Пятибалльная система оценивания критерии. Система оценивания знаний

Статья. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся

Ф.И.О. учителя: Аржакова Нюргуяна Прокопьевна

Место работы: МОУ «Чокурдахская средняя общеобразовательная школа

имени А.Г. Чикачева»

п. Чокурдах Аллаиховского улуса Республики Саха (Якутия)

Балльно - рейтинговая система оценивания знаний учащихся Рассматриваемая система позволяет получать достаточно объективную информацию о степени успешности обучения учащихся относительно друг друга. Уже по истечении двух-трех месяцев можно выделить лучших и худших учеников, что дает учителю мощный рычаг позволяющий поощрить учеников, набравших высокие баллы. В своей личной практике я использую такой вид поощрения, как «освобождение от контрольной работы», т.е. учащимся-лидерам оценки за четверть выставляются «автоматом».

Помимо этого, уже на раннем этапе формируются массивы учеников по прогностическому показателю: претендентов на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и тех учеников, которые отстают от учебного плана и могут остаться не аттестованными. Ранний прогноз позволяет внести корректировку в дальнейшее обучение.

На первый взгляд может показаться, что ученики, набравшие определенную сумму баллов, обеспечивающую подходящую оценку, могут перестать заниматься. Но, в основном, происходит срабатывание механизма соревновательности в обучении. Ученик, занявший определенное место в групповом табель рейтинге, не хочет перемещаться вниз, так как это воспринимается как его личная неудача.

Использование рейтинговой системы, приводящей к состязательности в процессе обучения, существенно повышает стремление учеников к приобретению знаний, что приводит к повышению качества усвоения материала. Балльно-рейтинговая система хорошо работает в средних и в старших классах, когда у ребят наступает период становления личности, когда учебу они рассматривают, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.

Суть рейтинговой системы состоит в том, что, начиная с начало учебного года и до его окончания, полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности, суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет четвертные и годовые «пятибалльные» оценки. Чтобы это сделать, параллельно с каждой работой учитель ставит баллы, которые необходимо набрать для получения отметок «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Эти баллы также суммируются.

Все результаты удобно вносить, помимо журнала (естественно, что в него ставятся «округленные» оценки) в компьютерную базу данных. Данная программа позволяет эффективно использовать балльную систему, так как она экономит время при подсчете баллов, оперативно получать информацию о рейтинге каждого ученика на любой момент времени, реализовать стимулирующую функцию рейтинга.

    Каждое посещение урока оценивается в 5 баллов. Причем балл не учитывается, если ученик опоздал на урок, то есть со звонком по журналу отмечаются те учащиеся, которые присутствуют в классе;

    Решение задачи – 15 баллов;

    Ответ у доски – 10 баллов;

    Ответ с места – 5 баллов;

    Оценивание опорных конспектов производится в 10-балльной системе.

    Диктант – 5 баллов за каждый вопрос. Обычно проводится после изучения новой темы для закрепления и проверки уровня усвоения учебного материала;

    Самостоятельные, контрольные, зачеты оцениваются по 30 баллов следующим образом. Эти баллы делятся на количество заданий, включенных в работу, и распределяются по уровню сложности каждого задания;

    Рефераты, доклады . Учитывается их оформление, содержание, список использованной литературы, все это в сумме оценивается в 30 баллов. Ко всему этому, при желании учащегося допускается его «защита», то есть ученику необходимо рассказать всему классу о проделанной работе, также ответить на вопросы учителя и одноклассников;

    За ведение тетради. Обычно раз в две недели ученики сдают на проверку свои тетради. За правильно, аккуратно оформленную работу (наличие полей, даты, вида работы и т.д.) ученику выставляется до 5 баллов.

Порядок выставления итоговой оценки за четверть, зависит от набранных баллов в ходе этого времени и дает возможность оценить труд школьника по следующим соотношениям:

За четверть : «отлично» - 600 и более;

«хорошо» - 500 –550 баллов;

«удовлетворительно» - 400-450 баллов;

«неудовлетворительно» - меньше 300 баллов

Все критерии оценивания были согласованы вместе с учениками. Памятка дается каждому ученику в начале изучения предмета. Все внимательно изучают возможности, плюсы и минусы рейтинговой системы. Затем на протяжении нескольких недель жестко соблюдаются все требования. Три-четыре недели проходят быстро, ученики привыкают к предъявленным требованиям и уже сами требуют от учителя большего внимания. Также существуют «негласные законы» по поведению учащихся, т.е. «штрафные баллы» могут быть вычтены на уроке, например, если ученик при выполнении работы пользуется калькулятором, отсутствует тетрадь или учебник.

В дополнении, хочу отметить некоторые «плюсы» и «минусы» данного эксперимента. Во-первых, стало меньше споров: не хочу «3», не хочу «4». Учащиеся сами видят, что оценка объективна и добросовестные учащиеся в более выгодном положении. Возник очень важный момент: нужно обязательно вводить жесткий контроль для принятия задолженности учеников. Например, пропущенные по уважительной причине работу или не полностью выполненную в течение занятия можно сдать в семидневный срок. Значительно увеличились затраты времени учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снизилась, хотя не полностью. Очень важно вести точный учет выполненных заданий.

На практических работах расписываюсь за каждое выполненное задание, а потом выставляю баллы в рейтинговую таблицу. Традиционные системы контроля и оценки знаний, умений учащихся «грешат», по-моему, мнению, одним существенным недостатком. Этот недостаток состоит в том, что все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя. Это лишает учащегося инициативы, самостоятельности и состязательности в учебе. Основная ее особенность заключается в передаче «нитей» контроля от преподавателя к учащемуся. В рейтинговой системе ученик сам распределяет свои баллы. В этой системе не существует «отличников», «хорошистов», а есть первый, второй, десятый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

Опыт работы по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем знаний позволяет сделать вывод, что такая система дает возможность активизировать ученика на уроках и в послеурочное время. Я удовлетворена первыми результатами и считаю, что рейтинговая система оценивания знаний направлена на повышение уровня усвоения материала.

Список литературы :

1. Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б.А. Сазонов - М.:ФИРО - 2006 -184с.

2. Сафонова, Т.Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения / Т.Н.Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции "Преподаватель высшей школы в XXI веке" - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения - 2008. - Сб. 6 - Ч.1 - С.255 – 258

3. Левченко Т.А. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 9 – С. 55-56

4. Алисова Е.А., Шишкина Т.В,Куренко О.В. Статья "Зачетно-балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся на третьей ступени обучения" http://festival.1september.ru/articles/528916/

Анализируя существующие инновационные процессы в образовании, которые касаются фактически всех его сторон, нельзя оставить без внимания проблему оценивания достижений учащихся, которая тоже должна претерпеть изменения. В своей работе я попыталась показать, как безболезненно перейти от существующей системы оценивания к более продуктивной- десятибалльный. На начальном этапе я подробно ознакомила обучающихся с новой системой оценивания и критериями выставления отметок. Совместно с ребятами анализировали некоторые виды деятельности и выставляли отметки как по 5-ти балльной, так и по 10-ти балльной шкале.

Такая система оценивания позволяет:

· расширить существующие рамки отслеживания знаний обучающихся;

· более объективно оценивать достижения обучающихся;

· содействует становлению и развитию самоанализа и самооценки;

· более наглядно осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;

· ориентировать обучающихся на успех;

· формировать интерес к учёбе.

Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной.

Проблема достоверной оценки ЗУНов учащихся чрезвычайно важна и значима для образовательной системы.

Проблемой оценки ЗУНов учащихся представлены в трудах таких методистов, как Зайцев В., Симонов В.П., Черенков Е.Г.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценочные суждения в виде вербальных оценок, довольно куцы и сухи, что не позволяет оценивать многообразие учебного труда обучающегося.

Я попыталась отобразить несовершенство существующей пятибалльной системы (хотя фактически происходит использование только трёх положительных отметок, выставляемых в аттестатах), как различить такие показатели «знает весь программный материал», «знает весть требуемый программный материал».

А также возможность использования десятибалльной шкалы оценивания, где отметки «1», «2», «3»- являются положительными.

Возможность стимулирования ЗУНов при использовании более точной, в оценочных суждениях, десятибалльной системы оценивания.

Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Это компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение учителя невозможны при использовании фактически трёхбалльной шкалы, а необходима, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо другая, более подробная. В противном случае учителя вынуждены суррогатную шкалу (баллы трёхбалльной шкалы дополняемые ими знаками «плюс» и «минус») и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности.

Баллами «3», «4», «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимнастических классов и классов для одарённых детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что является серьёзным противоречием. Следствием этого становится недостоверность оценки обученности человека в целом.

10-балльная шкала

Основные показатели СОУ(степень обученности учащихся)

Обученность в %

1 балл- очень слабо

Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски.

Различие, распознавание (уровень знакомства)

2 балла- слабо

Отличает какой-либо процесс или объект от их аналогов тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.

3балла- посредственно

Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание)

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

4балла- удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, математических и иных формул, однако затрудняется что-либо объяснить.

От 10% до 16%

5баллов- недостаточно хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

От 17% до 25%

Понимание (осознанное воспроизведение)

6 баллов- хорошо

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, осознанность усвоенных теоретических знаний, способность к самостоятельным выводам.

От 26% до 36%

7 баллов- очень хорошо

Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять в простых случаях.

От 37% до 49%

Элементарные умения (репродуктивный уровень)

8 баллов- отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.

1. Более эффективно использовать всё многообразие оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-воспитательной деятельности.

2. Преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они тоже являются положительными и их надо определённым образом «заработать».

3. Создать «слабым» и «трудным» учащимся более комфортные условия пребывания в учебных заведениях.

4. Ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности их детей на основе простой и понятной им методике оценивания.

Трудности переходного периода от трёхбалльной шкалы к десятибалльной возникают только при выдачи документов об образовании, но они легко преодолимы.

Десятибалльная шкала

Суррогатная шкала

Пятибалльная шкала

1 балл- очень слабо

«2+» (очень слабо)

3балла (удовлетворительно)

2 балла- слабо

«3-» (слабо)

3балла- посредственно

«3» (посредственно)

4балла- удовлетворительно

«3+» (удовлетворительно)

5баллов- недостаточно хорошо

«4-» (недостаточно хорошо)

4 балла (хорошо)

6 баллов- хорошо

«4» (хорошо)

7баллов- очень хорошо

«4+» (очень хорошо)

8 баллов- отлично

«5-» (отлично с минусом)

5 баллов (отлично)

9 баллов- великолепно

«5» (отлично)

10 баллов-прекрасно

«5+» (прекрасно, как исключение)

Эта таблица позволяет (пока существует пятибалльная, а фактически трёхбалльная шкала) выставлять итоговые оценки в аттестаты в соответствии с ней, т.е. в соответствии с пока существующим государственным эталоном. [Зайцев В. Стимулирует ли отметка // Народное образование-1991 №11 с. 32-33.]

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема оценивания учебных достижений

Анализируя существующие инновационные процессы в образовании, которые касаются фактически всех его сторон, нельзя оставить без внимания проблему оценивания достижений учащихся, которая тоже должна претерпеть изменения. В своей работе я попыталась показать, как безболезненно перейти от существующей системы оценивания к более продуктивной- десятибалльный. На начальном этапе я подробно ознакомила обучающихся с новой системой оценивания и критериями выставления отметок. Совместно с ребятами анализировали некоторые виды деятельности и выставляли отметки как по 5-ти балльной, так и по 10-ти балльной шкале.

Такая система оценивания позволяет:

  1. расширить существующие рамки отслеживания знаний обучающихся;
  2. более объективно оценивать достижения обучающихся;
  3. содействует становлению и развитию самоанализа и самооценки;
  4. более наглядно осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения;
  5. ориентировать обучающихся на успех;
  6. формировать интерес к учёбе.

Проблемой оценки знаний, умений и навыков на протяжении всего становления и развития школы занимались как учёные, так и директивные органы, но проблема оценочных суждений учителя редко выделялись в качестве самостоятельной.

Проблема достоверной оценки ЗУНов учащихся чрезвычайно важна и значима для образовательной системы.

Проблемой оценки ЗУНов учащихся представлены в трудах таких методистов, как Зайцев В., Симонов В.П., Черенков Е.Г.

Система контроля и оценки не может ограничиваться утилитарной целью – проверка усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную социальную задачу: развивать у школьников умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценочные суждения в виде вербальных оценок, довольно куцы и сухи, что не позволяет оценивать многообразие учебного труда обучающегося.

Я попыталась отобразить несовершенство существующей пятибалльной системы (хотя фактически происходит использование только трёх положительных отметок, выставляемых в аттестатах), как различить такие показатели «знает весь программный материал», «знает весть требуемый программный материал».

А также возможность использования десятибалльной шкалы оценивания, где отметки «1», «2», «3»- являются положительными.

Возможность стимулирования ЗУНов при использовании более точной, в оценочных суждениях, десятибалльной системы оценивания.

Проверка и оценка достижений школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения в одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Это компонент наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования.

Достоверная оценка итогов учебно-познавательной деятельности обучаемых и соответствующее ей оценочное суждение учителя невозможны при использовании фактически трёхбалльной шкалы, а необходима, как минимум, либо вся пятибалльная шкала, либо другая, более подробная. В противном случае учителя вынуждены суррогатную шкалу (баллы трёхбалльной шкалы дополняемые ими знаками «плюс» и «минус») и оценивать одними и теми же баллами разный уровень обученности.

Баллами «3», «4», «5» и соответствующими им оценочными суждениями оцениваются: учащиеся гимнастических классов и классов для одарённых детей; учащиеся общеобразовательных классов и учащиеся классов коррекционно-развивающего обучения. Различить эти оценки, выставленные в документах об образовании, как показывает практика, просто невозможно, что является серьёзным противоречием. Следствием этого становится недостоверность оценки обученности человека в целом.

Структура и содержание десятибалльной системы оценки степени обученности учащихся, которая служит основой для разработки таких шкал по различным учебным предметам.

10-балльная шкала

Основные показатели СОУ(степень обученности учащихся)

Обученность в %

Уровни.

1 балл- очень слабо

Присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски.

Около 1 %

Различие, распознавание (уровень знакомства)

2 балла- слабо

Отличает какой-либо процесс или объект от их аналогов тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде.

От 2%до 4 %

3балла- посредственно

Запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов, но объяснить ничего не может (механическое запоминание)

От 5% до 9%

Запоминание (неосознанное воспроизведение)

4балла- удовлетворительно

Демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, математических и иных формул, однако затрудняется что-либо объяснить.

От 10% до 16%

5баллов- недостаточно хорошо

Объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез.

От 17% до 25%

Понимание (осознанное воспроизведение)

6 баллов- хорошо

Отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, осознанность усвоенных теоретических знаний, способность к самостоятельным выводам.

От 26% до 36%

7 баллов- очень хорошо

Чётко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применять в простых случаях.

От 37% до 49%

Элементарные умения (репродуктивный уровень)

8 баллов- отлично

Демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет её на практике легко. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет.

Использование на практике десятибалльной шкалы позволяет:

  1. Более эффективно использовать всё многообразие оценочных суждений как фактора стимуляции и положительной мотивации учащихся к учебно-воспитательной деятельности.
  2. Преодолеть синдром боязни отрицательных оценочных суждений и соответствующих отрицательных баллов типа «1» и «2», т.к. в данной шкале они тоже являются положительными и их надо определённым образом «заработать».
  3. Создать «слабым» и «трудным» учащимся более комфортные условия пребывания в учебных заведениях.
  4. Ликвидировать необоснованные притязания учащихся и родителей к оценке обученности их детей на основе простой и понятной им методике оценивания.

Трудности переходного периода от трёхбалльной шкалы к десятибалльной возникают только при выдачи документов об образовании, но они легко преодолимы.

Взаимосвязь десятибалльной шкалы с существующей и суррогатной шкалами.

Десятибалльная шкала

Суррогатная шкала

Пятибалльная шкала

1 балл- очень слабо

«2+» (очень слабо)

3балла (удовлетворительно)

2 балла- слабо

«3-» (слабо)

3балла- посредственно

«3» (посредственно)

4балла- удовлетворительно

«3+» (удовлетворительно)

5баллов- недостаточно хорошо

«4-» (недостаточно хорошо)

4 балла (хорошо)

6 баллов- хорошо

«4» (хорошо)

7баллов- очень хорошо

«4+» (очень хорошо)

8 баллов- отлично

«5-» (отлично с минусом)

5 баллов (отлично)

9 баллов- великолепно

«5» (отлично)

10 баллов-прекрасно

«5+» (прекрасно, как исключение)

Эта таблица позволяет (пока существует пятибалльная, а фактически трёхбалльная шкала) выставлять итоговые оценки в аттестаты в соответствии с ней, т.е. в соответствии с пока существующим государственным эталоном. [Зайцев В. Стимулирует ли отметка // Народное образование-1991 №11 с. 32-33.]


В разных странах существуют разные системы оценивания, и 5-ти, и 6-ти, и 7-ми, и 10-ти, и 12-ти бальные и иные. Более того, в разных регионах, в разных школах могут быть разные системы оценивания. В России пятибалльная система оценивания была установлена в качестве единой для всех школ в 1937 году. И к 70-ым годам прошлого века означала (Г.И. Щукина):

Оценка «5» («отлично») ставится за глубокое понимание программного материала, за умение самостоятельно разъяснять изучаемые положения, за логический и литературно правильно построенный ответ, за убедительность и ясность ответа, когда ученик не допускает ошибок.

Оценка «4» («хорошо») ставится за правильное и глубокое усвоение программного материала, однако в ответе допускаются неточности и незначительные ошибки как в содержании, так и форме построения ответа.

Оценка «3» («посредственно») свидетельствует о том, что ученик знает основные, существенные положения учебного материала, но не умеет их разъяснять, допускает отдельные ошибки и неточности в содержании знаний и форме построения ответа.

Оценка «2» («плохо») выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный ответ показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основных положений, допускает существенные ошибки, которые искажают смысл изученного. Он передает информацию, которую запомнил со слов учителя или из учебника, но которая логически не обработана в его сознании, не приведена в систему научных положений, доводов.

Оценка «1» (очень плохо») ставится тогда, когда ученик не знаком с учебным материалом.

Однако, постепенно, единица стала некоторой эмоциональной отметкой, которая в последующем, как правило, исправляется учителем после пересдачи.

На самом деле, сейчас де-юре, нет единой системы оценивания. Согласно сегодняшнему законодательству, 28 статье Закона «Об образовании в РФ» система оценивается устанавливается школой самостоятельно. И действительно, в некоторых российских школах, работающих по программам международного бакалавриата, действует 7-балльная система оценивания. Некоторые школы проводят контрольные работы по 100-бальной системе оценивания, близкой к ЕГЭ. Но после завершения школы для того, чтобы выставить отметки в аттестат, каждая школа должна пересчитать их в пятибалльную систему. Двойки и единицы в аттестат не ставятся, так как свидетельствуют о неосвоении материала, а значить и не получении общего образования, аттестат в этом случае выдать нельзя.

Вместе с тем, в последние годы ведутся дискуссии о том, чтобы разрешить школам ставить «неудовлетворительно» в итоговый аттестат, по одному предмету или по нескольким. В условиях введения ЕГЭ и последующего поступления в вуз это становится не таким уж и критичным. По мнению других экспертов допускать этого нельзя, так как общее образование в этом случае не будет считаться полученным.

В советское время была разработана пятибалльная система оценивания знаний учащихся. Критерии ее четко оговаривались в специальном положении, доводились до сведения учеников, родителей и, конечно, педагогов. А на современном этапе развития образовательной системы России возникла необходимость ее модернизации. Давайте подробнее рассмотрим данную систему.

Особенности современной системы оценивания

Задачей педагога является развитие у школьников желания к самообразованию, создание у учащихся потребности в получении знаний и приобретении навыков мыслительной деятельности. Но для оценки такой ученической деятельности 5-балльной системы бывает маловато. Поэтому проблема поиска новых критериев оценивания в настоящее время является особенно актуальной.

Можно отметить несколько причин тому:

  1. В первую очередь пятибалльная система оценок не подходит для определения уровня общекультурных навыков и специальных знаний. А без них невозможна полноценная адаптация выпускников школы к реалиям социума.
  2. Кроме того происходит активное развитие информационных систем, возможность индивидуального роста в осваивании которых также трудно оценить в 5 баллов.

Требования к выпускнику

Из стен общеобразовательных учреждений должны выходить настоящие творцы, способные брать на себя ответственность, умеющие решать практические и теоретические задачи разной степени сложности. А классическая пятибалльная система в школе давно устарела, так как она не сочетается с теми требованиями новых федеральных стандартов, которые введены на начальной и средней ступени школьного обучения.

От чего зависит результативность обучения

Заключение

Повторимся, что пятибалльная система оценивания, критерии которой разрабатывались в советское время, утратила свою актуальность и признана ведущими педагогами несостоятельной, неподходящей для новых образовательных стандартов. Необходима ее модернизация, использование новых критериев для анализа личностного роста школьников и их учебных достижений.

Только в случае приведения отметочной шкалы в соответствие с основными педагогическими принципами, можно вести речь об учете индивидуальности каждого ребенка. Среди приоритетов, которые должны быть учтены при модернизации оценочной системы, выделим использование многоуровневой градации отметок, благодаря чему учебные достижения школьников будут оцениваться адекватно.

От пятибалльной системы оценок уже отказались многие страны, признав подобный вариант несостоятельным для современной В настоящее время решается вопрос об ее изменении и в России. Так, по ФГОС в начальной школе уже убраны традиционные баллы, чтобы ребята могли развиваться, самосовершенствоваться, не испытывая психологического дискомфорта.

Систе́ма оце́нивания зна́ний - система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся , важнейший элемент образовательного процесса .

В настоящее время в мире используется множество шкал оценивания знаний. В некоторых шкалах принято использовать цифровые обозначения разрядов, причём допускаются дробные оценки, другие шкалы (например, в США) по традиции имеют дело с буквенными обозначениями. Американская шкала также имеет численную интерпретацию, при которой высшим оценкам A и A+ соответствует балл 5. Буквенные обозначения, к слову, являются еще аббревиатурами и имеют свое процентное соотношение (применяется для рейтинговой оценочной системы и для ведения ранга/класса учащегося и не только), а именно:

Оценка (Процент) Описание аббревиатуры Описание Аналог русской оценки
O (100) The best of the best/Outland/Prime leader Лучший из лучших/Запредельно/Первый из лидеров 5+
S (93-99) Supreme Высший 5
A (85-92) Artful Искусно 4
B (77-84) Beautiful/Brilliant Прекрасно/Блестяще 4-
C (70-76) Creditable Похвально 3+
D (63-69) Diversly Разнообразно 3
E (50-62) Enough Достаточно 3-
F (1-49) Fail Провал 2
U (0) Unhonest/Unfair Нечестный/Недобросовестный 1

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Магистерская программа «Статистическая теория обучения»

    ✪ Обновленная программа // Ответы на комментарии

    ✪ Как бы я изменил систему оценивания в университете? Кафедра мнений

    ✪ Средства оценки результатов профобразования

    ✪ Математика (2 класс) - Письменное сложение двузначных чисел с переходом через десяток

    Субтитры

Международные системы оценивания знаний

Большинство стран имеет национальную систему школьных оценок в своих школах. Также существуют и стандартные международные системы оценивания знаний.

Международный бакалавриат

В настоящее время программа GPA не существует отдельно от программы Международного бакалавриата. Системы IB Diploma и IB MYP ввели единую шкалу оценок от 1 до 7, где 7 - высшая оценка, 1 - низшая. Оценки всегда являются целыми числами.

Страны СНГ, Российская империя и СССР

В истории российского просвещения изначально как и в Европе существовала трёхразрядная система оценок. В списке студентов Киевской духовной академии ( г.) высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой, причём направление шкалы установилось противоположным германскому.

Традиция обозначать цифрами прилежание и успехи учеников утвердилась в России ещё в начале XIX века . Тогда в гимназиях употреблялись цифры от 0 до 5. Нуль показывал, что ученик совсем не исполнил своих обязанностей; если он получал два нуля подряд, то он подвергался телесному наказанию (до 1864 г.) Единицу и двойку ставили тогда, когда ученик неудовлетворительно приготовил урок; тройку ставили за посредственное прилежание; четыре - когда ученик хорошо исполнил свои обязанности; пять он получал только за отличное знание урока. Учитель был обязан ставить баллы в классе, характеризуя только знание заданного на дом урока, и не имел права учитывать внимание или рассеянность учеников во время занятия, а также временное или постоянное прилежание ученика, его возраст и способности.

В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1837 году официально установлена Министерством народного просвещения : «1» - слабые успехи; «2» - посредственные; «3» - достаточные; «4» - хорошие; «5» - отличные. В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В последние годы по России в некоторых учебных заведениях возвращается 5-балльная система («1» - балл за невыполненную работу). Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России и многих странах постсоветского пространства, хотя в последние годы заметился отход от неё:

  • Республика Беларусь перешла на 10-балльную шкалу ;
  • Украина на 12-балльную;
  • Прибалтика предпочла англосаксонскую систему (в Эстонии до сих пор используется пятибалльная шкала, «1» - оценка за невыполненную работу) и т. д.;
  • Молдавия
  • Грузия перешла на 10-балльную шкалу.
  • Армения перешла на 10-балльную шкалу.

Америка

В Америке используется пятибалльная шкала оценок.

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент Процентное содержание баллов Оценка по традиционной системе
(в университетах) (в школах и колледжах)
A 4,00 95-100 5
A- 3,67 90-94
B+ 3,33 85-89 4
B 3,00 80-84
B- 2,67 75-79
C+ 2,33 70-74 3
C 2,00 65-69
C- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,00 50-54
F 0,00 0-49 2

Кыргызстан

Молдавия

В Молдавии используется 10-балльная шкала, где 5 - минимальная удовлетворительная оценка:

  • 10 (превосходно)
  • 9 (очень хорошо)
  • 8 (хорошо)
  • 6–7 (средне)
  • 5 (удовлетворительно)
  • 1–4 (неудовлетворительно)

Россия

Система оценки знаний в школе

С 11 января 1944 года в российских школах введена цифровая пятибалльная система оценки успеваемости учащихся согласно Постановлению Совета народных комиссаров РСФСР № 18 от 10 января 1944 года и Приказу Народного комиссара просвещения РСФСР № 24 от 10 января 1944 года.

В соответствии с инструкцией Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, установлены следующие критерии оценивания учащихся:

Оценка Описание
5 Балл «5» ставится в том случае, когда учащийся исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется литературно правильным языком и не допускает ошибок.
4 Балл «4» ставится в том случае, когда учащийся знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.
3 Балл «3» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает знание основного программного учебного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью учителя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.
2 Балл «2» ставится в том случае, когда ученик обнаруживает незнание большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы учителя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.
1 Балл «1» ставится в том случае, когда учащийся обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

Согласно Инструкции Управления начальных и средних школ Наркомпроса РСФСР, утверждённой Народным комиссаром просвещения РСФСР 29 февраля 1944 года, при определении четвертных и итоговых (в конце учебного года) оценок не допускается выведение их как средних арифметических. Эти итоговые оценки должны соответствовать уровню знаний учащегося к моменту его аттестации.

В свидетельствах и аттестатах отметки об успеваемости обозначаются цифровыми баллами и в скобках наименованием: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно).

По среднему баллу:

Система оценки знаний в средних и высших учебных заведениях

В вузах и ссузах России оценки знаний установлены Приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 22 июня 1990 года № 432 «Об утверждении Положения о формах контроля учебной работы учащихся дневных и вечерних отделений средних специальных учебных заведений». Согласно данному нормативному документу знания, умения и навыки учащихся по всем формам контроля учебной работы, включая учебную и технологическую практики, оцениваются в баллах: 5 (отлично); 4 (хорошо); 3 (удовлетворительно); 2 (неудовлетворительно). Лабораторные работы, практические занятия и преддипломная практика оцениваются: «зачтено», «незачтено». Учебные заведения культуры и искусства могут использовать другие системы оценок успеваемости учащихся, согласованные с вышестоящим органом.

Украина

Украина представила свою новую шкалу оценивания осенью 2000 года , которая заменила советскую шкалу оценивания.

Новая система оценивания практикуется на основе существовавшей ранее 5-балльной шкалы оценок, которая соотносится с 12-балльной системой оценивания. Оценка "12" выставляется только за выдающиеся успехи либо за какую-либо творческую работу.

Новая шкала Старая шкала
12 5+
11 5
10 5−
9 4+
8 4
7 4−
6 3+
5 3
4 3−
3 2+
2 2
1 1

Четвертый уровень – высокий (10-12 баллов). Знания ученика глубокие, твердые, системные; ученик умеет использовать их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отличается умением самостоятельно оценивать разнообразные ситуации, явления и факты, проявлять и отстаивать личную позицию;

Третий уровень – достаточный (7-9 баллов). Ученик знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно использует знания в стандартных ситуациях, владеет умственными операциями (анализом, абстрагированием, обобщением). Ответ правильный, логически обоснованный, но ученику недостает собственных суждений;

Второй уровень – средний (4-6 баллов). Ученик воспроизводит основной учебный материал, способен выполнять задания по образцу, владеет элементарными умениями учебной деятельности;

Первый уровень – начальный (1-3 балла). Ответ ученика фрагментарный, характеризуется начальными представлениями о предмете изучения.

Европа

Система оценки знаний баллами зародилась в иезуитских школах в XVI -XVII веках и имела гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения. Первая трёхбалльная шкала оценок возникла в Германии, она получилась в результате разделения всех учеников на три нумерованных разряда: лучших, средних и худших, причём переход из одного разряда в более высокий знаменовал собой приобретение целого ряда преимуществ и привилегий. Первоначально единица имела значение высшей оценки. Со временем средний разряд, к которому принадлежало наибольшее число учеников, разделили на дополнительные подразряды, так сформировалась многоуровневая ранговая шкала, с помощью которых стали оценивать познания учащихся.

Австрия

10-балльная шкала оценивания, представленная Индийским технологическим институтом, выглядит следующим образом:

Оценивание в старшей школе

Для выставления оценок в старшей школе используется усреднённый процент. Показатель выше 90 процентов считается превосходным; между 70-89 процентами - первый уровень; между 50-69% - второй уровень, 40-49% являются минимальным проходным баллом; однако данная терминология и классификация зависит от Совета образования.