Слабые позиции согласных звуков. Сильные и слабые позиции гласных звуков

фонетические процессы

Видоизменение звуков в речевой цепи. Фонетические процессывызываются взаимодействием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука вслове.

Фонетические процессы бывают:

1) комбинаторными:

а) ассимиляция (уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции;

ассимиляция бывает полной и частичной, прогрессивной (прямой) и регрессивной (обратной);

б) диссимиляция (расподобление артикуляции соседних согласных);

в) аккомодация (взаимодействие соседних гласных и согласных);

г) диэреза (выкидка, разделение ): выпадение звука в сложном сочетании звуков (вм. солнце [сó"нцъ]);

2) позиционными фонетическими процессами:

а) редукция (количественная, качественная);

б) сингармонизм.

Позиция – это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: [до́м – то́м / жа́р– ша́р // м"и́р / сы́р / са́т / му́ш / ро́м /л"э́с //].

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: [ту́т / са́т / сÙ ды́ / съдÙ во́т//].

Изменение согласных звуков

Для согласных звуков различают сильные и слабые позиции: 1) по глухости и звонкости; 2) твердости и мягкости.

I. Сильные и слабые позиции по звонкости и глухости

1. Сильными позициями по звонкости и глухости являются для парных звуков:

а) положение звонких и глухих согласных перед гласными: [б а́р – п а́р / г о́ркъ – к о́ркъ /д "э́лъ – т "э́лъ];

б) положение звонких и глухих перед сонорными: [б л"э́ск – п л"э́ск /п "ĵу́ – б "ĵу́ / г ну́т –к ну́т];

в) положение звонких и глухих согласных перед губно-зубными звуками [в], [в"]: [д во́įь – т во́į / с в"э́т – з в"э́р"];

г) непарные звуки всегда находятся в сильной позиции, т.к. они могут иметь только одно звучание – или глухой, или звонкий.

2. Слабыми позициями по звонкости и глухости являются:

а) позиция в абсолютном конце слова. В русском языке действует закон конца слова, суть которого заключается в том, что парные звонкие согласные оглушаются: [ло́п / но́ш / са́т / с"н"э́к ];

б) позиция перед глухими согласными, где звонкие согласные оглушаются: [ло́т къ / но́ш къ / проп къ];

в) позиция перед звонкими согласными, где глухие согласные озвончаются: [про́з "бъ / вÙг за́л / мълÙд "ба́];

При оглушении звонких согласных и озвончении глухих согласных наблюдается уподобление (ассимиляция) предшествующего согласного последующему.

II. Сильные и слабые позиции по твердости и мягкости

1. Сильными позициями по твердости и мягкости являются:

а) перед гласными: [с а́т – с" а́т" / л у́к – л у́к / с э́р – с" э́р];

б) позиция в абсолютном конце слова: [в"э́с – в"э́с" /тро́н – тро́н" / дво́р – дв"эр" ];

в) перед заднеязычными: [ба́н къ – ба́н" къ / го́р къ – го́р" къ / д"э́т к"и – д"а́т" к"и];

г) непарные звуки по твердости и мягкости всегда находятся в сильной позиции.

2. Слабой позицией по твердости и мягкости является:

а) положение твердых зубных перед мягкими зубными: [л"и́с" т"ик / ф" с"о́ / в "з"а́т"];

б) положение твердых зубных перед мягкими шумными передненебными: [ба́н" ш̅"ик / збо́р "ш̅"ик];

в) положение твердых зубных перед [ĵ]: [с" ĵэ́л /друз" ĵа́ / в" ĵу́гъ];

г) положение твердых зубных перед мягкими губными: [бÙм" б"и́т" / з" м"э́į / т"э́р" п"ит].

(В современном русском языке смягчение согласного перед мягким колеблется)

д) мягкие согласные в редких случаях могут отвердевать перед твердыми: [бунта́р" ® бунта́р ск"иį / м"э́т" ® м"э́д ныį ].

Некоторые согласные звуки в произношении имеют более продолжительное звучание по сравнению с другими согласными. Такие согласные называются долгими .

Например, в русском языке звук, обычно обозначаемый буквой щ – [ш̅"], может быть только долгим звуком: щ ука – [ш ̅"у́ка], прощ ай - [прÙ ш̅ "а́i] и т.д.

В орфографическом письме долгота согласного чаще всего передается постановкой рядом двух одинаковых букв, обозначающих данный согласный: ка сс а (ср.: к о са), ба лл (ср.: ба л ), коло сс (ср.: коло с ).

Долгие согласные могут находиться в корнях слов: Ро сс ия, жу жж ать, дро жж и и т.д.

Кроме того, долгие согласные могут появляться на стыке предлога и следующего за ним слова, приставки и корня или корня и суффикса, когда два одинаковых рядом стоящих согласных звука сливаются в один долгий согласный: [Ùт ̅"и э б"а́] – от т ебя, [рÙс ̅" в"э́т] – расс вет, [в ̅Ùз"и́т"] – вв озить, [ч"угу́н ̅ыi] - чугунн ый и т.д.

Часто бывает так, что постановка рядом двух одинаковых букв в орфографическом письме наблюдается там, где в произношении нет долгого согласного.

Например, в следующих словах мы обычно произносим краткие, а не долгие согласные, хотя на письме обозначена их долгота: алл ея – [ал "э́iь], искусс тво - [иску́с твъ], артилл ерия - [Ùрт"ил" э́р"иiь], барри када - [бър" ика́дъ], грамм атика - [грÙм а́т"икъ], колл екция - [кÙл" э́кцыiь] и т.д.

Это обстоятельство создает известные трудности в освоении орфографии данных слов учащимися.

Выпадение согласных звуков

В некоторых случаях при стечении нескольких согласных звуков один из них может не произноситься. Однако в других формах слова или в родственных словах он произносится.

Например: прелест ный - [пр"л"э́сныi], но прелест ь - [пр"э́л"ьс"т" ], позд но - [по́знъ], но опозд ал - [ÙпÙзд а́л], свист нуть - [с"в"и́снут"], но свист еть - [с"в"ис"т" э́т"].

Выпадающие согласные звуки по правилам русской орфографии на письме обозначаются соответствующими буквами.

Изменение гласных звуков русского языка

Для гласных звуков сильной позицией является их ударное положение:

о́ м / ма́ к / м"и́ р / ды́ м / лу́ к / хл"э́ п ].

Если гласные находятся в безударном положении, то позиция является слабой : [трÙ ва́ / дрÙ ва́ / м"и э ста́].

Степень изменения гласных в безударном положении зависит от того, какое место они занимают по отношению к ударному. Так, в слове огоро ́д оба безударных гласных [о] произносятся как [Ù] ; а в слове молоко ́ первый [о] стоит во второй предударной позиции и произносится как [ъ] (звук близкий к [ы]): ъ лÙко́].

Изменение гласных звуков в безударном положении зависит еще и от того, после каких согласных (твердых или мягких) они стоят. Например: гласный [и ] после твердых согласных произносится как ]: цирк – [ц ы́ рк], жизнь - [ж ы́ зн"], ширь - [ш ы́ р"].

Изменение гласных звуков в слабых позициях называется редукцией (от лат. reductio – приводить, обратно).

Различают качественную и количественную редукцию.

Ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге, сопровождаемое потерей тех или иных признаков их тембра, называется качественной редукцией : [ч"а́с / ч"и э сы́ / ч"ь сÙ фш̅"и́к]; [го́лъ ву / гÙ ло́ф / гъ лÙ ва́]; [во́ды / вÙ да́ / въ дÙ во́с].

Уменьшение и долготы и силы звучания гласного в безударном слоге при сохранении тембра называется количественной редукцией : [лу́к / лу га́ / лу гÙво́i], [сы́р / сы ры́ ].

Система и характеристика согласных фонем.

Ученые склоняются считать, что в русском языке 32 согласных фонемы, кроме <г’>, , , <ж’>, <ш’> - вызывают различное отношение <ш’> долг. – употребляется на стыке морфем (разносчик), на стыке звуков (счастье), а сам этот звук очень редок (щука, теща, щит и др.). Не все согласны, что Щ - это фонема. [Ж’] – выступает на стыке морфем (позже), допускается визжать; а сам звук практически не употребляется (вожжи, дрожжи и др.). [Г’], , - (гитара, кислый, хитрый). Грамматика 80 считает [г’], , фонемами. - согласная фонема, сонорная, звонкая, щелевая, среднеязычная, мягкая.

Сильные по звонкости/глухости:

Любая фонема перед гласными;

Перед сонорными;

Перед <в>, <в’>, б ъявление, обв ил);

Слабые позиции по звонкости/глухости:

В абсолютном конце слова (дом);

В середине слова для любого шумного перед шумным (сказ ка);

Сильные по твердости/мягкости:

Для парных по твердости/мягкости в абсолютном конце слова (дрель);

Перед гласными, кроме Э ;

Переднеязычные согласные перед заднезычными твердыми и твердыми губными (дос ка, с бой);

Фонемы <л> и <л’> перед любыми согласными (льна);

Слабые по твердости/мягкости:

Перед Э (дело);

Позиция фонем <н>, <н’> перед <ч>, <щ> (карманчик, обманщик);

Зубные (не боковые) перед мягкими зубными (степь);

Зубные (не боковые, кроме <л’>, <л> ) перед мягкими губными (сбить, отбить);

Сильные и слабые позиции согласных фонем.

Различаются перцептивные и сигнификативные(от лат. соозначать, различения). Различают сигнификативно сильную и слабую позиции. Сигнификативно сильная позиция – позиция наибольшего различения фонем. Для гласных фонем – позиция ударная, для согласных – позиция перед гласными. Сигнификативно слабая позиция. Для гласных фонем – безударная позиция; для согласных – абсолютной конец слова, в середине слова перед глухими согласными. Перцептивная позиция (от лат. восприятие, идентификация) – отождествляем одно слово с другим. Перцептивно сильная позиция – позиция фонемы, не испытывающей влияния соседних фонем. Для согласных – нет оглушения, озвончение, смягчение, отвердение. Перцептивно слабая – позиция, в которой фонемы испытывают влияние соседних фонем. Для согласных – передвижка; для согласных – оглушение, озвончение, смягчение, отвердение. Различают позиции: сильные и слабые. Сильная фонема – фонема, выступающая в позиции наибольшей дифференциации, т.е. позиция, когда различается большее количество фонем. Слабая фонема – фонема, которая находится в позиции наименьшей дифференциации, т.е. для гласных – безударная позиция; для согласных – абсолютный конец, в середине подвержено изменениям. Абсолютно слабая фонема – фонема, находящаяся в абсолютно слабой позиции. Абсолютно сильная фонема – фонема, находящаяся в абсолютно сильной позиции.



5.Позиционные чередования согласных звуков русского языка: фонетические (согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости, месту и способу образования, долготе-краткости, согласных с нулем звука) и морфологические. Исторические чередования.

Звук речи – это конкретный звук, реализующийся в конкретных фонетических условиях, зависящих от окружения, речевых особенностей говорящего, речевой ситуации, поэтому следует различать чередование звуков языка, которые вызваны объективными причинами и объясняются законами фонетики и чередования звуков речи, которые носят субъективный характер, часто зависят от воли говорящего.

Чередование звуков РЯ делятся на позиционные и непозиционные.

Позиционные – обусловлены фонетической позицией (вод-вода [во’т]-[в^да], [т]-[д];[о]-[^]. Позиционные чередования могут быть обусловлены не только фонетической позицией)абсолютный конец слова, безударное положение, соседство с другим звуком), но и морфологической позицией.

Непозиционные – не обусловлены фонетической позицией, они связаны с конкретными морфемами (крюк – крючок, друг – дружок, слух – слушок…).

Позиционные чередования делятся на: фонетические и морфологические.

Позиционные чередования.

Фонетические чередования – проявляются в определенной фонетической позиции, они объясняются фонетическими законами (редукция гласных, для согласных – оглушение, озвончение). Фонетические чередования могут быть у гласных и согласных звуков.



Согласные звуки. Различают 5 типов:

1) чередование по звонкости/глухости, такие чередования наблюдаются: в абсолютном конце слова, в середине слова, перед каким-либо согласным. Эти чередования закономерны, объективны. Могут проходить по 2 моделям:

а) позиционная мена перекрещивающегося типа, характерен парным по звонкости/глухости [б]-[п], [в]-[ф]…Например, [дубы]-[б]-[дуп]-[п]-[Б].

б) позиционная мена параллельного типа, характерна непарным согласным по звонкости/глухости. Например, [п’эитух]-[х]-[п’эитуgбы]-[g].

2) чередование по твердости/мягкости – только перед другим мягким согласным – позиционное изменение. Например, [мост]-[с]-[мос’т’ик]-[с’].

3) чередования по месту и способу образования. Например, открыть [^ткрыт’]-отчистить [^ч’ис’т’ит’]-[т]-[ч]. Взрывной-аффриката; зубной-небный;

4) чередование согласных с нулем звука – происходят в группе согласных. Например, [ (с),(т),(л)]-[сл]; [ндск]-[нск]; [т]// с нулем звука;

5) чередование долгих и кратких согласных, происходит в 2-х случаях:

В абсолютном конце слова;

В середине слова перед согласным. Например, группа - много груп ; классный – клас ный; [т- долгий] // [т].

Морфологические. Обусловлены морфологической позицией, а не фонетической. Например: 1) чередование [г] // [ж] перед глагольным суффиксом – И. Флаг- флажить, итог- итожить; 2) перед суффиксом – Н прилагательного. Друг- дружный; тайга- таежный; 3) чередование – согласный в корне 1 и согласных в корне 2 с //СС перед суффиксом – У. Миг- мигнуть; шаг – шагнуть; - называются морфологическими. Их можно считать историческими, т.к. их никак нельзя заменить в настоящее время.

Непозиционные чередования.

Исторические чередования – связаны с конкретной морфемой, их принято обозначать буквами. Всего существует несколько моделей:

1)чередование согласного с согласным с//с.

- х//ш – мех – мешок; слух- слушок;

- г//ж – друг – дружок; подруга – подруженька;

- з//ж – друзья – дружить; коза – кожа;

- с//ш – лес – леший;

2)чередование согласного с 2 согласными с// сс.

- щ//ст – теща – тесть;

- щ//ск – площадь – плоский;

- б//бл – любить – люблю;

- п//пл – купить – куплю;

- м//мл – кормить – кормлю;

- в//вл – травить – травлю;

3)чередование гласного с гласным г//г.

- е//а – лесть – лазить;

- е//о – плести – плётка – плот;

- о//а – слово – слова; сквозь – скважина;

- а (я)//у – тряска – трус; грязь – груз;

СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Для глухих и звонких согласных слабыми позициями оказываются позиции на конце слова или перед другими согласными.

На конце слова звонкие согласные становятся глухими, оглушаются. Столб мы произносим как стол[п], поход – как похо[т] , гараж – как гара[ш] . То же самое происходит и перед глухими согласными. Сказка читается как ска[с]ка , а лодка – как ло[т]ка.

С глухими согласными наоборот – перед звонкими они сами озвончаются. На месте фонемы С в слове просьба звучит [з ].

В какой же позиции удаётся увидеть настоящую фонему? Это позиция перед гласной или сонорными согласными (суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j ], в которых голоса больше, чем шума).

Подберём проверочные слова для наших слов: превратим столб в стол б ик, поход – в похо д ный , лодку – в ло д очку , а просьбу – в про с ить . Вот тогда мы и поймём, какую букву нужно записывать на месте слабой согласной, чтобы сохранить основной принцип русской орфографии – запись настоящей фонемы.

Чтобы поменьше было случаев неясных

И чтоб ответов не было плохих,

Прислушайтесь к звучанию согласных,

Чтобы не путать звонких и глухих…

Глухие звуки – это непоседы,

Они спокойно не желают жить,

Они стремятся звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

Если слышишь парный звук,

Будь внимателен, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Рядом гласный подставляй!

Слабые и сильные позиции есть и у твёрдых и у мягких согласных . По законам русского языка, во многих случаях последующий мягкий согласный заставляет смягчаться предшествующий твёрдый. И твёрдому приходится уступать.

Вот, к примеру, слово мост . Все согласные в нём твёрдые. Но стоит измениться согласному т и превратиться в мягкий, как тут же смягчение распространяется и на соседний [с ] – мо[с’т’]ик . тот же процесс происходит и в парах слов лесной – ле[с’н’]ик, бант – ба[н’т’]ик . Люди по незнанию могут вставлять в этих случаях между двумя мягкими согласными мягкий знак. Делать этого не нужно, поскольку мягкость первого согласного – не настоящая, а приобретённая, «мягкость от соседа».

Бывают случаи, когда в слабых позициях фонемы вообще пропадают . Если рядом оказываются несколько согласных, то средний звук вообще не произносится. Прислушайтесь к словам местный, туристский, голландцы, праздничный . Все ли написанные буквы, отражающие фонемы, реально произносятся? Можно ли подобрать к этим словам такие, в которых фонемы оказались бы в сильной позиции (напоминаем, что главная из них – перед гласной)?

Мес т ный – мес т а, турис т ский – турис т ы, голлан д цы – голлан д ец, праз д ничный

Порой в словах встречается

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно вам…

Чтоб знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.

Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

В слове согласные могут занимать разные позиции. В одних позициях согласные противопоставляются друг другу по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости; такие позиции называются сильными. Позиции согласного перед гласными и перед сонорными являются сильными по звонкости-глухости (т. е. звонкие и глухие согласные здесь всегда различаются): д ам – т ам, б ил – п ил, з лой – с лой, д рель – т рель. Позиции согласного перед гласными (кроме [э]) являются сильными также по твёрдости-мягкости: м ал – м ял,л ук – л юк, б ыть – б ить, в ол – в ёл (но перед [э] возможен как мягкий, так и твёрдый согласный звук: сер – сэр; метр (единица измерения; произносится с мягким [м"]) –метр (учитель, мастер; произносится с [м] твёрдым).

Позиции, в которых согласные не противопоставлены по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости, называются слабыми. Так, слабой по звонкости-глухости является позиция согласного в конце слова: звонкие и глухие согласные произносятся здесь одинаково – глухо (ср. сток и стог , прут и пруд ). Перед звонкими согласными все согласные, парные по звонкости-глухости, произносятся как звонкие (ср. з десь и с делать: в обоих словах в позиции перед звонким [д"] произносится звонкий [з"]), а перед глухими – как глухие (ср. труб ка и шап ка: в обоих словах в позиции перед глухим [к] произносится глухой [п]).

Позиция перед мягкими губными и зубными, а также перед является слабой для согласных, парных по твёрдости-мягкости: в этой позиции согласный часто произносится мягко. Сравните: [с"н "]ег, ко [н "с"] ервы, бо[м "б"]ить. [д"в"]ерь, гa (твёрдые согласные <с>, <н>, <м>, <д>, <в> произносятся в этих словах мягко).

В одном и том же слове, но в разных его формах согласные могут чередоваться друг с другом – в зависимости от того, в какой позиции они оказываются: согласные звонкие перед гласными чередуются с глухими в позиции конца слова, глухие чередуются со звонкими в позиции перед звонкими, твёрдые чередуются с мягкими в позиции перед мягкими согласными. Такие чередования звуков называются позиционными. Они не нарушают морфологической целостности слова и на письме не отражаются. Сравните: труб а–труб (произносится [труп ]), косит ь–косьб а (произносится [каз "ба]), трав а–трав ка (произносится [траф къ]), бо[м б]а–о бо[м "б]е, [д "в"]е– [дв]умя.



Некоторые чередования характеризуют не современную фонетическую систему, а её состояние в прошлом; такие чередования называются историческими. Они закреплены за определёнными морфологическими формами и отражаются на письме в виде разных букв. Сравните: свет ить – свеч у, буд ить – буж у, стерег и – стереж ёт и под. Такие чередования не обусловлены позицией звука: и перед <и>, и перед <у> возможны как [т"], [д"], [г"], так и [ч], [ж] (сравните: светить–точить, стерегу–бужу и т. п.). (Подробнее об исторических чередованиях см. ниже, § 94–97.)

Выпадение согласных.

В некоторых позициях при произношении происходит выпадение согласных звуков. Как правило, не произносятся звуки д и т в сочетанияхздн и стн , например: праздн ик, устн ый. Кроме того, в отдельных словах происходит выпадение согласного звука при стечении других согласных, например: солнце, сердц е, счаст лив, здравст вуй (сравните: солнышко, сердечко, счастье, поздравить, где звукил, д, т, в произносятся).

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными нужно подобрать родственные слова или формы слов, где данные сочетания согласных были бы разделены гласным или стояли бы в конце слова, например: уст ный – уст а – уст (род. падеж).

Упражнение 72 . Устно ответьте на данные вопросы.

1) Какая добавочная работа языка создаёт мягкость согласных звуков: д – д", л - л", з –з", г – г", х – х", б – б", м – м"? 2) Какие согласные звуки русского языка являются только твёрдыми? 3) Какие согласные являются только мягкими? 4) После каких согласных в русских словах не может быть звука ы ? После каких – звука и ?

73 . Прочтите; укажите мягкие согласные и объясните, как их мягкость обозначена на письме.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений. (Б. П а с т е р н а к.)

74 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните, почему в одних случаях мягкость согласного обозначается буквой ь, а в других – не обозначается.

1) Ве...ви сирени закрыли весь домик. 2) Ки...ти белых цветов выделялись на тёмной зелени. 3) Ма...чики искали че...вей для рыбной ловли. 4) Агроном...делал доклад о бо...бе с вредителями садов и огородов. 5) Во...ми пи...ма и опусти их в по...товый ящик. 6) Столы были покрыты белыми скате...тями. 7) На собрании говорили о ко...бе и моло...бе яровых. 8) Охотники выследили большого ме...ведя. 9) Ра...ве ра...ше здесь была уса...ба? 10) В ящике были гво...ди. 11) Се...дь шла косяками. 12) Но...ной воздух был свеж.

75 . Измените данные слова так, чтобы выделенные согласные смягчились, и напишите. Устно объясните, почему между мягкими согласными пишется ь .

Письм о – в письм е; борьб а, молотьб а, тюрьм а, косьб а, просьб а, резьб а, тесьм а, сурьм а, пальм а, пальб а, усадьб а, возьм у, Кузьм а, восьм ой.

76 . Спишите и подчеркните стоящие рядом мягкие согласные. Устно объясните, почему между ними нет ь .

Червяк, ветвистый, медведи, костистый, разве, если, смерть, прости, простите, области, челюсти, повести, трости, почести, во сне, верфи, гвозди, мысли, казни, болезни, зеленщик, фонарщик, каменщик, ночной, почка, дочка, печка, кончить, учти, прочти, вычти.

77 . Прочтите выразительно; укажите, какие звуки обозначают выделенные буквы.

Е сли мальчик

лю бит труд,

в книжку паль чик,

про такого

пишут тут:

хороши й мальчик.

(В.В. Маяковский.)

78. Установите по программе и учебникам начальной школы, с какими случаями обозначения мягкости согласных знакомятся учащиеся I и II классов.

79. Укажите, в каких словах имеются непроизносимые согласные; измените, где возможно, указанные слова так, чтобы эти согласные произносились.

1) Солнце ярким светом залило все окрестности. 2) Радостно чувствовали себя ребята на чистом воздухе. 3) Гигантские сосны глухо шумели своими верхушками. 4) Характер местности вдруг резко изменился. 5) Поздним вечером мы возвращались домой. 6) У окна стояла лестница. 7) Кто-то хлестнул меня веткой. 8) От леса пронёсся ветерок – вестник грозы.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ