Методическое объединение. План работы методического объединения учителей начальных классов

Анализ работы школьного методического объединения учителей начальных классов за 2014 – 2015 учебный год

В коллективе учителей начальных классов налажена атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги постоянно работают над формированием творчески работающего коллектива учителей – единомышленников.

Анализ работы проводится с целью оценки деятельности учителей начальных классов, разработки целей на 2015 – 2016 учебный год, для определения путей совершенствования работы МО учителей начальной школы. Методическая работа – это основной вид образовательной деятельности, который представляет собой совокупность мероприятий, проводимых учителями в целях овладения методами и приёмами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса.

В 2014 – 2015 учебном году коллектив начальной школы работал над методической темой «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для реализации ФГОС второго поколения».

Важнейшей целью работы МО является - создание условий для реализации педагогического мастерства, повышение уровня профессионального саморазвития учителей при реализации системно - деятельностного подхода в обучении младших школьников в рамках реализации ФГОС второго поколения.

Для её реализации были сформулированы следующие задачи:

    совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность, применять современные методы обучения и внедрять новые технологии; изучать и использовать в работе опыт лучших учителей;

    продолжить целенаправленную систематическую работу по развитию у учащихся младших классов творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей посредством организации различных форм работы;

    использовать в учебном процессе здоровьесберегающие технологии;

В начальной школе на 1 сентября 2014 года было скомплектовано 17 классов. Обучение велось в режиме двух смен пятидневной недели. Обучение осуществлялось по разным программам, что позволяет обеспечивать благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей.

программа

классы

«Школа 2100»

1 «а,б,в,г,д», 2 «а,б,в,г», 3 «а,б,в», 4 «а»

«Перспективная школа»

4 «б,в,г»

КРО (V// вида)

3 «г»

Учителями были разработаны рабочие программы на основе Основной образовательной программы начального общего образования и авторских программ УМК «Перспективная начальная школа», «Школа 2100». Все программы по предметам на заседании МО были рассмотрены и согласованы. Учебные программы всех учебных курсов (теоретическая и практическая часть) выполнены в полном объёме, отставаний нет.

Все УМК соответствуют требованиям ФГОС. Они позволяют обеспечивать вариативность, уровневый подход в осуществлении образовательного процесса, тем самым создавая условия для освоения программы начального общего образования всем детям, в том числе одарённым и детям с ограниченными возможностями здоровья; развивают познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируют основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Коллектив учителей начальной школы состоит из 15 человек. Представляем некоторые статистические данные о педагогических кадрах на конец 2014 – 2015 учебного года:

по стажу:

всего педагогических кадров

от 0-2 лет

от 3-5 лет

от 6-10 лет

от 11-15 лет

от16-20 лет

от 21-25 лет

свыше 25 лет

по образованию:

всего педагогических кадров

высшее

среднее специальное

незаконченное высшее

среднее

обучаются заочно

В связи с введением в школах ФГОС НОО встаёт проблема повышения профессионального мастерства педагогических работников до уровня, необходимого для успешной реализации новых стандартов. Необходимость совершенствования педагогических знаний, появление новых стратегий обучения, внедрение школьных технологий, реализация модели личностно-ориентированного обучения требует от педагогов постоянной работы над повышением своей квалификации. Поэтому коллектив учителей начальных классов постоянно повышает уровень профессионального мастерства, регулярно проходя аттестацию на квалификационную категорию. На конец 2014 – 2015 учебного года имеют:

I категорию

Вдовкина С. Н., Зуева М. А., Королёва Т. Г., Малышева Н. А., Новопольцева Е. А., Осипова И. Л., Рахимбакиева Д. Р., Тихонова Л. Н.

II категорию

Свяжина Е. В.

Учителя нашего методического объединения стремятся к совершенствованию педагогического мастерства и повышению уровня профессионализма через самообразование и курсы повышения квалификации. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. В этом учебном году прошли курсы повышения квалификации по теме «Компетентностный подход в профессиональной деятельности учителя начальных классов» - Малышева Н. А., Новопольцева Е. А., Осипова И. Л.

В течение учебного года учителя начальной школы посещали обучающие семинары на базе ИМЦ, проводившиеся с целью обеспечения учителей информационно-методическим сопровождением в процессе внедрения ФГОС.

Кабинеты начальной школы располагают, пусть и не в полной мере, некоторой материальной и технической базой, обеспечивающей организацию и проведение основных видов деятельности обучающихся. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, установленным для их обслуживания.

Во всех кабинетах обеспечивается доступ педагогов к информационной среде учреждения и к глобальной информационной среде.

Данные условия обеспечены наличием в начальной школе:

    наличием у каждого учителя персонального компьютера, имеющего выход в Интернет;

    кабинет 210 оснащён нетбуками для каждого учащегося;

    в кабинетах 208, 210, 213 установлено мультимедийное оборудование, оснащены интерактивными досками;

    библиотека и читальный зал, в котором - компьютер, имеющий выход в Интернет, сканер, принтер;

Педагоги используют информационно-образовательные ресурсы, благодаря которым имеют возможность входить в единую информационную среду, фиксировать ход образовательного процесса, размещать материалы, иметь доступ к любым видам необходимой для достижения целей основной образовательной программы информации, ограничивать доступ к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития, обеспечивать необходимый электронный документооборот.

В качестве информационного освещения в нашей школе имеется официальный сайт. Родители и учащиеся имеют свободный доступ к информации на сайте, а также к электронному журналу, благодаря которому могут своевременно осуществлять контроль за успеваемостью и посещаемостью ребёнка.

Внеурочная деятельность в первых, вторых и третьих классах организовывалась по следующим направлениям развития личности ребёнка: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Организация занятий по данным направлениям во внеурочное время была неотъемлемой частью образовательного процесса. На каждой из этих параллелей проводились занятия: «Мир родного края глазами души», «Здоровейка», «Очумелые ручки», «Детская риторика», «Занимательная математика», знакомились и учились создавать проекты. В этом учебном году учащиеся вторых классов впервые пытались защитить свои первые проекты, и у них это получилось. Это заслуга следующих педагогов: Рахимбакиева Д.Р., Тихонова Л.Н., Неделько А.П., Малышева Н.А.

Коллектив учителей начальных классов реализовывал и воспитательные задачи – целенаправленное формирование высоконравственной, гармонично развитой личности младшего школьника. Это решалось созданием содружества детей и взрослых, связанными едиными целями, деятельностью, гуманными отношениями, развитием и разнообразной творческой деятельностью.

Стало традицией посещать Тюменские театры. В прошедшем году посмотрели следующие спектакли:

Тюменский театр кукол: «Огниво», «Белоснежка и семь гномов»;

Тюменский драматический театр: «Бременские музыканты»;

Театр «Ангажемент» спектакль по правилам дорожного движения;

Учащиеся 4 классов совместно с классными руководителями - Вдовкина С. Н., Зуева М. А., Осипова И. Л., Малышева Н. А. совершили поездки по городам России, узнали много нового. Они побывали в старинном сибирском городе Тобольск, посетили на южном Урале Кунгурские пещеры.

Учащиеся 1 классов совместно с родителями достойно отстаивали честь школы в городском конкурсе «Здоровый завтрак для чемпиона», 1 место поделили с МАОУ СОШ № 67. Помогали им подготовиться классные руководители: Чиянова Е.В., Плешева Н. В., Абушеменова Г.С., Тихонова Л.Н., Новопольцева Е.А.

Большая организационная и воспитательная работа проведена по празднованию 70-летия Победы ВОВ. В каждом классном коллективе прошли классные часы, оформлены уголки, стенды. А завершающим мероприятие стала «Битва хоров», где дети исполняли песни на военную тематику.

Характерной чертой системы работы школы являются различные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности, которая ярко представлена при проведении тематических недель. Были проведены декада математики, декада гуманитарных наук. Они позволяют углубить и расширить знания учащихся во внеурочной деятельности, применить нестандартные формы работы с детьми, повысить мотивацию, сплотить классные коллективы, развить толерантность, дать возможность каждому ребёнку проявить свой талант. Особое значение при проведении предметной недели приобретают формы учебно-воспитательной работы предметной направленности, когда материал, изучаемый на уроках, находит своё логическое завершение во внеурочной деятельности. Это формы работы, которые соединяют в себе обучение и воспитание в единый процесс:

    олимпиады по предмету;

    организация выставок: «Парад волшебных букв», «Парад волшебных цифр»;

    тематические конкурсы: конкурс чтецов, газет, «Математика в пословицах и поговорках», «Математика в сказках», «Парад геометрических человечков»;

    интеллектуальные марафоны;

    нетрадиционные занятия;

Во время проведения предметной недели в школе царило праздничное, приподнятое настроение. Все дети, а так же их родители, были заняты общим делом: они учились, творили, соревновались, переживали, обсуждали, мастерили, рисовали.

Следует отметить учителей, которые в ходе проведения предметных недель проявили хорошие организаторские способности, что способствует развитию творчества и профессионального роста самих педагогов, это - Королёва Т.Г., Вдовкина С.Н.,Свяжина Е.В., Абушеменова Г.С., Плешева Н.В., Чиянова Е.В., Достовалова Л.В.

Активно участвовали во всех конкурсах первоклассники, что свидетельствует об их успешной адаптации к школьной жизни.

В дальнейшем следует обратить внимание на то, что есть классные руководители, которые проигнорировали это значимое мероприятие, дети этих классных коллективов не принимали участие в конкурсах. А параллель вторых классов проводила работу обособленно от всего коллектива.

В течение всего учебного года учителя принимали участие в методической работе объединения школы. В 2014-2015 учебном году было проведено 4 заседания МО.

Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед МО. Все заседания проведены своевременно, на них рассматривались не только теоретические вопросы, но и проводились практические семинары, во время которых учителя, логопед, психолог школы обменивались своим опытом, что позволило заинтересовать педагогов проводимой работой, способствовало проявлению инициативы, творчества.

Вопросы, рассматриваемые на заседаниях МО, находят отражение в педагогической деятельности педагогов, что даёт возможность расширять свою профессиональную компетентность по различным аспектам преподавания. Темы некоторых выступлений на МО:

    «Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста» - логопед Никитина К.В.,

    «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе» - Рахимбакиева Д.Р.,

    «Технология личностно-ориентированного образования» - Неделько А.П.,

    «Игровые технологии» - Бабикова Г.А.,

    «Формы контроля и учёта достижений учащихся» - Новопольцева Е.А.,

    «Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся 1-ых классов» - Свяжина Е.В.,

    «Использование контрольно-измерительных и тренировочных материалов» - Зуева М.А.

Одним из существенных недостатков в работе МО является отсутствие взаимопосещения уроков коллег, отчасти это объясняется тем, что очень часто происходит взаимозаменяемость в виду отсутствия учителей по уважительной причине (болезнь, прохождение курсов, заочное обучение, вакансии).

МО и заместитель директора осуществляли контроль за ведением школьной документации, составляли контрольные работы за полугодие и учебный год, проверяли ведение дневников учащимися и рабочие тетради по предметам. На заседаниях МО были отмечены замечания по записям в журналах (правильно формулировать темы по литературному чтению). В основном документация заполняется своевременно, аккуратно, без грубых нарушений. Замечания по ведению исправляются. Рабочие тетради ведутся в соответствии с требованиями, выработанными методическим объединением, проверка письменных работ проводится постоянно, объём соответствует нормам, прослеживаются разные виды работ, ведётся работа по чистописанию.

Педагоги начальных классов продолжают активно внедрять в учебный процесс разные формы и виды использования ИКТ с целью активизации учебной деятельности по развитию навыков самообразования школьников, соблюдая принципы компетентностного подхода в обучении.

В коллективе учителей начальной школы много опытных педагогов, но наряду с ними есть и молодые специалисты, которые имеют высокий уровень подготовленности. Педагоги принимают активное участие в освоении новых педагогических технологий, совершенствуют своё педагогическое мастерство, развивают навыки педагогического анализа, творческих и экспериментальных исследований.

Всеми учителями соблюдается здоровьесберегающий режим: на уроках проводятся физминутки с достаточной двигательной активностью обучающихся, используются упражнения, направленные на снятие напряжения для глаз, учителя постоянно следят за правильной осанкой школьников. В содержание учебного материала включаются сведения, формирующие у детей навыки здорового образа жизни. На всех уроках уделяется достаточное внимание формированию универсальных учебных действий обучающихся.

В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого потенциала возрастает, работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой и продолжает оставаться одним из приоритетных направлений.

В рамках программы «Одарённые дети» учащиеся нашей школы принимали участие во Всероссийских олимпиадах и конкурсах «Русский медвежонок», «Олимпус», «Гелиантус». Следует отметить следующих учащихся и классных руководителей:

Остриогло Кирилл, Привалова Вероника, Готолина Елена – 2 «в» класс, педагог Рахимбакиева Д. Р.

Ренжина Надежда, Рахимбакиев Марат, Сурхаев Эдик, Шубина Дарья, Давлетшина Аделина, Герасимов Алексей, Дельпер Арсений – 2 «б» класс, учитель Тихонова Л. Н.

Климович Александра - 1 «в» класс, Плешева Н. В.

Литвинова Арина, Кучма Максим, Косоманов Александр – 3 «б» класс, учитель Королёва Т. Г.

Богута Марк – 4 «г» класс, Вдовкина С. Н.

Участие в этих конкурсах формирует определённые навыки и умения отвечать на вопросы, увеличивает объём знаний и расширяет кругозор.

На параллели вторых классов прошли конкурсы по шашкам, где были выявлены лучшие игроки.

Творчество детей невозможно без творчества учителей. Учителя нашей школы используют индивидуальные и групповые задания для обучения, ориентируют школьников на дополнительную литературу с указанием источника информации. Индивидуальная и групповая работа предполагает практические задания, проектную деятельность, работу с дополнительным материалом. По русскому языку и литературе большое внимание уделяется развитию творческих способностей (написание сочинений, самостоятельное чтение произведений, не предусмотренных программным материалом с дальнейшим обсуждением).

Несмотря на усилия работающих учителей, остаются некоторые проблемы при подготовке детей к олимпиадам: необходимо повысить уровень качества обученности при помощи составления индивидуальных программ, отслеживания роста ученика при помощи мониторинга; больше проводить школьных конкурсов таких как, «Умники и умницы», олимпиад по предметам; нужна система в работе;

На протяжении многих лет длится активное сотрудничество нашей школы с детскими дошкольными учреждениями № 36, 62, 161, находящимися на территории микрорайона. И этот год не стал исключением. Совместно была проведена педагогическая акция «Навстречу друг другу – 2014» в ходе которой обменялись опытом, знаниями, наблюдениями. Педагоги Вдовкина С.Н., Зуева М.А., Осипова И.Л., Достовалова Л.В. присутствовали на открытых занятиях в детских садах, а так же выступили на родительских собраниях, где рассказали родителям дошколят, как подготовить ребёнка к школе, на что обратить серьёзное внимание. Воспитанники дошкольных учреждений совершили экскурсии по школе.

В марте прошёл единый методический день «В творческой мастерской учителя», активное участие приняли учителя начальной школы. Ими были проведены открытые уроки:

Рахимбакиева Д. Р. – русский язык, тема урока «Первоначальные понятия о грамматической основе предложения»

Бабикова Г. А. – математика, тема урока «Единицы измерения времени. Неделя».

Малышева Н. А. – русский язык, тема урока «Что такое склонение. 3 склонение имён существительных».

В апреле месяце в рамках проекта «Большая перемена» завучами школы совместно с учителями были подготовлены материалы по результатам внедрения ФГОС НОО. Для родителей учеников были проведены следующие мероприятия:

Круглый стол «Патриотическое воспитание младших школьников» - руководитель Свяжина Е. В.

Презентация (из опыта работы) «Проектная деятельность младших школьников» - руководитель Рахимбакиева Д. Р.

Мастер – класс «Двигательная активность школьников на уроках и во внеурочной деятельности» - руководитель Тихонова Л. Н.

Проанализировав работу методического объединения, следует отметить, что учителя работают над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Задачи, поставленные перед МО реализованы. Методическая работа позволила выявить затруднения учителей, положительные и отрицательные моменты. К положительным можно отнести:

    общение и оказание методической помощи в работе со стороны опытных педагогов, своевременная критика и помощь;

    обсуждение новых технологий обучения и контроля, поиск нового;

    работа по накоплению методической копилки в МО, способствующая повышению профессионализма;

    теоретические выступления имели практическую направленность;

    слаженная работа учителей, атмосфера сопереживания;

По сравнению с прошлым учебным годом результативность работы учителей в целом повысилась.

Наряду с имеющимися положительными тенденциями в методической работе педагогического коллектива имеются и определённые недостатки:

    слабая вовлечённость педагогов в исследовательскую и проектную деятельность;

    недостаточное количество открытых мероприятий и уроков;

    недостаточная активность участия в дистанционных конкурсах, отсутствие публикаций у педагогов;

    отсутствие призовых мест на городских предметных олимпиадах;

    недостаточная работа по обобщению и применению передового педагогического опыта;

Исходя из анализа и наличия проблем, в новом учебном году методическое объединение продолжит работать по теме «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для реализации ФГОС второго поколения» и решать следующие задачи:

    совершенствование профессионального мастерства учителей начальных классов в ходе реализации инновационных педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения;

    создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями;

    осуществлять психолого-педагогическую поддержку учащихся с разным уровнем обучаемости;

    усилить работу по сохранению здоровья учащихся и пропаганде здорового образа жизни;

    продолжать изучение и обобщение передового опыта работы учителей начальной школы;

    продолжить работу по реализации преемственности между детским садом и начальной школой, а также начальной и средней школой;

Работу методического объединения в 2014 – 2015 учебном году признать удовлетворительной.

Аналитический отчет МО начальных классов за 2012-2013 учебный год.

В 2013-2014 учебном году коллектив учителей начальных классов работал над методической темой «Повышение качества знаний обучающихся на основе внедрения эффективных форм работы на уроках в условиях здоровьесберегающей педагогики. Универсальные учебные действия как психологическая составляющая фундаментального ядра образования школьников».
Цель: Непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области начального образования.
Основные задачи, которые решались в ходе работы:
1. Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий.
2. Формирование потребностей педагогов в постоянном профессиональном саморазвитии, самосовершенствовании.
3. Развитие системы поиска и поддержки одаренных детей, их сопровождение.
4. Освоение и внедрение современных образовательных технологий.
5. Совершенствование эффективности структуры урока в свете современных требований.
6. Продолжить работу по реализации преемственности между детским садом и начальной школой, а также начальной и средней школой.
Работа методического объединения проводилась по плану, в котором сформулированы основные задачи на текущий учебный год, определены основные организационно-методические мероприятия, тематика и время проведения научно-методических докладов, открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий, формы и сроки контроля качества знаний, умений и навыков учащихся. На этот год были запланированы и проведены следующие семинары:
- «Активные методы обучения как средство успешного обучения младших школьников»; (школьный уровень – МО нач. кл)
- «Преемственность начального и среднего звена»; (школьный уровень)
- «Преемственность ДОУ и начальной школы» (совместно с ДОУ «Елочка», «Журавушка», «Аленка», «Лесовичок», «Теремок»); (школьный уровень)
- «Что такое современный урок?»; (школьный уровень)
- «Активные методы обучения как средство успешного обучения младших школьников»; (районный уровень – Мамонтова Е.И.)
В течение учебного года было проведено 6 заседаний МО по следующим темам:
1) Подготовка к новому учебному 2013-2014 году. Основные задачи МО учителей начальных классов на 2013/2014 учебный год.
2) «Каким должен быть современный урок. Требования к современному уроку».
3) ФГОС. Системно-деятельностный подход в обучении. Формирование учебно-познавательных компетенций». Проблемы преемственности и перспективности (совместно с МО естественного цикла)
4) Мониторинги в 4 классе. Комплексные и метапредметные работы
5) «Профессиональный стандарт учителя».
6) «Деятельность учителя по формированию УУД».
7) Освоение и внедрение современных образовательных технологий.
Особое внимание уделялось применению современных образовательных технологий, использованию разнообразных форм, приемов и методов ведения современного урока. На одном из заседаний методического объединения в рамках МО были представлены и проанализированы уроки с учетом требований ФГОС. Представлен самоанализ учителя по уроку. Тема заседания: «Системно-деятельностный подход в обучении. Формирование учебно-познавательных компетенций». Учитель Акишева Л.А. показала проект урока в 3 классе «Органы чувств человека», технологическую карту, отражение в плане урока развитие УУД. Оптимальный темп урока, использование мультимедийной презентации, представление проектной деятельности обучающихся в стихах, в фотографиях, с компьютерной поддержкой, фронтальная и групповая форма работы, самоанализ урока – все это способствовало тому, что урок получил хорошую оценку присутствующих.
Постоянное совершенствование педагогического мастерства учителей идет через самообразовательную работу. В этом учебном году с творческим отчетом по самообразованию на заседании МО выступила: Мамонтова Е.И. по теме «Развитие коммуникативной компетенции как один из факторов успешного формирования УУД».
В повышении качества образования большое значение имеет курсовая система повышения квалификации. По программе «ФГОС второго поколения начального общего образования и его реализация в различных образовательных областях» курсовую подготовку прошли все учителя начальных классов. В 2013-2014 учебном году 4 педагога прошли курсы и получили право на ведение нового предмета «Основы мировых религий и светской этики» (Абдрахманова Г.А, Акишева Л.А., Ямщикова Н.А.,Корчагина Г.А.). 2 педагога прошли обучение и получили право на ведение курса ОРКСЭ в прошлом учебном году (Мамонтова Е.И., Пуляева В.В).
Хорошие результаты показали обучающиеся начальных классов в дистанционных предметных олимпиадах разного уровня. Всего приняли участие в 40 олимпиадах. В районной предметной олимпиаде 4-х классов: математика – 2 место Аветисян Вазген (Мамонтова Е.И.),матапредметная - 2 место Петрук Влада (Мамонтова Е.И.), 3 место Любченко Олеся (Корчагина Г.А.).
Внеурочной деятельностью были охвачены все обучающиеся. Кружковой работой охвачены 100 % детей. Внеурочная деятельность учащихся 1 класса началась с третьей четверти. В четвертой четверти прошла «Неделя начальных классах». Многие воспитательные мероприятия носили массовый характер и прошли при активном участии родителей.
План работы по преемственности «Детский сад - школа» со стороны МО выполнен не в полном объеме по объективным и субъективным причинам. Учителями Мамонтовой Е.И и Корчагиной Г. А. проведено по 14 занятий каждой, в «Школе будущего первоклассника», проведено по 2 родительских собрания, цель которых - обеспечить безболезненную адаптацию детей к школе.
В течение всего года продолжали активно работать по внедрению педагогических мониторингов, важным направлением которых является отслеживание качества обучения учащихся. Разрабатывали и подбирали тесты, тренировочные упражнения и задания по русскому языку и математике, литературе и окружающему миру. Итоговый контроль в 4-х классах показал следующие результаты;4А класс -100%У, 52%К, 4Б класс – 100%У, 77%К. В целом, анализ динамики обученности по классам по основным предметам за 2013/2014 учебный год имеет хорошие показатели.
Анализируя работу МО за прошедший год, можно сделать вывод, что поставленные задачи выполнены.
Вопросы, над которыми необходимо работать:
1. ФГОС. Система отслеживания развития УУД (методики, фиксирование);
2. Повышение качества обученности;
3. Научно-исследовательская работа с одаренными детьми;
4. Продолжать работу по преемственности «Детский сад-школа» и «Начальное звено – среднее звено».

Скачать План работы методического объединения учителей начальных классов

Анализ работы методического объединения

учителей начальных классов за 2016 - 2017 г.

Методическое объединение учителей начальных классов работает над темой «Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Цель нашей работы:

Задачи методического объединения учителей начальных классов:

В текущем учебном году на заседаниях МО учителей начальных классов были рассмотрены вопросы:

- «Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка».

- «Технология целепологания как основа конструирования современного урока ».

- «Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе».

- «Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках как эффективное средство повышения качества знаний».

- « Развитие мышления обучающихся при формировании умений работать с текстом учебника и с дополнительной литературой».

В своей работе учителя используют разнообразные методы: методы контроля и самоконтроля в обучении, метод получения информации и работа с ней, методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы самостоятельной работы, метод работы в парах, группах.

Приоритетными целями, реализуемыми на уроке, являются:

Формирование УУД;

Применение полученных знаний;

Решение творческих задач.

На уроках используются ИКТ: презентации, интерактивные задания.

Учителя: Великанова Т.С., Ложененко П. Ф., Баташова Л.А. в рамках аттестации провели открытые уроки на которых продемонстрировали внедрение ФГОС в практику учебной деятельности.

Великанова Т.С., Ложененко П. Ф., Баташова Л.А. прошли в этом году аттестацию.

В предметных олимпиадах приняли участие учащиеся 2-х - 4-х классов. Ученица 4 класса Пастухова Ю. заняла 2 место, ученица 4 класса Юркова П. заняла 3 место, ученик 4 класса Коробков Егор занял 3 место в классе. Ученица 3 класса Черняева Дарина 2 место в классе. Ученики 2 класса Васильев Дмитрий и Песковский Егор заняли 3место в классе.

Победили школьной олимпиады (учащиеся 2-х- 4-х классов) принимали участие в районной олимпиаде.

Учащиеся начальной школы приняли участие в школьной научно- практической конференции «Путь в будущее».

Группа учащихся 4 класса защищала проект «Самые высокие и низкие температуры», заняла 2 место. Учащиеся 2 класса выступили с коллективной защитой проекта «Моя - семья », заняли 1 место. Учащиеся 3 и 4 класса подготовили исследовательские работы: Кондрашова. Н «Поговорим о правильном питании» - 1 место, Юркова. П. «Что в имени моем» - 3 место, Пастухова. Ю.-«Выращивание кристаллов в домашних условиях» 2 место.

Учителями начальных классов в течение учебного года была организована работа по сохранению и укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни. С детьми проводились беседы и практические занятия по соблюдению правил личной гигиены, правильному питанию, дни здоровья.

Велась работа по ведению портфолио учащихся начальных классов. Учителя работают над ведением электронных портфолио.

На педсовете учителя начальных классов Баташова Л.А., Полковникова И. Н. поделились опытом своей работы по самообразованию. Великанова Т.С. давала открытый урок по теме самообразования.

Курсы повышения квалификации прошла в этом году Баташова Л.А. по теме: «Формирование грамотности чтения и развития письменной речи у учащихся образовательных организаций для всех ступеней школьного образования, в т. ч. с ОВЗ»

Была проведена неделя начальных классов.

Методическая тема на 2017 - 2018 учебный год остается прежней, т.к. в дальнейшем предстоит повышать уровень профессиональной компетентности учителей начальной школы в реализации образовательного процесса, направленного на достижение планируемых результатов по учебным предметам в соответствии с ФГОС.

Тема работы методического объединения начальных классов:

«Повышение эффективности и качества образования в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Цель: совершенствование педагогического мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС путём внедрения в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий.

Исходя из этого, работа методического объединения учителей начальных классов решает следующие задачи:

  1. Совершенствовать методы, средства обучения и воспитания, повысить уровень самостоятельной творческой учебной работы учащихся на уроке. Внедрять в учебный процесс современные учебно-методические и дидактические материалы.
  2. Создавать оптимальные условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся и формировать навыки самостоятельной учебной деятельности с привлечением информационно - коммуникативных технологий, электронных образовательных ресурсов.
  3. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.
  1. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных образовательных технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся, УУД.

Сведения о кадровом составе

Ф.И.О. учителя

Срок следующей аттестации

Курсы проходили

Срок следующих курсов

ЛожененкоПросковья Фоминична

27.12.2011 г.

2016г. 4 квартал

2015-«Подготовка к введению ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

2019

Полковникова Ирина Николаевна

Первая,

Декабрь,2014 г.

2019г. 4 квартал

2013

2017

Баташова Людмила Александровна

Первая,

20.12.2011 г.

2016г. 4 квартал

2016- «Формирова-ние грамотности чтения и развития письменной речи у учащихся образовательных организаций для всех ступеней школьного образования, в т. ч. с ОВЗ»

2020

Великанова Татьяна Сергеевна

Соответствие занимаемой должности,

27.12.2011 г.

2016г. 4 квартал

2015- «Система оценки образова тельных достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

2019

Темы по самообразованию

Ложененко П. Ф.

«Повышение качества урока через использование здоровье-сберегающих технологий в процессе обучения».

Баташова Л.А.

«Развитие познавательных способностей у младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения».

Полковникова И.Н.

«Развитие ИКТ - компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО».

Великанова Т. С.

«Формирование самооценки учащихся начальной школы в условиях ФГОС НОО».

План работы

методического объединения

учителей начальных классов

на 2016-2017 учебный год

Методическое объединение учителей начальной школы – структурное подразделение внутришкольной системы управления учебно-воспитательным процессом.

Методическое объединение учителей начальной школы координирует научно-методическую и организационную работу учителей.

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счете – на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования. Работа методического объединения учителей начальной школы планируется и осуществляется с учетом современных требований к образованию и преподавателю и включает поиск оптимального содержания образования.

Начальная школа – это фундамент образования, и от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире.

Методическая проблема: методическое сопровождение работы по ФГОС НОО

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителей, содействие повышению качества общего образования.

Задачи на 2016 - 2017 учебный год:

    совершенствовать кадровый ресурс системы образования путем организации повышения квалификации педагогов в условиях реализации ФГОС;

    оказать методическое сопровождение процессов реализациия ФГОС начального общего образования;

    продолжить методическое сопровождение основных направлений деятельности методической службы: итоговой аттестации выпускников; введения курса «Основы религиозных культур и светской этики»; реализации Концепции развития математического образования;

    оказывать методическое сопровождение подготовки и проведения ВПР;

    способствовать созданию условий для внедрения и распространения положительного педагогического опыта, инноваций, научно - исследовательской, опытно-экспериментальной и других видов творческой деятельности;

    совершенствовать систему информационно-методического обеспечения на всех уровнях, отвечающих запросам педагогов, включающей тиражирование результатов их педагогической деятельности;

    обеспечивать условия для обновления содержания учебного процесса, внедрения инноваций и новых педагогических технологий с целью улучшения качества обучения и воспитания.

Формы методической работы:

    Методическое объединение

    Теоретические семинары

    Семинары - практикумы

    Наставничество (консультации)

    Индивидуальные консультации

    Работа творческих групп

    Открытые уроки

    Предметные недели

    Аттестация

В соответствии с поставленными задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

    Подбор и расстановка кадров;

    Повышение квалификации, педагогического мастерства и аттестации кадров;

    Экспериментальная и инновационная деятельность.

    Обеспечение методической работы.

Ожидаемые результаты работы:

    Рост качества знаний обучающихся.

    Овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС.

    Сохранение контингента обучающихся.

В этом учебном году все мероприятия в начальных классах будут планироваться с учётом новой формы работы м/о « Предметная неделя как средство управления качеством образовательного процесса в школе ». Педагоги решили изменить направленность недель с целью выбора наиболее удобного варианта выбранной формы. Цели остаются при этом прежними.

Цели проведения:

1. Воспитание познавательного интереса к школьным предметам;

2. Переориентация восприятия учебных дисциплин;

3. Информальное использование учебных знаний, навыков, умений;

4. Формирование целостного взгляда на мир и человека;

5. Расширение кругозора;

6. Неформальное общение преподавателей и учащихся.

Межсекционная работа:

1. Открытые уроки.

2. Внеклассная работа (проведение праздников, экскурсий, школьных олимпиад и т.д.).

3. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, привлечение к сотрудничеству).

4. Работа кабинетов (пополнение учебно-методической базы).

5. Взаимопосещение уроков (в течение года с последующим обсуждением, рекомендациями).

6. Самообразование педагога (работа над методической темой, курсовое обучение, аттестация, семинары).

7.Неформальное общение (поздравление именинников, обсуждение, групповая рефлексия деятельности МО).

Кадровый состав.

Темы по самообразованию учителей начальных классов

Любимцева Елена

Сергеевна

«Развитие вычислительных навыков младших школьников на уроках математики»

2.

Павленко

Елена Викторовна

«Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математики»

3.

Роменская

Ирина Михайловна

«Развитие логического мышления на уроках математики»

4.

Штыкель

Елена Михайловна

«Развитие познавательных способностей у младших школьников»

Диагностическое обеспечение. Внутришкольный контроль

на 2016- 2017 учебный год.

Боева Т.В.

Диагностика учащихся 1 –го класса

Сентябрь

Любимцева Е. С.

Проверка тетрадей и дневников во 2- 4 классах

Ноябрь апрель

Учителя начальных кллассов

Тестирование по проверке знаний учащихся 1- 4классов

В течение года

Учителя МО

Проведение и анализ итогового контроля по предметам по полугодиям

Учителя МО

Воспитательная работа

в образовательном процессе с учащимися.

Название и план

Дата проведения

Ответственные

Заседание МО № 1

7.Проблемный семинар «Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения новых образовательных стандартов»

Боева Т. В.

Любимцева Е. С.

Заседание МО № 2

Тема: «Концепция математического образования в начальной школе»

    Обсуждение материалов «Концеппция математического образования »

    Обобщение опыта

    Обсуждение итогов «Недели математики»

    Обсуждение итогов проверки работы учителя над вычислительными навыками.

    Вводный контроль по русскому языку и математике во 2 - 4 классах.

Цель: проверить уровень учащихся 2 - 4 классов после летних каникул

и прочность усвоения программного материала в сравнении с предыдущими годами.

    Организация работы учителей с одаренными и со слабоуспевающими учениками.

    Организация работы учителя с тетрадями, дневниками.

Выполнение единого орфографического режима.

ноябрь

сентябрь

Учителя ШМО начальных классов

Учителя ШМО начальных классов.

Заседание МО № 3

Тема: «Формирование предметных и метапредметных компетенций учеников начальных классов»

    Формирование предметных и мета предметных компетенций на уроках русского языка.

    Технологизация образовательного процесса на уроках математики.

    Обобщение опыта.

    Практикум «Объективность выставления оценок в тетрадях».

    Выработка рекомендаций по ликвидации выявленных недостатков.

январь

Учителя ШМО начальных классов

Заседание МО № 4

Тема: «Использование

эффективных технологий на уроке русского языка»

    Трудные темы программы по русскому языку.

    Посещение уроков русского языка.

    Обмен опытом работы: «Использование эффективных технологий на уроке русского языка».

    Обзор новинок методической литературы .

    О подготовке и проведении недели предметных олимпийских игр

    Портфолио учащихся 4-х классов как результат формирования УУД.

март

Учителя ШМО начальных классов

Любимцева Е. С.

Павленко Е. В.

Заседание МО № 5

Тема: «Пути интенсификации учебного процесса в начальных классах»

    Творческий отчет по самообразованию. Защита педагогических проектов.

    Результаты итоговой аттестации.

    Подведение итогов работы МО за 2016-2017 уч. год.

    Обсуждение плана работы МО на 2017-2018 учебный год.

    Организация летнего досуга учащихся.

    Разное.

май

Учителя ШМО начальных классов

Мероприятия на 2016 – 2017 учебный год

Всемирный день животных: 4.10.2016

Викторина для учащихся 1 – 4 классов

4.10.2016

День учителя: 5.10.2016

Выставка рисунков: Мой любимый учитель.

5.10.2016

Международный день Чёрного моря: 31.10.2016

Конкурс рисунков: «Сохраним Чёрное море»

31.10.2016

День народного единства: 4.11.2016

Конкурс рисунков: «Мы соседи – мы друзья»

1.11 - 4.11.

Экологический праздник: Синичкин день 12.11.2016

Конкурс на лучший рисунок синички

Праздник в классе: Синичкин день

Акция: Изготовление кормушек для птиц

7.11 – 11.11

Всемирный день ребёнка: 20.11.2016

Творческий детский конкурс: «Здравствуй, детство!» - по номинациям: песни, танцы…

17.11.2016

День матерей России: 27.11.2016

Конкурс стихотворений: «Мама – это значит ЖИЗНЬ!»

24.11.2016

День неизвестного солдата в РФ: 3.12.2016

Возложение цветов к памятнику неизвестного солдата

2.12.2016

Новый год: 1.01.2017

Утренник: «Здравствуй, Новый год!»

25.12.2016

День защитника Отечества: 23.02.2017

Конкурс стихотворений: «Защитникам Отечества посвящается…»

Конкурс открыток: «Подарок папе»

20.02.2017

20.02 – 22.02

Международный женский день: 8.03.2017

6.03 – 7.03

Международный день птиц: 1.04.2017

Экологическая викторина: «Юные знатоки птиц»

6.04.2017

Праздник весны и труда: 1.05.2017

Конкурс открыток: «Весеннее настроение»

24.04 – 29.04

День Победы: 9.05.2017

Литературный конкурс стихотворений: «Герои Великой Победы»

Конкурс рисунков: «С Днём Победы!»

4.05.2017

2.05 – 5.05

Международный день семьи: 15.05.2017

Конкурс презентаций: «Семейный альбом»

15.05.2017

Пасха: 16.05.2017

Конкурс работ (в любой технике) – «Пасха в моей семье»

8.05 – 12.05

Неделя начальной школы

Выпуск стенгазеты «Математика – царица наук».

Проведение в каждом классе внеклассных мероприятий по математике.

День литературы.

    Выпуск стенгазеты «Литературная гостиная».

    Проба пера «В мире фантастики!» (оригинальное оформление работы)

День окружающего мира

    Выпуск стенгазеты «Мир природы».

    Внеклассное мероприятие к международному Дню леса.

День русского языка

    Выпуск стенгазеты «Я люблю свой родной язык»

    Конкурс каллиграфии «Король письма»

    Конкурс словарных диктантов «Страна Словария».

День искусства

    Выставка рисунков «Моя родная станица».

    Выставка работ «Наше творчество».

    Проведение открытого внеклассного мероприятия в школе.

    Линейка закрытия Недели начальной школы.

Протокол № 1

от 26. 08. 2016 г.

Заседания МО учителей начальных классов

отделения ООШ МБОУ СОШ ст. Павлодольской

Присутствовали – 4 человек.

Повестка дня:

Тема: «Планирование и организация методической работы учителей начальных классов на 2016/2017 учебный год».

Вопросы для обсуждения:

1.Рассмотрение и утверждение рабочих программ учителей начальных классов на 2016 – 2017 учебный год.

2. Требования к рабочей программе по учебному предмету, как основному механизму реализации основной образовательной программы.

3.Утверждение плана работы ШМО учителей начальных классов на 2016 – 2017 учебный год.

4.Корректировка и утверждение тем самообразования учителей.

5.Знакомство с нормативными документами.

6. Рассмотрение учебной нагрузки.

Выступили:

    С анализом работы МО за 2015 – 2016 учебный год выступила Любимцева Е. С. Доклад прилагается.

    Рассмотрели и утвердили рабочие программы учителей начальных классов на 2016 – 2017 учебный год.

    Утвердили план работы ШМО учителей начальных классов на 2016 – 2017 учебный год.

    Утвердили темы по самообразованию учителей.

    Познакомились с нормативными документами.

    Ознакомились с учебной нагрузкой на 2016 – 2017 учебный год.

Постановили:

    Руководителем ШМО оставить Любимцеву Е. С.

Руководитель МО: /Любимцева Е. С./

Секретарь: /Павленко Е. В./

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Методические объединения учителей начальных классов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Как и у всех, у учителей начальных классов есть свои проблемы, но главное, есть и новые идеи, которые они стремятся воплотить в жизнь. Планирование методической работы ведется по определенным темам после обсуждения их учителями. И лишь на основе их предложений рождается план работы на учебный год.

Учителя, ученики, их родители, многочисленные друзья и партнеры школы – вот те, кто ежедневно проводят в школе не "часть времени", а проживают "часть жизни". Для детей, которые растут, творят, делают выбор, оценивают и познают себя и окружающий мир. Учитель стремится к созданию системы не только в учебной, но и в воспитательной работе, а самое главное – к созданию среды, наполненной событиями, построенной на разделяемых всеми идеях и принципах.

Определение прямой, существенной связи между эффективностью деятельности учителя, уровнем развития учащегося, глубиной и прочностью его знаний, умений и навыков есть одна из главных целей при анализе состоянии и качества преподавания, организации процесса учения.

Педагогическая и важнейшая социальная задача школы – сделать все зависящее от учителя, чтобы каждый ребенок учился на максимуме своих возможностей, а руководителя – создавать для этого условия .

Задача методического объединения учителей начальных классов – целенаправленное развитие потребности искать новое, работать сегодня эффективнее, чем вчера, формировать лучшие черты характера, творческие способности, стремиться обрести свой стиль деятельности.

Коллектив учителей начальных классов и каждый учитель в отдельности за десять лет участия в объединении научились работать творчески.

Стремление к творчеству – основная цель значительной части учительства в наше время. Активно осваивается зарубежный опыт: групповые формы обучения, "мастерские", критическое мышление и т. п., разрабатываются собственные концепции развития школы, многие учителя создают интегрированные курсы, при определении темы курса и отборе его содержания используют источники, наиболее им созвучные.

Многие учителя начальной школы вошли в программу "Step by Step", которая впоследствии стала называться "Сообщество", где основательно ознакомились с новыми технологиями: "Чтение и письмо для развития критического мышления", "Педагогические мастерские", "Дебаты", "Проектная деятельность". Именно эти технологии и помогли измениться самим учителям и изменить традиционный урок, делая его более насыщенным и интересным.

В рамках программы "Сообщество" проходит работа по адаптации традиционных методик к новым формам обучения в эксперименте с целью сохранения содержания образования и выполнения требований стандарта образования и освоения новых технологий.

Главными задачами педагогов в рамках данной программы стало:

  • выявление и развитие способностей каждого ученика;
  • создание условий для формирования осознанных базовых знаний, умений и навыков самообразования в работе с научно-популярной литературой, проектной деятельности, развития творчески мыслящей личности.

Направления работы педагогов по программе "Сообщество"

Учителя разрабатывают новые формы учета достижений учащихся. Важным моментом в организации процесса обучения является выявление уровня качества знаний по разным предметам, уровня усвоения знаний, динамики развития каждого ученика.

В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого мышления. Повышение квалификации в области новых технологий обучения становится насущной потребностью каждого учителя. Появилась и соответствующая тематика самообразовательной работы:

  • "Педагогическая мастерская. Интеграция отечественного и зарубежного опыта",
  • "Технология развития критического мышления", "Педагогические технологии в начальной школе",
  • "Теория и практика инновационных педагогических технологий".

Расширение возможности освоения фактического материала органичным включением специальной работы по овладению инструментом мышления, мыслительными, операциями стало одной из ведущих проблем, над которой работают учителя .

Необходимо изучать и внедрять передовой педагогический опыт, знакомиться с достижениями психолого-педагогической науки с целью повышения научного уровня учителя, расширения зоны педагогического мастерства, учиться созданию нового образовательного пространства в классе.

На заседаниях методического объединения заслушиваются результаты работы учителей по темам самообразования, обсуждаются разработанные учителями методические рекомендации, готовятся раздаточные дидактические материалы и учебные пособия.

При проведении методических дней, практических семинаров представляются некоторые промежуточные результаты работы, на "круглых столах" анализируются достижения и неудачи, подводятся первые итоги .

  1. Тематика коллективной методической работы меняется ежегодно:
  2. Мальчики и девочки: особенности обучения и воспитания.
  3. Модернизация содержания начального образования.
  4. Психодиагностика и ее роль в образовательном процессе.
  5. Технология совершенствования общеобразовательных умений и навыков (ООУН).

Разнообразна и тематика самообразовательной работы учителей. Она в основном нацелена на решение проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности. Хочется отметить некую систему в работе по самообразованию учителя: от поиска литературы по теме, ее изучения, разработки упражнений, заданий, материалов, их описания до отчетов к концу учебного года.

Традиционная знаниевая парадигма утверждает, что школа должна давать, прежде всего, знания основ наук. А педагогика, ориентированная на действие, говорит, что ученик должен овладеть различными умениями, чтобы добиться успехов в жизни (проектное обучение, компетенции), стать активным и успешным членом общества целевая парадигма утверждает, что школа должна давать, прежде всего, знания основ наук. А педагогика, ориентированная на действие, говорит, что ученик должен овладеть различными умениями, чтобы добиться успехов в жизни (проектное обучение, компетенции), стать активным и успешным членом общества.

Методический кабинет начальной школы

Методически кабинет необходим в начальной школе. В нем содержится все необходимая для прогрессивного педагога начальных классов информация, включая учебные программы, инновационные наработки и иные методические материалы.

Задачи методического кабинета в начальной школе

  • организация семинаров по обмену педагогическим опытом работников учебного заведения;
  • организация лекций на педагогические и технические темы;
  • организация и проведение методических выставок и конкурсов;
  • организация педагогических практикумов;
  • организация педагогических чтений, научно-практических конференций;
  • организация педагогических консультаций для преподавателей;
  • создание справочно-информационного фонда;
  • обеспечение педагогических работников научно-педагогической информацией;
  • организация конференций по итогам методической работы в учебном заведении по единой педагогической теме;
  • организация встреч работников учебного заведения с мастерами педагогического труда и научными работниками.

В образовательных учреждениях сложились определенные формы повышения квалификации педагогических работников, однако, между различными видами методической работы часто нет должных связей, учета конкретных интересов и потребностей учительства.

Литература

  1. Татарченко С.С. Организация Методической работы в современной школе – М.: Каро 2007
  2. Беркалиев Т.Н. Заир-Бек Е.С. Тряпицына А.П. Инновации и качество школьного образования: Научно-методическое пособие для педагогов инновационных школ – М.: Ось -89 2008