Собрания для родителей первоклашек. О чем они? Родительское собрание для будущих первоклассников

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

  • Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
  • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Контингент участников: родители будущих первоклассников, будущие учителя детей, психолог.

Время работы: 1,5 - 2 часа.

Место работы: класс (столы расставлены по большему кругу)

Оборудование и материалы:

  1. Проектор.
  2. Компьютер.
  3. Презентация “Скоро в школу” (см. Приложение 1)
  4. Коробка с набором парных геометрических фигур (по количеству родителей)
  5. Звоночек.
  6. Буклеты для родителей будущих первоклассников. (см. Приложение 2)
  7. Запись спокойной инструментальной музыки.
  8. Пенал.

Подготовительный этап

  • Важно своевременно оповестить родителей о предстоящей встрече. Оповещение родителей осуществляется с помощью индивидуальных приглашений (образец представлен в приложении 3 ), а также объявлений, которые вывешиваются в детском саду и на общественных зданиях микрорайона (поликлиника, магазин и т.п.).
  • Подготовка аудитории. Столы расставлены в виде большого круга. До начала собрания звучит тихая спокойная музыка. На экране демонстрируется слайд 1 презентации “Скоро в школу” (см. Приложение 1) .
  • Ход встречи

    1. Этап знакомства

    Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня Марина Васильевна, я – школьный психолог.

    Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.

    Я с удовольствием представляю Вам будущих учителей Ваших детей – Елену Викторовну Данилину, Журавлеву Валентину Александровну.

    А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу).

    Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга. (Слайд 2)

    Обязательно задайте следующие вопросы:

    • Кто из детей идет в школу? Как зовут Вашего ребенка?
    • Волнуют ли Вас предстоящие перемены?
    • Что радует и что тревожит в своём ребенке?
    • Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?

    Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек ).

    Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать этот пенал. У кого пенал, тот и представляет своего партнера по общению.

    (Родители представляют друг друга )

    Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга. В своих сообщениях большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей. А сейчас я хотела бы поговорить о трудностях первоклассников и их причинах.

    2. Информирование

    Выступление психолога: “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.

    Психолог: В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать, впереди ещё 9 месяцев”.

    Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. (Слайд 3)

    Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

    • к новому взрослому, к коллективу;
    • к новым требованиям;
    • к повседневным обязанностям.

    И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.

    Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.

    Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

    Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. (Анимация слайд 3)

    Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

    Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности :

    • интеллектуальный
    • эмоциональный
    • социальный

    В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

    Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

    Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

    В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

    Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

    В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.

    Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.

    Во-первых, нужно задаться вопросом “почему так получилось?”, т.е. какова причина школьной незрелости?

    Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.

    Причинами школьной незрелости могут быть:

    • Недостатки в воспитательной среде (необходимы: систематические занятия с ребенком)
    • Недостатки соматического развития ребенка. (Необходима: консультация с врачом и лечение ребенка) болезненные дети менее устойчивы к различным нагрузкам, быстрее устают, утомляются.
    • Невротическое развитие характера. (Необходима: консультация психолога, медицинского психолога с последующей коррекцией поведения)
    • Пренатальное или раннее постнатальное повреждение центральной нервной системы. (Необходима: консультация у невропатолога и лечение). Сотрудничество с педагогом, психологом в сопровождении ребенка в 1 классе особенно.

    В своем выступлении я рассказала о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.

    3. Обсуждение

    Пожалуйста, задайте свои вопросы. Может быть, именно ответ на Ваш вопрос остро необходим кому-то из присутствующих, но этот человек пока не решается его задать. Так будьте смелее и решительнее.

    4. Информирование

    Выступление учителя: “Что должен уметь первоклассник к концу 1 четверти”.

    Педагог: В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Сейчас я хотела бы довести до вас информацию, чему должен научиться ребенок за одну четверть.

    (Слайды 6-7)

    • Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
    • Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
    • Правильно называть звуки в слове и характеризовать их.
    • Различать гласные и согласные звуки и буквы.
    • Определять место ударения в слове.
    • Уметь читать слоги.
    • Уметь писать изученные строчные и заглавные буквы, их соединения и слова.
    • Иметь пространственные и временные представления.
    • Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
    • Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
    • Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.
    • Соотносить число предметов и цифру.
    • Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.
    • Читать простейшие математические записи.
    • Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

    Как вы считаете, способен освоить эту информацию ребенок, с которым никто специально не занимался? Конечно же нет. Возможно, у некоторых из Вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”. Специально для Вас мы подготовили рекомендации и оформили их в виде буклета (см. Приложение 2) .

    Демонстрируется (Слайд 8), раздаются буклеты родителям.

    Психолог : Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях , которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. (Слайд 10)

    Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

    Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.

    Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.

    Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

    Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

    7. Обратная связь.

    Психолог : Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.

    Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?

    Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?

    Ваши пожелания организаторам?

    Спасибо всем за продуктивное и открытое общение. Всех Ваших детей ждем на подготовительные курсы в субботу 1 декабря к 10.00. в каб. 18

    Литература

    1. Критерии готовности к школе. http://bcetyt.ru
    2. Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям http://www.lychik.ru
    3. Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. // Здоровье женщины. – 2007.- № 10. - С.54-57.

    Цель родительского собрания:

    Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

    • Познакомить родителей с трудностями адаптации ребенка к школе и дать рекомендации по данной теме.
    • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

    Ход собрания

    – Здравствуйте. Мне очень приятно познакомиться с родителями моих новых учеников, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

    Вам известно состояние ожидания, когда кончается важная часть, предстоит что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное. На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение неизвестности…, все так перепутано, трудно… То перевозбуждение, то полная апатия, то вдруг живот болит, то голова, то плакать хочется, то на месте не усидеть, все из рук валится… Вам знакомо это состояние? Тогда вы легче поймете ребенка, находящегося на важном перепутье своей жизни: в промежутке между дошкольным и школьным детством ”.

    Уже совсем скоро наступит первый для вашего ребенка учебный год.

    С замиранием сердца вы проводите таких уже взрослых, но таких еще маленьких и беззащитных малышей в школу.

    Что их ждет впереди?

    – С первого сентября у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным.

    Вас интересует вопрос “Готов ли Ваш ребенок к школе?”

    Не обязательно!

    Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту мыслительную операцию – не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам (складываются представления о речи, буквах и звуках). Основным умением при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после текста.

    Для готовности к школьному обучению не принципиально , на самом деле, умеет ли ребенок читать или считать.

    Но есть вещи, принципиальные для учебы в школе. Какие?

    1. Фонематический слух, звукопроизношение.

    деди (дети)
    сима (зима)
    клупок (клубок)
    кнга (книга)

    Речь ребенка далеко не всегда бывает правильной от природы.

    К пяти годам он должен произносить все звуки!

    2. Память.

    Жили-были три поросенка: Хрюша, Пятачок и Бублик. Хрюша толще Пятачка, а Пятачок толще Бублика.

    Если для того, чтобы точно воспроизвести текст, ребенку потребуется прослушать его не более 3 раз, беспокоиться не о чем.

    3. Ориентация в пространстве.

    Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Забор: справа грушевые деревья, слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы и т. д..

    И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Важно, насколько точно он это сделал.

    4. Качество детского рисунка является одним из основных показателей готовности к овладению процессом письма

    Всего 10–15 минут в день работы с книжкой-раскраской – и многие школьные проблемы будут решены еще до поступления в первый класс!

    Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке. Можно включить музыку, которая помогает расслабиться, создает спокойное, умиротворенное настроение.

    5. Личностная готовность.

    Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

    Если у ребенка не сформировано положительное эмоциональное отношение к школе, то он активно сопротивляется учебе. Практика показывает, что это чаще всего бывает в трех случаях. Во-первых, ребенок не хочет справляться со школьными трудностями, так как родители не приучили его ограничивать свои желания и потребности. Во-вторых, активное не желание учиться встречается у тех детей, которых дома напугали школой: “Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!” В-третьих, у тех, которым, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. В этом случае, встреча с действительностью может вызвать сильнейшее разочарование, и у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе.

    – Обязательна ли школьная форма в 1 классе? ДА!

    Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим дошкольника от школьника. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении все дети – они теперь первоклассники.

    – Есть ли домашнее задание в 1 классе?

    Домашних заданий в 1 классе нет. Однако если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.

    – Почему учителя не ставят оценки в 1 классе?

    В 1 классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника.

    В 1 классе основной упор делается на приобретение навыков учебного труда. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником. Важно, чтобы она была позитивной.

    – Что делают дети на переменах?

    Отдыхают. Причем отдых должен быть активным, ведь после урока, который предполагает пребывание ученика в однообразной рабочей позе, ребенку необходима разрядка. На переменах допускаются подвижные и настольные игры (дети играют стоя). Главное, чтобы во время игры соблюдались правила безопасности, и школьники случайно не поранили друг друга, подражая агрессивным действиям героев современных фильмов.

    – Можно ли носить в школу игрушки?

    Да, можно! Игровая деятельность еще значимая для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка не громоздкая и без острых углов.

    Полезные советы:

    Ваша искренняя заинтересованность в делах и заботах ребенка, серьезное отношение к его достижениям и возможным трудностям, помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения.

    Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

    Не ругайте его. Когда человек учится, у него может не все сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

    Составьте вместе распорядок дня, следите за его соблюдением.

    Хвалите его обязательно. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился.") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

    Если Вас что-то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или психологу.

    С поступлением в школу в жизни ребенка появился более авторитетный человек, чем вы. Это УЧИТЕЛЬ. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.

    Дайте ему время поиграть, расслабиться. Нельзя лишать жизнь ребенка многообразия, радости, игры.

    Любите своего ребенка!

    Любите любым: неталантливым, неудачным.

    Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок – это праздник, который пока с Вами!

    Спасибо за внимание!

    Собрание для родителей будущих первоклассников

    Тема: «Скоро в школу»

    Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

    Задачи:

    • Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
    • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
    • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

    Основные вопросы для обсуждения:

    Информирование о ФГОСах,

    • Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.
    • Психологические трудности адаптации первоклассников к школе.
    • Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

    Экипировка будущего первоклассника.

    Учебные пособия первоклассника.

    • Разное.

    Контингент участников : родители будущих первоклассников, будущий учитель детей.

    Время работы: 1,5 - 2 часа.

    Ход собрания.

    1. 1. Этап знакомства

    Добрый день! Уважаемые родители, все взрослые, кто пришел на первую встречу со школой, порог которой переступят в сентябре ваши малыши. В жизни вашей семьи наступил торжественный момент - ваш малыш делает новый шаг по лестнице жизни. Вам очень хочется, чтобы он поднимался по ней спокойно и уверенно. Наша общая задача состоит в том, чтобы трудности, которые встретятся на его пути, были преодолимыми. Вместе с вами мы будем помогать вашим детям учиться преодолевать трудности, падать, набивая как можно меньше шишек, радоваться своим успехам.

    2 . Информирование о ФГОСах, Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

    С 1 сентября 2011 года обучение в начальной школе ведётся по новым стандартам утверждённым приказом Минобразования и науки.

    В современных условиях приоритеты школьного образования заметно смещаются от необходимости усвоения только программных знаний к формированию основ учебной деятельности.

    В стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: « На ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

    Например, уже на первых уроках обучения грамоте перед ребенком ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя звуковой анализ, первоклассники ориентируются на модель слова, дают его качественную характеристику. Для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи:

    Определить количество звуков в слове,

    Установить их последовательность,

    Проанализировать «качество» каждого звука (гласный, согласный, мягкий, твердый согласный),

    Обозначить каждый звук соответствующей цветовой моделью.

    Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник научился строить план выполнения учебной задачи.

    Поэтому обучение строится как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска.

    Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог, исследовательские работы, учебные проекты, и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и др. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

    Основной формой организации обучения остается урок. Его длительность 35-45 минут.. Недельная учебная нагрузка составляет 21 час.

    Обучение ведется без отметок. Оценка не нужна для этого возраста. Обучение без отметок постепенно вселяет веру в свои силы у каждого малыша.

    1. 3. Информирование “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.

    Первый год учёбы в школе имеет большое значение. От него во многом зависит, как будет учиться ребёнок в дальнейшем. Первый класс - это серьёзное испытание, как для ребёнка, так и для родителей.

    Многие родители считают, что подготовить ребёнка к школе - значит научить его читать, считать и писать. Конечно, научить ребёнка этому можно, но главное, чтобы дети пришли в школу с желанием и умением учиться, чтобы ребёнок был психологически готов к обучению в школе.

    В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников и способах их коррекции.

    Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь. Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть

    • к новому взрослому, к коллективу;
    • к новым требованиям;
    • к повседневным обязанностям.

    И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. Если родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на умственное развитие малыша, не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться, не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза, тогда у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.

    Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе , т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе. Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.

    Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:

    • интеллектуальный
    • эмоциональный
    • социальный

    В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).

    Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.

    В эмоциональном плане готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. В практике каждого учителя имеется достаточно много примеров, когда в класс приходят хорошо читающие и считающие дети, но проходит полгода - и их "обгоняют" те, кто не умел ни читать, ни считать. Это происходит из-за того, что такие дети часто не могут слушать учителя, если он не обращается непосредственно к ним, не подкрепляет их работу похвалой, т.е. не работает с ним "один на один". Поэтому важен не только объём тех знаний, которые имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткости представлений.

    В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

    Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.

    Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).

    Детям, которые не умеют и не знают выше перечисленное, еще рано идти в школу . А если такой ребенок попадает в школу, то он не усваивает программу, успеваемость его низкая, нарушается психика ребенка. Поэтому вы должны быть уверены, что ваш ребенок готов идти в школу.

    "Портрет" первоклассника, неготового к школе:

    Чрезмерная игривость;

    Недостаточная самостоятельность;

    Импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;

    Неумение общаться со сверстниками;

    Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;

    Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;

    Плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);

    Недостаточное развитие произвольной памяти;

    Задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

    В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что “ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе”. Не способен освоить огромную учебную информацию ребенок, с которым никто специально не занимался.

    Возможно, у некоторых из вас уже внутри назрел вопрос: “А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?”.

    Советы родителям:

    • Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними до школы.
    • Не заучивайте азбуку наизусть. Не читайте по пять раз одно и то же. Прочитывайте книги вместе с ребёнком (три книжечки за неделю - достаточно).
    • Выпишите или покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды, находите различия в картинках и сходство. Это позволит освоить сравнение в математике. Отгадывание ребусов даст целостность, тут как бы стыковка математики и русского языка.
    • Приучайте детей к самообслуживанию: собрать портфель, завязать шнурки, одеть спортивный костюм, убрать за собой в столовой … и многое другое в школе придется делать самому, да еще в условиях ограниченного переменой времени.
    • Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
    • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
    • Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже крошечный успех.
    • Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
    • Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
    • Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.

    4.Экипировка будущего первоклассника.

    Одна из важных проблем для родителей будущих первоклассников – какие школьные принадлежности необходимы для ребёнка.

    • Школьная форма
    • Не менее важно подобрать обувь ребёнку. Сменная обувь – нет кроссовкам или резиновой обуви. Они применимы только по прямому назначению (спорт). Длительное их ношение приводит к повышенной потливости ног. Для сменной обуви приобретается специальная сумочка или мешочек.
    • В чём носить школьные принадлежности? Наш совет – ранец. Он позволяет равномерно распределить нагрузку на позвоночник, освобождает руки. Лучше выбирать лёгкие, прочные, морозоустойчивые (не затвердел чтобы и не потрескался), с водоотталкивающей пропиткой или покрытием. Задняя стенка плотная, хорошо прилегает к спине, «держит» позвоночник. Плечевые ремни должны регулироваться по длине, ширина 3,5-4см.

    Пенал – некруглый, нежелезный. В нём:

    2 обычные шариковые ручки,

    набор цветных шариковых ручек,

    2 простых карандаша ТМ,

    цветные карандаши,

    ластик (стиральная резинка).

    Тетради: в косую линию (чередуются узкая и широкая строки), в мелкую клетку с полями.

    Деревянная линейка (20 – 25 см)

    Ножницы с тупыми краями.

    Клей-карандаш.

    Альбом для рисования – 2 тонких и 1 толстый.

    Цветная бумага (А 4) – 3 набора.

    Пластилин (меньше оставлял следов на руках).

    Краски акварельные медовые – 12 цветов. Гуашь – 6 цветов.

    Кисти – широкая, средняя, узкая.

    Папка для технологии и папка для ИЗО (прочная, на застёжке).

    Обложки для учебников и тетрадей.

    Папка для тетрадей.

    Спортивная форма (для зала – белая футболка, темные шорты, для улицы – спортивный костюм, обувь на резиновой подошве).

    Разное.

    Итог собрания.

    Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизнь Готовьте ребёнка к школе настойчиво, умно, соблюдая меру и такт. Тогда учение не будет мучением ни для ребёнка, ни для вас.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Федеральный государственный стандарт начального общего образования совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания. Главная цель введения ФГОС НОО – повышение качества образования

    УЧЕНИК Добро, труд, сотрудничество Вера в успешность, взаимоуважение РОДИТЕЛИ (законные представители) Государство Школа Участники образовательного процесса «Не мыслями надо учить, а учить мыслить»

    Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Целью школы становятся не только знания, но и умения: ставить цель и добиваться ее; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком; сохранять и укреплять своё здоровье. Стандарты первого поколения Стандарты второго поколения Формировать, давать знания Развивать умения

    Системно-деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Вектор смещения акцентов нового стандарта Чему учить? обновление содержания Ради чего учить? ценности образования Как учить? обновление средств обучения СТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ

    Блоки общеучебных умений в соответствии с этапами учебной деятельности 1) информационно-ориентировочные умения (умения наблюдения (рисунок, таблица, карта, схема, алгоритм, чертеж) слушания, чтения); 2) операционально-исполнительские умения (умения классификации и обобщения, по психическим механизмам они прямо соотносятся с анализом, синтезом, абстракцией и обобщением), 3) контрольно-коррекционные умения (умения самопроверки и самоконтроля). К.Д. Ушинский: «Не уметь хорошо выражать свои мысли – недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей – еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно приобретенных знаний».


    Родительское собрание будущих первоклассников

    Май

    1. познакомить родителей с учителем и друг с другом;

    2. познакомить родителей с основными психологическими проблемами, возникающими у детей при вступлении в школу;

    3. познакомить родителей с требованиями в учебно-воспитательном процессе;

    4. совместно с помощью практических и логических действий выработать основные закономерности в участии родителей в учебно-воспитательном процессе;

    5. выбор родительского комитета, распределение обязанностей.

    Оборудование:

    1. Бумага, ручка.

    2. Анкеты.

    3. Чистые листы бумаги.

    5. Схема самолетика.

    Ход собрания:

    Приветствие

    Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Рада видеть вас на первом собрании нашего класса. Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться здесь на 4 года. Первый раз в первый класс! Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.

    Перекличка

    Давайте, уточним список нашего класса.

    Знакомство

    Сядьте, пожалуйста, за столик, который соответствует вашему любимому времени года (осень, зима, вечна, лето).

    Подошло время познакомиться Вам с учителем.

    Слайд 2

    Вам достаточно информации? Тогда я предлагаю поиграть. Вы задаете мне вопросы, я отвечаю, как только возникает пауза между вопросами, я делаю шаг, как только я дойду до стола - игра заканчивается.

    Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:

    Слайд 3

    "Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.… Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…

    Л.Кассиль.

    Начало обучения в школе - важнейший этап в жизни ребёнка и его родителей. От чего зависит успех обучения? Что может помочь более полноценному развитию школьника? Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной деятельности?

    Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.

    Мозговой штурм

    Входу в море будет посвящено наше собрание.

    Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду, некоторым проще, когда их обрызгивают водой, …)

    Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните, как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, … что тем более дети, могут там проводить часами….

    С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в одной обстановке 30 детям даются одинаковые задания, результат которых потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. Одно из кардинальных отличий школы от детского сада - система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому.

    ХЛОПОК (1 эксперимент)

    Я предлагаю вам провести эксперимент, который называется "Хлопок". Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны? Ваши предложения… Нужна вторая ладошка. Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь - вы, другая - я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель-родитель). Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок - это результат действия двух ладоней.

    Слайд 4

    Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель,

    пусть он будет даже мастером … никогда без Вашей помощи

    ему не сделать того, что можно сделать вместе.

    И запомните самое главное. Ваши дети - это теперь и мои дети. Но МОИ они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.

    Знакомство

    Сядьте, пожалуйста, за столик, который соответствует вашему любимому цвету (красный, желтый, зеленый, синий).

    Познакомьтесь друг с другом. (Расскажите о своем ребенке, в какой детский сад ходили, чем увлекается).

    ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ - И В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО (2 эксперимент)

    На столе у вас листы бумаги. Сейчас мы с вами сделаем простой бумажный самолетик. Вот его схема.

    Слайд 5

    Практическая работа (Родители делают самолетик по общей схеме оригами).

    А теперь возьмите ваш самолётик, положите его так, чтобы его нос был направлен вправо, возьмите ручку и нарисуйте на крыле самолетика солнышко с 7 лучами.

    Слайд 6

    Скажите нам, пожалуйста, можете ли вы назвать хотя бы 2 одинаковых самолетика? (нет) А почему? (Высказывают мнения)

    Творческое задание

    Напишите на лучах вашего самолетика такие слова, которые бы вы хотели пустить странствовать по нашему классу. Запуск самолетиков J

    Мы - взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

    Слайд 7

    Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!

    Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ!

    Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы расти каждую секунду. Причем не только в учебе, но и в поступках.

    Знакомство

    Сядьте, пожалуйста, за столик, который соответствует времени года рождения вашего ребенка (осень, зима, вечна, лето).

    Познакомьтесь друг с другом. (Расскажите о своем ребенке, в какой детский сад ходили, чем увлекается).

    ВЫСКАЖЕТЕ СВОЕ МНЕНИЕ

    Слайд 8

    На столе у вас листы с началом фразы. Посовещайтесь, выскажете свое мнение.

    Счастливая семья - это… Счастливые родители - это… Счастливые дети - это… Счастливый учитель - это…

    ЛАДОШКА

    На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь. Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе. Протяните мне руку помощи.

    Слайд 9

    Может вы могли бы мне посоветовать, как строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его больше.

    Может быть, вы посоветуете, как бороться с какими-то вредными привычками наших учеников.

    Может, вы предложите какие-то формы работы, направленные на объединение класса.

    Может, вы можете организовать какую-то интересную экскурсию или провести с детьми беседу воспитательного характера.

    Свой листок нужно подписать.

    ВЫБОР РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА

    В конце нашего собрания хочу, что бы вы дописали на этих листочках, кто готов взять на себя работу в родительском комитете.

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

    Ну, а теперь переходим к рабочим моментам.

      Сегодня мы начинает работать в условиях внедрения новых образовательных стандартов. ФГОС. « Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит, быть готовым всему научиться» Всем нам предстоит многому учиться.

      Главная задача Образовательной системы «Школа 2100», которая уже более 20 лет с успехом решается в школах, работающих по ее материалам, - помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.

      Все учебники ОС построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса" : учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.

      Знакомство с УМК. Список рабочих тетрадей , который необходимо приобрести.

      Режим работы нашей школы.

      В 1 классе дети учатся весь год с 1 смены.

      Первая неделя по 3 урока, до 10.25

      С октября начинается внеурочная деятельность 5 уроком . Посещение добровольное, до 12.05.

      Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями:

      Спортивно-оздоровительное направление "Здоровейка"

      Общекультурное направление "Мы дети природы"

      Духовно-нравственное "Фантазия"

      Общеинтеллектуальное направление "Я умею! Я могу!" (игровая деятельность, направленная на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, восприятия). "Занимательная информатика".

      Домашнее задание первое полугодие не задается.

      Безотметочное обучение в первом классе, словесная оценка работы, "смешные печати" и наклейки как положительные отметки.

      Рассаживание и пересаживание детей за парты по медицинским показаниям. "Карусель".

      Рассмотреть схему безопасного пути в школу (пройти с ребенком от дома или от остановки, зеленым карандашом нарисовать схему и приклеить ее на форзац букваря).

      Питание в столовой бесплатное (завтрак). Льготные категории граждан (многодетные семьи) - бесплатный обед после уроков. Необходим документ, подтверждающий льготу.

      Форма одежды первоклассника - деловой стиль одежды. Светлый верх, темный низ. Обувь, по возможности, со светлой подошвой. Значки с именами.

      Спортивная одежда - приносим с собой!

      Необходимые вещи в школу:

    1. < > - легкий, жесткая спинка.< > - шариковые ручки: синего и зеленого цвета, простой карандаш, ластик, линейка, цветные глеевые карандаши, цветные карандаши.

      Папка для уроков труда и ИЗО - альбом (2 шт.), цветная бумага, картон (цветной и белый), ножницы с закругленным концом, клей ПВА, клей карандаш, пластилин, клеенка, тряпочка; краски акварельные, набор кистей, баночка - непроливайка.

    2. Документы необходимые для поступления в школу:

      Копия свидетельства о рождении ребенка

      Копия паспорта одного родителя, страница с пропиской.

      Заявление о приеме в школу.

    3. Общие сведения о родителях (просьба, дать полную информацию)

      Сайт нашей школы

      Прошу вернуться к нашим-вашим ладошкам.

      Я думаю, Вы мне поможете ввести детей в огромное море знаний.

      РЕФЛЕКСИЯ

      Слайд 10

      У каждого на столе лежат 3 квадратика со смайликами (заготовки): J,L,K. Выберите, пожалуйста, тот вид смайлика, который передает Ваше настроение по поводу подобных форм наших встреч. Если вы считаете, что такая форма вам была интересна - J, если Вы не приемлете эту форму и она вам неинтересна - L, а если вам все равно - K. Если вам хочется что-то сказать мне, посоветовать, пожелать - на оборотной стороне (3мин) Голосование анонимное.

      Слайд 11

      Слайд 12

      Благодарю всех за участие. Желаю вам всего самого наилучшего!

      До новых встреч.

    Организационное родительское собрание

    Дата проведения: а вгуст .

    Форма проведения : беседа, диалог классного руководителя и ро­дителей учащихся 1 класса.

    Прод олжительность: 1- 1,5 часа.

    Цель: создать благоприятные условия для знакомства представи­ телей родительской группы друг с другом; ознакомить родителей уча­ щихся класса с условиями и режимом работы, а также с целями и задача­ ми общеобразовательного учрежден ия на предстоящий учебный год.

    Задачи :

    1. провести социологический опрос родителей учащихся с целью первого знакомства;

    2. ознакомить родителей учащихся с учеб­ ным расписанием, режимом и условиями работы школы;

    3. выбрать родительский комитет или другой совещательный орган класса;

    4. рас­планировать учебно-воспитательную работу на первую четверть.

    Подготовительный этап

      Подготовка приглашений для родителей 1 класса.

    Уважаемые мама и папа _____________________________, ученика 1- __ класса школы № 3имениа АИ Томилина ! Приглашаем вас на встречу родителей одноклассников вашего сына с классным руководителем Чернышовой Натальей Николаевной . Встреча состоится ___ сен­ тября в 18.00 в классном кабинете школы.

    Классный руководитель Чернышова Наталья Николаевн а

      Подготовить анкеты для родителей

      Проду­мать наглядное оформление кабинета в виде плакатов с высказыва­ниями выдающихся людей о воспитании, об отношениях взрослых и детей.

    «Терпение - пластырь на все раны».

    «Хороший пример - наилучшая проповедь».

    «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». (А.П. Чехов)

    «Нужно усилие для всякого воздержания, но из всех таких уси­лий самое трудное - это усилие воздержания языка. Оно же самое и нужное». (Л.Н. Толстой)

    Организационный этап

    Собрание начина ется со знакомства с классным руководите­лем.

    Слайд 1

    Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, пришедшие на нашу первую встречу!

    Сегодня мы становимся членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сегодня, а заканчивается через 11 лет. Столько мы будем вместе, а пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интересным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

    Как научиться преодолевать трудности, как научиться падать, набивая как можно меньше шишек, где получить консультацию, исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос – все это можно узнать у классного руководителя.

    Самопредставление учите ля.

    1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

    2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

    Самопредставление семей.

    1. Фамилия, имя, отчество родителей.

    2. Возраст родителей, день рождения семьи.

    3. Интересы, увлечения семьи.

    4. Традиции и обычаи семьи.

    Слайд 2

    Какими хотите видеть своих детей через 4 года?

    Каким хочет видеть государство выпускника начального звена школы?

    Слайд 3

    Выпускник начальной школы

      Любознательный, интересующийся, активно познающий мир.

      Владеющий основами умения учиться .

      Любящий родной край и свою страну.

      Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.

      Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

      Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера.

      Умеющий высказать свое мнение.

      Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

    Слайд 4

    ФГОС НОО

    Слайд 5

    Цель стандарта

    Слайд 6-8

    Результаты образования

    Слайд 9

    Учебный план на год

    Слайд 10

    Внеурочная деятельность

    Слайд 11

    Режим дня в школе

    Слайд 12 - 17

    Особенности организации обучения в адаптационный период

    Слайд 18 - 36

    Подготовка к школе

    Слайд 37 - 39

    Перечень вещей для школы (дети, класс)

    Слайд 40

    Что должно быть сдано родителями для школы (докуме нты)

    Информирование родителей учащихся:

    - Режим и условия работы, предпочитаемы е классным руководи­телем

    Р асписание уроков

    Н омера контактных телефонов администрации школы и классного руководителя.

    Слайд 41

    Проведение педагогического всеобуча для роди телей

    Р оль роди­ телей класса на предстоящий учебный год.

    Советы родителям первоклассников

    Учителя начальных классом хорошо знают, что первый год обучения в школе - боль­ шое испытание для первоклассника и его родителей. Успех на пути к обретению сво­ его мес та в жизни закладывается уже c пер­ вых школьных лет.

    Современная педагогика ориентирова­ на на то, чтобы ребенок научился учиться, постоян­ но стремился к получению новых зна­ ний.

    Для возникновения y ребенка стойкой мотивации - хочу учиться, хочу учиться хо рошо» - необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. Ребенок должен научиться говорить самому себе: «Я с могy это сделать».

    Первый класс - это новые условия жиз­ ни ребенка . Перемены нередко несут c собой сложнос­ ти, но боятьс я их не нужно: вовремя осоз­ нанные сложности - это половина успеха их преодоления.

    Родители должны внимательно следить за режимом детей, которым придется на учиться рано вставать. Не следует уклады­ вать детей спать позже 22 часов. Ни в ко­ем случае нельзя позволять засиживать­ ся около телевизора или компьютера. Следует c вечера научить ребёнка готовить одежду на утро и собирать портфель, ставить бу­ дильник c запасом времени, чтобы пробуж­ дение не было судорожным

    Ут­ ро - начало дня, и очень важно, чтобы оно прошло без напряжения.

    Ребенок приобретает в школе много но­ вых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство. Насколько ребенок будет собранным и успешным в учебной деятель­ ности, зависит от родителей. Я сформул и­ ровала несколько правил для родителей .

    Правило 1

    не опаздывать в школу и в присутствии ребенка уважительно отзы­ваться об учебном процессе.

    Правило 2 :

    рабочее место первокласс­ника должно быть удобным (мебель долж­ нa соответствовать его физиологическим параметрам). Когда ребенок приступает к выполнению каких-либо занятий, то на его столе должен быть рабочий порядок. Сначала его органи­ зуют родители, потом они делают это вмес­ те c ребенком, a затем ребенок научится на­ водить порядок сам.

    Правило 3 :

    след ует отводить на приго­ товление домашних заданий 1-1,5 часа.

    Ученик должен научиться рационально от­ носиться к собственному времени. Не стоит превращать подготовку домашних заданий в бесконечный процесс, изматывающий и первоклассника, и родителей.

    Правило 4:

    необходимо сочетать или че­ редовать различные виды деятельности младшего школьника , учитывая специфику материала и степень его сложности (игра, письмо, чтение, игра).

    Правило 5:

    каждый человек имеет пра­ во на ошибку.

    Если ребенок при выполне­ нии за дания допустил ошибку, важно уви­ деть и исправить её, но ни в коем случае не заставлять его переписывать все задание снова.

    Правило 6:

    все достижения ребенка нужно считать важными.

    Это придаст ему уверенности, повысит в его глазах значи­мость выполненной работы.

    Правило 7:

    родители должны стараться не д опускать невыгодных для ребенка срав­ нений с другими детьми, не должны стес­ няться говорить о его успехах и достоин­ ствах в присутствии других людей, особен­ но учителей и одноклассников. Обществен­ ное мнен ие и самооценка ребенка должны быть позитивными.

    Памятки для родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 – 4)

    Социологический опрос родителей

    На работу по заполнению анкеты отводится 20 минут.

    Анкета для родителей (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)

    Выбор родительского комитета

    Ознакомл ение с органами управления класса (родительское собрание и родительский комитет).

    Режим посещения родительских собраний.

    Подведение итогов родительского собрания

    Решение :

    1. Установить режим присутствия на классных родительских со­ браниях - 1 раз в учебн ую четверть. Время начала проведения родительского собрания - 18.00.

    2. Утвердить состав родительского комитета на 2012/2013 учебный год..

    3. Председателем родительского комитета класса избрать ________________________ .

    Приложение 1

    ПАМЯТКА

    для родителей

    "Организация учебного процесса в первом классе"

    Обучение детей в первом классе строится следующим образом:

      учебные занятия проводятся только в первую смену;

      пятидневная учебная неделя;

      в середине учебной недели один день - облегченный;

      в день не бол ее четырех уроков;

      продолжительность уроков - не более 35 минут первое полугодие, 45 минут второе полугодие;

      в середине учебного дня динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут;

      в первом полугодии "ступенчатый" режим обучения (в сентябре, октябре - 3 урока по 35 ми­ нут каждый (4 урок в нетрадиционной форме проведения); со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый, с 3 четверти – 4 урока по 45 минут);

      обучение без домашних заданий и проставления оценок;

      дополнительные недельные каник улы в середине третьей четверти.

    Приложение 2

    ПАМЯТКА

    для родителей

    "Предметы, необходимые для обучения в первом классе"

    Первокласснику понадобятся:

      Счетные палочки;

      Линейка (деревянная) 20-25 см; треугольник;

      2 пачки цветной бумаги;

      Набор цветного картона;

      5 тонких тетрадей в клеточку, 5 - в узкую линейку;

      ½ тетради в клетку (Тетрадь для печатания)

      Шариковые ручки;

      Простые карандаши, точилка;

      Цветные карандаши;

      упаковка акварельных красок (10-16 цветов),

      гуашь (6-9 цветов);

      набор к истей (средняя, тонкая, толстая) желательно из натуральных волос, плоская для клея;

      Клей ПВА, карандашный;

      2 альбома (толстые);

      Банка для воды (пластмассовая с крышкой)

      Резинка (белая, мягкая);

      Ножницы с закругленными концами;

      Обложки на книги и тетради;

      Иголки с большим ушком, нитки, кусочки ткани;

      Папка для уроков ИЗО и технологии;

      Клеенка (50-60 см) для уроков ИЗО и технологии;

      Файловая папка на 40 (60) листов для ПОРТФОЛИО;

      Фартук для уроков труда и ИЗО;

      Спортивная форма: трико, футболка, легкие кроссовки);

    Для класса

      Детские книги и энциклопедии (в хорошем состоянии)

      Детские игры

    Приложение 3

    ПАМЯТКА

    для родителей

    "Организация помощи первокласснику в учебе"

      Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и п ридерживался режима дня первоклассника.

      Не отчаивайтесь, если у него не сразу все получится так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в первом классе.

      Научитесь точно ставить перед ребенком учебную задачу, но не более одной, так как ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах, например: "Постарайся плавно соединить слоги в слова", "Попробуй аккуратно написать новую букву" и т. д.

      Для учебных тренировок очень важен положительный эмоциональный настрой, атмосфе­ ра успеха, в которой об язательно будет достигнут качественно новый результат.

      Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребенка, ведь он - личность. Личностно ориен­ тированный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает изучение его успехов и рос­та относительно самого себя. Поддержите ребенка в трудной ситуации словами: "Я уверена, что у тебя все получится".

      Организуйте действенную помощь первокласснику. Например, покажите ему, как аккурат­ но вырезать сигнальные карточки для работы в классе, которые помогут учителю своевременно предотвратить появление у вашего ребенка грубых ошибок при усвоении основных понятий по учебным предметам.

      Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.

    Приложение 4

    ПАМЯТКА

    для родителей

    "Организация рабочего места ученика"

      Купите первокласснику письменный стол, чтобы ребенок мог сам систематизировать и раз­ ложить учебные принадлежности, научиться поддерживать порядок на рабочем месте.

      Лучше, если освещение будет слева. Занавески нуж но отодвинуть в сторону, чтобы основ­ ной свет проникал через верхнюю треть окна.

      Можно купить первокласснику парту и стул с регулируемой высотой, а для школьных при­надлежностей - книжные полки.

      Приобретая мебель, обязательно учитывайте рост ребенка. При росте от 1 м 15 см до 1 м 30 см высота стола должна быть 52 см, а стула - 30 см. Важно, чтобы ноги ученика стояли на полу, спина прикасалась к спинке стула, а между крышкой парты и грудью ребенка могла пройти его ладонь.

    Приложение 5

    Анкета для родите лей

    Цель данного анкетирования – получить необходимую информацию, чтобы сделать школу более комфортной для Ваших детей. Просим Вас ответить на все вопросы анкеты. На предложенные вопросы нет правильных и неправильных ответов, есть Ваш опыт, и Ваше мнение. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

    1. Ваш ребёнок мальчик или девочка? ( подчеркнуть )

    мальчик

    девочка

    2. Посещал ли Ваш ребёнок детский сад? ( подчеркнуть )

    Не ходил в детский сад

    Ходил менее года

    1-2 года

    2-3 года

    3 и более

    3. Проходил ли Ваш р ебёнок подготовку к школе? ( подчеркнуть варианты )

    Нет, не проходил

    Да, в подготовительной группе детского сада

    Да, на подготовительных курсах в школе, в которой учится

    Да, на подготовительных курсах в другой школе

    Да, на занятиях с логопедом

    Да, на занятиях с репетитором

    Да, мы готовили его сами

    Другое

    4. В каком возрасте он пошёл в школу? (подчеркнуть)

    До 6 лет

    6-6,5 лет

    6,5-7 лет

    7-8 лет

    старше 8 лет

    5. Какие занятия Вы проводили с ребёнком по подготовке его к школе? ( подчеркнуть варианты )

    Читали книги

    Рассказывали истории

    Пели ему песни

    Играли с ним в игрушки с алфавитом (кубики)

    Играли с ним в игрушки со счётом (палочки)

    Учили, используя компьютер

    Смотрели учебные передачи, фильмы

    Играли в слова

    Читали надписи на этикетках, вывесках

    Считали сдачу в магазине, кафе

    Рисовали

    Лепили

    Играли в развивающие игры

    Занимались физической подготовкой

    Разговаривали о школе

    6. Как ваша семья относится к началу обучения ребёнка в школе? ( подчеркнуть варианты )

    Считает важным событием в жизни ребёнка, к которому готовил ись заранее

    Волнуемся, справится ли ребёнок

    Тревожимся, хорошо ли у него сложатся отношения с одноклассниками

    Волнуемся, что ему будет трудно правильно вести себя в классе

    Воспринимаем поступление в школу спокойно, без восторгов и тревог

    7. Кто в основном будет оказывать помощь в приготовлении уроков (не более двух ответов)?

    Мама

    Папа

    Другие родственники

    Должна помогать школа

    Если будет надо, наймём репетитора

    Другое______________________________________________________________

    8. На какие оценки Вы настраиваете ребёнка? (подчеркнуть)

    Конечно только на «5»

    Главное, чтобы учился без троек

    Отметки не главное, главное – знания

    Отметки не главное, главное – здоровье

    Другое___________________________________________

    9. Будет ли у Вашего ребёнка время на игрушки и игры? (подчеркнуть)

    Да

    Нет

    10. Изменилось ли поведение Вашего ребёнка с началом обучения? (подчеркнуть варианты)

    После школы нуждается в отдыхе

    С трудом стал засыпать вечером

    Сон стал беспокойным

    Просыпается с трудом утром

    Просыпается утром в плохом настроении

    После уроков сразу ложится спать

    Изменился аппетит

    После школы перевозбуждён

    Вечером с трудом засыпает

    Стали заметны навязчивые движения

    Тревожится о школьных делах

    Боится опоздать в школу и что-либо не сделать

    Появились жалобы на здоровье

    Стал капризничать

    Другое_______________________________________________________________

    11. Хотел ли ребёнок учиться, когда пошёл в школу? (подчеркнуть)

    Очень хотел

    Скорее хотел

    Скорее не хотел

    Не хотел

    12. В настоящее время как ребёнок ходит в школу? (подчеркнуть)

    С охотой

    Без особого желания, но спокойно

    Капризничает, ворчит

    Просит оставить дома

    Наотрез отказывается идти в школу

    В заключение несколько вопросов о Вас лично

    1. Есть ли у ребёнка постоянный режим дня ? (подчеркнуть)

    Да

    Нет

    2. Есть ли у ребёнка рабочее место? (подчеркнуть)

    Да

    Нет

    3. Есть ли дома детская библиотека? Сколько в ней книг (приблизительное количество).

    Да, в ней __________ книг.

    Нет

    4. Кто отвечал на вопросы

    Мать

    Отец

    Другой (указать кто) _____________________