Thread творчество юлии друниной. Друнина, юлия владимировна

Друнина Юлия Владимировна - российская поэтесса, которая на протяжении всей творческой деятельности пронесла тему войны в своих произведениях. Родилась в 1924 году. Участвовала в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Некоторое время являлась депутатом Верховного Совета СССР. Умерла в 1991 году.

Безусловно, сухих фактов недостаточно для того, чтобы понять, что это за женщина - Юлия Друнина. Биография ее полна трагических историй, а о последней любви до сих пор слагают стихи и снимают фильмы. Поэтому обо всем по порядку.

Детство

10 мая 1924 года в московском родильном доме на свет появилась девочка, которую назвали Юлия. Родилась она в отец преподавал историю в московской школе, а мама работала там же библиотекарем. Жили крайне бедно, ютились в небольшой коммунальной комнате.

Несмотря ни на что, отец с детства прививал Юле любовь к книгам, к чтению. Любимыми авторами уже в раннее время были французский писатель и советская писательница В их книгах, в отличие от классиков, которые настоятельно к прочтению рекомендовал отец, очень ярко, очень красочно, правдиво и жизненно описаны многие человеческие эмоции - страх и отвага, любовь и ненависть, разлука, предательство и многие другие.

Юлия, как и многие подростки, верила, что в жизни нет ничего невозможного, что жизнь дана для того, чтобы изведать все неизведанное и разгадать все неразгаданное - к этому на протяжении всей жизни тянулась Друнина. Стихи начала писать еще в раннем детстве. Уже в 1930 году, когда ей было 6 лет, она подготовила стихотворение, с которым выиграла в конкурсе, посвященном Гражданской войне.

"Мы рядом за школьной партой сидели..."

Это было первое стихотворение Друниной, которое опубликовали в «Учительской газете», а также прочитали по радио. В успех дочери родители не верили. Отец, Владимир Друнин, сам пробовал себя в этой деятельности, написал несколько произведений, но больших успехов не достиг. За время учебы стихи Друниной не раз публиковали в школьной стенгазете. В это время в основном Юлия Друнина стихи о любви писала, с красивыми историями, с рыцарями, с принцами, но нередко бралась за темы и заметки, необходимые для школьных мероприятий. Со временем слава поэтессы закрепилась за девочкой, и терять ее Юлии абсолютно не хотелось. Так, год за годом шли школьные будни, а потом внезапно грянула война. Огромное испытание прошла Юлия Друнина. Биография ее пополнилась новыми интересными фактами, героическими поступками, медалями, орденами.

Юность и война

22 июня 1941 года тысячи юношей и девушек прощались со школой и встречали школьной компанией рассвет, в их числе была и Юлия. Никто не мог даже предположить, что это утро станет роковым для всего советского народа. В 5 утра раздались первые взрывы, по радио зазвучали объявления о внезапном наступлении войск. Моментально начался массовый призыв в ряды советской армии.

Юлия Друнина, как и многие девушки того времени, в первых рядах записалась добровольцем на фронт. Молодую девушку изначально не пускали к местам боевых действий. Находясь в тылу, она прошла курсы медсестер. Некоторое время работала в Районном обществе Красного Креста.

В конце лета 1941 года немецкие войска начали активное наступление на Москву, Друнина была отправлена в район города Можайска для возведения оборонительных укрытий. Здесь во время нападения с воздуха ее отбросило от своей команды, и она «прибилась» к группе молодых бойцов, которым нужна была санитарка. Именно в этот период Юлия в первый раз по-настоящему влюбляется. До сих пор неизвестно ни имя, ни отчество этого человека. Во всех произведениях он просто был Комбат. Долгое время писала Юлия Друнина стихи о любви к нему, о его героических поступках и стальном характере. К сожалению, их знакомство было очень коротким. Командир батальона и еще два солдата подорвались на мине, сама же Юлия была серьезно оглушена.

В том же 1941, когда Друнина наконец-то вновь оказалась в родной Москве, ее вместе со всей семьей отправили в Сибирь. Юлия не хотела отсиживаться в тылу, но все-таки поехала. Причина была веская: здоровье отца, который еще в самом начале войны пережил инсульт. В 1942 года, после второго, Владимир Друнин скончался на руках у дочери. После похорон Юлия Друнина приняла решение уехать в Хабаровск и вновь выйти на линию фронта.

В Хабаровске она поступила в Школу младших авиационных специалистов. Учеба давалась тяжело. Вскоре стало известно о том, что девушек, закончивших учебу, не допустят к бою, а сформируют лишь запасной женский полк. Не готова была к этому Юлия Друнина. Биография, связанная с войной, на этом не заканчивается лишь потому, что в свое время она окончила курсы медицинских сестер. Решением верховнокомандующего было принято девушек-санитарок отправить к местам сражений. Так она попала во второй Белорусский фронт, в санитарное управление.

Знакомство с Зинкой

В это время происходит встреча двух девушек-медсестричек, которых связала дружба в тяжелое время войны. Зинаида Самсонова - старший сержант медицинской службы. Она не только бесстрашно выносила с поля боя раненых солдат, но и умело пользовалась пулеметами и гранатами. За все время, проведенное на войне, ее руками было спасено более пятидесяти советских бойцов и убито десяток немецких. Но 27 января 1944 года, во время наступления в Гомельской области, при попытке вытащить на себе раненого бойца она была убита пулей немецкого снайпера. Ей было всего 19 лет. Не могла остаться равнодушной к этому поэтесса. «Зинка» Юлии Друниной - одно из самых популярных в настоящее время стихотворений, в нем есть строки о гибели подруги, отважной девушки Зинаиды Самсоновой:

"Зинка нас повела в атаку...

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?"

Тяжелое ранение Юлии Друниной

В 1943 году в бою Юлия была ранена: отскочивший от снаряда осколок вошел в шею, чудом не задев сонную артерию, до которой оставалось каких-то 5 мм. Юлия, как сильный боец, не придала должного значение ранению. Решив, что это просто царапина, она замотала бинтом шею и продолжила нести службу в качестве санитарной сестры. Никому не сказав ничего (да и не до этого тогда было), она день за днем спасала бойцов, выносила на себе с боев, со сражений. Но однажды Друнина потеряла сознание - в себя пришла только на больничной койке.

Вернуться с госпиталя в строй уже не довелось. Она была на некоторое время комиссована по состоянию здоровья. Вернувшись в Москву, решив продолжить учебу, подает документы в но мысли о возвращении в строй не отгоняет от себя Друнина. Стихи, по стечению обстоятельств, не прошли этап отбора. Девушка вновь возвращается на фронт. В этот раз ее определили в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. В 1944 году во время одного из боев она была контужена. Так закончилась ее военная служба.

За эти годы она получила звание старшины медицинской службы, награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Оставила война отпечаток и на творчестве. За эти годы Юлия Друнина стихи о войне и смерти писала каждую свободную минуту. Многие из них вошли в сборники военных произведений.

Послевоенная жизнь

В 1944 году Друнина решает все-таки посещать занятия в Литературном институте. Причем в этот раз она приступает к учебе в середине года и без вступительных экзаменов. Отказать ей никто не смеет. Посещает занятия в бушлате и Пишет Юлия Друнина стихи о войне, в которых каждая строчка пронизана горем, подвигами и отвагой. В издательства свои сборники не носила, лишь изредка просила кого-нибудь из друзей захватить и ее произведения тоже. Возможно, поэтому слава поэта к ней пришла лишь после смерти.

Семья

Среди своих одногруппников она встречает молодого парня по имени Николай, который так же, как и она, признан негодным к несению военной службы. Некоторое время пара встречается, а вскоре они регистрируют свой брак.

В 1946 в семье рождается ребенок - дочь Юлии Друниной и Николая Старшинова. Хлопоты с маленьким ребенком отнимали много времени. Сил у молодой мамы не оставалось ни на учебу, ни на стихи. Денег в доме не водилось, да и Юлия не умела вести хозяйство: ей плохо удавался даже элементарный ужин.

Николай Старшинов спустя долгое время делился воспоминаниями о кулинарных способностях своей супруги: «Однажды, - говорил он - она накормила меня супом, который был довольно сильно пересолен и имел странный цвет. Только после развода Юлия призналась мне, что это были ошметки от картошки в мундире, сваренной ее матерью. Признаюсь, что вкуснее супа я не ел».

Николай и Юлия развелись в 1960 году.

Последняя любовь

Еще будучи в браке, Юлия знакомится со сценаристом Алексеем Каплером. Любовь между ними вспыхнула практически сразу, но Друнина на протяжении шести лет борется с этим чувством, пытаясь сохранить семью. Все же любовь оказалась сильнее. Почти двадцать лет душа в душу прожили Юлия и Алексей, не были помехой ни разница в возрасте, ни тяжелая судьба русской женщины.

Теперь Юлия Друнина стихи о любви посвящала лишь ему - Алексею Каплеру. В 1979 году, не сумев победив тяжелую стадию онкологии, супруг умирает. Для Юлии это стало невосполнимой утратой. Жить без него она так и не научилась.

Смерть Юлии Друниной

Еще некоторое время советская женщина, великая поэтесса пыталась вернуться к полноценной жизни, но это оказалось невозможным. Боец по жизни, Юлия Друнина творчество из себя отпустить не смогла, а жить и видеть, как рушится страна, стало невозможным.

Пробовала свои силы в политике, пытаясь отстоять права участников Великой Отечественной войны, права людей, вернувшихся с войны в Афганистане. Но ничего из этого не получилось. Так не найдя смысла в жизни, она решает покончить с собой.

20 ноября 1991 ее тело нашли в гараже собственного дома: она задохнулась выхлопными газами автомобиля. Ее первый муж среди причин, которые толкнули Юлию Друнину на такой отчаянный шаг, называл и то, что она никак не хотела стареть. Ее пугала старость и беспомощность. Юлия хотела оставаться всегда молодой, но болезни и возраст, к сожалению, не позволяли это сделать. Так закончила свою жизнь великая поэтесса военного времени Друнина Юлия Владимировна. Похоронена она рядом с Алексеем Каплером на Старокрымском кладбище.

Последнее стихотворение

"Ухожу, нету сил. Лишь издали

(Всё ж крещёная!) помолюсь

За таких вот, как вы, — за избранных

Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть!"

В последнем своем произведении она назвала истинную причину своей смерти. А некоторое время спустя СССР был окончательно развален.

Юлия Друнина... Биография этой женщины не оставит никого равнодушным. Одни осуждают ее за уход из жизни, другие с пониманием относятся к этому решению, но все признают, что она ушла, оставив часть души в своих стихах.

Самые популярные произведения: "Качается рожь несжатая", "Не встречайтесь с первою любовью", "Зинка" Юлии Друниной. Их до сих пор читают наизусть школьники и взрослые ребята, что подтверждает тот факт, что не даром прожита жизнь военной женщины, знаменитой поэтессы.

Произведения на сайте Lib.ru

Ю́лия Влади́мировна Дру́нина (10 мая - 21 ноября ) - русская советская поэтесса. Секретарь СП СССР и СП РСФСР . Народный депутат СССР .

Биография

В школьные годы я была, так сказать жрицей чистого искусства. Писала только о любви, преимущественно неземной, о природе, конечно экзотической, хотя не выезжала никуда дальше дачного Подмосковья. Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами - коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина. Всё это мирно сосуществовало в этих ужасных виршах. Мы пришли на фронт прямо из детства. Из стихов моих сразу как ветром выдуло и цыганок, и ковбоев, и пампасы с лампасами, и прекрасных дам.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Учеба в школе стала для Друниной очередным кошмаром - очень «социально неоднородный» коллектив ее окружал, да и техническая наука давалась с трудом. Через некоторое время девушкам – младшим авиаспециалистам объявили, что их вместо отправки в боевые части переводят в женский запасной полк. Перспектива оказаться вдали от фронта казалась для Друниной ужасной. Узнав о том, что девушек-медиков, в порядке исключения, все-таки направят в действующую армию, она спешно нашла свое свидетельство об окончании курсов медсестер и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.

По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений "Зинка".

В 1943 Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошел в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьезности ранения она просто замотала шею бинтами и продолжала работать – спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти. В госпитале, в 1943 году, она написала свое первое стихотворение о войне, которое вошло во все антологии военной поэзии:

Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

После излечения Друнина была признана инвалидом и комиссована. Вернулась в Москву. Попыталась поступить в , но неудачно - ее стихи были признаны незрелыми. Не попав в институт, оставаться, в Москве Юля не захотела и решила вернуться на фронт. К счастью, ее признали годной к строевой службе.

Друнина попала в 1038-й самоходный артиллерийский полк 3-го Прибалтийского фронта. Воевала в Псковской области , затем в Прибалтике . В одном из боев была контужена и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы. Закончила войну в звании старшины медицинской службы. За боевые отличия была награждена орденом Красной звезды и медалью "За отвагу".

Пережитое на войне стало отправной точкой в развитии поэтического мировосприятия Друниной и сквозной темой ее творчества.

До сих пор не совсем понимаю,
Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! - Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.

В декабре 1944 года Юлия Друнина снова возвращается в Москву. Несмотря на то, что шла уже середина учебного года, она сразу же пришла в Литературный институт, и стала посещать занятия первого курса. Выгнать инвалида войны никто не решился.

В Литературном институте в конце 1944 года Юлия Друнина познакомилась со своим однокурсником, фронтовиком, комиссованным по ранению, и начинающим поэтом Николаем Старшиновым . Вскоре они поженились. В 1946 году родилась дочь Елена. Из-за замужества и рождения дочери Юлия пропустила несколько лет учебы в институте и закончила его только в 1952 году . Стихов в тот период не писала. Молодая семья ютилась в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь. В 1960 Друнина и Старшинов расстались.

В начале 1945 года в журнале «Знамя » была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году - стихи «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в Первом Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. В 1948 году вышла первая книга стихов Юлии Друниной «В солдатской шинели».

В последующие годы сборники выходили один за другим: в 1955 год - сборник «Разговор с сердцем», в 1958 году - «Ветер с фронта», в 1960 году - «Современники», в 1963 году - «Тревога» и другие сборники. В 1967 году Друнина побывала в Германии , в Западном Берлине . Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

В 1970-е годы выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом не из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году - «Бабье лето», в 1983 году - «Солнце - на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной - повесть «Алиска» (1973), автобиографическая повесть «С тех вершин…» (1979), публицистика.

В 1954 Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она познакомилась с известным киносценаристом Алексеем Яковлевичем Каплером. Любовь вспыхнула сразу, но еще шесть лет Юлия боролась с этим чувством, сохраняя верность мужу, пытаясь сохранить семью. В 1960 году Друнина все-таки рассталась с Николаем Старшиновым и, забрав с собой дочку, ушла к Каплеру, который также развелся. Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Юлия посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов – хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чем бы то ни было другом. Смерть Каплера в 1979 году так и осталась для Друниной невосполнимой утратой.

С большими надеждами на лучшее будущее Юлия Друнина восприняла перестройку конца 1980-х. В 1990 году стала депутатом Верховного Совета СССР, много выступала в периодической печати не только со стихами, но и с публицистическими статьями, в которых с тревогой писала о том, как неоднозначно проходит перестройка, как у многих людей происходит девальвация высоко ценимых ею моральных и гражданских ценностей. На вопрос, зачем она баллотировалась в депутаты, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию , интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане ». Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса. Трагически был воспринят Юлией Владимировной развал СССР.

Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой 20 ноября 1991 года . Основной причиной самоубийства, судя по всему, послужило личные утраты (смерть второго супруга, известного кинорежиссера А.Каплера) и крушение общественных идеалов. В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, Друнина так описывала свои переживания: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»

Ухожу, нету сил. Лишь издали
(Всё ж крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, - за избранных
Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!

Вспоминает Л. И. Грач : «Она, как и многие в те дни, не смогла смириться с происходящим. Открыла в своём гараже, где у неё стоял „москвич“, выхлопную трубу и задохнулась. Нашли её предсмертную записку, где она просила похоронить её возле мужа, известного драматурга Алексея Каплера. В своё время Друнина и Каплер отдыхали в Коктебеле и ходили по 25 километров в Старый Крым . Наверное, поэтому Друнина похоронила его на Старокрымском кладбище» .

На входной двери дачи (где в гараже она отравилась выхлопными газами автомобиля) Юлия Владимировна оставила записку, обращенную к зятю: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж».

Семья

  • Первый муж - Н. К. Старшинов . Брак распался в 1960 году .
  • Дочь Елена от первого брака.
  • Второй муж - А. Я. Каплер

Награды и премии

  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1975) - за книгу стихов «Не бывает любви несчастливой» (1973)
  • Орден Отечественной войны 1 степени (1985)
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Крымские астрономы Николай и Людмила Черных 8 октября 1969 года открыли новую малую планету , получившую порядковый номер 3804, и назвали её в честь Юлии Друниной.
  • Александра Пахмутова написала песни на стихи Юлии Друниной «Походная кавалерийская» и «Ты - рядом» .
  • Российская трэш-метал -группа Железный поток написала на стихи Юлии Друниной песни «Человек» и «Волки» .

Библиография

  • А люблю я, как любят поэты. - Эксмо, 2006. - ISBN 5-699-18127-X
  • Не бывает любви несчастливой. - Эксмо, 2005. - ISBN 5-699-07657-3
  • Есть время любить. - Эксмо, 2004. - ISBN 5-699-06272-6
  • Память сердца. Стихотворения. - Эксмо-Пресс, 2002. - ISBN 5-04-009206-7
  • Неповторимый звёздный час. - Эксмо-Пресс, 2000. - ISBN 5-04-004803-8
  • Мир до невозможности запутан. Стихотворения и поэмы. - Москва: Русская книга, 1997.
  • Юлия Друнина. Избранное. В двух томах. - Художественная литература, 1981.

Примечания

Источники

  • Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. - Москва, 2000.
  • Старшинов Н. К.

Юлия Владимировна Друнина (10 мая 1924 – 21 ноября 1991) – советская поэтесса, обладательница множества военных наград, а также Народный депутат СССР.

Детство

Юлия Владимировна родилась 10 мая в Москве, в бедной семье. Её отец был учителем истории и в течение долгого времени проработал в первой Московской спецшколе ВВС, где его любили, ценили и уважали как опытного педагога и просто хорошего человека.

Мать Юлии занималась музыкой. В разные годы она была аккомпаниатором, затем преподавала на музыкальных курсах, которые были предназначены как для детей, так и для взрослых.

С самого раннего детства Юлия не сомневалась в том, что в будущем её профессия обязательно будет творческой и связанной с литературой. Несмотря на бедность семьи и плачевное финансовое состояние, она часто ходила с родителями в театры и любила писать стихи, в которых отражала свои чувства и эмоции. При этом складывать слова и находить рифмы в строках получалось у девочки быстро и легко, поэтому родители прочили ей великое будущее.

Когда малышке пришло время идти в школу, отец забрал её в свой класс. На тот момент он как раз был классным руководителем. Однако в школе девочка чувствовала себя неуютно. Толпы учеников, постоянный смех и крики учителей и учащихся – всё это так разнилось с её любимыми книгами, которые всегда были тихими и увлекательными. Но, благодаря отцу, Юлия освоилась в новом коллективе и даже нашла себе верных друзей и подруг, с которыми не расставалась на протяжении всей жизни.

К слову, именно будучи школьницей, Юлия Друнина сочиняет своё первое стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…». Произведение выходит наредкость хорошим и интересным, поэтому отец добивается участия своей дочери в школьном поэтическом конкурсе, который та с легкостью выигрывает. Вместе с этим, победа помогает Друниной стать более уверенным в себе человеком. А стихотворение, однажды прочтенное ею на творческом вечере-конкурсе, позже публикуется в «Учительской газете», а затем в течение месяца передается по радио в одной из рубрик.

Юность

После окончания средней школы Юля подделывает документы, исправляя в них дату своего рождения и, «будучи совершеннолетней», идет в Районное общество Красного Креста, где начинает работать санитаркой. Этот период времени отмечен ею самой как наиболее трудный и тяжелый даже не потому, что приходилось постоянно работать без перерыва, а из-за горечи потерь, страшных воспоминаний и, конечно же, постоянных авиаударов, которые сотрясали стены учреждения ежечасно.

В 1941 году, когда немецкие войска подошли вплотную к Москве, Юлия Друнина вместе с группой таких же санитарок была отправлена на строительство оборонительных сооружений под Можайском. Но в пути группа попала под обстрел, из-за чего половина девушек была сразу же убита, а Юлия, получив среднюю степень контузии, отстала от уцелевших санитарок и не смогла добраться до места назначения. К счастью, вымотанную и голодную, её подобрала группа пехотинцев, которые на тот момент несли потери и нуждались в помощи медика. С ними она продолжает бороться за свободу родной страны, попадает в окружение и даже скрывается от врагов, передвигаясь к своим под покровом темноты.

Осенью 1941 года Юлия благополучно возвращается в родной город к отцу и узнает о том, что полгода назад он тяжело перенес инсульт. Несмотря на то, что мужчина остался жив и не был парализован, его иммунная система сильно ослабла, в результате чего он начинает всё чаще болеть. В это же время школу, где работает отец Юлии, эвакуируют в Сибирь. Поэтесса следует за родным человеком и тоже скрывается в надежном убежище, продолжая писать стихи об этих чудовищных временах. Но спустя год отец умирает после тяжелой болезни, а девушка, понимая, что уже ничто не держит её в Сибири, уезжает в Хабаровск.

После окончания Второй Мировой войны Друнина безуспешно пытается поступить в Литературный институт, но комиссия называет её стихотворения незрелыми и лишенными смысла, поэтому в поступлении ей отказывают. Но, несмотря на это, Юля продолжает писать и публиковать свои стихотворения практически до последних месяцев жизни. Её перу принадлежат такие произведения, как «В солдатской шинели» (1948), «Ветер с фронта» (1958), «Тревога» (1963) и многие другие.

Личная жизнь

По словам библиографов, еще до появления в её жизни первого супруга Юлия уже была влюблена в боевого командира, о котором присутствует упоминание в нескольких её стихотворениях. Его имя и фамилия доподлинно неизвестны, однако существует версия о том, что Юля познакомилась с Комбатом (именно так она называет его в произведениях) в тот самый момент, когда её подобрали пехотинцы. Она посвящает Комбату самые нежные строки, воспевая его героизм и невероятную красоту. Но опять-таки, исходя из произведений, Комбат подрывается на мине спустя несколько месяцев после встречи с поэтессой в одной из своих последних вылазок в тыл врага.

В 1944 году, когда Друнина пытается поступить в Литературный институт, она встречает студента одного из факультетов и своего будущего мужа, начинающего поэта Николая Старшинова. После двух лет совместной жизни в гражданском браке Николай делает Юлии предложение. У пары рождается девочка Елена. Но в 1960 году брак распадается из-за постоянных ссор супругов, а также факта измены со стороны жены.

Решив, что больше не может мириться с бедностью, Юлия заявляет мужу о своей измене, забирает дочку и уходит к известному режиссеру Алексею Каплеру. По словам самой поэтессы, их любовь была чем-то свыше, поэтому, когда в 1979 году муж внезапно умирает, Друнина надолго закрывается от мира и не желает общаться ни с кем, кроме собственной дочери.

Друнина Юлия Владимировна (1924-1991) - русская советская поэтесса, прозаик.
Родилась в Москве в учительской семье. Отец - учитель истории, мать - школьный библиотекарь. Детство Юлии прошло в центре Москвы, училась в московской школе № 131, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. В конце 1930-х годов участвовала в конкурсе на лучшее стихотворение. В результате, стихотворение «Мы вместе за школьной партой сидели…» было напечатано в «Учительской газете» и передано по радио.
Когда началась Отечественная война, семнадцатилетняя Юлия Друнина вместе с семьёй была эвакуирована в Заводоуковск, где записалась в добровольную санитарную дружину при РОКК (Районное общество Красного Креста) и стала работать санитаркой в глазном госпитале. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, затем стала санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС). Через некоторое время девушкам - младшим авиаспециалистам объявили, что их вместо отправки в боевые части переводят в женский запасной полк. Перспектива оказаться вдали от фронта казалась для Друниной ужасной. Узнав о том, что девушек-медиков, в порядке исключения, все-таки направят в действующую армию, она спешно нашла свое свидетельство об окончании курсов медсестер и уже через несколько дней получила направление в санитарное управление 2-го Белорусского фронта.
По прибытии на фронт Юлия Друнина получила назначение в 667-й стрелковый полк 218-й стрелковой дивизии. В этом же полку воевала санинструктор Зинаида Самсонова (погибла 27 января 1944 года, посмертно удостоена звания Героя Советского Союза), которой Друнина посвятила одно из самых проникновенных своих стихотворений «Зинка».
В 1943 году Друнина была тяжело ранена - осколок снаряда вошел в шею слева и застрял всего в паре миллиметров от сонной артерии. Не подозревая о серьезности ранения, она просто замотала шею бинтами и продолжала работать - спасать других. Скрывала, пока не стало совсем плохо. Очнулась уже в госпитале и там узнала, что была на волосок от смерти.
Опыт войны лёг в основу её творчества.
В 20-летнем возрасте Юлия Друнина, приехав в Москву, вышла замуж за своего сверстника, также начинающего поэта Николая Старшинова, и начала посещать лекции в Литературном институте, не сдав вступительных экзаменов. Никто не посмел отказать инвалиду войны. В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году - сборник стихов «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в 1-м Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт Юлия Друнина закончила только в 1952 году, пропустив несколько лет из-за рождения дочери. Стихов в тот период не писала.
Основная тема стихотворений Юлии Друниной - фронтовая юность со всем ее неустройством («ознобные могилы-блиндажи», «окопная тоска» и т.п.) и горячим патриотизмом, пылкостью первой любви и невозвратимыми утратами, самоотверженностью дружбы и силой сострадания. В 1955 Друнина выпускает сборник стихов «Разговор с сердцем», далее следуют сборники: «Современники» (1960), «Тревога» (1965), «Страна Юность» (1966), «Ты вернешься» (1968), «В двух измерениях» (1970), «Не бывает любви несчастливой...» (1973), «Окопная звезда» (1975), «Мир под оливами» (1978) и др. В 1970-е годы выходят сборники: «В двух измерениях», «Я родом не из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году - «Бабье лето», в 1983 году - «Солнце - на лето».
Среди немногих прозаических произведений Друниной – повесть «Алиска» (1973), автобиографический очерк «С тех вершин» (1979), публицистика. На стихи Юлии Друниной Александра Пахмутова написала песни «Походная кавалерийская» и «Ты - рядом».
1954 году Юлия Друнина поступила на сценарные курсы при Союзе кинематографистов. Здесь она познакомилась с известным киносценаристом Алексеем Яковлевичем Каплером. Любовь вспыхнула сразу, но ещё шесть лет Юлия боролась с этим чувством, сохраняя верность мужу, пытаясь сохранить семью. В 1960 году Друнина все-таки рассталась с Николаем Старшиновым и, забрав с собой дочку, ушла к Каплеру, который также развелся. Супружество Каплера и Друниной, продлившееся 19 лет, было очень счастливым. Юлия посвятила мужу, своей любви к нему, огромное количество стихов - хотя и меньше, чем о войне, но больше, чем о чём бы то ни было другом. Смерть Каплера в 1979 году так и осталась для Друниной невосполнимой утратой.
В 1990 Юлия Друнина баллотировалась и была избрана в Верховный Совет СССР, к этому ее побудило желание защитить интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, вышла из депутатского корпуса.
20 ноября 1991 года Юлия Друнина трагически ушла из жизни, покончив с собой. В своём гараже она завела машину и задохнулась. Она могла тысячу раз погибнуть на войне, а ушла из жизни по своей воле. Причиной самоубийства, судя по всему, послужили личные утраты (смерть второго супруга, известного кинорежиссёра А. Каплера) и крушение общественных идеалов. В одном из писем, написанных перед уходом из жизни, Друнина так описывала свои переживания: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»

Поэтесса

Я только раз видала рукопашный,

Раз — наяву и тысячу — во сне.

Кто говорит,

что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Именно эти строки принесли ей самую большую известность.


Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в семье учителя истории Владимира Друнина и его жены Матильды.

Школьницей она посещала литературную студию, много читала - «от Лидии Чарской до “Одиссеи” Гомера. Писала стихи…». В конце 30-х годов стала победительницей в конкурсе на лучшее стихотворение. Его опубликовали в «Учительской газете» и передали по радио. Переломным событием в жизни Юлии стал 1941 год - окончание школы и начало Великой Отечественной войны.

Юлия в семнадцатилетнем возрасте работала на строительстве оборонительных сооружений в народном ополчении под Можайском, а позже записалась в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста), стала санитаркой в глазном госпитале, а потом, вопреки воле родителей стала санинструктором в пехотном полку.

Выйдя с остатками армии из окружения, Юля вернулась в Москву, а ее семья перебралась подальше от фронта - в Сибирь, но Юля вернулась на фронт и попала в пехоту, на передовую. «Подстриженная под мальчишку, была похожа я на всех», - вспомнит она много позже. А ее стихи о войне будут внешне просты и сдержаны, но за каждым словом открывается бездна чувств.

Целовались.
Плакали
И пели.
Шли в штыки.
И прямо на бегу
Девочка в заштопанной шинели
Разбросала руки на снегу…

После тяжелого ранения в 1943 году, когда осколок прошел в двух миллиметрах от сонной артерии, Юлия вновь возвращается на фронт. Она становится курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Получив сообщение о смерти отца, она поехала на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, где в Главном управлении ВВС, получает справку, что отстала от поезда, и едет на западный фронт. В Гомеле Юлия Друнина получила направление в 218-ю стрелковую дивизию.

Она была награждена медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды - это было справедливое признание ее заслуг.

Она снова была ранена. После выздоровления неудачно пыталась поступить в Литературный институт. Она вернулась в самоходный артполк, получила звание «старшина медслужбы», воевала в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Была контужена, и 21 ноября 1944 года признана негодной к несению военной службы.

Пока Советская Армия продолжала освобождать от фашистов города, Юлия в 1944 году в декабре снова пришла в Литературный институт, и в середине учебного года стала посещать лекции. «И никогда я не сомневалась, что буду литератором. Меня не могли поколебать ни серьезные доводы, ни насмешки отца, пытающегося уберечь дочь от жестоких разочарований. Он-то знал, что на Парнас пробиваются единицы...»

В Литинституте Юлия знакомится со своим будущим мужем Николаем Старшиновым.

Возвратившись с фронта в сорок пятом,
Я стеснялась стоптанных сапог
И своей шинели перемятой,
Пропыленной пылью всех дорог.

«Мы встретились в конце 1944 года в Литературном институте им. А. М. Горького. После лекций я пошел ее провожать. Она, только что демобилизованный батальонный санинструктор, ходила в солдатских кирзовых сапогах, в поношенной гимнастерке и шинели. Ничего другого у нее не было.


Мы были студентами второго курса, когда у нас родилась дочь Лена. Ютились в маленькой комнатке, в общей квартире, жили сверхбедно, впроголодь.


В быту Юля была, как впрочем, и многие поэтессы, довольно неорганизованной. Хозяйством заниматься не любила. По редакциям не ходила, даже не знала, где многие из них находятся, и кто в них заведует поэзией. Лишь иногда, услышав, что я или кто-то из студентов собирается пойти в какой-нибудь журнал, просила: «Занеси заодно и мои стихи…»

Однажды я провожал ее (мы еще встречались) и мы зашли к ней домой. Она побежала на кухню и вскоре принесла мне тарелку супа. Суп был сильно пересолен, имел какой-то необычный темно-серый цвет. На дне тарелки плавали мелкие кусочки картошки. Я проглотил его с большим удовольствием. Только через пятнадцать лет, когда мы развелись и пошли после суда в ресторан — обмыть эту процедуру, она призналась, что это был вовсе не суп, а вода, в которой ее мать варила картошку «в мундирах». А Юля, не зная этого, подумала, что это грибной суп.


Я спросил:


— Что же ты сразу не сказала мне об этом?


— Мне было стыдно, и я думала, что, если ты узнаешь это, у нас могут испортиться отношения.

Смешно, наивно, но ведь и трогательно…»

В начале 1945 года в журнале «Знамя» была напечатана подборка стихов Юлии Друниной, в 1948 году — сборник стихов «В солдатской шинели». В марте 1947 года Друнина приняла участие в 1-м Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало её материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность. Институт Юлия Друнина закончила только в 1952 году, пропустив несколько лет из-за рождения дочери Елены. Стихов в тот период она не писала.

На протяжении всего творчества Друнину будут относить к военному поколению. При всем обаянии и красоте (Юлию Друнину сравнивали с Любовью Орловой), у нее был бескомпромиссный и жесткий характер.

Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной…

В 1955 году вышел сборник «Разговор с сердцем», в 1958 — «Ветер с фронта», в 1960 — «Современники», и в этом же году распался ее брак с Николаем Старшиновым. В 1963 году вышел новый сборник ее стихов «Тревога». В 1967 году она побывала в Германии, в Западном Берлине. Во время поездки по ФРГ её спросили: «Как Вы сумели сохранить нежность и женственность после участия в такой жестокой войне?» Она ответила: «Для нас весь смысл войны с фашизмом именно в защите этой женственности, спокойного материнства, благополучия детей, мира для нового человека».

В 1970-е годы выходят новые сборники ее стихов: «В двух измерениях», «Я родом из детства», «Окопная звезда», «Не бывает любви несчастливой» и другие. В 1980 году — «Бабье лето», в 1983 — «Солнце — на лето». Среди немногих прозаических произведений Друниной — повесть «Алиска» (1973), автобиографическая повесть «С тех вершин…» (1979), публицистика.


Теперь не умирают от любви.
Насмешливая, трезвая эпоха...
Лишь падает гемоглобин в крови,
Лишь без причины человеку плохо...

Теперь не умирают от любви
Лишь сердце что-то барахлит ночами,
Но неотложку, мама, не зови,
Врачи пожмут беспомощно плечами:
Теперь не умирают от любви.

На стихи Юлии Друниной Александра Пахмутова написала песни «Походная кавалерийская» и «Ты — рядом».

Ее вторым мужем стал кинорежиссёр, сценарист, актёр и телеведущий Алексей Яковлевич Каплер.

Эльдар Рязанов в интервью рассказывал:

«У меня были свои счёты к Каплеру, он ни разу не позвал меня в свою «Кинопанораму», хотя я снял неплохие фильмы к тому времени. На премьере «Иронии судьбы», когда весь зал смеялся, вздыхал, плакал, Каплер и Друнина в середине фильма встали и ушли. Так что я не любил его, не любил Друнину, которая была одним из руководителей Союза писателей, сидела в президиумах. Но для меня, когда я узнал историю их жизни, стало принципиальным сделать картину о любви. Это была история Ромео и Джульетты, уже немолодых, но абсолютно прекрасных…

Они познакомились на сценарных курсах при Союзе кинематографистов в 1954 году — Друниной было 30, а Каплеру 50. А в 1960 году она расстаётся с Николаем Старшиновым, прожив в браке пятнадцать лет. Они расстались, сумев, несмотря ни на что, остаться друзьями».

А всё равно

Меня счастливей нету,

Хотя, быть может,

Завтра удавлюсь…

Я никогда

Не налагала вето

На счастье,

На отчаянье,

На грусть.

Я ни на что

Не налагала вето,

Я никогда от боли не кричу.

Пока живу — борюсь.

Меня счастливей нету,

Меня задуть

Не смогут, как свечу.

В присутствии Друниной мало кто осмеливался безнаказанно бросить тень на священную память о прошлом. Когда в конце 80-х годов ветераны войн, и военнослужащие начали испытывать несправедливое отношение к себе со стороны государства, Друнина пыталась отстаивать честь и достоинство военнослужащих, и в 1990 году баллотируется и избирается в Верховный Совет СССР. Позже, разочаровавшись в полезности этой деятельности и поняв, что сделать ничего существенного не сможет, она перестала ходить на заседания, и вышла из депутатского корпуса.


И откуда вдруг берутся силы
В час, когда в душе черным-черно?..
Если б я была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки в сорок первом.
Помнишь? Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки, раны, пепелища…
Память, душу мне войной не рви!
Только времени не знаю чище
И острее к Родине любви.
Лишь любовь давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я не верила в Россию,
То она не верила б в меня.

* * *

Мне близки армейские законы,
Я недаром принесла с войны
Полевые мятые погоны
С буквой «Т» - отличьем старшины.
Я была по-фронтовому резкой,
Как солдат, шагала напролом,
Там, где надо б тоненькой стамеской,
Действовала грубым топором.
Мною дров наломано немало,
Но одной вины не признаю:
Никогда друзей не предавала -
Научилась верности в бою.

Для Друниной оказалось страшным шоком крушение целого мироздания, под обломками которого оказались погребенными идеалы всего ее поколения.

В августе 1991 года Юлия Друнина вместе с другими россиянами защищала Белый дом. А через три месяца ушла из жизни добровольно.

Вспоминает Л. Грач:

«Она, как и многие в те дни, не смогла смириться с происходящим. Открыла в своём гараже, где у неё стоял „москвич“, выхлопную трубу и задохнулась. Нашли её предсмертную записку, где она просила похоронить её возле мужа, известного драматурга Алексея Каплера, кстати, киевлянина по рождению. В своё время Друнина и Каплер отдыхали в Коктебеле и ходили по 25 километров в Старый Крым. Наверное, поэтому Друнина похоронила его на Старокрымском кладбище».

Оставила предсмертную записку зятю: «Андрюша, не пугайся. Вызови милицию и вскройте гараж».

Она оставила около десяти писем родным, знакомым, в них никого не винила и покончила с собой 21 ноября 1991 года.

«… Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к старокрымским лесам и потребность «творить». Оно и лучше уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, не верующая. Но если Бог есть, он поймет меня. 20.11.91»

Из стихотворения «Судный час»:

Покрывается сердце инеем -
Очень холодно в судный час…
А у вас глаза как у инока -
Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.
Лишь издали
(Все ж крещенная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы, -
За избранных
Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть.

Из воспоминаний Николая Старшинова:

«Меня и нашу дочь Лену неоднократно спрашивали о причине, вызвавшей ее добровольный уход из жизни. Односложного ответа на этот вопрос нет. Причин много…


Она никак не хотела расстаться с юностью. Наивно, но она была категорически против, чтобы в печати появлялись поздравления с ее юбилеем, поскольку там указывался возраст. Она хоть на год, но старалась отодвинуть год своего рождения. Мало того, ей не хотелось, чтобы внучка называла ее бабушкой. И уйти из жизни она хотела не старой и беспомощной, но еще здоровой, сильной и по-молодому красивой.


Она была незаурядной личностью и не могла пойти на компромисс с обстоятельствами, которые были неприемлемы для ее натуры и сильнее ее. И смириться с ними она не могла.

Одно из последних стихотворений она начала так: «Безумно страшно за Россию…»


Она как кровную обиду переживала постоянные нападки на нашу армию. И немедленно вступала в яростные споры, защищая ее.


Хорошо зная ее нелюбовь и даже отвращение ко всякого рода заседаниям и совещаниям, я был удивлен, что она согласилась, чтобы ее кандидатуру выдвинули на выборах депутатов Верховного Совета СССР. Я даже спросил ее: зачем?


— Единственное, что меня побудило это сделать, — желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны.


Когда же она поняла, что ничего существенного для этого сделать невозможно, перестала ходить на заседания Верховного Совета, а потом и вышла из депутатского корпуса…

О ее душевном состоянии лучше всего говорит одно из писем, написанных перед уходом из жизни: «…Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл…»


Я знаю, что Алексей Яковлевич Каплер (второй муж Друниной) относился к Юле очень трогательно — заменил ей и мамку, и няньку, и отца. Все заботы по быту брал на себя. Но после смерти Каплера, лишившись его опеки, она, по-моему, оказалась в растерянности. У нее было немалое хозяйство: большая квартира, дача, машина, гараж — за всем этим надо было следить, поддерживать порядок. А этого делать она не умела, не привыкла. Ну и переломить себя в таком возрасте было уже очень трудно, вернее — невозможно.

Вообще она не вписывалась в наступавшее прагматическое время, она стала старомодной со своим романтическим характером».

Текст подготовлен по материалам:

Материалы сайта Википедия

Материалы сайта www .drunina.ouc.ru

Статья Татьяны Пантюховой «Связные»

Воспоминания бывшего мужа Юлии Друниной Николая Старшинова