«Любой белорус может найти в себе шляхетскую кровь. Нужно только хорошенько искать»

Шляхта.

Слово “шляхта” происходит от немецкого Schlagen — бить, а немецкое слово Schlacht означает “битва”. Дословный перевод слова “шляхта” означает: люди боя, вояки, воины. Это было сословие людей оборонявших Отчизну от врагов в годы многочисленных войн.

«Белорусский шляхтич — значит благородный, свободный,

вольный!»

У нашей страны — интересная, богатая история. Здесь происходили события

общеевропейского и даже мирового значения. Здесь жили люди, внесшие вклад

в сокровищницу мировой культуры. Здесь кипели обычные человеческие страсти

и заключались договора, кроившие Европу. Увы, обо всем этом мы знаем очень

мало — из-за беспамятства, из-за того, что не смогли, в отличие от других

европейских стран, сберечь «материальные» доказательства событий давно

минувших лет. Были разрушены и до сих пор не восстановлены замки, дворцы,

храмы, дома, парки, усадьбы. Все, что делает страну привлекательной для

гостей и туристов, — блестящая жизнь знати, героические поступки простых

людей, жертвы, драматические судьбы, — все это было по-хамски вычеркнуто в

ХХ столетии из нашей истории.

— Шляхта — это высшее сословие в феодальный период истории Беларуси. В то

время шляхта имела большое значение и, собственно, управляла государством.

Само название пришло к нам из Польши, в Польшу — из Чехии, в Чехию — из

Германии. В переводе со старонемецкого шляхта — значит благородные,

свободные, вольные. Хотя некоторые исследователи считают, что название

произошло от немецкого слова schlacht — сражение, битва. Но я все-таки

склоняюсь к первой версии. У нас шляхта появилась в ХVI в., до этого

времени белорусское военно-служилое сословие называлось бояре. Но это не

те московские богатые и влиятельные бояре, о которых мы сразу вспоминаем.

Белорусские бояре — это средние и мелкие землевладельцы. У некоторых наших

бояр были крестьяне, у других — не было. В любом случае это были вольные

люди, и они ходили на войну — защищали родину. Это важный момент — в

Беларуси воевала только шляхта. Горожане брали в руки оружие лишь изредка

— когда их осаждали, а крестьяне поднимались на борьбу только в самом

крайнем случае — если нужно было немедленно дать отпор врагу. Белорусская

шляхта никогда не была однородной. Некоторые шляхтичи были очень богаты,

другие располагали более скромными средствами. Была, наконец, мелкая

шляхта, которая сама трудилась на земле. Шляхетство передавалось по

наследству, хотя изредка могли производить в шляхту свободных крестьян,

которые участвовали в сражениях, была одно время такая категория

военно-служилых крестьян, потом она исчезла. Важно подчеркнуть, что, в

отличие от других государств, наша шляхта была очень многочисленной,

поскольку страна постоянно воевала. Нас осаждали со всех сторон: то

крымские татары, то крестоносцы, то московские завоеватели, то шведы.

Белорусская шляхта составляла 10-12% населения, а в некоторых местах

достигала даже 15%. Это очень много! Имея такой большой процент шляхты,

Беларусь и присоединили к Российской империи. Для России это было

удивительно. Ведь в самой России дворянство составляло всего лишь 1%.

Естественно, российские власти относились к шляхте настороженно. Тем

более, что шляхта постоянно поднималась на восстания — за независимость,

за свои сословные права, которые Российская империя пыталась отнять.

Шляхтичи же были избирателями, они баллотировались в сеймики по поветам, а

в Российской империи этого не было. В конце ХVIII и в ХIХ веках

белорусская шляхта три раза поднимала восстания — в Беларуси, Польше и

Литве. Это восстание Тадеуша Костюшко 1794 года, восстание 1831 года и

восстание 1863 года, которым руководил наш национальный герой Викентий

Константин Калиновский. Кстати, Кастусь — это выдуманное имя, его

«изобрели» в ХХ веке Игнатовский и другие историки, чтобы доказать, что

это было крестьянское восстание. Я думаю, Калиновский очень бы удивился,

узнав, что он Кастусь.

— Все-таки очень велика дистанция между магнатами и простыми шляхтичами,

которые сами работали на земле.

— Экономически — да, но юридически все они были равны. Радзивиллы,

заигрывая с избирателями, называли их «пане-браце». Магнаты всегда были

богатая) — очень гордая: чуть что — поднимала восстания. И, кстати, было у

шляхты такое право: право вооруженного сопротивления власти, если та

действует антизаконно.

— В советские времена шляхту было принято высмеивать. Школьная

хрестоматийная литература представляла шляхтича глупым, надутым и

заносчивым.

— Естественно, отношение было резко отрицательным. По-другому и быть не

могло. У шляхтичей — земля, у шляхтичей — крестьяне. С точки зрения

классового подхода, шляхтичи — враги и угнетатели. С другой стороны —

всегда был повод относиться к шляхте с некоторой иронией. Ведь

значительная часть шляхты была небогата, но наделена всеми правами.

Естественно, повышенное самомнение шляхтича иногда представлялось в

несколько комичном свете.

— Небогатые шляхтичи выглядели, как бедняки?

— О, нет! Чем отличался шляхтич от крестьянина, скажем, в ХVIII веке?

Мемуарист Ежи Китович, который, кстати, был родом из Брестского

воеводства, писал: даже бедный шляхтич, когда едет на поле и везет

«угнаенне», втыкает в «угнаенне» саблю. Саблю, видите ли, могли носить

только шляхтичи. И все понимали, что едет шляхтич, а не мужик. Заметьте,

уже тогда иронизировали по поводу шляхты. Но это была скорее самоирония.

Вспомним известную белорусскую поговорку: «Адз_н лапаць, друг_ бот, але

шляхцiч, далiбог!» — это, разумеется, о бедной шляхте. Да, был гонор, была

самоирония, но было и благородство, было понимание того, что надо

соответствовать принадлежности к высшему сословию — быть вежливыми,

культурными, внимательными к женщинам, не совершать поступков, которые

бросали бы тень на репутацию. Даже бедная шляхта старалась дать детям

образование. Вообще шляхетские традиции хороши. Больше всего и лучше всего

о них написал Владимир Короткевич, который и сам был шляхетского

происхождения.

— Какие были традиции у шляхты?

— Например, шляхтич просто обязан был уважительно относиться к жене. Иначе

общество осудило бы и отвергло его.

— Какое же общество на хуторе?

— Но он ведь не живет на хуторе безвылазно: он бывает в костеле, в церкви,

на базаре, участвует в торжествах. И общество строго следит за соблюдением

традиций. Чтобы шляхтич ударил жену? — нет-нет, такого просто не могло

быть! А мужик мог ударить, потому что это считалось вполне нормальным. И

даже полезным. Что делать — таковы были традиции у мужиков.

— Если бы мужик покалечил жену, так сказать, «в воспитательных целях», то

он бы не нес ответственность. А шляхтич?

— У шляхтичей считалось — лучше развестись, чем драться.

— А разве можно было разводиться?

— Чрезвычайно сложно. Церковный брак — это пожизненно. Католическая

церковь практически не разводила, а для православной требовались весомые

доказательства. Бракоразводные процессы тянулись по семь лет, бумаги

ходили по всем церковным инстанциям, и в случае положительного решения все

заканчивалось указом самого императора. Католики, пожелавшие развестись,

должны были дойти аж до Папы Римского.

— Жизнь знатной шляхты овеяна легендами. Драматические судьбы, любовные

истории…

— Пожалуй, самая обыгрываемая теперешними драматургами любовная история —

это Барбара Радзивилл и великий князь и король Сигизмунд Август.

— По любвеобильности нашу Барбару сравнивают с Екатериной Второй.

— Такие сведения есть. Отрицать трудно. Но я все-таки склоняюсь к мнению,

что между Барбарой и Сигизмундом была настоящая любовь.

— Поговаривают, что она его соблазнила?

— Она была красива и любила. Как не соблазниться?! И он любил. Хотя правда

и то, что братья Барбары заставили Сигизмунда жениться, когда он тайком

пришел к Барбаре на встречу. Но, согласитесь, надо было очень сильно

любить, чтобы пойти против воли своего отца — старого короля и своей

матери Боны Сфорцы — старой королевы. Потом сейм не хотел короновать

Барбару, а он все-таки добился того, что Барбара Радзивилл стала

королевой. Польская знать всячески препятствовала этому. Легенда говорит о

том, что Бона Сфорца отравила Барбару. Я в этом не уверен. Есть версия,

что у Барбары был рак. Ее смерть навсегда останется загадкой.

— Откуда вообще взялись Радзивиллы? Кто они — поляки, литовцы, белорусы?

— Трудно ответить на этот вопрос категорически — в духе паспортной системы

товарища Сталина. Совершенно очевидно, что пресловутая пятая графа здесь

не подходит. По происхождению Радзивиллы из литовского рода. Но уже в ХV

веке они, как и многие феодалы, перешли на белорусский язык (он был

государственным). Ну, а в ХVI веке стали говорить по-польски — чтоб быть в

союзе с поляками. И все же мы, историки, считаем Радзивиллов белорусскими

феодалами. Они жили в Беларуси, основная линия рода была в Несвиже, Клецке

и Давид-Городке. Они владели многими территориями и даже городами. У них

были собственные войска. Со временем Радзивиллы, конечно, ополячились, но

всегда помнили, что они отсюда — из Литвы. А Литвой до конца ХIХ века

называли большую часть Беларуси.

— Радзивиллы очень значительные, но не единственные белорусские магнаты.

— Говоря о магнатах, вслед за Радзивиллами обычно вспоминают Сапегов.

Очень значительная фамилия! Предки их — полоцкие бояре. А выдвинулись

Сапеги в первой половине ХVI века. Иван Сапега был писарем, заведовал

канцелярией великого князя. Потом получил имение, и потихоньку род начал

свое восхождение. Сапеги были очень влиятельными в ХVII и ХVIII веках, в

это время они, подобно Радзивиллам, получили княжеский титул в Священной

Римской империи. Хотя, надо заметить, что шляхта эти титулы не признавала,

говорила: мы все равны. Кстати, в Ружанах остались руины замка-дворца

Сапегов. А вот в Восточной Беларуси от имения Сапегов не сохранилось

ничего… Еще один замечательный род — Огинские. Особую известность они

приобрели в конце ХVII и в ХVIII веках, занимая гетманскую должность. Один

из Огинских — полководец времен Северной войны — был сторонником Петра

Первого. А Михал Казимир в своем имении в Слониме устраивал настоящие

театральные представления и осуществлял музыкальные постановки. Кстати, в

ХVIII веке многие представители шляхты были композиторами-любителями,

писали неплохую музыку. Культурные люди! Костюшко и тот писал полонезы

(иногда их и теперь исполняют), хотя был из бедной шляхты.

— Наверное, тогда мода такая была — музыку сочинять?

— С одной стороны, конечно, — баловство. С другой — неплохо получалось.

Все-таки это были талантливые люди. Причем все писали. Даже Радзивиллы.

Даже оперы. Например, Мацей Радзивилл написал известную оперу «Агатка».

Разумеется, сегодня более всего известен Михал Клеофас Огинский — автор

знаменитого полонеза, хотя это полонез номер один, а у Огинского их более

50. Плюс оперы.

— Из мелкой шляхты были известные люди?

— Например, Адам Мицкевич. Года три назад я расписал его родословную.

Совсем слабенькая! В лучшем случае только за сто лет известны предки, а

все, что раньше, — выдумано. Во всяком случае, это мое мнение как

исследователя. Отец Адама — Николай Мицкевич — занимался тем, что сейчас

называют адвокатской деятельностью. Некоторые историки считают, что

Николай Мицкевич даже не был шляхтичем, а имел крестьянское происхождение.

Была будто бы богатенькая крестьянская семья, Николай закончил школу при

монастыре и без высшего образования работал адвокатом. Кстати, Николай

Мицкевич 11 лет судился, чтобы доказать свое шляхетство. Начал судиться

еще при Речи Посполитой, а заканчивал в Российской империи. И кто-то зло

написал: «документы были фальшивые, а свидетели подкуплены».

— Анатолий Петрович, много лет подряд в нас вбивали представление о

Беларуси как об исключительно крестьянской, бедной, «лапотной» стране?

Насколько этот стереотип соответствует действительности?

— Стремление властей показать белорусскую нацию как крестьянскую и лишь в

некоторой степени городскую — особенно усилилось в первой половине ХХ

века, когда властям надо было опереться на крестьян, а все остальные слои

общества считались реакционными, в том числе и шляхта, тем более, что она

говорила по-польски, а многие, между прочим, уже заговорили по-белорусски.

По переписи, которая проходила в Российской империи в конце ХIХ века, 37%

шляхты назвали себя белорусами.

— Не слишком четкое самосознание!

— Четкое самосознание появилось чуть позже, благодаря Виленскому

университету. Там была большая группа профессуры, которая стала

интересоваться белорусоведением. Не удивительно, что Николай I закрыл

Виленский университет. Не будем забывать и о том, что наше белорусское

Адраджэнне (конец ХIХ-начало ХХ века) — это в основном выходцы из шляхты.

Многие шляхтичи действительно осознавали себя белорусами и были настоящими

патриотами. Например, фундатар или, как теперь говорят, спонсор

строительства Красного костела Эдвард Адам Вайнилович, один из богатейших

помещиков Беларуси. Интереснейшая судьба! Закончил Слуцкую гимназию, потом

— технологический институт в Петербурге, стажировался за границей. Знал

все рабочие специальности, работал на Путиловском заводе. Когда умер отец

— помещик Слуцкого уезда, забросил инженерное дело и стал помещиком,

общественным деятелем и одним из тех, кто давал деньги на «беларускую

справу». Белорусское Адраджэнне, кстати, постоянно поддерживали деньгами

вот этот Вайнилович да еще княгиня Магдалена Радзивилл. Княгиня даже

устроила в своих владениях начальные белорусские школы.

— Как теперь живет шляхта?

— Я уже говорил, что белорусская шляхта очень многочисленна. Сегодня

некоторые потомки шляхтичей (а это и крестьяне, и рабочие, и

интеллигенция, и бизнесмены) даже не догадываются о своем шляхетском

происхождении. Но все-таки был период, когда люди начали активно

интересоваться собственной родословной, разыскивать имена своих далеких

предков, составлять генеалогические древа. То есть народ понял, что стыдно

быть «иванами, не помнящими родства». И белорусские историки тоже

заинтересовались историей шляхты. В 90-х годах были написаны значительные

научные статьи по этому вопросу, в 1992 году мы создали «Згуртаванне

беларускай шляхты», а в 1999-м провели специальную конференцию,

посвященную шляхте. В настоящее время историк, кандидат наук Павел Лойка

даже пишет докторскую диссертацию, посвященную шляхте. И, кстати, многие

писатели, вслед за Короткевичем, обращаются сегодня к этой теме. В общем,

я доволен, что благодаря нашему труду, благодаря стараниям многих

белорусских ученых и писателей нам в какой-то мере удалось реабилитировать

шляхту. Итогом последних 10 лет можно назвать то, что и народ, и власти

стали относиться к шляхте более уважительно. Я помню, что в начале 90-х

годов был очень бурный интерес к «шляхетскому» вопросу. Нельзя не

заметить, что сегодня он несколько поутих, как, впрочем, и ко всему

остальному. Но эта инертность связана с условиями жизни. В мае 2000 года

вышло официальное постановление Верховного суда страны прекратить

деятельность нашего «Згуртавання». Тогда, как мы помним, «прикрыли» многие

общественные организации. Но я хочу сказать: шляхта осталась. И она будет

жить. Да и «Згуртаванне», хоть формально отсутствует, фактически

продолжает действовать. Мы по-прежнему помогаем людям составлять

родословные и разыскивать свои корни.

Слово «шляхта» происходит от средневерхненемецкого Geschlecht (род, порода), или от Schlaht (битва). Из немецкого языка в XIII веке оно вместе с многими другими терминами из области государственно-правовых отношений проникло сначала в чешский, а затем в польский язык. В Польше в XIII – XIV веках словом «шляхта» стали называть формирующееся в это время военно-служилое сословие.

С заключением в 1385 году Кревской унии и началом публикации первых земских привилеев этот термин распространился также и на территории Великого княжества Литовского (ВКЛ). Здесь в это время имели хождение другие термины для обозначения военно-служилого сословия, среди которых важнейшая роль принадлежала «боярам». В течении XV – XVI веков различные термины в государственно-правовых документах бытовали параллельно. Но по мере эволюции политического устройства ВКЛ и оформления шляхты как единого сословия произошла постепенная унификация терминологии.

Происхождение шляхетского сословия ВКЛ

В процессе становления шляхетского сословия на территории ВКЛ можно выделить несколько этапов. Первый соответствует периоду с середины XIII до конца XIV веков. В это время в продолжение традиции Древнерусского государства княжеские дружинники и воины, происходившие с территории Полоцкого, Туровского и Смоленского княжеств по-прежнему именовались «баляры», или «бояре». Со второй половины XIII века так же именовались дружинники великого князя литовского, а также дружинники удельных князей и даже крупных землевладельцев.

Батальная сцена на одной из миниатюр Радзивилловской летописи XV века

Принадлежность всех этих людей к общей группе определялась общей для всех обязанностью служить своему князю, что, в свою очередь, давало им права на получение от него кормлений и возможностей приобретения и держания земельной собственности. В состав этой категории входили лица различной социальной и имущественной принадлежности. Среди них были как потомки мелких литовских князей, а также старшей дружинной знати, являвшиеся богатыми наследными собственниками-вотчинниками своих земель, так и находящиеся в личной зависимости слуги князя, за службу получавшие от него стол, содержание, одежду, оружие и подарки, а также часть военной добычи.

Исследования показывают, что подавляющее большинство бояр по своему имущественному положению были людьми небогатыми. Как правило, они владели лишь небольшой усадьбой и одним-двумя зависимыми людьми-челядинами, или вовсе не имели своей земельной собственности.

Второй этап датируется временем между окончанием XIV и первой половиной XVI веков и связан с правовым оформлением военно-служилого сословия. Начало этому процессу было положено в 1387 году изданием великим князем литовским Ягайло первого земского привилея в ознаменование заключения Кревской унии с Польшей. В нем говорится, что воинская повинность в ВКЛ распространяется не только на «людей, носящих оружие, или бояр» (armigeri sive boyarines), но на всех мужчин, к этому способных.

Те из бояр, которые принимали католическую веру, а также их наследники, получали права владеть, держать, продавать, дарить, менять свои земли по собственной доброй воле. Жившие на этих землях крестьяне должны были выполнять в его пользу те повинности, которые полагалось выполнять в пользу князя. Они также освобождались от выполнения всех других принудительных работ, за исключением замковой повинности. Привилей гарантировал эти права как в отношении самих бояр и их прямых наследников, так и в отношении их вдов.

В 1413 году был издан Городельский привилей, адресатом которого являлись «паны, шляхтичи и бояре» (nobiles, barones, boyares) католического вероисповедания. Привилей подтверждал их старые владельческие права и предоставлял новые: занимать земские и придворные должности, участвовать в заседаниях великокняжеской Рады и в деятельности общих сеймов, распоряжаться доходами с полученных в качестве пожалований великокняжеских имений, т.е. те же права, которыми к тому времени уже пользовалась польские паны и шляхта. С целью укрепления боевого братства поляки даровали литовским боярам свои гербы. Семьи, пользующиеся одним гербом, рассматривались как родственники друг друга.

Хотя вышеназванные права предоставлялись первоначально лишь боярам-католикам, в результате междоусобной войны 1430 – 1434 годов в ВКЛ они оказались распространены также и на православных. Соответствующие решения были проведены в привилеях Ягайлы 1432 года и Сигизмунда Кейстутовича 1434 года.

Казимир IV Ягеллон, великий князь литовский в 1440 – 1492 годах, король польский в 1447 – 1492 годах

Закрепление привилегированного характера военно-служилого сословия ВКЛ произошло в привилее Казимира IV Ягеллона, изданном в 1447 году. В этом документе нашли подтверждения права бояр на земли и собственность, дарованные им предками Казимира, были гарантированы основные права на владение, наследование, продажу, залог и обмен имений. После смерти боярина его владения не могли быть конфискованы, а передавались его наследникам. Кроме того, дочери и родственницы бояр могли выходить замуж без ведома князя или его наместника.

Одним из важнейших положений привилея было освобождение живших во владениях бояр зависимых крестьян от уплаты любых повинностей в пользу государственной власти с передачей права на получение соответствующего дохода за их владельцем. На боярские владения распространялось также права судебного иммунитета, что делало их владельца единственным судьей для своих крестьян. Привилей подтверждал личную свободу и неприкосновенность бояр, гарантировал принцип личной ответственности при судебных конфликтах, предоставлял боярам ряд других привилегий, в том числе свободу выезда за границу для службы.

Права и обязанности шляхты

Правовое положение шляхетского сословия, созданное великокняжескими привилеями XIV – XVI веков и получившее окончательное оформление в Статутах ВКЛ 1529, 1566 и 1588 годов, резко отличалось от правового положения иных категорий населения. Шляхта могла владеть землей на правах личной собственности, имела право беспошлинно торговать продукцией своих имений, в том числе вывозить их за границу, была освобождена от выплаты таможенных пошлин на товары, приобретенные за границей для личного пользования, а также от всех других налогов и повинностей, кроме обязанностей несения военной службы во время войны и выплаты денежных средств на военные нужды, которые собирались по решению общего сойма.

Шляхтич имел право оставлять службу у одного магната и переходить к другому, а также свободно выезжать за пределы страны. Он сохранял свободу независимо от того, как долго находился на службе у того или иного магната или проживал на арендованной у него земле. В законодательных актах провозглашались неприкосновенность личности шляхтича, которого было нельзя заключить в тюрьму до суда. Судить его могли только равные ему другие шляхтичи. Только шляхта имела право занимать государственные должности и участвовать в заседаниях сойма. Для защиты общих интересов шляхта имела право объединяться в политические союзы-конфедерации.


Основным занятием для большинства шляхтичей в мирное время были охота, пиры и танцы, сформировавшие особый тип шляхетской культуры XVI – XVIII веков

Основной обязанностью шляхты являлась военная служба. В 1502 году на сейме в Новогородке было установлено, что каждый землевладелец должен переписать своих людей и списки отдать Великому князю под присягою, что ничего не утаил. С каждых десяти имевшихся у него служб (крестьянских дворов) шляхтич должен был выставить с собой ратника в «зброе» (вооруженного – прим. ред.), на коне и с копьем. Начиная с 1528 года ратник в полном вооружении должен был выставляться с каждых восьми служб. Кто имел только восемь, обязан был выезжать сам. В документах их называли «конные бояры, якия людей не маюць», или «пешая шляхта». У кого людей было меньше или совсем не было, должны были снаряжать воина вскладчину от соответствующего числа крестьянских дворов в их собственности.

Было установлено, что не явившийся к сроку на сборный пункт подвергается штрафу в 100 грошей, кто не выедет неделю спустя, теряет имение, а за дезертирство полагалась смертная казнь. В 1528 году было установлено, как должен быть снаряжен воин в походе: «на добром кони во зброи з древом, с прапором, на котором бы был панцер, прылъбица, меч, або корд, сукня цветная, павеза и остроги две». В том же году был составлен список, кто и сколько всадников по призыву к ополчению должен выставить. Наибольшее число воинов выставляли Виленское воеводство (3605 человек, из которых 466 всадников со всех своих имений должен выставить виленский воевода Гоштовт), Трокское воеводство (2861 человек, из которых трокский воевода выставлял 426 всадников), а также Жмудская земля (1839 человек, из них 371 всадника выставлял жемайтский староста). Общая численность посполитого рушения могла достигать 10 178 воинов.

Эти и другие данные переписей войск ВКЛ в 1528, 1565 и 1567 годах явно показывают огромную имущественную разницу между различными представителями одного сословия. В то время, когда крупные феодалы могли выставить в армию целые конные отряды, представители мелкой шляхты не имели даже положенного вооружения. По количеству выставленных шляхтой воинов их можно разделить их на пять основных категорий в зависимости от величины земельных владений. К первой группе относятся самые мелкие шляхтичи (1 всадник), затем мелкие (2 – 10 всадников), средние (11 – 50 всадников), крупные (60 – 100 всадников), магнаты (более 100 всадников).

Абсолютное большинство военнообязанных шляхтичей принадлежит к группе самых мелких и мелких землевладельцев. В 1528 году они составляли 2562 человек, или 81 процент всех шляхтичей, явившихся на смотр из белорусских поветов (уездов). При этом они выставляли 53,6 процента всех (3873) лошадей из белорусских поветов, или 10,5 % всех (19817) лошадей ВКЛ.

Категории шляхты

Наиболее заметной группой господствующего сословия являлась высшая знать, в состав которой вошли потомки удельных русских и литовских князей и старших дружинников, богатые вотчинники, и крупные землевладельцы, крупнейшие иерархи церкви. Примерно с середины XV века для ее обозначения в государственно-правовых актах начинает использоваться термин «паны». В Статутах ВКЛ и других документах выделяются следующие их категории:

  • «Паны радные» – высшая знать, представители которой занимали придворные должности и заседали в составе Рады ВКЛ;
  • «Паны хоруговные» – крупнейшие землевладельцы, выступавшие в поход под своими знаменами (хоругвами) во главе собственных отрядов;
  • «Панята» – богатые землевладельцы, выступавшие на войну под особой хоругвой в составе особого отряда, отдельно от поветового ополчения шляхты.

Как правило, панами-радой и панами хоруговными являлись представители одних и тех же семей. Во второй половине XVI века эта группа по польскому образцу стала называться «магнатами». «Попис войска ВКЛ» 1528 года насчитывал 23 магнатских рода, аналогичный документ 1567 года – уже 29 родов, каждый из которых владел более чем тысячей крестьянских дымов.


Магнаты Речи Посполитой первой половины XVII века. Фрагмент картины Томаша Долабеллы

На более низкой в сравнении с этой группой ступени находились «бояре-шляхта», или со второй половины XVI века – просто «шляхта», – которые также были внутренне весьма неоднородной группой. Ее костяк составляли средние и мелкие собственники, которые обладали хорошей оседлостью и владели одним или несколькими имениями с собственными землями и обрабатывавшими их зависимыми крестьянами. Они, как правило, имели наследственные гербы, или наделялись ими, получив шляхетство от короля. Впоследствии, в XVII – XVIII веках, эта группа получила название «фольварочной шляхты».

Еще ниже ступенью находилась наиболее многочисленная группа малоимущей шляхты, владевшей лишь 5 – 10 волоками земли (волока - 21,36 га), которые, при отсутствии зависимых крестьян, они обрабатывали собственными силами. Совершенно не отличаясь от крестьянства в имущественном плане, малоземельная шляхта пользовалась всеми основными привилегиями своего сословия и обладала характерной корпоративной культурой. Зачастую образовывались целые шляхетские поселения, так называемые «застенки» или «околицы», которые были обособлены от соседних крестьянских поселений. Их население известно как «застенковая», «околичная» или «загоновая» шляхта.

Наконец, в самом низу находилась безземельная шляхта («голота»), которая жила за счет аренды государственных или магнатских земель на условиях выплаты оброка («чиншевая шляхта»), или за счет службы («служилая шляхта»).


«Шляхтич на загроде равен воеводе». Небогатый шляхтич, рисунок XVIII века

Особенностью Великого княжества Литовского являлось наличие значительной по численности промежуточной группы, занимавшей положение между шляхтой и крестьянами. Таким промежуточным статусом, например, обладали «панцирные бояре», или «панцирные слуги», набиравшиеся из вольных людей, крестьян и мещан и селившиеся в пограничных с Московской державой районах. На условиях бесплатного пользования наделами и рядом других привилегий они должны были участвовать в походах «с имений своих поспол (наравне – прим. ред.) с бояры», а также нести пограничную и гарнизонную службу. Между походами они должны были подчиняться местному каштеляну.

Другой подобной группой являлись «путные бояре» («путные слуги», «сельские путники»), выполнявшие «путную службу», т.е. поездки по поручениям администрации и за это получавшие аналогичные права пользования полученным от Великого князя земельным наделом. Пока границы шляхетского сословия оставались открыты, эти военнообязанные крестьяне часто стремились, – и в большинстве случаев им это действительно удавалось, – попасть в его ряды. Известны, однако, и противоположные случаи, когда бояре-слуги, которые не могли выполнять свои обязанности, переводились в категорию зависимых крестьян.

Литература:

  • Любавский М.К. Очерк истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. – Мн.: Беларуская навука, 2012, – 397 с.
  • Лойка П. А. Шляхта беларускіх зямель у грамадска-палітычным жыцці Рэчы Паспалітай другой паловы ХVІ – першай трэці ХVІІ ст. – Мн., 2002. – 99 с.
  • Саганович Г. М. Войска Вялікага Княства Літоўскага ў ХVІ – ХVІІ ст. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1994. – 79 с.
  • Селицкий А. И. Польская шляхта в социально-правовой системе Российской империи // Поляки в России: XVII – XX вв.: Материалы Международной научной конференции. – Краснодар: «Кубань», 2003. – с. 105–128.
  • Грицкевич А.П. Формирование феодального сословия в Великом княжестве Литовском и его правовые основы (ХV – ХVІ вв.). // Первый Литовский Статут 1529 г. Вильнюс, 1982.
  • Грыцкевiч А.П. Шляхта. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.6, кн. 2. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.220 – 223.
  • Грыцкевiч А.П. Баяры. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.338.
  • Ткачоў М. А. Баяры панцырныя. // Энцыклапедыя гiсторыi Беларусi, т.1. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 2003. – с.339.

Около миллиона белорусов являются потомственными шляхтичами. Слова «шляхта» происходит от двух немецких слов «род» и «сражение», что дословно означает «люди боя». Белорусская шляхта считается благородным сословием, которая сражалась за Отечество во время образования государства.

В предании говориться, что родоначальниками белорусско-литовской шляхты являются древние римляне. Так литовцы подчеркивали благородность и древность своего рода. Шляхтичей могли называть рыцарями.

В Великом Княжестве Литовском (ВКЛ) около 15% населения была шляхтой. Подобная концентрация элитных слоев общества стала уникальной для Европы. Она одновременно представляла собой вид ополчения для защиты границ ВКЛ и руководящая элита общества.

Шляхтичи считали своим богатством достоинство и честь, а принципом – равенство и свобода. Они были единственными носителями национального сознания белорусского народности: они знали и интересовались историей предков, имела собственные политические и духовные идеалы.

Речь Посполитая и ВКЛ не обладали своим институтом регистрации гербов. Многие первоисточники сообщают только о польской шляхте, но это не так. Шляхта была многонациональна и могла проживать за пределами польских земель. Кроме поляков в нее входили литвины или белорусы и жемойтийцы, предки современных татар, русских, украинцев, евреев и литовцев. Люди из Венгрии, Франции, Дании и Швеции приезжали к королю ВКЛ для службы. Отсюда и разнообразие конфессий среди шляхты. Она выполняла неповторимую социально-политическую роль в государстве. Шляхту разделяли по воеводствам: волынская, пинская, виленская и т.д.

Раздел Речи Посполитой привел к перерегистрации шляхты в число русского дворянства. В этот период большая часть белорусской шляхты потеряли свое благородное сословие, оказавшись помещиками или крестьянами. В Росси только 1% населения относились к дворянам. Высокая концентрация элитного сословия на бывшей территории ВКЛ пугало правительство. Четыре века гонора и почестей не прошли даром. Шляхта требовала к себе соответствующего отношения и в составе России.

Октябрьская революция полностью уничтожила шляхту. Многие семьи покидали территорию Беларуси. Оставшиеся представители были убиты, высланы в сибирские регионы. Многие в страхе меняли известные фамилии и уничтожали свои документа, где упоминалось их отношение к высшему сословию.

Шляхта является важной частью белорусской истории и национальным достоянием. Она на несколько веков появилась раньше российского дворянства и обладала уникальными историческими традициями. Геральдика и история Европы неразрывна со шляхетской историей и гербами. В отсутствие объективной концепции белорусской истории история шляхты помогает посмотреть на прошлое по-другому. Беларусь является страной замков и рыцарей, свободолюбивого и гордого народа.

Где же сегодня белорусская шляхта? Тонкими ниточками между прошлым и настоящим могут быть бабушкины предания, редкие и уникальные родословные ювелирные вещи и т.д. Были случаи, когда дворянскую грамоту находили за иконой или картиной. Но все они истлели от сухости и превратились в прах. Кое-где еще можно услышать о шляхетском прошлом – нравах и обычаях, околицах и т.д.

Сегодня составлены шляхетские энциклопедические словари. Они содержат более 200 тысяч фамилий и гербов. Но большая часть литературы издана на территории Польше. Если в гербовниках есть фамилия, то большая вероятность, что потомки высшего белорусского сословия сегодня носят именно ее. Почему вероятность? В XVIII веке начали активно подделывать документы принадлежности к шляхетскому сословию.

Истинные наследники шляхты инстинктивно проявляют шляхетность в поведении, отношению к прошлому, чувстве собственного достоинства и т.д. Они занимают руководящие должности в частных и государственных структурах, культуре и науке. Шляхетские гены видно в умении руководить, сохранении фенотипа, желанию учиться. Идеалом шляхтича был человек с высокими моральными принципами, деятельный и ответственный, жизнь которого основана на шляхетском кодексе чести.

В советское время вспоминать о своем происхождении было сначала опасно, а потом немодно. Осмотрительные родители сжигали фотокарточки статных дедушек в парадной форме и модниц бабушек, которых никак не примешь за идеологически правильных крестьян. А сегодня их дети объявили себя наследниками голубых кровей. «Большой» отправился в Минское собрание шляхты и дворянства, чтобы узнать, что же это за птица - современный белорусский аристократ.

«Уравнивают только гильотина и эшафот»

Чего только ни ожидаешь увидеть, когда стучишься в кабинет Минского собрания шляхты и дворянства: рыцарские доспехи, робкие слуги, белые лошади, поросята в яблоках - но нет, офис как офис, разве что на стенах гербы для антуража. А между прочим, именно сюда каждый день приходят люди, с которыми, если бы не революция семнадцатого года, корреспонденту «Большого» вряд ли удалось переброситься хотя бы парой словечек.

Минское собрание шляхты и дворянства официально существует с 2009 года. Среди основных его целей - объединение потомков знатных родов, изучение генеалогии и геральдики, возрождение морально-этических традиций и организация всевозможных салонов, концертов и балов. За советские годы наследников шляхты и дворянства неплохо разбросало по социальной лестнице: есть среди них и бывший министр, и автослесарь.

Николай Шалимо, адвокат:
«Прадед мой, по рассказам, был очень богатый человек. Трех своих сыновей - в том числе моего деда - он направил в Америку учиться. Дед получил диплом агронома и вернулся в Беларусь. После революции он скрывался, но профессия выручила - дед не только избежал репрессий, но и умудрился стать заместителем председателя колхоза».

Председатель собрания Игорь Чекалов-Шидловский когда-то преподавал математику в политехническом институте и всерьез заинтересовался собственной генеалогией после того, как в одном из гербовников обнаружил фамилию Шидловских. По оценке Игоря Владимировича, одной звучной польской фамилии достаточно, чтобы причислить себя к шляхетскому роду:

Шляхта - это же не российское дворянство. Шляхтич берег свою фамилию как знамя. В Российской империи могло быть хоть десять тысяч Ивановых, потому что дворяне давали рабам свою фамилию. Я принципиально не сказал «крепостным крестьянам», это ведь эвфемизм. Если человека можно продать и купить, это раб.

Сарматский портрет - форма парадного рыцарского портрета, характерная для живописи Великого княжества Литовского в XV-XVIII веках. Такие портреты выставлялись в специальных залах как свидетельство благородного происхождения.

Впрочем, к социальному неравенству Игорь Владимирович относится философски:
- Уравнивают только гильотина и эшафот. Государство - это всегда пирамида, и главное, чтобы наверх попадали люди достойные.

У Чекалова-Шидловского есть еще одно доказательство собственного благородного происхождения - семейные предания и фотографии, которые хранились в запасниках альбомов. Вместе с замом и руководителем музыкальных и культурных программ Юрием Шереметом он демонстрирует красивые фотокарточки дореволюционных времен, где знатные усачи в парадной одежде перемежаются с нарядными дамами. «Ну как, похожи наши предки на крестьян?» Ни капельки, честное слово.

Дом Ваньковичей, который стал филиалом Национального художественного музея, - единственная восстановленная шляхетская усадьба в Минске.

Как проверить свое шляхетское происхождение?
По мнению членов Минского собрания наследников шляхты и дворянства, на шляхетское прошлое в первую очередь указывает фамилия. Сверить ее с перечнем из пофамильного гербовника здесь можно бесплатно. Если нашли, то в Минском собрании вы с большой долей вероятности будете считаться аристократом.
Для реального подтверждения знатного происхождения придется продолжить исследовательскую работу. Надежнее всего проверить информацию в Национальном историческом архиве. Прежде чем идти туда, постарайтесь собрать максимально полные сведения о ваших предках: фамилии, имена, отчества, даты и места рождения лиц, которые родились до 1917 года. Как вариант, опросите пожилых родственников или посетите кладбища, где захоронены ваши предки. Поиски в архиве можно проводить самостоятельно, а можно прибегнуть к услугам специалиста. «Исполнение запроса генеалогического характера» архив оценивает почти в одиннадцать миллионов рублей. Не пугайтесь, это максимум. Как правило, за исследование рода у вас попросят от трех до шести миллионов. Кстати, чем более вздорным был характер у ваших прадедов, чем чаще они ругались и судились, тем больше вероятность отыскать их следы в архивных бумагах.

Каждый десятый белорус - шляхта»

Слушаю детективные истории о том, как современные шляхтичи и дворяне обнаружили знатность своего рода, и понимаю: такой раритет, как фотокарточки прадедушек и прабабушек (или любые другие реальные документы), есть далеко не у всех членов собрания. Чаще всего в качестве доказательства голубых кровей выступают славные фамилии в паспортах и полные многозначительных намеков рассказы бабушек и дедушек.

Каждый десятый белорус сегодня может причислить себя к наследникам благородного сословия, - прикидывает Игорь Владимирович. - С документами сложнее: еще в XVIII веке по указу Екатерины II в российское дворянство перевели только 25% шляхты. К этому времени у многих уже истлели нобилитационные грамоты. Подтвердить свое знатное происхождение было нечем. Российские чиновники хотели разобраться в этой системе, приезжали в то или иное место - и видели людей, которые живут по-крестьянски, но носят саблю. При этом они издревле считались шляхтой: «Отец и дед наш воевал, на сейм нас приглашают» - но доказать ничего не могли, а потому попадали в мещанское или крестьянское сословие.

Галина Валицкая, ландшафтный дизайнер:
«О благородном происхождении нашего рода я что-то слышала от родителей, но всерьез эти слова не воспринимала. Была еще история, до сих пор не знаю, правда или шутка: будто бы в 70-е годы родственники оставили наследство в Штатах - но это выглядело настолько анекдотично, что родители отказались. Потом, уже после смерти родителей, я обнаружила, что наша фамилия значится в списках дворянских родов, и за эту ниточку стала тянуть, как Даша Донцова».

Документы, которые сохранились до 1917 года, охотно уничтожали сами их обладатели. Потому как советское правительство активно обменивало их на билеты куда-нибудь на спецпоселение - правда, только в один конец. Нередки были случаи, когда носители гордых аристократических фамилий меняли в них несколько букв, чтобы избавиться от опасной буржуазной фонетики.

Так что же это получается: никаких документов? Верить честному благородному слову? Может быть, «справку» об аристократичности рода можно получить в государственных архивах? Члены Минского собрания в ответ только руками разводят и объясняются: это у них в организации можно бесплатно проверить, встречается ли ваша фамилия в гербовниках, и получить грамоту-артефакт (при этом руководство собрания подчеркивает, что их грамота - это всего лишь реконструкция, а не подлинный документ, имеющий юридическую силу), а Национальный архив просит денег.

Если у вас не шляхетская, а дворянская фамилия, придется обращаться в Петербург - там еще дороже.

Получается, что далеко не каждому современному белорусскому аристократу по карману подтвердить чистоту своей крови. Что неудивительно: шляхетство не равнялось богатству даже в Великом княжестве Литовском. Юрий Шеремет ссылается на воспоминания голландского путешественника:
- Он ехал в Москву через земли княжества и поражался: какой же это высокородный человек едет на возу с навозом? А в навоз сабля воткнута. Шляхтич порой жил беднее, чем крестьянин. Но с саблей даже пахать выходил!

Интересуюсь, есть ли сабля - непременный атрибут шляхетства - у председателя. Есть! Подарили в честь пятилетия Минского собрания. Демонстрировать мне ее берется Юрий Шеремет: слегка достает из ножен, чтобы видна была скользящая по лезвию надпись.

Только до конца не вынимай, - мимоходом бросает Игорь Владимирович. - Если шляхтич достал саблю из ножен, значит, придется ею кого-то разрубить.

В кабинет заходит человек - и уже понятно, шляхтич он или нет. Движения, осанка, интеллигентная манера разговора… У многих из нас крупные носы, большие глаза. Это генетика!

Расшифровка польского шляхетского герба Любич
В поле лазоревом подкова серебряная, концами вниз обращенная, а внутри и на вершине подковы той - два кавалерских креста серебряных».
Перевернутая серебряная подкова отгоняет зло и несчастье, символизирует рыцарство.
Рыцарские кресты обозначают отвагу и смелость.
Голубой фон в данном гербе не несет смысловой нагрузки, но в целом в геральдике ассоциируется с небом, честью, чистотой.

Что, так и будем «я мужык, дурны мужык»?»

О внешнем сходстве незнакомых особ благородного происхождения здесь могут рассказать множество историй: встретятся на каком-нибудь современном балу или собрании два человека, видят друг друга первый раз, но похожи как братья - и вдруг выясняется, что у них общие предки. От разговоров о дворянском фенотипе неуловимо тянет снобизмом, что так не похоже на моих собеседников. Как бы невзначай интересуюсь, чувствуют ли наследники шляхты свое отличие от людей неблагородного происхождения.

Нет. Более того, если к нам приходят люди, которые не имеют никакого отношения к шляхте, но интересуются историей, мы только рады: формально их в организацию не принимаем, но приглашаем на свои мероприятия. Мы ведь тоже в первую очередь обыкновенные люди современной жизни, которые серьезно относятся к своим корням. Шляхетство и дворянство дают нам возможность перенестись в другой мир, насладиться иной жизнью.

На вопрос о том, не ностальгируют ли современные аристократы по старым временам, когда благородное происхождение гарантировало привилегии в обществе, шляхта и дворяне тоже отвечают отрицательно.

Обязанностей было больше, - взвешивает все за и против Игорь Чекалов-Шидловский. - Брать саблю и идти воевать - небольшая привилегия. Да и шляхта была в основном мелкой, трудовой. Что касается должностей, то их уже с века XVIII-XIX не занимали по фамилии. Происхождение ценилось, но личные качества были важнее. Не нужно забывать еще и о том, что шляхта - это не каста. В данное сословие можно было попасть за военные и гражданские заслуги - и попрощаться с ним за неподобающее поведение.

Наталья Чекалова-Ефимова, филолог

«Бабушка шепотом говорила мне, что у нас дворянские корни, есть свои земли в Ставрополье. В семье поддерживались дворянские традиции: к примеру, у папы за столом было свое место, куда никто не имел права садиться. Он учил нас не доедать с тарелок до конца - как бы оставляешь бедным. Дом был частный, и, если кто-то просился на ночлег, мы обязаны были впустить. Да, в детстве это казалось игрой, но в списках Ставропольского края действительно есть фамилия Ефимовых».

У нас, кстати, то же самое, - добавляет Юрий Шеремет. - На салонах я всегда напоминаю, что мы здесь все под гербами ходим, и это обязывает нас вести себя соответствующе. Мы не Иваны, не помнящие родства своего. К примеру, на одной из встреч я увидел, как член нашего собрания - из хорошего рода, между прочим! - стоит с бокалом в руке, но в куртке и бейсболке. А у нас ведь строгий дресс-код: женщины в вечерних платьях, мужчины в темных костюмах. И все, больше этот человек на наших встречах не присутствует. То же бывает за нарушения кодекса шляхетской чести.

По словам членов Минского собрания наследников шляхты и дворянства, во многих европейских странах возрождение благородных династий - это практически государственная политика. Как еще консолидировать нацию, воспрепятствовать ее размытию многочисленными эмигрантами? И главной своей задачей Минское собрание называет воспитание чувства самосознания и патриотизма у белорусов.

Из шляхетских родов
Хотя рассуждения об особой пассионарности шляхты и дворянства не имеют никакого научного обоснования, множество белорусских деятелей культуры и вправду имели благородное происхождение. К примеру, самым настоящим шляхтичем был Янка Купала. Историк и писатель Вацлав Ластовский, первый редактор «Нашей Нивы» Александр Власов, драматург Франтишек Олехнович, общественные деятели братья Луцкевичи - все они потомки мелкой шляхты. А знали ли вы, что представитель русского рока Андрей Макаревич - потомок белорусских шляхетских родов? На Березовщине (Брестская область) жили его предки по отцовской линии, на Витебщине - по материнской. Вот вам и «Машина времени».
Белтелерадиокомпания недавно презентовала целый сериал о белорусской шляхте «Шляхта. Брутальная гісторыя», так что, если заинтересовались темой, обязательно посмотрите. «Большой» рекомендует!

Мои собеседники, которые весь разговор держались сдержанно, в раз становятся эмоциональнее.
- Убрать этот бренд «Люди на болоте»! Что, так и будем «я мужык, дурны мужык» или, как у Некрасова, «высокорослый больной белорус»?
- Нет, мы не такие!
- Разве можно кого-то этим увлечь? Пятью-то ложками затирки? Героическими историями нужно вести за собой! Высокими идеями!
- Почему белорусов нам показывают в вышиванках и соломенных шляпах? А где сарматская мода? Ладно хоть от лаптей стали отказываться - не наше это, а российское. Видят волынку, говорят: «Шотландская!» Нет, это дудой называлось. Хорошо, что сегодня мы понемногу начинаем говорить о наших корнях.
- Нужно, чтобы белорус понял, что отчизну нужно любить. В этой земле лежат твои предки! Красивейшая страна, прекрасный народ - только ему нужно об этом напоминать.

Юрий Шеремет, музыкант, администратор бизнес-центра:

«Род Шеремет идет от прусского короля. Шереметьевы, Колычевы, Романовы - все они пошли от этой фамилии. Моя бабушка, родом из Слуцка, закончила женскую гимназию и владела шестью-семью языками. На языке оригинала читала мне Гете, Мицкевича…»

Когда я уже собираюсь уходить, наследники шляхты и дворянства предлагают и мне поискать свою фамилию в гербовниках. В молоко. Мельникова - слабая заявка на шляхетство. Собеседники явно не хотят меня огорчать: «Может быть, по материнской линии?» - и взамен на названную мамину фамилию напоследок дарят мне возможность почувствовать себя особой дворянских кровей.

P.S. Профессия обязывает нас быть подозрительными, а потому мы позвонили в Национальный исторический архив Беларуси. Там нам еще раз напомнили, что Минское собрание наследников шляхты и дворянства не выдает подлинных документов. Грамота, которую можно получить здесь, - это реконструкция, что не дает стопроцентной гарантии дворянства или шляхетства. Хотя даже в архиве не сталкивались с тем, чтобы подтверждение дворянства или шляхетства требовалось для чего-то большего, чем знакомство с родом: как-то не принято у нас в стране по родословной возвращать имения. Так что за светской атмосферой, приятной беседой и компанией единомышленников добро пожаловать в Минское собрание наследников шляхты и дворянства, а историческую правду и серьезные документы, проливающие свет на ваше, без сомнения, благороднейшее происхождение, придется все-таки поискать на архивных полках - тем более, как уверяют сотрудники, бумаги здесь неплохо сохранились.


Шляхта – так называлось привилегированное сословие на территории Речи Посполитой. Речь Посполитая – это государство, существовавшее с XVI по XVIII века и объединившее Королевство Польское и Великое княжество Литовское. В состав Речи Посполитой входили и территории современной .

Януш Радзивилл (1612- 1655)
Гетман Великого княжества Литовского
Портрет около 1654 года

Шляхту можно называть аристократами Речи Посполитой, а также в какой-то мере сравнивать с русским дворянством. Однако, в отличие от дворян Российской Империи, у шляхты были гораздо более широкие права. Так, именно шляхта на территории Речи Посполитой избирала короля. При этом само шляхетское сословие было весьма многочисленным и разнообразным. Среди шляхты встречались и весьма небогатые люди, которые, как и крестьяне, сами работали на земле. Но, все же, в отличие от крестьян, они были свободными людьми – имели шляхетские вольности.

Так как шляхта была многочисленна, сегодня многие белорусы, если начнут изучать свою родословную, смогут найти среди своих предков и представителей шляхетского сословия.


Барбара Радзивилл (1520-1555)

Богатые и влиятельные представители шляхетского сословия назывались магнатами. К примеру, князья Радзивиллы, чей родовой замок находился в Несвиже (город в Минской области Беларуси).


Людвика Каролина Радзивилл (1667 - 1695)
Гравюра

Одежда шляхты по европейской моде


Костюм белорусской шляхты в XVI-XVIII веках ничем не отличался от одежды европейских аристократов. Так, в XVI веке в Европе было Возрождение и, соответственно, представители и представительницы шляхетского сословия носили одежду по моде своего времени. Это могли быть как костюмы в стиле итальянского Возрождения, так и костюмы по немецкой моде - в стиле .


Бона Сфорца
Гравюра

В XVI веке польской королевой являлась итальянка Бона Сфорца. Именно ей и приписывается введение итальянской моды при королевском дворе Речи Посполитой.


Бюст Барбары Радзивилл XVI века

Бона Сфорца славилась своей красотой, а также любовью к ядам. Именно с именем Боны Сфорцы связана история с отравлением Барбары Радзивилл. Сын королевы Боны Сигизмунд Август влюбился в представительницу магнатского рода Радзивиллов Барбару. Его мать, королева Бона Сфорца, была против их брака. Возможно, из-за того, что опасалась усиления влияния князей Радзивиллов на своего сына. В итоге после свадьбы Барбара Радзивилл умерла от странной болезни. Скорее всего, она была отравлена. Сигизмунд Август до последнего оставался со своей возлюбленной. А после смерти Барбары Радзивилл его отношения с матерью были весьма напряженными.


Отравление королевы Боны
Художник Ян Матейко, картина 1859 года

Бона Сфорца в итоге вернулась в Италию, где и умерла. Существует версия, что умерла королева Бона не своей смертью. Ее отравил ее собственный врач Папагоди, которого некоторые историки считают агентом могущественного королевского рода Габсбургов.


Катажина из Потоцких и Мария Лупу, дочь молдавского господаря Василия Лупу. Первая и вторая (с 1645) жёны Януша Радзивилла (1612-1655)
Художник Иоганн Шрётер
Одеты по моде стиля барокко

В XVII веке в Европе господствует очередной . И белорусская шляхта также носит костюм в данном стиле. При этом как по испанской, так, чуть позже, и по французской моде. В XVIII веке приходит время стиля рококо.


Януш Радзвилл (1612-1655)
Портрет 1630-ых гг.
Одет по моде стиля барокко


Альбрехт Станислав Радзивилл
Портрет 1640 года
Одет по моде стиля барокко

Однако костюм белорусской шляхты имел и свой местный колорит. Проявились местные особенности лишь в мужском костюме. Так, белорусский шляхтич XVI-XVIII веков мог одеться как по европейской моде, так и в шляхетский костюм.


Портрет Гризельды Сапеги. 1630-е годы
Одета по испанской моде начала XVII века
Жена Яна Станислава Сапеги –
представителя влиятельного магнатского рода Сапег
Руины дворца Сапег можно увидеть
в белорусском поселке Ружаны (Брестская область)

Жупан


В XVI веке представители шляхты, а также горожане поверх нижней рубахи могли носить жупан – одежда из сукна или шелка, расширяющаяся вниз от линии талии. Застегивался жупан на пуговицы или же крючки. Чаще всего носили жупаны красного, желтого и голубого цветов. Зимой могли носить жупан на меховой подкладке. До XVII века жупан подпоясывался.


Портрет Яна Станислава Сапеги (1589-1635)
Одет в жупан и делию

C XVII века поверх жупана начинают носить кунтуш и пояс перемещается на кунтуш.


Портрет Януша Вишневецкого. XVII век

Кунтуш


Кунтуш – это одежда, которая пришла на территорию Речи Посполитой . Возможно, во второй половине XVI века, в те времена, когда на польском престоле находился король родом из Венгрии - Стефан Баторий.

Венгры же в свою очередь позаимствовали кунтуш у турок. Однако те кунтуши, которые носили в XVII-XVIII веках на территории Речи Посполитой, по своему крою отличались от турецких.


Кунтуш в Речи Посполитой обязательно носили поверх жупана и подпоясывали. Застегивался кунтуш на талии на пуговицы или же крючки. Длинные откидные рукава кунтуша делались разрезными до плеча. Такие рукава могли носить закинутыми за плечи. Иногда кунтуш надевали только на один рукав. Шили кунтуши из сукна, шелка, бархата.

Делия


Еще одним видом одежды, которую носила белорусская шляхта, была делия. Делию чаще всего носили с жупаном в XVI-XVII веках. Делия – это своеобразный плащ, который набрасывался на плечи. Делия была одеждой, которую носили магнаты и король на парадных выездах, посольских приемах, во время заседания сейма. То есть делия – это парадная одежда, отражающая статус того человека, который ее носил. Делия также могла украшаться широким меховым воротником.


Обязательным элементом костюма белорусской шляхты, да и шляхты Речи Посполитой в целом, являлся пояс. Самые известные пояса того времени – слуцкие.

Слуцкие пояса


Производство поясов началось в 1750-е годы на мануфактуре, основанной в белорусском городе Слуцк. Отсюда и название – слуцкие пояса. Мануфактура принадлежала князьям Радзивиллам, а основателем мануфактуры считается князь Михаил Казимир Радзивилл.




Слуцкий пояс XVIII века

Изначально пояса на территорию Речи Посполитой привозились из стран Востока, в том числе из Персии (современный Иран). Поэтому мануфактуры по производству поясов также стали называть «персиарнями». Помимо Слуцка мануфактуры были открыты и в некоторых других городах.

Слуцкие пояса ткались из тонких шелковых, серебряных и золотых нитей. В их рисунке сочетались восточные узоры с местными мотивами. К примеру, на слуцких поясах могли вышивать цветок василька. Ширина поясов была 30-50 см, а длина от 2 до 4,5 метров. Пояса были двухсторонними, то есть с двух сторон лицевыми. Таким образом, слуцкие пояса можно было носить на любую сторону. Концы поясов иногда обшивались бахромой.


Портрет короля Речи Посполитой Августа III (1696-1763)
Кунтуш с откидными рукавами и поясом

Мануфактура в Слуцке просуществовала до 1848 года, то есть до первой половины XIX века. В XIX веке белорусские земли уже входили в состав Российской Империи. В этот период пояса вышли из моды. В прошлом остался и шляхетский костюм, а также и само шляхетское сословие.


Станислав Август Понятовский (1732 - 1789)
Последний король Речи Посполитой

В не могло быть так много дворян, как было шляхты в Речи Посполитой. Присоединив белорусские земли, Екатерина II начала так называемый процесс разбора шляхты. Самые бедные представители шляхетского сословия были приравнены к крестьянам и лишены своих вольностей. Что касается магнатов, то за ними все их права и владения были сохранены.