Жизнь крестьян на руси 17 века. Крестьяне второй половины XVII века

Крестьяне были основным и наиболее многочисленным сословием России. Именно на них держалась вся хозяйственная жизнь государства, поскольку крестьяне были не только гарантом выживания страны (снабжали её всем необходимым), но и являлись главным податным, то есть налогооблагаемым сословием. В хозяйстве крестьянина все обязанности были чётко распределены. Мужчины занимались работой в поле, ремёслами, охотой, рыбной ловлей. Женщины вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом, огородом, занимались рукоделием. В летнее время крестьянки помогали и в поле. Детей тоже с детства приучали к работе. Примерно с 9 лет мальчика начинали учить ездить верхом на лошади, загонять на двор скотину, стеречь лошадей ночью, а в13 лет – боронить поле, пахать, брали на сенокос. Постепенно их приучали также владеть косой, топором, сохой. К 16 годам мальчик уже становился работником. Он владел ремёслами и мог сплести неплохие лапти. Девочка с 7 лет начинала заниматься рукоделием. В 11 лет она уже умела прясть, в 13 – вышивать, в 14 – шить рубахи, в 16 – уже ткать. Над теми, кто не овладел мастерством в определённом возрасте, насмехались. Мальчиков, не умевших плести лапти, дразнили «безлапотниками», а девочек. Не научившихся прясть, – «непряхами». Всю одежду крестьяне также делали дома, отсюда и её название –– домотканая. Иногда, когда крестьянин работал, детали его одежды затягивало в ткацкий станок, например, просак – станок для кручения верёвок. Человек оказывался в неудобном положении. Отсюда и поговорка «попасть впросак» – т.е. в неудобное положение. Русские рубахи были широкими и длинными. Почти до колен. Чтобы в рубахе было удобно работать, под мышками выкраивали ластовицы – специальные заменяемые детали, которые не мешают движениям рук в рукавах, собирают пот и могут быть заменены. На плечах, груди и спине рубахи пришивали подоплёку – подкладку, которую так же можно было заменить. Основным видом верхней одежды был кафтан из сукна. Делали его на подкладке и застёгивали спереди на крючки или медные пуговицы. Кроме кафтанов крестьяне носили поддёвки, зипуны, а зимой – овчинные тулупы до пят и валяные шапки.



Крестьянки одевались в рубахи, сарафаны, понёвы – юбки из сукна, которые завязывались у пояса. На голове девушки носили повязку в виде широкой ленты. Замужние женщины тщательно убирали волосы под кички и кокошники : «опростоволоситься» означало опозориться. На плечи накидывали душегреи – широкие и короткие кофты без рукавов, похожие на расклешенную юбку. Всю одежду крестьянки украшали вышивкой.

В крестьянском доме всё было продумано до мелочей. Жилище крестьянина было приспособлено к его образу жизни. Оно состояло из холодных помещений – клети и сеней и тёплого избы . Сени соединяли холодную клеть и тёплую избу, хозяйственный двор и дом. В них крестьяне хранили своё добро. А в тёплое время года спали. В доме обязательно были подклёт или подпол – холодное помещение для хранения съестных припасов. Центральное место в доме занимала печь. Чаще всего печь топили «по чёрному», т.е. потолков не было, а дым выходил в окошко под самой крышей. Такие крестьянские избы назывались курными . Печь с трубой и изба с потолком – атрибут бояр, дворян и вообще зажиточных людей. Однако и в этом были свои плюсы. В курной избе все стены были закопченными, такие стены дольше не гниют, изба могла служить сотню лет, да и дров печь без трубы «съедала» гораздо меньше. Печь в крестьянской избе любили все: она кормила вкусной, пропаренной, ни с чем не сравнимой едой. Печь грела дом, на печи спали старики. Но более всего времени проводила около печи хозяйка дома. Угол около устья печи называли – бабий кут – женский угол. Здесь хозяйка готовила пищу, здесь был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник . Другой угол напротив окна и около двери был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. Между печью и боковой стеной под потолком настилали полати ­­ ­­­– место, где спали дети, сушили лук, горох. Специальное железное кольцо вставлялось в центральную балку потолка избы, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке, вставляла ногу в петлю люльки и качала её. Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землёй, куда летели искры.

Главным углом крестьянского дома был красный угол: здесь висела особая полочка с иконами – божница , под ней стоял обеденный стол. Это почётное место в крестьянской избе всегда располагалось по диагонали от печи. Входивший в избу человек обязательно устремлял взгляд в этот угол, снимал шапку, крестился и кланялся на иконы. И только потом здоровался.

Вообще крестьяне были глубоко верующими людьми, впрочем, как и все другие сословия в Русском государстве. Само слово «крестьянин» является видоизмененным от «христианин». Большое значение крестьянские семьи уделяли церковной жизни ­– молитвам: утренним, вечерним, до и после еды, перед и после любого дела. Регулярно крестьяне посещали церковь, особенно старательно зимой и осенью, когда были свободны от хозяйственных тягот. В семьях строго соблюдали посты. Особую любовь проявляли к иконам: их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Божницу украшали вышитыми полотенцами – рушниками . Русские крестьяне, искренне веровавшие в Бога, не могли плохо работать на земле, которую считали божьим творением. В русской избе практически всё было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, нехитрой конструкции: стол в красном углу по числу едоков, лавки, прибитые к стенам, переносные скамьи, сундуки, в которых хранилось добро. По этой причине их часто обивали железными полосами и закрывали на замки. Чем больше было сундуков в доме, тем богаче считалась крестьянская семья. Крестьянская изба отличалась чистотой: уборку делали тщательно и регулярно, занавески и рушники меняли часто. Рядом с печкой в избе всегда был рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, и только горшки и некоторые миски глиняными. Глиняную, посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью и резьбой. Многие из ковшей, чашек, мисок, и ложек сегодня находятся в музеях России.

Русские крестьяне были чуткими к чужой беде. Живя общиной – миром , они очень хорошо знали, что такое взаимопомощь и взаимовыручка. Русские крестьяне были милосердны: они старались помочь пострадавшему слабому, нищему. Не дать краюху хлеба и не пустить на ночлег страдающего человека считалось большим грехом. Часто мир направлял топить печи, готовить еду, ухаживать за скотом в семьи, где все были больны. Если в какой либо семье сгорел дом, мир ему помогал срубить деревья, вывезти брёвна и построить дом. Выручить, не покинуть в беде – было в порядке вещей.

Крестьяне считали, что труд благословен Богом. В повседневной жизни это проявлялось в пожеланиях работнику: «Бог в помощь!», «Помогай Господь!». Тружеников крестьяне очень ценили. И, напротив, в крестьянской системе ценностей осуждалась лень, ведь работа часто являлась смыслом всей их жизни. Про лентяев говорили, что они «бьют баклуши». Баклушами в то время называли деревянные плахи, из которых делали ложки и другую деревянную посуду. Заготовление баклуш считалось простым, лёгким, несерьёзным делом. То есть лень в современном понимании как форма полного безделья даже не могла быть представлена в то время. Универсальная, отточенная веками, форма быта крестьян, окончательно сформированная именно в эту культурную эпоху стала наиболее устойчивой в русской культуре, пережила различные периоды и окончательно исчезла (была уничтожена) только в двадцатые – тридцатые годы прошлого века.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Крестьянство. Повседневный быт и обычаи Руси 17 века.

Участники проекта

Крестьянский двор В состав крестьянского двора обычного типа входили: крытая дранкой или соломой изба для, топившаяся «по-черному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота; сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе мелкий скот (поросят, телят, ягнят) и птицу (кур, гусей, уток).

Обстановка избы Обстановка была довольно скудной и состояла из простых столов и лавок, закрепленных вдоль стен (они служили не только для сидения, но и для ночлега).

Обстановка избы Зимой крестьянская семья спала на печи – это было самое теплое место доме. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (волков, медведей)

Посуда Посуда была деревянной или глиняной. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила больших денег. Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Ели в деревянных тарелках и деревянными же ложками

Что ели Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овес, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели.Много употреблялись в пищу овощей – капусты, моркови, свеклы, редьки, огурцов, репы.

Что ели По праздникам в небольших количествах готовились мясные блюда. Более частым продуктом на столе была рыба у зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах – землянику. Также использовались в пищу грибы и лесные орехи.

Брак Брак мог быть заключен не более трёх раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывалось церковное наказание.

Брак С XVII века заключение браков должно было в обязательном порядке благословляться церковью. Свадьбы справлялись, как правило, осенью и зимой – когда не было сельскохозяйственных работ

Вывод Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в XVII веке в жизни и повседневном быте произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Курная изба

Изба, отапливаемая по-черному

Внутреннее убранство курной избы

Русское полотенце

Народные промыслы

Использованные ресурсы http://arhistroika.ru/kurnaya-izba http://club.doctorgavrilov.ru/profiles/blogs/6459150:BlogPost:268809 http://images.yandex.ru/yandsearch


Как жили крестьяне по сравнению с дворянами и купцами в Смоленске 17-го столетия? Землепашцы и холопы на Смоленщине страдали от недородов, которые обрушились на Россию в годы правления Годуновых. Это порождало напряженность. Низы не хотели мириться с голодом в то время, когда богачи не обращали на их страдания никакого внимания.

Только два года (1609, 1608 и часть 1607) господствующие сословия Смоленского уезда жили спокойно, без печали, а в 1607 и 1606 годах им приходилось, очевидно, довольно туго, так как крестьянская война несла им разорение и смерть.
Отношения между русскими крестьянами и помещиками нельзя было назвать очень мирными ив 1609 году. Было много случаев отказа селян от выполнения повинностей, налагавшихся на них помещиками.
В 1609 году мать смоленского помещика Д. Ф. Неелова писала своему сыну, находившемуся в Москве: „А мы живем в Смоленску в городи, а рожь у тебя в поли посеели в пору, а еровое в поли дал бог добро. А крестьяне меня не слушают, хлеба ко мне в город не везут-, и даточной на нас человек сошной написан к городу для осадного времени и оне (крестьяне) человека в город не пришлют, и мне в городе всегда позор от детей боярских, от розсыльщиков, и я живу хоронясь".
Письмо говорит о том, что смоленские помещики по традиции имели свою собственную запашку, обрабатывавшуюся крестьянами (барщина); что крестьяне обязаны были доставлять помещику хлеб, а во время войны и рекрутов („даточные люди"), и что крестьяне Д. Ф. Неелова отказались выполнять эти повинности.
Но если у этого помещика крестьяне еще не пустили в ход насильственных действий, то у другого помещика, М. Ф. Неелова, крестьяне захватили помещичий хлеб. Жена этого помещика писала к нему в Москву: „А хлеба, государь, нынешнего с обеих поместий ярового ничево не увезли,- воры не дали. („ворами" помещица называла взбунтовавшихся крестьян).
Смоленские помещики вновь увидели перед собой страшный призрак крестьянской войны и пустили слух, что русские крестьяне ждут прихода поляков, чтобы освободиться от власти помещиков. Но это была клевета на смоленское крестьянство. Крестьяне совсем не ждали прихода поляков, так как польские паны для них были еще хуже своих помещиков, а земледельцы начинали освобождаться от дворян собственными руками.
В 1609 году для смоленских поселян создалась чрезвычайно тяжелая обстановка. Кроме своего врага -- землевладельцев, крестьяне очутились лицом к лицу перед еще более свирепым и опасным врагом - польскими панами и шляхтой. А так как смоленские феодалы были в тайном сговоре с поляками, то борьба селян против польских насильников неизбежно сливалась с прежней борьбой против своих господ. И в освободительной войне простого люда против польских интервентов следует видеть продолжение крестьянской войны, или, вернее, ее новую форму.
Посадский люд был на Руси вторым по численности слоем тяглого населения, т. е. населения, обложенного повинностями в пользу государства землевладельцев.
Смоленский посадский мир был довольно крупным но своей численности и экономически мощным.
В XVI и начале XVII века (до осады 1609 года) Смоленск после Москвы был одним из самых больших городов Московского государства. По свидетельству иностранцев в Смоленске в то время было около 8000 домов, т. е. надо полагать, что общая численность городского населения равнялась 40-45 тысячам человек.

Русские крестьяне в 17 веке

Автор дневника осады Смоленска утверждает, что в Смоленском посаде было до 6000 дворов. Численность собственно посадского населения (ремесленников и купцов), вероятно, была не ниже 30000 человек, или около 75 проц. всего городского населения. Каково было отдельно число ремесленников и купцов - нам совершенно неизвестно. Но, судя по процентному соотношению купцов и ремесленников в других русских городах того времени, подходивших несколько к Смоленску (например Тула), купеческого населения в Смоленске могло быть около 18000 человек и 12 000 ремесленников.
Отрывочные, крайне неполные данные показывают наличие в Смоленске 38 ремесленных специальностей (в действительности их было гораздо больше). Обращает на себя внимание огромный удельный вес пищевого производства. Это объясняется, по-видимому, только тем, что посадские люди не имели в достаточной мере своего сельского хозяйства и поэтому вынуждены были обращаться к рынку, а это и вызвало к жизни большое количество пищевых ремесленных специальностей: прасолов (засольщиков рыбы), хлебников, калачников, солодовников, мясников, сусленников, оладейников, гречневичников, блинников, пирожников, мучников и т. д. Большая численность посадского населения вовлекла в пищевые ремесла и большое количество ремесленников.
Деревня не очень нуждалась в городских ремесленниках и могла обходиться своими ремесленниками. Деревня не чувствовала большой зависимости от города, наоборот, город в высокой степени зависел от деревни.
Смоленск в год платил торговых пошлин 8000 рублей, в то время как Нижний Новгород платил всего только 7000 рублей. Торговля Смоленска по своим оборотам превышала, таким образом, торговлю Нижнего почти на 14 проц.
Смоленск был крупнейшим экономическим центром по торговле Московского государства с Литвой и Польшей, а через них - и с близлежащими государствами Западной Европы. Внутри страны Смоленск вел оживленную торговлю с Москвой, Торжком, Тверью, Новгородом, Великими Луками и с Северскими городами, лежавшими южнее Смоленска. А Дорогобуж был так тесно экономически связан со Смоленском, что выполнял роль его торгового пригорода.
С зарубежными странами Смоленск торговал главным образом произведениями сельского хозяйства, охоты и рыболовства, а через него с Запада в Россию шли самые разнообразные товары европейского производства. Болдинский монастырь в конце XVI и начале XVII века в Смоленске закупал для своего хозяйства:

  • сельди,
  • треску,
  • нашатырь,
  • железную и медную проволоку,
  • финифть (эмаль),
  • железные гвозди,
  • сусальное золото и серебро,
  • белила,
  • бумагу,
  • свинец,
  • квасцы,
  • оловянную посуду,
  • медную посуду,
  • темьян (вид ладана),
  • лимоны,
  • сахар,
  • вишни в патоке,
  • овчины,
  • холст,
  • образа,
  • топоры,
  • рогатины,
  • буравчики

Многие из этих товаров были иностранного происхождения и поступали в Смоленск из Польши и Литвы.

Смоленск был сухопутным окном если и не в самую Европу, то в ее польско-литовскую прихожую. Это окно запиралось на самый крепкий по тому времени замок (каменная крепость, сооруженная талантливейшим русским зодчим Федором Савельичем Конем при Борисе Годунове) и имело очень основательные экономические рогатки.

Дело в том, что в 1590 году указом московского правительства Смоленск был сделан конечным пунктом торговли для тех иностранных купцов из Польши н Литвы, которые везли товары широкого потребления. Позволялось пропускать в Москву купцов только с предметами роскоши (парча, драгоценные камни и проч.). Это значило, что польско-литовские купцы основную массу своих товаров должны были сбывать в самом Смоленске, на гостином литовском дворе, и, конечно, в первую голову смоленским купцам. Львиная доля прибыли при такой системе торговли попадала в карман смоленских купцов.

Польша дипломатическим путем добивалась в Москве уничтожения торговой исключительности Смоленска и требовала свободы торговли для своих купцов, но Москва была непреклонна. Этот вопрос мог быть решен только путем войны. Несомненно, что он был одной из видных причин польско-литовской интервенции.
Мощная смоленская крепость (одна из сильнейших крепостей в то время не только в России, но и в Европе) становилась в первую очередь оплотом посадского мира. Это обстоятельство особенно усиливалось тем, что в 1609 году смоленские дворяне вошли в тайные сношения с поляками и обещали не защищать крепость, а сдать ее польскому королю. Поэтому посадские люди не могли рассчитывать на дворян как на защитников крепости, а могли полагаться только на свои силы да на вооруженных крестьян, пришедших в Смоленск перед осадой.
{jcomments on}

Здесь выложины сведения об обустройстве дома, одежде и еде крестьян.

Знание народного быта, традиций, обычаев даёт нам возможность сохранить историческую память, обрести те корни, которые будут питать новые поколения россиян.

Крестьянское жилище – это двор, где сооружались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород.

Крыши зданий были соломенные или деревянные, часто на крышах приделывались деревянные фигуры голов разных птиц и животных.

Сами здания строились из дерева, в основном из сосны и ели. Дм а в прямом смысле рубились топором, но позже стали известны и пилы.

Для возведения даже самых крупных построек не сооружали специального фундамента. Зато вместо него, по углам и серединам стен закладывались опоры – пни, крупные валуны.

Основными постройками крестьянского двора были: «изба да клеть», горница, повалушки, сенник, амбар, сарай. Изба – общее жилое строение. Горница – чистое и светлое строение, надстроенное над нижним, и здесь спали и принимали гостей. Повалушки и сенник – холодные кладовые, летом были жилыми помещениями.

Важнейшим компонентом крестьянского дома была русская печь. В ней пекли хлеб, готовили еду, мылись, а на верхней стене спали.

Главным украшением дома были образа (иконы). Образа ставили в верхнем углу покоев и закрывали занавеской – застенком.

Настенные картины и зеркала были запрещены православной церковью. Только маленькие зеркальца привозились из-за границы и были составляющими женского туалета.

В домашнем устройстве у русских был заметен обычай всё укрывать и покрывать. Полы были застелены коврами, рогожами, войлоками, скамьи и лавки – полавочниками, столы – скатертями.

Дома освещались свечами и лучинами.

Дома бедных и богатых людей носили одинаковые названия, структуры, отличались только размерами и степенью убранства.

По крою одежда была одинакова как у царей, так и у крестьян.

Мужские рубахи были белых или красных цветов, шились они из льняной и холщовой ткани. Рубахи низко подпоясывались ремешками слабым узелком.

Одежда, в которой ходили дома, называлась зипуном. Это было узкое, недлинное платье белого цвета.

Женская одежда была похожа на мужскую, только была длиннее. На длинную рубаху одевался летник. Спереди у него был разрез, который застёгивался на пуговицы вплоть до самого горла.

Все женщины носили серьги и головные уборы.

Верхняя одежда у крестьян была тулуп. На детей тулупы перешивались.

Из обуви у крестьян были лапти, башмаки из прутьев лозы и кожаные подошвы, которые привязывались к ноге ремнями.

Крестьянская кухня была русская, национальная. Лучшая повариха считалась та, которая знала, как готовится у других хозяек. Изменения в кушанья вводились незаметно. Блюда были просты и неразнообразны.

По обычаю русских свято сохранять посты стол делился на две части: скоромный и постный, а по припасам кушанья разделялись на пять: рыбный, мясной, мучной, молочный и растительный.

К мучнистым относились ржаной хлеб – глава стола, различные пироги, караваи, запеканки, калачи; к рыбным – уха, запечённые блюда; к мясным – гарниры, скоромные супы, паштеты и многие другие.

Напитки были такие: водка, вино, соки, морсы, березовец, квас, чай.

Сладости были натуральные: свежие плоды, плоды приготовленные в патоке.

Надеюсь, что мой маленький вклад в пропаганду народной культуры и быта отчасти будет способствовать тому, что эта культура сохранится, знание её укрепит ум и душу подрастающих граждан и патриотов нашего Отечества.

Посадское население - это сословие, которое сформировалось примерно в XV-XVI вв. в средневековой Руси. Данным термином называлась категория людей, которая проживала в пригородах и занималась торговлей, промыслами и ремеслом. По своему юридическому статусу они формально оставались свободными, так как не были лично зависимыми, как, например, крепостные крестьяне, однако были вынуждены нести в пользу государства ряд повинностей. В данной работе будет дана краткая характеристика этого сословия, которое играло важную роль в социально-экономической жизни страны.

Формирование

Посадское население возникло вместе с развитием городов. Расцвет последних на Руси падает на XVII век - время формирования Именно в этот период, по определению большинства историков, торговля и ремесло начинают играть видную роль в экономической жизни страны.

Товарный оборот принял более широкие масштабы, чем в период раздробленности, когда между отдельными удельными княжествами отсутствовали экономические связи. С ростом городом оформилось и посадское население. Когда города из охранных крепостей стали превращать в торгово-ремесленные в центы в их окрестностях стали селиться купцы, мещане, крестьяне, которые впоследствии объединялись в общину.

Управление

Она управлялась выборным кандидатура которого должна была быть одобрена большинством ее членов. Как правило, это был человек грамотный, активно участвующий в жизни посада. Он представлял интересы людей перед государством. Также посадское население избирало его помощника - человека, который ведал сбором налогов.

Несмотря на наличие права самоуправления, жители посадов были подконтрольны царскому воеводе, который представлял верховную власть. Особенностью управления пригородов было то, что их жители также были вынуждены участвовать в несении государственной службы, но это было не привилегией, а очередной повинностью, так как участие в сборах налогов, судебных разбирательствах отнимало у них время и отрывало от основных занятий, но никак не оплачивалось.

Слободы

Посадское население в 17 веке не было однородным. Часть жителей предпочитала селиться в так называемых белых слободах, которые были освобождены от государственных налогов. Неудивительно, что они были более богатыми и развитыми. Эти слободы находились под покровительством богатого привилегированного землевладельца, который обладал иммунитетным правом, что избавляло его владения от вмешательства государства. Напротив, черные слободы несли на себе всю тяжесть государственных повинностей. Поэтому посадское население в 17 веке, проживавшее на их территориях, часто жаловались в челобитных на то, что они должны были нести государственное тягло. В результате, власть предпринимала активные меры для того, чтобы ограничить переход людей в белые слободы.

Отношения с государством

Жизнь посадского населения определялась царскими указами. До середины XVII века она регламентировалась Судебником 1550 года, принятым еще во время правления Ивана Грозного. Также существовали многочисленные царские указы, касающиеся частных сторон жизни общества. В 1649 года они были сведены воедино в Соборном Уложении, созданном при Алексее Михайловиче.

Этот документ окончательно прикрепил жителей посада к их месту жительства. Одно из его положений гласило, что занятие торговлей и ремеслом является привилегий для городских жителей, но вместе с тем им вменялось в обязанность платить налоги в казну. Таким образом, жизнь посадского населения была строго регламентирована официальной властью, которая была заинтересована в регулярных налоговых поступлениях.

Занятия

Население пригородов занималось преимущественно ремеслом и торговлей. Большинство торговцев имело свои лавки, за держание которых вносили определенную сумму в казну. В городах проживали ремесленники самых разных специальностей - от искусных и гончарных мастеров до золотых дел мастеров. Однако следует отметить, что в посаде часто проживали крестьяне, которые вели да и сами торговцы и ремесленники часто держали небольшие земельные участки. Жизнь посадского населения в 17 веке в целом протекала мирно.

Жители редко принимали непосредственное участие в восстаниях, которых было так много в указанном столетии. Впрочем, они не были пассивны и часто снабжали бунтовщиков деньгами и продуктами. В городах часто проводились ярмарки, которые собирали большое количество людей. Это говорит о том, что уровень развития торговли был достаточно высок.

Мужская одежда

Несмотря на то, что жизнь посадского населения в 17 веке была тесно связана с развитием городов, которые, как известно, всегда являлись проводником новых веяний, население жило по старым патриархальным традициям, которые не менялись на протяжении десятилетий и даже столетий. Это очень хорошо прослеживается по внешнему виду людей.

Посадское население по своему быту в принципе мало отличались от крестьян. В основе мужского костюма также лежали рубаха и порты. Однако поскольку торговцы имели больше средств, то они могли позволить себе некоторые дополнительные вещи.

Поверх рубах надевался зипун, который было принято расшивать узорами. Одежда посадского населения, тем не менее, отличалась простотой. Сверху зипуна надевали кафтан. Богатые люди украшали свои шубы тканями.

Женский костюм

В его основе лежала та же конструкция, что и у мужского костюма. Главным атрибутом была рубаха, которая опускалась ниже колен. Сверху девушки надевали сарафан. В зависимости от материального положения женщин они шили его из разных материй. Крестьянки делали себе одежду из простого грубого холста, те, кто был побогаче, использовали парчу или шелк. Спереди сарафан украшали красивой вышивкой. В холодное время года женщины носили душегреи, которые также держались на плечах на специальных петельках. Жены состоятельных торговцев обшивали ее дорогим тканями и каймой. В промежуточные сезоны женщины надевали летник - широкое закрытое платье с большими клинообразными рукавами. Основным головным убором оставался кокошник, который обшивался жемчугом. В зиму девушки носили меховые шапки.

Быт

Посадского населения была тесно связана с его деятельностью, которая определяла распорядок дня, особенности жилиц. Основу любого двора составляла изба, причем в XVII веке появились такие дома, которые выводили дым наружу через трубу. Главным местом торговли была лавка. Здесь купцы и простые торговцы держали свои товары.

Большое значение имели ярмарки. Они проводились регулярно и служили средоточием экономической жизни городов. Были ярмарки всероссийского значения (например, Макарьевская). К интересным фактам посадского быта можно отнести то обстоятельство, что вся его жизнь основывалась на правилах Домостроя - своде указаний по распорядку домашней жизни, который был составлен в XVI веке. Его автор предписывает следование старинным патриархальным традициям, которые обеспечивали крепость семьи и процветание хозяйства.

Жилища

Быт посадского населения, с одной стороны, мало чем отличался от крестьянского в том смысле, что большинство населения вело примерно тот же образ жизни, с той лишь разницей, что занимались не сельским хозяйством, а торговлей и ремеслом. Однако богатая и зажиточная верхушка по своему образу жизни была приближена к боярской знати. Тем не менее, основу жилья составляла изба - простая у обычных людей и выстроенная в подражание теремам - у людей состоятельных. Главной территориальной единицей считался двор, где помимо избы располагались многочисленные хозяйственные постройки - клети, кладовые, склады, где в сундуках хранились товары и предметы обихода.

Лавка, в которой посадские люди вели торговлю, была выставлена наружу - то есть в сторону улицы. в принципе, была у всех слоев посадского населения одинакова. Однако зажиточные люди покупали более дорогую посуду, имели драгоценные украшения, могли позволить себе иностранные товары. Грамотные купцы имели книги, что свидетельствует о подъеме культуры.