Степан разин герой или разбойник. Народный мститель

Наверняка многие слышали об атамане Стеньке Разине. Был такой пират предводитель казаков, разбойничал на Волге.

Он грабил суда, убивал, резал и колол - да, было, было! Было кровопролитие, был разбой, было беззаконие.

Напоминает мне это Робина Гуда, только тот намного гуманней был. В принципе, действия Разина мало чем отличались от действий пиратов. Богатство, добыча, нажива, но Степан действительно не убивал зависимых людей, только бояр... Но все равно - убийства есть убийства.

Почему же его имя было так популярно в народе? Вообще, образ благородного разбойника сформировался сравнительно давно у разных народов. Беззаконие и преступность, граничащие с благородством и великодушием в некоторой степени, всегда привлекали людей.

Та же история и с пиратством и пиратами... Но не о них сейчас разговор, пираты разные бывают, я говорю о конкретном человеке - Разине.

Надо сказать несколько слов о его карьере в целом.

Степан Разин, когда брал в плен очередное судно, кричал "Сарынь на кичку!". Это означало, что разбойники предупреждают, что они нападут, и беднота должна была подняться на кичку (возвышенность на судне) и оставаться там во избежание жертв. То есть, Разин честно предупреждал, что будет грабить.

Степан Разин взял Астрахань, Саратов, Царицын и много других городов. Разбойник? Разбойник.

Но удача ему изменила под Симбирском - он был полностью разбит и спасся бегством. Разину еще удавалось бунтовать народ против властей, но не так как раньше. В чем же дело?

А дело в том, что его имя уже потеряло свое обаяние в народе. Он стал восприниматься не как вольный бунтарь, не как народный защитник, а просто как убийца и разбойник.

Пытался взять Черкасск, Самару и Саратов, но не удалось.

Кровавая у нас была история.

Действия Стеньки мало чем отличались, повторяюсь, от деяний классических пиратов. Только Волга мельче Карибского моря... Суть от этого не меняется.

Взять хотя бы случай с персидской княжной, попавшей к Разину в плен.

Как-то раз Степан крепко выпил и, встав на борт, сбросил свою прекрасную пленницу в воду, сказав:"Возьми, матушка-Волга! Много ты мне всего дала, а я тебя еще не поблагодарил!". Жестоко.

Многие знают эту легенду.

Однако Разина помнят именно "благородным разбойником". Почему? Наверно, потому, что такие люди нравятся своей неординарностью.

Кто-то может сказать, что Джек Воробей также неординарен и тоже нравится. Но, как всем известно, Джек - другой разговор, он не творил такие зверства, как Степан. И прекрасную персиянку в воду точно бросать не стал бы...

Итак, Степан Разин - личность противоречивая.

Да и вообще, наша история противоречива.

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин , также известный как Стенька Разин, — одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

В советской историографии Разин фигурировал как вождь крестьянской войны, борец за социальную справедливость против гнёта власть имущих. В ту пору имя Разина широко использовалось при наименовании улиц и площадей, а памятники бунтарю устанавливались наравне с другими героями революционной борьбы.

При этом историки советской поры старались не заострять внимание на чинимых атаманом грабежах, насилии и убийствах, поскольку в благородный образ народного героя это никак не вписывалось.

О молодых годах Степана Разина известно мало. Он был сыном беглого воронежского крестьянина Тимофея Рази, который нашёл убежище на Дону.

Такие, как Тимофей, вновь принятые казаки, не имеющие своего имущества, считались «голытьбой». Единственным надёжным источником дохода были походы на Волгу, где ватаги казаков грабили купеческие караваны. Подобный, откровенно криминальный, промысел поощрялся и более обеспеченными казаками, снабжавшими «голытьбу» всем необходимым, а взамен получавшими свою долю от добычи.

Власти на подобные вещи смотрели сквозь пальцы, как на неизбежное зло, отправляя войска в карательные экспедиции только в тех случаях, когда казаки окончательно теряли меру.

Тимофей Разя в подобных походах преуспел — обзавёлся не только имуществом, но и женой — взятой в плен турчанкой. Восточной женщине к насилию было не привыкать, и она смирилась со своей участью, родив мужу трёх сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Впрочем, возможно, мать-турчанка — это тоже лишь легенда.

Лаковая миниатюра «Степан Разин» на крышке палехской шкатулки, работа художника Д. Турина, 1934 год. Фото: РИА Новости

Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Картина «Стенька Разин», 1926 год. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Фото: РИА Новости

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

Вперёд «за зипунами»!

Спустя два года Степан Разин стал предводителем организованного им же самим большого «похода за зипунами» на нижнюю Волгу. Под своё начало ему удалось собрать целое войско в 2000 человек.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Шах быстро понял, что такие «гости» сулят разорение, и выслал навстречу войска. Сражение у персидского города Решта завершилось вничью, и стороны приступили к переговорам. Шахский представитель, опасаясь, что казаки действуют по воле русского царя, был готов отпустить их на все четыре стороны с добычей, лишь бы они как можно скорее убрались с персидской территории.

Но в разгар переговоров неожиданно появился русский посол с царской грамотой, в которой говорилось, что казаки — воры и смутьяны, и предлагалось их «смертию уморять без пощады».

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Весной 1669 года отряд Разина наводил ужас на купцов и состоятельных людей на каспийском побережье нынешней Туркмении, а к лету казаки-разбойники обосновались на Свином острове, неподалёку от современного Баку.

В июне 1669 года к Свиному острову подошло персидское войско на 50-70 судах общей численностью от 4 до 7 тысяч человек во главе с полководцем Мамед-ханом. Персы намеревались покончить с разбойниками.

Отряд Разина уступал и в численности, и в количестве и оснащении судов. Тем не менее из гордости казаки приняли решение не бежать, а принять бой, причём на воде.

«Степан Разин». 1918 год. Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фото: Public Domain

Затея эта представлялась отчаянной и безнадёжной, и Мамед-хан, предвкушая триумф, отдал приказ соединить свои суда железными цепями, взяв разинцев в глухое кольцо, чтобы никто не мог скрыться.

Степан Тимофеевич Разин, однако, был опытным командиром и ошибки противника использовал моментально. Казаки сосредоточили весь огонь на флагманском корабле персов, который загорелся и пошёл на дно. Соединённый цепями с соседними кораблями, он стал утаскивать за собой и их. Среди персов началась паника, а разинцы принялись громить вражеские корабли один за другим.

Дело закончилось полной катастрофой. Уйти удалось лишь трём судам персов, большая часть войска погибла. В плен к Разину попал сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда . По легенде, вместе с ним была захвачена и его сестра, ставшая наложницей атамана, а затем брошенная в «набежавшую волну».

На самом деле с княжной всё непросто. Хотя о её существовании и упоминали некоторые иностранные дипломаты, описывавшие похождения Разина, но достоверных доказательств нет. А вот принц был и писал слёзные челобитные с просьбой отпустить его домой. Но при всей свободе нравов в казачьей вольнице вряд ли атаман Разин сделал своей наложницей персидского принца, а не принцессу.

Несмотря на разгромную победу, было понятно, что дальше противостоять персам у разинцев сил не хватит. Они двинулись к Астрахани, но там их уже поджидали правительственные войска.

Казнь Степана Разина. Худ. С. Кириллов. Фото: Public Domain

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Весной 1670 года он вновь отправился на Волгу, теперь уже с откровенной целью — вешать воевод и дьяков, грабить и жечь богачей. Разин рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, призывая присоединяться к его походу. У атамана была политическая платформа — он заявлял, что не является противником царя Алексея Михайловича , а выступает против, как бы сейчас сказали, «партии жуликов и воров».

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского . 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

И здесь произошло то, что неоднократно повторялось в истории и что очень хорошо говорит о так называемой «казачьей солидарности». Домовитые казаки, до той поры помогавшие Разину и имевшие свою долю от добычи, боясь карательных мер со стороны царя, 13 апреля 1671 года захватили последнее убежище атамана и выдали его властям.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

За Разина отомстили стрельцы

Само восстание окончательно удалось подавить в конце 1671 года.

Власти, разумеется, хотели бы, чтобы о Стеньке Разине не осталось никакого напоминания, но уж больно масштабными получились события с его участием. Атаман ушёл в народную легенду, где ему списали бесчинства, беспорядочные связи с женщинами, грабежи и прочую уголовщину, оставив лишь образ народного мстителя, врага злодеев, стоящих у власти, защитника бедных и угнетённых.

В конце концов, смирился и правящий царский режим. Дошло до того, что первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» был посвящён именно Стеньке Разину. Правда, не его охоте на караваны и не убийствам царских слуг, а всё тому же эпохальному броску княжны в реку.

А что же воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, с опрометчивого приказа которого и началось превращения Степана Разина во «врага режима»?

Князь счастливо пережил устроенную Стенькой бурю, но, видимо, на роду ему не было написано умереть своей смертью. В мае 1682 года престарелого вельможу, которому стукнуло 80 лет, вместе с сыном убили взбунтовавшиеся в Москве стрельцы.

Степан Тимофеевич Разин (около 1630—1671) был знаменитым земляком Емельяна Пугачева (оба родились и выросли в Зимовейской казачьей станице). В народе он получил прозвище Стенька.

Разин ни за кого себя не выдавал и даже не имел четкой программы действий. Его с большим правом можно было бы назвать авантюристом и разбойником. Но в то же время Степан Разин стал предводителем крестьянской войны и возглавлял походы казаков. Он воевал с крымскими и турецкими феодалами, совершал набеги на волжские и яицкие земли и доходил даже до Персии. Во время боевых действий Степан, простой донской казак, проявил качества опытного военачальника и организатора.

Степан Разин был человеком смелым и волевым до жестокости. Служившие ему казаки, почитали и боялись своего предводителя. Обычно у него в отрядах насчитывалось большое количество людей: он легко привлекал их на свою сторону, особенно бедных казаков, которых манили перспективы легкой наживы. Сначала Разин был обычным казаком, но благодаря своим волевым качествам быстро стал атаманом. Среди его успешных «доразбойничьих» деяний нужно назвать, например, договор с калмыками. Степан Разин был послан казаками к калмыкам, чтобы уговорить их начать совместные набеги на татар, и блестяще выполнил задание. Побывал он и в Москве.

Приблизительно в 1667 году началась разбойничья карьера Степана Разина. Он собрал небольшой отряд, состоявший в основном из бедняков и разбойников, и отправился вдоль Дона, грабя и разоряя богатых казаков. Войско Разина промышляло не только разбоем, но и торговлей, покупая в основном порох и свинец на пули. Власти быстро взяли этот разбойничий отряд на заметку, но никаких конкретных действий против него почему-то не предпринимали. Удача пока благоволила к Степану Разину.

Отряд Разина насчитывал тысячу человек, то есть был не очень сильным. И тем не менее он одерживал удивительные победы. Например, однажды разинские разбойники напали на нижегородский караван с грузом хлеба, плывущий в Астрахань, который охранялся отрядом стрельцов, и все же с легкостью был взят разбойниками, причем стрельцы не оказывали особого сопротивления, как будто находились под гипнозом. С тех пор коренастый и широкоплечий Степан приобрел в народе славу былинного богатыря. Говорили, что его не берут пули, а окриком он останавливает корабли и одним только взглядом приводит в оцепенение солдат противника.

Без особого труда Степан Разин одержал еще несколько побед. У него было уже полторы тысячи человек и 35 кораблей-стругов. Он захватил городок Яик в устье реки Урал (тогда она тоже называлась Яик) и, обосновавшись там, стал оттуда производить разбойничьи набеги.

Что интересно, примерно через сто лет в том же Яике расположился еще один знаменитый казак, Емельян Пугачев. Таким образом городок дважды снискал себе дурную славу в глазах правительства. После казни Пугачева реку переименовали из Яика в Урал.

В Москве царское правительство с беспокойством следило за «подвигами» авантюриста, совершавшего плодотворные набеги на крымских татар и мусульманские корабли. Степан Разин стал известным атаманом, и все больше казаков стремились присоединиться к нему. Ни переговоры, ни послания царя никак не влияли на разбойников. На борьбу с ними направлялись карательные отряды, но Разин поступал просто: часть солдат он переманивал на свою сторону, а не покорившихся ему убивал. Войско Разина не несло при этом практически никаких потерь. Кроме всего прочего, в 1668 году к Стеньке пришло подкрепление: еще 700 донских казаков.

В конце года казаки потерпели крупное поражение в Персии. Разграбив и опустошив огромные территории, Степан Разин осмелел до того, что предложил персидскому шаху служить ему, донскому атаману. Правитель умышленно затягивал переговоры, а в это время жители Решта близ Ферабата тайно напали на разинское войско и перебили 400 человек. Казаки срочно отступили к Ферабату, а в следующем году отомстили за нападение. Сделав вид, что приехали для начала переговоров о торговых отношениях, они неожиданно напали на жителей, после чего разграбили туркменские поселения и разгромили персидский флот. Степан Разин захватил и сделал своей любовницей красавицу дочь персидского адмирала.

Затем последовало еще одно поражение. Войско Прозоровского, из которого Степан Разин в свое время переманивал солдат, одержало значительную победу над ним (в состав войска входило тысячи стрельцов и 36 судов). Впрочем, Разин отделался довольно легко: он только должен был возвратить все, что награбил у русских, поскольку нападения на татар и персов он объяснял как месть за их набеги. Атаман одарил воевод Прозоровского богатыми дарами, чем заслужил их полное снисхождение, а также пировал и пил с ними. Казаки, отдавшие большую часть своей добычи, все же могли позволить себе расплачиваться в кабаках жемчугом. Воеводы боялись, как бы стрельцы не перешли на сторону атамана Стеньки — строгого, но позволявшего делать своим воинам почти все, что им заблагорассудится.

Как раз в это время произошел эпизод, который впоследствии лег в основу народных песен, легенд и сказаний, а именно — Степан Разин выбросил за борт лодки прекрасную персиянку, дочь адмирала, или, как ее все называли, персидскую царевну (к сожалению, никто не знал ее имени). Скорее всего, дело было в том, что обладание такой красивой и знатной любовницей возбуждало зависть не только у стрельцов или гостей Стеньки, но и у его же соратников. Согласно легенде, атаман никому ничего объяснять не стал, а лишь сказал, что царевну он отдает Волге, дабы рассчитаться с ней за все то, чем река наградила его в походах. Поэтому он и жертвует ей свой лучший трофей. Возможно, все происходило не так, и это только народная молва. Во всяком случае, Степан Разин часто брал на себя обязанности судьи и позволял себе решать участь того или иного человека.

Стенька стал кочевым царем. Он не выполнял обещаний, данных при своем недавнем поражении, и держался так, будто города, через которые он проходил, принадлежали исключительно ему. В его распоряжении было около 2700 человек и всего 20 пушек (остальные Разину пришлось отдать Прозоровскому), однако он начал готовить планы новых набегов. При этом Степан Разин вел себя довольно сдержанно, местное население не грабил и не мешал торговым отношениям. Это действовало в его пользу: народные массы поддерживали Разина.

В 1670 году Стенька захватил Черкасск, взял бразды правления в свои руки и стал вводить новые порядки: в частности, учредил гражданский брак. Потом разорил несколько городов на Дону и вновь объединился со своим давним союзником Васькой Усом. В общей сложности их армии составили тысяч хорошо подготовленных и вооруженных бойцов. С такими силами Разин легко захватил Царицын, на который давно положил глаз, и зверски расправился с Тимофеем Тургеневым, воеводой этого города: Стенькины люди проволокли Тургенева по улицам города и утопили в Волге.

После этого у атамана начал формироваться план дальнейших действий, масштабный и довольно жестокий: поднимаясь вверх по Волге, захватывать города и расправляться с военачальниками, как с Тургеневым, бунтовать население и с таким подкреплением идти на Москву. В это время с двух сторон на Стенькину армию наступали Прозоровский и московские стрельцы. Разин выступил навстречу стрельцам, перебил огромное количество народа, а оставшиеся в живых очень удивились, узнав, что Степан Разин сражается не против царя, а против бояр (которые, по неподтвержденным сведениям, казнили одного из братьев Степана).Сдались Степану Разину и астраханские стрельцы. Его так соблазняла мысль захватить этот город, что он на время раздумал идти на Москву. После кровавой бойни Астрахань была взята, убиты Прозоровский и остальные пленники (насчитывалось не меньше 440 мертвых тел), а город разграблен. Разин установил свое правление и новые порядки. А порядки были жестокие — хуже, чем у спартанцев. Все население вывели на поле за городом для присяги, а тех, кто не захотел присягнуть новому «царю», убили или изувечили. Дочерей и вдов убитых астраханцев Степан выдавал замуж за своих казаков, после пыток убил старшего (шестнадцати лет) сына Прозоровского за то, что тот не хотел ответить, где хранились деньги его убитого отца.

Через какое-то время Степан Разин спохватился, что Москва, ослабленная поляками, может восстановить силы, и решил идти на столицу. Поход совершался на двухстах стругах; кроме того, по берегу только за ним следовали 2 тысячи казаков на конях. По пути Стенька покорил Самару и Саратов, а потом добрался и до Симбирска.

В Симбирске произошло одно из главных поражений Разина. У него были все шансы победить, если бы он оказался более опытным в тактике ведения осады. Войску Стеньки Разина противостояли два отряда, намного уступавшие ему по численности. Командовали ими Иван Ми- лославский и Георгий Барятинский, которым была выделена значительная сумма денег. Однако они присвоили себе большую часть денежных средств, добавив в списки несуществующих или умерших солдат. И если Барятинский продержался всего день, то Милославский — целый месяц. Пока Степан Разин вел осаду, подоспел Георгий Барятинский со вновь набранными отрядами, и Разин, дважды раненный, был вынужден бежать. Тем временем Милославский с Барятинским добили остатки разинской армии. Пленных утопили или разрубили на куски.

Но Степан Разин не собирался сдаваться. Помимо таланта предводителя, у него проявился еще и дар мистификатора. Среди его кораблей были два судна, к которым никто не допускался. Ходили слухи, будто там скрываются две высокопоставленные особы, а именно — патриарх Никон (патриарха в свое время низложили, и разинская политика якобы предусматривала мщение за позор Никона; на самом деле священник находился в Ферапонтовском монастыре) и царевич Алексей (к тому времени уже мертвый). Стенька и сам способствовал распространению таких ложных известий, и они доходили до самых широких масс. Помимо этого, уже поднималось народное восстание, поскольку повсюду разнеслась весть о том, что правительственные отряды отступают. Это было еще во время осады Симбирска, когда произошло первое поражение Барятинского.

Народ бунтовал, разбойничьи шайки и приверженцы нового «режима» Разина обнаруживались повсеместно. А Стенька достиг невиданной популярности, что неудивительно. То, о чем он говорил, весьма напоминало коммунистические идеи. Разин обещал уничтожить бюрократию, власть чиновников и царскую власть. Причем себя он не выдвигал на роль нового правителя, хотя во многих случаях фактически являлся таковым. Он хотел остаться казаком и установить всеобщее равенство.К повстанцам присоединялись городские бедняки, казаки, поволжские малые народы — мордва, чуваши, черемисы и другие. Симбирская, Пензенская и Тамбовская губернии были буквально охвачены пожарами восстания. Объявились самозванцы, выдававшие себя за царевича Алексея (например, казак Максим Осипов), которые сколачивали собственные отряды и жестоко карали тех, кто проявлял неповиновение. Разумеется, было много людей, желающих получить личную выгоду от этих народных волнений. Но в большинстве своем народ искренне верил в справедливость и силу массового восстания. Таким образом, Степан Разин невольно оказался зачинщиком и предводителем крестьянского бунта.

Наиболее крупным противником Степана Разина стал князь Георгий (Юрий) Долгорукий, прославленный полководец. Вскоре он одержал несколько больших побед над войсками повстанцев (в основном разбойников), и Стенька бежал в Самару. Но жители просто не пустили его в город, разочаровавшись в нем и утратив веру в сверхъестественные способности этого народного героя. То же самое случилось еще в нескольких городах, например, в Саратове. Долгорукий же беспощадно расправлялся с пленными. И вскоре Стенька, находившийся в полном смятении и потерявший всю свою армию и былую мощь, был схвачен солдатами.

Как это произошло, точно никто не знает. Но как бы то ни было, Степана Разина поймали и вместе с несколькими его сообщниками отвезли в Москву. В их числе был и брат Степана — Фрол, который всю дорогу жаловался и причитал, предчувствуя свою ужасную кончину. Степан, сохранявший достоинство и невозмутимость, утешал его тем, что им готовится великолепный прием. И действительно, в столице их встречали самые знатные вельможи. Вот только обстановка была не столь торжественной. Разина везли к месту его казни на телеге с виселицей.

Во время страшнейших пыток, которым подвергли Стеньку, он не проронил ни слова. Братьев Разиных приговорили к четвертованию (им должны были отрубить руки и ноги поочередно). Фрол же, когда пришла его очередь, крикнул: «Слово и дело!», тем самым давая знак, что он может сообщить некую ценную информацию. По-видимому, он на самом деле сказал что-то, поскольку его наказание ограничилось пожизненным заключением. Степан во время казни молчал, и только после того, как брат проявил малодушие, крикнул ему, уже изуродованный: «Молчи, собака!» Так, согласно легенде, закончил свои дни Разин. Впрочем, скорее всего, иначе и быть не могло. Подробности жизни и смерти отчаянного атамана оказались скрытыми в глубине веков...

Урок истории по теме:

«Степан Разин- герой или разбойник?»

Цели урока:

  • Обучающая: охарактеризовать личность Степана Разина, закрепить и углубить знания, полученные при изучении темы «Народные выступления в XVII веке».
  • Воспитывающая: формировать мыслящую и нравственную личность.
  • Методическая: создать условия на уроке для проявления аналитико-познавательной активности учащихся.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма урока: урок-исследование.

Основные понятия: крепостничество, крестьянская война, «соляной» бунт, «медный» бунт, старообрядцы, «прелестные письма».

Важнейшие даты: 1648- «соляной» бунт, 1662- «медный» бунт, 1667-1669- первый этап выступления отрядов Разина («поход за зипунами»), 1670-1671- второй этап выступления (крестьянская война под предводительством Степан Разина).

Выдающиеся личности: царь Алексей Михайлович, Степан Разин

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал.

Методические приёмы: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение в группах постоянного состава; сообщения учащихся, беседа с учащимися, рассказ учителя.

План урока:

  1. Причины народных выступлений в XVII веке. Крестьянская война под предводительством Степан Разина.
  2. Личность Степана Разина в литературе и истории.
  3. Степан Разин. герой или разбойник. Собственная оценка личности.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Итак, ребята, мы с вами изучили тему «Народные выступления в XVII веке».

  • Как назвали историки XVII век?
  • Почему этот период так называется?
  • Наш урок сегодня будет посвящен, наверное, самой известной личности «бунташного» века- атаману донских казаков.

Вступительное слово учителя на фоне слайда № 2 (№ 1-пустой):

Вот уже три с лишним века не ослабевает интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены многочисленные легенды, сказания, песни. Историки посвятили не один том исследованиям «бунта Стеньки Разина», а писатели, поэты, художники в своих произведениях пытались отразить мысли и чувства этого человека.

Сегодня мы совершим еще одно путешествие в прошлое нашей страны, попытаемся проникнуть в «загадочную русскую душу», понять, кто же он-

Степан Разин. Народный герой или разбойник?

и дать собственную оценку этому человеку.

  1. Актуализация изученного материала:
  1. Но прежде мы окунёмся в историю XVII века- века массовых выступлений против власти.
  • С именем какого царя связаны главные события «бунташного» века?

(слайд № 3)

  • Что же представляла из себя личность царя, каков был его характер?

Индивидуальное сообщение учащегося.

Царь вступил на престол «по приказу» своего отца и «по крестному целованию» людей Русского государства. Во главе России встал любознательный, приятный, благородный, однако неопытный правитель. Ему было 16 лет.

Современники искренне любили этого царя. Сама наружность Алексея говорила в его пользу и привлекала к нему. В его живых глазах светилась редкая доброта. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было приветливым, но в то же время важным.

Несмотря на внешнее добродушие, Алексей Михайлович порой гневался и бранился. Но всё-таки в глазах современников он был «тишайшим». Алексей Михайлович был очень религиозным человеком.

Были у него и недостатки. Он был безвольным и малодушным человеком, не знал радости в труде, зачастую за него правили приближенные. При таких качествах царь не мог быть борцом и реформатором.

  1. Итак, царя прозвали «тишайшим». Почему же при таком мягком и добром царе происходили народные волнения? Давайте вспомним причины этих волнений с помощью теста.

Слайд № 4 –тест

КРЕПОСТНИЧЕСТВО - определение

  • Какие причины народных волнений не прозвучали?

Слайды 5-6 (иллюстрации- в качестве подсказки)

  1. Итак, по названным причинам начинаются выступления против власти, в которых участвовало не только крестьянство, но и горожане, низшие слои духовенства и казаки. Давайте вспомним наиболее серьезные выступления.

Слайды № 7-9 (по датам и иллюстрациям учащиеся определяют события)

СТАРООБРЯДЦЫ - определение

Слайд № 10

  1. Несомненно, самым крупным народным выступлением XVII века стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Тимофеевича Разина. Что нам известно о Степане?

Краткая характеристика С.Разина дается одним из учащихся (в соответствии с учебником, стр.64), слайд № 18

Степан Тимофеевич Разин (1630-1671) родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону.
Современники отмечали, что Степан обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар и турок в 1661-1663 годах. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами. Будучи сторонником казачьей вольницы, Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, которую ввел Алексей Михайлович.

Мы видим, что Разин был умным, сильным, хорошим дипломатом. Прежде чем дать собственную оценку атаману, давайте обратимся к ходу восстания и его итогам.

  1. Отношения казачества и власти еще со времён смуты были напряженными. На Дон издавна стекались недовольные из центральных областей (у казаков существовало негласное правило: «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим хозяевам). К тому же казаки жили за счет военной добычи и часто занимались грабежами. (Слайд № 11) Один из таких походов 1667 году совершил и Степан Разин. Я предлагаю вам вспомнить географию похода и его итоги.

Работа с анимированной картой, рассказ учащегося (Слайд № 12)

Первый этап выступления отрядов Разина (1667-1669) обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших за добычей. Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России – Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке.

  • «Поход за зипунами» можно назвать выступлением против власти? (нет- потому что это был поход за добычей, да- потому что это была форма социального протеста)
  1. «Поход за зипунами» сделал атамана очень популярной фигурой в народе. Почувствовав силу, Степан заявил о походе на Москву, где обещал «всех князей и бояр… побить». С этого времени выступление Разина называют крестьянской войной.

Слайд № 13

  • Что такое крестьянская война? Чем она отличается от городского бунта? (масштабы)

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА – определение

  • Как удалось Разину повести за собой такие массы народа?
  1. Слово учителя (добавляя выступления): Казаки повсюду рассылали «прелестные письма», призывая в свои ряды народ . Давайте прочитаем отрывок из «Прелестных писем».

Слайд № 14 (учащиеся читают, отвечают на вопросы):

  • Почему документ так называется?
  • К кому он был обращен?

Давайте рассмотрим ход войны и её итоги.

Работа с анимированной картой, рассказ учащегося о втором этапе восстания. Слайд № 15

Весной 1670 восставшие захватили Царицын и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. На сторону Разина перешло население многих городов: Саратова, Самары и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т. е. свободным человеком).
В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь
Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших 6 июня 1671 года был четвертован на Красной площади в Москве.
Восстание было жестоко подавлено. Всего было казнено около 100 тысяч человек

Итак, восстание потерпело поражение.

Слайд № 16

  • Почему казачья верхушка выдала Степана властям?
  • Почему восстание было обречено на неудачу? (отметить разногласия в планах и интересах разных групп казачества- более зажиточного и бедного).

Слайд № 17,18 (с музыкой)

Казачий атаман после зверских пыток по приказу Алексея Михайловича был казнён, но на долгие годы оставил о себе споры в обществе.

Слайд № 19

  1. Личность Степана Разина.
  1. Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к этому человеку. Споры о нём не утихают до сих пор. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, защитник обездоленных, пострадавший за народ. В глазах других- бандит, разбойник, безнравственный и жестокий человек. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня на уроке. Интерес к личности Разина нашел отражение в литературе. О нем писали романы Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю», Алексей Чапыгин «Разин Степан», Степан Злобин «Степан Разин» и др. А.С. Пушкин раскрывает образ атамана в «Песнях о Стеньке Разине»

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синем у:

« Молодец удалой , ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян ,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото
,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».

  • Как характеризует Стеньку Пушкин?
  1. Во время похода на Каспий Степан Разин похитил княжну, имени которой история не сохранила. Судьбу прекрасной персиянки описал прибывший в это время в Астрахань искатель приключений голландец Ян Стрюйс в своей книге “Три путешествия”: “Мы нашли его на реке в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса… Будучи сильно пьян, он облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: “Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе”. Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду”.

Этот эпизод нашел отражение в народных песнях, в стихах А.С.Пушкина, в кинофильмах об атамане. Один из кинофильмов был снят ещё в 1908 году. Кадр из этого фильма мы сейчас увидим.

Слайд № 20

  • Какие чувства вызвал у вас поступок атамана?
  • Почему он так поступил?
  • Это поступок героя или разбойника?
  1. Много песен сложил о Разине народ. (На фоне слайда № 21) - Слова одной из самых известных «Из-за острова на стрежень» были написаны в XIX веке самарским поэтом Дмитрием Садовниковым. Давайте сейчас закроем глаза, и, слушая отрывок из песни, попробуем представить образ атамана.

Слайд № 21 (песня)

  • Каким представился вам Степан Разин?

Давайте послушаем отрывок из народной песни, который подготовила Агеева К.

Ученик читает наизусть отрывок:

Ты взойди, взойди, солнце красное,
Над горой взойди, над высокою.
Обогрей ты нас, людей бедных,
Людей бедных - солдат беглых...
Да не воры мы, не разбойнички.
Добры молодцы все охотнички,
Стеньки Разина мы работнички...

  • Как относится к Степану народ?
  • Как вы думаете, почему Степан Разин стал любимым народным героем?
  1. Слово учителя:

Литературные произведения более судят Степана не с исторической, а с этической стороны. Пушкин увлеченно назвал Разина «Единственным поэтическим лицом русской истории». В народных сказаниях он- почти былинный герой, в которых зачастую даже Илья Муромец представляется лишь есаулом Разина. А сейчас мы обратимся к трактовке образа Разина, данной профессиональными историками.

Проблемное задание:

Вам предстоит работа в группах. Знакомясь с фрагментами исторических трудов Сергея Михайловича Соловьёва, Сергея Фёдоровича Платонова, Николая Ивановича Костомарова, вы должны выделить основные подходы историка в оценке личности Разина и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами.

Информация для учителя. В условиях групповой работы учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и отдельных учащихся. При групповой форме обучения возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес.

Слово учителя.

Для подготовки к выступлению у вас имеется несколько минут. В это время будет звучать песня «Есть на Волге утёс», посвящённая Степану Разину. Вслушайтесь в музыку, возможно и она поможет вам выразить своё отношение к атаману.

(включается запись) Слайд № 22

  1. Выступление представителей групп, высказывание и аргументирование собственных оценок, выполнение проблемного задания (внимательно выслушав рассказчика, ребята добавляют незамеченные детали и делают вывод, отвечая на итоговый вопрос).

Стеньку Разина далеко не всегда и далеко не все считали народным героем. Многие, напротив, считали и считают его разбойником, душегубом. Да и можно ли считать «народным героем» человека, который пытался разрушить Русское государство?

…Предводитель крестьянского и казачьего восстания донской казак Степан Разин в 1670 году объявил себя врагом всей государственной власти. Воевод, дьяков, представителей Церкви в захваченных ими городах убивали, канцелярские бумаги сжигали, устанавливали свое правление. Разин взял Астрахань, Царицын, Саратов и Самару. При осаде Симбирска войска законного русского Царя Алексея Михайловича нанесли бунтовщикам жестокое поражение, сам предводитель был ранен, вывезен на Дон. Там он был захвачен самими же казаками и выдан царским воеводам. Оттуда был препровожден в Москву и 6 июня 1671 года четвертован на эшафоте на Болотной площади (той самой площади, которая в наши дни обрела всероссийскую печальную известность из-за митингов либеральной оппозиции, видимо, наследников разрушительного для государства дела Стеньки Разина).

Весной 1669 года в сражении у Свиного острова на Каспии Степан Разин захватил дочь командующего персидским флотом Мамед-хана и ее брата, перед этим обманным путем заманил хана на переговоры и сам отрубил ему голову. После этого, по некоторым свидетельствам, разинцы захватили Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город, увели с собой более восьмисот женщин и после трехнедельной оргии всех их уничтожили.

Давайте откинем романтический флер: бандит взял двенадцатилетнюю княжну, убил ее родных, изнасиловал ее и выбросил в Волгу на глазах ее маленького брата. Для любого нормального человека ясно, что убийство девушки, почти ребёнка, которую пред этим «герой» обесчестил и насильно взял в любовницы, - гнусное, низкое преступление.

Самая знаменитая песня про Разина и княжну, которую ошибочно считают «народной», известная по первой строчке как «Из-за острова на стрежень», написана поэтом Д.Н. Садовниковым в 1883 году. Авторское название песни раскрывает ее жуткий языческий смысл: «Жертва Волге».

Вот они - человеческие жертвоприношения язычников!!!
Нет, не случайно язычники-сатанисты прославляют убийцу и разбойника, язычника Стеньку Разина!

Большинство "народных" песен были сложены во время революции и гражданской войны. Именно тогда были нужны подобные жестокие и беспощадные, кровавые "герои", чтобы воспроизводить все эти злодейства в более страшных масштабах. Ещё через сто лет это повторится на Украине и в Одессе.

И в наше время, т.н. родноверы, захлёбываясь от восторга, воспевают свирепость разбойников и их предводителя, жестокие казни невинных людей, сожжённые колокольни, с которых сбрасывали православных священников.
Т.н. родновры провозглашают Стеньку Разина своим героем и, чуть ли ни открыто, призывают следовать его примеру.

Нужно не воспевать, а обличать и с корнем вырывать эти ядовитые ростки ненависти, жестокости и пренебрежение человеческой жизнью, ибо это не совместимо с элементарной человечностью.

Мужики, доверчиво внимая,
Верили тому, что говорил Степан…
Дом, семью и землю покидая,
Шли в разбойники, где был их атаман...

Упиваясь кровушкой и властью,
Презирая веру и людей,
Обещал он волюшку и счастье,
Но держал их за рабов и за «зверей».

Сколько душ, лукаво соблазнённых
и замученных – не вспомнить и не счесть?!
Сколько им безжалостно казнённых!
Не щадил он тех, в ком – вера, честь...

Был разбойником, разбойником остался,
жаждал власти и могущества царей,
и кому б героем ни казался,
был и есть он – душегуб, злодей.

Использованы материалы статьи Людмилы Белкиной
http://благовестсамара.рф/-public_page_19199