Подготовка к родительству социально культурные основы материнства. Биологические аспекты материнства

Культурно-историческая сущность материнства может быть раскрыта в ретроспективе через изменения ожиданий и установок на данное явление с течением времени. Так как оно возникает объективно при условии взаимодействия с реальным ребенком, рассмотрим основные этапы истории материнства и детства. «Материнство имеет глубокие биологические предпосылки, однако оно предстает в человеческой культуре и как сформированный в процессе исторического развития общества социальный заказ, определяющий самосознание и чувства женщины-матери» Мухина В. С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. -- 2003. -- № 1..

Материнство как системное качество целесообразно описывать, следуя предложенной В. С. Мухиной схеме, классифицирующей все многообразие условий и факторов развития человека по следующим реальностям: 1. Реальность предметного мира (природные и рукотворные предметы и система отношения к ним); 2. Реальность образно-знаковых систем (средства формирования личности и психических функций человека); 3. Реальность социального пространства (межличностные взаимоотношения и система общественных норм и законов); 4. Природная реальность.

Начнем с последнего измерения. Сложную взаимосвязь человека с природой отмечали многие авторитетные ученые (Л. Н. Гумилев, В. И. Вернадский, В. О. Ключевский, Ф. Боас и др.).

В работах современных отечественных исследователей мы встречаем дальнейшее изучение проблемы бытия человека в природном пространстве. По мнению Ю. А. Веденина, культура и природа находятся в непрерывном взаимовлиянии друг на друга. А. В. Мудрик отмечает влияние географического положения и природно-климатических условий на особенности социализации личности.

Проблема взаимоотношений человека и природы рассматривалась также и с учетом половой принадлежности, причем единой точки зрения здесь не выработано. Так Э. Дюркгейм отмечал, что женщина в большей степени -- продукт природы, тогда как мужчина -- продукт общества. Вкусы и стремления мужчины имеют коллективное происхождение, тогда как у женщины они в основном детерминированы организмом, и потому она менее интегрирована в общественную жизнь по сравнению с мужчиной Дюркгейм Э. Самоубийство. -- СПб.: Союз, 1998... Этот взгляд близок и Э. Фромму, который полагал, что в силу того, что мужчина не наделен репродуктивной функцией, он вынужден развивать свой разум и строить мир культуры Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -- М.: АСТ, 2004. .

Природная реальность -- это не единственная средовая составляющая, определяющая феноменологию материнства. Жизнь человека с самого рождения осуществляется в многообразном предметном мире. Многие окружающие предметы кроме конкретного утилитарного назначения имеют символическое (или ценностно-смысловое) особое значение, структурирующее общую картину мира. Отражение всех реалий бытия в народном сознании определяет ценностно-символическую систему (образно-знаковую по В. С. Мухиной), основными компонентами которой являются: язык, символы, образы и знаки, фольклор, семиотика, топонимика, обряды, ритуалы, традиции и т. д. Таким образом, потенциальная готовность к материнству у представительниц женского пола обусловлена демонстрацией признания материнства как социальной ценности, что приводит к неосознанной идентификации с материнским началом еще до приобретения возможности реализовать его фактически.

Однако не только природные условия и фольклор определяли материнство как системный феномен. Важнейшее средство человеческого общения, хранения и передачи информации -- это язык. В русской традиционной культуре женский образ синкретичен, представляя уникальное единство противоположностей: как нечто святое, наделенное божественной благодатью и в то же время демоническое, влекущее и пугающее, рождающее и убивающее.

Все вышеперечисленные виды реальности жизни индивида (природная, предметная и образно-смысловая) оказываются значимыми для него только в случае их включения в социокультурную среду его существования. Для традиционной культуры характерна четкая система прав, обязанностей и нормативов. Для русской женщины в течение долгого времени обязанности однозначно были связаны с ее реализацией как хранительницы домашнего очага и матери. Образ материнства, как доказательство полноценности и «богоугодности» женщины, формировался у нее с самого рождения; психологическая готовность к материнству считалась само собой разумеющейся. Учитывая, что основным каналом передачи культурных устоев было непосредственное тесное взаимодействие между поколениями, идентичность формировалась в процессе усвоения конкретной культуры посредством межпоколенных и внутрипоколенных связей в ограниченном окружающем пространстве.

Обратимся к некоторым обобщениям относительно истории материнства в связи с историей детства. Признанный авторитет в области исторических исследований детства Ллойд Де Моз в своей «психогенетической теории истории» утверждает, что в христианском прошлом у родителей практически отсутствовала эмпатия, проявляясь как непонимание детей, отсутствие сопереживания и пассивное оказание помощи. Чувства к детям выражались тогда, когда дети были нетребовательны, то есть «спящими или мертвыми» Ллойд Демоз. Психоистория: перевод А. Шкуратова. -- Ростов н/Д.: Феникс, 2000. . Де Моз выделил шесть этапов развития «истории детства» (и «истории материнства» в т. ч.), некоторые из которых узнаются в историческом развитии Древней Руси и России.

1. Инфантицидная модель, или эпоха детоубийства, характерная для раннего периода развития христианства.

2. Оставляющая модель, или эпоха небрежения, для которой характерно стремление передать ребенка на попечение другому лицу.

3. Амбивалентная модель, или эпоха терпимости (XVI--XVII в. в.). Ребенку разрешали войти в эмоциональную жизнь родителей, в том числе матерей, однако отказывали в самостоятельном духовном существовании. Основной целью воспитания стало придание ребенку определенной формы.

4. Вторгающаяся модель, или эпоха завоеваний (XVIII в.). Родители стали ближе к ребенку. Они «пытались завоевать его разум, чтобы контролировать его внутренний мир».

5. Социализирующая модель (с XIX в. до середины нашего века). Воспитание ребенка становится скорее процессом развития воли, нежели обучением.

6. Помогающая модель. Предполагается, что ребенок лучше знает, что ему требуется на каждом возрастном этапе, родители вовлечены в его жизнь для того, чтобы они могли прочувствовать и удовлетворить его потребности.

Очевидно, что ценность материнства на протяжении истории изменялась соответственно ценности детства, и лишь в последнее время материнство стало «отсчитываться» не от ребенка, а от личности женщины как субъекта родительского поведения и установок.

Но остановимся кратко на динамике социальных установок на материнство и семью, характерную для России еще в дохристианские времена. Этот анализ позволит понять, какие ценности претерпели идеологическое и социальное насилие, определяя амбивалентность установок на материнство и в последующие периоды, в том числе на современном этапе.

На этапе расцвета языческой культуры материнство было безусловной ценностью, представляло собой условие успешности семьи, рода и основывалось на естественной репродуктивной потребности и спонтанной радости от этой деятельности. Материнство оставалось явлением инстинктивно обусловленным, непосредственным и эгоцентрическим, в котором ребенок как личность никак не присутствовал.

В средневековой России материнство утратило свою естественную первозданность и оказалось включенным в социально-политическую жизнь страны. Готовность к материнству, таким образом, стала опосредоваться социальным статусом, семейным положением женщины и начала включать элементы женского (материнского) самосознания и зачатки эмпатического отношения к ребенку.

Материнство в Новое время, особенно после Октябрьской революции, почти утратило свою социальную ценность и стало подчиняться требованиям политической конъюнктуры. В силу этого готовность к материнству как психологическое явление осталась представленной в основном в форме поведенческого компонента (готовности действовать), но почти не содержала в себе ролевой рефлексии или материнского чувства (исключая непреодолимые проявления инстинкта).

Итак, обобщая сказанное, можно констатировать: в силу того, что материнство обладает эволюционной и социальной значимостью, в сложной среде обитания человека изначально заложена «ниша» для его существования, которая посредством предъявления социальных ожиданий в различных культурно- и возрастно-специфических формах пробуждает в любом человеке женского пола потенциальную готовность стать матерью.


Московский городской

психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной психологии

Курсовая работа

на тему «Социальные представления о материнстве и отцовстве в истории культуры»

Москва, 2011 г.

О главление

  • Введение
  • Глава 1. Представление о материнстве как социально-психологическом феномене
  • 1.1 Материнство как культурно-историческое явление
  • Глава 2. Представление об отцовстве как социально-психологическом феномене
  • 2.1 Отцовство как социокультурный феномен
  • 2.2 Теоретические основы изучения феномена отцовства
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Материнство и отцовство (родительство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.

Проблема родительства встает особенно остро в связи с неоднозначностью понимания этого феномена в современной психолого-педагогической литературе. Вопрос о природе родительских чувств и отношений с точки зрения обыденного сознания выглядит простым, самоочевидным: родители, во всяком случае мать, - главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется потребностью в продолжении рода, а отсутствие или неразвитость родительских чувств -- не что иное, как нарушение или извращение этой универсальной биологической и социально-нравственной нормы. Сравнительно-исторические данные убедительно показывают, что современные житейские представления по данному вопросу не являются универсальными, следовательно, родительство, как мы его сегодня понимаем, -- продукт длительного и весьма противоречивого исторического развития.

На особенностях проявлений отцовства акцентирует внимание И. С. Кон в книге «Этнография родительства. Родительство как социокультурный феномен». Изучение материнства как психологического феномена началось в отечественной психологии сравнительно недавно. К проблеме материнства обращаются многие исследователи: В. И. Брутман, О. Р. Ворошнина, В.С.Мухина, В. А. Рамих, Г.Г. Филипова, М.Ю.Чибисова и др.

Цель исследования:

На основе анализа психологической литературы описать социально-психологическую сущность феномена материнства и отцовства.

Задачи исследования:

проанализировать литературу по проблемам социально-психологической сущности материнства и отцовства;

выявить социально-психологические факторы и условия формирования представлений о материнстве и отцовстве в истории культуры.

Объект исследования: содержание представлений о материнстве и отцовстве.

Предмет исследования: особенности содержания представлений о материнстве и отцовстве в истории культуры.

Гипотеза: мы полагаем, что содержание представлений о материнстве и отцовстве есть продукт научных исследований и истории культуры.

Теоретико-методологическая основа исследования построена на базовых положениях культурно-исторической теории Л.С. Выготского, в частности на положении о присвоении культуры, выработанной человечеством.

Методики и методические приёмы. Согласно методологическим основам курсовой работы, задачам теоретического исследования для проверки выдвинутой гипотезы подобран следующий методический приём: теоретический анализ литературы по проблематике социально-психологической сущности материнства и отцовства.

Научная новизна и теоретическая значимость выражается в том, что данная работа пополняет новыми данными существующую систему психологического знания, касающуюся исследований социально-психологической сущности материнства и отцовства;

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в лекционной и просветительской работе психолога.

Глава 1. Представление о материнстве как социально-психологическом феномене

1.1 Материнство как культурно-историческое явление

Культурно-историческая сущность материнства может быть раскрыта в ретроспективе через изменения ожиданий и установок на данное явление с течением времени. Так как оно возникает объективно при условии взаимодействия с реальным ребенком, рассмотрим основные этапы истории материнства и детства. «Материнство имеет глубокие биологические предпосылки, однако оно предстает в человеческой культуре и как сформированный в процессе исторического развития общества социальный заказ, определяющий самосознание и чувства женщины-матери» Мухина В. С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. -- 2003. -- № 1..

Материнство как системное качество целесообразно описывать, следуя предложенной В. С. Мухиной схеме, классифицирующей все многообразие условий и факторов развития человека по следующим реальностям: 1. Реальность предметного мира (природные и рукотворные предметы и система отношения к ним); 2. Реальность образно-знаковых систем (средства формирования личности и психических функций человека); 3. Реальность социального пространства (межличностные взаимоотношения и система общественных норм и законов); 4. Природная реальность.

Начнем с последнего измерения. Сложную взаимосвязь человека с природой отмечали многие авторитетные ученые (Л. Н. Гумилев, В. И. Вернадский, В. О. Ключевский, Ф. Боас и др.).

В работах современных отечественных исследователей мы встречаем дальнейшее изучение проблемы бытия человека в природном пространстве. По мнению Ю. А. Веденина, культура и природа находятся в непрерывном взаимовлиянии друг на друга. А. В. Мудрик отмечает влияние географического положения и природно-климатических условий на особенности социализации личности.

Проблема взаимоотношений человека и природы рассматривалась также и с учетом половой принадлежности, причем единой точки зрения здесь не выработано. Так Э. Дюркгейм отмечал, что женщина в большей степени -- продукт природы, тогда как мужчина -- продукт общества. Вкусы и стремления мужчины имеют коллективное происхождение, тогда как у женщины они в основном детерминированы организмом, и потому она менее интегрирована в общественную жизнь по сравнению с мужчиной Дюркгейм Э. Самоубийство. -- СПб.: Союз, 1998... Этот взгляд близок и Э. Фромму, который полагал, что в силу того, что мужчина не наделен репродуктивной функцией, он вынужден развивать свой разум и строить мир культуры Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -- М.: АСТ, 2004. .

Природная реальность -- это не единственная средовая составляющая, определяющая феноменологию материнства. Жизнь человека с самого рождения осуществляется в многообразном предметном мире. Многие окружающие предметы кроме конкретного утилитарного назначения имеют символическое (или ценностно-смысловое) особое значение, структурирующее общую картину мира. Отражение всех реалий бытия в народном сознании определяет ценностно-символическую систему (образно-знаковую по В. С. Мухиной), основными компонентами которой являются: язык, символы, образы и знаки, фольклор, семиотика, топонимика, обряды, ритуалы, традиции и т. д. Таким образом, потенциальная готовность к материнству у представительниц женского пола обусловлена демонстрацией признания материнства как социальной ценности, что приводит к неосознанной идентификации с материнским началом еще до приобретения возможности реализовать его фактически.

Однако не только природные условия и фольклор определяли материнство как системный феномен. Важнейшее средство человеческого общения, хранения и передачи информации -- это язык. В русской традиционной культуре женский образ синкретичен, представляя уникальное единство противоположностей: как нечто святое, наделенное божественной благодатью и в то же время демоническое, влекущее и пугающее, рождающее и убивающее.

Все вышеперечисленные виды реальности жизни индивида (природная, предметная и образно-смысловая) оказываются значимыми для него только в случае их включения в социокультурную среду его существования. Для традиционной культуры характерна четкая система прав, обязанностей и нормативов. Для русской женщины в течение долгого времени обязанности однозначно были связаны с ее реализацией как хранительницы домашнего очага и матери. Образ материнства, как доказательство полноценности и «богоугодности» женщины, формировался у нее с самого рождения; психологическая готовность к материнству считалась само собой разумеющейся. Учитывая, что основным каналом передачи культурных устоев было непосредственное тесное взаимодействие между поколениями, идентичность формировалась в процессе усвоения конкретной культуры посредством межпоколенных и внутрипоколенных связей в ограниченном окружающем пространстве.

Обратимся к некоторым обобщениям относительно истории материнства в связи с историей детства. Признанный авторитет в области исторических исследований детства Ллойд Де Моз в своей «психогенетической теории истории» утверждает, что в христианском прошлом у родителей практически отсутствовала эмпатия, проявляясь как непонимание детей, отсутствие сопереживания и пассивное оказание помощи. Чувства к детям выражались тогда, когда дети были нетребовательны, то есть «спящими или мертвыми» Ллойд Демоз. Психоистория: перевод А. Шкуратова. -- Ростов н/Д.: Феникс, 2000. . Де Моз выделил шесть этапов развития «истории детства» (и «истории материнства» в т. ч.), некоторые из которых узнаются в историческом развитии Древней Руси и России.

1. Инфантицидная модель, или эпоха детоубийства, характерная для раннего периода развития христианства.

2. Оставляющая модель, или эпоха небрежения, для которой характерно стремление передать ребенка на попечение другому лицу.

3. Амбивалентная модель, или эпоха терпимости (XVI--XVII в. в.). Ребенку разрешали войти в эмоциональную жизнь родителей, в том числе матерей, однако отказывали в самостоятельном духовном существовании. Основной целью воспитания стало придание ребенку определенной формы.

4. Вторгающаяся модель, или эпоха завоеваний (XVIII в.). Родители стали ближе к ребенку. Они «пытались завоевать его разум, чтобы контролировать его внутренний мир».

5. Социализирующая модель (с XIX в. до середины нашего века). Воспитание ребенка становится скорее процессом развития воли, нежели обучением.

6. Помогающая модель. Предполагается, что ребенок лучше знает, что ему требуется на каждом возрастном этапе, родители вовлечены в его жизнь для того, чтобы они могли прочувствовать и удовлетворить его потребности.

Очевидно, что ценность материнства на протяжении истории изменялась соответственно ценности детства, и лишь в последнее время материнство стало «отсчитываться» не от ребенка, а от личности женщины как субъекта родительского поведения и установок.

Но остановимся кратко на динамике социальных установок на материнство и семью, характерную для России еще в дохристианские времена. Этот анализ позволит понять, какие ценности претерпели идеологическое и социальное насилие, определяя амбивалентность установок на материнство и в последующие периоды, в том числе на современном этапе.

На этапе расцвета языческой культуры материнство было безусловной ценностью, представляло собой условие успешности семьи, рода и основывалось на естественной репродуктивной потребности и спонтанной радости от этой деятельности. Материнство оставалось явлением инстинктивно обусловленным, непосредственным и эгоцентрическим, в котором ребенок как личность никак не присутствовал.

В средневековой России материнство утратило свою естественную первозданность и оказалось включенным в социально-политическую жизнь страны. Готовность к материнству, таким образом, стала опосредоваться социальным статусом, семейным положением женщины и начала включать элементы женского (материнского) самосознания и зачатки эмпатического отношения к ребенку.

Материнство в Новое время, особенно после Октябрьской революции, почти утратило свою социальную ценность и стало подчиняться требованиям политической конъюнктуры. В силу этого готовность к материнству как психологическое явление осталась представленной в основном в форме поведенческого компонента (готовности действовать), но почти не содержала в себе ролевой рефлексии или материнского чувства (исключая непреодолимые проявления инстинкта).

Итак, обобщая сказанное, можно констатировать: в силу того, что материнство обладает эволюционной и социальной значимостью, в сложной среде обитания человека изначально заложена «ниша» для его существования, которая посредством предъявления социальных ожиданий в различных культурно- и возрастно-специфических формах пробуждает в любом человеке женского пола потенциальную готовность стать матерью.

1.2 Основные подходы к изучению материнства

родительство отцовство материнство

Теоретический анализ научных работ зарубежных исследователей позволяет выделить два основных подхода, в русле которых они выполнены: изучение материнства в контексте материнско-детских отношений как целостного явления и материнство как самостоятельный феномен, центральной образующей которого является личность матери. Кроме того, исследования проведены в рамках различных теоретических направлений, среди которых можно выделить основные: этологическое, культурно-антропологическое, психоаналитическое, бихевиоральное (теории социального научения), теории материнской депривации.

В русле этологических исследований поведение человека рассматривается как вариант поведения животных, видоизмененный под влиянием культуры и функционирования более сложно организованных психических процессов. Феномен материнства изучается с точки зрения обеспечения матерью условий для полноценного развития потомства. Большое значение придается эволюционным аспектам формирования физиологических, мотивационных и поведенческих механизмов материнства. На основе экспериментальных исследований (Г. Харлоу, Дж. Митчелл, Д. Визел, Д. Хьюбел, Н. Тинберген и др.) сделаны выводы о том, что материнское поведение животных определяется не только наследственными факторами, но и научением.

Функциональное единство биологических и социальных факторов в жизни человека подчеркивается в работах, выполненных в русле биосоциального подхода. Историческая устойчивость института материнства и социально-культурное стимулирование рождаемости было обосновано с точки зрения социобиологической концепции «эгоистического гена» английского эволюциониста Ричарда Докинза Докинз Р. Эгоистичный ген: пер. с англ. Н. О. Фоминой. -- М.: Мир, 1993. . Естественный отбор ставит человека в такую ситуацию, в которой женщины по биологическим причинам более ответственны за воспитание детей. В этом случае закрепление за ними роли матери и «хранительницы домашнего очага» имеет не только социальные или теологические корни, а и более глубокие -- биологические. Таким образом, с точки зрения социобиологии, материнство -- генетически детерминированная стратегия поведения, целью которой является максимальное распространение гена в популяции.

Другое направление сосредоточилось на изучении «родительского вклада»: оценки ресурсных затрат родительской особи для репродуктивной успешности вида (Р. Л. Триверс, Д. Дьюсбери, Т. Клаттон, С. Элбон и др.).

Итак, для этологических концепций характерны две тенденции: теоретические концепции («эгоистического гена») считают материнство генетически детерминированным, неизменным феноменом; эмпирические концепции, не отрицая базовые биологические предпосылки материнского поведения, ведущую роль в его генезисе отводят социальным факторам Чибисова М. Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: Дисс. …канд. психол. наук. -- М., 2003. .

В противоположность этологическим концепциям, культурно-антропологический подход рассматривает материнство как культурно-детерминированный феномен. Материнство трактуется как одна из перспектив реализации женщины в социальном пространстве. Одна из первых поддержала данный подход французская исследовательница, писательница и выдающийся мыслитель Симона де Бовуар.

В своей работе «Второй пол» она последовательно развивает мысль о том, что возникновение категории «особой» женской природы является спекулятивным и придумано для удобства маскулинного общества. Исследуя процессы формирования женского самосознания и женской экзистенциальной ситуации на всех этапах ее онтогенетического развития, она приводит многочисленные тому доказательства в особенностях положения женщины в социуме, гипертрофированной значимости женской телесности и акцентировании внимания на ее репродуктивном цикле, характерном для многих европейских культур. Таким образом, естественные метаморфозы в женском организме становятся непреодолимыми препятствиями на пути женщины к самоактуализации и экзистенции.

Американские исследовательницы Дж. Ален и С. Фарейстон делают вывод, что материнство вообще уничтожило женщину как полноценного творческого субъекта, ограничивая возможности ее развития, вынуждая отдавать приоритет своим материнским функциям и обязанностям. С. Фарейстон видит решение проблемы женской самоактуализации через освобождение ее от материнской роли благодаря новым репродуктивным технологиям.

По мнению американской исследовательницы Андрианны Рич, при существующих культурных стереотипах тело действительно стало фактически «тюрьмой» для женщины. Преодоление такого положения дел автор видит в смещении акцента с детородной функции женского тела на его изначальное значение для женщины, чтобы оно перестало быть «судьбой» и стало источником ее личностного роста, что возможно благодаря характерной способности женщины «мыслить через тело». Эта способность закономерно детерминирована своеобразием психобиологической структуры женщины: «высокого уровня развития тактильного восприятия, дара пристального наблюдения, стойкости к перенесению боли, многомерного вживания в телесность, ... связи и резонанса нашей физиологии с природным порядком». Именно телесность наделяет мышление женщины целостностью всего мироощущения. Кроме того, по ее мнению, институт материнства не ограничивается рождением детей и уходом за ними, а представляет мощный культурный пласт на протяжении всей истории развития человечества. Данная посылка стала базовой для многочисленных дальнейших культурологических исследований феномена материнства, в которых можно выделить два основных направления: изучение культурной специфики материнства (выявление специфических черт и межкультурных универсалий материнства) и его исторической динамики.

Элизабет Бединтер, проследив историю материнских установок поведения и отношения к ребенку на протяжении истории Франции, установила, что материнство -- эволюционирующее явление, заключив таким образом, что «материнский инстинкт -- это миф» Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. -- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. . В процессе исторического развития происходит переоценка значимости каждой из присущих женщине социальных ролей: матери, жены и самореализирующейся личности. Несмотря на безусловную биологическую составляющую, общественные нормы и ценности оказывают значительное влияние на проявление материнского поведения и отношения.

Еще одним из ярких представителей историко-психологических исследований в области материнско-детских отношений считается Ллойд Де Моз. Материнство, по Л. Де Мозу, определено социально-культурными основами исторического развития человека и детерминировано личностными особенностями матери, сложившимися в определенной культуре в определенный исторический период. Эффективность материнства определяется зрелостью личности взрослого, фактически его способностью к взаимодействию с ребенком без примеси собственных бессознательных проекций Ллойд Демоз. Психоистория: перевод А. Шкуратова. -- Ростов н/Д.: Феникс, 2000. .

Широко известные исследования, проведенные М. Мид, привели к выводу о примате культурной составляющей над биологической в феномене материнства. Не отрицая значимости биологической обусловленности зачатия, вынашивания и кормления грудью ребенка, М. Мид подчеркивает влияние социально-культурных установок на становление материнства. Таким образом, адекватный анализ материнства невозможен без учета всех условий бытия, вовлеченных в явление материнства субъектов Мид М. Культура и мир детства. -- М.: Прогресс, 1988. .

В отдельную группу можно выделить работы, посвященные изучению влияния хозяйственного устройства общества (аграрное, индустриальное) на специфику и развитие содержания и структуры материнства.

Можно подчеркнуть также и ряд работ, анализирующих материнство на современном этапе. Среди основных новообразований материнства современного периода выделены: появление субъективной ценности ребенка, признание его экзистенциональных прав и независимости; расширение «аффективного пространства» в жизни родителей, которое занимает ребенок (увеличение эмоциональной значимости ребенка); появление возможности сознательного планирования рождения ребенка, реальное регулирование длительности периода детства, положения ребенка в семье и определение основных принципов ухода за ребенком со стороны государства (через законодательные нормативы).

Итак, многочисленные культурологические концепции анализируют трансформацию материнства и делают попытку выявления определяющих ее факторов. Материнство рассматривается как историко-культурный феномен. Ведущими факторами исторической динамики материнства являются особенности социально-экономической ситуации. Особенности исторического периода находят свое отражение в содержании аффективной и ценностной составляющих материнства. Вариативность его проявлений обусловлена филогенетической связью с культурной системой (компонентом которой оно является) и онтогенетическим разнообразием индивидуальной жизни человека.

Особое значение имеет признание в данных концепциях динамической, развивающейся природы материнства.

С середины XX века исследование материнства активно развивалось в психоаналитическом направлении. Начали разрабатываться теоретические концепции и методы психотерапевтической работы с родителями (на этапе беременности, родов и дальнейшего взаимодействия с ребенком), а также с самими младенцами (А. Фрейд, Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, М. Кляйн, Д. Винникотт, С. Фанти, М. Марконе, К. Эльячефф, Ф. Дольто).

В психоанализе развитие концепций материнства проходило по нескольким направлениям, одним из которых стала теория привязанности Дж. Боулби. В основе данной теории лежит представление об исключительной важности межличностных связей между матерью и ребенком. Другим направлением развития психоанализа стала теория объектных отношений, разработанная Маргарет Малер. Согласно ее взглядам, материнско-детские отношения представляют систему взаимного удовлетворения потребностей: мать отвечает на сигналы младенца, он, в свою очередь, адаптируется к ее потребностям, эмоциям и требованиям Филиппова Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. -- 1999. -- № 5. -- Т. 20. . Огромное влияние на психоаналитические концепции развития ребенка оказала теория объектных отношений Д. В. Винникотта, которая наиболее известна благодаря авторским идеям о «достаточно хорошей матери» и «обычной преданной матери». Особенностью взглядов Д. В. Винникотта является констатация того, что мать -- естественная личность, которой от природы даны все необходимые знания и умения для ухода за ребенком. Таким образом, материнство по Д. В. Винникотту -- это фактически биологически детерминированное явление, проистекающее из естественной внутренней сущности женщины; таким образом, для Винникотта материнство -- естественная составляющая и условие развития женской идентичности Винникотт Л. В. Маленькие дети и их матери. -- М.: Класс, 1998. .

Еще сильнее эта идея выражена в работах известного английского психоаналитика Диноры Пайнз, по мнению которой устойчивая идентичность появляется у женщин лишь с наступлением собственной беременности, которая является одним из важнейших этапов в развитии ее личности. «Материнство -- это опыт трех поколений» -- утверждает автор Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. -- СПб.: Б. С. К., 1997. .

Итак, в психоаналитическом направлении материнство исследуется в контексте детско-родительского взаимодействия, в котором матери отводится значительная роль в развитии ребенка. Вопрос о соотношении биологического и социального в феномене материнства решается двояко: с одной стороны, подчеркивается его инстинктивная природа, с другой -- утверждается особая значимость раннего опыта, в том числе и в становлении материнской сферы женщины.

Еще одно направление теории социального научения рассматривает материнство как сугубо социальный феномен. Согласно данной теории, материнская забота и привязанность ребенка не заданы изначально (генетически, инстинктивно); взаимодействие матери и ребенка представляет собой взаимно вызванное стимул-реактивное поведение, трансформирующееся в процессе взаимного научения. При этом подчеркивается уникальность содержания отношений между матерью и ребенком, базирующаяся на основе имеющихся у каждого из них исходных, биологически детерминированных способов взаимодействия и взаимовлияния («поведенческая взаимозависимость»). А материнская роль в контексте данного подхода фактически сводится к совокупности поведенческих проявлений без учета его аффективной составляющей. Во многих исследованиях значительный интерес уделяется механизмам (в контексте стимул-реактивного поведения) построения отношений и формирования привязанности.

Еще один цикл исследований, важных для понимания природы материнства, посвящен изучению материнской депривации. Й. Лангеймер и З. Матейчик выделили три основных вида депривации: сенсорную, социальную, эмоциональную (аффективную). Результатом депривированного материнства становятся, как правило, сочетанные нарушения онтогенетического развития.

Таким образом, в зарубежной психологической литературе материнство рассматривается с различных сторон: в культурологическом подходе - как феномен культуры; в этологическом направлении - как биологически закрепленное поведение; в теории социального научения - как специфический тип поведения; в психоаналитическом направлении - как проявление инстинктов либо с точки зрения материнской привязанности. Предметом исследования выступают различные стороны материнства: его сущность как личностного феномена, связь с культурными, социальными, средовыми характеристиками, физиология и психофизиология различных фаз репродуктивного цикла женщины, роль материнства в жизни детей разного возраста. В данный момент намечается тенденция к объединению различных теоретических направлений, привлечению новых данных и объяснительных принципов.

В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, посвященных изучению различных сторон материнства. Существует несколько классификаций психологических подходов к изучению феномена материнства, характерных для отечественной психологии.

Так, И. С. Кон выделяет в качестве основных два подхода:

* Трактовка материнства, исходящая из рационально-экономических соображений (дети экономически полезны как работники, опора в старости, большое количество детей является гарантией прочных социальных позиций и т. п.);

* Психологическая трактовка (потребность в детях как социально-психологическое свойство индивида) Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. -- 1987. -- № 6. .

Надо отметить, что данная классификация делает практически невозможным анализ собственно психологических концепций материнства.

Классификация, предложенная В. А. Рамих, разделяет концепции материнства на две группы: традиционные, патриархальные (рассмотрение феномена материнства с точки зрения его природной и биологической детерминированности) и социально -- демографические (рассмотрение феномена материнства и роли женщины с точки зрения воспроизводства населения) Рамих В. А. Материнство как социально-культурный феномен: Дисс... докт. филос. наук. -- Ростов н/Д., 1997. -- 236 с.. Данная классификация также несколько ограниченна для полноценного анализа психологических концепций.

М. Ю. Чибисова предлагает собственную классификацию, основанием которой служит предмет исследования, в зависимости от которого можно выделить следующие направления изучения материнства в отечественной психологии:

* Изучение детско-родительских отношений (взаимодействия матери и ребенка).

* Изучение материнства в ситуации девиации (изучение феномена материнской депривации, девиантного материнства, изучение матерей соматически больных детей и детей с ограниченными возможностями).

* Изучение материнства как самостоятельного психологического феномена.

Данная классификация кажется нам наиболее полно и логично отражающей существующие на настоящий момент психологические концепции материнства в отечественной науке.

В традициях отечественной психологии и педагогики роль взрослого в психическом развитии ребенка всегда оценивалась высоко, и потому первоначально изучение материнско-детского (родительско-детского) взаимодействия подразумевало в основном изучение детского развития, а поведение и личностные особенности взрослого рассматривались лишь как фактор, позитивно или негативно влияющий на данный процесс.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что в становлении материнско-детского взаимодействия центральным является материнское отношение; несмотря на то, что единого универсального определения понятия «материнское отношение» не существует, оно довольно популярно как предмет психологического исследования. Подробную концепцию отношений разработала А. Я. Варга, в работах которой затрагиваются все стороны материнско-детских взаимоотношений: когнитивная, эмоциональная и поведенческая, что определяет ее большую теоретическую и эмпирическую ценность.

Под родительским (материнским) отношением А. Я. Варга понимает целостную систему «разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков» Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения: Дис... канд. психол. наук. -- М., 1986. .

В изучении того же предмета Г. Т. Хоментаускас (1989) делает акцент на эмоциональной стороне детско-родительских отношений (отсутствие уверенности в любви со стороны родителей может вызвать нарушения в личностном развитии ребенка), таким образом, рассматривая материнство как фактор развития ребенка Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. -- М.: Педагогика, 1989. .

В настоящее время диада мать -- дитя рассматривается как целостная система, на формирование и функционирование которой оказывают влияние оба партнера по взаимодействию.

Так, Р. Ж. Мухамедрахимов показал, что при определенных условиях личностные характеристики ребенка могут влиять на взаимодействие с матерью, которая не только действует как самостоятельный субъект, но и вынужденно реагирует на ребенка. Такой подход снимает с матери исключительную ответственность за взаимодействие и распределяет ее между обоими партнерами Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. -- СПБ.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. .

В исследованиях последних лет анализируются качества матери, необходимые для создания оптимальных условий для развития ребенка (Е. И. Исенина, Т. И. Барановская, Е. В. Попцова, и др.). Многочисленны работы, связывающие уровень психологического здоровья ребенка (в раннем, дошкольном, школьном, подростковом возрасте) с типом материнского отношения, стилем и особенностями материнско-детского взаимодействия, материнской (родительской) позиции, родительских ожиданий и установок (А. Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. С. Спиваковская, И. Ю. Ильина, Г. А. Свердлова и др.). Итак, краткий обзор отечественных исследований в русле изучения материнско-детского взаимодействия позволяет отметить изменение направления хода рассуждений от задач воспитания ребенка к особенностям матери; от изучения влияний, оказываемых матерью на развитие ребенка, к признанию обоюдного влияния партнеров по взаимодействию и выявлению влияния, оказываемого ребенком на материнское отношение, стимулируя исследования личности самой матери как отдельного предмета. Особое направление составляют работы, посвященные девиантному материнству, которые позволяют изучить это явление как нормально функционирующее, используя логический прием «от противного». Исследователи динамики материнства в культурно-историческом аспекте отметили, что, начиная со второй половины XX века, стали наблюдаться регрессивные тенденции материнства, проявляющиеся в жестоком обращении с детьми или отказе от них. Под девиантным материнством понимают искаженное материнское поведение, характеризующееся отвержением ребенка, жестоким обращением с ним и «скрытым инфантицидом» Чибисова М. Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: Дисс. …канд. психол. наук. -- М., 2003. .

В настоящее время в отечественной психологии появляются первые концепции, рассматривающие материнство как самостоятельный психологический феномен. Так, теория Г. Г. Филипповой имеет огромную значимость, как практически первая полноценная концепция материнства. Особую важность представляет положение автора об онтогенезе материнства, которое рассматривается как потребностно-мотивационная сфера женщины и проходит пять филогенетических и шесть онтогенетических этапов развития.

В. С. Мухина рассматривает материнство как психологическое состояние и социальную ответственность женщины, как составную часть ее ментальности.

Л. Б. Шнейдер рассматривает материнство как результат свободного и духовного выбора женщины, которая является активным самостоятельным субъектом, а не биологической и социальной единицей.

Одной из наиболее насыщенных психологическими новообразованиями фаз материнства считается беременность, которая рассматривается как критический период в жизни женщины; завершающая стадия полоролевой идентификации женщины; период актуализации ее собственного пренатального опыта, качества эмоционального взаимодействия с матерью и неразрешенных пубертатных конфликтов (А. И. Захаров, Г.Г. Филиппова, С. Ю. Мещерякова). Другое направление исследований рассматривает беременность как период становления материнско-детских отношений; возникновения внутреннего диалога матери с ребенком; активного формирования образа ребенка (В. И. Брутман, Г. Г. Филиппова, М. Ю. Чибисова, О. А. Копыл, О. В. Баженова).

Итак, в настоящее время в отечественной психологии прослеживается тенденция к исследованию материнства как самостоятельного личностного феномена. Обширность его аспектов, затрагиваемых в исследованиях, свидетельствуют о большой востребованности этой темы для науки и практики.

Глава 2. Представление об отцовстве как социально-психологическом феномене

2.1 Отцовство как социокультурный феномен

На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С.Спиваковская, говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать, когда дети уже подросли. Нередко утверждается, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка, это, прежде всего, любить свою жену (В.И.Кочетков, Т.М.Афанасьева, А.С.Спиваковская и другие). К.Витакер отводит отцу роль стороннего наблюдателя во время беременности жены и ухода за младенцем. Эта “невключенность” вызывает ощущение одиночества у мужчины и причиняет ему боль. В то же время, К.Флэйк-Хобсон полагает, что участие отца в процессах рождения и воспитания ребенка оказывает существенное воздействие и на супругов, и на малыша, привнося что-то неординарное в их взаимоотношения Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М.: Жизнь и мысль, 1999..

Различие отцовства и материнства и специфический стиль отцовства зависят от множества социокультурных условий и существенно варьируют от культуры к культуре. К числу элементов, от которых зависит содержание отцовской роли, по мнению М. Уэст и М. Коннера, относятся:

1) количество жен и детей, которых имеет и за которых ответствен отец; 2) степень его власти над ними; 3) количество времени, которое он проводит в непосредственной близости с женой (женами) и детьми в разном возрасте и качество этих контактов; 4) то, в какой мере он непосредственно ухаживает за детьми; 5) то, в какой мере он ответствен за непосредственное и опосредованное обучение детей навыкам и ценностям; 6) степень его участия в ритуальных событиях, связанных с детьми; 7) сколько он трудится для жизнеобеспечения семьи или общины; 8) сколько ему нужно прилагать усилий для защиты или увеличения ресурсов семьи или общины.

Как указывает И.С.Кон, при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет мать или какая-либо другая женщина (тетка, старшая сестра и т. п.). Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях и с возрастом ребенка он увеличивается. У многих народов существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления нежности Кон И.С. Этнография родительства. - М., 2000.

В привычной нам культурной среде материнство - одна из главных ипостасей женского стереотипа, а социальные характеристики материнской роли очерчены гораздо определеннее, чем отцовской, и ей приписывается большее значение в деле первичной социализации. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что: а) отцовские функции биологически «объективно» менее значимы и их труднее конкретизировать; б) исторически они институциализируются гораздо позднее; в) распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации, и имеет как социальные, так и биологические предпосылки.

Если рассматривать данный вопрос исторически, то следует отметить, что отцовство не является обязательным компонентом семьи; оно скорее выражает принадлежность к определенному типу культуры, а не биологическую функцию. При всем разнообразии человеческих культур, их условно можно разделить в этом плане на «отцовские», т. е. такие, в которых «отцовская роль мужчины значительна», и «безотцовские», т. е. такие, в которых «мужчина выступает в большей мере как самец, чем как отец». Последние, например, встречаются в афро-азиатском регионе. «Безотцовские» культуры характеризуются большей мужской агрессивностью, резким антагонизмом между мужчинами и женщинами, менее теплыми отношениями между всеми членами семьи.

Почему же людям кажется, что отцовский вклад в воспитание снижается? Помимо других причин сказывается ломка традиционной системы половой стратификации. Если пренебречь частными межкультурными различиями, в традиционной патриархальной семье отец выступает как а) кормилец, б) персонификация власти и высший дисциплинатор и в) пример для подражания, а нередко и непосредственный наставник во внесемейной, общественно-трудовой деятельности. В современной городской семье эти традиционные ценности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности.

По мере того как «невидимый родитель», как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, заметно снижается.

И.С.Кон обозначает ряд вопросов, которые возникают при исследовании феномена отцовства: Чем отличается «современное» положение и поведение отцов от «традиционного»? Чем отличается «современный» стереотип, нормативный образ отцовства от «традиционного»? Какова степень совпадения стереотипа отцовства и реального поведения сегодняшних отцов? и другие.

В.Н. Дружинин считает, что проблема отцовства наиболее остра для постсоветского общества. Наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку. В реальности нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи.

Следовательно, мужчина знает, что от его заботы, личных качеств судьба его как отца никак не зависит, а ребенок - это, прежде всего, проблема женская.

Вообще отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психо-биологическими, а не социально-психологическими: роль отца как главного агента социализации сводится на нет, повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000..

Демократическая семья предполагает равенство прав, нормальная - различия в ответственности, которая должна ложиться преимущественно на отца.

Однако в современной российской семье женщина хочет (и вынуждена силой обстоятельств) править безраздельно и полностью. Нередко мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее ответственность, и, соответственно, быть образцом для подражания.

Традиционные роли отца и мужчины оставались неизменными на протяжении многих поколений. В настоящее время стереотип мужчины, а, следовательно, и отца претерпевает серьезные изменения. Отсюда идеал отца может быть очень противоречивым, включать в себя полярные качества. Раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

Согласно исследованиям Томпсона и Плека, структура мужской ролевой роли состоит из следующих компонентов, также влияющих на формирование представлений об идеальном родителе.

1. Норма успешности или норма статуса - стереотип, утверждающий, что социальная ценность мужчины определяется величиной его заработка.

2. Норма эмоциональной твердости - стереотип мужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.

3. Норма антиженственности - стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать женских качеств.

В целом представления об идеальном отце - успешный в глазах ребенка, обеспечивающий материально на высоком уровне, имеющий авторитет и уважение ребенка, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный.

В научной литературе приводятся факты, иначе объясняющие современную ситуацию отцовства. Действительно, отцы проводят со своими детьми значительно меньше времени, нежели матери, но мужчины никогда сами не выхаживали детей. Современные отцы в этом отношении не только не уступают прежним поколениям, но даже превосходят их тем, что особенно в нетрадиционных семьях, основанных на принципе равенства полов, берут на себя гораздо больший круг таких обязанностей, которые раньше считались исключительно женскими. Например, обследование канадских семей показало, что при выравненных социальных факторах, таких, как количество внерабочего времени, отцы проводят с детьми столько же времени, сколько и матери.

Сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотношениях ребенка с отцом, часто рассматриваемые как свидетельство снижения отцовского авторитета, являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться и сам он был обязан держаться «на высоте» Спиваковская, А.С. Психотерапия: игра, детство, семья.- М.: ООО Апрель Пресс; ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - Том 2..

Реальная модель современной российской семьи такова: ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с детьми эмоционально. Мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений, не оправдывает ожиданий жены и детей. Для него остается единственный путь реализации себя как мужа и отца: бороться за мужские права и «эмансипацию», как боролись и борются за равные с мужчиной права феминистки. Только поле борьбы не деловой мир, а семья. Отсюда появление обществ мужчин-одиночек (воспитывающих детей без жены) и т.п.

Между тем реальное решение вопроса иное: нужно создать социальные условия для проявления мужской активности вне семьи, чтобы он мог нести основную юридическую ответственность за семью, предъявлял во вне и защищал ее интересы, мог бы обеспечить ее экономическое благосостояние и социальное продвижение членов семьи.

По мнению Й. Лангмейер, З. Матейчек, роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей. Отец - «наиболее естественный источник познаний о мире, труде и технике». Он способствует «ориентировке на будущую профессию» и создает социально полезные цели и идеалы».

Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом. «Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт».

Психологические исследования показывают, что при сравнении детей выросших с отцами и без них обнаружено, что дети выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, повышенный уровень тревожности, у них чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и самоуважении детей. Дети «холодных» отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на ребенке.

Таким образом, личные качества отца, в число которых входит и любовь к своим детям, оказывают значительное влияние на развитие ребенка. Любовь отца дает ребенку ощущение особого эмоционально-психологического благополучия, которое не может в полной мере обеспечить одинокая женщина-мать. Любовь отца учит и сына и дочь тому, как может проявлять любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим.

Э. Фромм считает, что из-за менее глубокой укорененности в природе отец вынужден развивать свой разум, формировать искусственный мир идей, принципов и рукотворных вещей, который заменяет природу в качестве основы для существования и безопасности. Подчинение матери и фиксация на ней есть подчинение природной связи, фиксации на природе. Подчинение отцу - созданное человеком, искусственное, основанное на власти и законе и, следовательно, менее непреодолимое и сильное, чем связь с матерью. Отец воплощает абстракцию - совесть, долг, закон.

Как часть личностной сферы отцовская любовь является необходимым условием полноценного развития личности. Д.С. Акивис считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности - потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила Акивис Д.С. Отцовская любовь. - М.: Профиздат, 1989..

Деятельностная позиция отца в семье, которая проявляется в активном вмешательстве в мир ребенка, зависит от ценностной значимости семьи для мужчины, желания увидеть результаты воспитания своего ребенка.

Активная отцовская позиция говорит о принятии им ответственности за воспитание ребенка и семью в целом. Зачастую проявление мужчиной ответственности выражается в стремлении чрезмерно опекать ребенка, навязывать свою волю, ограничивать свободу самовыражения.

Однако многие мужчины-отцы опасаются быть поглощенными семьей. В случаях высокой ценностной значимости семейной жизни и высокой оценки родительской компетентности возрастает и ценность сохранения собственной индивидуальности отцов. Причем, высокая родительская компетентность мужчин-отцов связана с реализацией отношений доминирования, то есть быть компетентным родителем, для мужчины означает передачу своего жизненного опыта с позиции «сверху».

Успешность мужчины в основных сферах жизни, а также возрастание их субъективной значимости, и значимости терминальных ценностей влечет формирование родительской позиции «сверхавторитета».

Отцовская родительская позиция - это интегральное взаимодействие мужской полоролевой, личностной и воспитательной позиции отца; это система установок, которая традиционно проявляется в преобладании предметно-инструментальной функции отца в воспитании детей Жигалин С.С. Формирование адекватных родительских позиций как способ коррекции воспитательной практики в семьях подростков: Автореф. дисс….канд. психол. наук. - - КГУ, 2004..

В целом содержательные характеристики материнской и отцовской родительских позиций идентичны. Тем не менее, ряд исследователей видят некоторое различие между отцовской и материнской позициями, которое заключается в их конкретных поведенческих проявлениях (И.С.Кон, М.О.Ермихина, В.С.Торохтий, Е.Е.Ромицына). В данном случае речь идет о различных проявлениях, связанных с полоролевой адекватностью родителей, которую можно принять в качестве основного критерия определения отцовской и материнской родительской позиций.

Именно в семье каждое новое поколение молодых мужчин осваивает отцовские функции, и тем самым на их биологически данную принадлежность к мужскому полу накладывается эта наученная родительская роль.

Для более успешного осуществления этого процесса должна произойти переориентация в общественном сознании, в воспитательных приоритетах в семье. Необходимо поднимать социальную престижность и ответственность отцовства, изменяя устоявшиеся консервативные стереотипы. Справедливо утверждение, что счастливое детство скорее будет у ребенка из полной семьи, где мать и отец выполняют свои родительские функции.

2.2 Теоретические основы изучения феномена отцовства

Изучение семьи и семейных отношений предполагает выявление и научное обоснование тех элементов традиционной культуры, которые являются специфическими. Наиболее ярко подобные элементы проявляются во внутрисемейных, кровнородственных и соседских взаимоотношениях. И хотя все социальные институты являются универсальными, ибо они характерны для большинства народов, для их бытования существенна и другая сторона -- традиционность, обусловливающая их специфичность и самобытность жизни народа. В традициях проявляется этнический характер отцовства, его своеобразие. Проблема отцовства имеет комплексный характер, и ее понимание тесно связано с темой семьи, семейных традиций, воспитания молодого поколения, культуры семьи. Перечисленные вопросы в разное время вызывали интерес у философов, историков, социологов, психологов, антропологов и этнографов.

Подобные документы

    Анализ научных исследований по проблеме отцовства. Специфика личностного развития современных мужчин. Роль отца в воспитании подрастающего поколения. Гендерная специфика представлений об идеальном отцовстве по материалам эмпирического исследования.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2010

    Анализ феномена родительства и материнства в научной литературе. Факторы, влияющие на формирование родительства. Онтогенетические аспекты материнства. Формирование представлений о себе как о будущей матери у девушек в подростковом и юношеском возрасте.

    курсовая работа , добавлен 05.02.2016

    Проблема материнства, психологический и культурно-исторический аспекты его исследования. Характеристика представлений о материнстве в России. Анализ проблемы материнства с точки зрения психологии. Материнство как обеспечение условий для развития ребенка.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2014

    Теоретические подходы к пониманию сущности феномена родительства. Компоненты феномена родительства. Факторы, влияющие на формирование родительства. Этапы родительства, функции и задачи родителей на этих этапах.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2006

    Проблема личностного развития в родительстве. Психологический анализ понятия "готовности к родительству". Феномен отцовства и материнства, личностное развитие мужчины в родительстве и женщины в материнстве. Отношения между супругами на фоне родительстве.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2010

    Понятие психологической готовности к материнству и её составляющие. Потребности и мотивы, побуждающие к заключению брака, к рождению ребенка, к позитивному ценностному отношению к материнству. Рекомендации по улучшению отношения к материнству у молодежи.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2014

    Материнство как культурно-историческое явление и особый психологический феномен. Психологическая готовность к материнству и ее составляющие. Программа исследования "Отношение молодежи к материнству". Повышение уровня готовности молодежи к родительству.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    Специфика современного отцовства в свете проблемы развития личности. Современная тувинская семья. Методы изучения феномена отцовства и факторов развития личности. Родительство как значимый аспект жизни каждого индивида. Проблема определения отцовства.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2009

    Проблема развития памяти и ее индивидуальных различий. Подходы к изучению памяти в психолого-педагогической литературе. Процессы и виды памяти. Психологическая характеристика младших школьников с нарушением зрения, основные проблемы развития памяти у них.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2015

    Проблема личности в политике. Новый подход к изучению феномена лидерства на современном этапе развития политической системы. Теоретические основы для создания интегрированного подхода к изучению феномена личности, основные концепции в лидерологии.

В это направление можно объединить исследования, в которых мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются как организация физиологической и стимульной среды для развития ребенка. Большое значение придается эволюционным аспектам формирования физиологических, мотивационных и поведенческих механизмов материнства. Некоторые направления этих исследований объединяют биологический и психологический подходы. Среди них наиболее интересными для настоящей работы являются следующие.

Этологические исследования. Материнство изучается с позиций оценки количества ресурсных затрат родительской особи (родительский вклад: Д. Дьюсбери, Е. Н. Панов и другие), выявления эволюционных основ формирования паттернов родительского поведения [К. Лоренц, Н. Тинберген, Р. Хайнд и другие], взаимного обеспечения родителями и детенышами ключевой стимуляции для реализации адаптивного поведения. В этом направлении большой интерес представляют исследования, посвященные индивидуальным особенностям материнского поведения у высших приматов в неволе и в природе, влиянию отношений в сообществе, в частности, ранга матери на ее материнское поведение и развитие детеныша. Некоторые из этих исследований, например, изучение изолированно выращиваемых детенышей приматов [Г. Харлоу и М. Харлоу], эффектов социального облегчения и социального научения, импринтинга, реакции следования, родительских и младенческих стимулов [К. Лоренц, Н. Тинберген и другие], внесли существенный вклад в развитие популярных в настоящее время психологических концепций (теории привязанности, социального научения, этологии человека и др.).

Физиологические и психофизиологические аспекты материнства.

Спектр этих исследований необычайно велик, в основном они направлены на изучение нейрогуморальных механизмов полового созревания и обеспечения беременности и лактации. Для данного направления традиционным является сопоставление данных, полученных на животных и человеке. Изучается связь гормонального фона и эмоциональных состояний, их роль в развитии материнства, обеспечении эмоциональных особенностей материнско-детских отношений. Считается, что гормональный фон создает условия для восприимчивости к ситуации взаимодействия с ребенком, однако конкретная интерпретация своих состояний в беременности и раннем материнстве зависит от личностных особенностей, смысла беременности, социальной и семейной ситуации [К. Остин и Р. Шорт, К. Флейк-Хобсон с соавт., R. N. Emde at all, I. Hopkins, P. M. Shereshefsky and L. J. Yarrow]. Много внимания уделяется сравнительным исследованиям гормонального фона и проявления

и материнского поведения, динамики эмоциональных состояний в беременности (тревожность, стрессоустойчивость, раздражительность, депрессивность, их обострением первом и третьем триместрах, стабилизация эмоционального состояния во втором триместре, динамика сексуальности в беременности), физиологического состояния при сепарации у разных видов животных и у человека. Эти особенности, а также гормональное обеспечение и содержание переживаний женщины при послеродовой депрессии, изучаются в сравнительном аспекте в различных культурах и у животных, преимущественно у приматов, низших и человекообразных. Обсуждается адаптивная роль динамики эмоциональных состояний в беременности и послеродовом периоде (снижение половой активности и активности, направленной на среду, в первом триместре и перед родами; стабилизация эмоционального состояния во втором триместре; динамика тревожности; связь с рангом в группе и индивидуальными особенностями самки). Развитие материнства и динамика состояния в беременности рассматриваются с точки зрения формирования физиологической «доминанты материнства», нарушения в течении беременности, успешность родов и послеродового периода связываются с лево- и правополушарным доминированием, психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины и ее личностными характеристиками [А. С. Батуев, И. В. Добряков, Р. М. Shereshefsky and L. J. Yarrow],

Много внимания уделяется физиологии и психофизиологии различных фаз репродуктивного цикла (половое созревание, менструальный цикл, беременность, послеродовой период, материнско-детская сепарация, материнско-детская привязанность, лактация, менопауза). Считается, что эстрогены и прогестины способствуют развитию и активности женской репродуктивной системы и регулируют соответствующее поведение женщины. Пролактин участвует в регуляции репродуктивной системы, вызывая секрецию молока, влияя на секрецию прогестинов, а также эндорфинов в процессе грудного вскармливания. Сравнительные исследования в этой области осложняются тем, что, по мнению авторов, эндокринная эволюция должна рассматриваться не как эволюция гормонов, которые практически не изменились, а как эволюция их использования для регуляции репродуктивной функции. Установлено, что эстрогены, а также прогестерон и тестостерон регулируют не только сенсорно-перцептивные механизмы (изменение сензитивно- сти в эрогенных зонах и других системах, чувствительных к различной стимуляции в половой и родительской сферах поведения), но и нервные механизмы регуляции поведения. В регуляции материнского поведения гормоны играют решающую роль в своевременной индукции материнского поведения, но его возникновение и реализация зависят от внешней стимуляции. Исследования на крысах показали, что гормональный фон самки обеспечивает возникновение сензитивности к стимулам от детенышей адекватно возрастным особенностям последних, но реализуется поведение только в ответ на присутствие детенышей, и это поведение изменяется под воздействием стимуляции от детенышей. Поэтому проявление материнского поведения у нерожавших самок возможно только в присутствии детенышей. Наличие же гормонального фона без присутствия детенышей не вызывает у них проявления материнского поведения.

Исследования гормональной регуляции полового поведения [К. Остин и Р. Шорт, Р. М. Shereshefsky and L. J. Yarrow и другие] и его связи с эмоциональным состоянием показали, что эмоциональное состояние женщины изменяется в некотором диапазоне от фаз менструального цикла. Влияние гормональных изменений на эмоциональное состояние зависит от индивидуальных и культурных особенностей. Низкоэстрогенный и высокопрогестеронный предменструальный цикл характеризуется эмоциями страдания и гнева, описывается как состояние депрессии, раздражительности, враждебности. Повышенный эстрогенный фон фазы овуляции способствует повышению самооценки и снижению отрицательных эмоций, что способствует, в свою очередь, социогенности и гетеросексуальности женщины. Это интерпретируется как биологически адаптивное эмоциональное состояние для репродуктивной функции.

Физиологические изменения в менструальном цикле, пубертате и менопаузе, а также послеродовом периоде могут способствовать ощущениям страдания и депрессии. Исследования интерференции фаз репродуктивного цикла в основном касаются несвоевременной беременности, так как именно тогда гормональные изменения, характерные для регуляции беременности и послеродового взаимодействия с ребенком, могут быть соотнесены с характерными изменениями возрастной фазы. Это в первую очередь касается беременности подросткового возраста. Показано, что такая беременность является фактором риска в отношении вынашиваемое™, родов, формирования материнского поведения, привязанности матери к ребенку после родов, половой сферы, а также развития личности. Беременность периода инволюции рассматривается в основном с точки зрения усиления тревожности женщины и наличия общих жизненных проблем, а также в аспекте длительного бесплодия.

Развитие привязанности матери к ребенку в послеродовом периоде и его связь с гормональным фоном рассматривается в трех аспектах.

  • 1. Влияние гормонального фона на восприятие самкой детенышей, изменение гормонального фона самки и детенышей при сепарации. Исследования на животных (грызуны, приматы) показали, что уровень эстрогенов, прогестинов, тестостерона и пролактина способствует своевременному проявлению материнского поведения и его интенсификации. Однако само поведение реализуется как взаимосвязь биологических условий (гормональный фон), жизненного опыта, индивидуальных особенностей самки и условий ситуации взаимодействия с детенышами. При сепарации в основном исследуется изменение гормонального фона самки и детенышей, отражающий уровень стресса.
  • 2. Влияние гормонального фона в послеродовом периоде на установление привязанности матери к ребенку. Исследования Klaus and Kennel и других позволили предположить, что для возникновения и дальнейшего успешного развития привязанности матери к ребенку необходим эмоциональный и тактильный контакт матери с ребенком в течение 36 часов после родов. Последующие исследования показали, что влияние 36-часового периода различно при желанной и нежеланной беременности, причем эффект сохраняется лишь в течение первого месяца, после чего происходит компенсация за счет развития более поздних форм взаимодействия матери с ребенком. Кроме того, выявились различия влияния качества и продолжительности послеродового контакта от пола ребенка.

К этой области примыкают исследования послеродовой депрессии. Считается, что состояние матери, обеспеченное ее гормональным фоном, интерпретируется ею в зависимости от личностных и ситуативных факторов (склонность к депрессивным переживаниям во время соответствующего гормонального фона в другие фазы репродуктивного цикла, принятие беременности и материнства, жизненная ситуация, личностные качества, психическая патология и др.).

3. Влияние пролактина на эмоциональное состояние во время грудного вскармливания, основанное на его свойстве повышать секрецию эндорфинов. Считается, что это обеспечивает физиологическую поддержку развития привязанности матери к ребенку. Однако это должно гармонировать с принятием ребенка и своего материнства.

Сравнительно-психологические исследования. В данном случае имеются в виду сравнительные исследования материнства у животных и человека и основанные на них представления о сущности и механизмах «материнского инстинкта». Это одна из наиболее проблемных областей изучения материнства, поскольку само понятие инстинкта, а уж тем более материнского инстинкта, недостаточно определено не только в психологии, но и в биологии. В современной биологии термин «инстинкт» практически не встречается, уступив место таким определениям, как паттерны поведения, фиксированные последовательности действий, нервные модели стимулов, сензитивные периоды, эпигенетические закономерности развития и др. В психологии же до сих пор встречается использование термина «материнский инстинкт». Следует отметить, что в современной научной литературе практически не встречаются работы, посвященные специальному сопоставлению использования категории «инстинкт» в психологии и биологии. В классической психологии инстинкт отождествлялся с влечением (психоанализ) или потребностями [например, У. Макдауголл]. В сравнительно-психологическом плане материнский инстинкт рассматривал В. А. Вагнер, позднее Н. А. Тих (как борьбу видовых и индивидных тенденций в регуляции материнского поведения приматов и их эволюции в антропогенезе).

В психологической литературе полемика вокруг проблемы «материнского инстинкта» (опять же без анализа самого понятия «инстинкт») разгорелась во второй половине XX столетия. Одни исследователи утверждали примат социальных факторов в формировании материнского отношения, другие придерживалась убеждения, что материнская привязанность подчиняется во многом тем же врожденным механизмам, которые роднят человеческий вид с животными. Роль биологических факторов в формировании материнского отношения обсуждается в этологических исследованиях. Импринтинг и привязанность первоначально рассматривались как приспособительный механизм вида, увеличивающий шансы выживания. Действительно для ребенка установление и поддержание контакта с матерью является витальной задачей. Исследования показывают, что психосоматическое равновесие ребенка тесно связано с взаимодействием ребенка и матери. Хроническая нехватка привязанности приводит у ребенка к нервной анорексии, рвоте, бессоннице, частому срыгиванию, ослаблению иммунной системы. Напротив, тесный телесный контакт способствует чувству безопасности и приводит к уменьшению страха и тревоги. J. Bowllby считал привязанность первично специфической системой, смысл которой в поддержании взаимодействия между матерью и младенцем. При этом поведение матери является комплиментарным врожденному репертуару поведения младенца. Д. Штерн говорит в этом смысле о вызванном младенцем социальном поведении матери. С точки зрения этолога, любой акт социального поведения, имеющий принципиальное значение для выживания вида (в том числе и поведение привязанности), имеет специфические селективные и пусковые механизмы. Это могут быть морфологические черты, особые запахи, движения и позы. Специфически человеческим стимулом считается улыбка младенца. Более филогенетически древним, но не менее значимым для возникновения привязанности является обонятельная стимуляция, наряду с визуальными и акустическими сигналами, тактильной стимуляцией при сосании. Эксперименты о восприятии запахов говорят о том, что матери узнают телесные запахи ребенка уже на третий день после родов, а дети - с первого дня.

К. Лоренц считает, что животные, заботящиеся о потомстве, во время появления малышей, чтобы обеспечить им наилучшую защиту, должны быть особенно агрессивными ко всем прочим существам. Птица, выкармливающая детенышей, должна нападать на тех, кто подходит к гнезду. В отношении их собственных детей, особенно новорожденных, агрессивное поведение блокируется с помощью специальных механизмов торможения. К. Лоренц отрицает существование врожденной схемы узнавания собственных детей. То, что представляется со стороны как целесообразное поведение, является результатом множеств эволюционно возникших способов поведения, которые при нормальных внешних условиях действуют как целостная система. Подобные же механизмы действуют у человека. Если взаимодействие между матерью и ребенком отсутствует или мало развивается с рождения, можно предположить существование феноменов, которые в норме препятствуют безразличию и агрессивным проявлениям. Помимо прочих, уже названных, существует феномен «терпимости друг к другу», который подготавливает развитие привязанности при недостатке изначального взаимного влечения. Так бывает, когда женщина не хотела этого ребенка во время беременности, он отличается от того, что она себе представляла, или она не готова к совместной жизни с ребенком. В этих случаях мать не абсолютно безразлична к ребенку и привязанность может возникнуть, потому что у ребенка любопытная мимика, волнующий запах, забавная манера потягиваться. Это происходит так, как если бы после фазы безразличия и отсутствия привязанности устанавливается фаза терпимости и подготавливается материнское поведение, приводящее к взаимодействию и привязанности. Параллельно с материнским «безразличием» случается, что ребенок много плачет, отказывается от материнской груди, часто срыгивает и отворачивает голову при приближении материнского лица. Эти его отказы нередко смягчаются после того, как он засыпает, носом уткнувшись в материнскую шею, или его взгляд встречается и удерживается взглядом матери, которая отвечает улыбкой, контактом глаз, лаской, певучим произнесением слов. Ребенок отвечает проявлениями, которые питают взаимодействие и открывают путь к общению. В отношении ребенка также имеется фаза «терпимости», подготавливающая взаимодействие. Большое значение для формирования привязанности имеет поведение, которым обмениваются мать и младенец, в том числе слова и образы, которые каждый строит относительно другого. С. Тревартен показал, что взаимодействие между двухмесячным ребенком и его матерью может быть названо беседой, в том смысле, что каждый партнер дожидается, чтобы другой окончил действовать (или говорить), прежде чем возобновить действия. Было показано, что ритм (темп, паузы) и содержание «беседы» меняются от одной диады к другой. В одной преобладает вокализация, в другой - телесные движения и касания. Каждая диада имеет собственный ритм и модальность беседы.

Естественное материнство — это материнство в современных постсоветских обществах, оно натурализировано и не мыслится как продукт культуры. Это значит, что оно репрезентировано как естественный процесс, результат действия гормонов, материнского инстинкта и способности к репродукции.

Говоря более простым языком, естественное материнство основано на врожденных, природных и генетических данных человека, и не является социальным продуктом. Если же мы говорим о биологических процессах, то уместнее оперировать понятием «репродукция», в то время как материнство является тем, что позволяет наделять смыслом репродуктивную способность.

Социальное материнство — это роль женщины в обществе.

Другими словами, это то – что определяет, что значит быть матерью в этой конкретной культуре и обществе; что такое «хорошая мать» и «правильное материнство»; что значит «воспитание ребенка» и др. Все это имеет слабое отношение к «природности» и «естественности».

Автором двух данных определений материнству дала Надежда Нартова – научный сотрудник Центра молодежных исследований НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований, старший преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ.

Попробуем разобраться во взаимосвязи природы и общества на конкретном примере слова МАТЕРИНСТВО.

Естественное предназначение женщины.

Так, например, в программе курса для 6–11-х классов «Подросток: подготовка к взрослой жизни» указывается, что «дети нуждаются в постоянном уходе и заботе. Эта функция предназначена для женщины. Потому что она в большей мере наделена качествами, которые необходимы для этой роли. Нежность, мягкость, терпеливость, жертвенность – основные качества матери, она ближе всех к детям … Основная задача мужа – обеспечивать защиту семьи. Именно он предназначен находиться в непосредственном контакте с агрессивным внешним миром. Поэтому мужчина больше наделён такими качествами как сила, целеустремленность, твёрдость характера, смелость».

Такие формулировки и ведут к пониманию материнства как некой предзаданной сущности, которая полностью предопределяет развитие женщины, влияет на совокупность ее черт характера. Роль социума в данном случае сведена к минимуму и заключается в создании условий для «естественного развития личности женщины», а также контроля «нормальности» этого развития.

Материнство как «счастье» и «радость»

Рассуждения о материнстве часто сопровождаются апеллированием к эмоциям, которые должна испытывать «настоящая мать». В обществе конструируется установка, в соответствии с которой материнство и рождение детей – это то, что, безусловно, должно вызывать позитивную реакцию. Рождение детей представлено как непреложная ценность, которая увязывается с такими категориями, как «счастье», «радость» и т.п.

«Произошло маленькое чудо, и под сердцем с каждым днем растет и изменяется частичка тебя самой – твой будущий малыш. Тебе предстоит нелегкий путь. Но поверь, что самое прекрасное время в жизни женщины – ожидание ребенка».

Соответственно, женщинам предписывается концентрироваться на позитивных эмоциях и опыте, нивелируя другие эмоциональные проявления.

Современные концепции материнства не оставляют пространства для выражения разнообразного спектра чувств и эмоций – страха, гнева, грусти, ненависти, злости и др.

С трудом можно представить себе женщину, которая может спокойно сказать в публичном пространстве, что ненавидит своего ребенка или что уход за ним часто ее злит. В таком случае сразу будет подвергнута сомнению ее компетентность как матери, т.е. ее способность ухаживать за ребенком, а также ее «нормальность».

Институции и регламентации

Материнство включено в пространство разнообразных институций, определено строгими правилами. Так, при беременности и даже еще до нее женщина должна регулярно посещать врача, сдавать анализы и проходить осмотры. В случае беременности количество разнообразных процедур становится достаточно большим. После родов женщина попадает под контроль детской поликлиники, потом детского сада, школы и других сервисов сферы социального обслуживания. Все они призваны не просто помочь женщине в уходе за ребенком, но проконтролировать «правильно» ли этот уход осуществляется, а также ознакомить мать с теми нормами и предписаниями, которым она должна следовать.

В современном обществе активно продвигается направление подготовки к беременности, что значит, что перед зачатием женщине желательно пройти обследование, сдать анализы, пропить разнообразные средства. Дальше, государство стимулирует (в виде дополнительного пособия) становиться на учет в женскую консультацию на сроках до 12 недель. Параллельно, помимо медицинских институций и процедур, женщина должна подготовиться к рождению ребенка, начиная от покупки «необходимых» вещей и заканчивая специальными курсами или книгами по подготовке к уходу за ребенком.

Существующие нормы унифицируют женский опыт, превращая беременность, роды, уход за ребенком в некую стандартную практику, которую каждая женщина должна пройти одинаковым образом.

Материнство конструируется как часть универсального женского опыта, в рамках которого какие-либо индивидуальные стремления исключены. При этом женщина в данном процессе является не субъектом своих действий, а скорее объектом предписаний, которые направляются ей со стороны разнообразных институций, экспертного знания.

Материнство в пространстве и времени

В современной культуре материнство – это рутинизированная практика. Это значит, что женщина выполняет огромный объем разнообразных обязанностей, связанных с уходом за ребенком. Эти практики редко подвергаются анализу и рефлексии. Они репрезентированы как «естественная» данность и повседневность. Это связано и с тем, что каждодневный процесс заботы о доме, семье, ребенке не воспринимается как труд.

По данным эмпирического исследования бюджета времени молодой семьи в России домашний труд и уход за детьми в выходной день женщины в среднем затрачивают 10–11 часов, в то время как мужчины – только 4–6 часов. Также на постсоветском пространстве материнство является достаточно длительным процессом, пролонгированным во времени. Уход за ребенком не останавливается в момент обретения им/ей совершеннолетия, но длится уже практически на протяжении всей жизни матери.

Социально-экономическая ситуация создает такие условия, при которых дети проживают в родительском доме длительный период жизни. Весь этот период мать продолжает выполнять обязанности по уходу за семьей – приготовление пищи и уборка, оказание материальной поддержки.

«Правильное» и «плохое» материнство

Материнство существует не как некая абстрактная категория, но как четкая концепция «правильного/хорошего материнства». Так, например, социально желательным является материнство в гетеросексуальной паре, брачном союзе, с рождением здоровых детей.

«Правильное» материнство исключает и маргинализирует разнообразие женского опыта, приписывая его «плохим» матерям.

Например, одиноким матерям: «С одной стороны, такая женщина на порядок сокращает свои шансы устроить собственную судьбу, с другой – годами живет на грани стресса. У нее нет тыла, нет свободного времени и нет права заболеть. Между тем, как доказано медиками, и неустроенность, и постоянное беспокойство одинокой матери, и ее разочарованность напрямую отражаются на ребенке. В результате он нередко вырастает нервным и не приспособленным к жизни».

Другой пример «плохой» матери – это несовершеннолетняя мать: «Положение юных мам – просто драматическое. Рождение детей до наступления биологической и социальной зрелости – большой риск для здоровья и самой юной женщины, и для ее ребенка. Самостоятельно не только воспитывать, но даже ухаживать за ребенком девочки-мамы не могут» (Кусливая Л. «Дети детей»)

Как и мать в старшем возрасте: «… в любом случае беременность планировать нужно до 35 лет. Если по каким-то причинам не получилось «вовремя», тогда чем раньше, тем лучше. Поскольку к 49 годам вероятность зачать, выносить и родить здорового ребенка не превышает и 1 процента» (В. Мохор В. «Любовь с обязательствами»).

Как стало понятно из вышеизложенного, социальная структура материнства является неотъемлемой частью ее природной основы. Общество, культура, институты управления, время и обычаи накладывают свой характерный отпечаток. Подчас уменьшая или увеличивая его естественность. Хорошо это или плохо? Не ясно. Но поскольку семьи, матери и их дети являются неотъемлемой частью общества, они обязаны следовать предписанным законам и не выдвигаться за рамки установленного регламента. А их природное естество останется неизменным.

@ANNA FEDULOVA @Татьяна Щурко.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .