Правление берии. Лаврентий берия - биография, информация, личная жизнь

В течение первых десяти лет после окончания Второй мировой войны в мире возникли и совершенствовались военные организации лишь капиталистических стран, сердцевиной которых являлись США. В середине 1950-х гг. ситуация стала меняться. Напомним, что ООН как международная организация создавалась в качестве преграды на пути возможных агрессоров, для недопущения повторения новых войн, главными возможными источниками которых в момент ее создания считались Германия и Япония. Именно этим обстоятельством объяснялось предоставление почти диктаторских полномочий странам, сыгравшим главную роль в разгроме антигитлеровской коалиции. Однако, в условиях все более обострявшейся «холодной войны» между Востоком и Западом, каждый из этих блоков считал возможным пополнение своих рядов новыми членами, независимо от их прошлого. Договоренности о денацификации, демилитаризации и демократизации Германии, достигнутые Великобританией, СССР, США и Францией, были преданы забвению. В 1947 г. оккупационные зоны, находившиеся под контролем США, Великобритании и Франции, были объединены и объявлены республикой под названием ФРГ. В 1949 г. СССР поступает аналогичным образом – создает в зоне своей оккупации другое немецкое государство под названием ГДР.

Силой обстоятельств и волей «Великих» держав эти два новообразования, поведение которых определялось в Вашингтоне и в Москве, оказались на острие «холодной войны». В начале 1950-х гг. начались переговоры о перевооружении ФРГ и о ее включении в НАТО, якобы как противовеса СССР. Поворот был настолько неожиданным, что даже некоторые страны Запада отнеслись к нему с недоверием. Шли достаточно продолжительные дискуссии и переговоры по этому вопросу, которые завершились подписанием Парижских соглашений в октябре 1954 г. По этим соглашениям оккупация Западной Германии американскими, английскими и французскими войсками прекращалась. Их войска не выводились с ее территории, но отныне функционировали как «союзные силы НАТО». С мая 1955 г. ФРГ становилась полноправным членом НАТО, а ее территория – передовым плацдармом военного альянса.

Руководство СССР восприняло все это как повторение истории 1930-х гг. и перевооружения Германии, приведших ко Второй мировой войне, оккупации части его территории, гибели около трех десятков миллионов человек и решило объединить вооруженные силы своих союзников. Так, в 1955 г., спустя 6 лет после образования НАТО, как ответ на принятие ФРГ в НАТО, создаетсяОрганизация Варшавского договора (ОВД) . 14 мая 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписывают Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшавский договор ). Он предусматривал создание военно-политической организации социалистических стран для коллективной самозащиты. Статья 1 Договора возлагала на его участников обязательство в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность. Договаривающиеся страны заявляли о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных акциях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности, «добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер ко всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов массового уничтожения » (Ст. 2).

Согласно Статье 3, члены ОВД обязывались проводить консультации «по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы », а также всякий раз, «когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или на несколько государств – участников Договора ». В случае такого нападения каждое государство-участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со Статьей 51 Устава ООН окажет жертве агрессии «немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами-участниками Договора всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы ».

Статья 5 Договора предусматривала создание Объединенного командования вооруженными силами, которые будут выделены его участниками в ведение этого Командования, а также принятие других согласованных мер, необходимых для укрепления их обороноспособности. Подписавшие Договор страны обязывались не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям ВД. Статья 9 Договора провозглашала, что он «открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов ».

Срок действия Договора был установлен в 20 лет (Ст. 10) с автоматическим продлением еще на 10 лет, если за год до истечения этого срока его участники не заявят о денонсации Договора. «В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского договора о коллективной безопасности », к чему обязывались стремиться страны-участницы ОВД, региональный Договор утрачивал «свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора » (Ст. 11).

По форме Организация Варшавского Договора почти во всем повторяла НАТО: совместные руководящие органы, объединенное военное командование, возглавляемое советским маршалом или генералом, совместные военные базы. Здесь СССР играл ту же роль, что США в НАТО. Но по целям и степени активности ОВД отличалась от НАТО.

Высшим руководящим органом с правом принятия решений и рекомендаций являлся Политический консультативный комитет , собиравшийся на уровне глав государств и правительств стран Варшавского договора, призванный координировать все действия по обеспечению обороноспособности государств-членов, кроме чисто военных. Решение военных задач входило в обязанностиОбъединенного командования вооруженных сил ОВД со штаб-квартирой в Москве. По примеру стран НАТО, государства Варшавского договора также выделяли небольшие воинские контингенты для выполнения задач в общих интересах альянса, сохранив за собой командование и управление основной частью своих вооруженных сил.

Варшавский договор вряд ли способствовал укреплению обороноспособности СССР и его союзников. Он обеспечил всего лишь правовую основу для пребывания советских войск в странах Восточной Европы. Трудно однозначно оценивать эффект их присутствия в странах Восточной Европы, часть населения которых, в силу исторических факторов относилась настороженно и даже недружелюбно к СССР.

Советские воинские контингенты, в отличие от НАТОвских, жили изолированно от местного населения, но влияние самого факта их присутствия в странах-союзницах было значительным. Это можно было видеть на примере Венгрии. Осенью 1956 г. советские войска, находившиеся там, оказали решающее влияние на ход событий в этой стране. Они были выведены из Венгрии по требованию правительства И. Надя, а затем возвращены по просьбе правительства Я. Кадара, сыграв определенную роль в «стабилизации» положения в Венгрии в последующие 30 лет.

В августе 1968 г. правительства стран ОВД оказали давление на руководство Коммунистической партии и правительства Чехословакии, приступивших к реформированию свой страны с целью, как было заявлено им, «придания социализму человеческого лица ». Когда официальное руководство Чехословакии не захотело во всем следовать рекомендациям стран ОВД, последние решили непосредственно вмешаться в происходившие в Чехословакии процессы. Вооруженные силы Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши и СССР были введены в эту страну.

В 1985 г. Варшавский договор был официально возобновлен еще на 20 лет, однако начавшиеся в странах ОВД социально-политические процессы ускорили его распад. СССР, в соответствии с международными договоренностями, стал сокращать свои вооруженные силы, прежде всего за счет континентов, дислоцированных в странах Восточной Европы. Сменились политические режимы в самих странах ОВД. В октябре 1990 г. произошло воссоединение Германии, а в марте 1991 г. перестали осуществляться совместные военные функции ОВД, после чего Организация, по примеру СЕНТО и СЕАТО, перестала существовать. Официально это произошло 1 июля 1991 г.

ОВД, ядром и решающей силой которой был СССР, безусловно, оказывала сдерживающее влияние на политиков, не признававших послевоенных границ в Европе, особенно между Германией и Польшей, а также между Германией и Чехословакией. Сам СССР ничего не выиграл от существования ОВД. Напротив, он нанес себе ущерб, ухудшив отношения со своими союзниками по Второй мировой войне. После признания вначале Германией, а затем и другими странами принципа нерушимости послевоенных границ в Европе (Хельсинки, июль 1975 г.), ОВД превратилась в напарницу НАТО по нагнетанию напряженности в мире. Смена политических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы положила конец ее существования.

Современная Россия демонстрировала и продолжает демонстрировать свою заинтересованность в установлении отношений доверия и всестороннего сотрудничества между всеми народами. Российское общество весьма настороженно относится к расширению НАТО на Восток путем включения в него даже бывших советских республик. В самом деле, разум многих людей протестует против того, что бывшие военные базы ОВД, созданные на средства СССР и его союзников и имевшие целью укрепление обороноспособности ОВД, вдруг превращаются в опорные базы НАТО, главным врагом которого на протяжении полвека официально считался СССР. Тем не менее, Россия изъявляла готовность сотрудничать с НАТО во всех возможных областях. В 1991 г. Россия стала участвовать в работе САСС, в 1994 г. присоединилась к программе «партнерство во имя мира» и согласилась на более широкое сотрудничество, выходящее за рамки этой программы. С этой целью был учрежден Постоянный объединенный совет НАТО – Россия, в рамках которого проводятся консультации и обмен информацией в конкретных областях без обязательств принятия совместных решений или совместных действий.

Практическое сотрудничество между Россией и НАТО осуществлялось в 1995 г. в процессе реализации соглашения по Боснии и Герцеговине, когда части вооруженных сил России приняли участие в руководимых НАТО операциях по восстановлению мира, а затем и в обеспечении стабильности. 27 мая 1997 г. главами государств и правительств стран НАТО, Генеральным секретарем НАТО и президентом РФ был подписан в Париже «Учредительный акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией » . Этот документ обязывал его подписантов к установлению более близких отношений не только в собственных интересах, но также в интересах всех государств в Евро-атлантической зоне. Сотрудничала Россия с НАТО и в форме участия российского воинского контингента (под командованием генерала НАТО Джексона) в Косово.

Продолжавшаяся жестокая война в Чечне и события 11 сентября 2001 г. в США способствовали дальнейшему сближению позиций руководства России и стран НАТО. 28 мая 2002 г главы государств и правительств стран НАТО, с одной стороны, и России, с другой, приняли Римскую декларацию. Она предусматривала превращение Совета НАТО – Россия в механизм не только консультаций, достижения согласия и сотрудничества, но и принятия совместных решений и совместных действий по широкому кругу проблем безопасности в Евро-атлантическом регионе.

Однако, все это – меры, продиктованные фактом сохранения в мире специализированной Организации по подготовке и проведению взаимно истребительных войн. Без такой организации, без необходимости траты огромных сил и средств на поддержание обороноспособности стран от возможной агрессии, сотрудничество народов стало бы более искренним и действительно взаимовыгодным. Поэтому НАТО, возникшее с началом обострения «холодной войны» и само ставшее одним из источников этой войны, должно прекратить свое существование вместе с исчезновением причин, его породивших и поддерживавших. Попытки преобразоваться в институт мира и сотрудничества, хотя они благородны и приветствуемы, малопродуктивны, поскольку подобные институты, уже доказавшие свою эффективность, давно существуют в мире.

Главные цели международного сообщества, провозглашенные в Уставе ООН, очевидны: налаживание всестороннего сотрудничества между народами во имя прогресса в каждой стране в отдельности и в мире в целом. Исключение войн и угрозы войной как способов решения международных проблем сделает это сотрудничество стабильным и эффективным. Прекращение деятельности военно-политических институтов, призванных содействовать гонке вооружений и усилению международной напряженности, уменьшит опасность войн и может стать одним из важных условий обеспечения мира и безопасности на Земле.

Варшавский договор 1955 г был подписан ГДР, Болгарией, Албанией, Венгрией, СССР, Румынией, Польшей, Чехословакией о сотрудничестве, взаимной помощи и дружбе.

Необходимость в его заключении была вызвана угрозой миру, созданной в Европе решениями Они предусматривали формирование Западноевропейского союза, включение в НАТО и ремилитаризацию (восстановление вооружения) Западной Германии.

Варшавский договор носил исключительно характер оборонительный. Целью его подписания являлось принятие определенных мер по обеспечению безопасности участвующих в нем стран и по поддержанию мира в Европе.

В Варшавский договор включено 11 статей и преамбула. На основании его условий и его участники принимали на себя обязательства по воздержанию от угрозы силой или ее использования в своих отношениях с другими государствами. Кроме того, предусматривалась взаимная помощь странам, на которые было бы совершено нападение. Варшавский договор обязывал государства оказывать полную немедленную поддержку всеми средствами, являющимися необходимыми, в том числе, включающие вооружение.

Предусматривались и взаимные консультации государств-участников подписания по важным вопросам международного характера, относительно общих интересов стран. В целях проведения данных консультаций был создан ПКК (Политический консультативный комитет).

Обязывало подписавшиеся страны действовать в духе сотрудничества и дружбы. Таким образом, предполагалось обеспечить дальнейшее укрепление и развитие культурных и экономических отношений между государствами-участниками. При этом необходимым условием являлось следование принципам невмешательства в дела внутри других государств, взаимного уважения суверенитета и независимости.

Двадцать лет. Автоматическое продление на десять лет предусмотрено для государств, которые не подадут за год до того, как его срок истечет заявление правительству Польши о денонсации (расторжении). Варшавский договор могло подписать любое государство, вне зависимости от его государственного и Предполагалось, что в случае создания системы общей безопасности в Европе и заключения общеевропейского соглашения, польское соглашение утратит силу.

Объединенное командование силами вооружения ОВС было создано в целях обеспечения наиболее эффективной защиты от вероятного нападения. Коллективное командование и штаб должны способствовать взаимодействию вооруженных сил и укреплению обороноспособности государств-участников соглашения в Варшаве. В этих целях проводились совместные войсковые и командно-штабные маневры и учения на территории всех стран, подписавших соглашение.

Однако основная позиция государств-участников польского договора направлена на развитие мирных взаимоотношений в Европе и укрепление безопасности.

На заседании в Москве в 1960 году была принята Декларация, одобряющая решение правительства Советского Союза об отказе в одностороннем порядке от ядерных испытаний. При этом должны были быть соблюдены все условия по невозобновлению ядерных взрывов западными державами. При этом союзные СССР государства призвали к обеспечению благоприятных условий, способствующих завершению выработки договоренности о прекращении любых ядерных испытаний.

Предложения, выдвигавшиеся странами-участницами соглашения, и их деятельность, находясь в центре внимания держав Европы, свидетельствовали о действительном миролюбии и стремлении поддерживать безопасность и мир на территории Европы.

В мае 1955 года на проведенном в Варшаве совещании , в повестке дня которого стояли вопросы обеспечения мира и безопасности, руководители ряда стран подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве. Принятие документа состоялось 15 мая, при этом инициатива подписания договора принадлежала Советскому Союзу. Кроме него, в фактически созданный военный блок вошли Чехословакия, Болгария, Польша, Венгрия, Албания, ГДР и Румыния. Соглашение было подписано на тридцатилетний срок, который впоследствии был продлен. Так появилась Организация Варшавского Договора.

Договор , что подписавшие его в станут воздерживаться от угрозы применения силы. А при вооруженном нападении на одну из стран-участниц договора остальные стороны обязались оказать ей всеми имеющимися средствами, не исключая и военной силы. Одной из задач блока было сохранение коммунистической власти в Центральной и Восточной Европы.

Мировое сообщество понимало, что Организация Варшавского Договора стала вполне оправданным и адекватным ответом на создание блока НАТО, упорно стремившегося расширить свое влияние в Европе. С этого момента возникло и продолжалось довольно долго противостояние двух военных организаций мирового масштаба.

Характер и значение Организации Варшавского Договора

В рамках Варшавского блока действовал особый военный , управлявший Объединенными вооруженными силами. Существование военного и политического союза государств дало юридические основания для участия советских военных подразделений в подавлении антикоммунистического мятежа на территории Венгрии и в более поздних событиях в Чехословакии.

Наибольшую выгоду от участия в Организации Варшавского Договора получил Советский Союз, военный потенциал которого был основой политического блока. Подписанный в Варшаве договор фактически дал СССР возможность при необходимости без помех использовать территорию союзнических стран для базирования своих вооруженных сил. В рамках договора советские войска получили вполне законное разместить свои войска почти в самом сердце Европы.

Позже выяснилось, что внутри стран, подписавших договор, существуют трудноразрешимые противоречия. Из-за внутренних разногласий Албания вышла из договора. Свою исключительную позицию по отношению к блоку не раз открыто демонстрировала Румыния. Одной из причин разногласий было стремление СССР установить жесткий контроль над армиями других стран, входящих в блок.

Когда рухнула Берлинская стена и Центральной Европы пронеслась волна «бархатных» революций, военный блок социалистических стран потерял свою основу. Формально Организация Варшавского Договора завершила свое существование в июле 1991 года, хотя фактически она распалась уже в конце 80-х годов.

Один из самых кровавых руководителей страны Советов, самый главный чекист СССР, человек, руководивший репрессивными мероприятиями, депортацией народностей, организовывавший работу по созданию атомного оружия СССР, будущий маршал Берия Лаврентий Павлович появился на свет в местечке Мерхеули неподалеку от Сухуми в марте 1899 года. Это случилось 29-го числа. Несмотря на то, что его мать являлась потомком древнего рода князей, семья жила бедно. У родителей было три ребенка, но старший мальчик скончался, девочка была инвалидом, и лишь маленький Лаврентий рос здоровым и любознательным ребенком. В возрасте 16 лет он окончил с отличием Сухумское училище. Скоро семья переехала в Баку, где Берия в 20-летнем возрасте окончил механико-строительное училище. Интересно, что Берия на протяжении всей жизни писал с ошибками.

В столице будущей Азербайджанской ССР Берия увлекся идеями коммунизма и вступил в большевистскую партию. Именно здесь он стал помощником , руководившего подпольем. За свою деятельность Берию дважды арестовывали. Два месяца он просидел в застенках и после выхода оттуда в 1922 году женился на Нино Гегечкори, приходившейся племянницей его сокамернику. Через 2 года у них родился сын Серго.

На заре 20-х годов Берия познакомился со , который высоко его оценил. Уже в 1931 году Берию назначили первым секретарем компартии Грузинской ССР, а спустя 4 года председателем горкома партии города Тбилиси. Во время его нахождения у власти Грузия превратилась в одну из самых процветающих республик СССР. Берия активно развивал добычу нефти, способствовал развитию промышленности, повышал уровень благосостояния жителей республики.

В 1935 году Берия издает книгу под названием «К вопросу об истории организаций большевиков в Закавказье». В этом труде он как мог, преувеличивал роль Сталина в революционных событиях. Экземпляр книги лично для Сталина он подписал «Моему любимому хозяину, великому товарищу Сталину!».

Этот знак не остался незамеченным. К тому же, Лаврентий Павлович активно руководил террором в Закавказье. Летом 1938 года Берию назначили первым замом наркома государственной безопасности. А в ноябре Берия стал главой НКВД вместо расстрелянного . На родине Берии установили его бронзовую статую. Сначала Лаврентий Павлович выпустил из лагерей несколько сот тысяч человек, признав их ложно обвиненными. Но это было временным явлением и вскоре репрессии продолжились. Существует информация, что Берия любил лично присутствовать при пытках, от вида которых он получал удовольствие. Берия руководил депортацией народов с Кавказа, «чисткой» в прибалтийских республиках, был причастен к убийству Троцкого и рекомендовал провести расстрел пленных поляков, что и случилось в катынском лесу.

В 1941 году Берия занял должность генерального комиссара госбезопасности. С началом войны его включили в государственный комитет обороны. Как ни крути, а Берия обладал талантом организатора. В военные годы он курировал военно-промышленный комплекс, выпуск военной техники, функционирование ж.д. транспорта. Координация разведки и контрразведки по линиям НКВД и комиссариата госбезопасности сосредоточилась в руках Берии. В 1943 году он получил звание Героя социалистического труда. Через 2 месяца после Победы Берия стал Маршалом СССР.

С 1944 года Берия курировал деятельность советских ученых по разработке атомного оружия. В 1945 году он становится руководителем спецкомитета по созданию атомной бомбы. Плодом его (впрочем, далеко не только его) работы стало испытание в 1949 первой атомной бомбы СССР, а по прошествии 4-х лет — и водородной бомбы.

К 1946 году Берия достиг пика своего могущества. Его считали едва ли не самым влиятельным руководителем в стране. К закату сталинской эпохи Берия являлся председателем Совета Министров и министром внутренних дел СССР. Такое положение дел не устраивало всех претендентов на власть в стране и вскоре после смерти Сталина, 26 июня 1953 года прямо в ходе заседания президиума Верховного Совета военные под руководством арестовали Берию. Его обвинили в шпионаже и антисоветской деятельности, а также исключили из компартии. 23 декабря 1953 года Берии вынесли приговор – расстрел – и в тот же день привели приговор в исполнение.