Мыслительные шаблоны, приводящие к депрессии. Шаблонное и нешаблонное мышление(естессна,с вКонтакте)

Стереотипное мышление – это проблема, знакомая практически всем людям. Каждый временами попадает под влияние стереотипов, просто у кого-то это случается иногда, а у кого-то стереотипы стали основой мышления. Говоря о том, что такое стереотипное мышление, можно представить себе определенный шаблон, который все обобщает, и люди применяют его во всех ситуациях, хотя практически всегда ситуация выходит за рамки этого шаблона. Общество внедряет в сознание определенный образ мыслей, и человек, не имея собственного опыта в каких-либо вопросах, доверяется стереотипам, которые на деле оказываются бесполезными.

Еще во время учебы в университете я познакомилась с одним очень интересным мальчиком. Звали его Андрей. Андрей был умным, симпатичным, весьма добросердечным, но вот был у него один явный недостаток – он все видел в черно-белом цвете. Любая ситуация у него имела четкие границы, и если что-то за эти границы выходило, оно автоматически становилось неправильным. По мнению Андрея, все профессии делились на женские и мужские, все богатые люди нажили свое состоянием воровством, у каждого мусульманина под одеждой спрятана бомба, а женщины все мечтают только об одном – найти жениха побогаче.

Подобное стереотипное мышление часто мешало ему в жизни. В школе он очень любил иностранные языки, которые к тому же ему легко давались, но поступил он в технический университет, ибо «не мужская это профессия в словарях копаться». Так и выучился на специальность, которая ему неинтересна. Когда Андрей искал съемное жилье, его стереотипы мышления вынудили его отказаться от весьма хорошего варианта, просто потому что рядом жил кавказец (будет еще баранов в своей однушке резать). Личная жизнь тоже страдала от его подхода к жизни, ведь девушку, с которой Андрей встречался три года, он бросил, потому что «не должна женщина зарабатывать больше мужчины».

Так Андрей до сих пор и живет: работает на нелюбимой работе, живет в убогой квартирке (зато соседи – славяне), встречается с истеричкой-кассиршей. Недавно слышала от подруги историю, как Андрея привезли на скорой в больницу (отравился курочкой, которую приготовила «любимая»), и он целый час весь зеленый и дрожащий требовал мужчину-врача, так как женщины ничего не смыслят в медицине. Никакие уговоры на него не действовали, и не переубедило даже то, что у женщины, которой его изначально доверили, был красный диплом, многолетний опыт работы и множество научных статей.

Ограничивающие типы стереотипного мышления

Примеры шаблонного мышления встречаются повсюду. При общении с людьми нередко можно услышать подобные фразы: «Мужчинам от женщин нужен только секс», «Каждая женщина мечтает о детях», «Все рокеры – анархисты», «У блондинок мозгов как у амебы», «На эстраду попадают только через постель» и многое другое. Люди обобщают других по какому-то признаку (пол, возраст, национальность, профессия, внешность и т.д.), не принимая во внимание индивидуальные особенности каждого человека.


Какие существуют типы стереотипного мышления

Стереотипное мышление можно разделить на отдельные виды:

  • Полярное или черно-белое мышления (такое мышление заставляет человека делить все на плохое и хорошее, без каких-либо компромиссов);
  • катастрофизация мышления (характеризуется исключительно негативными прогнозами на свое будущее);
  • обесценивание позитивных явлений (человек замечает только свои неудачи, а весь позитивный опыт остается без внимания);
  • изменение мышления на фоне всплеска эмоций (человек доверяет стереотипам, так как он чувствует, что это правда);
  • наделение людей ярлыками (создание стереотипов относительно определенных групп людей);
  • минимизирующее мышление (человек все воспринимает слишком негативно, и даже положительные явления ему кажутся не столь радостными, как они есть на деле);
  • выборочное мышление (из всего, что случается с человеком, он воспринимает только неудачи);
  • уверенность в своем умении читать мысли (человек отказывается верить в то, что его первое впечатление может быть неверным);
  • чрезмерное обобщение (имея негативный опыт в какой-либо истории, человек обретает уверенность, что так будет во всех подобных ситуациях);
  • персонализация (человек считает себя причиной любых отрицательных эмоций со стороны окружающих);
  • долженствование (убеждение в том, что все должны действовать по определенному образцу без каких-либо отхождений от правил);
  • туннельное мышление (даже при наличии каких-то плюсов от ситуации, человек замечает только минусы).

Если Вы за собой заметили хотя бы одну разновидность стереотипного мышления, то советую Вам сразу же заняться изменением своих убеждений. В случаях когда самостоятельно с проблемой справиться не получается, необходимо обратиться к психологу.


К чему приводит стереотипное мышление

Стереотипное мышление – это мышление, которое вредит как своему носителю, так и людям, окружающим его. В зависимости от типа мышления и степени подверженности шаблонному мышлению человек подвергается различным видам негативного воздействия.

  1. Человек рискует потерять свою индивидуальность. Стереотип мышления – это некий шаблон, который подгоняет людей под определенный паттерн (модель поведения, образец). Так, при общении с человеком учитываются лишь стереотипы, а его индивидуальные особенности и навыки остаются без внимания при формировании образа. Паттерное мышление обезличивает окружающих, создавая тем самым преграды для выстраивания отношений.
  2. Заниженная самооценка. Под воздействием стереотипов человек осознает свое несовершенство. Понимая, что он не соответствует идеалам общества, человек перестает себя любить. Постепенно развиваются комплексы, а вера в себя практически исчезает. Замечая недовольство по отношению к себе со стороны окружающих, человек со стереотипным мышлением чувствует к себе отвращение. Желание всем понравиться в данной ситуации сильно вредит, так как неодобрение общества, даже если таких людей найдется и немного, повлияет на самооценку. Концентрируясь на своей неидеальности, человек неосознанно заменяет веру в себя массой комплексов касательно внешности, характера, достижений, финансового состояния.
  3. Боязливость. Человек испытывает сильное чувство страха касаемо своих слов и поступков. Любое действие, так или иначе, вызывает отклик в обществе. Стереотипное мышление пробуждает страх того, что окружающие осудят любой шаг. Каждый хочет одобрения и признания со стороны общества, но если какие-либо действия идут вразрез с общепринятыми нормами, то общество может запросто отвернуться от человека. Таким образом, боязнь общественного порицания приводит к тому, что человек старается никак не выражать свое мнение, чтобы случайно не потерять одобрение окружающих.

Последствия стереотипного мышления не всегда бывают столь катастрофическими. Часто жизнь людей не сильно зависит от стереотипов, но в запущенной форме подобное мышление может кардинально изменить жизнь.

Как избавиться от стереотипного мышления

Чтобы избавиться от стереотипного мышления, достаточно следовать нескольким правилам.

  1. Медитируйте. Подобное упражнение позволяет посмотреть на ситуацию со стороны. Медитации освобождают разум, и он, не подверженный никаким стереотипам, может порассуждать спокойно и без чужого влияния.
  2. Контролируйте собственные мысли. Пуская ход рассуждений на самотек, человек неосознанно подвергается влиянию стереотипов. Если в этот момент попробовать сосредоточиться на рассуждении и взглянуть на дело отчужденно, то мышление абстрагируется от стереотипов.
  3. Задавайте себе вопросы: «Зачем я так поступаю?» и «Почему?» помогут трезво взглянуть на ситуацию.

Первое время человеку сложновато следовать этим правилам, но со временем все эти упражнения становятся неотъемлемой частью рассуждений.


Итоги

Стереотипное мышление присутствует у многих людей, но лишь некоторые готовы признать проблему и попытаться исправить ситуацию. Постоянное саморазвитие – это необходимое условие для становления успешным человеком. Для более детального погружения в проблему можно почитать другие статьи на сайте, так как чем больше известно о сути проблемы, тем больше способов ее решения отыщется. Работайте над собой, над своим мышлением, над своим внутренним миром, ведь главный человек в вашей жизни – это Вы сами.

Много лет назад, когда человека, задолжавшего кому-либо деньги, могли бросить в долговую тюрьму, жил в Лондоне один купец, имевший несчастье задолжать большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил такого рода сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Несчастный отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую тюрьму, а сама она станет нищей и умрет с голоду.

Неохотно, очень неохотно согласились купец и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на усыпанной гравием дорожке. Когда ростовщик наклонился, чтобы найти камешки для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вы стоите на садовой дорожке и вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали?

Какой тип мышления вы бы использовали для решения этой задачи? Вы вправе утверждать, что тщательный логический анализ должен помочь девушке найти оптимальное решение, если таковое существует. Такой тип мышления представляет собой шаблонное мышление. Но есть другой вид мышления — нешаблонный.

В данной ситуации шаблонно мыслящие люди вряд ли смогут чем-либо помочь девушке, так как, по-видимому, метод, которым они могли бы решить эту проблему, имеет три возможных варианта:

1) девушке следует отказаться тащить камешек;

2) девушка должна дать попять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его таким образом мошенником;

3) девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради спасения отца.

Все предложенные варианты в равной степени беспомощны, ибо, если девушка откажется от жребия, отца бросят в тюрьму, если же она вытащит камешек, ей придется выйти замуж за ненавистного ростовщика.

Эта история показывает различие шаблонного и нешаблонного мышления. Шаблонно мыслящие люди в этой ситуации сосредоточили бы внимание главным образом на камешке, который девушка должна вытащить. Однако люди, мыслящие нешаблонно, по-видимому, направили бы внимание на тот камешек, который останется в сумке. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Итак, девушка в истории с камешками опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек мгновенно затерялся.

«Экая досада! — воскликнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный; стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в собственном мошенничестве! Вот каким образом, применив нешаблонное мышление, девушка не только вышла из, казалось бы, безвыходного положения, но, более того, оказалась даже в лучшем положении, чем прежде. Ибо, если бы ростовщик вел честную игру, положив в сумку черный и белый камешки, девушка имела бы равные шансы как на спасение, так и на гибель. Сейчас же она избежала нежелательного замужества и погасила долг отца.

Шаблонное мышление всегда было единственно почитаемым способом мышления. Логика, как крайняя форма такого мышления, превозносилась как образец, достойный подражания. При этом не учитывалось, сколь серьезны ее недостатки. Лучшим примером ограниченности шаблонного логического мышления могут служить вычислительные машины. Инженер-программист четко определяет задачу и указывает тот метод, каким эта задача должна быть решена. Затем вычислительная машина на жесткой, логической основе приступает к ее решению. Гладкий переход шаблонного мышления от одной надежной ступеньки к другой в корне отличен от нешаблонного мышления.

Возьмем, к примеру, набор детских кубиков и начнем ставить кубики один на другой так, чтобы каждый кубик стоял на нижнем твердо и устойчиво. Мы получим наглядную иллюстрацию функционирования шаблонного мышления. Если же мы рассыпем кубики в беспорядке, то получим пример нешаблонного мышления. Кубики можно как угодно соединять друг с другом или же не соединять вообще. Однако тот узор, который при этом, возможно, получится, может оказаться в такой же степени полезным, как и вертикально возведенная постройка.

Нешаблонное мышление легче оцепить, когда его показывают в действии, как в истории с камешками. Каждому приходилось сталкиваться с проблемами, разрешить которые, казалось бы, невозможно, пока вдруг неожиданно не обнаружится удивительно простое решение. А как только решение найдено, оно сразу же становится столь очевидным, что остается только удивляться, как оно раньше не приходило в голову, И в самом деле, такого рода задачи, видимо, трудно решить, пока для их решения используется шаблонное мышление.

Нешаблонное мышление занимается не только решением проблем, ему приходится также иметь дело с новым взглядом на вещи и с различного рода новыми идеями.

Если бы историю, подобную истории с камешками, сразу рассказать от начала до конца, сообщив таким образом ее решение, то слушатели, по-видимому, только усмехнутся — столь тривиальной она им покажется. И лишь в том случае, если дать возможность слушателям самим попытаться найти решение, становится очевидным, что это совсем не просто. Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением.

Субъекту, находящемуся в состоянии гипнотического транса, можно дать инструкцию вести себя самым странным образом после выхода из транса. Когда подходит время, субъект выполняет задания гипнолога, среди которых могут быть, например, такие: раскрыть, зонтик в гостиной, дать каждому по стакану молока или же встать на четвереньки и лаять по-собачьи. Если спросить, почему испытуемый ведет себя таким странным образом, он немедленно приведет вполне разумное объяснение, убедительно доказывающее силу рационализации. И хотя все участники опыта прекрасно знают истинную причину столь странного поведения испытуемого, тот может дать ему настолько разумное объяснение, что убедит любого неискушенного человека.

Когда решение проблемы уже найдено посредством нешаблонною мышления, вполне возможно (и в этом нет ничего плохого) дать ему рациональное объяснение. Опасность заключается лишь в том, что поскольку шаблонный путь к решению задачи можно ретроспективно проследить, то создается впечатление, что с помощью шаблонного мышления можно с такой же легкостью решить любую задачу, как и с помощью нешаблонного.

Один из приемов нешаблонного мышления состоит в умышленном использовании рационализирующей способности ума. Вместо того чтобы продвигаться шаг за шагом обычным, шаблонным путем, вы занимаете новую, совершенно произвольную позицию. Затем вы возвращаетесь обратно и стараетесь воссоздать логический путь между вашей новой позицией и отправной точкой. Возможность такого пути следует проверить в конечном счете со всей логической строгостью. Если ваш путь оказался вполне логичным — вы стоите на правильной позиции, которую никогда бы не заняли, используя шаблонное мышление. Если же эта произвольно выбранная позиция оказалась логически неправильной — вы так или иначе приобрели ряд полезных новых идей, пытаясь установить ее правильность.

Некоторые до такой степени увлекаются идеей нешаблонного мышления, что начинают постоянно его использовать вместо шаблонного. Большинство же вообще отвергают нешаблонное мышление, полагая, что для них вполне достаточно одного шаблонного, логического. Фактически оба типа мышления не исключают, а дополняют друг друга; они, как говорят, комплементарны. В том случае, когда нет возможности решить проблему шаблонным мышлением или когда возникает потребность в повой идее, следует применить нешаблонное мышление. Новые идеи зависят от нешаблонного мышления, ибо самой природе шаблонного мышления свойственны ограничения, делающие его неэффективным для подобных целей. В то же время ограничения шаблонного мышления имеют и свои положительные стороны.

Функциональная организация мозга, являясь оптимизирующей системой, заставляет его интерпретировать любую ситуацию наиболее вероятным образом. Степень вероятности определяется опытом и требованиями данного момента. Шаблонное мышление оперирует высокими вероятностями; без этого повседневная жизнь была бы невозможной. Любое ощущение или действие пришлось бы анализировать самым тщательным образом, поскольку оно всегда нуждалось бы в доказательствах. Подобно тому, как сороконожка, обладая «самосознанием», не знала бы, с какой ноги начать движение, так и человек в силу сложности и запутанности окружающей его обстановки не мог бы начать действовать. Задача мышления как раз и сводится к тому, чтобы дать возможность приступить к действию на основе осознанной ситуации. Это становится возможным только тогда, когда наиболее вероятная интерпретация какой-либо ситуации побуждает к наиболее эффективному действию.

Подобно тому как вода, стекая вниз по склону горы, прорывает себе все более глубокое русло, так и шаблонное мышление, следуя по пути наивысшей вероятности, постепенно все более увеличивает степень вероятности этого пути. Если шаблонное мышление является наиболее высоковероятстным, то нешаблонное мышление оперирует малыми вероятностями. Чтобы изменить направление потока воды, нужно умышленно прорыть новое русло, либо перегородить дамбами старое в надежде на то, что вода отыщет новые и значительно более удобные способы протекания. Иногда даже воду реки приходится гнать вверх с помощью насосов. Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой, более действенной идее, наступает эвристический момент, в результате которого маловероятностный подход к решению задачи мгновенно приобретает наивысшую вероятность. Это как раз тот момент, когда вода, с трудом поднятая насосом наверх, переливается через край и тотчас же начинает течь свободно. Достижение этого момента и есть цель нешаблонного мышления.

Поскольку нешаблонное мышление нацелено на новые идеи, его, по-видимому, следует отнести к творческому мышлению. Творческое мышление является особой разновидностью нешаблонного мышления, охватывающего более широкую область. В одних случаях результаты нешаблонного мышления представляют собой гениальные творения, в других они являются не чем иным, как просто новым взглядом на вещи, и, следовательно, чем-то менее значительным, чем подлинное творчество. В большинстве случаев творческое мышление для своего проявления нуждается в таланте, тогда как нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей.

В данной статье мы не рассматриваем в качестве примера нешаблонного мышления творческое мышление в сфере искусства, поскольку какая-либо оценка результатов деятельности в области искусства и литературы является весьма субъективной. Гораздо легче показать действенность нешаблонного мышления на примере изобретения любого механического устройства — ведь оно либо работает, либо нет. В этом случае легко установить также и степень эффективности решения той или иной проблемы посредством нешаблонного мышления. Оценка же творческих достижений в области искусства — дело вкуса и моды.

Чем дальше нешаблонное мышление отклоняется от логических законов шаблонного, тем больше оно, казалось бы, приближается к безумию. Быть может, нешаблонное мышление — это просто форма временного и умышленного помешательства? Отличается ли мышление с малыми вероятностями от беспорядочных ассоциаций больного шизофренией? Одной из наиболее характерных особенностей шизофрении является разорванное, порхающее, как мотылек, мышление, которое легко перескакивает с одной мысли на другую. Если кому-либо захотелось отойти на время от очевидного взгляда на вещи, то почему бы не воспользоваться для этого психоделическими наркотиками? Главное отличие нешаблонного мышления от мышления психически больных состоит в том, что при нешаблонном мышлении весь процесс мышления строго контролируется и управляется. Если нешаблонное мышление предпочитает пользоваться хаосом, то это хаос управляемый, а не хаос как следствие отсутствия управления. Наряду с этим логическая способность ума всегда предполагает тщательную разработку и, в конечном счете, оценку новой идеи, когда бы она ни появилась. Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает. Неизменно ли у человека умение мыслить или же его способности зависят от его заинтересованности и возможностей их развития? Лишь незначительное число людей обладает естественной склонностью к нешаблонному мышлению, однако при желании любой может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Обычно ортодоксальное образование не ставит себе целью развить в человеке навыки нешаблонного мышления. Более того, оно намеренно препятствует их развитию, подгоняя свои требования под рамки экзаменационных.

Нешаблонное мышление не является какой-то магической формулой, которую, заучив однажды, можно с успехом применять в дальнейшем. Оно является лишь привычкой, складом ума. Различные описанные ниже технические приемы приведены для того, чтобы ознакомить читателя с процессом нешаблонного мышления;

Они вовсе не претендуют на решение всех проблем. Да и не может быть внезапного перехода от веры во всемогущество шаблонного мышления к вере в абсолютную полезность нешаблонного мышления. Нешаблонное мышление — дело знания и практики, а не откровения.

Шаблонное мышление

Приветствую вас в моем блоге, друзья. Эту запись я хочу посвятить такому понятию, как шаблонное мышление. Вы когда-нибудь задумывались о том, что все мы ежедневно живем по правилам? Обществом, воспитанием, морально-этическими нормами на уровне подсознания в нас вложены поведенческие скрипты. Сегодня поговорим о том, как это влияет на нашу жизнь.

«Всё значительное, что было создано в человеческой истории — это плоды индивидуального творчества гения. Массы же способны лишь повторять» Габриель Тард.

По образу мышления люди делятся на два типа. Тех, кто мыслит стереотипами, и тех, чей образ сознания находится вне шаблонов. Первых намного больше, ведь во все времена логика была наиглавнейшей из истин. Никто не брал в расчет ситуации, когда логическое решение было не единственным.

Приведу банальный пример — детские кубики. Ребенок собирает пирамиду кубиков, ставя друг на друга – это шаблонное мышление. К этому действию его подталкивают родители. А вот если ребенок, расставляет кубики, рисуя из них узор, или просто хаотично их раскидывает – это мышление вне рамок шаблонов. При этом, возможно этот узор, который выложил малыш, может оказаться полезным ровно в той же степени, как если бы из кубиков была построена пирамида.

Два шага вперед, четыре назад… — не вздумайте уйти в сторону!

«Мужчина в жизни должен сделать три дела – посадить дерево, построить дома и родить сына» — слышали такое изречение? Это ни что иное как самый настоящий шаблон.

Незамужняя женщина — несчастлива, человек, не имеющий приличного счета в банке – неудачник, во-сколько нужно вставать и ложиться, что и как кушать, когда рожать детей и как их воспитывать – примеров шаблонов полно.

С самого первого дня жизни человека ему назначается шаблон, и чем старше он становится, тем шире круг шаблонов, по которым он должен жить. Вы спросите, что в этом плохого? Ничего!

Шаблон – ни что иное, как накопленные многими поколениями жизненный опыт. Человек, пользуясь уже совершенными кем-то другим ошибками в самых разных ситуациях, знает результат своего действия до того, как его совершит.

Если задеть огонь, то можно обжечься, если плохо питаться — начнутся проблемы со здоровьем, если не выходить на работу, то это грозит увольнением. В обществе должны быть правила! Иначе будет хаос.

Но! Масштаб шаблонности нашей жизни настолько велик, что рамки проникли в каждую ее сферу. Мы привыкли и нам это удобно. Но! Часто способность мыслить только шаблонами, мешает нам видеть больше, чем мы видим. Стереотипное мышление мешает нам принимать действительно нужные решения.

А Вы уже компьютер или еще нет?

Самый точный прием шаблонного мышления – компьютер. Программа, заложенная в «мозг» вычислительной машины, обрабатывает информацию и дает на нее ответные действия, строго по утвержденным директивам. Адаптивность человека к нормам, привычка мыслить скриптами, приводит к тому, что и он уже на уровне подсознания отвергает все, что вне шаблона, вне программы. Так устроена человеческая психология – идти к тому, что наиболее удобно.

Тем временем жизнь ставит нас перед разными задачами, и порой, единственное верное решение за пределами рамок шаблона.

Но мы не видим это решение, ведь оно за ограничителями, которые ставит нам наше собственное подсознание. Отсюда неудачи, отсутствие идей, и, как следствие, потеря интереса. Хорошо, если к конкретному вопросу, плохо – если к жизни. Шаблонная личность очень часто находится в борьбе со своим собственным внутренним миром. Потому что естественные желания заменяются подсознательным стремлением соответствовать рамкам. Мыслите шире!

Откройте своего гения

Творчество – самый яркий пример не шаблонного мышления. При чем не только в искусстве. Химия, физика, рациональные теории, да что там – наша повседневная жизнь, начиная от бытовых проблем, заканчивая профессиональными – везде есть место творчеству.

Подумайте сами — если бы все человечество жило только по лекалам, то у нас не было бы гениев и их великих изобретений. Мы бы не знали великого художника Леонардо Да Винчи, легендарного физика Альберта Эйнштейна, одного из лучших композиторов мира Вольфгана Моцарта и всех остальных, давших человечеству развитие в самых разных областях жизни. Во многом, секрет огромного масштаба их таланта еще и в умении мыслить шире, чем все остальные. Стопроцентная незаурядность.

А что же мы с вами?

Пусть будут рамки, я выше написала – без них не обойтись. Но важно уметь открывать самому себе глаза там, где ситуация кажется безвыходной, и вроде бы абсолютно правильное и логическое решение не подходит. И этому можно научиться.

Сегодня в век информационных технологий доступность практически любой информации очень удобна. Интернет напичкан всевозможными советами, которые помогают избавиться от рамок и расширяют собственное сознание.

Ну и на последок

Преодоление шаблона мышления может помочь в нужной ситуации воспользоваться не только логикой, но и найти не стереотипное, творческое решение. Искренне желаю вам выйти за рамки тогда, когда это будет необходимо. Успеха и удачи, и до новых встреч здесь, в моем блоге.

Когнитивное искажение - это ошибка в человеческом мышлении, логическая ловушка. В некоторых ситуациях мы склонны действовать стереотипно, даже когда нам кажется, что это не совсем разумно.

Итак, рассмотрим основные ошибки нашего разума, которые заставляют нас использовать шаблоны мышления.

1 шаблон мышления. Иллюзия контроля

Люди в большинстве своем склонны переоценивать собственное влияние на происходящие вокруг них события, если они заинтересованы в их благополучном исходе.

Явление открыто еще в 1975 году американским психологом Эллен Лангер в ходе экспериментов,
проводимых с лотерейными билетами. Участников этого опыта разделили на две группы. Члены первой группы сами выбирали себе лотерейные билеты, а людям из второй группы выдавали их без права выбора. За несколько дней до подведения итогов розыгрыша экспериментаторы предложили участникам обеих групп обменять их билеты на другие - уже в новой лотерее с гораздо большим шансом на выигрыш.

Предложение было очевидно выгодным, но участники, сами выбиравшие билеты, не спешили расстаться с ними. Это объясняется тем, что они подсознательно полагали, что их мог как-то повлиять на возможность выиграть.

2 шаблон мышления. Предпочтение нулевого риска

Если людям предоставить выбор: обнулить не очень большой риск или значительно уменьшить гораздо больший риск. К примеру, свести к нулю вероятность авиакатастрофы либо резко снизить количество автомобильных аварий.

Опираясь на , разумнее выбрать именно второй вариант, т.к. процент смертности от авиакатастроф намного ниже, нежели показатель смертности от автоаварий. В итоге подобный выбор спасет большое число человеческих жизней. Но исследования показывают, что большая часть людей выберет первый вариант. Для них нулевой риск выглядит многообещающе, даже если шанс стать жертвой авиакатастрофы ничтожно мал.

3 шаблон мышления. Селективное восприятие

Это когда люди воспринимают только то, о чем они знают. Например, многие не доверяют ГМО. И если данная тема их сильно волнует, то они наверняка читают новости, статьи касательно генетически модифицированных организмов. Читая, такие люди все больше убеждаются, что они правы, т.к. опасность налицо.

Но есть одна загвоздка: такие предвзятые читатели однозначно уделяют намного больше , подкрепляющим их точку зрения, нежели аргументации в защиту ГМО. А значит, они теряют свою объективность.

Подобная склонность людей уделять внимание лишь тем сведениям, которые согласуются с их ожиданиями, а все остальное игнорировать и называется селективным восприятием.

4 шаблон мышления. Ошибка игроков

Чаще всего такая ошибка подстерегает прожигателей жизни, любителей азартных игр. Они часто пытаются найти взаимосвязь между вероятностью желаемых для них исходов и их предыдущими результатами. Наипростейший пример - подбрасывание монетки. Если 9 раз подряд выпадет «орел», то большинство людей в следующий раз будет ставить на «решку», будто бы слишком частое выпадение «орла» как-то увеличивает вероятность ее выпадения. Но это вовсе не так. В действительности же шансы остаются при этом одинаковыми, то есть 50/50.

Вот такие шаблоны мышления, наверное, замечал в себе каждый, а это, оказывается, всего лишь ловушки.

Дной из причин активизации в сновидениях творческого мышления интуиции, по нашему мнению, является то, что, благодаря освобож- н ию психики от принятых форм и схем, шаблонов мышления, от кон-

Wman M., KrippnerS. (with A. Vaughan). Dream Telepathy. - N. Y„ 1973. - P. 219. Там же. - p. 220.

формистских условностей, получает простор так называемое латера л, ное, или нешаблонное, мышление. В области психологии творчеств этим сравнительно новым термином обозначают ту разновидности мышления, которая существенно отличается от шаблонного, «траф 5 , ретного» мышления, осуществляемого по законам формальной логики При осуществлении шаблонного мышления человек переходит от од. ного достоверного суждения к другому, что при решении сложны* проблем приводит к одностороннему подходу. Крайней формой шаб-лонного мышления является «мышление» вычислительных машин (компьютеров). Кроме этой своей формальной стороны шаблонное («плоское») мышление пользуется такими общепризнанными понятиями и представлениями, которые иногда являются просто предубеждениями.

Нешаблонное мышление радикальным образом отличается от шаблонного. Для иллюстрации этого различия приведем тест («загадку»), который психологи предлагают людям для проверки того, в какой мере они руководствуются шаблонными, стереотипными представлениями и в какой степени способны мыслить творчески, оригинально.

Вот эта задача: отец и его сын едут в машине по большой дороге. Вдруг отец отвлекается и происходит авария: машина ударяется в телефонную будку. Отец моментально погибает, а сын получает тяжелые ранения. Его быстро перевозят в ближайшую больницу, где выясняется, что его внутренние органы серьезно повреждены. Немедленно приглашают видного хирурга, который приезжает и, войдя в операционную, чтобы обследовать мальчика, тяжело вздыхая, произносит: «Я не могу оперировать этого мальчика, он -мой сын!» В чем же дело? Отец мальчика ведь умер. Как же может мальчик быть сыном хирурга?"



Ответ прост: хирург - женщина, она - мать раненого мальчика. Несмотря на видимую очевидность этого ответа, большинство испытуемых не может решить задачу. В одном исследовании из 26 мужчин только 3 и из 24 женщин только 4 (раньше все были незнакомы с задачей) сумели дать правильные ответы. Причина этого удивительного результата в том, что широко распространено предубеждение (шаблонное, стереотипное представление), будто женщина не может стать видным хирургом. Когда задачу несколько видоизменяют и говорят, что хирург приближаясь к раненому мальчику, начал громко и истерически плакать, в его глазах появились слезы и т. п., уже значительно большее чис"

Задачу мы взяли из следующей книги: Baron R. A. and Byme D. Social PhychologV Underrstanding Human Interaction. 2nd ed. - Boston a. o., 1977. - P. 177.

испытуемых правильно решает задачу. А это уже по той причине, что ласно другому стереотипному представлению (более близкому к ис-„р") в горе плач, как форма поведения, типична для женщин. Любо-, т но, что о женщинах такие шаблонные представления имеют Ие толь-мужчины, но и сами женщины".

Такие шаблонные представления, сковывающие и подавляющие ори-инальное, творческое мышление, у людей имеются о многих и различных по своей природе явлениях.

В жизни часто бывает, когда перед человеком возникают трудные, на первый взгляд неразрешимые задачи. Однако после некоторой предварительной работы в сферу сознания внезапно, в виде интуитивного «озарения», проникает порою очень простое, изящное решение задачи, которое до этого «неизвестно почему» не появлялось. Но основная причина того, что долгое время человек не в состоянии был найти такое простое решение, заключается в том, что многие новые проблемы невозможно решить с помощью шаблонного мышления. При попытке разгадать вышеприведенную задачу нешаблонное, творческое мышление проявили немногие.

Если бы решение этой задачи мы предложили испытуемым с самого начала, то многие из них усмехнулись бы: так оно просто, это решение! Однако когда требуется самостоятельно найти его, оказывается, что это не так-то просто. Известный американский психолог Эдвард де Боно справедливо пишет: «Даже в наиболее удачных примерах нешаблонного мышления решение становится логически очевидным лишь после того, как уже найдено. И тот факт, что оно найдено нешаблонным путем, быстро забывается. Как только решение уже есть, сразу находится масса желающих объяснить, как с таким же успехом его можно было получить с помощью шаблонного мышления. Зная ответ, довольно просто обнаружить логическую связь между задачей и ее решением» 2 .

Основной способ получения новых идей - это нешаблонное мыш- Ле ние, которое имеет дело с маловероятными возможностями или путями. Когда путь, направление работы мысли, обладающие малой вероят-°стью, приводят к новому и полезному результату, они сразу же Риобретают большую вероятность. Шаблонное мышление всегда имеет

Автор этих строк повторил описанный опыт и склонен думать, что женщины даже ес колько больше предубеждены против самих себя, чем мужчины. Следует сказать, 0 Результат зависит и от традиций той социально-культурной среды, где проводит- ся Исследование.

ДеБо.

но Эд. Рождение новой идеи. - М., 1976. - С. 14.

дело с такими путями, которые с большой вероятностью приводят к ц 0 ложительным результатам.

Нешаблонное мышление приводит или к принципиально новым р е зультатам, или же позволяет человеку с новой точки зрения обозр ет, стоящие перед ним задачи.

Так как в сновидениях широко используется нешаблонное мышл е. ние, то интересно рассмотреть также следующий вопрос: какие сущест-вуют сходства между этой разновидностью мышления и теми нарущ е. ниями мыслительных процессов, которые возникают при психических заболеваниях? Как справедливо отмечает Эд. Де Боно, чем больше нешаблонное мышление удаляется от логических законов шаблонного мышления, тем более близким оно кажется к сумасшествию. Какое существует различие между нешаблонным мышлением и теми фрагментарными, перескакивающими от одного вопроса к другому ассоциациями, которые создаются мышлением шизофреника? Основное различие, согласно Эд. Де Боно, заключается в том, что в случае нешаблонного мышления весь процесс строго контролируется и управляется, тогда как неупорядоченное мышление шизофреника осуществляется спонтанно и не подчиняется сознательному контролю. «Если нешаблонное мышление предпочитает пользоваться хаосом, то это хаос управляемый, а не хаос как следствие отсутствия управления. Наряду с этим логическая способность ума всегда предполагает тщательную разработку и в конечном счете оценку новой идеи, когда бы она ни появилась. Различие между шаблонным и нешаблонным мышлением состоит в том, что при шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает» ".

Отметим, что вопрос существования сходства между сновидным мышлением психически здорового человека и мышлением шизофреника в бодрствующем состоянии уже давно обсуждается в психологии и психиатрии. По этой причине вышеприведенные мысли Эд. Де Боно представляют значительный интерес, хотя мы не согласны с ним в том, что нешаблонное мышление психически здоровых людей всегда находится под «строгим» сознательным контролем их личности. Особенно в сновидениях такой контроль и такое (тем более - осознанное) управление отсутствуют, хотя, как мы уже знаем, в результате процессов сновИД" ного мышления получаются новые и оригинальные (нешаблонные) творческие ассоциации.

Де Боно Эд. Рождение новой идеи. - М., 1976. - С. 17.

Рели, как правильно замечает Эд. Де Боно, в бодрствующем состоя-

Только небольшое число людей выражает спонтанную, естественную тенденцию к нешаблонному мышлению, то в сновидениях, с нашей точки зрения, такую тенденцию в некоторой степени, независимо от своей воли, проявляет каждый.

Предвидение будущего

Предвидение или предвосхищение будущего - одна из высших форм мышления человека. Сновидений с элементами предвидения встречается достаточно часто. Это неудивительно, так как в бодрствующем состоянии все мы стремимся угадать хотя бы те события, которые должны наступать в ближайшем будущем. Когда мы планируем собственные действия на завтра, на неделю, месяц и на более длительные сроки, мы по существу пытаемся предвосхищать будущее. Труднее предвидеть поступки других людей, события, происходящие в природе и обществе, поскольку их причины и условия почти полностью находятся вне нашего контроля.

В некоторых случаях с помощью сновидений, в которых предвосхищается будущее, можно предотвратить неприятные или опасные события. Приведем лишь один пример, о котором рассказал известный современный исследователь сна и сновидений С. Крипнер.

Молодая женщина посреди ночи пробуждается и в тревоге будит мужа, чтобы рассказать ему свое страшное сновидение. Она видела во сне, как большая люстра, висящая над кроватью их малыша, упала и убила его. В этом же сновидении был и другой яркий образ: она видела настенные часы, которые показывали ровно 4 часа 35 минут. Муж с издевательской улыбкой неверующего смотрел, как встревоженная жена берет малыша в свою постель. Но выражение его лица резко изменилось, когда спустя некоторое время он услышал грохот из детской комнаты. Это люстра упала на пустую кровать. Было ровно 4 часа 35 минут.

Ребенка спасло то, что предвосхищение будущего события позволило молодой матери изменить одно звено в цепи будущих событий, а именно - перенести ребенка. Но каким образом ей удалось воспринимать схему будущих событий - совсем не ясно. Здесь возможны только гипотезы ".

1аким образом, как верно заметил французский исследователь Илье О"Якобсон, наличие предвосхищения не означает, что мы долж- 1 быть фаталистами: иногда возможны вмешательство человека и из- 1ен ение хода событий.

Nik O"Jakobson. La vie apre"s la mort? - P., 1977 - P. 87.

Сновидения, в которых предвидятся будущие события, по-видиц, !о му, возникают по следующей схеме: внесенсорное восприятие пар а. психологической информации - ее подсознательная обработка - обр а, зование сновидения (это тоже подсознательный процесс) - пробу^. дение и осознание сновидения - понимание его предвосхищяющ е | природы. Затем человек может предпринимать определенные дей-ствия или с целью предотвращения ожидаемого события, или же д;^ обеспечения его безусловного наступления в зависимости от своих целей.