Рассказ невозвратимое мгновение. Цвейг СтефанНевозвратимое мгновение


Цвейг Стефан

Невозвратимое мгновение

Стефан ЦВЕЙГ

НЕВОЗВРАТИМОЕ МГНОВЕНИЕ

(Из цикла "ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА")

Перевод с немецкого П.Бернштейн

Ночь в Кайу

Утро в Ватерлоо

Ошибка Груши

Решающее мгновение в мировой истории

После полудня

Развязка

Возврат в повседневность

(Ватерлоо,

Судьбу влечет к могущественным и властным. Годами она рабски покорствует своему избраннику - Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, подобные ей самой - непостижимой стихии.

Но иногда - хотя во все эпохи лишь изредка - она вдруг по странной прихоти бросается в объятия посредственности. Иногда - и это самые поразительные мгновения в мировой истории - нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества. И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вовлекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу. Мало кому из них дано схватиться за счастливый случай и возвеличить себя вместе с ним. Ибо лишь на миг великое снисходит до ничтожества, и кто упустит этот миг, для того он потерян безвозвратно.

В разгар балов, любовных интриг, козней и препирательств Венского конгресса словно пушечный выстрел грянула весть о том, что Наполеон - плененный лев - вырвался из своей клетки на Эльбе; и уже летит эстафета за эстафетой: он занял Лион, изгнал короля, полки с развернутыми знаменами переходят на его сторону, он в Париже, в Тюильри - напрасна была победа под Лейпцигом, напрасны двадцать лет кровавой войны. Точно схваченные чьей-то когтистой лапой, сбиваются в кучу только что пререкавшиеся и ссорившиеся министры; спешно стягиваются английские, прусские, австрийские, русские войска, дабы вторично и окончательно сокрушить узурпатора; никогда еще Европа наследственных королей и императоров не была так единодушна, как в этот час смертельного испуга. С севера на Францию двинулся Веллингтон, ему на помощь идет прусская армия под предводительством Блюхера, на Рейне готовится к наступлению Шварценберг, и в качестве резерва медленно и тяжко шагают через Германию русские полки.

Наполеон единым взглядом охватывает грозящую ему опасность. Он знает, что нельзя ждать, пока соберется вся свора. Он должен их разъединить, должен напасть на каждого в отдельности - на пруссаков, англичан, австрийцев - раньше, чем они станут европейской армией и разгромят его империю. Он должен спешить, пока не поднялся ропот внутри страны; должен добиться победы раньше, чем республиканцы окрепнут и соединятся с роялистами, раньше, чем двуличный неуловимый Фуше в союзе с Талейраном - своим противником и двойником - вонзит ему нож в спину. Он должен, пользуясь воодушевлением, охватившим его армию, одним стремительным натиском разбить врагов. Каждый упущенный день означает урон, каждый час усугубляет опасность. И он немедля бросает жребий войны на самое кровавое поле битвы Европы - в Бельгию. 15 июня в три часа утра авангард великой и ныне единственной наполеоновской армии переходит границу. 16-го, у Линьи, она отбрасывает прусскую армию. Это первый удар лапы вырвавшегося на свободу льва - сокрушительный, но не смертельный. Побежденная, но не уничтоженная прусская армия отходит к Брюсселю.

Наполеон готовит второй удар, на этот раз против Веллингтона. Ни минуты передышки не может он позволить ни себе, ни врагам, ибо день ото дня растут их силы, а страна позади него, обескровленный, ропщущий французский народ должен быть оглушен дурманом победных сводок. Уже 17-го он подступает со всей своей армией к Катр-Бра, где укрепился холодный, расчетливый противник - Веллингтон. Никогда распоряжения Наполеона не были предусмотрительнее, его военные приказы яснее, чем в тот день: он не только готовится к атаке, он предвидит и опасность ее: разбитая им, но не уничтоженная армия Блюхера может соединиться с армией Веллингтона. Чтобы предотвратить это, он отделяет часть своей армии - она должна преследовать по пятам прусские войска и помешать им соединиться с англичанами.

Командование этой частью армии он вверяет маршалу Груши. Груши - человек заурядный, но храбрый, усердный, честный, надежный, испытанный в боях начальник кавалерии, но не больше, чем начальник кавалерии. Это не отважный, горячий предводитель конницы, как Мюрат, не стратег, как Сен-Сир и Бертье, не герой, как Ней. Его грудь не прикрыта кирасой, его имя не окружено легендой, в нем нет ни одной отличительной черты, которая принесла бы ему славу и законное место в героическом мифе наполеоновской эры; только злополучием своим, своей неудачей прославился он. Двадцать лет он сражался во всех битвах, от Испании до России, от Нидерландов до Италии, медленно поднимаясь от чина к чину, пока не достиг звания маршала, не без заслуг, но и без подвигов. Пули австрийцев, солнце Египта, кинжалы арабов, морозы России устранили с его пути предшественников: Дезе при Маренго, Клебера в Каире, Ланна при Ваграме; дорогу к высшему сану он не проложил себе сам - ее расчистили для него двадцать лет войны.

Что Груши не герой и не стратег, а только надежный, преданный, храбрый и рассудительный командир, - Наполеону хорошо известно. Но половина его маршалов в могиле, остальные не желают покидать свои поместья, по горло сытые войной, и он вынужден доверить посредственному полководцу решающее, ответственное дело.

17 июня в одиннадцать часов утра - назавтра после победы у Линьи, в канун Ватерлоо - Наполеон впервые поручает маршалу Груши самостоятельное командование. На одно мгновение, на один день скромный Груши покидает свое место в военной иерархии, чтобы войти в мировую историю. Только на один миг, но какой миг! Приказ Наполеона ясен. В то время как сам он поведет наступление на англичан, Груши с одной третью армии должен преследовать пруссаков. На первый взгляд очень несложное задание, четкое и прямое, но вместе с тем растяжимое и обоюдоострое, как меч. Ибо Груши вменяется в обязанность во время операции неукоснительно держать связь с главными силами армии.

Маршал нерешительно принимает поручение. Он не привык действовать самостоятельно; человек осторожный, без инициативы, он обретает уверенность лишь в тех случаях, когда гениальная зоркость императора указывает ему цель. Помимо того, он чувствует за спиной недовольство своих генералов и - кто знает?- быть может, зловещий шум крыльев надвигающейся судьбы. Только близость главной квартиры несколько успокаивает его: всего три часа форсированного марша отделяют его армию от армии императора.

  1. Оцените рассуждение автора, которым он начинает миниатюру: «Судьбу влечет к могущест-венным и властным. Годами она рабски покорст-вует своему избраннику — Цезарю, Александру, Наполеону, ибо она любит натуры стихийные, по-добные ей самой — непостижимой стихии». С чем вы согласны и с чем не согласны в этом рассужде-нии?
  2. Многие читатели не хотят принять стремление автора сделать судьбу почти живым и реальным участником и судьей событий.

    Такое толкование едва ли может удов-летворить читателя-реалиста. Непреодо-лимая сила судьбы, рока не приемлется большинством читателей. Чаще в споре по этому поводу противники всевластия судьбы выдвигают как важнейшие дока-зательства важность конкретных обсто-ятельств и их неожиданного стечения и взаимодействия.

    У рассуждения есть и продолжение, которое касается обычных людей. Внимательно прочитайте и согласитесь или поспорьте: «Но иногда — хотя во все эпохи лишь изредка — она вдруг по стран-ной прихоти бросается в объятия посредственнос-ти. Иногда — и это самые поразительные мгнове-ния в мировой истории — нить судьбы на одну-единственную трепетную минуту попадает в руки ничтожества. И эти люди обычно испытывают не радость, а страх перед ответственностью, вов-лекающей их в героику мировой игры, и почти всегда они выпускают из дрожащих рук нечаянно доставшуюся им судьбу».

    Мы видим, что и это суждение столь же романтично и пронизано верой во все-властие судьбы. У человека обычного, то-го, кого Цвейг именует посредственно-стью, практически нет шансов на главную роль в событиях, и он, как правило, на это и не претендует: иные возможности по-рождают и иные запросы. И способность реально оценивать свой масштаб требует от обычного человека ничуть не меньшего мужества, чем такая же способность у че-ловека гениального. Для Цвейга важны только великие люди и перед ними он не только преклоняется сам, но и с полным убеждением заставляет склонить голову и саму судьбу. Для большинства людей такая заносчивость и аристократизм не свойственны и мы с уважением смотрим на судьбу любого человека.

  3. В чем вы видите особенности композиции исторической миниатюры? Можно ли считать, что она полностью отражена в названиях главок ми-ниатюры? Попробуйте обосновать свой вывод.
  4. Главы новеллы: «Груши», «Ночь в Кайу», «Утро Ватерлоо», «Ошибка Гру-ши», «Решающее мгновение в мировой истории», «После полудня», «Развязка», «Возврат в повседневность». Композиция новеллы полностью отражена в названиях глав, которые ее составляют и отчетливо подчеркивают ее кульминацию: едва ли может быть два решающих мгновения у одной истории. Оценивая роль каждой из крохотных главок новеллы, мы видим, как подготавливается кульминация: на-капливаются сведения, которые связаны с Груши, обрушиваясь затем его ошибкой и приводя к поражению. Естественно так-же, что «Возврат в повседневность» — своеобразный эпилог.

  5. Внимательно перечитайте кульминацион-ную главку. Согласны ли вы с ходом рассуждений и выводами автора?
  6. Автор настойчиво убеждает нас, что именно та секунда, в которую Груши ре-шил слепо следовать приказу Наполеона, предопределила поражение под Ватерлоо. Груши не пришел на помощь, и армия На-полеона была разбита. Автор видит толь-ко такое объяснение событий. Военная ис-тория знает множество трудов, которые оценивают это событие, и не нам, читате-лям без специальной подготовки, предла-гать свое решение. Но очевидно также и то, что теперь военная наука определила то множество причин, которые породили это событие. И нам, читателям, имеющим определенные взгляды на ход истории, ре-шение Цвейга не кажется единственно верным. Решение писателя очень эффект-но с точки зрения яркости преподнесения событий, оно носит чисто эмоциональный характер, и чаще всего мы, подумав, от него отказываемся. Художественный текст живет в этой новелле так напряжен-но, как это часто свойственно драматур-гии. Материал с сайта

  7. Попробуйте дать хотя бы краткую характе-ристику одному из исторических героев, изобра-женных на страницах этой миниатюры.
  8. Среди героев, которые изображены в новелле, наиболее полно дан Груши. Именно ему посвящена первая глава но-веллы и в ней — четкая характеристика этого человека. «Груши — человек за-урядный, но храбрый, усердный, чест-ный, надежный, испытанный в боях на-чальник кавалерии, но не больше, чем на-чальник кавалерии… Что Груши не герой и не стратег, а только надежный, предан-ный, храбрый и рассудительный коман-дир, — Наполеону хорошо известно… На одно мгновение, на один день скромный Груши покидает свое место в военной иерархии, чтобы войти в мировую исто-рию. Только на один миг, но какой миг!» Так происходит наше знакомство с Гру-ши. И в главе «Ошибка Груши» мы узна-ем, как эта ошибка определила поражение Наполеона. И описание этого события — завершение рассказа о судьбе Груши как героя истории.

  9. Как бы вы охарактеризовали главные осо-бенности творчества Стефана Цвейга, которые за-метили в этой миниатюре или в других, прочитан-ных вами произведениях? Приведите примеры из текста.
  10. Произведения Стефана Цвейга отлича-ют драматизм повествования, стремитель-ность развития сюжетов, напряженность изображения характеров, насыщенность языка, романтичность и приподнятость манеры повествования. В учебнике-хрес-томатии вы прочли одну из новелл цикла «Звездные часы человечества». Само на-звание этого цикла дает возможность ощутить отношение писателя к истории и ее героям. Автора привлекает яркость, си-ла, необычность, отталкивает серость и обыденность. Даже в ординарном герое — Груши — он находит краткий отблеск славы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • миниатюра невозвратимое мгновение
  • невозвратное мгновение
  • как называется цикл исторических миниатюр с.цвейга
  • открытый урок цвейг невозвратимое мгновение
  • текст миниатюры с.цвейга "невозвратимое мгновение"

Речь идет о решающей битве Наполеона при Ватерлоо в 1815 году. По многим причинам для маневра в битве Наполеон назначает маршала Груши. Автор называет маршала заурядным, но верным и храбрым человеком. Эммануэль Груши более двадцати лет сражался во французской армии, прошел за эти годы многие войны. Был неоднократно ранен, и награжден орденами.

К тому времени вся Европа, как и сама Франция были измотаны постоянными военными действиями, поэтому Наполеон, зная, что многие полководцы не хотят более участвовать в военных действиях, назначает Груши. Наполеону известно, что Груши не обладает стратегическим мышлением, но приказывает ему преследовать Прусскую армию, подразумевая, что Груши при необходимости придет ему на помощь. При этом главнокомандующий дал точное указание, - «Преследовать прусские войска, не подпуская их к английской армии». Груши неохотно взялся за исполнение приказа, из-за того, что не привык действовать самостоятельно.

Началась решающая битва, - обе армии, через несколько часов ожесточенных боев, несли большие потери. С обеих сторон были тысячи убитых. Как Англия, так и Франция понимали, что победит в битве тот, к кому быстрее подойдет подкрепление. Наполеон ждал Груши.

В свою очередь, маршал после преследования прусской армии располагался в трех часах ходьбы от места битвы при Ватерлоо. Он слышал взрывы снарядов и понимал, что бой идет нешуточной, но с места двигаться не собирался. Офицеры, солдаты пытались сдвинуть его с места, уговаривали отправиться на помощь своим сослуживцам, просили отправить хотя бы часть солдат. Но Груши не получал приказа. Подумав мгновение, он запретил оказывать подкрепление измотанной армии Наполеона.

Автор винит маршала за мгновение, в которое Груши сделал неправильный выбор. Многие поколение негодуют от того, что из-за глупой неспособности маршала действовать по обстоятельствам, французская армия потерпела роковое поражение. Оно изменило историю не только Франции, но и Европы в целом.

Картинка или рисунок Цвейг - Невозвратимое мгновение

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ранние журавли Айтматов

    Действие произведения начинается с описания класса в школе. Это бы холодный и нетопленный класс, в котором учительница рассказывала детям о жарком острове, где на деревьях растут невиданные фрукты, живут необыкновенные животные и птицы

  • Краткое содержание Куприн Святая ложь

    Главный герой рассказа «Святая ложь» - Иван Иванович Семенюта, не дурной человек, но его по праву можно назвать типичным неудачником. Из-за своей робости, нерешительности, стеснительности Семенюта не мог постоять за себя еще со времен школы

  • Краткое содержание Соловьиный сад Блока

    Главный герой поэмы тяжело работает на берегу моря, он добывает камень, который возит на осле к железной дороге. По пути он идет поблизости от приятного и прохладного сада с цветами и «соловьиным напевом».

  • Малярия, настигшая мальчика Витю, во многом меняет его жизнь. Потерявший на время слух и вынужденный все свое время находиться наедине с собой, ребенок выстраивает собственный небольшой мир в дальнем углу бабушкиного огорода.

  • Краткое содержание Пройслер Маленький водяной

    Мельничный водяной вернувшись в свой домик примостившийся на самом дне пруда возле мельницы был очень удивлен тишиной и порядком, творящимся в его оштукатуренных свежим илом стенах

Каждая эпоха вносит свои коррективы в привычки людей. Особенно стремительно такие изменения происходят в последние несколько десятилетий. Прежде всего, это связано с постоянной нехваткой времени, которая заставляет отказываться от многих видов досуга. В частности, многим приходится лишать себя удовольствия читать художественную литературу, так как они не могут себе позволить часами изучать описание пейзажа или помещения, на фоне которого происходит развитие сюжета произведения. Для таких вечно занятых любителей романов, повестей и рассказов были придуманы аудиокниги и так называемые брифли. Ниже вы найдете краткое содержание «Невозвратимого мгновения» Цвейга.

Несколько слов о цикле «Звездные часы человечества»

Один из лучших новеллистов начала 20 века — Стефан Цвейг — написал множество ярких произведений, которыми зачитывалось не одно поколение. В 1927 году он создал легендарный цикл «Звездные часы человечества», в котором рассказал о поворотных событиях в истории и о личном подвиге людей, в буквальном смысле слова изменивших мир.

Первая новелла «Гений одной ночи» посвящена создавшему «Марсельезу», ставшую гимном Франции и сделавшую своего ничем до этого не примечательного автора знаменитым на весь мир. Вторая группа рассказов под названием «Невозвратимое мгновение», краткое содержание по главам см. далее, посвящена битве при Ватерлоо. В сборнике нашла место и история освоения Калифорнии, представляющая собой описание звездного часа Иоганна Августа Зутера, который положил начало Золотой лихорадке. Четвертая группа новелл — это рассказ о тех, кто боролся за пальму первенства в покорении Южного полюса и погиб, после того как потерпел поражение.

Вот такая мозаика, состоящая из историй о людях, между которыми были тысячи километров и десятки и даже сотни лет, разобранная по главам!

Книга «Невозвратимое мгновение»: главный герой

Все персонажи цикла новелл «Звездные часы человечества» — реальные исторические личности. Хотя в «Невозвратимом мгновении» речь идет о сражении при Ватерлоо, героями которого были Наполеон, маршал Ней, а также фельдмаршалы Веллингтон и Блюхер, на первый план Цвейг вывел Эммануэля Груши.

Этот аристократ начал воинскую службу в 14 лет, а в самом начале Французской революции отказался от титула маркиза и поддержал республиканцев. Позже он участвовал во всех сражениях Наполеона, в том числе в Бородинской битве. К моменту событий, описываемых в цикле новелл «Невозвратимое мгновение» (краткое содержание см. далее), он, будучи назначенным Людовиком Восемнадцатым генерал-инспектором конных егерей и легких улан, перешел на сторону императора и принял от него командование 7-м корпусом и Альпийской армией.

«Невозвратимое мгновение»: краткое содержание первой части

«Груши» — именно так озаглавил Цвейг начальную главу «Невозвратимого мгновения». Она следует после короткого вступления. В нем писатель пишет о шутке, которую может сыграть Фортуна, передав на мгновение нить судьбы в руки ничтожества и сделав его вершителем судеб миллионов.

Рассказ начинается с описания положения, в котором оказался «вырвавшийся на свободу пленный лев» — Наполеон, на которого со всех сторон надвигаются полки союзников. Император вступает в схватку с пруссаками у Линьи и одерживает последнюю в своей жизни победу. Она его воодушевляет и внушает уверенность его верным солдатам, которые продолжают верить в счастливую звезду Наполеона.

Теперь императору нужно победить Веллингтона. Он проявляет осторожность и передает часть своей и так небольшой по численности армии под командование Груши. Последний получает приказ во что бы то ни стало не допустить соединения англичан с остатками прусской армии Блюхера. Наполеон считает Груши честным и преданным воякой, но ему хорошо известно, что он не герой и не стратег.

Глава вторая: «Ночь в Кайу»

Краткое содержание «Невозвратимого мгновения» Цвейга не может передать стилистику изложения великого новеллиста, поэтому стоит прочитать произведение полностью. Однако для тех, кто предпочитает брифли, продолжим. Итак, глава вторая, под названием «Ночь в Кайу» начинается с описания армии Наполеона, которая двигается в ночи под проливным дождем. Наконец в 5 часов утра император принимает решение дать бой Веллингтону, тем более что Груши доносит, что пруссаки отступают, и обещает продолжить их преследование.

Глава третья: «Утро в Ватерлоо»

Глава третья рассказывает о дне, поставившем последнюю точку в военной карьере Наполеона. В 9 часов утра он устраивает смотр своим войскам. К часу дня и англичане, и французы уже достигли изнеможения. Обе армии понимают, что исход битвы решит подкрепление, и весь вопрос в том, кто прибудет на поле брани первым — Блюхер или Груши.

Глава четвертая

Произведение Стефана Цвейга «Невозвратимое мгновение» (краткое содержание см. далее) достигает своей кульминации в главе «Ошибка Груши». Писатель описывает, как солдаты и офицеры, отправленные преследовать прусскую армию, слышат звуки боя. Их командиры требуют у Груши двинуться на подмогу. Но он, как всегда, верен приказу и отвечает, что не может нарушить приказ императора. Тогда генерал Жерар требует позволить ему взять часть армии и двинуться к месту сражения.

Глава пятая

По главам книги «Невозвратимое мгновение» легко проследить, как развивались события в самый несчастливый день в жизни великого Наполеона. Кульминация истории описывается в главе «Решающее мгновение в мировой истории». Груши отвергает предложение генерала Жерара и тем самым раз и навсегда закрывает страницу истории, главным героем которой был корсиканец Бонапарт.

Вскоре обнаруживается, что пруссаки давно уже повернули в сторону Ватерлоо, где армия Наполеона ведет отчаянную борьбу с предрешенным исходом.

Глава шестая

После полудня император видит на горизонте приближающиеся войска. У него мелькает последняя надежда, что это Груши, но это Блюхер. Тогда Наполеон бросает в бой старую гвардию, которая ему верна и безропотно идет на штурм высот, где закрепились основные силы Веллингтона.

Глава седьмая: «Развязка»

Но уже ничего не может спасти императора. Мощным потоком армия Блюхера теснит французов, и они отступают, бросая все и вся. Сам император вынужден спасаться бегством и скрыться в деревенском трактире.

Глава восьмая: «Возврат в повседневность»

Пока весь мир оплакивает поражение или празднует победу, один лишь Груши находится в неведении. Он, наконец, находит небольшой прусский отряд и одерживает бесполезную победу. Груши узнает о поражении при Ватерлоо и, оставшись без командира, начинает принимать верные решения. Ему удается вывести всех своих солдат из окружения без потерь, чтобы сохранить армию для императора. Однако Наполеон уже никогда не встанет во главе войска…

Теперь вы знаете, о чем произведение «Невозвратимое мгновение» Цвейга. этого цикла новелл наверняка заинтересует вас, и вы захотите познакомиться с полным содержанием этой книги.