решает хранить тайну мужа. Но со временем ее подруги заметили беременность героини и стали осуждать ее, а свекровь выгнала из дому. Не выдержав всей этой нагрузки, девушка решает утопиться в водах Ангары.

Сочинения

Мастерство изображения народной жизни в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г.Распутин. «Живи и помни».)

Действие произведения разворачивается во время Великой Отечественной войны в деревне Атамановка. Размер деревушки составляет всего тридцать дворов и все там друг друга знают. Главными героями являются Андрей Гуськов и его жена Настена.

Жизнь Насти до встречи с Андреем не радостна: она теряет в глубоком детстве отца, того убивают по случайности, затем умирает от болезни и мать. В свои шестнадцать девушка остается на руках с восьмилетней младшей сестрой и идет побираться по ближайшим деревням, а к осени приходит во двор к дальней тетке, которая хоть и ворчит, но принимает их.

Позже в эту деревню случайно заходит и Андрей, встретив Настю, он предлагает ей уехать с ним и девушка соглашается. Она говорит, что не хочет больше «гнуть спину на чужую семью», однако меняется для нее только «двор». Мать Андрея спрашивает с невестки еще больше и строже, а Насте ничего не остается, кроме как выполнять работу.

Деревушка в которой живут герои тихая, спокойная и далекая, жизнь в ней размеренная. Однако и до Атамановки доходит весь о войне, и главный герой вынужден отправиться на фронт вместе с односельчанами, чтобы воевать за свою Родину и защищать ее. Три долгих года он проводит на войне и в боях получает несколько контузий и ранений. Последнее и приводит его в госпиталь, где он понимает, что смертельно устал. Андрей надеется на отпуск, чтобы съездить и навестить семью, отдохнуть и восстановиться, но вместо долгожданного отпуска получает иной вердикт - его снова отправляют на фронт.
Андрей сокрушается, думая о том, что не пустил Настю к себе, когда она хотела приехать, а теперь еще и не сможет приехать сам, хотя всеми мыслями и душой Андрей уже с семьей дома. Он понимает, что если в таком состоянии - обозленный и с незажившими ранами - выйдет на поле боя, то погибнет. Герой принимает, как ему кажется на тот момент, единственное верное решение - побег.

О том, что Андрей возвращается в деревню Настя узнает быстро: из тайника в баньке исчезает топор. На глаза Андрей не показывается, потому что за дезертирство находится в розыске, но хлеб, который Настя приносит ему в баню и оставляет - берет. Позже девушка решает подкараулить его и увериться в собственных домыслах.

Встреча их происходит в бане ночью, Андрей приходит за хлебом и встречает Настю. Разговор у них происходит быстрый: он просит девушку принести ему теплые вещи, оружие и еду, а затем Андрей уходит.

Прячется он в зимовье на другом берегу реки Ангары и постепенно теряет все человеческое от постоянных мыслей о слежке, преследованиях и наказании, которое он понесет если попадется. Настене тоже живется несладко: девушке приходится постоянно врать, воровать вещи, да оглядываться, чтобы никто из деревни не заподозрил куда девушка ходит и почему вещи пропадают. Деревушка-то маленькая, разговоры быстро пойдут и Андрея тогда поймают.

Тем временем с войны возвращается сосед Максим. Настю зовут на праздник и она приходит, но понимает, что не может искренне радоваться ни возвращению Максима, ни поддерживать разговоры и песне о войне. Ей кажется, что любым неосторожным жестом она выдаст себя и Андрея, поэтому тихо сбегает, подальше от расспросов и чужих взглядом.

Андрей становится все более закрытым и озлобленным, а Настя страдает все больше. Ей некому открыться, не с кем поговорить, она чувствует вину за то, что соседки получают похоронки, а сама она бегает к мужу-дезертиру в зимовье.

Все осложняется еще больше, когда Настя узнает, что беременна.

Андрей упрашивает ее оставить ребенка, но в его словах один лишь эгоизм: он радуется тому, что после него кто-то останется, что он род продолжит, а за Настю не думает.

Настя понимает, что скоро беременность ее откроется, будут в нее пальцами в деревне показывать, шептаться, что пока муж пропал где-то, она забеременела. От этого девушке становится еще тяжелее.

Когда наступает долгожданный праздник в честь дня Победы, Настя чувствует, как в ней вспыхивает злость на Андрея. Она не может радоваться вместе со всеми, но и не может остаться с Андреем, ей приходится разрывать себя практически на две жизни.

В это время отец Андрея начинает подозревать, что сын где-то рядом и чувствует вину за его поступок. Он пытается поговорить с Настей, но та не позволяет себе открыться Михеичу.

Андрей практически полностью перестает быть похожим на себя: лицо его обрастает, глаза вваливаются, а кожа становится дряблой и потемневшей. В одиночестве он иногда выходит на прогулки, выбирается в деревню и наблюдает за происходящим в ней. Он становится злее, обвиняя судьбу и войну во всем, что с ним приключилось.

В последний раз когда его навещает Настя и предлагает сдаться, Андрей кричит на нее и обвиняет в том, что она хочет его смерти и избавления от тяжелой ноши. Настя в очередной раз ощущает как невероятно устала, а потому признается дома свекрам в беременности и послушно уходит из дома.

Следующие несколько дней Настя только и думает о стыде, который чувствует за то, что не рассказала об Андрее его отцу, что беременна, что врала и врет людям. Все чаще она думает об усталости, что больше не может так. Боится за своего ребенка и его будущее, ведь это сейчас о ней перешептываются и бросают злые взгляды, а потом все ребенку достанется. Более того, в деревне ходят слухи, что она не нагуляла этого ребенка, а забеременела от Андрея, который где-то прячется. По этому же поводу в деревню приезжает следователь.

Когда наступает ночь, Настя берет лодку и отправляется на Ангару. Погруженная в свои мысли, уже почти на середине реки Настя слышит, как на берегу ее окликают голоса и затем вслед за ней отправляется еще несколько лодок с односельчанами. Настя не переживает за то, что они плывут за ней, она всматривается в темную воду под лодкой и с мыслями об усталости, подается вперед «в тихий плеск воды».

Хоронят Настю на кладбище в деревушке у покосившейся изгороди.

Хоть деревенские жители последние дни жизни девушки и осуждают ее, после смерти Насти они глубоко скорбят и плачут по ней.

Андрей Гуськов бежит из фронта и скрывается. Только жена знает о его побеге и поддерживает всеми способами своего мужа. Настена Ожидает ребенка, терпит жестокое отношение и повседневный тяжелый труд. Свекровь выставляет ее, когда замечает ее беременности. Война кончена, но бедная женщина с мужем терпит все лишения и трудности его побега. Настена не может отказаться от мужа и кончает жизнь самоубийством.

Главная мысл рассказа Живи и помни

Даже самому сильному человеку иногда не хватает сил пережить неудачи и трудности судьбы, особенно если никто не поддерживает и не ценит за стойкость и выносливость.

Андрей Гуськов вернулся с войны в свое родное село на Ангаре, не сообщив об этом никому из близких. Он конечно не представлял себе, как примут родные его возврат, однако всегда верил и доверял своей женушке. Настена – жена Андрея, выходила за него совершенно не по сильному и всепоглощающему чувству. Бедной девушке необходима была защита и кров. Она долгие годы трудилась для своей тетки, а взамен ничего доброго не получала. Муж и жена прожили вместе 4 года, которые были не особо счастливыми или незабываемы. Он жена всегда слушалась мужа и для нее не существовали на свете иные мужики. Может по этой лишь причине Настена чувствовала присутствие Андрея неподалеку.

Жизнь бедной Настены не изменилась в лучшую сторону после замужества. Поменялись только обстоятельства, а труд и отношение к ней стали только похуже бывшего. Причина недоброго отношения к ней в какой-то степени кроилась в отсутствии деток у пары. Конечно же в этом винили только невестку. И муж все бранил ее за не сбывающуюся надежду семьи. Только однажды ужасно оскорблённая и несчастная Настена осмелилась сказать, что причина может и не в ней, только от этих слов ей совсем не посчастливилось. Муж просто избил ее.

Из фронта Андрей постоянно писал семье, сообщал свое положение и местонахождение. Писал он даже из госпиталя, когда был не в очень здоровом состоянии. Вдруг от него престали письма получать. Жена сразу начала думать о его приходе. В один день муж является ей. Бедняге Настене теперь уже нужно скрывать мужа, поить и кормить его, брать на себя вину за его преступления. Такова учесть бедной женщины. Она тихо выполняет все, поскольку верит в свой брак и необходимость поддерживать супруга в любом положении. Она мужественно выполняет вес, что в ее силах и даже больше, особенно, когда узнает о своей беременности.

Как оказывается, Андрей Гуськов бежит не потому, что совершил тяжкое преступление или убил кого-либо. Он всего-то сбежал из госпиталя. Там его еще очень слабого хотели обратно на пекло войны отправить.

Иногда бывали времена, когда Настена винила своего мужа и ненавидела его из-за побега. Его побег не давал ей искренне радоваться концу войны, спокойно жить и смотреть в лица знакомым. Беременность стала совсем скоро заметной. Этот факт никем, разумеется, не был радостно принят. Все обвиняют беднягу, свекровь выставляет из единственного крова.

Настена женщина сильная, но всему есть предел. Быть посмешищем для каждого, выносить все тяжести судьбы и не быть кем-либо оцененной как следует – все это довели бедную до окончательного решения. Настена пошла на самоубийство. Она утопилась в реке и нашла свой покой только там.

Картинка или рисунок Живи и помни

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Карл Маркс Капитал

    Карл Маркс считается основоположником коммунизма и главным идеологом этой концепции. Основные мысли касательно перехода общества к коммунизму излагаются в Капитале, который состоит из трех томов и детально рассматривает

  • Краткое содержание Солоухин Черные доски

    Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997) - Самый ярчайший представитель деревенской прозы, автор множества стихов, поэзий. Обладатель таких орденов как Трудового Красного Знамени, Дружбы народов и нескольких других. Ну и просто хороший мужик.

  • Краткое содержание Брэдбери Ветер

    Аллин – это человек, который весьма необычен, так как вовсе не реалист, а скорее наоборот. Так как он верит в чудеса, верит в то, что на самом деле существует что-то большее, чем просто люди и жизнь на земле.

  • Краткое содержание Дамское счастье Золя

    Похоронив отца, Дениза Бодю остается без материальной поддержки. Надеясь найти опору в дяде, торговце тканями господине Бодю, Дениза и ее братья Пепо и Жан отправляются в Париж. Но дядя сам с трудом сводит концы с концами.