Проект эмоциональное выгорание. Проект:Профилактика эмоционального выгорания педагогов образовательных учреждений

Семинар-тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания личности»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «эмоциональном выгоранием» мы понимаем синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов воспитателя, возникших в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, нарастает негативизм и усталость. Синдром эмоционального выгорания – это долговременная стрессовая реакция, возникающая в связи со спецификой профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают многие факторы. К ним можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующей высокой эмоциональной загруженностью и наличием большого числа эмоциональных факторов, которые воздействую на труд воспитателя и могут вызывать сильное напряжение и стресс. Необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная и моральная ответственность за жизнь и здоровье вверенных воспитателю детей, способствуют возникновению неблагоприятных эмоциональных состояний и формированию защитного поведения.
Говоря о дошкольных образовательных учреждениях, все чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. И это, безусловно, важно, однако не стоит забывать, что во многом здоровье воспитанников дошкольного учреждения определяется педагогом, его здоровьем – не только физическим, но и психическим и психологическим. Повышаются требования со стороны общества к качеству образования, и следовательно к личности педагога и его роли в образовательном процессе. Такая ситуация уже потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека. А также, любая профессия, связанная с общением с людьми, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью постоянно контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Профессия педагога является еще более сложной, поскольку он в процессе работы взаимодействует и с детьми, и с родителями, и с коллегами. Причем иногда общение со всеми этими категориями людей происходит одномоментно, и педагог испытывает на себе троекратное перекрестное воздействие со стороны. И не будем забывать, что профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на его психоэмоциональную сферу. Большая часть его рабочего времени протекает в эмоционально – напряженной обстановке: чувственная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, высокая ответственность за жизнь и здоровье детей. Факторы такого рода безусловно оказывают влияние на педагога: появляются нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. А профессиональный долг обязывает педагогов принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния. Однако внешнее сдерживание, и еще хуже подавление эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. И, к сожалению, многие представители педагогической профессии не могут похвастаться своим здоровьем, а между тем, требуемая от него активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его физическим, психическим и психологическим здоровьем.

Причины возникновения СЭВ у педагогов:
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
несоответствие результатов затраченным силам;
ограниченность времени для реализации поставленных целей
неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
большие нагрузки;
ответственность перед начальством, родителями;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
окончание учебного года.

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ и снятие психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Активизация процесса самопознания взаимопознания у педагогов;
Создание условий для групповой сплоченности;
Формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;
Освоение способов снятия эмоционального напряжения и возможностей его предотвращения;
Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;
Формировать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
Снятие эмоционального напряжения;
Создание благоприятного эмоционального настроения, способствующего сплочению педагогического коллектива.
План тренинга:
1. Лекция о понятии и фазах синдрома эмоционального выгорания
Притча о каменотесах
2. Упражнение «Мышечная энергия»
3. Упражнение «Лимон»
4. Упражнение «Лестница»
5. Упражнение «Распредели по порядку»
6. Упражнение «Ведро мусора»
7. Упражнение «Лужайка позитивных качеств»
8. Таблица «Помоги себе сам»
9. Упражнение «Удовольствие»
10. Рекомендации
11. Упражнение «Источник»
12.Рефлексия.
Оборудование: Мультимедиа проектор, презентация, магнитофон, фонограмма со звуками водопада, распечатанные буклеты с рекомендациями, листы бумаги, урна, зеленый лист формата А3, вырезанные цветы.
Участники: педагогический коллектив ДОУ.
Время проведения: 1-1,5 часа.

Ход тренинга

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.
Понятие «эмоциональное выгорание» ввел американский психиатр Х. Фрейденбергер в 1974 году для характеристики психического состояния здоровых людей, которые интенсивно общаясь с другими людьми, постоянно находятся в эмоционально перегруженной атмосфере при предоставлении профессиональной помощи. Это люди, которые работают в системе «человек-человек»: врачи, педагоги, психологи, социальные работники, юристы, психиатры и др.. Как отмечают зарубежные и отечественные исследователи, люди этих профессий, постоянно сталкиваются с негативными эмоциями своих пациентов, клиентов, воспитанников, и поневоле привлекаются к этим переживаниям, из-за чего и переживают повышенное эмоциональное напряжение.
Виктор Васильевич Бойко выделяет три фазы синдрома эмоционального выгорания:
1. Напряжение – характеризуется ощущением эмоционального истощения, усталости, вызванной собственной профессиональной деятельностью. Проявляется в таких симптомах:
переживание психотравмирующих обстоятельств (человек воспринимает условия работы и профессиональные межличностные отношения как психотравмирующие);
недовольство собой (недовольство собственной профессиональной деятельностью и собой как профессионалом);
«загнанность в тупик» – ощущение безвыходности ситуации, желание изменить работу или вообще профессиональную деятельность;
тревога и депрессия – развитие тревожности в профессиональной деятельности, повышение нервности, депрессивные настроения.
2. «Резистенция» – характеризуется избыточным эмоциональным истощением, которое провоцирует развитие и возникновения защитных реакций, которые делают человека эмоционально закрытым, отстраненным, безразличным. На таком фоне любое эмоциональное привлечение к профессиональной деятельности и коммуникации вызывает у человека чувство избыточного переутомления. Проявляется в таких симптомах:
Неадекватное выборочное эмоциональное реагирование – неконтролированное влияние настроения на профессиональные отношения;
Эмоционально-моральная дезориентация – развитие безразличия в профессиональных отношениях;
Расширение сферы экономии эмоций – эмоциональная замкнутость, отчуждение, желание прекратить любые коммуникации;
Редукция профессиональных обязанностей – свертывание профессиональной деятельности, стремление как можно меньше времени тратить на выполнение профессиональных обязанностей.
3. «Истощение» – характеризуется психофизическим переутомлением человека, опустошенностью, нивелированием собственных профессиональных достижений, нарушением профессиональных коммуникаций, развитием циничного отношения к тем, с кем приходится общаться, развитием психосоматических нарушений. Проявляется в таких симптомах:
Эмоциональный дефицит – развитие эмоциональной бесчувственности на фоне переутомления, минимизация эмоционального вклада в работу, автоматизм и опустошение человека при выполнении профессиональных обязанностей;
Эмоциональное отчуждение – создание защитного барьера в профессиональных коммуникациях;
Личностное отчуждение (деперсонализация) – нарушение профессиональных отношений, развитие циничного отношения к тем, с кем приходится общаться;
Психосоматические нарушения – ухудшение физического самочувствия, развитие таких психосоматических нарушений, как расстройства сна, головная боль, проблемы с давлением.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
усталость, истощение;
недовольство собой, нежелание работать;
усиление соматических болезней;
нарушение сна;
плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
негативная самооценка;
пренебрежение своими обязанностями;
снижение энтузиазма;
отсутствие удовлетворения от работы;
негативное отношение к людям, частые конфликты;
стремление к уединению;
чувство вины;
потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
снижение аппетита или переедание.
Наличие отдельных симптомов может отметить у себя каждый из нас. Но для того чтобы они не развивались и в результате не привели к эмоциональному истощению, необходимо знать и придерживаться условий сохранения своего эмоционального здоровья. О них мы с вами сегодня также поговорим.
Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит. И «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна и сексуальной потенции, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.»
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.
Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Мышечная энергия» и «Лимон».

Притча о каменотесах

Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал…
Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!!» – спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо. «Разве ты не видишь? Я строю храм!»

Упражнение «Мышечная энергия»
Цель: выработка навыков мышечного контроля.
Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец - напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный - напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.

Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Лестница»

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Материалы: листы бумаги со схематичным изображением лестницы, ручки.


Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
- Что мешает Вам находиться наверху?

Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я».
Материалы: листы бумаги, ручки.
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
дети
работа
муж
Я
друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня: (слайд 4)
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Упражнение «Ведро мусора»
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.


Упражнение «Лужайка позитивных качеств»
Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.
Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.
На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

Таблица «Помоги себе сам»
Материалы: брошюры «Профилактика эмоционального выгорания», в которой имеются данные из таблицы, предоставленной ниже.
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.
Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):


Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако, существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы.

Упражнение «Удовольствие»
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.
Материалы: листы бумаги, ручки
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
резко встать и пройтись;
быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом! (слайд 7)
И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное упражнение.

Упражнение «Источник»
Цель: расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.
Материалы: фонограмма «Вода» (сборник мелодий для релаксации).
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.
Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.
Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.
Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли уходят вместе с водой.
Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией.
Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.
Поблагодарив источник, вы возвращаетесь по тропинки назад в наш детский сад, в наш музыкальный зал. Сохранив ту энергию, которую вы получили от источника возвращайтесь в наш круг и постепенной открывайте глаза».
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Рефлексия
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Список использованной литературы
1. Бачков, И. В. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе / И. В. Вачков, С. Д. Дерябо. - СПб.: Речь, 2004.
2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие / И. В. Вачков. - М.: Ось-89, 2003.
3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2005.
4. Грегор, О. Как противостоять стрессу. Стресс жизни. Понять и управлять им / О. Грегор. - СПб., 1994.
5. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг педагоги, психологи, родители. С.-Петербург Речь 205
6. Рогинская, Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Рогинская // Психологический журнал. - 2002.
7. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990.
8. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: учебное пособие / Е. М. Семенова. - М.: Изд-во Инта психотерапии, 2002.
9. Терпигорьева С.В. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей. Изд. Учитель 2011
10. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие. М.: Генезис, 2000.
11. Шитова Е.В. Практические семинары и тренинги для педагогов. - Вып. 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие. Изд. Учитель 2009


ФГБОУ ВПО Ульяновский Государственный Педагогический Университет имени И.Н. Ульянова

Кафедра менеджмента и образовательных технологий

Педагогический проект на тему:

« Профилактика эмоционального выгорания педагогов »

Ульяновск, 2015

Введение………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретическое обоснование подходов к профилактике эмоционального выгорания педагогов в ДОУ……………………….4

Глава 2 Деятельность педагога-психолога по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОУ………………………..19

Заключение……………………………………………………………26

Литература…………………………………………………………….28

Приложения …………………………………………………………..31

Введение

Актуальность этой темы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к личности педагога, т.к. профессия педагога обладает огромной социальной важностью. Способность к сопереживанию (эмпатии) признается одним из самых важных качеств педагога, однако практическая роль эмоций в профессиональной деятельности оценивается противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегрузке, не формируют у него (целенаправленно) соответствующих знаний, умений, личностных качеств, необходимых для преодоления эмоциональных трудностей профессии. Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает очень высокая эмоциональная загруженность. В современных условиях деятельность педагога буквально насыщена факторами, вызывающими профессиональное выгорание: большое количество социальных контактов за рабочий день, предельно высокая ответственность, недооценка среди руководства и коллег профессиональной значимости, необходимость быть все время в «форме». Сейчас обществом декларируется образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа педагог должен иметь внутренние ресурсы. Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения выгорания.

Целью проекта является разработка комплекса мероприятий направленных на сохранение психического здоровья педагогов. В связи с этим можно выделить несколько задач:

Актуализировать процесс самоанализа педагогов;

Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

Оптимизировать самооценку педагогов;

Снять эмоциональное напряжение;

Сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности);

Формирование у педагогов позитивного отношения к работе;

Гармонизация взаимоотношений между коллегами;

Гипотеза проекта заключалась в том, что после его реализации качественно изменятся отношения педагогов в коллективе, с детьми, родителями (снимет конфликтность, раздражительность, напряженность), разовьется профессиональная мобильность педагогов, которая раскроет перед ними новые возможности самореализации, повысит их ценность, конкурентоспособность, психологический климат в коллективе улучшиться, улучшится психическое здоровье педагогов.

Глава 1 Теоретическое обоснование подходов к профилактике эмоционального выгорания педагогов в ДОУ
Синдром эмоционального выгорания - понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением. Синдром эмоционального выгорания проявляется в виде нарастающего безразличия к своим обязанностям, происходящему на работе, дегуманизации в форме растущего негативизма по отношению как к пациентам или клиентам, так и к сотрудникам, ощущении собственной профессиональной несостоятельности, ощущении неудовлетворенности работой, явлениях деперсонализации, а в конечном итоге в резком ухудшении качества жизни. В дальнейшем могут развиваться невротические расстройства и психосоматические заболевания. Развитию данного состояния способствует необходимость работы в одном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой личностного взаимодействия с трудным контингентом. Вместе с этим развитию синдрома способствует отсутствие должного вознаграждения (в том числе не только материального, но и психологического) за выполненную работу, что заставляет человека думать, что его работа не имеет ценности для общества. Фрейденберг указывал, что подобное состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, вместе с тем неустойчивым, склонным к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. В этом случае синдром эмоционального выгорания может представлять собой механизм психологической защиты в форме частичного, либо полного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Феномен «эмоционального выгорания» был детализирован Маслач, Пельманом и Хартманом в 1982 году, в результате чего выделился его синдром. Последние из авторов, обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация и сниженная рабочая продуктивность. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе с таким же воодушевлением, желанием, как раньше.

Деперсонализация связана с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность. Сниженная рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности. К трем основным факторам, играющим существенную роль в «эмоциональном выгорании», относят следующие: личностный, ролевой и организационный. Среди личностных особенностей, способствующих «выгоранию», Фрейнденберг выделяет эмпатию, гуманность, мягкость, увлекаемость, идеализированность, интровертированность, фанатичность. Имеются данные, что у женщин эмоциональное истощение наступает быстрее, чем у мужчин, хотя это подтверждается не во всех исследованиях. А. Пайнс с коллегами установили связь «выгорания» с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководства. Значимость работы является барьером для развития «выгорания». В то же время неудовлетворенность профессиональным ростом, потребность в поддержке, недостаток автономии способствую «выгоранию». В.И. Ковальчук отмечает роль таких личностных особенностей, как самооценка и локус контроля. Людям с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля больше угрожает напряжение, поэтому они более уязвимы и подвержены «выгоранию». К. Кондо наиболее уязвимыми, «выгорающими» считает тех, кто разрешает стрессовые ситуации агрессивно, в соперничестве, несдержанно, любой ценой, а также «трудоголиков», т.е. людей, решивших посвятить себя только реализации рабочих целей, кто нашел свое призвание и работает до самозабвения. Ролевой фактор по Кондо и Куунарпуу проявляется в ролевой конфликтности , ролевой неопределенности.

К организационному фактору, способствующему развитию «выгорания», относят: многочасовой характер работы, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности; неадекватность содержанию работы характера руководства со стороны начальства и т.д. Как отмечает В.И. Ковальчук, среди организационных факторов «выгоревшие» лица указывают на следующие причины «выгорания»: чрезмерный уровень напряжения и объем работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения; монотонность работы вследствие слишком большого количества повторений; вкладывание в работу больших личностных ресурсов и недостаток признания и положительной оценки; физическое изнеможение, недостаточный отдых или отсутствие нормального сна; работа без дальнейшего профессионального совершенствования; напряженность и конфликты в межличностных отношениях; недостаточная поддержка со стороны коллег; эмоциональная насыщенность или когнитивная сложность коммуникации и др. В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с синдромом эмоционального выгорания. Прежде всего, следует отметить, что условия профессиональной деятельности порой могут явиться и причиной синдрома хронической усталости, который довольно часто сопутствует синдрому эмоционального выгорания. При синдроме хронической усталости типичны жалобы клиентов (пациентов): прогрессирующая усталость, снижение работоспособности; плохая переносимость ранее привычных нагрузок; мышечная слабость; боль в мышцах; расстройства сна; головные боли; забывчивость; раздражительность; снижение мыслительной активности и способности к концентрации внимания. У лиц, страдающих синдромом хронической усталости, может регистрироваться длительный субфебрилитет, боли в горле. При постановке этого диагноза следует учитывать, что при этом должны отсутствовать другие причины или заболевания, способные вызвать появление подобных симптомов. Выделяются три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания. Развитию синдрома эмоционального выгорания предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, а затем наступает первый признак - истощение. Оно определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После отдыха эти явления уменьшаются, однако возобновляются по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность. Профессионалы при изменении своего сострадания к пациенту (клиенту), расценивают развивающееся эмоциональное отстранение как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе. В крайних проявлениях человека почти ничто не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные, ни отрицательные обстоятельства. Утрачивается интерес к клиенту (пациенту), который воспринимается на уровне неодушевленного предмета, само присутствие которого порой неприятно. Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности, или падение самооценки в рамках выгорания. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности .

Синдром эмоционального выгорания является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты "burn-out" являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоциональному выгоранию, которое выражается в редуцировании персональных достижений. В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома эмоционального выгорания, но, несмотря на это, можно сказать, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных и напряженных отношений в системе «человек-человек». Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдаются хроническая усталость, когнитивная дисфункция (нарушения памяти, внимания), нарушения сна, личностные изменения. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются: головная боль, гастроинтестинальные (диарея, синдром раздраженного желудка) и кардиоваскулярные (тахикардия, аритмия, гипертония) нарушения.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:

Физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечнососудистой системы);

Эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других - люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

Поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи - падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение);

Интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах - тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

Социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

При рассмотрении синдрома «выгорания» как одномерной конструкции, Пинес и Аронсон - это явление рассматривают как состояние физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.

A. Широм считает «выгорание» комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактором является эмоциональное истощение. Дополнительные компоненты «burn-out» являются следствием поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации или собственно когнитивно-эмоционального выгорания, которое выражается в редуцировании персональных достижений. В противоположность двум предыдущим подходам, авторы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» определенными группами специалистов.

В настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома burnout, но несмотря на различия в подходах к его изучению, можно заключить, что он представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе человек–человек. Последствия «выгорания» могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

В настоящее время проблемой лечения и профилактики синдрома эмоционального выгорания занимаются как медики, так и психологи.

Профилактические и лечебные меры при синдроме эмоционального выгорания во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.

У медиков профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков синдрома эмоционального выгорания у пациента (клиента) необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).

Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его выраженности:

Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания);

Использование "тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);

Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

Профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);

Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания);

Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);

Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания).

В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:

Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

Проще относиться к конфликтам на работе;

Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Форма организации: семинар-практикум.

Участники мероприятия : педагоги школы.

Цели : Знакомство с понятием эмоционального выгорания , методами и приёмами восстановления психического и физического здоровья педагогов .

Задачи :

Познакомиться с понятием «синдром эмоционального выгорания педагога», его характеристиками;

Освоить методы и приёмы профессионального стресса;

Формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности. - научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

Материалы и оборудование : компьютер, мультимедиа проектор, раздаточный материал (карточки), памятки, диск с мелодиями для релаксации.

«Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие». Кристина Маслач.

Слайд 2.

Профессия педагога – наиболее энергоёмка. Перед нами стоит главная задача воспитания новой личности, способной обеспечить не только собственное жизнетворчество, но и разумную жизнедеятельность других людей. Чтобы ее реализовать требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты ресурсов организма.

В последние десятилетия проблема сохранения здоровья педагога в общеобразовательном учреждении стала наиболее актуальна. В современных условиях педагогического процесса выросли требования родителей к личности педагога, возросло количество социальных контактов за рабочий день, ставится высокая планка ответственности, увеличивается нагрузка, постоянно возрастает объём выполняемой работы, ответственность перед администрацией и обществом за результат своей деятельности, всё это приводит к снижению устойчивости психических функций и понижению работоспособности учителя. В результате растет психическое, эмоциональное напряжение, чаще появляются нарушения, связанные со стрессом на рабочем месте.

Различные перегрузки усугубляются страхами: страх о непризнании педагога его труда, страх быть покинутым и одиноким в своём замкнутом мире, не находить поддержки среди коллег, страх оказаться непрофессионалом, страх перед контролем. Такое состояние приводит к физическому, эмоциональному, умственному истощению, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.

Многочисленные исследования показывают, что профессия педагога - одна из тех, которая в большей степени подвержена влиянию «выгорания». Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального, умственного истощения, проявляющееся в профессиях эмоциональной сферы.

Слайд 3. Термин «burnout» - эмоциональное выгорание» .

Появившийся термин «burnout», который в психологической литературе переводится как «выгорание» или «сгорание». Одной из преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания возникает в связи накапливанием отрицательных эмоций, вызывает психические расстройства, проявляющие в перенапряжении и переутомлении.

Слайд 4. Профессиональное выгорание.

«Эмоционально выгоревший педагог» отличается снижением эмоционального тонуса, проявлением чувства усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе, к негативному оцениванию себя, своих профессиональных успехов.

Учитель, в течение долгого времени помогающий другим, начинают чувствовать разочарование, если не удается достичь того результата, которого он ожидал. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению и как результат - беспокойству, раздражению, агрессии, пониженной самооценке на фоне нарушения сердечно - сосудистой деятельности, дисфункции дыхания, желудочно-кишечных расстройств, головных болей и нарушения сна, все выше перечисленные симптомы могут сказываться на семейных и производственных отношениях.

В результате этих проблем психологическое, физическое и социальное здоровье педагога подвергается серьезной опасности.

Слайд 5. Модели синдрома выгорания. (К. Маслач и С. Джексона - 1981 г.).

Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона (1981 г.).

Они выделяют три его основных составляющих:

1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.

2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по - разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.

3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в 2 редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно, который может привести к профессиональной непригодности. Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.

Жертвой «выгорания» может стать любой педагог. Синдром выгорания развивается в следствии показателя измерения черт личности, изменений в мотивационной сфере специалиста.

Слайд 6. Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.

Выделяют три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания:

1.К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии, т. е. предпочтение человеком своего внутреннего мира, повышенная возбудимость и эмоциональная реактивность, низкая или чрезмерно высокая эмпатия, жесткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения и самооценки. В ряде исследований обнаружилось, что наиболее подвержены «выгоранию» трудоголики – те, кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, полностью поглощен работой, постоянно трудится без отдыха, ежедневно работает с полной самоотдачей и ответственностью, в ущерб другим личным интересам и потребностям.

2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт, ролевую неопределенность, неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом, низкий социальный статус, ролевые поведенческие стереотипы, ограничивающие творческую активность, отверженность в значимой социальной группе, негативные полоролевые (гендерные) установки, ущемляющие права и свободу личности .

3. К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда, монотонность работы; вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки; строгая регламентация времени работы, особенно при нереальных сроках исполнения; негативные или «холодные» отношения с коллегами, отсутствие сплоченности; напряженность и конфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег; конфликты, конкуренция; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; др. Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне. Каждый человек имеет индивидуальный, изменчивый профиль ресурсов противодействия выгоранию. Под ресурсами понимаются внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях. Ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдрома выгорания, но и других негативных сторон профессии и современной жизни.

Слайд 7. Симптомы профессионального «выгорания».

Выделяют 10 основных признаков эмоционального «выгорания» (психолог Е. Малер):

    Истощение и усталость.

    Бессонница.

    Негативные установки.

    Пренебрежение исполнением своих обязанностей.

    Увлечение приёмов психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства).

    Уменьшение аппетита или переедание.

    Усиление агрессивности (раздражительность, гневливость, напряжённость).

    Усиление пассивности (ценизм, пессимизм, ощущение безнадёжности, апатия).

    Чувство вины.

    Переживание несправедливедливости.

Слайд 8. Эмоциональная поддержка и стимулирование.


Решающую роль в предотвращении синдрома профессионального выгорания является социальная поддержка со стороны коллег, руководителей, семьи, друзей.

Своевременная профилактика выгорания включает в себя три направления работы.

1.Организация деятельности . Администрация может смягчить развитие «сгорание», если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.

В плане профилактики синдрома выгорания следует большое внимание уделить организации рабочего места и времени. Помещение должно соответствовать нормам санитарно-гигиенических требований. Кроме того, важна возможность технического перерыва для принятия пищи, отдыха - восстановления сил.

2. Улучшение психологического климата в коллективе. Следующее направление профилактики синдрома «выгорания» – это создание психологического комфорта в профессиональной группе, создание коллектива

3. Работа с индивидуальными особенностями. Третье направление должно быть направлено на снятие у сотрудников стрессовых состояний, возникающих у сотрудников в связи с напряженной деятельностью, формирование навыков саморегуляции, обучение техникам расслабления и контроля собственного физического и психического состояния, повышение стрессоустойчивости.

Слайд 9. Саморегуляция - искусство управления собой .

Саморегуляция может осуществляться как непроизвольно, на уровне функционирования естественных природных механизмов, без участия сознания, так и произвольно с участием сознания.

Человеку от природы дана способность к саморегуляции, необходимая для того, чтобы сохранять свою целостность и равновесие на протяжении жизни. Саморегуляция основана на умении человека восстанавливать израсходованный физический и психический потенциал, открывать новые возможности и ресурсы.

В результате саморегуляции могут возникать три основных эффекта:

Эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

Эффект восстановления (ослабление проявления утомления);

Эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

Многие люди бессознательно используют такие естественные способы саморегуляции, как длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на работе, непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление. Но существуют приемы, которые можно использовать во время работы. Некоторыми из этих приемов учителя пользуются, но делают это обычно интуитивно, бессознательно. Поэтому важно:

Разобраться, какими естественными механизмами снятия напряжения и разрядки, повышения тонуса учитель уже владеет, не осознавая, что они являются своего рода техникой безопасности для его работы;

Осознать их;

Перейти от спонтанного применения естественных способов регуляции к сознательному использованию в целях управления своим состоянием;

Освоить способы психической саморегуляции или самовоздействия.

В результате исследований синдрома эмоционального сгорания педагога, учёные пришли к мнению, что человек сам способен блокировать в себе процессы стрессовых ситуаций.

Слайд 10. Психологическая коррекция и реабилитация.

Психологическая коррекция личности – совокупность специальных воздействий на индивида, связанных с устранением причин, факторов, условий, вызывающих те или иные недостатки в его развитии и психической деятельности. Спектр методов для реабилитации психологических коррекций довольно широк.

Слайд 11. Методы реабилитации.

1.Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления.

2. Релаксация – последовательное мышечное расслабление. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство - одну из главных причин дискомфорта.

3. Аутотренинг – самовнушение на фоне максимального мышечного расслабления.

4. Визуализация – воссоздание зрительных образов.

5. Самоисследование и самогипноз.

6. Аффирмации - это позитивные утверждения, которые произносятся с целью настроить разум на принятие нового, изменений в жизни. Приведу несколько примеров аффирмации, которые следует использовать в повседневной жизни.

Не критикуйте себя и окружающих: Я люблю себя! Я себя обожаю! Я довольна собой! Я люблю вас, люди! Уделяйте больше внимания отношениям с самим собой: Мой самый лучший друг - я сама!! Обращайтесь к себе с любовью: В этот миг я очень люблю себя!

Заботьтесь о своём теле: Я здорова, счастлива, энергична!

Мы с моим телом живём в мире и согласии. Я принимаю для себя отличное здоровье! Я люблю моё тело и при необходимости помогаю ему исцеляться. Я сильная и болезни обходят меня стороной!

Научитесь составлять позитивные аффирмации. Повторяйте их в любое время.

7. Психоанализ (влиятельный метод лечения психических расстройств) и ребёфинг (дыхательная психотехника).

8. Медитация - род психических упражнений, используемых в составе духовно-религиозной или оздоровительной практики.

9 . Аутотренинг и ароматерапия - воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел. Открывает сердце для добра и радости.

10.Музыкотерапия - психотерапевтический метод , использующий музыку в качестве лечебного

средства .

Музыка является одним из компонентов коррекции психологических и физиологических процессов. Для моделирования настроения рекомендуются следующие музыкальные произведения:

При переутомлении и нервном истощении – «Утро» Грига, «Полонез» Огинского;

При угнетенном меланхолическом настроении – ода «К радости» Бетховена, «Аве Мария» Шуберта,

При выраженной раздражимости, гневе – «Сентиментальный вальс» Чайковского;

При снижении сосредоточенности внимания – «Времена года» Чайковского, «Грезы» Шумана;

Расслабляющее действие – «Лебедь» Сен-Санса, «Баркарола» Чайковского;

Тонизирующее воздействие – «Чардаш» Кальмана, «Кумпарсита» Родригеса, «Шербурские зонтики» Леграна.

Слайд 12.

Психотерапевтечиский метод под музыку «Аве Мария» Ф. Шуберт.

Используют музыку при угнетенном меланхолическом настроении – «Аве Мария» Шуберта.

Слайд 13. Экспресс - методы снятия эмоционального напряжения.

1. РАЗРЯДКА ЭМОЦИЙ.

Выразите вслух все, что Вы хотите или хотели сказать.

2. ПЛАЧ.

Если хочется плакать - плачьте. Позвоните подруге, родителям, знакомым, «поплачьтесь в жилетку».

З. ТЕПЛЫЙ ДУШ.

Теплая вода действует расслабляюще на мышцы, тем самым снимая напряжение. Принимайте травяные успокаивающие ванны.

4. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

5. РЕЛАКСАЦИЯ ЧЕРЕЗ РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ. Попытайтесь обнаружить напряженные мышцы. Чтобы быстро его снять , доктора советуют проводить «сканирование тела».

6. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ С НЕПРИЯТНЫХ СОБЫТИЙ НА ТО, ЧТО ПРИНОСИТ ПОКОЙ, РАДОСТЬ, А ИНОГДА И ПРОСТО ПОЗВОЛЯЕТ НЕ ДУМАТЬ О ТОМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО. Займитесь тяжелой физической работой. Это поможет избавиться от напряжения, успокоиться.

8. ЖИТЬ НАСТОЯЩИМ МОМЕНТОМ ДЕЛАТЬ УПОР В ОЩУЩЕНИЯХ НА «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». В священном писании сказано: «Не заботься о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы».

9. ИЗБЕГАЙТЕ ССОР.

10. УЛЫБАЙТЕСЬ. «Если ты смеешься, то весь мир смеется с тобой, если ты плачешь, то плачешь один».

11. ИЗБЕГАЙТЕ КОМПЛЕКСА СУПЕРМЕНА. Не стремитесь к совершенству, ценой нервного истощения.

12. РАЗВИВАЙТЕ ЧУВСТВО ЮМОРА, ЖИВИТЕ НА ПОЗИТИВЕ.

Слайд 14. Правила сохранения крепкой нервной системы.

Сохранение и укрепление нервной системы является важнейшей предпосылкой здоровья и долголетия человека. Поэтому необходимо соблюдать определенные правила сохранения крепкой нервной системы.

СОЗЕРЦАНИЕ – это создание крепкой нервной системы, устанавливание внутреннего спокойствия и мира, оно - станет вашим проводником и направит вас к цели жизни.

СОН - один из величайших создателей крепких нервных сил, а также добрый и излечивающий ваш друг.

НАТУРАЛЬНАЯ ПИЩА - её нам дает природа, являясь надежным источником сохранения хорошего здоровья.

ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ - на протяжении дня дышите диафрагмально с помощью мышц живота и активных движений (вниз и вверх) диафрагмы.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - безопасный, высокоэффективный метод восстановления здоровья , лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, который основан на использовании внутренних ресурсов человеческого организма.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - физическое расслабление напряженных мышц способствует умиротворению и обретению спокойствия. Известно, что вода смывает весь негатив, и способствует расслаблению .

СОЛНЕЧНЫЕ ВАННЫ (ГЕЛИОТЕРАПИЯ) - использование лучистой энергии солнца в лечебно-профилактических целях. Солнечные ванны активизируют кровообращение и работу , укрепляют нервную систему и стимулируют .

Слайд 15 . «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!».

АУТОТРЕНИНГ - ПОЛЮБИТЕ СЕБЯ И МИР ПОЛЮБИТ ВАС.

Это отличное средство повысить самооценку и развить уверенность в себе!

Предлагаю вам использовать регулярный самоподдерживающий прием для женщин.

Каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самому себе и говорите не менее трех раз:

«Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!». Старайтесь при этом улыбаться себе! Позитивные напутствия в свой адрес, только в ваших руках. Чаще используйте в своей практике этот приём и вы увидите, каким восхитительным и красивым будет ваше отражение, получая при этом заряд положительных эмоций на целый день!

Слайд 16. ПОБЕДИ СВОЙ СТРЕСС САМ.

Психологи знают множество приемов для преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый желающий.
Заниматься успокаивающей психотехникой нужно каждый день, разу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете в себе поднятие эмоционального тонуса. В процессе психотехники вы приобретёте чувство уверенности и спокойствия. Ваш организм станет менее уязвимым для стрессоров и в вашей жизни наступит светлая полоса, которая наладится и наполнится яркими красками счастья.
Впереди вас ждёт семейная жизнь без ссор и распрей, доброжелательность коллектива на работе, в окружении вас будут находиться искренние и позитивные люди. Отражение вашего внутреннего состояния – происходит в окружающем вас мире, какую энергию вы выпустили в мир, такая и вернется к вам обратно. Созидательная энергия мысли притягивает любовь, добро, радость и всегда воплощается в реальность.

В заключении, я хочу рассказать вам притчу, послушайте пожалуйста.

Слайд 17.

Притча «Всё в твоих руках».

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Эту притчу я взяла не случайно.

«Всё в наших руках» - эта установка успешного человека. В наших руках возможность создать атмосферу, в которой мы будем чувствовать себя комфортно и только мы в ответе за все происходящие события в своей жизни и за плохие и за хорошие. Синтезируя свои мысли и ощущения, в жизни вы получаете то, что чувствуете и чего желаете. Вы создаете свою собственную Вселенную! Всё в ваших руках, для сохранения здоровья, высокой работоспособности и профессионального долголетия.

Для христианского мировоззрения парадигма, заключается в том, что человек триедин: у него есть дух, душа и тело. Духовность всегда связана с верой. За осознанием последует решение. Любить, созерцать и творить!!!


Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный Литература:

Используемая литература:

    Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991

    Вид В.Д. Хорошее настроение – это просто! СПб., 2001

    Грачёва Л.В. Тренинг внутренней свободы. СПб., 2005

    Зайцев Г.К. Твоё здоровье. Релаксация психики. СПб., 2000

    Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003

    Самоукина Н.В. Игры в которые играют… Дубна, 1996

    Селевко Г.К. Утверждай себя. Москва, 2006

    Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005

    Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

    Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996

Портал психологических изданий PsyJournals.ru - [Профессиональное выгорание педагогов: выявление и профилактика.